Пассажирский автотранспорт

Египетская богиня Маат: интересные факты и мифы. Богиня маат - древнеегипетская богиня правды

Древнеегипетская мифология начала формироваться в VI –IV веках до н.э. Поначалу в каждой области был свой пантеон богов, но затем во время объединения Египта произошло их объединение.

Своих богов египтяне обычно изображали с головами животных или птиц. Они свято верили, что изначально их боги жили и царствовали на Земле, а затем уже попали на Небеса.

Одних богов египтяне страшились – ведь они были жестоки к людям, как и все силы природы. Других – очень любили, ведь они были их помощниками и защитниками. Для того, чтобы задобрить богов египтяне строили огромное количество храмов, где проводились религиозные культы и приносились богам дары.

Богиня Справедливости – Маат

Среди всех египетских богинь Маат самая абстрактная, но, пожалуй, и самая почитаемая египтянами.

Маат согласно переводу означает «правда», «баланс», «правосудие». В древнеегипетской мифологии – это богиня справедливости, гармонии, этики, равновесия, морали, а также закона и правопорядка. Маат — это воплощение истины, а ее принципы отражали незыблемость мироустройства в жизни египтян.

Она символизировала божественный закон и порядок. Помимо этого принимала участие в сотворении мира, способствовала уничтожению хаоса и восстановлению порядка на Земле. Согласно древнеегипетской мифологии: её отцом являлся бог Солнца Ра, а супругом — бог мудрости Тот. Египтяне считали мудрость и справедливость хорошей парой.

Маат как бы объединяет мир богов и мир людей. Своим сводом правил, больше похожим на свод космических законов, она не только способствует правильности и закономерности развития всей Вселенной, но и сообщению всего египетского общества.

Так эти правила говорят об ответственности за свои поступки и раба, и жреца, и самого фараона. Нарушение же этих законов неизбежно приведет к дисбалансу существующей гармонии египетского общества.

Изображение богини Маат

Чаще всего эту богиню можно увидеть со страусовым пером в голове, иногда ее изображали сидящей на корточках, с расправленными крыльями или восседающей на плоском песчаном холме, одна сторона которого скошена.

А могли обозначить ее присутствие с помощью неизменного атрибута Маат – страусового пера или локтя. Египтяне измеряли длину в локтях, поэтому его изображение символизировал процесс измерения совести человека. Также Маат могли изображать с весами в руках.

Наиболее известный рельеф, посвященный этой богине, находится в гробнице Рамзеса ХI. На нем изображен сам фараон, облаченный в царские одеяния, с головным убором, украшенным Уреем (змеей, которая была у египтян символом мудрости и посвящения).

Рамзес ХI изображается в поклоне великой богини Справедливости с протянутыми к ней ладонями. Богиня Маат облачена в длинное платье, со скипетром вечной молодости в руках. Страусовое перо, которое когда-то украшало прическу богини, к сожалению, не сохранилось до наших дней.

Между фараоном и богиней находиться уйа – это Солнечная Ладья, которая ведет умершие души в иной мир.

По мнению исследователей то, что Маат изображена значительно больше фараона, говорит не только о божественном принципе Вселенской Гармонии, но и о желании представить богиню в роли Матери Царя, которая ведет его на Ладью солнечного бога Ра, символизирующая путь фараона к вечной жизни.

Этот культ получил распространение как культ Исиды — Маат или «царской матери»

Легенды и культы, связанные с богиней Маат

Согласно легенде, крылатая Маат, как и другие египетские боги, долгое время пребывала на Земле и жила среди людей, но их многочисленные грехи заставили ее последовать на небеса за своим отцом богом Ра.

Ввиду того, что фараон является наместником бога на земле, он был обязать поддерживать Маат как посредством ритуалов, так и с помощью победоносных войн. Он был обязан делать все, что помогает уничтожить Исефт – воплощение лжи, хаоса и разрушения.

Существовала даже традиция: во время ежедневных богослужений в храме, подносить к лику божества статуэтку дочери солнца Маат, которая способствовала превращению обычного властителя в само воплощение царственности.

