Вездеходы и снегоболотоходы

Адаптер к мотоблоку мтз чертежи. Навесное оборудование для мотоблоков мтз

Мотоблок МТЗ — это серия техники, которая выпускалась минским тракторным заводом для выполнения сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ.

Устройство и технические характеристики моделей мотоблоков МТЗ

Данное устройство работает при любых температурных и погодных условиях. Также его можно модернизировать своими руками.

Технические характеристики мотоблоков МТЗ не уступают аналогичным моделям иностранного производства.

МТЗ-05

Технические показатели мотоблока МТЗ-05:


Данная техника предназначена для следующих видов работ:

  • вспашка грунта небольшой плотности;
  • боронование;
  • культивация;
  • междурядная обработка различных овощных культур (благодаря конструкции, в которой отсутствует рама, во время обработки растения не повреждаются);
  • транспортировка грузов, вес которых не превышает 500 кг.

В комплектацию входит инструкция по эксплуатации, в которой подробно расписаны все возможности этого технического средства и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.

МТЗ-06

Показатели техники МТЗ-06:

Мотор Карбюраторного типа с системой воздушного охлаждения
Мощность 5,5 лошадиных сил
Тип сцепления Фрикционный, многодисковый
Тип коробки передач Механический
Количество скоростей 4 передние передачи

2 задние передачи

Тип колес Пневматический
Ширина колеи, м До 0,7
0,7
Глубина обработки почвы, м 0,3
Вал отбора мощности Да
1000
Тип управления Рулевой
Радиус разворота, м 1
Объем бака для горючего, л 6
Максимальная рабочая скорость, км/ч 15
Тип дифференциала Шестеренчатый
Гарантия 1 год
Габариты техники, м 1,8*0,86*1,07
Масса, кг 135

Данная модель — это техника производства МТЗ с двигателем, работающим на дизельном топливе, и со встроенной системой охлаждения воздушного типа.


На мотоблок можно установить дополнительное оборудование, например грунтозацеп, окучники, фрезы и т.д. Дополнительное оборудование присоединяется при помощи троса сцепления.

МТЗ-08

Технические показатели модели 08:

Двигатель GX240K1S1 Honda
Расстояние дорожного просвета, м 0,29
Радиус поворота, м 1
Колея, м До 0,7
Рабочая температура -20°…+30°С
Передачи переднего хода 4
Передачи заднего хода 2
Максимальная рабочая скорость движения, км/ч 11,6
Номинальная частота вращения маховика, об/мин 1200
Мощность двигателя 9 лошадиных сил
Муфта сцепления Многодисковая с ручным управлением, работающая на масле
Тип коробки передач Механический
Расход топлива, г/квт. ч 319
Максимальная масса перевозимого груза, кг 650
Колесная формула 2*2
Вал отбора мощности Да
Реверс Да
Размеры, м 1,78*0,85*1,07
Вес, кг 176

Для присоединения дополнительного оборудования в конструкции предусмотрена специальная сцепка.


На верхней крышке корпуса находится штанга рулевого типа, на ней расположены органы управления мотоблоком. Силовая передача мотоблока состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи, дифференциала и конечных передач.

МТЗ-09

Данная модель мотоблока имеет следующие характеристики:


Среди плюсов данной модели можно выделить:

  • Неприхотливость к топливу. Силовая установка работает на бензине АИ-92 и АИ-95.
  • Надежный корпус, выполненный из чугуна.
  • Предусмотрена возможность регулировки оборотов двигателя.
  • Нет тросов.
  • Низкий уровень шума во время выполнения работ.
  • Эргономичная рукоятка.
  • Широкий выбор дополнительного оборудования. Например, почвенная фреза, универсальный окучник, навесной отвал и т.д.
  • В цилиндре есть чугунная гильза, что дает возможность использовать агрегат в тяжелых условиях.

МТЗ-12

Технические показатели тяжелого мотоблока МТЗ-12:

Тип двигателя Четырехтактный, карбюраторный
Система охлаждения Воздушная
Мощность мотора 11 лошадиных сил
Количество передач вперед 4
Количество передач назад 2
Тип дифференциала Шестеренчатый, конический с 2 сателлитами с принудительной блокировкой
Сцепление Многодисковое
Управление Ручное
Максимальная скорость движения, км/ч 9,6
Колея, см До 70
Глубина обработки грунта, см 30
Максимальный вес прицепа, кг 650
Вал отбора мощности Да
Скорость валового вращения, об/мин 1000
Размер колес, см 15*33
Габариты, м 1,89*0,85*1,01
Масса, кг 148

Мотоблок оснащен пневматическими колесами и рукояткой, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона. Здесь установлена механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен.


На МТЗ 12 можно установить множество дополнительного оборудования, вес которого не должен превышать 30 кг, например, это может быть, окучник, снегоочиститель, культиватор и т.д. Также предусмотрена возможность переделать технику в мини-трактор.

Ремонт и модернизация

Ремонт мотоблока МТЗ предусматривает: замену двигателя, регулировку сцепления, ремонт КПП, замену маслу, устранение утечек и т.д.

