Тракторы

Что такое художественный паркет, его разновидности и правила укладки. Художественный паркет: техника изготовления и виды орнамента Художественное оформление паркетных полов

Художественный паркет – очень эстетичное напольное покрытие. Его укладка позволяет создать необычайно роскошный дизайн интерьера. Изготавливается он по индивидуальным заказам, а потому стоит очень дорого. Но использование такого декора для пола непременно станет изюминкой дома и олицетворением безупречного вкуса хозяев.

Что это такое?

Художественный паркет – это напольное покрытие, при изготовлении которого используется несколько пород древесины. Оно имеет четкий узор или орнамент, образовывающий цельное изображение на полу. Также такой вид покрытия называют состаренным или антикварным, так как выглядит оно на манер царских хором.

Впервые художественный паркет появился во Франции пару веков назад. Именно оттуда пошла традиция украшения полов коврами и драпировки стен шелковыми покрывалами. Укладка композиций из нескольких пород древесины постоянно усовершенствовалась и в России уже появилась в безупречном исполнении.

Постоянная смена эпох и появление новых стилей привело к смещению узора к низу. Четкость линий и симметричность, свойственные классическому стилю, необычные мотивы барокко, широкие линии романского стиля – все это можно увидеть на современных паркетных покрытиях. Конечно, для создания старинного образа обычно укладывают пол с геометрическими узорами, например, квадраты, внутри которых изображены одинаковые картинки.

Стандартный паркет изготавливается из одной породы дерева, именно в этом и заключается его основное отличие от художественного вида.

Кроме того, он не обладает особо выраженным рисунком.

Особенности производства

Технология производства этой разновидности паркета достаточно сложна. Для нее необходимо тщательно подбирать древесину и учитывать особенности помещения, в котором будет уложен пол. При производстве покрытия используется осина, груша, береза, кедр, клен и некоторые экзотические породы дерева, а само изготовление предусматривает использование нового оборудования, которое может идеально точно вырезать сложные детали. Лазерная технология позволяет ровно и точно создать узор, чтобы потом не пришлось подгонять рисунок.

Делают художественный паркет несколькими способами:

  • Самым распространенным является маркети , при котором все элементы рисунка помещают вглубь покрытия, чтобы получить цельное изображение.
  • Вторым по популярности является способ интрасия . Он предусматривает установку рисунка на определенную глубину паркета.
  • Инкрустрация позволяет использовать несколько материалов, например, металл, дерево и камень. Такое сочетание позволяет создать уникальный дизайн, но и стоит оно довольно дорого. Сложность технологии, опыт производителя, мастерство и точность рабочих – все это влияет на стоимость покрытия.
  • Самым старинным способом изготовления является графье , но эта технология давно утеряна.

Художественный паркет может исполняться в различных стилевых направлениях, начиная от классики и заканчивая модерном.

Виды

Существует множество видов художественного паркета. Это связанно с тем, что он призван гармонично смотреться в любом интерьере и быть воплощением роскоши. На сегодняшний день самыми востребованными считаются:

  • Модульный , он же щитовой, паркет – представляет собой сборную конструкцию, которая состоит из деревянных плашек. Для получения четкого и целого рисунка эти плашки соединяются по периметру. Эта разновидность обычно предусматривает симметричный рисунок с участием геометрических фигур, а сам щит имеет квадратную форму.

  • «Розетка» – состоит из круглых или овальных элементов, которые сплочены в центральной части композиции. Если этот вид покрытия приобретается в магазине, то, как правило, имеет симметричный рисунок, тогда как индивидуальный проект может иметь произвольный узор. Для изготовления «розетки» специалисты могут использовать более 15 видов древесины.

  • «Бордюр» – необходим для разделения пространства на несколько функциональных зон. Для этого на его поверхности имеется несколько отдельных рисунков. Главный рисунок состоит из геометрических орнаментов с использованием цветочной или животной тематики. «Бордюр» прекрасно смотрится в комбинации с другими видами художественного паркета.

  • «Кракелюр» – интересен тем, что имеет состаренный вид. Для искусственного состаривания используется технология, которая наносит на поверхность пола царапины и трещины.

Выбор рисунка зависит от личных пожеланий покупателя, главное, чтобы он дополнял и улучшал стилистику помещения.

Характеристики

Производство художественного паркета – очень трудоемкий процесс, который задействует много сил и времени. Именно поэтому он обладает отличными эксплуатационными характеристиками – он не боится влажности и стойко переносит перепады температур. Качество этого напольного покрытия не может быть низким, так как для его создания используют лучшие материалы и оборудование. Оно способно прослужить несколько десятков лет, совсем не изменив своего первоначального облика.

Каждая порода дерева имеет свои уникальные особенности. Так, например, дуб отличается долговечностью и высокой износостойкостью, бук легок в обработке, а ясень имеет красивый многослойный рисунок. Сочетание нескольких пород позволяет получить не только роскошное, но и необычайно крепкое и устойчивое к любым внешним воздействиям покрытие.

Очевидно, что высокое качество означает и высокую стоимость, поэтому художественный паркет обойдется покупателю в кругленькую сумму.

По этой причине он крайне редко встречается в жилых домах, и в основном украшает престижные заведения, музеи и выставочные залы.

Размеры

Современные производители напольных покрытий выпускают художественный паркет разных размеров. Это обусловлено тем, что все помещения имеют разные габариты, и обычно паркетные плитки подбираются индивидуально. Штучные плашки имеют длину до 500 мм, ширину – от 40 до 75 мм, а толщину – 15-22 мм. Доски, выполненные по индивидуальному заказу, могут иметь любые размеры. Их толщина может быть равна 15-18 мм, а длина и ширина – 500 х 500, 550 х 550, 1000 х 100, 600 х 600 мм и так далее.

Материалы и текстура

Для изготовления художественного паркета могут использоваться различные породы дерева, будь то дуб, орех или можжевельник. Такое многообразие позволяет получить высококачественное изделие, которое не будет бояться никаких внешних воздействий. К тому же, дерево всегда считалось экологически чистым и безопасным материалом.

