Экскаваторы

Как происходили изнасилования и массовая резня в руанде. Геноцид в Руанде

Почему весной 1994 года власти Руанды организовали массовые убийства представителей народности тутси, какую роль в этом сыграли средства массовой информации и почему после этих событий Руанда из франкоязычной страны стала англоязычной? Об этом «Ленте.ру» рассказал доктор исторических наук, заместитель директора Института Африки РАН Дмитрий Бондаренко.

«Лента.ру»: Что послужило причиной геноцида в Руанде, когда в этом небольшом, до этого события мало кому известном африканском государстве за три месяца было убито около миллиона человек?

Дмитрий Бондаренко: Действительно, это были сто дней, которые воистину потрясли мир. К весне 1994 года большинство населения Руанды (85 процентов) относилось к народности хуту, а меньшинство (14 процентов) - к народности тутси. Еще около одного процента населения составляли пигмеи тва.

Тайна гибели президентов

Исторически так сложилось, что в доколониальный период вся политическая, экономическая и культурная элита Руанды состояла из представителей тутси. Государство в Руанде возникло в XVI веке, когда с севера пришли скотоводы-тутси и подчинили племена земледельцев-хуту. Когда в 1880-е годы пришли немцы, которых после Первой мировой войны сменили бельгийцы, тутси перешли на язык хуту и сильно перемешались с ними. К тому времени понятием хуту или тутси обозначалось не столько этническое происхождение человека, сколько его социальный статус.

То есть хуту находились в подчиненном положении по отношению к тутси?

Не совсем так. В целом это утверждение верно, но к тому времени когда в Руанду пришли европейцы, уже появились разбогатевшие хуту. Они обзавелись своим скотом и повысили свой статус до уровня тутси.

Бельгийские колонизаторы сделали ставку на правившее тогда меньшинство - тутси. Они ввели систему, очень напоминающую советскую прописку - каждую семью прикрепляли к своему холму (Руанду часто неофициально называют «страной тысячи холмов»), и она должна была обозначить свою национальность: тутси или хуту. Естественный процесс слияния двух народов был искусственно прерван.

Во многом эта бельгийская политика по принципу «разделяй и властвуй» предопределила резню 1994 года. Бельгийцы, уходя в 1962 году из Руанды, передали власть, до этого принадлежавшую меньшинству тутси, большинству хуту. С этого времени в стране стало открыто нарастать напряжение между ними. Начались столкновения, апофеозом которых стал геноцид тутси в 1994 году.

То есть события 1994 года произошли не спонтанно?

Конечно. Межэтнические конфликты в Руанде разгорались и раньше: в 1970-е и 1980-е годы, просто они не достигали таких масштабов. После этих погромов некоторая часть тутси укрылась в соседней Уганде, где при поддержке местных властей был сформирован «Патриотический фронт», стремившийся вооруженным путем свергнуть правящий режим хуту. В 1990 году почти удалось это сделать, но на помощь хуту пришли французские и конголезские войска. Непосредственным поводом к резне стало убийство президента страны Жювеналя Хабиариманы, самолет которого сбили при подлете к столице.

Известно, кто это сделал?

До сих пор неясно. Естественно, хуту и тутси сразу обменялись взаимными обвинениями в причастности к этому преступлению. Хабиаримана вместе с президентом Бурунди Сиприеном Нтарьямирой возвращался из Танзании, где проходил саммит глав государств региона, главной темой которого было урегулирование ситуации в Руанде. По одной из версий, на нем было достигнуто соглашение о частичном допуске представителей тутси к управлению страной, что категорически не устраивало властную верхушку хуту, которая и организовала заговор. Такая трактовка имеет право на существование наряду с прочими, поскольку массовые убийства тутси начались буквально через несколько часов после крушения президентского самолета.

Убийственная пресса

Правда ли, что большинство жертв геноцида были даже не расстреляны, а просто забиты мотыгами?

Там творились немыслимые вещи. В Кигали, столице Руанды, есть Центр изучения геноцида, по сути своей являющийся музеем. Я посещал его и был поражен тому, какую изощренность может проявлять ум человека в изобретении способов уничтожения себе подобных.

Вообще, когда попадаешь в такие места, начинаешь поневоле задумываться о нашей природе. В этом заведении есть отдельный зал, посвященный людям, сопротивлявшимся геноциду. Резня была организована государством, в местные администрации поступали прямые указания уничтожать тутси, а списки неблагонадежных лиц зачитывались по радио.

Вы говорите про печально известное «Свободное радио тысячи холмов»?

Не только. Геноцид провоцировали и другие СМИ. Почему-то у нас в России многие считают, что «Радио тысячи холмов» было государственной структурой. На самом деле это была частная компания, но тесно связанная с государством и получавшая от него финансирование. На этой радиостанции говорили о необходимости «истреблять тараканов» и «валить высокие деревья», что многими в стране было воспринято как сигналы к уничтожению тутси. Хотя, помимо опосредованных призывов к резне, в эфире часто звучали и прямые подстрекательства к погромам.

Но потом многие сотрудники «Свободного радио тысячи холмов» были осуждены за подстрекательство к геноциду?

Многие, но не все. Перед Международным трибуналом по Руанде предстали главные «звезды» радиостанции Анани Нкурунзиза и Хабимана Кантано, призывавшие в прямом эфире убивать тутси. Затем за аналогичные преступления были осуждены и другие журналисты - Бернар Мукинго (на пожизненный срок) и Валери Бемерики.

А как население Руанды в 1994 году отреагировало на эти призывы?

Известно как - в стране началась настоящая резня, но, к чести руандийцев, не все поддались массовому психозу и государственной пропаганде. В одной из провинций местного чиновника, отказавшегося выполнять приказы убивать тутси, закопали заживо вместе с одиннадцатью членами его семьи. Известна история женщины, прятавшей в своей хижине под кроватью семнадцать человек. Она умело воспользовалась своей репутацией колдуньи, поэтому погромщики и солдаты побоялись обыскать ее жилище.

Символом сопротивления безумию, охватившему тогда Руанду, стал управляющий столичного отеля «Тысяча холмов» Поль Русесабаджина. Сам он хуту, а его жена – тутси. Русесабаджину часто называют «руандийским Шиндлером», потому что он укрыл в своей гостинице и спас от верной гибели 1268 человек. На основе его воспоминаний в Голливуде десять лет назад был снят знаменитый фильм «Отель "Руанда"». Кстати, потом Русесабаджина стал диссидентом и эмигрировал в Бельгию. Сейчас он находится в жесткой оппозиции к существующему в Руанде политическому режиму.

Руанда сегодня

Действительно ли в ходе геноцида 1994 года пострадали не только тутси, но и хуту?

Это так - примерно 10 процентов жертв массовых убийств составляли именно хуту. Кстати, Поль Русесабаджина, будучи этническим хуту, именно в этом и обвинял правительство, пришедшее к власти после тех страшных событий.

Как сейчас живет Руанда и преодолела ли она последствия геноцида 1994 года?

После 1994 года ситуация в стране радикально изменилась, произошла полная смена элит, и теперь она активно развивается. Сейчас в Руанду идут большие западные инвестиции и гуманитарная помощь, прежде всего из США и Евросоюза. Я сам видел, что на местных рынках крестьяне продают картошку в мешках с лейблом USAID (Агентства США по международному развитию - прим. «Ленты.ру» ), то есть в мешках из-под гуманитарной помощи, - настолько велики ее размеры. Экономика Руанды растет, но в стране установился очень жесткий политический режим. Хотя в реальности у власти с 1994 года находятся тутси, официальная идеология в стране такова: нет ни хуту, ни тутси, есть только руандийцы. После геноцида активизировался процесс строительства единой нации.

