Производственный процесс

Когда объединились рпц и рпцз. Власовская рпцз предлагает для россии украинский сценарий декоммунизации

Источник: Данилова В.Е. Итоги объединения РПЦ МП и РПЦЗ: проблемы и перспективы. //Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V. 300 лет в составе России. Сборник материалов международной практической конференции, посвященной 300-летию вхождения территории Юга Сибири в состав России. Минусинск, 11-14 декабря 2007г. - Красноярск: 2008. - С. 213-218.

Объединение двух церквей, произошедшее 17 мая 2007 г., вызвало огромный интерес у российской общественности. Однако, несмотря на это, в СМИ были представлены только самые общие моменты объединения. Кроме того, после этого события образовался информационный вакуум, за процессом почти перестали следить. Данная статья призвана заполнить этот вакуум и придать новые аспекты и смыслы процессу объединения двух церквей.
Первый этап объединения - попытки начать переговоры (1988-1997 гг.). Для начала объединения необходимо было пройти сложный путь диалога. Первый шаг сделала Русская православная церковь Московского патриархата, после ослабления и, в I дальнейшем, падения советского режима. Поместный Собор Русской православной 1 церкви Московского патриархата (РПЦ МП) призвал представителей Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) к диалогу 1 .
Но, как известно, выработанные стереотипы отношения к советскому государству и российскому православию стали препятствием для установления диалога. РПЦЗ потребовала от иерархов РПЦ МП принятия целого ряда важных политических решений для начала восстановления отношений, в частности, отречения от т. н. «сергианства», т. е. официального покаяния в грехах сотрудничества с советской властью, а также официального прославления новомучеников российских (РПЦЗ канонизировала их в 1981 г.) 2 . Другим важным условием был отказ от экуменизма, в который I РПЦ МП была втянута властью в советскую эпоху. Эти требования, как и характер их предъявления, на тот момент были совершенно неприемлемы для иерархов РПЦ МП.
213
Только в 1993 г., после того как сформировалась новая государственность России, в частности, была принята Конституция, начались регулярные встречи между представителями РПЦ МП во главе с архиепископом Берлинским и Германским Феофаном и клириками Берлинской епархии РПЦЗ во главе с архиепископом Марком (Арндтом). Стороны попытались нащупать пути к диалогу, стали проводить встречи. Всего прошло девять таких встреч. Однако тогда стороны смогли договориться только о признании отсутствия между ними догматических разногласий 3 . Проблемы, препятствующие признанию друг друга и возможному воссоединению, так и остались нерешенными. Несмотря на провал основной части переговоров, они все-таки имели и положительное значение - после них руководство РПЦ МП стало, наконец, предпринимать конкретные шаги, которые привели к последующему сближению с РПЦЗ.

Завершающий этап воссоединения двух церквей. 2000-2007 гг.

