Агрохимия, удобрения

Болезнь учит покаянию. Реальные встречи в мире тонком, бесплотном

www.rak.by

ПРОТОИЕРЕЙ

МИХАИЛ ОВЧИННИКОВ

ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ

БОЛЕЗНИ

Опыт преодоления рака

Издание третье

ДАНИЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Даниловский благовестник

Москва 2009

По благословению

Святейшего Патриарха Московского

и всея Руси Кирилла

Протоиерей Михаил Овчинников. ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ БОЛЕЗНИ. Опыт преодоления рака. М.: Даниловский благовестник. 2009

Протоиерей Михаил Овчинников пережил в 1999 году страшную ав-токатастрофу. Имея травмы, как говорили врачи, несовместимые с жиз-нью, он перенес серии клинических смертей и настоящим чудом (без пре-увеличения!) был возрожден к деятельной жизни. Несколько раз переиздававшаяся книга «Между жизнью и смертью» - это личные свиде-тельства священника с порога вечности.

В новой книге «Терновый венец болезни» отец Михаил честно и без страха, с верой и надеждой на милость Божию рассказывает о личном опыте преодоления смертельной болезни - рака.

Повествование это далеко выходит за рамки автобиографического произведения, и хотя содержит размышления о причинах онкологических заболеваний и их лечении, менее всего напоминает сборник народных со-ветов. Это - уникальное духовное литературное произведение, которое поможет тяжко болящему человеку пережить шок, понять волю Божию в каждом событии, происходящем с ним.

Книга предлагает задуматься о недугах и причинах их появления, о том, чем эти болезни могут нам помочь, куда они нас ведут. Она говорит об исцеляющей силе страдания, способного преобразить душу и всю жизнь человека.

Написанная искренним, горячим сердцем, книга укрепляет волю к преображению души, побуждает читателя к размышлению о своих поступ-ках, помыслах, об ответственности за свою жизнь. Протоиерей Михаил Ов-чинников, которому приоткрылась тайна мира иного, свидетельствует о беспредельной красоте даже отсветов Горнего мира, к которому сподобил его прикоснуться Господь. Автор всей своей жизнью убеждает: надо здесь и сейчас, достойно неся терновый венец своей болезни, приближаться к Царствию Небесному.

© Данилов сгавропигиальный мужской монастырь, 2008

© Протоиерей Михаил Овчинников, 2008

Посвящается

любимой и верной помощнице матушке Людмиле ОВЧИННИКОВОЙ,

и в радостях, и в горе пребывающей рядом - в молитвах, трудах и заботах

... Болезнь ваша - великий дар Божий,

денно и нощно за сие... хвалите

и благодарите –

спасена будет душа ваша.

Старец Арсений Афонский

Предисловие редактора

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К ЖИЗНИ!

Когда мне посчастливилось готовить к изданию первую книгу отца Михаила Овчинникова «Между жизнью и смертью. Свидетельства с порога вечности» 1 , я не была зна-кома с ним лично, общались в ту пору мы лишь по телефо-ну. Но радостный и полный силы голос священника, побывавшего за гранью жизни, говорил о том, что личность он - по меньшей мере, незаурядная. После выхода той кни-ги в Крым, в Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь, где сейчас служит батюшка, хлынул поток пи-сем. Имя его за короткий срок стало широко известно мно-гим русским и зарубежным читателям.

И кого бы мог оставить равнодушным уникальный рассказ о тайне жизни и смерти, обычно скрытой от нас. Отец Михаил, попавший в 1999 году в страшную автомо-бильную катастрофу, не оставлявшую ему никаких шан-сов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив несколько клинических смертей, встретившись в мире бесплотном с почившими духовником и матерью, он был возвращен из небытия чудом Божиим, совершившимся по молитвам близких людей и его духовных чад.

Показательно свидетельство об этом случае (немыс-лимом для материалиста) врача-анестезиолога отделения реанимации и интенсивной терапии районной больницы Верхнеднепровска Жанны РАДЧЕНКО:

«Когда я впервые увидела больного священника Ми-хаила Овчинникова, невольно подумала: "Не жилец..." На-столько тяжелым было его состояние, что невозможно было предвидеть положительный исход лечения. В первые мгновения даже пронеслась мысль: "Целесообразна ли моя врачебная помощь? "

Последствия катастрофы были ужасными: тяжелая черепно-мозговая травма, сотрясение и ушиб головного мозга. Под вопросом стоял диагноз внутричерепной гема-томы, перелома основания черепа, дислокации структур мозга. Больной был без сознания. Тяжелая кома на тех ее гранях, когда сразу невозможно оценить, погибла кора го-ловного мозга или нет. Если не исключить возможность первого варианта, это значит - социальная смерть, то есть остается возможность биологического существова-ния, но неосмысленного: не только без активной деятель-ности, но практически без переживаний, мышления, идей, то есть всего того, что присуще каждой личности. Это даже представить себе невозможно по отношению к отцу Михаилу, такому яркому, незаурядному человеку...

Каково же было мое изумление, когда на третьи сут-ки я узнала, что Михаил Георгиевич начал приходить в себя, реагировать на врачебные инструкции, переведен из реанимации в отделение! И это, и то, как быстро отец Михаил прошел восстановительный период, до сих пор вол-нует меня. Как специалист точной естественной науки -медицины, то есть как реалист, я не могу в это поверить. Налицо действие той удивительной силы, о которой мы, реалисты, пытаемся не думать. Это то, что сокрыто от нас в тайне мироздания. Называйте это как хотите: Божия благодать, какое-то непостижимое для нас пространственное измерение и т. д. Пусть это вам кажется даже вымыслом, моей фантазией, но то, что существует такая Сила, заставляет и меня, человека довольно строгих убеждений и взглядов, по-иному взглянуть на мир вокруг себя».

Пройдя через нестерпимые муки смертельной болезни, обретя, по сути, вторую жизнь, отец Михаил нашел в себе силы не только вернуться к священнической службе, но и написать обо всем происшедшем с ним, детально про-анализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью. Он делал это не только как пациент, но и как па-стырь, что вызвало горячий отклик у многих людей, кото-рых глубоко тронул рассказ о внутренней силе, о любви к Богу и людям...

