Спецтехника

Кто помогал иисусу нести крест на голгофу. Крестный путь иисуса христа на голгофу

КРЕСТНЫЙ ПУТЬ, часть Страстей Христовых, несение орудия казни - креста - Иисусом Христом после Его осуждения на смерть на место Его Распятия - Голгофу. Рассказ о Крестном пути присутствует у всех четырёх евангелистов (Мф. 27:31-34; Мк. 15:20-23; Лк. 23:26-33; Ин. 19:16-17); в так называемых синоптических Евангелиях говорится, что нести крест Христу помогал некий Симон Киринеянин. Наиболее подробно Крестный путь описан в Евангелии от Луки, где приведено также обращение Христа к оплакивавшим Его женщинам («дщерям Иерусалимским»). Предание Церкви включает в Крестный путь дополнительные эпизоды: три падения Христа, Его встречи с Богородицей и со святой Вероникой, которая подала Ему своё головное покрывало, чтобы отереть с лица пот и кровь.

В переносном значении выражение «Крестный путь» означает жизненный путь человека, исполненный страданий, но по вере человека завершающийся воскресением с Христом (сравни слова Христа: «...и возьми крест свой, и следуй за Мною...» - Мф. 16:24). С Крестным путем сюжетно связана также средневековая народная легенда о Вечном жиде.

Обычай посещения паломниками в Святой земле мест, связанных со Страстями Христовыми, известен с 4 века. В 12-14 веках у католических пилигримов сложилась практика прохода по так называемому Священному пути (Via Sacra; с 16 века известен также как Скорбный путь - Via Dolorosa) в Иерусалиме, который предположительно соответствует маршруту Крестного пути.

В 14-15 века, после того, как попечение об иерусалимских святынях было вверено папой Римским Климентом VI (1342-1352) францисканцам (1342), утвердился обычай совершать остановки (так называемые стояния - латинский stationes) в определённых местах этого пути для молитвенных размышлений. Каждое стояние давало право на получение индульгенции. Вскоре в подражание этому обычаю в Европе (позднее - в других частях католического мира) начали возводить группы капелл (также назывались стояниями) со скульптурными, рельефными или живописными изображениями сцен Страстей Христовых, призванных перенести сакральную топографию Иерусалима на новые места. Религиозная процессия, обходящая эти стояния, также получила название Крестного пути (латинский Via Crucis). Принятые ныне в католицизме количество, последовательность и содержание стояний Крестного пути сложились во 2-й половине 17 века, официально закреплены в 1731 папой Климентом XII (1730-1740). Они соответствуют 14 событиям Страстей Христовых: осуждение Христа на смерть; возложение Ему на плечи креста; Его первое падение; встреча Христа с Богоматерью; помощь Симона Киринеянина в несении креста; отирание святой Вероникой платом лица Христа; второе падение Христа; обращение Христа к женщинам; Его третье падение; совлечение с Христа одежд; Распятие; смерть Христа; снятие Его с креста; Его погребение. Циклы из 14 картин или рельефов (иногда отдельных капелл) на эти сюжеты располагаются в большинстве католических храмов по внутреннему периметру помещения (кроме алтарной части).

В католическом богослужении отсутствует единое чинопоследование Крестного пути, который может совершаться и как индивидуальная практика благочестия. Как правило, Крестный путь совершается по пятницам в период Великого поста и в Страстную седмицу. По традиции в Страстную пятницу папа Римский проводит Крестный путь в Колизее.

В 17 веке в литургической практике Русской православной церкви, вероятно по аналогии с процессиями Крестного пути и другими католическими обрядами, посвящёнными Страстям Христовым, возникла особая разновидность богослужений - пассии (от латинского passio - страсть; первоначально были установлены в Киеве святителем Петром Могилой). Пассии совершаются в некоторых приходах и монастырях по пятницам или воскресеньям в первые 4 недели Великого поста. По форме пассия представляет собой вечерню с акафистом Страстям Христовым и чтением соответствующих отрывков из Евангелия. Пассии не указаны в Типиконе, и их совершение не является обязательным.

