Грузовые Автомобили

Как участвовать в электронных торгах. Виды торгов

Хотите научиться участвовать в торгах на электронных торговых площадках (ЭТП)?
Обращайтесь к нам!

Существует несколько видов закупок (тендеров, торгов, проводимых в электронной форме):

  • Запрос котировок
  • Электронный аукцион
  • Конкурс

Обратите внимание:
электронно-цифровая подпись и аккредитация сопровождения при проведении торгов - обращайтесь к нам!

Запрос котировок - наиболее простая форма закупок.

Победителем здесь становится участник, предложивший самую низкую цену.

Извещение содержит минимальное количество требований: предмет закупки или оказания услуг, форма оплаты, наличие доставки товара, отсутствие участника в реестре недобросовестных поставщиков (РНП). Как правило, заявка подается участником электронных торгов без приложения сертификатов, лицензий и других сопутствующих документов.

Данный вид электронных торгов используется для закупки одного вида продукции: товаров, работ/услуг, начальная цена которых не превышает 500 тысяч рублей.

Ценовые предложения подаются участниками единожды в бумажной или электронной форме (подписанные с помощью ЭЦП) и не подлежат изменению. По результатам котировочной комиссии создается специальный итоговый протокол. Он размещается на электронной площадке. Если Вы по результатам этого протокола победили (подали самую низкую цену), то заказчик должен самостоятельно с Вами связаться и предоставить для подписания контракт.

Преимущества обучения электронным торгам у нас:
* Индивидуальный подход . Разберем аукционы по вашей сфере деятельности, типичные требования и "подводные камни"
* Профессионализм . Вас будет обучать специалист, который 5 лет готовит заявки и участвует в аукционах
* Только полезное . Только самые необходимые знания и "без воды"
* Поддержка после обучения . Консультации или полное сопровождение торгов.
Обращайтесь к нам!

Электронный аукцион - электронные торги, проводимые в открытой или закрытой форме на определенной электронной торговой площадке, которую выберет сам заказчик. Если заказчик государственный, то электронная площадка, на которой проводится тендер будет одной из пяти федеральных.

В электронном аукционе нет ограничения по начальной цене контракта и количеству подаваемых ценовых предложений.

Ценовые предложения подаются как на обычном аукционе с помощью средств электронной площадки.

Победителем в этом виде электронных торгов признается участник, предложивший самую низкую цену.

Так что основным критерием здесь, по-прежнему, остается цена. Однако к участникам предъявляются повышенные требования. Заказчик вправе потребовать от каждого участника наличие лицензий и сертификатов на продукцию. Основная масса этого вида электронных торгов — это торги по строительству, закупке ТМЦ, услуги ЖКХ.

Открытый конкурс - форма закупок, где предложения участников оцениваются комплексно, а ценовое предложение является лишь одним из критериев выбора победителя . С помощью открытого конкурса в электронной форме проводят тендеры на оформление выставок или тендеры на разработку. К сожалению у организаторов торгов мало опыта и нет желания проводить именно эту форму торгов, а она приводит к наиболее объективному результату торгов.

Электронные торги присутствуют лишь в электронном аукционе, где участники подают свои ценовые предложения несколько раз.

Узнайте все детали по обучению

Обучение

  • Обучение по 44-ФЗ
  • Обучение по 223-ФЗ
  • Обучение тендерам с нуля
  • Официальный сайт закупок
  • Электронные площадки
  • Новости госзакупок
  • Полезные статьи
  • Электронная подпись
  • Аккредитация на площадках
  • Срочная аккредитация за 1 час
  • Подготовка заявки
  • Банковская гарантия
  • Помощь в тендерах
  • Сопровождение заявки
  • 44-ФЗ с комментариями
  • 223-ФЗ с комментариями
  • Электронный аукцион
  • Открытый конкурс
  • Как выиграть тендер
  • Обеспечение заявки
  • Заключение контракта

Обратите внимание:
Для участия в торгах (открытый конкурс, запрос котировок, электронный аукцион, тендер...) на электронных торговых площадках (ЭТП) Вам потребуется электронно-цифровая подпись и аккредитация на нужных электронных торговых площадках, банковская (тендерная) гарантия . При необходимости в этих услугах и услуге сопровождения при проведении торгов - обращайтесь к нам!

Обратите внимание:
Можно оформить электронно-цифровую подпись для работы на нужных электронных торговых площадках самостоятельно - просто заполните заявку непосредственно на сайте Удостоверяющего центра (УЦ) , а сотрудник УЦ свяжется с Вами для уточнения нужного Вам типа ЭЦП.

Тендер (tender — предложение) — конкурентная форма отбора предложений на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем тендера — участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

Термин «тендер», используемый в повседневной речи, может являться как аналогом русских терминов конкурс или аукцион, так и других конкурентных процедур, например запрос котировок, запрос предложений. Торги в Российской Федерации подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа, в форме конкурса или аукциона. Торги осуществляемые для государственных нужд в рамках государственного заказа проводятся только в один этап.

