Производственный процесс

Дивеевский собор. Дивеево

В Дивеево, или, как его часто называют, Дивное Дивеево, я стремилась давно. Но все как-то не складывалось. И поэтому когда моя коллега по работе предложила мне поехать туда, я ни минуты не раздумывала. Конечно же! Тем более, многие рассказывали о том, какие чудесные изменения происходили с ними после посещения этой обители. Поездка в Дивеево состоялась в мае 2013 года, во время большого .

Село Дивеево расположено в 180 км от и в 65 км от , почти на границе с Мордовией. Возникло оно в 1559 году. Согласно одному из преданий, первым его владельцем был мурза Дивей, от которого и пошло это название. Иван Грозный за особые заслуги даровал Дивею княжеский титул и наградил землями.

Дивеево оказалось на пересечении паломнических дорог. Во второй половине XVIII века здесь была построена деревянная церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и архидьякона Стефана. В ней паломники и странники находили кров и приют. В 1760-х годах сюда пришла странница Агафья Семеновна Мельгунова (кон. 1720/нач. 1730 — 1789), урожденная Белокопытова, вдова богатого владимирского помещика. После смерти мужа она приняла монашеский постриг под именем Александры. Она-то и стала основательницей Дивеевской обители.

На собственные средства она заложила храм во имя Казанской иконы Божией Матери с двумя приделами — Святителя Николая и первомученника архидьякона Стефана. Преподобный Серафим Саровский предрекал:

Казанская церковь, радость моя, такой будет храм, какого и нет подобного! При светопреставлении вся земля сгорит, радость моя, и ничего не останется. Только три церкви со всего света будут взяты целиком неразрушенными на небо: одна-то в Киевской Лавре, другая … (сестрами забылось), а третья-то ваша Казанская, матушка. Во, какая она Казанская-то церковь у вас!

В 1788 году на землях, пожертвованных местной помещицей Ждановой, поблизости от Казанской церкви началось строительство. Здесь поселились матушка Александра и четыре послушницы. Именовались они Казанской общиной и жили по строгому Саровскому уставу. Также по благословению Серафима Саровского в 1826 году была устроена Мельничная община.

В 1842 году обе общины были объединены и стали называться Серафимо-Дивеевской. В 1861 году община получила статус монастыря, первой игуменьей которого стала матушка Мария (Елизавета Алексеевна Ушакова). В 1848 году по проекту архитектора А.И.Резанова началось строительство Троицкого собора, освященного 28 июля (9 августа) 1875 года.

К 1917 году в Серафимо-Дивеевском монастыре проживало 270 монахинь и 1474 послушницы. После революции для монастыря, как и других храмов и монастырей по всей России, настали трудные времена. В 1919 году на базе монастыря была зарегистрирована трудовая артель, а в 1927 году монастырь был закрыт. В 1937 году был закрыт Казанский храм.

С 1988 года началось возрождение монастыря. 31 июля 1991 года в Свято-Дивеевский монастырь были перенесены мощи преподобного Серафима Саровского.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь: фотографии и впечатления от посещения

Село Дивеево

Итак, мы приехали в Дивеево. Само село, население которого около 6,5 тысяч человек, кажется, все ориентировано на паломников. Около монастыря расположились торговцы, вернее, торговки, торгующие тем, что необходимо паломнику. Продаются платки, юбки — в Серафимо-Дивеевском монастыре с этим строго, женщины обязательно должны быть в юбке/платье и с покрытой головой.

Проблема с парковкой около монастыря

Около монастыря есть парковка для машин. Однако к нашему разочарованию, там висела табличка, что мест нет. Учитывая, что я была за рулем Mitsubishi L-200 огромных размеров, это несколько огорчило. Впрочем, как выяснилось, места все-таки есть — наши знакомые, которые ехали на второй машине, запарковались спокойно. Оказалось, что мест нет только для тех, кто приезжает с ночевкой. Но мне, видя надпись, как-то не пришло в голову поинтересоваться, есть ли все-таки парковочные места или нет. Проездив несколько кругов по Дивеево и не найдя свободных (была суббота Пасхальной недели, поэтому народу было много), в результате поставила машину у местных жителей около дома, прямо напротив обители. Все удовольствие — 100 рублей. Правда, помогли развернуться в узком месте.

Как получить разрешение на фотосъемку?

Дальше нужно было получить разрешение на фотосъемку. Меня отправили в паломнический центр. К работающему окошку была очередь. Второе окошко было открыто, но около него никого не было. Однако там сидела суровая монахиня, которая не удосужилась ответить, можно ли получить разрешение. В результате, отстояв очередь, я получила разрешение на фотосъемку, заплатив то ли 30, то ли 50 рублей. Попутно выяснилось, что то же самое я могла сделать и на территории монастыря, там, где оформляют требы.

Здание на территории монастыря

Собор Троицы Живоначальной и Спасо-Преображенский собор в Дивеево

И вот, мы внутри монастыря. Перед нами два огромных собора. Первый, зеленого цвета — собор Троицы Живоначальной , построенный между 1848 и 1875 годами учеником Тона А.И.Резановым, который также принимал участие в строительстве в Москве. В Троицком соборе находится рака с мощами Серафима Саровского.

Чуть дальше расположен красивый белый храм — . Его начали строить еще до революции, но освятить не успели. В советские годы в нем помещался тир, потом гараж. Достроен он был в 90-е годы и освящен 3 сентября 1998 года. Увидеть Преображенский собор изнутри нам не удалось — он был закрыт на уборку 🙁

Паломников и людей внутри монастыря было много — напомню, была суббота Пасхальной недели.

Мы медленно шли в сторону Святой Канавки — одного из самых знаменитых мест Дивеево. Но о ней — чуть ниже.

И вот, наконец мы у Святой Канавки. Серафим Саровский так говорил о ней:

Канавка эта — стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев.

Полтораста «Богородиц» — это молитва «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших» , которую надо прочесть 150 раз.

Людей, кто идет по Святой Канавке, много. Кто-то читает молитву, перебирая в руках четки. Некоторые идут босиком, останавливаются после каждого прочтения молитвы и крестятся. Другие просто идут, глядя вокруг, разговаривают друг с другом.

Вид на монастырские строения

Меня, когда я шла по Святой Канавке, поразил контраст: внутри нее — монастырские строения и стройка большого собора. С другой стороны — обыкновенные дома, огороды.

Небо хмурилось, парило — приближалась гроза (но она все-таки так и не дошла, только несколько капель упало, и все). Оглушительно каркали вороны — в Дивеево их много.

Постепенно приближаемся к окончанию Канавки.

А вот и описание Благовещенского собора, который будет построен на территории обители:

Фотографии Дивеево

На фоне грозового неба белоснежный Спасо-Преображенский собор смотрится особо эффектно:

А потом выглянуло солнце, и соборы засияли.