Крестный путь - составная часть Страстей Господних, включающая в себя Несение креста, с кульминацией - Распятием. В католицизме - богослужение, воссоздающее в памяти верующих основные моменты страданий Иисуса Христа.

Евангельское повествование

О крестном пути повествуют все четыре евангелиста, причем Матфей и Марк совершенно одинаково:

«встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его».

Иоанн описывает этот эпизод очень кратко, ничего не сообщая о Симоне Киринейском, но говоря про Иисуса что он

«неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски » (Ин.19:17).

Наиболее подробно о крестном пути рассказывает Лука:

«И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом. И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (Лк.23:26-31).

Описание богослужения

Богослужение состоит из 14 стояний, представляющих собой различные моменты Страстей Христа, а также вступления и заключения.

Традиционно на стенах католических храмов помещаются по периметру четырнадцать картин или скульптурных композиций, соответствующих четырнадцати стояниям крестного пути.

Таким образом, молящиеся во время богослужения обходят весь храм.

Стояния крестного пути

  • VIII:
  • XIII:

Каждое стояние состоит из следующих элементов:

  • Возглашение названия стояния.
  • Молитва крестного пути. В качестве молитвы крестного пути могут использоваться различные тексты схожего содержания:

«Поклоняемся Тебе Христе, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир». «Поклоняемся Тебе, Христос, и благословляем Тебя. Ибо Ты Святым Крестом Твоим мир искупил» «Поклоняемся Тебе, Господи Иисусе Христе, здесь и во всех церквях Твоих, какие есть во всём мире, и благословляем Тебя, ибо Ты Святым Крестом Своим искупил мир» и др.

  • Чтение размышления. Размышление представляет собой текст произвольной формы, побуждающий участников богослужения глубже задуматься над тем или иным моментом Страстей Господних.
  • Молитва (Отче наш, Радуйся, Мария или другая).
  • Процессия к следующему стоянию.

Традиции

Обычно богослужения крестного пути проводятся во время Великого поста, особенно по пятницам. Обязательно проводится крестный путь в Великую пятницу - день распятия и смерти Христа.

Во многих католических странах, где есть монастыри или почитаемые храмы, расположенные в горах или удалённых местах, вдоль дороги ведущей к святилищу устанавливаются скульптурные или живописные изображения стояний крестного пути. Богослужение крестного пути, таким образом, может быть совмещено с паломничеством.

Предлагаем вашему вниманию молитву Крестного пути, традиционно совершаемую в каждую пятницу Великого поста, с краткими размышлениями, подготовленными на основе ряда итальянских, испанских и американских текстов. Они могут использоваться как в ходе общинного богослужения, так и в качестве личной молитвы.

С. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Все: Аминь.

Стояние 1. Иисуса Христа осуждают на смерть


Люди, жизнь которых конечна, осуждают на смерть бесконечного Бога. Бога, пришедшего во плоти, чтобы принести этим людям любовь Отца. А кого мы осуждаем? Ближнего, который надоел. Мы даже не верим, что этого ближнего может исправить молитва. Мы осуждаем того, за кого умер Иисус, на чье обращение Он надеется. Так мы можем «случайно» осудить и самого Иисуса.

Господи, дай нам никого не осуждать, но терпеливо молиться за обращение наших ближних.

Стояние 2. На Иисуса Христа возлагают крест

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Мы боимся креста, боимся страданий. Мы хотим избежать страданий любой ценой, иногда даже ценой греха. Но Иисус берет на себя крест как дар от Бога. Потому что только через Его крест, через наши собственные кресты, мы можем понять бесконечную любовь Отца. Страдания помогают нам научиться прощать – ведь в этом мире страдают все – значит мы можем и должны простить страдающего грешника. Наши страдания учат нас сострадать, претворять горе в радость.

Возлагая на Себя крест, Иисус говорит нам: «даже если ты еще не можешь понять своих страданий, значения своего креста, который Бог предлагает тебе нести в каждый момент твоей жизни, все равно, возьми свой крест, неси его, потому что через твои страдания Бог покажет тебе, как сильно Он тебя любит, как сильно Он доверяет тебе».

