Обработка металлов

Как организовать дизайн освещения. Светодизайн жилых помещений: нормы, концепции, реализация, примеры Ключевые правила светодизайна интерьеров

О том, где и какие светильники уместно использовать и какой дизайн кому подойдет, рассказывает наш друг и основатель бренда "Хвоя" Анна Феоктистова?

Освещение – важнейший инструмент формирования пространства. Его задача – не просто осветить, но создать приятную среду для жизни.

Освещение делится на естественное и искусственное:

1. Первое – уличный (дневной) свет. Без него в помещении невозможно долго находиться. Солнечный свет решает множество задач.

  • свет – природный антибиотик, обеззараживающий помещение. По санитарным правилам и строительным нормативам инсоляция (освещение прямыми солнечными лучами) жилого помещения должна составлять не менее 2 часов в сутки. С учетом этого проектируются все микрорайоны и жилые здания на территории России.
  • естественное освещение хорошо влияет на здоровье и психологическое состояние человека, повышает иммунитет и снижает риск депрессий.

2. Второе – все источники света внутри дома. Именно они и грамотное их размещение помогут сделать интерьер не только красивым, но и удобным для жизни (под этим я понимаю уровень физического и психологического состояния человека). Об этом и поговорим.

С чего начать? Особенности современного освещения в интерьере

Начните с себя и определения собственных потребностей!

Подумайте, чем вы любите заниматься, найдите подходящую зону для этого. Всегда старайтесь отвечать на вопрос "Зачем?", тогда ошибки будут минимальны.

Например: "Здесь будет бра, потому что на этой стене я хочу повесить любимую репродукцию и выделить ее светом. И это простое по дизайну бра будет белого цвета, как стена, потому что главное – это картина и акцент должен быть на ней".

Сценарии освещения в квартире


В одном пространстве можно создать несколько сценариев:

яркое основное освещение (люстры и любое потолочное освещение).

приглушенное вечернее, когда не нужен яркий свет (бра, торшеры, декоративные светильники, скрытые подсветки).

акцентное освещение на зону или предмет. Когда нужно что-то выделить (потолочные и настенные светильники с направленным светом).

праздничное (декоративные светильники, гирлянды)

Когда мы говорим о вариантах освещения, предполагаем, что разные светильники будут включаться с разных выключателей. Еще можно использовать выключатели для удобства. Можно включать освещение с двух выключателей, находящихся в разных концах комнаты. Такие выключатели удобно использовать в длинных помещениях, коридорах, спальне.

Использование диммеров тоже поможет в создании разных сценариев освещения. Изобретение, конечно, не новое, но очень полезное. С помощью выключателя-диммера, можно регулировать освещенность от каждой лампы. Здесь важно помнить, что не все лампы диммируются. К недиммируемым относится большинство светодиодных ламп.

Продумать сценарии и сделать разводку электричества – одна из первых стадий в ремонте.

Какие источники света бывают?

Основной источник (или источники) освещения. Они дают максимум света. И дополнительные локальные светильники, которые организуют второстепенные сценарии освещения.


Типы светильников:

1. Люстры

2. Подвесные светильники

3. Накладные потолочные светильники общего освещения

4. Накладные точечные светильники

5. Встраиваемые точечные светильники (споты)

6. Трековые светильники

7. Бра

8. Торшеры

9. Настольные лампы

10. Декоративное освещение – встроенная светодиодная подсветка, праздничное освещение, гирлянды

Что выбрать для основного освещения в гостиной?

1. Люстра

Люстра – один из типов подвесных светильников, предназначенный для создания бестеневого освещения.

Люстра – центральный элемент. Она может стать акцентом в интерьере, выделить определенную зону, выступить в роли основного источника освещения. Например, она отлично впишется над журнальным столиком в диванной зоне и станет главным композиционным элементом зоны отдыха. Есть правда и минус: возможность перестановки мебели ограничена тем, что люстра организует пространство вокруг себя.

В каком интерьере уместно использовать люстру?


Люстрой принято подчеркивать пространство, поэтому его должно быть достаточно. Классические люстры больше вытянуты по вертикали, поэтому для них нужны высокие потолки. Люстры в современных стилях бывают и горизонтальными, и вертикальными.

Если говорить о стилях, то дизайнеры все больше экспериментируют и наряду с понятными вещами, сочетают, казалось бы, несочетаемое! Вполне можно встретить классическую люстру в квартире из бетона, или, наоборот, современную геометрическую – в стенах с широкими карнизами и ажурными молдингами.