Сейчас Руанда старается позиционировать себя как современное государство. Например, она проводит политику повсеместной компьютеризации - оптоволоконные кабели тянут даже в самые отдаленные деревни, хотя сельская глубинка во многом продолжает оставаться патриархальной.

Нынешняя Руанда ориентируется на Запад, в первую очередь США. В то же время в этой стране, как и повсеместно в Африке, проявляет активность Китай. Необходимо отметить и то, что несколько лет назад Руанда восстановила свое посольство в Москве, закрытое в середине 1990-х годов. Государственный язык она сменила с французского на английский. Во время геноцида большинство беженцев укрывалось в соседних англоязычных странах, где выросло новое поколение, почти не говорящее по-французски.

С Францией, которая в событиях 1994 года сыграла очень неблаговидную роль, складываются очень непростые отношения. Она поддерживала режим хуту, который организовывал геноцид, и на французских самолетах бежали из страны многие его вдохновители и идеологи. В современной Руанде до сих пор принято отрицательно относиться ко всему французскому.

Почему мировое сообщество так поздно спохватилось и фактически проморгало геноцид?

Скорее всего, оно недооценило масштаб события. К сожалению, для Африки массовые убийства не редкость, да и Руанда тогда была на периферии внимания международной общественности, озабоченной войной в Боснии. В ООН спохватились, когда счет убитым пошел на сотни тысяч. Поначалу, в апреле 1994 года, когда геноцид уже начался, Совет Безопасности ООН решил сократить численность миротворческого контингента в Руанде почти в двадцать раз – до 270 человек. Причем это решение было принято единогласно, за него проголосовала и Россия.

Хуту больше, но тутси выше. В одной короткой фразе - суть затянувшегося на многие годы конфликта, в результате которого пострадали миллионы людей. В эту войну сегодня напрямую втянуты четыре государства: Руанда, Уганда, Бурунди и Демократическая республика Конго (бывший Заир), впрочем, в ней активно участвуют еще и Ангола, Зимбабве, Намибия.

Причина ее очень проста: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - был нарушен единственный в своем роде «общественный договор», существовавший между двумя африканскими народами в течение как минимум пяти веков.

Симбиоз кочевников и земледельцев

В конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту. В XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси именуются баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси улыбнулась удача. Завоевав страну, они сумели создать здесь своеобразную экономическую систему, получившую название убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своеобразный симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п.

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократией, их занятиями были война и поэзия. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Нколе) образовали своеобразную касту "благородных". Земледельцы не имели права владеть скотом, а лишь занимались его выпасом на определенных условиях; они также не имели права занимать административные посты. Так продолжалось многие века. Однако конфликт между двумя народами был неизбежен - как в Руанде, так и в Бурунди хуту составляли большинство населения - более 85%, то есть сливки снимало возмутительное нацменьшинство. Ситуация, напоминающая спартанцев и илотов в Древней Элладе. Спусковым крючком для этой большой африканской войны стали события в Руанде.

Равновесие нарушено

Доколониальная история. Неизвестно, когда первые хуту поселились на территории современной Руанды. Тутси появились в этом районе в начале 15 в. и вскоре создали одно из самых крупных и могущественных государств во внутренних районах Восточной Африки. Оно отличалось централизованной системой управления и строгой иерархичностью, основанной на феодальной зависимости подданных от господ. Поскольку хуту признали над собой господство тутси и выплачивали им дань, на протяжении нескольких веков руандийское общество сохраняло относительную стабильность. Бóльшая часть хуту были земледельцами, а большинство тутси - скотоводами.

Руанда в колониальный период. В 1899 Руанда как часть административно-территориальной единицы Руанды-Урунди вошла в состав колонии Германская Восточная Африка. Германская колониальная администрация опиралась на традиционные институты власти и занималась преимущественно вопросами поддержания мира и общественного порядка.

Бельгийские войска захватили Руанду-Урунди в 1916. После окончания Первой мировой войны по решению Лиги наций Руанда-Урунди в качестве подмандатной территории перешла под управление Бельгии. В 1925 Руанда-Урунди была объединена в административный союз с Бельгийским Конго. После Второй мировой войны Руанда-Урунди по решению ООН получила статус подопечной территории под управлением Бельгии.

Бельгийская колониальная администрация использовала в своих интересах существовавшие в Руанде институты власти, сохранив систему косвенного управления, опорой которой было этническое меньшинство тутси. Тутси стали тесно сотрудничать с колониальными властями, получив ряд социальных и экономических привилегий. В 1956 бельгийская политика коренным образом изменилась в пользу большинства населения - хуту. В результате процесс деколонизации Руанды протекал сложнее, чем в других африканских колониях, где метрополии противостояло местное население. В Руанде противоборство шло между тремя силами: бельгийской колониальной администрацией, недовольной элитой тутси, стремившейся к ликвидации бельгийского колониального управления, и верхушкой хуту, которая боролась против тутси, опасаясь, что последние составят господствующее меньшинство в независимой Руанде.

Однако хуту одержали верх над тутси в ходе гражданской войны 1959-1961, которой предшествовала серия политических убийств и погромов на этнической почве, что послужило причиной первого массового исхода тутси из Руанды. На протяжении последующих десятилетий сотни тысяч беженцев-тутси были вынуждены искать убежище в соседних Уганде, Конго, Танзании и Бурунди. Руандийские власти считали беженцев иностранцами и препятствовали их возвращению на родину.

Независимая Руанда. 1 июля 1962 Руанда стала независимой республикой. Конституция, принятая 24 ноября 1962, предусматривала введение в стране президентской формы правления. Первым президентом Руанды был избран Грегуар Кайибанда, бывший учитель и журналист, основатель партии Движение за эмансипацию хуту (Пармехуту), которая стала единственной политической партией страны. В декабре 1963 группа беженцев-тутси с территории Бурунди вторглась в Руанду и была разбита частями руандийской армии при участии бельгийских офицеров. В ответ правительство Руанды инспирировало резню тутси, которая вызвала новую волну беженцев. Страна превратилась в полицейское государство. На выборах 1965 и 1969 Кайибанда был переизбран на пост президента страны.

Со временем верхушка хуту северных районов Руанды стала осознавать, что правящий режим ее обманул. В результате этнический конфликт перерос в противоборство региона с центральной властью. В июле 1973, за два месяца до запланированных выборов, на которых Кайибанда должен был баллотироваться на безальтернативной основе, в стране произошел военный переворот, возглавленный хуту-северянином генерал-майором Жювеналем Хабьяриманой, министром национальной армии и государственной безопасности в правительстве Кайибанды. Было распущено Национальное собрание, запрещена деятельность Пармехуту и других политических организаций. Функции президента страны взял на себя Хабьяримана. В 1975 власти инициировали создание правящей и единственной в стране партии Национальное революционное движение за развитие (НРДР). Впервые избранный президентом в 1978, Хабьяримана был переизбран на этот пост в 1983 и 1988. Хотя его режим претендовал на то, чтобы называться демократическим, он на самом деле являлся диктатурой, которая правила с помощью насилия. Одним из первых его шагов стало физическое уничтожение ок. 60 политических деятелей-хуту из состава предыдущего правительства. Опираясь на систему непотизма и не брезгуя заказными убийствами, Хабьяримана официально объявил о наступлении в стране мира между этническими группами. В реальности официальная политика, в том числе и в области образования, в 1980-е - первой половине 1990-х годов способствовала еще большему разделению руандийцев по этническому признаку. Фальсифицировалось историческое прошлое Руанды. Для тутси, оставшихся на территории Руанды, был ограничен доступ к получению образования и занятию государственных должностей. В 1973 по распоряжению властей всех граждан обязали иметь при себе удостоверения об этнической принадлежности, которые для тутси позднее стали «пропусками на тот свет». С этого времени хуту стали считать тутси «внутренними врагами».

