Животноводство

Библия онлайн. Библейская смоковница - дерево закхея в иерихоне

Библейская смоковница — дерево Закхея в Иерихоне

В 2010 году Императорское Православное Палестинское Общество завершило комплекс мероприятий по спасению христианской святыни — библейской смоковницы или дерева Закхея в Иерихоне

9 июня 2008 года состоялась торжественная церемония передачи в собственность Российской Федерации земельного участка на территории Палестины, в г. Иерихоне, на котором растет библейская смоковница, или дерево Закхея, получившее такое название в память о мытаре Закхее, который залез на него, чтобы увидеть, как в город входит Иисус Христос.

По евангельскому преданию, мытарь Закхей, в современном понимании налоговый инспектор, взимал налоги в пользу римских поработителей Иудейского государства, да еще и с лихвой, что никак не вязалось с его именем, которое переводится как «милость, благость». Человек, неправедно наживший богатство, презираемый, низкого роста, он не надеялся пробиться через толпу к Спасителю, поэтому и залез на дерево в надежде, что сможет хотя бы издали увидеть Учителя, совершающего чудеса. Каково же было удивление грешного мытаря и возмущение толпы, когда Иисус не только остановился под смоковницей и обратился к Закхею, но и выразил желание прийти в его дом. Это событие перевернуло сознание Закхея, он открыл свое сердце Христу, покаялся за свою жизнь и во всеуслышание сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». В ответ Господь произнес: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». После этой встречи Закхей никогда не расставался с Христом, а уже после Воскресения Христа Спасителя и Его Вознесения бывший мытарь был рукоположен апостолами во епископа и посвятил всю свою жизнь служению Господу.

Символом возможности подняться над толпой, загораживающей Господа, возможности духовного и нравственного перерождения для любого грешника выступает живой свидетель тех событий — смоковница, на которую залез мытарь Закхей, и которая до сих пор сохранилась на историческом участке Императорского Православного Палестинского Общества.

Этот участок был приобретен в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы крестьянки Елены Резниченко. Когда отец Иоасаф был вынужден покинуть Святую Землю, он подарил участок Палестинскому обществу. Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича Романова.
Выяснено, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору (Фикус сикомора — (Ficus sycomorus L.) семейство Тутовые (Moraceae)), имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. У основания ствола имеется открытое конусовидное дупло естественного происхождения, свидетельствующее о начале разделения общего ствола на несколько самостоятельных стволов, что свойственно представителям рода фикус. Наличие дупла и характерное оплывание наружных слоев древесины ствола в его нижней части свидетельствует о древности дерева.

«Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его?.. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все», - проповедь священника Константина Камышанова на Евангелие о Закхее.

Вот Иисус идет по Иерихону и видит, как на инжире сидит местный начальник налоговой полиции и смотрит на Него. Христос зовет его, и они вместе отправляются к чиновнику в гости на обед. За обедом налоговик вдруг решает отдать тем, кого он обидел, вчетверо, а половину имения раздать нищим
Это что получается: заплатил и свободен? Дал денег и откупился? За деньги купил себе Царство Небесное?
Это история нам знакома. Мы все знаем, как в лихие бандитские времена грабители и убийцы носили на себе кресты и давали денег на храм. И что, они спаслись?
Не знаю.
Знаю одного священника, который отказался принять помощь от таких людей. Он отказал им в праве строить храм на грязные деньги.
Знаю место из Евангелия, когда один колдун хотел купить у апостола Петра благодать и силу Божию. Звали колдуна Симон. А грех покупки должностей в церкви с той поры зовется «симония».

Закхей ничего не просил

Почему же Господь принял деньги от Закхея-мытаря и благословил его, а в случае с Симоном убил колдуна?
На самом деле Закхей ничего не просил. Ни Царства Божьего, ни царства земного. По мирским меркам он поступил как неудачник. Растратил добро и разорил наследство детей. Потерял все. Стал епископом в Кесарии. Потом, по слову Климента Римского, пошел вместе с апостолом Петром в Рим и там принял мученическую смерть
Для любого из нас такой обмен имущества на лютую смерть в чужой стране есть искушение, страсть, горе и верх несчастья. Мы-то наоборот молимся, чтобы не терять ни имущества, ни здоровья, ни жизни. Утрата всего этого для нас – личная катастрофа. А для апостола Закхея лютая смерть и жизнь, полная лишений, оказалась тем желанным житием, которое он выкупил у Бога своей жертвой нищим и обиженным.
Так чего хотел Закхей и на что он надеялся?
В Евангелии говорится, что Закхей встал посреди обеденного зала и просто в восторге души решил избавиться от того, что угнетало его душу всю жизнь – от любви к деньгам.
Закхей-мытарь прекрасно давал себе отчет в том, что он обижал людей, зарабатывая себе состояние. И очевидно это понимание томило и угнетало его сердце.
Находясь рядом с Христом, он сердцем испытал сильнейший прилив благодати и уяснил, что благодать и сласть мира спорят и враждуют между собой в сердце человека. Мы ведь это тоже знаем. Например, мы постимся не из любви к изуверству над собой, а потому что ясно осознаем, что власть тучного тела, удовлетворение страстей усыпляет сердце. Сердце сытого брюха к духу глухо. Пост подобен расчистке родника от мусора. Пост ослабляет над нами власть темной и косной материи, и мы становимся легче сердцем. И ради того чтобы сердцу стало легче подняться к небу, мы сбрасываем балласт, и оно устремляется к Богу без помех.
Закхей сбросил балласт не так, как мы – в год по чайной ложке. А сбросил все и сразу. Он был умный человек и умел считать. Мы тоже, казалось бы, умные люди. Но про такой ум и про таких людей говорят:
-Умный-то он умный, а ум-то у него – дурак
Закхей ничего не покупал и не просил. Он просто бросил к ногам Христа свои денежные цепи и стал свободен. Тело его стало менее свободным без денег. Зато душа стала абсолютно свободна от земли. Она уподобилась Богу в свободе. Потому что свобода – один из важнейших атрибутов Бога. Все мы ищем эту божественную свободу, да не там.