Все запчасти находятся в свободном доступе, что помогает сократить время, затраченное на ремонт техники.

Как сделать свет на мотоблоке МТЗ

Если у техники есть собственный генератор, то необходимо лишь установить фонарь. Для этого нужно подготовить:

  • электрическую дрель;
  • паяльник;
  • отвертку;
  • гаечный ключ;
  • кусачки;
  • термоусадочную трубку;
  • электрический кабель;
  • фару;
  • габаритные и поворотные фары.

Порядок действий:

  1. К корпусу прикрутить основание осветительных приборов.
  2. Фару вынести на отдельный кронштейн.
  3. На рулевую колонку установить кнопки включения фонаря, поворотных и габаритных огней. Зафиксировать их хомутами.
  4. Протянуть электрический кабель в гофрированную трубку, а саму трубку притянуть к рулевой колонке и раме так, чтобы не было провисаний.
  5. Присоединить провода к генератору и клеммам.
  6. Запустить двигатель и проверить работоспособность осветительной системы.
  7. Все скрутки и места соединения изолировать.


Для того чтобы освещение было постоянным даже при небольшой нагрузке, рекомендуется установить стабилизатор.

Какое масло заливать в двигатель мотоблока

Существует несколько вариантов масла, которое можно заливать в двигатель мотоблока:

  1. API CJ-4. Используется для агрегатов мощностью 10-12 лошадиных сил.
  2. API CH-4. Оно подходит для четырехтактных двигателей, работающих на дизеле.
  3. API CF-2. Данный вариант подходит для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях. В составе есть присадки, которые защищают внутренние детали двигателя от быстрого износа.

Заливать масло в коробку нужно до обозначенной отметки, не проливая его.

Как утяжелить мотоблок

Чтобы самостоятельно утяжелить агрегат, необходимо подготовить:

  • 2 гири по 5 кг;
  • 2 блина по 10 кг;
  • 2 корзины сцепления, взятые от автомобиля или трактора;
  • кусок шестигранного полнотелого профиля;
  • 2 мотоблочные шплинты.

Порядок действий:

  1. От профиля отрезать 2 куска по 5 см каждый. Просверлить в них отверстия для шплинтов.
  2. Прикрепить отрезанный кусок к блинам от штанги.
  3. Вставить шестигранник в отверстие от грифа и приварить его.
  4. Прикрепить корзину сцепления к блину при помощи сварки.
  5. Присоединить к сцеплению гирю.
  6. Все покрасить и дать краске высохнуть.
  7. Проделать те же действия для второго колеса.


Такой метод позволяет сделать мотоблок тяжелее на 50 кг.

Можно добавить вес корпусу техники:

  1. Изготовить каркас или взять блин (25 кг) и приварить его к корпусу, а затем закрепить болтом.
  2. В каркасе нужно прорезать отверстие для слива масла.

Навесное оборудование

К мотоблокам можно присоединить широкий спектр навесного оборудования, например культиватор, тракторный адаптер, борон и т.д.

Адаптеры

Адаптер к мотоблоку МТЗ устанавливается для удобства водителя. Такое оборудование позволяет пользователю работать в положении сидя, а не стоя. Оно помогает увеличить скорость работы, например, если раньше скорость была 5 км/ч, то с адаптером она увеличится до 10 км/ч.

Прицепы

Данное дополнительное оборудование используется для транспортировки малогабаритных грузов.

Размеры прицепа для мотоблока должны быть следующими:

  • длина — 1,4 м;
  • ширина — 1 м.

Такое оборудование способно перевозить грузы массой до 350 кг.

Фреза

Почвофреза — это оборудование, предназначенное для эффективного культивирования плотных и тяжелых грунтов, удаления сорняков путем наматывания.


Типы фрез:

  • шестизубчатая;
  • семизубчатая;
  • внутренняя;
  • наружная;
  • разборная.

Плуг

Оборотный плуг необходим для вспахивания почвы. Он крепится к мотоблоку при помощи сцепки.

Регулировка плуга включает в себя:

  • регулировку заглубления;
  • регулировку угла наклона самого агрегата и полевой доски относительно носа лемеха.

Копалка

Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.

Схема картофелекопателя включает в себя такие детали, как:

  • сошка;
  • полевая планка;
  • наконечник-лапа культиватора;
  • зубья.

Чтобы сделать копалку самостоятельно, нужно:

  1. Вставить выходную ось копалки в левое боковое отверстие кожуха.
  2. Выполнить монтаж звездочки с подшипником, кольца для распорки и промежуточной распорной втулки.
  3. Вставить входную ось в отверстие кожуха справа.

Косилка

Роторная косилка необходима для скоса травы.

Плюсы данного дополнительного оборудования:

  • скошенная растительность укладывается в валки;
  • диски имеют простую конструкцию;
  • его легко ремонтировать.


Снегоуборщик

Используется для расчистки дорог и участков от снега в зимний период. Рекомендуемый режим работы — 4 км/ч.

