Пищевая промышленность

Как празднуют крещение господне 19 января. Особенности богослужения в Навечерие праздника

Праздник Крещения, который отмечается 19 января, имеет и другое название - Богоявление. Может возникнуть закономерный вопрос: почему Богоявлением назван не день рождения Иисуса Христа, а именно этот день. Ответ прост: настоящий день не тот, в который Христос родился, а тот, в который он крестился и освятил воду.
http://jenskiymir.mirtesen.ru/

Праздновать Богоявления христиане начали еще с апостольских времен. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночное бдении, которое совершается перед праздником Крещения Господня.

Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл.

В отличие от многих других праздников, которые соединили традиции народные и церковные, это чисто христианский праздник, оно пришло к нам с введением христианства.

Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, он принял крещение от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Христианские предания повествуют, что когда Сын Божий выходил из воды, небеса раскрылись, и в этот самый миг на плечо его опустился голубь. Это был Святой Дух. Отсюда и пошла традиция крещения в воде.

Своим крещением в Иордане Спаситель начал Таинство крещения - одно из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе.

В честь евангельского события в этот день, а также накануне / в крещенский Сочельник / во всех православных храмах совершается чин Великого водоосвящения. Кстати, все более или менее значительные церковные праздники сопровождаются освящением воды.

Впервые человек погружается в святую воду во время крещения, обычно вскоре после рождения. Таким образом человек «обновляется» для будущего достойной жизни.

Святая вода обязательно должна присутствовать во время освящения храмов, жилых и хозяйственных построек, а также всех предметов, используемых во время богослужения.

Может возникнуть вопрос, зачем нужно ежегодно снова и снова освящать воду? Ответ довольно прост. Мир наш полон грехов, а церковь, освящая воду, возвращает водной стихии первоначальную чистоту. Священники акцентируют внимание на том, что Бог не творит чудес там, где человек их ожидает просто из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими для собственного спасения.Чтобы святая вода приносила пользу, необходимо заботиться о чистоте собственных мыслей и поступков.

Но вернемся к описанию праздника Крещения.

В канун праздника устанавливается строгий пост. Этот праздник является самым древним христианским праздником. Этот праздник был установлен со времен апостолов. Первоначально этот праздник носил название «Епифания», в переводе «явление», или «Теофания» «Богоявление».

Так же этот праздник имел название « Святые Светы», в последствии Святки. По приданию, Господь приходит в этот день, чтобы пролить на мир Неприступный Свет.

Слово «крещение» имеет греческое происхождение: крестить, значит, погружать в воду. Но, чтобы полностью понять смысл праздника Крещение господне, надо прежде понять символическое таинство воды в Ветхом Завете.

Вода- это жизнь. Вода, оплодотворенная животворящим Духом, даст начало всему живому. Однако вода может не только порождать, но и уничтожать, как, например, потоп, которым были уничтожены все человеческие грехи. Поэтому, вода, в которой был крещен Иисус, призвана омывать все плохое и возрождать все хорошее.

На Крещение православное духовенство совершает Крестный ход: освящение природных водоёмов.

День 18 января почитался на Руси и считался кануном одного из величайших праздников. Церковные служители называют этот день Навечерие или Крещенский сочельник.

Слово «сочельник» или «сочевник» связано с особым постным блюдом, сваренным из мёда и изюмы - сочиво. В этот день обычно пекли овощные оладьи или блины, пекли сочни с фруктами. В общем, в этот день в еду мучные овощные и фруктовые блюда.

Главным событием Крещения является водосвятие. Для этого за неделю до праздника мужчины вырубают из речного льда крест большого размера, обливают красной краской или просто свекольным квасом. Эта прорубь носит название Иордань, в честь священной реки. В проруби, которая предварительно освящается ровно в полночь принято купаться. По поверию, искупавшийся в ледяной воде человек, на весь год избавляется от грехов и болезней.

Считается так же, что в эту ночь открывается небо и «о чём помолишься небу, то и сбудется».

Также из льда вырубают престол подле креста. Завершают праздничную композицию сосновые или еловые ветки в виде арки - это «царские врата».

На берегу реки, опять же у ледового креста, происходит еще одно непродолжительное праздничное богослужение, затем священник погружает в речную воду (в прорубь, иордань) крест под пение хора «Во Иордане крещусь тебе, Господи …».

Вот теперь вода считается освященной, и люди набирают из проруби в принесенный с собой посуду святой водой. После всех процедур община возвращается домой.

По народным верованиям, когда священник опускает крест в прорубь, из реки выпрыгивает нечистая сила, и гуляет она землей до тех пор, пока какая-то женщина не вымоет в реке белье. Хозяйки не торопились возвращать нечистую силу в воду - пусть побольше ее погибнет от сильных морозов.

По легенде, на Крещение вода в реке на мгновение превращается в вино. Принеся домой святую воду, хозяин кропит все в доме и хозяйстве. Вся семья садится за стол, перед едой выпив святой воды. После обеда девушки идут к реке, чтобы умыться иорданской водой - для красоты и здоровья.

Утром 19 января в церкви проводится Крестный ход, читается молебен, верующим раздается «святая вода». Эта вода может оставаться свежей в течении нескольких лет.

Чудодейственная сила воды, по мнению верующих, обладает целительными свойствами. Есть так же поверие, что кто почерпнет в Крещение воду, тот будет весьма успешным в делах и хозяйстве.

Наутро 19 января верующие обычно молятся и принимают святую воду натощак. Считается, что именно при этом условии, она имеет наибольшую силу. К магическим свойствам святой воды относят способность подавлять страсти, отгонять от дома злых духов, дарить больному выздоровление...часто даже от неизлечимых болезней. Некоторые священники убеждены, что не существует лекарств лучших за святую воду

Вот только во время приёма крещенской воды не стоит ругаться и скверно мыслить, иначе вся сила воды при этом теряется.

Крещение надо отмечать с большим количеством угощений из овощей, круп, меда и мяса.

Издавна на Руси в этот день запекали целого поросёнка, пекли печенья в виде крестов. Девушки гадали на суженного, к праздничному столу приглашались все знакомые и родственники.

Кресты-печенья ели первыми натощак, запивая их крещенской водой, далее следовали блины и оладья, приготовленные на меду. Считалось, чем больше человек съедает таких вот блинов, тем больше денег у него будет в новом году.