Законодательство о размещении государственных и муниципальных заказов (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд») предусматривает и другие способы закупок, которые не являются торгами — это запрос ценовых котировок — которые могут применяться при небольших объемах закупок (менее 500 000 рублей), а также закупки у единственного источника применяющиеся в случаях особо оговоренных в российском законодательстве.

Российское законодательство

21 июля 2005 года вышел федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вступил в действие с 1 января 2006 года. Этот закон регламентирует все государственные и муниципальные закупки в Российской Федерации, а также вводит ряд обязательных требований по публикации информации о проводимых закупках в сети Интернет.

В законе 94-ФЗ отсутствует термин «тендер», поскольку является заимствованным из английского языка путем калькирования (заимствования структуры элемента чужого языка) без его перевода и отражения истинного смысла слова. Вместо него используется более правильный термин, присутствующий в законодательстве РФ — открытый конкурс. Также закон определяет такие типы закупок как запрос котировок, открытый аукцион, открытый аукцион в электронной форме, предварительный отбор, биржевые торги.

24 июля 2007 года был принят федеральный закон № 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Данным законом внесены значительные изменения в процедуры размещения государственных заказов, расширен перечень оснований для закупки по способу «у единственного поставщика», изменен порядок исчисления сроков (с календарных дней на рабочие), и др. В дальнейшем были приняты Федеральные законы № 257-ФЗ от 08.11.2007, № 160-ФЗ от 23.07.2008, № 225-ФЗ от 01.12.2008, № 308-ФЗ от 30.12.2008, № 323-ФЗ от 30.12.2008, № 68-ФЗ от 28.04.2009, № 93-ФЗ от 08.05.2009 и № 144-ФЗ от 01.07.2009, № 147-ФЗ от 17.07.2009, № 155-ФЗ от 17.07.2009 и № 164-ФЗ от 17.07.2009 вносящие многочисленные уточнения и поправки к закону. Актуальная редакция содержит поправки, вступившие в силу 17 июля 2009 г. с выходом закона № 164-ФЗ (Ст. 7). По материалам ru.wikipedia.org

Типы госзакупок

  • С проведением торгов
    • Конкурсы
      • Открытый конкурс
      • Закрытый конкурс
    • Аукционы
      • Открытый аукцион
      • Закрытый аукцион
      • Электронный аукцион

Открытый конкурс

Самым распространенным способом конкурентных закупок является открытый конкурс, в котором может принять участие любой поставщик. Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя - участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Закрытый конкурс

Правила закрытого конкурса такие же, как и в открытом конкурсе. Отличие состоит в выборе участников. Если в открытом конкурсе может принять участие любой правомочный поставщик, то приглашение к участию в закрытом конкурсе не публикуется. В нем могут участвовать только те поставщики, которых пригласил заказчик. Информация о результатах закрытого конкурса тоже не публикуется.

Закрытый конкурс проводится в следующих случаях:

  • продукция есть только у ограниченного числа поставщиков или ограниченное число поставщиков имеет квалификацию, устраивающую заказчика;
  • продукция закупается для нужд безопасности или закупка носит конфиденциальный характер;
  • ремя и расходы, которые потребуются для рассмотрения и оценки большого количества конкурсных заявок, несоизмеримы со стоимостью закупаемой продукции.

Открытый аукцион

Открытый аукцион позволяет реализовать госзаказ посредством подачи заявки через Интернет. Контракт на госзаказ, предусматривающий предоставление товаров, работ или услуг, называется лотом. Основным критерием определения победителя любого аукциона является цена. Поэтому победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного или муниципального контракта.

Извещение о проведении открытого аукциона публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте не менее чем за двадцать дней до даты окончания подачи заявок на участие в аукционе. В определенных законом случаях извещение о проведении открытого аукциона может быть сокращено до семи рабочих дней до даты окончания срока подачи заявок.

Ставки на аукционе могут быть дискретными (с определенным шагом)и непрерывными. Аукцион может состоять из нескольких раундов, на каждом из которых участники имеют возможность делать новую ставку. Если по завершению раунда новые ставки не сделаны, аукцион завершается.

Для подтверждения серьезности намерений участников аукциона, обычно с них берется невозвратный денежный взнос, залог или иное обеспечение заявок.

Закрытый аукцион

Как и конкурсы, аукционы бывают открытые и закрытые. Однако если в закрытых конкурсах правила точно такие же, как и в открытых, но к участию допускается ограниченный круг поставщиков, то в закрытых аукционах таких ограничений нет. Отличие закрытых аукционов состоит лишь в том, что аукционеры не знают заявок других участников, так как они подаются в запечатанных конвертах, тогда как в открытых аукционах каждая заявка становится известной всем участникам.

Извещение о проведении закрытого аукциона, документация об аукционе, изменения, внесенные в нее, а также разъяснения документации об аукционе не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в Интернете. Заказчик, уполномоченный орган не позднее чем за двадцать дней до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям закона, имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона.

Закрытые аукционы чаще всего используются для снижения рисков заказчика, в первую очередь связанных с возможным сговором участников. Однако платой за это является снижение эффективности.