Во время эксплуатации необходимо учитывать толщину снежного покрова.

В инструкции снегоуборщика прописано, на какую толщину заноса рассчитан ковш.

Что можно сделать своими руками

Самостоятельно можно сделать следующее дополнительное оборудование для мотоблока:

  1. Грабли для скоса травы. Широкую полосу листового железа нужно нарезать на отрезки по 10 см и приварить их к пластине в несколько рядов с интервалом 3-4 см. К этой же пластине приварить длинные тяги для крепления к раме мотоблока. Для плавности хода самодельные грабли можно дополнить роликами.
  2. Отвал для очистки территории от снега. Его делают из 2 сваренных вместе кусков швеллера. Снегоуборщик крепится к передней части корпуса при помощи болтов.
  3. Тележка и прицеп. Тележку можно сделать из уголка, швеллера и старых колес от автомобиля, а прицеп — из металлических профилей и досок.
  1. Его делают из металлического профиля, длиной от 160 до 180 см.
  2. Поперек профиля приваривают еще один профиль (50-60 см).
  3. К первому профилю приваривают раскосы (длина зависит от угла наклона относительно всей конструкции).
  4. К раме присоединяют рычаг управления при помощи сварочного аппарата.
  5. Сиденье прикрепляют на опору.


Работа с мотоблоком на больших площадях весьма затруднительна за счет того, что приходится постоянно ходить за ним. Это изнурительно физически, плюс необходимо направлять его в нужном направлении. С весом конструкции около 150 кг, это тяжело.

Облегчить процесс поможет адаптер - конструкция, которая подсоединяется к мотоблоку, и позволяет производить управление мотоблоком сидя. А все навесное оборудование уже далее присоединяется к нему. То есть Вы, фактически, получаете «мини-трактор» с несколько меньшими возможностями.

От производителя

От официального сморгонского завода такие машины не представлены, но другие производители предлагают Вам свои адаптеры.

Аналоги

Есть несколько вариантов аналогов адаптеров для мотоблока МТЗ от других производителей.

Пахотный модуль Целина

Самые объемные и частые работы на Беларусе связаны с обработкой земли и ее окучиванием. Пахотный адаптер устанавливается на мотоблок МТЗ-09Н, и позволяет подсоединить к нему фрезу, борону, окучник и плуг. Это значительно облегчит все рабочие процессы и плюс к этому управлять им вы будете сидя.

Адаптер Целина ПМ-05

Особенность адаптера Целина ПМ-05:

  • Данный адаптер снабжен пневматическими колесами размером 4×10. Предусмотрен ленточный тормоз на задние колеса, что помогает сделать управление более универсальным.
  • Размер колеи составляет 62 см.
  • Максимальная рабочая скорость составляет 10 км/ч. Большинство навесного оборудования работает с меньшей скоростью, поэтому этой скорости достаточно.
  • Весит пахотный адаптер 50 кг.

Хорсам ИС-2

Этот адаптер производится ОАО «ГМЗ» и представляет собой мини прицеп с сиденьем и рулем. Он предназначен для работы на садовых, огородных и приусадебных участках в любом климатическом поясе.

При помощи этого адаптера мотоблок МТЗ превращается в полноценный «мини трактор». Рабочее место оператора сделано с максимальным комфортом и универсальностью, руль выполнен в стиле мотоциклов.

Важно! Стоит понимать, что это не автомобиль, и нельзя применять его на дорогах общего пользования

При этом на него вынесены все основные рычаги управления Беларусом: газ, тормоз, сцепление, переключение передач (в том числе и задней), включение и выключение двигателя. И все это расположено грамотно и в управлении хорсом не возникает никаких проблем.

Кроме пахотной модели он совместим с большим количеством работоспособного навесного оборудования, таким, как:

  • Плуг, культиватор, окучник, борона;
  • Картофелесажалка/выкапыватель;
  • Ковш, отвал, снегоуборочное оборудование
  • Всевозможные косилки и др.

Картофелесажалка КС-1 Картофелекопалка КМ-1 Окучник ОК-2
Плуга ПУ-00.000-01
Культиватор-борона КБ-00.000 Отвал Снегоубощик СМ-0,6 Косилка роторная КРМ-1

К преимуществам Хорса можно отнести:

  • Компактные размеры;
  • Удобное рулевое управление;
  • Небольшая масса (всего 70 кг);
  • Одинаковый размер колеи задних и передних колес (70 см).

Самодельный вариант

Адаптер не является сложной конструкцией, и при желании можно изготовить даже самодельный вариант типа Хорса. Но все же более часто встречаются обычные адаптеры, в виде сиденья, для подсоединения к мотоблоку сзади.

