Отопление, обогреватели, котлы

Бхагаван Шри Раджниш (Ошо)Баланс тела-ума. Как научиться слушать и понимать свое тело

Annotation

Баланс тела-ума

Предисловие

1. Разум тела

2. Разоблачение жизнеотрицающих стереотипов

3. Основные условия хорошего самочувствия

4. Симптомы и решения

5. Исцеляющие силы медитации

6. Двери в сознание

7. Общение с телом - активная медитационная терапия Ошо

Баланс тела-ума

Как научиться слушать и понимать своё тело

Практическое руководство

A Guide to Making Friends with Your Body

Body-Mind-Balancing

Многие болезни нашего физического тела возникают из-за того, что мы потеряли с ним связь или стали относиться к нему враждебно.

Книга собрана из бесед, в которых Ошо с пониманием и любовью ведёт нас к осознанию нашей истинной целостности.

При помощи этой небольшой книги и направляемой медитации на CD вы сможете научиться разговаривать с телом и установить более гармоничный баланс тела и ума.

Простой, но мощный процесс направляемой медитации и расслабления, работающий с:

Бессонницей

Стрессом

Связанными с напряжением головными болями

Расстройствами пищеварения

Болями в шее и плечах

И другими проблемами

Гармонизация связи ума и тела приведёт к общему улучшению самочувствия и окажет поддержку другим оздоровительным программам, диетам и упражнениям.

Тело - это видимая душа

а душа - невидимое тело

Тело и душа никак не отделены друг от друга

они - части друг друга

части одного целого

быть ему благодарным

самый сложный механизм в существовании

Оно просто чудесно!

В нём есть вода океанов

в нём есть огонь звёзд и солнц

в нём есть воздух; оно сделано из земли

живой организм

Оно неустанно вам служит с момента зачатия

и будет служить до самой смерти

Оно сделает всё

что вы захотите

даже невозможное

Мы привыкли к идее, что мышление - основа нашей жизнедеятельности, а наш ум - основа всего. Но, игнорируя тело, мы погружаемся в болезни, напряжение и дискомфорт.

Как научиться быть расслабленным и радостным, здоровым телом и здоровым душой?

В этой книге, собранной из различных бесед, мы встречаемся с удивительно нежным и благодарным отношением к телу, которое Ошо пытается передать нам с любовью, юмором и глубоким пониманием природы человека. Он подводит нас к пониманию истинной ценности нашего физического тела, его разумности и силы.

В восстановлении баланса между умом и телом Ошо видит возможность сделать нашу жизнь более наполненной, радостной и счастливой.

К книге прилагается CD с записью направляемого медитационного процесса, который может помочь при бессоннице, стрессе, связанных с напряжением головных болях, расстройствах пищеварения, болях в шее и плечах и других проблемах.

Советы или рекомендации, приводимые в данной книге, не предназначены для того, чтобы заменить собой услуги лечащего врача, психотерапевта или психиатра; эта книга не выступает в качестве альтернативы профессиональному медицинскому лечению и не предлагает ни диагноза, ни лечения каких-либо конкретных медицинских или физиологических проблем, если они у вас есть. Прежде чем начать интенсивные упражнения, которые могут входить в некоторые медитационные техники, проконсультируйтесь с врачом.

© 2004, Osho International Foundation, Switzerland.

© Swami Dhyan Ishu, Publishing House «DeAn», 2006

© Потапова И. A. (Ma Prem Puja), перевод, 2006

© Оформление. ОАО «Издательская группа «Весь» «,2006

Предисловие

Миру нужно совершенно нового рода образование, в саму основу которого заложено, что каждого нужно ввести в молчание сердца, - другими словами, в медитацию, - и каждого нужно научить быть сострадательным к собственному телу. До тех пор, пока вы не сострадательны к собственному телу, вы не можете быть сострадательным и ни к кому другому. Тело - живой организм, и он не причинил вам никакого вреда. Он неустанно вам служит с момента вашего зачатия и будет служить до самой смерти. Он сделает всё, что вы захотите, даже невозможное, но никогда вас не ослушается.

Нельзя даже вообразить другой подобный механизм, настолько же послушный и мудрый. Если вы осознаете все функции своего тела, то удивитесь: вы никогда не думали, что всё это делает тело. Оно так чудесно, так таинственно. Но вы никогда в это не заглядывали. Вы никогда не беспокоились о том, чтобы ознакомиться со своим телом, но притворялись, что любите других. Вы этого не можете, потому что все другие люди доступны вашему восприятию только как тела.

Тело - величайшая тайна во всём существовании. Его тайна нуждается в любви; его тайны, его жизнедействие - нуждаются в пристальном исследовании…

К несчастью, религии были абсолютно телоненавистническими. Но это даёт явственный намек, очевидно указывает, что если человек научится мудрости тела и тайне тела, он никогда не станет заботиться о священнике и Боге. Он найдёт величайшую из тайн внутри себя и внутри тайны тела - сам алтарь своего сознания.

Как только человек начинает осознавать собственное сознание, собственное существо, нет никакого Бога выше него.

Только такой человек может быть уважительным к другим человеческим существам, к другим живым существам, потому что они настолько же таинственны, что и он сам, - разные формы выражения, многообразие, от которого жизнь становится богаче. И как только человек находит сознание в самом себе, одновременно он находит ключ к высочайшему. Никакое образование, которое не учит любить тело, которое не учит быть сострадательным к телу, которое не учит проникать в его тайны, не сможет вас научить, как войти в собственное сознание.

Тело открывает двери - тело служит трамплином. И любое образование, которое не касается темы тела и сознания, не только абсолютно незаконченно, но и крайне вредно, потому что оно не принесёт ничего, кроме разрушения. Только цветение сознания внутри вас предотвращает разрушительность и сообщает вам непреодолимое желание творить - создавать в мире больше красоты, больше комфорта. Человек нуждается в лучшем теле, в более здоровом теле. Человек нуждается в более сознательном, бдительном существе.

Человек нуждается во всём комфорте и во всей роскоши, которые готово ему предоставить существование. Существование готово дать вам рай, здесь и сейчас.

Тело - это видимая душа, а душа - невидимое тело.

Тело и душа никак не отделены друг от друга, они - части друг друга, части одного целого. Тело следует принимать, любить, почитать, быть ему благодарным…

Тело - самый сложный механизм в существовании - оно просто чудесно!