Книга, которая сейчас лежит перед вами, - не просто продолжение начатого прежде труда. В ней - рассказ о новом испытании, посланном Господом отцу Михаилу: о серьезной онкологической болезни, которая должна была подорвать и без того истощенные силы батюшки, но кото-рая отступила - благодаря его доверию к воле Божией, силе духа, молитвам ближних и заботам врачей.

О своем новом возвращении в земную жизнь священ-ник пишет просто, искренне и сердечно. Идущие из глу-бины сердца слова могут поддержать многих из тех, кто нуждается сейчас в утешении на скорбном пути болезни, отчаяния, сомнения.

    Как ваше здоровье, отец Михаил? - спрашиваю при встрече.

    Слава Богу! Знала бы ты, сколько милостей посыла-ет мне Господь!

Жалоб от священника, как бы ни было ему трудно, никто никогда не слышит. В любой ситуации на лице его - открытая радостная улыбка, и лишь глубоко в глазах мож-но иногда разглядеть отсвет тихой грусти. Когда он зво-нит из Крыма в Москву, в издательство, кто бы ни взял трубку, слышит неизменное:

Здравствуй, родненькая моя, радость моя!

Он - имеет право на такую радость, пережив опыт невыносимой для человека боли, опыт её преодоления, преображения в светлое состояние, которое можно выра-зить словами: «Слава Богу за всё!»

Но цена этой обретенной радости немалая. Ведь напи-сать обо всём произошедшем с ним - значит, пережить всё заново, значит, нести крест общения с множеством людей, среди которых есть и такие, что непременно хотят чудес, требуют от него пророчеств.

Об одном таком случае отец Михаил рассказал во время своего последнего приезда в Москву на Международные Рождественские образовательные чтения.

Паломники в Свято-Параскевиевский Топловский монастырь приезжают почти каждый день. Однажды к матушке Людмиле, верной спутнице батюшки, подошла группа женщин:

Где здесь у вас находятся мощи известного старца?

Какого старца? - удивилась та. - Таких мощей в нашем монастыре нет.

Как это - вы здесь живете и не знаете? – возмутились "паломницы".

Всем известно, что здесь лежат мощи отца Михаила. От них уже много исцелений было!

Узнав, что отец Михаил жив и что старцем он, конечно же, не является, женщины были очень разочарованы. Их мысли тут же приняли иное направление:

Ну, значит, отец Михаил при смерти. Нам говорили, что если кто подержится за умирающего священника, тому простятся все его грехи - в том числе и будущие. У нас к вам предложение: позвольте приложиться к вашему батюшке, а мы организуем сбор пожертвований, так что хватит и на похороны, и на памятник!

Естественно, «паломницам по старцам» был дан от ворот поворот...

Печальный пример дремучего «народного благочестия», вырастающего из невежества, пользующегося вздорными «бабьими баснями» 2 ! Для таких «искательниц», очевидно, всё равно, что к священнику за советом обратиться, что к гадалке пойти.

Хочется надеяться, что читатель возьмет в руки эту книгу совсем с иным настроением - для того, чтобы задуматься о смысле ниспосланных нам испытаний, чтобы через тяготы и тернии - обратиться к Жизни. Вечной.

Алла Добросоцких

ЛЕГКО ЛИ ДУМАТЬ

О ЦАРСТВЕ НЕБЕСНОМ?

...Задумывался ли ты когда-нибудь, читатель, о конечной и для всех живущих на земле единственно общей цели всех земных трудов и усилий, всех горестей и радостей, разочарований и надежд, любви и ненависти, добра и зла - всего, словом, того, из чего сплетается терновый венец твоей жизни?

Сергей Нилус

Если мы непрестанно будем помышлять о Цар-стве Небесном, о бессмертии и нескончаемой жизни, о ликах Ангелов, о пребывании со Христом, о славе не-преходящей, о жизни беспечальной, если вообразим, что и слезы, и поношения, и уничижения, и смерть, и печали, и труды, и болезнь, и уныние, и бедность, и злоречие, и вдовство, и грех, и осуждение, и наказание, и всякое другое зло и бедствие из небесной жизни изгнано... Что, напротив, там обитают мир, кротость, благость, милосердие, любовь, радость, слава, честь и прочие блага, каких словом описать невозможно, если будем, говорю, непрестанно размышлять об этом, -то ни одно из настоящих благ не прельстит нас и мы будем восклицать с Давидом: Когда приду и явлюсь пред лице Божие! (Пс. 41;3)

Свт. Иоанн Златоуст

Родные мои! Все, кто взял в руки эту книгу, которую я писал всем сердцем, заранее стали для меня родными, потому что нас уже связывает нечто общее - стремление найти утешение в той боли, которая появилась вдруг в нашей жизни.

И хотя я не знаю лично каждого моего читателя, но могу обратиться к нему по-дружески, по-христиански - на «ты». Знаю, друг мой, что тебя, как и всякого человека, посещала когда-нибудь боль, болезнь, быть может, ты или твои близкие пережили, а быть может, сейчас переживают непростые времена. Значит, эта книга может приоткрыть что-то в тебе самом, в окружающем мире, поможет понять причины и смысл происходящего с тобой и со мной, поддержит кого-то...

Но не ищи здесь автобиографических данных - некоторые факты, а также имена людей, которые просили об этом, изменены сознательно.

Не ищи на этих страницах перечня народных лекарственных средств и «чудодейственных» рецептов их применения. Нет здесь и выписок из историй болезней людей, находившихся на лечении в онкологическом диспансере. Мне кажется, вообще нет смысла уповать на какие-то способы немедленного исцеления от онкологического недуга - хотя именно этого ждут многие люди: подайте нам необыкновенное лекарство, которое моментально приведет в порядок наш бунтующий организм.

Нет, эта книга не просто о путях выздоровления - это было бы спекулятивно и напоминало бы модный сегодня лозунг, ставящий всё с ног на голову: «Главное - здо-ровье, остальное - приложится!» Эта книга - об ином: о путях к выздоровлению духовному (независимо от выздоровления телесного), о спасительной силе страдания, о преодолении болезни греха, о возвращении к истинной жизни.

