Пищевая промышленность

Иларион (епископ Ростовский). Иларион (епископ Ростовский) Тропарь святителям Ростовским

вятитель Феодор, в миру Иоанн, происходил из рода ростовских бояр, про­славленного целым созвездием русских святых: преподобные Кирилл и Мария (память 28 сентября/11 октября и 18/31 января) - дедушка и бабушка святителя, преподобный Сергий (память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября) - его родной дядя, преподобный Стефан Радонежский, почитаемый в составе Соборов Московских, Радонежских и Ростовских святых, - отец святителя Феодора.

В Житии святителя Феодора сообщается, что он родился в городе Радонеже «от благородну родителю, отца именем Стефана и матери именем Анны, и крестиша его во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и нарекоша имя ему во святом крещении Иоанн».

Дед святителя Феодора, боярин Ки­рилл, занимал важную должность на службе у Ростовского князя Константина (ум. 1365), внука благоверного , о котором было рас­сказано выше. У святого Кирилла было трое сыновей - Стефан, Варфоломей и Петр. Все они родились в Ростове, в его усадьбе, расположенной в слободе, кото­рая впоследствии получила название . Это название встречается с XIX века, а в предшествующие XVII - XVIII века документы называли эту слободу Никольской, уточняя: «у старых варниц, где бывали варницы, что связано с добыванием здесь соли в прежние века». (Не известно, когда начали вываривать соль в этой местности, но по отдельным сведениям можно полагать, что добывали соль здесь в течение нескольких веков. Выварка соли в Ростовском крае была одной из основных отраслей промышленности.)

Боярин Кирилл был богат, но к старости совсем обеднел и со всем своим семейством вынужден был переселиться из Ростова в Радонеж, где старший его сын, Стефан, поступил на службу к Радонежскому князю Андрею Иоанновичу, сыну великого князя Московского Ивана Даниловича Калиты. Сам боярин был уже стар и служить не мог. Стефан к тому времени был женат и имел двоих сыновей - Климента и Иоанна, которому и суждено было стать впоследствии святителем Феодором. В жизни Стефана вскоре после переезда в Радонеж случился трагический перелом: умерла его жена Анна. Стефан, оставив сыновей на попечение младшего брата, постригся в монашество в Хотьковском Покровском монастыре.

Средний сын преподобных Кирилла и Марии, Варфоломей, от материнской утробы был избран Богом для великого служения Святой Троице. Он с отроческих лет проявлял склонность к иноческому житию, и родительский дом был для него местом испытания своих сил и подготовки к этому служению.

Младший сын святых родителей, Петр, был женат и жил своим домом. В отличие от братьев, избранных Богом для особого служения, Петр прожил обыкновенную жизнь, но нет сомнения в том, что в этой жизни воплотились лучшие идеалы русского православного благочестия, унаследованные им от своих святых родителей. Он был надежным помощником братьям, особенно в первые годы их монашеских подвигов, снабжая их всем необходимым в радонежской глуши, заботясь об оставленных на его попечение племянниках.

К тому времени, как будущий святитель ступил на иноческий путь, в жизни его отца и дяди произошло много перемен. Варфоломей, похоронив родителей, осуществил свою давнюю мечту о служении единому Богу. Он оставил мир и ушел вместе со Стефаном в радонежские леса на пустынное жительство. Там братья построили церковь во имя Живоначальной Троицы и положили начало великой Троице-Сергиевой Лавре. Но затем пути братьев разошлись. Варфоломей остался в лесной пустыни, а Стефан, не выдержав искушений пустынного жительства, ушел в Москву. Однако в мир он не вернулся, а поступил в Богоявленский монастырь, стал другом будущего Первосвятителя Московского Алексия и духовником великого князя Московского Симеона и многих его ближайших бояр. А Варфоломей, принявший в иноческом постриге имя Сергий, вскоре стал игуменом новоустроенного монастыря и благодатным старцем, за советом и благословением которого люди потянулись со всей Руси. Очевидно, Иоанн, рано проявивший склонность к иноческой жизни, какое-то время провел вместе с отцом в Богоявленском монастыре, иначе трудно было бы объяснить столь раннее начало его иноческой жизни.

А начиналась она так. Отрок Иоанн, которому было уже двенадцать лет, ис­пытывал такое благоговение к своему дяде, о котором к тому времени говорили уже повсюду, что отец однажды привел его в Троицкий монастырь (он не забыл Божественной благодати, осенившей эти места при самом начале славной обите­ли, и сам мечтал вернуться сюда). Препо­добный Епифаний Премудрый пишет: «Стефан вошел в церковь, взял за правую руку сына своего и препоручил его игумену Сергию, повелев постричь сына в иноки». Преподобный Сергий постриг своего племянника в день памяти преподобного Феодора Трихины, 20 апреля. По обычаю того времени ему было дано имя святого того дня, в который совершался постриг, - Феодор.

Вся жизнь в монастыре построена на смирении и послушании. Новоначальные во всем послушны своим опытным наставникам, они сами, в свою очередь, во всем следуют воле настоятеля, а настоятель, если он истинный монах, свою волю вменяет в ничто перед волей Божией и сам смиряется перед самым младшим из братии монастырской. Тогда в обители утверждается истинно Христова любовь, которая низводит на подвизающихся в ней благодать Божию. В таком послушании любви пребывал Феодор у своего духовного отца и дяди в течение многих лет. Он стал совершенным иноком, многих более зрелых возрастом монахов превзойдя в монашеском подвижничестве. Душа его была открыта для преподобного Сергия, от которого он не скрывал ни одного из своих помыслов.

Преподобный Епифаний, много лет знавший святителя Феодора, сообщает: «Пребывая с тех пор у Преподобного, Феодор находился у него в совершенном послушании и проходил жизнь добродетельную, изнуряя свое тело великим воздержанием, так что многие ему удивлялись. Удивительно было у него и то, что он никогда не скрывал от Преподобного своих помыслов - ни днем, ни ночью. Когда же он достиг совершенных лет и был сподоблен священства, то стал приходить ему помысл - как бы найти место и устроить монастырь общежительный. И пришел он, и признался Преподобному в мыслях своих; и так было не один раз, но многократно. Святой же, видя упорное таковое желание его, подумал, что это от Бога».

Преподобный Сергий видел в своем любимом ученике преемника на игуменстве в Троицкой обители, но, узнав о желании Феодора основать свой монастырь, Преподобный уразумел в этом волю Божию и благословил племянника. В Житии святителя Феодора говорится о том, что ему было благодатное явление во время ночной молитвы, о котором он никому не сказал, но преподобный Сергий, видимо, извещенный Свыше, спустя немалое время сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте. Но если хочешь теперь начать задуманное тобою дело, то да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица».

Св. Фе­о­дор об­лю­бо­вал на бе­ре­гу Моск­вы-ре­ки ме­стеч­ко Си­мо­но­во, и пре­по­доб­ный Сер­гий сам при­хо­дил по­смот­реть и бла­го­сло­вить вы­бран­ное ме­сто. Здесь пре­по­доб­ным Фе­о­до­ром бы­ла по­стро­е­на цер­ковь в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы, а в 1380 г. в ней бы­ли по­гре­бе­ны ге­рои Ку­ли­ков­ской бит­вы – схи­мо­на­хи Алек­сандр и Ан­дрей. Но­вый мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся Си­мо­но­вым. Бу­дучи игу­ме­ном Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, пре­по­доб­ный Фе­о­дор, хо­тя и был от­вле­ка­ем об­ще­цер­ков­ны­ми де­ла­ми, од­на­ко неослаб­но ру­ко­во­дил мо­на­стыр­ской жиз­нью и вос­пи­тал мно­гих по­движ­ни­ков, из ко­то­рых наи­бо­лее из­вест­ны пре­по­доб­ный Ки­рилл Бе­ло­зер­ский и пре­по­доб­ный Фе­ра­понт Лу­жец­кий (Мо­жай­ский).

Глу­бо­кий ум и мо­на­ше­ские по­дви­ги свя­то­го снис­ка­ли ему все­об­щую лю­бовь. По преданию свя­той князь Ди­мит­рий Ива­но­вич Дон­ской из­брал его сво­им ду­хов­ни­ком и ча­сто по­ру­чал ему важ­ные цер­ков­ные и го­судар­ствен­ные де­ла. Так, в 1381 г. свя­той ез­дил в Ки­ев для при­гла­ше­ния на Мос­ков­скую ка­фед­ру свя­ти­те­ля Ки­при­а­на; в 1383 г. с важ­ным цер­ков­ным по­ру­че­ни­ем был в Кон­стан­ти­но­по­ле. В 1388 г. пре­по­доб­ный Фе­о­дор вновь пу­те­ше­ству­ет в Кон­стан­ти­но­поль по де­лам Рус­ской Церк­ви и воз­вра­ща­ет­ся в Рос­сию в сане ар­хи­епи­ско­па Ро­стов­ско­го. В те­че­ние недол­го­го управ­ле­ния Ро­стов­ской епар­хи­ей он ос­но­вал в Ро­сто­ве Рож­де­ствен­ский мо­на­стырь и управ­лял им до сво­ей кон­чи­ны.

