Спецтехника

Грузоперевозки наливных грузов. Перевозка жидких и наливных грузов

Грузоперевозки не всегда предполагают транспортировку твердых, упакованных грузов. Очень часто требуется транспортировка особого вида грузов, которые можно перевозить только с помощью специализированного транспорта. К этим грузам относятся жидкие, наливные грузы.

Перевозка наливных, жидких грузов осуществляется с помощью цистерн и аналогичных им резервуаров. При перевозке любого наливного груза необходимо уточнять особые условия их транспортировки. Так, для доставки одного типа жидких грузов никаких особых условий не требуется. Перевозка некоторых наливных грузов может быть связана с их специфическими свойствами. Эти грузы могут быть взрывоопасными, выделять ядовитые испарения, вредные для здоровья человека и окружающей среды. Естественно, водитель, управляющий спецтранспортом для транспортировки таких грузов, должен обладать соответствующим опытом работы.

Это оборудование должно располагаться в непосредственной близости от грузового манифольда, готовое к использованию, когда это необходимо. Система управления должна быть удвоена, а вторичная цепь готова к активации, если первичная цепь выходит из строя. По крайней мере, одна управляющая система должна функционировать в случае сбоя питания на борту.

Если судно эксплуатируется с использованием одного генератора электроэнергии, оно должно быть оснащено системой автоматического пуска и подключения в основном распределительном щите альтернативного источника тока, способного поддерживать, по крайней мере, систему рулевого управления судна.

К жидким, наливным грузам относятся пищевые продукты (молоко, квас, вода, пиво), все виды нефтепродуктов, включая дизельное и бензиновое топливо, керосин, а также различные химические вещества.

Для перевозки наливных грузов используется железнодорожный и автомобильный транспорт. Большую часть наливных грузов перевозит морской и речной транспорт. Железнодорожные и автомобильные перевозки наливных грузов способны перевезти ограниченное количество груза. Морской транспорт обладает более широкими возможностями, так как вместимость резервуаров для транспортировки на корабле значительно больше. Кроме того, морской транспорт гораздо выгоднее использовать в финансовом плане. Именно поэтому для доставки нефтепродуктов чаще всего используют танкеры.

Перевозка жидких, наливных грузов в обязательном порядке осуществляется при использовании специальных емкостей (резервуаров). Грузы, перевозимые с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта, доставляются в цистернах или танк-контейнерах. Большое распространение получили емкости одноразового применения – флекситанки.

Каждая категория жидких, наливных грузов должна перевозиться в резервуаре рекомендованного типа. Цистерны могут быть изготовлены из стали, железа или алюминия и оборудованы при необходимости системой подогрева. Кроме этого цистерны могут быть обеспечены системой насосов и для удобства эксплуатации разделены внутри на перегородки.

Танк-контейнеры имеют те же конструктивные особенности, что и цистерна. Но, в отличие от цистерн их можно перегружать на любой другой вид транспорта. Это обеспечивается наличием специальной рамы, идущей по периметру. Она не только укрепляет конструкцию, но и служит креплением для перегрузки контейнера.

Флекситанки относятся к одноразовым типам резервуаров потому, что изготавливаются из многослойных полимеров. Именно полимеры обеспечивают более легкий вес грузов при транспортировке, снижают затраты на хранение груза.

Перевозку жидких (наливных) грузов осуществляют на специальном автотранспорте. Транспортировка таких грузов имеет свою специфику, которая связана со свойствами перевозимой жидкости.

Жидкие грузы подразделяют на два вида:

  • химические;
  • пищевые.

Первая группа — этанол, смолы, триэтиленгликоль, стирол, моноэтиленгликоль, диэтиленгликольамины и пр. Ко второй группе наливных грузов относятся молоко, соки, алкогольные напитки, разного рода жидкие пищевые добавки, пищевые красители и пр.

В связи с тем, что жидкие грузы бывают и неопасными, их перевозка цистернами может быть организована по-разному. Рассмотрим особенности перевозки жидких грузов.

Наиболее распространенный вид перевозки – транспортировка цистернами. Перевозку жидких грузов цистернами организуют с соблюдением особых мер предосторожности, которые являются обязательными. Так как наливные грузы, которые могут транспортироваться в цистернах, кардинально отличаются друг от друга (сжиженные газы, нефтепродукты, жидкие отходы, пищевые жидкие грузы и пр.), использовать для их перевозки одни и те же цистерны нельзя.

Так, к примеру, выбор емкости, т.е. цистерны, необходимой для транспортировки химических либо одного из видов пищевых веществ, осуществляется в зависимости от свойств перевозимого наливного груза: каждый его тип предусматривает использование специальной емкости, адаптированной к его перевозке.

Условия транспортировки жидкого груза должны строго отвечать всем необходимым технологическим требованиям. К примеру, наливные грузы, которые относятся к категориям легковоспламеняемых или взрывоопасных, перевозят исключительно в емкостях (цистернах), обладающих отличной пожароустойчивостью и высокой прочностью.

Что касается пищевых жидких грузов, то некоторые из них предписано перевозить в охлажденном виде – конечно, для этого необходимы специально оснащённые емкости, характеризующиеся высокой степенью теплоизоляции.

Кроме того, транспортировку жидких грузов могут осуществлять в цистернах, оборудованных системой подогрева. В емкостях такого рода перевозят те категории пищевых грузов, температура которых на протяжении всего времени транспортировки не может опуститься ниже указанного уровня. Такие емкости для перевозки функционируют как большие «термосы»: они могут сохранять необходимую температуру жидкого груза даже при низкой отрицательной температуре окружающей среды. Стоит отметить, что уровень потери тепла в этом случае незначительный: всего 2-3 градуса. Для этой же цели используются и цистерны, снабженные системой автономного подогрева груза в пути.