Животноводство

Как и куда поехать учиться за границу бесплатно – изучаю предложения. Образование за рубежом: дошкольное, среднее, высшее

Получить высшее образование в Европе для многих молодых людей является настоящей мечтой. А всё потому что европейский диплом престижен и открывает большие перспективы для будущей жизни. Все образовательные учреждения Европы имею свою историю и солидный статус, плюс все находятся недалеко от России. Остается сделать выбор в пользу какой-то страны.

Получить высшее образование в Европе это не только престиж и перспективы, но и отличная тренировка разговорной речи языка выбранной страны. Если больше есть склонность и желание учиться на немецком языке, то лучше остановиться на Австрии, Германии или Швейцарии. Процессы обучения там проходят на двух языках – немецком и английском.

Фасад центрального здания Национального университета в Цюрихе

Предпочитая больше англоязычную среду, лучше или Чехию. В последней в процессе обучения применяют и русский язык.

Многие полагают, что страну и вуз можно выбрать любой, главное, в Европе. Но это неверное мнение, потому что каждое учебное заведение и государство имеют свои тонкости. И не зная их можно очень сильно разочароваться.

Бесплатное высшее образование в Европе

Многие думают, что получить бесплатное высшее образование в Европе невозможно, но это не так. Во многих странах ЕС в 2019 году существует возможность поступить в государственные вузы, не платя огромных денег. Стоимость обучения в них фиксированная, но она составляет от 400 до 2000 евро за один учебный год и идет на покрытие расходов на образование будущего студента.

Сравнение стоимости обучения в разных европейских странах

Поскольку такие государственные ничего не зарабатывают с иностранных студентов, поэтому и давать свою рекламу в интернете или переводить правила поступления иностранцев за такую символическую плату им нет никакой необходимости. Поэтому придется искать информацию либо самостоятельно, воспользовавшись переводчиком, либо с помощью агентств.

Бесплатное государственное образование вы можете получить на языке той страны, куда хотите поступить учиться. Есть еще варианты обучения на английском, но в этом случае стоимость учебы может быть и 3000 долларов за один учебный год, что все равно гораздо меньше, чем суммы, которые предлагают частные вузы.

Если вы планируете учиться в ЕС после получение высшего образования в России, то есть 2 варианта:


Одни из самых дешевых и доступных вариантов получить . Также существуют интересные варианты в Чехии и .

Испания с каждым годом делает бесплатное государственное образование для иностранцев менее доступным, хотя в 2019 году по-прежнему в этой стране есть интересные варианты для поступления в местные вузы.

При обращении за помощью в агентства, занимающиеся оказанием услуг по подбору учебного заведения, следует уточнять наличие представительства в тех странах, которые они предлагают, их местонахождение, оказывается ли помощь и сопровождение на месте, и уровень квалификации сотрудников.

Внешний вид Гамбургского университета в Германии

Рассмотрим несколько наиболее популярных европейских стран, чтобы иметь представление об их особенностях и тонкостях для русских абитуриентов.

Австрия

Россияне и граждане СНГ в этом государстве имеют много шансов поступить в вуз без сдачи вступительных экзаменов на базе 11 классов. В австрийских учебных заведениях не требуется первоначальных знаний языков. Стоимость семестра для российских студентов равняется 760 евро. Многие хотят , но для этого желательно знать немецкий язык.

Высшие учебные заведения Австрии уже давно признаны во всём мире, занимая высокие места в международных рейтингах. В Австрии большое количество музыкальных учреждений, представленных академиями, университетами и консерваториями.

Германия

В наше время немецкие вузы очень востребованы и популярны для молодых людей со всего мира. А всё потому что в них отлично сочетаются старые традиции с научными современными достижениями.

Прохождение занятия на медицинском факультете в Лейпцигском университете

Самыми сильными учебными заведениями в Германии считаются технический, филологический и медицинский университет. А полученный там диплом открывает двери для трудоустройства во многих уголках мира.

Фасад здания Женевского государственного университета

При поступлении в вузы Швейцарии к россиянам предъявляются завышенные требования – необходимо проучиться в российском учебном заведении не меньше двух лет, это должно быть очное отделение. Сдаётся экзамен, после чего вопрос о приёме ещё остаётся открытым. Обращается внимание на характеристику студента. Решение выносит приёмная комиссия.

Англия

Здание летней школы в Голландии

На данный момент около ¾ всех нидерландских школ частные и общественные, имеющие религиозную направленность. А также культурно-экономические, с большой учебной нагрузкой и требованиями к ученикам.

Детских садов в Голландии нет, ребёнка отправляют в школу уже в 3-4 года, где он учится до 12 лет. Потом следует выбирать – будет это государственная школа, гимназия или атениум. То есть получается, что в государстве дети проходят две ступени обучения:

  1. Первая считается начальным образованием, продолжающимся 8 лет.
  2. Вторая начинается с 12 лет. Основная цель этой ступени – подготовить к дальнейшему обучению в вузе.

Но есть определённый выбор, точнее, два – подготовка к университету или обучение какой-либо профессии.

Здание Утрехтского университета в Нидерландах

Это касается тех, кто не очень прилежно учится в начальной школе и не планирует в дальнейшем учиться ещё, то выбирается второй вариант.

Мы рассмотрим зарубежные образовательные системы на примере образовательных систем стран, чьё образование считается лучшим по качеству в мире.

Канада

В Канаде два государственных языка: английский и французский, но в ряде провинций английский распространен более широко. Иностранные граждане имеют возможность учиться как на английском, так и на французском языках.

Дошкольное образование

В Канаде дошкольное образование начинается для детей в возрасте с 3-4 лет (зависит от провинции страны), но не является обязательным. Дошкольное образование предоставляется бесплатно в школах (детские сады или классы для детей в начальных школах), также созданы группы родительских, добровольных и частных органов.

Учебный год начинается в сентябре и заканчивается в июле. Он разделён на три семестра. Но многие детские сады открыты дольше. Дневные детские сады обычно открыты круглый год.

Школьное образование

В отличие от многих развитых стран, в Канаде нет единого государственного органа, управляющего образованием. Системы образования в каждой провинции страны также отличаются и контролируются ими самостоятельно. Каждая такая система образования отражает религию, историю и культуру этой провинции.

Профессиональное образование

В Канаде насчитывается около 170 государственных и частных колледжей. Они делятся на общественные (Community colleges), технические (Technical institutes). Во франко-говорящем Квебеке действует своя система колледжей общего и профессионального образования (CEGEPS).

