Животноводство

Греческий православный монастырь Искушения на Сорокадневной горе, рядом с Иерихоном. Гора Искушений – скала из библейского предания

Монастырь Искушения - православный греческий мужской монастырь в , на территории реки Иордан, в на северо-западной окраине .

Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом.

В память этого события получили название и сам монастырь и гора, на которой он расположен: , Сорокадневная гора или гора Каранталь.

История и описание

В 340 г. преподобный Харитон Исповедник основал здесь лавру Дука.

Впоследствии монастырь многократно разрушался и восстанавливался.

В последний раз восстановлен в конце XIX в. при содействии России.

В период расцвета палестинского монашества гора представляла собой «подобие большого улья, в котором любители безмолвия не переставали с опасностью собственной жизни вырабатывать духовный мед, упражняясь в священном трезвении и непрестанной молитве».

В середине XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) описывал традицию коптских и абиссинских монахов проводить в пещерах монастыря Четыредесятницу (православный монастырь в это время был разорен).

Он сообщает, что:

«…они удаляются сюда из Иерусалима чрез неделю после праздника Богоявления и возвращаются в Святой Град в неделю Ваий, питаясь в это время травами или сухоядением и упражняясь в молитве и чтении, для чего берут с собой и книги. Одежда их состоит из рубахи и ватного одеяла, в которое кутаются как в плащ от ночного холода…»

Все внутренние помещения Монастыря Искушения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения).

Престол этой церкви устроен над камнем на котором, по преданию, молился Христос.

В настоящее время единственным насельником монастыря является греческий монах.

Паломничество

В 1872 г. во время своего путешествия по Востоку и Святой Земле окрестности монастыря посетил великий князь Николай Николаевич со свитой:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 г.

Их все я посетила (а некоторые даже неоднократно) благодаря трекам неутомимой seagull_gull , но еще три монастыря Иудейской пустыни оставались для меня недоступным - и один из них Каранталь.

Монастырь Каранталь, или же монастырь Искушения, это еще один греко-православный монастырь Иудейской пустыни, находящийся сегодня на территории Палестинской автономии. Именно поэтому доступ израильтянам в него по большому счету закрыт; кроме редких исключений. Одной из таких нечастых возможностей мы воспользовались в прошедшую субботу - и поехали с организованной экскурсией в знаменитый древний город Иерихон

В Иерихоне мы посетили несколько мест, и я обо всех постараюсь рассказать; но самое большое впечатление на меня произвел Каранталь. Мужской монастырь, нависший над пропастью, лепящийся к скале, как гнездо ласточки

Монастырь построен на горе, отождествляемой с местом искушения Христа дьяволом. В Библии рассказывается, как после своего крещения (произошедшего недалеко отсюда на реке Иордан, в ) Иисус удалился в пустыню, где держал сорокадневный пост

Есть интересная теория относительно того, почему Иисус выбрал именно эту гору - ведь рядом возвышается немало других. Объяснение базируется на том, что Иисус, древний акроним имени которого звучит как Ихтис (Иисус Христос Божий Сын Спаситель), то есть "рыба", не мог избрать иную гору, кроме Дагона - западно-семитского божества, чьем имя трактуется как "рыба" (даг) или как "злак" (даган).

Согласно Евангелию, Иисус в уединении молился и постился здесь, на горе, приготавливаясь к исполнению миссии, с которой был послан на землю. Все это время он был искушаем дьяволом, но держался и не прикасался к пище, и только по прошествии сорока дней "взалкал" - то есть проголодался. Тогда дьявол подступил к нему и стал соблазнять на грех, пытаясь воздействовать на человеческую сущность Иисуса.

Сначала он искушал его голодом: ""если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами". И ответил ему Иисус: "не от хлеба одного зависит жизнь человека, но от всякого слова, исходящего из уст Божиих".
И искушал его дьявол гордыней: повел в Иерусалим, поставил на крышу храма и сказал: "если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз (опасности для Тебя нет), потому что в Писании сказано: ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею".
Отвечал ему Иисус: "написано также: не искушай Господа Бога твоего".
И в третий раз подступил к нему дьявол и соблазнял его властью, пытаясь отвести от веры - он повел его на высокую гору, откуда показал ему все царства мира в их блеске и величии и сказал: "Все это дам Тебе, так как власть над ними предана мне; и я кому хочу, даю ее. И так, если Ты падши поклонишься мне, то все будет Твое".
И получил ответ: "отойди от Меня, сатана; ибо сказано в Писании: Господу Богу твоему покланяйся и Ему одному служи".
И отступил тогда дьявол, до времени , и явились ангелы, которые стали служить Иисусу.