И блаженны те, кто изумляется чудесам.

Начните с чувства изумления собственным телом, потому что оно к вам ближе всего.

Ближайшая точка, в которой к вам приблизилась природа, в которой к вам пришло существование, - это ваше собственной тело. В нём есть вода океанов, в нём есть огонь звёзд и солнц, в нём есть воздух; оно сделано из земли.

Ваше тело символизирует всё существование, все стихии. И какая трансформация! Какие превращения! Посмотрите на землю, посмотрите на тело: какая трансформация, - а вы никогда не изумлялись этому чуду! Пыль превращается в божественное - возможна ли большая тайна? Можно ли ждать больших чудес? И свершение этого чуда вы видите каждый день. Из грязи рождается лотос… ...

Текущая страница: 3 (всего у книги 14 страниц) [доступный отрывок для чтения: 10 страниц]

Тело – ваш друг

Все религии учили вас бороться с природой. Все, что естественно, подвергается осуждению. Религии говорят, что вы должны достичь чего-то противоестественного, и лишь тогда вы сможете выбраться из тюрьмы биологии, физиологии, психологии, преодолеть все окружающие вас стены. Но если вы будете продолжать жить в гармонии с телом, с умом, с сердцем, тогда, – говорят религии, – вы никогда не сможете выйти за пределы самих себя. Именно в этом я возражаю всем религиям. Они вкладывают в ваше существо ядовитые семена, чтобы вы жили в теле, но не любили тело.

Тело служит вам семьдесят, восемьдесят, девяносто, даже сто лет, и нет другого механизма, который удалось бы изобрести науке и который можно было бы сравнить с телом. Его изощренность, чудеса, которые оно постоянно для вас совершает… а вы даже его не благодарите. Вы обращаетесь с телом, как с врагом, а тело – ваш друг.

Оно заботится о вас, как только возможно, пока вы бодрствуете, пока вы спите. Оно продолжает о вас заботиться даже во сне. Если вы спите, и у вас по ноге ползет паук, нога его сбрасывает, не беспокоя вас. У ноги есть собственный небольшой мозг. Ради таких мелочей нет надобности обращаться к центральной нервной системе, к мозгу – с этим может справиться и сама нога. Вас кусает комар, и руки сами его отгоняют или убивают, и ничто не тревожит ваш сон. Даже когда вы спите, тело постоянно вас защищает, и делает даже те вещи, которые ему делать не полагается. Руке не полагается иметь мозг, но, несомненно, в ней есть что-то, что можно назвать только небольшим мозгом. Может быть, в каждой клетке вашего тела есть свой небольшой мозг. А в теле клеток миллионы, миллионы небольших мыслительных центров, сохраняющих бдительность, всегда заботящихся.

Вы продолжаете есть всевозможные вещи, не заботясь о том, что происходит, когда вы их проглатываете. Вы не спрашиваете тело, сможет ли его механизм, его химия, переварить то, что вы съели. Но каким-то образом вашей внутренней химии удается продолжать работать почти столетие. В нем есть система автоматической замены частей, которые вышли из строя. Оно постоянно выбрасывает старые и создает новые, и вам ничего не нужно делать, все продолжается само собой. Тело обладает некой собственной мудростью.

Эти религии постоянно вам говорят: «Вы всегда должны бороться, должны двигаться против течения. Не слушайте тело, что бы оно ни говорило, делайте противоположное». Джайнизм говорит: «Тело голодно, пусть оно остается голодным. Морите его голодом, оно нуждается в таком обращении». Оно просто служит вам, без всякой платы с вашей стороны, без всяких льгот, без всякого отпуска – а джайнизм говорит идти против него: когда оно хочет спать, пытайтесь продолжать бодрствовать.

Конечно, это дает вам определенную силу эго. Когда тело хочет пищи, вы говорите «нет». В «нет» содержится большая власть. Вы – хозяин. Вы низводите тело до раба – и более того, принуждаете тело держать язык за зубами: «Делай все, что бы я ни решил; ты не должно вмешиваться».

Не боритесь с телом. Оно вам не враг, оно вам друг. Это подарок, данный вам природой. Это часть природы. Оно всеми возможными путями соединено с природой. Вы связаны не только с дыханием; вы связаны с лучами солнца, с ароматом цветов, с лунным светом. Связи окружают вас со всех сторон; вы – не отдельный остров. Отбросьте эту идею. Вы – часть всего этого континента, и все же… он дал вам индивидуальность. Вот что я называю чудом.

Вы – неотъемлемая часть существования, но все же у вас есть индивидуальность. Существование совершило чудо, сделало возможным нечто невозможное.

Будьте в гармонии с телом, будьте в гармонии с природой, с существованием. Вместо того, чтобы двигаться против течения, следуйте течению. Будьте в позволении . Позвольте жизни случаться. Ничего не вызывайте принуждением, даже во имя чего-то великого. Ни ради какой святой книги, ни ради какого святого идеала не нарушайте свою гармонию.

Нет ничего более ценного, чем быть в гармонии, в сонастроенности с целым.

Чтите жизнь, почитайте жизнь. Нет ничего более святого, чем жизнь; нет ничего более божественного, чем жизнь. А жизнь состоит не из великих вещей. Эти глупцы от религии вам говорили: «Делайте великие вещи», – но жизнь состоит из небольших вещей. Стратегия ясна. Они вам говорят: «Делайте великие вещи, что-то большое, что-то, за что ваше имя будут помнить потомки. Сделайте что-то великое». И конечно, это привлекательно для эго. Эго – это агент священника. У всех церквей, у всех синагог, у всех храмов есть лишь один агент – и это эго. Они не прибегают к услугам никаких других агентств. Никаких других агентств нет. Есть только одно агентство, и это эго – сделайте что-то великое, что-то большое.

Я хочу вам сказать: нет ничего большого, нет ничего великого. Жизнь состоит из очень небольших вещей. И если вы слишком увлечетесь так называемыми большими вещами, то упустите жизнь.

