Химия и пластмассы

История. История создания ООО Торговый дом «Алиса

Едва ли кто может представить, что вполне обычные предметы интерьера, такие как стол или шкаф, когда-то были показателями роскоши и высокого статуса их владельца. Сегодня мебелью оформляют не только помещения, но и парки, сады, улицы. Она активно используется в организации любой обстановки жилых и общественных мест, и представляет собой отдельную отрасль прикладного искусства.

История мебели, согласно археологическим данным, берет свое начало в очень глубокой древности, когда человек впервые начинает создавать удобство в своем скромном жилище. Места отдыха из шкур, колыбели для младенцев из древесины. К сожалению, все это не сохранилось до нынешнего времени. Самые древние образцы мебели были найдены в Египте и датируются третьим тысячелетием до нашей эры.

Первый табурет

Египет, как один из самых древнейших очагов человеческой цивилизации, сумел сберечь миру богатое культурное наследие далекого прошлого. Архитектура храмовых и дворцовых комплексов, письменность на камне и папирусе, первые знания в области математики, медицины и науки, ювелирные украшения. Здесь и начинается история возникновения мебели.

В царских захоронениях династической эпохи 3400-2980 гг. до н. э. были обнаружены обычные и складные деревянные табуреты с ножками из слоновых клыков, а также отдельные фрагменты ларцов из черного дерева. В погребениях венценосных особ второго тысячелетия до нашей эры археологи находили подобие современных кровати и стула. Кровать представляла собой прямоугольную деревянную раму, покрытую золотой оболочкой, которая в виде сетки была обтянута веревками или ремнями. Ее причудливые ножки мастерски отображали лапы животного, льва или волка. Разнообразные сундучки и ларцы украшались узорами геометрических форм и инкрустировались зеленым и синим малахитом, бирюзой и слоновой костью. Особая мода на инкрустацию мебели была выявлена в 745-718 гг. до н. э. в эпоху правления XXIII династии.

Мебель в Древнем Египте делалась из привозных деревьев крепких пород, она отличалась особой прочностью, жесткостью и функциональностью. Употреблялась древесина кедра, смоковницы, тиса и оливкового дерева.

Мебель древних царств

С развитием цивилизации и появлением новых империй, рождались и новые элементы мебели. Об истории мебели Древней Греции можно судить по скульптурам и сохранившимся изображениям на вазах. Известно также, что греки делали сундуки многофункционального пользования, которые долгое время являлись основным предметом интерьера.

Влажный и жаркий климат Древней Индии сформировал своеобразную культуру: люди ели, сидели и спали на полу. Поэтому только для интерьеров дворцов знати характерны были валики, ковры, низкие стулья без спинки и табуреты из ажурного каркаса с сиденьем-подушкой круглой формы. Мебельные ремесленники в своих изделиях использовали все возможное, что давала природа: камень, глину, раковины, растительное волокно, травы и деревья.

Древние римляне отличались особым тонким художественным вкусом, что имело отражение на убранстве их домов. Они отдавали предпочтение разнообразию стульев и ложам, не придавая значения столам. Их мебель инкрустировалась драгоценными камнями и металлами, и украшалась искусной резьбой. Римские мастера использовали в качестве материала цветной мрамор. Тогда же появляется первая плетеная мебель из ивовых прутьев.

К началу первого тысячелетия нашей эры возникли некоторые аналоги

От простоты к искусству

История начинается вместе с ее развитием и тесно сопряжена с архитектурными стилями. Можно проследить эволюцию от простоты и незатейливости изделий к их великолепию и изысканности.

Готическая эпоха (XII-XV вв.) рождает свой неповторимый стиль. Если в средние века мебель изготовлялась все более тяжеловесной, то с изобретением «лесопильной мельницы» ее объемные конструктивные элементы значительно облегчились. Предметы интерьера становятся удобными и прочными.

С повышением уровня жизни от представителей дворянства стали поступать запросы к более роскошному убранству домов. Мастера стараются придать предметам особую стройность и изящество: за дело берутся столяр, резчик, позолотчик и живописец. Мебель становится привычным предметом интерьера. В этот же период, перекликаясь со сложными композициями архитектурных сооружений, создается первая «многоэтажная» мебель.

Приход шкафа

Если внимательно отслеживать историю появления мебели, то можно заметить, что именно сундук является родоначальником разнообразных элементов интерьера. В силу своей мобильности он был одним из самых важных предметов каждого дома. Обилие хранимых в сундуке вещей время от времени служило вертикальному его «вытягиванию». В конце XV века в Голландии такой сундук поместили на торец, и получился первый аналог шкафа. Чуть позже к нему присоединили второй сундук, что стало прототипом двустворчатого шкафа.

Во Франции в начале XVI века сундук поставили на подстолье, в результате чего появился «кабинет». И с этого времени наступает эпоха шкафа, он постоянно совершенствуется, превращаясь в изысканный и востребованный элемент интерьера.