Возобновление диалога на рубеже XX-XXI вв. было связано с важными политическими решениями, принятыми на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 г. в Москве.
Собор принял ряд важных документов 4 , в которых четко обозначил позицию РПЦ МП по отношению к светской власти, экуменизму и инославным вероисповеданиям, а также прославил сонм новомучеников и исповедников российских - всего 1608 чел. 5 Таким образом, были заложены прочные основы для диалога между двумя церквями.
Началу диалога способствовало и избрание нового Первоиерарха РПЦЗ - митрополита Лавра [Шкурло). В 1990-х гг. он, тогда еще архиепископ Сиракузский, ежегодно посещал Россию с частными визитами для паломничества по святым местам, со многими из иерархов РПЦ МП он был знаком лично и даже неофициально принимал их в своей резиденции. Поэтому митрополит Лавр (Шкурло) был лично заинтересован в диалоге двух церквей. После свое интронизации митрополит Лавр [Шкурло) заявил о необходимости смены курса по отношению к РПЦ МП и восстановления отношений с ней 6 .
В ноябре 2003 г. по приглашению Московского Патриархата в Москву приехала делегация РПЦЗ, в том числе давний участник переговоров и сторонник сближения архиепископ Берлинский и Германский Марк.
Через месяц, убедившись в серьезности намерений РПЦ МП, Архиерейский Собор РПЦЗ (13-17 декабря 2003 г.) поставил вопрос о каноническом единстве.
Вслед за усилиями обеих церквей были созданы комиссии для решения накопившихся за годы разделения проблем. Заседания комиссий состоялись в Мюнхене (14-17 сентября 2004 г.), в Москве (17-19 ноября 2004 г.), в окрестностях Парижа (2-4 марта 2005 г.), в Москве (26-28 июля 2005 г.), в Наяке (штат Нью-Йорк) (17-20 февраля 2006 г.), вновь в Москве (26-28 июня 2006 г.) и в Кельне (24-26 октября 2006 г.). В процессе личного общения члены делегации РПЦЗ смогли убедиться в искренности и откровенности иерархов РПЦ МП, что способствовало успеху диалога.
Заинтересованность в диалоге и скорейшем урегулировании спорных вопросов проявила и российская власть. В ходе своего визита в Москву в мае 2004 г. глава РПЦЗ и патриарх Алексий II встретились с президентом России В.В. Путиным в Ново-Огарево (под Москвой). Президент дал понять, что государство заинтересовано в диалоге и восстановлении отношений двух церквей и что ни государство, ни РПЦ МП не будут претендовать на собственность РПЦЗ (имущественный вопрос был одним из главных препятствий на переговорах 7).
Комиссии закончили свою работу в ноябре 2006 г. Итогом их работы стал «Акт о каноническом общении», одобренный Синодами обеих церквей.
214
Воссоединение двух церквей - это целая веха в истории развития православия в мире. Произошло множество изменений в жизни этих двух церквей. В частности, можно отметить следующие:
1. 17 мая 2007 г. в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. После подписания состоялось первое совместное богослужение.
2. Патриарх Алексий II поднял на новый уровень свой авторитет в православном мире.
3. Произошедшее объединение стало не упразднением РПЦЗ, а приданием ей нового статуса - т.н. «самоуправляемой церкви», т.е. автономии внутри РПЦ МП. Новый статус РПЦЗ не является исключительным; согласно гл. VIII Устава Русской Православной Церкви, к числу таких церквей уже относятся: Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдовы, Эстонская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь 8 .
4. Неясной осталась судьба тех приходов, которые РПЦЗ успела создать на канонической территории РПЦ МП начиная с 1990 г. (в России сегодня таких приходов 18, большинство из них (14) находятся в Сибири). Остались нерешенными также вопросы о статусе приходов РПЦЗ в России и на Украине, а также о принадлежности ряда монастырей и земельных участков в Палестине. Возможно, что они постепенно перейдут в собственность РПЦ МП.
5. Было восстановлено молитвенное и евхаристическое общение между двумя церквями. Имя предстоятеля РПЦ МП теперь упоминается во время богослужений. Но РПЦЗ сохранила имущественную, судебную, законодательную и иную самостоятельность. Единственные ограничения касаются административной и судебной власти. Избрание архиереев (включая предстоятеля) РПЦЗ будет утверждать патриарх Московский и всея Руси, а священники, имеющие порицания в РПЦ МП, не будут больше приниматься в РПЦЗ. Должны согласовываться решения о создании или упразднении епархий РПЦЗ. Высшей апелляционной инстанцией для недовольных решениями высшей церковно-судебной власти РПЦЗ стал Московский Патриархат. В то же время РПЦ МП не прекратила практику участия в межконфессиональных встречах.
6. Объединение двух церквей обострило соперничество Константинопольского и Московского патриархатов 9 . Константинопольский патриархат является первым по чести среди других Поместных церквей, но Московский патриархат по числу клира, прихожан, храмов и т. д. превосходит остальные православные церкви.
7. Объединение РПЦ и РПЦЗ усилило влияние Московской патриархии и православия в целом в европейских странах, традиционно исповедующих католицизм и протестантизм. Поэтому Римско-католическая церковь, столкнувшаяся с секуляризмом в Европе, попытается опереться на РПЦ МП и ее заграничные приходы, а не конкурировать с ними.
8. Ключевую роль в ускорении объединительного процесса сыграл российский президент, в 2003 г. посетивший Нью-Йорк и встретившийся с митрополитом Лавром. Именно он 24 сентября 2003 г. передал митрополиту Лавру письмо от патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Поэтому объединение двух церквей способствовало укреплению государственной власти и национального престижа России в мире.
Однако произошедшее объединение двух церквей имело не только позитивные, но и негативные последствия. Отрицательно к диалогу двух церквей и последовавшему объединению отнеслись многие иерархи РПЦЗ. Развитие диалога способствовало расколам в РПЦЗ.
215
В духовенстве РПЦЗ неоднократно высказывались мнения о том, что не стоит торопиться в сближении с РПЦ МП, что объединение уже объективно не нужно, так как прихожане РПЦЗ за прошедшие десятилетия адаптировались к жизни за пределами России. Эту позицию четко озвучил епископ Ирийский Даниил, викарий Председателя Архиерейского Синода, окормляющий единоверцев в РПЦЗ: «Ставши независимыми от церкви в России, мы не перестали быть православными; в случае объединения с Патриархией мы не стали бы православными, так как никогда не переставали ими быть» 10 .
Но были и такие иерархи, которые настойчиво требовали «покаяния» от РПЦ МП за годы сотрудничества с советской властью перед началом диалога. Иначе, по их мнению, диалог привел бы к капитуляции РПЦЗ перед «Церковью Антихриста». Как только Первоиерарх митрополит Лавр заявил о необходимости начать диалог по сближению с РПЦ МП, часть непримиримо настроенных по отношению к РПЦ МП иерархов вышла из состава РПЦЗ. В результате расколов появились РПЦЗ (В) 11 . В связи с этим РПЦЗ, находящуюся под руководством митрополита Лавра, принято обозначать как РПЦЗ (Л).
Исследователи прогнозировали, что в ближайшее время могут произойти и другие расколы внутри РПЦЗ и даже РПЦ МП. После того как был подписан «Акт о каноническом общении», было совершено несколько провокаций, направленных на раскол внутри РПЦ МП и РПЦЗ. К таким провокациям относятся: Обращение епископа Анадырского и Чукотского Диомида 12 в марте 2007 г.; заявление епископа Ирийского Даниила от 15 июня 2007 г., опровергнутое впоследствии им самим. Но оказалось, что некоторые такие выступления либо на самом деле не имели места, либо имели целью выразить недовольство конкретного иерарха решением других, не связанных с объединением двух церквей, вопросов.
Административные меры коснулись только епископа Южноамериканской епархии РПЦЗ (Л) Агафангела (Пашковского), который отказался признавать «Акт о каноническом общении» и после этого был запрещён в служении Архиерейским Синодом РПЦЗ (Л).
Однако существующие оппозиционные к РПЦЗ (Л) иерархи могут в самое ближайшее время предъявить иски на имущество РПЦЗ (Л). К моменту объединения в РПЦЗ (Л) в мае 2007 г. насчитывалось 8 епархий и более 300 приходов 13 . После объединения РПЦЗ (Л) для нее сохраняется вероятность потери части приходов и имущества, так как оно закреплено за приходскими общинами, а не за самой церковью. Такие заявления уже сделало «Общество ревнителей памяти основателя РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого)» во главе со своим лидером профессором Евгением Магеровским 14 . Они намерены судиться с Синодом РПЦЗ (Л) за здание Синода, за крупнейший монастырь РПЦЗ (Л) в Джорданвилле, за величественный кафедральный собор в Сан-Франциско и за старинные монастыри в Святой земле.
Однако кончина главного виновника раскола РПЦЗ митрополита Виталия в 2007 г. изменила состояние РПЦЗ (В), и она начала разлагаться. Часть ее приходов начала добровольно переходить под юрисдикцию РПЦЗ (Л), оставшаяся часть, возможно, перейдет под юрисдикцию греческих православных старостильных церквей. Таким образом, единственной легитимной и жизнеспособной структурой русского православия за рубежом осталась РПЦЗ (Л), возглавляемая митрополитом Лавром (Шкурло). Поэтому, возможно, РПЦЗ (Л) после объединения все-таки не только не потеряет свои приходы, но и вернет обратно утраченные во время диалога с РПЦ МП.
Ввиду возможности расколов данное объединение двух церквей на конфедеративной основе оказалось наиболее эффективной моделью развития РПЦЗ (Л) и РПЦ МП. Произошедшее объединение, безусловно, способствует возрождению правосла-
216
вия в России и оздоровлению российского общества. По мнению историка, религиоведа, профессора МГИМО Андрея Зубова 15 , русское зарубежье представляет тип русского человека, не испорченного «советчиной», живущего ради высоких идеалов отечества, веры, сохранения своей культуры. РПЦЗ известна своим внутренним демократизмом в общении прихожан и иерархов, уважением разных мнений. РПЦ МП имеет другой опыт - опыт сопротивления тотальному злу, опыт мученичества в условиях гонений. Поскольку главным в произошедшем объединении было восстановление духовного общения (молитвенного и евхаристического), а не устранение юридических различий, то положительный опыт обеих церквей поможет сгладить их отрицательный опыт. Об этом свидетельствует и характер внутреннего устройства РПЦЗ после объединения двух церквей - была сохранена максимально возможная автономия в административных и др. вопросах.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II войдет в историю как предстоятель, который не только не позволил расколоться РПЦ внутри России, что предсказывали в начале 1990-х гг. 80 % аналитиков, но смог, напротив, добиться объединения.
Объединение двух церквей ознаменовало новый этап в мировом процессе развития православия - оно может дать толчок к устранению существующих расколов в других Поместных церквях. Объединение усилило позиции РПЦ МП в православном шире, так как исчезла конкуренция и противодействие со стороны РПЦЗ, и ослабило претензии Константинопольского патриархата на лидерство в православном мире. Поскольку РПЦ МП не отказалась от участия в межконфессиональных встречах, то выросли и ее авторитет как участника таких встреч, и возможности расширения своего влияния. Как показали недавние события в г. Равенне 16 , православно-католический диалог невозможен без участия РПЦ МП. Усиление РПЦ МП очень важно, так как она радеет за более демократическую модель взаимодействия православного мира и Римско-католической церкви в отличие от той, к которой стремится Константинопольский патриархат.
Активное вмешательство светской власти в переговорный процесс было воспринято в РПЦЗ неоднозначно. С одной стороны, существовали опасения повторения «сергианства» со стороны действующей светской власти в случае объединения. С другой стороны, демонстрируя симпатии государственной власти к православию, В.В. Путин в глазах русских эмигрантов и россиян как бы стал воплощать в себе роль православного монарха в делах церкви, символизировать единство нации и церкви, «собирателя русских людей и церкви» 17 . Ведь начало разделению Русской православной церкви в 1920-х гг. было положено разделением всего русского народа.