Текстура художественного покрытия может быть штучной, щитовой, наборной и бесшовной. Самая лучшая текстура – бесшовная – позволяет создать красивый ровный фон. Ее рисунки всегда становятся эффектным дополнением к проекту оформления жилища.

Штучные доски позволяют создавать неоднородную структуру пола за счет смешивания разных цветов. А однополосные планки необходимы для получения однородности поверхности.

Щитовые панели призваны создавать узорную текстуру, которая придает помещению роскошный вид. Современная текстура представляет собой однородные панели с небольшим перепадом тонов. Именно она чаще всего встречается в домах.

Дополнительные элементы

Элементы художественного паркета используются для обрамления главного поля паркета. Для этого применяют розетки, бордюр и мозаику.

Бордюры нужны для выполнения одной из двух возможных функций: визуально зонировать помещение или сделать плавный переход от одной картинки к другой. Помимо этого, бордюры применяются для необычного обрамления пространств и для оформления розеток и декоративных элементов.

Декоративный элемент необходим для придания уникального дизайна паркету. Элементы могут быть уложены в любой последовательности с использованием любой техники. Обычно они не обладают определенной картинкой, поэтому пол всегда получается индивидуальным.

Мозаичные элементы чаще всего призваны дополнять розетки, и внешне они представляют собой повторяющийся рисунок.

Варианты укладки

Чтобы уложить штучный высокохудожественный паркет можно использовать несколько методов. Самым популярным является способ под названием французская «елка» .

В этом случае паркетные панели складываются перпендикулярно или диагонально относительно боковых стен.

Ещё один известный метод «шашки» подразумевает укладку панелей квадратами. Эта раскладка требует использование нескольких пород дерева, чтобы получить интересный узор.

А вот метод «корзина» представляет собой переплетение нескольких плашек. Обычно для этого подбираются несколько разных цветов древесины, чтобы получить красивую комбинацию.

Достаточно сложной является укладка «ромбы» , при которой панели стыкуются под углом 45 градусов, без подрезания. Поэтому расходуется много материала.

Производители

Несмотря на то, что художественный паркет зародился во Франции, Россия достаточно серьезно преуспела в его производстве. Очень многие компании специализируются на изготовлении паркетных покрытий разной сложности и дизайна.

На сегодняшний день очень славится компания «Сибирский мастер» , которая производит художественные плашки любой формы и вида. Покупатели могут обратиться в эту компанию, чтобы создать индивидуальный проект.

Собственным производством гордится компания «СлавПаркет» , которая предлагает широкий ассортимент продукции по доступным ценам.

Не менее популярным является производитель «Дизайн-Паркет» . Он производит паркетные панели с использованием немецкого оборудования и с использованием различных пород древесины. Также компания занимается укладкой паркета и паркетной доски.

Уход

За любым покрытием, как и за мебелью, нужно правильно ухаживать. Художественное покрытие состоит из древесины, поэтому ему свойственно реагировать на высокую влажность. По этой причине его нужно содержать в помещении с нормальным уровнем влажности – 45-60%.

Чтобы сохранить эстетичный вид панелей, необходимо регулярно проветривать комнату. А, чтобы поверхность пола не истиралась, нужно покрывать ее специальным защитным средством, которое продлит целостность полотна на долгое время.

Нельзя чистить пол после укладки паркета как минимум сутки. После полного его просыхания на него можно устанавливать мебель, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не оставить вмятин и царапин.

После укладки плашки должны пролежать 14 дней, после чего их можно протирать мокрой тряпкой. Она должна быть очень мягкой, чтобы не содрать лак.

Чтобы паркетный пол всегда выглядел свежо, его нужно раз в два месяца протирать воском.

Штучный или наборный паркет благодаря особенностям конструкции и своим размерам можно укладывать по самым различным рисункам. Каждый рисунок укладки подбирается по дизайну помещения и важен для общего вида отделки.

В отделке жилого помещения имеет значение каждая деталь, даже кажущаяся малой. Порой в малом сосредоточено не только эстетика, но и качество ремонта. Например, розетки и выключатели. Вы можете вложить деньги в дорогостоящие материалы для отделки пола и стен, но не уделить должное внимание выключателям и розеткам и получить головную боль при их эксплуатации. Розетки шведской компании Werkel от официального дилера на сайте https://werkel.pro/ , удовлетворит не только самые придирчивые требования по дизайну, но отличается высочайшим качеством и продолжительной эксплуатацией.

Название рисунков укладки наборного паркета

Можно выделить десять основных, стандартных рисунков укладки наборного паркета:

  • Палуба или Разбежка или Номер один;
  • Ёлочка;
  • Двойная и тройная ёлочка;
  • Шашка;
  • Дополнительный фриз;
  • Рисунок «Шведка»;
  • Плетёнка;
  • Корзинка;
  • Квадрат простой;
  • Петербургский рисунок.

Рисунок укладки паркета «Разбежка», «Палуба», «Номер один», «Первый номер»

Рисунок «Разбежка» или профессиональное название «Первый номер» это наиболее распространенный рисунок укладки паркета, имеющий большое распространение с советских времен.

Этот вид укладки наборного паркета надежен и практичен. Плашки, уложенные по рисунку «Разбежка» со всех четырех сторон скреплены между собой замками на всей поверхности паркетного ковра. Это создает единое, монолитное покрытие пола.

Паркет по рисунку «Разбежка» укладывается вдоль стен, по интенсивному ходу движения или по направлению падения света.

Само название «Разбежка» происходит от технологии укладки. Каждый следующий ряд, смещается по отношению к предыдущему. Причем, смещение можно сделать, строго в половину плашки или хаотично. При этом нужно помнить, что рисунок «Разбежка» в половину плашки, увеличивает расход паркета на 10-15% по сравнению с хаотичной укладкой.