Сменялись архитектурные стили, совершенствовалась и менялась мебель. Рококо потеснил барокко и принес с собой туалетные столики, канапе и секретеры.

Появление мягкой мебели

Предметы, напоминающие мягкую мебель, имели место еще в глубокой древности. К примеру, в культуре Персии для отдыха и возлежания использовали некие возвышения, убранные коврами и подушками. Жители Египта и Греции, создавая различные модели сидений, также умягчали их с помощью подушечек.

К середине XVII века, в период классицизма Франция как истинная законодательница мод в интерьере дала рождение первым моделям современной мягкой мебели. История создания комфортного сиденья повествуют о том, что сначала стулья и диваны обтягивались простой тканью. По мере того как многослойная одежда аристократов облегчалась, сидеть на жестких седалищах становилось все более неудобно. Обтягиваемую тканью мебель стали наполнять овечьей шерстью, конским волосом, лебяжьим пухом или сухой травой.

Мебель в стиле Буль

Во второй половине XVII века выдающийся мастер, работавший в мастерских Лувра при Людовике XIV, дает рождение особого стиля художественной мебели. Андре-Шарль Буль объединяет известные способы украшения мебели в одном произведении, не теряя при этом ясности рисунка в целом и логичности самой конструкции. Будучи профессиональным эбенистом, он изящно сочетает разные породы дерева, впервые используя позолоченную медь. Изучив ранее технику черепаховой инкрустации, мастер решает применить ее в декоре мебели.

Шарль Буль оставил значительный след в истории развития мебели. В настоящее время его сохранившиеся коллекции можно увидеть в Лувре (Париж), (Лос-Анджелес) и в ряде французских дворцов.

Французская мебель в стиле Ампир

Изменение характера мебели во Франции в конце XVIII века произошло под влиянием увлечения античностью. Этой тенденции значительно способствовали походы Бонапарта и археологические раскопки Помпеи. Стиль, заступивший на смену классицизму, символизировал собой величие и могущество империи (empire), созданной Наполеоном.

Тяготение к древности отразилось на убранстве домов, которые стали оформлять на греко-римский лад, согласно истории. В этого стиля отличалась характерными архитектурными формами (колонны, консоли, пилястры), которые использовали для членения передней части комодов и шкафов. Обстановка не отличалась удобством, предпочтение отдавалось красоте, массивности предметов. В употребление входят книжные шкафы с решетками, открытые серванты, стоячие зеркала. Изобретаются раздвижные элементы.

История русской мебели

В отличие от европейской мебели, большинство экспонатов которой были прекрасно сохранены, мебель русской старины представлена весьма скромным количеством. Из-за мало уцелевших исторических сведений, даты создания некоторых элементов точно не определены и вызывают споры. Известно, что изготовление мебели на Руси было тесно сопряжено с постройкой жилища, архитектура которого развивалась крайне медленно и носила весьма устойчивый характер. Интерьер домов был довольно простым, даже мебель зажиточных людей не отличалась изыском. Основными предметами были лавки, столы, табуреты и скамьи, сундуки появились значительно позднее.

Мебель в истории России начинает развиваться только в XVII веке, когда международные связи государства значительно расширяются. В царских палатах появились ларцы и венецианские зеркала. При Оружейной палате учреждаются мастерские. А в XVIII веке в Туле начинают делать железную мебель высокого художественного качества.

Русская мебель быстро включилась в общий поток европейского развития и сумела сохранить свою самобытность и национальные черты.

Стул для каждого

В XIX веке австрийский мастер Михаил Тонет, мечтая о простой и компактной мебели, приступает к экспериментам с деревянными деталями. Изучая возможности материала, он всячески подвергал его различным деформациям. Ему удалось изобрести стальные формы и шины для сгибания древесины: в процессе одновременно обеспечивалось гнутье нескольких сегментов. Это дало начало серийному производству. Рациональный расход материала привел к дешевому изготовлению стульев и кресел.

До конца XIX века, в общем, было произведено около 50 миллионов стульев по вполне доступной цене, на которых сидели в Америке, Европе и России.

Мебель для детей

История детской мебели началась еще в Древнем Египте, где в захоронениях находили маленькие кроватки, отличавшиеся от взрослых только размерами. Стоит отметить, что до XVIII века в большинстве своем люди не озабочивались отдельным ложем для своего ребенка. Маленькие дети спали чаще всего с родителями или со старшими детьми.

Специально отдельная детская мебель как таковая долгое время нигде не производилась. Интерьер детской комнаты напоминал родительскую спальню с большой кроватью, ковром и картинами, а игровая зона отсутствовала.

Эпоха Возрождения подарила детской мебели стеллажи, которые чаще всего стали использовать для книг. Пеленальные столики вместе с комодами появились в XVII веке, но популярность к ним пришла значительно позднее. Это объясняется тем, что покупку совершали только состоятельные семьи для оформления детских комнат.