Святитель Феодор был церковным писателем и переводчиком. Он перевел с греческого языка молитвы патриарха Филофея Коккина и некоторые литургические произведения. Специалисты отмечают, что язык переводов святителя Феодора отличается простотой, четкостью и выразительностью.

Первый архиепископ Ростовский был также известным иконописцем: писаше многие святые иконы, егда был архимандритом в Симоновом монастыре на Москве. Писал иконы святитель Феодор и в Ростове, будучи архиепископом Ростовским. Первая икона преподобного Сергия, которая потом послужила образцом для написания образа Преподобного, была написана в Ростове его племянником и учеником: после преставления преподобного Сергия в 1392 году он... образ написа дяди своего преподобного Сергия чудотворца. В XVII веке в Москве были известны иконы его письма, деисус в храме святителя Николая на Болвановке. Имя архиепископа Феодора называлось также на Стоглавом Соборе среди иконописцев-иерархов.

Святитель Феодор писал иконы и был известным иконописцем в эпоху творчества преподобного Андрея Рублева, что дает нам представление о высоком духовном и профессиональном уровне его икон. Преставился святитель Феодор 28 ноября 1394 года, пережив своего великого дядю всего на два года. Погребен он, как и все ростовские владыки, в кафедральном Успенском соборе Ростова. Его святые мощи лежат под спудом у южной стены, ближе к юго-западному углу храма. Местное почитание его, очевидно, установилось сразу же после его блаженной кончины. Тропарь и кондак святителю Феодору мы находим уже в сборнике Кирилло-Белозерского монастыря, датируемом 1474-1482 годами. В месяцесловах XV века имя святителя Феодора, архиепископа Ростовского, упоминается в одном ряду с именами святителей Московских Петра и Алексия.

Память святителя Феодора празднуется в день его преставления (28 ноября /11 декабря) и в дни празднования Соборов Ростовских (23 мая/5 июня) и Радонежских (6/9 июля) святых.

Изображения святителя Феодора, архиепископа Ростовского, можно увидеть среди избранных святых Троице-Сергиевой Лавры и среди Ростовских святых. Самым ранним из тех, что нам известны, является изображение святителя Феодора, которое относится к середине XVI века. Это фреска в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля. Образ святителя Феодора написан в настенных росписях, созданных около 1675 года в церкви Спаса на Сенях Ростовского архиерейского дома (Ростовский Кремль) и на иконе Ростовских святых, датированной 1686 годом (икона «Ростовские святые» находится в ).


Суздальские Святые: святитель Феодор Суздальский и святитель Иоанн Суздальский.

Святитель Феодор, епископ Суздальский, был родом из Греции. Он прибыл в Киевскую Русь из Константинополя в свите духовных лиц, сопровождавших святителя Михаила, митрополита Киевского (+992; память 30 сентября/13 октября), который крестил великого князя Владимира в 987 году в Корсуни. По свидетельству Кормчей XIII века, список с еще более древней, равноапостольный великий князь Владимир († 1015 г.) говорил о себе: «Прием святое крещение и прослави Бога, яко сподобити прияти таковую благодать преосвященным митрополитом Михаилом, и взях его, первого митрополита, от патриарха и от всего собора, почтеннаго лампадою и саком, яко второго патриарха, с ним же крестих всю Русскую землю».

После крещения киевлян летом 988 года великий князь Владимир вместе с сыновьями и первым митрополитом Киевским Михаилом объезжали русские города, ревностно распространяя христианство. В Чернигов, Белгород, Переяславль , Новгород, Владимир Волынскиий были поставлены епископы. В 990 году митрополит Михаил посвятил в сан епископа сопровождавшего его святителя Феодора и назначил его на новоустроенную кафедру в Ростове Великом.

Рукописное житие святителя Леонтия Ростовского (+1164; память 23 мая/5 июня) свидетельствует: «Бысть первый епископ Ростову Феодор и крести Ростовскую землю и Суздальскую».

Святитель Феодор сразу же приступил к строительству первого в Ростове христианского храма, первоначально деревянного. Он был освящен в честь Пресвятой Богородицы и простоял 168 лет.


Икона преподобного Феодора, архиепископа Ростовского. Икона написана по благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Тихона (Белавина), будущего всероссийского Патриарха. Со страницы Храм – памятник славы Куликова поля книги Благословение преподобного Сергия.

Ростовские жители вначале, будучи еще язычниками, довольно вреждебно встретили и самого архипастыря, и все его начинания. Множество обид пришлось вынести святителю от идолопоклонников, подстрекаемых волхвами. Притеснения с их стороны все увеличивались, поэтому в 992 году епископ Феодор вынужден был покинуть Ростов Великий. По выражению Степенной книги, святитель «изнемог» от упорных язычников и «неверных людей», не принимавших крещения.


Святитель Феодор Ростовский. Фреска в алтаре Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (см. Иконография учеников Сергия Радонежского).

Святитель Феодор поселился в местности, где позднее возник город Суздаль. В кратком рукописном сказании о святителе Феодоре, хранившемся в ризнице суздальской соборной церкви, повествуется: «Приям святитель Феодор паству словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, идольские капища разрушая; храмы же святые во славу Божию созидая и украшая. Зряще бо народи богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, по премногу удивляшися, обращахуся в веру Христову и приимаху святое крещение». Таким образом, Суздальская местность, входившая в то время и в последующие два столетия в состав Ростовской епархии, обязана христианским просвещением святителю Феодору, который поэтому и был поименован впоследствии Суздальским.

Так как по спискам Ростовских епископов XIV века прежде св. Леонтия три раза поставляется в Ростове Феодор, то это подает мысль, что св. Феодор из суздальского уединения снова возвращается в Ростов на кафедру. Это подтверждается и рукописным житием св. Леонтия; здесь сказано о равноапостольном кн. Владимире: «Феодора епископа посла в Ростов с князем Борисом». Поскольку же известно, что св. кн. Борис был послан в Ростов в 1010 году на место князя Ярослава, поступившего в Новгород; то прибытие св. Феодора в Ростов вместе с князем Борисом было также не прежде 1010 года. В этот раз он пробыл в Ростове, вероятно, до 1014 года, пока не вызван был кн. Борис больным отцом в Киев. Страдальческая кончина св. кн. Бориса и последовавшая за нею кровавая борьба Ярослава с братоубийцей Святополком были благоприятны только для фанатиков язычества, и блаженному епископу трудно было в такое время удержаться в Ростове. В помянутом житии св. Леонтия сказано, что блаженный Феодор, прибыв с князем Борисом в Ростов, хотя усердно трудился над просвещением народа святой верой, но неверие глубоко пустило корни в народе, проповедник «изгнан бысть».

Епископ Феодор преставился в Суздале , но летописи не сообщают года его блаженной кончины; по некоторым сопоставимым данным ее можно отнести не позднее 1023 года.

Дата прославления святителя точно неизвестна, но в соответствии с древним преданием обретение его святых мощей произошло еще до нашествия хана Батыя, то есть до 1237 года.

В 1754 году епископ Суздальский Порфирий предлагал Святейшему Синоду освидетельствовать мощи епископа Феодора. Указом от 27 августа 1755 года Святейший Синод постановил: «Нет никакого сумнительства, вновь освидетельствовать несть потребы, а оставить в таком же, как доныне были, состоянии и почитании».

В 1794 году стараниями преосвященного архиепископа Владимирского и Суздальского Виктора нетленные мощи святителя Феодора были положены в раку из позолоченного серебра и открыто почивали с тех пор по левую сторону от иконостаса в суздальском соборном храме в честь Рождества Богородицы.

Над мощам святителя еще с 1635 года существует настенная надпись:

«В лето 6948 первый благоверный и великий князь Владимир просвети Суздальскую землю святым крещением и паству вручи епископу Феодору».

Над гробницей святителя, почившего в Суздале, в XVI веке возложен был дорогой покров с такой шитой надписью: «Лета 7089 (1581), молясь Пресвятой Богородице и великому чудотворцу епископу Феодору Суздальскому, положила сей покров на великаго чудотворца епископа Феодора князя Владимира Андреевича княгиня Евпраксия».

В 1633 году Суздальский архиепископ писал в Суздальский Девичий монастырь: «Молитвы великих святителей чудотворцев Суздальских Иоанна и Феодора да будут с вами».

Служба святителю Феодору, а также его житие написаны иноком Григорием, подвизавшимся в Суздальском Евфимиевом монастыре , основанном в XIV веке.

В настоящее время мощи святителей Феодора и Иоанна Суздальских перенесены из Богородице-Рождественского собора Суздальского Кремля в "кафедральную" Казанскую церковь.

Первый епископ Ростовский.
Епископ Иларион - епископ Русской православной церкви, второй епископ Ростовский.
Прибыл в Ростов в 991 году из Константинополя. Как и его предместник Феодор, он напрасно старался окрестить язычников ростовской области и «не терпяще неверия и многая досаждения от людей», в 992 году оставил Ростов и возвратился в своё отечество, «ничто же успев»; по Степенной книге два первые епископа ростовские были изгнаны из Ростова «неверными людьми».