Электронный аукцион

Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) - это аукцион в электронной форме на сайте электронных торговых площадках, аккредитованных Министерством экономического развития РФ. Его порядок регулируется главой 3.1. Федерального закона № 94-ФЗ и постановлениями правительства.

Извещение о проведении аукциона, а также иная информация о ходе проведения и результатах аукциона размещается непосредственно на электронных площадках.

С 1 июля 2010 года федеральные государственные заказчики, а с 1 января 2011 года - заказчики субъектов Российской Федерации и муниципальные заказчики обязаны проводить открытые аукционы в электронной форме. В таких условиях до завершения аукциона неизвестно, кто участвует в торгах, что обеспечивает конкуренцию и уменьшает возможность коррупции.

Аккредитованные электронные торговые площадки (ЭТП) для госзаказов

Согласно решению Минэкономразвития России, к 1 января 2010 года были выбраны пять электронных торговых площадок:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ»;
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • ЗАО «Московская межбанковская валютная биржа»;
  • ООО «РТС-тендер».

Отличия электронных аукционов от других видов торгов

Характеристики

Электронный аукцион

Запрос котировок

Подача предложений

Многократная/в электронной форме

Однократная/на бумажных носителях

Обязательства заказчика и победителя торгов

Юридически закреплены (на основе электронной цифровой подписи)

Отсутствуют

Юридически закреплены

Относительный объем документооборота

Минимальный, подается единоразово

Небольшой

Преимущества электронных аукционов

Помимо экономии бюджетных средств и снижения риска коррупции, ОАЭФ обеспечивают широкий доступ к государственному заказу для мелких и средних предприятий, расширяя рынки сбыта для производимых ими товаров и оказываемых услуг. В числе преимуществ электронных аукционов, по сравнению с обычными аукционами и конкурсами, можно назвать следующие:

  • Короткие сроки проведения;
  • Экономия бюджетных средств на организации и проведении торгов;
  • Прозрачность и открытость процесса закупок;
  • Честная конкуренция, исключающая неценовые методы ведения борьбы;
  • Равные права всех поставщиков товаров, работ и услуг;
  • Участие в торгах возможно из любой точки мира, не выходя из своего офиса;
  • Высокий уровень безопасности и защиты, применение средств электронной цифровой подписи;
  • Доступность для представителей среднего и малого бизнеса, которые раньше не могли войти область государственных закупок.

Регламент проведения открытых аукционов в электронной форме:

  • Для участия в аукционе нужно зарегистрироваться на электронной торговой площадке и в день проведения аукциона зайти на сайт аукциона используя средства идентификации или ЭЦП.
  • Аукцион проходит на понижение цены. Если цена опускается до нуля - то на повышение.
  • В момент начала аукциона участник может сделать ценовое предложение в рамках текущего шага аукциона, не превышающее начальную (максимальную) цену контракта, воспользовавшись специальной формой на сайте.
  • Участник может неоднократно подавать ценовые предложения.
  • Торги считаются завершенными, если через 10 минут с момента начала торгов или последнего ценового предложения от участника не поступило предложения, предусматривающего более низкую цену.
  • Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.
  • Выявляется также участник, сделавший следующее после победителя лучшее предложение по цене.
  • Система в течение нескольких минут автоматически формирует протокол с итогами торгов.
  • Без проведения торгов
    • Запрос котировок цен
      • ограничение по сумме: до 500 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам
      • ограничение по товарам: должен быть существующий рынок товаров/работ/услуг, требования заказчика должны быть достаточно общими
    • Размещение заказа у единственного поставщика
      • ограничение по сумме: до 100 тыс. руб. в квартал по одноименным товарам/работам/услугам

Запрос котировок

Запрос котировок - это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок. Порядок проведения запроса котировок регламентируется главой 4 федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года.

Этот способ обычно используется в тех случаях, когда речь идет о серийной, стандартной продукции, например, о компьютерах, канцелярских товарах, горюче-смазочные материалах, некоторых видах строительных работ, аренде помещений и т. д. Победителем признается участник, предложивший самую низкую цену контракта.

Граница размещения заказа путем запроса котировок по максимальной цене контракта не должна превышать 500 000 рублей.

Способ запроса котировок - самый простой и быстрый из конкурентных процедур. В этом случае не нужно разрабатывать конкурсную документацию и критерии оценки заявок, а поскольку чаще всего закупается серийная продукция, оценка котировочных заявок, с учетом всех согласований, происходит примерно за 1-7 дней.

Характеристика

Запрос котировок

Открытый аукцион

Размещения
извещения

Размещается на официальном сайте

Публикуется в официальном печатном издании и размещается на официальном сайте

Начальная цена контракта

Не превышает 500 тысяч руб.