Используя классическую люстру в традиционном интерьере, можно почти не переживать за результат – наверняка она хорошо туда впишется! Но если хотите сделать необычный акцентный элемент, будьте аккуратны! Весь остальной интерьер в этом случае должен стать фоном, кое-где в мелочах лишь подчеркивая стилистику люстры.


Высота установки зависит во многом от ситуации. Обычно не менее 2,2 м. от пола, чтобы не задевать головой или руками. Однако, если люстра висит над журнальным столиком в гостиной, уместно сделать ниже.

Одна люстра по центру комнаты не решит вопрос освещения. Это основной элемент, дающий много света, но с ней одной углы будут оставаться в тени. Поэтому дополнительные источники света необходимы.

2. Точечное освещение (споты)


Точечные светильники – небольшие светильники с направленным светом, имеющие определенный угол распространения света и радиус освещенности.

Виды потолочных точечных светильников:

встраиваемые споты

накладные светильники

трековые системы

Особенность светильников в том, что они могут использоваться и как основное освещение и как акцентное. Главное – правильно выбрать лампу. Лампы бывают с разным углом рассеивания. Например, у обычной лампы накаливания угол рассеивания равен 360 градусов, т.е. она светит во все стороны и дает общий заливающий свет. У галогенных и светодиодных ламп для точечных светильников с цоколем GU10 и GU5.3 более узкий угол. Чаще всего он варьируется от 20 до 150 градусов. Диапазон от 20 до 40 подойдет для локальной подсветки картины или элементов декора. Для основного освещения нужен угол более 60 градусов.


Точечные и трековые светильники уместны почти в любом интерьере, будь то интерпретация классики, лофт или минимализм. Можно сделать их совсем незаметными или, наоборот, акцентными.

Если использовать светильники в качестве основного освещения, важно правильно рассчитать, сколько именно нужно светильников и на каком расстоянии друг от друга они должны располагаться. Как правило, расстояние между точечными светильниками делают не более 1,5 м. Существуют конечно формулы расчета, но правильнее всего обратиться в магазин освещения, где менеджер поможет определиться с необходимой мощностью и количеством ламп для вашего помещения.

Итог:

Люстру используйте в высоком большом помещении в сочетании с дополнительными элементами освещения.

Точечные светильники подойдут для помещений с низкими потолками, помещений с частыми перестановками, для акцентного освещения.

3. Настенные светильники (бра) – какие и для чего?

Настенные светильники – источники дополнительного освещения, монтируемые в стену или на стену. Бывают двух типов - встраиваемые или накладные (бра).

Накладные бра бывают разной конструкции:

Рожковые. Наиболее привычный и распространенный тип бра.

Пристенные (поверхностные). Уместны в тех случаях, когда помещение узкое, чтобы не мешало проходу. Чаще всего используются в коридорах и лестничных клетках.

Подсветка для картин.

Стационарные. Бра, которые не имеют дополнительных сценариев, освещают только в одном положении.

Регулируемые. Конструкция таких бра имеет подвижные элементы, управляя которыми, можно менять освещение.

С отраженным светом. Такие бра дают мягкий, легкий свет. Чаще всего с отраженным светом встречаются пристенные бра.

С направленным светом.

Вид бра во многом зависит от стилистики интерьера и назначения.


Переключите основной свет на бра и добьетесь приглушенной уютной атмосферы. Они помогут организовать рабочую зону, место для чтения, выделить интересную фактуру стены.


Если хотите использовать бра в рабочей зоне вместо настольной лампы, попробуйте вариант с возможностью регулировки с выносом от стены до 60 см, чтобы можно было управлять светом, как необходимо.


Помните, светильник не должен мешать проходу. Если помещение узкое, используйте поверхностные бра, которые не сильно выступают. Или вовсе откажитесь от них и сделайте акцентное потолочное освещение.

Любому светильнику необходимо пространство, поэтому выберите место для бра так, чтобы ему не было "тесно" на стене.

Кухня и столовая группа

В зоне кухни должны быть общее освещение и подсветка рабочей поверхности. Это набор, необходимый для удобства и приготовления еды.


Помимо равномерного освещения светильниками, хорошо бы разместить светильник над столовой группой. Это может быть подвесной светильник или бра.

Устанавливать светильник на кухне следует на высоте 1,3-1,4 м. от пола (50-70 см. от столешницы).

Если говорить о светильниках над барной стойкой, то здесь высоту следует сделать чуть повыше – 1,6-1,8 м. от пола.



Если стол приставлен к стене, можно использовать бра. Интересное решение – консольный настенный светильник с выносом до 1 метра в длину. Высота установки такого светильника также 50-70 см. от столешницы.