Кое-где сохраняется обычай петь хозяину дома хвалебные песни:

"Эй, пане господарю, В доме, как в раю: У тебя воли половии, У тебя плуги золотые, У тебя дворы кедровии, У тебя столы калиновии …"

Величальные песни годится завершать пожеланиями добра, счастья, согласия и богатства, например, такими:

"Эй, пане господарю, Удачи, Боже, по Иордана, И с водицей, и с царицей, со всем домом, со всем добром, И с сыновьями-соколами, И с дочерьми-Чичка. .. "

В ответ на такое щедрое пожелания всего наилучшего, хозяин дома одаривает певцов деньгами.
Иорданские традиции
После освящения все люди возвращаются к своим домам …
Пока мать или старшая дочь подаст на стол обедать, отец берет из-за образа Божьей Матери пучок сухих васильков, мочит их в свяченой воде и кропит все в доме и в хозяйстве, затем берет еще мел и пишет кресты на образах, сволоци, двери и шкафу. Управившися с этим, отец садится за стол, а за ним и вся семья.
После обеда девушки бегают к реке умываться в «иорданской воде» - «чтобы были розовые лица». На Гуцульщине ребята водят своих девушек в проруби - «чтобы си умыла и красная была».

С КРЕЩЕНИЕМ ВАС, ДОРОГИЕ!!

19 января Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Крещение Господне и Богоявление (Водокрещи). В этот день православный народ вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна Крестителя в Иордане. Своё второе название – Богоявление – праздник получил в связи с тем, что при крещении Спасителя свершилось «явление трех лиц Божества: Отец с небес гласом свидетельствовал о крещеном Сына, а на Иисуса сошел Святой Дух в облике голубя, тем самым подтверждая слова Отца».

В народе праздник назвали Водокрещи. Название появилось из-за основных крещенских обрядов – водоосвящения, или водокрещения.

В народном календаре Крещение Господне являлось одним из важнейших праздников с начала года. С этого дня завершались Святки, и прерывался контакт людей с иным миром. В связи с этим основная часть крещенских обрядов имела очистительный характер. К Крещению готовились ещё накануне: мыли избы и тщательно выметали сор, в котором, по мнению наших предков, мог спрятаться чертенок. По поверью, утром перед водоосвящением в воде должны утонуть все чертенята. Вечером по возможности все люди шли в церковь на службу, по окончанию которой совершалось великое водосвятие. Его крестьяне считали торжеством особой важности.

По возвращению со службы люди проводили очистительные обряды, всей семьей пили святую воду, окропляли ей скотину, дом и хозяйственные постройки. На Крещение собирали снег, а получившуюся из него воду сливали в кувшин и берегли на случай болезни. Считается, что эта вода исцеляет судороги, головокружение, онемение ног. Если снеговою крещенскою водою спрыснуть холстину, то это так её выбелит, как не сделают ни зола, ни солнце. Крещенский снег добавляли и в корм лошадям, чтобы они не болели, давали курам, чтобы они начали раньше нестись.

По народным представлениям, ночью накануне Рождества открываются небеса. По поверьям, происходит это в момент, когда Спаситель входит в реку. Знамением этого события является волнение воды в стакане или чашке, которое чаще всего происходит в полночь. Дождавшись этого знака, нужно быстрее идти на улицу. Если человеку повезет увидеть «разверстые небеса», то он может просить у Господа все, что его душе угодно.

Крещение: обряды и приметы на 19 января

Главным торжеством праздничного дня являлось водосвятие и «хождение на Иордань». Для этого на одном из водоемов на ранее установленном месте делали прорубь – Иордань. Весь день Крещения для христиан был полон особенного значения. Они принимали участие в торжественном крестном ходе и получении святой воды. После молебна купались в реке, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. Те, кто на Святки рядились, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину».

Прорубь и место возле него считают священными. В прорубь втыкали палку, чтобы плодились голуби и пчелы. К Иордани пригоняли скот, который священники окропляли водой, освященной в реке.

После обедни хозяева во дворе раскладывали не обмолоченные снопы различных культур, разломленные на кусочки хлеб и ржаные лепешки, оставленные для Крещения с праздников Нового года и Рождества Христова. К разложенной пище из хлевов выпускали скотину и, пока она ела, её окропляли водой, принесенной из проруби. При этом хозяин, окроплявший животных, надевал шубу мехом наружу.

Использование в обряде новогоднего и рождественского хлеба, а также вывороченной шубы связано с идеей приплода: мех и обрядовая пища в традиционном сознании наделялись продуцирующие силой. Кормление различными видами необмолоченного хлеба проводили для того, чтобы скот весь год был сыт.

Как и в Крещенский сочельник, так и в день Крещения после водосвятия проводили обряд очищения домов и хоз. построек, чтобы отовсюду выгнать святочную нечисть. Для этого использовали освященную воду. Молодые люди верхом на конях ездили по дворам, били кнутами и метлами по всем закоулкам и темным углам с криком и визгом, читая специальное заклинание.

С 19 января и в течение всей недели запрещалось полоскать на реке бельё. По народным представлениям, нечистая сила, уходящая после Святок в воду, может схватиться за бельё и выбраться наружу.

Свечу, которую приносили вместе со святой водой со службы в Крещенский сочельник, бережно хранили. Её зажигали во время грозы, чтобы предотвратить пожар. Ей приписывали предохранительную силу от нечистой силы. В день первого выгона скота кусочек этой свечи крепили коням под гриву или под челку, а коровам – между рогов. Считали, что это поможет защитить скотину от лешего и водяного.

В народе верили, что ребенок, окрещенный в Крещение, станет очень счастливым человеком. А тот, кто мечтал стать богатым и успешным, или приобрести шапку-невидимку проводил в Крещение специальный ритуал. Надо было одеться во все новое и во время крещенского водоосвященя зарыться в копну сена, которую накосили абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купала (с 6 по 7 июля). Собирать такое сено нужно новыми граблями и переносить на новых носилках. Пока человек будет находиться в копне, нечистый начнет его выманивать оттуда разными обещаниями. Выходить следует после того, как черт даст шапку-невидимку, в противном случае он может заколоть человека вилами.

Сразу после Крещения начинался мясоед – пора свадеб. Поэтому популярным в день Крещения был обряд «Выбор невест». Молодежь в этот день рядилась в лучшие наряды. Девушки надевали по несколько рубах с вышитыми подолами, белились и румянились. Поверх рубах надевали сарафан, а на него 3-4 передника с обильной вышивкой. Поверх одежды накидывали овчинную шубу, опушенную мерлушечьим мехом. В более крупные местные центры по случаю обряда «Выбор невест» на водосвятие и праздничную службу съезжались из соседних деревень парни и девушки, планирующие создать семью в новом году.

Присматривать невест начинали ещё в церкви во время службы, на водосвятии, когда девушки стояли на возвышенности над рекой, а парни – снизу. Непосредственно смотрины проводили после обеда. Девушки становились в один или несколько рядов недалеко от проруби или возле церковной ограды, а парни прогуливались между ними.