Я попытался написать о том, как человеку понять волю Божию в каждом событии, происходящем с ним. Хочу рассказать о своем непростом опыте преодоления недуга, чтобы засвидетельствовать перед очень близкими мне внутренне людьми, переживающими сейчас ту или иную смертную болезнь, о великой любви Божией к нам.

Быть может, ты захочешь спросить: о какой любви может идти речь, когда столько людей слышат от медиков страшные слова: «У вас рак»? Легко ли думать о Царствии Небесном, когда ты сам стоишь на краю могилы либо от тебя вот-вот уйдут дорогие тебе люди и тебя начинает мучить вопрос: «За что мне это?» Но важно понять, что тяжкий диагноз - это не приговор к смерти, а повод услышать призыв Божий к нам, осознать, что именно и как происходит с нами в этот миг. Какие и почему возникают эмоции? Какие действия мы предпринимаем или вовсе ничего не делаем? Поймем ли мы, что любая болезнь - это воля Божия, вразумляющая нас, помогающая нам и ведущая в Царство Небесное? Согласимся ли с этим и начнем ли двигаться к христианской жизни?

Взялся писать об этом не со стороны: мне, автору этой книги, самому довелось пройти подобные страдания. Но не о самих невзгодах пойдет речь. Хочу поразмышлять о причинах происходящих с нами несчастий и скорбен, о том, что помогает человеку вынести мучительные испытания, и как ему с Божией помощью можно всё претерпеть и - выжить. Речь пойдет о том, что в смертельно опасных ситуациях (по медицинским показателям), человек, по милости Божией, может и должен продолжать жить, любить, трудиться.

Но говорить о каких-то своих необычных возможностях я не могу; о силе воли, выносливости - тоже (их у меня просто нет). Я слабый, немощный человек, переживший несколько лет назад автокатастрофу, после которой должен был неизбежно погибнуть. А сейчас - новые испытания, которые моими силами преодолеть про-сто невозможно. Хочу попытаться показать людям, сколь велика сила Божия, какие чудесные дары Господь может нам явить. Самое главное то, как мы должны просить Его об этом, с каким покаянием взывать к Небу.

Я не хочу, да и не имею права никого учить, тем более людей, каждое прикосновение к ранам которых вызывает у них нестерпимую боль... Просто мы вместе поразмышляем о своих поступках, помыслах, об ответственности за свою жизнь. И, наконец, постараемся ответить на вопрос о том, действительно ли мы христиане или только воображаем себя ими? А самое главное - думаем ли мы о Царствии Небесном и пытаемся ли приблизиться к нему...

И еще один очень важный момент. Не хочу уподобиться прокаженным, исцеленным Христом, но так и не подумавшим его поблагодарить 3 . Мы привыкли ругать медицину по поводу и без повода. Но без самоотверженной помощи медиков, которых без преувеличения можно назвать врачами милостью Божией, некому было бы писать эти строки... Я бесконечно благодарен многим людям, которым моя судьба была небезразлична. Я на себе ощутил труды и любовь главного врача Крымского диагностического центра Натальи Игнатонене, врачей этой клиники Нины Гевондян и Александра Натягайло, работников второго хирургического отделения 6-й горбольницы - профессора Виктора Страсека, заведующего отделением Николая Власова, Игоря Скобелева - хирурга, совершившего первую операцию, спасшую мне жизнь. Я видел, как самоотверженно несут свое служение сотрудники Крымского республиканского клинического онкологического диспансера профессор Виталий Соркин, заведующий отделением, прекраснейший хирург Сергей Ефетов, который произвел вторую операцию по удалению онкологических образований. Глубоко благодарен также руководителям Симферопольского отделения корпорации «Сибирское здоровье» Виктории Веремеенко и Григорию Ковальчуку, Заслуженному деятелю науки и техники Украины, доктору медицинских наук, профессору Виктору Жебровскому и его помощнику кандидату медицинских наук, доценту Сергею Воровскому, выполнившим третью операцию. Невозможно, к стыду моему, поименно перечислить всех лечивших меня опытных врачей, заботливых медсестер, многочисленных тружеников наших больниц. Спаси вас Господи за труды ваши и великую, незаметную христианскую любовь к нам, немощным.

А сколько физически ощутимой любви и заботы получил я от родного Свято-Параскевиевского монастыря, какое понимание с сердечной молитвой и трепетным участием исходили от матушки игумении и сестер святой обители! С христианской готовностью свою молитвенную помощь в трудную минуту всегда оказывал наш архипастырь, митрополит Лазарь.

Сколько людей, сколько духовных чад в молитвах ожидали в коридорах клиник, когда я приду в себя, чтобы увидеться со мной, недостойным, поддержать меня ободряющим словом. Находясь за тысячи километров от Крымских гор, друзья присылали лекарства, письма с добрыми молитвенными пожеланиями. А многочисленные бессонные вахты, молитвы родной матушки Людмилы около меня, распластавшегося на больничной койке!

Низкий поклон всем вам, дорогие братья и сестры, спаси вас Господи за вашу любовь, за хлопоты и заботу!

Особую благодарность и самые теплые чувства вызывает в моей душе покойный ныне протоиерей Владимир Карпец, который напутствовал издание моей первой книги. Он и жизнью своей, и больничными скорбями, и самой смертью явил для меня и многих христиан пример необыкновенной силы воли!..

Помолимся за всех них, дорогой мой читатель и друг, и пойдем вместе со мной по тяжкому и радостному пути скорбей и преодоления, ибо вдвоем легче терпеть, легче понять, легче надеяться...



ИСЦЕЛЯЮЩАЯ

СИЛА

СТРАДАНИЯ

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА СТРАДАНИЯ

ТЁМНЫЕ ТУЧИ

Сырой, сумрачный вечер. Холодный беспокойный мартовский ветер передвигает по вершинам и склонам Крымских гор темные, тяжелые тучи... Неуютно в душе.

Начинается вечернее богослужение. Казалось бы, благодатная тишина монастырского храма должна привносить спокойствие в сердце, однако на душе тревожно, почему-то неможется, временами накатывает сильная слабость. Прямо на богослужении начинаются довольно ощутимые внутренние боли - и это состояние очень беспокоит.

