Бизнес грузоперевозок

Дайте идею, за которую шеф вас уволит: как метод синектики решает проблемы.

Есть много методов генерации идей для решения задач. Мы уже писали о дизайн-мышлении и траблшутинге, которые хорошо справляются с этим, сегодняшний материал — о синектике. Что это за метод, почему он может быть интересен бизнесу, как и где применяется и чем отличается от других техник? Мы поговорили об этом с Наталией Сергиенко, фасилитатором по методу синектики. Она обучалась ему в США в компании Synecticsworld, пионером в этом направлении.

— Десятилетия наблюдений и анализа видеозаписей работы изобретательских групп легли в основу синектики.

Среди вопросов, которые волновали исследователей:

  • Что действительно происходит между людьми на собраниях (совещаниях, планерках и т.п.)?
  • Как влияет их поведение и методы на вероятность получения креативного решения, которое они будут готовы воплощать?
  • Что можно изменить, чтобы увеличить эту вероятность?
  • Почему некоторые собрания приводят к решению проблем и дают новые идеи, другие же «ходят по кругу»?

Основатель метода — Уильям Гордон, психолог, изобретатель, который с 1950 по 1960 годы разработал множество коммерческих патентов, когда руководил группой исследований изобретений в консультационной фирме Arthur D. Little. Он разработал систему, которая легла в основу метода, когда решал задачи для компаний, многие из которых входят в Fortune 500 по всему миру (это рейтинг выручки крупнейших мировых компаний, составляемый и публикуемый ежегодно журналом Fortune).

Гордон определил, что индивидуальное и групповое творчество аналогичны друг другу. Так в 1952 году в Кембридже была создана первая синектическая группа, где обсуждались идеи объединения классического метода мозгового штурма, поэтапного обсуждения проблемы и применения всевозможных аналогий и метафор.


Уильям Гордон (в центре) в зале заседаний Synectics Main Street, Кембридж, 1958 год. Фото с сайта synecticsworld.com

В 1960 году Уильям Гордон создал компанию Synectics Inc. и описал метод в своей книге «Синектика: развитие творческого воображения», которая вышла в 1961 году. Сейчас клиентами Synectics Inc. являются такие мировые компании как Zinger, General Electrics, IBM и другие.

Слово Synectics имеет греческие корни «syn» и «ectos», что означает соединение разнообразия. Синектика — это метод, при котором мы комбинируем разнородные, а иногда и несовместимые элементы для решения задач. Можно сказать, что это система креативного мышления, основанная на аналогиях.

Отличие от мозгового штурма

Отличие от мозгового штурма в том, что группа под руководством фасилататора ищет аналогии, примеры в других отраслях знаний, никак не связанных с бизнесом заказчика:

  • Прямые аналогии — нередко находятся в различных системах и решают сходные с поставленной задачи. К примеру, наблюдая за работой червя-древоточца, инженер Марк Изимбар Брюнель открыл кессонный метод в строительстве подводных сооружений. Ищем, сравниваем и исследуем. Часто делаются сравнения с растениями, деревьями, машинами и т.п. С этой аналогией будут эффективно работать люди, которые имеют разносторонние знания и склонны к системному анализу задач и проблем
  • Субъективные (личные) аналогии — здесь это работает так: представьте, что бы вы чувствовали и делали, например, если бы ваши руки были лопастями вертолета? Все следует пропустить через свои ощущения. С этой аналогией хорошо работают люди, которые обладают хорошим воображением и способны перевоплощаться, «вживаться» в роль и быть частью проблемы
  • Символические аналогии — тут тоже все просто: представьте, как может физически выглядеть острая проблема или стальное решение. Свойства одного отождествляются со свойствами другого. Важно найти парадоксы и противоречия в привычном и понятном
  • Фантастические аналогии — вы проходите через все стены или слышите музыку, которую никто больше не слышит. Важно представить вещи такими, какими они не могут быть в привычном нам понимании — долой границы воображения, которые мешают получению результата, зато на максимум нужно включить воображение и образное мышление

Хорошо использовать аналогии по такой системе: прямые — реальные, личные — телесные, символические — абстрактные, фантастические — нереальные.