Занимательные факты

  • В Древней Греции скамьи, табуреты и стулья преимущественно использовались женщинами и детьми. Мужчины отдавали предпочтение лежанкам и кроватям.
  • По преданиям легенды, подлокотники на стульях появились после одного неприятного инцидента на похоронах фараона. Во время официальной церемонии гость упал с неудобной скамьи.
  • В 1911 году изобретателем Томасом Эдисоном была представлена бетонная мебель, которая, несмотря на свою долговечность и красоту, осталась не востребованной.
  • Король Франции и Навары Людовик XIV вошел в историю мебели как обладатель самой большой коллекции кроватей - 413 штук.
  • Барная стойка была придумана на Диком Западе как укрытие для барменов от пуль недовольных клиентов и бандитов.
  • Диван длиною в один километр был изготовлен в России в 2014 году. На нем одновременно могут разместиться 2,5 тыс. человек.

Общество с ограниченной ответственностью « Торговый дом « Алиса» было образованно 25 мая 2006года с открытием магазина бытовой техники и мебели в г. Новозыбкове Брянской области. Магазин расположился в новом двух этажном здании по ул. 307 Дивизии. Площадью 310кв. метров. На первом этаже представлена бытовая техника ведущих предприятий, а второй этаж занимает мебель Белорусской компании « Пинскдрев». На небольшой площади представлена, довольно-разнообразная, мебельная коллекция, оформленная в виде уютной домашней обстановки. Учредителем и директором ООО « Торговый дом « Алиса», является Климович Лилия Алексеевна.

Долговременное и успешное сотрудничество ООО « Торговый дом « Алиса» с компанией « Пинскдрев» позволило в 2010году открыть в г. Брянске, в ТРЦ « Тимошковых» большой мебельный салон, площадью 540 кв. метров. На этой площадке мы с радостью представляем нашим покупателям самые лучшие коллекции мебели белорусского производителя --- ЗАО « Холдинговая компания « Пинскдрев».

За надёжное партнёрство и высокое качество обслуживания покупателей ООО « Торговый дом « Алиса» ежегодно награждается дипломами, подтверждающими статус официального представителя компании « Пинскдрев» в Брянске и Брянской области.

История создания мебельной фабрики ЗАО «Пинксдрев»

1880 - 1904 год

В 1880 году австро-венгерские капиталисты братья Липа и Александр Лурье положили начало одному из крупнейших деревообрабатывающих холдингов в современной Европе – белорусской компании «Пинскдрев».

У истоков была фабрика сапожных шпилек и фанерных ящиков, по сути, небольшая мануфактурная мастерская, единственное деревообрабатывающее предприятие в Пинске до 1892 года. Затем появилось еще одно – спичечная фабрика, которую основатель, австро-венгерский капиталист Луи Гершман, назвал «Прогресс-Вулкан».

Производство совершенствовалось, но в 1897 году спичфабрика серьезно пострадала во время пожара. В том же году ее приобрел у Гершмана еще один австро-венгерский капиталист, И.А. Гальперин. Новый владелец восстановил фабрику и значительно расширил производство. И в 1904 году было организовано акционерное общество спичечных фабрик с центром в Пинске, которое подчинило себе и контролировало все производство спичек в Беларуси и Польше. Тем временем пионеры деревообработки на Пинщине, братья Лурье, создали фанерную фабрику. Фамильное предприятие получило название «Пинская шпилечно-фанерная фабрика Лурье».


1923 год

В 1923 году в имении Альбрехтово (территория нынешней фабрики мягкой мебели) был построен лесопильный завод компании «Пупко и сын», а в 1930 году в деревне Городище Пинского повета – открыта фанерная фабрика товарищества деревообрабатывающей промышленности «Плейвуд Юнион», принадлежавшая польскому капиталисту Н.Цукеру.

1939-1958 год

В конце 1939 года все эти предприятия были национализированы. А еще через два года пинских деревообработчиков, как и всю страну, ждало страшное потрясение – начало Великой отечественной войны. От фанерного завода, спичечной и Городищенской фабрик, лесопильных заводов остались лишь развалины. И началась долгая и кропотливая робота по восстановлению разрушенных производств. В декабре 1944 года фанерный завод, после присоединения к нему спичечной фабрики, стал «Пинским фанерно-спичечным комбинатом». Но уже в 1948 году вновь появилось два самостоятельных предприятия. За год до этого лесопильный завод был переименован в комбинат, а в 1954 году стал называться мебельной фабрикой им. 25 лет Октября.Принципиально новым этапом в становлении деревообрабатывающих производств была их модернизация, начатая в 1950 году с реконструкции фанерного завода. В 1957 году настал черед мебельного участка: к существующему довоенному зданию отделочного цеха пристроили цех машинной обработки деталей и фанеровочное отделение. Ассортимент выпускаемой продукции значительно расширился, ее стали реализовывать во многих районах Советского Союза и поставлять на экспорт. В 1958 году Пинскую мебель впервые увидели посетители Всемирной выставки в Брюсселе.


