Животноводство

Что значит соблюдать пост. Дни, когда желательно держать уразу

Великий Пост является самым главным и длительным постом в православии, католицизме и некоторых других конфессиях. Его основной целью можно назвать подготовку к празднованию Пасхи.

Пост был создан для того, чтобы верующие не забывали о том, как Спаситель постился в пустыне на протяжении сорока дней.

Если считать вместе со Страстной седмицей, то продолжительность Великого поста составляет 48 дней. В 2013 году Великий пост начнется 18 марта, а закончится 5 мая. Традиционно он начинается за 7 недель до праздника Пасхи.

Все верующие нашей страны 18 марта будут отмечать один из самых важных церковных праздников - Начало Великого поста.

Считается, что пост был установлен апостолами, однако современные историки опровергают это мнение. Это связано с наличием большого количества свидетельств о том, что различные практики поста существовали уже в первых веках, а потом получили дальнейшее развитие.

Великий пост носит и другое название - «Святая Четыредесятница», которое связано с его продолжительностью. Его соблюдение позволяет верующим выражать искреннюю любовь к Иисусу Христу и подразумевает строгое телесное и духовное воздержание.

Великий Пост состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Страстная седмица (неделя) предваряет праздник Воскресения Христова (Пасху). Она призвана служить нам напоминанием о семи последних земных днях Иисуса Христа.

Нужно отметить, что соблюдение поста предполагает отказ не только от определенной пищи, необходимо отказаться на это время от греховных мыслей, всех вредных привычек и увеселений. Этот период времени предназначен для усердных молитв, искреннего покаяния и раздумий. Верующим следует воздерживаться от употребления в пищу таких скоромных (не постных) продуктов, как мясо, яйца, рыба, молоко. Рыбу разрешено есть только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим.

Духовная практика поста заключается в молитвах, духовном чтении и удалении от всего греховного и отвлекающего от мыслей о божественном. Она не менее важна, чем телесная подготовка.

Правила Великого поста. Как питаться и что можно есть в Великий пост
Церковный Устав велит верующим во время поста соблюдать определенные правила в отношении трапезы.

Особо строгий пост должен соблюдаться в первую и последнюю его недели. Весь день следует голодать, а есть можно только один раз в день - вечером. По выходным допускаются две трапезы – днем и вечером.

По понедельникам, средам и пятницам разрешается есть только холодные блюда без добавления масла. По вторникам и четвергам можно есть горячую пищу, но также без масла.

В выходные дни можно сдабривать еду растительным маслом и запивать трапезу виноградным вином. Исключение составляет только суббота Страстной седмицы.

В Великую пятницу вообще не положено употреблять пищу. Многие верующие также ничего не едят и в Великую субботу до самого наступления Пасхи.

Рыбу разрешено есть только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье. Но это разрешение отменяется, когда Благовещение выпадает на Страстную седмицу. В Лазареву субботу в пищу можно употреблять рыбную икру.

В понедельник, вторник и четверг также разрешается принимать горячую пищу, сдобренную растительным маслом, если дни памяти самых почитаемых святых выпадают на Великий пост. А в среду и пятницу разрешены горячие блюда без масла и вино.

Время Великого поста выпадает на весну, по этой причине главными продуктами этого поста можно назвать разнообразные соления и варения из овощей и фруктов, консервированные и свежие капусту, бобовые, свеклу, морковь, лук, сухофрукты и орехи, яблоки и апельсины. На первый взгляд кажется, что набор продуктов достаточно ограничен, однако из него можно приготовить большое количество разных блюд.

Церковь строго осуждает тех, кто нарушает Великий пост. Однако исключения делаются для детей, беременных женщин, больных, немощных и престарелых людей. Всем им позволено не соблюдать такой строгий пост, однако они, также, как и все остальные, в это время обязаны творить добрые дела и соблюдать духовный пост от грехов.

Пост считается временем духовного возрождения, духовного подвига и умерщвления греховных желаний.

Подготовка к Великому посту

Подготовку к Великому посту принято начинать за три недели до его начала. Это делается с целью подготовки человека к главному смыслу поста - покаянию. Каждая из этих недель имеет свое название.

Первая из этих недель называется «сплошной» или «всеядной», т.к. в среду и пятницу можно есть все, что хочется.