Высшее образование

Высшее образование считается во всем мире одним из самых оптимальных по соотношению цена-качество и занимает второе место после США. Правительство страны ежегодно тратит на развитие своей образовательной системы больше, чем любое другое государство «большой восьмерки». Дипломы канадских учебных заведений признаются во всем мире.

Германия

Дошкольное образование

В Германии дети от 3 до 6 лет обучаются в детских садах (Kindergarten). Некоторые из этих учреждений располагаются при школах (Schulkindergarten). Также существует сеть частных детских садов.

Дошкольная подготовка детей не является обязательной, посещение обычно необязательное. Исключением в большинстве земель является обучение детей соответствующего возраста, отстающих в развитии.

Посещение детьми дошкольных учреждений в Германии оплачивается пособиями местных властей, также используются собственные средства учреждений, но необходимы и вложения родителей. Размеры этих вложений зависят от доходов семей, количества детей или количества членов семьи.

Школьное образование

Каждая школа в Германии подчиняется правительству своей земли. Поэтому программы, правила и даже длительность обучения в разных областях страны различаются. Общая продолжительность обучения в Германии составляет 13 лет.

    Система школьного образования состоит из двух этапов:
  1. Начальная школа. Обучение длится от 4 до 6 лет. Образовательная программа на данном этапе обучения едина для всех учебных заведений страны.
  2. Средние школы Германии различаются по типам. Их учебные планы и направления образования существенно различаются. То есть ученик уже в средней школе делает выбор, специалистом какого направления и уровня он хочет стать.

Среднее образование в Германии дается в гимназиях, реальных школах, основных, профессиональных и объединенных школах.

Высшее образование

Германия - это страна с многовековыми традициями классического высшего образования. На сегодняшний день система высшего образования в Германии объединяет 383 учебных заведений. В них можно получить высшее образование по более 400 специальностям. Кроме того, в стране действуют более 40 вузов теологической направленности. Подавляющее большинство университетов (98%) - государственные и субсидируются правительством. Все они открыты для студентов вне зависимости от их гражданства и этнической принадлежности. Частных вузов сравнительно немного, всего 69.

Возрастает приток иностранных студентов, так что во многих немецких университетах возможно обучение на английском и французском языках.

Япония

Дошкольное образование

В Японии огромное внимание уделяется дошкольному образованию. По традиции оно начинается еще в семье. В детских садах маленьких японцев собирают в группы («хан») и выделяют собственное «рабочее место». Таким образом, с самого раннего детства они учатся работать в коллективе.

Существует определенная система формирования этих групп (они насчитывают до 8 человек). Группы формируются под действием того, что каждый ученик группы должен дополнять всю группу.

Школьное образование

Школьное образование в Японии длится 12 лет, половина которых уходит на начальную школу из-за сложности изучения родного языка.

В японских классах могут обучаться до 45 детей. Учебный год в Японии длинный - 240 дней. Начинается он с 1 апреля и заканчивается 1 марта следующего года. Делится на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь и январь-март. Согласно предписанию Министерства образования, науки и культуры Японии в средней школе второй ступени используется вузовская система оценки знаний: каждый ученик должен набрать не менее 80 зачетных единиц для получения свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы (Kotogakko).

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Японии ориентировано на тех, кто желает получить узкотехническое образование. Срок обучения - не более 3-х лет.

    Японские колледжи по статусу могут быть приравнены к нашим средним специальным учебным заведениям. Они делятся на:
  • младшие,
  • технологические,
  • колледжи специальной подготовки.

Младший колледж: это двухлетние программы подготовки в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Выпускники имеют право продолжить образование в университете со второго или третьего года обучения. Прием в младшие колледжи проводится на базе полной средней школы, студенты сдают вступительные экзамены.

Технологический колледж: изучают электронику, строительство, машиностроение и другие дисциплины. Поступить можно после окончания неполной или полной средней школы. В первом случае срок обучения составляет 5 лет, во втором - два года.

Колледж специальной подготовки: годичные профессиональные курсы для бухгалтеров, машинисток, дизайнеров, программистов, автомехаников, портных, поваров и др.

Высшее образование

Высшее образование в Японии входит в единую систему профессионального образования и считается обязательным. Самыми престижными государственными университетами являются: Токийский, университет Киото и университет в Осаке. За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее известны университеты Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке. Существует также множество «карликовых» вузов с 1-2 факультетами и 200-300 студентами.

Великобритания

Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет и делится на государственное (бесплатное образование) и частное (платные учебные заведения).

    Примечательно, что в Великобритании в соответствии с административным делением и сложившимися традициями уживаются три образовательные системы:
  • Англия и Уэльс
  • Северная Ирландия
  • Шотландия.

Англия, Уэльс и Северная Ирландия по своему обучению отличаются незначительно, а вот в системе образования Шотландии имеются свои традиционные особенности.

Дошкольное образование

Дошкольное образование в Великобритании можно получить как в государственном, так и в частном учебном заведении. Система дошкольных учреждений состоит из яслей и детских садов, в которых воспитываются около 50% маленьких англичан от 2 до 7 лет. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, которые учреждаются добровольными организациями и родителями.

С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. Такие школы обычно организуются совместно со школами для младших школьников.

Школьное образование

Традиционное школьное британское образование продолжается 13 лет: с 5 до 18-летнего возраста. В Великобритании найдется огромное разнообразие школ. Существуют школы для девочек, для мальчиков и смешанные школы, где совместно обучаются и те, и другие.

    Британские школы в целом можно подразделить на виды:
  • Школы полного цикла (All-through schools): обучаются дети всех возрастов от 2 до 18 лет
  • Учреждения для младших школьников (Junior schools): для детей от 7 до 13 лет. Здесь дети проходят специальный начальный общий цикл обучения различным предметам. Курс заканчивается сдачей экзамена Common entrance examination. Успешная сдача такого экзамена - обязательное условие поступления в старшую школу
  • Учреждения для старших школьников (Senior schools): для подростков от 13 до 18 лет. Здесь проходят сначала двухгодичное обучение для сдачи экзаменов GCSE, за которым следует еще одна двухгодичная программа: A-level либо International Baccalaureate
  • Школы по подготовке к университетам (Sixth form): для старших подростков 16-18 лет

Профессиональное образование

Профессиональное образование в Великобритании можно получить как на уровне среднего (по российским стандартам), так и на уровне высшего образования. В целом этот сегмент носит название Further education (FE).