Идет чтение девятого часа: на этой службе мы вспоминаем великие предсмертные страдания и смерть Спасителя. Как ручеек журчит с клироса тихий голос сестры, читающей псалмы:«Блажени живущие в дому Твоем: во веки веков восхвалят Тя» (Пс. 83; 5) - это обращение ко всем нам: в храме Божием мы приносим жертву хвалы Ему. И далее призывает псалмопевец Давид: «Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя » (Пс. 85; 5), убеждая нас, чтобы все мы, от мала до велика, прибегали к милосердию Божию.

«Призри на мя...даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея» 4 , - добавляет к этому пророк.

Эти молитвы несколько приводят в чувство: всё Господь может, только уповай на Его милосердие, верно служи Ему. А тут, видишь ли, - чрево побаливает! И тем не менее...

Что-то ты неважно выглядишь, - бдительно замечает вечером матушка Людмила.

Не тревожься, - отвечаю, - просто служба была трудная.

Чувствую, что не очень-то убеждает её мой бодрый ответ. Я и сам давно уже замечаю, что даже прочесть имена, поминаемые вслух во время богослужения, часто становится мне не по силам. Представляете - читаю эти длинные списки и - вдруг сознание начинает медленно отключаться. Мучаюсь от неловкости перед сестрами и паломниками, хотя вроде и нет в этом моей вины.

«ЯЩИК» МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ БЕЗ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА

К ночи боли крепчают и достигают к утру такой силы, что ясно понимаю - поездки в клинику, от кото-рой прежде всячески увиливал, не избежать. Осмотр в приемном покое помню уже плохо. Сквозь муть в гла-зах передо мной встает человек в белом халате. Медленно соображаю - не иначе как хирург.

Игорь Скобелев, - представился он, - ваш врач. Мы посоветовались с коллегами и решили оперировать вас, причем не откладывая в долгий ящик.

Ну, что уж тут комментировать. Не понимая, что промедление смертельно опасно, все же чувствую, что сил терпеть уже мало. Так что отвечаю:

Конечно, ведь «ящик» может понадобиться без отлагательства...

Да, чувство юмора иногда приходит к человеку в са-мое, казалось бы, неподходящее время...

Доктор, - капитулирую с безысходным смирением, - в медицине я совсем ничего не понимаю, посему действуйте, как считаете нужным.

Операция, милостью Божией, в целом прошла ус-пешно.

Постепенно затихают послеоперационные боли. На моей больничной тумбочке перед иконами находятся преждеосвященные Дары Христовы (вот она - великая милость Божия!). Уже на третье утро после операции я самостоятельно причастился. И это - в больнице, в отделении реанимации! Благодарен врачам, которые не возражали против таких неординарных для них действий больного в палате интенсивной терапии.

Простите меня, мои духовные наставники: в том состоянии не было у меня сил для полной молитвенной подготовки к Причастию - ни встать, ни поклон положить, ни молитв необходимых не мог прочитать. Было только громадное желание: прикоснуться своими пересохшими губами к Телу и Крови Господней, осознавая, что в этом мое спасение.

«Но с кем Причастие и Покаяние -

Господня сохранит рука», - пишет протоиерей Андрей Логвинов.

БОЛЕЗНЬ УЧИТ ПОКАЯНИЮ

Реальные плоды Причастия очевидны: постепенно яснее начинает соображать голова, крепнет тело, осто-рожно начинаю двигаться. Жизнь продолжается!

Причастия совершались постоянно, молитвы наполнялись силой.«...Верою прихожду и страхом, Владыко, ко Причащению Божественных Даров Твоих» - в полумраке больничной палаты совершенно по-новому воспринимаются слова канона ко Святому Причащению.

«Исцели души моея язвы, Господи...» , - стонет сердце.

«Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся...» Наверное, только пережив посленаркозный хаос и неумелые, болезненные движения оживающего тела, человек начинает иначе относиться к знакомым ранее словам:

«...Христе Иисусе, премудросте Божия, ...умертви моя душетленныя страсти телесныя».

«От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистого языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой...»

Уста мои скверные, мерзкое и нечистое сердце - вот с чем мы становимся на моление пред Иисусом Христом! Вот истинная причина наших телесных страданий. Эти на удивление ясные мысли постепенно формировали в моей страдающей душе ощутимую вину пред Богом, которую ранее, скорее всего, так остро и не ощущал.

ОвчинниковДокумент

Занимались Николай Овчинников (впоследствии иеросхимонах... вере исповеднический венец . Владыка Иларион... о. Михаила к расстрелу. Протоиерей Михаил Богородский... тяжело заболел. Болезнь развивалась стремительно, ... (бывший ктитор Терновой церкви). Монашки...

Есть в жизни люди, у которых особая миссия на Земле. Их основными качествами являются огромнейшая (способная вдохновлять других не пасовать перед трудностями и легко принимать перемены), большой запас жизненной энергии (которой щедро делятся с окружающими), солнечная улыбка. А неуемная жажда жизни, жажда помочь окружающим людям в их трудностях и искренне разделить радости просто удивляют и вызывают в сердце чувство благодарности.

Именно таким человеком был и останется для многих Михаил Овчинников - проиерей, писатель, художник, великий человек своего времени.

О жизни

5 сентября 2017 года закончился земной путь многими любимого и великодушного священнослужителя, талантливого деятеля и просто невероятно доброго человека.

Последние годы отец Михаил жил в городе Судак (Крым) вместе со своей супругой - матушкой Людмилой. Двор с маленькой часовней и домиком располагался на окраине города, но виден был отовсюду, поскольку находится в центральной части Судакской долины.

А служил отец Михаил в Свято-Покровском Храме. Эта церковь с многолетней историей, особой энергетикой, множеством прихожан и красивым внутренним убранством (фрески, иконы, много света). Батюшку всегда ждали перед началом службы, а затем шли за благословением - по окончании.

До служения в Судаке, отец Михаил находился в женском Топловском монастыре святой Параскевы - восстанавливал силы после автомобильной аварии 1999 года…

Сюда к батюшке приезжали люди со всех уголков России и других стран. Кто-то желал познакомиться, а некоторые - попросить совета в жизненной ситуации. И что самое удивительное, каждый находил необходимое спокойствие и утешение от него, доброе слово и мудрый совет.