Всегда мало, всегда жалкоГреха в богатстве нет. Богатый человек в норме – есть Божий бухгалтер. Бог дает человеку, ум, упрямство, здоровье, силу, делает его немного преглуповатым, потому что умный человек не может любить деньги и вручает богатому казну.
Сам на себя потрать, оставь людям и дай на Божье дело. Старый Завет требовал десятину. Христос просил полюбить ближнего, как самого себя. То есть, следует отдать половину. Но кто это делает?
Мы, в основном, люди бедные и думаем, что нам давать нечего.
Так все говорят. И отчасти, правильно. Сам Христос не принял жертву на храм – корван, когда ее принес человек, у которого отец прозябал в скорби.
Недавно приходил здоровый мужчина и просил работы в церкви. Оказывается, у него жена и трое детей живут в нищете, а он пришел в церковь, где почти ничего не платят. Пришлось отправить домой
– Иди. Напитай семью, детей, жену, родителей. Заработай денег и если будет избыток, пожертвуй на Божие дело и на дела милосердия. Выдай дочерей замуж. Упокой родителей. А уж тогда и иди в монахи. Но, раз ошибся в себе и женился, будь добр содержать свою малую церковь в порядке. Малая церковь не может быть в запустении. От тебя в миру будет больше пользы. С таким нехорошим отношением к любимым людям тебе не будет пользы в церкви. В церковь идут от любви, а не бегут от нее Мы не даем ничего бедным и слабым, потому что нам все время мало.
Бедные с трудом находят деньги на уплату налогов за квартиру. Им едва хватает на питание и на лекарства
Чуть деньжата появились, уже не хватает на хорошее жилье. На хороших врачей. На хороших учителей и на хорошую одежду
Еще разбогател человек. Уже не желает лечиться в России, едет в Германию. Отдыхает в Альпах или Испании. Дом уже требуется приличный, не хуже, чем у людей.
И так до бесконечности.
Сидит бедолага в гостинице в Альпах перед камином. Греется после лыжной прогулки. Пьет красное вино и, глядя на огонь, страдает и скучает. Сердце-то деньгами не накормишь. И денег всегда мало, и их всегда жалко.

Христос или деньги?

Христос сказал не пустые слова: удобней канату войти в игольное ушко, чем богатому в Царство Небесное. Не потому Он так сказал, что искал, как марксист, социальной справедливости, а просто обозначал опасность ситуации. Христос не ругал богатых, а только подсказывал путь к счастью и показывал ловушку на этом пути.
Ловушка эта находится в сердце, потому что и Царство небесное тоже находится в сердце, и путь к нему пролегает по сердцу. Большие деньги часто уродуют людей. Часто с такими людьми не то что невозможно жить, с ними невозможно даже общаться по-человечески. Богатые люди нередко высокомерны, заносчивы, эгоистичные, гневливы, наглы, следовательно, просто глупы. Они мучают людей вокруг себя и мучаются сами. Они словно в огне живут сами и жгут этим огнем всех, кто им попадается на пути
Но вот Закхей Мытарь догадался, и выбирая между деньгами и Христом, выбрал Христа.
Христос или деньги? Любить ближнего как себя, или каждый должен любить сам себя, и пусть Бог помогает каждому по мере его праведности? Праведнику пусть даст много. Грешнику пусть не даст ничего А мы сами по себе. Нам и так трудно
Хорошо, пусть человек не дорос до Евангелия. Пусть бы тогда соблюдал легкую меру Старого Завета, выполнил бы простые заповеди и оставил бы десятину. Но и этого нет. Хорошо, а что мы тогда делаем в церкви? Что мы в ней ищем?
Закхей искал Христову любовь. Он ее находил в Кесарии и Риме. Искал любовь, а нашел смерть. Но смерти нет, и умереть нам не удастся. Он искал и нашел внутри себя Царство Божие, и в нем Христа
Помолимся апостолу Закхею чтобы он помог нам уяснить слова Христа:
– Ищите прежде всего Царствия Божьего, а остальное все приложится
Приложится и благодать, и сила, и дух, и радость, и смысл жизни – и откроется сердцу небо
Господь, ведь тоже рад раздать нам то, что имеет. Так что мы не одиноки в жертве любви. Этой жертвой существуют даже лица Троицы.
Бог не терпит быть в должникахСегодня на утрене читалось парное Евангелие, в котором описывался чудесный лов рыбы. В конце ночи, на заре, рыбачившие апостолы увидели человека на берегу, который научил их бросить сети в нужном месте. И они поймали сто пятьдесят три рыбы.

