Пассажирский автотранспорт

Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Почитаемые иконы божией матери в алфавитном порядке

Оранта - один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: образ человека и божества. Сама же Богоматерь изображена в традиционном жесте заступнической молитвы, символизирующем ее покровительство.

Как известно, «Оранта» — одна из разновидностей изображений Богоматери. Ярославская икона Пресвятой Девы — самый известный и почитаемый образ Богородицы из этой группы. Данная святыня также имеет название «Великая Панагия». К Богородичному лику обращаются в молитвах о спасении души, моля о заступничестве и покровительстве Божией Матери.

История иконы Божией Матери

В переводе с латыни «Оранта» обозначает «Молящаяся». Данный образ Богородицы иконописцы изображали еще в древности. Изображение Богоматери «Оранта» берет начало в Римской Империи. Уже тогда святой лик такого типа обрел огромную популярность.

В настоящее время иконы Богородицы «Оранта» украшают храмы и соборы многих государств по всему миру. Православный народ воздает почести данному образу и молится перед иконами «Оранта», прося помощи и поддержки на жизненном пути.

Подлинный смысл, который таит в себе образ Богоматери «Оранта», заключается в единстве народов всех стран и поколений, несущих в себе жизни и судьбы, соприкоснувшиеся с таинством данного святого образа, с источником света и любви, с духовной силой Богоматери.

Знаменитые иконы Богородицы

К святыням иконографического типа «Оранта» относятся знаменитые образы Богородицы, известные по всему миру:

  • икона Божией Матери «Живописный Источник»;
  • икона Богородицы «Знамение»;

Стоит отметить также знаменитую фреску Богородицы типа «Оранта», названную «Нерушимая Стена» . Она располагается в Киевском Соборе Святой Софии. Паломники и простые верующие приезжают в собор, чтобы своими глазами увидеть чудо и прикоснуться к образу, наполненному таинством и величием. Фреска заключает в себе сюжет из сцены Благовещенья. На ней изображены Архангел Гавриил и Пресвятая Дева — верные заступники и покровители Киевских земель.


В чем помогают иконы «Оранта»

Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса.
Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.

Иконы «Оранта» способны наставить на путь истинный, помочь человеку обрести духовное просветление и наполнить сердце любовью к Господу. Также святой образ «Оранта» отгоняет прочь злых духов , недругов и защищает целые страны от нападок врагов.

Описание святого образа

Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам.
Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс. Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией. Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.

Молитва перед святым образом

«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитвы Богородице помогут вам не сбиться с пути, очистить свою душу и обрести истинное счастье. На свете много икон Божией Матери, и каждая из них словно отдельный вид искусства. Но образы святой группы «Оранта» — не просто красивое изображение Богородичного лика. Это таинство, показывающее нам, как сильна любовь и помощь Богоматери для каждого из нас. Мы желаем вам крепкой веры, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

07.11.2017 05:35

Иерусалимская икона Богородицы - прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были...

«Оранта» - Богородица, молящаяся о людях

Данная иконографическая схема, также известная как «Знамение» (в честь защиты Новгорода от полков Андрея Боголюбского) или «Панагия» - «Всесвятая», принадлежит к наиболее ранним.

Легко определить этот тип по раскрытым рукам Богородицы, которые воздеты к небу. Эту разновидность также часто ассоциируют с добродетелью веры. Богородица родила Спаса, который пришел для того чтобы исцелить все человечество и в этот факт верят православные.

Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются «Панагия» (греч.«всесвятая»).

На Русской земле этот образ получил именование «Знамение», и вот как это случилось.
27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы.
Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул:

«О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице!
Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града».

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...


В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.
Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству, в иконописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (евр. — с нами Бог — одно из пророческих имен Бога-Сына, употребленное в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться как в рост, так и по пояс.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.


Упоминания о подобной молитвенной позе встречаются ещё в Ветхом Завете, а первые рисунки Девы Марии с поднятыми и раскинутыми в стороны руками находят уже в римских катакомбах. Святыня выглядит величественно и монументально, поэтому статичную и симметричную композицию часто включают в стенные росписи и мозаики - например, так украшен собор Софии Киевской XI ст.