Маат была самой почитаемой богиней у египтян. Поэтому ее изображение находят практически во всех древнеегипетских храмах, а вот ее культу было посвящено всего несколько храмов. Наибольшее святилище находится в Дейр эль — Мединэ, расположенное на западном берегу Нила, недалеко от Фив. Еще один крупный храм находится в Карнаке, неподалеку от храма Монту (бога Луны).

Культ богини Маат стал развиваться в эпоху Древнего царства, а вот в Новом царстве она больше почиталась как дочь Амон Ра. Интересным фактом является то, что вначале богиня Справедливости была дочерью бога Атума, в период Среднего царства – она изображалась в виде ноздри Ра, а уже в Новом царстве – она стала его дочерью.

Исследователи это связывают с тем, что в период древности власть фараона была жесткой и вертикальной, а затем она стала потихоньку уменьшаться, и фараон стал терять свой престиж, из-за неспособности поддержать Маат.

Египтяне верили, что в годы смут и раздоров богиня отворачивалась от Египта, ввиду нарушения ее принципов, поэтому жрецы усердно молились, чтобы богиня вновь повернулась к трону лицом — и зло отступило.

Даже во времена правления фараона Эхнатона и его реформ, Маат по-прежнему почиталась. А на грибнице Рамоса в Фивах ранних текстах этот фараон-реформатор назван» живущим по принципам Маат».

Пчела, согласно легенде появилась из слезы бога Солнца, и стала священным насекомым этой богини. Поэтому египтяне почитали это насекомое. А воск – мягкий и податливый материал, символизирующий Небо и Землю, они посвящали не только самой Маат, но и ее отцу – Амону Ра.

Роль Маат в суде Осириса

Согласно сохранившимся записям Маат была важнейшим действующим лицом загробного суда (Психостасии), действие которого происходит в « Чертоге Двух Исин» (Маати) в присутствии 42 Судей.

Во время этого богиня Справедливости доставала свое страусовое перо из прически и клала на одну из чаш весов, а на другой лежало сердце умершего человека. Душе покойного разрешалось следовать за проводником в рай, только в случае если его сердце оказывалось легче перышка.

Если же сердце было все-таки тяжелее из-за совершенных грехов и преступлений, то его съедало чудовище Амту (лев с голой крокодила), что означало окончательную смерть души, без возможности ее перерождения.

Эти великие весы были установлены перед Осирисом (властелином загробного мира), а держал их Анубис (бог, являющийся защитником — умерших, часто изображающийся с головой шакала), а приговор умершему выносил Тот (бог мудрости и муж Маат). Считалось, что пройти этот посмертный суд, означает победить смерть, и вновь возродиться в обновленном и нестареющем теле.

Древние египтяне верили, что следование законам Маат, является путем, приводящим к Бессмертию. Ведь преодолев свои недостатки, усопший становился божественным существом, становится богом среди богов.

Ритуалы в честь богини Справедливости изображены на стенах практически на всех святилищ. Она есть и на изображениях фараона, завоевывающего новые земли, и тем самым устанавливающий истину. Она присутствует и на рельефах, где правитель совместно с богами охотится с помощью сети на болотных птиц, которые символизировали врагов.

Согласно верованиям египтян, поймав, вылетающих из тростника птиц, фараон приносит их в жертву богам, тем самым способствуя утверждению Маат. Установление или восстановление Истины считалось высочайшим благом, которое только мог совершить фараон.

Существует небольшое количество мифологических сюжетов с участием богини Справедливости, ввиду того, что она большей частью является абстрактной, в отличие от других египетских богов. Маат больше представлена в виде морально-правовых норм, этических законов и религиозных признаков, по которым фараон обязан править Египтом, а поданные – жить.

Возложил на плечи своей хрупкой дочери непосильную ношу – Маат, как одна из старших божеств, обязана следить за порядком и соблюдением справедливости на территории Египта. Впрочем, судя по мифологии, мудрая девушка с легкостью справлялась с поставленными задачами. Богиня правды успевала вершить правосудие, наказывать нарушителей, а также давать советы жрецам и фараонам.

История создания

Культ, посвященный Маат, зародился приблизительно в 2700 году до нашей эры, во времена Древнего Царства. Из-за небывалой скорости распространения влияния богини невозможно точно установить, откуда берет начало поклонение «госпоже богов и богинь».

