Насосы и насосное оборудование

Как утеплить подземный гараж. Защита гаража от суровых морозов

Утепление гаража - это своеобразный залог долгой жизни вашей машины. Резкие скачки температуры приводят к возникновению конденсата, который нарушает антикоррозийную защиту металла и тем самым автомобилю наносит значительные повреждения. Чтобы достичь оптимальных показателей, необходимо всего лишь выполнить утепление гаража и побеспокоиться об его обогреве. Сегодня мы поговорим о материалах и вариантах утепления гаража и о том, как утеплить гараж своими руками.

Необходимость утепления стен гаража

Стены гаража, как правило, делают относительно тонкими: при использовании шлакоблока - около 200 миллиметров, для кирпичных стен - 250 миллиметров, а иногда и 120 миллиметров. Конечно же, такая стена не сможет стать серьезной защитой от холодного воздуха. А отопление металлического гаража вообще лишено всякого смысла. Как не топи, при сильном морозе разве что на стене конденсат появиться, и то, при использовании очень мощного обогревателя.

Вопрос необходимости утепления гаража обсуждению не подлежит. Однако здесь нужно не переусердствовать. Многие автовладельцы считают, что зимой внутри укрытия для автомобиля следует поддерживать температуру на уровне близко двадцати градусов выше нуля, ведь именно такие показатели принято соблюдать в жилых домах. Однако то, что будет комфортно для водителя, на состоянии машины может сказаться пагубно.

Запомните, что высокая температура для железных агрегатов совсем не полезна! Автомобиль, попадая с мороза в теплоту, быстро покрывается конденсатом, и подобная влага постепенно будет приводить к разрушению кузова машины и появлению ржавчины. Поэтому бездумное утепление гаража не только не принесет пользы автомобилю, а только большой вред.

Нужно утеплять помещение так, чтобы машина хранилась при положительных значениях температуры, и при этом разница температуры в гараже и за окнами была минимальной. Оптимальной атмосферой для сохранности машины считается плюс пять градусов. Такая температура будет комфортной для автомобиля. А если водителю холодно, то можно иногда и обогревателем воспользоваться.

Планируя утепление стен в гараже, автолюбители совершают и другую ошибку. Они заделывают все без исключения отверстия, через которые способен просачиваться холодный воздух. Зачастую в рамках такого утепления закупоривают и вентиляционные отверстия, которые перекрывать категорически нельзя.

В помещении гаража будут постоянно скапливаться продукты сгорания машинного топлива. Угарные газы для человека являются опасными. Поэтому важно предусмотреть вентиляцию или вытяжку, чтобы вредные соединения смогли покидать помещение. Без вентиляции также вы не сможете избавиться от излишней влажности. А зимой на днище и колесах автомобиля скапливается много льда и снега, которые быстро тают.

Еще одним важным показателем является тепловая инерция, определяющая скорость, с которой изменяется с течением времени температура поверхности конструкции. Утепление гаража желательно обустраивать так, чтобы тепловая инерция ограждающей конструкции увеличивалась снаружи внутрь, а теплопроводность теплоизоляционных материалов, которые составляют эту конструкцию, наоборот уменьшалась. Утеплитель при такой схеме «не пустит» внутрь укрытия зимой холодный воздух, а летом - жару.

При утеплении стен гаража возникает вопрос - утеплять изнутри или снаружи. Многие вам изначально ответят, что крепить теплоизоляционный материал нужно снаружи, так как изнутри он забирает определенное пространство. Однако выбор не должен ограничиваться одним пространством. Существуют еще несколько доводов, говорящих в пользу наружного утепления.

Всегда существуют риски промерзания стен в зимнее время при внутренней теплоизоляции. Какой бы дорогой утеплитель вы ни купили, он все равно в помещение будет выделять вредные испарения. Поэтому лучше крепить утеплитель снаружи. Ну а если вы решили сделать утепление подвала и гаража изнутри, то не покупайте дешевые теплоизоляционные материалы и обязательно предусмотрите хорошую принудительную вентиляцию.

Материалы для утепления стен гаража

На рынке теплоизоляционных материалов представлено множество вариантов, которые подходят для утепления гаража - начиная традиционными и всем известными и заканчивая ультрасовременными. Давайте рассмотрим основные из них.

Минеральная вата

Минвата помогает качественно утеплить стены гаража, не нарушая при этом естественного «дыхания» внутри помещения. Для проведения внешнего утепления минеральной ватой принято использовать жесткие маты, которые имеют плотность 200-240 килограмм на кубический метр, а для внутренней теплоизоляции - мягкие и полужесткие маты плотностью близко 120-180 килограмм на кубический метр.

Наилучшей считается базальтовая минеральная вата, которая демонстрирует рекордные показатели теплопроводности и звукопоглощения. Однако помните, что для утепления минеральной ватой изнутри теплоизоляционный материал следует защищать пароизоляцией, чтобы утеплитель из окружающей среды не набрал влаги и не потерял впоследствии свои способности.

Стекловата

Стекловата стоит дешевле, нежели минвата, примерно на 20-25%. Однако с ней работать необходимо только в специальных рукавицах, потому что волокна очень колкие и жесткие, и можно поранить руки и глаза. К тому же если на материал во время монтажа попала вода, то вы его можете спокойно выбросить, поскольку высушить не получится уже.

Волокна после намокания становятся тяжелыми и комкаются, теряя навсегда свои теплоизоляционные качества и выделяя постоянно неприятный запах. Поэтому утеплительный пирог из стекловаты придется полностью изолировать фольгой или пленками.

Пенопласт

Данный полимерный теплоизолятор является излюбленным теплоизоляционным материалом, который используется при утеплении гаража своими руками, так как удобен и прост в монтаже, имеет небольшой вес, поддается обработке обыкновенной ножовкой, не боится влаги, не гниет и доступен по цене. Наиболее востребованным видом пенопласта является пенополистирол, потому что он паро- и водонепроницаемый, а срок его полезной срок доходит до 40 лет.

Однако у пенопласта имеются и свои недостатки - он не способен пропускать воздух и считается горючим материалом, поэтому рекомендуется выбирать самозатухающий ПСБ-С, который гаснет после нейтрализации источника огня в течение 4-х секунд. И, независимо от того, что ему не страшна ни химия, ни вода, он все-таки боится солнца - пенопласт под его воздействием желтеет и крошится.

Отражающая теплоизоляция

Отражающая теплоизоляция является последней разработкой в среде энергосбережения. Она изготавливается в виде рулонного материала, который покрыт с одной стороны слоем вспененного пенополиуретана, а с другой - отполированной фольгой. Этот вид утепления признан лучшим решением для проведения внутреннего утепления гаража с позиции экономии полезной площади. Толщина утеплителя минимальна - 2-5 миллиметра.

Это позволяет создать еще и облицовочный слой, в отличие от использования традиционных теплоизоляционных материалов, минимальная толщина которых 50 миллиметров. С добавлением внутренних, облицовочных и декоративных слоев набегает к общей суме минус 10-15 сантиметров. Однако вас разочарует то, что ультратонкая отражающая теплоизоляция играет роль «зеркала» для отражения инфракрасного излучения теплоты. Она малоэффективна при его конвекции и индукции, которые являются основными виновниками наибольших теплопотерь.

«Теплая» штукатурка

Это штукатурка необычного состава, которая в себе содержит специальные наполнители, такие как вспученный вермикулит, опилки и «шарики» пенополистирола, которые и придают ей теплоизоляционные свойства. Однако чтобы получить действительно серьезный теплый эффект, нужно наносить на стены гаража очень толстый и тяжелый слой штукатурки, поэтому её стоит комбинировать с прочими видами утеплителей, как показано на фото утепления гаража.

Теплоизоляционная краска

Тем автовладельцам, которые ценят не только комфорт, но и привлекательный внешний вид, подходят жидкие теплоизоляторы, изготовленные из акриловых полимеров с добавлением в них синтетического каучука и органических пигментов. На вид такое вещество напоминает обычную краску, которой присущи поразительные теплоизоляционные свойства: слой теплоизоляционной краски в 1 миллиметр заменяет 50 миллиметров минваты.

Теплоизоляционные краски демонстрируют хорошую адгезию с металлом, пластиком и деревом. Поэтому теплые краски считаются идеальным решением для утепления гаража из бруса, потому что теплоизолятор способен создавать паропроницаемое покрытие и позволяет стене «дышать», исключая переувлажнение внутренней части конструкции и защищая гараж от разрушительного воздействия влаги. Технология нанесения такого теплоизолятора максимально упрощена.

Утепление гаражных стен снаружи

Начнем утепление гаража со стен. Для утепления кирпичных стен отлично подходит по соотношению качество/цена пенопласт. Единственно, в местах, где возможно действие высоких температур (оборудование или отопительные печи), вместо легкоплавкого пластика следует применять минераловатные плиты.

При наружном утеплении стен гаража пенопластом вы можете избежать контакта разности температуры в зимнее время, что приводит к возникновению влажности на месте стыка утеплителя с поверхностью. Поэтому для устранения данного эффекта при утеплении стен пенопластом нужно обустроить в помещении принудительную вентиляцию, обеспечив ее беспрерывную работу.

Для начала стоит подготовить поверхность к креплению пенопласта. Стены следует предварительно очистить от грязи, старой штукатурки, масляных пятен и пыли, а глубокие трещины и сколы замазать штукатуркой. Чтобы утепление гаража в будущем не принесло никаких проблем, основание должно быть прочным и чистым. Поверхность стен также желательно грунтовать для повышения адгезии с клеем.