Епископ Леонтий Ростовский

Икона середины XVI века

Святой Симон, епископ Владимирский и Суздальский, в известном послании своём к Киево-Печерскому архимандриту Акиндину, приложенном к Печерскому патерику, перечисляя постриженников Киево-Печерского монастыря и именуя в числе их св. Леонтия, называет его третьим «гражданином русского мира». Житие же этого святителя, сохранившееся в многочисленных списках, утверждает, что он был грек, уроженец Константинополя. Митрополит Макарий, примиряя эти противоречия, допускает, что Леонтий мог быть греком, пришедшим впоследствии в Россию. Профессор В. О. Ключевский стоит за русское происхождение Леонтия. Служба сему святителю, сохранившаяся в списках XIII-XVI вв. и составленная Ростовским епископом Иоанном, занимавшим Ростовскую кафедру в 1190-1214 гг., современником и близким знакомым епископа Симона Владимирского, утверждая, согласно с житием, греческое происхождение святого Леонтия: «от царского града, якоже солнце, граду Ростову воссиял еси», в то же время говорит: «ты из млада Христа возлюбил еси, кумир возглумився и мерзких идослужений, храм себе освятил еси» (стихира на хвалитех), и тем самым указывает на русское происхождение его. В списках жития 4-й редакции и в прологе о святителе Леонтии сказано: «Российский и греческий язык добре разумеяше, книгам же российским и греческим вельми хитрословесен и сказатель от юности бысть».
Крещён ещё во младенчестве («освящен от пелен, от младых ногтей»), затем, согласно распоряжению князя Владимира или Ярослава, взят «в научение книжное» («книгам российским сказатель от юности бысть»), с целью возведения со временем в духовный сан («тя бо Бог прежде избра от юности, отче, пастыря овец словесных, тем преподобных лик тя восприят»).
Благодаря школьному воспитанию и книжному научению, св. Леонтий с молодых лет почувствовал влечение к иноческой жизни и для дальнейшего изучения послан был или добровольно отправился в Константинополь, где, нужно думать, и был пострижен в монашество. По возвращении из Константинополя он пришёл в Печерскую обитель к преподобномуАнтонию, что было не ранее 1032 г., откуда лицами, стоявшими во главе тогдашнего правления, был призван на кафедру Ростовскую, как русский образованный монах, и рукоположен во епископа, «как первый престольник» из иноков печерских, прежде 1051 г., когда возведен был в сан митрополита Киевского второй престольник и постриженник Киево-Печерского монастыря - Илларион.
В Ростове святитель Леонтий оказался одиноким борцом за христианскую веру, так как Ростов, по смерти святого Бориса Владимировича, долго не имел собственных князей.

Первым епископом Ростовским Феодором была построена дубовая, «дивная и великая» по словам летописи, в Ростове соборная церковь во имя Успения Богоматери ещё во времена св. Владимира, в 991 г., и при ней учреждён клир церковный, но христиан было весьма мало, да и сам святитель Феодор, а равно его преемник Илларион изгнаны были из города.


Научение грамоте св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.


Крещение св. Леонтием народа Ростовского. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.


Св. Леонтий научает детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.


Св. Леонтий крестит мерянских детей. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

Встреченный неприязненно старейшинами города Ростова, св. Леонтий поселился при соборном храме и прежде всего занялся просвещением клира церковного. Памятником этой просветительной деятельности святителя Леонтия служит дошедшее до нас и приписываемое ему в двух рукописях «Поучение и наказание к попом о всем, как подобает дети свои духовные учити и эпитимья им давати, по заповедем и по правилом святых отец». Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, об епитимии, о крещении, воскресении мертвых и о единобожии. Впрочем, профессор Н. Никольский говорит, что в большинстве списков это поучение приписывается митрополиту Кириллу (до 1280 г.). Святой Леонтий так любил организованный и духовно и нравственно просвещенный им церковный клир, что унёс с собою в могилу свиток с именами поставленных им клириков: по открытии мощей «видеша великого Леонтья… свиток держаща в руце свои, в нём же бяху написаны и прозвитеры и диаконы, их же бе поставил рукою своею».
Одновременно с «наказанием» клириков, св. Леонтий подвизался в проповеди христианских истин ростовским насельникам - язычникам из многолюдного племени мери, но открытая проповедь его встретила сначала глухое сопротивление, а затем и открытое восстание их: несколько раз с бесчестием прогоняли они его от себя и, наконец, совсем изгнали его из города. Тогда он поселился за городом близ небольшого ручья Брутовщицы, где и построил небольшую деревянную церковь во имя св. архистратига Михаила. Подвизаясь здесь в посте и молитвах, он сеял семена Христовой веры в сердцах отроков ростовских, которых для этой цели зазывал к себе и кормил пшеницею, сваренною с мёдом. С течением времени святитель Леонтий снова поселился в городе и с ревностью проповедовал слово Божие и крестил многих отроков и взрослых людей.
Успех миссионерской деятельности святителя Леонтия ожесточил сердца ростовских жителей языческой веры и они решили убить его. Однажды с оружием в руках они подступили к соборной церкви и требовали, чтобы святитель вышел к ним. «Испугались священники и диаконы соборные и стали умолять архипастыря своего, чтобы он не выходил и тайно скрылся от идолослужителей, готовых умертвить его». Но он, надев архиерейское облачение, вместе со священниками и диаконами, облачившимися, по его приказанию, в священные одежды, вышел из храма к народу. Поражённые мужеством святителя и светом небесным, исходившим от его лица, язычники попадали на землю, иные ослепли, иные пришли в телесное расслабление и, как мёртвые, лежали на земле у ног святителя. Помолившись ко Господу, он восставил их и исцелил; по увещанию его, они приняли его веру и крестились, и с того времени церковь в Ростове стала расти. «Тогда начал отходить мрак идольский, и воссиял свет благоверия», - говорится в древнем похвальном слове святителю Леонтию.


Язычники-ростовчане идут убивать св. Леонтия. Клеймо иконы «Леонтий Ростовский с житием в 24 клеймах». Ок. 1677 г.

О кончине святителя Леонтия сведения разноречивы: по одним - он скончался в мире, по другим - был убит толпою язычников; одни относят кончину его к 1070 г., другие полагают, что он убит в 1073 г. Е. Голубинский же говорит, что он скончался около 1077 г. Во всяком случае, все списки жития, указываемые митрополитом Макарием, согласно с первою и второю редакциями послания св. Симона, повествуют о мирной кончине святителя Леонтия. И Ростовский епископ Иоанн в своем каноне святителю прославляет св. Леонтия, как преблаженного и преподобного, но не как мученика. Да и в службе сему святителю, составленной одновременно с каноном и, всего вероятнее, тем же епископом Иоанном, весьма ясно говорится о мирной кончине его: «не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже уснул еси сном общим» (стихира на «Господи воззвах» на Великой вечерне).
С другой стороны, епископ Симон Владимирский и Суздальский пишет о Леонтии следующее: Леонтий, епископ ростовский, великий святитель, которого бог прославил нетлением, он был первопрестольник; его, после многих мучений, убили неверные.
Святое тело равноапостольного святителя Леонтия погребено было в соборном Успенском храме г. Ростова, а обретено нетленным в 1162 г. при копании рвов под стены новозаложенного великим князем Андреем Боголюбским каменного соборного храма на месте сгоревшей в 1160 г. дубовой соборной Успенской церкви и тогда же положено в присланном тем же князем каменном гробе в устроенном в честь его небольшом приделе с южной стороны алтаря соборного храма. Ростовский епископ Иоанн установил празднование святителю в день обретения мощей его - 23 мая. Но своды соборной церкви, воздвигнутые малоискусными зодчими, вскоре обрушились и мощи святителя Леонтия перенесены были в церковь Иоанна Богослова (которая с того времени заменила Ростову соборную церковь) и пребывали в ней до 1231 г.; в этом же году 25 февраля они снова были перенесены во вновь отстроенный храм во имя Успения Богоматери и поставлены в приделе, посвященном имени святителя. В 1609 г. поляки и литовцы, опустошившие Ростов, похитили золотую раку святителя и драгоценную икону его, и с тех пор мощи св. Леонтия почивают под спудом, а на месте их покоя находится рака с его надгробною иконою. В 1800 г. усердием ростовских граждан рака святителю была устроена серебряная, украшенная в недавнее время бронзовым изящным золочёным балдахином. Во время последней реставрации Ростовского Успенского собора в 1884 г. «Господь благоволил отчасти открыть место подземного покоя ростовского чудотворца: под полом (в подземельи) нынешнего придела во имя св. Леонтия открыт был древний придел в честь сего святителя, в котором на южной стороне находится ниша, украшенная древними фресками с изображениями святителя Леонтия, преставления и обретения мощей его; рядом со стенным изображением св. Леонтия, почти вровень с кирпичным полом придела, прямо под существующею ныне серебряною ракою св. Леонтия, открыта была замурованная из белого камня гробница, в коей, полагают, и покоятся честные мощи св. Леонтия».
У русских крестьян этот святой назывался Огуречником, так как день его памяти считался временем, подходящем для высаживанияогурцов. былинах об Алёше Поповиче, говорится, что он «Сын попа Леонтия Ростовского».

Исаия, епископ Ростовский


Авраамий, Исаия, Леонтий, Игнатий Ростовские и Сергий Радонежский. Икона кон. XV – нач. XVI в.