ПРИМЕЧАНИЯ
1 См. обращение Поместного собора РПЦ МП «К чадам, не имеющим канонического общения с Матерью-Церковью».
2 «Юбилейное Послание Архиерейского Собора к пастве Русской Православной Церкви» 1988 г. гласит: «Пока церковное возглавление Московской Патриархии поражено безгласностью и не может говорить правды... мы - единственные русские епископы, голос которых может и должен быть и является свободным голосом многострадальной матери Церкви... говорящие правду о положении верующих на родине... сохранившие канонический строй управления Церковью... дерзнувшие прославлять новых мучеников и исповедников нашей Церкви».
3 В совместном заявлении участников девятого собеседования, прошедшего в декабре 1997 г., было отмечено: «Мы согласны в том и отмечаем; что благодатность таинств, священства и церковной жизни не должна ставиться под вопрос... Если в настоящий момент нет евхаристического общения клира Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, то этим не утверждается «безблагодатность» другой стороны».
217
4 См. «Социальную концепцию» РПЦ МП и «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию» (прим. авт.).
5 Случаи повторной канонизации святых РПЦ и РПЦЗ. Справка на: http://www.rian.ru/spravka/20070517/65641878.html
6 Неоправданный пессимизм: о судьбе РПЦЗ после воссоединения. http://www.st-tatiana.ru/ctext/30055.html
7 Протоиерей Петр Перекрестов. Кормчий Церкви и тогда, и теперь - всемогущий Дух Божий. 25 вопросов о процессе восстановления единства Русской церкви. http://tatiana.ru/text/29915.html
8 См. Устав РПЦ МП.
9 Отношения Москвы с Ватиканом и Константинополем сплелись в один клубок. http://www.regions.ru/news/2109475/print/
10 Епископ Даниил Ирийский (РПЦЗ): Объединение с Московской патриархией означает самоупразднение Зарубежной Церкви. http://portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=15172
11 В 2001 г. В РПЦЗ произошел раскол в связи с избранием митрополита Нью-Йоркского и Восточно-Американского Лавра в качестве Первоиерарха и председателя Архиерейского Синода РПЦЗ. Предыдущий глава РПЦЗ митрополит Виталий (Устинов) и под давлением своего окружения не признал избрания митрополита Лавра, удалился в г. Мансонвиль при участии епископа Варнавы (Прокофьева) создал РПЦЗ(В).
12 Заявление Преосвященнейшего Даниила, Епископа Ирийского за 12 дней до унии с МП. http://sobor2006.livejournal.eom/278079.html#cutidl
13 Русская Зарубежная Церковь (Историческая справка. http://www.mospat.ru/index.php?page=36243
14 «Общество Ревнителей Памяти Блаженнейшего Митрополита Антония». http://revniteli.livejournal.com/
15 Сначала воссоединяется самое главное - Церковь... Интервью А. Зубова, http://www.taday.ru/text/43772.html
16 В октябре 2007 г. в г. Равенна состоялось заседание православно-католической богословской комиссии. Делегация РПЦ МП демонстративно покинула заседание, поскольку во встрече, вопреки предварительным договоренностям, принимал участие представитель не признанной Московским патриархатом «Эстонской Апостольской Церкви». Эта церковь была создана в 1996 г. Константинопольским патриархатом на канонической территории РПЦ МП. После этого инцидента кардинал Вильгельм Каспер, глава Папского совета по содействию христианскому единству, заявил: «Мы желаем, чтобы Русская Православная Церковь продолжала бы участвовать. Это очень важная Церковь; мы не хотим диалога без участия русских и желаем работать для достижения этой цели».
17 Так, секретарь Германской епархии РПЦЗ протоиерей Николай Артемов заявил, что «желание Владимира Путина способствовать постепенному сближению Церквей - это часть общей концепции собирания всех русских людей, живущих за границей», и в Зарубежной Церкви к этой инициативе «не могут не относиться положительно».

Достигнута принципиальная договоренность об объединении Русской Православной Церкви, разделившейся на две части в 20-е годы прошлого века. Предполагается, что Русская Православная Церковь за границей получит автономный статус в составе Русской Православной Церкви. Это означает, что «зарубежники» будут самостоятельно избирать главу своей Церкви и распоряжаться собственностью, но РПЦЗ будет находиться в каноническом единстве с Московской Патриархией. Как проходит процесс объединения Церквей? Какие обстоятельства объединения требуют особенного обсуждения и разрешения? Ответы на эти и другие вопросы прозвучали в ходе онлайн-конференции, гостями которой были протоиерей Максим Козлов, настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ, преподаватель МДАиС, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ, и Алексей Светозарский, эксперт по истории Православной Церкви, преподаватель МДАиС и Сретенской духовной семинарии, заместитель председателя Учебного комитета РПЦ.

Роман (Нью-Йорк / Москва): Ваше мнение: должна ли Русская Православная Церковь покаяться за те смертные грехи, которые были совершены частью ее руководства и паствы при сотрудничестве с государством? Под Русской Православной Церковью я имею в виду РПЦ МП и РПЦЗ теперь уже в одном лице.

Категория смертных грехов – та материя, которая ведома только Богу. Даже по отношению к анафематствованным грешникам Церковь определяет лишь их статус здесь, на земле, но не их загробную участь. И покаяние – таинство не коллективное, а индивидуальное. Как невозможно креститься за другого человека, так невозможно за него и покаяться. Если же говорить об имевших место прецедентах «сервилизма», недопустимых компромиссов, сотрудничества с властями и карательными органами, то как принцип они уже осуждены и отвергнуты в «Основах социальной концепции РПЦ». Что же касается упреков конкретным иерархам, священнослужителям, деятелям Церкви, то, прежде чем высказать их, следует вспомнить слова Евангелия: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7: 3) К тому же, почти никто из нас и тем более фактически никто из деятелей Зарубежной Церкви не может отнести себя к тем поколениям, которые пережили опытно те беспрецедентные гонения, которые обрушились на Православную Церковь в XX веке.

Роман: Какое значение имеет объединение для простых верующих?

Объединение для простых верующих имеет такое же значение, как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести. Какой бы далекой ни казалась эта аналогия, но преодолено ничуть не меньшее средостение. Лучше сейчас не вспоминать тех слов, которые с обеих сторон были сказаны за эти десятилетия. И то, что две части Русской Церкви готовы оставить все взаимные обиды позади, есть подлинное чудо Божие.

Правильно ли я понимаю, что теперь будет свободное право на обучение в академиях и семинариях России и зарубежья?

Алексей Светозарский: Еще до того, как между РПЦ и РПЦЗ наметились тенденции к объединению, в наших духовных школах, академиях и семинариях проходили обучение клирики РПЦЗ, как на стационаре, так и в секторе заочного обучения. Что же касается знаменитой семинарии в Джорданвилле (США), то в настоящее время там преподают два выпускника наших духовных школ. Преподаватели приглашены священноначалием РПЦЗ и имеют на это благословение Святейшего Патриарха.

Юрий Евгеньевич Антонов (Люберцы): Когда будет подготовлен перечень учебников по основам православной культуры? Есть ли таковой в нашем зарубежье?

Алексей Светозарский: Соответствующие учебники по основам православной культуры разработаны. Наиболее известный – учебник Бородиной. У нас в отечестве неоднократно переиздавался учебник протоиерея РПЦЗ отца Серафима Слободского, являющийся на сегодня самым популярным.

Валентина Скорнова (Рязань): Скажите, пожалуйста, а не приведет ли это объединение к созданию ветви в РПЦЗ ярых противников объединения, которые внесут еще большую смуту в умы зарубежных прихожан?

Алексей Светозарский: Полагаю, что группа противников объединения, численно незначительная, уже оформилась. Возможно, она окажет некоторое влияние на зарубежную паству. Но не будем забывать о том, что их положение будет определяться неприятием соборного решения, которое обязательно для всех членов Церкви. А это неприятие не оставляет шансов для канонически законного устроения церковной жизни. Можно предположить, что противники объединения будут искать контакты с разного рода раскольническими течениями вроде греческих старостильников.