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту пришлось на 1965 год, оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 года в результате военного переворота была провозглашена республика и в стране установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.

Тем временем бежавшие еще в конце 80-х годов из Руанды тутси создали так называемый Руандийский патриотический фронт (РПФ), базирующийся в Уганде (там как раз к власти пришел президент Мусавени, по происхождению родственник тутси). РПФ возглавил Поль Кагаме. Его отряды, получив оружие и поддержку угандийского правительства, вернулись в Руанду и захватили столицу Кигали. Кагаме стал правителем страны, а в 2000 году был выбран президентом Руанды.

Пока разгоралась война, оба народа - и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту стали помогать вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, вынужденным бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалась вовлечена еще одна страна - Конго.

Направление на Конго

16 января 2001 года был убит президент Демократической республики Конго Лоран-Дезире Кабила, причем первыми эту информацию распространили спецслужбы Уганды. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была доля истины.

Лоран-Дезире Кабила пришел к власти, свергнув диктатора Мобуту, в 1997 году. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, которые к тому времени правили как в Уганде, так и в Руанде.

Однако Кабила очень быстро умудрился поссориться с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылает из страны всех иностранных военных (преимущественно тутси) и гражданских чиновников и расформировывает подразделения конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерении "восстановить средневековую империю тутси". В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованием признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, нарушившими устав ООН.

В результате хуту, сбежавшие из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли прибежище в Конго, а в ответ Кагаме ввел на территорию этой страны свои войска. Начавшаяся война быстро зашла в тупик, пока Лоран Кабила не был убит. Спецслужбы Конго нашли и приговорили к смерти убийц - 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Чтобы закончить войну, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года два президента - Кагаме и Кабила - подписали соглашение, по которому хуту, участвовавшие в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежавшие в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящийся там 20-тысячный контингент своих вооруженных сил.

Сегодня вольно или невольно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. Танзания стала прибежищем для тысяч беженцев-хуту, а свои войска в Конго на помощь Кабиле послали Ангола, а также Намибия и Зимбабве.

США на стороне тутси

Как тутси, так и хуту пытались найти себе союзников в западных странах. У тутси это получилось лучше, впрочем, у них изначально было больше шансов на успех. В том числе потому, что им проще найти общий язык - элитарное положение тутси многие десятилетия давало им возможность получать образование на западе.

Именно так нашел себе союзников нынешний президент Руанды, представитель тутси Поль Кагаме. В трехлетнем возрасте Поля вывезли в Уганду. Там он стал военным. Вступив в Угандийскую армию национального сопротивления, участвовал в гражданской войне, дослужился до должности заместителя начальника угандийского управления военной разведки.

В 1990 году он прошел штабные курсы в форте Ливенуорт (Канзас, США) и лишь после этого вернулся в Уганду, чтобы возглавить поход на Руанду.

В результате Кагаме прекрасно наладил связи не только с американскими военными, но и с американской разведкой. Но в борьбе за власть ему мешал тогдашний президент Руанды - Жювеналь Хабьяримана. Но вскоре это препятствие было устранено.

Аризонский след

4 апреля 1994 года ракета «земля-воздух» сбила самолет с президентами Бурунди и Руанды на борту. Правда, по поводу причин гибели президента Руанды существуют разноречивые версии. Я связался с известным американским журналистом Уэйном Мэдсеном, автором книги «Геноцид и тайные операции в Африке. 1993-1999» (Genocide and Covert Operations in Africa 1993-1999), который провел собственное расследование событий.

По словам Мэдсена, в форте Ливенуорт Кагаме вступил в контакт с DIA - военной разведкой США. При этом Кагаме, по данным Мэдсена, сумел найти взаимопонимание и с французской разведкой. В 1992 году будущий президент провел две встречи в Париже с сотрудниками DGSE. Там Кагаме обсуждал детали убийства тогдашнего президента Руанды Жювеналя Хабьяриманы. В 1994 году он вместе с президентом Бурунди Киприеном Нтарьямирой погиб в сбитом самолете. «Я не считаю, что Соединенные Штаты несут прямую ответственность за теракт 4 апреля 1994 года, однако, оказанная Кагаме военная и политическая поддержка позволяет предположить, что некоторые члены американского разведсообщества и военных играли прямую роль в разработке и планировании апрельской террористической атаки», - рассказал Мэдсен.

Бельгийский подход

Между тем, три из четырех стран, участвующих в конфликте - Бурунди, Руанда и Конго - до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность остановить конфликт.

По данным Алексея Васильева, директора Института Африки РАН, после того, как боевики хуту расстреляли десять бельгийских миротворцев, Брюссель отдал распоряжение вывести из этой страны всех своих военнослужащих. Вскоре после этого в одной из руандийских школ, которую должны были охранять бельгийцы, было убито около 2 тысяч детей.

Между тем, бросать Руанду бельгийцы просто не имели права. Согласно рассекреченному отчету бельгийской военной разведки SGR от 15 апреля 1993 года, бельгийская община в Руанде насчитывала на тот момент 1497 человек, из них 900 проживало в столице Кагали. В 1994 году было принято решение эвакуировать всех граждан Бельгии.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По нашим данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая «Академия Хуту».

Кстати, по данным эксперта ООН по незаконной торговле оружием и директор Института мира в Антверпене Йохана Пелемана, снабжение хуту оружием в 90-е годы проходило через Остенде - один из крупнейших портов Бельгии.

Выход из тупика

Пока все попытки примирить тутси и хуту оказываются безрезультатны. Провалился способ Нельсона Манделы, опробованный в Южной Африке. Став международным посредником на переговорах между правительством Бурунди и повстанцами, бывший президент ЮАР в 1993 году предложил схему «один человек - один голос», заявив, что мирное урегулирование семилетнего межэтнического конфликта возможно лишь при отказе меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что «армия должна состоять, по крайней мере наполовину, из другой основной народности - хуту, а голосование следует проводить по принципу один человек - один голос». Собственно, после такой инициативы Манделы не удивительно то, что произошло далее...

Власти Бурунди попытались пойти на этот эксперимент. Кончился он печально. В том же 1993 году президент страны Пьер Буйоя передал власть законно избранному президенту-хуту Мельхиору Ндайде. В октябре того же года военные убили нового президента. В ответ хуту истребили 50 тысяч тутси, а армия уничтожила в отместку 50 тысяч хуту. Погиб и следующий президент страны - Киприен Нтарьямира - именно он летел в одном самолете с президентом Руанды 4 апреля 1994 года. В результате в 1996 году Пьер Буйоя вновь стал президентом.