Жизнь состоит из того, чтобы смаковать чашку чая, беседовать с другом; совершать утреннюю прогулку, не ведущую никуда в особенности и не преследующую никакой цели, кроме самой прогулки, без точки назначения, без конца, когда в любой момент можно вернуться; жизнь состоит из того, чтобы приготовить еду для кого-то, кого вы любите; приготовить еду для себя, потому что вы любите и свое тело; из того, чтобы выстирать свою одежду, подмести пол, полить сад… эти небольшие вещи, очень небольшие вещи… поздороваться с незнакомцем, – что было совершенно не нужно, потому что у вас нет и не было к этому незнакомцу никакого дела…

Человек, который может поздороваться с незнакомцем, может поздороваться и с цветком, может поздороваться и с деревом, может спеть песню птице. Птицы поют каждый день, а вы совершенно не заботитесь о том, что хотя бы однажды нужно сделать ответный жест. Лишь небольшие вещи, очень небольшие вещи…

Относитесь с почтением к своей жизни. В этом почтении вы начнете почитать жизнь в других.

Призрак «так-надо»

Все наше образование – получаемое в семье, в обществе, в школе, в колледже, в университете – создает в нас напряжение. И основание этого напряжения состоит в том, что вы не делаете того, что «надо».

И это продолжается всю жизнь; это следует за вами, как кошмарный сон, продолжает витать вокруг вас. Это «так-надо» никогда не оставляется вас в покое, никогда не позволяет вам расслабиться. Если вы расслабляетесь, оно говорит: «Что ты делаешь? Ты не должен расслабляться; надо что-то делать». Если вы что-то делаете, оно говорит: «Что ты делаешь? Ты должен немного отдохнуть, так надо, иначе ты сведешь себя с ума – ты и так уже на грани».

Если вы делаете что-то хорошее, оно говорит: «Ты дурак! Если делать хорошие вещи, это не окупается; люди тебя обманут». Если вы делаете что-то плохое, оно говорит: «Что ты делаешь? Ты готовишь себе дорогу в ад; тебе придется за это страдать». Оно никогда не оставляет вас в покое; что бы вы ни делали, оно всегда вас осуждает.

Этот судья был в вас внедрен. Это величайшее бедствие, случившееся с человечеством. И пока мы не избавимся от этого судьи внутри нас, мы не можем быть по-настоящему человечными, не можем быть по-настоящему радостными, не можем участвовать в праздновании этого существования.

Никто не может этого отбросить, кроме вас. И это проблема не только ваша, это проблема почти каждого человеческого существа. В какой бы стране вы ни родились, к какой бы религии вы ни принадлежали, неважно – католицизм, индуизм, коммунизм, ислам, джайнизм, буддизм, – неважно, к какого рода идеологии вы принадлежите, суть остается прежней. Суть состоит в том, чтобы создать в вас расщепленность, чтобы одна часть вас всегда осуждала другую. Если вы последуете первой, вас начнет осуждать вторая. Вы остаетесь во внутреннем конфликте, в состоянии гражданской войны.

Эта гражданская война должна быть отброшена, иначе вы упустите всю красоту, все благословение жизни. Вы никогда не сможете смеяться от всего сердца, никогда не сможете любить, никогда и ни в чем не сможете быть тотальны. Но только в тотальности человек расцветает, только в тотальности приходит весна, и ваша жизнь начинает приобретать цвет, музыку и поэзию.

Только в тотальности внезапно вы начинаете ощущать вокруг себя присутствие Бога. Но ирония в том, что эта расщепленность была создана самими вашими так называемыми святыми, священниками и церквями. Фактически священник явился величайшим врагом Бога на Земле.

Мы должны избавиться от всех священников; они являются коренной причиной человеческой патологии. Они привели всех и каждого в состояние перенапряжения, они распространили эпидемию невроза. И этот невроз стал таким повсеместным, что мы принимаем его как должное. Мы думаем, что это и есть жизнь. Мы думаем, что в жизни больше ничего не бывает – страдание, долгое, долгое, бесконечное страдание; болезненное, подобное агонии существование; автобиография, полная большого шума из ничего.

И если мы посмотрим на нашу так называемую жизнь, кажется, все так и есть, потому что в ней никогда не расцветает ни одного цветка, в сердце никогда не возникает ни одной песни, ни одного луча божественной радости.

Неудивительно, что разумные люди во всем мире задаются вопросом, в чем смысл жизни. «Почему мы должны продолжать жить? Почему мы так трусливы, что продолжаем жить? Почему мы не можем собрать немного храбрости, чтобы положить конец всему этому вздору? Почему мы не можем покончить с собой?»

Никогда раньше в мире столько людей не думало о том, что жизнь так абсолютно бессмысленна. Почему это случилось в эту эпоху? Это не имеет ничего общего с эпохой. Много веков, по крайней мере пять тысяч лет, священники продолжали причинять свой вред. Теперь эта деятельность достигла кульминационной точки.

Это не наша работа; мы – ее жертвы. Мы – жертвы истории. Если человек становится немного более сознательным, первое, что ему нужно сделать, – это сжечь все книги по истории… Забыть прошлое; оно было кошмарным. Начать заново, с самых азов, словно Адам только что родился. Начать так, словно мы снова в Эдемском саду, невинные, незагрязненные…


Один человек искал себе хорошую церковь и, в конце концов, пришел в такую, где все прихожане читали вместе со священником:

– Мы оставили несделанными те вещи, которые должны были сделать, и сделали те вещи, которых делать были не должны.

Этот человек опустился на сидение и вздохнул с облегчением, говоря себе:

– Слава Богу, наконец я нашел себе правильную компанию.


Делайте то, что хочет ваша природа, чего жаждут ваши внутренние качества. Не слушайте писаний, слушайте собственное сердце; вот единственное писание, которое я предписываю. Да, слушайте очень внимательно, очень сознательно, и вы никогда не ошибетесь. И, слушая собственное сердце, вы никогда не будете расщеплены. Слушая собственное сердце, вы начнете двигаться в правильном направлении, даже не раздумывая о том, что правильно, а что неправильно.

И весь секрет рождения нового человечества будет состоять в искусстве слушания сердца, сознательно, бдительно, внимательно. Следуйте ему всегда и во всем, идите, куда бы оно вас ни вело. Да, иногда оно заставит вас подвергнуться опасностям – но тогда вспомните: эти опасности необходимы, чтобы сделать вас зрелыми. Иногда оно заставит вас сбиться с пути – но вспомните снова, что из этих заблуждений состоит рост. Много раз вы будете падать. Поднимитесь снова, потому что именно так человек становится сильным – падая и снова поднимаясь. Именно так человек становится цельным.