Для утепления укрытия рекомендуется использовать пенопласт, что имеет 25-ую прочность и толщину 5 сантиметров. Раствор на лист можно наносить методом «клякс», затем плотно прижимать к стене. Однако точечное нанесение от рабочего требует определенной сноровки. Поэтому следует применить «плитный» метод нанесения клея, чтобы исключить возникновение мельчайших зазоров между поверхностью и плитой. В этом случае раствор на пенопласт наносят с помощью зубчатого шпателя.

Листы пенопласта при утеплении кирпичного гаража следует укладывать в шахматном порядке, хорошенько прижимая их между собой. Стену покрывают листами пенопласта снизу вверх. Необходимо уложить первый ряд на начальную планку, прикрепленную к поверхности дюбелями. После засыхания клея каждый элемент кладки принято дополнительно закреплять тремя пластиковыми дюбелями.

Пенопласт по своей природе характеризуется невысокой прочностью. А структура утеплителей, что изготовлены на основе разного рода волокон, делает их к тому же подверженными насыщению водой, что существенно снижает теплозащитные свойства теплоизоляционного материала. Все это требует создания дополнительной защиты тепловой «брони».

Защиту утеплителя целесообразно сделать с помощью слоя штукатурки, армированной для прочности стекловолоконной сеткой. Для монтажа сетчатого полотнища поверхность пенопласта нужно покрыть клеем в 3-5 миллиметров. После этого сетка вдавливается полосами и внахлест в клеящееся вещество и накрывается полностью клеем. С целью оштукатуривания применяют декоративную фасадную штукатурку.

После этого поверхность грунтуют для «консервирования» пористой поверхности и покрывают в несколько слоев фасадной краской. Для наружной защиты также подходит сайдинг и прочие облицовочные материалы - влагостойкие ЦСП и ГКЛ, гипсоволокнистые листы, различные пластики. Если вы отдали предпочтение листовым материалам, то помните, что их крепление нужно выполнять с помощью каркаса.

Утепление стен гаража изнутри

Утепление стен гаража изнутри используется редко, но если вы выбрали именно эту методику теплоизоляции стен, то её следует проводить в таком порядке. На первом этапе следует подготовить поверхность, очистив стену. С помощью гипсокартона нужно изготовить фальш-перегородку, в её каркас вы и будете вкладывать теплоизолятор.

Для создания такого каркаса применяют стандартные направляющие UD и пристенные CD профили. Стойки UD крепят дюбелями к потолку и полу с шагом 25-30 сантиметров. Затем устанавливают профили CD через каждые 60 сантиметров при помощи специальных подвес, что вмонтированы в стене с шагом 30 сантиметров, к которым нужно будет прикрепить гипсокартон - последний облицовочный слой.

Также вы можете использовать для обшивки стен гаража не только гипсокартон, но и асбестоволокно. Последний вариант предпочтительнее, так как такие листы обладают повышенной огнестойкостью, по сравнению с гипсокартоном. Однако асбестоволокно более хрупкое, поэтому нужно делать шаг у каркаса чаще. В промежутки между стеной и обшивкой закладывайте выбранный утеплитель.

Обычно для внутреннего утепления стен гаража используют ватные утеплители, так как с пенопластом будет больше мороки. В середину перегородок нужно вставить минеральную или стекловату, прикрепляя ее к поверхности специальными гаками. Затем поверх профилей необходимо уложить пароизоляцию. Для этого лучше взять мембрану, которую следует укладывать встык к ватному утеплителю.

С внешней стороны рекомендуется «коробку» гаража оштукатурить «теплой» штукатуркой или покрыть краской-теплоизолятором. Так точку росы вы сможете сдвинуть на внешнюю сторону стен, что защитит их от будущего увлажнения и промерзания. Также необходимо обязательно обустроить принудительную вентиляцию, рассчитанную на интенсивный уровень воздухообмена.

Действенным методом утепления железного гаража изнутри является нанесение жидкой теплоизоляции - вспененного полиуретана или жидкой краски-утеплители. Например, можно купить изолат, краску-термос и другие. Жидкий пенопласт представляет собой пенообразную массу, которую изготавливают прямо на строительном объекте посредством использования спецоборудования - пеногенераторов. Такая пена при нанесении на стены гаража превращается в твердую корку, которая обладает отличной адгезией.

Самым простым и недорогим способом утепления стен железного гаража считается крепление плит пенопласта на клей. Главное при этом хорошо очистить и обезжирить металлическую поверхность, чтобы листы теплоизоляционного материала приклеивались и держались надежно. Щели, что остались между листами, тщательно задувают монтажной пеной. Поверхность утеплителя после этого можно покрасить. Однако помните, что указанные материалы являются сильно горючими и при возгорании в воздух выделяют много токсичных веществ.

Утепление гаражных ворот

При утеплении стен гаража обратите внимание на ворота, ведь они большие, и через них укрытие теряет много теплоты. Если ворота не утеплить, нагреть гараж будет достаточно сложно. Для начала стоит проделать в одной створке небольшую дверь, чтобы каждый раз не открывать огромные ворота. Рядом с воротами вы можете повесить завесу из пластика или плотной ткани, которая способна часть тепла удерживать в помещении.

Лучше для этого взять прозрачный пластик, чтобы водитель мог при выезде из гаража видеть, куда едет. Рекомендуется использовать толстую (минимум 0,8 миллиметра) полиэтиленовую пленку. Нарежьте материал полосами такой длины, чтобы они при закреплении над воротным проемом изнутри не доходили на сантиметр до пола. Ширина полос должна составлять близко 20-30 сантиметров.

Излишне узкие полосы способны цепляться за выступающие части автомобиля, к примеру, за наружные зеркала, широкие - будет неудобными. Прикрепите полосы с помощью степлера на деревянной рейке так, чтобы одна полоса с другой перехлестывалась на 1,5-2 сантиметра, или немногим больше. Полосы должны под собственной тяжестью висеть ровно, а при отклонении - быстро возвращаться на свое место.

Полотнища гаражных ворот лучше всего изолировать пенопластом. Утепление, как уже говорилось, желательно осуществлять снаружи, но для ворот это будет проблематично сделать. С внутренней стороны необходимо прикрепить обрешетку, затем заполнить с помощью пенопласта все промежутки в ней. Чтобы исключить поступление в помещение низкотемпературных масс воздуха через зазоры, которые образуются в примыкании ворот, следует обработать клейкой лентой.

Чтобы устранить сквозняки, вы можете применять резиновые уплотнители. Так как утепление изнутри гаражных ворот вызывает образование конденсата в местах касания металла и утеплителя, полотна необходимо покрыть антикоррозионной защитой. Сделав гидроизоляцию ворот, нужно прикрепить к ним каркас, который будет выступать основой для обшивки.

При этом загрунтуйте детали каркаса, чтобы защитить от коробления и грибка, для чего подходит разогретая олифа, и зачистите слой пенопласта, закрыв его прочным материалом. Обшивку рекомендуется выполнить тонкой доской или ОСП. Использовать влагостойкие материалы, к примеру, ГКЛ, не рекомендуется.

Утепление крыши гаража

Если гараж возведен отдельно от дома, вам придется утеплять все его конструкции, а не только стены, в том числе и крышу. Ведь нагретый воздух легче холодного и поднимается вверх, проникая сквозь строительные конструкции и растапливая снег на крыше. Методика крепления листов пенопласта зависит от конструкции перекрытия. Если кровля выполнена из досок, то стоит материал «прихватить» дюбелями «зонтик» или обыкновенными гвоздями, а потом закрыть листовыми материалами, прикрепив их длинными шурупами к дощатой основе.

Если гараж перекрыт бетонной плитой, для утепления изнутри бетонного гаража, а точнее его крыши, понадобится каркас, который крепят к плитам при помощи металлических уголков и саморезов, которые завинчиваются в пластиковые дюбеля. Пенопласт нужно проложить по каркасу, закрепляя его при помощи скотча, а затем прижимая обшивкой, которая крепится к каркасу.

Пенопласт влагу не пропускает, поэтому выполнять его паро- и гидроизоляцию нет смысла. А вот при применении волоконного утеплителя требуются дополнительные меры, связанные с защитой от влаги. Со стороны крыши нужно уложить гидроизоляцию, а со стороны гаража - пароизоляцию, которая препятствует проникновению находящейся в виде пара влаги.

При желании можно выполнить дополнительную антисептическую и декоративную обработку: окрасить штукатурку известковыми, меловыми или водоэмульсионными составами, ЦСП и ГКЛ покрыть масляными или акриловыми красками, предварительно заделав швы с помощью шпаклевки.

Утепление потолка в укрытии для автомобиля можно сделать и по другой схеме. Создайте для этого и утеплите перекрытие так, чтобы в гараже появился чердак. Пол чердачного помещения крепят на деревянных балках. На досках создают обрешетку для плит утеплителя, затем укладывают теплоизоляционный материал. В заключение располагаются доски поверх конструкции, чтобы вы могли по чердаку передвигаться.

Утеплять пол в гараже обязательно не всегда. Часто устраивают под гаражом подвальное помещение для хранения консервации и овощей. Если погреба нет, то необходимо изолировать помещение от промерзлого и влажного грунта. Для этого следует углубить пол на 30 сантиметров, выровнять, затем засыпать щебнем на 10 сантиметров, сверху обустроить песчаную подушку в 5 сантиметров, утрамбовать, залить горячим битумом и изготовить бетонную стяжку, что укреплена железной сеткой.