Кроме парней «невест» разглядывали и их родители. Оценивали не только внешние качества девушки (красота, рост, полнота), но и её умение ткать, прясть, шить, плести кружева и вышивать, что обнаруживалось при просмотре надетых нарядов. Уделялось внимание и здоровью будущих невест. Кроме внешних данных, критерием крепкого здоровья являлись теплые руки: матери парней брали девушек за руки, которые оставались без рукавиц во время смотрин (около 2-3 часов). Если руки у девушки были холодными, то её считали больною и неподходящей для брака.

Приметы на Крещение (19 января)

  1. Если на Крещение метель, то и в конце апреля жди метели.
  2. Холодная и ясная погода – к засушливому лету; снежная и пасмурная – к хорошему урожаю.
  3. Пасмурное небо, большой иней и идущий снег предвещают плодородный год.
  4. Ясный день – к неурожаю.
  5. В полдень синие облака – к урожаю.
  6. Сильные вихри на Крещение поднимаются – к хорошему роению пчел.
  7. Если день теплый, то хлеб будет густой.
  8. Звездная ночь – к урожаю гороха и ягод. Ещё это знак, что овцы в этом году будут хорошо ягниться.
  9. Полный месяц – к полноводию весной.
  10. Если день солнечный и теплый, то хорошая погода продлится ещё несколько недель.
  11. Если идет дождь, то будет дождливо до конца месяца.
  12. Если снег к забору привалил, лето плохое будет. Если же есть промежуток, то урожайное.
  13. Собаки много лают – будет вдоволь дичи.
  14. День удачен для гадания.

Человек, родившийся 19 января, проживет долгую и счастливую жизнь. Ему следует носить нефрит.

Видео: приметы на Крещение Господне (19 января)

Православный праздник Крещение Господне празднуют 19 января. Почему этот праздник чрезвычайно важен для христиан? Все дело в том, что в этот день христиане вспоминают событие, записанное в Евангелии - крещение Христа. Это произошло в водах реки Иордан, где в то время крестил евреев Иоанн Предтеча или Креститель.

История праздника

Православный праздник Крещение Господне называется также Богоявлением как напоминание о произошедшем чуде: Святой Дух сошел с неба и коснулся Иисуса Христа сразу же, как он вышел из воды после погружения и громогласный голос произнес: «Се есть Сын Мой Возлюбленный» (Матф. 3:13-17).

Таким образом, во время этого события людям явилась Святая Троица и было засвидетельствовано, что Иисус - это Мессия. Именно поэтому этот праздник называют еще и Богоявлением, который относится к двунадесятым, т.е. тем празднованиям, которые доктриной Церкви обозначены как события, связанные с жизнью Христа.

Православной Церковью Крещение отмечается всегда 19 января по юлианскому календарю, а сам праздник разделяется на:

  • 4 дня предпразнества - перед Богоявлением, в которые в храмах уже звучат литургии, посвященные грядущему событию;
  • 8 дней попразднства - дни после великого события.

Первое празднование Богоявления началось еще в первом веке в первоапостольской церкви. Главная идея этого праздника - память и прославление того события, в котором Сын Божий явился во плоти. Однако существует и еще одна цель празднования. Как известно, в первые века возникло множество сект, которые отличались по догматическим принципам от истинной церкви. И еретики также праздновали Крещение, но объясняли это событие иначе:

  • евиониты: как соединение человека Иисуса с Божественным Христом;
  • докеты: не считали Христа получеловеком и говорили только о Его Божественной сути;
  • василидиане: не считали, что Христос был полубогом получеловеком и учили, что сошедший голубь был Божьим умом, который вошел в простого человека.

Учения гностиков, которые имели лишь полуправду в своем учении, очень привлекали христиан и их большое количество перешло в ересь. Чтобы это остановить, христиане решили праздновать Крещение, попутно подробно объясняя, что это за праздник и что произошло в это время. Назвала Церковь этот праздник Богоявлением, подтверждая догмат о том, что тогда Христос явил себя Богом, будучи изначально Богом, Единым с Троицей Святой.

Чтобы окончательно разрушить ересь гностиков по поводу Крещения, Церковь соединила Крещение и Рождество в единый праздник. Именно по этой причине до IV века эти два праздника отмечались верующими в один день - 6 января, под общим названием Богоявления.

Впервые их разделили на два разных празднования лишь в первой половине 5 века священнослужителями под руководством папы Юлия. Рождество стало праздноваться 25 января в западной Церкви, чтобы язычники отвратились от празднования рождения солнца (было такое языческое празднование в честь бога солнца) и стали прилепляться к Церкви. А Крещение стало праздноваться через несколько дней после, но так как Православная церковь отмечает Рождество по новому стилю - 6 января, то и Крещение празднуется 19 числа.

Важно! Смысл же Богоявления остался прежним - это явление Христа как Бога своему народу и воссоединение с Троицей.

Икона «Крещение Господне»

События

Праздник Крещения приурочен к событиям, которые изложены в 13 главе евангелия от Матфея - Крещение Иисуса Христа в водах реки Иордан, как и написано было у пророка Исаии.

Иоанн Креститель учил народ о грядущем Мессии, который будет крестить их в огонь, а также крестил желающих в реке Иордан, что символизировало обновление их от старого закона в новый, который принесет Иисус Христос. Он говорил о необходимом покаянии и омовение в Иордане (что евреи делали и раньше) стало прообразом Крещения, хотя Иоанн об этом и не подозревал тогда.

Иисус Христос в то время начинал свое служение, Ему исполнилось 30 лет, и он пришел к Иордану, чтобы исполнить слова пророка и объявить всем о начале Своего служения. Он попросил Иоанна окрестить и Его, на что пророк, очень удивившись, ответил, что он недостоин и обувь снять с Христа, а Тот просить его крестить. Иоанн Креститель уже тогда знал, что перед ним стоит сам Мессия. Иисус Христос на это ответил, что им следует сделать все по закону, чтобы не смущать людей.

Во время погружения Христа в воды реки небо раскрылось, и белый голубь опустился на Христа, а все рядом услышали голос «Се есть Сын Мой Возлюбленный». Таким образом, народу явилась Святая Троица в виде Святого Духа (голубь), Иисуса Христа и Господа Бога.

После этого за Иисусом последовали первые апостолы, а сам Христос отправился в пустыню для борьбы с искушениями.

Традиции в праздник

Служба на Крещение очень схожа с Рождественской, поскольку , когда Церковь придерживается строгого поста до самого освящения воды. Кроме того, служится особенная литургия.

Соблюдаются и другие церковные традиции - освящение воды, крестный ход к водоему, как это делали палестинские христиане, которые шли подобным образом на крещение к реке Иордан.

Литургия в день богоявления

Как и в любой другой важный христианский праздник, в храме служится праздничная литургия, во время которого духовенство облачается в праздничные белые ризы. Главной особенностью служения становится освящение воды , которое происходит после службы.