Первая идентификация этой горы (называемой еще Сорокадневной) с местом описанных событий относится к 326 году, времени св. Елены, матери императора Константина. Кельи монахов-отшельников появились чуть позже, в 340 году, со времени Харитона Исповедника

Построенный в IV веке нашей эры, монастырь Каранталь, в отличии от той же Мар-Сабы, далеко не всегда был обитаем. Он был разрушен персами в 614 году и окончательно пришел в запустение после захвата Святой земли халифом Умаром ибн Хаттабом.
В 1099 году крестоносцы восстановили две церкви - одну на месте пещеры, где сидел Христос, вторую на вершине горы.

В 1874 г. Греческая Ортодоксальная церковь приобретает эти земли и в 1895 г. возобновляется традиция монашества на этом месте.
Сегодня единственным жителем монастыря является греческий монах.

В гору мы пошли пешком, хотя половину пути можно сократить, проехавшись по канатной дороге

Поднявшись, мы наткнулись на наглухо запертые ворота. Привратник-араб сказал, что монах не желает никого впускать вовнутрь; но после наших уговоров и убеждений, что мы постараемся как можно меньше его тревожить, нам открыли.

Узкий коридорчик повел нас вдоль скалы, которая нависала прямо над головой. Надо заметить, что все внутренние помещения монастыря вырублены в горе.

10, 11

(фото Любови Виленчик)
По всей длине стены были двери; все они были заперты

А потом мы подошли к довольно большому залу-пещере

в котором расселись и стали слушать гида

Я то слушала, то бродила с камерой, пытаясь улучить те редкие моменты, когда в узких коридорчиках не маячат ничьи спины

Прошла в ту дверь в конце коридора, и после поворота и нескольких ступенек попала на балкон. Оттуда весь Иерихон лежал почти как на ладони. Вот по этой дороге мы приехали; там, внизу, ждет нас наш крошечный автобус.

Внутри церковь Благовещения

Сбоку церквушки лесенка, поднявшись по которой, попадаешь в часовенку с той самой пещерой, где сидел Иисус во время молитв и поста. Престол церкви устроен над камнем, на котором, по преданию, он молился:

Когда церковь стала заполняться толпой паломников, я вышла. В углу скромно и незаметно сидел монах-насельник

А мы шли по узкому коридорчику назад, к выходу. Внезапно заметили нишу в скале, а внутри, в темной пещерке, что-то вроде мастерской, предназначения которой мы так и не поняли

Над головами вверх по горе, к верхним помещениям монастыря, взбирались лесенки

Я, кстати, заметила, что часть монастырской стены защищена так же, как в Мар-Сабе - свободно лежащими, ничем не скрепленными между собою камнями

Ну и - уже традиционно - я, на фоне смутно видного там Иерихона:) Я попала туда, куда хотела. Ура!

Гора Каранталь (Искушения) находится на Палестинской территории западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне. Эта гора возвышается над одним из древнейших городов Святой земли Иерихоном. На её вершине располагается монастырь Искушения , где единственным насельником в настоящее время является греческий монах. Название Каранталь монастырь унаследовал от крестоносцев. Каранталь означает «сорок». Именно столько дней провел в пустыне Иисус. Все внутренние помещения монастыря вырублены в скале, а в пещере, где по преданию сорок дней постился Иисус Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена небольшая церковь (или часовня Искушения ). На гору Искушений ведет канатная дорога. Протяженность ее 1330 метров. Канатная дорога побила два рекорда: это самой длинная подвесная дорога на Ближнем Востоке и одновременно дорога, расположенная в самом низком месте на Земле, нижняя станция почти на 300 метров находится ниже уровня мирового океана. Есть широкая горная тропа, по которой можно подняться пешком.

Наш путь по Иудейской пустыне. Небо сине-голубое, жёлтые пески, местами вдоль дороги растут красивые красочные кусты.


Справа от нас видим верблюдов. Их коричневая окраска выделяется среди оранжевого песка. Наш гид временно оставил нас. Ему нельзя ездить на территорию Палестины, так как у него гражданство Израиля. Такие здесь дикие порядки. Приехали в Ерихон , расположенный неподалёку от впадения реки Иордан в Мёртвое море.