Вторая неделя называется «мясопустной», т.к. в это время еще можно есть мясо. Исключение составляют только среда и пятница. Другое название этой седьмицы - «пёстрая». Суббота на этой неделе называется родительской, т.к. в этот день принято навещать могилы родных.

Следующая неделя называется сырной, но гораздо больше она известна нам как Масленица. На всем ее протяжении можно есть рыбу, яйца, сыр, молочные продукты, принято также печь блины и угощать ими гостей. В среду и пятницу разрешена только одна трапеза в день - вечером. Богослужение в эти два дня сходно с теми, которые проводятся во время поста.

Последнее воскресенье пред началом поста известно как «Прощёное воскресенье». В этот день принято прощать друг друга, забывая все обиды.

Затем начинается сам Великий Пост. Иногда к подготовительным дням относят также и неделю перед этими тремя седьмицами - Неделю о Закхее.

Нужно отметить, что богослужения, проводимые в церквях в это время, отличаются от обычных.

Первый день первой недели Великого поста называют «Чистым понедельником». Он получил такое название, т.к. в этот день верующие традиционно прибирают в доме, как бы очищая его от веселья масленицы, моются в бане, надевают на себя всё чистое, т.е. встречают начала поста в чистоте.

Воскресенье шестой недели мы знаем как Вербное воскресенье, которое напоминает о Входе Господа в Иерусалим.

О постах

Посты известны во всех древних религиях, и всюду они способствуют очищению тела и души от скверны. Но Православная Церковь придала постам особых, духовный смысл.

Великий пост - это подготовка к Светлому Христову Воскресению путем покаяния, углубления во внутреннюю духовную жизнь, отрешения от ее материальной стороны. Один из отцов Церкви, Иоанн Златоуст, так писал о Великом посте: "… Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то, по прошествии сорока дней, проходит и Пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого Поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза..."

Ошибается тот, кто считает Пост - лишь в воздержании от пищи. «Истинный Пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение лжи, клеветы, клятвопреступления.

Пост - уничтожение смерти и освобождение от гнева. Пост и тело сохраняет здоровым: не отягощаясь пищей, оно не принимает болезней, но, становясь легким, укрепляется для принятия даров.

Постящиеся знают, как Пост укрощает желания. А те, кому случалось испытать это на деле, подтвердят, что он смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе...
Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки, и все члены нашего тела...

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и Пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Пост телесный и духовный

Многодневных постов в году четыре. Самым главным и строгим является Великий пост, который продолжается в течении семи недель перед Пасхой.

В первые два дня первой постной недели установлена высшая степень поста - в эти дни предписывается полное воздержание от пищи. В остальные дни, кроме субботних и воскресных, установлена вторая степень воздержания - пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. В субботние и воскресные дни разрешается третья степень поста, то есть употребление сваренной пищи, с маслом, дважды в день.

Последняя степень воздержания - употребление в пищу рыбы. Рыба разрешается только в праздники Благовещения и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу разрешается употреблять рыбную икру. В эти дни можно есть и горячую пищу с растительным маслом.

В дни памяти самых почитаемых святых также разрешается вкушать растительное масло.

В Страстную седмицу (последнюю неделю перед Пасхой) предписывается пост второй степени - сухоядие, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.

Итак, пост состоит в воздержании не только от мяса, но даже от рыбы и от масла, а первые и последние дни поста предписывается проводить вообще без пищи.

В пост необходимо входить постепенно, и каждый человек должен сам определить, сколько ему требуется в сутки пищи и питья. Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины могут освобождаться от строго поста.

Пост должен быть не только телесным, но и духовным. Великий пост - время особенного покаяния и усиленной молитвы. Без молитвы и покаяния он становится всего лишь диетой.

С 19 февраля по 7 апреля 2018 года православные христиане всего мира соблюдают Великий пост – строгий религиозный обычай, одним из неизменных атрибутов которого является особая диета. В общих чертах расскажем о том, как правильно держать Великий пост, чтобы соблюсти все правила, касающиеся питания в эти «покаянные» дни...

Традиция поститься перед Пасхой появилась еще в IV веке. Считается, что строгое многодневное воздержание (и далеко не только в еде!) помогает подготовиться православному человеку к самому главному, самому важному и светлому церковному празднику – Воскресению Христову.