Устройство самодельного адаптера

  • Самодельный адаптер для Беларуса изготавливается при помощи стального профиля, длинной примерно 170-190 см.
  • Перпендикулярно ему приваривается еще один такой же профиль длиной 50-60 см. Этот профиль будет отвечать за размер колеи. Если Вам необходимо более узкая борозда, уменьшите ее, если большая, то наоборот увеличьте.
  • На концах перпендикулярной базы прикрепите колесные стойки. Их высота обычно находится в пределах от 25 до 40 см.
  • После этого к втулкам привариваются дополнительные ребра жесткости – раскосы. Выбирать их размеры следует исходя из угла наклона конструкции.
  • Следующим этапом является изготовление рамы для соединения с навесным оборудованием. Ее боковые направляющие присоединяются к стойкам колес болтами.
  • К середине колесной рамы, где соединялись два профиля, устанавливается сиденье. Его необходимо поставить чуть выше рамы, чтобы можно было удобно расположить ноги во время движения самодельного адаптера с мотоблоком МТЗ. Подойдет любое, которое есть под рукой, главное, чтобы было удобным.
  • Дальность установки сиденья необходимо выбирать исходя от того, где будет расположен руль.

Видео обзоры

Обзор адаптера Хорсам ИС-2

Обзор изготовления самодельного адаптера на мотоблок МТЗ

Отзывы

Вот несколько отзывов, которыми поделились на форумах опытные владельцы адаптеров:

MartinM:

«На ровном участке при езде с адаптером проблем вообще никаких не возникает, точно так же, как и при обработке почвы плугом или фрезами. Единственным нюансом возникло движение Беларуса с адаптером и прицепом. При большом весе груза в прицепе, и наезде на кочку, мотоблок встает на дыбы. Если увеличить скорость такой проблемы не наблюдается.»

Andrey-67:

«Если Вы спросите, какой адаптер лучше, купленный или готовый, то однозначного варианта нет. С одной стороны Хорс хорош тем, что все практически готово. Но с другой стороны это все готово необходимо подгонять под свой МТЗ и свои потребности. Да и цена на него не маленькая. Лучше изготовить самостоятельно. Да это дольше, но зато он будет ориентирован под Вас и всегда можно будет подкорректировать его работу»

Прицепы

Прицепы являются неотъемлемой частью любого Беларуса и позволяют перевозить грузы на расстояния.

От производителя

Сморгонский завод предлагает купить такое транспортное средство у них.

Прицеп ПМ-00.000 - это стандартный вид прицепа, который присоединяется к мотоблоку при помощи сцепки. На переднем борту установлено сиденье для удобного передвижения с грузом и управление рулем Беларуса.

Особенность прицепа ПМ-00.000

  • Максимальная грузоподъемность его составляет 300 кг. А сама масса прицепа - 200 кг.
  • Прицеп оборудован пневматическими колесами. Дорожный просвет составляет 27 см. А размер колеи – 120 см.
  • Кузов выполнен из высококачественной стали. Его общая площадь составляет 2,36 м 2 , или 0,705 м 3 в объеме.
  • Габаритные размеры прицепа: 308 см в длину, 151 см в ширину и 92 см в высоту.

У этой телеги есть небольшой недостаток. Его платформа приварена к раме. И выгружать груз приходится самостоятельно.

Если транспортировать сыпучие вещества (например, зерновые культуры) намного удобнее самосвальные варианты.

Аналоги

У других производителей есть более усовершенствованная модель - прицеп МП-480.

Ее грузоподъемность составляет 500 кг. Каркас дополнительно усиливается для придания прицепу более стабильных эксплуатационных свойств и недопущения опрокидывания во время работы.

Особенность прицепа МП-480

  • Обладает откидным бортом, благодаря которому можно с легкостью высыпать груз из прицепа.
  • Если высоты кузова не хватает, то можно дополнительно нарастить ее при помощи специальных щитов, которые идут в комплекте с телегой.
  • Под сидением расположен удобный ящик для перевозки различных инструментов, что позволяет всегда держать их под рукой и при необходимости провести ремонтные работы с телегой.

Есть большое количество прицепов на разный вкус и цвет, например: ТМ-360 и 350 производства Беларусмаш, ТМ 500-700 акимовского металлургического завода и т.д. Но их конструкции схожи между собой.

Прицеп ТМ-500
Прицеп ТМ-350
Прицеп ТМ-360

Единственное отличие - самосвальный он или нет. При выборе прицепа обязательно учитывайте этот момент.

Самодельный вариант

На самом деле нет ничего лучше, чем то, что изготовлено своими руками. А с прицепом и проблем никаких нет. И особых навыков иметь не нужно. Если есть под рукой шасси, металл, болгарка и сварочный аппарат, то можно изготовить прицеп самостоятельно.

Устройство прицепа

  • Для начала необходимо сделать раму. Для рамы лучше всего использовать квадратную трубу.
  • После переходим к кузову. Во время сборки кузова необходимо предусмотреть возможность откидывания бортов, это значительно облегчает погрузочно-разгрузочные работы. А при желании можно даже сделать самосвальный вариант, чтобы и выгружать не нужно было.
  • Затем просто собрать это все воедино, и установить удобное сиденье впереди, поскольку без него езда на мотоблоке МТЗ с прицепом будет невозможна. Дальность сиденья необходимо рассчитать в зависимости от положения руля, чтобы управление было удобным.