Без ограничений

Дополнительные условия для проведения

Аукцион признан несостоявшимся, и начальная цена контракта не превышает 500 тысяч рублей

Товары, работы, услуги можно сравнивать только по цене

Ограничения размещения заказа

Заказчик не вправе осуществлять размещать заказ на поставку одноименных товаров, работ и услуг на сумму более 500 тысяч рублей в течение квартала

Правительство устанавливает перечень товаров, работ, услуг, осуществляемых путем проведения аукциона

Недостатком способа запроса котировок является возможность заинтересованных лиц влиять на исход закупки, т.к. все предложенные цены известны организаторам до окончания срока приема заявок.

Размещение заказа у единственного поставщика

При закупке из единственного источника заказчик направляет предложение о заключении контракта и ведет переговоры только с одним поставщиком.

Закупка у одного поставщика используется в следующих случаях:

  • когда продукция предоставляется только одним поставщиком или оборудование запатентовано и может быть приобретено только из единственного источника, а равноценной замены нет;
  • при продлении заключенного контракта, если он предусматривал такую возможность;
  • если подрядчик нуждается в закупке ключевых позиций у конкретного поставщика в качестве гарантии выполнения контракта;
  • при чрезвычайных обстоятельствах (ликвидация последствий стихийных бедствий);
  • если при проведении закупки конкурентным методом подходящих предложений не было.

У одного поставщика целесообразно закупать продукцию при незначительных суммах закупок, когда расходы заказчика на поиск и отбор поставщиков гораздо больше, чем цена приобретаемой продукции.

C 2011 г. размещение заказов на закупки, поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд на всей территории РФ осуществляются путём проведения открытых аукционов в электронной форме. Также через Э лектронные Т орговые П лощадки (ЭТП ) происходит размещение информации об аукционах и торгах при закупке ТМЦ, работ, услуг для крупных компаний и корпораций.

Если Вас интересуют конкретные торги, Вы можете воспользоваться сервисом наших партнеров - компании СКБ Контур - по поиску интересующих Вас аукционов, торгов, конкурсов (введите ключевое слов в поле и нажмите "Найти", предусмотрен бесплатный доступ на 7 дней) www.etp-ets.ru электронными торговыми площадками , услуги регистрации на ЭТП, настройки программного обеспечения для работы с электронной цифровой подписью (ЭЦП), получения самой ЭЦП и многое другое для удобной торговли на ЭТП, включая:

  • Электронное товарно-информационное сообщество (ЭТИС) Республики Татарстан (tattis.ru)
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (http://agzrt.ru/)

Стоимость услуг по торговле на ЭТП для поставщиков товаров или услуг.

Название оказываемой услуги Цена (руб)
Формирование и отправка документов на аккредитацию (для одной торговой площадки) 3 000*
Подготовка документов для получения ЭЦП и получение ЭЦП** 0**
Установка и настройка необходимого программного обеспечения для работы с ЭЦП (удаленная работа по настройке программного обеспечения для работы вашей подписи на электронных площадках (на одно рабочее место) от 2 500
Установка новой ЭЦП, подача заявки на добавление нового пользователя организации (требуется при изменении лица, участвующего в торгах либо по истечении срока действия цифровой подписи) 2 000
Пакет №1: Установка и настройка ПО, для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на одной ЭТП 4 000

Пакет №2: Установка и настройка ПО, для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на основных региональных торговых площадках (onlinecontract.ru, cps-rt.ru, tattis.ru, etp.zakazrf.ru)

Пакет №3: Установка и настройка ПО, для работы с ЭЦП, формирование и отправка документации для аккредитации участника торгов на основных федеральных торговых площадках (etp.zakazrf.ru, etp.roseltorg.ru, sberbank-ast.ru, rts-tender.ru, etp-micex.ru)

Формирование и отправка на рассмотрение заявки на участие в торговой процедуре (открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок и т.п.) на ЭТП от 2 500
Разовые услуги по участию в аукционах и торгах на ЭТП - поиск заказа, клиента, участие в аукционе и торгах договорная***
Абонентское обслуживание - регулярный мониторинг и поиск заказов, клиентов, участие в аукционах и торгах, сопровождение сделок договорная***

* При регистрации на двух и более площадках стоимость формирования и отправки документов для одной ЭТП снижается до 2 500 рублей.

**Стоимость услуг по получению ЭЦП, стоимость программного обеспечения (ПО), регистрационных сборов, пошлин, налогов и т.п. расходов - не включена в цену наших услуг и оплачивается Заказчиком отдельно (например, отдельно выставляется счет от Удостоверяющего Центра, включающий в себя стоимость ключа ЭЦП и программного обеспечения для установки)

Общим во всех представленных терминах является то, что все они:

–являются формами конкурентного, рыночного состязания между участниками за право заключения договора;

–осуществляются после сбора пакета документов, поступающих от потенциальных участников по заранее объявленным в документации условиям; в сроки, установленные комиссией; на принципах состязательности, справедливости и эффективности.

Тендер – это синоним слов «торги», «конкурс». Определение этого термина было заимствовано из английского языка. Термин используется в России с 90-х годов XX века. В 1994 г. на международном уровне был принят Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг. Типовой закон обобщил опыт в сфере государственных закупок за рубежом и предложил модель организации закупочной деятельности для национальных законодательств. В российской деловой практике, наряду с международными тендерами, в которых участвуют российские компании, выделяют государственные и коммерческие тендеры.