Если у Вас помещение небольшое по размеру – не перегружайте его, используйте небольшие светильники или светильники в светлых тонах или с плафонами из стекла. Эффектно могут смотреться ажурные светильники из металла или дерева.


Многие производители выпускают серии светильников, в одном материале, но в разных размерах и формах, и предлагают нам поэкспериментировать и проявить фантазию. Комбинируйте в различных сочетаниях и подвешивайте на разной высоте!

С чем можно поэкспериментировать?


С проводом!

Эффектно смотрятся подвесные светильники с проводами в текстильной оплетке. Это может быть витой провод или простой круглый провод в оплетке. Количество цветовых вариантов огромно!


Интересным элементом дизайна может стать открытая проводка. Прикрепите ее к поверхности стены или потолка клипсами для открытой проводки, если кабель витой - с помощью изоляторов.

Важно знать!

Если используете в качестве основного освещения потолочный светильник или люстру по центру кухни, не вешайте над столовой группой подвесные светильники! Они будут "спорить" друг с другом. Лучшим решением послужат бра.



Если основное освещение – точечные светильники, подвесные светильники над столовой группой будут отличным вариантом!

Освещение коридора


Рассмотрим несколько вариантов. Допустим, у нас есть широкий просторный холл с шириной не меньше 1,5 метров с консольным столиком для ключей или банкеткой. Для такого помещения подойдет центральное освещение с люстрой или накладным светильником. На стенах можно сделать бра. Располагайте их, например, над столиком или у зеркала. Высота установки бра может варьироваться от 1,6 до 1,8 м. над уровнем пола.


Если Ваш холл узкий и длинный, лучшим вариантом будет использование встроенных или накладных акцентных светильников.

В минималистичном интерьере будут уместны встраиваемые светильники. Это могут быть как точечные светильники, так и линейные.

Совет! Если у вас длинный коридор, можно его визуально уменьшить, сделав дальнюю стену акцентной и подсветив ее. Все яркие или освещенные поверхности визуально кажутся ближе.

Освещение в спальне


В спальне также может быть основное освещение в виде люстры или точечных потолочных светильников. Хотя часто его не делают, чтобы изначально создать уютную атмосферу для отдыха и сна. Вопрос освещения в этом случае решается декоративными светильниками. Это могут быть бра, точечная подсветка отдельных элементов интерьера, скрытые светодиодные подсветки. Ну и, конечно, ночники у кровати, чтобы, например, можно было почитать книгу.

Удобная высота установки бра для чтения может быть около 100-120 см от пола.

Прикроватные светильники могут быть подвесными, настенными, настольными. Кстати, их можно разместить ассиметрично – с одной стороны кровати – светильник, с другой – настольная лампа.


Если говорить про подвесные светильники, можно объединить по 2-3 светильника вместе. Рекомендуемая высота установки плафона – 90 см. от пола. Неплохо в этом случае продумать небольшой крючочек для фиксации, чтобы они не раскачивались из стороны в сторону, когда вы их случайно заденете или откроете окно и подует ветер.


Главное для прикроватных ламп, – чтобы их можно было включить, не вставая с кровати. Выбирайте светильники с выключателем на корпусе. Или сделать проходной выключатель – один на входе в спальню, второй – над изголовьем кровати.

Свет в детской


Комната ребенка – целый мир с множеством задач и функций – это и спальня, и игровая, и рабочее место. Должно быть и общее освещение в виде люстры или точечных светильников, и бра у кровати (или подвесной светильник), и настольная лампа и возможно какое-то еще дополнительное декоративное освещение.


Бра у кровати в детской желательно выбирать с кнопкой включения на корпусе и поворотный, чтобы можно было регулировать направление света. Высота установки бра не меньше 50 см. над кроватью.


Душевая и туалет

В туалете также помимо общего освещения хорошо иметь подсветку зеркала. Это может быть бра или подсветка, вмонтированная в зеркало. Основное ее назначение – светить на лицо, не создавая падающих теней. Поэтому хорошо, если бра будет с общим заливающим светом или с возможностью поворота плафона.

Интересные решения могут получится со светодиодными подсветками. Важно только помнить, что подсвечивать имеет смысл что-то красивое. Это может быть стена из необычного материала (например, камня, дерева или рельефная) или отдельный интересный элемент на стене.

При выборе светильников во влажные помещения необходимо также смотреть на уровень защиты от влаги. Обозначается он так IP44, где первая – это защита от проникновения твердых предметов и пыли по шкале от 0-6, вторая – это степень защиты от влаги по шкале от 0 до 8. Подробнее об этом в другом нашем посте о классе защиты приборов – . Если на светильнике стоит маркировка IP44, он подойдет для влажных помещений.