Вначале это кажется не привязанным к решению задачи, забавным и очень веселым. Само решение проблем — рационально, а вот процесс обдумывания такого решения — нет. Кратчайший путь поиска решения сложной задачи часто приводит к примитивным и однобоким решениям. Именно поэтому всем известный метод мозгового штурма не всегда работает. Люди приходят и озвучивают то, что уже давно было в их голове. Они никак или почти никак дальше не используют идеи друг друга.


Как решаются проблемы с помощью синектики

Сначала подбирается синектическая группа. Самое лучшее для бизнеса клиентов — для этой группы позвать своих клиентов. Но тут уже надо смотреть, чтобы у них был разный опыт, образование, возраст.

Обсуждение проводится в отдельном помещении, в котором должны быть нужные для генерации идей и решения проблемы условия: например, аппаратура), маркерная доска, маркеры, бумага, ручки и т.п.

Группе дается возможность провести тестовое занятие по использованию аналогий. Далее идет работа с аналогиями: каждый специалист группы должен психологически раскрепоститься и раскрыться перед остальными.

Непосредственно решение проблемы включает в себя:

  • Формулировку задачи — важно четко понимать, что решать
  • Анализ задачи — группе предоставляется больше контекста и информации о задаче, но не слишком много
  • Генерацию идей-трамплинов
  • Выбор идеи/идей для развития
  • Развитие идеи, если нужно — еще генерацию идей
  • Формулировку основной идеи для воплощения
  • Оценку идеи — ее сильные и слабые стороны
  • Работу над укреплением слабых сторон
  • Создание плана действий по воплощению идеи

В синектике, как и в мозговом штурме, группа озвучивает очень большое количество идей.

Все идеи фасилитатор записывает на листы флипчарта. В среднем за 40−60 минут получается около 60 идей. Особо «плодовитые» группы достигают отметки в 100.

Синектика учит участников находить оригинальные идеи на выстраивании связей с уже высказанными идеями. При этом:

  • Есть четко распределенные роли в группе по решению задачи
  • Есть правила в группе — как слушать, как формулировать идеи
  • Есть понятная для группы процедура работы из 5 шагов
  • Работа всегда заканчивается планом действий — что, кто и когда

Синектика не нужна, если у вас уже есть варианты решения проблемы — ничего придумывать и искать не надо. Для выбора возможного решения есть другие отличные методы, например, техника «Декартовы координаты».


Как метод применяется в бизнесе

Ценность синектики для бизнеса в том, что фасилитатор приходит, обучает команду методу, уходит, а метод остается работать. Его принципы и инструменты команда может использовать для решения задачи в следующий раз.

Если команда не хочет или не может повторить весь процесс работы синектической группы, то участники могут пользоваться принципом In-Out- Listening.

Как он работает? Делим лист бумаги на две части вертикальной линией: слева пишем отдельные слова, что слышим от выступающего, справа — любые ассоциации, которые нам приходят в голову.


Это — отличный «сырой» материал для генерации идей впоследствии. И еще так можно быть уверенным, что выслушаны все.

Сегодня синектику применяют не только для обучения самому процессу поиска идей, но и для решения проблем. Есть много примеров использования метода в бизнесе:

  • Когда разлилась нефть в Мексиканском заливе, была создана синектическая группа для решения этой задачи
  • Чтобы стать одним из лидеров в мире текила Cuervo с помощью этого метода придумала свое государство, флаг, паспорта и арендовала остров
  • Phillips Sony care стали первыми среди 600 претендентов на победу в конкурсе Medical Marketing and Media за компанию по продвижению своих зубных щеток
  • Сеть британских супермаркетов Sainsbury во время синектической сессии выделила 1200 операционных проблем, свела их к 45, затем к 18. 12 были решены сразу, для 6 — поставили жесткие сроки решения
  • McKinsey обратились к синектике для поиска снижения затрат. Были созданы специальные комитеты, каждый из которых впоследствии работал над снижением одной группы затрат
  • Vanish в США искал новые инсайты и возможности расширить категории своих пользователей с помощью Синектики — так в 2007 резко выросло использование Vanish Crystal White за счет новых пользовательских групп