Если Вас заинтересовал вопрос изготовления самодельной тележки для Беларуса, то можно посмотреть на форумах, там есть большое количество информации, которая касается чертежей, схем, размеров прицепов, объясняются нюансы сборки самосвальных и обычных телег и многое другое.

Видео обзор

Обзор работы самосвального прицепа на МТЗ-08МТ

Как можно превратить мотоблок в минитрактор и какие бывают прицепы для мотоблока? Существуют ли заводские устройства для расширения функционала? В этой статье мы расскажем о переделке двухколёсного пешеходного трактора в полностью самоходное четырёхколёсное ездовое устройство.

В предыдущих обзорах мы рассматривали оборудование, которое делает из простого мотоблока (МБ) производственный агрегат, выполняющий полезную работу. В этой статье мы расскажем про адаптеры (посадочно-рулевые устройства) и прицепное оборудование для МБ, с помощью которых можно будет получить примитивный минитрактор для работ по хозяйству.

Установка двух дополнительных колёс — мера, очень популярная среди фермеров. Сельское хозяйство отнимает много сил, а они у человека ограничены. Модернизация мотоблока даёт его хозяину ряд преимуществ.

Облегчение работы оператора. Не нужно больше водить МБ за ручки, тратя все силы на хождение позади него.

Реализация тягового потенциала. Осевое, стационарное и активаторное навесное оборудование раскрывает примерно половину мощности МБ. Его реальные способности проявляются именно в работе с прицепами и адаптерами.

Расширение функционала. Помимо сугубо транспортных качеств МБ приобретает возможность проявлять себя в новых видах деятельности. Например, осваивать больше посадочного материала и расходовать жидкости для опрыскивания сотнями литров.

Преимущество «своего хода». Не требуется перевозить его к отдалённому месту работы на отдельном транспорте.

Простота управления. МБ не нужно удерживать на весу и направлять всю массу в нужную сторону.

Все перечисленные качества становятся доступными при использовании прицепного оборудования. Оно делится на два основных вида — прицепы (телеги) и адаптеры. Мы рассмотрим их в порядке от простого к сложному.

Прицепы

Конструктивно аналогичны любому известному виду двухколёсных транспортных прицепов. Встречаются устройства с двумя парами колёс, но это скорее экспериментальные модели. Установка дополнительной пары не оправдывает себя — грузоподъёмность прицепа возрастает в 2-2,5 раза, но мощность двигателя остается ограниченной. На заводском прицепе всегда предусмотрено посадочное место для оператора, иногда целая скамья (короб) на полную ширину. Некоторые модели приспособлены для цистерн до 300 л или имеют систему креплений для них.

По функционалу различают бортовые и самосвальные устройства. При желании можно приобрести раму с колёсами отдельно в качестве базы для индивидуальной компоновки. На цену и удобство езды существенно влияет наличие пневматических колёс. Для удобства некоторые производители адаптируют оси под автомобильные колёса распространённых моделей: «Лада», «Таврия», «ИЖ». 90% прицепов снабжены тормозами. Самоходная сцепка может развивать скорость до 30 км/час, при этом расход топлива увеличивается в 1,5-1,7 раза по сравнению с пешеходным вариантом.

Особняком в этой категории стоят приводные прицепы. Они имеют оси с червячным редуктором и карданный вал, соединённый с валом отбора мощности мотоблока. Этот вид оборудования используется только на самых мощных МБ и даёт наибольшую эффективность ездовых свойств. Максимальная грузоподъёмность всего устройства — 350-750 кг при собственной массе от 90 до 200 кг.

Прицепы для мотоблока:

Модель Производитель Размер борта, мм Грузоподъёмность, кг Колёса Борт Цена, руб.
«БУЛАТ ПМБ-1» Украина 1100х1300 350 литые в комплекте борт 8000
«Мотор Сич АД-2В» Украина 1200х1300 350 литые в комплекте борт 9500
«БУЛАТ ПМБ-1У» Украина 1100х1400 450 пневмо не входят в комплект самосвал 9800
«БУЛАТ ПМБ-2У» Украина 1300х1700 550 пневмо не входят в комплект самосвал 11200
«Мотор Сич ТС-1» Украина 1200х1300 350 пневмо в комплекте самосвал 11500
«Мобил К ТПМ-350-1» Россия 1000х1300 350 литые в комплекте самосвал, оцинковка 15800
PRORAB TT-502 Китай 1100х1500 380 литые в комплекте самосвал 16000
«КАДВИ ПМ-04» Россия 1150х1200 500 литые/пневмо опционально борт 16400
Grillo G55-107 Италия-Россия 1250х1400 350 пневмо в комплекте борт 25000
«Кадви АМПК-500», полный привод Россия 1100х1100 500 литые в комплекте борт 32000
«Беларус МТЗ-750» Белоруссия 1200х1650 750 литые в комплекте борт 38000

Адаптеры для мотоблока (АМБ)

Адаптер — это двухколёсное прицепное устройство, позволяющее выполнять на четырёх колёсах полезную работу (помимо транспортировки), предусмотренную функционалом мотоблока. Поскольку он крепится на месте задней навески, в его задней части предусмотрена подвижная серьга или рамка, которая позволяет не только крепить орудия, но и регулировать их наклон прямо на ходу. Регулировочный механизм (привод серьги) может быть тяговым или рычажным.