Где найти светильники?


Логичный вопрос! Ну во-первых, конечно, в магазине . И есть несколько производств, на которые мне хотелось бы отдельно обратить внимание. Качественный продуманный дизайн. Но судите сами!

Если говорить о встроенных, накладных светильниках и трековых системах, я бы посоветовала два бренда. Первый более экономичный вариант, второй более премиальный. Оба достойны внимания.

SLV – немецкий бренд встроенных и накладных светильников. Минималистичный дизайн и отличное качество!

Centrsvet – еще один производитель точечных и встраиваемых светильников в стилях минимализм и функционализм.

Подвесной светильник или люстра – важная тема, я уже говрила о том, что они могут стать акцентом, вокруг которого сформируется все остальное пространство. Выбор подвесных светильников очень велик, легко запутаться. Поэтому расскажу немного об иконах дизайна, которые всегда на слуху и всегда уместны, и о светильниках, которые мне нравятся, но еще не набрали такой популярности.

Если три-четыре года назад на пике популярности были светильники в стиле лофт, то сейчас популярно возвращение к стилям 60-80-хх годов прошлого века. Дизайнеры не боятся миксовать ретро-стили с минимализмом, классикой или лофтом. Многие производители делают реплики светильников, созданных известными дизайнерами XX века. Фабрика FLOS , например, история которых началась в 70-х гг. XX века.


Одним из первых светильников был Zeppelin (на фото выше), он с успехом выпускается до сих пор.


Дизайном 60-80х и большими брендами все не ограничивается. Дима Логинов, известный российский дизайнер, один из его светильников – Mountain view, спроектированный для фабрики Axolight, на фото выше. Есть молодые производства в России, основателем одного из которых я сама являюсь: Хвоя, Woodled, Garage Factory, Tayga Design, Anastasiya Koщeeva, Mayna. Про некоторые из них был , посвященный деревянным светильникам. Дизайнеры работают с традиционными русскими материалами и технологиями. Это делает светильники запоминающимися и выделяет на фоне зарубежных аналогов.

Многие состоят в Клубе Промышленных Дизайнеров и собраны в общем пространстве – Библиотеке Дизайна в Москве.


ХВОЯ. Подвесной светильник "Колпак"


WOODLED. Подвесные светильники "Ротор и Спутник"


GARAGE FACTORY. Подвесной светильник "Loona" и бра "Boomerang"


Tayga Design. Подвесные светильники "Crusta White" и "Iussi"


Anastasia Koщeeva. Серия подвесных светильников "Svetoch"


MAYNA. Торшеры "Атон, Лас, Нодо"

Заключение

В мире все быстро меняется. Совсем недавно в спальне мы консервативно ставили на прикроватные тумбочки две настольные лампы или бра. А сейчас пробуем ассиметричные композиции и необычные по форме светильники! В этой статье я собрала правила, которыми руководствуюсь в работе дизайнера. Однако, иногда что-то смотрится красиво именно потому, что сделано вопреки правилам. Дайте волю фантазии, пробуйте и создавайте! А за вдохновением и новыми идеями можно заглянуть в Pinterest или подписаться на нашу рассылку !

Осветительные приборы способны до неузнаваемости изменить любое помещение при использовании их функциональности в сочетании с общим дизайном. Правильный свет в интерьере способен создать уникальную атмосферу, а при необходимости визуально расширить пространство.

Электричество не должно тратиться напрасно. Основное требование, предъявляемое к люстрам – это их функциональность. Они используются для равномерного распределения лучей по всему объему, а также индивидуального, точечного освещения необходимых зон. Современные технологии позволяют осветить любой уголок комнаты, методом объединения энергии нескольких светильников.

Виды света в интерьере

Люстры и различные светильники используются по всему дому. Существует четыре основных типа освещения, которые при правильном комбинировании позволят создать уютное и комфортное жилище. К ним относятся базовое, рабочее, точечное и декоративное. Важно также правильно распределить свет в интерьере квартиры на различных уровнях, выделяя необходимые участки большим количеством направленных источников.

Базовые источники используются для равномерного распределения искусственных лучей. Они должны быть максимально нейтральным и не привлекать внимания. Рабочие применяются в отдельной зоне, в которой выполняются определенные задачи. Точечные светильники используются для акцентирования внимания на основных деталях. Декоративное не имеет функциональных задач, а служит в качестве отдельных элементов декора.