Вадим (Москва): Скажите, пожалуйста, опубликован ли где-либо в печатной или электронной форме русский текст проекта Акта о каноническом общении? Предусматривает ли он вхождение представителей РПЦЗ в состав Священного Синода РПЦ?

Акт о каноническом общении будет опубликован для ознакомления с его содержанием клира и паствы обеих частей Русской Церкви совместно двумя комиссиями, ведущими переговоры, направленные на достижение нашего единства. Тогда же будут сообщены и детали проведения его торжественного подписания.

Павел: Послужит ли участие РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей преградой к объединению?

Со стороны IV Всезарубежного Собора было высказано пожелание, чтобы вопрос о участии РПЦ в работе Всемирного Совета Церквей стал одной из тем Поместного Собора РПЦ. Думается, то время, которое пройдет до грядущего Поместного Собора, можно будет плодотворно использовать для снятия недоумений и предубеждений и для выработки единой позиции по отношению к не-православному христианству. В этой связи интересно будет указать, что темой ближайшей общецерковной богословской конференции станет рассмотрение церковного учения о таинствах, что имеет непосредственное отношение именно к характеру и возможности общения с инославными. Не сомневаюсь, что деятельное участие в этой конференции примут богословы и священнослужители РПЦЗ.

Андрей Фадеев (Киев): Расскажите мне, светскому человеку, в чем, собственно, заключаются противоречия, которые разделяли Церкви столько лет?

Алексей Светозарский: Разделение не было вызвано вопросами вероучительного характера, а диктовалось по преимуществу внешними и отчасти политическими причинами.

Мы разнились в отношении к прошлому России, к путям выживания Церкви в условиях тоталитарного режима, в отношениях с не-православным христианским миром. Еще раз повторим, что на сегодня в главном понимание по всем этим проблемам достигнуто.

Александр (Санкт-Петербург): Один из вопросов, который адресовали иерархи РПЦЗ к РПЦ, связан с участием РПЦ во Всемирном Совете Церквей. Насколько взгляды иерархов РПЦ и РПЦЗ различаются по этому вопросу? Имеет ли смысл Русской Православной Церкви участвовать в деятельности этого института, если полемика по богословским вопросом зашла в тупик в связи с разным пониманием сторон не только отдельных положений богословия, но и с разным смыслом, вкладываемым в одни и те же слова? Об этом свидетельствовали и сами участники диалога со стороны РПЦ.

Действительно, отношение к экуменическому движению в последние десятилетия весьма разнилось в отечестве и в Православной Церкви за рубежом. Если еще до 60-х годов XX века РПЦЗ также достаточно тесно сотрудничала с экуменическими организациями, в частности, ее представители участвовали во II Ватиканском Соборе, также как и наблюдатели от нашей Церкви, то со второй половины 60-х годов позиция РПЦЗ по отношению к экуменизму становилась все более критической вплоть до разрыва со всеми теми Поместными Православными Церквями, которые в деятельности ВСЦ участвовали. В то же время наша Церковь, вступив в ВСЦ в 1961 году, стремилась использовать этот институт межконфессионального общения и для свидетельства о православии нашим протестанстским братьям, и для сохранения и поддержания церковной жизни, монашеского делания, богословской науки на территории СССР. Известно, что часто, именно благодаря присутствию иностранных делегаций, удавалось сохранить те или иные богословские школы, монастыри и приходы от закрытия властями. Следует указать, что идеализации ВСЦ и других межконфессиональных институций в нашей Церкви никогда не было. С начала 70-х и до конца 90-х годов XX века на самом высоком иерархическом уровне те или иные стороны деятельности ВСЦ неоднократно подвергались критике с позиций православного богословия и церковного права. Сегодня вопрос о необходимости и мере участия РПЦ в экуменическом движении остается открытым. И священнослужители и богословы русского зарубежья полноправно смогут принять участие в его окончательном решении.

Фаина Дмитриевна: Какую деятельность на территории России вела РПЦЗ за годы своего существования? Ведь, безусловно, такая деятельность имела место.

Алексей Светозарский: В советское время при острой нехватке религиозной литературы в стране, благодаря представителям РПЦЗ, мы имели пусть очень ограниченную, но все же возможность получать таковую, приобщаясь к евангельскому знанию, творениям святых отцов, трудам русских богословов и проповедников. Несомненно, такого рода деятельность вызывает чувство глубокой благодарности. В первые постсоветские годы и даже несколько раньше тогдашнее священноначалие РПЦЗ начало создавать параллельные церковные структуры на канонической территории РПЦ. Сегодня, и это следует с удовлетворением отметить, сами представители РПЦЗ на своем Соборе осудили эту деятельность, признав ее ошибочной. В годы Великой Отечественной войны некоторые представители РПЦЗ пытались развернуть миссионерскую деятельность на временно оккупированных немцами территориях. Но нацистское руководство всячески препятствовало этому и пресекало подобные попытки, опасаясь возрастающего влияния Церкви. Кроме того, традиционная патриотическая ориентация РПЦЗ вызывала особые опасения со стороны идеологов германского рейха.

Мария (Москва): Когда началась активная фаза процесса объединения? Нынешний Собор – это ведь уже следствие определенных переговорных процессов.

Алексей Светозарский: Отправной точкой процесса объединения послужили торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, в которых приняли участие некоторые клирики и миряне из РПЦЗ. Речь идет о тех торжествах, которые проходили в СССР. Процесс же объединения вошел в активную стадию после визита Президента Российской Федерации В. В. Путина в США в 2003 году и его встречи с иерархами РПЦЗ. Несомненно, активная фаза процесса объединения была подготовлена контактами представителей РПЦ и РПЦЗ, в частности церковно-научными конференциями, посвященными истории Русской Церкви советского периода. Это было очень правильно, так как причины разделения коренятся именно в исторических обстоятельствах означенного периода.

Роман Михайлов (Тверь): Последние события вызывают у меня ощущение, что мировая либеральная общественность объявила Русской Православной Церкви войну. Не преувеличиваю ли я? Если Вы согласны со мной, то скажите, хватит ли у Церкви сил противоборствовать этой войне?

Положение несогласия с духом века сего есть постоянное положение Церкви Христовой, о котором христиан предупреждал еще Сам Основатель христианской религии – Господь наш Иисус Христос. Ныне, действительно, главным оппонентом церковного мировоззрения в общественном сознании является не воинствующий атеизм марксистского толка, но секулярный гуманизм либеральной демократии. Только не будем переводить это противостояние на уровень недавно вновь популяризированной Дэном Брауном теории заговора. Это противостояние Христа и антихриста, а не масонов и не-масонов. И ярчайшим свидетельством того, что не властью «мировой закулисы» определяется человеческая история и история Церкви, как раз и является переживаемый нами ныне процесс воссоединения русского православия.

Кирилл Проценко (Москва): Какие вопросы, касающиеся воссоединения Церквей, чаще всего задают Ваши прихожане?

Вопрос, по сути дела, один: когда же, наконец, произойдет это воссоединение? Когда, наконец, мы сможем вместе причащаться, когда сможем вместе служить, когда совместная молитва станет возможно не только как частная инициатива, но как общецерковное дело?

Коверякина Е. К.: Процесс объединения начался снизу (в среде прихожан) или это инициатива сверху?

Алексей Светозарский: Как участник церковной жизни, могу засвидетельствовать, что стремление к объединению и симпатии в отношении РПЦЗ в среде православных прихожан, особенно среди молодежи, существовали еще в советский период. Несомненно, те шаги, которые предприняло наше священноначалие на пути сближения с РПЦЗ, нашли отклик и в среде прихожан уже нового поколения.