В бизнесе для синектики действительно есть много возможностей. Приведу несколько примеров из моей практики:

Пример первый. С моими клиентами в США мы нашли идею празднования 50-летия компании. У заказчика было желание, чтобы событие отражало ценности компании, было длительным и вовлекало жителей города. Главное, чего клиент не хотел, это «rubber chicken» — в качестве еды на разных корпоративах часто подают «резиновых цыплят» — жестких, невкусных, но дешевых. Клиент хотел, чтобы празднование отражало их ценности — люди, местное комьюнити, чистота, забота об окружающем мире.

Мы начали сессии с анализа задачи. Потом были первые несмелые идеи. Уже прошло около 40 минут самой стадии генерации идей, но лицо заказчика не отражало никаких признаков счастья или удовольствия. Когда звучит нужная идея, заказчики всегда оживают, улыбаются, комментируют ее, осваивают.

Мы отправились на экскурсию на Бразильский карнавал. Там вспомнили, что одежда у танцовщиц бывает с перьями. Перья помогли участникам вспомнить о птицах в их городе. И одна из основных идей празднования звучала в финале так:

Делать всем сообществом города домики для птиц из готовых частей. Эти домики жители города могли уносить с собой и крепить к деревьям возле своих домов.

Идея полностью удовлетворяла несколько критериев заказчика: заметность, социальная ориентированность, забота об окружающей среде.


Пример второй. У одной украинской торгово-производственной компании имелось здание в жилом микрорайоне. Это здание было чем-то похоже на мавзолей, у него уже было много разных собственников, и никто не понимал, что с ним делать.

На синектической сессии группа заказчика решила, что там должно быть что-то вроде клиентского клуба. Это послужило отправной точкой для всего дальнейшего плана. Идея выросла в клуб и почти набережную (здание находилась около обмелевшей речушки) с уютными беседками. Микрорайон просто изменил свое лицо

Решали мы и немасштабные задачи: как назвать книгу, как сделать оригинальными раздаточные материалы. Мне было приятно и важно узнать позже, что эти идеи воплощались в жизнь.

В случае работы синектической группы важно найти не самую оригинальную идею, а самую выгодную идею, которая нравится заказчику, решает его проблему с учетом его ресурсов. Мы создаем не креатив, а решение для бизнеса.

Слово "синектика" означает соединение воедино различных, а порой даже очевидно несовместимых элементов.

Идея синектики состоит в объединении отдельных творцов в единую группу для совместной постановки и решения конкретных задач. При использовании синектики формируются постоянные группы людей (5-7 человек) различных специальностей, которых обучают творческим приемам. Полный курс обучения методике рассчитан на год.

Теоретической основой синектики стали утверждения, что творческий процесс познаваем и может быть рационально организован. Творческие процессы отдельного лица и коллектива аналогичны, иррациональный момент в творчестве важнее рационального; в скрытом состоянии находится очень много творческих способностей, которые можно выявлять и стимулировать.

Структура современного синектического метода включает следующие этапы.

Этап 1. Формулируют проблему в общем виде.

На синектические заседания приглашаются эксперты (специалисты в области данных проблем), которые поясняют проблемную ситуацию.

Главная задача эксперта - выявление полезных и конструктивных идей путем оперативного анализа высказываний. Анализируя первые решения, эксперт обязан показать их слабые стороны и разъяснить сущность действительной проблемы. Этот этап иногда называют "формулировка проблемы как она дана".

Этап 2. Начинают анализ проблемы.

На этом этапе изыскиваются возможности превратить незнакомую и непревычную проблему в привычную. Каждый участник, включая эксперта, обязан найти и оригинально сформулировать одну цель решения. По существу, в большинстве случаев этот этап означает дробление проблемы на части, на подпрограммы. Одну из наиболее удачных формулировок выбирает эксперт или руководитель.