Интерьер со вторым светом

Современные проекты частных домов очень часто подразумевают отсутствие перекрытия между этажами. При такой планировке эффективным будет использование двух источников. Интерьеры домов со вторым светом выглядят более солидно, сохраняя при этом естественный уют. Такой вариант особенно подходит для гостиной, располагая к приему гостей и создавая приятную атмосферу для общения.

К преимуществам такого дизайна относят также возможность акцентирования внимания на габаритах апартаментов и размерах предметов мебели, увеличивая их визуально. Это также способствует созданию отдельных областей при помощи колон, лестниц и перегородок. Прекрасным решением для них будет использование люстры нестандартных размеров, которая подчеркнет масштаб апартаментов и будет хорошим источником освещения.


Отраженный свет в интерьере

Отраженная иллюминация самая комфортная и безвредная для глаз. Достигается этот эффект методом установки в плафонах специальных отражателей, на которые изначально направляются лучи, после чего, отражаясь от стен и потолка, они рассеиваются по всей площади. Используя такую роль света в интерьере, можно создавать как общее освещение, так и локальное. Для основного используют небольшие потолочные софиты, размещенные по периметру. Для локального отражатели используются в торшерах и прикроватных светильниках.


Направленный свет в интерьере

Использование концентрированных лучей делает отдельные предметы более выразительными. Так можно направить лучи в определенные участки на кухне, в рабочем кабинете или спальне. Помимо этого, направленное использование света в интерьере позволяет обустроить различные иллюминационные образы для формирования уникального восприятия пространства.

Расположенные по периметру потолка карнизы со светильниками направленными на стену позволят зрительно расширить комнату. Данный способ эффективен, когда стены оформлены в светлых тонах. Направив лучи вверх можно визуально увеличить высоту потолка. А для ее уменьшения необходимо создать интенсивное иллюминацию на стенах, оставив сам потолок немножко затемненным.


Точечный свет в интерьере

Точечные источники света в интерьере могут использоваться в любой комнате. Их популярность обусловлена возможностью выделить отдельные области в помещении или же акцентировать внимание на необычных дизайнерских решениях или мебели. Благодаря различной конфигурации, они способны визуально изменять размеры пространства и создавать дополнительное освещение различных поверхностей – столешницы на кухне, бытовой ниши, шкафа или полки с элементами декора.

Из матового стекла, встраиваемые в потолок, позволят обустроить уютную зону отдыха в гостиной. В загородном доме ими можно подсветить перила лестницы, дорожки во дворе или в открытом бассейне. Вмонтировав такие источники в натяжные потолки, можно создать определенный рисунок или образ звездного неба. При многоуровневом потолке точечные источники подчеркивают общий дизайн, визуально выделяя каждый уровень.


Холодный свет в интерьере

В любом жилом помещении освещение создает необходимое настроение. Холодный свет в лофт-интерьере позволит сделать акцент на необычных, современных дизайнерских решениях для просторных комнат со светлыми стенами. Помимо этого, его рекомендуется использовать во время решения задач, когда необходима сосредоточенность и концентрация внимания, поскольку он способствует созданию рабочей атмосферы. Благодаря своим характеристикам, направленные холодные лучи способны изменить цветовую гамму всего пространства или отдельных его деталей.


Нижний свет в интерьере

Использование нижнего света не является обязательным условием. В большинстве случаев он применяется как дополнительное в ночное время или для реализации оригинальных дизайнерских проектов. Такой свет в классическом интерьере может также применяться для удобства и безопасности. Светильники, размещенные на уровне плинтуса, подсвечивают темный коридор или лестницу.

Также такие светильники позволяют изменять образ комнаты, создав в ней таинственную ауру. Световые приборы, размещенные в полу, усилят подсветку отдельных элементов дизайна или вертикальных поверхностей. Благодаря этому способу появляется еще один визуальный ярус, а направленность лучей снизу вверх создает необычную визуальную картину. Для этого используют яркие светодиоды, которые не нагреваются во время работы.


Двойной свет - интерьер

Двойное освещение организовывают в загородных домах, в которых гостиная или столовая не имеет потолочных перекрытий. В результате таких архитектурных решений получается уникальный интерьер дома с двойным светом и увеличивается видимое пространство. Вторым источником является естественный природный свет, проникающий в дом через большие панорамные окна. Для искусственного освещения используют большие потолочные люстры или настольные светильники с большими абажурами.


Свет в дизайне интерьера

Освещение в современных проектах домов создается с использованием различных комплексных решений. Главная задача – создание яркого помещения в любое время суток. Правильное освещение должно соответствовать таким основным требованиям: подчеркивание всех особенностей дизайна, и комбинирование мягких и рассеянных лучей в оптимальном соотношении.