Обязательный атрибут АМБ — посадочное место для оператора. Штатные органы управления мотоблоком полностью ручные, что позволяет использовать их в сидячем положении. Дополнительное преимущество это даёт при разработке плотной почвы — вес оператора помогает заглублять плуг.

Человек всегда стремится к лучшему и этот факт не мог не отразиться на рабочих механизмах. Продолжительная работа в поле заставила задуматься об удобстве управления, и мотоблок снова подвергли модернизации на заводах. В результате свет увидели посадочно-рулевые модули (ПРМ). Они делятся на два типа:

  • адаптерный
  • рамный

Адаптерный ПРМ (АПРМ) представляет собой отдельный прицеп, расположенный на ведомой части сцепки, вместе с креслом оператора. Сцепление КПП мотоблока в основном подводится к педали. Обычно АПРМ оснащён рулевым колесом, тяги которого приведены в район колёс мотоблока, либо в узел сцепки.

Преимущество компоновки АПРМ:

  • баланс веса по осям;
  • быстрая сборка-разборка конструкции;
  • не требуется существенная переделка органов управления.

Недостатки:

  • подвижная сцепка — худшая устойчивость;
  • неудобная посадка оператор (тяжело при длительной работе).

Адаптерные посадочно-рулевые модули:

Модель Производитель Цена, руб.
«Булат 810» (сиденье с колесом) БУЛАТ, Украина 4500
Адаптер АПМ-100 (без сцепки) НЕВА, Россия 8000
Прицепной адаптер БУМ-2 БУЛАТ, Украина 8500
ПМ-05 Аврора, Россия 10000
Green Field CN-80 Green Field, Китай 10000
Прицепной адаптер БУМ-1 БУЛАТ, Украина 11000
GS 81-101-12 GS, Китай 12000
Адаптер АПМ-350 без кузова НЕВА, Россия 14500
Адаптер АПМ-350 с кузовом НЕВА, Россия 15850
Посадочно-рулевой модуль «Прогресс» Прогресс, Россия 34000

Рамный ПРМ (РПРМ) представляет собой полноценную прямоугольную раму, снабжённую необходимыми приспособлениями для управлением ходовой частью и КПП. Тяги руля подведены к передней ведомой паре колёс. Двигатель находится либо позади оператора, либо под ним.

Преимущество компоновки РПРМ:

  • устойчивость за счёт жёсткой рамы;
  • вся масса от МБ и оператора передаётся рабочему органу (плугу);
  • более удобная посадка и расположение органов управления.

Недостатки:

  • для возврата МБ в исходное состояние потребуется обратная переделка;
  • требует существенной адаптации органов управления.

В итоге некоторые производители мотоблоков предложили своим клиентам готовый заводской набор для переоборудования МБ в минитрактор. Он включает в себя следующие приспособления:

  1. Несущая рама.
  2. Защитные кожухи (для ремней).
  3. Крылья.
  4. Тормозной бачок и цилиндр.
  5. Рычаги блокировки полуоси.
  6. Барабан тормоза с опорным диском.
  7. Рулевая колонка.
  8. Задняя подъёмная рамка (серьга).
  9. Комплект для установки почвофрезы.

Набор стандартный и примерно одинаковый у всех производителей. При выборе обратите внимание на конструкцию оси — она должна предусматривать возможность установки автомобильных колёс.

Комплекты для переоборудования мотоблоков:

Ассортимент таких изделий растёт не по дням, а по часам. Востребованность их очевидна, поскольку даже самый дешёвый китайский минитрактор обойдётся минимум вдвое дороже, чем мощный (китайский) мотоблок, оборудованный адаптером. Таким образом, перед фермером открывается перспектива иметь в хозяйстве два маленьких трактора по цене одного. Выбор очевиден.

Мотоблоки МТЗ – сельскохозяйственная техника, которая производятся Минским тракторным заводом. Огромное количество моделей находит свое применение в различных областях деятельности покупателя.

Навесное оборудование для мотоблоков: что это такое и где можно приобрести?

Человек, приобретающий мотоблок для своих целей, наверняка знаком с понятием навесного оборудования и концепцией его использования.

Навесное оборудование для мотоблоков МТЗ (и продукции не только этого тракторного завода) включает в себя:

  • косилки, измельчители, плоскорезы;
  • картофелесажалки, картофелекопатели, окучники;
  • плуги, почвофрезы;
  • прицепы, сеялки, ступицы.

Конечно, это не полный список того, что мы можем упомянуть, говоря о навесном оборудовании, но данный список дает, по крайней мере, небольшое представление об этих устройствах.