Профессиональным обучением занимаются объединенные школы, технические (профессиональные) колледжи, центры профессиональной подготовки на производстве и центры занятости. Промежуточной ступенью между школой и вузом является колледж.

В настоящее время политехнические колледжи являются в Великобритании основными заведениями, в которых идет подготовка специалистов с профессиональным образованием. Они дают подготовку по самому широкому спектру профессий - от квалифицированного рабочего до специалиста промежуточного уровня - и тесно связаны с обучением на производстве.

Высшее образование

Традиционно английское высшее образование является одним из лучших в мире. Всем известны названия крупнейших элитных университетов Великобритании: Оксфорда и Кембриджа. Британское правительство поощряет обучение иностранных учащихся в своих учебных заведениях: из 2 млн. студентов около 300 тыс. - иностранцы. Всего в туманном Альбионе насчитывается 90 университетов и 64 других высших учебных заведений. Старейшие университеты: Оксфордский (основан в 1167 г.) и Кембриджский (1209 г.).

Для поступления в университет в Британии, необходимо сдать британские экзамены A-levels (в школах Шотландии это называется Scottish highers) или успешно закончить обучение по европейской программе Iinternational Baccalaureate.

Продолжительность обеих программ - два года:

A-level - классическая британская программа.

Включает в себя углубленное изучение 4-х предметов, необходимых для поступления в университет (специальность выбирается заранее). В Шотландии система немного другая: учатся по программе Scottish highers всего 1 год, но она признается всеми университетами Великобритании. A-level представляет собой подготовку по 3-4 предметам, которые студент выбирает из широкого списка (20-30 предметов). Набор предметов может несколько отличаться в зависимости от школы. Все предметы студент подбирает себе индивидуально.

International Baccalaureate - международная программа.

Программа IB признана более чем в 100 странах мира, а ведущие британские университеты в последние годы даже предпочитают IB национальной программе A-level. В рамках программы предполагается изучение шести предметов, которые ученик выбирает сам: 3 предмета на продвинутом уровне (240 учебный часов) и 3 предмета на стандартном уровне (150 часов). К концу программы каждый студент должен написать так называемое «развернутое эссе» (Extended essay) объемом минимум 4000 слов.

Высшее образование Великобритании построено по классическому европейскому образцу:

Первая степень: бакалавр (Bachelor). Программа бакалавриата Undergraduate degree (UG) обычно рассчитана на три года. Четвертый год обучения дает студентам возможность получить степень бакалавра с отличием. Исключение составляют вузы Шотландии, где подготовка длится 4 года. При этом первый год обучения на программе UG в Великобритании эквивалентен второму году учебы в вузе США.

Вторая степень: магистр (Master). Получение магистерской степени занимает в большинстве британских вузов один год. Некоторые университеты взяли за образец американский стандарт обучения в течение двух лет.

Третья степень: доктор философии (PhD). Подготовка более индивидуальна и в зависимости от области научных исследований обычно занимает от трех с половиной до четырех лет. Степень присваивается после написания и успешной защиты диссертации, которая является результатом научных исследований.

Какой можно подвести итог всему вышесказанному? Мы видим, что все системы имеют один и тот же принцип, разделение на этапы, сначала по возрасту, затем по направлению обучения. Везде существует возможность получения и высшего и профессионального образования, а так же везде в наличии дошкольное и обязательное школьное образование. Но несмотря на кажущуюся схожесть, в каждой стране имеются свои нюансы, связанные как с поступлением в образовательное учреждение, так и с дальнейшим обучением в нем, связанное в первую очередь с сложившимися традициями и различным менталитетом. Т.е. не существует двух абсолютно одинаковых систем.

Вероятно, основоположником заморского обучения был Пётр Великий, потому что он первым понял, что высшее образование за рубежом очень качественно и основательно. С тех времён многое изменилось в жизни, но образование, полученное за пределами нашей страны, и ныне не потеряло свою актуальность.

Конечно, увеличились образовательные программы, а условия обучения стали насыщеннее и интереснее. И это делает обучение за границей всё более востребованным и модным.

Популярность зарубежного образования

Популярность обучения в зарубежных странах основывается не только на его престижности, но и на демократичной стоимости. Прежде считалось, что это позволяют себе люди прилично обеспеченные или гениально одарённые. Но теперь получить высшее образование за границей реально и совершенно обычному человеку. Конечно, для достижения этой цели необходимы конкретные знания и умения. Нужно изучить язык той страны, где предполагается учёба, или знать универсальный английский язык. Ну и неплохо обладать навыками адаптации в незнакомой стране.

Конечно, денежные средства тоже требуются, но зачастую стоимость высшего образования за рубежом сравнима с суммами, которые тратятся на обучение в вузах России. Естественно, в учебных заведениях других стран имеются свои особенности:

  1. Многоступенчатая система образования.
  2. Своеобразный формат занятий, делающий акцент на практические работы и предполагающий свободу выбора изучаемых предметов.
  3. Приветствуется самостоятельная работа с выражением обоснованного собственного мнения.

Преимущества

Решаясь на этот серьёзный шаг, нужно понять, насколько это для вас важно. Или это языковая практика, или стремление остаться в другой стране после окончания учёбы, или желание приобрести второе высшее образование за рубежом.

В любом случае преимущества заграничного обучения очевидны.


Недостатки

Есть и некоторые недостатки, которыми можно считать следующие.

  1. Достаточно высокая стоимость высшего образования за рубежом.
  2. Недешёвое проживание.
  3. Если язык изучен недостаточно, это может стать серьёзным препятствием.
  4. Продолжительное расставание с Родиной.
  5. Могут возникнуть проблемы при получении студенческой визы.
  6. Достаточно узкая специализация. Это ограничивает возможность работы по другой специальности.
  7. Необходимость адаптации к иной культуре.

Где самые лучшие вузы

Многие страны мира приглашают желающих пройти курс обучение. Есть даже возможности получить бесплатное высшее образование за границей.

Из европейских стран выше всех располагается Финляндия, в 2012 году занимавшая верхнюю строчку рейтинга. Скандинавские государства несколько растеряли свои позиции в области образования. Достаточно высокие места в рейтинге у Великобритании, Канады, Нидерландов, Ирландии и Польши.

Ниже всех расположились Индонезия, Мексика, Бразилия, Аргентина и Колумбия.