В каждой комнате могут существовать рабочие участки, нуждающиеся в дополнительном освещении для создания большего удобства и уюта. Параллельно с этим используется декоративный свет в интерьере, который вносит дополнительные элементы украшения. Такие светильники подчеркивают общий дизайн, акцентируя внимание на особо значимых деталях, а также визуально разделяют пространство на несколько зон, и зрительно откорректировать его размеры.


Свет в интерьере гостиной

Поскольку гостиная выполняет целый ряд функций, в ней необходимо предусмотреть несколько видов освещения. За подсветку всего помещения отвечает общий свет, который должен хорошо распространяться и не быть слишком ярким. Для этого используют люстру, которая размещается в центральной части потолка. Также обустраивают и интерьер гостиной со вторым светом. Локальные источники в гостиной создают удобные места для спокойного отдыха и релаксации.


Свет в прихожей в интерьере

В прихожую зачастую не проникает естественные лучи, поэтому нужно внимательно отнестись к ее освещению. Используя свет в интерьере необходимо обустраивать два источника: локальные и общие. Для локального света используют светильники, которые размещают возле зеркала. А для общего – матовые лампы, создающие рассеянные потоки. Степень освещенности прихожей должна быть такой же, как и в остальных комнатах.


Оформление интерьера спальни светом

Потолочные лампы в спальне не должны быть яркими. Мягкое и рассеянное освещение, напоминающее дневной свет в интерьере, позволит создать приятную и спокойную атмосферу. Для этого рекомендуется использовать скрытые светильники, эксперименты с которыми дают возможность получить необычные варианты освещения. Такими же свойствами должны обладать и источники местного освещения у изголовья кровати.


Люстры играют важную роль при любом дизайне. Современные идеи направлены на решение комплексных задач, при которых свет в интерьере должен быть достаточным в любое время суток. Проектировщики выделяют три основных задачи правильного использования светильников: функциональность, эстетичность и эмоциональность. Они подчеркнут все особенности дизайна и выделят отдельные элементы.

Осень в Москве – это время проведения большого количества мероприятий и фестивалей. С 21 по 25 сентября 2018 года в Москве пройдет уже ставший традиционным международный фестиваль «Круг света». Фестиваль «Круг света» – ежегодное событие. Его задача – предоставить возможность показать свои умения и навыки светодизайнерам и специалистам в области аудиовизуального искусства. С 21 по 25 сентября 2018 года осенние московские вечера превратятся в фантастическое шоу с большим количеством света, огня, лазеров, салютов и музыки. И обеспечивать этот праздник будут коллективы со многих стран мира!

Во время проведения фестиваля «Круг света – 2018» будет организована образовательная программа, которая будет включать в себя лекции, мастер-классы от лучших специалистов светодизайна. Вход бесплатный абсолютно на все мероприятия (желающим принять участие в образовательной программе, необходимо пройти предварительную регистрацию, т.к. количество мест ограничено).

Главные площадки фестиваля:

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Гребной канал (открытие)

Мероприятия будут проходить ежедневно: 21, 22, 23 сентября. Шоу будет проходить с 20:30-21:30.

21 сентября Открытием фестиваля станет мультимедийное шоу «Карнавал света», которое будет сочетать в себе удивительные возможности световых и лазерных проекций, хореографии фонтанов и огня, грандиозных пиротехнических эффектов. На этот раз вдоль косы Гребного канала для видеопроекций будет возведена конструкция из 12-метровых кубов, на воде разместятся свыше 250 прямых и 35 вращающихся фонтанов, а на понтонах установят более 170 огненных горелок различных модификаций. 22, 23 сентября московская публика сможет увидеть повторные показы «Карнавала света».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Царицыно


24 сентября так же будет выступление Дмитрия Маликова с 20:00–21:00.

В этом году в Царицыно публику ждут два новых произведения, которые будут демонстрироваться на фасаде Большого Царицынского дворца: история птицы Феникс «Дворец странствий» и аудиовизуальный спектакль о мире будущего. Благодаря технологии дополненной реальности их можно будет легко считать с помощью фотокамер мобильных устройств, на экране которых появятся животные – возможные обитатели экосистем будущего. 24 сентября на сцене перед Большим Царицынским дворцом состоится концерт Народного артиста России Дмитрия Маликова. Выступление маэстро будет сопровождаться видеопроекциями на фасаде дворца. В этом году площадка фестиваля в Царицыно станет частью программы международного конкурса Art Vision. Свои работы на фасаде дворца представят финалисты конкурса в номинации «Модерн».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Театральная площадь

Мероприятие будет проходить ежедневно: 21, 22, 23, 24, 25 сентября. Шоу будет проходить с 19:30–23:00.