В Сочельник служится литургия святого Василия Великого, после которой освящается купель в храме. А на Крещение служится литургия святого Иоанна Златоуста, после которой совершается причастие и вновь освящение воды и крестный ход к ближайшему водоему для освящения.

О других значимых православных праздниках:

Тропари, которые читаются, рассказывают про разделение Иордана пророком Илией и про крещение Иисуса Христа все в той же реке, а также указывают на тот факт, что верующие духовно обновляются в Господа Иисуса Христа.

Читаются места из Писания про величие Христа (Деяние, евангелие от Матфея), могущество и власть Господа (28 и 41, 50, 90 псалмы), а также про духовное возрождение путем крещения (пророк Исаия).

Архиерейская служба на Крещение Господне

Народные традиции

Сегодня православие напоминает смешение двух рек с чистой и мутной водой: чистая - это доктринальное православие, а мутная - это народное, в котором чрезвычайно много примесей совсем нецерковных традиций и обрядов. Происходит это из-за богатой культуры русского народа, которая смешивается с богословием церкви, и в итоге получается две линии традиций - церковные и народные.

Важно! Знать народные традиции стоит, потому что их так можно отделить от истинных, церковных, и потом, знать культуру своего народа - просто обязательно для каждого.

На Крещение по народным традициям приходился конец святок - в это время девушки прекращали гадание. Писание запрещает гадание и всякое колдовство, поэтому святочные гадания лишь исторический факт.

В Крещенский Сочельник освящали купель в храме, а 19 числа освящали водоемы. После церковной службы люди крестным ходом шли к проруби и после молитвы окунались в нее, чтобы смыть с себя все грехи. После освящения проруби люди набирали с нее воды в емкости, чтобы унести домой освященную воду, а затем окунались сами.

Купание в проруби - это сугубо народная традиция, неподтвержденная доктринальным учением православной церкви.

Что поставить на праздничный стол

На Крещение верующие не постятся, но делают это заранее - в Крещенский Сочельник, канун праздника. Именно в Крещенский Сочельник необходимо соблюдать строгий пост и кушать только постные блюда.

Статьи о православной кухне:

На Крещение на стол можно ставить любые блюда, а в Сочельник только постные, причем обязательно присутствие сочива - блюдо из отварных зерен пшеницы, смешанных с медом и сухофруктами (изюмом, курагой и т. д).

Также пекут постные пироги, а запивают все узваром - компотом из сухофруктов.

Вода на Крещение

Вода имеет особый смысл во время праздника Крещение. Люди верят, что она становится чистой освященной и святой. Церковь же говорит, что вода - это неотъемлемая часть праздника, но освятить ее можно молитвой в любом месте. Освящают воду священнослужители дважды:

  • в Крещенский Сочельник купель в храме;
  • принесенную людьми воду к храмам и водоемы.

В тропаре Богоявления записано необходимое освящение жилища святой водой (также для этого используется церковная свеча), но вот купание в проруби - это сугубо народная традиция, необязательная к исполнению. Освящать и пить воду можно целый год, главное - хранить ее в стеклянных емкостях, чтобы она не зацвела и не испортилась.

По Преданию, вся вода в ночь на Крещение освящается и как бы приобретает сущность вод Иордана, в котором крестился Иисус Христос. Духом Святым освящается вся вода и она считается в этот момент святой.

Совет! Рекомендуется воду употреблять во время причащения вместе с вином и просфорой, а также выпивать ежедневно по несколько глотков и особенно в дни болезни. Следует помнить, что, как и любой другой предмет, она освящается в храме и требует к себе уважительного отношения.

Святая ли вода на Крещение

Священнослужители отвечают на этот вопрос неоднозначно.

Освященная вода, принесенная в храмы или в водоемах перед купанием по Преданиям старцев, освящается. Предания говорят, что в эту ночь вода становится подобной воде, которая текла в Иордане в тот момент, когда там крестился Христос. Как говорит Писание, Дух Святой дышит там, где хочет, поэтому есть мнение, что на Крещение вода святая везде, где молятся Господу, а не только в том месте, где священник совершил службу.

Сам процесс освящения воды - это церковное торжество, говорящее людям о присутствии Бога на земле.

Крещенская прорубь

Купание в проруби

Раньше на территории славянских стран Богоявление называлось (и продолжает называться) «Водохрещи» или «Иордань». Иорданью называется прорубь, которая вырублена крестом во льду водоема и которую освятил священнослужитель на Крещение.

Издревле существовала традиция - сразу после освящения проруби искупаться в ней, поскольку люди верили, что таким образом можно смыть с себя все грехи. Но это относится к мирским традициям,

Важно! Писание учит нас, что грехи наши омыты Кровию Христа на Кресте и принять спасение люди могут только через покаяние, а купание в ледяном водоеме лишь народная традиция.

Это не грех, но духовного смысла в этом действии нет. А купание лишь традиция и к ней нужно относится соответственно:

  • это необязательно к исполнению;
  • но исполнение можно проходить благоговейно, ведь вода была освящена.

Таким образом, купаться в проруби можно, но делать это надо с молитвой и после праздничного богослужения в Церкви. Ведь главное освящение происходит через покаяние грешника, а не через купание, поэтому не стоит забывать о личных взаимоотношениях с Господом и посещении храма .

Посмотрите видео о празднике Крещения

Что такое Крещение Господне

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие - крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос – Бог Отец, голубь – Бог Дух Святой, Иисус Христос – Бог Сын. И было засвидетельствовано, что Иисус – не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Иконография Крещения Господня

На раннехристианских изображениях событий Крещения Господня Спаситель предстает перед нами юным и без бороды; позднее Его стали изображать взрослым мужчиной.

С VI-VII веков на иконах Крещения появляются изображения ангелов - чаще всего их три и они стоят на противоположном от пророка Иоанна Предтечи берегу Иордана. В память о чуде Богоявления над стоящим в воде Христом изображают островок неба, из которого к Крещаемому нисходит голубь в лучах света - символ Святого Духа.

Центральные фигуры на всех иконах праздника - Христос и Иоанн Креститель, который возлагает десницу (правую руку) на голову Спасителя. Десница же Христа поднята в благословляющем жесте.

Особенности богослужения Крещения Господня

Духовенство в праздник Крещения Господня облачено в белые ризы. Главная особенность богоявленского богослужения - это освящение воды. Воду освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии .

Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

Молитвы Крещения Господня

Тропарь Крещения Господня

глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствовавше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, явилось поклонение Пресвятой Троице, ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, явившийся в виде голубя, подтвердил истинность этого слова. Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!


Кондак Крещения Господня

глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси Свет неприступный.

Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!»

Величание Крещения Господня

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Прославляем Тебя, Христе, Податель жизни, за то, что Ты ныне для нас крестился плотию от Иоанна в водах Иордана.