Также рисунок «Разбежка» можно использовать при диагональной укладки паркета. Диагональная укладка это укладка в направлении по диагонали квадратных или прямоугольных помещений. Здесь также нужно учитывать, что диагональная укладка паркета, также увеличивает расход на 5-7 %.Тесть для укладки паркета в разбежку по диагонали со смещением на пол плашки, нужно на 20% больше материала, чем на укладку в прямую разбежку, с хаотичной укладкой.

Рисунок «Разбежка» это самый дешевый метод укладки штучного паркета, а при укладки вдоль стен с хаотичным расположением плашек и самый экономный, по закупке материала, метод укладки штучного паркета.

Рисунок укладки паркета Елочка

Рисунок укладки штучного паркета «Елочка», также очень распространен. Я бы назвал рисунок «Елочка» классическим рисункам укладки паркета.

При укладки паркета Елочкой на разные плашки падает свет под разными углами. Из-за этого, создается впечатление, что плашки паркета имеют разные фактуры. Но это лишь игра света. Правда, елочкой укладывается и разнофактурная древесина.

Рисунок «Елочка» применяется как для укладки вдоль стен, так и по диагонали. Укладка «Елочкой» вдоль стен начинается от центра, и обрез производится у стен. «Елочка» по диагонали обычно не центруется, потому-то, во-первых, центровка при такой укладке не видна, а во-вторых, обрезных краев при такой укладки нет.

Паркет для укладки по рисунку «Елочка» прямая нужно закупать на 7 -10 % больше, чем площадь комнаты. Для укладка «Елочкой» по диагонали, запас должен быть 3- 5 %.

Рисунок для укладки паркета «Елочка двойная» и «Елочка тройная»

Эти два вида «Елочки» используются для визуального увеличения ширины паркетных клепок. Эти рисунки аналогичны простой елочки, только каждая сторона паркетного рисунка, собирается не из одной клепки, а из двух или из трех. Так визуально увеличивается ширина плашки, но длинна остается неизменной.

При выборе рисунка «Елочка двойная» и «Елочка тройная» большое значение имеет цветовая и фактурная подборка клепок паркета. Клепки, собираемые в двойки и тройки должны подбираться заранее и подходить друг к другу.

При применении рисунка «Елочка двойная» и «Елочка тройная» запас паркета, должен быть около 20%.

Рисунок для укладки паркета «Шашка»

Рисунок для укладки паркета «Шашка» это еще один не сложный рисунок укладки штучного паркета. Рисунок «Шашка» это квадраты, собранные из клепок паркета и уложенные с поворотом в 90° по отношению друг к другу.

При такой укладке, на свету играют целые квадраты из плашек. Для усиления эффекта квадратной укладки, применяют разнофактурный паркет. Например, орех и ясень. Это создает контрастирующий эффект при любом освещении.

Рисунок «Шашка» укладывается по диагонали и параллельно стенам.

Но при выборе для укладки «Шашка» нужно понимать следующие нюансы.

Для укладки типа «Шашка» нужны половина паркетин с правым замком, а половина с левым. Упаковка паркета, как раз содержит половину правых паркетин, а половину левых. Трудности возникают при желании разнофактурной укладки паркета шашкой. Получается, что при разнофактурной укладки шашкой, половина упаковок паркета, становятся не нужны. Это нужно понимать и искать фирму укладчик, которая сможет переделать часть замков паркетин, изготовив другие пазы и гребни.

Запас на подпил при таком рисунке, от 0 до 15%.Наиболее популярен метод укладки «Шашка» под углом 45°.

И еще одно. Для укладки паркета по рисунку «Шашка» нужно правильно выбрать размер паркетин. Длина паркетин должна делиться на ее ширину без остатка. Например, подойдет паркет:50×400;60×420 мм. Это нужно для сборки правильных квадратов для укладки.

Дополнительный фриз

Дополнительный фриз на ковре паркета это специально сделанная паркетная дорожка, уложенная перпендикулярно к стене. Все клепки фриза скрепляются между собой по длинной стороне, а короткой стороной (торцом) они соединяются с полосами, обрамляющими основное «зеркало» паркета, наподобие рамки.

Делается фриз из тех же пород дерева, что и основное зеркало. Фриз великолепно выделяет основной рисунок паркета, создавая своеобразную паркетную рамку. Это особенно актуально в помещениях неправильной формы, с различными выступами и нишами.

Фризы могут укладываться по рисунку «Елочка».

Рисунок для укладки паркета «Шведка»


Рисунок «Шведка» похож на рисунок «Разбежка» , только каждый ряд состоит не из одной, а из двух паркетин. Причем каждая пара паркетин, отделяется от другой, поперечной короткой клепкой.

После укладки первого ряда, второй ряд укладывается со смещением в половину паркетной пары.

Укладка по рисунку «Шведка» не относится к экономичным. Минимальный запас паркета на распиловку 3-5%.Но практика показывает, необходимость 10 % запаса паркета, а для неправильных помещений 20-25 %.

Кроме большого расхода при укладки рисунком «Шведка», паркетное полотно получается не монолитным, торцевые короткие планки не соединяются в паз.

Для решения этой проблемы, нужно изготавливать специальные соединительные пазы, по месту укладки, что значительно увеличивает стоимость работ.

Рисунок для укладки паркета «Плетенка»


«Плетенка» это самый распространенный и востребованный способ художественной укладки паркета . Рисунок основан на переплетении пар и троек паркетин. Делается «Плетенка» из двух и трех пород паркета. Несмотря на свою простоту, масса его разновидностей позволяют создавать оригинальные рисунки укладки.

Особо выделяется однопородная «Плетенка», под названием «Павловская». В этом рисунке паркетины переплетаются не парами и тройками, а по одной.

Запас паркета при покупке для рисунка «Плетенка» 20-25 %.

Рисунок для укладки паркета «Корзинка»

Рисунок «Корзинка», это замкнутая «Плетенка», образующая рисунок напоминающий корзину. Отличие в том, что переплетение прямоугольников происходит не по центру, а по краям. Это создает один замкнутый квадрат со вставкой по центру.

Выполняется корзинка из двух и из одной породы паркета.