Доподлинно известно, что, несмотря на популярность образа, красавице установлено всего два персональных храма: в Дейр эль-Медине на западном берегу Нила в Фивах и неподалеку от святилища Монту в Карнаке. При этом стоит упомянуть, что изображение Маат встречается в святилищах, прославляющих других богов Древнего Египта.

Если в первоначальном варианте Маат существовала в верованиях людей как абстрактное явление, то к началу Нового Царства богиня истины обзавелась семьей, получила устоявшуюся внешность и расшила круг собственных обязанностей.

Теперь девушку изображали сидящей на возвышении. Богиня держала спину ровно, одевалась в красное платье и часто украшалась мощными крыльями. В руках Маат держала скипетр и анх, символизирующие вечную жизнь и вечное правление.

Мифы и легенды


Собственным рождением Маат обязана верховному божеству Ра. О матери богини справедливости ничего неизвестно. Одновременно с Маат родился брат девушки – бог Нун. Оба малыша появились на свет, чтобы помочь Ра создать мир таким, каким его познали древние египтяне.

Первым творением Маат стали времена года, которые позже девушка поделила на месяцы и сутки. Повинность следить за соблюдением временного баланса богиня переложила на Луну. Верховный Ра, наблюдавший за собственной дочерью, прозвал Маат «глазом Ра» и возложил на девушку обязанность следить за истиной, законами и порядком.


Красавица с желтой кожей путешествовала с любимым отцом на колеснице, пристально наблюдала за поведением простых смертных и фараонов. Часто небесный экипаж останавливался на территории загробного мира, где правил .

Девушка присутствовала на судебных заседаниях, в которых решалась судьба умерших египтян. Особое внимание богиня справедливости уделяла фараонам. Дочь Ра клала сердце подсудимого на чашу весов Анубиса. На другой чаше Маат располагала перо страуса, которое всегда носила у себя в волосах как символ власти и справедливости. Если сердце перевешивало перо, то подсудимый получал шанс на возрождение в новом теле. Если тяжелее оказывалось перо, то сердце человека отдавалось на съедение чудовищу Аммуту.


Вскоре после начала правления Маат связала себя узами брака с Тотом – богом мудрости и знаний. Божественные супруги много времени проводили вместе. Довольно быстро пара обзавелась потомством. Маат и Тот стали родителями восьми детей, так называемых главных богов Гермополиса.

Даже став матерью, Маат не оставила свои священные обязанности. Богиня вместе с супругом решала судьбы людей, вела летопись фараонов и помогала отцу управлять небесной колесницей. Впрочем, иногда решения Маат повергали фараонов и жителей Египта в шок и трепет. Так было с великим властителем Менкаура.

Фараон пришел к правлению после тирана Хуфу. С появлением нового владыки заброшенные земли Египта расцвели. Но вскоре Менкаура увидел сон, в котором боги донесли до фараона простую мысль – мужчине осталось жить 6 лет.


Озадаченный полученной новостью, фараон обратился к жрецам Маат с просьбой разъяснить, в чем же вина правителя. Ведь предыдущий фараон, отличавшийся скупостью, прожил до старости. Маат ответила на молитву мужчины. Менкаура просто не распознал посыл богов. Город, в котором правил герой, должен страдать. А новоявленный владыка нарушил волю богов, за что и поплатился.

В ответ на упреки Маат Менкаура приказал разжигать по ночам костры и устраивать пиры. Так фараон увеличил срок собственной жизни еще на 6 лет. За проявленную смекалку Маат не стала наказывать хитрого владыку.

  • В аниме «Забавы богов» Маат – второе имя повелителя мертвых , который близко дружит с Тотом.

  • Жители Древнего Египта считали, что три богини – Маат, и Хатхор – представляют собой основу существования всего земного. Позже культы трех персонажей слились в единое целое, объединенное именем Хатхор.
  • Жрецы Маат носили на груди облик богини, вылитый из чистого золота. Основными поклонниками красавицы считались фараоны и представители судебной системы.
  • Во время взвешивания сердца Маат заставляла подсудимых проговаривать «исповедь отрицания», которая содержала 42 тезиса, подтверждающих чистоту помыслов человека.

