Строительные материалы

Кто является основателем монастыря шамордино. Шамординский монастырь (Калужская область): настоятельница, иконы, как доехать

Казанская Амвросиевская пустынь в Шамордино

Если физические недуги настолько сильны, что человек не в состоянии обслуживать себя самостоятельно, но он может молиться, бывать на службах в храме, исповедоваться и причащаться, – разве это не милость Божия? Это неизреченная милость, проявление Его неизбывной любви – так считают старенькие монахини и инокини, которые получают попечение и уход в богадельне, давно ставшей для них родной, Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордине.

Признаться, мне прежде не доводилось видеть так много инвалидных колясок и трехколесных ходунков, как возле монастырского храма в честь преподобного Амвросия Оптинского. Принадлежат они призреваемым богадельни, в которой, к слову сказать, есть домовый храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». С возобновлением монашеской жизни в монастыре этот храм стал первым в числе восстановленных, и службы в нем совершаются постоянно. Монастырские священнослужители – иеромонах Антоний (Плясов) или духовник обители архимандрит Поликарп (Ничипорук) – совершают богослужения, за которыми немощные сестры исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин. Но многие из тех, кто имеет хоть какие-то физические силы, с помощью хожалок или самостоятельно (на ходунках, отдаленно напоминающих трехколесный детский велосипед) добираются до храма в честь преподобного Амвросия Оптинского, где богослужения совершаются каждый день. Любят престарелые немощные сестры бывать на службах и в своей домовой церкви, и в церкви в честь основателя обители батюшки Амвросия, и на праздничных службах в 15-главом Казанском соборе, реставрация которого идет полным ходом. Правда, туда, к Казанскому, путь будет подлиннее, но с помощью сестер, несущих послушание в богадельне, в теплые летние дни несколько сот метров преодолеваются сравнительно легко.

Еще престарелые насельницы любят трудиться физически. Это у них, что называется, в крови. С детства к труду приучены. Конечно, сейчас они делают то, что им по силам. А по силам ¬ им в нынешнем их состоянии зелень нарезать, почистить картошку, морковь, свеклу для большой трапезной, где кормят насельниц обители, трудников и гостей. Сидят на скамеечке или на стульчиках и старательно чистят, режут.

– Вообще-то наших опекаемых можно назвать долгожителями, – говорит монахиня Феогноста (Шанина), несущая послушание старшей по богадельне. – Уходят домой, к Господу, в Небесное Отечество, перешагнув девятый десяток. Мать Тихона (Угрюмова) скончалась в прошлом году в возрасте 98 лет, сохранив до последнего вздоха светлый разум. Она, маленькая, шустрая, отличалась редким трудолюбием. Наверное, в обители нет такой сестры, которой бы она не сшила рубашку или апостольник, не связала бы носки. Без дела не сидела. Когда была в силе, несла послушание в швейной мастерской, шила священническое облачение. Любила мать Тихона, прожившая долгую непростую жизнь, вести беседы с другими и никогда не теряла нить разговора – даже в свои 97-98 лет. А как она радовалась поздравлениям Президента России, приходившим ей и другим нашим заслуженным насельницам каждый год 9 Мая! Еще до недавнего времени много таких телеграмм было, так как много наших стареньких насельниц в годы войны помогали фронту, делали все для Победы. (Одна из них – схимонахиня Гавриила – три года провела в партизанском отряде в белорусских лесах). Сейчас же их почти не осталось...

Сама мать Феогноста подвизается в монастыре 14 лет. Придя сюда, сразу же получила послушание в богадельню. Она – человек с медицинским образованием – оказалась здесь очень востребованной. Даже во время нашей беседы монахиня отлучалась на несколько минут, чтобы сделать укол старенькой сестре, страдающей диабетом. Но одного лишь профессионального медицинского ухода, искренней заботы об уюте, питании опекаемых, теплого к ним отношения недостаточно. Это прекрасно понимают все, начиная со старшей по богадельне и заканчивая келейницами, хожалками. Каково состояние души человека, приблизившегося к вечности, – вот что важно не упускать и в случае необходимости обращаться за помощью к пастырям. Бывает, Господь попускает: немощная сестра в силу своей тяжелой болезни становится капризной, порою не зная, что ей самой нужно. Требует то одно, то другое. Она понимает, что доставляет этим боль ближним, и сама оттого немало страдает. Ее поведение в такие минуты от нее не зависит. А у некоторых происходит помрачение разума, и несущим круглосуточные дежурства хожалкам, конечно, достается.

– Я читала в архивах, что старец Амвросий отделял таких насельниц от других, – продолжила мать Феогноста. – Было две группы. У нас же такой возможности нет. Сейчас на попечении в богадельне 26 стареньких немощных насельниц, и если кого-то эта беда – помрачение разума – настигает, выход один: любовь и долготерпение. Любовь и смирение. Молитва за болящую. Сколько раз было: помраченное сознание сестры, которой Господь послал на закате земной жизни столь тяжкое испытание, просветлялось, и она начинала усердно молиться, причащаться Святых Христовых Таин!