Рисунок для укладки паркета «Квадрат»

Рисунок для паркета «Квадрат» делается на основе рисунка «Шашки». Отличий в том, что каждая шашка обрамляется в отдельную рамку, «обноску»

Обноска делается из другой породы древесины. Каждый квадрат рисунка разворачивается под 90° по отношению к предыдущему. Укладывется паркет по рисунку квадрат, как параллельно по стенам, так и по диагонали.

Рисунок для укладки паркета «Петербургский»

Этот рисунок по-другому называют «Петербургский стиль». Основа этого рисунка, рисунок «Квадрат». Отличаю в толщине обноски. Обноска «Петербургского» рисунка делается в две или три паркетины.

При трехжильной обноске центральная жила делается более тонкой и контрастной по сравнению с другими.

Это только основные рисунки укладки паркета.Благодаря своей уникальности из наборногопаркета можно выложить практически любой рисунок.Сложные рисунки укладки паркета называют винтаж.

Фотогаллерея с рисунками паркета

Художественный паркет - это напольное покрытие, уложенное особым образом. При его укладке рисунок составляется из двух видов древесин (иногда используют больше), а детали рисунка состоят из разных по величине элементов.

Впервые художественный паркет упоминается в описаниях интерьера в начале XVI века. Процесс его изготовления приравнивался к плетению сложных и дорогих ковров. Его использовали в оформлении дворцов и домов знати. В истории декоративно-прикладного искусства он занимает особенное место.

Художественная укладка - долгая и кропотливая ручная работа, поэтому всегда оценивалась очень дорого. Иногда мастер может использовать около шестидесяти пород дерева, чтобы создать оригинальный рисунок с плавным переходом цветов и форм. Работа требует внимательности и ответственного подхода к выбору древесины: учитываются ее свойства, а также условия, в которых будет эксплуатироваться напольное покрытие. Необходимо измерить влажность помещения и знать среднюю температуру в нем, чтобы укладка со временем не испортилась. Не каждый специалист возьмется за такую работу, но благодаря современным разработкам, у умельцев появилась возможность украсить интерьер своими руками.

Выбор древесины

Художественный паркет в интерьере любого помещения будет смотреться выразительно, если правильно подобрать материал для его изготовления. Обычно используют твердые породы древесины: дуб, лиственницу, ясень, орех, клен и другие. Такой выбор объясняется тем, что пол из твердого дерева дольше служит, легче поддается ремонту, его укладка происходит легче и быстрее.

Также на качество изготовления покрытия влияет технология обработки древесины. Красота рисунка зависит от того, каким образом делается распил бревна. Различают такие виды распилов: рустикальный, тангенциальный, радиальный и поперечный. Художественный паркет обычно изготавливают из древесины, обработанной по технологии поперечного распила.

Техники изготовления художественного паркета

Различают несколько способов нанесения рисунка:

  • маркетри - рисунок набирается из разных планок, которые затем приклеиваются на щит-основу. Это самый популярный способ изготовления рисунка;
  • графье - способ заключается в том, что узоры создаются с помощью вырезания желобков, в которые вставляют черное дерево. Это старинный способ, который сейчас не используется;
  • инкрустация - укладка рисунка происходит на некоторую глубину основы. В отделке используются фрагменты из янтаря, металла, перламутра. Художественный паркет, уложенный с использованием этой техники, стоит дороже и более подвержен воздействию извне.

Выбор рисунка

Раскладка паркета предполагает несколько вариантов орнамента. Чаще всего составляют:

  • рисунок «розетка» - его детали выполнены в форме кругов или овалов, расположенных в середине композиции. Для его выполнения используют до двадцати видов древесины;
  • модульный художественный паркет - собран из отдельных щитов, которые, в свою очередь, набираются из определенного количества плашек. В этом случае обычно составляются геометрические узоры;
  • «бордюр» - обычно используется для разделения пространства, кроме геометрических рисунков здесь применяют животные и растительные мотивы.

Художественный паркет имеет несколько преимуществ перед обычным паркетом. Прежде всего, это его долговечность. Это качество обеспечивают твердые породы древесины, используемые в работе. Также отличают его высокая экологическая безопасность, способность отлично сохранять тепло в помещении. Но главное - неповторимая укладка, придающая оригинальность, выразительность помещению, в котором он используется.

Из недостатков владельцы этого вида напольного покрытия отмечают склонность к механическому воздействию, высокую цену. Некоторым не нравится, что укладка завершается циклевкой, а это сопровождается шумом и повышенным пылеобразованием, впрочем, укладка обычного паркета также не обходится без этой процедуры.

Изготовление художественного паркета в домашних условиях

Если хочется созерцать художественный паркет в своем жилище, но сдерживает высокая цена, можно попробовать своими руками осуществить мечту. Приняв решение, обязательно нужно пригласить специалиста-технолога для оценки помещения, где будет производиться работа: профессионал определит влажность, температуру, поможет с выбором основания. Затем составляется дизайн-проект. Новичку лучше всего выбрать простой рисунок типа «елочки», «шахматки» и подобных: они подойдут к любому интерьеру и не вызовут затруднений в выполнении. После этого подсчитывается количество и стоимость материалов, подбираются инструменты, суммируются все предполагаемые затраты. Завершив все приготовления, можно приступать к изготовлению художественного паркета своими руками.

Работы рекомендуется проводить при температуре в помещении от 17 до 23 градусов и влажности 40–60%. Особое внимание нужно уделить подоснове паркета, так как от ее качества будет зависеть долговечность службы и прочность самого напольного покрытия. Лидером среди основ признана водостойкая фанера, которая крепится к основанию винтами, под нее предварительно укладывают гидроизоляцию. Паркет на фанеру крепят клеем и гвоздями.

В последнее время у мастеров-самоучек появилась возможность облегчить работу по самостоятельной укладке паркета. В продаже имеются наборные готовые модули, которые затем можно собрать самому. Хорошо дополнить оформление паркета розетками и фризами, для изготовления которых используются специальные станки: их криволинейные формы внесут в геометрический рисунок выразительность и неповторимость. Художественный паркет, изготовленный своими руками, при соблюдении всех правил и технологий, много лет будет радовать владельцев красотой, изяществом, придавать роскошь и изысканность помещению.