Тендер - это конкурентная форма размещения заказов на поставку товаров, предоставление услуг или выполнение работ по заранее объявленным в документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Понятие «тендер» применяют и по отношению к внеконкурсным (но конкурентным) процедурам, таким как запросы котировок, запросы цен, запросы предложений. Контракт заключается с победителем тендера - участником, подавшим предложение, соответствующее требованиям документации, в котором предложены наилучшие условия.

В российском законодательстве понятие «тендер» отсутствует. Вместо него используются понятия «торги», «конкурс». Так, в статьях 447-449 Гражданского Кодекса РФ определяются особенности проведения в России публичных торгов. В ст.447 ГК РФ говорится о том, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Статья 448 определяет порядок проведения торгов, согласно которому «лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора». Статья 449. «Последствия нарушения правил проведения торгов» характеризует торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, как недействительные по судебному иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Чем тендер отличается от аукциона?

Аукцион - состязание участников торгов осуществляется только по одному критерию – цене. В аукционе доступны цены и предложения для всех участников. Отличается от тендера возможностью участников изменять поданное предложение. Каждый участник аукциона может изменять свои предложения, предлагая более выгодные условия, чем его конкуренты. Аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». Шаг аукциона жестко задан и составляет 0,5% от максимальной цены контракта, указанной заказчиком. Побеждает поставщик, предложивший самую низкую цену.

Тендеры проводятся по обратному принципу. Каждый участник подает предложение в «закрытом конверте». Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь тендерной комиссии. Цель кандидатов – предоставить тендерной комиссии выгодные условия поставки. Контракт будет заключен с тем предприятием, которое предложило лучшие условия исполнения контракта. Лучшими условиями являются несколько критериев: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Немаловажную роль играет представленная предприятием тендерная документация. Она должна отвечать всем требованиям тендерной документации, то есть содержать техническую и коммерческую часть. В технической части нужно привести описание и общую информацию об объекте торгов, изложить инструкцию для поставщиков, предоставить информационную карту. В коммерческой части должны быть указаны цены, условия, графики платежа, источники финансирования контракта. Конкретное содержание тендерной документации определяет тендерный комитет.

Чем тендер отличается от конкурса?

По сути – это слова-синонимы. В отличие от «тендера», понятие «конкурс» определяется в главном документе, регулирующем имущественные отношения в России - Гражданском кодексе РФ. Понятие «тендер» широко используется в российской деловой практике и отсутствует в российском законодательстве.

Обобщая наш анализ, можно сделать следующие выводы:

–понятия «тендер», «аукцион», «конкурс», «торги» широко применяются в деловой практике как формы конкурентного состязания между участниками за право заключения договора;

– понятие «торги» применяется в российском законодательстве и подразделяется на два вида: аукцион и конкурс;

– понятие «аукцион» означает вид торгов, которые проводятся аукционистом, организующим непосредственное состязание участников торгов только по одному критерию – цене; отличаются возможностью участников изменять поданное предложение;

– понятие «конкурс» означает вид торгов, в котором состязание участников осуществляется по нескольким критериям: цена (подается участником заранее), потребительские свойства, качество товара, работ, услуг, квалификация участника конкурса, сроки, гарантия. Предложения скрыты от конкурентов и доступны лишь конкурсной комиссии, которая на закрытом заседании оценивает пакеты конкурсной документации участников торгов;

– понятие «тендер» означает конкурсную форму торгов и широко применяется в международном и российском деловом обороте.

Все аукционы, проводимые в рамках законодательства о государственных закупках, можно разделить на три основные категории, встречающиеся чаще остальных. Это просто открытые, открытые в электронной форме или ОАЭФ, и закрытые.

Стоит сразу отметить, что в большинстве случаев заказчик потребует

Открытый аукцион – торги, проще говоря, открытые для каждого желающего принять в них участие. Чтобы стать победителем, достаточно предоставить самую низкую цену исполнения государственного или муниципального заказа.

ОАЭФ (Открытый аукцион в электронной форме) – соответственно торги в открытой форме, только проводимые исключительно в электронном виде на специальных площадках, с доступом к ним через интернет. Благодаря новым достижениям в компьютерных технологиях, этот способ размещения заказа является самым популярным сегодня. Развитие в этом направлении, упростило документооборот между участниками.

Закрытый аукцион – это вид непубличных торгов, «закрытых» от большинства, с ограничениями. Например, участники не могут знать о предложениях остальных, а данные об аукционе, изменениях и прочем не подлежат публикации.

Федеральный закон №94-ФЗ главой 3.1 регламентирует открытый аукцион в электронной форме. Согласно ему, и другим актам, имеется также список товаров и услуг, для которых обязательно проведение ОАЭФ. Его не так давно утвердило Правительство РФ. ОАЭФ позволяют каждому, в открытой и свободной форме ознакомится с условиями предоставления государственного и муниципального контракта. Кроме того, такой вид аукциона позволяет наиболее эффективно подобрать оптимального исполнителя, а также бороться с коррупцией.