Далее наш путь в Каранталь. Наконец перед нашим взором приблизилась гора высотой 380 м. именуемая христианами горой Искушения или Сорокадневной горой. На этой горе Иисус Христос постился в течение 40 дней и ночей после Своего Крещения.

Автобус остаётся внизу на стоянке, а мы идём 30 минут пешком в гору по каменистой дороге.

Здесь находится греческий православный мужской монастырь Искушения , построенный в 4 веке, и недостроенный монастырь на вершине горы.

Поднимаемся постепенно вверх, сверху открывается великолепная панорама на город вдали. Время нашей экскурсии октябрь, поэтому идти не так жарко.

Добрались до железных ворот монастыря. Стучим в двери. Наконец нас услышали, и открыли дверь.


За дверью идёт длинный узкий коридор — фактически идём по карнизу горы, к которому пристроены стены. Здесь необычные проходы с открытыми сводами. Вместо потолка свешивающиеся склоны горы.

В монастыре круглый год стоит прохлада, частично вырубленные и естественные своды пещеры надежно защищают от капризов погоды.

Главный монастырский храм, в довольно большой пещере.


Выходим на длинный балкон, который нависает над глубокой пропастью 300 — 400 м.

На склоне окружающих гор, видны пещеры, служившие в ранние времена кельями первых насельников монастырского города на горе Каранталь.

Пройдя до конца мы попадаем в пещеру-церковь, где и расположены святыни монастыря.

Низкий вход в пещеру, в которой Иисус Христос проводил время во время сорокадневного поста на горе Каранталь..

Много картин изображают это историческое событие, и есть высказывания из Евангелия:

«Опять берёт Его дьявол на весьма высокую гору, и показывает Ему все царства мира и славу их. И говорит Ему: всё это дам Тебе, если, падши, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

В этом повествовании описаны три искушения: славой, богатством и властью. Как в великом, так и в малом.

Картина под названием Искушение Христа 1933.

Здесь та самая пещера.

Снова выходим через низкий свод обратно.

Иерехон – город в Палестинской автономии, древнейший город мира, в октябре 2010 года отметил свое 10-тысячелетие. Расположен на севере Иудейской пустыни, примерно в 7 км к западу от реки Иордан, в 12 км к северо-западу от Мёртвого моря и в 30 км к северо-востоку от Иерусалима. Древний Иерихон, так же как и современный город, кроме прекрасного географического положения имеет и другие природные преимущества: обилие воды, плодородные земли и мягкий субтропический климат, расположен на отметке 250метров ниже уровня моря. Город многократно упоминается в Библии, где именуется, как «город пальм». (Втор.34:3, Суд.3:13, 2Пар.28:15).
Он имеет свою славную историю. В Ветхом завете это был первый город, взятый Израильтянами при вступлении в землю Обетованную, лежал в приделах Вениаминовых. В Иерихоне и его окрестностях проповедовали пророки Илья, Елисей и Иоанн Креститель. Иоанн Креститель проповедуя в пустыне Иудейской призывал к покаянию, крестил в Иордане. Илья пророк играл важную роль в жизни Израиля и Иудеи на протяжении 300 лет после раздела царства. Илья осуждал царя Ахава за религиозное отступничество и за притеснение подданных. Приемником Илии и продолжателем его пророческого служения стал Елисей. Здесь в этих местах пророк Елисей очищает отравленную пищу (4 Цар.4:38-41). Исцеляет больного от проказы (4 Цар.5:8-14), очищает воду (4 Цар.2:19-22). Илия возносится на небо.
При римлянах Ирод Великий отстроил и роскошно украсил город новейшими постройками.
Через Иерихон проходил Христос, возвращаясь из Галилеи в Иерусалим, совершил ряд чудес. В Иерихоне Он встретил Закхея, взобравшегося на смоковницу (Ев.Лк.19) и слепого (Ев.Лк.18:35-43).
Кроме того, Христос после Его Крещения отправился в пустыню, простирающуюся к западу от Иерихона, чтобы поститься там и избавиться от дьявола.(ев.Мф.4: 1-11; Лк.4:1-13; Мк 1:12-13). Сорок дней и сорок ночей постился Господь.
Все места, связанные с религиозными событиями и деятельностью пророков, с четвёртого века стали христианскими местами паломничества и монастырями. В византийскую эпоху в окрестностях Иерихона и в самом городе существовало более 20 монастырей и церквей, гостиниц для принятия паломников и различных христианских обществ для больных и бедных.
После изгнания из Святой Земли крестоносцев Иерихон запустел и постепенно превратился в дикую бедуинскую деревню. С середины прошлого столетия он начал отстраиваться, а разумное использование воды богатого источника (в системе арыков) дало возможность развить фруктовые насаждения. Теперь Иерихон продолжает быстро развиваться, превращаясь в современный городок.
Русский участок в Иерихоне
Русская Духовная Миссия во второй половине прошлого века приобрела в Иерехоне два участка земли с фруктовыми садами и странноприимным домом.. Русские богомольцы, следовавшие из Иерусалима на Иордан, пользовались радушным гостеприимством. «В Иерихоне встречают русских поклонников огромные самовары, которые кипят на дворе чуть ли не всю ночь, так что всякий может заварить себе чаю», - сообщалось в «Путеводителе по Святой Земле», изданном в Одессе в 1886 году.
Сегодня паломник в Иерихоне может посетить источник Елиссея, место избавления и поста, Грот Ильи пророка и Греко-православный монастырь вместе со смоковницей Закхея.
На русском подворье РДМ, небольшой храм Иоанна Крестителя. Пруд, где Елисей сделал воду пресной. В храме сохранившаяся плита от византиской церкви VI века.