Художественный паркет веками считался исключительной принадлежностью дворцовых интерьеров. Но благодаря достижениям современной технологии и наличию развитых деревообрабатывающих производств стал доступен для жилых помещений.

Особенности и виды художественного паркета

Наиболее характерными чертами художественного паркета являются:

  1. Использование в рисунке разных пород дерева, в том числе дуба, клена, ореха, черного и красного дерева, карельской березы и т.д.
  1. Формирование сложных мозаичных и орнаментальных рисунков из нескольких типов базовых деталей.
  1. Изготовление элементов художественного паркета с высочайшей точностью (до ±0,05 мм).
  1. Использование для монтажа паркета многослойной подосновы, которая предусматривает крепление элементов паркета к промежуточному слою водостойкой фанеры.
  1. Многослойное (7-9 слоев) лаковое покрытие со шлифовкой и полировкой между слоями, которое обеспечивает блеск и кажущуюся глубину поверхности пола.

При изготовлении художественного паркета широко используется механическая высокоточная резка. Она обеспечивает вырезание элементов любой формы, в том числе и фрагменты сложных растительных орнаментов.

В последнее время конкурентом механической обработке является лазерная резка. Возможности ее огромны, но есть и недостатки. Дело в том, что при обработке дерева лазером на кромках неизбежно образуется обуглившаяся кромка. Со временем она разрушается и в красивом рисунке пола могут образовываться щели, которые придется зашпаклевывать. По композиции рисунки покрытия представляют собой геометрические орнаменты или живописные криволинейные узоры, чаще всего растительного характера.

Основные приемы устройства полов из художественного паркета:

1. Интарсия

Это живописная композиция. В основную породу древесины лицевого слоя (общий фон) вставляются отдельные фрагменты древесины других пород, чаще всего цветных.

Интарсия

2. Маркетри

Это геометрическая композиция. Рисунок лицевого покрытия набирается из отдельных планок, различных по цвету и текстуре. Планки плотно подгоняются одна к другой и приклеиваются на основание щита.

3. Сочетание интарсии и маркетри

4. Графье

Гравировка по дереву. Таким приемом можно создавать различные узоры по основному фону путем срезания тонких желобков. В желобки вставляются волокна черного дерева.

Характер рисунка лицевого покрытия всегда связан с оформлением стен и потолка помещения. В относительно строгих помещениях правильной прямоугольной формы, без излишеств в украшениях, устраивается паркет с геометрическим орнаментом. В круглых и криволинейных помещениях, с лепными украшениями и богатой отделкой потолков, укладывается паркет с рисунком живописной композиции. При этом рисунок лицевого покрытия сочетается с оформлением потолка.

Укладка штучного паркета

Традиционный художественный пол изготавливается из штучного паркета различных пород древесины. Широкое применение при этом находят различные вставки и бордюры. Рисунок можно составить из уложенных определенным образом целых и распиленных пополам планок (рисунок ниже).

Планки могут иметь вид клиньев, треугольников. Рисунок в этом случае будет сложнее, комбинации замысловатее.

Далее, сами планки могут быть носителями определенного рисунка. В этом виде они очень напоминают бордюры, но с тем отличием, что бордюры не имеют пазов для крепления. Укладка художественного паркета, включающего в себя большое количество планок самой различной геометрии предполагает привлечение квалифицированных специалистов, которые имеют и соответствующий инструмент для укладки таких полов. Имеется ряд фирм, которые помимо изготовления самого художественного паркета предоставляют услуги в части производства работ по укладке художественных полов самой различной степени сложности. В таких фирмах Вам помогут подобрать общее художественное решение Вашего будущего пола, подберут наиболее подходящие материалы.

Укладка штучного художественного паркета - кропотливое занятие

Возвращаясь к вопросу укладки художественного паркета надо сказать, что существуют два способа ее осуществления:

Первый способ. В заводских условиях детали художественного рисунка наклеиваются под давлением на щит. В таком виде щиты поступают в продажу. Покупателю остается только подогнать эти щиты друг к другу на месте и покрыть лаком. Недостаток этого способа в том, что практически очень сложно добиться точности при подгонке щитов. Это может подтвердить каждый, кто имеет опыт укладки щитового паркета.

Второй способ. Все составляющие художественного паркета (планки, фигурные вырезки, вставки и т.д.) укладываются непосредственно на месте на заранее подготовленное основание. Конечно, это более кропотливый путь, но он позволяет получать гарантированное качество покрытия.

Конечно, для такой укладки надо использовать исключительно качественные составляющие. Рекомендуемая толщина паркетных планок - 15 мм. При такой толщине полезный слой (до паза или гребня) составит 7 мм, что не намного тоньше, чем у планки толщиной 22 мм.

В то же время планки толщиной более 15 мм существенно теряют в эластичности, что сказывается на качестве подгонки друг к другу и креплении к основанию. Удобство применения планок 15 мм толщины еще и в том, что это самая распространенная толщина у большинства фирм-изготовителей. Поэтому всегда есть возможность, при нехватке, подобрать планки такой толщины, т.к. их в продаже всегда больше.

Паркетные планки с обратной стороны должны иметь перпендикулярные прорези по всей длине почти до половины толщины. Большинство фирм выпускают планки с уже готовыми прорезями. Если таких прорезей нет, то планки могут топорщиться при укладке и деформироваться из-за увлажнения по торцам. Это, в свою очередь, повлечет необходимость более частой циклевки полов. Паркетные планки должны также иметь хорошую геометрию. Это значит, что при состыковке на ровной поверхности нескольких планок не должно образовываться никаких зазоров и перепадов. Кромки не должны иметь сколов, быть гладкими и ровными. Исключается наличие трещин как с лицевой, так и с обратной сторон планок.