Богоявленский Кафедральный Собор в Елохово

Богоявленский Кафедральный Собор находится в Москве, на Спартаковской улице, 15, недалеко от метро «Бауманская». В XIV-XVII веках здесь располагалось село Елох.

Во второй половине XV века в приходе местной церкви Владимирской иконы Божией Матери родился знаменитый московский святой - Василий Блаженный.

В то время Богоявленский собор был обычной сельской церковью. В 1712-1731 годах его перестроили в камне, кирпич на него пожаловал лично император Петр I. Освятили новое здание в 1731 году.

В конце XVIII века прихожанами Богоявленского храма стала семья Пушкиных. Известно, что великий поэт родился в Немецкой слободе и был крещен в старом Богоявленском соборе в 1799 году. Восприемниками были бабушка, Ольга Сергеевна, урожденная Чичерина, и граф Воронцов, внук замученного при Бироне министра Артемия Волынского.

Старый петровский собор простоял до середины XIX века столетия. В 1830-х годах заказ на его перестройку получил прославленный московский архитектор Евграф Тюрин. Обновленный собор освятили в 1853-ем.

В годы советской власти храм не закрывался. В праздник Сретения в 1925 году торжественную Литургию в нем служил Святейший Патриарх Тихон. В 1935-ом Бауманский райсовет постановил открыть в Богоявленском соборе большой кинотеатр, но решение вскоре отменили.

И еще несколько фактов из истории храма. В Богоявленском соборе покоятся мощи святителя Алексия, митрополита Московского, и погребены Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 1992 году Богоявленский собор стал кафедральным.

Святыни собора: Чудотворная Казанская икона Божией Матери, мощи святителя Алексия, митрополита Московского, икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость», частицы мощей святителя Иоанна Златоуста, апостола Андрея Первозванного и святителя Московского Петра.

Народные традиции Крещения Господня

Каждый церковный праздник находит свое отражение в народных традициях. И чем богаче и древнее история народа, тем более сложные и интересные переплетения народного и церковного получаются. Многие обычаи далеки от истинного христианства и близки к язычеству, но они тем не менее интересны с исторической точки зрения - чтобы узнать народ лучше, чтобы суметь отделить суть того или иного Христова праздника от красочного потока народной фантазии.

На Руси Крещение было концом святок, девушки прекращали гадания - сугубо языческое занятие. Простой люд готовился к празднику, который, как считалось, очистит их от грехов, в том числе грехов святочных гаданий.

На Крещение совершали великое водосвятие. Причем два раза. Первый - в Крещенский сочельник. Воду освящали в купели, которая стояла в центре храма. Второй раз воду освящали уже в сам праздник Крещения - в любом местном водоеме: реке, озере, колодце. Во льду прорубали «иордань» - прорубь в виде креста или круга. Рядом ставили аналой и деревянный крест с ледяным голубком - символом Святого Духа.

В день Крещения после литургии люди шли к проруби крестным ходом. Священник служил молебен, три раза опускал в прорубь крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все сельчане набирали из проруби святую воду и весело обливали ею друг друга. Некоторые удальцы даже купались в ледяной воде, чтобы, согласно народному поверью, очиститься от грехов. Следует отметить, что это поверье к учению Церкви не имеет никакого отношения. Купание в проруби (иордани) не является церковным таинством или обрядом, это именно народная традиция празднования Крещения Господня

Освящали не только сельские водоемы, но и реки в больших городах. Например, вот рассказ, как освящали воду в Москве на реке Неглинной 6 января 1699 года. В обряде принял участие сам император Петр I. А описал событие шведский посланник в Москве Густав Корб:

«Праздник Трех царей (волхвов), или, вернее, Богоявление Господне, ознаменован был благословением реки Неглинной. Процессия двигалась к реке в следующем порядке. Открывал шествие полк генерала де Гордона… Гордонов полк сменил другой, называемый Преображенским и обращавший на себя внимание новой зеленой одеждой. Место капитана занимал царь, внушавший высоким ростом почтение к своему Величеству. …На твердом льду реки была построена ограда (theatrum, иордань). Пятьсот духовных особ, иподьяконы, дьяконы, священники, архимандриты (abbates), епископы и архиепископы, облаченные в одеяния, подобающие их сану и должности и богато украшенные золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями, придавали религиозной церемонии более величественный вид. Перед замечательным золотым крестом двенадцать клириков несли фонарь, в котором горели три свечи. Невероятное количество людей толпилось со всех сторон, улицы были полны, крыши были заняты людьми; зрители стояли и на городских стенах, тесно прижавшись друг к другу. Как только духовенство наполнило обширное пространство ограды, началась священная церемония, зажжено было множество свеч, и прежде всего воспоследовало призывание благодати Божией. После достодолжного призыва милости Божией, митрополит стал ходить с каждением кругом всей ограды, посередине которой лед проломан был пешнем в виде колодца, так что обнаружилась вода. После троекратного каждения ее митрополит освящал ее троекратным погружением горящей свечи и обычным благословением. …Затем патриарх, или в отсутствие его митрополит, выходя из ограды, кропит обычно его Царское Величество и всех солдат. Для конечного завершения праздничного торжества производили залп из орудий всех полков. …Перед началом этой церемонии на шести белых царских лошадях привозили покрытый красным сукном сосуд. В этом сосуде надлежало затем отвезти благословенную воду во дворец его Царского Величества. Точно также клирики отнесли некий сосуд для патриарха и очень много других для бояр и московских вельмож».


Святая Крещенская вода

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Первая традиция восходит, скорее всего, к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая - связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

По традиции, Крещенскую воду хранят год - до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

Когда набирать крещенскую воду?

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник - Чином Великого освящения воды, который еще называют «Великой агиасмой». И второй раз - в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии. Когда освящать воду, совершенно не важно.

Вся ли вода на Крещение святая?

Отвечает протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма Александра Невского при МГИМО:

Помню, в детстве мы выходили из храма на Крещение и выносили с собой трехлитровый бидон крещенской воды, а потом, уже дома, разбавляли ее водой из-под крана. И весь год принимали воду как великую святыню - с благоговением.

В ночь на Крещение Господне, действительно, как говорит Предание, все водное естество освящается. И становится подобным водам Иордана, в которых был крещен Господь. Магия как раз была бы, если бы вода святой становилась только там, где ее батюшка освятил. Дух же Святой дышит, где хочет. И есть такое мнение, что в любой момент Крещения вода святая везде. А освящение воды - это видимый, торжественный церковный чин, который говорит нам о присутствии Бога здесь, на земле.

Крещенские морозы

Время праздника Богоявления на Руси обычно совпадало с крепкими морозами, поэтому их стали называть «крещенскими». Люди приговаривали: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи».