Попытки отапливать гараж без комплексного утепления приводят к одному неутешительному результату - деньги, потраченные на обогрев, буквально вылетают в трубу, а теплее в боксе не становится. В неотапливаемой постройке дела обстоят не лучше - температура внутри не отличается от условий «за бортом». А ведь каждый пуск двигателя при -20°С приводит к такому же износу, как и пробег в 600 км. Чтобы создать в гараже комфортные условия даже зимой, придётся позаботиться о надёжной теплоизоляции. Только так можно отсечь холод снаружи и сохранить тепло внутри.

Варианты утепления для гаражей, построенных из разных материалов

Чтобы выбрать ту или иную технологию утепления гаража, придётся взвесить множество за и против, «примерить» различные изоляционные материалы к особенностям постройки и собственному кошельку. Обязательным будет и теплотехнический расчёт, учитывающий климат в регионе, толщину и материал ограждающих конструкций. К примеру, стены из газобетонных блоков с большим количеством воздушных пор сами по себе обладают хорошим сопротивлением теплопотерям. В то же время металлические каркасные постройки в этом плане серьёзно проигрывают.

Существует три варианта утепления гаража:

  • наружное;
  • внутреннее;
  • комбинированное - самое эффективное и дорогое.

Утепление по фасаду жизненно необходимо для построек, склонных накапливать влагу: деревянных каркасников и гаражей из пористых бетонных блоков . По-хорошему, металлические боксы тоже нужно изолировать снаружи, так как точка росы у них всегда оказывается на внутренней поверхности. Но самостоятельно выполнить такую работу сложно, так что будем рассматривать этот вариант как исключение из правила.

Правильным будет утеплить гараж снаружи - только так можно вынести точку росы за пределы ограждающих конструкций и уберечь их от размокания при образовании конденсата

Кирпичные и бетонные строения тоже желательно защищать снаружи, но устройство теплоизоляции изнутри обходится дешевле - право выбора остаётся за владельцем. Здесь придётся дополнительно учитывать безопасность применяемых материалов для человеческого организма. Конечно, абсолютно безвредных среди них нет - даже натуральную древесину обрабатывают химическими пропитками - но стремиться к этому нужно. Наиболее безопасной считается продукция известных брендов, которые следят за ПДК фенолов, формальдегидов и стиролов в своих материалах.

Если вы пользуетесь неотапливаемым гаражом в зимнее время, внутренняя теплоизоляция всё равно нужна. В противном случае вы получите простой навес с воротами, который защищает автомобиль от осадков, но не от холода. Зато от наружного утепления можно отказаться.

Отдельно стоит рассмотреть изоляцию крыши гаража, поскольку через неё теряется немало тепла . Здесь всё зависит от конструкции и наличия чердачного помещения. Возможные варианты для кровли разной конфигурации:

  • Плоская или с небольшим уклоном допускает укладку утеплителя сверху. Лучше использовать жёсткие плиты пенопласта или экструдированного пенополистирола (ЭППС), а сверху выполнить гидроизоляцию с помощью рулонных материалов.
  • Скатная крыша утепляется тем же пенопластом или минватой, уложенной между стропил. Последний вариант предпочтительнее, поскольку не требует особо точной подгонки по размерам и дополнительного крепежа.
  • В гараже с холодным чердаком можно выстелить перекрытие рулонами стекловаты - получится надёжная и бюджетная теплоизоляция. Главное, чтобы кровельный материал хорошо защищал её от намокания, а вентиляция обеспечивала отведение скопившейся влаги.

Допустим и вариант утепления потолка в гараже. Здесь используются те же материалы, что и для изоляции стен: минвата, жёсткие полимерные плиты. Такое решение позволяет создать сплошной «тёплый» контур без зазоров и мостиков холода. Но нужно, чтобы со стороны помещения его закрывал паробарьер, отсекающий влажный воздух. Дополнительная гидроизоляция сверху обязательна.

Определившись с технологией утепления и особенностями ограждающих конструкций гаража, материал выбрать уже гораздо проще. Например, для металлического бокса идеально подойдёт напыление ППУ или формирование «сэндвича» с применением пенопласта. Стены из газобетона толщиной в 300 мм достаточно отделать снаружи тёплой перлитовой штукатуркой. Но большинство построек допускает применение простых и более дешёвых технологий. Предлагаем своеобразный ТОП популярных видов теплоизоляции с расчётом их количества и попутных расходов для составления сметы.

Пенопласт и экструдированный пенополистирол

Эти два родственных утеплителя отличаются друг от друга и характеристиками, и ценой. Но технология работ с жёсткими полимерами остаётся неизменной, так что рассматривать их мы будем как один материал . Пенопласт продаётся в виде плоских листов разной толщины, так что достаточно высчитать площадь поверхности и добавить 10% на отходы, чтобы вычислить нужное его количество.

Наиболее надёжным является утепление конструкций пенопластом в два слоя. Укладка тонких плит с перекрытием швов обеспечивает защиту от продувания.

Пример расчёта:

  • Необходимо утеплить 50 м 2 стен плитами пенопласта толщиной в 10 см.
  • Для двухслойной укладки нужно 100 м 2 жёсткого полимера, но уже в 5 см.
  • С учётом запаса на обрезку и отходы принимаем 100+10% = 110 м 2 .
  • Самые большие листы пенопласта ПСБ-С идут стандартным размером 1000х1000 мм - их понадобится 110 шт.
  • Экструдированный пенополистирол имеет меньшую площадь 1200х600 мм (0,72 м 2), то есть его уже нужно 153 штуки - это неполных 20 упаковок по 8 листов.

Для крепления понадобится специальный клей и монтажная пена, чтобы загерметизировать швы. Сухие клеящие составы продаются в мешках весом в 25 кг и имеют средний расход около 4 кг/м 2 , то есть в нашем случае понадобится 400 кг или 16 упаковок смеси. Клей-пену на полиуретановой основе покупают из расчёта один баллон на 10 квадратов - итого 10 единиц плюс монтажный пистолет.

Для надёжного сцепления площадь клеевой массы после прижимания листа должна занимать 30–40% поверхности пенопласта. В случае с клей-пеной для этого наносят полосы шириной не меньше 6–7 мм

Что же касается расхода монтажной пены для заделки швов, здесь всё зависит от плотности укладки панелей утеплителя, а также качества кромок. К тому же, этот состав идеально подходит для исправления всех огрехов в изоляционном слое, поэтому её может потребоваться больше. Минимальный расход для нашего примера - 2 баллона (около 60 л пены). Но зачастую реальный объём состава на выходе не соответствует заявленному на упаковке, плюс часть его оказывается снаружи и подлежит удалению, так что эту цифру как минимум нужно удвоить.

К этой категории относятся и базальтовые плиты, и более дешёвое стекловолокно. У последнего очень ограниченная сфера применения, поскольку плотность материала невелика, и под нагрузкой он быстро теряет объём. Максимум, на что способна стекловата - утепление горизонтальных и плосконаклонных поверхностей изнутри .

Базальтовая вата выпускается в более широком ассортименте, так что её можно использовать практически на всех поверхностях, если правильно подобрать материал:

  • Внутреннее утепление чердачного перекрытия (например, в гараже с мансардным этажом) допускает применение лёгких недорогих рулонов плотностью 30 кг/м 3 .
  • Стены изнутри обшивают матами весом 45–60 кг/м 3 .
  • Для систем навесных фасадов подойдут плиты плотностью около 70 кг/м 3 .
  • Наружное утепление под штукатурку выполняют двухслойными листами с более жёстким плетением верхних волокон плотностью 90 кг/м 3 .
  • Плоские кровли под наплавляемую изоляцию или тонкую стяжку требуют применения дорогих плит от 110 кг/м 3 и выше.

Минераловатная теплоизоляция - не самый дешёвый вариант для гаража. Но если постройка примыкает к жилому дому, в целях пожарной безопасности лучше использовать именно её

Как и в случае с пенопластом, укладка ваты рекомендуется в два слоя, так что площадь утепления при расчёте материалов умножается на 2. Кроме того, понадобится гидроизоляционная плёнка толщиной в 200 мкм и паробарьер. Их размеры будут больше, так как все швы нужно делать с нахлёстом в 10–15 см.

Утепление минватой обычно не требует применения каких-либо крепёжных элементов - она просто вставляется в деревянный каркас из бруса. Вот его потребуется немало. Длина пиломатериалов определяется размерами защищаемой поверхности, то есть высотой стен или протяжённостью скатов наклонной крыши. Количество брусков зависит от шага установки - он должен быть на 1–2 см меньше ширины минерального утеплителя. «Мокрый» способ утепления наружных стен гаража не предусматривает устройства обрешётки - базальтовые плиты приклеиваются специальным составом, нанесённым на их поверхность. Средний расход готовой смеси 9–10 кг/м 2 .

При оклеивании фасадов минватой выполняется дополнительная фиксация плит дюбель-грибками - по 5 штук на каждый лист

Минеральная теплоизоляция в случае с гаражом не годится только для пола, хотя в жилых домах этот вариант вполне допустим. Но в боксе обеспечить ей достаточную защиту от влаги невозможно, от чего утеплитель быстро утрачивает свои свойства и приходит в негодность.

