Машиностроение

Греческая икона евпраксия. Евпраксия Константинопольская, прп

Преподобная Иулиания и преподобная Евпраксия Московские

От седой старины до наших дней сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.

По плоти были они родные сестры святителя Алексия, Митрополита Московского, и происходили из знатного рода черниговских бояр.

Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон (будущий святитель Алексий), и двух дочерей - Ульяну и Иулию.

Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним. Следуя примеру старшего брата, сестры Ульяна и Иулия полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу.

Отличаясь знатностью рода, благочестивые отроковицы славились своей скромностью и милосердием. Многие знатные юноши мечтали видеть их своими невестами, но сестры и не помышляли обручаться с женихами земными, они желали уневеститься Жениху Небесному. Испросив благословения у матери и старшего брата (отец к тому времени уже скончался), сестры поступили в монастырь, где и приняли постриг - Ульяна с именем Иулиания в честь мученицы Иулиании Никомидийской, а Иулия с именем Евпраксия в честь преподобной Евпраксии, девы Тавеннской.

Самостоятельных женских монастырей в Москве тогда еще не было - обители разделялись на мужскую и женскую половины, находясь в единой ограде. Стремясь во всем быть достойными преемницами древних святых жен-пустынножительниц, монахини Иулиания и Евпраксия положили в сердце своем желание основать в Москве женскую обитель. Любовь к старшему брату, Митрополиту Алексию, внушила этим богомудрым женам мысль устроить обитель во имя преподобного Алексия, человека Божия, его небесного покровителя. Святитель с радостью дал свое благословение на такое богоугодное дело.

Недалеко от Кремля, близ Москвы-реки, находились владения, подаренные святителю Московскому Петру ханом Узбеком и с тех пор принадлежавшие Московским Митрополитам. Часть этих земель была покрыта лесом, а большую часть занимали луга с сенокосами, отчего само урочище называлось Остожье, Стоженец, Остоженка. Урочище находилось недалеко от Кремля, где жил великий князь и где можно было найти защиту на случай нашествия неприятеля, и омывалось двумя реками: с одной стороны речкой Остоженкой, а с другой - Москвой-рекой. Было здесь и село Семчинское, или Сеучинское, с церковью Успения Пресвятой Богородицы. На этом месте, принадлежавшем святителю Алексию по праву Митрополита Московского, его благословением и иждивением в 1360 г. был основан первый в Москве женский монастырь.

Вначале был построен небольшой деревянный храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. Маленький и тесный, он освещался лишь узкими слюдяными оконцами. Кроме келий и служб для монашествующих находилось здесь и кладбище, и все было обнесено единой оградой. Затем была построена соборная церковь в честь Зачатия святой праведной Анной Пресвятой Богородицы.

По соборной церкви монастырь именовался Зачатьевским, по престолу во имя Алексия, человека Божия - Алексеевским, а по старшинству над прочими возникшими вслед за ним на Москве женскими монастырями - стародевичьим.

Святитель Алексий, будучи строгим подвижником «от юности своея», любил и почитал истинное монашество. Отвергнувший все блага мира сего, он хотел видеть и в других то же нестяжание, смирение, послушание, ту же ревность по Богу, поэтому пожелал в новосозданной обители установить общежительный устав. К этому времени общежительный устав уже был введен в Свято-Троицком монастыре преподобного Сергия.

Повелением Митрополита для обители из монастырей отобрали тридцать сестер, являвших особенные монашеские добродетели. В скором времени количество их возросло до девяноста - числа очень значительного для того времени. Постепенно росло и монастырское хозяйство, вклады в пользу святой обители от людей всех сословий, будь то богатый или бедный, способствовали укреплению и известности монастыря.

Преподобная Иулиания, подобно своему брату рано презревшая мирские удовольствия и обученная монашеству духовным подвигом, следовала в управлении обителью опыту древних подвижников. Имея светлый ум, она ясно сознавала необходимость различия в обращении с насельницами монастыря и благословляла новоначальных на послушания, сообразно способностям и характеру каждой; смогла объединить силою своего мудрого правления различных по происхождению и мирским привычкам людей в духовную семью. Всецело проникнутая духом христианского благочестия, обучала она монашескому житию не столько повелением, сколько советом, просьбой и собственным примером. Эти душевные свойства снискали ей всеобщую любовь не только монашествующих, но и мирян.

Верной помощницей преподобной Иулиании была ее сестра монахиня Евпраксия. Все труды по устроению обители они несли вместе. В монастыре все делалось по совету и благословению их старшего брата, и около южной части ограды была выстроена келья, в которой он часто останавливался.

Преподобные жены имели любящие и милующие сердца и всегда были готовы оказать помощь голодным, убогим, обездоленным, приходящим под кров святой обители. Во время бед земли Русской становились они утешительницами, молитвенницами, кормилицами, целительницами всех страждущих и болящих. Так, оказывая любовь ближним, в кротости и смирении, преподобные сестры соделывали свое спасение.

Но вот подошли к концу дни земной жизни основательниц обители. В ночь на 3 мая 1393 г. преподобная Иулиания отошла ко Господу. Ее погребли с подобающей честью около монастырского храма. Смерть начальницы общежития замечена летописцем того времени: «По Великом дни (по Пасхе) на четвертой недели в субботу на ночь преставися игумения Алексеевская Ульяна, дщи некоего богата родителя и славна, сама же зело богобоязлива, чернечьствовавши лет более 30 и игумения бывши 90 черницам, и общему житию женскому начальница бывши, и за премногую добродетель любима бысть от всех и почтена всюду и положена подле церкви». Через год преставилась и сестра игумении монахиня Евпраксия.

Хотя Алексеевская обитель в смерти игумении Иулиании и ее верной помощницы монахини Евпраксии понесла великую утрату, но благотворные начала благочестивой настоятельницы и после ее кончины приносили духовные плоды. Добрые качества, составляющие достоинства монашеского жития сестер Зачатьевской Алексеевской обители при жизни первоначальницы, долгое время и после смерти игумении усваивали в общем мнении первенство этому монастырю.

Над местом погребения преподобных сестер вскоре была сооружена часовня. Позднее, в 1766 г., на этом месте был построен храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», который в 1887 г. соединили с собором Рождества Пресвятой Богородицы и освятили в честь Казанской иконы Божией Матери.