1959-1986 год

В 1959 году на базе фанерного и спичечного производств был создан фанерно-спичечный комбинат, к которому через четыре года присоединили Городищенский деревообрабатывающий комбинат. А важнейшим событием 1965 года стало введение в строй цеха древесностружечных плит. 1971 год ознаменовался созданием Пинского деревообрабатывающего объединения. Возглавило его руководство головного предприятия – фанерно-спичечного комбината. Пятнадцать лет спустя (1986), чтобы усовершенствовать структуру управления, были созданы хозрасчетные производственные единицы: Пинская мебельная фабрика на базе цеха мягкой мебели и участка стройдеталей и Городищенская фабрика школьной мебели на базе Городищенского цеха школьной мебели. Тогда же начали строить хозспособом завод строганного шпона.

1991-1999 год

В 1991 году ПДО «Пинскдрев» перешел на арендную форму хозяйствования, а в следующем году коллектив предприятия выкупил у государства имущество и создал коллективное объединение «Пинскдрев». К 1996 году хозспособом были построены фабрика экспортной мебели, лесозавод, нижний склад по разделке хлыстов, ремонтно-техническая база ЛПХ, в 1997 году – стульевая фабрика, а в 1998-1999 годах – фабрика столов, склады для мебели и многое другое.

Середина 90-х годов 20 века

Проводилась реструктуризация объединения, в результате которой в его состав вошли филиалы: Пинский леспромхоз, фанерный завод, завод древесностружечных плит, завод строганого шпона и мебели, спичечная фабрика, транспортно-экспедиционная компания, проектное строительно-монтажное управление, энерго-техническое управление, техническое ремонтно-монтажное управление, управление розничной торговли и общественного питания «Папараць». В 1997 году на базе мебельного цеха появилась и вскоре расширилась стульевая фабрика. Годом позже в свободной экономической зоне «Брест» было создано производственное унитарное предприятие «Пинск-Евро-Мебель», а затем уже в Пинске - фабрика столов. На выкупленных площадях в деревне Пинковичи развернулось производство мягкой мебели.

2000-2012 год

В 2000 году коллективное объединение «Пинскдрев» было преобразовано в закрытое акционерное общество «Пинскдрев». Через два года - образованы унитарные предприятия «Автопарк», «Ремстроймонтаж», «Техэнергосервис», «Социальный комплекс», СП «Бел-Эст-Мебель» (ныне «Пинскдрев-Адриана-Плюс»), управление производственно-технической комплектации. В 2006 году начала свою деятельность мебельная фабрика «Заславль». Тем временем шло масштабное техническое перевооружение и модернизация фанерного завода, переоснащена была и фабрика столов. Следующим этапом стали реконструкция на стульевой фабрике и введение современного оборудования на спичечной. Изменения затронули и СООО «Пинскдрев-Адриана», СЗАО «Пинскдрев-Пинвуд», СООО «Пинскдрев-ДСП», Городищенскую мебельную фабрику. В апреле 2008 года предприятие было преобразовано в закрытое акционерное общество «Холдинговая компания «Пинскдрев». Техническое перевооружение продолжалось.В 2010 году Холдинг реконструировал базу в деревне Вишевичи, организовал производство матрацев. Затем наладил работу фабрики окон. А в 2011 году, достраивая технологическую цепочку, «Пинскдрев» приобрел ОАО «Витебсклес». В 2012 году закрытое акционерное общество «Холдинговая компания «Пинскдрев» - это 44 предприятия и вспомогательные службы, более 6000 сотрудников. Ведущая деревообрабатывающая компания страны производит мягкую и корпусную мебель, фанеру и спички, строганый шпон, пило- и лесоматериалы, мебельный щит, гнутоклееные и профильные детали, матрацы, окна и двери ПВХ. Поставки идут более чем в 130 стран во всем мире. Руководит Холдингом генеральный директор Александр Константинович Судник.

8 марта 1914 года жители Сокольников, глядя на людей, выходящих из недавно построенной Воскресенской церкви, что у парка, с удивлением отмечали, что ни шипящих приходских старух, ни пронырливых сокольнических юродивых, ни барынь с детьми, ни чиновного люда среди толпы не было.

Крестясь и натягивая картузы, из церкви выходили одни мастеровые. Лишь несколько господ в вицмундирах с инженерными молоточками в петлицах, да барин в партикулярном платье долго еще о чем-то совещались с батюшкой и покинули храм последними.

Барина в Сокольниках знали многие, но молебен с мастеровыми видели впервые. Так Фрол Ефимыч Серегин, основатель и хозяин "Мебельной Мануфактуры Серегина", отмечал десятилетие своего предприятия.