«Узкоспециальные» утеплители

Пенопластом и минеральной ватой выбор изоляционных материалов на нашем рынке не ограничивается. Однако применение других утеплителей не столь широко, так как они имеют свои недостатки. Тем не менее, им также стоит уделить внимание, поскольку в некоторых случаях использование альтернативных видов теплоизоляции может оказаться оправданным.

  • Керамзит - недорогой насыпной материал, который подходит для засыпки в межстеновые промежутки при двухслойной кладке, а также для устройства «тёплой» стяжки пола. Обладает высоким водопоглощением и средней теплопроводностью около 0,1–0,18 Вт/м∙°С.
  • Блоки из пеностекла - хороший и стойкий ко многим внешним воздействиям теплоизолятор, но уж очень дорогой. Кроме того, стеклянные пеноблоки не дружат с щелочными растворами на основе цемента (клеи, штукатурки).
  • Фибролит и арболит - это в большей мере строительные материалы, безусловно обладающие неплохими теплоизолирующими характеристиками (0,08–0,11 Вт/м∙°С). Применение цементно-стружечных блоков и плит лучше предусмотреть на стадии возведения, а потом уже подобрать к ним утеплители.

Необходимые инструменты

На каждом этапе работ по утеплению гаража нужен свой набор инструментов. Перечень зависит и от выбранного материала, но в основном изменения коснутся приспособлений для раскроя. К примеру, минвата хорошо режется строительным ножом, а вот с пенопластом легче управляться самодельной «ножовкой» из стальной проволоки на деревянных ручках. Можно, конечно, пользоваться лобзиком, но в этом случае листы будут сильно крошиться, так что работать придётся медленно. В остальном набор инструментов стандартный.

Для подготовки поверхностей:

  • жёсткая синтетическая щётка (в некоторых случаях - ручная крацовка или кордщётка для УШМ);
  • болгарка - чтобы убрать выпирающую арматуру и большие выступы основной поверхности;
  • узкие шпатели для заделки трещин.

Для крепления изоляции:

  • дрель/шуруповёрт;
  • строительный степлер;
  • зубчатый шпатель или монтажный пистолет для клеевых составов.

В случае, когда слой утеплителя укладывается в обрешётку, не забудьте подобрать инструмент для изготовления каркаса: лобзик для деревянного бруса, ножовка, УШМ или ножницы - для металлического профиля.

Инструкция по самостоятельному утеплению пола в неотапливаемом гараже

Самый дешёвый способ утеплить пол в гараже - сделать керамзитовую подушку и залить её бетоном . Правда, в этом случае готовое основание придётся полностью разобрать, да и весь процесс окажется трудоёмким.

Порядок работ:

  1. Вырыть в грунте котлован глубиной до полуметра и выстелить его рубероидом с заходом на стены. Швы гидроизоляции заклеить битумной мастикой или просто запаять.
  2. На высоту в 30 см засыпать яму керамзитом и накрыть его арматурной сеткой.
  3. Приготовить бетонный раствор и залить стяжку требуемой толщины. Постарайтесь выполнить основание с уклоном в сторону ворот для отведения воды.

Не забывайте, что при устройстве бетонного пола по периметру необходимо оставлять компенсационные швы. Используйте для этого специальную демпферную ленту из вспененного ПЭТ.

Утепление под цементную заливку можно выполнить и с помощью пенопласта. Крепить его не нужно - достаточно плотно разложить листы на выровненную поверхность, закрытую плёнкой, и запенить швы. Сверху снова выполнить гидроизоляцию, уложить арматуру и залить бетонный раствор.

Под цементную стяжку нужны листы плотностью не менее 25 кг/м 3

Теплоизоляция пола в гараже с погребом

Когда речь идёт о гараже с обустроенным под ним погребом, утепление пола приходится выполнять особенно тщательно. Здесь многое зависит от конструкции перекрытия. Идеально, если оно деревянное - борьба с избыточной влажностью в подвале не дает 100%-ного результата, а массив, в отличие от бетона, влагу не только накапливает, но и охотно отдаёт.

Схема теплоизолированного пола будет выглядеть так:

  1. Уложенный между лагами водонепроницаемый утеплитель - подойдёт самый лёгкий пенопласт, поскольку нагрузки на него не будет.
  2. Диффузионная мембрана с односторонней проницаемостью, чтобы деревянный брус мог через неё «дышать». При этом 10–15 см лаг на концах остаются свободными.
  3. Наращивающая обрешётка высотой в 5 см - обеспечивает вентилируемый зазор над слоем изоляции.
  4. Черновой пол из обрезной доски.

Для гаража с подвалом - оптимальный вариант

Такое решение позволит отсечь холод, идущий из подвала, а избыток влажного воздуха пропустит в гараж. Здесь уже в работу включатся вентиляционные каналы, не давая сырости скапливаться и разрушать деревянные конструкции и сам автомобиль. Однако все пиломатериалы также следует защитить от гниения - для этого их обрабатывают антисептическими пропитками и дают время высохнуть.

Чтобы обеспечить лучшую защиту основания гаража от холода, можно снаружи выполнить по всему периметру «тёплую» отмостку. Она сместит линию промерзания грунта, и под постройкой даже зимой будет сохраняться плюсовая температура.

Утепление стен пенопластом снаружи: инструкция и фотогалерея

Традиционно перед началом работ подготавливаем поверхности к утеплению: убираем отслаивающиеся куски, заделываем сколы и выбоины, очищаем стены от загрязнений. Кирпичную кладку или бетон с их впитывающей способностью необходимо дополнительно обработать проникающей грунтовкой. После этого утепление выполняется в таком порядке:

  1. В нижней части стен закрепить металлический уголок - он послужит опорой рядам пенопласта.
  2. Приготовить клеевую смесь по инструкции, приведённой на упаковке.
  3. Наносить состав на каждый лист одним из способов, показанных на фото.

    Этот способ подходит только для полимерных клеящих составов в баллонах Клей наносится зубчатым шпателем слоем в 3–4 мм
    «Кляксы» клея должны равномерно располагаться на листе

Сегодня автомобиль является неотъемлемым элементом каждой второй семьи.

Поэтому вопрос надежного укрытия для этого средства передвижения стоит очень остро, особенно в регионах с длинными холодными зимами.

Подавляющее большинство автолюбителей используют для этих целей индивидуальные гаражи , возведенные из различных материалов.

Для надежной защиты от суровых климатических условий необходимо качественное утепление гаража. Однако, внутри этой постройки не требуется поддержание температуры и микроклимата как в жилом помещении. Если функция гаража заключается лишь в сохранении автомобиля от морозов и непогоды, достаточно поддерживать температуру внутри на уровне 5 – 10 градусов выше нуля.

Утепление гаража, как правило, осуществляется изнутри, это связано с несколькими факторами :

  1. В процессе эксплуатации отсутствует большая разница температур между внешней средой и внутригаражным пространством, поэтому появление конденсата не будет столь значительным и критичным, как в жилом помещении.
  2. В антивандальных целях. Многие гаражи находятся на значительном расстоянии от жилых застроек, в местах, где нет должного присмотра за ними, поэтому размещение утеплителя снаружи рискованно с точки зрения вандализма.
  3. Зачастую гаражи строятся в единый ряд, вплотную друг к другу, это исключает физическую возможность утепления снаружи.

Для полноценного утепления гаража изнутри необходимо произвести этот процесс на всех поверхностях: потолке, стенах, полу и воротах. При этом используются различные теплоизоляционные материалы.

Однако наибольшее распространение получили пенопласт, и более современный в силу своей дешевизны, простоте монтажа, устойчивости к гниению и влажности. Кроме того, низкая экологичность данных материалов, при использовании в гараже не имеет значения, в силу минимального времени нахождения в этом строении.

Важно: гаражи относятся к сооружениям с повышенной пожароопасностью, поэтому при выборе материала для утепления гаража, важно использовать негорючие марки, например, пенопласт марки ПСБ-С, пеноплекс марок НГ и Г1.

Утепление пола в гараже

Как правило, гаражи строятся непосредственно на грунте, к тому же пол в гараже испытывает повышенное давление , я связи с немалой массой автомобиля, поэтому к утеплению пола необходимо подходить с особой тщательностью:

  1. При наличии бетонного или пола, тщательно удаляется мусор, песок и другие инородное материалы. Земляной пол выравнивается по уровню, затем утрамбовывается с помощью вибропресса, или вручную. Сверху насыпается слой песка толщиной 5 – 10 см, и также утрамбовывается. Поверх песчаной подушки заливается бетонная стяжка с использованием армирования. Дальнейшие работы можно производить после полного отвердевания бетона.
  2. На подготовленную поверхность укладывается слой гидроизоляции с запасом 15 см на стены. Это может быть рубероид или толстая полиэтиленовая пленка. Швы тщательно проклеиваются синтетическим герметиком, или припаиваются. Материал тщательно разглаживается, полностью исключаются складки, в которых может скапливаться влага.
  3. Непосредственно на гидроизоляционный слой укладываются листы пенопласта или пеноплекса. Для утепления пола в гараже важно использовать плиты, обладающие высокой плотностью. Это марки ПСБ – 35 , ПСБ – 50 для пенопласта и П-75 для пеноплекса. Толщина плит зависит от конкретных климатических условий, обычно составляет 10 - 15 см.
  4. Сверху на утеплитель настилается гидроизоляционная пленка для защиты от влаги изнутри гаража. Она также может быть из рубероида или полиэтилена. Далее устанавливается арматурный каркас и заливается бетонная стяжка, толщиной 5-7 см с использованием демпферной ленты по периметру.