Закхей Мытарь пожертвовал Христу деньги. Господь пожертвовал апостолам рыбу. Мы Богу. А Бог – нам. И Бог не терпит быть в должниках. Апостолам досталось по двенадцать рыб на душу. Но что она им? Петр, бросив рыбу, поплыл ко Христу. На берегу его ждал Господь, костер, хлеб и печеная рыба. Христос ждал их и запекал им рыбу. И они сидели и ели, и видели, как Он преломляет хлеб знакомым движением рук, и не смели ни о чем спросить воскресшего Бога. Им было все ясно
Помолимся и мы Богу, чтобы Он нам даровал эту ясность. Пусть мы не так сильны духом. Пусть нам часто открывается Бог не в умной молитве, а через земные чудеса, даже через такие простые, как двенадцать рыб в наших руках. Но мы такие как есть: любим Бога и просим и рыб, и чуда, и преломления хлеба на Литургии, и, главное, любви, ради которой все это делается, и в которой только и есть смысл нашей жизни. И каждому из нас хочется услышать слова Христа, обращенные к нам:
– Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее
А раз хочется, то так и будет. Ради того и написано Евангелие, чтобы мы смотрели, как поступали божьи люди, и учились у них жить и умирать в Боге.

ГЛАВНАЯ ИСТИНА

Ты особенный для Бога

ВВЕДЕНИЕ

«Да не лезь ты! Не мешай! Не крутись под ногами! Малявка , отстань, а!»

Было ли у тебя такое, когда тебе не доверяли помочь потому, что считали, что ты слишком маленький? Или не пускали в игру, обзывая слабаком или неудачником? Как ты себя чувствовал?

ПРЕДЛОЖЕНИЕ-СВЯЗКА

Сегодня я хочу рассказать тебе об одном человеке, который переживал похожие чувства. И хотя он был богат, почти никто не понимал и не любил его. Эту историю я прочитала в Библии. Интересно, как чувствовал себя этот человек…

1. Закхей хочет увидеть Иисуса (ст. 1-3а)

Однажды Иисус вместе со своими учениками проходил через город, называемый Иерихон. Вокруг них собралось множество людей. К тому времени весть о том, что Иисус с особой любовью относится к людям, достигла и этого большого и процветающего города.

Слышал об особенных делах и чудесах Иисуса и один из богатых людей Иерихона. Этот человек был начальником мытарей. (Вопрос к детям) Напомни мне, пожалуйста, кто такой мытарь? (Ответы детей.) Да, мытари собирали налоги. Часть отдавали царю и римлянам, а часть оставляли себе. Они очень часто обманывали людей, брали с них намного больше положенного, чтобы самим стать богаче. Вот таким человеком был Закхей . Он был очень богатым, но большинство людей Иерихона ненавидели его.

Наверное, Закхею было не просто решиться выйти на улицу, быть в толпе с простыми и бедными людьми. Но он очень хотел увидеть Иисуса. Он так много слышал о Нем. Он не мог упустить такую возможность – увидеть Его своими глазами! А, может, даже заглянуть в Его глаза…

2. Неудачная попытка (причина неудачи – маленький рост) (ст. 3б)

На улицах города было много людей. Не одному Закхею хотелось увидеть этого особенного учителя, пророка. Некоторые даже говорили, что Иисус – Сын Божий, обещанный Спаситель, которого все так ждали!

Людей становилось все больше и больше. Возле одной из центральных улиц они замедляли ход, останавливались и пытались увидеть, когда же приблизится Иисус. Закхей , поняв, что дальше в толпу пробраться не удастся, стал тоже выглядывать из-за спин людей, стоящих впереди. Но – увы! – он был чуть ли не самым низеньким в этой толпе. Закхей попытался подпрыгнуть, но его тут же осадили: «Да не лезь ты! Не мешай! Самим не видно!» Когда шум в толпе стал нарастать, Закхей понял, что Иисус проходит где-то совсем рядом… Н о увидеть Иисуса так и не удалось.

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Что бы ты почувствовал на месте Закхея ?»

Выслушайте ответы детей.

Возможно, он подумал: «Ну почему я родился такого маленького роста? Так хочется увидеть Иисуса! Никто не понимает, как мне хочется Его увидеть! Никто не пропускает меня! Никто не хочет мне помочь!»