Исаия (ум. 15 мая 1090) - уроженец Киевской земли. Постригся в Печерской обители при преподобом Феодосии. Был игуменом монастыря святого великомученика Димитрия в Киеве (с 1062).
Стал Епископом Ростовским и Суздальским после смерти епископа Леонтия (не позднее 1077).
Исаия утвердил христианство на Ростовско-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы.
Участвовал в освящении церкви св. Михаила в Всеволодовом (Выдубицком) монастыре (1088), церкви Богородицы в Печерском монастыре (1089).
Умер в 1090 г., похоронен в Успенском соборе. Гроб сначала находился в небрежении. Мощи обретены в 1164 г. (или 1162) при постройке нового собора взамен сгоревшего, началось народное поклонение им. Местное празднование памяти как чудотворца установлено в 1474 г. архиепископом Вассианом (Рыло).
Первую редакцию жития датируют XV или XIII в.; вторую - XV-XVI вв.

Ефрем, епископ Ростовский

О жизни и деятельности преосвященного Ефрема сведений сохранилось очень мало. На пост архипастырского служения он призван в 1090 г. из числа подвижников Киево-Печерской лавры. С этого времени и до 1119 г. он управлял Ростовской епархией.
Скончался в 1147 г.

Святитель Симон, епископ Суздальский

Святитель Симон, епископ Суздальский жил в кон. X - первой пол. XI вв.
По Суздальскому летописцу он значится третьим епископом Ростовской области, а по Ростовскому летописцу - пятым.
В обоих этих летописцах он следует после Ефрема.
Ушёл из жизни в первой пол. XI в.
Мощи почивают в в Киево-Печерской Лавре, в Антониевой пещере.

В расходных книгах Суздальского архиерейского дома за 1762 год записано, что память о блаженном епископе Симоне в Суздальской соборной церкви совершалась торжественно 10 мая, в день его преставления.
Праздник святому Симону отмечается и 23 июня/6 июля в .

Нестор, епископ Ростовский

По происхождению - грек.
Во времена и Юрия, и Андрея, и Всеволода в городах Владимире и Суздале епархий не было, и церковное руководство в Суздальской земле осуществлялось ростовским епископом. Епархия во Владимире появилась только при Юрии Всеволодовиче, в 1214 г.
В городах, не являвшихся центрами епархий, были «владычные наместники», подчинявшиеся епископу. На открытие нового храма требовалось епископское благословение, оно требовалось и на утверждение священника, хотя кандидатуру мог выдвигать ктитор - в данном случае князь. Ктитор мог инициировать и смещение неугодных ему священников, но, опять же, требовалось согласие епископа.
Ростовским епископом в начале 1150-х гг. был Нестор. Когда и кем он был поставлен на кафедру, мы точно не знаем. М.Д. Приселков полагал, что хиротония Нестора имела место в 1137 г., т.е. еще до избрания митрополитом Клима Смолятича (1147 г.). Аргументация исследователя сводилась к следующему: Нестор не мог быть поставлен на кафедру позднее 1139 г., так как в этом году великим князем киевским стал Всеволод Ольгович, с которым у Долгорукого была вражда. А поскольку в 1137 г. от переяславской епархии отделилась смоленская, то исследователю виделось вероятным, что тогда же отделилась и ростовская епархия (также от переяславской). Н.Н. Воронин принял эту точку зрения и датировал хиротонию Нестора 1137 годом.
В 1147 г. собор поставил Климента на русскую митрополию. М.Д. Приселков полагал, что Ростовский епископ Нестор «не отозвался на княжеское приглашение», а Н.Н. Воронин -что отсутствием на соборе Нестор «проявил равнодушие в деле Клима Смолятича». Но, конечно, обстановка фактической гражданской войны не позволила бы ростовскому епископу «проявить равнодушие» и игнорировать столь важное мероприятие. На самом деле ответ на этот вопрос гораздо более прост и логичен: ростовской епархии тогда еще не существовало.
В 1157 г. Нестор был удален князем Владимирским от управления епархией за то, что не разрешал поста в среду и пяток для Господских праздников, кроме двух: Рождества Христова и Богоявления.
С 1158 г. на Ростовской кафедре был епископ Леон.
В 1160 г. митрополит Киевский Феодор рассмотрел дело епископа Нестора соборне и совершенно оправдал его, но князь Андрей Боголюбский не хотел принять изгнанного епископа, и владыка Нестор должен был искать себе защиты у Константинопольского патриарха. Патриарх также нашел его невинным и неоднократно просил князя Андрея Боголюбского принять этого епископа как совершенно правого.
При участии епископа Нестора и великого князя Владимира 12 мая 1164 г. был заложен каменный собор в городе Ростове.

Леон, епископ Ростовский

До хиротонии был игуменом Суздальского Владычнего монастыря.
Поставлен в епископы Ростовские митрополитом Константином I в 1158 г. вместо лишенного годом ранее кафедры епископа Нестора. В Суздальской земле это поставление было расценено как незаконное. По Лаврентьевской летописи: «Леон епископ не по правде поставися Суждалю. Нестеру епископу Суждальскому живущю, перехватив Нестеров стол».
В первый год его епископского служения в Ростове был сильный голод, а вскоре большой пожар, от которого сгорела соборная церковь.
Уже в 1159 г. «выгнаша ростовци и суждальци Леона епископа, зане умножилъ бяше церковь, грабяи попы». По предположению Н.Н. Воронина, ростовский епископ провел своего рода переучёт облагаемых епископской данью церквей, причём включил в их число и приделы (алтари) каждой церкви, что значительно увеличило доходы епископской казны.
Вступив на кафедру, начал проповедовать новое учение, не соглашаясь с мнением Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга, что не должно разрешать пост среды и пятка вообще ни для каких Господских праздников, даже для Рождества Христова и Богоявления, учение, которое, как открыто противное учению патриарха, показалось некоторым ересью. С жаром отстаивал Леон свои мысли перед великим князем Андреем Боголюбским и перед всеми людьми, но в 1159 г. был изгнан и отправлен сперва в Чернигов к князю Святославу, потом в Киев. Оскорбленный епископ Леон пошел искать суда в Грецию, но и в Царьграде за свои еретические воззрения о посте был заключен в темницу.
По возвращении изгнан вторично в 1162 г.
Мнение епископа Леона о посте в среду и пяток, заклейменное именем ереси, было отвергнуто всеми в России.
Скончался 1 мая 1171 г., «зле изверже душу свою».

Феодор II, епископ Ростовский

Феодор II, епископ Ростовский (по некоторым рукописям - Феодал, Федорцо, Белый клобучек, Феодорец-Калугер) - епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский. Феодор именуется лжеепископом, насильником, хищником, похитившим престол Ростовской епископии в 1169 г.
Феодор считался родственником знатного боярина Петра Бориславова и племянником Смоленского епископа Мануила, словом, был "рода велика и имеяше богатства много".
Феодор был постриженником Киево-Печерского монастыря, а потом игуменом Суздальским.
Нрава Феодор был "злого, дерзкого, бесстыдного, телом крепок, для всех грозен и страшен".
Еще в 1162 г. Владимирский князь Андрей Боголюбский († 1174; память 4/17 июля и 23 июня/6 июля в ), желая возвысить свой любимый город Владимир, просил Константинопольского патриарха выделить из Ростовской епархии город Владимир и создать отдельную от Киева митрополию. Кандидатом на митрополичью кафедру он предлагал своего любимца игумена Феодора. Но патриарх Лука Хрисоверг на это не согласился, а льстивого и пронырливого Феодора, оклеветавшего Ростовского епископа Нестора, советовал удалить от себя.
В 1168 г. в Киеве был созван большой Собор, состоящий из 150 духовных лиц, по случаю споров о посте в среду и пяток. От Владимирского князя Андрея Боголюбского был прислан на Собор игумен Феодор с предложением свергнуть Киевского митрополита Константина и избрать нового, но предложение принято не было. Тогда игумен Феодор с запасом золота и серебра отправился в Царьград к патриарху с донесением, что в Киеве якобы нет митрополита, и просил, чтобы его поставили митрополитом Киевским. Патриарх не согласился. Но это не смутило игумена Феодора. Он принес патриарху богатые дары и просил поставить его епископом Ростовским, говоря, что там якобы нет епископа, а в России некому поставлять во епископы, так как в Киеве нет митрополита. Патриарх внял его мольбе, и 16 июня 1170 г. Феодор был хиротонисан во епископа Ростовского.
Прибыв в Россию, он поселился в городе Владимире. Владимирский князь Андрей Боголюбский уговаривал Феодора ехать в Киев к митрополиту за благословением. Феодор с гордостью отверг совет князя, сказав, что его сам патриарх поставлял во епископа. Когда митрополит Киевский узнал о новопоставленном епископе Феодоре, то известил ростовскую паству, чтобы она не признавала его епископом и не принимала от него благословения. После этого епископ Феодор подверг проклятию игуменов и священников, закрыл церкви во Владимире и других городах, "и не бысть пения нигдеже". По сказанию летописцев, епископ Феодор укорял и хулил не только князя, но Пречистую Богородицу, а как поступал с людьми, страшно сказать - всячески мучил их. Князь со слезами умолял его прекратить злые деяния, но епископ Феодор был непреклонен. Тогда князь заковал его в железо и отправил к митрополиту на суд. Но даже увещания митрополита не образумили епископа Феодора, он продолжал упорствовать и злословить всех. Митрополит послал его в заточение на Песий остров, но и там он не принес покаяния. Видя непокорство Феодора, митрополит отослал его на суд к князю, а князь передал на суд народного веча. Суд был без милости. Феодору отрубили правую руку, отрезали язык, выкололи глаза и с жерновым камнем на шее бросили в Ростовское озеро 8 мая 1172 г. "И тако злый зле погибе".