Но не следуйте правилам, навязанным извне. Никакое навязанное правило никогда не может быть правильным, потому что эти правила были изобретены людьми, которые хотят вами управлять. Да, иногда в мире были и великие просветленные люди – Будда, Иисус, Кришна, Мухаммед. Они не давали миру правил, они дали миру свою любовь. Но рано или поздно ученики собираются и начинают создавать кодекс поведения. Как только мастера не стало, как только свет угас и они остались в глубокой тьме, они начинают нащупывать определенные правила, которым можно следовать, потому что теперь света, в котором они могли видеть, больше нет. Теперь им придется полагаться на правила.

То, что делал Иисус, было шепотом его собственного сердца, но то, что продолжают делать христиане, – не шепот их сердец. Они подражают, а в то мгновение, как вы начинаете подражать, вы оскорбляете свою человечность, вы оскорбляете своего Бога.

Никогда не будьте подражателем, всегда будьте оригиналом. Не становитесь штампованным отпечатком. Но именно это происходит во всем мире – ничего, кроме штампов…

Если вы оригинал, только тогда на самом деле жизнь становится танцем – а вам предназначено быть оригиналом. И никакие два человека не похожи, и мой образ жизни никогда не может стать вашим образом жизни.

Впитайте дух, впитайте молчание мастера, научитесь его духовному изяществу. Пейте как возможно глубже от его существа, но не подражайте ему. Впитайте его дух, вберите в себя его любовь, примите его сострадание, и вы сможете слушать шепот собственного сердца. А сердце говорит только шепотом. Сердце говорит очень негромко; его голос тих; оно не крикливо.

Забудьте все о том, что вам говорили: «Это правильно, это неправильно». Жизнь – не настолько застывшая. То, что правильно сегодня, может перестать быть правильным завтра, а то, что в это мгновение неправильно, в следующее может оказаться правильным. Жизнь нельзя разложить по полкам; нельзя так легко разметить ее ярлыками: «Это правильно, это неправильно». Жизнь – это не аптека, где на каждой бутылочке наклеена этикетка, и вы знаете, что где. Жизнь – это тайна; в одно мгновение что-то уместно, и тогда это правильно. В другое мгновение… – столько воды утекло в Ганге, это больше не уместно и стало неправильным.

В чем мое определение правильного? Правильно то, что гармонично с существованием, а неправильно то, что негармонично с существованием. В каждое мгновение вам придется быть очень бдительными, потому что в каждое мгновение это приходится решать заново. Нельзя полагаться ни на какие заготовленные заранее ответы: что правильно, что неправильно.

Жизнь движется так быстро; это – динамизм, не статичность. Это не застойный водоем, это – Ганг, и он постоянно течет. Жизнь никогда не остается прежней даже в два следующих друг за другом мгновения. Таким образом, что-то может быть правильным в это мгновение и не быть правильным в следующее.

Что же тогда делать? Единственный возможный выход для вас – стать настолько осознанными, чтобы самим решать, как откликнуться на изменяющуюся жизнь.


Старая дзэнская история.

Было два храма, и они соперничали. Оба мастера – должно быть, они были так называемыми мастерами, должно быть, на самом деле они были священниками, – они настолько не любили друг друга, что каждый из них велел своим последователям никогда даже не смотреть на другой храм.

У одного из священников был мальчик для поручений, для услуг, которого посылали за необходимым на рынок. Священник первого храма сказал этому мальчику-слуге:

– Никогда не заговаривай с мальчиком из другого храма. Эти люди опасны.

Но мальчики есть мальчики. Однажды они встретились на дороге, и мальчик из первого храма спросил второго:

– Куда ты идешь?

Другой сказал:

Наверное, в своем храме он слышал великие дзэнские учения. Поэтому он сказал:

– Туда, куда меня несет ветром.

Великие слова, сущее дао.

Но первый мальчик был очень смущен и обижен. Он не смог найти, что на это ответить. Он был разочарован и рассержен, и к тому же чувствовал себя виноватым: «Мой мастер мне запретил разговаривать с этими людьми. Эти люди действительно опасны. Что это за ответ? Он меня унизил».

Он пришел к своему мастеру и рассказал ему, что произошло.

– Я сожалею о том, что с ним заговорил. Ты был прав, это странные люди. Что это за ответ? Я его спросил: «Куда ты идешь?» – простой формальный вопрос, – хотя и так знал, что он идет, как и я, на рынок. Но он сказал: «Куда меня несет ветром».

– Я тебя предупреждал, – ответил мастер, – но ты не послушал. Теперь смотри, завтра встань на то же самое место. Когда он придет, спроси его: «Куда ты идешь?» – и он скажет: «Куда меня несет ветром». Тогда ты тоже можешь прибегнуть к некоторой философии. Скажи: «А что, если у тебя нет ног? Потому что душа бестелесна, и ветер никуда не может унести душу! Что ты скажешь на это?»

Он хорошо подготовился, всю ночь он снова и снова повторял эти слова, а на следующее утро, очень рано, он пришел на то же самое место, и точно в то же время появился второй мальчик. Первый мальчик был очень рад: сейчас он ему покажет, что такое настоящая философия.

– Куда ты идешь? – спросил он и стал ждать ответа.

Но второй мальчик сказал:

– Я иду на рынок купить овощей.

Что же теперь делать с той философией, которой он научился?


То же самое происходит и в жизни. К ней нельзя подготовиться, ее нельзя отрепетировать. В этом ее красота, в этом ее чудо, – она всегда застигает вас врасплох, всегда приходит как неожиданность. Если у вас есть глаза, вы увидите, что каждое мгновение полно неожиданности, и ни один заготовленный заранее ответ никогда не может быть уместен.

Я просто учу вас закону о внутреннем свойстве жизни: будьте послушны собственному существу, будьте светом самому себе и следуйте этому свету, и подобных проблем никогда не возникнет. Тогда, что бы вы ни сделали, значит, так было нужно, а если вы чего-то не сделали, значит, делать этого было не нужно…

И единственный способ оставаться в связи с жизнью, единственный способ не отставать от жизни – это не нести в сердце чувства вины, чтобы сердце оставалось невинным. Забудьте все о том, что вам говорили: что вы должны делать, чего не должны, – никто другой не может этого решать за вас.