И это все несмотря на то, что сам протоиерей Михаил Овчинников в автокатастрофе получил много травм, и самочувствие его на тот момент только-только начинало приходить в норму.

А начинал свой духовный путь отец Михаил со Свято-Успенского храма города Верхнеднепровска...

Биография

Протоиерей Михаил Овчинников - интересной судьбы человек. На самом деле таких людей на Земле очень немного. Быть талантливым не в одном, а сразу в нескольких сферах деятельности, причем так блестяще талантливым! Воистину правдивы слова: «Талантливый человек - талантлив во всем».

До принятия священного сана учился в Казанском Авиационном Институте. А по окончании вуза отправился на украинские земли, в город Днепропетровск - работать испытателем ракетной техники в Конструкторском Бюро (КБ) «Южное» и на предприятие «Южный Машиностроительный завод» (ЮМЗ). Был отличным мастером своего дела, очень уважаемым инженером.

Биография протоиерея Михаила Овчинникова свидетельствует, что, кроме дарования в технической отрасли (работа в КБ "Южное"), он также отлично разбирался в музыке, скульптуре, изобразительном искусстве. А его живописные полотна имели огромный успех на персональных выставках.

Выражал себя, свой творческий потенциал одновременно через несколько направлений деятельности. Но истинного удовлетворения - глубинного, абсолютного - не было. И Михаил принял решение найти настоящие глубину и радость в служении Господу.

Новый этап

Согласно немногим данным о жизни этого замечательного человека, в 1991 году он осуществил переезд в Верхнеднепровск (Днепропетровской области), где протоиерей Михаил Овчинников служил духовным наставником Свято-Успенского Храма.

В это же время он поступает в Одесскую Духовную семинарию и успешно оканчивает ее.

Также содействует и активно участвует в создании мужского монастыря в Верхнеднепровске, названного в честь митрополита Киевского и Галицкого - святейшего Владимира. Ему же протоиерей Михаил Овчинников посвящает первый акафист (хвалебно-благодарственное пение, посвященное Богу, Пресвятой Богородице, Ангелу или святому человеку).

Автомобильная катастрофа

В 1999 году с протоиереем Михаилом Овчинниковым случилась автокатастрофа. Много переломов и ушибов. Реанимация... Это был переломный момент в жизни: для него, его близких, прихожан. Трое тяжелейших суток, две клинические смерти, молитвы служителей храма… Врачи прогнозировали самое худшее, но он был чудом возвращен к жизни земной. И прожил еще на Земле целых 18 плодотворных лет.

После больницы отец Михаил уехал в (Крым) - лечиться водами святого источника, который есть на территории женского монастыря, названным Свято-Параскевиевским.

Именно после той трагедии родилась книга «Тайна мира иного. Свидетельства с порога Вечности».

Между жизнью и смертью

Когда батюшка находился в состоянии клинической смерти, то с ним произошло настоящее чудо. Он почувствовал себя отделившимся от физического тела, увидел свет небесный и услышал пенье ангелов, а также молитвы своих послушников.

А еще протоиерей рассказывал, что видел в мире тонком свою мать, а также духовного наставника (которых к тому времени уже не было на Земле).

Все ощущения и видения отражены в его книге «Тайна мира иного…», которая напечана в издательстве Данилова монастыря.

Протоиерей Михаил Овчинников рассказывает, что когда он осознал себя в тонком теле, то ощутил необыкновенную легкость и освобожденность от всего физического. Причем, постепенно стало появляться восприятие цвета, света, звука, формы. И мир был пронизан светом-жизнью.

Он чувствовал и слышал молитвы своих послушников, песнопения мужских голосов, которые молились три дня и три ночи за своего горячо любимого духовного наставника. И душа его откликнулась на молитвы прихожан, и вернулась снова в тело, которое врачи здесь, на Земле, пытались «привести» в норму.

Ввиду своей природной скромности, после всего увиденного и пережитого отец Михаил ни в коем случае не дерзал утверждать, что все увиденное им при клинической смерти - это опыт Жизни Небесной. Но и назвать это сном или послеоперационным бредом - тоже не брался.

Все было по Воле Господа. Протоиерею Михаилу Овчинникову суждено было увидеть тонкий мир для того, чтобы рассказать об этом людям. Что он и сделал в своей книге «Тайна мира иного».

Топловский монастырь

Данная обитель, в которую впоследствии для исцеления плоти переехал отец Михаил, знаменита своими священными источниками. Их воды имеют целебнейшие свойства, особенно Источник Святой мученицы Параскевы, расположенный прямо на территории храма.

Есть также Источник Святого Георгия, который находится в 2 километрах от монастыря (в лесу). И Источник Трех Святых, что в 5 километрах от обители (вода к храму в настоящее время подается через трубопровод).

В эти святые места ежегодно приезжает множество паломников и туристов. У каждого источника есть часовенка и купель.

Название храма произошло от наименования села - Тополевка (или еще ранее - Топлы), на территории которого в свое время было греческое поселение. Сейчас этот поселок называется Учебный. И располагается он вокруг Топловского монастыря.

Обитель основана в 60-е годы XIX столетия на месте, где уже много лет бил целебный источник. По народному преданию, на данной территории приняла священные мучения Параскева - за веру в Господа. И появился в этом месте родник со священной водой.

Чудесным образом была дана служителям храма икона Святой Параскевы, которую увезли греки в город Мариуполь, что в Украине. Эта драгоценность сохранялась в Храме Рождества Богородицы и в свое время спасла город от болезни - холеры.

А по поводу происхождения Топловского женского монастыря есть информация, что в XIX веке в пещерке неподалеку от будущей обители 7 лет жила отшельница Константина из села Курского. Затем переселилась в землянку возле источника Святой Параскевы. А через некоторое время к ней пришли другие женщины. Константина постриглась в монахини и стала настоятельницей образовавшегося монастыря, получив имя Параскевы.

В настоящее время здесь находятся три храма:

  1. Церковь Святой Параскевы.
  2. Церковь во имя Иконы Богородицы «Всех скорбящих Радосте».
  3. Свято-Троицкий собор.