Лука, епископ Ростовский

Вероятно уроженец южной России. Иночество принял в одном из Киевских монастырей, откуда, неизвестно когда, избран был на игуменство киевского Спасского монастыря, что на Берестове.
В 1185 г., 11 марта хиротонисан в епископа Ростовского.
При нём начались стенописные работы в каменном ростовском Успенском соборе.
Вероятно в 1188 г. переведён во Владимир-на-Клязьме, оставшись епископом Ростовским.
В 1187 г. убедил великого князя примириться с Рязанским князем. В том же году он расписал и освятил его в 1189 г. Этот собор погорел в 1185 г. и был возобновлён великим князем Всеволодом Юрьевичем.

10 ноября 1189 г. епископ Лука преставился и Великий князь Всеволод Юрьевич, «спрятавши тело его с игумены и с чернецы, с клирошаны, с попы, положиша и у св. Богородицы в граде Володимери 11 ноября, на память св. Литы, Виктора и Викентия». При реставрации собора (1888-1889 гг.) была открыта наглухо заложенная в очень давние времена крупным старинным кирпичом гробница епископа Луки; плита, которою она была покрыта, устроенная на два ската из целого белого камня, оказалась совершенно твердою. Летописец так отзывается о святителе Луке: «Бысть же святый сей муж свят, милостив к убогим и вдовидам, ласков же ко всякому богату и убогу, смирен же и кроток речью и делом, утешая печальные, по истине добрый пастырь».
По указу царя Ивана Грозного в 1552 г. повелено было во владимирском Успенском соборе «по Владимирских по пяти владыках пети в год… панихиду по Луке епископе октября в 8 день».
Канонизирован Русской церковью в лике святителей, память совершается 8 (21) октября и 23 мая (5 июня) в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Епископ Ростовский Иоанн I

Иоанн - епископ Ростовский с 1190 по 1213 гг.

От Ростовской епархии в 1198 г. отделилась Муромская епархия.
С 1198 г. Ростовская, Суздальская и Владимирская епархия.
См. .

Симон Печерский

В 1214 (1215) г. епископом Суздальским и Владимирским был поставлен игум. владимирского Рождество-Богородицкого монастыря св. .

Епископ Ростовский Пахомий

10 ноября 1214 г. во епископа Ростовского, Переяславского, Угличского и Ярославского был хиротонисан Пахомий (1214 - 1216 гг.), духовник .
С 1196 г. жил в Киево-Печерском монастыре, где и пострижен в монашество.
С 1201 г. исполнял обязанности духовника великого князя Константина (память 23 мая/ 5 июня, 8/21 июня, 3/16 июля).
При нем был заложен знаменитый Спасо-Ярославский монастырь.
Епископ Пахомий известен своим образованием, «исполнен книжного учения».
На его попечении семилетним ребенком оставался Василько (Василий), князь Ростовский (память 23 мая/ 5 июня).

В Ростовской летописи о епископе Пахомии сказано: «Сей блаженный епископ был избранник Божий и истинный пастырь, а не наемник, агнец, а не волк; не собирал он богатства от чужих домов и не хвалился им, но еще обличал грабителей и лихоимцев; усердно пекся о сиротах, был весьма милостив к убогим и вдовицам, смирен, кроток, исполнен книжного ученья, всеми способами утешал печальных... прежде был добрым чернецом в Печерском монастыре пять лет, потом управлял черноризцами в монастыре св. Петра (вероятно, в Ярославле. - Сост.) тринадцать лет, наконец, два года держав епископию, отошел к Богу» (в 1216 г.). Летопись называет епископа Пахомия «искренним, бескорыстным и обличителем хищников и мздоимцев, щедрым, сострадательным».
При нем был заложен знаменитый Спасо-Ярославский собор.

Скончался в 1216 г. и погребен в Успенском соборе.

Кирилл I, епископ Ростовский

Епископ Кирилл (в схиме Кириак).
Принял монашество в Суздальском .
С 1216 по 1229 гг. занимал Ростовскую епископскую кафедру.
В 1218 г. освятил церковь Бориса и Глеба в Ростове, в 1224 г. - церковь Спаса в Ярославле, в 1225 г. - церковь во имя Преображения Господня в Ярославле.
С ним связывают книгописную деятельность в Ростове в нач. XIII в.; предполагают, что он имел большую библиотеку и что по его инициативе был осуществлён перевод полной редакции Жития Нифонта Констанцского, рукопись с текстом которого сохранилась до наших дней. Был известен своим огромным богатством. В 1228 г. заболел. Одновременно имел с кем-то тяжбу перед князем Ярославом Всеволодовичем, по решению суда которого был лишён почти всего имущества, после чего оставил кафедру. Оставшееся имущество роздал нищим.
16 сентября 1229 г. постригся в схиму с именем Кириак в том же Дмитриевском монастыре.
Скончался 17 апреля 1230 г. и был погребён там же.

Умер в 1262 г.



Copyright © 2015 Любовь безусловная

Феодор III (+ 1394), архиепископ Ростовский, основатель и первый игумен Симонова монастыря, писатель, переводчик, иконописец, святитель. Память 28 ноября (11 декабря)в день преставления, в Соборах Ростово-Ярославских и Радонежских святых

В миру Иоанн, был младшим сыном Стефана, старшего брата преподобного Сергия Радонежского, занимавшего важный пост при дворе князя Андрея Иоанновича Радонежского, младшего сына Ивана Калиты, и отличившегося ратными подвигами. Но его жена, Анна, рано умерла, оставив ему двоих сыновей - Климента и Иоанна. Тогда Стефан принял монашество в Хотьковом монастыре. Некоторое время он подвизался вместе со своим братом, будущим преподобным Сергием, но затем перешел в Московский Богоявленский монастырь, сблизился с будущим святителем Алексием, тогда еще рядовым иноком, и стал духовником великого князя Симеона Гордого.

Иоанн, находился почти всегда при отце. Семи лет Иоанн начал учиться грамоте, а когда ему минуло двенадцать, отец привел его в Радонежскую пустынь и, придя прямо в церковь, передал его в руки преподобного игумена, его дяди, который, невзирая на его юность, немедленно постриг его – 20 апреля, в день преподобного Феодора Трихины, почему и назвал его Феодором.

Братия дивилась любви юного инока к молитве, его кротости и молчаливости. Самое же замечательное в нем было то, что он ни одного помысла не скрывал от преподобного Сергия, но открывал их ему и днем и ночью. Здесь же святой Феодор учился иконописи и греческому языку, много читал. В зрелом возрасте он был посвящен в иерейский сан и продолжал восходить духовно от силы в силу. Раз, когда преподобный Сергий совершал с ним и отцом его Божественную литургию, некоторые иноки видели сослужавшего им ангела. Однажды на молитве он услышал голос «Феодор, иди в пустыню, ты устроишь там обитель, соберешь в нее многих иноков, мужей желаний духовных, и получишь великую награду на небесах!» С тех пор возгорелось в сердце его желание основать обитель. Много времени спустя преподобный Сергий сказал ему: «Я, чадо, надеялся, что ты предашь кости мои гробу и станешь после меня игуменом на сем месте, но если хочешь теперь начать задуманное тобой дело, то да помогут тебе Господь и Пресвятая Богородица!».

В 1370 году, на берегу Москвы-реки в месте называемом Симоново, по благославлению преподобного Сергия и святителя Алексия, Феодор построил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда туда стало стекаться всё больше людей, Феодор удалился в более уединенное место, в пяти верстах от Москвы, и назвал его Новым Симоновом. В 1379 году он заложил здесь храм, основав обитель в честь Успения Божией Матери где ввёл строгое общежитие. Из этой обители вышли знаменитые подвижники Кирилл и Ферапонт Белозерские. А в Старом Симонове была устроена усыпальница для братии, и там были погребены схимонахи Александр и Андрей (в иночестве Пересвет и Ослябя), герои Куликовской битвы.

Своей добродетельной жизнью и подвижничеством Феодор обрёл известность в Москве. По выражению летописи, святой сиял добродетелями, премудростью и рассудительным смыслом, и при том привлекательной наружностью, высоким ростом и красотой. Феодор был также искусным иконописцем, писал иконы как для своей обители так и для московских храмов, включая и образ преподобного Сергия Радонежского. Святитель Алексий Московский возвёл его в сан игумена.

В 1374 году, вместе со своим аввой Сергием, Феодор познакомился со святителем Киприаном, приезжавшим тогда на Русь к митрополиту Алексию в качестве посланника Константинопольского патриарха Филофея. После кончины митрополита Алексия в 1378 году, когда поднялся вопрос о его преемнике, Феодор и Сергий Радонежский вели тайную от великого князя переписку с Киприаном об утверждении его в Москве на митрополии всея Руси.