Этот этап синекторы называют "формулировка проблемы как ее понимают".

Этап 3. Ведут генерирование идей решений проблемы в той ее формулировке, на которой остановлен выбор.

Фактически на этом этапе ищется новая точка зрения на рассматриваемую проблему. При этом синектический процесс состоит в попытках превратить незнакомое в знакомое и наоборот - превратить знакомое в незнакомое.

Процесс превращения неизвестного в известное ведет за собой огромное разнообразие решений, но требование новизны - это, как правило, требование новой точки зрения, взгляда на проблему. Большинство проблем не являются новыми. Смысл в том, чтобы сделать их новыми, создав тем самым потенциал для выхода на новые решения.

Превратить знакомое в незнакомое означает исказить, перевернуть, переменить повседневный взгляд и реакции на вещи, события.

Для этого синекторы используют четыре вида аналогий: личная, прямая, символическая и фантастическая.

Личная аналогия, или эмпатия, - отождествление себя с исследуемым объектом. Решающий задачу вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом ощущения. Для развития личной аналогии целесообразно последовательно использовать три приема:

описание фактов воображаемого положения исследуемого объекта от первого лица;

описание эмоций и чувств, приписываемых объекту, от первого лица;

эмпатию, отождествление себя с исследуемым объектом, вживание в его цели, функции, трудности.

При прямой аналогии рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным из другой отрасли или из живой природы.

Применение прямой аналогии - это свободный ассоциативный поиск в огромном внешнем мире, основанный на родстве выполняемых в различных областях жизни функций, процедур.

Символическая аналогия - некоторая обобщенная, абстрактная аналогия. Цель символической аналогии - обнаружить в привычном парадокс, ясность, противоречие. Требуется в парадоксальной форме сформулировать фразу, отражающую суть явлений. Она должна выражать связь между вами, которые обычно никак друг с другом не сопоставляются и содержат в себе нечто неожиданное, удивительное. Достигается это тем, что каждое из слов является характеристикой предмета, а в целом они образуют противоречие. Вернее, являются противоположностями.

Например, для объекта "паркет" символическая аналогия может быть представлена так: скользкое трение, целая дробность, блестящая шероховатость и т.д.

При фантастической аналогии вводятся фантастические персонажи, средства, которые выполняют то, что требуется по условиям задачи.

Фантастические аналогии способствуют генерации свежих и оригинальных идей, активизируют творческое мышление, но не имеют точного определения.

Этап 5. Заключительный этап синектического заседания - развитие и максимальная конкретизация идеи, признанной наиболее удачной, и описание ее на специальном (техническом, семантическом и др.) языке.

Эвристический метод. Метод синектики был п редложен американским изобретателем и исследователем мето­дологии творчества В. Дж. Гордоном в 1944 г. Термин синектика в переводе с греческого означает «совмеще­ ние разнородных элементов».

Цель синектики - направить спонтанную деятельность голов­ного мозга и нервной системы обучаемых на исследование и преоб­разование проектной проблемы. Эта технология полезна для обуче­ния бизнесменов и предпринимателей, менеджеров, финансистов и маркетологов.

Организация проведения сессии синектиков (синектического за­седания) отли­чается использованием очень активным применением аналогий. В случае когда данная технология используется прямо на про­изводстве для обучения персонала или для решения реальных про­блем организации, то в группу, как правило, включают двух-трех специалистов со стороны, представляющих разные профессии, а также нескольких работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и боль­шой практический опыт. Специалисты считают, что для созида­тельного процесса наиболее желательны контрастные психологи­ческие типы участников.

ПРИЕМЫ, ОСНОВАННЫЕ НА АНАЛОГИИ

Группа синектики использует аналогии как средства для сме­щения процесса исследования структуры проблемы с уровня осоз­нанного мышления на уровень спонтанной активности головно­го мозга.