Особенности заграничного обучения

Разные страны имеют свои особенности в процедуре высшего образования. Они достаточно специфичны, но есть общие основные принципы. Англо-саксонская модель, лежащая в основе обучения в странах англоязычных, предполагает три основные ступени образования:

  • бакалавр – продолжительность учёбы 3-4 года;
  • магистр – 1 год;
  • доктор наук – 3-4 года.

Но бакалавриат за рубежом имеет некоторые особенности. Есть такие бакалаврские степени, получение которых возможно лишь при наличии практического опыта. К тому же предусмотрено увеличение срока обучения.

Поступление в зарубежные вузы возможно с 18 лет. Иностранные кандидаты должны пройти обучение на подготовительных курсах по программе Foundation.

Процедура поступления

Эта процедура состоит из конкретных этапов.

Выбор страны и университета

Решив, почему вы решили получить, например, медицинское образование за рубежом, необходимо сделать выбор страны. На этот вопрос лучше взглянуть с точки зрения будущей профессии. Одни страны славятся медицинскими вузами, другие – техническими. Те же критерии прилагаются и к самим вузам. Одни сильнее в области гуманитарных наук, другие делают упор на экономические специальности.

Программы и сроки обучения

Эти позиции зависят от различных факторов. Происходит ли поступление сразу после школы или уже имеется степень бакалавра. Или же решено осуществить перевод из вуза российского в университет иностранный. Каждый случай предполагает разное время обучения.

В выборе учебного заведения и нужной программы получения высшего образования за рубежом может помочь консультация специалистов, практикующих в этой сфере.

Документы для поступления

Это самый долгий этап, протяжённость которого может составить год и более. Поступление предполагает предоставление сертификата на знание языка и имеет некоторые тонкости. Это:

  • сбор необходимых документов;
  • перевод их на язык страны, где предполагается обучение;
  • нотариальное подтверждение их и ещё многие другие процедуры.

Стоимость зарубежного обучения

Цена вопроса зависит от стоимости выбранной программы и затрат на проживание. Программы обучения тем дешевле, чем меньше они предусматривают практических работ. Поэтому музыкальное образование за рубежом будет менее затратно, нежели экономическое.

Но есть ещё и сопутствующие расходы:

  • студенческие взносы за использование инфраструктуры вуза;
  • оплата проездного билета;
  • покупка учебников и канцелярских принадлежностей;
  • бытовые траты и оплата телефонных разговоров.

Можно попытаться получить и бесплатное образование. Для этого существует система грантов. Но чтобы найти спонсора, нужно пройти конкурс на обучение за рубежом. Гранты могут быть выданы на весь срок обучения или на конкретное время.

Некоторые вузы имеют системы стипендий. Если же человек получает второе высшее образование, его может оплатить та фирма, где он работает. Также можно взять льготный кредит, предлагаемый банками для студентов.

Получение высшего образования за границей престижно и востребовано. Но и образование российское тоже находится на высоком уровне. Например, педагогическое образование за рубежом не превосходит наше. Но перспективы у тех, кто учился за рубежом, всё же более очевидны.

Можно возразить, что неважно, где учиться, а важно – как. Но это вряд ли бесспорная истина, потому что человек хочет быть не только хорошо образованным. Для полноценной и счастливой жизни нужно иметь хорошую перспективную работу и достойные условия жизни.

Высшее образование за границей – выгодный вклад в успешное будущее и карьеру для российских граждан. Специалисты, получившие высшее образование за рубежом, высоко ценятся на международном рынке труда и добиваются значительно больших успехов в сравнении с соотечественниками. При всем этом учеба за границей для русских позволяет не только получить престижный диплом и отличные академические знания и навыки, но и в совершенстве выучить иностранный язык, находясь в естественной для этого среде.

Чем отличается высшее образование за рубежом?

При условии соответствия традиционной европейской образовательной системе, высшее образование в разных странах мира различается незначительно. Также привлекательной для российских граждан является возможность получать второе высшее на территории зарубежных стран в престижных вузах. Получить второе образование, как правило, проще, чем первое.

Система высшего образования может незначительно отличаться в разных странах. Например, помимо стандартного, в университете Франции может предусматриваться короткий и длинный университетские циклы с возможностью получения диплома о техническом или специализированном образовании.

Большинство зарубежных университетов используют общеевропейскую систему накопления и трансфера кредитов для оценки знаний студентов разных вузов. Система ECTS делает значительно проще процесс перевода учащихся в другой университет или на параллельный курс магистратуры сразу в нескольких образовательных учреждениях.

Условия и стоимость обучения

В большинстве случаев лучший вариант для получения образования в зарубежных вузах – это предварительная подготовка к университету за рубежом. Она позволяет не только приобрести необходимые академические навыки, но и языковую подготовку, успешно учиться в новой среде. Программы подготовки может предложить практически любая частная школа и даже престижные университеты мира.

Стоимость обучения за границей в разных странах мира значительно различается. Самым дорогим является образование в Великобритании, а также в США. В сравнении с ценами в этих странах, программа в Чехии, Испании или на Кипре обходится российским студентам практически бесплатно.

На то, сколько стоит обучение за рубежом, напрямую влияет местоположение, направление деятельности, история и престижность вуза. Чем выше статус учебного заведения, тем значительнее цена учебы или подготовки к поступлению. Кроме того, частные вузы выставляют большую стоимость, чем государственные. Часто для иностранных студентов доступны стипендии, гранты и другие программы материальной поддержки.

Обязательным требованием к абитуриентам является хорошее владение языком. Таким образом, прохождение языковых курсов с последующей сдачей соответствующих экзаменов – важное условие для успешной социализации, поступления и обучения. Специальных экзаменов для абитуриентов в Европе в большинстве случаев не предусмотрено. Исключением являются творческие специальности, медицина и некоторые другие профили.

Узнайте больше и получите бесплатный ответ на любой интересующий вопрос по зарубежному образованию уже сейчас. Просто свяжитесь со специалистами компании «Планета Эсперанто», и мы поможем организовать поездку на учебу без издержек.

Студенты поступают в западные вузы, чтобы пожить за рубежом и получить больше возможностей для дальнейшего трудоустройства. Но стоимость обучения во многих университетах исчисляется тысячами долларов, а после падения рубля образование за границей стало для россиян ещё менее доступным.
Но диплом хорошего западного вуза можно получить бесплатно или за небольшие деньги. The Village поговорил со студентами, которые уехали учиться в США, Канаду, Францию, Италию и Германию, и спросил, как им удалось поступить на бюджет и что они для этого сделали.