Касаясь вопроса качества древесины , из которой изготавливается паркет, то, как уже упоминалось, на первом месте стоит дуб . Остальные породы дерева значительно уступают дубу по ряду характеристик. Бук и ясень, например, имеют повышенную гигроскопичность и увеличенный коэффициент объемного расширения при увлажнении. Хвойные породы древесины имеют хорошие характеристики, но отличаются своей мягкостью. Что касается появившихся на рынке экзотических пород деревьев, материал которых идет на изготовление паркетного покрытия, то многие из них имеют повышенную смолистость и их пригодность в наших климатических условиях еще не до конца изучена.

Укладка паркета на фанеру

Бетонная стяжка в современных условиях является самым распространенным основанием для укладки паркетного пола. Но это основание проигрывает по сравнению с конструкцией из влагостойкой фанеры.

Основание для художественного паркета с применением
влагостойкой фанеры.
1 - многослойное лаковое покрытие; 2 - планки штучного паркета;
3- паркетный клей; 4 - листы влагостойкой фанеры (40×40 см);
5 - гидроизоляционный слой (мастика «биски» или пленка); 6 -
праймер (грунт); 7 - стяжка; 8 - плита перекрытия; 9 - паркетный
гвоздь; 10 - дюбеля

Дело в том, что бетон и дерево являются слишком разными материалами и соответственно по-разному реагируют на колебания температуры и влажности в помещении. По этой причине в паркетных планках могут возникнуть трещины, которые постепенно выйдут на поверхность. Наличие же слоя фанеры сыграет роль амортизатора между бетонной стяжкой и древесиной паркетной планки. Фанера как бы компенсирует разницу в напряжениях бетона и дерева и не передает эти напряжения на паркет. Если трещины в планках все же возникнут, они будут значительно меньше (как по количеству, так и по глубине проникновения) и до поверхности покрытия не дойдут.

Как подобрать толщину фанерного слоя под конкретный вид паркетных планок? Правило здесь простое - толщина фанеры должна быть равна толщине паркетных планок или чуть тоньше их.

Остановимся подробнее на конструкции с применением влагостойкой фанеры в качестве основания.

На должным образом подготовленную бетонную стяжку с влажностью не более 12% наносится огрунтовка праймером. Праймер свяжет пыль и повысит качество агдезии (приклеивания) мастики к бетону.

Затем наносится слой мастика «биски», выполняющий роль гидроизоляционной прослойки. Вместо мастики можно использовать пленку (полиэтиленовую, полипропиленовую) с фольгой, которая укладывается на стяжку с обязательным перекрытием слоев не менее чем на 8-10 см. На мастику «биски» (или пленку) укладываются квадраты влагостойкой фанеры (обычно 40×40 см). Эти квадраты готовятся заранее путем разрезания стандартного листа фанеры на четыре части. Это делается для того, чтобы исключить чрезмерные напряжения в самом слое фанеры и обеспечить лучшее прилегание фанеры к стяжке. Зазор между квадратами фанеры должен быть в пределах 3-5 мм.

Каждый квадрат пристреливается к плите перекрытия (через стяжку) по периметру и в центре (5-8 металлических дюбелей). На готовое фанерное основание можно начинать укладку художественного паркета.

К фанерным щитам планки будут крепиться гвоздями или при помощи клея. Что касается клея, то в данном случае вряд ли подойдут отечественные КС, КСУ и др. Надо будет применять зарубежные клеи типа «Тарбикол» или «Франклин».

После укладки паркетного покрытия его надо прошлифовать ленточной шлифовальной машиной в несколько проходов. Через каждые три прохода зернистость абразива будет уменьшаться с 60 до 120 единиц. Все три прохода осуществляются по различным направлениям: два раза во взаимно перпендикулярных направлениях под углом 45° к волокну дерева и один раз - по линии падения света: от окна к двери.

По окончании процесса шлифовки швы между паркетными планками шпатлюются специальными составами типа «BONA», «SPAKELLI» и др. Выбор шпатлевки зависит от того, какой вид покрытия будет выбран, лак, масло, другие составы. Втирание шпатлевки в швы надо производить шпателем из нержавеющей стали на всю глубину шва (зазора, трещины).

Излишки шпатлевочной массы должны сразу же удаляться с поверхности пола. Когда нанесенная шпатлевка затвердеет, надо сделать еще один проход.

Помните, что все остатки шпатлевки, не удаленные с поверхности пола перед покрытием лаком дадут впоследствии белесые пятна и испортят общее впечатление от проделанной работы.

Итак, окончательная шлифовка закончена, поверхность пола пропылесосена. Можно приступать к окончательной отделке художественного паркетного покрытия. Если принято решение покрыть пол лаком, то надо определиться, какой лак лучше - матовый или высокоглянцевый, водно-дисперсионный или синтетический. Первые два полностью зависят от вкуса заказчика, выбор же водно-дисперсионного лака предпочтителен там, где надо исключить присутствие всяких вредных компонентов и обеспечить высокую пожаробезопасность.

Синтетические лаки проигрывают водно-дисперсионным по части примесей и пожаробезопасности, но превосходят по прочности, износостойкости и эластичности покрытия. Кроме того, эти лаки, так же как и двухкомпонентные (реактивные) лаковые составы позволяют увеличивать цветовую насыщенность покрытия пола, достигать изменения общего цветового тона древесины.

Перед нанесением лакового покрытия рекомендуется нанести дополнительный грунтовочный слой. Это может быть как самостоятельный состав, так и включаемый компонент в применяемый лак, который разбавляется для этого растворителем на 20-40%. В ряде случаев грунтовочный слой может помочь сохранить более светлый оттенок дерева. Сам выбор грунтовочного состава зависит от того, какой тип лака будет применяться. Валик, которым будет наноситься грунтовка, не рекомендуется использовать для нанесения лакового покрытия.

Для того, чтобы получить высококачественную поверхность, желательно производить шлифовку каждого промежуточного слоя лака с последующей уборкой при помощи влажной тряпки.