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 3. Иисус падает под бременем креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Христианину легко упасть в глазах этого мира – когда мы не идем со всеми на светский праздник, если он выпадает на пятницу Великого поста, когда мы остаемся верными, в то время как люди вокруг нас ищут новых ощущений в объятиях все новых и новых партнеров, когда мы выступаем против таких обыденных для этого мира вещей, как аборт. Нам больно и страшно падать. Но унижающий сам себя возвышен будет. Падая в глазах этого мира, мы поднимаемся вместе с Богом.

Господи, дай нам всегда оставаться верными Тебе и не следовать соблазнам этого мира, потому что лучше пасть в глазах этого мира, чем пасть жертвой греха и отвернуться от Тебя.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 4. Иисус Христос встречает Свою Пречистую Матерь

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Встреча Матери и Сына… Мария не бьется в истерике, требуя, чтобы Ее родной, такой молодой и прекрасный Сын сошел с Крестного пути, чтобы пожить «для себя», чтобы жениться и нарожать внуков. Так же, как в момент Благовещения, Она смиренно и свободно принимает волю Божию. Она отдает своего Сына на смерть за нас. Она знает, что невозможное человеку возможно Богу, поэтому Oна безусловно верит, что жертва Христа не будет напрасной.

Господи, дай нам истинное обращение, преобрази нас, чтобы жертва Иисуса и Его матери не оказалась для нас напрасной.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 5. Симон Киринеянин помогает Христу нести крест

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Когда мы добровольно принимаем на себя крест, более того, когда мы принимаем на себя чужой крест, мы превосходим самих себя и вдруг оказываемся в самых глубинах Троицы, у сияющего престола Отца. Бескорыстно и полностью отдавая себя ближнему, мы обретаем истинную свободу и достоинство детей Божиих. Но если мы боимся принять страдания, то они настигают и подавляют нас своей тяжестью и бессмысленностью.

Господи, дай нам мужество добровольно участвовать в несении Твоего креста.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 6. Святая Вероника отирает платом Божественный Лик Спасителя

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Когда Иисус шел на Голгофу, не было в Нем ни вида, ни величия. Он был оплеван, покрыт синяками и запекшейся кровью. Кровь смешалась с потом… Вероника отирает платком лицо беднейшего из бедных, у которого ничего нет, и уж конечно она не надеется получить взамен ценную реликвию – Лик Христа, запечатленный на ее платке. И конечно, Вероника не ищет славы от своего поступка.

Господи, дай нам отдавать свои усилия, время и средства беднейшим из бедных, ничего не ожидая взамен.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 7. Христос второй раз падает под бременем креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

В Евангелии мы часто встречаемся с тем, что люди, которые просят Иисуса об исцелении или благодарят Его, «падают ниц к ногам Его». Когда человек падает перед Богом на землю, эта поза выражает надежду и благодарность. Она выражает смирение, опустошение перед милостивым всемогуществом Отца. Если же человек не хочет пасть пред Богом, то он может упасть вдали от Него, придавленный к земле своими грехами и проблемами.

Иисус постоянно, со дня Своего воплощения, дает нам пример смирения перед Отцом.

Господи, дай нам скорее пасть к Твоим ногам со смирением и благодарностью, пока мы не упали вдали от Тебя, придавленные своими грехами.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 8. Христос утешает плачущих женщин

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Иисус сказал женщинам: «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе». Иногда мы плачем от жалости к себе или к другим. Но нет смысла плакать о других: лучше постараться им помочь. И тем более нет смысла жалеть себя. Нужно следовать примеру св. Петра, который, после своего отречения от Иисуса, «заплакал горько». Пока время еще есть, нужно горько плакать о своих грехах, чтобы у нас был шанс попасть туда, где Господь отрет последнюю слезу с наших счастливых лиц.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 9. Иисус падает под бременем креста в третий раз

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Падая, Иисус дает нам надежду: человек слаб и может падать, но он может всякий раз подниматься, даже если сверху на него давит тяжелый крест проблем и грехов. Всякий раз, когда мы грешим, мы больно и низко падаем. Пример Иисуса говорит нам: не лежи в грязи своего греха, встань, дойди до исповедальни, покайся, и ты снова, обновленный, сможешь продолжать путь… до следующего падения. Но и тогда ты тоже можешь встать, и снова, придя в себя и обратившись к Отцу, идти в Царство Божие. Сколько бы раз ты ни упал, ты не безнадежен, Иисус поднимет тебя, если ты готов разделить с Ним Крест.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 10. Иисуса Христа обнажают

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Иисуса Христа обнажают… Бог позволяет это, чтобы мы помнили о том, что нет твари, сокровенной от Бога, но все обнажено и открыто перед очами Его. Обнаженный, униженный Иисус восстанавливает наше первозданное достоинство, когда Адам и Ева были наги и не стыдились.