Подобные реликвии бывают оплечными или поясными, но порой встречаются и фигуры в полный рост. Кроме того, икона Божией Матери «Оранта» традиционно размещается в верхней части алтаря. Она может быть элементом более сложных произведений, посвящённых Праздникам Покрова либо Вознесения, или же дополняться ликом Христа-Эммануила, вписанным в круглый медальон на уровне груди Мадонны.

Смысл данного образа - заступническая молитва Пречистой Девы, Её защита и покровительство. Также эта святыня напоминает верующим о Благовещении, Рождестве Христовом и последующих событиях, вплоть до Второго Пришествия.

Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета - пророчество Исайи: "Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил" (Ис. 7.14) и из Нового Завета - слова Ангела в Благовещении: "Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе "Ярославская Оранта, Великая Панагия", или по пояс, как в "Курской Коренной" или в новгородской "Знамение", это не так существенно. Важнее другое - соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. "Чрево Твое пространнее" - так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: "Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему" (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской "Оранте" этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное - они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток - символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные - красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской "Оранте" одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные - либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская "Оранта"), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: "Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим".

Иконографическая схема "Знамения" может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской "Оранты". В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец - коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы - Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип "Знамение" иногда именуют "Воплощение".

Одним из вариантов иконографии "Знамение" является "Оранта". В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ "Богоматерь - Нерушимая стена" из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери - Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

В чем помогает икона «Знамение Пресвятой Богородицы»?

Она защищает дом и семью от любых невзгод, бед и проблем, поддерживает в сложную минуту, дарит надежду и новые силы. Разновидностями этой реликвии являются «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Курская, Новгородская, Ярославская святыни.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

В этой статье (или даже целом цикле статей, которые время от времени будут появляться на нашей сайте) мы хотим познакомить читателей с некоторыми основами иконографии - науки о «писании образа» в православном искусстве. Икона - это «умозрение в красках», по словам князя Е. Н. Трубецкого. Ибо в основе ее содержания - всегда либо известный евангельский текст, либо слова молитвы. Волею истории значительная часть икон оказалась в музеях, но истинная цель создания икон от этого не изменилась. Икона неотделима от богослужения, смысл ее - жизнь в храме, а не в музее (при всем признаваемом нами значении музеев и государственных институтов в деле реставрации и изучения икон). И кто бы ни изучал иконопись, будь то человек верующий или неверующий, он должен помнить о ее отличии от светской живописи. Для светского художника главное - свобода самовыражения. Не то иконописец.

Он ничего в иконе своим не считает, он выстраивает образ по канону, преданию и подлиннику. Многовековое повторение того или иного типа изображения в XIX веке стало предметом научного описания. Была открыта система типов изображения Пресвятой Божией Матери и Иисуса Христа.

Академик Н. П. Кондаков первым описал семь основных типов изображения Богоматери (см. его книгу «Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи». СПб., 1910): Оранта (Молящаяся), Влахернитисса (Знамение), Агиосоритисса (Деисусная), Никопея (Победоносная), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милостивая), Ассунта (Вознесенная). Это византийские типы.

Православная вера пришла на Русь из Византии - первого в мире великого христианского государства. Естественно, что все сопутствующее православию пришло к нам оттуда же. Византийскими (греческими) были первые богослужебные книги; их сменили книги на древнеболгарском языке. Византийскими были и первые иконы, пришедшие на Русь (такие, как Владимирская Богоматерь). Для постройки храмов и «писания образов» приглашались византийские мастера (в XI веке мастера, выполнившие мозаику киевской Софии; в конце XIV века - Феофан Грек, учитель ).

В иконе каждая деталь имеет свой смысл и значение, каждой принадлежит определенное место в системе образа. Это очень хорошо видно на примере иконографии Божией Матери Оранты.

Первые греческие мастера, приглашенные на Русь, не только возглавили строительство киевской Святой Софии, но и украсили ее мозаикой и фресками. Главным мозаичным образом этого храма стала «Богоматерь Оранта». Она выдержала испытание временем, считалась охранительницей Киева и особо здесь почиталась. Киевляне назвали ее «Нерушимой стеной».