Избегайте тех притворщиков, которые пытаются решать за вас; возьмите бразды правления в собственные руки. Решать вам. Фактически в самой этой решимости рождается ваша душа. Когда за вас решают другие, ваша душа остается спящей и притупленной. Когда вы начинаете решать за себя сами, появляется острота. Решать – значит рисковать, решение означает, что вы можете решить неправильно, – кто знает?…это рискованно. Кто знает, что будет дальше? Это рискованно, никакой гарантии нет.

Все старое предоставляет гарантию. Ему следовали миллионы и миллионы людей; как может ошибаться такое множество людей? Это предоставляет гарантию. Если такое множество людей говорит, что что-то правильно, наверное, так и есть.

Пойдите на любой риск, если это необходимо, чтобы вы стали индивидуальностью, и примите любой вызов, брошенный жизнью, если это отточит ваше существо и придаст вам блеск и разум.

Истина – это не верование; это сущий разум. Это вспышка ваших внутренних жизненных источников, это просветляющий опыт вашего сознания. Но, чтобы это случилось, вы должны обеспечить правильное пространство. А правильное пространство состоит в том, чтобы принять себя таким как есть… Ничего не отвергая, не становясь расщепленным, не испытывая никакого чувства вины.

Прекратить цепляться за страдание

Страдание, душевную боль, несчастье должно быть легко отбросить. Это не должно быть трудным: вы не хотите быть несчастными. Значит, за этой трудностью стоит какое-то глубокое осложнение. И это осложнение состоит в том, что с самого детства вам не позволяли быть счастливыми, быть блаженными, быть радостными.

Вас принуждали быть серьезными, а серьезность предполагает грусть. Вас принуждали делать вещи, которых вам никогда не хотелось делать. Вы были беспомощны и слабы, зависимы от окружающих; естественно, вам приходилось делать, что вам говорили. Вы делали все это, но неохотно, чувствуя себя несчастными, с глубоким сопротивлением. Так много вещей вас заставляли делать вопреки самим себе, что мало-помалу вам стало ясно одно: все, что вы делаете вопреки себе, правильно, а все, что вам не претит, обязательно окажется неправильным. И этот непрерывный процесс воспитания наполнил вас грустью, которая не естественна.

Быть радостным настолько же естественно, как естественно быть здоровым. Когда вы здоровы, вы не идете к врачу и не спрашиваете: «Почему я здоров?» О здоровье нет надобности ничего спрашивать. Но когда вы больны, вы тут же спрашиваете: «Почему я болен? В чем причина моей болезни, что ее вызвало?»

Совершенно правильно спрашивать, почему вы несчастны. Неправильно было бы спрашивать, почему вы блаженны. Вы были воспитаны в патологическом обществе, в котором быть блаженным без причины считается безумием. Если вы просто улыбаетесь, улыбаетесь без всякой причины, люди подумают, что у вас в голове разошлись какие-то контакты, – почему вы улыбаетесь? Почему вы выглядите таким счастливым? И если вы скажете: «Не знаю, я просто счастлив», – ваш ответ только укрепит их в убеждении, что с вами что-то не в порядке.

Но если вы несчастны, никто не спросит, почему вы несчастны. Быть несчастным естественно; несчастны все. В этом нет ничего особенного. Вы не делаете ничего уникального.

Эта идея постоянно утверждается у вас в бессознательном: несчастье естественно, блаженство неестественно. Блаженство нуждается в доказательствах. Несчастье не нуждается ни в каких доказательствах. Мало-помалу это просачивается в вас все глубже – входит в плоть и кровь – хотя, естественно, это против вас. Таким образом вас вынудили прийти в состоянии шизофрении; вам было навязано нечто противное вашей природе. Вас увели от самих себя, направив к чему-то, что не имеет к вам никакого отношения.

Вот что создает все несчастья человечества: никто в нем не там, где должен быть, никто не делает то, что должен делать. И поскольку он не может быть там, где ему нужно, – на что он имеет право от рождения, – каждый несчастен. И вы продолжаете уходить прочь от себя, дальше и дальше. Вы забыли дорогу домой. Где бы вы ни были, вы думаете, что это и есть ваш дом, – несчастье стало вашим домом, душевная боль стала вашей натурой. Страдание стало считаться здоровьем, не болезнью.

И если кто-то скажет: «Отбросьте эту несчастную жизнь, отбросьте это страдание, вы носите его с собой напрасно», – возникает очень значительный вопрос: «Но ведь это все, что у нас есть! Если мы это отбросим, то станем никем, потеряем всякую тождественность. По крайней мере, сейчас мы кто-то: кто-то печальный, кто-то несчастный, кто-то страдающий. Если мы все это отбросим, под вопросом окажется, кто мы такие, и в чем наша тождественность. Кто мы такие? Мы не знаем дороги домой, а ты отнимаешь это лицемерие, этот ложный дом, который был создан обществом».

Никто не хочет остаться голым посреди улицы.

Лучше быть несчастным – по крайней мере, вам есть что на себя надеть, хотя это и несчастье… но ничего страшного, все остальные носят точно такую же одежду. У тех, кто может себе это позволить, несчастья более дорогие. Те, кто этого себе позволить не может, несчастны вдвойне: им приходится жить в несчастье дешевого сорта, в несчастье, которым нельзя похвалиться. Таким образом, есть богатые несчастные люди и бедные несчастные люди. И бедные несчастные люди изо всех сил пытаются достичь статуса богатых несчастных людей. Существуют только эти две разновидности.

Третья разновидность оказалась совершенно забытой. Третья разновидность – это ваша реальность, в которой никакого несчастья нет. Свойственная человеку природа – блаженна.

Блаженство – это не то, чего следует достигать.

Оно уже есть; мы с ним родились.

Мы его никогда не теряли, мы просто ушли от него в сторону, повернулись к нему спиной.

Оно совсем рядом, прямо у нас за спиной; небольшой разворот – и великая революция…

Но весь мир полон фальшивых религий, которые вам говорят, что вы несчастны, потому что в прошлой жизни совершили плохие поступки. Полный вздор! Почему существование должно ждать следующей жизни, чтобы вас наказать? Кажется, никакой необходимости нет. В природе все происходит незамедлительно. Вы кладете руку в огонь в этой жизни, а обжигаетесь в следующей? Странно! Вы обожжетесь тут же, здесь и сейчас. Причина и следствие неразрывны; не может быть никакого расстояния.