Богиня правды Древнего Египта — величественная Маат, является уникальной по своей природе. Она олицетворяет как справедливость в социальном плане, так и устойчивость государства — от фараонов до рабов. Ложь, обман египтяне считали большим преступлением, причем не только перед Маат. Они нарушали законы природы и космическое равновесие. Богине правды приписывалась главная роль, она была тем, чем питались остальные представители египетского Олимпа, несмотря на то что Ра занимает верховную позицию. Таким образом, Маат можно назвать серым кардиналом.

Изначально египтяне проповедовали так называемое естественное верование. В его основе лежало единение между человеком и природой. Но позже этого стало недостаточно, начала зарождаться мифология.

В 3 тысячелетии до н. э. в Египте уже была разработана серьезная религиозная система. Исследователи считают, что изначально появились культы, где поклонялись разным богам и божествам. Их было множество, но и масштаб минимальный. Затем они объединяются между собой.

В процессе слияния культов строится небесный мир в соответствии с египетским государством, которое на то время уже было достаточно развитым. Считается, что первые боги появились из космического хаоса. Это указывает на то, что древнейшая цивилизация имела кое-какие представления о возникновении Вселенной.

В длительном этапе формирования египетской мифологии богиня правды появляется одной из первых. Ее представляют как дочь бога солнца Ра, который впоследствии становится верховным.

Описание

Маат — богиня правды в Египте, которая изображалась в виде крылатой женщины с пером, венчавшим ее голову. На протяжении истории символы менялись. Единственное, что всегда оставалось нетронутым, — мельчайшая деталь на голове. Вероятно, именно поэтому символом самой Маат стало перо страуса.

Египтяне как развитая для своего времени цивилизация чтили закон и мудрость, которые являлись следствием истины. Поэтому Маат имела особое значение и положение среди богов. Считалось, что после смерти на земле душа человека переносилась в космическое пространство, становилась самой истиной, справедливостью и чистотой.

Символ Маат, страусиное перо, было минимальной мерой веса. Именно столько, считали египтяне, весит душа. В связи с этим была изобретена наименьшая денежная единица. Ее масса приравнивалась к весу пера. Она называлась шетит. Но при этом египтяне не обменивались между собой перьями. Они просто измеряли некое количество золота, серебра или другого ресурса в шетитах.

Принципы Маат

Богиня правды в Древнем Египте и в формировании цивилизованного государства играет чуть ли не главную роль. Ее принципы соответствуют требованиям людей, находящихся на стадии формирования общества. Между населением Египта, а также в его отношениях с соседними государствами неизбежны конфликтные ситуации. А Маат сглаживает их, отстаивает вселенскую справедливость. Именно принятие законов и правил позволяет Египту планомерно развиваться, избегать войн, когда они не нужны, судить преступников и награждать добродетельных людей.

Жрецы богини правды принимают непосредственное участие в судебной системе, что довольно-таки логично. Фараоны изображались со статуэткой Маат в руках. Это подчеркивало их роль в создании и соблюдении законов. И во всей истории не было такого фараона, который бы не преклонялся перед богиней правды, не отстаивал ее принципов.

Странное семейство

Египетская богиня правды, согласно мифологии, появилась чуть позже Ра, почему и принято считать ее его дочерью. Изначально население представляло ее в виде молодой женщины, стоящей на вершине холма, вокруг которого была пустота. Ра еще ничего не создал. Маат держала в руках скипетр и анх, символизирующие власть и вечную жизнь соответственно.

Позже наступает время, когда женские и мужские аспекты объединяются. Тогда египтяне принимают решение «женить» Маат и Тота, бога мудрости. В браке у них появляется 8 детей. Каждый из них занимает одно из главных мест Гермополиса.

Уникально то, что самым почитаемым и важным богом среди сыновей Маат и Тота является Амон. Изначально было два разных культа. Амон и Ра существовали отдельно друг от друга. Затем они объединяются. И создается странное явление: Маат, являясь дочерью Ра, становится его же матерью. Возможно, так египтяне хотели показать круговорот чего бы то ни было в космическом пространстве.