Как поступить?

Софья Ракитина

студентка университета Тор Вергата, Рим

Я окончила социологический факультет МГУ имени Ломоносова в прошлом году. Мечта поехать учиться за границу появилась у меня ещё в школе - помню, как во время подачи документов в МГУ увидела на первом этаже здания соцфака стенгазету с впечатлениями студентов от учебных стажировок в Финляндии и Германии, это во многом определило мой выбор при поступлении. К сожалению, во время обучения мне так и не удалось осуществить свою мечту: визиты в международный отдел МГУ оканчивались тем, что меня отправляли на свой факультет, где отвечали, что мне нужно идти обратно в главное здание. Информацию собирала по крупицам.

Тогда я выбирала страну и программу обучения скорее среди имеющихся предложений, чем исходя из каких-либо собственных желаний, хотя, конечно, в приоритете были англоязычные страны. После окончания МГУ я поступила на программу магистратуры в The University of Bradford. Выбирала университет по рейтингу и по проходным баллам экзамена IELTS. В тот год как раз очень сильно поднялся валютный курс, и после долгих размышлений мы с родителями решили, что даже с учётом стипендий, покрывающих обучение, расходы на проживание, учебники и перелёты очень сильно ударят по бюджету нашей семьи. Мне пришлось отказаться от этой возможности.

В этом году мой выбор пал на Римский университет Тор Вергата (Università degli Studi di Roma Tor Vergata), где я буду учиться по магистерской программе на экономическом факультете. Я также поступила ещё в Пизанский университет, но решила, что все-таки хочу учиться и жить в Риме. Подкупает то, что в большом городе проще найти работу, к тому же я очень люблю проводить досуг не сидя на диване.

Процесс поступления был долгим и не без нервотрёпки. Я подавала документы ещё в марте. Ответ из университетов получила только в середине июня, а потом судорожно бегала, оформляя документы. Вообще, по правилам поступления в Италии документы можно подавать только в один вуз, и процедура коммуникации с университетом происходит через культурный центр Италии. Студент приносит туда документы, тот отправляет их в вуз, и через некоторое время публикуются списки студентов, чьи кандидатуры одобрены приёмной комиссией.

В Италии нет бюджетного высшего образования . Учёба в государственных вузах обходится относительно недорого - от 300 до 3 тысяч евро в год, в частных школах ценник значительно выше

Для подачи документов необходимо перевести диплом на итальянский язык, сделать апостиль диплома и оформить Dichiarazione di valore - подтверждение документов об образовании в консульстве Италии, что тоже стоит денег и времени. Но, наверное, чтобы повысить число абитуриентов, некоторые университеты готовы без этих бумаг заранее давать студентам ответ о возможности поступления, чтобы те, заручившись их одобрением, могли спокойно начать оформлять все бумаги.

В Италии нет бюджетного высшего образования. Учёба в государственных вузах обходится относительно недорого - от 300 до 3 тысяч евро в год, в частных школах ценник значительно выше. Мой университет оплачивает обучение студентам из бедных семей (к сожалению или к счастью, я не подхожу под критерии). За стипендию, покрывающую оплату жилья, я ещё буду бороться осенью, когда откроется конкурс.

Проживание в кампусе, который предлагает мой университет, очень дорогое (от 500 до 900 евро в месяц). Поэтому я буду снимать комнату в апартаментах в шаговой доступности от факультета за 300 евро. Трат действительно много: оплата жилья сразу на два месяца вперёд, авиабилеты, виза, покупка обуви и одежды к новому учебному году и так далее. Для того чтобы получить учебную визу, необходимо, чтобы на карте лежало около 450 тысяч рублей.

Пока что в планах - адаптироваться в другой стране, подтянуть итальянский, найти возможности для работы. Не люблю кричать о больших целях, предпочитаю показывать результаты.

Саша Левкун

студент PhD-программы Калифорнийского университета, Сан-Диего

В июне этого года я окончил бакалавриат факультета экономических наук Высшей школы экономики. С сентября продолжаю обучение на PhD-программе в Калифорнийском университете в Сан-Диего.

В начале третьего курса бакалавриата я задумался об академической карьере, а к концу курса уже убедил себя в том, что уровень притязаний и ритм жизни в академической среде соответствует моим амбициям и характеру. Своими советами и наставлениями мне очень помог профессор Антон Суворов, который был моим научным руководителем на третьем курсе и вывел меня на моего руководителя по дипломной работе Маартена Янссена. Процесс выбора страны был довольно простой, потому что в основном ведущие PhD-программы по экономике находятся в США.

Пакет документов состоит из сертификатов GRE и TOEFL, транскрипта оценок, резюме, мотивационного письма и, наверное, самого главного - рекомендаций профессоров, с которыми ты успел поработать за время обучения. Рекомендации - обычно ключевой фактор при принятии решения о приёме студента на программу. При поступлении на PhD весь пакет документов отправляется в 10–20 университетов для максимизации шансов поступления на программу, уровень которой соответствует намерениям студента. Я отправил документы в девять американских университетов и один французский. Сама отправка документов происходит в декабре, а ответы от университетов приходят с февраля по середину апреля.

PhD-программы в США обычно полностью содержат студентов на период обучения, поэтому с этим проблем не возникло. Все деньги идут от самого университета, который покрывает стоимость обучения, а также предоставляет стипендию и заработную плату за услуги грейдера, семинариста или лаборанта.

Программа длится пять лет. В первый год акцент делается на трёх базовых курсах: микроэкономике, макроэкономике и эконометрике. В конце года предстоит сдать очень важные экзамены по этим курсам. На втором году обучения обычно появляется представление об области экономики, которая более интересна и в рамках которой студенту хотелось бы писать свою диссертацию. Соответственно, студент набирает курсы, которые соответствуют его интересам. Последние три года посвящены собственно написанию диссертации. Сейчас мне интересно что-то на стыке теории игр и статистики, но, возможно, моё поле интересов изменится или расширится.

На первый год я и два моих однокурсника снимаем дом неподалёку от университета - это распространённая практика как минимум в Калифорнии. Сами издержки переезда состоят в покупке билетов на самолёт и визовых сборах. Ожидаемые затраты на месте, в которые входят арендная плата, транспорт, еда, одежда и так далее, должны покрываться стипендией с небольшим запасом. Стипендия в университетах бывает разной, что обусловлено естественно различными расходами на проживание в разных городах: она составляет от 20 до 35 тысяч долларов в год.