Идея Великого поста: пока ослабевает плоть – укрепляется дух

Великий пост – это череда особых дней, отмеченных строгим воздержанием, как говорят сами верующие - «усмирением плоти», а также благими делами и покаянием... Строгая диета, отказ от алкоголя, увеселений и светских праздников, ежедневное чтение молитв, переосмысление своих стремлений и поступков – на протяжении всего времени поста все эти ограничения и обязанности, ослабляя плоть, помогают окрепнуть и «воскрылиться» (прекрасное слово из лексикона церковников) божественному духу, заключенному в каждом человеке.

Такова, в двух словах, идея Великого поста: держать себя следует в «черном теле», чтобы высвободить духовность и очистить помыслы. Не зря у Великого поста есть еще одно название – «Весна покаяния»...

Ни в коем случае не следует (это безграмотно, цинично и неэтично!) считать Великий пост лишь средством для похудения. Бесспорно, великопостная диета существует – и мы о ней расскажем – но соблюдают ее отнюдь не для того, чтобы сбросить лишний вес.

В диетологии Великого поста вообще такой пункт, как похудение, не значится. Строгие ограничения в питании нужны не для приобретения стройных форм, а прежде всего – для укрепления веры, поднятия духа, очищения мыслей и обретения самоконтроля.

Великий пост в датах и цифрах

Строго говоря, длительность Великого поста составляет 48 дней (или семь недель). В это число, помимо обычных постных дней, включены два праздника - Благовещение и день Входа Господнего в Иерусалим (Вербное воскресенье) - во время которых в меню предусмотрены некоторые послабления.

В Страстную неделю постящиеся соблюдают особенный пост Страстной седмицы. Эта самая строгая, самая «голодная» неделя Великого поста.

Те, кто регулярно держит пост, знают, что по правилам Великого поста количество приемов пищи в сутки должно быть не больше двух. Первый раз едят не раньше полудня, второй раз - вечером. Если в какой-либо день предусмотрен только один прием пищи, то он должен состояться не ранее 15:00.

Семь дней, следующие за Масленицей, и Страстная неделя (последняя неделя Великого поста), предшествующая Пасхе - своего рода краеугольные камни Великого поста, в эти дни ограничения в еде наиболее строгие.

Как держать пост: основные правила

Повторимся: перед тем, как держать пост (причем не только Великий, но и любой другой), нужно четко понимать, что пост - это отнюдь не повод и не метод для похудения, но это, безусловно – строгие и длительные пищевые ограничения, «воспитывающие» тело и дух. Основным же смыслом поста для христианина является очищение, смирение и покаяние. Даже если вы используете великопостную диету исключительно в целях оздоровления, следует с уважением относиться к самой идее Великого поста, которая несоизмеримо масштабнее, глубже и серьезнее, чем просто идея воздержания от пищи в целях похудения.

Так или иначе, вне зависимости от того, по каким причинам вы решили ограничить себя в питании - религиозным или оздоровительным, вы должны знать, как правильно держать пост, чтобы он принес вам пользу и удовлетворение, а не разочарование и пустые надежды.

Итак, какие гастрономические правила следует соблюдать тем, кто держит пост? Основной принцип прост: практически на все время Великого поста (за некоторыми исключениями) человек добровольно отказывается от употребления мясо-молочных продуктов, а также от сладостей и «сложных», «праздничных» блюд. Иными словами, пища должна быть скромной, максимально простой, а ее количество – более чем умеренным.

Диетология Великого поста

Итак, основные пищевые тезисы великопостной диеты выглядят так:

  • Сухоядение. Наиболее строгие ограничения в еде в первую и последнюю недели (седмицы) поста. В пищу разрешены только сырые овощи и фрукты, а также черный хлеб.
  • Сырая еда без масла. Предписана по понедельникам, средам и пятницам. Есть можно сырые овощи и фрукты, иногда - черный хлеб, грибы, соленья, квашеную капусту, а также мед, сухофрукты и орехи.
  • Вареные и тушеные постные блюда без масла. По вторникам и четвергам, а также в последний день (субботу) поста (перед Пасхой) следует есть вареную или тушеную еду, приготовленную без масла. Исключение составляют четверг 5-ой седмицы (можно есть горячие постные блюда с растительным маслом), вторник Страстной седмицы (можно сырую пищу без масла).
  • Вареная и тушеная еда с маслом и вино. Воскресенья и субботы - самые легкие дни поста, так как в них разрешается употребление вареной еды с маслом и вино. Исключения - первая седмица и последняя, Страстная. Вино разрешается употреблять только во время трапезы в количестве 2-3 красовуль (красовуля – старинная мера жидкостей, 1 красовуля равна 125 мл).
  • Отказ от пищи. В Чистый понедельник (первый день Великого поста) и в пятницу Страстной седмицы ничего есть не рекомендуется.

Несмотря на строгие ограничения по продуктовому списку, во время Великого поста можно готовить не менее вкусные и аппетитные блюда, чем в обычные дни. Более того, через простоту, относительную "скудность" и даже некоторую аскетичность питания в дни Великого поста, не исключено, что вы откроете для себя настоящий, "искренний", первозданный вкус некоторых продуктов.

Как правильно держать пост: чего нельзя

Отказаться придется от пищи животного происхождения - из рациона исключаются любые блюда из мяса, курицы, рыбы, молока, яиц и т.п., а также сдобная выпечка, торты, конфеты, большинство соусов и майонез.

В виде исключения в праздники (Благовещение и Вербное воскресенье) можно употреблять рыбу, а также в Лазареву субботу - рыбную икру.

Как правильно держать пост: что можно

Короткий список разрешенных в Великий пост продуктов и блюд выглядит примерно так:

  • растительная пища - фрукты, овощи;
  • соления (маринованные и соленые огурцы, квашеная капуста);
  • сухари, сушки;
  • сухофрукты, мед, (вместо сладостей);
  • грибы;
  • черный и серый хлеб;
  • орехи;
  • чай, ягодный морс, травяные отвары, кисели;
  • каши на воде.

Именно эти нехитрые анти-деликатесы должны стать основой вашего рациона на всем протяжении Великого поста.

Календарное расписание Великого поста 2018

Далее мы приводим классическое (довольно строгое) расписание Великого поста. Но при этом обязательно стоит добавить: как держать пост – дело очень личное, как говорится - в Великий пост строем не ходят. А значит, даже в рамках основополагающих правил каждый постящийся сам для себя в праве подобрать ограничения и соответствующие им блюда.