Именно здесь протоиерей Михаил Овчинников восстановил свои духовные силы и излечился от физических недугов. Целебные свойства воздуха, энергетика и святая вода помогли в преодолении смертельной болезни.

К нему постоянно приезжали гости, которых он радушно вместе со своей супругой встречал. Говорили долго и о многом: о жизни, здоровье, вере, духовности. Пили травяной чай и ели пироги, приготовленные заботливой матушкой Людмилой.

Книги

Протоиерей Михаил Овчинников за свою жизнь написал несколько серьезных трудов. Это книги:

  1. «Терновый венец болезни» (издан в 2012 и 2014 годах).
  2. «Между жизнью и смертью» (2005 год).
  3. «Тайна мира иного. Свидетельства с порога Вечности» (2014 год).
  4. «Возвращение в потерянный рай. Вид из окна на Афон» (посмертно).

В своей книге «Терновый венец…» батюшка, полностью полагаясь на милость и любовь Господа, описывает свой опыт преодоления онкологического заболевания. Здесь есть и о причинах возникновения, и рекомендации для лечения (народные средства).

Отец Михаил предлагает серьезно задуматься о своей жизни, о том, для чего послано такое испытание. А также об исцеляющей силе искренней молитвы и душевных страданий.

Издание помогает заболевшим легче перенести весть о недуге, пережить шок и принять ситуацию. Взять ответственность на себя за свою жизнь, полагаясь при этом на Бога. Язык книги искренний и сердечный, вдохновляющий на лучшее и заставляющий не пасовать перед трудностями. Также протоиерей рассказывает о мире тонком: о красоте, свете и вечности.

Книга «Возвращение в потерянный рай…» была написана батюшкой о его поездке в Грецию - на святую гору Афон. Хотя непросто было писать эту книгу (в последние годы травмы давали о себе все чаще знать) из-за состояния здоровья. Книга готовилась к выходу в издательстве Данилова монастыря и вышла уже после смерти священнослужителя. Но он вложил в нее много любви, душевной теплоты и веры в светлое будущее человечества.

Из воспоминаний о протоиерее Михаиле Овчинникове его родных и близких: его главной мечтой было то, чтобы каждый человек, который увидит в своем окне вечный Афон - не в прямом смысле, а через соприкосновение с судьбами других людей - сможет получить истинное вдохновение, силу и свет молитвы афонских священнослужителей. Ведь именно такие необыкновенные, светлой и доброй души люди освещают путь каждого живущего на Земле Небесным Светом. Они по-настоящему преображают жизни многих людей - по всему лицу Земли.

Книги батюшки Михаила рассказывают о внутренней силе духа, о любви к Господу и всему Его творению. Они впечатляют читателей тем, что все описанное пережито автором в жизни. А посвящены издания супруге - матушке Людмиле.

Трепет перед Тайной

Родными людьми, многими прихожанами, почитателями и другими священнослужителями было отмечено, что отец Михаил после восстановления здоровья и полного возвращения к жизни стал глубже понимать Промысел Божий, но все же сохранял определенный трепет перед той Тайной, которая приоткрылась ему во время пребывания в тонком мире.

Ему был дан Господом второй шанс жить земной жизнью - для того, чтобы он сделал для людей нечто великое - рассказал о Мире Горнем, а также помог своим примером в непростые моменты жизни оставаться стойким и верить в себя, полагаясь на Божественный план.

Протоиерей Владимир Карпец к первому изданию книги «Между жизнью и смертью» (которое вышло в Днепропетровском издательстве) в предисловии описывает видения тонкого мира протоиереем Михаилом Овчинниковым, как «промыслительное открытие». А его встречу с наставником протоиереем Константином Огиенко и матерью, во время которой каждый из них дает ему совет на оставшуюся земную жизнь, - как нечто величайшее, выходящее за рамки обыденного понимания жизни.

Когда во время служб кто-то по неосторожности выкрикивал протоиерею Михаилу Овчинникову о том, что тот счастливый человек, увидевший «такое», то получал довольно резкий отклик от батюшки. Он говорил, что никто себе даже представить не в состоянии, через что пришлось пройти и что испытать, пережить, чтобы все это увидеть. Но при этом сохранял спокойствие и оптимизм.

Конечно, только действительно необыкновенной силы духа человек может быть таким милосердным и понимающим по отношению к людям, даже если слышит неуместные фразы или вопросы. После выхода книги «Тайна мира иного…» в Топловский монастырь стало приходить очень много писем. А после издания книги «Терновый венец болезни…» стали приезжать паломники.

И каждый искал поддержки, понимания, помощи в преодолении страхов и других внутренних и внешних проблем. Батюшка давал утешение, помощь, поддержку. Его душа была открыта для любого, а сердечная любовь согревала каждую встречу.

Случай из жизни

Друзья, представители из издательств, паломники, приезжающие домой к отцу Михаилу и супруге матушке Людмиле - в Судак (в годы его жизни и активной духовно-просветительской деятельности), отмечали богатую переписку с людьми из разных уголков России и мира, фотографии, бережно хранимые магнитофонные записи.

Наблюдали также его встречи и общение с людьми, прихожанами. Осознавали, как много людей обращалось к нему за разными советами, касающиеся различных сфер жизни человека. И всем протоиерей Михаил Овчинников терпеливо отвечал, каждого выслушивал. Он очень много себя вкладывал в каждую встречу, человека, общение.

Однажды произошла следующая история в жизни батюшки и одной глубоко верующей женщины из Украины. Когда она была в паломнической поездке по то заехала в Топловский монастырь. И так вышло, что на исповедь она попала к отцу Михаилу. Рассказала свою печальную историю (что отец болен, веры он мусульманской). Батюшка выслушал, спросил женщину о причащении, а в ответ получил ошеломившие его слова: «Причащаюсь очень редко… Потому что считаю себя недостойной…».

И он подробно объяснил женщине о том, насколько важно через святое причастие быть «во Христе». Ведь это помогает находиться в спокойном и гармоничном состоянии, достойно встречать любые трудности и легко их переносить. И что все перед Господом равны и достойны. А причащаться необходимо хотя бы раз в месяц. Слова отца Михаила очень сильно подействовали на женщину. Она пересмотрела свои взгляды: на себя, на то, какое место в ее жизни занимает Бог, на свою семью. И в сердце своем осознала важность и глубинную ценность того, что поведал ей священник.