Сегодня власти Бурунди считают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" - значит продолжать войну. Поэтому нужно создать систему чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той и другой этнических групп. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, сколько оно продлится, никто не знает.

Положение в Руанде выглядет более спокойным - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, независимо от их национальной принадлежности. Однако жестоко преследует тех хуту, которые виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Алексей Васильев, директор института Африки РАН, журналист-международник газеты «Правда» по Африке и Ближнему Востоку:

Насколько сегодня различаются тутси и хуту?
За многие столетия они породнились, но это все-таки разные народы. Их древняя история не совсем ясна. Тутси больше кочевники, и они традиционно хорошие солдаты. Но язык у тутси и хуту один.
Какова была позиция СССР, а теперь России в этом конфликте?
СССР не занимал никакой позиции. В Руанде и Бурунди, у нас не было никаких интересов. Разве что там, кажется, работали наши врачи. В Демократической республике Конго в то время существовал Мобуту, союзный США. Этот режим был враждебен СССР. Я лично встречался с Мобуту, и он мне говорил: «Почему вы думаете, что я против Советского Союза, я с удовольствием ем вашу икру». У России, тоже не было никакой позиции в отношении событий в Руанде и Бурунди. Только наши посольства, очень небольшие и все.
После убийства Лорана-Дезире Кабилы его место занял сын Жозеф. Его политика отличается от отцовской линии?
Лоран-Дезире Кабила - это партизанский лидер. Видимо, руководствуясь идеалами Лумумбы и Че Гевары, он взял власть в огромной стране. Но он позволял себе выпады против запада. Сын же стал сотрудничать с западом.

P. S. Российское присутствие в Руандене ограничивается посольством. С 1997 г. здесь по линии МЧС России реализуется проект «Автошкола», преобразованный в 1999 году в Политехнический центр.

7 апреля 1994 в Руанде начались ужасающие события, в результате которых за три месяца на территории, меньшей, чем Московская область, был зверски убит миллион человек. Но вот что странно: спустя одно поколение Руанда оказалась одной из наиболее мирных и быстро развивающихся стран в регионе. Рассказываем, как все случилось и что сейчас происходит на месте бойни.

История большинства стран - это череда войн, междоусобиц, переворотов и геноцида. Мир до сих пор вспоминает Холокост, геноцид армян или истребление народа Камбоджи диктатором Пол Потом. Но был один геноцид, о котором не поет Серж Танкян, и о котором почти не говорят в СМИ. Он произошел совсем недавно, в 1994 году, в маленькой африканской Руанде.

Предыстория

Территорию Руанды населяют два племени: тутси и хуту. Сначала с юга Африки пришли хуту в поисках земель, так как занимались в основном земледелием. Затем с севера континента пришли кочевники тутси.

В определенный период древней истории Руанды тутси стали доминировать над хуту. После этого общество поделилось на два клана- господствующих тутси и «рабочий класс» хуту. Оба племени говорят на одном языке и, на первый взгляд, внешне почти ничем не различаются. На самом деле, имеется одно малозаметное отличие: у тутси немного другая форма носа. Этим признаком руководствовались бельгийские колонизаторы при селекции и отборе местных элит.

Европейцы поддерживали тутси из-за происхождения. Считалось, что тутси имели корни в Эфиопии, поэтому они ближе к европеоидам, следовательно, превосходят хуту расово, являются более умными и красивыми. Соответственно, именно им дали преимущественное право занимать высшие посты в руководстве и составлять элиту государства.

На Берлинской конференции 1884 года, во время раздела Африки между европейскими державами, территорию Руанды отдали Германской империи, а в 1916 году страна перешла под власть бельгийцев. Вплоть до объявления собственной независимости в 1962 году, Руанда имела статус бельгийской колонии.

Хуту не могли мириться с положением людей «второго сорта» и в 1959 году подняли восстание, захватив власть. Десятки тысяч тутси были убиты, а остальные бежали в соседние государства.

Гражданская война

В 1990 году тутси решили вернуть власть и создали Руандийский патриотический фронт (далее РПФ), который начал воевать против правительства хуту. Возглавлял РПФ нынешний президент Руанды - Поль Кагаме.

Поль Кагаме

Тутси вели активную партизанскую войну. Делали это они настолько успешно, что в 1993 году оба народа подписали договор, согласно которому РПФ вошел в состав временного правительства. Тутси могли вернуться на Родину, и обе стороны сложили оружие.

Несмотря на эти договоренности, хуту-радикалы были недовольны положением дел. Появились молодежные боевые группы, которые тренировали и вооружали военные. Начали распространяться шовинистические агитационные листовки с призывами уничтожить тутси. Но, так как население страны в своем большинстве было неграмотным, гораздо большую популярность имело радио. Этим активно пользовались пропагандисты. Людям внушали, что тутси хотят восстановить положение в обществе и господствовать над хуту.

Геноцид в Руанде

6 апреля 1994 года на подлете к Кигали был сбит самолет, на борту которого находился президент Руанды Жювеналь Хабиаримана. Он как раз возвращался с переговоров в Аруше (Танзания), где обсуждались пути урегулирования конфликта. Кто устроил теракт - неизвестно, но именно после этого события начались массовые убийства и хаос.

Радикалы-хуту убили премьер-министра, ее мужа и 10 охраняющих бельгийских солдат. Помимо этого, были убиты политики, которые выступали за мир с тутси. К власти пришли военные, которые создали пропагандистскую сеть, направленную против тутси, силе которой позавидовал бы сам Геббельс. Главный агитационный лозунг звучал так: «Убивайте этих тараканов!»

Уничтожали тутси не только военные, но и представители гражданского населения. Армия даже бесплатно раздавала для этого мачете. На дорогах проверяли документы, где на тот момент указывалась национальная принадлежность. Если человек принадлежал к тутси, то его, как правило, убивали на месте. Не щадили ни детей, ни стариков, ни женщин.

Справедливости ради, стоит сказать, что некоторые граждане из племени хуту оказались гораздо гуманнее. Рискуя собственной жизнью, они спасали беженцев тутси от неминуемой гибели. Известна история менеджера отеля Поля Русесабаджина, который, используя свое высокое положение в обществе и финансовый достаток, укрывал в гостинице сотни людей. События описаны в фильме «Отель Руанда» .

Головорезы прочесывали все дома в поисках тутси. Их жилища сжигали, а имущество растаскивали. Тутси, в свою очередь, пытались найти убежище в школах и церквях. Кого-то священники прятали, а кого-то сдавали. Многих тутси убили или сдали убийцам их же соседи, друзья и коллеги. При этом, важно, что расправлялись не только с тутси, но и с так называемыми «умеренными хуту» - теми, кто укрывал у себя преследуемых или сочувствовал им. Женщин-тутси, как правило, сначала насиловали, а потом убивали. Многие из них, пережив насилие, теперь заражены СПИДом.

Окончание геноцида

Тутси искали помощи у миротворцев ООН. Но, к сожалению, те не могли применить оружие, так как по уставу это означало прямое вмешательство. Боевики-хуту воспользовались этим условием, отлавливая людей по одиночке (однако при этом массово).