Этот образ древнего происхождения. Слово «оранта» латинское, оно означает «молящаяся». Но почему греческая икона названа латинским именем? Заглянем в историю. Вплоть до 1054 года Византия и Рим были единым государством - Римской империей. Впервые образ Оранты появился в римских катакомбах еще в конце ІІІ века, когда христианская вера подвергалась гонениям. Императоры-язычники использовали любой повод для преследования христиан. Но вот настала эпоха Константина Великого (IV век) - первого императора-христианина. Исповедание христианской веры становится открытым. Всюду строятся христианские храмы. Их стены покрывают изображениями Иисуса Христа и Богоматери. В храмах ставятся и иконы (в переводе с греческого - образы, изображения). Некоторые из них становятся общечтимыми в результате явленных ими чудес, особенно в дни народных бедствий, войн, землетрясений, вражеских нашествий.

После чудесного спасения Царьграда от персов и аваров в 626 году создается вступительная часть Акафиста Божией Матери - Ее стихотворной похвалы. В этом праздничном песнопении и прославляется Богоматерь, «стена (…) девам» и «царствия нерушимая стена».

Согласно легенде, во время одного из землетрясений знаменитый Влахернский храм был разрушен, но одна из его стен с мозаичным образом Богоматери Оранты уцелела. С тех пор понятие «нерушимая стена» было связано в народном сознании с образом Богоматери Оранты, сначала только в Константинополе, а затем в Киеве - восприемнике византийских традиций.

Обратимся к иконографии Богоматери Оранты. В ее основе - фронтальный (расположенный лицом к зрителю) одноличный образ Богоматери, молящейся с воздетыми руками, без Младенца. Этот образ - первая икона Богоматери. Пречистая в народном сознании была символом Церкви земной, молящей Господа - Церковь Небесную - о снисхождении к грешникам.

Иногда Богоматерь Оранту называют Влахерни-тиссой (Знамением), связывая этот образ с Богоматерью Влахернского храма в Константинополе. Сведения из области сфрагистики и нумизматики говорят о том, что это правомерно. На монетах Константина IX Мономаха (1042-1055) и Андроника Палеолога (1282-1328) молящаяся Богоматерь названа Влахернитиссой. Этим же именем на византийских монетах и печатях называлась «Богоматерь Панагия» («Всесвятая»). Ее украинским аналогом позднее стала икона «Знамение»: Богоматерь с молитвенно воздетыми руками и с Младенцем на Ее лоне.

Возможно, во Влахернах имелось несколько чтимых икон Божией Матери, одной из них могла быть «Оранта», другой - «Панагия». И оба изображения в то время могли носить имя Влахернитисса. Сейчас, после открытий Н. П. Кондакова, было бы неточным одно и то же имя относить к двум различным иконографическим типам изображений. Оранта всегда представляет только одно лицо - Пречистую Божию Матерь. Влахернитисса (типа «Знамения») изображает Богоматерь и Сына.

Смешение имен иконографических типов случается часто. Орантой иные ученые называют не только Влахернитиссу (Знамение), но и Агиосоритиссу (Деисусную), а также Ассунту (Вознесенную). Между тем Оранта не тождественна Агиосоритиссе, хотя обе представляют молящуюся Богоматерь. В «Оранте» Дева Мария дана репрезентативно, фронтально, с воздетыми по обе стороны до плеч руками, в «Деисусной» Она в трехчетвертном развороте по отношению к Спасу, руки обращены в одну сторону. Оранта могла быть самостоятельным изображением. Деисусная же чаще всего была образом в составе деисусного ряда иконостаса.

Не тождественна Оранта и Ассунте. В отличие от Оранты руки в Ассунте - перед грудью. Оранта обычно изображает стоящую Богородицу. Ассунта - стоящую или сидящую на троне.

Иконы Оранты на православной почве не сохранились. Но этот образ стал частью композиции икон великих праздников - «Вознесения Господня», «Сошествия Св. Духа», «Покрова Пресвятой Богородицы». Так, например, Богоматерь Оранта представлена в сюжете «Вознесения» на миниатюре Сирийского кодекса Рабулы 586 года во Флоренции. К отечественным примерам относятся «Оранта» на мозаике Киево-софийского собора XI века, утраченная фреска «Вознесения» храма Спаса Нередицы 1199 года, изображение Покрова конца XIV - начала XV века в Третьяковской галерее. Впоследствии мы увидим, что использование готовых типологических форм для создания более сложных праздничных композиций было характерной чертой христианского искусства.