Сейчас я хочу успешно закончить первый год обучения. Про более долгосрочный временной интервал я пока что ответить не готов.

Настя Древаль

студентка Сорбонны, Париж

До переезда я училась в магистратуре на театроведческом факультете ГИТИСа. Меня интересовал театр абсурда и драма абсурда. Я стала много заниматься Беккетом. Именно так я и решила продолжить обучение за рубежом: я решила, что для полного абсурда я хочу сидеть на могиле Беккета и писать диссертацию о Беккете. А могила Беккета находится в Париже, а поступить в Сорбонну или Высшую нормальную школу – это красиво. Вот так я и выбрала Университет Париж III Новая Сорбонна (Université Sorbonne Nouvelle - Paris 3 - Département: Institut d"Etudes Théâtrales, IET).

Я не считаю, что обучение за рубежом даёт какие-то особенные преимущества в поиске работы, например. По-моему, чем подвижнее человек, тем подвижнее его мысль. Поехать куда-нибудь поучиться или постажироваться - это как добавить немного масла в макароны. Я не хочу слипнуться, поэтому ищу и использую любые возможности, связанные с передвижением.

Понятия «на бюджет» и «на платку» здесь не совсем подходят. Во Франции всё образование бесплатное, за исключением некоторых специальных школ и институтов. Я решилась поступать легко. Следующий этап был, пожалуй, самым трудным, но после того, как ты действительно решился, бросить это дело невозможно. Есть какой-то нездоровый азарт в сборе документов. В общей сложности это около 80 отсканированных страниц, которые нужно залить в специальное досье Campus France. Эти страницы - не только переведённые копии аттестата, диплома и справки с места учёбы, но и все документы, которые связаны с моей деятельностью в театре. Об этом мало кто думает, но подготовить документы - это дорого! Все эти переводы и нотариальные заверения стоили мне около 30 тысяч рублей.

Сбор документов происходит осенью и зимой. Примерно в то же время хорошо бы ещё готовиться к экзамену по языку. Во Францию можно сдавать либо DALF, либо TCF. Я выбрала TCF, потому что мне он кажется проще. Необходимый проходной уровень во всех университетах разный. Я подавала документы на девять программ, три из которых отказали мне по причине низкого уровня языка (у меня средненький B2).

Довольно трудно собрать деньги для подачи документов на визу. Долгосрочная студенческая виза запрашивается на год , поэтому и на счету должна лежать большая сумма

Получив результат экзамена, я добавила этот последний документ в своё досье, нажала кнопку «отправить на проверку» и стала ждать. В Campus France проверили все документы, позвали на собеседование. На собеседовании просят рассказать, кем вы хотите работать после обучения, насколько хорошо знаете английский, могут попросить исправить какие-то сканы документов. Если с документами и мотивацией всё в порядке, Campus France нажимает кнопку невозврата. Ответы из вузов начинают приходить на почту с середины апреля.

В начале июля, как правило, с поступлением уже всё ясно.

Я пока не получаю стипендию, но надеюсь на это. У меня ещё нет сетки расписания, но из программы я узнала, что буду учиться примерно до трёх, теории и практики будет примерно поровну, а дополнительных семинаров и специальных курсов будет примерно миллион.

Общежития моя программа не предусматривает, поэтому я буду снимать комнату (вернее, полкомнаты в студии с мансардой) вместе с соседкой. Можно за те же деньги или даже чуть дешевле снимать отдельную комнату в некоторых общежитиях, но мне не хотелось бы жить в небезопасных районах.

Довольно трудно собрать деньги для подачи документов на визу. Долгосрочная студенческая виза запрашивается на год, поэтому и на счету должна лежать большая сумма. На сайте визового центра написано, что в месяц прожиточный минимум составляет 615 евро. 615 евро я умножила на 11 месяцев (потому что учимся мы до июля), и эту сумму мама насобирала из своих сбережений и у знакомых. Как только мне дали визу, мы эти деньги, конечно, отдали обратно. Другая финансовая трудность - это снимать жильё и покупать еду. Я посчитала, что в среднем на первое время мне понадобится около тысячи евро в месяц, а как только освоюсь, около 850 евро. 550 из них - это ежемесячная плата за полкомнаты (chambre partagée) в хорошем районе.

Надеюсь за два года понять, хочу ли я построить академическую карьеру или работать. Ещё я надеюсь, что выброс из одного культурного фона в другой поможет мне написать пару хороших рассказов или небольшую книжку.

Анна Малова

студентка Университета Глазго

Откровенно говоря, я всегда стремилась поучиться за рубежом. Во время обучения на экономическом факультете НИУ ВШЭ я съездила в Канаду и осознала, что хотела бы получить научную степень за рубежом. Проблема была в этой схеме одна - финансы. Я быстро осознала, что для меня самый простой и понятный способ - получить стипендию для исследовательских программ.

Программа PhD рассчитана на пять лет, которые ты целиком и полностью должен потратить на исследования в выбранной области. Обучение оплачивается принимающими университетами целиком, включая проживание, питание и всякие сопутствующие расходы. Однако набор на подобные программы составляет всего 10–20 человек, а желающих гораздо больше, поэтому университету надо доказать, что ты обладаешь большим исследовательским потенциалом и прославишь университет, когда станешь важной шишкой в научном мире. В топовые университеты мира не пройти без публикаций в научных журналах и рекомендаций от буквально всемирно известных профессоров. Я не говорю уже о том, что придётся сдать TOEFL или IELTS на очень приличный балл, GRE (если речь идёт об экономике), написать сильное мотивационное письмо и потратить кучу сил на заполнение всевозможных анкет при подаче заявления.

Осенью на четвёртом курсе я думала, что поеду получать PhD в Штаты, поэтому сдала все нужные экзамены, заручилась поддержкой нескольких преподавателей и подала документы в два университета. Я была глупа, когда на что-то надеялась, и, естественно, я никуда не поступила, ибо для того, чтобы поступить, надо подать минимум в десять вузов и чтобы в этом списке были такие, поступление в которые обеспечено почти наверняка. Я, в принципе, не особенно и старалась поступить на PhD, потому что обязательство длиной в пять лет меня жутко пугало, а подобного рода стипендии на магистратуру в США у меня найти не получилось. К лету я успокоилась и решила остаться в России на магистратуре, а уже потом решить, хочу ли я все же степень доктора наук или нет.