Она стала исповедоваться и причащаться раз в три недели, потом - раз в две, а в настоящее время - каждую неделю. И не потому, что это настоятельная необходимость. А потому, что это стало потребностью ее души и сердца. Ее жизнь, а также близких людей стала легче и вскоре изменилась к лучшему.

Легкий и светлый человек…

И так случалось очень часто! Протоиерей Михаил Овчинников осознавал, что от его слов, от той энергии, которую он вложит в общение с тем или другим человеком (паломником, прихожанином, другом и так далее), порою зависит все дальнейшее течение жизни собеседника. Это огромнейшая ответственность: перед жизнью, Богом, перед собой... Таким людям действительно непросто живется на этой Земле.

Когда кто-то из людей судит лишь поверхностно о таком человеке, не углубляясь в глубинные чувства и переживания, утверждая, как повезло ему испытать столько благословений, увидеть Великое, - он никогда не поймет через что проходит и что на самом деле порою ощущает этот благословенный. И чего порою стоят радостное расположение, любовь, внимательность и так далее.

Отец Михаил, по воспоминаниям многих людей, был действительно человеком легким и светлым. А на вопрос о здоровье неизменно отвечал: «Слава Богу!». И от всего сердца благодарил Господа за посланные ему милости и дары.

Никто из окружающих его людей, а также прихожан ни разу не слышал жалоб, как бы трудно ни было. Лишь самые зоркие сердцем и внимательные в глубине глаз могли заметить капельки тихой грусти, что порою отражались в них. Протоиерей Михаил Овчинников имел право быть радостным и счастливым, поскольку пережил немало трудностей и боли, в том числе и душевной. Но его светлый и радостный внутренний мир, его любящее сердце помогли преодолеть все несчастья, что случались в жизни.

А еще это человек огромного мужества. Потому что все пережить в реальности, а затем описать это в книгах, означает заново возвращаться к тем непростым дням и всему прожитому тогда. Но батюшка сумел и здесь блестяще справиться с поставленной передним Богом задачей. Все ради других - чад своих. Некоторые называли его «старцем», был случай, что даже хотели приехать и «поклониться его мощам» - при жизни отца Михаила. Невежды встречались тоже. А потому он стал предупреждать паломников сразу, что он не является старцем…

В последний год жизни Михаил Овчинников стал все чаще ощущать последствия событий 1999 года. Становился все более зависимым от помощи близких людей. Почти перестал служить в храме, лишь в своей домашней часовне. Но людей принимал до последнего момента. И радовался каждому дню, каждому человеку, приехавшему к нему издалека.

…Похоронили протоиерея Михаила Овчинникова в Крыму, в городе Судаке - рядом с Источником Святого Георгия, под горой.

Молятся за его душу много десятков тысяч людей по всей Российской Федерации, а также из других стран - кто получал помощь, поддержку и благословение от него в свое время.

Ведь его слова ободрения, вдохновение на прекрасное, глубинное понимание каждого пришедшего к нему человека стали такими драгоценными и помогли многим обрести Веру, Надежду, Любовь в своем сердце и жизни в целом.

Родился в г. Калинине (ныне - Тверь).Его дед, Николай Михайлович Колмаков, был заведующим областным отделом образования Калининской области и основателем и первым директором этого Калининского музыкально-педагогического училища. Мать, Нина Николаевна Овчинникова, работала в Калининском музыкально-педагогическом училище преподавателем русского языка и литературы.

Отец работал в НИИ Калининского вагоностроительного завода.н, Николай Овчинников (род. в 1978 г.), пианист, преподаватель и концертмейстер Академического музыкального колледжа при Московской консерватории.

Начал обучение в Музыкальном училище г. Калинина.В 1969 г. окончил Музыкальное училище при Московской консерватории (класс М. Я. Сивер и В. А. Натансона) в 1974 г. - Московскую консерваторию (класс В. А. Натансона). Работал на кафедре военных дирижеров. В 1974-1975 гг. Овчинников проходил службу в рядах Советской Армии (в Ансамбле песни и пляски Московского военного округа). 1980 г. окончил аспирантуру Московской консерватории (кандидатская диссертация: «Русская критическая мысль ХIХ века о фортепианном исполнительстве». Московская консерватория, 1984).

В 1975-1976 гг. Овчинников был старшим методистом музыкального отделения Всесоюзного института повышения квалификации работников культуры Министерства культуры СССР. В 1976-1980 гг. заведовал фортепианной секцией Московского хорового училища. В 1981-1986 гг. работал в качестве ассистента кафедры музыкальных инструментов в Московском государственном заочном педагогическом институте.

В 1982-1984 гг. был заместителем главного редактора репертуарно-редакционной коллегии Управления музыкальных учреждений Министерства культуры СССР. С 1984 по 1987 г. Овчинников - главный редактор издательства «Музыка».ел разностороннюю музыкально-общественную деятельность в стране и за рубежом (Германия, Великобритания, Италия, Республика Корея, Польша, США, Франция, Япония и др.).

В 1990-1991 гг. исполнял обязанности ректора Московской консерватории, с 1991 по 2000 гг. - ректор. Первый свободно избранный ректор Московской консерватории в новейшей истории. В 1996 г. был переизбран на второй срок.
В 2000 г. снят с должности Министром культуры РФ М. Е. Швыдким. Подал в суд. Был восстановлен в должности решением Пресненского районного суда. Московский городской суд отменил решение районного, после чего Овчинников апелляций больше не подавал.

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995).
Заслуженный деятель культуры Польши.
Доктор искусствоведения и культурологии.сс.: «Творцы русского романса» (Московская консерватория, 1993).
Профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства.
Исполняющий обязанности ректора Московской консерватории (1990-1991).
Ректор Московской консерватории (1991-2000).
Действительный член Международной академии информатизации при ООН (1995).
Действительный член Академии гуманитарных наук (1995).
Награжден «Знаком Отличия» за заслуги перед польской культурой (Варшава, 1995) и «Сертификатом признания и уважения» сената Генеральной ассамблеи штата Северная Каролина (США, 1997).