Важно: при заливке в гараже финишной бетонной стяжки, желательно делать небольшой уклон от боковых стен к центру пола, а общий уклон – к воротам, во избежание скапливания влаги при помывочных работах.

Утепление стен в гараже

Данный процесс не представляет сложности и вполне возможен собственными силами.

При этом понадобится сам материал : или пеноплекс, клей или дюбеля с грибками, пароизоляционная пленка, гидроизоляционный материал.

Из инструментов необходимы : нож для разрезания плит, перфоратор, шуруповерт, пузырьковый уровень 1 – 1,5 м, монтажный пистолет с пеной.

Технология монтажа следующая:

  1. Поверхность стен очищается от пыли и грязи, обрабатывается антигрибковым и антикоррозийным (если гараж железный) раствором. Желательно покрыть поверхность стен, особенно железных, грунтовочным составом.
  2. На бетонные или кирпичные стены натягивается и приклеивается гидроизоляционная пленка. Может быть, как специальная, так и рубероид или полиэтилен. Все стыки проклеиваются, запас на пол и потолок – не менее 15 см . В железном гараже гидроизоляцию можно не применять.
  3. Специально предназначенный для полимерных утеплителей клей наносится на плиты материала равномерно по всей плите. После этого плиты приклеиваются к стене прямо на гидроизоляцию. Дополнительно каждый элемент закрепляется при помощи 5-ти дюбелей с грибками по периметру и в центре. Плиты наклеиваются снизу-вверх горизонтальными рядами по уровню. В железных гаражах дюбели не применяют. Стыки между плитами тщательно задуваются монтажной пеной.
  4. Толщина плит утеплителя должна быть не менее 10 см для стен кирпичного и бетонного гаража, не менее 15 см для железного гаража. В северных районах рекомендуется увеличить толщину в полтора-два раза. Если используются плиты меньшей толщины, необходимо укладывать их в несколько слоев перекрестным способом, полностью промазывая клеем каждый последующий слой.
  5. После монтажа плит пенопласта или пеноплекса, на них наносится толстый слой клея, полностью по площади, с тщательной промазкой всех швов и стыков. На клей сверху накладывается специальная армирующая сетка и снова промазывается клеем. Общая толщина финишного слоя клея может доходить до 15 мм.
  6. После полного высыхания клея стены можно покрасить, оштукатурить или отделать материалами для внутренней отделки помещений.

Важно: если в гараже планируется сооружение на стенах полок или стеллажей, необходимо заранее, до того, как приступать к утеплению, закрепить к стенам опорные элементы. Это могут быть деревянные бруски или металлические скобы.

Утепление крыши или потолка в гараже изнутри

Процесс напоминает утепление стен, но есть и некоторые отличия в зависимости от типа перекрытий :

  1. Крыша металлическая . Утепление производится полностью по той же технологии, что и утепление стен в металлическом гараже.
  2. Потолок из бетонных плит перекрытия . В обычном случае технология та же, что и утепление стен. Если планируется обшивать бетонный потолок отделочными материалами, необходимо предварительно закрепить к ним после укладки гидроизоляции деревянные лаги или металлические профили, между которыми уже укладываются плиты полиэтилена или пеноплекса. Листы отделки крепятся после укладки утеплителя к лагам или профилям саморезами.
  3. Деревянная крыша . В данном случае первым этапом также является укладка гидроизоляционной мембраны, которая крепится к элементам обрешетки с помощью строительного степлера. Затем с помощью саморезов с широкими шляпками к обрешетке крепятся листы пенопласта или пеноплекса, толщиной 10-15 см. Стыки задуваются монтажной пеной. При использовании пенопласта на утеплитель желательно уложить пароизоляционную мембрану, которая крепится к стропилам с помощью степлера. Затем, также к стропилам, набивается контробрешетка из деревянных досок или металлических профилей, к которой пришиваются листы материала внутренней отделки.

Важно: при утеплении крыши и стен гараж лучше использовать 2 слоя утеплителя, для того, чтобы уложить плиты внахлест и полностью закрыть стыковочные швы.

Специфика утепления гаража разными материалами

Для утепления гаража изнутри кроме пенопласта и пеноплекса используют и другие теплоизолирующие материалы :

  1. При утеплении железного гаража минеральной ватой , необходимо всегда использовать гидроизоляционную мембрану между стеной или крышей и слоем утеплителя. При этом необходимо оставлять воздушный зазор в 2-3 см. Кроме этого, сверху на минеральную вату обязательно укладывается слой пароизоляции, во избежание отсыревания материала. Плиты укладываются между металлическим или деревянным каркасом, который крепится к железной стене с помощью металлических болтов или сварки. Идеальным решением для утепления стен и крыши металлического гаража станет использование пенополиуретана или жидкого пенопласта. В таком случае нет необходимости использовать паро и гидроизоляцию.
  2. Гараж из бетонных блоков требует несколько меньший слой теплоизоляции, чем железный в силу наличия сопротивления холоду самого бетона. Его также можно утеплять с помощью минеральной ваты, с использованием гидро и пароизоляции. Ну и отличным решением станет напыление на все поверхности пенополиуретана.
  3. Кирпич , особенно пористый, имеет меньшую теплопроводность чем бетон, поэтому слой теплоизоляции может быть меньше в полтора раза. Отличным решением в гараже из кирпича станет теплоизоляция из минеральной ваты, в силу хорошей гигроскопичности кирпича.

Использование пенопласта и пеноплекса позволит значительно уменьшить время и объем работ при утеплении гаража. Легкость и простота монтажа позволяют осуществить этот процесс самостоятельно, без применения дорогостоящих материалов и инструментов.

При утеплении гаража своими руками необходимо помнить , о том, что без хорошей системы отопления теплоизоляционный слой не дает какой-то особой выгоды. В зависимости от площади и назначении гаража, могут применятся различные отопительные системы. Подробнее об отоплении гаража можно прочитать в статье « ».

В материале « » подробно рассказывается о таком важном моменте, как вентилирование гаража. Отсутствие должной вентиляции в гараже может привести к появлению грибков, плесени , повышенной влажности, что особенно критично для металлических устройств, коим является автомобиль.

Про утепление потолка в гараже изнутри своими руками посмотрите на видео:

Гараж – это дом для автомобиля, в котором на протяжении всего года должна поддерживаться оптимальная температура. Это необходимо, чтобы машина всегда находилась в исправном состоянии и чтобы хозяину гаражной постройки было комфортно работать в данном помещении. Именно для соблюдения этих условий и производится такая процедура, как утепление гаража. Многие автовладельцы решаются на то, чтобы утеплить свой гараж самостоятельно.

Но перед началом осуществления данного процесса необходимо ознакомиться со всеми нюансами процедуры, разновидностями материалов для утепления и подробным алгоритмом действий.

Особенности

Утепление представляет собой отделку стен различных частей гаражной постройки или ворот с помощью слоя материала, сохраняющего тепло внутри здания в зимнее время года и не допускающего излишнего нагревания гаража летом. Такая технология позволяет сохранять стабильный диапазон температур, что положительно скажется на работе автомобиля или других приборов, которые вы храните в данном помещении.

Утеплить гаражное помещение необходимо, потому что если этого не сделать, на поверхности автомобиля может образоваться конденсат – избыток влаги, который выделяется в результате контакта нагретой поверхности машины с холодным воздухом. Если данное явление будет происходить регулярно, то увеличивается риск возникновения коррозии на кузове авто, что может существенно сократить срок его службы.

Летом же неутепленный гараж сильно нагревается, что тоже способствует нарушению функций машины, ведь автомобиль нежелательно хранить при слишком высокой температуре. Даже показатель в +20 градусов является неблагоприятным.

Чтобы эффективно и дешево утеплить гаражную постройку своими руками, нужно учитывать ряд особенностей вашей постройки. К ним относятся:

  • Материал, из которого сделан гараж. Каждое сырье имеет разную стойкость к нагреванию охлаждению, обладает различной теплоемкостью и характеристиками. Поэтому одни строения требуют более плотного слоя утеплителя, а в случае с другими достаточно обойтись небольшими прослойками. Кроме того, гаражи из некоторых материалов, например, кирпичные строения, как правило, имеют стандартную небольшую толщину стен. Ворота часто делают из профнастила, который является еще менее стойким к температурным воздействиям.
  • Особенности конкретной зоны гаража, температуру в которой вы желаете стабилизировать. В различных зонах могут отличаться не только показатели термометра, но и влажность воздуха.
  • Обязательно следует разделять понятия утепления и вентиляции. Один процесс не должен нарушать другой. При этом обращайте внимание на планировку здания, особенно если гараж имеет нестандартные размеры.
  • Гаражные помещения можно утеплить своими руками только с внутренней или наружной стороны. Но идеальным является двухсторонний вариант утепления.
  • Немаловажным фактором является отапливаемость помещения. Для отапливаемых гаражей утепление осуществляется по особой технологии. Также может потребоваться иной тип материала.
  • Площадь гаражной конструкции также определяет фактор количества теплопотерь. Чем большие габариты имеет гараж, тем тщательнее его надо утеплять.