После кончины преподобные не оставляли созданной ими обители. Господь сподобил Своих угодниц благодатных даров, обнаружившихся многими чудесами, которые творили преподобные Иулиания и Евпраксия по усердной молитве всех, призывающих их на помощь. Никто не считал, сколько было исцеленных небесным заступничеством матушек, поэтому из ревности к прославлению игумении Иулиании и монахини Евпраксии сестры Зачатьевской обители стали записывать чудеса и исцеления, совершавшиеся по молитвам основательниц.

Лишь с закрытием обители в 1925 г. была прервана монастырская летопись, но не прекратились благодатные исцеления по молитвам преподобных матушек. И ныне, с возрождением монастырской жизни, возобновилась и запись чудес, совершающихся у мощей угодниц Божиих. Множество паломников ежедневно посещает Зачатьевский монастырь, взыскуя духовного утешения у могилок святых основательниц. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II игумения Иулиания и монахиня Евпраксия в мае 2001 г. были причислены к лику местночтимых святых Московской епархии.

Память преподобных игумении Иулиании и монахини Евпраксии Московских совершается 3 (16) мая.

Дочь константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон занимал должность сенатора (по лат. версии жития, наместника Ликии).

В период иконоборческих споров житие прп. Евпраксии активно использовалось полемистами. Эпизод, в котором Е. припадает к образу Христа, встречается у прп. Иоанна Дамаскина и в неопубликованном флорилегии М , восходящем к оригиналу сер. VIII в. . Прп. Иосиф Песнописец (+ 886) написал канон прп. Евпраксии и св. Олимпиаде, поминаемой в тот же день. Визант. историк XII в. Иоанн Зонара составил Похвальное слово св. Евпраксии, сохранившееся в ряде афонских рукописей .

Греческая Церковь отмечает день памяти прп. Евпраксии 25 июля, хотя в ряде рукописей Синаксаря Константинопольской церкви (кон. X в.) он обозначен под 24 июля.

В монофизитских календарях память преподобной находится под разными числами: в Арабо-яковитском Александрийском Синаксаре (XIII-XIV вв.) 26 числа месяца бармахат (22 марта); в двух Сирийских минологиях XIII и XVI вв., изданных Ф. Но, - 25 июля; в сир. мартирологе Раббана Слиба (кон. XIII - нач. XIV в.) - 29 июля вместе со св. Иларией; в Эфиопском стишном синаксаре (XV в.) - 26 июля.

В лат. мартирологах (Узуарда, Цезаря Барония и др.) св. Евпраксия чаще всего упоминается под 13 марта, ее имя передано как Евфрасия (лат. Eufrasia). Такая форма имени, равно как и др. день памяти, появилась из-за ошибочного отождествления прп. Евпраксии с мц. Евфрасией Никомидийской в Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.).

В календаре Русской Православной Церкви Евпраксия именуется Тавенской (Тавеннисской) по названию местности Тавенниси в Египте, где находилось множество мужских и женских монастырей, однако в житии святой нет указаний, что она подвизалась именно в этом месте.

Греческая служба преподобной Евпраксии была составлена во второй половине XIX века игуменией монастыря во имя прп. Евпраксии на острове Докос (один из Саронических островов, к западу от острова Идра) и впервые издана в Афинах в 1874 г.

Литература

  • BHG, N 631-631m; BHL, N 2718-2721;
  • MartRom. P. 96; ActaSS. Mart. T. 2. P. 727-735;
  • SynCP. Col. 840-841;
  • Vita St. Euphrasiae virginis // PL. 73. Col. 623-642C [лат. версия Жития];
  • PG. 117. Col. 557-558 [Минологий имп. Василия II];
  • Peeters P. Le Martyrologe de Rabban Sliba // AnBoll. 1908. T. 27. P. 129-201 (особ. 189);
  • ЖСв. Ил. С. 571-597;
  • Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. Turnhout, 1974r. P. 82, 123. (PO; T. 10. Fasc. 1. N 46);
  • Latyšev. Menol. T. 2. P. 210-214;
  • Ioan. Damasc. Contr. imag. calumn. P. 136;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 6. Σ. 105-106;
  • Святые жены в пустынях Востока. М., 2004. С. 30-56.
  • Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 68-79;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 223; Т. 3. С. 284;
  • Jerphanion G., de. Les caractéristiques et les attributs des saints dans la peinture cappadocienne // AnBoll. 1937. T. 55. P. 1-29;
  • Halkin F. Une nouvelle recension de la Vie de St. Eupraxie // Ibid. 1961. T. 79. P. 160;
  • Aubert R. Euphrasie, vierge en Thébaïde // DHGE. Т. 15. P. 1411-1412;
  • Lucchesi G. Euprasia // BiblSS. Vol. 5. P. 233-235;
  • Quispel G., Zandee J. A Coptic Fragment from the Life of Eupraxia // VChr. 1959. Vol. 13. P. 193-203;
  • Εὐπραξία // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1069;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 148;
  • Alexakis A. Codex Parisinus Graecus 1115 and its Archetype // DOS. 1996. T. 34. P. 133, 337;
  • Fiey J. M. Saints Syriaques / Ed. par L. I. Conrad. Princeton; N. Y., 2004. P. 76;
  • Ordained Women in the Early Church: A Documentary History / Ed. K. Madigan, C. Osiek. Baltimore, 2005. P. 56-61;
  • Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 4. Σ. 369-387.

Использованные материалы

  • Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова. Евпраксия // Православная энциклопедия, т. 17, с. 189-190

Полное собрание и описание: молитва преподобной евпраксии девы для духовной жизни верующего человека.

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395).

Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два – три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

7 августа. Святой Олимпиады диаконисы и Евпраксии девы, Тавеннской. Преподобного Прп. Макария Желтоводского, Унженского.

Успение прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы. Свв. жен Олимпиады диакониссы (409) и Евпраксии девы, Тавеннской (413). Прп. Макария Желтоводского, Унженского (1444).

Память V Вселенского Собора (553).

Сщмч. Николая Удинцева пресвитера (1918); сщмч. Александра Сахарова пресвитера (1927); св. Ираиды Тиховой исп. (1967).

Тропарь праведной Анны, глас 4:

Жизнь ро́ждшую во чре́ве носи́ла еси́, Чи́стую Богома́терь,/ богому́драя А́нно./ Те́мже к прия́тию Небе́сному, иде́же веселя́щихся жили́ще,/ в сла́ве ра́дующися, ны́не преста́вилася еси́,/ чту́щим тя любо́вию/ прегреше́ний прося́щи очище́ние,// присноблаже́нная.

Прароди́телей Христо́вых па́мять пра́зднуем,/ тех ве́рно прося́ще по́мощи,/ изба́витися всем от вся́кия ско́рби, зову́щим:// Бог наш с на́ми, сих прославле́й, я́коже благоволи́.

Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Анисия Секунда и внучкой по матери знаменитого епарха Евлалия (упоминается в сказании о чудесах святителя Николая). До брака с Анисием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским царем Арсаком и овдовела. Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее с благородным юношей. Брак должен был состояться по достижении святой Олимпиадой совершеннолетия. Однако жених вскоре умер, а святая Олимпиада не пожелала вступать в брак и предпочла девственную жизнь. После смерти родителей она осталась наследницей большого состояния, которое стала раздавать щедрой рукой всем нуждавшимся: нищим, сиротам, вдовам; посылала также большие средства в церкви, монастыри, больницы, приюты для убогих и странников.

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями.

Сегодня день смерти праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию она почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство. Ею обретённое сокровище, не оценили соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно перед глазами.

Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) был в Константинополе, при святом благоверном царе Юстиниане I (527–565) в 553 году, для решения вопроса о правоверии трех давно умерших епископов: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Эдесского, которые еще во времена Третьего Вселенского Собора (431; память 9 сентября) в своих писаниях выражали несторианские мнения. Так как Собор Халкидонский (451; память 16 июля), осудивший монофизитов и обвиняемый ими в несторианстве, не осудил трех указанных епископов (равно как и Третий Вселенский), то, чтобы отнять у евтихиан повод к обвинению православных в сочувствии несторианству и расположить еретичествующую партию к единению с последователями Халкидонского Собора, святой Юстиниан издал указ, в котором в трех отдельных «Главах» осуждались три упомянутых епископа. Но так как этот указ не был признан всеми представителями Церкви (особенно на Западе и, в частности, в Африке), то возник спор о «Трех главах». Для решения этого спора и был созван Пятый Вселенский Собор.

7 августа. Преподобная Евпраксия дева, Тавенская

Малый престольный праздник придела преподобных Иулиании и Евпраксии.

Преподобная Евпраксия была дочерью Константинопольского вельможи Антигона, родственника святого благоверного царя Феодосия Великого (379-395). Антигон и его супруга Евпраксия были благочестивы и раздавали неимущим щедрую милостыню. У них родилась дочь, которую назвали также Евпраксией. Антигон вскоре умер. Мать удалилась от царского двора и вместе с дочерью отправилась в Египет под предлогом осмотра своих владений. Там близ Фиваиды был женский монастырь со строгим уставом. Жизнь насельниц привлекла благочестивую вдову. Она захотела помочь этой обители, но игумения Феодула отказалась и сказала, что инокини вполне предали себя Богу и не желают приобретения никаких земных богатств. Игумения согласилась принять только свечи, фимиам и масло.

Маленькой Евпраксии в это время исполнилось семь лет. Она полюбила монашеский уклад и решила остаться в обители. Благочестивая мать не препятствовала ее желанию. Оставляя дочь в обители, Евпраксия просила девочку быть смиренной, никогда не думать о своем благородном происхождении, служить Богу и сестрам с усердием. В скором времени мать скончалась. Узнав о ее кончине, царь Феодосий послал святой Евпраксии младшей письмо, в котором напоминал ей, что в пятилетнем возрасте родители обручили ее сыну одного сенатора и он желает, чтобы она выполнила данное родителями обещание. В ответном письме святая Евпраксия писала царю, что уже вступила в число невест Христовых и просит царя распорядиться ее имениями, раздав их в пользу Церкви и нуждавшихся.

Святая Евпраксия, приходя в возраст, все более усиливала свои подвиги. Вначале она вкушала пищу один раз в день, потом через два - три дня и более и, наконец, раз в неделю. Пост она соединяла с выполнением всех монастырских послушаний: смиренно трудилась в поварне, мыла посуду, подметала помещения и служила сестрам с усердием и любовью. Сестры любили смиренную святую Евпраксию. Но одна из них завидовала ей и все ее подвиги объясняла желанием прославиться. Сестра стала досаждать ей и укорять, но святая дева не противоречила ей, а смиренно просила прощения.

Много бед причинял святой и враг рода человеческого. Однажды она, доставая воду, упала в колодец, откуда ее вытащили сестры; в другой раз святая Евпраксия рубила дрова для поварни и рассекла себе ногу топором. Когда она несла охапку дров вверх по лестнице, то наступила на край своей одежды, упала и острая лучина вонзилась ей около глаза. Все эти напасти святая Евпраксия переносила с терпением, и когда ее просили дать себе немного отдыха, то не соглашалась. За подвиги Господь удостоил святую Евпраксию дара чудотворения: по ее молитве исцелился глухонемой и расслабленный ребенок, освободилась от недуга бесновавшаяся женщина. В монастырь стали приносить больных для исцеления. Святая дева еще более смирялась, считая себя последней из всех сестер. Перед кончиной святой Евпраксии игумении было видение. Святая дева была приведена в светлый чертог и покланялась сидящему на Престоле Царю, окруженному святыми Ангелами, а Пречистая Дева показала святой Евпраксии светлую обитель и сказала ей, что она приготовлена для нее и что она через 10 дней войдет в эту обитель.

Игумения и сестры горько плакали, не желая расставаться со святой Евпраксией. Сама же святая, узнав о видении, плакала о том, что она не готова для перехода в вечность, и просила игумению умолить Господа оставить ей жизнь хотя бы на один год для покаяния. Игумения утешала святую Евпраксию и говорила, что Господь удостоит ее Своей великой милости. Внезапно святая Евпраксия почувствовала себя плохо и, разболевшись, вскоре мирно скончалась в возрасте тридцати лет († 413).

Служба преподобным Иулиании и Евпраксии – Уставные заметки

Служба преподобным Иулиании и Евпраксии

« previous entry | next entry »

май. 14, 2009 | 04:39 pm

Внимание: Синодальной Богослужебной комиссией к употреблению на приходах Русской Православной Церкви одобрены только тропарь и кондак из этой службы (см. «патриаршую» Минею Дополнительную, вып. I, стр. 279 – 281). Остальные тексты из этой службы пока не имеют официального одобрения церковных властей.

преподобным Иулиании и Евпраксии

НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ

На Г осподи, воззвах: стихиры на 8, глас 5:

Подобен: Р адуйся, Живоносный Кресте:

М ироносицы земли Российстей,/ сестры бысть по плоти Святителя Алексия,/ уневестившиися Христу Богу,/ преподобнии Иулиания и Евпраксия,/ умудри Господь вас мнозим быти во спасение,/ и собранием дев непорочных множества/ вслед Пречистыя Богородицы/ во обители Царя Небеснаго хождаху,/ Емуже непрестанно молитеся// даровати нам велию милость.