Окунев Матвей (Липецк): Очень много говорят о расколе русского общества, как следствии раскола двух Церквей. Правомочно ли это? Ведь у нас, да и в других странах, Церковь отделена от государства.

Мне представляется, что разделение русского православия на две ветви было главным на сегодня неизжитым последствием Гражданской войны – одного из самых трагических событий русской истории XX века, когда в течение долгих десятилетий единая русская нация претерпела братоубийственную коллизию и трагедию многомиллионной миграции. Именно объединение русского православия будет означать, что Гражданская война закончилась. И когда мы будем говорить: «Россия, русский народ, Русская Церковь», мы будем иметь в виду одни и те же понятия. Так что это вопрос не в плоскости светскости современного Российского государства, а в плоскости нашей общей истории.

Зеленин Никита: Будет ли на территории России постоянное официальное представительство Русской Зарубежной Церкви? Кто его возглавит?

На сегодня в Москве есть как подворья (представительства) других Поместных Православных Церквей, так и подворья крупных монастырей или групп епархий. В частности, есть Сибирское подворье. Естественно предположить, что для координации взаимодействия и решения текущих вопросов, которых немало будет в ближайшие годы, желательно будет иметь постоянное представительство Русской Зарубежной Церкви. Не будем гадать, кто его может возглавить, благо сейчас есть достаточное количество иерархов и клириков РПЦЗ, принимавших участие в работе совместной комиссии и хорошо знакомых со всеми сохраняющимися проблемами нашего общения.

Юрий Кротких (Челябинск): Я, как человек мирской, но по мере возможностей следящий за церковными событиями, хочу спросить: почему именно сейчас решается вопрос об объединении РПЦ и РПЦЗ? Какой главный движущий фактор?

Алексей Светозарский: Прежде всего потому, что исчезли препятствия, продиктованные политическими причинами, разделявшие нас в течение почти 80 лет. Главным движущим фактором объединения является, на мой взгляд, естественное для православных христиан стремление к церковному единству, заповеданное Самим Спасителем. Кроме того, это естественное стремление людей русской традиции как в отечестве, так и в зарубежье.

Дмитрий: После завершения воссоединения избрание нового главы РПЦЗ будет утверждаться Патриархом всея Руси, или я неправильно понимаю?

Окончательно все аспекты статуса РПЦЗ как части единой Русской Церкви будут опубликованы в «Акте о каноническом общении», который еще только будет опубликован. Но если проводить естественную аналогию с Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, то можно предположить, что при свободе избрания главы, первоиерарха русского зарубежья епископами РПЦЗ, утверждаться он будет Синодом всей Русской Православной Церкви.

Надежда Юрьевна (Нижний Новгород): Какие главные доводы противников объединения?

Главные аргументы противников объединения, проживающих за границей, в последние годы были сняты. Они касались, прежде всего, прославления новомучеников, которое состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года, и отношений с советским государством. Последняя проблема была урегулирована принятием «Основ социальной концепции РПЦ» на том же Соборе. В ней говорится о принципиальной возможности неподчинения Церкви государству, когда государство выдвигает требования, противоречащие евангельскому нравственному закону. Третье возражение относилось к экуменической деятельности Московской Патриархии. Острота возражений в значительной мере снята документом того же Собора 2000 года «Принципы отношения РПЦ к инославию» и выраженной готовности продолжить дискуссию о необходимости и мере участия Православной Церкви во Всемирном Совете Церквей. Так что на сегодня главным опасением наших зарубежных оппонентов остается страх перед некоей неискренностью побуждений Московской Патриархии, перед тем, что, дескать, реально мы руководствуемся в процессе воссоединения нецерковными мотивами. Но, как правило, эти возражения выдвигают те клирики и миряне зарубежья, которые и в последние годы в России не бывали, и с реальной церковной жизнью нашей не знакомы. Значимой оппозиции внутри РПЦ МП к процессу объединения не было и нет. Скорее можно говорить только об отдельных личностях, либо стоящих на крайне леволиберальных позициях и потому отталкивающихся от РПЦЗ как от консервативного института, либо о крайних апологетах линии митрополита Сергия, которым всякий компромисс с его оппонентами, всякий отход от его тезисов видится неприемлемым. В заключение подчеркну: главное, что мы сейчас наблюдаем, это удивительное стремление поверить друг другу, поверить, что с двух сторон мы хотим прежде всего церковного единства, церковной правды, а не выгод и преимуществ.

Махорина Галя (Москва): Хотелось бы поподробнее узнать о катакомбной Церкви, которая действовала на территории России, была ли подобная Церковь за рубежом?

Алексей Светозарский: Изначально под понятием катакомбной Церкви подразумевался способ существования православных общин в России в условиях давления со стороны безбожного режима. В данном контексте «катакомбные» – это общины, действовавшие в условиях подполья. К ним относились и общины, признававшие юрисдикцию Московской Патриархии. В послевоенный период катакомбной Церковью стали называть себя представители различных течений, не имеющие частого общения друг с другом и друг друга не признающие, но имеющие общую позицию по отношению к РПЦ. Естественно, в условиях зарубежья в существовании катакомбной Церкви никакой необходимости не было. Правда, часть «катакомбных» общин заявляла о том, что признает юрисдикцию РПЦЗ. Вообще история катакомбных движений в поздний советский период крайне запутана и требует прояснения.

Александр, Москва: Что вкладывается в часто употребляемое в рамках данной темы понятие «евхаристическое общение»?

Переводя на разговорный язык выражение «евхаристическое общение», скажем, что оно означает возможность не просто заходить друг к другу в храм, не просто приложиться к иконе, а вместе участвовать в таинстве причастия, подходить к чаше тела и крови Христовых. Для духовенства же – это возможность совместного совершения главного православного богослужения – Божественной литургии.

Емельянова Анна Федоровна (Одесса): Как будет решаться вопрос с храмами на Святой Земле? Будет ли там разрешено служение представителям Русской Зарубежной Церкви?

Алексей Светозарский: Вопрос обсуждался в рамках согласительной переговорной комиссии. Насколько известно, кардинально существующий статус-кво меняться не будет, любые вопросы, связанные с имуществом, будут решаться в рамках комиссии при взаимном согласовании. Кстати, хотелось бы отметить традиционно благожелательное отношение к иерархам, духовенству и мирянам РПЦ со стороны сестер обители святой Марии Магдалины в Гефсимании.

Чубарев Анатолий (Пермь): Воссоединение Церквей, когда одна из них объединятся с другой на основе самостоятельности, – это нечто новое или это уже опробованная практика, как, например, с единой Поместной Русской Церковью на Украине?

Статус РПЦЗ как части в единой Русской Церкви в чем-то будет похож на статус Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Имеется в виду глубокая внутренняя автономия и невмешательство в повседневную церковную жизнь со стороны руководящих органов РПЦ МП. С другой стороны, в ней будут особенности, при этом особенности беспрецедентные, происходящие из того, что приходы РПЦЗ расположены во многих странах мира на пяти континентах и существуют на сегодня параллельно нашим приходам. Соответственно, характер взаимодействия и сотрудничества, пути объединения придется находить совершенно заново. Аналогов нет в новейшей истории Православной Церкви, не только русской, но и во вселенском масштабе. Невозможно сейчас оговорить все детали этого взаимодействия. Но принципиально важно, чтобы обе стороны декларировали добрую волю и решительность в нахождении взаимопонимания.

Варвара Порфирьева (Суздаль): Насколько период правления митрополита Сергия был препятствием к воссоединению РПЦ МП и Русской Зарубежной Церкви?