3. Закхей залезает на смоковницу (ст. 4)

Но Закхей решил не сдаваться. Оценив ситуацию, он понял, каким путем Иисус пойдет дальше. Закхей забежал наперед, где людей было еще не так много. «Но, как же быть? - думал он, - если опять соберется толпа, я опять ничего не увижу! Так обидно!» И тут он заметил дерево, стоящее у дороги, - смоковницу. Но как он, взрослый мужчина, полезет на дерево, как какой-то простой сельский мальчишка? Времени на размышления не было. Что-то особенное было в этом Иисусе. «Мне нужно Его увидеть!» - жажда росла в сердце. Поэтому Закхей продирался меж ветвей, чтобы занять хорошую позицию и увидеть ВСЕ!

Кто-то заметил невысокого мужчину, взбирающегося на дерево, показывал пальцами, даже хихикал. Но Закхею уже было все равно: вдалеке он увидел приближающуюся толпу людей. Где-то посреди них и должен быть ОН – Иисус!

4. Иисус обращает на него внимание (ст. 5-6)

Толпа приближалась. Когда Иисус с учениками подошли ближе к смоковнице, Иисус остановился. У Закхея все замерло внутри. «Вот Он, Иисус! Наверное, сейчас произойдет что-то особенное! Иисус что-то почувствовал, на кого-то обратил внимание!» …Иисус посмотрел на собравшихся , а потом поднял голову и встретился взглядом с Закхеем . Закхей не мог отвести глаза – в глазах Иисуса было столько любви!

- Закхей ! Спускайся!

«Неужели Иисус знает, как меня зовут?» - пронеслось в голове у Закхея , когда он спускался.

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Как ты думаешь, что чувствовал в тот момент Закхей ?»

«Не могу поверить! Я – невысокого роста человек, залезший на дерево, что во мне особенного? А Иисус обратил на меня внимание! Никто не хотел пускать меня к Нему, но он увидел меня! Неужели я важен для него?»

5. Иисус решает придти в гости к Закхею (ст. 5б-6)

И вот Закхей стоит рядом с Иисусом посреди большой толпы людей. Глаза всех устремлены на этого невысокого мужчину. Что сделает Иисус? Что особенного в этом коротышке?

- Закхей ! Я буду обедать у тебя сегодня!

Фокус на эмоциях:

Вопрос: «Что бы ты чувствовал на месте Закхея , когда Иисус обратился бы к тебе и захотел придти к тебе в гости?»

Используйте ответы детей, чтобы передать мысли Закхея . При необходимости добавьте те переживания, которые помогут вам передать вашу скрытую истину.

«Иисус считает меня важным и достойным Своего внимания! У Него есть время для меня! Я на самом деле особенный!»

6. Люди осуждают решение Иисуса (ст. 7)

Когда Закхей слез с дерева, все увидели его лицо. Люди узнали его.

«Иисус, как ты можешь идти в гости к этому мытарю? Он же грешник! Он обманул и обворовал весь город!» – многие в толпе возмущенно кричали им вслед.

Иисус никак не отвечал на эти слова. Он просто шел рядом с Закхеем к его дому. А Закхей , находясь рядом с Иисусом, совсем по-другому воспринимал эти обидные, хотя и правдивые слова. У него в сердце было другое:

«Иисус не осуждает меня! Он знает меня по-настоящему! Я для Него – особенный! Он меня любит, любит просто так!»

7. Покаяние Закхея (ст. 8-10)

Когда зашли в дом и сели кушать, Закхей не смог сдержать слез! Он понял, как он обижал людей, несправедливо отнимая у них лишние деньги. «Я не могу так больше жить! Я хочу измениться!»

Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, я воздам вчетверо.

Все были впечатлены, ведь даже по закону Божьему Закхею не нужно было раздавать настолько много денег.

Давай прочитаем, что Иисус сказал ему в ответ (дать кому-то из детей зачитать Лк.19:9-10):

«Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Т.е. другими словами, Иисус сказал: «Закхей для Меня – особенный просто потому, что он – человек. Я очень люблю всех людей. Поэтому хочу, чтобы они перестали грешить и дружили со Мной».

Думаю, Закхей в тот вечер засыпал совсем с другими мыслями: «Я особенный для Бога! Иисус не осуждает меня! Он любит меня по-настоящему!»

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Закрой, пожалуйста, глаза. Вспомни те ситуации, когда ты чувствовал себя слабым, ненужным, не таким, как все – точно так же, как чувствовал себя Закхей . Расскажи Иисусу о своих чувствах. Расскажи Ему, что или кто вызывает у тебе такие чувства. (Дайте время детям встретиться с Богом и Богу послужить детским сердцам. Не торопите детей.) Аминь.

Рассказ гида Александра о ветхозаветном, новозаветном и немного о современном городе Иерихоне

Иерихон является местом ветхозаветных событий и новозаветных событий. Ветхозаветные события следующего содержания. Народ Божий еще находится на той стороне, на Иорданской, стороне – моавской стороне. Уже преставился Моисей. Приемником Моисея стал праведный Иисус Навин, великий полководец. И он посылает двух соглядатаев, чтобы посмотреть Иерихон.