Впечатления от поездки в Дивеево

Затем мы пошли пообедать в одну из трапезных. Еда — постные щи и плов с грибами, щедро сдобренные подсолнечным маслом. Работницы трапезной — трудницы, паломницы. К сожалению, о таком слове, как вежливость, они не слышали от слова совсем. Может, слишком много людей и сказалось усталость. Но это их нисколько не извиняет — в одной из тарелок супа обнаружился… таракан 🙁

Уже после обеда, когда все члены нашей группы собрались вновь, выяснилось, что 2-летнюю Софи, дочку Галины, выгнали из храма, когда они стояли в очереди к мощам Серафима Саровского. Вина маленькой девочки была в том, что она стянула с головы платок — было слишком жарко и голова ребенка промокла насквозь от пота. Мать пыталась снова надеть на девочку платок, однако ребенок стягивал его вновь и вновь. Работник храма в грубой форме вытолкал их прочь.

Из Дивеево я уезжала со смешанными чувствами. С одной стороны — да, безусловно, сильное место, связанное с именем Серафима Саровского. Очень красивый монастырь, кругом — великолепные места. С другой стороны — пресловутый человеческий фактор. Дальше мы поехали на , а затем — в .

Экскурсии в Дивеево

В Дивеево можно ехать как самостоятельно, так и с экскурсией. И тот, и другой вариант имеет свои плюсы и минусы. Скорее всего, если вы поедете с экскурсией, то избежите тех накладок, с которыми столкнулись мы. Экскурсовод или сопровождающий возьмет на себя все организационные моменты.

Где остановиться в Дивеево

В Дивеево лучше ехать как минимум на два дня, чтобы никуда не торопиться. Думаю, тогда поездка будет вызывать совершенно другие ощущения. Дивеевский монастырь очень красив в вечерней подсветке. Стоит сходить и на службу. В Дивеево немало мест, где можно переночевать, как в весьма скромных, так и роскошных гостиницах. Цены начинаются примерно от 1000 рублей, можно найти и дешевле. Подборку гостиниц и апартаментов в Дивеево смотрите на сайте Booking.com .

(function(d, sc, u) { var s = d.createElement(sc), p = d.getElementsByTagName(sc); s.type = "text/javascript"; s.async = true; s.src = u + "?v=" + (+new Date()); p.parentNode.insertBefore(s,p); })(document, "script", "//aff.bstatic.com/static/affiliate_base/js/flexiproduct.js");

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь на карте

Координаты: 55°2’26″N 43°14’44″E

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Россия. Дивеево. Женский Дивеевский монастырь.




Недалеко от Арзамаса находится знаменитый женский Дивеевский монастырь (один из крупных в России - в начале века здесь было около тысячи монахинь). Это центр православного благовестия. Окружает его славящаяся чудесами Канавка Божьей Матери - невидимая граница монастыря.


Считается, что игуменьей здесь является сама Царица Небесная, и каждые сутки она обходит по Канавке монастырь. По преданию, Божья Матерь взяла эту территорию себе в четвертый удел (первые три ее удела находятся в Иверии, Киеве и Афоне), и никогда сюда не ступит нога Антихриста.


Спасо-Преображенский собор монастыря.

Преображенский собор был заложен в 1907 году. В годы советской власти в нем был гараж, затем тир. В 1991 собор был передан возрожденному монастырю. Восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось через 91 год после начала строительства — 3 сентября 1998 года, в честь Преображения Господня. В соборе покоятся мощи дивеевских святых.


Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Альпинарий.







Свято-Троицкий Серафимо- Дивеевский женский монастырь основан около 1780 г. В 1927 году закрыт, возобновлен в 1991 г. Святыни: мощи прп. Серафима Саровского, прп. жен Дивеевских. В обители около 400 насельниц. Почитается как четвертый (после Иверии, Афона и Киево-Печерской лавры) земной Удел Пресвятой Богородицы.


Троицкий собор был построен в 1848-1865 годах. Первоначально предполагалось назвать собор в честь иконы Божьей матери "Умиление". Но при воздвижении Креста в 1874 году в небе над собором вились три голубя, а ниже три журавля описывали равномерные круги. Это было изволение Божие, и собор назвали во славу Живоначальной и Животворящей Троицы.
В соборе пребывают святые мощи Серафима Саровского. а также некоторые его вещи: нательный железный крест, кожаные рукавицы, бахилы, мотыжка и епитрахиль.


Троицкий собор.

Закладка собора состоялась 5/17 июня 1848 года. Освящение собора состоялось 28 июля/9 августа 1875 года в день празднования иконе Умиление Серафимо- Дивеевской. В честь этой иконы 2/14 июня 1880 года освящён нижний южный придел. 3/15 июня 1884 года освятили справа на хорах престол во имя иконы Божией Матери Владимирской-Оранской, а на следующий день - левый придел на хорах в честь Третьего обретения главы Иоанна Предтечи.


Нижний северный придел игумения монастыря Мария (Ушакова) оставляла неосвящённым в течение 28 лет, ожидая прославления батюшки Серафима Саровского. 22 июля/4 августа 1903 года, сразу после прославления Преподобного, придел был освящён.





В Преображенском соборе.Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.


В Троицком соборе.



Рака со святыми мощами преподобного Серафима.

30 июля 1991 года в Троицком соборе была торжественно установлена главная святыня Дивеевской обители - рака со святыми мощами преподобного Серафима. Над ракой с мощами воздвигнута сень, подобная той, которая была в Саровской пустыни.


Рака со святыми мощами преподобного Серафима.



Святая Канавка — одна из главных святынь монастыря.
25 ноября 1825 года Богородица явилась преподобному Серафиму и повелела основать Мельничную общину, указав как следует обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сестры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.


Исполняя указания Царицы Небесной, Серафим Саровский приказал сёстрам вырыть Канавку вдоль тропы, по которой прошла Богородица. Преподобный Серафим говорил, что Канавка эта до небес высока и всегда будет стеной и защитой от антихриста.Копать Канавку начал сам отец Серафим 2 (15) июня 1829 года перед праздником Святой Троицы. Глубина канавки и высота вала должны были быть 3 аршина (215 см). Работы продолжались до смерти преподобного Серафима и были завершены перед праздником Рождества Христова 1833 года


Фото Б.Поварова

И считается эта канавка не только преградой на пути Антихриста, но и тропой, по которой обходит свой удел сама Небошественная, Пречистая Пресвятая Дева.
Преподобный Серафим говорил, что Царица Небесная сама своим пояском измерила и ежедневно проходит по Канавке, обходя свой удел и благословляя всех. Поэтому нужно остаться в Дивеево на ночь, чтобы получить благославение самой Царицы. Преподобный говорил: «Кто Канавку с молитвой пройдет, до полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». Значит, можно сделать вывод, что более святого и чудесного места, чем эти 800 метров Канавки в Дивеево у нас нет.

В Серафимо-Дивеевском монастыре совершен чин погребения Божией Матери.

Фото Б.Поварова









Серафи́м Саро́вский (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машнин; 19 июля 1754 (или 1759), Курск — 2 января 1833, Саровский монастырь) — иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители. Прославлен Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых русских святых.

В Троицком соборе, заложенном в 1848 году хранятся мощи Преподобного Серафима. Они были возвращены туда в 1991 году.