Строго говоря, предприятию на ту пору было уже даже и не десять, а целых двенадцать лет. В конце 1902 года бывший крестьянин из орловской губернии Фрол Серегин вместе с братом Филиппом обустроил на Сухаревке небольшую мастерскую по починке мебели.

О первых двух годах деятельности братьев почти ничего неизвестно. Сухаревский рынок тех времен, по воспоминаниям Гиляровского, вообще был местом темным, а персонажи, сновавшие по нему, в основном были известны только филерам из охранки да еще немногим газетным репортерам. Слабые, как известно, на Сухаревке не выживали.

Братья Серегины выжили, и дело свое продолжили. Правда, уже порознь: старший, Фрол Ефимыч, перебрался в Сокольники, где и основал свою фабрику, а младший - Филипп - вынырнул через пару лет в Аргентине владельцем фирмы, не имевшей какого-либо более или менее четкого направления деятельности.

Чем только не занималась компания Филиппа! Мебель, общежития для рабочих американской телеграфной компании, работавших тогда в Буэнос-Айресе, деревянные кузова для первых автомобилей - далеко не полный перечень деятельности младшего Серегина. В 1905 году, когда в Аргентину хлынули напуганные первыми погромами российские евреи, Филипп даже открыл в городе Тукуман магазин по продаже кошерной пищи.

Кончилось тем, что младший Серегин (или Фил, как он стал себя называть) перебрался в Бразилию, остолбил участок берега на какой-то безвестной речке, где сброд, согнанный со всего света, добывал ему изумруды.

После Бразилии была Мексика, Колумбия, участие в нескольких латиноамериканских революциях, которых, как известно, в заполошной Латинской Америке на иной год приходится едва ли не больше, чем солнечных дней. В итоге и без того довольно извилистый след младшего Серегина снова затерялся. На этот раз надолго - на целых семь лет.

Часть 2. Прокламация

Фрол же Ефимыч вел себя иначе. На пустяки не распылялся, легкой наживы не искал, но уж свое дело крепко держал в крестьянских руках. В 1903 году фабрика пошла в гору, после того как старший Серегин ухитрился получить заказ от Купеческого собрания.

С этого момента бывший крестьянин стал вхож в лучшие дома Москвы. Фабрика у него была не то, чтобы большой - не морозовские мануфактуры, конечно, - но главное, чем всегда брал "своего клиента" Фрол Ефимыч - надежность, качество своей мебели.

Конкуренты из фабрикантов, да и собственно торговцы, особенно иноземные, его не жаловали. Знали ведь, - не пропустит Серегин нового германского дивана или кресла. Обязательно купит, разберет со своими мужиками до гвоздя, до доски. И обязательно ведь, стервец, в точности такое же у себя сделает, и на поток через месяц запустит. Да еще и похвалится, - у немца, вишь, деревяшка совсем сопливая, а у меня, мол, - чистый дуб, сосна, вишня...

А тут еще и плантацию кавказского бука Серегин прикупил. Куда как хорошо! - едешь на воды, заглянешь к собственным лесорубам, сушилку новую посмотришь, спившемуся немцу-управителю в буковой роще дубьем мозги вправишь. Да и полицмейстеру рублем поклониться не грех: не трожь ты, мил человек, моих-то, у меня народ как на подбор, да и охрана своя, слава богу, поставлена. Вот и ладненько!

Так и получалось, что если хочет кто пыль в глаза пустить - покупает на Кузнецком, а если хочет то же самое, только лучше да дешевле - едет к Фролу Ефимычу.

Меценатом Серегин, по примеру того же Морозова или Рябушинских с Третьяковым, не стал. На художников не тратился, про картинки их только и буркнул однажды, что "не понимаю я, мол, этого, баловство это все", но чертежи читал легко, никогда не жалел денег на инженеров, станки выписал из Германии лучшие - крупповские. Даже болты покупал бог весть где; в штате Огайо. Чем-то Серегина наши, путиловские и сормовские, не устроили.

Но положение обязывало. Просто беда в России какая-то была в начале века! - ежели ты фабрикант, то помогай революции либо меценатствуй, художников да поэтов содержи как будто кокоток с Еропкинского! Серегин понимал, что хрен редьки не слаще - ему что революционеры, что художники - все голодранцы!

Эпоха требовала своего. Одни названия моделей чего стоили! В пятом году Фрол Ефимыч, наряду с уже выпускавшимися "Егозой", "Двуглавым Орлом" (между прочим, первый в России угловой диван), "Мадамкой" вынужден был запустить такие названия как "Бомбист", "Адская Машина", "Переворот" (одна из первых раскладных моделей) и даже "Прокламация".

Савва Морозов, исключительный почитатель серегинских диванов, свел однажды Фрола Ефимыча с успевшим уже на ту пору прославиться террористом Николаем Бауманом.