При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуще­ствляет некую деятельность, представляющую собой систему раз­личных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмыс­ление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль.

Импульс к началу творческого процесса возможен в ситуации выбора. Следовательно, прав Геродот, который говорил, что для того чтобы найти правильное решение, нужно знать какие есть еще. Чтобы идея появилась, нужен инсайт (англ. - озарение, понимание, внезапная догадка) или использование специальных эв­ристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика.

Применение аналогий в творческом процессе является проме­жуточным звеном между интуитивными и логическими процеду­рами мышления. В решении творческих задач используют различ­ные аналогии: конкретные и абстрактные, аналогии живой и неживой природы, могут быть установлены аналоги по форме и по структуре, по функциям, по процессам и т.д.

В ситуациях построения аналога хорошие эвристические резуль­таты дает прием гиперболизации, значительное увеличение или, наоборот, уменьшение масштабов объекта или его отдельных уз­лов, параметров, частей.

В синектическом штурме, как правило, используются аналогии четырех типов.

Прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы («А как решаются задачи (пробле­мы), похожие на данную?». Например, полет птицы - самолет, про­движение червяка - туннель и пр.).

Субъектные (личные) аналогии. Метод личной аналогии пост­роен на эмпатии (англ, - сочувствие, сопереживание, уме­ ние поставить себя на место другого). Эмпатия - это отождеств­ление личности одного человека с личностью другого, когда, пытаясь вчувствоваться в другого, мысленно ставят себя в его по­ложение.

Личная аналогия в решении творческой задачи понимается как отождествление человека с техническим объектом, продуктом, про­цессом, некоторой системой. Объекту приписываются чувства, эмо­ции самого человека, который идентифицирует цели, функции, воз­можности, плюсы и минусы объекта со своими собственными. Человек как бы сливается с объектом, которому приписывается по­ведение, возможно, в фантастическом варианте.

Например, конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата (скажем, что он сам почувствовал бы, если бы выпол­нял функцию лопасти винта вертолета: «попробуем войти в образ данного «объекта» и порассуждать как бы с «его» точки зрения»).

Символические аналогии. Это поэтические метафоры и сравне­ния, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого. В частности, ставится задача: «Сфор­мулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе», например: «дерево целей».

Пример. Для применения символической аналогии можно най­ти название книги (из двух слов), в парадоксальной форме харак­теризующее суть задачи или объекта. Например, при решении од­ной задачи, связанной с мрамором, для слова «мрамор» было найдено словосочетание «радужное пространство».

У. Гордон, автор технологии, спросил человека, предложившего это словосочетание, почему он так охарактеризовал мрамор. Ответ был такой: «Отшлифованный мрамор (не белый) многоцветен. Он весь в узорах, очень ярких, напоминающих радугу. Но все эти узоры по­стоянны». Другие примеры символической аналогии: пламя (видимая теплота), ядро атома (энергетическая незначительность), раствор (взве­шенная неразбериха), храповый механизм (надежная прерывистость).

Фантастические аналогии. Используя их, необходимо предста­вить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хо­тели бы их видеть. Например, хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины «скорой помощи». При использовании фантастической аналогии можно призвать к себе в помощь любого исторического или политического деятеля, сказоч­ного персонажа или литературного героя.

Эти четыре вида аналогий стимулируют цепную реакцию ассоци­аций, способных привести к оригинальному творческому решению.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ СИНЕКТИЧЕСКОЙ СЕССИИ

Синектическая сессия (или штурм) включает несколько этапов.

1-й этап - проблематизация и целеполагание. Он начинается с постановки целей и задач и формулировки проблемы. Руководите­лю сессии необходимо достичь идентичного понимания проблемы у всех участников.

2-й этап - дискуссия, цель которой - «очищение» от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные ре­шения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочета­ние существующих решений.

3-й этап - критический анализ и отбор наиболее оригинальных идей.

4-й этап - подведение итогов творческой работы преподавателем.

Процесс генерирования идей длится не более получаса.