Театральная площадь в этом году задействует для световых шоу фасады сразу трех театров: Большого, Малого и РАМТ. Три здания позволят создать панорамную 270-градусную видеопроекцию. В дни фестиваля здесь продемонстрируют аллегорическую световую новеллу о Спартаке, историю его борьбы за личную свободу и духовном освобождении. Также можно будет увидеть два световых шоу фестиваля прошлого года – «Небесная механика» и «Неподвластный времени», работы финалистов международного конкурса Art Vision в номинации «Классик».

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Музей Победы

Мероприятие будет проходить ежедневно: 21, 22, 23, 24, 25 сентября. Шоу будет проходить с 19:30–23:00.

Впервые в истории «Круга света» площадкой фестиваля станет Музей Победы на Поклонной горе. На фасаде здания будут показаны световые новеллы, посвященные военному прошлому России, городу Москве, а также пятнадцатиминутный виджеинг под музыку и песни военных лет. Одно из видеомэппинговых произведений, «Конструкторы победы», посвящено конструкторам, прославившим Россию. Их изобретения стали достижением мировой технической мысли, а участие в решении задач по созданию оборонной техники приблизили победу русского народа в Великой Отечественной войне. Световое представление состоит из трех частей, посвященных военно-морскому флоту, военно-воздушным силам, бронетанковой и автомобильной технике. Второе световое шоу о Москве – сердце России. Оно расскажет о том, как росли и объединялись на протяжении веков земли и территории вокруг столицы. Зрители совершат путешествие над нашей необъятной родиной, увидят природу Урала, Сибири и Дальнего Востока, полюбуются широтой наших рек и пейзажами Крыма.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Коломенское

Музей-заповедник Коломенское приглашает всех в пространство впечатлений. Огромная территория парка превратится в мир феерии, где лес наполнится миражами, и зрители не сразу смогут понять, что реально, а что – нет. Прямо на глазах гостей оживут сказочные маски и таинственные животные, на деревьях вырастут золотые плоды, карета с Золушкой станет тыквой, а Оле Лукойе пригласит публику в мир сновидений.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Гребной канал (закрытие)

Закрытие фестиваля будет посвящено перекрестному году Японии и России. Зрителей финального представления удивят 40-минутным шоу японской пиротехники, известной на весь мир своей уникальной красотой и масштабностью. В нем будут задействованы крупнокалиберные заряды, а диаметр раскрытия самых больших из них достигнет в небе почти 1 км.

Так же будут во время проведения мероприятия будут проходить лекции и мастер классы специалистов по мультимедийным технологиям и светодизайну.

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Площадка DIGITAL OCTOBER

Адрес: Берсеневская наб., 6, стр. 3

Задача программы – создание учебной и экспериментальной площадок для молодых специалистов, студентов и работников креативной индустрии. Программа включает в себя мастерские, панельные дискуссии и публичные презентации.

Расписание мероприятий:

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Расписание на 22 CЕНТЯБРЯ

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

11:00-12:00 СОЗДАНИЕ СВЕТОВЫХ ШОУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЕТАЮЩИХ АППАРАТОВ. МИХАИЛ ЦВЕТКОВ (INTEL), НИКИТА РОДИЧЕНКО (TSURU ROBOTICS), МИХАИЛ И МАКСИМ КАБА (DRONESWARM), АНТОН СКИТЕР, ЕКАТЕРИНА РЕЗВОВА
12:10-12:50 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО СВЕТА И СПЕЦИАЛЬНЫХ СЦЕНИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ В СЦЕНИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ. ЕКАТЕРИНА РЕЗВОВА
13:00-14:00 ЗА СЦЕНОЙ ФЕСТИВАЛЯ «КРУГ СВЕТА» – КОМАНДА ФЕСТИВАЛЯ «КРУГ СВЕТА» РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ ПРЕДСТОЯЩИХ ШОУ ЭТОГО ГОДА.
14:10-14:50 «СФЕРОКРАТИЯ» (“DOMECRACY”). ПЕДРО ЗАЗ (PEDRO ZAZ, ПОРТУГАЛИЯ)
14:50-15:30 ПЕРЕРЫВ
15:30-16:10 НА ГРАНИ ИСКУССТВА. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. АНАСТАСИЯ ИСАКСЕН (ANASTASIA ISACHSEN, НОРВЕГИЯ)
16:20-17:00 ИСКУССТВЕННАЯ ПОЭЗИЯ. КРИСТИАН МИО ЛОКЛЕР (CHRISTIAN MIO LOCLAIR) (STUDIO WALTZ BINAIRE)