На данный момент, выделены пять специальных торговых площадок ля проведения электронных аукционов – это:

  1. ОАО «Единая электронная торговая площадка»,
  2. ООО «Индексное агентство РТС»,
  3. ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»,
  4. ФГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан»,
  5. ЗАО «ММВБ - Информационные технологии».

В основном эти площадки созданы с целью размещения только государственных заказов, кроме них есть довольно большой список площадок для коммерческих закупок, не чем особенно не отличающихся.

Стоит отметить, что в свою очередь ОАЭФ можно представить в 2-х разновидностях.

Аукцион на понижение - вид торгов, когда его победитель определяется за счет предложения им наименьшей цены исполнения. Как правило, только в таком формате проводятся электронные аукционы государственных и муниципальных заказов.

Аукцион на повышение - вид торгов, когда его победитель определяется за счет предложения им наивысшей цены за товар/услугу. В таком формате аукционы можно встретить в электронных аукционах на частных сайтах.

Одной из форм торговой деятельности по ГК РФ является участие предприятий в проведении торгов, которые проводятся в виде аукционов или .

Товарные аукционы (лат. — продажа с публичного торга) — это способ продажи товаров, обладающих индивидуальными свойствами и ценностями.

Существуют постоянно действующие аукционы, которые проводятся один или несколько раз в год, обычно в определенное время, но может быть организован и разовый аукцион для продажи конкретного или партии товаров. В отличие от товарных бирж аукционы являются не постоянными, а периодически действующими центрами посреднической реальными товарами.

Это специально организованные действующие рынки, на которых путем публичных торгов в заранее установленное время и в специально назначенном месте производится продажа.

Нередко это крупные компании, сосредоточившие торговлю определенным видом товара. Они обычно скупают за свой счет товары у производителей, диктуя закупочные цены, и перепродают их, получая от разницы цен. Эти же аукционы принимают на перепродажу товары от независимых производителей. Крупные аукционы имеют собственное производство но доработке сырьевых товаров (например, пушнины).

Другие аукционы представляют собой специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей товаров на условиях комиссии, получая вознаграждение от продавцов. Сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют.

Организаторами аукционов могут выступать и предприятия, для которых аукционные торги не являются основным видом деятельности: музеи, художественные салоны, биржи, постоянно действующие выставки, в уставе которых предусмотрен этот вид деятельности.

Продавцами на аукционе могут выступать предприятия, организации или физические лица (владельцы товаров или имущества). Они же могут выступать и в качестве покупателей.

Основными сторонами аукциона являются: владелец товара, продавец, организатор аукциона, покупатель.

Аукцион, в котором участвует только один участник, считается недействительным.

Объектами торгов на аукционе могут быть как предметы личного пользования с индивидуальными особенностями (картины, антиквариат), так и пушнина, крупный рогатый скот, лошади, табак, чай, кофе, немытая шерсть, цветы, фрукты и др. У нас в стране аукционную торговлю пушниной проводят в Санкт-Петербурге, племенными лошадьми — в Москве, Ростове-на-Дону, Пятигорске.

На аукцион могут предлагаться как большие партии товара, так и отдельные изделия. При продаже с аукциона, в отличие от обычной продажи, ни продавец, ни организаторы аукциона не несут ответственности за .

Коммерческий смысл аукциона состоит в том, что максимальная цена на реализуемый товар устанавливается путем непосредственной конкуренции покупателей , одновременно присутствующих в месте продажи. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.

Что такое тендер

На сегодняшний день термин «тендер» широко используется в российском бизнесе. Но при этом как такового определения понятия «тендер» в законодательстве нет. Данный термин происходит от английского tender, что значит «предложение». Впервые упоминается в типовом законе о закупках товаров, работ, принятом ЮНСИТРАЛ 16 июля 1993 года (). В нем встречаются такие определения, как тендерная документация, тендерная заявка и тендерное обеспечение. Слово «тендер» в данном контексте следует трактовать как предложение на участие в торгах. Современный экономический словарь дает такое определение: «Тендер - это конкурентные торги открытого типа (открытый тендер) или закрытые - для ограниченного числа участников (закрытый тендер), конкурсная форма размещения заказа» [Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. "Современный экономический словарь" (ИНФРА-М, 2006)]. В Российском законодательстве похожее определение дается торгам, а именно, в Гражданском кодексе РФ под торгами понимается конкурс или аукцион. Однако в настоящее время под тендером принято понимать и другие способы выбора поставщика для заключения договора.

Организаторами тендеров могут выступать как государственные заказчики и многие коммерческие структуры, так и собственники или обладатели права на имущество. А участниками могут быть любые юридические или физические лица, способные исполнить свои обязательства.

Особенностью тендеров является то, что эта процедура дает возможность на правах свободной и прозрачной конкуренции заключать договоры на наиболее выгодных условиях для всех сторон. Организатор удовлетворяет свои нужды, приобретая или продавая с наилучшими условиями по выгодной цене. Участники же получают возможность на равных правах участвовать в конкурентной борьбе.