Купание в проруби (иордани) на Крещение

На Руси простые люди называли Богоявление «Водокрещи» или «Иордань». Иордань - прорубь в форме креста или круга, прорубленная в любом водоеме и освященная в день Крещения Господня. После освящения удалые парни и мужики окунались и даже плавали в ледяной воде; считалось, что так можно смыть с себя грехи. Но это лишь народное суеверие. Церковь учит нас, что грехи смываются только покаянием через . А купание – это просто традиция. И тут, во-первых, важно понимать, что эта традиция совершенно необязательна для исполнения. Во-вторых, следует помнить о благоговейном отношении к святыне – крещенской воде. То есть, если мы все же решились на купание, то должны делать это разумно (учитывая состояние здоровья) и благоговейно – с молитвой. И, конечно, не заменяя купанием присутствие на праздничном богослужении в храме.

Крещенский сочельник

Празднику Богоявления предшествует Крещенский Сочельник, или Навечение Богоявления. Накануне праздника православные христиане соблюдают строгий пост. Традиционное блюдо этого дня - сочиво, которое готовят из крупы (например, пшеницы или риса), меда и изюма.

Сочиво

Для приготовления сочива вам понадобится:

– пшеница (зерно) – 200 г
– очищенные орехи – 30 г
– мак – 150 г
– изюм – 50 г
– фрукты или ягоды (яблоко, ежевика, малина и т.п.) или варенье – по вкусу
– ванильный сахар – по вкусу
– мед и сахар – по вкусу.

Пшеницу хорошо промыть, залить горячей водой, покрыв зерно, и варить в кастрюле на медленном огне до мягкости (или в глиняном горшочке, в духовке), периодически доливая горячую воду. Мак промыть, запарить горячей водой на 2-3 часа, слить воду, мак растереть, добавить по вкусу сахар, мед, ванильный сахар или любого варенья, покрошенных орехов, изюма, фрукты или ягоды по вкусу, добавить 1/2 стакана кипячёной воды, и всё это соединить с вареной пшеницей, выложить в керамическую миску и подать на стол в охлажденном состоянии.

Стихотворение о Крещении

Иван Бунин

Крещенская ночь
Темный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блестках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись березы.

Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.

Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.

Замело чаши леса метелью, –
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и елок,
Меж березок до ветхой сторожки.

Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.

Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.

Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.

Тишина, – а, быть может, он близко…
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.

В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.

Огонек из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.

Бриллиантом лучистым и ярким,
То зеленым, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.

А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!

Какие бывают животворящие и какие бывают страшные воды… В начале Книги Бытия мы читаем о том, как над водами носилось дыхание Божие и как из этих вод возникали все живые существа. В течение жизни всего человечества – но так ярко в Ветхом Завете – мы видим воды как образ жизни: они сохраняют жизнь жаждущего в пустыне, они оживотворяют поле и лес, они являются знаком жизни и милости Божией, и в священных книгах Ветхого и Нового Завета воды представляют собой образ очищения, омовения, обновления.

Но какие бывают страшные воды: воды Потопа, в которых погибли все, кто уже не мог устоять перед судом Божиим; и воды, которые мы видим в течение всей нашей жизни, страшные, губительные, темные воды наводнений…

И вот Христос пришел на Иорданские воды; в эти воды уже не безгрешной земли, а нашей земли, до самых недр своих оскверненной человеческим грехом и предательством. В эти воды приходили омываться люди, кающиеся по проповеди Иоанна Предтечи; как тяжелы были эти воды грехом людей, которые ими омывались! Если бы мы только могли видеть, как омывающие эти воды постепенно тяжелели и становились страшными этим грехом! И в эти воды пришел Христос окунуться в начале Своего подвига проповеди и постепенного восхождения на Крест, погрузиться в эти воды, носящие всю тяжесть человеческого греха – Он, безгрешный.

Этот момент Крещения Господня – один из самых страшных и трагических моментов Его жизни. Рождество – это мгновение, когда Бог, по Своей любви к человеку желающий спасти нас от вечной погибели, облекается в человеческую плоть, когда плоть человеческая пронизывается Божеством, когда обновляется она, делается вечной, чистой, светозарной, той плотью, которая путем Креста, Воскресения, Вознесения сядет одесную Бога и Отца. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца, идет вольной волей, свободно исполнить то, что Предвечный Совет предначертал. Теперь Человек Иисус Христос эту плоть приносит в жертву и в дар не только Богу, но всему человечеству, берет на Свои плечи весь ужас человеческого греха, человеческого падения, и окунается в эти воды, которые являются теперь водами смерти, образом погибели, несут в себе все зло, весь яд и всю смерть греховную.

Крещение Господне, в дальнейшем развитии событий, ближе всего походит на ужас Гефсиманского сада, на отлученность крестной смерти и на сошествие во ад. Тут тоже Христос так соединяется с судьбой человеческой, что весь ее ужас ложится на Него, и сошествие во ад является последней мерой Его единства с нами, потерей всего – и победой над злом.

Вот почему так трагичен этот величественный праздник, и вот почему воды иорданские, носящие всю тяжесть и весь ужас греха, прикосновением к телу Христову, телу безгрешному, всечистому, бессмертному, пронизанному и сияющему Божеством, телу Богочеловека, очищаются до глубин и вновь делаются первичными, первобытными водами жизни, способными очищать и омывать грех, обновлять человека, возвращать ему нетление, приобщать его Кресту, делать его чадом уже не плоти, а вечной жизни, Царства Божия.

Как трепетен этот праздник! Вот почему, когда мы освящаем воды в этот день, мы с таким изумлением и благоговением на них глядим: эти воды сошествием Святого Духа делаются водами Иорданскими, не только первобытными водами жизни, но водами, способными дать жизнь не временную только, но и вечную; вот почему мы приобщаемся этим водам благоговейно, трепетно; вот почему Церковь называет их великой святыней и призывает нас иметь их в домах на случай болезни, на случай душевной скорби, на случай греха, для очищения и обновления, для приобщения к новизне очищенной жизни. Будем вкушать эти воды, будем прикасаться к ним благоговейно. Началось через эти воды обновление природы, освящение твари, преображение мира. Так же как в Святых Дарах, и тут мы видим начало будущего века, победу Божию и начало вечной жизни, вечной славы – не только человека, но всей природы, когда Бог станет всем во всем.