Господи, дай нам сбросить с себя одежды ветхого человека, испачканного грехами, и облечься в Тебя. Дай нам не забывать очищать наши белые одежды, полученные в крещении, через таинства Церкви Твоей.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 11. Иисуса Христа пригвождают ко кресту

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Каждый мой грех разрывает плоть Иисуса. Каждый мой грех, даже самый маленький, причиняет Богу невыносимую боль. Даже если я никого не убиваю, не краду, не прелюбодействую, а «просто» завидую или «немножко» осуждаю ближнего. Каждый мой грех ограничивает мою свободу, порабощает меня, делает меня склонным совершать другие, более тяжкие грехи, делает крест моих ближних и дальних более тяжелым.

Но там, где умножился грех, стала преизобиловать благодать – Тело Твое, разрываемое на Кресте, Кровь Твоя, на нем проливаемая – очищают нас от греха, исцеляют нашу душу. Дай нам чаще прибегать к Таинству нашего спасения.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 12. Христос умирает на кресте

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Много часов кошмарного страдания, на страшной жаре, когда не хватает ни воздуха, ни воды… Жажду! — говорит Господь. Он жаждет твоей любви. Ради твоего спасения Иисус взошел на крест, ради тебя Он претерпевает эти страдания. Он любит тебя!

Он прощает тебя, убивающего Его своими грехами. Приди к Нему в таинствах Евхаристии и Покаяния! Он ждет тебя!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 13. Иисуса Христа снимают с креста

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Молодого, красивого, но замученного человека снимают с Креста и отдают в руки Матери. Какое страдание! Потерять единственного Сына… Но потерять ли? Даже в самом страшном страдании Мария полна надежды.

Если ты потерял все – друзей, любовь и даже надежду – приди ко Кресту. Там ждет тебя любящая Мама, которая умеет терять и находить.

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

Стояние 14. Погребение Иисуса Христа

С. Поклоняемся Тебе, Христе, и благословляем Тебя.
Все: Ибо Ты святым крестом Своим искупил мир.

Тебя, Господи, полагают в гроб и приваливают его большим камнем…

Господи, приди, отвали камень, закрывающий мою душу. Распахни ее навстречу другим, навстречу ветру и солнцу, впусти в нее свет Твоего слова. Освободи мое сердце от всего ненужного. Выброси из него все, что превращает его в могилу, ВОСКРЕСНИ в нём, завладей им полностью, измени всю мою жизнь, дай мне быть с Тобой и живи во мне, Господи!

Все: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас.

С. Братья и сёстры, мы прошли в духе Крестный путь Иисуса Христа, принёсший нам спасение. Смиренно призовём бесконечное милосердие Отца, чтобы благодать Иисуса Спасителя, умершего и воскресшего, освободила и обновила мир.

Все: Отче наш…

С. Помолимся. Боже, всемогущий и вечный, Ты дал нам Своего единственного Сына, умершего за нас на кресте, чтобы все мы, призванные умереть с Ним, могли с Ним возродиться к жизни; дай нам войти в славу воскресения, в которой Он живёт и царствует с Тобою в единстве Святого Духа, Бог во веки веков.

Все: Аминь.

Подготовила Светлана Шишкина

Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён первосвященниками иудейскими и римским прокуратором Понтием Пилатом на распятие.

После этого Спаситель был передан римским воинам. Воины раздели Его и одели в багряницу. Этот военный плащ красного цвета должен был изображать царскую порфиру Царя Иудейского.

Воины сплели венец из тёрна и возложили на голову Спасителя, дали Ему в правую руку трость и, становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: “Радуйся, Царь Иудейский”. Они плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. А когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды и повели на распятие.