Серафим Саровский прозорливец с поразительной точностью предрек грядущую судьбу России: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются… Будет такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут успевать принимать души… Я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима». «Когда же будет самое страшное время?» - однажды спросил преподобного один из его почитателей. «Немного позже, чем через сто лет после моей смерти», - отвечал старец Серафим Саровский».


Старинные корпуса монастыря.
Дом Галактионовых. Построен на рубеже 19-20веков. В нем проживали благотворители монастыря.
Принадлежал сестрам Галактионовым — Екатерине Ивановне и дивеевской монахине Михаиле.


Дом Долгинцевой был построен в начале ХХ века рядом с домом Галактионовых. В нем жила схимонахиня Серафима (Долгинцева), которая была духовницей дивеевских сестер, принимала их в монашеском постриге.Ее очень почитали в монастыре и называли украшением Дивеевской обители. Здесь же жил в последние годы жизни ее отец — благотворитель Серафимо-Дивеевс кого монастыря Федор Васильевич Долгинцев.
Сейчас здесь монастырские кельи и сад с теплицами.



Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского.




Церковь св. равноапостольной Марии Магдалины в игуменском корпусе.

В 1885 году в Дивеевском монастыре построили игуменский, или как называл его Батюшка — начальнический, корпус. В 1902 году для болевшей игумении Марии (Ушаковой) в восточной части начальнического корпуса была устроена домовая церковь, вмещавшая не более 50 человек. Храм освятили в честь небесной покровительницы игумении Марии — св. равноапостольной Марии Магдалины.



В 1903 году в этом храме на литургии присутствовали Государь Император Николай II, Государыня Императрица и особы Царствующего дома, посетившие Дивеевский монастырь после торжественного прославления прп. Серафима в Сарове. Посещение Серафимо-Дивеевской обители Царской Фамилией воспринимается как исключительно важное событие в истории монастыря. В память о нем в обновленной церкви в иконостасе помещена икона Царственных мучеников.








Колокольня Свято-Троицкого собора с флигелями, построена в 1893 году. Проект епархиального архитектора А.К. Никитина. Высота с кровлей и крестом - 70,3 метра.


Троицкий собор, колокольня и Храм иконы Казанской Божьей матери Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря


Храм иконы Казанской Божьей матери (1779 г.) Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

Храм, давший начало Дивеевскому монастырю, заложен в честь иконы Казанской Божией Матери в 1773 году на месте деревянной церкви. Строительство велось на личные средства матушки Александры и завершилось в 1779 году. Основательница обители сама участвовала во всех работах по возведению храма. Для рабочих матушка собственноручно выкопала источник.



В церкви Казанской иконы Божией Матери покоятся мощи блаженных матушек.


Фрески трапезного храма.



Святой источник во имя иконы Божией Матери «Умиление» (местными жителями именуется: источник Умиление или источник Умиление Божьей Матери) расположен в Голубином овраге на берегу маленького ручья, носящего название - река Лубинка.На источнике установлена часовня и просторные купальни. Рядом с ними установлен поклонный камень.


Дивеево, Нижегородской области.

Святой источник посвящён одной из самых почитаемых Серафимом Саровским икон, в молении перед которой старец проводил долгие часы, и в конце своей земной жизни коленопреклоненн


Источник преп.Серафима вблизи Цыгановки, температура воды круглогодично +4, надо погрузиться с головой три раза...Купаются даже малые дети! Тут же колодец со святой водой.




Источник преподобной Александры.


Источник Святого Пантелеймона Целителя

Источник Святого Пантелеймона, прозванного «исцелителем» - расположен в всего нескольких метров от Казанского источника. Купальня над источником существенно больше, чем купальня Казанского источника.Источник этот существовал всегда. Но из-за крутого берега и топкой поймы речки доступ к нему был ограничен. В Православной церкви св. Пантелеимон почитается как покровитель воинов (его языческое имя Пантолеон переводится как «лев во всём»), а также как целитель, что связано с его вторым, христианским, именем Пантелеимон — «всемилостивый».



Вид на Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь со стороны пруда.


Все православные люди России и Ближнего зарубежья знают о селе Дивеево . Истинно верующие совершали сюда паломничества. Именно в Дивеево расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы — святая земля, которая находится под особенным покровительством Божией Матери. Остальные три удела — это Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская лавра (Украина). Но только Дивеево считается единственным местом, куда Богородица является ежедневно . Также в Дивеево покоятся мощи одного из самых почитаемых русским народом святых — Серафима Саровского.

В Дивеево очень сильная и чистая энергетика. Говорят, что тот, кто проведёт в селе сутки, получит особое благословение Небесной Царицы и подпадет под ее покровительство.

Православные христиане едут в Дивеево зимой и летом, но особенно популярным село становится в конце июля-начале августа. В это время традиционно отмечается очередная годовщина прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского. В 2013 году отмечалось 110-летие со дня канонизации преподобного Серафима.

Немного об истории Дивеево

Село возникло в 1559 году. Название, скорее всего, получило по имени первого владельца — татарского мурзы Дивея, сына Мокшева Бутакова. После победы над татарами Иван Грозный за военные заслуги возвел Дивея в княжеский титул и подарил ему земли с пахотными угодьями на реке Вичкинзе́.

Но свою известность в качестве православной святыни село приобрело столетия спустя, когда в 1760 году к матушке Александре (в миру — Ага́фье Семёновне Мельгуно́вой) возле деревянной Стефановской церкви явилась Богородица и сказала, что именно здесь будет её “четвёртый жребий во вселенной”. Так появилась Казанская община в Дивеево.

В 1789 году попечение над общиной взял молодой иеродиакон Серафим (в миру Про́хор Исидо́рович Мошни́н, в некоторых источниках — Машни́н). Позже, после явления ему в 1825 году Матери Божией, преподобный Серафим Саровский основал Мельничную общину, над которой также взял попечительство. В 1842 году, через 9 лет после преставления Серафима, обе общины насильственно были объединены в одну — Серафимо-Дивеевскую. В 1861 году община получила статус монастыря.

В Дивеево много святых мест, посещаемых паломниками со всего мира. Я расскажу лишь о наиболее значимых.

Дивеевский монастырь

Самой известной святыней села является (полное название: Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь) — четвёртый и последний удел Богородицы, помещаемый ею ежедневно.

Монастырь строился на протяжении полутора веков. Сначала матушкой Александрой около деревянной Стефановской церкви была возведена каменная (1773-1780).

По благословению преподобного Серафима в 1829 году у паперти Казанской церкви был построен двухэтажный каменный храм во имя Рождества Христова , в нижнем этаже которого в 1830 году расположился храм во имя Рождества Богородицы .

Троицкий собор. Фото: Сергей Духанин

В июне 1848 года епископ Нижегородский Иаков (Вечерков) заложил первый камень в основание Троицкого храма. Огромный пятипрестольный , ставший летним, сооружался 27 лет и был освящён 28 июля (9 августа) 1875 года.

В 1893 году начали строить пятиярусную колокольню . Первые колокола подняли на нее в октябре 1901 года.

Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского. Фото: Владимир Меркушев

О строительстве трапезного корпуса пророчески говорил сестрам сам преподобный Серафим и даже отметил его на плане будущей Дивеевской лавры. Каменный Трапезный храм был построен в 1895 году и освящен в честь святого благоверного князя Александра Невского.

Преображенский собор. Фото: Сергей Духанин

10 июня 1907 года был заложен второй, зимний, собор. В 1916 году строительство собора было закончено. Собор украсили золочёными крестами — даром петербуржцев. Однако иконостас и отопление были не готовы, поэтому освещение храма перенесли на 1917 год. Но произошла революция, и и освятить собор не смогли. Так что до конца ХХ столетия в нем не было ни одной службы. Называли его просто Новый собор, а освящать хотели во имя иконы Божией Матери “Умиление” и преподобного Серафима Саровского.

В 1991 году собор передали возрожденному монастырю, и его восстановление продолжалось несколько лет. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года. Новый собор освя тили в че сть Преображения Господня . Освещение пределов проходило с 1998 по 2006 годы. А роспись храма закончили накануне праздника Святой Троицы 2008 года. Таким образом, более 100 лет ушло на строительство и восстановление Преображенского собора.

1 августа 2013 года состоялась закладка нового храма — собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы . Его строительство предсказывал еще преподобный Серафим Саровский. Именно поэтому Святую Канавку сёстры монастыря копали разомкнутой, оставляя место для будущего храма.

За основу нового собора взяты параметры главного храма Киево-Печерской лавры. В белокаменном соборе будет восемь приделов, главный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Высота храма составит 62 м, длина — 36 м, ширина 24 м, он сможет вместить до 2 тысяч верующих.

“Этот большой труд — это исполнение завета батюшки Серафима. Строительство храма в Канавке — это еще один кирпичик в деле возрождения святой Руси”, — сказал митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий.

Святые мощи преподобного Серафима Саровского

В храмах монастыря покоятся святые мощи преподобного Серафима Саровского, преподобных жен Дивеевских Александры, Марфы и Елены, а также других небесных покровителей дивеевской обители.

Святая Канавка

За Преображенским собором находится начало Святой Канавки — особой дивеевской святыни.

Святая Канавка

25 ноября 1825 года преподобному Серафиму явилась Богородица и повелела основать Мельничную общину, указав как нужно обнести это место канавой и валом. Копать Канавку должны были только сёстры общины, а миряне могли помогать носить землю и насыпать вал.

Обустройство Канавки смогли начать лишь весной 1829 года, когда общине было официально пожертвовано три десятины земли. На радостях батюшка Серафим приказал сестрам собраться и обойти эту землю, отмечая ее камушками, которые останутся на земле после схода снега. Когда снег растаял, по этим камушкам землю опахали сохою по одной борозде три раза. Когда земля высохла, преподобный приказал обрыть ее канавкой в три аршина глубиной (2 м 15 см) и три аршина шириной, а также велел вынимаемую землю бросать во внутрь обители, чтобы образовался вал высотою тоже в три аршина. Для укрепления вала он указал посадить на нем крыжовник.

Надо сказать, сёстры медлили копать. Тогда накануне праздника Святой Троицы, 2 июня 1829 года, дух Преподобного перенёсся в Дивеево и положил начало Святой Канавке. После этого чуда сёстры начали рыть Канавку и летом, и зимой. Свой труд они завершили лишь к празднику Рождества Христова 1833 года. Первая Канавка не была трёхаршинной: сёстры вырыли её где на аршин, а где и на поларшина.

По словам батюшки Серафима, Канавка эта — стопочки Божией Матери. По ней ежедневно проходит Богородица, обходя Свой удел. Он говорил, что Святую Канавку Сама Царица Небесная Своим пояском измерила: Канавка эта до Небес высока. Она всегда во веки будет стеной и защитой от антихриста. “Кто Канавку эту с молитвой пройдет, да полтораста Богородиц прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!” . Также благословлял преподобный брать глину с Канавки — на исцеление.

Канавка в первозданном виде не дошла до нас: её уничтожали и в XIX веке, и в советское время. Традиция обхода канавки возобновилась только в 1992 году. А с 1997 по 2006 годы Канавка была восстановлена.

Сейчас со словами Богородице, Дево, радуйся, благодатная Мария, Господь с Тобою… монахини и богомольцы проходят вдоль канавки, 150 раз обращаются к Божией Матери и просят Её помощи в избавлении от душевных и телесных болезней, от прочих бед, а также благословения на все благие дела. Паломники берут землю с Канавки, вспоминая слова Преподобного: “Будут к нам приезжать посетители, глинку-то с нее брать у вас на исцеление и будет нам она вместо золота!” .

Дивеевские святые источники

Вода для христианина имеет особое, таинственное значение, связанное с очищением от грехов. Образ воды символизирует дарованные Богом благоденствие и благополучие.

На территории Дивеево и близ села находится святые источники . Я расскажу о самых известных.

Источник преподобного Серафима в посёлке Цыгановка

Источник батюшки Серафима

Наиболее известный дивеевский источник. Он открылся на берегу реки Сатис в 60-х годах ХХ века, когда источники батюшки Серафима в Сарове стали недоступны для посещения из-за расположенного там военного объекта. По преданиям, этот источник дух Серафима Саровского перенес из Сарова к доступному для всех верующих посёлку Цыгановка в километре от села Дивеево.

В 1994 году русло реки Сатис изменили, и источник образовал целое озеро из святой ключевой воды. В 2009 году на нем построили часовню. На праздник Крещения здесь совершается великий чин освящения воды.

Казанский источник

Казанский источник

Этот дивеевский источник является самым древним. Полагают, что он был с самого основания села Дивеево. Сохранилось предание, что именно сюда являлась Царица Небесная 3 раза. Ещё во времена Иоанна IV после явления иконы Божией Матери в Казани в июле 1579 года пробился источник из под земли.

В 1991 году над источником были устроены часовня и купальня, перестроенная в 1997 году. Здесь совершается таинство крещения. На праздники Крещения и Казанской иконы Пресвятой Богородицы на этом источнике освящается вода.

В начале ХХI века рядом с Казанским источником устроили и освятили еще два источника — Источник в честь великомученика Пантелеимона и Источник в честь иконы Божией Матери “Умиление” .

Источник преподобной Александры Дивеевской

Источник матушки Александры

До 60-х годов XX века источник матушки Александры находился на берегу реки Вичкинза. По дивеевскому преданию, он истек из могилы матушки Александры, похороненной у алтаря Казанской церкви. В начале 60-х годов на реке устроили запруду, и прежний источник был затоплен. Современный источник возник под горою сам. Говорят, что сюда перешел прежний источник, когда сдвинулись доломитовые плиты под давлением воды в запруде.

На Крещение, на праздники иконы Божией Матери “Живоносный источник”, Преполовение Пятидесятницы сюда совершаются крестные ходы и освящается вода.

Иверский источник

Иверский источник

Этот источник основательница монастыря матушка Александра выкопала сама для утоления жажды рабочих, добывавших камень на строительство Казанской церкви.