В синектике реализуется последовательно следующая цепочка дей­ствий: разбор проблемы; обсуждение вопроса, как проблема понята участниками; определение главных трудностей и противоречий, пре­пятствующих решению проблемы; постановка наводящих вопросов; поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в тер­минах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы; пре­вращение необычного в привычное; развитие и формулировка перс­пективной идеи и ее «упаковка» в термины реальных действий.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИНЕКТИЧЕСКОЙ СЕССИИ

Выдвижение идей и их последующий отбор во многом зависят от руководителя группы (синектора), его профессионального и иг-ротехнического мастерства, такта, мобильности и находчивости, умения создавать творческую атмосферу и стимулировать творче­скую активность.

Он должен владеть искусством постановки и задавания вопро­сов, умением вставлять реплики, снимающие напряжение, растор­маживающие аудиторию, владеть техниками побуждения фантазии и воображения. От него зависит сужение или расширение «креатив­ного коммуникативного поля» поиска решения творческой задачи.

Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты.

Постановка проблемы. Проблема может быть как производствен­ной, так и исследовательской, достаточно сложной в теоретиче­ском или практическом отношении.

Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информа­ции. Для соответствующего доклада-сообщения обычно необхо­димо выступление эксперта или компетентного по проблеме спе­циалиста (педагога, слушателя или специально приглашенного профессионала-эксперта). На этой ступени сбор конкретных фак­тов имеет лишь подчиненное значение, так как он направлен на то, чтобы заложить основу для решения проблемы.

Выяснение возможностей решения проблемы. Слушатели предла­гают разнообразные подходы к решению проблемы. Преподава­тель (синектор) или эксперт при этом подробно комментируют пред­лагаемые варианты решения проблемы, поясняют, почему те или иные предложенные решения не могут быть использованы. На этой ступени могут быть высказаны случайные догадки, связанные с ре­шением проблемы.

Переформулирование проблемы. Каждый обучаемый самостоя­тельно (или парами, тройками) переформулирует проблему в сво­ем собственном понимании, своими словами, тем самым как бы приближая проблему к себе.

Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы. Первоначальный вариант постановки проблемы вре­менно откладывается.

Выдвижение образных аналогий. Преподаватель побуждает груп­пу к поиску образных, личных, «метафорических» или фантасти­ческих аналогий для заложенной в проблемной ситуации инфор­мации. В синектике этот этап является самым важным, ключевым.

Подгонка намеченных группой подходов к решению или гото­ вых решений к требованиям, заложенным в постанове проблемы.

Если выработанные решения оказались непродуктивными с точ­ки зрения синектора или эксперта, то группа ищет новые анало­гии. Если решения приемлемы, то группа с переформулированно­го варианта проблемы возвращается к первоначальной ее поста­новке и определяет вместе с синектором и экспертом, насколько эффективно предлагаемое решение проблемы.

ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИНЕКТИКИ

Во-первых, прежде чем обратиться к данной технологии, целе­сообразно разобраться более основательно в проблеме и снача­ла, если в этом есть необходимость, апробировать мозговой штурм и лишь некоторое время спустя, обработав его результаты, обра­титься к методу синектики, опираясь на уже полученные матери­алы.

Во-вторых, использование приемов символической и фантасти­ческой аналогий наиболее эффективно лишь тогда, когда в группу входят представители творческих профессий и лица с художествен­ным типом мышления. Это связано с тем, что они легко перево­площаются в заданные роли и выдают яркие и образные решения, хотя порой и дилетантские. Кроме того, творческие люди быстро входят в азарт и развивают соревнование, состязание, конкурен­цию, что еще активнее стимулирует творческие потенции всех уча­стников синектического штурма.

В-третьих, при проведении этой технологии нужна максималь­но комфортная психологическая обстановка.

В-четвертых, наилучшие результаты дают синектические штур­мы, когда их проводит специалист с психологическим образовани­ем, владеющий не только самой технологией, но и приемами сня­тия напряжения и психологической поддержки обучаемых; умеющий создавать творческую атмосферу во время интерактив­ной деятельности.