Классификация тендеров

Тендеры классифицируются по различным признакам. В зависимости от цели проведения они делятся на тендеры на продажу и тендеры на закупку. По процедуре проведения они разделяются на: конкурс, двухэтапный конкурс, аукцион, запрос предложений; запрос котировок, конкурентные переговоры и другие процедуры. По формам проведения тендеры могут быть открытыми и закрытыми. Открытая форма дает возможность поучаствовать всем желающим, в закрытой же приглашения направляются лишь ограниченному числу участников. Такая процедура проводится, когда договор связан с коммерческой или государственной тайной, когда круг участников, в сфере которой проводится тендер, мал или же затраты на проведение открытого тендера не оправданы. Извещение о торгах не подлежит публикации, если сведения, составляющие государственную тайну, содержатся в документации или проекте договора. При выборе открытой или закрытой формы тендера организатор торгов должен опираться в первую очередь на действующее законодательство. Также различают тендеры в электронной форме и в «бумажной». В электронной форме закупки проводят на электронной торговой площадке - «программно-аппаратном комплексе организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие заказчика и участника тендера через электронные каналы связи» или посредством подачи заявки, подписанной электронной подписью на электронную почту заказчика [ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения]. Особенности проведения тендера в электронной форме регулируются законодательно и в локальных актах организатора.

Организатору целесообразно проводить конкурс , когда предметом договора является нечто технически сложное, например, проектные или строительные работы, требующие высокопрофессиональных специалистов, и когда важным критерием является финансовая устойчивость исполнителя. В таком случае устанавливают квалификационные и качественные критерии, по которым выбирают участника конкурса, предложившего наилучшие условия исполнения договора. При проведении конкурса цена предложения может играть не самую важную роль. Если же заказчику затруднительно сформулировать четкие требования, то он может провести двухэтапный конкурс, где на первом этапе будет отобрано соответствующее техническое задание, а на втором - участник, который готов его исполнить.

Аукцион следует проводить, когда единственным критерием является цена. Отличительной особенностью данного вида торгов является то, что участник может менять свое предложение по цене в период проведения аукциона, анализируя предложения своих конкурентов. Схожим способом закупок, в котором единственным критерием отбора участников устанавливается цена, является запрос котировок (заказчики могут так же давать этому способу такие названия как, запрос котировочной цены или запрос цен). Однако запрос котировок принято проводить на небольшие суммы, т.к. в первую очередь этот способ привлекателен своей оперативностью и не предусматривает подробной оценки предложений по другим параметрам. Запрос котировок может иметь другие названия - запрос цен, запрос котировок цен .

Среди прочих существует такой способ, как запрос предложений . Он не регламентируется Гражданским кодексом, как и запрос котировок. Однако организаторы довольно часто пользуются именно этим способом. Запрос предложений дает возможность оценить участников не только по цене, но и по квалификационным и техническим составляющим и, рассмотрев заявки, отказаться от заключения договора. Данный вид тендера может использоваться как анализ существующей на рынке ситуации в той или иной сфере.

Еще одним видом тендеров являются конкурентные переговоры . Данный вид закупок самый свободный из всех вышеперечисленных, т. к. организатор фактически беспрепятственно выбирает среди участников наилучшего по своему предпочтению.

Кроме вышеперечисленных существует еще множество других способов проведения тендеров: запрос делать оферты, сбор коммерческих предложений, мониторинг цен, конкурс с ограниченным участием и другие .

Государственные закупки

Процедура проведения тендеров различается в зависимости от того, каким законом регулируется закупка. Все государственные тендеры регулируются федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Организаторами в таких случаях выступают государственные учреждения, органы государственной власти или корпорация Росатом. Данный закон строго регламентирует проведение процедуры тендеров, устанавливая конкретные правила отбора участников. Кроме того, существует жесткая система планирования и отчетности государственных закупок. Для участия в государственном тендере необходимо понимать единую схему проведения процедуры в соответствии с законом. Заказчику запрещено устанавливать иные требования, кроме тех, которые указаны в законе № 44-ФЗ. Помимо этого, Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р утвержден перечень закупок товаров, работ, услуг, которые должны происходить исключительно посредством электронного аукциона. Для этого утверждены пять официальных электронных торговых площадок. Также закон устанавливает запрет заказчикам закупать товары определённой марки и производителя, что дает возможность более широкому кругу участников подать заявку на участие в тендере, предоставив различные ценовые предложения. Государственные закупки направлены на экономию и целевое расходование бюджетных средств, поэтому цена зачастую будет иметь первостепенное значение. Однако закон устанавливает ряд обеспечительных мер, таких как антидемпинговые меры, обеспечение заявки и особые требования к банковской гарантии, выступающей как обеспечение контракта.