По преданию, местные жители молились на источнике о дожде. Народ считал этот источник целебным и приносил купать в нем больных детей. В XIX веке там построили маленькую часовню, и по находившейся в ней иконе Иверской Божией Матери источник получил название “Иверский”.

После изменения русла реки Вичкинзы в 60-е годы XX века источник стал зарастать, а его название перешло на несколько разрозненных ключей близ старого кладбища. В народе они были известны под названием “Киров источник”.

На Иверском источнике так же, как и на других дивеевских источниках, устроены колодец и купальня. На праздник Преполовения Пятидесятницы здесь совершается освящение воды.

Подробную информацию о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском женском монастыре, о его святых, храмах, источниках и святынях Вы можете получить на сайте Дивеевского монастыря или непосредственно в Дивеево, если совершите туда паломничество.

А Вы уже посещали Дивеево или иные святые места ? Что Вам больше всего запомнилось? Были ли с Вами и Вашими близкими случаи чудесного исцеления? Поделитесь с нами!

Интересно? Расскажите друзьям!


21.10.2015 г.

23581 0

Дивеевский монастырь почитается православными верующими как земля, которую сама Богородица определила как Четвертый Свой Удел. Основанная еще в XVIII веке, обитель пережила сложную историю, которая вобрала в себя немало трагических страниц, связанных с запустением и забвением монастыря, попранием его святынь. Но выйдя из всех испытаний, святая обитель возродилась и приумножила свою славу. Сегодня Дивеевский монастырь по праву считается одним из оплотов духовной жизни России. Тысячи паломников стекаются сюда со всей страны, чтобы приобщиться к вере и возрадоваться красоте обители.

Основание монастыря

Дивеевский монастырь был основан во второй половине XVIII века монахиней Александрой, бывшей богатой помещицей Агафьей Мельгуновой. По преданию, после явления Богородицы, велевшей монахине искать на севере России земли ее Четвертого Удела, матушка Александра отправилась в Саров. По пути Богородица указала ей на место, где должен был быть основан монастырь, этим местом и оказалось село Дивеево недалеко от Нижнего Новгорода.

В 1773-1774 гг. матушка Александра на собственные деньги возвела основание Казанской церкви. В 1780 г. церковь была освящена. В 1788 г. будущему монастырю была пожертвована земля у Казанской церкви. На ней и были возведены первые постройки, в которых матушка Александра поселилась с четырьмя послушницами. Маленькая община, названная Казанской, стала жить по строгому уставу Саровской обители.

Батюшка Серафим и Мельничная община

В 1789 г. молодой иеродьякон Серафим взял на себя попечение над общиной. Он благословил устроить возле нее еще одну общинку, названную Мельничной. В 1827 г. сюда перешли первые девушки, 8 монахинь соседней общины. Первой настоятельницей была Елена Мантурова. Обустройству общины сильно содействовал ее брат Михаил Мантуров, которого преподобный Серафим исцелил от неизлечимой болезни. На его средства была построена каменная двухэтажная церковь во славу Рождества Христова. В ее нижнем этаже позднее был устроен храм во имя Рождества Божией Матери.

Серфимо-Дивеевская обитель

В 1842 г. Дивеевская и Мельничная общины были объединены, а в 1861 г. община получила статус монастыря.

В XIX - начале XX-го вв. монастырь расширялся. В 1885 г. был сооружен игуменский корпус, к которому в 1902 г. пристроена домовая церковь во имя святой Марии Магдалины. В 1875 г. завершено возведение огромного Троицкого собора. К началу XX века монастырь стал одним из крупнейших в России. К началу революционных событий его населяли 270 монахинь и почти 1500 послушниц.

Годы упадка

Советская власть преобразовала монастырь в трудовую артель, но обитель продолжала действовать: велись службы, монахини соблюдали монастырский устав. В 1927 г. монастырь закрыли. Дивеевских сестер ждала тяжелая судьба: многие оказались в тюрьмах и лагерях. Уцелевшие монахини расселились по округе, оберегая сохранившиеся дивеевские святыни и ведя тайную монашескую жизнь.

В 1937 г. закрыли последний оплот обители - Казанскую церковь.

Современная жизнь обители

Возрождение Серфимо-Дивеевского монастыря началось в 1988 г. В октябре 1989 г. обители был возвращен Троицкий собор.

Главное же событие в восстановлении славы Дивеева произошло в 1991 г.: монастырю передали повторно обретенные мощи Серафима Саровского. Их нашли в хранилищах Казанского собора, бывшего в те годы музеем Санкт-Петербурга.

Началось восстановление сооружений монастыря, реставрация церквей и соборов. В 2012 г. начато строительство нового храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Обитель населяют более 400 монахинь. Вся духовная жизнь монастыря строится вокруг Троицкого собора, где покоится главное достояние обители - мощи преподобного Серафима.

Храмы и святыни Дивеевского монастыря

Дивеевские храмы имеют удивительную историю, каждый из них уникален по-своему. Почти все они пережили годы упадки и запустения. После возрождения обители к изначальному комплексу добавились новые церкви. Сейчас Серафим-Дивеевский монастырь включает десять храмов, еще четырнадцать - на подворьях и скитах.

Святая Канавка Пресвятой Богородицы

Самая удивительная святыня монастыря - Святая Канавка . Это семиугольник длиной 777 метров по периметру, выкопанный и обнесенный валом. По легенде, указания об устройстве Канавки дала преподобному Серафиму сама Богородица. Канавка должна была быть вырыта самими сестрами вдоль тропы, по которой прошла сама Царица Небесная. Указания святого старца были выполнены, однако впоследствии Канавка пришла в запустение. После возрождения монастыря святыню полностью восстановили к 100-летию прославления Преподобного Серафима. Сейчас это место паломничества тысяч верующих. Земелька со святой Канавки считается целебной и чудодейственной.

По словам самого преподобного Серафима, Канавка для всех верующих станет защитой от антихриста: «Кто Канавку эту с молитвой пройдет да полтараста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!». И сегодня паломники с молитвой идут вдоль Канавки, а монахини на пасхальной неделе и в праздничные дни обходят ее с крестным ходом.

Икона Божией Матери «Умиление»

Эта икона была любимой иконой преподобного Серафима Саровского, перед ней он и скончался в молитве. Елеем из лампады, освещавшей икону, он исцелял больных. После смерти старца образ был передан в Мельничную общину, где хранился в почитании долгие годы. И после разгона монастыря дивеевские монахини сумели сохранить его и увезти в Муром. Затем в 1991 г. икона была передана Патриарху Алексею II. Ныне икона хранится в резиденции Патриарха при его домовом храме. А в Троицком соборе Дивеевского монастыря находится список иконы, также ставший чудотворным.