Адаптер представляет собой сиденье, соединенное с одним, двумя или больше колесами. Один из самых простых способов – пойти и купить уже готовый адаптер и успешно его использовать. Но! Для тех, кто хочет попробовать себя в роли техника-конструктора и испытать свои возможности, существует способ своими руками смастерить адаптер к блоку МТЗ. На самом деле это не так страшно, как может показаться на первый взгляд.
Существует множество сайтов, на которых изложена подробная информация о том, как сконструировать адаптер. К тому же сделанное собственноручно устройство гарантированно прослужит такой же период времени, как и приобретенное в магазине. Нужно только внимательно прочитать инструкцию, следовать ей и уверенно приниматься за работу. Главное то, что сделать такой адаптер своими руками вполне возможно.

Навесное оборудование к мотоблоку МТЗ: сцепка, косилка, копалка

Некоторое навесное для мотоблока МТЗ можно изготовить своими руками. И не следует ограничиваться одним адаптером. Существует множество способов сделать своими руками и другие устройства, например, сцепку, косилку или копалку. Для начала следует разобраться, что представляет собой каждая из этих частей.

Где использовать косилку и копалку?

Косилка используется для скашивания трав разной высоты. Это также является одним из типов навесного оборудования для мотоблоков.

Копалка (картофелекопалка) применяется для выкапывания чего-либо. Выбор этого оборудования зависит от общих характеристик мотоблока.

Что такое сцепка?

Сцепка представляет собой сцепной узел, соединяющий мотоблок с различным оборудованием (картофелесажалкой и т.д.). Мотоблочные сцепки позволяют контролировать угол наклона при выполнении тех или иных работ.

Бороним землю

Для того чтобы сеять, почву всегда вспахивают (боронят). Поэтому для современного агрария борона – одно из важнейших оборудований.

Найти чертеж бороны не составит труда – множество их представлено на различных сайтах.

Делаем своими руками

Все эти устройства можно изготовить своими руками. На многочисленных интернет-ресурсах изложены тщательно продуманные чертежи, позволяющие сконструировать такое оборудование у себя дома. Особенно много чертежей имеется для сцепок, можно подобрать именно ту, которая вам подходит, и приниматься за дело.

Кроме того, если вы хотите самостоятельно сделать навесное оборудование и быть уверенным в том, что оно прослужит долгое время, следует учесть, что существует возможность сконструировать и борону для мотоблока.

В чем состоит важность мотоблока и навесного оборудования?

Мотоблок представляет собой универсальное устройство ‒ разновидность малогабаритного трактора. Для обычного дачника мотоблок – отличное решение. Оператор, который совершает управление мотоблоком, идет вслед за машиной, тем самым обрабатывая почву определенным способом. Мотоблоки применяются для вспашки, окучивания и т.п. почвы.

Кроме этого, может использоваться культиватор. Как правило, это устройство используют для рыхления, борьбы с сорняками, влагосбережения, окучивания и т.п. Выбирая навесное оборудование, следует учесть все критерии и требования. Если вы решили сконструировать подобное оборудование собственноручно, то внимательно ознакомьтесь с инструкцией и чертежами, подберите то, что подходит именно вам.

Вы можете пойти путем наименьшего сопротивления и купить в магазине готовый адаптер к мотоблоку, тем более, что их имеется большое количество и разнообразие, Но, если вы обладаете технической творческой жилкой, то самостоятельно изготовить адаптер к мотоблоку своими руками не будет для Вас большим трудом при одновременном сохранении довольно ощутимых денежных средств, которые нужно было бы отдать за готовый адаптер.

Делаем адаптер к мотоблоку своими руками

Основа адаптера к мотоблоку изготавливается из прямоугольной трубы длиной 170 см. К ней приваривается поперек еще одна труба длиной 50 см, к которой должны крепиться стойки крепления колес адаптера. Высота этих стоек от верхней точки стойки до оси колеса адаптера равна 30 см. Можно приспособить колеса от обычной садовой тележки, а их внутренние втулки расточить на токарном станке. На втулки надевают подшипники нужного размера.

Затем ко втулкам колес адаптера и к центральной трубе следует приварить раскосы. Длина их может быть различной и определяется углом, который Вам нужно будет выдержать. После этого следует расчет и сварка рамы для навесного оборудования. Боковые трубы этой рамы крепятся к стойкам колес при помощи болтов. Болты должны быть достаточного диаметра, чтобы выдерживать различные механические нагрузки.

На задний торец рамы для навесного оборудования приваривается поперек швеллер (№ 10). Задний швеллер и боковые трубы рамы имеют одинаковую длину 40 см., вследствие чего рама имеет квадратную форму. Также к раме приваривается рычаг с тремя “коленами”, имеющими длины 30, 50, и 19 см. Сбоку на рычаг монтируется еще один рычаг длиной 75 см для увеличения прилагаемого усилия.

Такой адаптер к мотоблоку своими руками вполне уверенно едет по земле при работе на целине и на пашне. К нему можно сделать специальный отвал для уборки снега. Спереди адаптера находится сцепной узел, который также можно сделать самому или купить готовый.