Европейцы и американцы эвакуировали своих граждан и не вмешивались в конфликт. Администрация Клинтона выступила против миссии ООН, после чего Совет безопасности приказал миротворцам срочно покинуть страну. Из 2500 солдат канадского генерала Ромео Даллера осталась всего пара сотен. Проявив волю и героизм (во многом вопреки приказам начальства), генерал и его солдаты до последнего защищал тутси, создав специальные зоны для укрытия.

Генерал Ромео Даллер

Несмотря на это, после окончания геноцида Даллэр впал в депрессию, обвиняя себя в гибели жителей Руанды, и предпринял несколько попыток самоубийства. Некоторые из военнослужащих ООН, которые не смогли спокойно жить с воспоминаниями о резне, тоже покончили с собой. В 2003 году Даллэр выпустил книгу «Рукопожатие с дьяволом», которая впоследствии была экранизирована .

Резня остановилась после того, как в июле бойцы РПФ под руководством Поля Кагаме взяли Кигали, а поверженное правительство хуту бежало в Заир. По официальным данным за сто дней бойни погибло около миллиона человек. Кагаме впоследствии занял пост вице-президента Руанды и министра обороны, а в 2000 году и вовсе стал президентом. Переизбравшись несколько раз, он добился удвоения ВВП, развития экономики и технологий. Неудивительно, что в современной Руанде Кагаме многие считают национальным героем.

В ноябре 1994 года ООН организовала международный трибунал по Руанде. Виновных находят и судят до сих пор.

После описанных событий произошла смена элит, начался поток западных инвестиции и гуманитарной помощи. Широко развернулась деятельность благотворительных организаций. В соответствии с официальной идеологией, в стране более нет разделений на племена, есть только руандийцы - единая нация.

Как живет современная Руанда после геноцида

Для того, чтобы понять, как живет Руанда в наше время, лучше всего спросить человека, который был там, причем, не в роли туриста. В этом нам помогла Наталья, работник посольства одной из латиноамериканских стран, которая провела некоторое время в Руанде с благотворительной миссией. Сделала она это по своей собственной инициативе, приехав сюда вместе с волонтерским проектом Ubushobozi . Фамилию она, к сожалению, попросила не называть.

Поездка во многом оказалась не такой, как ожидала Наталья, а жизнь в современной Руанде - это вовсе не какой-то стереотипный африканский мрак и ужас. В действительности, все гораздо сложнее и интереснее:

«Полтора года назад я заинтересовалась литературой про ООН и другие международные организации. В одной из книг, выпускаемых ООН, довольно часто ссылались на Руанду как на самую провальную миротворческую миссию. Честно говоря, о существовании такой страны к тому моменту я и не знала. Начала искать информацию в Интернете и сразу поняла - надо ехать.

Бросилась на поиски волонтерских программ. Первое, что обычно приходит в голову людям, которые ищут подобные организации, - это программы, связанные с детьми. Я остановилась на американском проекте Ubushobozi - волонтерской организации, созданной для помощи женщинам, пережившим геноцид и пострадавшим от насилия. Каждый день они приходят в дом, общину, где шьют, плетут поделки. Изделия выставляют на продажу через Интернет. Часть вырученных денег - их зарплата, часть идет на нужды проекта. Будучи весьма религиозными, женщины вместе ходят в церковь, где молятся и танцуют.

В Мусанз, втором по значимости городе после столицы, Кигали, проектом заведует местная жительница Серафин. Для этих женщин община - вторая, а порой и единственная семья. Кто-то пострадал от насилия в семье, кто-то сирота, есть одна женщина с ВИЧ. Большинство из них остались сиротами или потеряли кого-то из близких вследствие геноцида. Вообще любой человек, живущий в настоящее время в Руанде, пострадал от геноцида - прошло ведь совсем немного времени.

Тема геноцида среди местных жителей - табу. До последнего момента мне хотелось поговорить с местными, но я долго не решалась. Во время одной из прогулок с Серафин мы встретили на улице ее сестру. Впоследствии я узнала, что ее мужа убили во время геноцида. Из разговора стало понятно, что она знает убийцу, и он ходит на свободе. Был задан резонный вопрос, не жаждет ли она мести. Мне объяснили, что в церкви их учат прощать.

Тот человек, который убил ее мужа, раскаялся, попросил прощения - и она его простила! Сейчас они периодически пересекаются в городе и даже общаются. Для европейца это нонсенс, а здесь - в порядке вещей. Говорят, в местных судах есть условие: если человек раскаялся, то его либо отпускают, либо сокращают ему срок. По улицам действительно ходят люди, которые убивали. Они спокойно взаимодействуют с остальными, которые их простили. Многие бывшие боевики-хуту испугались правосудия и бежали в Уганду, Конго. Возможно, из-за этого в соседних странах вырос уровень преступности.

Серафин рассказывает, что во время геноцида в дом ее семьи врывались вооруженные люди. Приходилось откупаться, чтобы сохранить жизнь. Случалось и такое: забрав все ценное, людей все равно убивали.

В общине Ubushobozi живут как тутси, так и хуту и живут дружно. В Руанде не принято выкидывать еду, на улице много людей, которым ее можно просто отдать. Поэтому, когда я наедалась и не могла доесть порцию в ресторане, - всегда было кого накормить.

В столице развивается бизнес, приезжают американцы, европейцы. Растет приток китайских инвестиций. Китайцы строят много зданий. На фоне трущоб современные китайские новостройки смотрятся колоритно. Одна из разновидностей такси - люди в спецодежде на велосипедах, которые подвезут на багажнике в любую точку. В городе нет ни кошек, ни собак. Возможно, их уничтожили после того, как они поедали трупы во время геноцида.

В Руанде развит некий культ фейсбука. Компьютеры есть далеко не у всех, поэтому до сих пор популярны интернет-кафе.

Местное население окультурилось. В городской черте абсолютно безопасно. На улицах не принято курить, есть на ходу. Развиты социальные программы. Например, на главной площади города гражданам выдают антимоскитные сетки. Уровень преступности невысокий, можно спокойно гулять по вечерам.

Люди уважают полицию, закон. Говорят, коррупция на бытовом уровне отсутствует как таковая. Нет и такого понятия, как взятка полицейскому.

В последние несколько дней поездки я посетила Мемориальный центр Кигали, построенный на месте братской могилы. Постоянные экспозиции объясняют причины геноцида, рассказывают об истории геноцидов в мире.

На втором этаже расположен «Детский мемориал». Вот здесь на глаза начинают наворачиваться слезы. Под фотографиями детей подписано, кто чем увлекался, а рядом - причины смерти: разрублен мачете, забит камнями, застрелен.

В гостевой книге оставлены записи людей из многих стран. К сожалению, я не нашла отзывы соотечественников. Хотелось бы, чтобы россияне обратили внимание на эту страну. Здесь действительно есть на что посмотреть. Есть свой заповедник - Национальный парк Акажера, который ничем не хуже кенийского или заповедника в ЮАР.

Поначалу я думала, что здесь до сих пор должен витать дух геноцида. Однако в реальности страна оказалась очень жизнерадостной. Сегодня все живут дружно, разницы между людьми нет. Улыбающиеся люди гармонируют с красивой природой. Каждый угол - живописная панорама с великолепными пейзажами: зеленые холмы, деревья, реки. Из-за особенностей рельефа Руанду прозвали страной «тысячи холмов». Современная Руанда абсолютно безопасная и безобидная - с темным прошлым, но светлым будущим.