Слава Богу за Его бесконечную милость, за Его Божественное снисхождение, за подвиг Сына Божия, ставшего Сыном человеческим! Слава Богу, что Он обновляет и человека и судьбы наши, и мир, в котором мы живем, и что жить-то мы все-таки можем надеждой уже одержанной победы и ликованием о том, что мы ждем дня Господня, великого, дивного, страшного, когда воссияет весь мир благодатью принятого, а не только данного Духа Святого! Аминь.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь на Крещение Господне

С каким чувством благоговения ко Христу и благодарности к родным, которые нас приводят к вере, мы вспоминаем о своем Крещении: как дивно думать, что поскольку наши родители или близкие нам люди открыли веру во Христа, поручились за нас перед Церковью и перед Богом, мы, Таинством Крещения, стали Христовы, мы названы Его именем. Мы это имя носим с таким же благоговением и изумлением, как юная невеста несет имя человека, которого она полюбила на жизнь и на смерть и который дал ей свое имя; как это человеческое имя мы бережем! Как оно нам дорого, как оно нам свято, как нам страшно было бы поступком, образом своим его отдать на хулу недоброжелателям… И именно так соединяемся мы со Христом, Спаситель Христос, Бог наш, ставший Человеком, нам дает носить Свое имя. И как на земле по нашим поступкам судят о всем роде, который носит то же имя, так и тут по нашим поступкам, по нашей жизни судят о Христе.

Какая же это ответственность! Апостол Павел почти две тысячи лет тому назад предупреждал молодую христианскую Церковь, что ради тех из них, которые живут недостойно своего призвания, хулится имя Христово. Разве не так теперь? Разве во всем мире сейчас миллионы людей, которые хотели бы найти смысл жизни, радость, глубину в Боге, не отстраняются от Него, глядя на нас, видя, что мы не являемся, увы, живым образом евангельской жизни – ни лично, ни как общество?

И вот в день Крещения Господня хочется перед Богом сказать от себя и призвать всех сказать, кому было дано креститься во имя Христа: вспомните, что вы стали теперь носителями этого святого и божественного имени, что по вас будут судить Бога, Спасителя вашего, Спасителя всех, что если ваша жизнь – моя жизнь! – будет достойна этого дара Божия, то тысячи вокруг спасутся, а если будет недостойна – пропадут: без веры, без надежды, без радости и без смысла. Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…

Отзовемся же на это дело Божие, на этот Божий призыв! Поймем, как высоко, как величественно наше достоинство, как велика наша ответственность, и вступим в теперь уже начавшийся год так, чтобы быть славой Божией и спасением каждого человека, который прикоснется нашей жизни! Аминь.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года - Крещение Господне

Богоявление (Тит 2 , 11-14; З, 4-7; Мф З , 13-17). Крещение Господа названо Богоявлением потому что в нем явил Себя так осязательно единый истинный Бог в Троице покланяемый: Бог Отец – гласом с неба, Бог Сын – воплотившийся – крещением. Бог Дух Святый – нисшествием на Крещаемого. Тут явлено и таинство отношения лиц Пресвятой Троицы. Бог Дух Святый от Отца исходит и в Сыне почивает а не исходит от Него. Явлено здесь и то, что воплощенное домостроительство спасения совершено Богом Сыном воплотившимся, соприсущу Ему Духу Святому и Богу Отцу. Явлено и то, что и спасение каждого может совершиться не иначе, как в Господе Иисусе Христе, благодатью Св. Духа, по благоволению Отца. Все таинства христианские сияют здесь божественным светом своим и просвещают умы и сердца с верою совершающих это великое празднество. Приидите, востечем умно горе, и погрузимся в созерцание этих таин спасения нашего, поя: во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение, – спасение тройчески нам устрояющее и нас тройчески спасающее.

19 января 2015 года православные празднуют Крещение Господне. Праздник также имеет название Богоявление и отмечается ежегодно именно 19 января. Крещение Господне - один из самых древних и почитаемых праздников среди христиан.


Краткая история праздника Крещение Господне

Обряд крещения Христа по его просьбе совершил Иоанн Креститель. Во время крещения на реке Иордан на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение». По христианским учениями именно в этот день Бог явился в трех лицах: Бог Отец — в голосе, Сын Божий — во плоти, Дух Святой — в виде голубя. Потому праздник Крещения зачастую именуют Богоявлением. Праздник Крещение Господне очень важен. Считается, что именно крещение явило миру Спасителя, который взял на себя все грехи человечества. Об этом писал еще Иоанн Златоуст. И именно с момента крещения Иисус начал проповедовать слово Божье и просвещать людей.

До сих пор главные традиции праздника Крещение связаны с водой. А духовенство на праздник Крещения по традиции облачается в белые ризы.

Как праздновать Крещение Господне

Празднование Крещения Господня (19 января) начинается накануне - 18 января. Этот день называется Крещенский Сочельник, а также Голодная Кутья. По аналогии с Рождественским Сочельником, в день перед праздником Крещения Господня необходимособлюдать строгий пост . Также накануне праздника Богоявления православныеготовили постную кутью . Праздничный ужин в Крещенский Сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель.

Кутья, коливо, канун — ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (ячменя, риса - сарацинского пшена или других круп), политая мёдом, медовой сытью или сахаром, с добавлением мака, изюма, орехов, молока или варенья.

Важным событием Крещения Господня и Богоявления являетсяводосвятие . На реке или на озере, во льду заранее вырубается крестообразная полынья, называемая Иорданью. С наступлением полночи священники освящают воду в полынье, и верующие совершают омовение в освященной воде. Люди не боятся холода, посколькукупание на Крещение - это символическое очищение от грехов, духовное перерождение. Праздника Богоявления верующие ждут с нетерпением, и когда Крещение Господне наступает, православные обязательнопосещают церковь , чтобы вспомнить о чудесном событии, изменившем мир.


Как правильно купаться на Крещение

Для верующих купание на Крещение означает приобщение к особой благодати Господа, которую он посылает на всю воду в этот день. Также считается, что вода на Крещение приносит здоровье, как телесное, так и духовное. В то же время церковь предостерегает от того, чтобы придавать данной традиции какой-либо магический смысл.

    Правила купания на Крещение

Проруби или иордани, в которых купаются на Крещение, освящаются. Жестких правил для желающих окунуться в иордань на Крещение не существует. Но все-таки принято быстро погружаться с головой в воду 3 раза, при этом креститься и произносить: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Традиционно считается, что в Крещение купаться надо в рубашках, а не в купальниках, чтобы не выставлять напоказ свои телеса.



Крещенская вода - чудесные целебные свойства

Во всех освященных в Крещение Господне источниках, вода становится святой и целебной. Считается, и это имеет множество подтверждений, что крещенская святая вода имеет чудесные и целебные свойства:

    Верующие берут ее с собой - крещенская святая вода имеет способность не портиться в течение долгого времени.

    Крещенская вода пьется в течение года натощак, ее бережно хранят как святыню и лечат болезни как телесные, так и душевные.

    Святой крещенской водой можно окроплять жилище, чтобы изгнать злых духов и привнести в дом благодать Божью.