Иерихон – славный укрепленный город, которому ничего не страшно, никакие осады, потому что внутри его бьют подземные источники прекрасной воды, земля есть, хоть она выглядит как очень сухая, но тем не менее, растет тут все: и баклажаны, и бананы, и все, что хочешь, все, что нужно для счастья. Помидоров еще нет, потому что их еще не привез с Нового света Колумб. Но, в общем-то, множество фруктов, овощей – благодать. Скотина у них тоже есть внутри стен, то есть они могут целый век прожить внутри стен и вообще не выходить за город.

Иисус Навин посылает посмотреть, каков этот город, какая это земля. Соглядатаи входят в город, и их сразу замечают, потому что они и одеты по-другому. Хананеи, живущие в Иерихоне, понимают, что подошли израильтяне к Иордану на той стороне. Принимает этих соглядатаев грешная женщина – блудница по имени Раав. И вот эта Раав говорит соглядатаям: «Наш народ в трепете от того, что сделано было вашим Богом с египтянами сорок лет назад». Так это было. Исход – эти десять казней, особенно последняя – умерщвление всего первородного.

В трепете были хананеи, но не распахнули врат своего города, чтобы сказать: «Приидите, благословенные от Господа, и научите нас пути истинному», — не сделали, потому что у них страх животный. Страх животный, что их просто сотрут с лица земли евреи, сокрушат их кости, а вот отказаться от своего образа жизни…

Что за образ жизни хананеев, что является главным отличием хананейского жития от праведной жизни? Телевизор смотрят?…)) Ну, в каком-то смысле, да… это образное высказывание, оно подходит, потому что в телевизоре, можем сказать, есть все: вся помойка Земли есть в телевизоре, но иногда можно узнать и что-то полезное, но все-таки больше «помойки». Да, конечно, если на помойке порыться, можно тоже найти иногда, что-то выбросили хорошее. Другой факт – насколько это удобно? Вот действительно, живут хананеи, мы могли бы это так охарактеризовать, в условиях вседозволенности – а это самое страшное.
Конечно, когда мы говорим: вот десять заповедей, да? По сути, кроме пятой заповеди и четвертой, все заповеди сформулированы в отрицании: «Аз есмь Господь Бог твой, да НЕ будут тебе бози ины разве Мене», «НЕ сотвори себе кумира… и всякого подобия, да НЕ послужиши и НЕ поклонишися ему», «НЕ прелюбы сотвори», «НЕ укради», «НЕ убий», «НЕ послушествуй на ближнего…» и так далее: НЕ, НЕ, НЕ… И вот мы знаем, что детей тяжело воспитывать сплошными отрицаниями, нет-нет, да нашалит. Но это дитя, а когда взрослый, это может быть очень серьезное что-то.

Господь наш Иисус Христос суммировал заповеди положительно, двумя. Какое ключевое слово? Возлюби. «Возлюби Господа Бога твоего всей душой твоей, всем сердцем твоим, всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Он эти слова не впервые сказал в Новом Завете, потому что это цитата из Ветхого, из Второзакония, пророка Осии. Когда любишь, то не делаешь худо.
А хананеи этого не хотят, кроме Раав блудницы. Она говорит: «Я знаю точно, что вы возьмете наш город…» Прозорливая, и в чем главное ее достоинство – в том, что она покаялась. Это самое главное ее достоинство. Покаяние – это есть путь правильный. Она стала матерью Вооза! Вот вчера мы говорили о Воозе и Руфи моавитянке, помните? Она родила Вооза, то есть блудница, хананеянка, жена – праматерь Иисуса Христа по плоти… Удивительно! Это не единственный случай такого грешного, обращенного к покаянию, жития, которое во благо. Есть и другие такие примеры.

Мы с вами очень стремительно перескакиваем на новозаветную тематику, я еще вернусь к Ветхому Завету. Мы подходим к храму пророка Елисея и к месту, где мы вспоминаем обращение новозаветного покаявшегося грешника Закхея мытаря, бывшего представителя налоговой инспекции, который брал лишнее. Он низок ростом, забрался на дерево, потому что сердце его к покаянию обратилось. Пойдемте, вспомним это обращение.

Братья и сестры, мы не говорим во что бы то ни стало, что эта «коряга» есть то самое дерево… но это образ, чтобы мы поняли, как это все было. А это есть то самое дерево в плане разновидности. «Смоковница» по-русски – это «ягодичное дерево», по-славянски, а «смоковница» по-славянски – это «инжир». То есть это родственники. Вот эти плоды похожи на инжир, но они не такие сочные, как инжир.

Конечно, самое главное не в дереве, а в том, что этот человек не просто покаялся на словах, как это у нас бывает, а он сразу клятву дал. Пол-имения (а он весьма богатый человек) – нищим, а если кого чем обидел – воздаст четверицею, то есть Закхей себя, по большому счету, приговорил к нищете. И есть такое более позднее предание, что Закхей впоследствии стал епископом Кесарийским. Мы его увидим здесь в росписи, как епископа.