Встреча с такими жизнерадостными людьми - это просто бальзам на душу, этого не описать словами. Очень надеюсь, что для женщин проекта Ubushobozi я сделала что-то полезное. Могу сказать, что во мне эта поездка перевернула многое.

Руанда тогда и сейчас - две разных страны. После поездки я начала по-другому относиться к материальным благам. Местные радуются обыденным вещам, которые у нас в изобилии. Они оптимистичны, любят танцевать, общаться. У них отличное чувство юмора. Эти люди хотят жить и радоваться жизни».

Современная Руанда по сравнению с соседними странами выглядит чуть ли не как Европа. Полностью искоренив любую дискриминацию и разделение на народности, Руанда двигается дальше. Здесь активно заботятся об окружающей среде. Запрещены пластиковые пакеты. Каждую последнюю субботу месяца всё население страны устраивает субботник. В школах Руанды кроме родного языка преподают английский и французский.

Естественно, у местных жителей память о геноциде еще свежа. Очень сложно понять то, как жертвы спокойно живут рядом с бывшими мучителями. Но то, как этот немногочисленный и незаметный народ смог разобраться со своими проблемами, адаптироваться и вернуться к нормальной жизни в тот момент, когда от них отвернулся весь лицемерный мир, вызывает не просто уважение, а восхищение.

Тутси (ватутси) – загадочный народ численностью 2 миллона человек, живущий в Центральной Африки, сильно отличается от других негроидных народов. Несмотря на то, что в наше время многие тутси исповедуют как католицизм, так и ислам, они также верят в бога-творца Имаана, дарующего здоровье и плодородие. Духи предков служат у них гонцами у бога, передают его волю людям. Тутси приносят жертвы духам, гадают и верят в то, что их монарх разделяет силу божества, для связи с которым у него есть священный огонь и особые королевские барабаны, а также священные ритуалы.

Тутси - высокие, стройные чернокожие красавцы, имеющие некоторое сходство с эфиопами. У них – удлиненная голова, курчавые волосы. Лицо очень интересное - нос длинный и узкий, а губы полные, но не вывернутые. Некоторые антропологи считают, что такой тип выработался в результате приспособления к степному или пустынному климату. Считалось, что тонкий нос может говорить об европейским происхождении народа, но современные генетические исследования у-хромосомы показали, что тутси на 100 процентов имеют местное происхождение с незначительной восточноафриканской примесью.

Сами тутси верят, что их предки жили в Египте. Действительно, на египетских фресках есть изображения коров с огромными лирообразными рогами, и высоких чернокожих пастухов с классическими чертами лица. Есть также косвенные доказательства их происхождения от арабов, так как сохранились музыкальные фольклорные произведения, более близкие к арабской, чем к африканской музыке.

Возможно, смешение произошло в 15 веке, во время нашествия арабов в Судан и Эфиопию. Тутси мигрировали в Руанду и Бурунди. Они стали строить собственное государство, занимая в нем привилегированное положение по отношению к коренному народу хуту, как люди более развитые и образованные.

В 1959 году произошло свержение короля тутси, привилегии были ликвидированы, к власти пришло правительство хуту. Сотням тысяч тутси пришлось бежать. Те, кто остались в Руанде, были уничтожены, причем преследователи называли их тараканами, обвиняя в служении белым. Тем не менее, находясь в меньшинстве, они снова пришли к власти. В 1994 году в Конго произошли страшные события, в результате которых погибли 800 тысяч тутси и 200 тысяч хуту.

Самолет с президентом Хабьяриманом возвращался с международной конференции, но на подлете к столице Руанды неожиданно был сбит ракетой и взорвался в воздухе. Президент погиб. Это послужило сигналом к началу геноцида тутси. Рассвирепевшие хуту поджигали дома тутси, насиловали и до смерти избивали женщин. Толпы, вооруженные дубинами и мачете, истязали и убивали больных, стариков, детей. Малышей тутси брали за ноги и с размаху расбивали им головы о каменные стены. Бандиты расправлялись даже с соплеменниками, которые отказывались участвовать в массовых убийствах.

По реке – истоку Нила, плыли тысячи трупов, полностью забивая русло. Тутси подняли мятеж. Им удалось поставить своего министра обороны. Они стали мстить убийцам, казнили многих подстрекателей геноцида, 1,7 миллиона хуту стали беженцами - в лагерях от холеры умирали ежедневно по 2 000 человек. Межплеменная вражда достигла своего апогея.

В марте 1999 года полторы сотни боевиков из народности хуту окружили туристический кемпинг в лесу на западе Уганды. Сонных западных туристов, приехавших взглянуть на местных горилл, пинками выволокли из постелей и выстроили в ряд перед палатками, отобрали паспорта. Хуту считали, что тутси являются пособниками англичан, поэтому четырех мужчин и четырех женщин с английскими паспортами забили дубинками и изрубили мачете. Одну из несчастных перед этим еще и изнасиловали. Туристов с паспортами других стран были ограблены и избиты. Им чудом удалось спастись.

Лоран Нкунда, военный деятель тутси, обвинил правительство в потворстве боевикам хуту. В 2004 году он поднял мятеж. Мятежники имели вначале успех, но потом правительственные войска их вытеснили. Произошёл раскол, но лишь в 2009 году мятежный генерал Нкунда был арестован. В 2012 году солдаты тутси вновь подняли мятеж и взяли под контроль город Гома. Конфликт там продолжается до сих пор.

Тутси – не только воинственные и конфликтные. Они - прекрасные сочинители песен: охотничьих, колыбельных. Есть у них и «ибикуба» - хвалебные песни для скота. Во время свадьбы невеста должна лить слезы и изливать душу в стихотворной форме. Подруги утешают ее песней, сопровождаемой танцами.

Кроме того, тутси знают множество пословиц, сказок, мифов и загадок. Одна из сказок напоминает русскую сказку о рыбаке и рыбке. В ней говорится о бедняке Себгугугу. Ему помогал бог, обеспечивая его семью пищей и всем необходимым, но жадный Себгугугу желал всё большего, и за его жадность бог лишил его всего.

От африканского фольклора они взяли тамтам, который больше, чем инструмент. Эти люди наделяют его индивидуальностью, считая живым. Кроме того, тамтам внушает им почтение и страх как символ правителя. В языке тутси существуют такие метафоры: «государь передаёт тамтам», что означает - «государь умирает»; «съесть тамтам» - прийти к власти, «сын тамтама» - правитель царской крови. До сих пор практикуется церемония, когда вокруг центрального, ставятся 24 высоких тамтама и барабанщики двигаются вокруг них, по очереди играя, причем каждому доводится постучать по главнму тамтаму.

Тамтам используют во время торжественных ритуалов – свадеб, похорон, церемонии присвоения имени. Церемония присвоения имени проводится на седьмой день рождения ребенка. Если у женщины рождается первый сын, то она клеит на его лоб кружок из соломы сорго, кукурузы или мелкого красного и белого бисера.

У тутси существует полигамия, а подыскивают невест обычно родители и старейшины клана. Они не только находят подходящих невест, но и стараются использовать браки для максимального расширения связей своей семьи с другими общинами. Тем самым создаются условия для большей безопасности и ограничиваются возможности кровосмешения.