Кроме лакового покрытия можно применить мастики на основе пчелиного воска. Поверхность пола при этом приобретает структуру шелка и сохраняет природное очарование дерева.

Отдельную группу составляют масляные покрытия (пропитки) пола. Основу таких покрытий составляют масла растительного происхождения (к примеру - льняное масло). В состав покрытий могут входить пчелиный воск, канифоль, другие компоненты. Масляные покрытия обладают способностью проникать в древесину на определенную глубину, повышая износостойкость покрытия и снижая гигроскопичность древесины.

Видео об укладке художественного паркета:

Художественный паркет имеет своего заменителя - это более дешевый и более простой в монтаже щитовой художественный паркет. Укладка его схожа с таковой у щитового паркета, но имеет свои особенности.

Художественный пол из щитового паркета

Конструктивно щиты художественного паркета состоят из основания и лицевого покрытия. Чаще всего основание щитов выполняется из сосны. Конструкция основания бывает двух типов:

  1. Однослойное основание

Щит художественного паркета с однослойным
основанием
а - целый щит; б - щипы-доборы; 1 - обвязка;
2 - крестовина; 3 - заполнение

Такое основание состоит из обвязки, которая выполнена из брусков толщиной 55-65 мм и шириной 110 мм, и из заполнения. Заполнение - это строганные сосновые доски толщиной 35 мм. Соединяются доски при помощи гребня. Бруски обвязки соединяются между собой в углах открытым шипом, который проклеен водостойким клеем. Для прочности щита посередине обвязки встроена крестовина из брусков того же сечения. Конструкция такого щита обеспечивает сопротивляемость деформации при изменении температурно-влажностного режима.

  1. Двухслойное основание

Щит художественного паркета с двухслойным
основанием
1 - лицевое покрытие; 2 - второй слой; 3 - первый слой;
4 - прорези

Такое основание состоит из двух слоев, которые склеены между собой во взаимно перпендикулярном направлении. Эти слои имеют прорези: от верхнего слоя в верхней плоскости и от нижнего слоя в нижней плоскости. Общая толщина основания 37-43 мм. Лицевое покрытие щитов художественного паркета набирается из планок ценных пород древесины по заданному рисунку. Планки лицевого покрытия имеют толщину 6-10 мм. Планки плотно укладываются по заданному рисунку и приклеиваются к основанию при помощи водостойкого клея. Лицевое покрытие у каждого щита не доходит до его кромок на 8-15 мм. Эти не покрытые планками четверти предназначены для крепления щитов к основанию пола при помощи шурупов.

После укладки и крепления щитов зазоры заполняются вставными элементами (например раскладками или бордюрами). Вставки могут иметь различную конфигурацию.

Вставки изготавливаются с допусками, чтобы можно было точно подогнать элемент по месту перед вклейкой.

Часто художественные щиты имеют еще и пристенные доборы (как на рисунке однослойного щита: б). Доборы представляют собой фризовое окаймление пола. Длина фризовых щитов равна длине основного щита, а ширина - половине его ширины.

Лаги для укладки паркетных щитов

Основания для паркетных щитов могут быть самыми различными. Укладку можно производить на стяжку, лучше - на ДВП, еще лучше - на влагостойкую фанеру, о которой мы перед этим подробно рассказывали.

Останавливаться на этих основаниях нет необходимости. Но есть еще один вид основания - на лагах. Точнее это будет обрешетка из лаг (рисунок ниже).

Обрешетка из лаг:
1 - ригель; 2 - лаги; 3 - врубка ригеля в лаги «на зуб»

Основу ее составляют бруски толщиной от 20 до 40 мм и шириной от 30 до 50 мм. Расстояние между лагами будет зависеть от размеров щита. Напомним, что размеры щитов колеблются от 800x800x54 мм до 1000x1000x54 мм. Обрешетку надо устраивать так, чтобы каждый щит опирался одновременно на три лаги.

Между лагами врезают ригеля. Устанавливаются ригеля из брусьев того же сечения, что и лаги. Для придания большей жесткости обрешетке ригеля врубают в лаги на зуб 3. Если обрешетка из лаг лежит на бетонном основании или на звукоизоляционных прокладках и не связана с ними креплением, то ригеля вместо с врубками крепятся к лагам гвоздями. Когда лаги крепятся к основанию (цементно-песчаным раствором) или к балкам, ригеля остаются на врубках без дополнительных креплений.

Места пересечений скрепляются гвоздями или шурупами. При устройстве обрешетки необходимо следить за правильностью углов между лагами и ригелями. Эти углы должны быть прямыми. После проверки горизонтальности обрешетки приступают к ее креплению к основанию обмазкой цементно-песчаного раствора М100. Если предусмотрено проектом, то предварительно нужно забить гвозди в боковые плоскости лаг с обоих сторон. После того, как обрешетка устроена, необходимо вторично очистить основание от мусора.

Укладка щитового паркета

Когда влажность обмазки будет ниже 8% можно предварительно раскладывать щиты. Для укладки паркетных щитов необходимо протянуть два взаимно перпендикулярных шнура, которые должны совпадать с осями лаг. Шнуры должны проходить у центральных осей помещения. Первый щит укладывается в центре помещения так, чтобы его кромки совпадали со шнурами.

На рисунке ниже оказано крепление щита к обрешетке. Щиты крепятся шурупами. До установки щита на место в обвязке основания просверливаются отверстия по углам щитов и посередине. После установки щита на место в отверстия ввинчиваются шурупы. Если в центре щита оставлено место для вставки, то крепят и в центр щита. Если щиты имеют размер 1000 мм и более, то просверливаются по два или три отверстия на каждой стороне щита, не считая угловых отверстий.

Конструкция щитового художественного паркета на лагах:
1 - плита перекрытия; 2 - стяжка; 3 - лага; 4 - паркетный щит;
5 - места креплений шурупами; 6 - вставка

Шурупы завинчиваются так, чтобы их головки не возвышались над поверхностью обвязки щита и не мешали дальнейшей клейке вставок. Последующие щиты укладываются от центра к стенам. Укладывать щиты можно в любой последовательности. Крайние щиты подгоняются с таким расчетом, чтобы оставался зазор между стеной и полом 10-15 мм.