Благоверный великий князь Димитрий Донской избрал Феодора своим духовником — вероятно вскоре после Куликовской битвы, — и часто давал ему важные поручения. В 1381 году Феодор крестил у великого князя сына Андрея. В феврале 1381 года великий князь направил его во главе посольства в Киев звать митрополита Киприана на Москву в качестве митрополита всея Руси. С июня 1383 года по конец 1384 - начало 1385 года Феодор жил в Константинополе, посланный туда Дмитрием Донским вместе с архиепископом Дионисием Суздальским по делам «о управленьи митропольи русския». В конце этой поездки Феодор получил от Константинопольского патриарха Нила чин начального архимандрита («первопресвитера») и грамоты, делавшие Симонову обитель ставропигиальной.

После получения зимой 1384-1385 года послания из Киева от митрополита Киприана, извещавшего его о своем намерении ехать в Константинополь, Феодор в 1386 году получил от великого князя разрешение на вторую поездку в Царьград для выступления на Соборе в качестве обвинителя митрополита Пимена. Не застав уже Киприана в Константинополе, Феодор договорился с Пименом о совместном побеге из Константинополя и принял от него сан архиепископа Ростовского в 1386 году. На родину Феодор вернулся лишь в 1388 году.

Весной 1389 года встал против митрополита Пимена, который оказался таким образом вынужден, вопреки воле князя, пойти на соборный суд в Царьград. Вероятно в это же время был объявлен лишенным архиерейского сана митрополитом Пименом. Отправившись следом за Пименом, Феодор столкнулся с ним в Кафе, где тот заточил его в тюрьму.

После освобождения, к Феодору присоединился митрополит Киприан, и 27 июня 1389 года оба они прибыли в Константинополь. Здесь, после низложения Пимена, Киприан был восстановлен в правах митрополита всея Руси, а Феодор вновь утвержден архиепископом Ростовским. 6 марта 1390 года владыка Феодор торжественно въехал в Москву в составе свиты митрополита Киприана. Лишь в этом году святитель смог занять свою кафедру.

Ростовская паства полюбила своего нового святителя, особенно полюбило его княжеское семейство, которым он стал духовно руководить. Княжича Иоанна, больного глазами, он послал к мощам святителя Леонтия, особенно чтимого им, и княжич получил исцеление. Вторичное исцеление княжич Иоанн, наученный святителем всегда прибегать к помощи святого Леонтия, получил уже по кончине святителя Феодора. В течение непродолжительного управления епархией святой успел основать в Ростове женский Рождество-Богородицкий монастырь и написал для этой обители икону Богородицы.

Почитание

Мощи святителя упокоились в Успенском соборе города Ростова. Местное почитание святителя началось сразу же после смерти. Общецерковно прославленный в XV веке, святитель упоминался в месяцесловах тех лет рядом со святыми Петром и Алексием, митрополитами Московскими. Житие святителя задумывал писать Епифаний Премудрый, но судьба его замысла неизвестна; сохранилось позднее житие с очерком судьбы Симонова монастыря до начала XVIII века, датированное 1723 года. В Подлиннике иконописном под 30 ноября дается такой иконописный портрет святого:

«подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст».
Однако, общецерковное почитание его было по неизвестным причинам прервано в XIX веке, осталось лишь местное. В Ростовском Успенском соборе в день его памяти стали петься панихиды. Протоиереи собора неоднократно обращались о возобновлении общецерковной памяти, причем в обосновании использовали печатные научные работы В.О. Ключевского и Е.Е. Голубинского. Наконец, общецерковное почитание было возобновлено 27-28 ноября 1912 года. Первое торжество прославления святителя Феодора после забвения было совершено в Ростовском Успенском соборе святителем архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Белавиным) и епископом Угличским Иосифом (Петровых).

Иконография двух Ростовских святителй по имени Феодор — епископа Феодора I, основавшего Ростовскую кафедру в 990-992 году, и архиепископа Феодора, – отличается написанием бороды.

Тропарь святителям Ростовским

глас 4

Святителие премудрии,/ паствы вашея учителие богопросвещеннии,/ веру евангельскую в людех преумножившия,/ любве Небесныя на земли достоподражательнии образи,/ люди страны Ростовския и Ярославския приобщавшии спасению,/ служителие воистинну Божий/ и сопричастницы апостолов достойнии явилися есте,/ Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре/ и златословесниче Российский Димитрие,/ Христа Бога молите/ о архиереех, на престоле вашем преемницех,/ о людех, благочестно вас почитающих,/ о стране нашей православной/ и о всей Христовой Церкви.

Тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовского

глас 4

От юности твоей добре воспитався трудами,/ воздержанием, постом и молитвами,/ чисту и непорочну сотворил еси душу твою,/ сего ради на престоле святительства сел еси,/ и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца/ зарими чудес твоих, отче наш, святителю Феодоре,/ и ныне моли Христа Бога да спасет души наша.

Кондак святителям Ростовским

глас 4

Новаго Завета Бога с человеки хранителие,/ евангельских заповедей исполнителие,/ в добрых делех совершеннии,/ святителие мудрии, преподобнии и праведнии Богоноснии,/ землю Ростовскую и Ярославскую/ облагоухавшии молитвами,/ именуемии вси и неименуемии,/ явленнии и сокровеннии,/ предстояще Живоначальней Троице,/ не отступайте от нас духом/ и Божественное милосердие преклоните к нам,/ да с дерзновением славу в Вышних Богу вси приносим,/ да пребудет на земли мир нерушимый,/ любовь же и благоволение/ посреде всех человек.

Кондак святителя Феодора, архиепископа Ростовского

глас 2

В молитвах Господеви предстоя,/ якоже крепкий адамант во утвари,/ по вся дни и нощи пред лицем Божиим светяся молитвами,/ ихже ради трудов Незаходимаго Света сподобився,/ но, яко имея дерзновение/ к рбждшемуся от Святыя Девы Христу Богу нашему,/ Егоже моли непрестанно о всех нас.

Ин тропарь святителя Феодора, архиепископа Ростовского

глас 5

От юности, премудре, прилежно подвизався,/ и извещением Святаго Духа/ превеликую обитель воздвиже Пресвятей Богородице/ в похвалу Рождества Ей,/ струими же слез твоих безплотныя враги погрузил еси,/ и, житий твоего целомудрием со Ангельскими лики совокупився,/ преподобие отче Феодоре,/ с ними же Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

Святой. Именовался архиепископом ростовским, ярославским, углицким, моложским, белозерским и устюжским, родился в городе Радонеже от ростовского уроженца Стефана, который был влиятельным лицом при радонежском князе Андрее Иоанновиче, и от матери по имени Анна. При крещении св. Ф. был назван Иоанном. Стефан вместе со своими родителями, Кириллом и Марией, и братьями, Петром и Варфоломеем (так назван был преподобный Сергий Радонежский во святом крещении), переселившись из Ростова в Радонеж, здесь женился, но через три года супружеской жизни овдовел, оставшись с двумя сыновьями, Климентом и Иоанном. После смерти своей жены Стефан стал искать спасения и принял монашество в хатьковском Покровском монастыре; сюда после смерти своих родителей пришел младший брат Стефана, Варфоломей, и упросил его идти вместе с ним отыскивать место для пустынного жительства. Найдя такое место в густом лесу, в десяти верстах от Хатькова, они вместе подвизались здесь в течение некоторого времени; с благословения митрополита Феогноста построили церковь, выпросили у него антиминс, священника и дозволение освятить храм во имя Пресвятой Троицы. Это происходило в начале княжения (1340-1353 гг.) Симеона Иоанновича. Потом Стефан удалился в московский Богоявленский монастырь, где впоследствии удостоился быть игуменом и духовником великого князя Симеона и многих знатных бояр. Но не надеясь нигде лучше воспитать для духовной жизни юного сына своего, Иоанна, Стефан, когда отроку было только двенадцать лет, привел его к своему брату в радонежские дремучие леса, где уже водворилось несколько иноков около радонежского пустынножителя. Преподобный Сергий с любовью принял юного своего племянника и по просьбе отца постриг его в монашество 20-го апреля, на память преп. Феодора Трихины, с именем Феодора; тогда, замечает летопись, давали иноку имя того святого, чья память совершалась в день пострижения. Под руководством опытного в духовных подвигах великого своего дяди и аввы Ф. жил в пустыне в течение нескольких лет, никогда не скрывая от преподобного ни одного своего помысла, ни одного желания; он всегда готов был, и днем, и ночью, идти к святому дяде, чтобы раскрыть пред ним все, что могло тревожить его сердце. Вследствие этой спасительной откровенности он так быстро совершенствовался в добродетельной жизни, что еще в юности достиг возраста мужа совершенного и еще в это раннее время своей жизни был как бы воплощением совершеннейшего иноческого послушания, смиренномудрия и кротости.