Алексей Светозарский: Полагаю, здесь следует несколько скорректировать сам вопрос, поскольку период правления как раз и является отправной точкой процесса разделения, и мне кажется, что характеризовать этот период следует с точки зрения тех политических реалий, которые существовали тогда и не относить это всецело к личности патриарха Сергия. К личности патриарха Сергия наши зарубежные иерархи относились с уважением, но не принимали его политической или церковно-политической позиции. Если более конкретно, с большим уважением к митрополиту Сергию в публичной печати отзывался митрополит Антоний (Храповицкий), первый иерарх РПЦЗ.

Если формулировать вышесказанное одной фразой, мы не согласимся со знаком равенства, который долгое время в Зарубежной Церкви хотели ставить между понятиями «сергианство» и «сервилизм». Масштабы личности и в каком-то смысле масштабы трагедии патриарха Сергия бесконечно превосходят логику приспособленцев к существовавшим тоталитарным режимам. Причем важно указать, что эти приспособленцы были как на территории СССР, так и на территории национал-социалистической Германии и на территории нынешних демократических США.

Захаров Петр (Москва): Повлечет ли объединение отказ РПЦ от либерализма и возвращение к большей традиционности в православии?

Безусловно, воссоединение двух ветвей РПЦ послужит укреплению позиции тех клириков, мирян, богословов, которые отстаивают традиционные пути развития православия. Очень важно, что с вхождением РПЦЗ в единство русского православия у нас наконец укрепится настоящий церковный консерватизм, который не будет сводим к митингам по поводу ИНН, к идее канонизации Ивана Грозного, к другим либо маргинальным, либо противопоставляющим себя священноначалию начинаниям. И это наличие реальных консерваторов, реального правого крыла в РПЦ, несомненно послужит на благо всего русского православия.

17 мая 2007 года в храме Христа Спасителя (Москва) состоялась торжественная церемония подписания Акта о воссоединении Русской православной церкви за границей с Русской православной церковью Московского патриархата

Акт о каноническом общении подписали патриарх Алексий II и митрополит Лавр, первоиерарх Русской зарубежной церкви. Затем прошла первая после восстановления единства Русской православной церкви совместная литургия.

По церковному календарю на 17 мая текущего года, так же как и в 2007-м, приходится празднование Вознесения Господня. Участники событий 11-летней давности с лёгкой иронией вспоминают, что совпадение времени подписания Акта с празднованием Вознесения воспринималось тогда как нечто почти промыслительное. Ведь первоначально подписание планировалось в период празднования Пасхи. Дело в том, что зарубежники сохранили дореволюционную традицию служить на Пасху в облачениях белого цвета, в отличие от духовенства Московского патриархата, которое в этот период служит в красном. Представьте себе впечатляющую картину – через весь храм Христа Спасителя тянутся две колонны священнослужителей: одна – РПЦ, другая РПЦЗ, одни – в красном, другие – в белом. Слава Богу, во время спохватились и перенесли дату.

Были преодолены застарелая рознь и недоверие между православными христианами

Прошло 11 лет. Не всё оказалось так же легко поправить, как цвет облачения. Само подписание Акта о каноническом общении было венцом длительного и трудного процесса по налаживанию взаимодействия между двумя частями Русской церкви. После десятилетий ожесточенного противостояния, достигшего своего пика в 1990-е, когда РПЦЗ стала принимать под своё окормление патриаршие приходы на территории бывшего СССР, наступило время не простого, но всё же реального диалога. Циничный тон большинства аналитических материалов начала 2000-х, рассматривавших эти события исключительно с политической точки зрения, не смог всё-таки испортить радость от постепенного восстановления единства и полностью затмить церковный смысл события. Были преодолены застарелая рознь и недоверие между православными христианами. А это, что ни говори, свидетельствует о наличии жизни: в мёртвом теле такие раны не заживают.

Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом митрополит Лавр, президент России Владимир Путин и патриарх Московский и всея Руси Алексий II (слева направо) в храме Христа Спасителя во время торжественной церемонии воссоединения Московского патриархата и РПЦЗ. Фото: Дмитрий Астахов/РИАНовости

Бесспорным положительным результатом воссоединения стало восстановление евхаристического общения. Зарубежная церковь, разорвав некогда евхаристическое общение со всеми поместными церквями, кроме Иерусалимского патриархата, находилась в очень тяжёлом духовном положении. По существу, на границе Вселенского православия. Благодаря воссоединению с РПЦ она вернулась к полному евхаристическому и каноническому общению со всем православным миром.

Прихожане Зарубежной церкви выступают как деятельная, организованная и инициативная составляющая часть церкви

Зарубежники же, что было абсолютной новостью для многих из нас, смогли в значительной степени реализовать Определения о епархиальном и приходском управлении Поместного собора 1917–1918 годов. Конечно, не всегда последовательно, но всё-таки смогли. Причем сделали это в условиях современного плюралистического, секуляризованного общества массового потребления. Как Русский экзархат Константинопольского патриархата и как Сурожская епархия при митрополите Антонии (Блуме).

Более того, произошло невиданное: Московский патриархат, отступив от прежних своих требований о том, что через 5 лет с момента подписания Акта приходские уставы РПЦ и РПЦЗ должны стать унифицированными, оставил зарубежникам прежний устав, который продолжает приходской устав, принятый на Поместном соборе 1917–1918 годов. Прихожане Зарубежной церкви выступают как деятельная, организованная и инициативная составляющая часть церкви. Они во многом определяют ситуацию на приходах, чувствуют свою ответственность за приходские дела. А священник осуществляет своё служение, исходя часто из интересов, пожеланий, а иногда и требований прихожан. Со своей стороны прихожане воспринимают священника как человека, который вправе ожидать от них помощи. При хроническом дефиците духовенства в Зарубежной церкви священниками там дорожат.

Однако те, кто серьёзно отнесся к Акту восстановления канонического единства, испытывают сейчас чувство неудовлетворённости. По свидетельству активного участника переговорного процесса протоиерея Георгия Митрофанова, Акт в основном не оправдал их надежд. Ожидалось, что опыт Зарубежной церкви по организации приходской жизни на началах действительно соборных распространится постепенно хотя бы на некоторые приходы РПЦ МП. Не вышло.

То же самое можно сказать о епархиальном управлении, которое в Зарубежной церкви в гораздо большей степени определяется позицией духовенства и прихожан, чем архиереев. Опять-таки, соборные начала там присутствуют. Это облегчает деятельность и самих епископов. Хотя и ограничивает их произвол. И этого не случилось.

Наследие советчины до сих пор не только не преодолено, а расцветает пышным цветом

Представлялось очень важным то, чтобы мы восприняли от зарубежников чёткое понимание: в 1917 году наша страна пережила катастрофу. Причём, куда более очевидную, чем распад Советского Союза, который был обречён на распад именно тем, что произошло в 1917-м. И что контакты с зарубежниками, общение с ними, помогут нам преодолеть наследие коммунизма, наследие советчины. Но оно до сих пор не только не преодолено, а расцветает пышным цветом. Один вид бабушек в пилотках с красными звёздами на недавнем освящении храма в Левашове (место массовых расстрелов под Петербургом) чего стоит!

Митрополит Лавр и патриарх Московский и всея Руси Алексий II (слева направо на первом плане) в храме Христа Спасителя во время торжественной церемонии воссоединения Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Фото: Дмитрий Астахов/РИА Новости

Ожидалось, что благодаря зарубежникам будет осознана тупиковость пути церковного развития, который предложил митрополит Сергий (Страгородский). Это получилось лишь отчасти. Что будет развиваться почитание его оппонентов. И не просто на ритуальном уровне. А на уровне изучения их наследия, понимания того, что их ратование за свободную церковь в самом несвободном государстве было лучшим путём сохранения церковной жизни. Всё это осталось благопожеланием.