Место Маат в мифологии

Богиня правды изображалась в виде женщины, на голове которой находилось перо. Оно было ее символом. Маат играла большую роль не только в жизненном суде, но и в загробном. Осирис даровал людям весы, которые использовались после смерти каждого человека. На одну чашу клали статуэтку Маат (позже перо), а на другую — сердце умершего.

Было два варианта исхода:

  1. Равновесие весов. Оно означало, что жизнь человека была праведной. За это Осирис удостаивал его вечным блаженством.
  2. Большая или меньшая масса сердца человека. Это указывало на неправедную жизнь. За грехи человека съедал Амт — чудовище, представленное в виде льва с крокодильей головой.

Позже появилось мнение о том, что у Маат есть одноименная сестра. Тогда ее начали называть Маати.

Судьи носили эмблемы в виде богини, закрепляя их на груди. Они вели свои дела в специальных помещениях, которые назывались «зала двух правд». Центр культа расположился в Фиванском некрополе. Служения богине осуществлялись отдельными жрецами — визирами. Таким образом, место богини истины в египетской мифологии сложно переоценить.

Символизм

Имя богини правды, равно как и ее изображение, отражало лишь поверхностную суть. Сами египтяне утверждали, что Маат представляет собой абстракцию. Она вселенский порядок, который должны соблюдать и боги, и правители, и простые обыватели. Без ее участия не могла существовать природа.

Образ Маат — женщина, сидящая на земле и прижавшая колени к груди. Голову ее венчает перо. Такую куклу всегда держали в руках фараоны. Это означало, что на земле они несут ответственность за порядок, могут справедливо судить.

Культ богини затрагивал не только земные, но и космические нормы. Фараон не просто мог осуждать за грешные жизни, но и вознаграждать за послушание. Так он выполнял свои обязанности перед богами. В результате он помогал сохранить тонкую грань, космическую гармонию между божествами и людьми.

В верованиях египтян имеется четкое разграничение между добром и злом. К примеру, Сет олицетворяет все темное, что только может быть в мире. Осирис, в свою очередь, выступает в качестве его полного антипода. Он олицетворяет добро. Что касается Маат, то богиня правды существует как бы сама по себе. Ее абстрактная характеристика не позволяет относить ее к доброму или злому. Она везде: в теле и душе человека, в мечах воинов, в космическом пространстве, в детенышах животных и в растениях.

Маат (Муа, Мэ) — имя египетской богини гармонии, справедливости, порядка, мирового закона, этических норм и истины. Считается, аналогом греческой богини правосудия Фемиды. Маат — дочь бога Ра, жена бога Тота, по другой версии бога Птаха.

В Книге Мертвых упоминается не только сама богиня Истины, но и «Обе Маат» (Храм двух истин). Во время посмертного суда перед богами объявляются 2 истины: одна — душой (Ба) в ее Исповеди отрицания грехов, другая — при взвешивании души (Эб) на Весах Истины. Ее священным насекомым считается пчела, из материалов — воск.

Облик (изображение) богини

Богиня чаще всего изображается в виде женщины, сидящей на троне, с ее главным атрибутом — страусиным пером, символом справедливости и порядка. Также с ней изображается так называемый «предвечный холм» — песчаный плоский холм со скошенной одной из сторон, именно из него бог-демиург Ра и создал все мироздание.

Функции

Маат сохраняет мировое равновесие или норму, которая была утверждена богом-творцом — демиургом. Боги всегда живут по канонам Маат, но люди также должны блюсти порядок и закон, что гарантирует им и жизнь и выживание, и благоприятную загробную жизнь.

Канон Маат включает следующие ее функции:

  • Ответственность царя, жреца, простого человека, воина и любого другого человека за свои поступки;
  • Закономерность развития Вселенной — то есть она хранит знание о мировых истинах космического механизма, о циклах развития.
  • Под ее юрисдикцией находится вопрос сплоченности и взаимосотрудничества общества
  • Маат владеет силой искоренения лжи, хаоса и разрушения во всем.