После того, как все щиты уложены, начинают вклеивать вставки. Вставки подгоняются вручную, обеспечивая плотное примыкание к щитам. Крепятся вставки на клей. Когда клей затвердеет, вставки необходимо острогать до уровня щита, т.к. они будут возвышаться более чем на 2 мм.

Если художественный паркет в проекте предусмотрен с фризом, то обрешетка из лаг до стен не доводится. Под фриз выполняется отдельное основание. Как правило, фриз выполняется на той же отметке чистого пола. Но возможно устройство фриза выше или ниже уровня пола. Если основание под фриз из цементно-песчаной стяжки, то ее влажность перед настилкой фриза не должна превышать 6%. Если основанием служит дощатый настил, то он должен быть ниже отметки верхнего покрытия пола на толщину паркетной планки и прослойки. Если предусмотрено выполнение фриза из мрамора, то перед настилкой цементно-песчаное основание выдерживается до полного затвердевания раствора. Фриз укладывается на мастику.

В обустройстве художественных полов все более широкое применение находят бордюры. Именно они являются теми универсальными элементами, с помощью которых можно составить узор любой сложности и выделить какой-либо участок пола. Технологические особенности бордюров позволяют совместить их с любым паркетом, толщина которого совместима с ними. Все возрастающая потребность в бордюрах продиктована совершенствованием технологии укладки всех видов паркета - от простого штучного до высокохудожественного покрытия. Бордюры придают любому паркетному полу более совершенный дизайн и завершенность форм. Само художественное решение бордюров очень разнообразно, как разнообразны и их геометрические формы. Стандартная толщина бордюров - 15-16-22 мм.

– это так называемая «классическая геометрия». Узоры не сложные, выкладываются из прямоугольных планок, иногда с добавлением квадратов или треугольников. Сюда относится палубная укладка, французская и обыкновенная елочка, плетенка и т.д.

В свою очередь каждый тип рисунка может иметь несколько разновидностей. В этой статье мы постараемся охватить самые популярные варианты, рассмотрим достоинства и недостатки каждого способа укладки.

Варианты укладки паркета: классическая геометрия

«Классическая геометрия» представляет собой довольно простые способы укладки штучного паркета, и любую из схем, к ним относящихся, вы можете легко выполнить своими руками. и паркет для них вырезается только на заказ, поэтому далее мы о них упоминать не будем.

Елка, классическая и французская

Укладка паркета елочкой – способ очень популярный и известный уже очень давно. Попробуйте вспомнить все виденные ранее узоры: наверняка преобладать будет именно паркет-елочка. Такая распространенность рисунка связана с тем, что его создание не требует идеальных по качеству планок. Кроме того, здесь не критично направление укладки относительно окна.

Паркет – елка, классический. Одна из самых распространенных схем

Также часто используется такой геометрический паркет, как двойная елка. Принцип ее укладки очень схож с одинарной, но тут в каждом направлении идет сразу два элемента. Этот вариант елки хорош, если паркет имеет в своем составе планки радиального и тангенциального распила одновременно. Укладывая их по парам, вы сможете добиться интересного цветового эффекта, который дает текстура дерева.

Рисунки паркета: двойная елка

Французская елка обладает теми же характеристиками и преимуществами что и классический вариант раскладки паркета. Она так же может быть одинарной и двойной. Однако в некоторых случаях такой вид елки имеет существенный минус. Как вы видите, планки тут не просто укладываются одна к другой, как в предыдущих схемах елки.

Каждая из них имеет форму параллелепипеда с двумя острыми углами в 45 градусов. И вам придется либо заказывать штучный паркет, оптимизированный под такой рисунок, либо обрезать каждую планку самостоятельно. В первом случае вы теряете время на поиск такого паркета, который, к тому же может стоить дороже. Во втором – потеря времени на обрезку, плюс получается больший расход материала.

Французская елка. Паркет красивый, но не очень простой в укладке

Палубная укладка

Палубной укладкой называется рисунок, в котором все планки идут в одном направлении. Этот способ самый простой из всех и требует минимальных навыков в работе. Кроме того паркет, уложенный палубным узором, от классики до хай-тек. И еще один веский аргумент в пользу такого рисунка – это очень маленькое количество отходов при укладке.

Обратите внимание: как и елка, палубный рисунок имеет несколько разновидностей. Самый распространенный из них – разбежка. Планки выкладываются с нерегулируемым смещением. Собственно, отсутствием этого самого регулирования способ и хорош: работа ведется довольно быстро, постоянных замеров не требуется. Кроме того, здесь можно использовать планки, немного отличающиеся по длине – этого не будет заметно.

Палубный узор — разбежка

Упорядоченные виды палубного узора паркета – раскладка со смещением на определенное расстояние. Это может быть 30 или 50% от центра каждой предыдущей планки. Смотрятся такие узоры очень интересно, однако работа подразумевает частые замеры для того, чтобы не произошло изменений в степени смещения. Вид укладки паркета на фото – смещение на 50%.

Схема паркета на фото – палубная, со смещением 50%

Шахматный узор и плетенка

Так же, как и двойная елка, шахматная схема может быть очень эффектной. При компоновке в разные квадраты планок одного распила, паркет станет похож на шахматную доску, где чередуются темный и светлый цвета. Минус этого рисунка – он годится только для укладки в комнатах с большой площадью. Квадрат получается довольно крупный, и в маленьком помещении он может визуально «съесть» несколько метров.

Узор шахматный

Плетенка – это уже довольно сложный вариант. Для его выполнения потребуется распилить некоторое количество планок на квадраты. Конечно, придется немного повозиться, но ничего, требующего присутствия специалиста в этой работе нет. Выкладка плетенки делается по диагонали или вдоль комнаты. Первый вариант смотрится намного лучше, однако будьте готовы к тому, что потери материала при подрезке составят около 20%.

Рисунок «плетенка»