С радуйтеся нам вся верных множества:/ велий град Москва и вся Россие православная./ Днесь немолчными гласы воспеваем/ светоносную и пресветлую память/ Иулиании мати нашей преподобной,/ с неюже и сестры ея Евпраксии,/ поклоняяся прославльшему вас/ Христу Богу Иисусу Сладчайшему,// дарующему нам мир и велию милость.

Н аста бо светлый день празднества,/ красуется ныне Церковь с вопиющими:/ радуйтеся, предивнии угодницы Божии, преподобная мати наша Иулиания/ и Евпраксия блаженная,/ к лицезрению красоты Небесныя возшедшии./ Мы же во умилении припадаем/ с верою к многоцелебным мощем вашим,/ в нихже, чудеся удивляема,// дарова Господь нам велию милость.

Подобен: О, преславнаго чудесе:

П реподобная мати Иулиания,/ инокинь преславная наставнице,/ земли Московския первая игумения/ богомудрая явилася еси./ Ныне же вкупе с преподобней Евпраксией/ в Горняя со Ангелы вселилися есте,/ молите Христа Бога нашего/ оставление грехов нам даровати// чтущим любовию память вашу.

К подвигом монашеским приведшая/ мнозии боголюбезныя жены,/ образ послушания и кротости/ и любве Божественней явила еси,/ преподобная мати Евпраксия,/ дивная голубица непорочная./ Ныне же со возлюбленней наставницей/ преблаженней Иулианией// молите Бога спастися душам нашим.

У блажают ныне верных множества/ память вашу всечестную, преподобнии,/ и веселия и радости духовней/ исполняются сердца вопиющих:/ О, предивнии заступницы,/ славнии молитвенницы к Богу,/ да усердными мольбами вашими/ избавление приимем грехов// и спасение душам нашим.

На литии стихира храма. И стихира, глас 1.

Подобен: Н ебесных чинов:

Подобен: Е гда от древа:

Стих: Д ивен Бог во святых Своих,/ Бог Израилев.

П рисно взирая на Небесную славу,/ воздержанием распясте плоти ваша,/ лествицу желания обретшии,/ еюже взыдоша во обители Горняя,/ в нихже ныне со святыми веселяся,/ не оставите и нас в молитвах ко Господу,/ почитающих пресветлую память вашу,/ радуйтеся, жены преподобнии,// православным людям заступление.

Стих: Ч естна пред Господем/ смерть преподобных Его.

В зыскати потрудилися еста Христа Бога/ верою и любовию от всея души,/ всеблаженнии Иулиания и Евпраксия,/ прославляя пресвятую Троицу/ Пресущественную и Пребожественную./ Ейже ныне предстоя в веселии/ со святыми Ангельскими лики,/ радуйтеся, инокинь наставницы/ и молитвенницы о душах наших.

На Б ог Господь: тропарь тойже, дважды, Слава, и ныне, Богородичен.

По 1-м стихословии седален, глас 8:

Стих: В церквах благословите Бога,/ Господа от источник Израилевых.

По 50-м псалме стихира, глас 6:

С подобите воспети постнические ваша подвиги и преславныя чудеса, имиже прославляется Господь наш Иисус Христос, возсиявый яко Солнце пресветлое в душах ваших.

В озлюбившии от юности всемилостиваго Бога, зане оставили вся утехи земныя и прилепишася к Нему всею душею своею, желая токмо иноческаго жития, и непрестанною молитвою и чтением Божественных Писаний умиленнии стяжали сердца.

П оложили бо вы в сердце своем устроите обитель девичию во славном граде Москве для спасения многих душ православных. И услыша Господь пламенныя молитвы ваша и дарова преславный монастырь всем ищущим спасения.

Х риста Бога невесты возлюбленнии, смиренномудрием и кротостию от Него украшеннии, молитеся, да дарует нам Господь оставление прегрешений заступления вашего ради.

Богородичен: Т ебе, Премилостивая Владычице, усердно молимся и всю надежду возлагаем на Твое милосердие. Спаси от всякия скорби и нужды вся веси и грады страны Российския.

М нозии знатнии женихи желаша имати вас невесты себе красоты и доброты вашея ради. Но вы уневестилися Единому Жениху Небесному, с Нимже ныне обрели вечную радость и веселие.

В елиим воздержанием плотские страсти умертвившии, древних пустынножительных жен преемницы явилися есте, с нимиже ныне сликовствуете вкупе с Небесными Ангелы во обителех райских.

Я ко жены-мироносицы некогда служили Христу и учеником Его, тако и вы, блаженнии, обрели наставника себе в брате своем по плоти Святителе Алексии, с нимже ныне возносите теплые молитвы за землю Русскую.

Д ве свещи горящие на свещнице Российстей постави вас Господь, дабы сияли вы миру многоразличными исцелении и чудесы, прославляя Христа Бога нашего, Егоже молите., да исцелит от мрака греховнаго очеса наша.

Б огородичен: Тебе, Пречистая Владычице, честь и поклонение приносим, якоже узрят небеса дела перст Бога нашего, Емуже слава в Троице Единому во веки.

О твергосте вся блага мира сего и многоискусныя утехи земная, обретосте вы Небесных благ сладость превечную. Ныне радуетеся со Ангелы в чертогах Царя Небеснаго, прославляя Его неизреченную милость.

П рияша бо светильники своя и изыдоша в сретение Жениху Христу, преподобнии, елеем Духа Святаго исполняете души непорочнии свои, славя Господа сил в претрудном житии вашем.

Н е дали сна очима своима, ни дремания веждам, но во всех стяжаша мудрость Божественную, благодаряще и призывающе всемогущаго Бога.

У красиша светильники своя добродетельми мнозими, девы премудрыя показастеся, и чистотою сердечною возлюбили Христа Бога, сладчайшаго всех Жениха.

Богородичен: Д ево, Мати Пречистая, подаждь нам прощение множества прегрешений и исполни умиления Божественнаго души наша, молим Тя.

С вятым житием украшеннии, удалившися славы земныя, возлюбили вы слезы умиленнаго покаяния и воздержание предивное, такожде обрели славу Превечнаго Бога и радость неизреченную.

Я ко кадило благоухающее приятны быша молитвы ваша, преблаженнии, имиже облагоухаете вся приходящая к вам верою и любовию и на путь спасения наставляете.