Что дает человеку канал богини Маат

  • Помогает в любой сфере жизни, результатом которой будет всегда справедливое разрешение и ведение дел;
  • Побуждает человека-практика следовать путем правды, развивает в нем честность, добрую совесть и ответственность;
  • Устраняет или наказывает людей-вампиров и черных колдунов, но вопрошающий должен быть при этом сам чист перед богиней правды;
  • Учит человека очищать свою жизнь и вести чистый образ жизни, по законам самой Вселенной. Если это сфера межличностных отношений или общения — энергия Маат будет помогать находить правильное, логичное и полезное для всех решение; если это ведение бизнеса — то энергия богини способствует его легальному продвижению, нейтрализует бесчестных конкурентов и недоброжелателей; если это сфера здоровья — то энергия этого канала поможет вам перейти на более здоровую пищу, перестроит человека так, что он будет думать об активной деятельностной жизни; если это сфера любви — Маат привлечет честного партнера, или отношения между супругами (влюбленными) станут намного более доверительными.
  • Смиряет эмоции, гнев, негодование, отчаяние, заменяя их на понимание высшей мировой воли, независимой ни от кого.

Подключение энергии происходит по технологии . Канал дается навсегда.

Принципы Маат


Главными участниками суда Осириса (суд над умершим человеком) являлись: сам умерший, которого судили; бог Тот — хранитель знаний и мудрости; богиня Маат — а именно, ее перо правосудия; чудовище Амат, пожирающее грешников. Атрибутам суда являлись — сердце умершего (Эб), в котором находились сведения в виде переживаний или чувственного опыта обо всех поступках человека; весы справедливости, которые символизировали решение богини Маат; перо справедливости богини Маат — оно хранило в себе высшие божественные нормы.

Процесс суда на умершим заключался в следующем: душу умершего египтянина подзывали к весам справедливости, в руках которых было его сердце «Эб». Это сердце помещали на одну чашу весов, а на другое — перо справедливости богини Маат. При этом душа умершего должна была произнести 42 негативных (то есть с частицей «не») признания (см. ниже), о том что он не совершал тех или иных грехов. Держателем весов справедливости был бог Тот владыка знаний. Если чаши уравновешивались между собой, то это означало, что человек вел праведную жизнь и его признаниям можно верить, теперь путь умрешего египтянина лежал в царство Осириса, или рай. Если же перо справедливости перевешивало — душа признавалась грешной, после чего она пожиралась чудовищем Амат и возвращалась на землю с целью дальнейшего пребывания на ней или еще ниже — в ад.

42 негативных признания (папирус Ани), которые должна была произнести душа умершего египтянина на суде Осириса.

  1. Я не совершал греха.
  2. Я не совершал грабеж с применением насилия.
  3. Я не воровал.
  4. Я не убивал мужчин и женщин.
  5. Я не крал зерно.
  6. Я не похищал приношения.
  7. Я не воровал имущество бога.
  8. Я не произносил лжи.
  9. Я не увлекаться пищей.
  10. Я не произносил проклятия.
  11. Я не совершал прелюбодеяния.
  12. Я не переспал с мужчинами.
  13. Я не заставил никого плакать.
  14. Я не ел сердца [т.е. я не огорчал бесполезно, или не чувствовал угрызения совести].
  15. Я не нападал на любого человека.
  16. Я не человек обмана.
  17. Я не крал с обрабатываемых земель.
  18. Я не был шпионом.
  19. Я не оклеветал человека.
  20. Я не был сердит без уважительной причины.
  21. Я не развращал жену любого мужчины.
  22. Я не загрязнял себя.
  23. Я не терроризировал.
  24. Я не преступил [Закон].
  25. Я не был разгневан.
  26. Я не закрыл уши от слов правды.
  27. Я не порицал.
  28. Я не человек насилия.
  29. Я не сеял вражду (или возмущал спокойствие).
  30. Я не действовал (или судил) с излишней поспешностью.
  31. Я не влезал в вопросы.
  32. Я не умножал свои слова в разговоре.
  33. Я никого не обидел, я не сделал зла.
  34. Я не работал в колдовстве против короля (или хулы против короля).
  35. Я никогда не останавливал [потоки] воды.
  36. Я никогда не поднимал голос (говорил высокомерно, или в гневе).
  37. Я не проклинал его (или хулил) Бога.
  38. Я не выступал с высокомерием.
  39. Я не украл хлеб богов.
  40. Я не уносил торты Кенфу от духов умерших.
  41. Я не вырвал хлеб у ребенка, и не относиться с презрением к Богу моего города.
  42. Я не убил крупного рогатого скота, принадлежащего к Богу.