Педагогическая деятельность:

В 1974 г. некоторое время преподавал в Калининском музыкально-педагогическом училище.С 1984 по 2000 г. преподавал в Московской консерватории на кафедре истории и теории исполнительского искусства. С 1986 г. - проректор по научной работе Московской консерватории.В 1988 г. получил ученое звание доцента, с 1993 г. - профессор.С сентября 1997 г. совмещал работу в качестве ректора Московской консерватории с исполнением обязанностей заведующего кафедрой истории и теории исполнительского искусства, с января 1998 г. по 2000 г. - заведующий кафедрой.

Избранные труды:

  • Критическая мысль о русском фортепианном исполнительском искусстве 19 века. М., 1984
  • Опыт использования в фортепианном классе вокально-хоровых навыков учащихся // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5. М., 1984
  • Фортепианное исполнительство и русская музыкальная критика XIX века. М., 1987
  • Творцы русского романса. Вып. 1. М., 1988; Вып. 2. М., 1992
  • Рядом с великими именами // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 1. М., 1988
  • О романтических тенденциях в интерпретации фортепианных произведений Прокофьева советскими пианистами // Музыкальное исполнительство и современность. Вып. 2. М., 1997 др.

Предисловие редактора

Ad Content

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ - К ЖИЗНИ!

Когда мне посчастливилось готовить к изданию первую книгу отца Михаила Овчинникова «Между жизнью и смертью. Свидетельства с порога вечности», я не была знакома с ним лично, общались в ту пору мы лишь по телефону. Но радостный и полный силы голос священника, побывавшего за гранью жизни, говорил о том, что личность он - по меньшей мере, незаурядная. После выхода той книги в Крым, в Топловский Свято–Параскевиевский женский монастырь, где сейчас служит батюшка, хлынул поток писем. Имя его за короткий срок стало широко известно многим русским и зарубежным читателям.

И кого бы мог оставить равнодушным уникальный рассказ о тайне жизни и смерти, обычно скрытой от нас. Отец Михаил, попавший в 1999 году в страшную автомобильную катастрофу, не оставлявшую ему никаких шансов на жизнь, выжил вопреки прогнозам врачей. Пережив несколько клинических смертей, встретившись в мире бесплотном с почившими духовником и матерью, он был возвращен из небытия чудом Божиим, совершившимся по молитвам близких людей и его духовных чад.

Показательно свидетельство об этом случае (немыслимом для материалиста) врача–анестезиолога отделения реанимации и интенсивной терапии районной больницы Верхнеднепровска Жанны РАДЧЕНКО:

«Когда я впервые увидела больного священника Михаила Овчинникова, невольно подумала: "Не жилец…" Настолько тяжелым было его состояние, что невозможно было предвидеть положительный исход лечения. В первые мгновения даже пронеслась мысль: "Целесообразна ли моя врачебная помощь? "

Последствия катастрофы были ужасными: тяжелая черепно–мозговая травма, сотрясение и ушиб головного мозга. Под вопросом стоял диагноз внутричерепной гематомы, перелома основания черепа, дислокации структур мозга. Больной был без сознания. Тяжелая кома на тех ее гранях, когда сразу невозможно оценить, погибла кора головного мозга или нет. Если не исключить возможность первого варианта, это значит - социальная смерть, то есть остается возможность биологического существования, но неосмысленного: не только без активной деятельности, но практически без переживаний, мышления, идей, то есть всего того, что присуще каждой личности. Это даже представить себе невозможно по отношению к отцу Михаилу, такому яркому, незаурядному человеку…

Каково же было мое изумление, когда на третьи сутки я узнала, что Михаил Георгиевич начал приходить в себя, реагировать на врачебные инструкции, переведен из реанимации в отделение! И это, и то, как быстро отец Михаил прошел восстановительный период, до сих пор волнует меня. Как специалист точной естественной науки - медицины, то есть как реалист, я не могу в это поверить. Налицо действие той удивительной силы, о которой мы, реалисты, пытаемся не думать. Это то, что сокрыто от нас в тайне мироздания. Называйте это как хотите: Божия благодать, какое-то непостижимое для нас пространственное измерение и т.д. Пусть это вам кажется даже вымыслом, моей фантазией, но то, что существует такая Сила, заставляет и меня, человека довольно строгих убеждений и взглядов, по–иному взглянуть на мир вокруг себя».

Пройдя через нестерпимые муки смертельной болезни, обретя, по сути, вторую жизнь, отец Михаил нашел в себе силы не только вернуться к священнической службе, но и написать обо всем происшедшем с ним, детально проанализировать свои ощущения на грани между жизнью и смертью. Он делал это не только как пациент, но и как пастырь, что вызвало горячий отклик у многих людей, которых глубоко тронул рассказ о внутренней силе, о любви к Богу и людям…

Книга, которая сейчас лежит перед вами, - не просто продолжение начатого прежде труда. В ней - рассказ о новом испытании, посланном Господом отцу Михаилу: о серьезной онкологической болезни, которая должна была подорвать и без того истощенные силы батюшки, но которая отступила - благодаря его доверию к воле Божией, силе духа, молитвам ближних и заботам врачей.

О своем новом возвращении в земную жизнь священник пишет просто, искренне и сердечно. Идущие из глубины сердца слова могут поддержать многих из тех, кто нуждается сейчас в утешении на скорбном пути болезни, отчаяния, сомнения.

Как ваше здоровье, отец Михаил? - спрашиваю при встрече.

Слава Богу! Знала бы ты, сколько милостей посылает мне Господь!

Жалоб от священника, как бы ни было ему трудно, никто никогда не слышит. В любой ситуации на лице его - открытая радостная улыбка, и лишь глубоко в глазах можно иногда разглядеть отсвет тихой грусти. Когда он звонит из Крыма в Москву, в издательство, кто бы ни взял трубку, слышит неизменное:

Здравствуй, родненькая моя, радость моя!

Он - имеет право на такую радость, пережив опыт невыносимой для человека боли, опыт её преодоления, преображения в светлое состояние, которое можно выразить словами: «Слава Богу за всё!»