П равославныя веры твердыя хранительницы явилися есте в лютую годину нашествия варварскаго, сирым и убогим прибежище даруя, страждущим и немощным утешение и заступление.

С окровище драгоценнейшее евангельскаго купца, яко жемчужину предивной красоты воздвигли и возлюбили обитель вашу, преподобнии, о нейже попечение имуще велие присно.

Богородичен: В сех Творец из Тебе явися, Пречистая Владычице, избавивший нас от зол велиих, и возлюбивший нас безмерною Своею милостию.

И же на добрей земли возрастили плод в терпении, благим и добрым сердцем сеющи слово Божие. Не прельсти вас лукавый богатством и сластьми житейскими, но в терпении стяжали души ваша.

У строив обитель для инокинь в сердце страны Российстей, прославили ея мнозими чудесы и исцелении, такожде и ныне возводите в сердцах верных обители Духа Всесвятаго, наставницы премудрии.

О гнь Божественной любви возгореся в ваших пречистых душах, о, молитвенницы чуднии, и пламень неопалимый ревности духовней объят вы, имже возжигаются души притекающих с верою и любовию к заступлению вашему.

Я ко купина неопалимая, любовь ваша несгораемая ко Господу нашему Иисусу Христу и всякому творению Его Премудрости, сего ради Господь воздвиже храм Пречистыя Богородицы в честь образа Ея “Неопалимая Купина” на месте погребения вашего.

Богородичен: К упина Неопалимая явилася еси, о, Пречистая Богородице, укрепи веру нашу Православную и спаси страну Российскую и сотвори ея неопалиму от всякаго зла.

В сем приходящим к вам были яко матери и сестры любезныя: алчущих напитавшии, жаждущих напоившии, душевную скорбь и тесноту ижденувшии и помазующие елеем радования.

В идя Господь наш Иисус Христос веру вашу и усердие преизрядное дарова множество чудес молитв ради ваших, преблаженнии Иулиания и Евпраксия, имиже доныне прославляется славная обитель Зачатиевская.

О бщему житию женскому на Руси начальница бывши, премудрая мати наша Иулиания, собраша мнозии черницы во обитель свою, и с сестрою своею Евпраксией присно молитеся о душах наших.

Б лагими делами прославляется имя твое, преблаженная Евпраксия, яко милостивая мати явилася еси всем имущим нужду и алчбу, тако во всем была для них помощь и отрада, кормительница и утешительница.

Богородичен: П омилуй мя, Владычице, Мати Бога нашего Иисуса Христа, яко немощен есмь и мнозими страстьми обуреваема есть душа моя окаянная, но молитвами Твоими да спасет ю Сын Твой от всякия беды и напасти.

О брели веселие вечное и радость неизреченную прехвальнии наставницы жен боголюбивых, молитвами сугубую благодать восприяли есте, еюже добре послужили Христу Богу и Церкве Его святей.

З ело богобоязлива бывши, преподобная Иулиания, научала ближния своя благоговению и Страху Божию, без него никтоже спастися может, но всяк ему научен обрящет премудрость и любовь Божию.

П риидоша в пустыню сердца своего и тамо едина с Богом безмолвствуя, имела еси ты собеседники себе Ангелы Небесныя, преподобная мати Евпраксия, ныне с ними воспеваете славу Премилостивому Господу вкупе с сестрой твоей премудрой Иулианией.

Л епота бо Церковная показалася еси обитель ваша, преподобнии, преходит от земли к Небесным, указуя путь ко спасению всем притекающим к вам в молитвах, и научая славословити: Господа пойте и превозносите во веки.

Богородичен: Т ы родила еси Превечнаго Бога, о Пресвятая Мати Дево, спаси нас от всякия напасти возносящих славу и благодарение Сыну Твоему, Егоже поем и превозносим во веки.

Н а пажить чисту воздержания пресладкаго и ко источнику прохладному безстрастия иноческаго приводили вы есте, о премудрии левы, агниц своих непорочных, соблюдая их от волка коварнаго.

Д ве горлицы прекрасныя, две голубицы Небесныя, стоящии пред Богом земли, и принесшие в жертву живую и непорочную души пречистыя ваша Иисусу Христу Господу нашему, Емуже ныне со всеми святыми поете славу во веки.

Д ень празднственный днесь созывает монахов в лик духовный собиратися и воспевати песнь победную и славу Господу вопиюще: несть раб и несть свободь, несть мужеск пол, ни женский, но вся и во всех Христос.

С ветися, светися, обитель преславная Зачатиевская, в тебе бо две благовонныя отрасли насади Господь, из нихже древо бысть пространное и благоухающее, на всю Россию православную аромат свой духовно изливающее.

Богородичен: О чисти нас от скверны сердечныя, Пресвятая Матерь Господа, и украси души наша умилением и избави муки вечныя.

В озсия неизреченный свет яко светило красное/ чудесы ваша, девы преподобнии,/ и радостию и веселием озарилися сердца./ Ныне празднует Церковь Русская/ всечестную память Иулиании и Евпраксии,/ преподобных и богоносных матерей// и молитвенниц о душах наших.

П реподобнии жены земли Российстей,/ Иулиания и Евпраксия богопослушливии,/ в Царские Чертоги Господа вшедшии/ и собою Церковь Русскую украсившии/ велиими своими.добротами/ молитеся спастися нам.

Пре-по-доб-ная Ев-прак-сия бы-ла до-че-рью кон-стан-ти-но-поль-ско-го вель-мо-жи Ан-ти-го-на, род-ствен-ни-ка свя-то-го бла-го-вер-но-го ца-ря Фе-о-до-сия Ве-ли-ко-го (379-395).

Ан-ти-гон и его су-пру-га Ев-прак-сия бы-ли бла-го-че-сти-вы и раз-да-ва-ли неиму-щим ще-д-рую ми-ло-сты-ню. У них ро-ди-лась дочь, ко-то-рую на-зва-ли так-же Ев-прак-си-ей. Ан-ти-гон вско-ре умер. Мать уда-ли-лась от цар-ско-го дво-ра и вме-сте с до-че-рью от-пра-ви-лась в Еги-пет под пред-ло-гом осмот-ра сво-их вла-де-ний. Там близ Фива-и-ды был жен-ский мо-на-стырь со стро-гим уста-вом. Жизнь на-сель-ниц при-влек-ла бла-го-че-сти-вую вдо-ву. Она за-хо-те-ла по-мочь этой оби-те-ли, но игу-ме-ния Фе-о-ду-ла от-ка-за-лась и ска-за-ла, что ино-ки-ни вполне пре-да-ли се-бя Бо-гу и не же-ла-ют при-об-ре-те-ния ни-ка-ких зем-ных бо-гатств. Игу-ме-ния со-гла-си-лась при-нять толь-ко све-чи, фими-ам и мас-ло.