Революционер, изнемогавший в боях с царизмом, "буквально не имел на чем отдохнуть" и намеревался, как теперь говорят "бартером", в обмен на близкую революцию, выпросить у Серегина диван да пару кресел, чтоб меблировать явку для своей группы.

О замечательном в своем роде разговоре этих трех рассказывал в 1927 году следователям ОГПУ бывший старший приказчик Серегинской мануфактуры С. Барков.

Ну и чего ж, вы, господа социалисты, добиваетесь? - будто бы спросил Баумана Серегин.

Да порешить они нас с тобой, Фрол, желают! - захохотал Морозов. - А фабрики наши, на дым пустить.

Угу, - сообразил Серегин. - А мастеровых моих, по миру, значит?

Ну, это не так! - горячо возразил Бауман. - Мастеровые сами вашим заведением после революции управлять станут.

Ну так вот ты, мил человек, тогда и за диваном ко мне приходи после этой самой своей революции, - окончательно определился Серегин и, прощаясь с гостями, бросил:

Савва! Художников с поетами тоже не надо...

Часть 3. …И другие

Впрочем, большая часть жизни проходила у Серегина не в беседах с разномастными борцами, а в поездках по выставкам, работе с инженерами, поисках талантливых конструкторов.

Техническая мысль в России была на взлете. С приходом Советов утвердилось мнение, будто были мы до 13-го года отсталыми, а, начиная с четырнадцатого, уже и вовсе скатились в пропасть, доведенные самодержавием до ручки.

Тем не менее, архивы говорят как раз об обратном. То было время, когда Игорь Сикорский создавал своего "Илью Муромца", самый большой в мире самолет, до аналога которого конструкторы Европы с Америкой шли потом еще более 10 лет. Завод "Руссо-Балт" выпускал автомобили, в Харькове собирали паровозы, а Константин Циолковский, вздув керосиновую лампу, разрабатывал по ночам свою теорию межпланетных сообщений.

Не дремал, глядя на то, что творилось вокруг, и Фрол Серегин. Мебель "Мануфактур Серегина" продавалась в собственных серегинских "платц-салунах" от Москвы до Иркутска и от Архангельска до безвестной Кушки. Кто и зачем покупал ее в Кушке - до сих пор неясно. А вот в столицах она стояла у князя Кропоткина, адвоката Плевако, министра Витте, у всесильного Петра Аркадьевича Столыпина, да и много еще у кого, включая августейших.

Кстати, лозунг "Покупай российское!" родился вовсе не в наше время, а целых сто лет назад! И не из-за таможенных тарифов, весьма, кстати, благоприятных в то время для иноземцев, не из-за того, чтоб продвинуть "пусть плохое, да свое", а как раз потому, что "свое" в те годы слишком часто было лучше и дешевле "чужого".

Да и сам лозунг родился не в правительстве, а в народе. Достаточно вспомнить вологодское масло в Париже, волжскую пшеницу в Канаде, аэропланы Сикорского во Франции и текстиль "Трехгорки" в Брюсселе!

Серегин (впервые в России) выпустил диван-кровать, столь обычную теперь и совершенно диковинную по тем временам штуку. Называлось это сооружение "Дрёма" и приводилось в движение механизмом, который разработал для Серегина механик Антон Семенович Дановский.

Старший инженер-механик мануфактуры, без которого Фрол Серегин не принимал ни одного мало-мальски важного решения, выпускник Казанского университета, проходивший однажды по одному делу с неким Вл. Ульяновым, Дановский довольно быстро "уволился из революции", променяв идею "освобождения рабочего класса от тирании самодержавия" на идею "освобождения рабочего класса от тирании ручного труда".

Трудами Дановского на мануфактуре появились первые "механические молотки", - прообраз сегодняшних американских скобовых пистолетов, работавшие от перегретого пара. На Клязьме у Серегина стояли мельницы, приводившие в движение четырнадцать циркулярных пил, где обрабатывались деревянные части конструкций, в Мытищах были выстроенны из красного кирпича громадные цейхгаузы - серегинские склады.

Между прочим, вспоминая марксистскую теорию спирального развития общества, стоит заметить, что на месте тех, некогда грандиозных сооружений выстроенных трудами Фрола Ефимыча, нынче стоит самый обыденный ангар, где одна из московских компаний и сейчас торгует мягкой мебелью. И ведь успешно торгует! Сто лет прошло, а склад, хоть и неказист он теперь, конечно, не прежние хозяйские хоромы, но по-прежнему стоит там же, в Мытищах, на том же самом месте и работает. Умел, значит, Фрол Ефимыч места выбирать...

Часть 4. Что это был за праздник?

А в 1914 году прошел тот самый первый молебен в Сокольниках. Почему Серегин выбрал для празднования дня рождения мануфактуры именно восьмое марта?

Женский день тогда в России, как, в общем, и нигде в мире, еще не праздновался. Да и женщин, честно говоря, на фабрике было - раз-два и обчелся.