Пост его был так строг и молитва так продолжительна, что в этом отношении он мог служить образцом и руководителем в умерщвлении страстей. По достижении Ф. совершеннолетия преподобный Сергий представил его к посвящению сначала в иеродиаконы, а потом в иеромонахи. Но получив и эти степени священства, Ф. не изменил своему смирению: он продолжал ревностно служить братии, в лице ее служа самому Богу. Преподобный Сергий готовил Ф. себе в преемники, но Ф. хотелось основать где-либо общежительный монастырь. Итак Ф. прожил в тихой Сергиевой обители более двадцати двух лет и между прочим здесь обучался иконописному искусству. Однажды он открыл свое непременное желание - основать монастырь - дяде, преподобному Сергию, и потом по временам напоминал ему о не оставляющем его помысле. Видя твердость и неизменность этого помысла в течение долгого времени и сознавая, что Ф., благодаря своим добродетелям, может быть учителем других, преподобный Сергий наконец благословил его выйти из своей обители и отпустил с ним несколько братий, чтобы они избрали место для новой обители. Им поправилось место недалеко от реки Москвы, на так называемом Симоновом урочище, издревле богатом садами и огородами. Это место им показалось очень удобным для основания монастыря. Преподобный Сергий, узнав об этом, пришел сам осмотреть местность, одобрил ее и благословил, и Ф., с разрешения святого митрополита Алексия, основал (около 1370 г.) монастырь (Московский Симонов) и в нем устроил церковь во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Управление новосозданной обителью митрополит возложил на самого Ф., посвятив его по этому случаю в сан игумена. Преподобный Сергий впоследствии часто посещал Симоновскую обитель для духовной беседы с племянником. Слава о святой жизни Ф. скоро собрала около него много братии; построен был храм Рождества Богоматери и заведено общежитие. Ф. сиял, по выражению летописи, добродетелями, премудростью и даром рассуждения. Он привлекал к себе и наружностью: был высок ростом и прекрасен лицом. Известность его росла до того, что св. Сергий скорбел за эту известность и молился, чтобы без всяких препятствий племянник мог исполнять угодное Богу дело. Рождественская обитель была расположена у большой дороги, от которой немало было шуму для блаж. Ф. и иноков. Уклоняясь от людской молвы и от посетителей, Ф. перешел на другое место, лесное и тихое, поставил тут себе келью и стал подвизаться безмолвно. Но скоро и сюда собрались иноки, и здесь Ф. построил храм во имя Успения Богоматери и келии для братии; строгое общежитие поставлено было непреложным уставом для обители. Преп. Сергий и теперь желал, чтобы Ф. пребывал в безмолвной молитве и уединении, но должен был уступить желаниям великого князя Димитрия и святителя Алексия; последний, как сказано выше, возвел его в сан игумена, а великий князь Димитрий Иоаннович, уважая Ф. за его добродетели, пожелал иметь его своим духовным отцом и давал ему различные важные поручения. Кроме великого князя, к Ф. обращались за советами еще и другие высокопоставленные лица. Блаж. Ф., научившись писать иконы, смиренно и благоговейно занимался писанием икон для московских храмов. Теперь известен Деисус, написанный им для церкви св. Николая на Болвановке. Будучи архимандритом Симонова монастыря, он написал образ своего дяди - преподобного Сергия "зело чудно". В 1381 году великий князь посылал Ф. в Киев звать на всероссийскую митрополию киевского митрополита Киприана, который и прибыл в Москву 23-го мая того же года. В 1382 году Ф. крестил у великого князя сына Андрея, родившегося 14 августа. В 1383 году великий князь, отправляя после Петрова дня в Константинополь архиепископа суздальского Дионисия, вместе с ним послал и Ф., по всей вероятности для того, чтобы он хлопотал за Дионисия перед патриархом в достижении митрополичьего сана, за которым суздальский архиепископ и был отправлен. Патриарх Нил поставил Дионисия в митрополиты всероссийские, а беседуя с Ф., весьма полюбил его и посвятил его в архимандриты Симоновой обители, присвоив ей название и права патриаршей ставропигии, состоявшей в независимости от местного митрополита, в настоящем случае всероссийского. В обители Феодоровой под надзором Ф. воспитывались великие подвижники: здесь начали жизнь духовную молодой волоколамский дворянин Феодор Поскочин, в иночестве Ферапонт, и племянник тысяцкого Тимофея - Козьма, в иночестве Кирилл, впоследствии знаменитый белозерский подвижник; здесь же подвизался благочестивый Михаил, впоследствии епископ смоленский. Возвратясь из Константинополя осенью 1384 года, Ф. озаботился лучшим устроением своей обители. Для этого он в некотором отдалении от прежнего места построил церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. Около этой церкви, как соборной, впоследствии и выстраивался постепенно нынешний Симонов монастырь. Впрочем, и около церкви Рождества Богородицы продолжали жить иноки в непосредственной зависимости от великой ставропигии. Там была также устроена усыпальница братии Симоновского монастыря. В 1386 году князь снова посылал Ф. в Константинополь, откуда не возвращался митрополит Пимен, уехавший туда еще в 1385 году. Митрополит наконец явился в Москву после трехлетней отлучки 6-го июля 1388 года. Так как через девять месяцев он снова уехал в Константинополь, то к этому-то, конечно, периоду времени, т. e. к концу 1388 или к началу 1389 года и нужно относить известие Никоновской летописи: "по мале же времени (после путешествия Ф. в Константинополь) великий князь и святитель умолиша Ф., дабы был епископ граду Ростову, кафедра которого оставалась праздною после удаления с нее св. епископа Иакова". Неизвестно, являлся ли Ф. по принятии епископского сана на место своего назначения; но если и являлся, то на очень короткое время, потому что в апреле 1389 года мы видим его в Москве. Отсюда он вместе со многими другими епископами и боярами сопровождал митрополита до реки Дон, до урочища Кир-Михайлова. Пимен в последний раз уехал из Москвы тайно от великого князя, вероятно в отсутствие его из столицы. Недовольный этим поступком, Димитрий Иоаннович, как только Ф. возвратился в Москву после проводов митрополита, послал его вслед за ним в Константинополь. Это посольство особенно тяжело было для блаженного Ф. Ему надлежало обличать Пимена, которого долго признавали митрополитом и в Царьграде, и в России; поручение неприятное и требовавшее осмотрительности. В ожидании полного собора он отправился вместе с Пименом в Иерусалим. Это навлекло на него неприятности со стороны патриарха. Наконец он возвратился в Россию с митрополитом всея России Киприяном к спокойствию русской церкви. В сентябре 1389 года Ф. был уже в Константинополе, как это видно из тавяларьской (заемной) грамоты его, данной вместе с Киприяном Николаю Нотаре. Патриарх константинопольский Антоний принял Ф. ласково и почтил его саном архиепископа Ростова, в котором до того времени были только епископы. Вместе с митрополитом Киприаном Ф. в половине февраля 1390 года был в Киеве, а в начале марта прибыл в Москву. Подобно тому, как и о предместнике его, Иакове, летописи не сохранили нам никаких сведений о церковных деяниях святителя Ф. в Ростове. Известно только, что по прибытии в епархию он основал в Ростове девичий монастырь в честь Рождества Богородицы. Утомленный трудами, какие пришлось понести ему для всей русской церкви во время долгих и опасных путешествий, блаж. Ф. скончался еще не в преклониых летах, 28 ноября 1394 г., во время обедни, после пятилетнего управления паствой, через два года по преставлении великого своего дяди и наставника. Погребен он внутри ростовского собора, невдалеке от юго-западного угла, где и ныне покоятся его мощи. Память его празднуется в день преставления, т. е. 28-го ноября.

И. Сахаров, "Исследов. о русск. иконописи", СПб., 1849 г., прил., стр. 14. - Никоновская летопись, IV, 145, 159, 190, 203, 208, 221, 227-231, 256. - Карамзин , "История Государства Российского", т. IV, пр. 371; т. V, пр. 82, 122, 137, стр. 58; пр. 124, 254, стр. 99. - Типогр. летоп., стр. 147. - Летопись о Ростовских архиереях (изд. О. Л. Д. П.). - Собр. летоп., т. VIII, стр. 58, 49, 50. - А. А. Титов , "Ростовская иерархия". - "Русский Временник", M., 1820 г., І, стр. 293 и след. - "Акты Исторические", т. І, № 282. - Барсуков , "Источники русской агиографии". - "Ист. росс. иерарх.", V, 700. - Леонид , "Св. Русь". - Соборное деяние 1389 г. у Калачова, в 3 кн. архива, 3, 14-16. - Троицкий Патерик, 1896. - Филарет , "Жития святых", ноябрь. - Н. К. , "Жития ростовских угодников Божиих". - "Ярославские Епархиальные Ведомости", 1873 г., №№ 32-37. - Архим. Леонид , "Житие св. Феодора" ("Душеполезное Чтение", 1891 г.). - Н. Д. , "Девятисотлетие русской иерархии".

Федотов.

{Половцов}

Феодор, архиепископ ростовский

Святой, архиепископ ростовский, родной племянник преподобного Сергия, сын брата его Стефана, в миру Иоанн. Приведенный отцом на 13-м г. в пустыню Сергия, он тогда же был пострижен в монашество. Достигнув священства, Ф. основал новый общежительный монастырь, близ р. Москвы, известный доныне под именем Симонова. Новый игумен приобрел всеобщее уважение. Великий князь Димитрий Донской избрал его духовником своим, часто поручал ему дела церковные и дважды посылал его в Царьград. Ростовской церковью Ф. правил недолго и скончался в 1394 г. В Ростове св. Ф. основал женский монастырь в честь Рождества Богородицы и написал для этой обители икону Богородицы, которая и теперь там сохраняется. Мощи св. Ф. почивают под спудом в Ростовском Успенском соборе. Память 28 ноября.