Ма-лень-кой Ев-прак-сии в это вре-мя ис-пол-ни-лось семь лет. Она по-лю-би-ла мо-на-ше-ский уклад и ре-ши-ла остать-ся в оби-те-ли. Бла-го-че-сти-вая мать не пре-пят-ство-ва-ла ее же-ла-нию. Остав-ляя дочь в оби-те-ли, Ев-прак-сия про-си-ла де-воч-ку быть сми-рен-ной, ни-ко-гда не ду-мать о сво-ем бла-го-род-ном про-ис-хож-де-нии, слу-жить Бо-гу и сест-рам с усер-ди-ем. В ско-ром вре-ме-ни мать скон-ча-лась. Узнав о ее кон-чине, царь Фе-о-до-сий по-слал свя-той Ев-прак-сии млад-шей пись-мо, в ко-то-ром на-по-ми-нал ей, что в пя-ти-лет-нем воз-расте ро-ди-те-ли об-ру-чи-ли ее сы-ну од-но-го се-на-то-ра и он же-ла-ет, чтобы она вы-пол-ни-ла дан-ное ро-ди-те-ля-ми обе-ща-ние. В от-вет-ном пись-ме свя-тая Ев-прак-сия пи-са-ла ца-рю, что уже всту-пи-ла в чис-ло невест Хри-сто-вых и про-сит ца-ря рас-по-ря-дить-ся ее име-ни-я-ми, раз-дав их в поль-зу Церк-ви и нуж-дав-ших-ся.

Свя-тая Ев-прак-сия, при-хо-дя в воз-раст, все бо-лее уси-ли-ва-ла свои по-дви-ги. Вна-ча-ле она вку-ша-ла пи-щу один раз в день, по-том через два-три дня и бо-лее и, на-ко-нец, раз в неде-лю. Пост она со-еди-ня-ла с вы-пол-не-ни-ем всех мо-на-стыр-ских по-слу-ша-ний: сми-рен-но тру-ди-лась в по-варне, мы-ла по-су-ду, под-ме-та-ла по-ме-ще-ния и слу-жи-ла сест-рам с усер-ди-ем и лю-бо-вью. Сест-ры лю-би-ли сми-рен-ную свя-тую Ев-прак-сию. Но од-на из них за-ви-до-ва-ла ей и все ее по-дви-ги объ-яс-ня-ла же-ла-ни-ем про-сла-вить-ся. Сест-ра ста-ла до-са-ждать ей и уко-рять, но свя-тая де-ва не про-ти-во-ре-чи-ла ей, а сми-рен-но про-си-ла про-ще-ния.

Мно-го бед при-чи-нял свя-той и враг ро-да че-ло-ве-че-ско-го. Од-на-жды она, до-ста-вая во-ду, упа-ла в ко-ло-дец, от-ку-да ее вы-та-щи-ли сест-ры; в дру-гой раз свя-тая Ев-прак-сия ру-би-ла дро-ва для по-вар-ни и рас-сек-ла се-бе но-гу то-по-ром. Ко-гда она нес-ла охап-ку дров вверх по лест-ни-це, то на-сту-пи-ла на край сво-ей одеж-ды, упа-ла, и ост-рая лу-чи-на вон-зи-лась ей око-ло гла-за. Все эти на-па-сти свя-тая Ев-прак-сия пе-ре-но-си-ла с тер-пе-ни-ем, и ко-гда ее про-си-ли дать се-бе немно-го от-ды-ха, то не со-гла-ша-лась. За по-дви-ги Гос-подь удо-сто-ил свя-тую Ев-прак-сию да-ра чу-до-тво-ре-ния: по ее мо-лит-ве ис-це-лил-ся глу-хо-не-мой и рас-слаб-лен-ный ре-бе-нок, осво-бо-ди-лась от неду-га бес-но-вав-ша-я-ся жен-щи-на. В мо-на-стырь ста-ли при-но-сить боль-ных для ис-це-ле-ния. Свя-тая де-ва еще бо-лее сми-ря-лась, счи-тая се-бя по-след-ней из всех се-стер. Пе-ред кон-чи-ной свя-той Ев-прак-сии игу-ме-нии бы-ло ви-де-ние. Свя-тая де-ва бы-ла при-ве-де-на в свет-лый чер-тог и по-кло-ня-лась си-дя-ще-му на Пре-сто-ле Ца-рю, окру-жен-но-му свя-ты-ми Ан-ге-ла-ми, а Пре-чи-стая Де-ва по-ка-за-ла свя-той Ев-прак-сии свет-лую оби-тель и ска-за-ла ей, что она при-го-тов-ле-на для нее и что она через 10 дней вой-дет в эту оби-тель.

Игу-ме-ния и сест-ры горь-ко пла-ка-ли, не же-лая рас-ста-вать-ся со свя-той Ев-прак-си-ей. Са-ма же свя-тая, узнав о ви-де-нии, пла-ка-ла о том, что она не го-то-ва для пе-ре-хо-да в веч-ность, и про-си-ла игу-ме-нию умо-лить Гос-по-да оста-вить ей жизнь хо-тя бы на один год для по-ка-я-ния. Игу-ме-ния уте-ша-ла свя-тую Ев-прак-сию и го-во-ри-ла, что Гос-подь удо-сто-ит ее Сво-ей ве-ли-кой ми-ло-сти. Вне-зап-но свя-тая Ев-прак-сия по-чув-ство-ва-ла се-бя пло-хо и, раз-болев-шись, вско-ре мир-но скон-ча-лась в воз-расте трид-ца-ти лет († 413).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Псковская земля

В древние времена красива и богата была Псковская земля. В дремучих лесах водилось много зверей, в реках плескалось множество рыбы. В месте слияния широкой и полноводной реки Великой и небольшой речки Псковы возвышалась окружённая водой высокая известковая скала с крутыми, обрывистыми краями. Именно на этой скале и построили люди из славянского племени кривичи крепость - Кромль (Кремль), а по берегам реки вырос город. Город назывался сначала Плесковом, затем - Псковом.

Впервые в русских летописях Псков упоминается в 903 году в рассказе о женитьбе киевского князя Игоря: «и приведоша ему жену от Пьскова именем Олгу».