Брак заключается после выплаты выкупа за невесту. Он передается семьей жениха семье невесты и служит возмещением за ее потомство, которое отныне будет принадлежать семье мужа. Брачный выкуп - скот. Раньше тутси были владельцами больших стад крупного рогатого скота, входили в аристократический слой Руанды. У них были касты, между которыми сохранялись брачные барьеры. Тутси редко брали в жены женщин хуту. Постепенно различия между двумя народами стирались, тутси беднели. В случае невозможности выплаты выкупа, жених работал 2 года на тестя.

Создав семью, тутси поселяются в отдельной усадьбе. В нее входят несколько хижин: «камбере» (спальня), «кигонии» (кладовая), «кагондо» (кухня), зернохранилища, маленькие хижины-реликварии, вместилища духов предков. 20-60 усадеб объединяются в поселения, которые располагаются на холмах. Хижина имеет каркас из древесины и оплетку из камыша и соломы, по форме напоминающую улей. Вокруг жилища ставится высокий забор. Современные же богатые тутси предпочитают жить в современных коттеджах.

Досье на национальный конфликт

Хуту больше, но тутси выше. В одной короткой фразе – суть затянувшегося на многие годы конфликта, в результате которого пострадали миллионы людей. В эту войну сегодня напрямую втянуты четыре государства: Руанда, Уганда, Бурунди и Демократическая республика Конго (бывший Заир), впрочем, в ней активно участвуют еще и Ангола, Зимбабве, Намибия.

Причина ее очень проста: после получения независимости в двух странах - Руанде и Бурунди - был нарушен единственный в своем роде «общественный договор», существовавший между двумя африканскими народами в течение как минимум пяти веков.

Симбиоз кочевников и земледельцев

В конце XV века на территории современной Руанды возникли ранние государства земледельцев хуту. В XVI веке с севера в этот регион проникли высокорослые кочевники-скотоводы тутси. (В Уганде они назывались соответственно хима и иру, в Конго тутси именуются баньямуленге, хуту там практически не проживают). В Руанде тутси улыбнулась удача. Завоевав страну, они сумели создать здесь своеобразную экономическую систему, получившую название убухаке. Сами тутси не занимались земледелием, это было обязанностью хуту, им же отдавались на выпас и стада тутси. Так сложился своеобразный симбиоз: сосуществование земледельческого и скотоводческого хозяйств. При этом часть скота из выпасаемого стада передавалась семьям хуту в обмен на муку, продукты земледелия, орудия труда и т.п.

Тутси, как владельцы больших стад крупного рогатого скота, стали аристократией, их занятиями были война и поэзия. Эти группы (тутси в Руанде и Бурунди, иру в Нколе) образовали своеобразную касту "благородных". Земледельцы не имели права владеть скотом, а лишь занимались его выпасом на определенных условиях; они также не имели права занимать административные посты. Так продолжалось многие века. Однако конфликт между двумя народами был неизбежен – как в Руанде, так и в Бурунди хуту составляли большинство населения – более 85%, то есть сливки снимало возмутительное нацменьшинство. Ситуация, напоминающая спартанцев и илотов в Древней Элладе. Спусковым крючком для этой большой африканской войны стали события в Руанде.

Равновесие нарушено

Бывшая колония сначала Германии, а после Первой мировой войны – Бельгии, Руанда получила независимость в 1962 году. Обиженные хуту тут же пришли к власти и стали оттеснять тутси. Массовые преследования тутси, начавшиеся в конце 80-х и достигшие пика в 1994 году, на западе расценили как геноцид. В то время было убито 700-800 тысяч тутси, а также умеренных хуту.

В получившей в том же 1962 году независимость Бурунди, где соотношение тутси и хуту было примерно тем же, что в Руанде, началась цепная реакция. Здесь тутси сохранили большинство в правительстве и армии, однако это не помешало хуту создать несколько повстанческих армий. Первое восстание хуту пришлось на 1965 год, оно было жестоко подавлено. В ноябре 1966 года в результате военного переворота была провозглашена республика и в стране установлен тоталитарный военный режим. Новое восстание хуту в 1970-1971 гг., принявшее характер гражданской войны, привело к тому, что около 150 тысяч хуту было убито и не менее ста тысяч стали беженцами.

Тем временем бежавшие еще в конце 80-х годов из Руанды тутси создали так называемый Руандийский патриотический фронт (РПФ), базирующийся в Уганде (там как раз к власти пришел президент Мусавени, по происхождению родственник тутси). РПФ возглавил Поль Кагаме. Его отряды, получив оружие и поддержку угандийского правительства, вернулись в Руанду и захватили столицу Кигали. Кагаме стал правителем страны, а в 2000 году был выбран президентом Руанды.

Пока разгоралась война, оба народа – и тутси, и хуту - быстро наладили сотрудничество с соплеменниками по обе стороны границы Руанды и Бурунди, благо ее прозрачность к тому вполне располагала. В результате бурундийские повстанцы-хуту стали помогать вновь гонимыми хуту в Руанде, и их же соплеменникам, вынужденным бежать в Конго после прихода к власти Кагаме. Чуть ранее аналогичный международный профсоюз организовали тутси. Тем временем в межплеменной конфликт оказалась вовлечена еще одна страна – Конго.

Направление на Конго

16 января 2001 года был убит президент Демократической республики Конго Лоран-Дезире Кабила, причем первыми эту информацию распространили спецслужбы Уганды. Впоследствии контрразведка Конго обвинила в убийстве президента спецслужбы Уганды и Руанды. В этом обвинении была доля истины.

Лоран-Дезире Кабила пришел к власти, свергнув диктатора Мобуту, в 1997 году. В этом ему помогли западные спецслужбы, а также тутси, которые к тому времени правили как в Уганде, так и в Руанде.

Однако Кабила очень быстро умудрился поссориться с тутси. 27 июля 1998 года он заявил, что высылает из страны всех иностранных военных (преимущественно тутси) и гражданских чиновников и расформировывает подразделения конголезской армии, укомплектованной лицами не конголезского происхождения. Он обвинил их в намерении "восстановить средневековую империю тутси". В июне 1999 года Кабила и вовсе обратился в Международный суд в Гааге с требованием признать Руанду, Уганду и Бурунди агрессорами, нарушившими устав ООН.

В результате хуту, сбежавшие из Руанды, где их собирались судить за геноцид против тутси в начале 90-х, быстро нашли прибежище в Конго, а в ответ Кагаме ввел на территорию этой страны свои войска. Начавшаяся война быстро зашла в тупик, пока Лоран Кабила не был убит. Спецслужбы Конго нашли и приговорили к смерти убийц – 30 человек. Правда, имя истинного виновника названо не было. К власти в стране пришел сын Лорана Жозеф Кабила.

Чтобы закончить войну, понадобилось еще пять лет. В июле 2002 года два президента – Кагаме и Кабила - подписали соглашение, по которому хуту, участвовавшие в 1994 году в уничтожении 800 тысяч тутси и бежавшие в Конго, будут разоружены. В свою очередь, Руанда обязалась вывести с территории Конго находящийся там 20-тысячный контингент своих вооруженных сил.

Сегодня вольно или невольно в конфликт оказались вовлечены и другие страны. Танзания стала прибежищем для тысяч беженцев-хуту, а свои войска в Конго на помощь Кабиле послали Ангола, а также Намибия и Зимбабве.

США на стороне тутси

Как тутси, так и хуту пытались найти себе союзников в западных странах. У тутси это получилось лучше, впрочем, у них изначально было больше шансов на успех. В том числе потому, что им проще найти общий язык - элитарное положение тутси многие десятилетия давало им возможность получать образование на западе.