Метод синектики — это специальная методика исследования, которая позволяет сгенерировать альтернативные идеи, используя ассоциативное мышление и поиск аналогий. Синектика основана на социально-психологической коллективной интеллектуальной деятельности.

Синектика олицетворяет собой оптимальное сочетание разнообразных элементов, которые могут быть разнородными и вообще не совместимыми между собой, в процессе решения важных задач.


В данном случае цель исследования заключается в формировании небольшого количества идей, способных эффективно решить поставленную задачу.

Особенности метода синектики

Аналогии представляют собой основной элемент данного подхода. Чтобы получить высококачественный результат, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:

  • Нельзя обсуждать, как недостатки, так и достоинства участников.
  • Роль ведущего должна периодически доставаться другим участникам синектической группы.
  • Каждый участник может без объяснений завершить работу, если почувствовал первые признаки утомления.
  • Все участники должны обладать специальной подготовкой.

Схема действий по методу синектики должна включать следующие этапы :

  1. Тщательный подбор участников.
  2. Поиск решений посредством использования разнообразных аналогий.

Специфика первого этапа по методу синектики

На первом этапе необходимо сформировать группу из квалифицированных специалистов, в оптимальный состав которой будут входить в среднем от пяти до семи человек. Важно, чтобы в группе принимали участие, как приглашенные эксперты со стороны, так и сотрудники различных подразделений компании. Среди главных критериев отбора участников необходимо выделить :

  • Наличие гибкого мышления.
  • Широкий диапазон знаний.
  • Практический опыт. Предпочтение отдается тем, кто поменял несколько специальностей.
  • Соответствие возрастным ограничениям. В исследовании могут принимать участие специалисты от двадцати пяти до сорока лет.
  • Психологическая совместимость участвующих.

Перед тем как сделать выбор осуществляется длительное наблюдение за поведением и телесными движениями. Также потенциальных участников проверяют на возможность подключиться к уже существующим группам.

Специфика второго этапа по методу синектики

На данном этапе уже сформированная группа приступает к работе, используя обсуждение возникнувших аналогий как мощный инструмент, предназначенный для переориентации спонтанного мышления на предмет решения поставленной задачи. Стоит отметить, что для метода синектики характерно использование четырех типов аналогий, в частности :

  • Прямые типы. Такие аналогии достаточно часто связаны с разнообразными системами биологического характера.
  • Символические типы. Представляют собой многообразие поэтических средств, в частности разнообразных сравнений и метафор. Благодаря символическим аналогиям можно отождествлять характеристики одной вещи с другой.
  • Субъективные типы. В данном случае участники могут представлять различные способы использования собственного тела с целью достичь желаемого результата.
  • Фантастические типы. Фантастические аналогии предоставляют возможность представить предметы так, как участник хочет их видеть, но какими они не являются.

Стоит отметить, что аналогии в полной мере охватывают практический опыт и мысли участников. В свою очередь, вышеуказанную классификацию типов аналогий можно представить следующим образом: субъективные и символические аналогии являются телесными и абстрактными, а прямые и фантастические – реальными и нереальными соответственно.

Благодаря регулярному применению данного метода можно значительно расширить традиционный комплекс средств, а также разработать новые приемы, позволяющие более глубоко изучать проблемный вопрос.

Пример использования метода

В качестве яркого примера использования метода синектики можно привести стратегию, разработанную Дж. Гордоном, для известных чипсов Pringles. Компании необходимо было решить актуальную задачу создания новых чипсов и эффективной упаковки с условием, чтобы она не требовала заполнения большим количеством воздуха.

Сложность заключалась в том, чтобы чипсы не ломались и упаковывались достаточно компактно. Используя метод синектики, была выбрана аналогия, отображающая, как укладываются опавшие осенние листья в мешок. Вследствие этого появились известные чипсы Pringles с оригинальной и удобной упаковкой, секретом которой стало смачивание сухой муки из картофеля.

(7 оценок, среднее: 8,14 из 5)