Мастеровых Фрол Ефимыч с Дановским отбирали сами, перекупая у конкурентов, а то и из-за границы выписывая. Скажем, Мориц Моон, фламандец из Брюгге, налаживал у Серегина обивочные цеха, а Ганс Штайндорф разрабатывал то, что сейчас легкомысленно называется малопонятным словом "дизайн". Тогда это было искусством, и Штайндорф владел им в совершенстве.

Другими словами, основной состав работников у Фрола Серегина был мужской. Даже за "Зингерами", что на ту пору уже выпускались в подмосковном Подольске, сидели мужчины. "Тонкая машина, - говорил Серегин, - куда ж за нее бабу сажать-то...".

Это потом, уже в тридцатых, по призыву комсомола, а на самом деле, то по страшной нужде из деревень, стали прибывать на фабрику женщины. Когда процент их соотношения с мужской частью рабочих стал заметно преобладать, в "светлых" начальственных головах и родилась легенда о том, что фабрика так называется в честь Международного Женского Дня.

Но все было совсем иначе.

Из допросов ОГПУ, "снятых", как принято было говорить, со старшего приказчика С.Баркова в невеселом 1927 году, следует, что день 8 марта Фрол Ефимыч выбрал для молебна только потому, что именно этот день был днем рождения младшего Серегина, сгинувшего, как думал тогда Фрол Ефимыч, на чужбине. Так что молебен был как бы двойным: и в память о брате и, заодно, в честь юбилея фабрики. Брат на следующий же год отыскался, а вот праздник Фрол Ефимыч переносить не стал и в 1915-ом снова устроил его 8-го марта. И на следующий год тоже. И потом.

Не только в Сокольниках, не только по всей Москве, но и по всем городам России, где только были у фабрики контакты, уже знали, что в марте 8-го числа фабрика Серегина не работает. Их так и стали звать - "мартовские". Производство расширялось, народу в цехах и на складах прибывало, и в церковь московскому обывателю в этот день уже было не пробиться. К революции на 1-е мая в России не работал никто. А вот на 8-е марта - только серегинские!

Часть 6. Время, вперёд!

Это было время НЭПа, время активных деловых связей Советов с Западом, время блистательных речей наркоминдела Литвинова, культурологических витийствований Бухарина, время первых концлагерей и внутрипартийной борьбы в ВКП(б).

С 1926-го по 1929 годы Фрол Серегин, предусмотрительно оставив младшего брата в Штатах управлять тамошним производством, пытался возродить свою фабрику. Те немногие рабочие, что выжили в гражданскую, уцелели во время эпидемий "испанки" и сыпняка, не полегли в продотрядах, - те вернулись к Серегину. Правда, теперь он уже не был полновластным хозяином, а всего лишь "американским акционером".

Очень быстро выяснилось, что стране победившего пролетариата не нужна настоящая, действительно качественная мебель. Прежние поставщики сгинули, наркоматы завели волынку с планами, графиком поставок, тарифами на транспорт, с распределением мебели через рабочий кредит...

Да и кому, собственно, могла понадобиться мебель, что рассчитана не на одно десятилетие? Ведь ночные звонки, аресты, первые острова ГУЛАГа пришли не после убийства С.М.Кирова, не в 1934-ом, а гораздо раньше. Все началось еще при Ленине, а после того, как Сталину удалось победить Троцкого, репрессии начали набирать обороты. И командир РККА, и простой работяга жили лишь одним днем, не загадывая надолго вперед.

Но дело не только в репрессиях. Кому было тогда вообще размышлять о будущем? - Не тем же, о которых Маяковский писал: "под старою телегою рабочие сидят..."? Ну, сидят себе, да и пусть сидят! Даже без нар обходятся. Значит, и так им хорошо. При чем же здесь комфорт? При чем качество? Какое удобство? Ясно же сказано трибуном революции: "сидят в грязи рабочие и мокрый хлеб жуют"! Впрочем, сам-то трибун, воспев все это безобразие, вскоре и застрелился. Не стал брать на себя ответственность за то, что воспевал.

Но Серегин не был поэтом и никогда им даже не сочувствовал. Для него стало совершенно очевидно, что концессия срывается, что мебель народ покупать просто не в состоянии. Нужно было искать выход, иначе большевики могли по условиям договора закрыть концессионное предприятие, что они уже, собственно и начали проделывать, взявшись за чукотские горно-обогатительные комбинаты англичан.

И тут, на фоне всеобщего мебельного уныния, Фролу Ефимычу пришла в голову совершенно гениальная в своей простоте идея: выпускать не диваны, не кресла, и даже не кровати. Он начал выпуск пружинных матрасов!

Помните, у Ильфа с Петровым - "Граждане! Любите матрасы!". Так вот это классики как раз о тех самых, о серегинских матрасах. Спрос был необыкновенным. Их устанавливали на самодельные, из ворованных досок сбитые, каркасы, ставили на кирпичи, просто клали на пол. Целая глава посвящена в "12 стульях" этому матрасному буму, спровоцированному в 1927-ом году Фролом Серегиным!