Храм в честь ветхозаветного героя Елисея. Когда Иисус Навин взял с израильтянами Иерихон, он полностью уничтожил город и никого не пощадил кроме Раав блудницы и ее семьи и проклял это место. Он сказал: «Проклят тот, кто осмелится восстановить Иерихон. Он поставит основание на первенце своем, врата построят на последнем сыне». Так и случилось впоследствии. Но уже в Ветхом Завете Господь сменил гнев на милость по отношению к этому городу, потому что уже в Ветхом Завете у нас пророк Елисей, возвращаясь от восхождения на колеснице своего учителя с той стороны Иордана, приходит в Иерихон и молится за местный народ и за то, чтобы Господь оздоровил источник горький, бросив туда миску с солью. И Господь оздоровил по молитвам своего угодника Елисея воду.

А Господь наш воплощенный Бог Иисус Христос исцелял слепых здесь в Иерихоне…

Господь Иисус Христос исцеляет слепых. Одна из храмовых икон

…и призывал, но не просто призывал, но еще и побывал в доме покаявшегося грешника Закхея мытаря. Евангелие, которое мы слышали, это то Евангелие, которое читается, когда приходит батюшка освещать наши дома, потому что это есть посещение Божие. Освящение дома – это посещение Божие. Неоднократно мы потом должны это посещение поддерживать, читая дома Евангелия, молясь Богу, поя тропари, держа иконный угол живым с зажженной лампадкой. Тогда будет действительно Христос у нас в доме, если мы будем те самые выздоровевшие, покаявшиеся грешники…

Это патриаршее подворье святого пророка Елисея и одновременно это приход иерихонских христиан – православных арабов, нескольких также русскоязычных православных жен, в основном… Службы совершаются здесь по воскресным дням и по праздникам… Иерихонские христиане не многочисленны, к сожалению, может быть, их всего около двухсот. Правда, здесь зимой население увеличивается, в том числе, и христианское, потому что наступает дачный сезон. Зима в Иерихоне очень мягкая и приятная, здесь всякие цитрусовые, бананы растут… Лето, конечно, здесь считается самым жарким в мире. Самый низкий город, самый древний и самый жаркий.

…И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, влез на смоковницу, чтобы увидеть Его…

ГЛАВА XIX.

1. Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил чрез него.

2. И вот, некто именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3. искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом;

4. и забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его потому что Ему надлежало проходить мимо нея.

5. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6. И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7. И все, видя то, начали роптать и говорили, что Он зашел к грешному человеку.

8. Закхей же став сказал Господу: Господи! половину имения коего а отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама;

10. ибо Сын человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

11. Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие.

12. Итак сказал: некоторый человек высокаго рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

13. призвав же десять рабов своих, дал им десять мин *) и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

*) фунтов серебра.

14. Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказавши: не хотим, чтоб он царствовал над нами.

15. И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

16. Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

17. И сказал ему: хорошо, добрый раб; за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

18. Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пят мин.

19. Сказал и этому: а ты будь над пятью городами.

20. Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок;

21. ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

22. Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб: ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

23. для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтоб я пришед получил его с прибылью?

24. И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

25. И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

26. Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющаго отнимется и то, что имеет;

27. врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

29. И когда приблизился к Виффагии и Вифании, к горе, называемой Елеонскою, послал двух учеников Своих,

30. сказав: пойдите в противолежащее селение; вошедши в него, найдете молодаго осла привязаннаго, на котораго никто из людей никогда не садился; отвязавши его, приведите;

31. и если кто спросит вас: зачем отвязываете? скажите ему так: он надобен Господу.

32. Посланные пошли и нашли, как Он сказал им.

33. Когда же они отвязывали молодаго осла, хозяева его сказали им: зачем отвязываете осленка?

34. Они отвечали: Он надобен Господу.

35. И привели его к Иисусу; и накинувши одежды свои на осленка, посадили на него Иисуса.

36. И когда Он ехал, постилали одежды свои по дороге.

37. Α когда Он приблизился в спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какия видели они,

38. говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!

39. И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим.

40. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют.

41. И когда приблизился в городу, то, смотря на него, заплакал ο нем

42. и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! но это сокрыто ныне от глаз твоих;

43. ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами, и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду,

44. и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего.

45. И вошед в храм, начал выгонять продающих в нем и покупающих.

46. говоря им: написано: дом Мой есть дом молитвы; а вы сделали его вертепом разбойников (Исаия 56, 7. Иерем. 7, 11).

47. И учил каждый день в храме. Первосвященники же и книжники и старейшины народа искали погубить Его,

48. и не находили, что бы сделать с Ним, потому что весь народ неотступно слушал Его.

XIX.

Закхей мытарь (1-10). Притча ο минах (11-27). Вход в Иерусалим и очищение храма (28-48).