Псковитяне гордились своим городом, который быстро рос и развивался. Псков стоял на удобнейшем пути в другие страны. Недалеко от города река Великая впадала в Псковское озеро, сливавшееся затем с Чудским. По рекам Эмбаху и Нарове озёра сообщались с дальними морями и странами, откуда приплывали иноземные купцы с диковинными товарами. Через верховья и притоки реки Великой псковские торговцы сравнительно легко проникали в Западную Двину, а по притоку Великой — Черехе, через приток Шелони — Узу достигали Новгорода и выходили на великий водный путь «из варяг в греки». Уже в XIII веке автор немецкой хроники писал о Пскове: «Этот город так обширен, что его окружность обнимает пространство многих городов, и

В Германии нет города равного Пскову».

Но Псков был не только крупным торговым городом, но и заслоном на опаснейшем участке границ древней Руси, ставшим особенно опасным после того, как в Прибалтику вторглись немецкие завоеватели. Это была тяжёлая, но вместе с тем и почётнейшая задача. Псковичи со славой выполняли её, служили всему русскому народу и всей Русской земле, сдерживали врагов. В течение нескольких столетий Псков вёл почти беспрерывную войну, много раз был осаждаем врагами, перенёс тягчайшие испытания и вышел из них победителем, не изменил Русской земле и Православной вере. «Чести моей никому не отдам», — написано на мече первого псковского князя Всеволода-Гавриила Ярославича. Этот девиз мог бы служить девизом всего Пскова.

Борьба с немецким Орденом

В XII веке, проливая потоки крови и слёз своих жертв, предавая всё огню и мечу, вторглись в богатую Прибалтику, мирно процветавшую до того под покровительством русских, немецкие рыцари. Покровители Прибалтики — полоцкие князья были изгнаны из неё. После жесточайшей борьбы пал последний оплот русичей в Прибалтике — Юрьев. Жителей его, как эстов, так и русских, немцы зверски истребили, всех до единого. В начале XIII века немцы построили свой оплот в Прибалтике — Ригу, организовали рыцарские ордена, в частности «духовно-рыцарский» Орден меченосцев. Назначением его было завоевание чужих земель и обращение в католичество местных жителей вначале в Прибалтике, а затем и на Руси.

Немецкие рыцарские ордена были грозной военной силой, хорошо организованной и вооружённой. Предавая Прибалтику разграблению, немцы, действуя путем подлого обмана, натравливали её отдельные племена друг на друга, облегчая себе этим борьбу с ними. Земли эстов, леттов, ливов и других народов Прибалтики были опустошены, сожжены, превращены почти в пустыню. Вот как описывает эпизоды этих походов немецкая же хроника:

«Придя туда, мы разделили войско своё по всем дорогам, деревням и областям той страны и стали всё сжигать и уничтожать. Мужчин всех убивали, женщин и детей брали в плен, угоняли много скота и коней». «Не имели покоя... пока... окончательно не разорили ту область, обратив её в пустыню, так что ни людей, ни съестного в ней не осталось». «Захватили эстов... и перебили их. Деревни, какие ещё оставались, сожгли, и всё, что прежде было недоделано, тщательно закончили».

После того как Прибалтика была завоёвана и разграблена, целью немецких захватчиков стало завоевание и разграбление Руси. Их манили к себе богатые города и земли Великого Новгорода и Пскова.

Немцы вплотную подошли к русским владениям. Новгороду и ещё в большей мере Пскову предстояло принять на себя натиск нового врага, угрожавшего Русской земле, и стать её заслоном, выдержав упорную и длительную борьбу.

Как укрепить псковскую землю, уберечь её от немцев? Решил псковский князь Владимир Мстиславович, защитник Пскова, женить своего сына Ярослава на полоцкой княжне Евфросинии. «Из древнего славного рода княжна, благочестива и в Православной вере воспитана, да и помощь от князей полоцких в лихой час может понадобиться», — думал князь Владимир.

Славный род

Род княжны Евфросинии происходил из древнего Полоцка и славился своими знаменитыми предками. У истоков рода стояли великая княгиня Ольга, предшествовавшая христианству в Русской земле, как утренняя заря перед светом полуденным, святой великий князь Владимир, крестивший Русь. Отцом преподобной был полоцкий князь Рогволод-Василий Борисович, двоюродный брат святой Евфросинии Полоцкой, а матерью - дочь великого киевского князя Изяслава Мстиславича. Родители нарекли княжну Евфросиния, видимо, в честь преподобной Полочанки. Родная сестра отца Звенислава (в монашестве Евпраксия) была ближайшей сподвижницей святой Евфросинии.

В детские годы юная княжна получила прекрасное образование в школе, основанной преподобной Евфросинией при Спасовом монастыре, где обучалась Закону Божиему, Священному Писанию, пению, иностранным языкам, а также «чистоте душевней…, ступанию кротку, гласу смирену, слову благочестну, … при старейших молчати, мудрейших послушати, ко старейшим покорением, к точным и меншим любовь без лицемериа, мало вещати, а много разумети».

В этот же период подвизались в монастыре племянницы его преподобной основательницы Агафия и Евфимия. Княжна росла в ореоле святости преподобной, и в её сердце, как на доброй почве, проросли благодатные всходы живой веры, уважения к старшим, доброты, отзывчивости.

Неверный муж

Звонят колокола в граде Пскове. Женится молодой псковский князь Ярослав Владимирович. Рано овдовел он, не оставила ему почившая супруга потомства. Избрал ему в жены отец князь Владимир Мстиславич благочестивую, тоже рано овдовевшую, княжну Евфросинию Рогволодовну.

Неспокойно на севере Русской земли. Зимою 1218 года немцы-рыцари впервые напали на новгородские владения. Новгородцы выставили против врагов своё войско под предводительством псковского князя Владимира Мстиславича. Немцы быстро отступили и затворились в эстонском городе Медвежья Голова (Оденпе, Киренпаа, теперь Отепя - город в современной Эстонии) , но после семнадцатидневной осады сдались. Много рыцарей было взято в плен.

В это же время вся Русская земля, кроме Новгорода и северных земель, оказалась под властью Орды. Южная Русь вся была разграблена, города лежали в руинах, русских людей угоняли в плен. Хан Батый во главе многочисленного войска устремился к Новгороду. «Новгородские и псковские князья свои войска в войне с немцами ослабили, легко мы их земли завоюем», — радовались татары.

Испугался Батыева нашествия честолюбивый князь Ярослав. Оставил он во Пскове на произвол судьбы свою супругу, княгиню Евфросинию, сбежал в Ливонию. А татарский хан неожиданно повернул свои войска назад и направил их в половецкие степи, к реке Дон.