Оранта — это один из трех основных типов изображения БогоМатери, представляющий её с поднятыми, раскинутыми в стороны руками и раскрытыми ладонями.

Традиционно данная поза трактуется как жест молитвы, хотя в действительности имеет более древние корни, нежели принято считать. Мы ещё вернёмся к этому вопросу и рассмотрим его подробнее. А сейчас остановимся на символике изображения Оранты и его особенной роли. В XI веке, во времена существования государства Киевская Русь, князь Владимир Красно Солнышко, задумал построить в Киеве, Новгороде и Полоцке величественные храмы, которые по пышности и красоте своей могли бы сравниться лишь с самыми красивыми и впечатляющими соборами мира. Эту идею он успешно воплотил, соорудив в столице собор, который и поныне славится на весь мир своей уникальностью, ежегодно собирая тысячи туристов. Все три собора были посвящены Софии - Премудрости Божией. Закончил строительство соборов его сын - Ярослав Мудрый. Мы же поговорим сегодня соборе в Киеве - Софии Киевской, как его еще называют.

Известность данному месту приносит не только его историческая слава, но и одна особенность, можно сказать, жемчужина собора — первая и прославленная на весь мир фреска Богородицы «Оранта». Высота фигуры — 5 метров 45 сантиметров. В славянских странах она именуется также «Нерушимая Стена».

Фреске около тысячи лет, но даже сейчас каждый желающий может беспрепятственно взглянуть и ощутить её величие и тот сердечный посыл, с которым она была выполнена. Эта удивительная по своей красоте фреска украшает главный аспидный алтарь Собора Святой Софии, на столбах которого изображена сцена Благовещенья: Архангел Гавриил (Сила Бога, Вестник Благого) и Пресвятая Дева Мария. Именно эти символы имели особенное значение для людей, живших в Киеве тысячелетия назад. Упомянем, что Архангел Гавриил и Дева Мария, как известно, являются исконными покровителями города Киева. В древних летописях указывается, что именно Богородице и Архангелу Гавриилу вверяли защиту Киева, именно у них просили небесного заступничества столицы.

Археологические исследования подтверждают, что народы Киевской Руси массово почитали Богородицу Оранту, носили медальоны и обереги с её изображением. Даже князья, зная о такой всенародной любви к Богородице и почитании её простыми людьми, внедрили почётное право ставить образ Богородицы на одну из сторон своих княжеских печатей.

В исторических источниках указывается, что Богородицу в разных уголках мира именовали «защитницей», «Живоносным Источником Мудрости», «хранительницей», «градоустроительницей», так как её женское, упорядочивающее начало олицетворяло порядок, покой и мир в городе.

Богородица является признанной и почитаемой народами покровительницей множества населённых пунктов по всему миру, во многих странах, в особенности — славянских. Вникая в истинную суть этого символа, понимаешь, какое действительно глобальное единство он таит в себе, соединяя исторически поколения, влияя на понимание смысла своей жизни и судьбы каждого, кто соприкоснулся душой с тайной этого образа, с живоносным источником всепробуждающей Любви ― духовной силы Богородицы.

«Из видимого познавай невидимое», — учил выдающийся украинский философ XV века Григорий Сковорода. Так и в случае с удивительным символом Оранта: видимая форма этого жеста хранит в себе широкое пространство невидимых глазу значений, о которых мы и поговорим.

Самые ранние изображения Оранты в данной молитвенной позе найдены на стенах римских катакомб и датируются 2-3 веками нашей эры. Но что интересно, ещё до появления там этого символа на территориях Средиземноморья бытовали статуэтки, именуемые «адоранты». В словаре есть такое определение слова «адорант»:

Адорант — фигура (преимущественно женщины) с простёртыми к небу руками в античном и раннехристианском искусстве (особенно в росписи катакомб), служившая для передачи образа просящего или его просящей души. (Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф. В. Д. Гладкий. 1998 г.).