Другие святыни

  • Вещи преподобного Серафима Саровского , почитаемые как святыни, выставлены в Троицком соборе. Многие из них долгие годы хранились дивеевскими сестрами после закрытия монастыря в 1927 г. Сегодня эти вещественные напоминания о святом и его подвижнической жизни привлекают тысячи паломников, желающих прикоснуться к святыням. В котелке, принадлежавшем преподобному Серафиму, освящают сухарики, считающиеся целебными. Мотыжкой святого крестообразно прикасаются к больным местам паломников.
  • Святые мощи дивеевских подвижников хранятся в обители и открыты для преклонения. Святые мощи преподобного Серафима Саровского сохраняются в Троицком соборе. В храме Рождества Богородицы хранятся мощи преподобных Александры, Марфы и Елены. В Казанском соборе находятся святые останки Пелагии, Параскевы и Марии и Матроны (Власовой).

Храмы Дивеевского монастыря

Казанский собор - старейшая каменная церковь монастыря, строительство которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. С 1992 г. началось его возрождение. Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол Казанской церкви был торжественно освящен.

Троицкий собор. Земля для постройки этого собора, расположенного восточнее Казанской церкви, была куплена у помещика Жданова по особому распоряжению преподобного Серафима. Начало строительства состоялось в 1848 г., однако активные работы начались только в 1865 г. Строительство сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. собор был освящен, а один из его приделов был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления. Сегодня здесь хранится копия иконы «Умиление», принадлежавшей старцу.

Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. Полностью выстроенный и обустроенный, он так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он простоял в запустении. Освящение храма состоялось лишь спустя без малого столетие после начала его строительства, в 1991 г.

Благовещенский собор - это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм должен встать в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершить комплекс церквей у Святой Канавки.

Святые источники Дивеева

В селе Дивеево находятся пять источников:

  • Источник преподобной матушки Александры.
  • Иверский источник (в 15-ти минутах ходьбы от монастыря).
  • Казанский (самый старинный из дивеевских источников, известный с XVIII века).
  • Пантелеимоновский источник.
  • Источник иконы Божией Матери «Умиление» (в получасе ходьбы от монастыря).

Наиболее чтимым является дальний источник преподобного Серафима Саровского у поселка Цыгановка. Он открылся в 1960-е гг. на реке Сатис, по преданию, при чудесном явлении самого святого.

Добраться до него можно автобусом, который отходит в 12:00 в будние дни и в 13:00 в воскресные и праздничные дни от паломнического центра. Здесь же можно приобрести билеты. Летом автобус ходит чаще:

  • в будние дни в 10:00, 12:00 и 14:00.
  • в воскресенье и праздничные дни в 11:00, 13:00, 15:00.

Для купания в источнике женщинам необходима хлопчатобумажная сорочка, мужчинам - короткая сорочка или нательная рубашка. Купание в голом виде или в купальнике недопустимо. В источнике можно набрать святую воду, для этого нужно иметь с собой бутыль. Все необходимое можно приобрести в Дивеево, рядом с монастырем.

Другие источники:

Жизнь обители сегодня

Настоятельницей Серафимо-Дивеевского монастыря с 1991 г. является игуменья Сергия (Конкова), которая неустанно несет бремя забот о восстановлении обители.

Обитель относится к Нижегородской и Арзамасской епархии.

Контакты Серафимо-Дивеевского монастыря

  • Адрес: 607320, Нижегородская область, Дивеевский район, с. Дивеево Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь.
  • Телефон: +7 (8831-34) 3-00-23
  • Тел./факс: +7 (8831-34) 4-34-45

Расписание Богослужений Дивеевского монастыря

Соборы монастыря открыты с 8:00 до 16:00 (летом - до 17:00). 1 августа и 15 января (дни памяти покровителя монастыря преподобного Серафима Саровского) монастырь работает круглосуточно.

Богослужения в Троицком соборе проходят каждый день:

  • 7:00 - Молебен с акафистом преподобному Серафиму.
  • 7:45 - Общая исповедь.
  • 8:00 - Литургия.

В субботу:

  • 5:15 - Общая исповедь.
  • 5:30 - Литургия.

В воскресенье:

  • 8:00 - Параклис.
  • 9:00 - Литургия.
  • 16:00 (летом в 17:00) - вечернее богослужение.

Богослужения в Преображенском Соборе проходят

В субботу:

  • 8:00 - Поздняя Литургия.

В воскресенье:

  • 5:30 - Ранняя Литургия.

Требы

Справки о требах можно получить по тел. +7 (831-34) 3-00-11.

Заказать требы можно по электронной почте: [email protected] . В письме нужно указать требу (о здравии или о упокоении) и прикрепить скан квитанции о перечислении пожертвования.

Размеры пожертвований:

  • Псалтирь на 12 месяцев: 1 имя - 1000 руб.
  • Псалтирь на 6 месяцев: 1 имя - 500 руб.
  • Поминания без Псалтири (чтение синодиков во время вечернего богослужения и полунощницы):
    • 12 месяцев: 1 имя - 400 руб.
    • 6 месяцев: 1 имя - 200 руб.
  • Сорокоуст (поминание на протяжении 40 дней во время литургии)
    • без вынимания частицы: 1 имя - 200 руб.
    • с выниманием частички из просфоры: 1 имя - 400 руб.
  • Заказная обедня (с выниманием частички из просфоры): 1 имя - 10 руб.
  • Простая обедня (чтение синодиков за литургией): записка до 15 чел. - 20 руб.
  • Молебны:
  • С акафистом преп. Серафиму ежедневно: до 25 чел. - 100 руб.
  • С водосвятием по понедельникам: до 15 чел. - 80 руб.
  • Простой по понедельникам: 1 имя - 60 руб.
  • Панихида: 1 имя - 10 руб.

Информация для паломников

Обе эти монашеские обители связаны с именем одного и того же великого святого русской земли. Между тем, первый монастырь является мужским монастырем, а Дивеево (Серафим Саровский был попечителем его) - женским. К тому же, одна из названных обителей находится в Тамбовской губернии, а вторая - в Нижегородской. История этого оплота монашества началась в городе Киеве, в Киево-Печерской женской лавре.

Начало истории монастыря

В XVIII веке жила одна монахиня, которая происходила из знатного рода. Она посвятила себя Богу после того, как в молодом возрасте трагически погиб ее супруг. Матушке Александре (такое имя получила она при постриге) однажды во сне было чудесное явление. Она увидела Божью Матерь, которая сказала ей, что жизненный путь монахине суждено закончить не в Киевской лавре, а в другом монастыре. Эту обитель ей самой суждено будет основать на том месте, которое укажет Богородица. Монахиня, следуя традиции, спросила о значении этого сна у нескольких старцев. Они пришли к согласному выводу, что явление Пресвятой Девы было истинным. Поэтому они благословили рабу божию Александру на долгий путь, который повелела ей проделать Дева Мария.

От маленькой церкви до большой обители

Она долго странствовала по России, оставаясь на ночлег в различных монастырях, пока, наконец, Божья Матерь не явилась ей вновь и не сказала, чтобы та закончила свои скитания по свету и основала монастырь там, где она в данный момент находилась. Этим местом была небольшая церковь, в селе Дивеево. Монахиня построила каменный храм на свои деньги неподалеку от этого единственного в селе деревянного собора. Это было первое задание будущего монастыря Серафима Саровского в Дивеево. Божья Матерь говорила Александре, что данная обитель скоро станет третьей по значимости женской общиной во всём православном мире. Считается, что теперь монастырь Серафима Саровского в Дивеево занимает четвертое место после Киевской лавры, Афона и ещё двух других. Это предсказывал старец, когда запрещал сестрам называть сельский деревянный храм приходской церковью.