  • 1 Первая седмица Великого поста
  • 19 февраля (Чистый понедельник)
  • 20-23 февраля (вт-пт) : сухоядение (можно есть только сырые овощи, фрукты и черный хлеб). Пить можно воду, морс, травяные чаи. Прием пищи – один в день.
  • 24-25 февраля (сб-вс)
  • 2 Вторая седмица Великого поста
  • 26, 28 февраля и 2 марта (пн, ср и пт)
  • 27 февраля и 1 марта (вт и чт)
  • 3 и 4 марта (сб и вс) : в рационе допустимы блюда из овощей (например, картофеля, капусты, тыквы, кабачков), которые можно варить, тушить, печь или жарить с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день.
  • 3 Третья седмица Великого поста
  • 5 ,7, 9 марта (пн, ср, пт) : сырая еда без масла (можно есть только сырые овощи, фрукты и черный хлеб). Можно есть орехи. Прием пищи - один в сутки.
  • 6 и 8 марта (вт и чт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла (вареные, тушеные овощи), прием пищи – один в день.
  • 10 и 11 марта (сб и вс) : в рационе допустимы вареные и тушеные блюда из овощей с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день. В субботу к напиткам можно добавить немного вина.
  • 4 Четвертая седмица Великого поста
  • 12, 14, 16 марта (пн, ср, пт) : сырая еда без масла (можно есть только сырые овощи и фрукты, черный хлеб). Прием пищи - один в сутки.
  • 13 (вт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла (вареные, тушеные овощи). Прием пищи – один.
  • 15 марта (чт) : допускается первое послабление за время Великого поста - разрешены постные блюда с использованием масла и рыба. Прием пищи – один. К напиткам можно добавить немного вина.
  • 17 и 18 марта (сб и вс) : в рационе допустимы блюда из овощей с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день. В субботу к напиткам можно добавить немного вина. В вс в рацион можно добавить каши.
  • 5 Пятая седмица Великого поста
  • 19, 21, 23 марта (пн, ср, пт) : можно есть только сырые овощи и фрукты. Прием пищи - один в сутки.
  • 20 марта (вт)
  • 22 марта (чт) : допускаются вареные или тушеные постные блюда на растительном масле. Прием пищи – один.
  • 24 и 25 марта (сб и вс) : в рационе допустимы вареные и тушеные постные блюда, приготовленные с использованием растительного масла. Есть можно дважды в день.
  • 6 Шестая седмица Великого поста
  • 26, 28, 30 марта (пн, ср, пт) : можно есть только сырые овощи и фрукты. В среду можно добавить в рацион грибы и соленья. Прием пищи - один в сутки.
  • 27 и 29 марта (вт и чт) : разрешены горячие постные блюда без использования масла. Прием пищи – один в день.
  • 31 марта (Лазарева суббота) : в рационе допустимо второе послабление за все время Великого поста – разрешены горячие постные блюда с растительным маслом, рыбная икра и вино. Есть можно дважды в день.
  • 1 апреля (Вербное воскресенье) : на стол можно поставить горячие постные блюда, приготовленные на растительном масле, рыбу и допустимо употребление вина. Есть можно дважды в день.
  • 7 Седьмая седмица Великого поста
  • 2, 4, 5 апреля (Страстные понедельник, среда и четверг) : сухоядение (только сырые овощи и фрукты). Из напитков разрешены только вода. Прием пищи – один раз.
  • 3 апреля (Страстной вторник) : можно есть сырую пищу без масла. Прием пищи – один раз.
  • 6 апреля (Страстная пятница) : никакой еды есть нельзя, можно пить только воду.
  • 7 апреля (Страстная суббота) : либо полный отказ от пищи (допускается только вода), либо малое количество растительной сырой пищи без масла. Прием пищи – один раз и не ранее вечера. Это последний день поста.

Диета во время Великого поста: кому можно, а кому - не стоит

До того, как начать держать пост, вы должны обсудить его соблюдение с вашим духовным наставником или священником (если вы человек религиозный и для вас духовность Великого поста значит куда больше, чем его диетная составляющая).

Если же для вас великопостная диета - исключительно оздоровительная процедура, то имеет смысл проконсультироваться с вашим лечащим врачом.

Здесь надо снова упомянуть о том, что строгое ограничение в пище во время Великого поста - лишь один из способов принизить на время значимость мирских, плотских удовольствий, и возвеличить важность духовных достижений. Но отказ от некоторой пищи - не единственный способ честно поститься. Для некоторых категорий людей церковь делает исключение и не настаивает на соблюдении диеты.

Если состояние здоровья или особые обстоятельства (например, беременность или период грудного вскармливания у женщины, пожилой возраст у стариков и малый возраст у детей, а также особенности жизни у людей некоторых профессий – военные, спасатели, путешественники и т.п.) не позволяют – строгую великопостную диету можно не соблюдать, но при этом все равно считать себя постящимся человеком. Главное – акцентировать свое внимание на духовных потребностях, на моральном очищении и покаянии.

Любимый многими людьми разных национальностей праздник Пасхи отмечается весной, каждый год в разное время. В православии это всегда первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое должно произойти после наступления весеннего равноденствия 21 марта. Празднику предшествует пост, который начинается вслед за масленичной неделей. В это праздничное время люди едят блины, мясо, другую животную пищу. Масленица заканчивается в Прощеное воскресенье, а в понедельник начинается Великий пост, который длится семь недель.

Зачем держать пост перед Пасхой

Слово «пасха» обозначает «переход», а сам праздник считается духовным спасением. Человек переходит из одного состояния в другое – из материального в духовное. Подготовиться к такой трансформации помогает Великий пост. В это время совершается очищение души и тела, покаяние в грехах, соблюдение ограничений в поступках, действиях. Главное в человеке – это душа. Семинедельные ограничения, посещение храма, частые молитвы помогают душе превознестись над телом, приблизиться к Христу.