МАЛЫЙ ЗАЛ

12:30-13:10 СМЫСЛ И ФОРМА. ИНТЕГРАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНЫХ МУЛЬТИМЕДИЙНО-СВЕТОВЫХ РЕШЕНИЙ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗАДАЧ. PITCH MEDIA (РОССИЯ)
13:20-14:00 СМЕШАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ В ГОЛОГРАФИЧЕСКИХ ИНСТАЛЛЯЦИЯХ. MIXED REALITY. ВОЛКОВ АЛЕКСАНДР, СТАРЦЕВ СЕРГЕЙ (INTY – СТУДИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ ИНСТАЛЛЯЦИЙ, РОССИЯ)
14:10-14:50 КАК НАЧАТЬ ДЕЛАТЬ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРОЕКТЫ И НЕ БОЯТЬСЯ. STRUTTURA (РОССИЯ)
14:50-15:30 ПЕРЕРЫВ
15:30-16:10 ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ДЕТАЛИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В КОНТЕКСТЕ ГРЯДУЩЕЙ КОНКУРЕНЦИИ ЛЮДЕЙ С СИСТЕМАМИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА. МАСТЕРСКАЯ ИВАНА РАСТРА (IVAN RASTER SOFTWARE LAB)
16:20-17:00 ДВИЖЕНИЕ ПРОУН. МИСАК САМОКАТЬЯН
17:10-17:50 «НЕ/РЕАЛЬНОЕ ИСКУССТВО». HAPTIC TEAM

АУДИТОРИЯ 1

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: РАБОТА С ВИЗУАЛЬНОЙ СЦЕНОГРАФИЕЙ В ПРОГРАММНОМ ПРОДУКТЕ RESOLUME 6. ЙОРИС ДЕ ЙОНГ (JORIS DE JONG), ЭДВИН ДЕ КЁНИХ (EDWIN DE KONING) (RESOLUME, НИДЕРЛАНДЫ)

АУДИТОРИЯ 2

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: УПРАВЛЕНИЕ ЛАЗЕРАМИ С ПОМОЩЬЮ TOUCHDESIGNER. ДЭНИЭЛ ДАЛФОВО (DANIEL DALFOVO, ГЕРМАНИЯ)

АУДИТОРИЯ 3

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: ТЕХНОЛОГИЯ POLYLIGHT. КАК СДЕЛАТЬ СВЕТОВУЮ ИНСТАЛЛЯЦИЮ ЛЮБОЙ ФОРМЫ И РАЗМЕРОВ? ИЛЬЯ СОБОЛЬ И ТИМ ТАВЛИНЦЕВ (РОССИЯ).

АУДИТОРИЯ 4

11:00-18:00 МАСТЕР-КЛАСС: ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ. ВАДИМ ЭПШТЕЙН (РОССИЯ)

Фестиваль Круг света 2018 в Москве. Расписание на 23 СЕНТЯБРЯ

КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ

12:00-13:00 СВЕТОДИЗАЙНЕР. ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИИ. ЮРИЙ МЕДВЕДЕВ, НАТАЛЬЯ БЫСТРЯНЦЕВА, СТАНИСЛАВ ЛЯПУНОВ, КИРА ФЕДОТОВА, КОНСТАНТИН КУЗНЕЦОВ. МОДЕРАТОР ДИСКУССИИ: ИВАН ФЕДЯНИН.
13:10-13:50 О ТЩЕТНОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И ВАЖНОСТИ ПОДГОТОВКИ. ДЭНИЭЛ ДАЛФОВО (DANIEL DALFOVO, ГЕРМАНИЯ)
14:00-14:40 СВЕТ С ПЕРВОГО И ПО СЕЙ ДЕНЬ. МЕРАВ ИТАН И ГАСТОН ЗАР (ИЗРАИЛЬ)
14:40-15:20 ПЕРЕРЫВ
15:20-16:00 РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ В ЭВОЛЮЦИИ ВИДЕОТЕХНОЛОГИЙ. МИЧИЮКИ ИШИТА (ЯПОНИЯ)
16:10-16:50 СОЗДАНИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ. АНДРАС НАГИ (ВЕНГРИЯ)
17:00-18:00 СВЕТ КАК ИНСТРУМЕНТ ВЛИЯНИЯ. СРЕДА, ВЛИЯЮЩАЯ НА ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕК, ВЛИЯЮЩИЙ НА СРЕДУ. НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СВЕТОВОГО ДИЗАЙНА СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СВЕТОВОГО ДИЗАЙНА УНИВЕРСИТЕТА ИТМО

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.