Большой собор

Серафим Саровский о храме в Дивеево говорил, что он станет монастырским собором, какого еще не было на свете. Старец взял шефство над новой общиной. Среди всех настоятельниц обители особо выделялась третья по счёту. Она отличалась своей строгостью в соблюдении монастырского устава для себя и для всех сестёр. Сам Серафим Саровский, в Дивееве находясь, высоко оценил ее монашеский подвиг. Он отзывался о ней, как о непреклонной служительнице Господа. Только после смерти Серафима Саровского в XIX веке монастырь получил официальный статус. Вскоре стал строиться новый собор, который был назван Троицким и возводился более 25 лет. Проект его разработал архитектор, который занимался проектированием храма Христа Спасителя в столице России.

Расцвет монастыря

Одним из благотворителей, которые сидели много для монастыря в этот период, был человек, который написал биографию преподобного Серафима Саровского, являлся его частым собеседником и записал духовные наставления старца. Особенностью этой монашеской обители было наличие каменной мельницы, на которой трудились сёстры, населявшие монастырь. К концу XIX века число монахинь увеличилось примерно до восьмисот человек, послушниц было вдвое больше. При этом население села Дивеево было значительно меньше, чем количество человек, живших в стенах монастыря. После Октябрьской революции обитель претерпела такие же невзгоды, как и многие другие религиозные заведения.

Тяжёлые времена

Хотя сразу после Великой Октябрьской революции монастырь Серафима Саровского в Дивеево еще некоторое время благополучно существовал под видом трудовой колонии, которая была зарегистрирована в 1919 году, уже менее чем через 10 лет, в 1927, он был закрыт. Монахиням пришлось разойтись по разным обителям, которые ещё были на тот момент действующими. Многие сёстры Монастыря Серафима Саровского в Дивеево нашли приют в Тамбовском монастыре, куда попало множество монахинь со всей России. В 1937 году была закрыта и Казанская церковь, бывшая когда-то первым храмом монастыря. Единственной монахиней, которая благодаря своему долгожительству увидела монастырь возрожденным в 90-е годы XX века, была матушка Серафима. Она передала обители личные вещи, принадлежавшие святому преподобному Серафиму Саровскому. Возрождаться монастырь Серафима Саровского в Дивеево стал в конце восьмидесятых годов XX века. Первым событием из череды многих действий по восстановлению обители было строительство новой церкви на основе выкупленного у одного из сельчан дома, который в прошлом принадлежал священнику. Этот дом был перестроен в деревянный собор.

Возрождение общины

При освящении храма в него была торжественно внесена икона Серафима Саровского, которая изображала преподобного в полный рост, и на которой был помещен один из предметов священнической одежды святого. Вскоре приходу был передан и Троицкий храм, который уцелел в советские годы, но использовался не по назначению. Он был восстановлен и освящён в день памяти последнего Дивеевского священника.

Мощи Серафима Саровского в Дивеево и канонизация местных святых

В начале девяностых годов было принято решение о воссоздании женского монастыря. Вскоре были доставлены в Дивеево мощи Серафима Саровского, которые за несколько лет до этого нашли в музее атеизма в Санкт-Петербурге.

В девяностые годы монастырю были переданы все храмы, которые принадлежали ему в прошлом. Начались восстановительные работы. В начале нового тысячелетия канонизировали трёх Дивеевских монахинь, в числе которых была и матушка Александра, основательница обители.

В 2003 году, в дни празднования 100-летнего юбилея со дня прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, на территории монастыря был проведён крестный ход с мощами, а также торжественные службы патриархом Алексием Вторым. На них также присутствовал нынешний владыка Кирилл. Всего с 1988 года в монастыре восстановлено и построено семь новых церквей. Главным храмом, как и в былые времена, остаётся Троицкий собор, в котором проходят все праздничные службы, и где находятся мощи Серафима Саровского в Дивеево. В других храмах лавры также находятся мощи некоторых святых сестёр этой общины.

Святая канавка

Еще одной святыней Дивеево является Канавка Пресвятой Богородицы. Известно, что создание этого сооружения было завещано Серафиму Саровскому, святой Богородицей в начале XIX века.

По наставлению Божьей Матери канавку, то есть ров глубиной до 2 метров, должны были копать только сестры, жившие в монастыре. Местные жители и священники могли только убирать землю и помогать подносить орудия труда. В некоторые праздничные дни по этой канавке совершался крестный ход. В советское время ров был засыпан по приказу правительства. Молебны на его территории запрещались. Со времени начала восстановления монастыря стали вестись переговоры и о возрождении Святой Канавки Пресвятой Богородицы.

В начале двухтысячных годов были предприняты работы по нахождению действительного места ее расположения и реставрации этой святыни. В нескольких местах возле канавки были установлены поклонные кресты. Одной из многочисленных святынь монастыря является также которая до привезения на территорию монастыря после смерти преподобного Серафима Саровского, находилась в Саровской пустыни. Перед ней молился сам святой старец. Перед этим же образом он и скончался. По его завещанию икона была перенесена в Дивеевскую обитель и помещена в домовом храме. В Троицком соборе монастыря находится чудотворный список с этой иконы.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Также в монастырских землях расположены несколько родников, самый старый из которых называется Казанским и расположен возле одноименного собора. Наиболее почитаемый из них - источник Серафима Саровского в Дивеево находится на окраине монастырских земель. В годы советской власти многие из этих источников были засыпаны, но потом вновь обретены. Недалеко от родника святого Серафима построены две часовни.

Одна была освящена в 1993 году Алексием Вторым, а вторая создавалась в течение нескольких лет и открылась в начале двухтысячных годов. Возле Серафима Саровского в Дивеево после постройки двух часовен были организованы и два места для окунания в воду. Известны многочисленные случаи исцеления людей после посещения этого родника. Одно из мест для окунания называется Купелью Серафима Саровского в Дивеево.

В конце двухтысячных годов на территорию обители был привезён колокол, который приобрел сам преподобный на Нижегородской ярмарке. На нем выбито имя покупателя. Эта святыня весит один пуд. Вследствие повреждения, а именно, трещины в корпусе, в данный момент колокол не действует. Его готовят для экспозиции местного музея.

Монашеская келья и портрет

В новом веке монастырь пополнился еще одной святыней, портретом первой настоятельницы монастыря и его основательницы преподобной Александры, который принадлежит кистям монахинь монастыря, живших в нём в XIX веке. После закрытия лавры в годы советской власти картина хранилась у сестер. Обнаружен же портрет был в одной из антикварных лавок Нижнего Новгорода и выкуплен благотворителями. При передаче дарители упомянули, что в биографии каждого из них был эпизод, связанный с данным монастырем. Считается что в былые времена, то есть до закрытия лавры после Великой Октябрьской революции, картина изменяла свой оттенок согласно характеру посетителя, который приходил за советом к настоятельнице монастыря. В настоящее время полотно проходит реставрацию. После завершения работ оно будет помещено в одном из храмов монастыря, где есть придел, посвящённый Несколько лет назад для посетителей был открыт дом, который служил кельей монахине Параскеве Ивановне, которая прославлена в лике святых и считается блаженной. В этой постройке расположены три зала, один из которых посвящен непосредственно святой, которой принадлежал домик, а также нескольким другим монахиням, жившим в этом монастыре.