Именно так нашел себе союзников нынешний президент Руанды, представитель тутси Поль Кагаме. В трехлетнем возрасте Поля вывезли в Уганду. Там он стал военным. Вступив в Угандийскую армию национального сопротивления, участвовал в гражданской войне, дослужился до должности заместителя начальника угандийского управления военной разведки.

В 1990 году он прошел штабные курсы в форте Ливенуорт (Канзас, США) и лишь после этого вернулся в Уганду, чтобы возглавить поход на Руанду.

В результате Кагаме прекрасно наладил связи не только с американскими военными, но и с американской разведкой. Но в борьбе за власть ему мешал тогдашний президент Руанды - Жювеналь Хабьяримана. Но вскоре это препятствие было устранено.

Аризонский след

4 апреля 1994 года ракета «земля-воздух» сбила самолет с президентами Бурунди и Руанды на борту. Правда, по поводу причин гибели президента Руанды существуют разноречивые версии. Я связался с известным американским журналистом Уэйном Мэдсеном, автором книги «Геноцид и тайные операции в Африке. 1993-1999» (Genocide and Covert Operations in Africa 1993-1999), который провел собственное расследование событий.

По словам Мэдсена, в форте Ливенуорт Кагаме вступил в контакт с DIA – военной разведкой США. При этом Кагаме, по данным Мэдсена, сумел найти взаимопонимание и с французской разведкой. В 1992 году будущий президент провел две встречи в Париже с сотрудниками DGSE. Там Кагаме обсуждал детали убийства тогдашнего президента Руанды Жювеналя Хабьяриманы. В 1994 году он вместе с президентом Бурунди Киприеном Нтарьямирой погиб в сбитом самолете. «Я не считаю, что Соединенные Штаты несут прямую ответственность за теракт 4 апреля 1994 года, однако, оказанная Кагаме военная и политическая поддержка позволяет предположить, что некоторые члены американского разведсообщества и военных играли прямую роль в разработке и планировании апрельской террористической атаки», - рассказал Мэдсен.

Бельгийский подход

Между тем, три из четырех стран, участвующих в конфликте – Бурунди, Руанда и Конго – до 1962 года контролировались Бельгией. Однако Бельгия повела себя в конфликте пассивно, и сегодня многие считают, что именно ее спецслужбы сознательно проглядели возможность остановить конфликт.

По данным Алексея Васильева, директора Института Африки РАН, после того, как боевики хуту расстреляли десять бельгийских миротворцев, Брюссель отдал распоряжение вывести из этой страны всех своих военнослужащих. Вскоре после этого в одной из руандийских школ, которую должны были охранять бельгийцы, было убито около 2 тысяч детей.

Между тем, бросать Руанду бельгийцы просто не имели права. Согласно рассекреченному отчету бельгийской военной разведки SGR от 15 апреля 1993 года, бельгийская община в Руанде насчитывала на тот момент 1497 человек, из них 900 проживало в столице Кагали. В 1994 году было принято решение эвакуировать всех граждан Бельгии.

В декабре 1997 года специальная комиссия Бельгийского Сената провела парламентское расследование событий в Руанде и установила, что разведслужбы провалили всю работу в Руанде.

Между тем, есть версия, что пассивная позиция Бельгии объясняется тем, что Брюссель в межэтническом конфликте сделал ставку на хуту. Та же сенатская комиссия пришла к выводу, что хотя офицеры бельгийского контингента и докладывали об антибельгийских настроениях со стороны экстремистов хуту, военная разведка SGR замалчивало эти факты. По нашим данным, представители ряда знатных родов хуту имеют давние и ценные связи в бывшей метрополии, многие обзавелись там собственностью. В столице Бельгии Брюсселе действует даже так называемая «Академия Хуту».

Кстати, по данным эксперта ООН по незаконной торговле оружием и директор Института мира в Антверпене Йохана Пелемана, снабжение хуту оружием в 90-е годы проходило через Остенде – один из крупнейших портов Бельгии.

Выход из тупика

Пока все попытки примирить тутси и хуту оказываются безрезультатны. Провалился способ Нельсона Манделы, опробованный в Южной Африке. Став международным посредником на переговорах между правительством Бурунди и повстанцами, бывший президент ЮАР в 1993 году предложил схему «один человек – один голос», заявив, что мирное урегулирование семилетнего межэтнического конфликта возможно лишь при отказе меньшинства тутси от монополии на власть. Он заявил, что «армия должна состоять, по крайней мере наполовину, из другой основной народности - хуту, а голосование следует проводить по принципу один человек - один голос».

Власти Бурунди попытались пойти на этот эксперимент. Кончился он печально. В том же 1993 году президент страны Пьер Буйоя передал власть законно избранному президенту-хуту Мельхиору Ндайде. В октябре того же года военные убили нового президента. В ответ хуту истребили 50 тысяч тутси, а армия уничтожила в отместку 50 тысяч хуту. Погиб и следующий президент страны – Киприен Нтарьямира – именно он летел в одном самолете с президентом Руанды 4 апреля 1994 года. В результате в 1996 году Пьер Буйоя вновь стал президентом.

Сегодня власти Бурунди считают, что вновь вводить принцип "один человек - один голос" - значит продолжать войну. Поэтому нужно создать систему чередования у власти хуту и тутси, отстранив от активной роли экстремистов из той и другой этнических групп. Сейчас в Бурунди заключено очередное перемирие, сколько оно продлится, никто не знает.

Положение в Руанде выглядет более спокойным - Кагаме называет себя президентом всех руандийцев, независимо от их национальной принадлежности. Однако жестоко преследует тех хуту, которые виновны в геноциде тутси в начале 90-х гг.

Алексей Васильев, директор института Африки РАН, журналист-международник газеты «Правда» по Африке и Ближнему Востоку:

Насколько сегодня различаются тутси и хуту?
За многие столетия они породнились, но это все-таки разные народы. Их древняя история не совсем ясна. Тутси больше кочевники, и они традиционно хорошие солдаты. Но язык у тутси и хуту один.
Какова была позиция СССР, а теперь России в этом конфликте?
СССР не занимал никакой позиции. В Руанде и Бурунди, у нас не было никаких интересов. Разве что там, кажется, работали наши врачи. В Демократической республике Конго в то время существовал Мобуту, союзный США. Этот режим был враждебен СССР. Я лично встречался с Мобуту, и он мне говорил: «Почему вы думаете, что я против Советского Союза, я с удовольствием ем вашу икру». У России, тоже не было никакой позиции в отношении событий в Руанде и Бурунди. Только наши посольства, очень небольшие и все.
После убийства Лорана-Дезире Кабилы его место занял сын Жозеф. Его политика отличается от отцовской линии?
Лоран-Дезире Кабила – это партизанский лидер. Видимо, руководствуясь идеалами Лумумбы и Че Гевары, он взял власть в огромной стране. Но он позволял себе выпады против запада. Сын же стал сотрудничать с западом.

P. S. Российское присутствие в Руандене ограничивается посольством. С 1997 г. здесь по линии МЧС России реализуется проект «Автошкола», преобразованный в 1999 году в Политехнический центр.

Андрей Солдатов / журнал «Националь» №2 (в рамках совместного проекта с «Агентурой»), с сайта