Слово «adorant» латинского происхождения и обозначает «обожествлять». Образовано это слово от «orante» — «молиться», что, в свою очередь, происходит от латинского корня «ōrō», «ōrāre»» — говорить, молиться. Яркий пример ещё одного использования этого корня в нашем языке — слово «оратор». Таким образом, слово «Оранта» и «оратор» однокоренные. Любопытно также, что в древнеарамейском языке (язык, на котором говорил Иисус) понятие «говорить» и «молиться» также было объединено в одно слово. Всё это говорит о глубинной сути значения, заложенного в само слово «Оранта». Ведь в древности считалось, что слово дано людям как начало пути к пониманию и осознанию своей Божественной природы.

Вернёмся к статуэткам. Адоранты довольно древние. Возраст самых древних найденных статуэток в позе Оранта, как это не поразительно, — 45 тысяч лет! И это ещё не всё! Такие фигурки находят исследователи во всех, без исключения, культурах мира.

И фигурками данный список не ограничивается, схематические изображения людей в позе Оранта встречаются и среди наскальных рисунков, петроглифов по всему миру! Австралия, Африка, Северная и Южная Америка, Сибирь, Италия, Франция, Китай….

ЕЩЕ ОБ ИКОНЕ ИМЕНУЕМОЙ "ЗНАМЕНИЕ" И ДНЯХ ЕЕ ПРАЗДНОВАНИЯ

Таким образом, мы видим, что символ «Оранта» — это не просто значимое изображение в рамках какой-то определённой религии, это символ, берущий свои корни в общечеловеческом, всемирном знании, которое раннее присутствовало как некая, сама собою разумеющая истина в древних культурах нашей планеты! Это знание, которое сегодня объединяет людей, города и страны. Знание, которое объединяет весь мир.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение». Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

Наиболее распространенные иконы этого типа:

* икона Божией Матери «Знамение» Курская

* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

Икона Божией матери Нерушимая стена

_________________________________________________

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся).

Изображение Богоматери с воздетыми в молении руками и без младенца, называется «Оранта» (лат. Молящаяся). Такие изображения в полный рост по древней традиции помещают в конхе — верхней части алтаря.

Фигура Божией Матери, изображенная в полный рост с Богомладенцем, именуется «Великая Панагия», что означает «Всесвятая».

Это изображение встречается уже в катакомбах первых христиан. Божия Матерь изображена на иконе в фас, обычно по пояс, с руками, поднятыми на уровень головы, разведенными в стороны и согнутыми в локтях. (С древних времен этот жест обозначает молитвенное обращение к Богу). На Ее лоне, на фоне круглой сферы — Спас Эммануил.
Иконы этого типа также называются "Оранта" (греч. "молящаяся") и "Панагия" (греч. "всесвятая"). На Русской земле этот образ получил именование "Знамение",

и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года, во время штурма Новгорода дружиной Андрея Боголюбского, жители осажденного города вынесли на стену икону. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Слезы упали на фелонь новгородского епископа Иоанна, и он воскликнул: "О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред Сыном Твоим об избавлении града".

Воодушевленные новгородцы отразили суздальские полки...
В православном храме изображения этого типа традиционно помещают в верхней части алтаря.

Поясные изображения икон типа «Великая Панагия» в древнерусской иконописи получили широкое распространение и стали называться «Знамение» . Одно из значений славянского слова знамение — чудо. И действительно, изображение младенца Христа на лоне Богородицы — это символ самого величайшего чуда, чуда Боговоплощения, когда Безначальный и Невместимый Бог вместился в человеческое тело. Слово знамение родственно славянскому глаголу знаменаю — созываю, призываю к богослужению. Это раскрывает второй глубинный смысл данной иконографии: воздетые руки Богоматери, как символ молитвы; младенец Христос в круге, как символ Евхаристии; поручи на руках Божией Матери — символ сослужения всей Церкви своему Небесному Предстоятелю.

Наиболее распространенные иконы этого типа:

* икона Божией Матери «Знамение» Курская
* икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

* икона Божией Матери «Нерушимая Стена»
* икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
* Курско-Коренная икона Божией Матери
* Мирожская икона Божией Матери
* Никейская икона Божией Матери
* Серафимо-Понетаевская икона Божией Матери
* Царскосельская икона Божией Матери
* Ярославская Оранта