Но в день экзаменов в магистратуру МГУ на мою личную почту пришло письмо от моего факультета, что в Университете Глазго (University of Glasgow, Scotland, UK) есть стипендия на Masters by Research in Economics (такая магистратура, которую можно через два года закончить, доучиться ещё три года и получить PhD), но подавать нужно срочно. Поскольку все необходимые сертификаты я получила ещё осенью, я просто решила испытать судьбу и выслала все документы, которые у меня были.

Через два дня пришёл ответ, что я принята и надо срочно делать визу: учебный год начинается 5 сентября. Стипендии было достаточно для того, чтобы посольство Великобритании не задумываясь выдало мне учебную визу. Кстати, сама виза оказалась жутко дорогой, и, поскольку стипендию на руки я смогу получить только непосредственно в Великобритании, маме пришлось вложиться. Но я обещала все ей вернуть через пару месяцев! Посольство требует порядка тысячи фунтов стерлингов в месяц, если университет не в Лондоне, и стипендия должна быть немного выше этой суммы. Думаю, прожить можно и на меньшие деньги - надеюсь, что порядка 300–400 фунтов будет каждый месяц оставаться в моей копилке. Кстати, проживание в общежитии обойдётся примерно в 450 фунтов в месяц, что не дешевле, чем снимать квартиру, но я бы хотела хотя бы первый год провести на кампусе в окружении других студентов. Я и в Москве все четыре года прожила в общежитии.

Ближайшие два года я буду ходить на пары и делать исследование под руководством нескольких профессоров на тему, которая мне интересна. Но если бы прошлой осенью я не вложилась в сдачу экзаменов и рекомендации, никто бы не пригласил меня заниматься экономикой «за счёт заведения». Готовиться и планировать своё обучение надо минимум за полтора-два года, накапливая деньги на подачу заявлений и сдачу экзаменов, занимаясь исследовательской деятельностью, помимо курсовых и диплома. Сама подача заявления на сайте в зарубежный университет стоит порядка 100 долларов, каждый экзамен (сертификат на знание языка и GRE/GMAT) - ещё 255 долларов.

Лично я не знаю, что будет через десять лет, но точно знаю, что в обозримом будущем хотела бы получить степень PhD в одном из престижнейших университетов мира, обязательно в США, потому что детские мечты неискоренимы, а последипломное образование в Штатах - практически лучшее в мире.

Лина Маркина

студентка Университета Авиньона и Воклюза

Я люблю учиться, всегда хотела получить второе высшее. Окончила факультет журналистики МГУ и год назад решила переехать во Францию с этой целью. Почему именно туда? Это одна из очень немногих стран, где для иностранных граждан возможно бесплатное обучение. Выбирала учебное заведение по немного странному принципу - я искала города, которые находятся близко к океану или морю, относительно спокойные, не запруженные туристами. Подала документы в шесть вузов, меня приняли в несколько, и я решила ехать в Авиньон - климат подходящий, и недалеко от всех крупных городов, ну и море в нескольких десятках километров (а там ещё немного и Прованс, как пела Ёлка).

Сдать нужно было всего один экзамен - на знание языка (уровень B2–C1, в зависимости от требований университета). В России и не только есть специальная контора, которая называется Campus France - их представители консультируют будущих студентов, проводят собеседования, принимают ваши документы в электронном досье для поступающих в вуз. Без этой процедуры иностранцы просто физически не смогут попасть учиться во Францию.

Нужно сначала заплатить регистрационный взнос, затем перевести все документы (диплом, аттестат, свидетельство о рождении, справки с работы и/или трудовую книжку) на французский язык и нотариально заверить все это, да ещё и с апостилем. Campus все это проверяет, если все окей - подтверждает досье, и можно начинать отправлять документы в вузы. Самое важное - ещё и написать хорошее мотивационное письмо, где вы объясняете, на кой черт вам все это нужно и на кой черт вы сами нужны этой стране (не своей, а принимающей, конечно). Заявку на обучение нужно отправить до 31 марта, затем наступает мёртвый сезон до середины лета - это когда сидишь и ждёшь, чтобы ответили все университеты. Обычно начинают отвечать уже в мае, но могут и в конце июля.

По правде говоря, для меня загадка, каким образом они выбирают, кто поступает на платное, а кто - на бесплатное. Обычно в государственных вузах есть определённая квота на студентов, которым предоставляют бесплатные места. Вообще, у французов есть разделение на университет и на высшую школу, учёба в школе считается намного более престижной, но стоимость обучения превышает все мыслимые границы. Поэтому я просто сидела и надеялась, что примут на бесплатное, хотя особо в этом не сомневалась, ведь документы я отправила в не самые популярные города (Париж мной даже не рассматривался).

Я пока не знаю, как именно все будет устроено у меня на факультете, потому что учёба начинается только 5 сентября, а в августе все университеты находятся на каникулах. Буду ждать начала месяца, чтобы пройти все административные и педагогические процедуры и выбрать себе предметы.

Я сняла комнату, находясь в Москве: французское посольство требует от студентов предоставлять бронь жилья на первые три месяца во Франции. Почему на три - непонятно. Жилье искала на сайтах. Удалось найти адекватную хозяйку, которая готова была сдать мне комнату, ни разу в жизни меня не видя, да и я ей заплатила залог и аренду за первый месяц не глядя. Звезды сошлись, и сейчас у меня милая комната и 20-метровый увитый плющом приватный дворик, которым можем пользоваться только я и моя соседка.

Невозможно установить точную сумму потраченных мной и моими родителями денег на переезд. Могу сказать только, что с августа по декабрь я вбухала кучу денег на преподов, которые готовили меня к экзамену DELF (за это время мне всеми правдами и неправдами удалось достичь уровня B2, хотя ещё в июле у меня был A2), я тратила буквально все деньги на это, никуда не ходила, сидела и зубрила дни и ночи напролёт. После экзамена я стала откладывать практически 70 % зарплаты на будущую жизнь во Франции. Потом нужно было предоставить в визовый центр справку о том, что на вашем текущем счёте имеется достаточное количество денег, купить билет на самолёт, оплатить второй багаж, накупить лекарств с собой, потому что тут всё по рецептам, походить по врачам и многое-многое другое.