1-4. История Закхея мытаря составляет особенность евангелия Луки. У других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходилчрез Иерихон (об Иерихоне см. Матф. XX, 29), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось не мало пошлин с производства и от вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с евр. — чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. — (Кто он, — т. е. кто из проходящих именно Иисус). Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. — Забежав вперед, — т. е. в ту улицу, которую еще Христос не прошел, но должен был пройти, (по лучшему чтению: εἰς ἔμπροσϑεν, а по Т. R. простоἔμπροσϑεν). — Взлез на смоковницу — дерево это очевидно было довольно высокое. — Мимо нея. В греч. тексте стоит слово δι᾽ἐκείνης, но предлог διὰ здесь лишний: его нет в лучших кодексах.

5-6. Знал ли Господь Закхея раньше — неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве, — Сегодня надобно быть Мне… Господь указывает Закхею на особенную важность Для него нынешняго дня: Христос, согласно высшему определению (ср. ст. 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεῖναι = быть с Иоан. I, 39).

7. Все — гиперболическое выражение. Речь идет об иудеях, которые сопровождали Христа до дома Закхея и видели, как Закхей встретил Господа привходе. — Зашел — точнее: вошел для того, чтобы здесь остановиться (εἰσῆλϑεκαταλῦσαι).

8. Вероятно, беседа, какую имел Христос с Закхеем, придя к нему, произвела огромное впечатление на душу мытаря. Давая обет расплатиться с нищими и обиженными им, он выражает этим сознание своего недостоинства пред таким великим счастьем, какого он удостоился теперь: к нему пришел Сам Мессия. — Обидел — (ἐσυκοφάντησα) — т. е., если я кому повредил в материальном отношении своими доносами. Закхей мог, действительно, как глава мытарей, иметь большоез начение в деле оштрафования торговцев, не внесших узаконенную пошлину затовар. — Вчетверо. Он разсматривает свой поступок как воровство: за воровство, по закону Моисееву, полагалось уплачивать вчетверо или даже впятеро стоимость украденнаго (Исх. XXII, 1).

9. Сказал ему — правильнее: в отношении к нему, Закхею (πῤὸς αὐτόν), обращаясь при этом к ученикам Своим и к бывшим в доме гостям. Дому сему, — т. е. всей семье Закхея. — И он сын Авраама, — т. е. несмотря на свое презираемое всеми иудеями занятие, и Закхей имеет известныя теократическия права на спасение чрез Мессию. О нравственном его достоинстве здесь речи нет, и следующий стих подтверждает ту мысль, что Закхей, действительно, принадлежал к людям, которых не напрасно называли «погибшими».

10. Здесь Господь подтверждает истинность сказаннаго Им в 9-м ст. Действйтельно, семье Закхея пришло спасение, потому что пришел Мессия, чтобы отыскивать и спасать подпавших вечной погибели (ср. Матф. XVIII, 11).

11. Притча ο минах сходна с приведенною у ев. Матфея в ХХІ-й гл. ст. 14-30 притчею ο талантах. Ев. Лука поводом к произнесению этой притчи указывает то обстоятельство, что Господне возвещение ο спасении дома Закхея (ст. 9) слышали ученики Христа и вероятно бывшие у Закхея гости, которые поняли это возвещение в том смысле, что теперь скоро Христос откроет Царство Божие для всех (Господь находился всего в 150 стадиях от Иерусалима). Понятно, что царство, какого они все ожидали, было внешнее, политическое. Чтобы разсеять такое ожидание Господь и сказал нижеследующую притчу.

12. Очень может быть, что когда Господь говорил ο человеке, хлопотавшем ο получении себе царской власти, то имел в виду иудейскаго царя Архелая, которыйчрез путешествие в Рим добился утверждения своего в царском достоинстве, несмотря на протесты его подданных (И. Флавий. Древн. XVII, II, 1). Так и Христос, прежде чем подучить славное царство, должен будет уйти в «дальнюю страну» — на небо, к Отцу Своему, и потом уже явиться на земле во славе Своей. Впрочем такое сравнение нет необходимости делать, так как главная мысль в притче не эта, а мысль обосуждении лукавых рабов (ст. 26-27).

13. Человек призвал десять своих собственных (ἑαυτοῦ) рабов, от которыхмог ожидать, что они будут соблюдать Его интересы (ср. Матф. XXV, 14). — Мин . Мина еврейская равнялась ста сиклям, — т. е. 80 рублям. Аттическая мина равнялась ста драхмам — если это была мина серебряная, т. е. 20 рублям. Но мина золотая равнялась 1250 рублям. В ев. Матфея счет ведется более крупный — на таланты, но там человек раздает все свое имение, чего не сказано здесь ο человеке, отправлявшемся искать себе царство. — Употребляйте их в оборот, — т. е. за ведите на них торговлю. — Под рабами, конечно, нужно разуметь учеников Христовых, а под минами — разныя полученныя ими от Бога дарования.

14. Под гражданами, не пожелавшими упомянутаго выше человека иметь своим царем, нужно разуметь единоплемеников Христа, неверующих иудеев.

15. (См. Матф. XXV, 19). — Кто что приобрел — правильнее: кто что предпринял.

16-17. См. Матф. XXV, 20-21. 18-26. См. Матф. XXV, 22-29.