Но эти фальшивые религии продолжают утешать людей: «Не беспокойтесь. Просто совершайте хорошие поступки, побольше поклоняйтесь, ходите в храм, в церковь, и в следующей жизни вы не будете несчастными». Кажется, никто не платит наличными; все – в следующей жизни. А из следующей жизни никто не возвращается и не говорит: «Эти люди вас обманывают! Это абсолютная ложь!» Религия – это всегда наличные, это даже не чек.

Разные религии нашли разные стратегии, но причина – одна и та же. Христиане, иудеи, мусульмане – религии, рожденные вне Индии, – говорят людям: «Вы страдаете, потому что Адам и Ева совершили грех». Первая пара, тысячи лет назад… и грех был невелик – вы его совершаете каждый день. Они просто ели яблоки, а Бог им запретил есть яблоки.

Но дело не в яблоках, дело в том, что они ослушались. Тысячи лет назад кто-то ослушался Бога. И они были наказаны, изгнаны из Эдемского сада, изгнаны из рая Бога. Почему мы страдаем? – потому что они были нашими праотцами.

Но в реальности все обстоит совершенно по-другому. Дело не в плохих поступках, дело в том, что вы были уведены прочь от самих себя, от своего естественного блаженства. И ни одна религия не хочет, чтобы вы были блаженными так легко; что тогда будет с их дисциплинами? Что будет с их великими практиками, аскетическими практиками?

Если отбросить страдание – так легко, как я говорю, все эти фальшивые религии потеряют бизнес. Весь вопрос в их бизнесе. Блаженство нужно сделать таким трудным – почти невозможным – чтобы люди могли на него надеяться только в какой-то следующей жизни, после долгого и трудного путешествия.

Но я вам говорю по собственному авторитету: это случилось со мной именно так легко. Я тоже прожил много прошлых жизней и, несомненно, должен был совершить больше плохих поступков, чем любой из вас, – потому что я ничто не считаю плохим поступком. Восхищение красотой, восхищение вкусом, восхищение всем, что делает жизнь более радостной, более достойной любви, – для меня это не плохие поступки.

Я хочу, чтобы вы стали чувствительными, эстетически чувствительными ко всем этим вещам. Это сделает вас более человечными, это создаст в вас больше мягкости, больше благодарности к существованию.

И для меня это не теоретический вопрос. Я просто принял ничто 1
Здесь и далее в термине ничто курсив переводчика.

Как двери – это я называю медитацией, и это не более чем другое название для ничто … И в то мгновение, когда случается ничто , внезапно – вы стоите лицом к лицу с собой, и все несчастье исчезает.

Первое, что вы делаете, – это просто смеетесь над собой, над тем, каким вы были идиотом. Никакого несчастья никогда не было; вы создавали его одной рукой, а другой пытались уничтожить – и, естественно, оставались в расщепленном, шизофреническом состоянии.

Это абсолютно легко и просто.

Самое простое в мире дело – быть собой.

Никаких усилий не нужно. Вы – уже вы.

Лишь немного вспомнить… просто выбраться из всех глупых идей, которые навязало вам общество. И это так же просто, как просто змее выскользнуть из старой кожи, чтобы никогда даже на нее не оглядываться. Это всего лишь старая кожа.

Если вы понимаете, это может случиться в это самое мгновение.

Потому что в это самое мгновение вы можете увидеть, что нет никакого несчастья, нет никакой душевной боли.

В молчании вы стоите у дверей в ничто 2
Конец курсива переводчика.

; лишь один шаг вовнутрь – и вы нашли величайшее сокровище, которое вас ожидало тысячи жизней.

Для другого ума другое тело нужно мгновенно...

(Из книги Ошо "Тень кнута")


Тело и ум часто бывают не сонастроены. Тогда вы начинаете чувствовать, как будто тело – это другой человек. Тело болтается за вами и приходится его таскать, и это ранит. Если тело и ум находятся в гармонии друг с другом, сонастроены друг с другом, о теле можно забыть – вы не помните о нем. Вы почти бестелесны. И это определение здоровья: человек не чувствует, что он находится в теле. Конечно, если кто-то вам об этом напомнит, вы вспомните, иначе тело просто не существует. Механизм работает так гладко, так гудит, что вы никогда не чувствуете никакого расстояния между телом и собой.

И часто происходит так, что когда вы начинаете расти в уме, появляется разделение, потому что тело было настроено на старый ум; теперь ум изменился – а тело осталось старым. Тело – очень медлительный механизм, и хотя у него и есть определенная разумность, но, конечно, она не очень велика. Поэтому если ум внезапно переходит в какое-то новое пространство, тело в полной растерянности. Оно не может следовать так легко и так внезапно – поэтому появляется разрыв, и этот разрыв будет создавать боль. Этот разрыв можно заполнить с помощью Postural Integration, рольфинга или техники Alexander.

Для другого ума сразу нужно другое тело. Поэтому тело и ум должны идти вместе. Нужно всегда об этом заботиться. Если ум немного вырос и вы чувствуете, что появилось расстояние и тело плетется позади, подведите тело к состояния ума, иначе вы не сможете далеко уйти. Расстояние будет слишком большим и появится конфликт. Человек не может идти без тела – о теле нужно позаботиться. И тело замечательно, когда оно с вами, оно невероятно помогает. Это основа, сама почва для всего вашего роста.


В старые времена традиционный метод работал сначала с телом, а затем с умом. В этом заключается система йоги: сначала работайте над телом, сначала подготовьте тело к прыжку ума, а затем позвольте уму прыгнуть. Такой была старая структура, но потом появилось много проблем из-за того, что люди стали настолько одержимы телом, что они забыли о прыжке. Тело – обширный предмет, поэтому они затерялись в позициях, асанах и гимнастике и совершенно забыли, что это должно было быть только трамплином.

В Индии можно найти великих йогов в том, что касается тела, но из ум самый обыкновенный и очень глупый. Они стали очень искусными с телом. Они могут остановить свое дыхание, они могут остановить биение своего сердца. Они могут находиться под землей месяцами и оставаться живыми без кислорода. Они могут пить яд и оставаться в живых. Все это хорошо – вы можете ценить это и аплодировать - но в конечном счете это бессмысленно. Что вы будете делать со всем этим? Вы станете эксгибиционистом, вы станете цирком.