Культ богини

Культу Маат на всем протяжении Египта было посвящено всего 2 наиболее примечательных святилища: первое — в Дейр эль-Мединэ на западном берегу Нила в Фивах, второе — недалеко от святилища Монту в Карнаке.

Несмотря на то, что изображения Маат сохранились практически во всех египетских храмах, её культу были посвящены лишь несколько маленьких святилищ, одно из которых располагалось неподалеку от святилища Монту в Карнаке, а другое – на западном берегу Нила в Фивах – в Дейр эль-Мединэ. Было засвидетельствовано почитание богини в эпоху Древного и Нового царства. Великий визирь — верховный судья и жрец носил титул «жрец Маат».


Надо сказать, что прокимны – одни из самых древних молитвословий вечерни: как и сопровождающие его стихи, прокимен – это отдельная строка из какого-либо давидова псалма. А из всех ветхозаветных текстов , пожалуй, самый трудный для понимания, даже в синодальном переводе – ведь это текст не только мистический, но и поэтический, и уровней смысла в нем очень много.

Вот, например, в понедельник на вечерне мы слышим прокимен: «Господь услышит мя, внегда воззвати ми к Нему» (псалом 4, стр.4), т.е. Господь слышит, когда я призываю Его (в синодальном переводе; или в других переводах «услышит меня, когда я воззову к Нему»), а к нему стих: Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея (псалом 4, 6) – когда я призывал, услышал меня Бог правды моей; а что это значит, Бог правды?

Слово это в церковнославянском языке так многосмысленно (Срезневский насчитывает до семи значений в древнерусских памятниках), что авторы синодального перевода, да и многие другие, не решились отсечь все это многообразие и так и оставили это выражение.

Правда – это справедливость , закон (см. у Срезневского выражение «по Божией правде», т.е. справедливо, в противоположность «без правды» – несправедливо).

Правда – это и оправдание , позже осмысленное как оправдание грешника заслугами Христа (см. в 102 пс.: «и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его», т.е. Его оправдание у тех, кто хранил Его заповеди).

Правда – это и праведность , правдивость, добродетель (см. «не ради правды твоея Господь Бог твой дает тебе землю благую сию наследити…» (Второзаконие 9,6) – не по причине праведности твоей дается тебе земля, или «вменися ему в правду» (псалом 105, 31), т.е. в праведность).

Христос называется «солнцем правды», Солнцем праведности, истинным Солнцем.

Или вот прокимен вторника: Милость Твоя, Господи, поженет мя вся дни живота моего (псалом 22, 6).

Здесь, во-первых, необычна сама звуковая оболочка, пожену, жену (которая, конечно, не имеет никакого отношения к русскому «женить»), где «ж» появилось в результате чередования «г»//«ж» в формах глагола гнати (я жену), погнати (пожену), но гонити (гоню).

Во-вторых, ц.слав. глагол «гнати» или «гонити», в отличие от русского «гнать», прогонять означает «догонять, идти следом»: Твоя милость, Господи, будет сопровождать меня все дни моей жизни.

Кстати, другим значением ц.слав. гнати является «следовать, соблюдать»: помните призыв ап. Павла «гони же правду » (1 послание к Тимофею 6, 11), т.е. держись праведности?

Смысл прокимна вторника раскрывает замечательный стих (псалом 22, 1-2): Господь пасет мя, ничтоже мя лишит: на месте злачне, тамо всели мя .

Замечательна сама метафора: Господь – пастырь поселяет человека на «злачном [от слова «злак»] месте». Но ц.слав. глагол пасти имеет и значение, вполне применимое к людям не только метафорически («паси овцы Моя» (Иоанн. 21, 16): пасти значит «руководить, наставлять» (в духовной жизни), «управлять».

А «злачные места» (пажити, в синодальном переводе, т.е. пастбища) – это поля, покрытые зеленью, молодой травой (таково значение ц.слав. злачный ), в переносном значении – обильные, приятные места. Ср. в чине