Следующий зал назван в честь преподобного Серафима Саровского, где находится экспозиция, воссоздающая фрагмент кельи святого, с мебелью, которая принадлежала старцу при его жизни. Еще один зал посвящен посещению императором Николаем Вторым монастыря.

Несмотря на то, что многие слышали о монастыре Серафима Саровского в Дивеево, как доехать до него, знают не все.

Путь в Дивеево

Добираться на общественном транспорте до обители лучше всего так. Следует сначала доехать до города Арзамаса. А как доехать в Дивеево, в Серафимо-Саровский монастырь из Арзамаса? В данном населённом пункте существуют два вокзала. Нужно сесть на поезд до Дивеева на вокзале, который носит номер 2. Этот маршрут ходит через каждые два часа. Обратно в Арзамас можно уехать в семь вечера. Приезжать в монастырь лучше всего к вечернему богослужению в храме Серафима Саровского в Дивеево, которое начинается в пять часов.

Перед прибытием необходимо заранее сообщить время и дату своего прибытия в специальный паломнический центр, который действует на территории монастыря. После вечерней службы для половников устраивается трапеза, попасть на которую можно по специальным талонам, которые выдаются в центре. После ужина желающие могут совершить крестный ход, который проводится монахинями монастыря ежедневно по Священной Канавке.

Во время этого шествия сестры несут перед собой икону Умиление Божьей Матери. Следует помнить, что все посетители должны при себе иметь паспорт с печатью о прописке. На территории монастыря существует гостиница для священнослужителей, миряне же могут разместиться в той, которая находится в селе Дивеево. Следует помнить, что обитель открыта в ночные часы только в дни памяти святого преподобного.

Для желающих посетить родник

Как доехать к источнику Серафима Саровского в Дивеево?

Ежедневно от паломнического центра отправляется автобус к целебному роднику. В теплое время года таких рейсов бывает до трех в сутки. Источники, которые находятся на территории Дивеевского монастыря, можно посетить самостоятельно, также разрешается помолиться в пяти храмах.

В паломническом центре есть возможность заказать экскурсию по монашеской обители, которая проводится в течение часа. Посетителям следует помнить, что на территории монастыря действуют правила, которые сходны с общими церковными положениями о том, как нужно одеваться на богослужениях. Нельзя носить одежду выше колен, также недопустимы открытые локти. Женщины должны быть в платках. Паломники, которые желают пробыть в Дивеево более одних суток, могут посетить с экскурсиями несколько близлежащих монастырей. В настоящее время ежегодно обитель посещают тысячи туристов. В монастыре постоянно живут около 400 монахинь. Главному храму монастыря, Троицкому собору, присвоен статус памятника архитектуры. Лавра несколько раз посещалась президентом Российской Федерации, а также другими высокопоставленными лицами. В обитель входят более 20 монашеских скитов, а также подворий.

В каждом из них действует как минимум одна церковь, которая была восстановлена или построена после распада Советского Союза. Во многих подворьях есть почитаемые в православном мире иконы либо мощи святых. В главном храме обители постоянно находятся останки преподобного Серафима Саровского. Частица их прибывает также в одном из подворий, в его главной церкви. Это святыня в дни празднования 100-летия прославления святого Серафима в лике святых земли русской совершила путешествие в Курск, на родину преподобного. Она пробыла в течение некоторого времени в храме, построенном родителями его, а также в церкви, где он был крещен. Возле первого из упомянутых соборов, была открыта часовня, сделанная из дерева, которая освящена в честь святого Серафима Саровского.

О преподобном старце

Следует напомнить некоторые факты из жизни чье имя нераздельно связано с монастырем, о котором идет речь в данной главе.

Святой происходил из знатного купеческого рода. Как уже упоминалось, преподобный родился в Курске. Его отец был человеком религиозным, часто посещал церковь и жертвовал много денег на храмы. Многие соборы были возведены под его началом, так как одной из сфер его деятельности было строительство. Мать святого тоже была очень набожна и много занималась благотворительностью. Глава семьи умер в достаточно молодом возрасте. Его жене пришлось одной воспитывать троих детей и доводить до конца дело, начатое мужем, строительство храма в честь святого Сергия. Преподобный с детства чувствовал свое особое назначение в этом мире. Ему нравилось посещать церковь, читать духовные книги. В раннем возрасте он упал с колокольни возводимого родителями храма. Однако мальчик остался цел и невредим и тут же встал на ноги и пошел.

Серафим (в миру Прохор) серьёзно заболел в десять лет. Но чудесным образом исцелился, когда мать поднесла его к иконе, которую проносили возле дома во время крестного хода.

В зрелом возрасте он принял на себя подвиг затворничества. Несколько лет Серафим жил в уединении в лесу, где по преданию ветви деревьев преграждали путь незваным гостям к его жилищу. Когда какому-нибудь страннику всё же удавалось пробраться в это место и увидеть Серафима, то святой ложился на землю лицом вниз и оставался в таком положении, пока человек не удалялся. В течение долгого времени он совершал подвиг столпничества. То есть преподобный проводил большую часть суток, стоя на камне и вознося молитвы Всевышнему. В это время его руки были постоянно воздеты к небесам.

Однажды шайка разбойников забрела в этот лес. Увидев Серафима Саровского, они потребовали от него денег. Он сказал им: «Делайте то, зачем пришли». Услышав это, они жестоко избили его. После разбойники вошли в его жилище, но не нашли там желанных денег. Увидев в какой бедности он жил, они устыдились и ушли. Серафим Саровский, собрав остаток сил, смог добраться до монастыря, где он провел в больнице долгое время. После этого случая святой на всю жизнь остался горбатым. Однако разбойников, которые избили его, и которых в скором времени поймали, он попросил не наказывать. После выхода из больницы он остался в монастыре, но принял обет молчания. Через некоторое время отец Серафим получил знак от Господа Бога, что ему нужно стать старцем. То есть он должен был принимать посетителей монастыря, выслушивать их вопросы и отвечать на них, давая духовные наставления. Но даже выступая в роли духовного наставника для многих людей, во время бесед с ними он был проявлял смирение. Старец всегда просил своих учеников садиться на возвышении, при беседе с ним, в то время как он сам становился на колени. Себя он называл не иначе как убогим Серафимом. Ко всем посетителям он обращался, называя их «Радость моя».

В течении всей жизни преподобного Пречистая Дева часто являлась ему, предвещая исцеления от болезней и напутствуя его на пути духовного развития. Однажды Серафим Саровский увидел Пречистую Деву в окружении святых. Царица Небесная указала на него перстом и сказала: «Этот от нашего рода».