А эти люди совершенно забыли, что с такой основой теперь нужно прыгать. Они не знают, как медитировать, они не думают о медитации. А эти позиции были созданы, чтобы сделать вас настолько крепкими в теле, что когда вы совершаете прыжок в уме, тело просто следует как тень. Идея была хорошей, но пошла неверно. Тогда постепенно люди перешли к другой крайности: они начали работать непосредственно над умом, потому что тело оказалось сплошными джунглями. Это называется Раджа Йога – йога королей. Ум нужно изменить, но тогда появляется эта проблема.

Сейчас мир живет под влиянием Раджа Йоги. Так что все эти групповые процессы по всему миру - это техники Раджа Йоги. Но тогда появляются проблемы – такие как эта. Поэтому развиваются биоэнергетика, массаж, глубокий массаж, рольфинг, Postural Integration и подобные вещи – сейчас это необходимо. Люди совершают великие путешествия в уме, а тело плетется сзади. Телу нужно помочь.

Основная работа – работа с телом...

(Из книги Ошо "Звук бегущей воды")


Основная работа – работа с телом, это надо помнить. Людей нужно привести обратно к их телам. Они ушли слишком далеко в свои головы. Они полностью потеряли укорененность в своем теле. Они просто висят над своим телом как приведения, они больше не в нем.

Их нужно втянуть обратно из головы и распределить по всему телу. Когда они в теле, все становится возможным, потому что они живые и чувствующие. Когда они начнут чувствовать свою энергию, энергию своего тела, они больше не христиане, не индуисты, не мусульмане – они просто человеческие существа. Они становятся частью животного мира, которому они принадлежат… деревья, животные, птицы. Они становятся живыми, живущими, и тогда все становится возможным.

“В тот момент, когда человек принимает себя таким, какой он есть,
не оценивая и не сравнивая себя с другими,
исчезает и чувство превосходства, и ощущение униженности.
Исчезает напряжение, прекращаются безуспешные попытки
стать кем-то другим, уходят стрессы и депрессии,
которые возникали из-за неприятия себя.”

Мы так стремимся изменить себя , чтобы приблизиться к общепринятым стандартам красоты, успешности, что не обращаем внимания на себя настоящих.

Даже если получается похудеть или поправиться, приобрести очередную вещь, чтобы соответствовать определенному статусу в обществе, мы обнаруживаем, что это не делает нас счастливее и удачливее. Наоборот, внутри растет пустота .

А все потому, что мы упорно не хотим видеть себя такими, какие мы есть на самом деле, без прикрас.

Главный секрет положительных перемен — полное принятие себя . Но как принять то, что не нравится?

В этой статье я расскажу вам почему так трудно себя принять. Вы узнаете в чем разница между принятием и отвержением и как научиться себя принимать.

Бонус читателям:

С чего начинается принятие себя

С принятия своего тела. Большинство людей, даже тех, кто встал на путь духовного развития, часто отождествляют себя с телом.

Это и понятно. Тело — физический объект, его можно потрогать, увидеть. С телом проще себя отождествить. Тем более, что мы росли с этим пониманием.

Поэтому первым, что необходимо в себе принять — это тело.

Как часто вы заботитесь о своем теле осознанно, с любовью? Постоянно? Если — да, тогда вас можно поздравить. Этот этап вам не нужно осваивать.

А как быть тем, кто так и не в силах принять тело?

Можно сколько угодно питаться здоровой пищей, заниматься спортом, регулярно обследоваться, но если это делается не ради любви, заботы и самого процесса, а чтобы соответствовать каким-то внутри поставленным планкам, то это не любовь к телу.

Научитесь слушать свое тело , распознавать его сигналы. Самый эффективный путь к принятию своей физической оболочки — это .

Благодарите его за то, что оно у вас есть, за то, что помогает вам реализовать ваши потребности, желания.

Когда тело сигналит болью — не осуждайте его, а примите этот знак, сигнал.

Узнайте, как научиться чувствовать свое внутреннее тело из статьи .

Надеюсь, я вам помогла разобраться почему у вас не получается себя принять.

Ниже я предлагаю практики, которые помогут вам лучше узнать себя и научиться принимать.

6 способов научиться принимать себя

1. Отслеживайте моменты неприятия

Неприятие появляется из-за потребности быть хорошим, потребности нравиться окружающим. Чтобы отследить состояния неприятия, находитесь в полной осознанности практически все время.

Постоянно задавайте себе вопросы: “А я именно это сейчас хочу делать?” “А это пойдет мне на пользу?”

Освободиться от потребности быть хорошей вам поможет программа .

2. Проведите перепросмотр своих убеждений

Одним из признаков неприятия себя является самокритика. Критикуя себя, вы как бы сообщаете, что вы не такой, как надо, не соответствуете чьим-то ожиданиям .

Для начала разберитесь, чьи это ожидания, требования. Откуда они взялись и почему вы должны им соответствовать.

К вашему изумлению вы вдруг выясните, что некоторые требования — случайные высказывания каких-то знакомых или вообще абсолютно чужих людей.

Ваш мозг в свое время выдернул их из контекста разговора. И это, может, вообще вас на касалось. Но вам тогда почему-то это запомнилось. И вы стали придерживаться этого критерия.

Когда вы для близких хотите быть хорошими — это понятно, но потребность нравиться абсолютно всем приводит к потере себя .

Проведите тщательный перепросмотр ваших (ваших ли?) убеждений, критериев хорошего человека, жены/мужа, матери/отца, дочери/сына, сотрудника, друга и т.д.

Часть из них отпадет уже после осознания. С другими придется поработать.

3. Ведите дневник принятия

Если вам трудно себя принять целиком, принимайте себя по частям. Начните с отдельных черт характера, привычек, внешности.

Заведите дневник принятия, где описывайте случаи, когда вы себя не приняли и когда это получилось. Отслеживайте изменения и награждайте себя.

Не ждите, что если вы не принимали себя вообще, начав работать над собой, сможете принять себя сразу целиком. Все начинается с мелочей.

Собирайте эти крупицы, отмечайте малейшие изменения в себе, записывайте и перечитывайте в моменты спада, самоосуждения.

4. Практика “Кто Я есть?”

Чтобы научиться принимать себя, выполняйте такую практику.

Отвечайте себе на вопросы:

Кто я? Я — это мое тело? Нет. Я — это фамилия, имя? Нет.