Где взять крещенскую святую воду

Если хотите после купания набрать освященную крещенскую воды, необязательно приходить с канистрами. Хватит небольшой бутылочки. По христианским канонам любую воду можно сделать святой, если добавить в нее немножко крещенской - из храма или из иордани. Праздничные богослужения будут проходить во всех православных церквях в ночь с 18 на 19. Но приходить именно в этот день необязательно. Как объясняют в Московской патриархии, вода становится святой после специального водосвятного молебна. Доступ к емкостям с крещенской водой будет открыт в церквях несколько дней. К тому же в Крещение, как ожидается, за святой водой выстроятся очереди, а подъехать к храмам будет сложно. По правилам безопасности в дни больших религиозных праздников парковка около храмов ближе 50 метров запрещена.

Когда набирать крещенскую воду

Чин Великого освящения воды (Великая агиасма) совершается в Крещенский сочельник (18 января) после Божественной литургии и 19 января — в сам день Крещения Господня. В течение обоих дней в любом храме можно набрать крещенской воды. Оба раза вода освящается одним чином, поэтому нет никакой разницы в том, когда набирать воду — в Сочельник или в сам Праздник Крещения.

Если же вы решили набирать крещенскую воду из-под крана и хотите занать, когда это лучше сделать. Набирать воду на Крещение лучше во временном промежутке с 00:10 до 01:30 в ночь с 18-го на 19-ое января. Однако набирать крещенскую воду можно и позже - до 24:00 19 января.

Что нужно знать перед тем, как набирать воду на Крещение:

    крещенскую воду лучше набирать не бездумно, а после участия в церковной службе (в церкви) или молитвы (дома);

    наливать воду на Крещение нужно в посуду без какой-либо маркировки - лучше в специальный кувшин или флягу, купленные в церковной лавке (ни в коем случае не в пивную бутылку)

Считается, что крещенская вода обладает целебными свойствами. Ее можно пить при болезни натощак и умываться, чтобы быть здоровым. Пить крещенскую святую воду нужно с молитвой, попросив у Всевышнего духовного и физического здоровья. И вовсе не обязательно брать ее про запас, много должно быть не воды, а веры.



Крещение - народные традиции

Ранее существовали особенные народные традиции празднования Крещения Господня или Богоявления. Например, на Крещение было принято выпускать голубей - в знак Божественной благодати, снизошедшей на Иисуса Христа. Другие народные традиции на Крещение известны по преданиям.

На Руси в день Крещения Господнего, как только первый церковный звон позовет к заутрене, благочестивые верующие разжигали на берегу огонь, чтобы Иисус Христос, который крестился в Иордане, мог также погреться у костра.

Иордань начинали готовить за неделю до Крещения: прорубали полынью на реке, выпиливали большой крест и ставили его над прорубью. Изо льда выпиливали и престол. Елочными ветками украшали «царские врата».

Утром в день праздника после богослужения все шли к реке. После освящения воды в реке все собравшиеся набирали ее в свою посуду. Считалось, что чем раньше зачерпнешь ее, тем она будет святее. Находились смельчаки, которые купались в Иордани, помня, что в освященной воде простудиться нельзя.

Потом все шли домой. И пока женщины накрывали на стол, старший в семье мужчина окроплял Богоявленской водой все хозяйство. Перед едой все пили освященную воду. Поев, девушки спешили к реке — умыться в «иорданской воде», «чтобы лица были розовыми».

После Крещения запрещалось стирать белье в реке. По поверью, когда священник погружает крест в воду, вся нечистая сила от страха выпрыгивает оттуда, а потом сидит на берегу и ждет, когда появится кто-нибудь с грязным бельем. Как только белье опускают в реке, по ней, как по лестнице, вся нечистая сила уходит в воду. Поэтому считалось, что чем позже женщины начнут стирать, тем больше вымерзнет нечести от Крещенских морозов.

Гадания на Крещение

Были и другие традиции - считалось, что в Крещенскую полночь происходят чудеса: на мгновение стихает ветер, воцаряется полная тишина и открываются небеса. В это время можно высказать заветное желание, которое обязательно сбудется.

Существует на Крещение еще одна традиция, которая, правда не одобряется церковью. 19 января заканчиваются Святки - период гаданий на Руси. В Крещенскую ночь девушки стремились понять, что же ожидает их в будущем, выйдут ли они замуж, будет ли год удачным.

Крещение - народные приметы

Издревле с Крещением было связано множество народных примет. Многие из них были связаны с хозяйственной деятельностью крестьян или предсказывали погоду. Так, например,народные приметы на Крещение гласят:

    Если на Крещение погода ясная и холодная — лето будет засушливое; пасмурная и свежая — к обильному урожаю.

    Полный месяц на Крещение - к большому весеннему разливу.

    Звездчатая ночь на Крещение — лето будет сухое, урожай на горох и ягоды.

    На Крещение будет оттепель — к урожаю, а ясный день на Крещение - к неурожаю.

    Ветер подует с юга на Крещение — будет грозовое лето.

    Если во время литургии, особенно во время хождения на воду, идёт снег, то будущий год ожидается хлебородным, а от пчёл получится много роев.

Когда на Крещениемного лаяли собаки, ждали удачливого охотничьего сезона : Коли в Крещенье собаки много лают, — будет вдоволь всякого зверя и дичи. На Крещение не кормят кур, чтобы огородов летом не копали и рассаду не портили.

Народный русский календарь связывает праздник Крещения с морозами. Крещенские морозы: «Трещи мороз, не трещи, а минули Водокрещи.



Как правильно купаться на Крещение, чтобы не заболеть

На Крещение купается и стар, и млад. Но без особой подготовки купаться детям и старикам может быть опасно. Лучше готовиться заранее постепенно закаливаясь обливанием холодной водой дома в ванной. Меры предосторожности небходимо соблюсти всем, кто решил совершить купание на Крещение. Врачи предостерегают от купания на Крещение людей с гипертонией, ревматизмом, атеросклерозом или туберкулезом. Купаться на Крещение недопустимо и при других острых хронических заболеваниях. Медики предупреждают, что купание в ледяной воде может привести к негативным последствиям. Ведь зимнее купание в проруби приводит в максимальное напряжение все механизмы терморегуляции человека и это может вызвать шок.

Ну а если вы здоровы, то придерживайтесь следующих рекомендаций,как правильно купаться на Крещение :

    купаться в Крещение можно лишь в проруби, где обустроен специальный вход в воду;

    никогда не ходите купаться на Крещение в одиночестве, рядом должен быть человек, который сможет помочь, если нужно;

    перед купанием запрещены алкоголь и сигареты, не стоит купаться на голодный желудок или сразу после принятия пищи;

    возьмите с собой плед, а также удобную для переодевания одежду.

Богоявление - это праздник с историей и богатыми традициями. Но главное, конечно, — не обрядность, а великий смысл, который он несет. Православный праздник Крещение Господне имеет огромное значение для верующих, ведь это день, когда происходит духовное обновление человека.