Смысл воздержания заключается не в том, чтобы очиститься от шлаков, токсинов или похудеть, хотя воздержание от вредных продуктов благотворно влияет на организм. Важным является достижение духовного равновесия, сближение с Христом, вера в воскрешение и вечность души. Посещение церковных служб помогает утихомирить разум. Обязательным в этот период является причащение – покаяние в грехах перед батюшкой.

Главные условия соблюдения поста перед Пасхой

Держать пост – значит не только отказаться от пищи, богатой животными белками и жирами, но и соблюдение моральных, этических норм. Церковь установила правила много столетий назад, по которым живет верующая часть населения нашей планеты. Чтобы не запутаться и не сойти с выбранного пути, можно воспользоваться специальным календарем, который продается в любой церковной лавке. В нем описаны основные правила поста, даты его начала. Главные условия:

  • отказ от вредных привычек – алкогольной и табачной продукции;
  • употребление в пищу продуктов, несодержащих животные жиры;
  • запрещается враждебность, злословие, ругательства, зависть, необходимо поменять образ жизни, если он был далек от идеального;
  • рекомендуется отказаться от посещения увеселительных заведений, развлекательных мероприятий, просмотра телевизора.

Продолжительность поста

Пост длится семь недель, начинается сразу после прощенного воскресенья, заканчивается страстной седмицей. Первая и последняя недели накладывают большую строгость по соблюдению ограничений. Понедельник после Масленицы и каждый четверг называются чистыми, в эти дни необходимо полностью отказаться от пищи. Страстная пятница – последняя перед праздником – так же предусматривает полное воздержание. По окончании семи недель, в субботу, люди начинают готовиться к светлому дню, когда разрешается есть яйца, творог, куличи, возвращаться к мирским радостям.

Как соблюдать пост перед Пасхой

Как держать пост впервые, чтобы не сорваться на середине пути, рекомендуется составить план питания на это время. Следовать четким рекомендациям проще, чем придумывать каждый день новые блюда. При грамотном продуманном составлении рациона, ограничения в еде будут ощущаться не так остро, как при диете или голодании. Важно помнить о том, что очищая тело, очищается и душа. Чтобы узнать, как правильно держать пост перед Пасхой, необходимо ознакомиться со списком разрешенных и запрещенных блюд.

Запрещенные продукты

Список неразрешенных продуктов не такой большой, как может показаться сначала. Существует множество постных блюд, которые могут заменить привычную еду и быть приготовлены вкусно. Следует помнить, что с понедельника по пятницу запрещено добавлять в пищу растительное масло. Это время называется сухоядение, то есть употребление пищи растительного происхождения и/или сырых продуктов. В выходные делается послабление, и сдабривать блюда маслом можно. Главными ограничениями в еде являются продукты животного происхождения:

  • мясо животных и птицы;
  • яйца;
  • рыба (ее разрешается есть дважды за все время – на Благовещение Пресвятой Богородицы, вербное воскресенье);
  • молоко и все его производные (сыр, сметана, творог, кисломолочные изделия, сливочное масло);
  • сдобная выпечка;
  • молочный шоколад;
  • вино;
  • газированные напитки;
  • фастфуд.

Соблюдение поста – это главным образом желание отчиститься физически и духовно, здесь не стоит цель нанести вред организму. Для больного человека делаются послабления. Нельзя отменять назначенные врачом лекарства. При наличии особой диеты отказываться от нее не рекомендуется, чтобы не ухудшить состояние. Послабления делаются и для беременных, кормящих женщин, так как в этот период на организм возлагается двойная нагрузка. Для путешествующего человека снимаются некоторые ограничения, потому что ему требуется больше сил и энергии.

Список разрешенных продуктов

Отказ от каких-либо продуктов не должен сказываться на удовольствии и правильном питании. Во всех ресторанах уже давно предлагается постное меню. И если соблюдение поста подразумевает отказ от различных увеселительных заведений, завтрак или обед можно провести в кафе, почерпнуть вкусные блюда для домашнего приготовления из меню. В кулинарных книгах или интернете можно найти рецепты, подходящие для этих семи недель. Разрешенные продукты:

  • крупы;
  • зерновые;
  • хлеб;
  • овощи;
  • фрукты;
  • соленья;
  • квашеная капуста;
  • варенья;
  • ягоды;
  • грибы;
  • бобовые;
  • орехи;
  • пряности;
  • сухофрукты;
  • соевый соус;
  • кокосовое молоко;
  • томатная паста;
  • черный кофе;
  • гречневые макароны;
  • горький шоколад;
  • халва.