Выбор материала: разновидности

Чтобы самостоятельно оборудовать гаражное помещение теплоизоляционным строем, можно использовать огромное количество различных материалов. Каждый из них обладает уникальными особенностями, которые следует учитывать в процессе утепления.

Минвата

Минеральная вата – особый материал, который позволяет помещению «дышать» при наличии в нем теплоизоляционного слоя. Она представлена в виде матов различной толщины, который состоят из особых волокон, удерживающих тепло. Текстура покрытия зависит от места утепления, поскольку для внутренней отделки применяют мягкий материал, а для внешней – более жесткий. Подобный утеплитель имеет ряд положительных качеств:

  • универсальность использования (материал применяется для утепления различных поверхностей, включая стены, пол, ворота, различные перегородки);
  • низкий уровень теплопроводности;
  • демократичная цена.

Среди минусов утеплителя можно отметить невозможность его эксплуатации в условиях повышенной влажности. Под влиянием воды структура и теплоизоляционные свойства матов ухудшаются. Чтобы минвата не потеряла своих качеств, ее нужно защищать особым пароизоляционным слоем, который будет препятствовать воздействию влаги. Базальтовая разновидность материала считается самой многофункциональной и качественной. У нее наблюдается наилучший показатель теплопроводности. Также такие маты способны поглощать звуки.

Разновидностью минеральной ваты является такой материал, как стекловата, имеющая отличия в фактуре и жесткости. По сравнению с минватой, стекловата гораздо жестче, ее волокна имеют колкую текстуру, поэтому работая с подобными матами, следует надевать перчатки. Данный утеплитель является довольно дешевым, потому что он абсолютно не переносит воздействия влаги.

Если в процессе утепления на стекловату попадет вода, она уже будет непригодной для дальнейшей эксплуатации. Чтобы подобного казуса не произошло, следует тщательно изолировать маты фольгированным материалом.

Пенопласт

Утеплитель из пенопласта пользуется самым большим спросом для теплоизоляции гаражных помещений. Этот материал обладает множеством положительных характеристик:

  • Плиты из пенопласта очень просто монтировать. Они отлично поддаются нарезке с помощью ножовки или даже обыкновенного строительного ножа (если толщина материала небольшая).
  • Пенопласт не поддается процессам гниения.
  • Материал обладает устойчивостью к воздействию влаги.

К числу отрицательных качеств можно отнести горючесть материала. Поэтому нужно выбирать такие разновидности пенопласта, которые могут затухать самостоятельно. Обычно необходимо потушить источник пламени, а изделия из пенопласта спустя 4 секунды сами затухнут. Также подобный утеплитель не пропускает воздух. Пенопласт не подходит для утепления таких поверхностей, на которые часто попадают солнечные лучи, потому что под воздействием ультрафиолета материал склонен к крошению и приобретению желтого оттенка.

Пеноплекс

На смену традиционному пенопласту приходят модифицированные материалы. К ним относится такой утеплитель как пеноплекс. Он изготавливается на основе экструзии пенополистирола и применяется для утепления гаражных построек. Положительными свойствами материала являются:

  • высокая теплопроводность;
  • равномерные мелкие ячейки придают пеноплексу прочности;
  • материал очень легко самостоятельно монтировать;
  • с помощью пеноплекса можно утеплить гараж снаружи, потому что материал обладает низкой влагопроводимостью;
  • сырье не выделяет токсичных веществ в процессе горения.

Минусом пеноплекса является его неустойчивость к возгораниям.

Пенополиуретан

Пенополиуретан представляет собой материал для утепления, имеющий очень пластичную структуру и включающий в свой состав пузырьки воздуха. Его часто используют для гаражных построек, потому что он обладает рядом особых характеристик:

  • материал трудно поддается горению;
  • устойчив к воздействию агрессивных химических растворов;
  • такой материал способен долгое время прослужить в качестве теплоизоляционной прослойки;
  • не выделяет никаких вредоносных веществ и газов, что делает его безопасным для здоровья человека и экологически чистым;
  • подобный материал не боится воздействий влаги;
  • немаловажно, что на пенополиуретане не образуются грибок и плесень;
  • особым свойством является устойчивость материала к воздействиям мелких грызунов, ведь ногда в гаражах появляются мыши, но полиуретан обычно не подвергается воздействию их зубов;
  • срок службы пенополиуретана достигает 50 лет.

Среди отрицательных характеристик пенополиуретана можно выделить:

  • Неустойчивость к воздействию ультрафиолета. Чтобы обезопасить материал от пагубного влияния солнечных лучей, необходимо будет покрыть его поверхность специальной защитной краской.
  • Цена на подобный материал обычно высокая. Но с учетом срока службы и площади вашего гаража, вполне разумно выбрать данное сырье в качестве утеплителя.

Отражающая теплоизоляция

Сочетание в утеплителе вспененного пенополиуретана и отполированной фольги образует новый тип материала для теплоизоляции – отражающую теплоизоляцию. Толщина подобного утеплителя не превышает 5 мм, поэтому он продается в рулонах. К его основным плюсам относятся:

  • возможность проводить внутреннее утепление гаража без существенной потери площади;
  • материал соответствует высоким стандартам гигиены;
  • отражающая теплоизоляция трудно воспламеняется;
  • материал обладает небольшим весом, что весьма удобно при транспортировке и осуществлении монтажа своими руками.

Минусом подобного вида утепления является не полное, а лишь частичное устранение теплопотерь, поскольку пенополиуретан с фольгой не способны справляться со всеми типами потери теплоты.

«Теплая» штукатурка

Такой материал представляет собой особое сочетание наполнителей, в состав которых входят пенополистирол, опилки, вспученный вермикулит. Подобный материал обладает следующими достоинствами:

  • нет необходимости выравнивать перед монтажом утепляющего слоя;
  • штукатурка сочетается с основаниями из практически любых материалов благодаря высокому уровню адгезии;
  • с помощью пластичной структуры материала можно легко нанести его даже в труднодоступные участки гаража;
  • для подобного сырья не страшны воздействия плесени, грибка, а также мелких грызунов;
  • материал способен поглощать тепло и равномерно распределять его;
  • продукция подобного типа является экологически чистой;
  • такая штукатурка не подвержена горению.

Среди минусов теплой штукатурки можно выделить:

  • необходимо наносить на стены толстый слой такого материала, что способствует потере пространства;
  • из-за своей толщины и структуры теплая штукатурка склонна к тому, чтобы впитывать влагу;
  • также плотный слой будет дольше сохнуть на поверхности;
  • материал является довольно дорогим, поскольку он не очень давно появился на строительном рынке и представляет собой новшество утепления по сравнению с другими способами.

Теплоизоляционная краска

Многие ценят не только качество утеплителя, но и привлекательный внешний вид материала. Именно таким пользователям подойдет особая краска, в основе которой лежат акриловые полимеры, органические пигменты и синтетический каучук. Данное покрытие похоже на обычную краску, но оно обладает теплоизоляционными свойствами. Оно имеет пастообразную консистенцию, стандартный цвет состава – белый, но можно добавить в него любой колер. Главными плюсами подобного покрытия считаются:

  • возможность наносить материал на основу тонким слоем, которые не превышают 0, 4 см;
  • материал является полезным для утепления таких труднодоступных участков, на которых нет возможности укрепить рулонные утеплители;
  • краску можно наносить с помощью распылителя, данный способ позволяет равномерно покрыть поверхность;
  • хоть срок службы и зависит от толщины слоя, которым нанесен материал, теплоизоляционная краска будет выполнять свои функции на протяжении большого промежутка времени – до 40 лет;
  • состав представлен в различных вариациях. Это помогает выбрать разновидность краски для определенного температурного режима, в целом, диапазон температур колеблется от -70 до +260 градусов;
  • такой материал является устойчивым к воздействию ультрафиолетовых лучей;
  • состав, нанесенный на поверхность, устойчив к механическим нагрузкам.

Среди минусов материала можно выделить лишь его пожароопасность. Особой разновидностью материалов для утепления гаража является изолон. Он сделан на основе пенополиэтилена и представляет собой структуру с мелкими закрытыми ячейками. Такая структура сделана в виде полотен различной толщины. Одна из сторон некоторых моделей является фольгированной. К достоинствам изолона относится его устойчивость к воздействиям влаги и солнечных лучей.

Внутренняя отделка

Изнутри теплоизоляционным слоем снабжают различные поверхности гаражной постройки: горизонтальные и вертикальные, гладкие и рельефные, габаритные и небольшие, статичные и передвижные.

Но при отделке каждой из них важно учитывать ряд особых нюансов, которые не свойственны для других типов поверхностей. Это поможет быстро и качественно утеплить гараж.

Стены

Если вы решили обезопасить гаражную постройку от промерзания, утеплив стены изнутри, то процесс подобной отделки осуществляется следующим образом:

  • Очистите поверхность стен от загрязнений и жирных пятен.
  • Используя гипсокартон, изготовьте перегородку. Она образует каркас для теплоизоляционного материала. Для создания перегородки используют особые направляющие UD, которые крепятся с помощью дюбелей к полу и потолку. Затем через каждые 30 см в стену устанавливаются CD профили.
  • В дополнение к листам гипсокартона можно использовать также асбестоволокно, огромным плюсом которого является стойкость к воздействию огня.

Но если вы выбрали асбестоволокно, устанавливайте профили каркаса с более частым шагом, поскольку волокно является довольно хрупким материалом.