Единственное на что нужно обратить внимание, это на то, что надежность как сцепки адаптера, так и самого мотоблока должна быть достаточно высокой. Сверху, к центральной трубе, приваривается металлическая “нога” для размещения сиденья. Вот, собственно, и все.

Схема и устройство адаптера к мотоблоку

Адаптер к мотоблоку представляет из себя прицеп с сиденьем выполняется на основе двухколесной рамы. Его назначение − облегчить работу с мотоблоком, который он трансформирует в устройство для перевозки грузов, подобное мини-трактору.

Адаптер обеспечивает существенное уменьшение трудоемкости выполнения сельскохозяйственных работ и повышает эффективность эксплуатации мотоблока во много раз. Стоит заметить, что тяжелые адаптеры бывают двух видов: длинные и короткие. Они могут стыковаться к разным мотоблокам. Также известен и легкий адаптер для фрезы, которая крепится к одному колесу мотоблока, в отличие от тяжелого адаптера.

Адаптеры, будучи основным звеном в соединении мотоблока и навесных устройств, оснащаются сидением, удлиненной или короткой станиной (дышлом) и сцепками. Конструктивно адаптер содержит двесцепки. Одна из них обеспечивает соединение адаптера с мотоблоком, а задачей второй является агрегатирование навесного оборудования: борон, плугов, культиваторов, копалок, косилок и т.д. Соединение навесных устройств с адаптером производится как правило одинарной сцепкой.В рабочее положение навесные устройства переводятся посредством ручного привода.

Сегодня производится много разных видов адаптеров, которые по основным признакам их конструкции можно отнести к двум основным видам: кузовные (универсальные) адаптеры пригодны как для сельскохозяйственных работ, так и для грузоперевозки; бескузовные − только для обработки.

К мотоблокам различной мощности стыкуются адаптеры с длинными или короткими дышлами. Адаптеры с короткими дышлами используются только на легких мотоблоках, а адаптеры с длинными дышлами – на тяжелых. Как правило модели адаптеров оснащены приспособлениями для регулировки ширины колеи, раздвижными дышлами, а также приводами опускания и подъема навесного оборудования.

Адаптер к мотоблоку своими руками чертеж

Переоборудование мотоблока в мини-трактор можно выполнить путем покупки и присоединения к агрегату адаптера, представляющего собой прицепную тележку, оснащенную сидением. Передний адаптер для мотоблока облегчит выполнение сельскохозяйственных работ и уменьшит затраты топлива.Однако при желании вы сможете сделать чертеж адаптера к мотоблоку для изготовления этого механического устройства своими руками, с которым будет нетрудно выполнить все сельхозработы на земельном участке.

Нужно учесть то, что адаптер должен включать раму, колесную пару, сиденье и сцепные устройства. Если вы изготовите адаптер для мотоблока, отличающийся надежностью конструкции, самостоятельно, то вам можно будет сразу садиться в его сиденье и приступить к садово-огородным работам на земельном участке, будучи совершенно уверенным в том, что все пройдет хорошо.

Кроме самого мотоблока при изготовлении адаптера к нему вам понадобятся:

  1. два колеса;
  2. уголок, лист и трубы стальные;
  3. сварочный аппарат;
  4. мягкое сидение;
  5. орудия для садово-огородных работ;
  6. набор инструментов.

Процесс трансформации мотоблока в мини-трактор включает следующие этапы:

1. Определение кинематической схемы мини-трактора.
Кинематическую схему можно либо сделать самостоятельно, причем главное внимание уделить обеспечению равновесия конструкции, чтоб не возникали дополнительные нагрузки, либо взять готовую схему (см. чертеж ниже), на которой кинематически изображен мини-трактор, сделанный из мотоблока Нева.


Двигатель силового агрегата (2), приводящий во вращение передние колеса (1), передает крутящий момент через цепь (3) на реверс-редуктор (4), а с него посредством карданной передачи (5) на задний мост (6), приводя во вращение задние ведущие колеса (7).

  • 2. Изготовление рамы адаптера к мотоблоку. При изготовления рамы нужно обязательно предусмотреть наличие вилки с втулкой для обеспечения поворота прицепа.
  • 3. Изготовление кузова адаптера к мотоблоку. Заготовкой для кузова послужит стальной лист.Высота бортов кузова должна составлять не менее 30 см.
  • 4. Установка сидения. Сидение крепится при помощи болтов к хребтовой балке рамы адаптера на расстоянии 80-85 см от ее переднего конца.
  • 5. Установка дополнительных навесных приспособлений (орудий труда).
  • 6. Проверка работоспособности готового мини-трактора.
  • 7. Покраска мини-трактора.

При необходимости можно докупить и дополнительно установить на адаптер такие сельхозорудия труда как:
плуг;
выкапыватель картофеля;
окучиватели;
борона;
скребок для уборки снега и пр.


Создав своими руками мини-трактор, оборудованный дополнительными навесными устройствами, можно существенно повысить производительность садово-огородных работ и круглогодично, практически не прикладывая особых усилий, вспахивать, окучивать или убирать свой огородный участок.

Адаптер для мотоблока своими руками видео подборка