Список разрешенных продуктов превышает запрещенный, поэтому в пост можно питаться разнообразно и вкусно. Кашу необходимо готовить на воде, но при добавлении, например, в гречку моркови, лука, сладкого перца, можно превратить ее в питательное и вкусное блюдо. Овсянка с добавлением изюма, кураги, яблока, ложки меда станет настоящим утренним лакомством. Соблюсти пост до конца поможет составленное заранее меню и заготовленные в холодильнике разрешенные продукты.

Видео

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 18 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь, мы Вас ждем. Ангела Хранителя Вам!

Часто можно встретить вопрос следующего характера: “Сколько дней поститься?” И, как правило, его задают люди, которые не понимают всего смысла данного события и его роли в жизни настоящего христианина.

Сколько поститься перед Причастием

Приготовление к Причащению (говение) длится, как правило, 3 дня и касается как физической, так и духовной сторон жизни человека:

  • физическая (телесная) чистота – это воздержание от супружеских отношений и ограничение в еде. В эти дни следует полностью исключить животную пищу и рыбу, а сухую еду употреблять в достаточно умеренном количестве;
  • духовное очищение заключается в посещении богослужения в церкви, чтении определённых молитв и канонов.

Отказаться от пищи (поститься) нужно уже после полуночи, так как приступать к таинству принято натощак. Также человек, который готовится к обряду, должен изгнать все негативные мысли и погасить злобу. Лучше провести время в уединении и за чтением Слова Божия.

Непосредственно перед Причастием (вечером или утром) происходит исповедь. Без неё никто не может быть допущен к Причащению, кроме детей до 7 лет и случаев, граничащих со смертельной опасностью.

Как поститься перед исповедью

Перед исповедью также желательно в течении трёх дней придерживаться поста физического и духовного. Нужно помнить о том, что от этого обряда зависит Причащение, а значит, и дальнейшее очищение человека.

Очень часто его прохождение оказывается очень сложной и непосильной задачей. И если христианин уже встал на этот путь, значит, он преисполнен силою и волею для дальнейшего пути. Кроме поста телесного, нужно не забывать и о чистоте помыслов: не подвергаться ругани, праздным мыслям и развлечениям, делать добрые дела.

Поститься перед исповедью, что можно есть

Для полного духовного очищения накануне исповеди следует питаться таким образом:

  • питаться крупами, овощами и фруктами;
  • употреблять рыбу;
  • исключит пищу животного происхождения;
  • алкоголь и табак запретить категорически.

Постятся ли беременные?

Но если женщина, находящаяся в таком положении, желает поститься, она может делать это не по всей строгости, но обязательно стараться не есть мясных продуктов и проходить очищение духовное, так как от этого зависит здоровье и жизнь её ребёнка.

Постятся ли дети?

В данном вопросе также много противоречий. Поэтому изначально ребёнку, который находится уже в осознанном возрасте (начиная с семи лет), нужно правильно и доходчиво объяснить значение и смысл поста. Ведь дети не понимают до конца, что значит ограничивать себя и зачем это делать. Здесь будет уместно провести работу по подготовке к посту по таким пунктам:

  • пост – это не диета;
  • зримость времени поста (календарь);
  • среди других детей (не афишировать, но и не стесняться);
  • пост – потребность или прихоть;
  • воскресные радости и праздник ожидания;
  • с каждого по его мере.

Если же все эти пункты изучены, и ребёнок готов попробовать свои силы – нужно просто помочь ему словом и делом. И помните, что главное – это собственный пример.

Пост – поистине великое таинство, которое человек проходит самостоятельно, и только от него самого зависит результат, а он всегда требует сил и веры. Поститься – значит стать на шаг ближе к Господу, постепенно обретая его духовное благословение и праведную благодать.

Молитва постящегося (Иисусова молитва, молитва грешника)

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго»;

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя»;

«Господи, Исусе Христе, помилуй мя»;

«Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя»;

«Господи, помилуй».

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о посте перед причастием:

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».