  • Когда каркас сделан, нужно добавить в промежутки между перегородками слой утеплителя. Удобнее всего укладывать такой материал, как стекловата, которая с помощью особых гаков прикрепляется к поверхности.
  • После слоя стекловаты нужно создать пароизоляционный слой. Для этого берется специальная мембрана и накладывается вплотную к утеплителю.
  • С внешней стороны нужно оштукатурить гаражную «коробку» теплой штукатуркой. Она защитит стены от перемерзания и чрезмерного увлажнения. Взамен штукатурки можно взять краску-теплоизолятор.
  • Необходимо обустроить в гараже вентиляцию, которая будет рассчитана на интенсивный воздухообмен.

Если поверхность стен сделана из железа, то наиболее оптимальным является их утепление пенополиуретаном. Также подойдет краска-утеплитель с жидкой текстурой. С помощью особых пеногенераторов производится жидкий пенопласт. Он меняет свое агрегатное состояние, когда его наносят на стену, становясь твердой коркой.

Также можно утеплить железный гараж с помощью пенопласта. Данный материал крепится к стенам с помощью клея. Процесс осуществляется в несколько этапов:

  • железная поверхность очищается и обезжиривается;
  • листы пенопласта нарезаются до необходимых размеров;
  • утеплитель крепится на клей к поверхности стен;
  • щели заделываются с помощью монтажной пены;
  • при желании подобный теплоизоляционный слой можно покрасить.

Пол

Чтобы утеплить пол в помещении гаражного типа, необходимо сделать стяжку, используя такие материалы, как песок, щебень, керамзит для дополнительной теплоизоляции. Чтобы утеплить данную поверхность, необходимо следовать определенному алгоритму действий:

  • Обустройство подушки из щебня и песка. Щебневый слой насыпается толщиной 10 сантиметров. Затем накладывается слой песка, его толщина может варьироваться от 5 до 10 см. Слои нужно полить водой и провести утрамбовку с помощью виброплиты.
  • Гидроизоляция на полу создается с использованием рубероида или полиэтилена, который равномерно укладывается на основание. Важно, чтобы концы полиэтиленового полотна заходили на стены на высоту от 10 до 15 см.
  • На пленку засыпается и трамбуется десятисантиметровый слой керамзита.
  • Внахлест кладется пароизоляционный полиэтиленовый слой.

  • На подставки из дерева или кирпича укладывается армирующая сетка. При этом размер ячеек должен быть 10х10 см.
  • Далее происходит установка маяков и их фиксация с помощью цементно-песчаного раствора.
  • На финальной стадии происходит замешивание цементно-песчаного раствора, в который входят 1 часть воды и цемента и 4 части песка.
  • Состав с помощью лопат накладывается на пол и впоследствии выравнивается с помощью правила и обрабатывается виброплитой.
  • Чтобы в стяжке удерживалась влага, ее накрывают пленкой. Готовой к эксплуатации поверхность будет спустя 28 дней.

Крыша

Основное число гаражей оснащено односкатной крышей, которая должна быть утепленной, потому что именно она в наибольшей степени подвергается воздействию различных осадков. Но при утеплении данного перекрытия важно учитывать материал, из которого оно изготовлено. К деревянной конструкции с помощью гвоздей и дюбелей обычно крепится пенопласт.

Если покрытие сделано из бетона, то к нему необходимо прикрепить особый каркас, сделанный с помощью саморезов и уголков. В каркас закрепляется пенопласт, при этом используется клейкая лента, и пластины утеплителя плотно прижимаются к потолку.

Если утеплитель содержит в своей основе волокна, то со стороны крыши необходимо положить гидроизоляционный слой, а со стороны потолка – пароизоляционный. Чтобы продлить срок службы утеплителя, поверхность обрабатывается особыми антисептическими красками.

Потолок

Также крышу утепляют пенополистиролом со стороны потолка. Сам процесс утепления происходит по следующей схеме:

  1. поверхность потолка необходимо тщательно очистить и обезжирить;
  2. осуществляется грунтовка потолка;
  3. плиты необходимо приклеить к потолку и выровнять правилом;
  4. необходимо осуществить дополнительное крепление с помощью дюбелей;
  5. для дополнительной связи между плитами необходимо крепить стрепянку;
  6. далее происходит нанесение штукатурного слоя;
  7. исходя из личных пожеланий, можно осуществить его дополнительное окрашивание.

Другой подходящий материал для утепления потолка – пенофол. Создать теплоизоляцию пенофолом самостоятельно довольно просто из-за легкого веса материала и его небольшой толщины.

Дверь, ворота

Гаражные ворота чаще всего являются раздвижной конструкцией из металла, в которую встроена небольшая дверь. Через ворота проходит наибольшее количество тепла, поэтому утеплять их стоит в обязательном порядке. Чтобы это сделать, можно использовать обыкновенный пластик или ткань с большой плотностью. Процесс осуществляется следующим образом:

  1. Пленка из плотного полиэтилена нарезается полосами, длина которых не доходит до пола гаража на 1 см. Ширина отрезков должна быть от 20 до 30 см.
  2. Для крепления полос необходимо установить рейку из дерева.
  3. Полосы полиэтилена крепятся внахлест на 1,5-2 см. Это обеспечивает отсутствие щелей, через которые проникает холодный воздух.

Наиболее пригодный материал для утепления гаражных ворот – пенопласт. Им заполняется установленная заранее обрешетка. С помощью клейкой ленты и резиновых уплотнителей устраняются зазоры, которые могут пропускать сквозняки.

В местах, где утеплитель будет соприкасаться с поверхностью основания, часто образуется коррозия, поэтому необходимо заранее нанести на поверхность полотен особый антикоррозийный состав. Завершающим этапом является крепление гидроизолирующего каркаса из гипсокартона, который предварительно грунтуют.

Внешнее оформление

Многие предпочитают утеплять гаражные конструкции исключительно с внешней стороны. Такие пользователи считают, что внутреннее утепление существенно скрадывает пространство помещения. Также отличительным признаком внутренней отделки является выброс едких веществ и газов от некоторых утеплителей.

Если вы решили утеплить гараж снаружи, то можно дополнительно оформить сооружение с помощью интересной отделки, которая не только украсит облик сооружения, но и поможет противостоять факторам окружающей среды, влияющим на состояние теплоизоляционного слоя.

Наиболее популярно оформление гаражной конструкции с помощью теплоизоляционной краски нужного оттенка. Ей покрывают ворота. Но если гараж большой и помимо ворот имеются еще и открытые участки стены, которые можно отделать другими материалами. Наиболее популярным, практичным и интересным вариантом является отделка сайдингом.

Подвал

Во многих гаражах имеется подвал, который часто выполняет функцию погреба. Данную зону помещения следует правильно утеплить, потому что в нем имеется особый микроклимат. Одним из востребованных материалов для утепления подвальных помещений является полистирол. На подготовительной стадии работ необходимо тщательно очистить подвал от пыли и грязи.

Поверхность стен в погребе необходимо выровнять с помощью шпаклевки и грунтового раствора, который также защитит от возможного возникновения грибка. С помощью пульверизатора важно увлажнить поверхность утеплителя и основания. Между стеной и утеплителем необходимо создать особую вентиляционную прослойку.

  • С помощью клеевого раствора. Она размешивается в специальной емкости и наносится на стены точечным способом – путем образования пятен на расстоянии 0,2 м. При помощи кельмы наносится еще один слой клея. Лист необходимо приложить к поверхности стены простучать ладонью.
  • Грибковый метод предполагает использование дюбелей. Также необходимо использовать тарельчатые пластиковые саморезы. В полистироле и стене дрелью делаются сквозные отверстия. Необходимо оставить в углах отступы длиной от 100 до 150 мм. Длина саморезов должна выбираться с прибавлением к толщине пластин полистирола еще 40-50 мм. Щели между плитами необходимо заделать через 5 суток с помощью монтажной пены.

На последней стадии выполняется отделка помещения, для которой используется штукатурка или акриловые составы.

Не следует заделывать абсолютно все отверстия для вентиляции помещения. Это может существенно осложнить дальнейшую эксплуатацию гаража и даже нанести вред вашему здоровью. Из-за отсутствия даже минимального проветривания в гаражной постройке будут накапливаться вредные газообразные вещества.

  • Утепляя пол, можно создать склон, чтобы вода лучше стекала.
  • Когда вы создаете штору из полиэтиленовых полос, не стоит делать их слишком узкими, потому что они будут цепляться за автомобиль.
  • Учитывайте, насколько вредным является утеплитель. Некоторые материалы токсичны, поэтому их рекомендуется использовать снаружи, а не внутри помещения.
  • Чтобы утеплить бетонную крышу снаружи, лучше всего использовать экструдированный полистирол.

  • При утеплении двери и ворот гаража не забудьте нарезать материал с учетом отверстий для замка.
  • Взамен гипсокартону можно использовать панели ОСБ небольшой толщины.
  • Если в процессе утепления пеной вам необходимо делать перерывы на сутки, то лучше использовать строительный пистолет, с помощью которого можно возобновлять работу с составом спустя некоторое время.
  • Чтобы создать дополнительное утепление по контуру дверного проема, можно использовать рольставни.
  • При утеплении минеральной ватой помните, что минимальная толщина теплоизоляционного слоя должна составлять 100 миллиметров.