Закупки отдельными видами юридических лиц (по 223-ФЗ)

Тендеры, которые регулируются Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», проводят государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные или дочерние общества, в уставном капитале которых доля участия РФ или субъекта РФ в совокупности превышает 50%. Особенностью проведения этих тендеров является то, что заказчик самостоятельно разрабатывает собственное положение о закупках, в котором прописывает механизм проведения закупок и заключения договоров по их результатам. Закон не определяет, какие именно виды тендеров могут проводить заказчики. Указываются только конкурс и аукцион, но этот перечень на настоящий момент открытый и организатор вправе придумывать любые способы закупок и сам устанавливать процедуру их проведения. Для того чтобы поучаствовать в тендере, претендент должен сначала изучить положение о закупках заказчика, затем изучить документацию и только потом подавать заявку. Но и после этого тендеры таят в себе множество трудностей. Во-первых, закон № 223-ФЗ определяет адекватные сроки подачи заявки только на конкурс и на аукцион, заказчик же в угоду себе может проводить тендер в наиболее сжатые сроки, используя иные процедуры, нерегламентируемые законом. Во-вторых, четко не определен перечень требований, которые заказчик может предъявить к участникам. Вследствие этого заказчик зачастую злоупотребляет данной возможностью, ограничивая конкуренцию и прописывая завышенные требования. В-третьих, в документации могут устанавливаться неизмеримые критерии оценки заявок участника, и зачастую сложно определить, какие квалификационные требования будут удовлетворять заказчика. Помимо этого, правительством предусмотрен перечень товаров работ и услуг, которые должны закупаться в электронной форме. Это может быть любой вид закупок, заявки на участие в которой подаются с электронной подписью, или закупка должна проходить на электронной торговой площадке. Сложность состоит в том, что коммерческих площадок много, а для участия необходимо быть аккредитованным именно на той площадке, на которой размещает своей тендер заказчик. Однако существуют и положительные стороны участия в тендерах, регулируемых 223-ФЗ. За счет сложностей, которые возникают при проведении закупки, этот рынок еще недостаточно освоен, и на пути к победе можно встретить не так много конкурентов. Также зачастую заказчик за счет того, что он не ограничен в установлении способа проведения закупки, может проводить несложную процедуру на большую начальную максимальную цену договора.

Коммерческие тендеры

Коммерческие тендеры - это тендеры, в которых организатором выступают любые коммерческие структуры. Они сами для себя выбирают проведение тендера, так как для них это является отличным способом экономичного расходования собственных денежных средств. Законодательно не регулирует проведение этих тендеров, организаторы вправе проводить любые процедуры по своим правилам. В отличие от вышеперечисленных регулируемых законами тендеров у организатора отсутствует обязанность размещать извещение о проведении закупки в единой информационной системе. Помимо этого на организатора не накладывается административная ответственность за нарушение процедуры проведения тендера, если действия организатора не противоречат действующему законодательству (в первую очередь, Гражданскому кодексу РФ и закону №135-ФЗ о защите конкуренции).

Особенности государственных, коммерческих закупок и закупок отдельными видами юридических лиц

В целом, регулирование государственных и коммерческих тендеров направлено на экономию, целевое расходование денежных средств и развитие здоровой конкуренции. Тем не менее, в государственных тендерах, несмотря на строгость закона, создаются более мягкие условия для участников и дается больше возможностей для участия в закупках. В то время как коммерческие тендеры и тендеры, регулируемые 223-ФЗ, хотя и предоставляют больше свободы организатору и участнику, однако существующие сложности зачастую отталкивают потенциальных участников, что не способствует развитию эффективной конкуренции.

Таблица 1. Сравнение государственных и коммерческих тендеров

Государственные тендеры

Коммерческие тендеры

Тендеры регулируемые 223-ФЗ

Регулирующий закон

44-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

ГК РФ (только конкурс и аукцион)

223-ФЗ, ГК РФ (только конкурс и аукцион)

Способы закупок

Установлены заказчиком

Порядок проведения закупок

Установлены законом, неизменны

Установлены заказчиком

Установлены положением заказчика, у всех разные

свобода конкуренции

Участник может предложить эквивалент требуемому товару (по общему правилу)

Участник обязан предложить требуемый товар

Участник обязан предложить требуемый товар (с учетом антимонопольных ограничений)

Требования к участникам

Закрытый перечень требований

У каждого заказчика свой перечень требований

Порядок оценки заявок участников

Установлен законодательно

Установлен заказчиком

Установлен положением и документацией заказчика

Виды закупок в электронной форме

Любой способ закупок, установленный заказчиком

Любой способ закупок, прописанный в положении заказчика

Электронные площадки

5 утвержденных электронных площадок

Любая электронная площадка, например сайт

Таким образом, существует большое количество разновидностей тендеров: на закупку и на продажу; государственных и коммерческих; открытых и закрытых и так далее. Возникновение каждого из них обусловлено специфическими потребностями рынка, соответственно имеет свои особенности в порядке проведения. На сегодняшний день растет не только количество разновидностей тендеров, но и количество самих тендеров, появляются новые области для применения конкурентных процедур отбора: продажа государственного имущества, выбор арендатора, выбор субподрядчиков и многие другие.