{Брокгауз}

Феодор, архиепископ Ростовский

(Иоанн) -святитель, архиепископ Ростовский, Ярославский и Белозерский.

† 1394, память 28 ноября/ 11 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых, 23 мая/ 5 июня в Соборе Ростово-Ярославских святых.

Ученик и племянник преподобного Сергия Радонежского. Его родители - Стефан, старший брат преподобного Сергия, и Анна - были известны в Радонеже благочестием и глубокой верой. После ранней кончины супруги овдовевший Стефан продолжил воспитание двух сыновей - Климента и Иоанна (будущего святителя) и вскоре принял монашеский постриг в Хотьковском Покровском монастыре. Потом он поступил в Московский Богоявленский монастырь, где был духовником великого князя Симеона. Младший сын Иоанн, обученный грамоте, продолжил духовное образование под руководством дяди - преподобного Сергия.

В 12-летнем возрасте отец привел его к авве Сергию и в храме передал на воспитание великому подвижнику. Тогда же, 20 апреля, преподобный Сергий постриг юного Иоанна в монашество с именем Феодор, в честь преподобного Феодора Трихины.

Прожив в монастыре преподобного Сергия более 22 лет, инок Феодор получил хорошее образование, был обучен иконописанию, греческому языку и имел возможность много читать.

Под руководством святого наставника инок Феодор быстро возрастал в духовной жизни и там же, в пустынной обители преподобного Сергия, принял священнический сан.

Когда молодой подвижник открыл духовному отцу свое желание основать особую общежительную обитель, преподобный Сергий ответил, что желает видеть его своим преемником в обители Святой Троицы. Однако намерение священноинока оставалось твердым, и преподобный, прозревая в ученике великого подвижника, благословил его избрать место для новой обители. Он облюбовал местечко Симоново, находившееся на берегу Москва-реки. Преподобный Сергий сам приходил осматривать избранное место и одобрил выбор ученика. По благословению святителя Алексия († 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня) Феодор построил церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и около 1370 года устроил там общежительный монастырь, который и доныне известен под именем Симонова. Святитель Алексий посвятил Феодора во игумена этого монастыря. В 1380 году в храме Рождества Пресвятой Богщюдицы были погребены герои Куликовской битвы схимонахи Александр и Андрей.

Слава игумена Феодора как высокого подвижника привлекла к нему множество братии со всей России. При настоятельстве игумена Феодора в монастыре многие его ученики просияли добродетелями и сами впоследствии стали настоятелями. К их числу принадлежат преподобный Кирилл, игумен Белозерский († 1427; память 9/22 июня), преподобный Ферапонт Белозерский († 1426; память 27 мая/9 июня).

Великий князь Димитрий Иванович Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) избрал его своим духовником и часто поручал ему важные церковные и государственные дела. Так, в 1381 году князь Димитрий посылал святого Феодора в Киев в качестве посланника для приглашения святителя Киприана († 1406; память 16/29 сентября) на Московскую кафедру.

В 1383 году великий князь Димитрий отправил игумена Феодора в Константинополь к патриарху Нилу просить новых распоряжений относительно митрополии. Грамоты содержали в себе от лица великих и других русских князей обвинения на митрополита Пимена († 1389) и просьбу о возведении в сан митрополита Дионисия († 1385). Во время пребывания в Константинополе патриарх Нил посвятил Феодора в сан архимандрита, а его монастырю даровал степень патриаршей ставропигии.

В 1386 году архимандрит Феодор вновь был послан князем Димитрием Иоанновичем к патриарху решить вопрос "о управлении митрополии", желая в Москве видеть на митрополии Пимена, которого поддерживал и архимандрит Феодор. В 1387-1388 годах архимандрит Феодор был рукоположен митрополитом Пименом во епископа Ростовского.

В 1389 году святитель Феодор ездил в Константинополь, где на Соборе под председательством нового патриарха Антония было подтверждено решение прежнего патриарха об отлучении и низложении митрополита Пимена. Затем Собор утвердил следующее: "Настоящим синодальным деянием постановляем, чтобы митрополитом Киевским и всея России и был и назывался кир Киприан, который до конца своей жизни да заведывает ею и всеми областями ее..." Во время этого посещения епископ Феодор был возведен Константинопольским патриархом в сан архиепископа Ростовского. 6 ноября 1390 года архиепископ Феодор торжественно въезжает в Москву в составе свиты митрополита Киприана.

В течение непродолжительного управления Ростовской епархией святитель Феодор основал в Ростове женский монастырь в честь Рождества Богородицы и не прекращал управления им до блаженной кончины. Святитель Феодор был хорошим иконописцем и для монастыря написал, согласно бывшему ему видению, икону Божией Матери. Икона эта прославилась многими чудесами и до последнего времени хранилась в Рождественском монастыре. Кроме этой иконы святитель написал и еще ряд других икон, в том числе образ своего дяди - преподобного Сергия Радонежского и "Деисус на Болвановке у Николы святого".

Тексты оригинальных произведений святителя Феодора не выявлены. В посланиях митрополита Киприана сохранились лишь косвенные свидетельства о том, что игумен Феодор совместно с игуменом Сергием Радонежским написал два послания митрополиту: в июне - начале октября 1378 года и в конце 1384 - начале 1385 года. Кроме того, в 1386 году он, безусловно, принимал участие в составлении обвинительных грамот против митрополита Пимена. Святитель Феодор занимался переводами с греческого молитв патриарха Филофея Коккина и литургических произведений.

28 ноября 1394 года архипастырь Ростова скончался. Архиепископ Феодор был причислен к лику святых еще в XV веке, и память его как святителя отмечалась в день его смерти (тропарь и кондак святителю Феодору помещен в сборнике ГПБ, Кирилло-Белозерского собрания, № 1083, 1476-1483 гг.).

В Подлиннике иконописном (под 30 ноября) дается такой иконописный портрет святителя Феодора: "...подобием брада поменьше Власиевой; в белом клобуке, ризы святительския, омофор и Евангелие. Неци пишут рус, аки Златоуст".

Литература:

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. - М., 1901, с. 164. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых // Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. - СПб., 1862, с. 247-248.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. - М., 1908, с. 399. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. - СПб., 1877, с. 149, 331.

Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. - СПб., 1882, с. 591. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. - Киев, 1913, с. 1415.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи. - М., 1888, с. 23.

Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. - М., 1877, с. 335.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. - СПб., 1891, № 622.

Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. - М., 1844-1891; 1848, с. 306-310, 323, 328.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. - СПб., 1890-1907. - Т. 41, с. 902. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. - М., 1994-1997. - Т. 3, с. 54-57, 116, 117, 122, 132, 135, 140, 141, 150, 270, 325-327, 329, 379, 383, 442, 444. Минея ноябрь. - М., 1981. - Ч. 2, с. 499-500.

Дробленкова Н. Ф. Феодор // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Л., 1989. - Вып. 2. - Ч. 2, с. 448-450. Дробленкова Н.Ф. Житие Феодора Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - СПб., 1992. - Вып. 3. - Ч. 1, с. 391.


. 2009 .

  • Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
  • - (по некоторым рукописям: Феодул, Федорцо, Белый клобучок, Феодорец Калугер) епископ ростовский; именуется лжеепископом, насильником и хищником, похитившим престол Ростовской епископии в 1169 1170 гг. Он считался родственником какого то знатного… … Большая биографическая энциклопедия

    Феодор Симоновский … Википедия

    Феодор святой, архиепископ ростовский, родной племянник преподобного Сергия, сын брата его Стефана, в миру Иоанн. Приведенный отцом на 13 м году в пустыню Сергия, он тогда же был пострижен в монашество. Достигнув священства, Феодор основал новый … Биографический словарь

    Архиепископ Иоаким Архиепископ Ростовский и Ярославский до 16 июня 1731 епископ 13 апреля 1731 25 декабря 1741 Предшественник … Википедия

    - (род. 31 мая 1557 г., † 7 января 1598 г.) сын царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его, Анастасии Романовны Захарьиной Юрьевой; царь Московский и всея Руси с 19 марта 1584 г. и последний представитель Московских великих князей… … Большая биографическая энциклопедия

    Феодор, игумен Симоновский - Феодор (в миру Иоанн) (ум. 28 XI 1394) – игумен Симоновский, затем архиепископ Ростовский, писатель, переводчик и иконописец. Ф. родился в Радонеже в семье ростовского уроженца Стефана, влиятельного лица при дворе радонежского князя Андрея… … Словарь книжников и книжности Древней Руси

    Феодор - – св. архиепископ ростовский, племянник преподобного Сергия, в мире Иоанн. 13 ти лет Ф. в Сергиевой пустыни принял монашество, а впоследствии основал монастырь, ныне известный под именем Симонова, находящийся недалеко от р. Москвы. Димитрий… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    - (греч. Θεοδωρος «дар Божий») мужское имя греческого происхождения. В современном русском языке имеет форму Фёдор. Женским вариантом данного имени является Феодора. В европейском варианте Теодор. Содержание 1 Известные носители … Википедия