Делайте это в медитативном состоянии.

Последовательно отвечая на такие вопросы, вы дойдете до своей сути . И поймете, что вы — не это тело, вы — не Иван Петров и не менеджер такой-то компании.

Вы — не просто личность, а нечто большее.

Вы — ничего и все одновременно. Вы — дух, часть общего, часть Вселенной, частица творца. Вы и есть Вселенная и есть творец.

Если вы научитесь отслеживать состояния непринятия, то в такие моменты вспомните кто вы есть истинный. И тогда сразу будет ясно, что не принимает себя эго, а не вы сами.

Вы поймете, что тело — просто инструмент, а ваше имя, профессия, принадлежность к определенной семье, стране — это элементы личности. Это роль, которую вы выбрали играть.

Эта практика поможет вам принять себя. Точнее не себя, а эту роль. Потому что истинную свою суть вы не можете не принимать .

5. Берите пример с маленьких детей

Приглядитесь как малыши любят себя, радуются своим маленьким достижениям.

Когда ребенок только учится ходить, он не осуждает себя за то, что упал. Он принимает себя в этот момент. Это любовь к себе и тотальное принятие в чистом виде.

Да, дети нуждаются в материнской любви. Она им необходима для роста и развития. Если ее не хватает, это все равно, что человека лишить солнца надолго. Вроде как жить можно, но тормозит развитие.

Чем младше ребенок, тем он больше себя принимает и любит. Маленькие дети еще не потеряли чувство безусловно любить себя и все, что их окружает.

А все потому, что они живут в моменте “здесь и сейчас”. Они не живут прошлым и не живут будущим. Они поглощены настоящим моментом.

6. Практика “Возрождение безусловной любви к себе”

Принять себя поможет работа с внутренним ребенком. Только разница в том, что обычно мы находим свои раненые аспекты и исцеляем будучи взрослыми.

А здесь, наоборот, маленький ребенок исцеляет все последующие травмы вплоть до нашей настоящей версии.

Войдите в медитативное состояние. Вспомните себя малышом. Прокрутите пленку своей жизни назад, в детство, до тех пор, пока не вспомните себя таким, когда вы себя принимали полностью.

Если вы этого уже не помните, это не значит, что этого не было.

Представьте, что бы вы чувствовали к себе, как бы вы себя любили, будь вы малышом, который еще не знает, что значит быть отверженным.

Отследите эти ощущения и запомните их. Перенесите их на себя сегодняшнего. Напитайте себя этими ощущениями. Отправьте лучики любви и принятия тем вашим аспектам, которые в этом нуждаются.

Если хотите, вспомните те моменты самоосуждения.

А лучше просто отправьте намерение, что вы исцеляете все свои аспекты той невинной детской чистой безусловной любовью. И заякорите это состояние в кристалле Земли.

Принятие — первый шаг на пути к открытию .

Это начало положительных перемен, самоисцеления, познания себя и обретения целостности .

Принимая, вы учитесь терпимости по отношению к близким, вы обретаете мудрость.

Поделитесь в комментариях, что вам уже удалось принять в себе, а что пока не получается!



«Вопрос: Я сам себе не нравлюсь, особенно мне не нравится мое тело!

Ошо: У тебя есть картинка в голове, каким должно быть твое тело, и если это так, ты будешь страдать. Тело такое, какое оно и должно быть. Если у тебя свое представление о теле, тогда ты обречен на страдания, поэтому отбрось все идеи. У тебя есть это тело, у тебя есть тело, которое дал тебе бог. Пользуйся им… наслаждайся им! И если ты начнешь любить его, ты увидишь, как оно будет меняться, потому что если ты его любишь, ты будешь заботиться о нем, а забота выражается во всем.

Тогда ты не будешь наполнять его ненужной едой, потому что ты заботишься о нем. Тогда ты не будешь мучить его голодом, потому что ты заботишься о нем. Ты будешь прислушиваться к его потребностям, слушать его намеки, что оно хочет, когда оно хочет. Когда ты заботишься, когда ты любишь, ты сонастраиваешься со своим телом, и тело автоматически приходит в норму. Если тебе твое тело не нравится, это создаст проблемы, правильно? Потому что постепенно тебе тело станет безразлично, ты будешь его игнорировать, потому что кто же заботиться о своих врагах? Ты не будешь смотреть на него; ты будешь его избегать.

Ты перестанешь слушать его послания, и ты будешь его еще больше ненавидеть. Ты создашь целую проблему из этого. Тело никогда не создает проблем; это дело рук ума. Теперь такова идея ума. Ни одно животное не страдает от идеи, каким должно быть их тело, ни одно животное… даже гиппопотам! Никто не страдает, они абсолютно счастливы, поскольку ум не вмешивается и не создает идеи. В противном случае гиппопотам бы подумал, - «Почему я так выгляжу?» В этом нет проблемы. Просто отбрось все идеалы.

Люби свое тело. Это твое тело. Это дар бога. Тебе следует наслаждаться им и заботиться о нем. Когда ты заботишься, ты кушаешь, спишь, тренируешь его. Ты заботишься о теле, потому что оно - твой инструмент, как машина, которую ты моешь, к которой ты прислушиваешься, как она работает, чтобы знать все ли в порядке. Ведь так? Ты заботишься даже о царапине на ней.

Просто заботься о своем теле, и оно будет совершенным! Это такой прекрасный механизм, такой сложный, но работающий так эффективно, что может работать целых семьдесят лет. Спишь ты или бодрствуешь, осознан или нет, тело продолжает работать и это происходит так незаметно. Даже без твоей заботы оно продолжает работать, продолжает служить тебе. Мы все должны быть благодарны нашему телу. Просто поменяй свое отношение и увидишь, в течение шести месяцев тело поменяется.

Как будто вы влюбились в женщину, и вы видите, как она тут же преображается. Она, возможно, до этого не заботилась о своем теле, но когда ее полюбил мужчина, она начинает заботиться о себе. Она часами крутиться вокруг зеркала…. Потому что кто-то ее любит! То же самое происходит с вашим телом: вы любите свое тело, и вы увидите, как оно начнет меняться. Его любят, о нем заботятся, в нем нуждаются. Это очень хрупкий механизм, но люди пользуются им очень грубо и жестко. Просто поменяй свое отношение и увидишь!»