Продлить жизнь автомобиля поможет утепление гаража изнутри своими руками. Необходимость в проведении подобных работ возникает через резкие температурные колебания, которые приводят к появлению конденсата. Накопившаяся влага оседает на машине, приводит к нарушению антикоррозийного покрытия. Для предотвращения таких ситуаций необходимо утеплить гараж или провести монтаж отопительной системы.

Зачем утеплять стены

Ограждающие конструкции постройки для автомобиля делают из крупноблочных материалов, например, шлакоблока или газоблока, реже из кирпича. В зависимости от способа укладки изделий толщина таких стен будет колебаться от 12 до 30 сантиметров. Такой ширины недостаточно для защиты помещения от проникновения холодного воздуха. Даже при устройстве отопительной системы разница между температурой воздуха снаружи и изнутри здания приведёт к возникновению конденсата.

Искусственно повышать температуру в гараже до высоких показателей нет необходимости. После попадания машины с холодной улицы в тёплое помещение на её поверхности непременно появится конденсат, что приведёт к коррозии металла. Теплоизоляция гаража должна подбираться и укладываться таким образом, чтоб разница в температурах в помещении и за окном была минимальной. Оптимальными показателями для автомобиля считается +5 градусов.

Обратите внимание! Во время утепления ограждающих конструкций автолюбители заделывают все щели, в том числе вентиляционные отверстия. Забивать вытяжные трубы запрещено, они используются для отвода накопившейся влажности, помогают удалять из помещения угарные газы.

Виды теплоизоляционных материалов для стен гаража

На современном строительном рынке существует огромный выбор утеплителей. Рассмотрим характеристики самых популярных теплоизоляционных материалов:

  1. Минеральная вата поставляется в магазины в виде жёстких матов с плотностью до 240 кг/м3. Такие изделия характеризируются высокой устойчивостью к возгоранию, хорошо пропускают сквозь свою структуру водяной пар (дышат). Единственным минусом использования базальтовой ваты считается необходимость в устройстве пароизоляционной плёнки, которая предохранит изделие от намокания. Под воздействием влаги утеплитель теряет свои свойства.
  2. Стекловата считается более дешёвым аналогом минваты. Такие изделия состоят из жёстких и колких волокон, поэтому работать с утеплителем нужно в очках и рукавицах. После намокания маты сбиваются, становятся тяжёлыми, поэтому стекловату нужно защищать от проникновения влажности укладкой специальных плёнок или фольги.
  3. Пенопласт считается самым удобным в использовании теплоизоляционным материалом. Изделия не боятся сырости, легко режутся на куски обычной ножовкой, имеют доступную стоимость. Утепление гаража может производиться при помощи аналога пенопласта, пенополистирола, который прослужит до 40 лет. Основными недостатками рассматриваемых изделий считается горючесть, низкая устойчивость к воздействию солнечных лучей. Незащищённый штукатуркой пенопласт желтеет и крошится.
  4. Ещё один утеплитель для гаража, тёплая штукатурка состоит из вермикулита или шариков пенопласта. Такие материалы обладают хорошими теплоизолирующими качествами, но для получения максимального эффекта на стены нужно нанести толстый слой раствора.

Утепление стен изнутри

Выбор утеплителя, а также технология утепления ограждающих конструкций будет зависеть от материала, из которого изготовлены ограждающие конструкции. Многих автолюбителей интересует вопрос о том, как утеплить кирпичный гараж. Для начала необходимо очистить поверхность от пыли и загрязнений, смонтировать каркас, в который будет укладываться теплоизоляция.

Обрешётку делают из профиля для гипсокартона. Направляющие закрепляют на стене дюбелями, которые вбивают через каждые 30 сантиметров. Расстояние между направляющими должно соответствовать ширине плит утеплителя. Для финишной отделки стен можно использовать листы гипсокартона или асбестоволокно. Лучше применять последние изделия, ведь они обладают высокой степенью огнестойкости по сравнению с аналогичным материалом.

Совет! Асбестоволокно достаточно хрупкое, для предотвращения его разрушения в результате различных механических воздействий уменьшите шаг между направляющими каркаса.

Утепление стен гаража изнутри проводится с использованием минеральной ваты или других изделий выполненных в виде плит. В этом случае маты вставляют между направляющими, их положение фиксируют при помощи специальных крючков. После этого приступают к монтажу пароизоляционной мембраны, которая должна стыковаться с ватной теплоизоляцией.

Утепляем гараж и с внешней стороны, используя для этого тёплую штукатурку или специальную краску. Проведение подобных работ сдвигает точку росы, что позволит защитить стены от проникновения влаги и дальнейшего промерзания. Хозяин постройки должен провести монтаж принудительной вентиляции. Такая система рассчитывается на интенсивный воздухообмен.

Для изоляции металлических стен подойдёт утепление гаража пенопластом. Плиты пенополистирола закрепляются на базовой поверхности при помощи клеевой смеси. Для надёжной фиксации теплоизоляции необходимо предварительно очистить и обезжирить металл. Листы закрепляют на стенах с совмещением швов, в зазоры заливают монтажную пену. Пенопласт подвергается горению, поэтому на его поверхность нужно нанести тонкий слой штукатурки.

Стены гаражей из металла часто утепляют вспененным полиуретаном или специальной краской. При наличии пустот между каркасом утепление проводится при помощи пеноизола. Жидкая масса проникает внутрь стены через специальные отверстия. Пена хорошо цепляется за окружающие поверхности, затвердевает, превращаясь в качественную и надёжную теплоизоляцию.

Как утеплить гаражные ворота

Не все знают, как правильно утеплить гараж изнутри. Эффективной и надёжной теплоизоляции стен будет недостаточно, ведь значительное количество тепла уходит через ворота. Отсутствие изоляции в этой конструкции не позволит прогреть гараж до необходимых температурных показателей. На начальной стадии работ в одной из створок проделывают отверстие и вставляют двери. Для уменьшения потерь тепла в этом месте закрепляют занавеску из плотной ткани.

Изолировать всю плоскость ворот поможет прозрачная полиэтиленовая плёнка с минимальной толщиной 0,8 миллиметра. Этот материал нарезают на полоски шириной в 20-30 сантиметров и закрепляют над проёмом, таким образом, чтоб нижний край не доходил до поверхности пола на 1-2 сантиметра. Полосы закрепляют на деревянном брусе при помощи скоб степлера. Такой утеплитель весьма эффективен – при въезде в гараж водитель будет видеть окружающее пространство. Кроме этого узкие полоски полиэтилена будут плавно обтекать автомобиль, и возвращаться в первоначальное положение.

Некоторые автолюбители осуществляют утепление ворот гаража изнутри пенопластом. Для этого во внутренней стороне конструкции монтируют обрешётку из деревянных брусков и заполняют пустоты плитами пенополистирола. Для предотвращения проникновения холодного воздуха сквозь зазоры, места стыкования теплоизоляции проклеивают скотчем.

Для устранения сквозняков, проникающих через ворота необходимо заменить резиновые уплотнители. В местах соприкосновения теплоизоляции с поверхностью металла образуется конденсат. Для предотвращения разрушения сталь обрабатывают краской или другим антикоррозийным составом. Гидроизоляционные вещества наносятся и на другие поверхности.

Деревянные направляющие элементы каркаса покрывают грунтовкой или разогретой олифой, что предохранит материал от гниения и воздействия грибка. После укладки пенопласта проводится зачистка поверхности. Отделка ворот для гаража выполняется плитами ОСП или тонкими досками. Использовать для этого влагостойкие изделия, например, ГКЛ, не желательно.

Как утеплить крышу на гараже

Если постройка для автомобиля стоит отдельно от жилого дома или вспомогательных зданий, кроме стен придётся утеплять и крышу. Это связано с тем, что тёплый воздух намного легче холодного, он будет подниматься вверх и растапливать снег, что приведёт к резкому перепаду температур и образованию конденсата. Мы ознакомились, как правильно утеплить гараж с внутренней стороны, но процесс изоляции стен немного отличается от утепления кровли.

При наличии дощатого потолка в качестве утеплителя используются плиты пенопласта. Подобные изделия скрепляются с основанием при помощи пластиковых дюбелей, зонтиков или обычными гвоздями. После этого теплоизоляцию перекрывают листовыми материалами, например фанерой. Такие изделия фиксируются при помощи длинных шурупов.

Если стены гаража накрыты бетонной плитой, необходимо смонтировать деревянный или металлический каркас из алюминиевого профиля. Направляющие прикрепляются к базовой поверхности саморезами, которые закручивают в пластмассовые дюбеля. После установки каркаса укладывают плиты пенопласта. Места стыкования материала заделывают скотчем, далее теплоизоляционный пирог прижимается обшивкой.

Важно! Пенопласт считается лучшим материалом для теплоизоляции крыши. В случае использования минеральной ваты понадобится дополнительная укладка полиэтиленовой плёнки и пароизоляции.

Утепление пола

Если в гараже имеется погреб для хранения консервации, овощей и фруктов в утеплении пола нет необходимости. При отсутствии подобного подземного помещения утепление проводится в обязательном порядке. Проще всего утеплить пол при помощи плит пенопласта. Весь рабочий процесс сводится к следующему:

  • пылесосим основание, очищаем от загрязнений;
  • укладываем на основание рубероид или полиэтиленовую плёнку;
  • закрепляем листы пенопласта максимальной плотности (толщина пирога не меньше 10 сантиметров);
  • укладываем гидроизоляционный материал и армирующую сетку;
  • устанавливаем маяки и заливаем выравнивающую стяжку.