Стал Ярослав Владимирович воевать на стороне ливонских рыцарей, неоднократно нападая с ними на родную псковскую землю. В 1233 году он вместе с немцами захватил древний русский город Изборск. Но псковичи город отбили и князя-отступника взяли в плен и заточили в Северный Переяславль. Вот как говорит об этом псковская летопись: «Лифтляндцы взяли Изборск, подведены будучи к оному Псковским же бывшим князем Ярославом Владимировичем и некоторыми черниговскими боярами...; но псковичи отняли сей город и князя Ярослава с сообщниками поймав, отощали в Новгород к князю Ярославу Всеволодовичу, который сослал его на заточение в Переяславль. Однако ж сей, освободясь оттуда, опять ушел к лифтляндцам... »

После своего возвращения в Ливонию Ярослав Владимирович окончательно встал на сторону врагов земли Русской.

Отступи от веры своих предков — Православия, прими веру римскую, а мы тебе отдадим в жены знатную и красивую девицу-немку и получишь во владение богатый город Одемпе.

Святая игумения

Один Господь ведает, сколько бед и скорбей пришлось вынести благочестивой княгине Евфросинии, оставленной неверным супругом. Однако не в характере преподобной было предаваться унынию. Кому, как не ей, воспитанной на примере своих сродниц преподобной Евфросинии и Евпраксии, принявших иночество, было знать, что земная жизнь скоротечна, главное же - унаследовать Царствие Небесное.

Обратилась княгиня к подвижничеству. Основала она во Пскове женский монастырь Святого Иоанна Предтечи. Каменный храм Предтече, построенный ею, и сейчас цел и сам собою говорит как о своей древности, так и о благочестии псковской княгини. Не пожалела денег преподобная на строительство дома Божия, выписала кирпич из заграничных мест. Сложен он из крепких, тесаных плит вперемежку с четвероугольными кирпичами такой глины, обжига и цвета, каких нет более ни в одном храме Пскова; кирпичи весьма сходны с голландскими и английскими.

По благочестивому обычаю тех лет княгиня уневестила себя Иисусу Христу. Она приняла монашеский постриг в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Пскова с именем Евпраксия. Из богатого терема переселилась в монастырскую келью. Отдала она все свои сбережения на святую обитель. Вскоре благоверная княгиня Евпраксия стала настоятельницей монастыря в сане игумении. В святой обители её сердце обрело мир и утешение. А монастырь стал славиться так же, как и монастырь преподобной Евфросинии Полоцкой. Под мудрым руководством матушки Евпраксии обитель стала центром просвещения.

В 1240 году ливонские рыцари и бывший псковский князь Ярослав снова осадили и взяли Изборск, а затем, подступив под Псков, выжгли посад и через предательство одного именитого горожанина взяли и сам город и новгородские владения.

Захватчики установили во Пскове свои порядки, поставили тиунов и двух правителей управлять городом. Рыцари грабили и убивали купцов и крестьян, оскверняли и разрушали православные храмы, стремясь утвердить свою веру на Русских землях. «Вопль и стоны раздавались по всей земле », — пишет летописец. В это страшное время стараниями святой игумении удалось сохранить ценности монастыря Святого Иоанна Предтечи и библиотеку.

Два года длилась оккупация Пскова. В 1242 году на защиту Русских земель встал князь Александр. Он освободил Псков и, по своему милосердию, отпустил почти всех пленных на свободу.

Не успокоятся немецкие рыцари, - решил князь Александр. - Надо готовиться к битве великой, которая всё решит.

И вот разведчики донесли ему, что ко Пскову движется огромное рыцарское войско. Помолившись и получив благословение в храме Святой Троицы во Пскове, призвав на помощь Господа и Пречистую Матерь Его, выступил Александр на битву на лед Чудского озера.

Трагическая кончина преподобной Евпраксии. Канонизация

После победы Александра Невского над немецкими рыцарями вызвал князь Ярослав Владимирович бывшую супругу, игумению Евпраксию, в город Оденп. Пообещал князь-отступник Ливонскому ордену пожертвовать на его восстановление половину своего оставленного во Пскове имущества, рассчитывая в том числе и на приданое своей брошенной супруги.

Для переговоров игумения выехала со своей келейницей монахиней Снандулией. Встреча закончилась убийством 8 мая 1243 года игумении Евпраксии и её сподвижницы монахини сыном немецкой жены Ярослава Владимировича .

Мощи праведницы были перенесены во Псков. Погребение их состоялось в родном монастыре, в соборе Иоанна Предтечи. Монахиня Снандулия также была погребена в Иоанновском соборе у северной стены, возле входа на хоры, рядом со своей игуменией.

Через 10 дней после мученической кончины святой Евпраксии открылось знамение, описанное в Псковской летописи так: « В 18-й день мая 1243 года явилось знамение от иконы Спасителя, стоящей над гробом княгини , супруги князя Ярослава Владимировича, которую убил пасынок ее в Медвежьей Голове: 12 дней истекало миро от иконы и наполнило 4 вощаницы, как скляницы. Две вощаницы привезены были на благословение в Новгород, а две оставлены во Пскове. Слава Тебе, Господи! давшему нам грешным и недостойным рабам такое благословение! Уповаем на Тебя, Вседержитель! Ты человеколюбивый призираешь на нас убогих великою милостью» .

Лик праведной княгини был изображен древним письмом на двух иконах: на одной она молится пред Иоанном Предтечею и апостолом Андреем; другая икона — при чудотворной иконе Спасителя. Пересказ летописного сообщения о мироточении имелся на медном подсвечнике и на камне, вделанном в стену придела (снесен при реставрации собора). При гробнице святой Евпраксии хранился настоятельский посох из черного дерева, по преданию ей принадлежавший. Мощи преподобной почивали в монастырском соборе под спудом до 20-х годов ХХ века.

В советские годы Иоанновский монастырь был закрыт, гробницы уничтожены, погребения разграблены. Восстановлен храм в 1993 году. На восстановленной гробнице святой игумении находится парчовая вышитая икона современной работы с её изображением, а также вышитым текстом тропаря, кондака и молитвы.

Память праведницы местно чтится 16 (29) октября. Канонизация святой Евпраксии подтверждена включением её имени в Собор Псковских святых, празднование которому установлено в 1987 году по инициативе митрополита Псковского и Порховского Иоанна (Разумова), и Собор Белорусских святых, установленный в 1984 году по инициативе Митрополита Минского и Слуцкого, Экзарха всея Беларуси Филарета.