Монастырь пророка Елисея – греческий мужской монастырь. Здесь находится смоковница - дерево, на которое залез Закхей, чтобы увидеть Господа Иисуса. Она до сих пор стоит зелёная и приносит плоды смоквы. Закхей (по-русски – «чистый») был богатый Иудей. Он жил в Иерихоне и был начальником мытарей, т.е. сборщиков податей в этом городе. Его любопытство и желание видеть Христа были так сильны, что для этого, будучи мал ростом, он влез на смоковницу. Господь Иисус, как Сердцеведец, зная внутренние движения сердец человеческих, сказал ему: «Закхей, сойди скорее; ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме». Закхей при этих словах Божественного Учителя с поспешностью слез с дерева и повёл к себе Небесного Гостя. При народном ропоте, что Господь пошёл в дом человека грешника, Закхей, полный сердечной радости, как бы с чувством самобичевания, воскликнул так: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и если кого обидел, воздам в четверо» (Лк.19,8). «Ныне пришло спасение дому сему», - отвечал Спаситель на пламенный сердечный порыв взысканного Его милосердием Закхея. По преданию, Закхей был первым епископом церкви Кесарии Палестинской.

Гора сорока дней
Гора сорока дней- монастырь Искушений На западе от Иерихона в долине находится Гора Искушений, где Господь Иисус Христос обрёк себя на одиночество и пост, продолжавшийся 40 дней. Суровая скалистая гора как бы нависает над городом Иерихоном и долиной реки Иордан. С её вершины открывается широкий панорамный обзор, начинающийся от земных оазисов Иерихона до живописной долины реки Иордана и дальше к Мёртвому морю. Первый монастырь на вершине горы был построен в 340г. Святым Харитоном, назвавшим его Лавра Дока, происходящее от ивритского названия горы Док. Именно с вершины этой горы, согласно Евангелия, дьявол пытался искусить Христа, показывая ему все царства мира.(Ев.Мф.гл.4). Место Поста находится сегодня внутри монастырской церкви. В византийскую эпоху на этом месте находилась лишь часовня. Монастырь Святого Харитона на вершине горы был разрушен персами и прекратил свое существование.
В конце XIX века на месте 40 дневного Поста, русскими монахами был построен православный монастырь, именуемый монастырем Искушения, оставив развалины древнего монастыря на вершине горы.

Материал подготовлен руководителем ПС Н.Малиновской по итогам паломнических поездок

Вид на монастырь при подъеме на гору
Завершающий этап подъма

Монастырь был основан преп. Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Адрес: территория Западного берега реки Иордан, Иудейская пустыня, долина Кедрон

Проезд: Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит - кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Мужской монастырь Искушения (монастырь Каранталь)

Монасты́рь Искуше́ния, или монастырь Каранталь (греч. Μοναστήρι του Πειρασμού; араб. دير القرنطل‎, Deir al-Quruntal) - православный греческий мужской монастырь Иерусалимского патриархата в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне на северо-западной окраине Иерихона. Построен на горе, отождествляемой с описанным в Евангелиях местом искушения Иисуса Христа дьяволом. В память этого события получили название и сам монастырь, и гора, на которой он расположен (гора Искушения, Сорокадневная гора или гора Каранталь).

Адрес: Палестинская территория, Иерихон, гора Каранталь.