18-26. См. Матф. XXV, 22-29.

27. Здесь царь отводит свой взор от лукаваго раба и вспоминает ο врагах своих, ο которых шла речь в 14-м стихе. — Избейте предо мною — образ, обозначающий осуждение врагов Христа на вечную смерть. Притча таким образом касается как судьбы неверующих во Христа иудеев, так — и это главный ея предмет — будущей судьбы учеников Христа. Каждому ученику дав известный дар, каким Он должен служить Церкви, и если он неиспользует как должно этот дар, Он будет наказан исключением из царства Мессии, тогда как прилежные исполнители воли Христа получат высшия награды вэтом царстве.

28-38. Здесь ев. Лука говорит ο входе Христа в Иерусалим согласно с ев. Марком (см. Марк. XI, 1-10; ср. Матф. XXI, 1-16). Но при этом он делает кое где прибавления, а где и сокращения. — Пошел далее — точнее: шествовал впереди (ἐπορεύετο ἒμπροσϑεν) Своих учеников (ср. Марк. X, 32). — К горе называемой Елеонской — правильнее: к горе Елеон (ἐλαίων — значит: масличная роща. Иосиф Флавий также употребляет название: Елеон гора Древн. VII, 9, 2). — Когда приблизился к спуску с горы Елеонской. Там, где был спуск с горы, можно было видеть Иерусалим во всем его великолепии. Понятен поэтому внезапный взрыв восторженных криков народа, сопровождавшаго Христа как своего царя, вступавшаго в свою столицу. — Учеников. Это ученики в самом широком смысле этого слова. — Какия видели они — конечно раньше, когда ходили за Христом. — Благословен Царь. Царем обозначают Господа ученики только у ев. Луки и у Иоанна (Иоан. XII, 13). — Мир на небесах и слава в вышних! Этими словами (у ев. Луки заменено восклицание: «осанна в вышних» (Матф. и Марк.) Он так сказать разделяет «осанну» на два восклицания. Мир на небесах, — т. е. спасение на небесах, у Бога, Который и будет раздавать теперь ею спасение чрез Мессию и — затем — 2) слава в вышних, т. е. Бог будет прославлен за это ангелами в вышних, на высоте.

39-44. Этот отдел находится только у одного еванг. Луки. Некоторые фарисеи, выйдя из толпы народа, в которой они находились, обратились ко Христу спредложением запретить Своим ученикам так кричать. Господь отвечал на это, что такого взрыва хвалы, обращенной к Богу, нельзя остановить. При этом Он употребил поговорку ο камнях, которая встречается и в Талмуде. Затем когда Он приблизился к городу, то, поглядев на него, заплакал — заплакал ο нем громко (ἒκλαυσεν ὲπ᾽αὐ., а не ἐδάκρυσεν, как при гробе Лазаря. Иоан. XI, 35). — Если бы и ты… Речь обрывается, как «бывает с плачущими» (Зигабен). К миру или к спасению Иерусалиму должна была, конечно, послужить вера в Христа как в обетованнаго Мессию (ср. XIV, 32). — И ты — подобно Моим ученикам. — В сей твой день, — т. е. в этот день, который мог бы быть для тебя днем спасения. — Ныне… т. е. но при настоящих отношениях это ненозможно: Богом сокрыто осталось от тебя это спасение (ἐκρύβη — указывает на Божие определение ср. Иоан. XII, 37 и сл.; Рим. XI, 7 и сл.). — Ибо придут на тебя дни… Господь только что сказал, что от Иудейскаго народа скрыто то, что служить к его спасению. Теперь Он доказывает эту мысль, ссылаясь на несомненно ожидающую этот народ кару. — Обложат тебя окопами. Это исполнилось во время осады Иерусалима римлянами, когда Тит, для того чтобы не допускать подвоза в Иерусалим съестных припасов, обложил его валом или палисадом, который был сожжен осажденными и потом заменен уже стеною. — Разорят тебя — точнее: сравняют тебя с землею (ἐδαφιοῡσι). — Побьют детей твоих в тебе. Город в Св. Писании часто представляется под образом матери (см. Иоил. II, 23; Ис. ХХХХІ, 8), а поэтому под детьми нужно разуметь обитателей города. — Времени посещения твоего, т. е. определеннаго пункта времени, когда Бог проявил ο тебе особенное попечение, предлагая тебе принять через Меня мессианское спасение (τ. καιρὸν τ. ἐπισκοπῆς — ср. 1Петр. II, 12).

45-48. Об очищении храма ев. Лука говорит согласно с Марком (Марк. XI, 15-17) и отчасти с Матфеем (Матф. XXI, 12-13). — И учил каждый день в храме. Ев. Лука отмечает факт ежедневнаго появления Христа в храме как учителя для того, чтобы сделать переход к предмету следующей главы. На это «учение» намекает и ев. Марк (XI, 18). — Неотступно слушал. Внимание, с каким слушал народ Христа, являлось препятствием для врагов Христа в их замыслах против Него.