Осуждённым на распятие полагалось самим нести свой крест на место казни. Потому воины, возложив на плечи Спасителя Крест, повели Его на холм, который назывался Голгофой, или Лобным местом. По преданию, на этом месте был погребён прародитель рода человеческого Адам. Находилась Голгофа к западу от Иерусалима, недалеко от городских ворот, называвшихся Судными.

За Иисусом шло великое множество народа. Сама личность Узника и все обстоятельства суда над Ним взволновали весь город с его многочисленными паломниками. Дорога была каменистая. Господь был измучен страшными истязаниями. Он едва шёл, падая под тяжестью Креста.

Дошли до городских ворот. Здесь дорога поднималась в гору. Спаситель совершенно изнемог. В это время воины увидели вблизи человека, который с состраданием смотрел на Христа.

Это был Симон - переселенец из ливийского города Киринеи. Он возвращался со своего поля после работы в Иерусалим. Воины схватили его и заставили нести Крест Христов. Сделали они это, конечно, не из сострадания к Господу, а из желания скорее дойти до Голгофы и завершить своё дело.

Среди народа, который шёл за Христом, было много женщин, сострадавших Ему. Несмотря на обычай, запрещающий сочувствовать человеку, ведомому на казнь, они горько плакали об Иисусе.

Выражаемое ими сострадание было столь глубоко и искренно, что Господь, превозмогая боль, с сочувствием обратился к ним: “дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие!”

Господь как бы забыл о предстоящих Ему страданиях. Его духовный взор обратился к будущему некогда богоизбранного народа и к тому наказанию, которое постигнет его за отвержение Мессии.

Подстрекаемые первосвященниками и старейшинами, иудеи требовали у Пилата распятия Христа и в ярости кричали: “Кровь Его на нас и на детях наших”. Тем самым они навлекли на себя и своих детей неисчислимые бедствия.

Эти бедствия будут столь велики, что сама их жизнь станет невыносимой. И “тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?”

Под зеленеющим деревом, полным жизни, Господь разумел Себя; под сухим деревом - народ иудейский. Если Ему, Невинному, не дали пощады, то что будет с виновным народом?

Несомненно, эти слова Господь относил и к грядущему разрушению Иерусалима, которое постигло этот город вскоре после окончания земной жизни Спасителя. В 70-м году по Рождестве Христовом полководец Тит сравнял Иерусалим с землёй, не оставив там камня на камне. А народ иудейский был рассеян по лицу земли.

Виа Долороза начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Первая станция - здесь Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.

(Мф.27:22-23,26: Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.)

В былые времена тут на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми.

Сейчас от башни Антония ничего не осталось. На ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. Во дворе его находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.2

Вторая станция

Вторым стоянием считается церковь Бичевания.

Здесь Иисус подвергся бичеванию, его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь же он принял крест.

(Мф.27:27-31: Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие...)

Купол часовни Бичевания символично украшает мозаичный терновый венец. От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами "Се человек!"

Третья станция

Место первого падения Христа считается третьим стоянием.

Это место отмечено небольшой часовней, с 1856 года она принадлежала Армянскому Католическому Патриархату, однако в первой половине ХХ века она находилась под польским патронатом. В 1947-48 годах была реставрирована на пожертвования польских военных. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Четвертая станция

Двигаясь чуть дальше по улице Виа Долороза, мы подходим к четвертой остановке - здесь Иисус встретился с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы.

Над входом барельеф, изображающий встречу.


Пятая станция

На углу улицы Виа Долороза и Эль-Вад - пятая остановка Крестного пути.

Здесь дорога к Голгофе начинает подниматься. Вполне вероятно, что римские солдаты, видя, насколько изможден Иисус, стали опасаться, что у Него не хватит сил дойти до места казни. В это время на пути им встречается некий прохожий Симон Киренянин, которого заставляют нести крест Христа.

(Мф.27:32: Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его.)

Иудей Симон происходил из ливийского города Кирены, а его сыновья были известными и уважаемыми в Иерусалиме людьми.

По некоторым преданиям, после всего увиденного по пути на Голгофу Симон стал последователям Иисуса.



Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.


Этот камень отполирован руками и губами паломников. На самом же деле здание принадлежит к значительно более позднему времени и камень нельзя признать подлинным.

Шестая станция

Шестое стояние Скорбного пути - это встреча с Вероникой.
(Стояние не упоминается в Библии.)
По церковным преданиям, она вышла из своего дома ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде.

На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса. Сейчас он находится в Соборе Святого Петра в Риме.

Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.


Седьмая станция

Седьмая остановка - второе падение Иисуса Христа.
(Стояние не упоминается в Библии.)
Здесь по преданию, изможденный Иисус вновь упал на пути к Голгофе. Это место отмечено на перекрестке Via Dolorosa и шумной базарной улицы Сук-хан эс-Зейт, что означает «Масличный рынок».

На место второго падения находится остаток колонны, а рядом располагается францисканская часовня. Предполагается, что, выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь.

Судными они назывались по тому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию.

Кстати, вблизи порога Судных врат был найден участок стены с узким, расширяющимся кверху отверстием. Его было достаточно, чтобы человек мог пройти в него согнувшись. Этот проход использовался для прохода в город в ночное время, когда городские ворота запирались.

Из-за своей формы эта калитка носила название «игольное ушко». Именно она упоминается Спасителем в известной притче: «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лук. 18:25)

Восьмая станция

Обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалима считается восьмой остановкой.

За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его: "Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям", тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима.

Лк.23:28-31: Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?

Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.


Девятая станция

Девятая станция - место третьего падения Христа.
(Стояние в Библии не упоминается)
У входа в эфиопский монастырь в неглубокой нише находится колонна, обозначающая место, где в третий раз упал Христос. Отсюда он и увидел Голгофу.

Десятая станция

Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.


Десятая станция - снятие одежд.

На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.


(Мф.27:33-36: И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там.)

Первое что поражает, пишут очевидцы, когда оказываешься перед Храмом Господня - это размеры площади.

Наблюдая в Великую Субботу схождение Благодатного Огня, создается впечатление, что тут огромные пространства.

На самом деле постройки христианского квартала очень плотно обступили Храм, из-за этого сложно составить полное представление о его архитектурных формах.

Одиннадцатая станция

Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

(Мф.27:37-42: и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. Проходящие же злословили Его, кивая головами своими и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него...)

Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.

Двенадцатая станция

Двенадцатая станция - смерть Иисуса Христа на кресте.

(Мф.27:45-50,54: От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий.)

Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.


Тринадцатая станция

Снятие с креста.

(Ин.19:38: После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.)

Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова "Stabat Mater dolorosa" - "Мать скорбящая стояла". Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.



Камень Помазания накрыт плоской мраморной плитой, источающей миро и несказанно благоухающей. Над Камнем горит восемь больших лампад. Всякий входящий в храм в первую очередь прикладывается к Камню Помазания.



Справа от Камня Помазания справа видны ступени, ведущие на Голгофу.
Следуя влево под арку колонн, оказываемся в большой круглой ротонде, посреди которой высится пещера. Это последняя остановка...

Четырнадцатая остановка

Четырнадцатая остановка - положение во гроб.

(Мф.27:59-61: И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба.) Над Гробом Господним установлена кувуклия.

Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.

Кстати, кувуклией в наше время называется мраморная часовня. Она перекрывает пещеру Гроба Господня (где был похоронен Иисус) и делится на две части: придел Ангела и собственно Гроб Господень.

Два окошка в приделе Ангела служат для передачи всем молящимся Благодатного Огня, который ежегодно сходит в Великую Субботу перед Пасхой.

По традиции, в Великую Субботу патриархи греко-православной и армянской церквей входят в кувуклию.

Патриарх греческой церкви входит в пещеру Гроба Господня и молится о ниспослании огня. Патриарх армянской церкви остается в приделе Ангела. В его обязанности входит наблюдать за тем, чтобы греческий патриарх не возжег огонь при помощи природных средств.

Когда огонь загорается, греческий патриарх выносит горящую лампаду, от которой армянский патриарх зажигает свечи (связки из 33-х свечей, по количеству лет земной жизни Христа), затем оба священнослужителя выходят к верующим.