Была надежда, что они в значительной степени помогут нам направить процессы, которые происходили в нашей стране, в русло именно возрождения исторических, культурных традиций старой России (Российской империи), память о которых мы всегда высоко чтили. Но сейчас больше принято размышлять о том, что бы нам сохранить из советского периода, ну и дополнить это чем-то из Московской Руси. Так что и в культурном отношении, как и в церковном, результат воссоединения тоже оказался незначительным.

Они настроены на то, чтобы раствориться в той среде, в которую они попали: культурно, религиозно, общественно, как угодно

При этом, увы, реальное положение дел таково, что Зарубежная церковь всё больше и больше сдаёт свои позиции. Она, как, впрочем, и всё западное православие русской традиции, не справляется с последней волной русской эмиграции. Всё возрастающая инфильтрация наших эмигрантов последней волны в их приходы, появление там священников из этой среды, по существу, разрушают тот уклад приходской жизни, который у них был сохранён. Мы видим, как там постепенно происходит привнесение в церковную жизнь тех негативных элементов, от которых страдает наша церковная жизнь: обрядоверие, безответственность прихожан, потребительское отношение к церкви и т. д., которые несут новые эмигранты (или, если угодно, мигранты).

Русское зарубежье сходит на нет. Хотя количественно русская диаспора увеличивается, но она увеличивается за счёт тех людей, которые не собираются оставаться русскими, которые русскость свою вспоминают до тех пор, пока не адаптировались по настоящему в западном обществе. Которые мечтают, чтобы дети их были действительно природными гражданами той страны, в которую они переехали. Они не ощущают себя беженцами, русскими в изгнании, носителями русской миссии, и, соответственно, то, чем жила эмиграция первой волны, для них не имеет никакого значения. Они настроены на то, чтобы раствориться в той среде, в которую они попали: культурно, религиозно, общественно, как угодно. Таковых большинство.

С другой стороны, никто из зарубежников не вернулся на Святую Русь. Как сказал о. Георгию Митрофанову один священник Зарубежной церкви: «Не могут мои дети жить в Москве. Невыносимо. Жить в таких условиях, как в стране третьего мира, мы не можем». Вот они, вроде бы, и продолжатели эмигрантов первой волны, а по существу уже таковыми не являются. Никакого «весеннего похода» не состоялось.

«Все попытки реконструировать церковную жизнь той или иной эпохи в тех или иных этнокультурных условиях обрекают церковь на перерождение и вырождение»

О чём свидетельствует такое положения дел? О. Георгий Митрофанов считает, что Русская церковь и в России, и за рубежом переживает в настоящее время серьёзный кризис: «Я убежден в том, что доля влияния РПЦЗ на русское зарубежье и РПЦ на российское общество становится всё менее и менее значительной. Как кладезь ритуально-фольклорного наследия мы ещё интересны. Но никто не слышит наших слов о Христе. И никто не ждёт от нас этих слов. И вот это означает глубокий кризис как РПЦ, так и РПЦЗ.»

По мнению о. Георгия главным итогом нашего объединения может являться следующее: «Острое сознание того, что кризис, который переживает церковь, обусловлен не внешними обстоятельствами – на Западе или в России. А он существует внутри церкви и может быть преодолён только внутренними усилиями. Церковь должна вернуться ко Христу. Все попытки реконструировать церковную жизнь той или иной эпохи в тех или иных этнокультурных условиях обрекают церковь на перерождение и вырождение».

Пожалуй, соглашусь.

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Два документа

РПЦЗ и РПЦ МП на смерть Сталина

ДОКУМЕНТ РПЦЗ


НА СМЕРТЬ ПАЛАЧА РУССКОГО НАРОДА СТАЛИНА

«Церковная Жизнь», Издание при Архиерейском Синоде РПЦЗ,
№№ 3-4, март-апрель, 1953 год, сс. 63-65.

Смерть Сталина – это смерть величайшего в истории гонителя веры Христовой. Преступления Нерона, Диоклетиана, Юлиана Отступника и др. нечестивцев бледнеют пред лицом его страшных деяний. Никто не может сравниться с ним ни в количестве жертв, ни в жестокости к ним, ни в лукавстве при достижении своих целей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась в этом человеке, который в еще большей степени чем фарисеи заслуживает названия сына диавола.

Православного человека особенно потрясает его подлинно сатанинская, жестокая и лукавая политика в отношении Церкви.

Сначала попытка к уничтожению ее как через убийство выдающихся пастырей и верующих, так и через внутреннее разложение ее с помощью искусственно созданных расколов. Потом вынуждение искусственно подобранных ее возглавителей поклониться ему и всей руководимой им безбожной сиcтеме. И не только поклониться, но и восхвалять гонителя Церкви, как якобы ее благодетеля, пред лицом всего мира называя черное белым и сатанинское Божиим.

Когда этого злейшего гонителя Церкви восхваляли падшие под тяжестью гонений архипастыри и пастыри при его жизни, это было знамением величайшего унижения Церкви. Утешением для нас могло служить то, что ложь эта посрамлялась подвигом безчисленных безстрашных мучеников и тайных христиан, отвергших все соблазны Сатаны.

Древние гонения тоже бывали причиной падения и иерархов и мирян. И в те времена бывали люди, которые, будучи не в силах выдержать мучения за Христа, или явно окрекались от Него, или делали вид, что приносят жертву идолам, окольными путями получая удостоверение в принесении жертвы, которую они на самом деле не приносили (либеллатики). Церковь осудила не только первых, но и вторых за их лукавое малодушие и отречение от Христа если не в сердце, то пред людьми.

Но история Церкви не знает другого примера создания целой церковной организации, во главе с Патриархом и Собором, которая была бы основана на преклонении колен перед явным врагом Божиим и прославлении его как якобы благодетеля. Кровь миллионов верующих взывает к Богу, но этого как бы не слышит иерарх, именующий себя Патриархом всея Руси. Он униженно благодарит их убийцу и осквернителя бесчисленных церквей.

Смерть Сталина привела этот соблазн к своему высшему кощунственному проявлению. Газеты сообщили, не только о поклонении Патриарха Алексея праху безбожного врага Христова, но и о совершении по нем панихид.

Можно ли себе представить что-нибудь более кощунственное, чем панихида по Сталине? Можно ли нелицемерно молиться о том, чтобы величайшего от века гонителя веры и врага Божия Господь учинил "в раи, идеже лицы святых и праведницы сияют яко светила". Воистину, молитва эта в грех и беззаконие не только по существу, но и формально, ибо Сталин, вместе с другими народными Комиссарами, был отлучен от Церкви Святейшим Патриархом Тихоном и сам Патриарх Алексей, как он ни кланялся перед Сталиным, никогда не решился объявить о снятии с него этой анафемы.

Молитва об упокоении со святыми нераскаянного отлученного от Церкви грешника есть кощунственная ересь, ибо является исповеданием того, что якобы можно стяжать на небе Царство Божие, гоня и истребляя сынов его на земле во имя уничтожения самой веры в Бога. Это есть смешение Царства Божия с царством тьмы. Это не меньший грех, чем явное отречение от Христа, вера в Которого т.о. исповедуется как необязательная для приобщения к Его Царству.

В этом акте Московской церковной власти получил самое яркое проявление тот лежащий в основе ее грех, который так убедительно с 1927 года отличали наши исповедники в России и поныне обличает наша Церковь заграницей.

ДОКУМЕНТ РПЦ МП


РЕЧЬ "СВЯТЕЙШЕГО" ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В.СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ
В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)

Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3

Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.

Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.

Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.

Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.

В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.

Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.

Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.

Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.

Вчера в Москве в храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр подписали Акт о каноническом общении и восстановлении единства в Поместной Русской православной церкви.

Торжественную церемонию подписания посетил президент РФ Владимир Путин.

Дата подписания Акта, очевидно, была выбрана не случайно: в этом году на 17 мая приходится один из двенадцати великих (двунадесятых) праздников - Вознесение Господне. По случаю сразу двух праздников в храме Христа Спасителя собралось около пяти тысяч верующих.

В заполненном народом храме царило тихое ожидание. Микрофоны и камеры телекомпаний нависали над выстроившимися в два ряда священниками. Всего в богослужении приняли участие около двухсот священнослужителей от обеих цервей. "Что там происходит?" - перешептывались журналисты в задних рядах. Наконец увидели и они: в храме появился Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему навстречу двинулся глава Русской православной церкви заграницей митрополит Лавр. Патриарх прочитал молитву о единстве церкви, затем были оглашены постановления Священного Синода РПЦ и Архиерейского Синода РПЦЗ об утверждении Акта о каноническом общении и сам документ. Первоиерархи в тишине прошествовали на амвон, где своими подписями скрепили окончательное воссоединение церквей.

"Свершилось историческое событие, которого ждали долгие, долгие годы, - сказал Патриарх Алексий II после подписания Акта. - Восстановлено единство Русской церкви. Это торжество драгоценно для церкви, собирающей чад своих, драгоценно для всего нашего народа. Преодолеваются церковные разделения - преодолевается и унаследованное со времен революции противостояние в обществе. Укрепляется Церковь - возрождается и наше Отечество". По словам Патриарха, этим событием также "символически поставлена последняя точка в драматической истории Гражданской войны".

А митрополит Лавр "в сей благословенный день и час нашего духовного общения" пожелал, чтобы "узы братства обеих частей Русской православной церкви благотворно влияли на дальнейшее развитие и углубление нашего единства в совместном служении Богу и русскому народу в Отечестве и рассеянии сущему".

Русская православная церковь заграницей отделилась от Московского патриархата в 20-х годах прошлого века. Часть иерархов, оказавшись за границей вместе с другими русскими эмигрантами, сочла для себя невозможным подчиняться священноначалию РПЦ, считая его несвободным в своих решениях из-за атеистических гонений на Церковь в советской России. Предполагалось, что разделение церквей - явление временное, которое продлится до момента падения "безбожной" власти в России.

В сентябре 2003 года президент России Владимир Путин, находясь с визитом в Нью-Йорке, встретился с митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода Русской православной церкви заграницей и передал главе РПЦЗ приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию. Приглашение было принято, и началось движение церквей навстречу друг другу. В мае 2004 года митрополит Лавр впервые посетил Россию в качестве главы официальной делегации РПЦЗ. Первоиерархи обеих церквей выразили желание достигнуть единства внутри Русской православной церкви. Они также совершили совместную молитву на Бутовском полигоне, бывшем секретном объекте НКВД-КГБ, где в годы массовых репрессий были расстреляны десятки тысяч человек.

Вчера в храме Христа Спасителя Патриарх снова напомнил о той роли, которую сыграла в восстановлении единства церкви встреча Владимира Путина с иерархами РПЦЗ. "Они увидели в вас человека, преданного России, православного христианина, - обратился к президенту Алексий II. - Это было очень важно - после многих десятилетий, многих лет гонений увидеть человека, который несет служение своему народу".

На "молитвенную память о дне, который объединил всех нас", Патриарх подарил президенту складень с изображением Живоначальной Троицы, Владимирской иконы Божией Матери и Новомучеников и Исповедников Российских.

В своей речи Владимир Путин назвал подписание Акта о каноническом общении "событием поистине всенародного, исторического масштаба и огромного нравственного значения". "Возрождение церковного единства - это важнейшее условие для восстановления утраченного единства всего "русского мира", одной из духовной основ которого всегда была православная вера, - сказал он. - Мы осознали, что национальный подъем, развитие России невозможны без опоры на исторический и духовный опыт. И хорошо понимаем и ценим силу воздействия пастырского слова, которое объединяет народ России. И потому восстановление единства Церкви служит и нашим общим целям".

Подписанный вчера "Акт о каноническом общении" провозглашает Русскую православную церковь за границей "неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской православной церкви", которая самостоятельна в делах пастырских, просветительских, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Глава РПЦЗ будет избираться ее Архирейским Собором и утверждаться Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом РПЦ. Для приходов РПЦЗ, открытых на канонической территории Московского патриархата, предусмотрен пятилетний переходный период, в течение которого они должны перейти под юрисдикцию местных правящих архиереев.

А что означает это объединение для простых верующих? По образному выражению профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова, это событие имеет такое же значение, "как если бы Монтекки и Капулетти подружились, забыли все бывшие обиды, вместе помолились на гробе Ромео и Джульетты и навсегда осудили институт кровной мести". С практической точки зрения объединение означает возможность для паствы обеих церквей не просто заходить друг к другу в храмы, но и вместе причащаться. Ранее из-за отсутствия евхаристического общения между церквями это было формально запрещено (впрочем, многие не соблюдали этого запрета, просто не зная о нем). А духовенство обеих церквей теперь сможет совершать совместные богослужения. Первое такое богослужение прошло уже вчера: после подписания Акта патриарх Алексий II совершил Божественную Литургию в сослужении владыки Лавра и других иерархов.

Хроника раскола и воссоединения Русской православной церкви

1919 год - в Ставрополе создано Высшее церковное Управление Юга России, находившегося тогда под контролем Белой армии. Вместе с составом разбитых частей армии Управление эмигрировало за рубеж.
1921 год - в Сербии, в местечке Сремки-Карловцы созванный эмигрантами Собор выступил с резким заявлением о неприятии Московского патриархата.
1927 год - обнародована декларация митрополита Сергия (Страгородского), провозглашавшая лояльность церкви к советскому государству. РПЦЗ окончательно разорвала отношения с Московским патриархатом.
2000 год - переломный для взаимоотношений церквей год. Юбилейный Архиерейский Собор прославил в лике святых целый сонм новомучеников, в том числе царскую семью, и принял социальную концепцию Русской православной церкви, которая говорила об отношениях между Церковью и государством.
Сентябрь 2003 года - президент Владимир Путин в Нью-Йорке передал главе РПЦЗ митрополиту Лавру приглашение Патриарха Алексия II посетить Россию. Процесс восстановления отношений между Московским патриархатом и РПЦЗ активизировался.
Май 2004 года - состоялся первый в истории официальный визит в Россию делегации РПЦЗ во главе с митрополитом Лавром.
Июнь 2004 - октябрь 2006 года - в ходе восьми совместных заседаний Комиссий по диалогу, проведенных в Москве, Мюнхене, Париже, Нью-Йорке и Кёльне, был подготовлен ряд документов, выражающих общее понимание принципиальных вопросов. В том числе Комиссии подготовили и основной документ - "Акт о каноническом общении".
Июль 2006, сентябрь 2006 года - Синод РПЦ и Синод РПЦЗ одобрили "Акт о каноническом общении".
Май 2007 года - в Москве в храме Христа главы двух ветвей Русской православной церкви подписали "Акт о каноническом общении", завершив тем самым процесс объединения.

Справка "РГ"

В настоящее время РПЦЗ объединяет за пределами России около 500 тысяч верующих из более чем 30 стран мира. В составе церкви 300 приходов в Америке, Европе и Австралии. Духовно-административный центр с 1950 года находится в Джорданвилле (близ Нью-Йорка, США).