В описании программы моего факультета предоставлен список должностей, на которые я могу претендовать после получения диплома. Если честно, пока не знаю, захочу ли я вообще учиться два года именно в Авиньоне - может, через три месяца я соскучусь по берёзкам и уеду из улыбающегося французского города обратно в ворчащую и всем недовольную Москву.

Каково учиться за границей

Анастасия Мельниченок

студентка Гамбургского университета

Я пять лет училась в СПбГЭУ в Санкт-Петербурге по специальности «Регионоведение Западной Европы», который окончила в 2015 году. Учиться за рубежом я решила, потому что считаю, что западное образование ценится больше российского даже в самой России. Больше всего мне хотелось поступить на программу International Business and Sustainability в Гамбургском университете, на которой я сейчас и учусь. Тема устойчивого развития - это очень популярная и животрепещущая тема в Германии. Моя программа новая, появилась только в 2013 году, рынок вакансий достаточно широкий, так что проблем с работой в дальнейшем быть не должно.

В Германии нет платного образования в государственных университетах. Все платят только семестровый сбор - у нас это 300 евро. В эту сумму входит оплата проездного на весь семестр (170 евро) и сборы для университета и студенческих организаций, сервисов, общежитий, столовых и так далее. Например, в университете есть организация, которая помогает студентам в финансовых, психологических, учебных и других вопросах, все это бесплатно. Проездной на весь семестр - это настоящее спасение, потому что мы можем ездить по всему Гамбургу без ограничений.

Стипендию я не получаю. Пробовала получить стипендию DAAD, но, к сожалению, не получилось. Здесь в Германии я не пробовала подаваться, потому что остальные стипендии надо получать уже в процессе обучения, имея оценки за экзамены. Один экзамен я сдала не очень хорошо - смысла подаваться нет: стипендий мало, а требования высокие.

Процесс обучения в Германии очень сильно отличается от России. Расписание можешь составлять как хочешь - даётся список курсов, и ты сам выбираешь.
У меня есть шесть модулей, и в каждом нужно набрать определённое количество кредитных пунктов. Обычно за каждый предмет у нас даётся шесть кредитных пунктов, за весь период обучения надо набрать 120 кредитных пунктов (90 кредитов за курсы и 30 кредитов за магистерскую работу). То есть получается, что за весь период обучения проходишь всего лишь примерно 15 предметов.

Первый семестр был сложный, потому что надо было посещать много предметов, по которым были и лекции, и семинары. Приходилось ходить каждый день, чаще всего к восьми утра. Один профессор, к счастью, выкладывал свои лекции в интернет, так что я ходила только на семинары по его предмету, а лекции слушала дома при подготовке к экзамену. На моей специальности есть три вида итоговых работ в конце семестра: письменный экзамен, презентация плюс курсовая или только курсовая работа.

Экзамены у нас письменные. В среднем они длятся полтора-два часа. Надо учить все, что было в лекциях, и читать дома дополнительную литературу. Часто профессора говорят, какие слайды из их презентаций важны, а каких не будет в экзамене. Самая хорошая оценка в Германии - это 1,0. Дальше идут оценки 1,3, 1,7, 2,0 и так далее. 4,0 - это самая плохая оценка, ниже - считается, что не сдал экзамен. У меня пока ни разу не было 1,0 за экзамены, как бы я ни старалась.

Во втором и третьем семестре лекций уже не так много, у нас теперь пять курсов, по которым надо сделать презентации в группе и потом написать курсовые работы. В университет ходить практически не надо, только на консультации. В итоге у меня есть больше времени на то, чтобы работать не в ущерб учебе. В России было достаточно сделать красивую презентацию с клёвыми картинками и кое-как рассказать текст. Тут же презентация - это куча работы. Вообще, я не очень люблю работу в группе, но в Германии это важно.

Обычно после презентаций надо писать курсовые. Курсовых может быть две-три за семестр, и, как правило, писать их надо в каникулы: срок сдачи заканчивается за две недели до начала следующего семестра.

Магистерская работа пишется шесть месяцев, и потом ее проверяют до трёх месяцев. Моей радости не было предела, когда я узнала, что здесь нет защиты магистерской, так как я очень боюсь выступать перед аудиторией, а тут ещё и на иностранном языке надо было бы делать серьёзную презентацию и потом отвечать на каверзные вопросы.

Я живу в общежитии. Получить место в общежитии в Гамбурге очень тяжело: студентов много - и иностранцев, и немцев из других городов. Мне повезло, я вовремя увидела на сайте студенческого общества, что можно заплатить сразу за три месяца и мне дадут место в одном общежитии. За общежитие плачу 244 евро в месяц, нас живёт 20 человек на этаже, у каждого своя комната примерно 14 метров. В комнате есть кровать, стол, стул, полки, тумбочка, шкаф для одежды и раковина с зеркалом. На этаже - четыре душевых и туалета, а также кухня. Каждый день утром кухню и туалет убирает уборщица. В других общежитиях комнаты поновее, они стоят до 380 евро.

В общежитиях никто не следит за нами, есть управляющий домом (хаусмайстер), который приходит в девять утра, чтобы решить какие-то вопросы и проблемы.
А на входной двери в общежитие стоит универсальный замок, так что все, у кого есть ключи от комнат, могу его открыть. Некоторые нелегально сдают свои комнаты других людям.

Мне вполне хватает на жизнь в среднем 600–700 евро в месяц. 244 евро стоит общежитие, 86 евро - медицинская страховка. Ещё 20 евро в месяц плачу за фитнес-зал, на телефон кладу 15 евро в месяц. Примерно 150–200 евро трачу на еду. Конечно, намного выгоднее брать еду из дома, чем есть в кафе и столовых. Я какое-то время ленилась готовить, в итоге к концу месяца я оставалась почти без денег. Конечно, я иногда хожу в кафе с подругами, очень редко в бар.

Вообще, поначалу я тратила намного больше денег. Во-первых, потому что сама не зарабатывала, сейчас свои деньги уже тратятся по-другому. Я уже по-другому выбираю продукты, вещи - принимаю меньше необдуманных решений.

Самая главная цель на ближайшее будущее - это закончить магистратуру. Я ещё не начала свою магистерскую работу, но уже планирую приступить. Многие студенты здесь учатся больше положенного времени. Моя программа, например, официально длится два года, но можно учиться ещё столько же дополнительно. Я планирую закончить учёбу в срок - учиться мне нравится, но я устала от сессий, написания статей, презентаций. Пока не знаю, останусь ли я в Гамбурге после учёбы, но в дальнейшем хочу найти работу в Германии.