Проезд: Монастырь находится на склоне горы Каранталь, чуть севернее Иерихона. От автобусной парковки у подножья горы наверх ведет дорожка (пешеходная, хотя по ней может проехать и подходящая легковая машина). Можно воспользоваться фуникулером, посадка на фуникулер в Иерихоне, рядом с Тель-Султане. Последний отрезок пути все равно придется преодолевать пешим ходом по ступеням бетонной лестницы. Весь подъем занимает около 15 минут.

Мужской монастырь преподобного Герасима Иорданского

Монастырь Герасима Иорданского, или Дейр Хиджле - мужской монастырь Иерусалимской православной церкви, находящийся в Иудейской пустыне на юго-востоке Иерихона, и 1 км юго-западнее посёлка Дейр-Хаджла, в пяти километрах от Мертвого моря, названный в честь первопроходца-монаха Герасима Иорданского. Отдаленный от реки Иордан расстоянием приблизительно в одну милю, монастырь представляет собой каменную крепостную лавру, рассчитанную не менее чем на 70 монахов.

Недалеко от лавры святого Герасима был также монастырь Каламон, который, по преданию, находился на том самом месте, где ныне расположен монастырь Герасима Иорданского.

Адрес: Иудейская пустыня на юго-востоке Иерихона, 1 км юго-западнее посёлка Дейр-Хаджла, 5 км от Мертвого моря.

Проезд: Из Иерусалима в сторону Иордана, highway 90, после поворота на Иерихон второй поворот налево.

Женский монастырь Феодосия Великого (Палестина)

В 476 году преподобный Феодосий Великий нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном своем пути из Вифлеема и остался подвизаться здесь. Со временем к нему собралась братия и обитель святого Феодосия стала готовить иноков к поступлению в Лавру Саввы Освященного, а затем стала вполне самостоятельным монастырём. В отличии от других лавр палестинской пустыни новая обитель стала образцом совмещения созерцательной жизни и трудолюбивой заботы о ближних - преподобный Феодосий, наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся. В обитель стало собираться множество нуждающихся, а братия выросла до 700 человек. В состав монашеской общины входили разноплеменные подвижники, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для одержимых бесами.

Адрес: Палестина, провинция Вифлеем, Иудейская пустыня

Почтовый адрес: Greek Orthodox Convent, P.O. Box 183, Bethlehem

Телефон: +972-2-2761223; +972-505-282447 (мобильный)

Мужской монастырь Георгия Хозевита (Вади Кельт)

Монастырь св. Георгия возник в IV в., когда пять сирийских монахов, стремившихся к пустынному уединению по опыту пророков, поселились у пещеры, в которой св. пророк Илия скрывался три года и шесть месяцев, а вороны приносили ему еду (Цар.3, 17:5-6).

Св. Иоанн Хозевит, приехавший в монастырь из Египта в 480 г., значительно расширил монастырские постройки, превратив его в монастырь общежительного типа.

Адрес: Иудейская пустыня

Как добраться: из Иерусалима от Центральной автобусной станции автобусом 125 до поселения Мицпе-Йерихо. Выйти из ворот поселения и повернуть направо, далее еще раз направо и по асфальтированной служебной дороге около пяти километров до стоянки и арки, обозначающей начало монастырских земель. Далее вниз. На машине по шоссе № 1 Иерусалим-Иерихон, до поворота налево – в поселение Мицпе-Йерихо, не въезжая в ворота поселения снова налево, далее первый поворот направо.

Мужской монастырь пророка Елисея (Иерихон)

Монастырь пророка Елисея – греческий мужской монастырь. Здесь находится смоковница - дерево, на которое залез Закхей, чтобы увидеть Господа Иисуса. С именем пророка связывается множество чудес - от чудесного перехода Иордана до исцеления больных и воскрешения сына гостеприимной жены-сонамитянки. К известным его чудесам также относятся: умножение елея по просьбе бедной вдовы, умножение хлебных начатков, исцеление сирийского полководца Неемана.

В связи с памятью пророка Елисея и евангельского события покаяния мытаря Закхея в Иерихоне в 1886 году на средства русских благотворительниц – А. Д. Богдановой и члена Императорского Православного Палестинского Общества Марии Михайловны Киселевой из Пензы был воздвигнут православный храм во имя пророка Елисея.

Сейчас здесь находится греческий православный монастырь пророка Елисея, в котором сохранилось немало русских икон, пожертвованных в различные периоды.

Адрес : Палестина, Иерихон

Монастырь Святой Троицы (Хеврон)