На какое-то время Фрол Ефимыч повеселел. Отслужили (правда, уже без помпы, неявно) молебен на 8-е марта. Серегин только хмыкал в бороду, глядя на вывеску, где вместо его фамилии нынче значилось "Фабрика Мебели 8-го Марта" и говорил старику Баркову:

А пусть их что хотят, то и говорят. На вывеске-то все равно по-моему вышло!

Мебельная фабрика МСТ. Мебель, основанная в 1997 году, является ведущим производителем корпусной мебели в регионе. В период становления компания определила свою нишу на мебельном рынке и на протяжении многих лет уверенно движется в выбранном направлении, сохраняя традиции и внедряя новые идеи, осваивая передовые технологии.

Сегодня МСТ. Мебель — это 12000 м² производственных и складских площадей. Более 300 человек персонала, девять из которых работают в компании со дня ее основания. Более 70 единиц производственного оборудования ведущих европейских производителей BIESSE, HOLZHER, HOMAG. Собственный автомобильный парк насчитывает более 20 автомобилей.

Основное направление деятельности МСТ. Мебель — производство и оптовая торговля бытовой и офисной мебелью. Ассортимент продукции насчитывает более 200 наименований, среди которых корпусная мебель: столы , тумбы , кровати , прихожие , министенки , компьютерные и журнальные столы , комоды , шкафы , а также мебель из стекла — журнальные столы и зеркала . Одна из специализаций компании — это выпуск модульной мебели, с помощью которых любой покупатель может с легкостью создать интерьер квартиры или офиса по своему вкусу.

Вся мебель изготавливается на итальянском оборудовании только из качественного материала, имеющего широкую цветовую гамму, с использованием как отечественной, так и импортной фурнитуры, что придает изделиям особую привлекательность. Компания МСТ. Мебель является официальным дилером таких поставщиков материалов и комплектующих как «Кроностар» и «Аlfa-profil», а также многолетним партнером компании «Увадрев».

Для быстрого обслуживания предприятие имеет постоянные складские запасы готовой продукции. А маневренность производства позволяет в кратчайшие сроки изготавливать мебель по желанию заказчика.

Гибкая ценовая политика, в сочетании с высоким качеством продукции, разнообразным ассортиментом, современным дизайном, применением передовых материалов и высоким профессиональным уровнем менеджмента, позволили мебельной фабрике МСТ. Мебель расширить географию продаж от Санкт-Петербурга до Сахалина, успешно попробовать свои силы в ближнем зарубежье.

Успехи компании нашли признание и у профессионалов. На выставке «Мебель-Интерьер-Кухня. УралЛесДревМаш», проходившей в городе Екатеринбург в 2007 году, мебельная фабрика МСТ. Мебель была награждена серебряной медалью «За успешное внедрение в производство мебели разнородных материалов: стекло, дерево, металл». В 2008 году мебельная фабрика МСТ. Мебель получила сертификат участника 16-ой Международной специализированной выставки — ярмарки мебели и сопутствующих товаров в Москве. В 2012 году на выставке Евроэкспомебель-Урал в г.Екатеринбург стала победителем в номинации «современные решения в производстве корпусной мебели».

Помимо основной деятельности, компания проводит активную политику в сфере благотворительности. Оказывается постоянная помощь таким учреждением как: Лингвистический лицей № 22 им. А.С. Пушкина г. Ижевска, Школа-интернат Киясовского района, Городская детская больница № 2 г. Ижевска. Духовное управление мусульман Пермского края неоднократно выражали благодарность руководству мебельной фабрики МСТ. Мебель за оказанную помощь. В ноябре 2008 года компания организовала отправку гуманитарного груза — мебель для школы в Абхазию.

В 2009-2011 гг. компания принимает участие в региональных и федеральных выставках и конкурсах. В это же время начинается активное развитие розничной сети «Шкап». Сегодня мебельные салоны «Шкап» открыты в Ижевске, Чайковском, Набережных Челнах, Нижнекамске, Альметьевске, Воткинске. Создан также фирменный интернет-магазин shkap.ru

1 июня 2011 года мебельная фабрика МСТ.Мебель приняла активное участие в организации и проведении Республиканского праздника «Цветное небо», посвященного Международному дню защиты детей.

В мае 2012 года приобретено новое оборудование – японский УФ-плоттер Mimaki-JFX 1631 plus последнего поколения. С помощью которого сейчас применяются новые технологии в изготовлении – выпускаются серии мебели с фотопечатью.

30 ноября 2012 года фабрика МСТ.Мебель стала лауреатом премии «Признание республики» за вклад в социально-экономическое развитие республики.

Мы продолжаем ставить новые цели, воплощать новые идеи и создавать хорошую мебель для хороших людей.