Господь творит чудеса на наших глазах – нужно только их видеть и понимать. Для монахини Феогносты чудом стал ее приход в монастырь. Росла она в семье религиозной, где любили читать Жития Святых. И однажды, когда читали житие святой равноапостольной Марии Магдалины, следовавшей за Спасителем вместе с другими женами-мироносицами и проявлявшей о Христе трогательную заботу, десятилетняя девочка воскликнула: «Хочу быть такой, как она!» Неожиданно для себя добавила: «Хочу быть монахиней!» Казалось, это был минутный порыв души, потому что больше девочка-школьница, затем девушка-студентка, а после – фельдшер-акушерка эти слова не вспоминала. До той поры, пока Господь не призвал ее к Себе на служение. До этого она успела проделать немалый географический путь по земле (родная Украина – Винницкая область и учеба в Днепропетровске; Казахстан, работа в поликлинике Совета Министров республики), но еще больший и куда более значимый путь – духовный. Там, в Алма-Ате, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, она подошла к праздничной иконе в центре храма с мыслью: как быть? куда идти? И услышала ясно, отчетливо ответ: монастырь.

– Враг сильно смущает, когда ты собираешься принять наиважнейшее для тебя решение, – говорит мать Феогноста. – Появляется нерешительность, тебя одолевает страх. Но явно услышанное возле святыни слово «монастырь» помогло этот страх побороть. Я сразу же направилась к своему духовнику, рассказала ему обо всем, и он ответил: «Ну что ж, готовьтесь!» Позвал еще сестру (сейчас она – монахиня Серафима), и мы стали готовиться. То, что я попаду в Россию, в голове и мысли не возникало. Но попала. Приехав сюда, вдруг вспомнила случай, когда еще в десятилетнем возрасте я выразила желание стать монахиней. И поняла в тот момент, что Господь исполняет все твои благие помыслы, в каких бы дальних уголках души они не таились. Вот если бы и мы все исполняли Его волю, как Он – нашу!

Мою собеседницу при иноческом постриге в Шамординской обители нарекли Феогностой – в честь преподобномученика Феогноста, который принял в Глинской пустыни монашеский сан и, познакомившись там с другим подвижником веры отцом Серафимом, отправился с ним в Свято-Троицкий мужской миссионерский монастырь, расположенный возле далекого озера Иссык-Куль. Туда их пригласил с целью распространения Православия и духовного просвещения местных жителей, азиатских кочевников, святитель Туркестанской кафедры епископ Александр (Кульчицкий), имевший желание, как написано в житиях преподобномучеников Алма-Атинских, «зажечь на берегах Иссык-Кульского озера миссионерскую путеводную звезду». В суровое время гонений кельи двух миссионеров-подвижников стали центром общины, в которую вошли прихожане городских храмов, монахи из закрытых монастырей, священники. А погибли они в 1921 году от пуль красноармейцев-грабителей, ворвавшихся в скит в Аксайском ущелье, где в последние годы своей жизни совершали они молитвенные подвиги. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году иеромонах Серафим и иеромонах Феогност были причислены к лику святых Новомучеников и исповедников Российских.

В монашеском постриге инокиню Феогносту нарекли в честь святителя Феогноста, митрополита Киевского, поборника объединения Руси. Уроженец Константинополя, грек по национальности, один из самых образованнейших людей своего времени, он был поставлен на митрополию Киевскую и всея Руси Константинопольским Патриархом в 1328 году. Местом своего пребывания избрал Москву, не желая «оставлять гроба чудотворцев», то есть своего предшественника святителя Петра, митрополита Московского, пророчески предсказавшего освобождение от татарского ига и будущее возвышение Москвы как центра всей России. Святитель Феогност был небесным покровителем новомученика Феогноста...

– Свои мирские имена мы давно забыли, – улыбнулась мать Феогноста. – Получив новое имя, каждая из нас органично, естественно срослась с ним, чувствуя молитвенную помощь той святой или святого, в честь которого (которой) ее назвали. И если между собой призреваемых в богадельне мы тепло называем бабушками, то в разговоре с ними обращаемся только по имени: мать Григория, мать Эмилия, мать Анатолия... Вон видите, мать Анатолия ступает по дорожке осторожными шажками. Правая рука у нее парализована, совсем не поднимается, но больная старается по возможности многое делать сама. И летом самостоятельно, потихонечку идет на службы в храм преподобного Амвросия Оптинского или в Казанский собор. Движение для нее жизнь физическая, молитва и Причастие – жизнь духовная.

Сейчас лежачих сестер, прикованных тяжелой болезнью к постели, в богадельне нет. По словам монахини Феогносты, Великий пост «подобрал». Остальные, кто лучше, кто хуже, но двигаются. Один из излюбленных ими летних маршрутов, помимо храма, – к красивой беседке, расположенной неподалеку от богадельни. Или к лавочкам, где можно удобно устроиться и наслаждаться красотой природы, которая радует глаз и возвышает душу. Некоторые даже землянику собирают, ее в сезон на территории обители бывает много. Долгожитель-монахиня Тихона (Угрюмова), о которой все вспоминали как о человеке со светлой памятью и светлым разумом, тоже любовалась родной природой, да только долгим ее созерцанием не могла заниматься. Руки постоянно тянулись к куску материи: мать Тихона начинала по привычке кроить, однако сил сшить фартук или апостольник у нее в последние годы не хватало. И тогда она просила келейницу: «Валентинушка, ты уж доделай!» У келейницы было такое чувство, что где-то последние шесть месяцев до свой кончины мать Тихона уже жила в ином мире. Готовилась к переходу в вечность. Она словно наяву видела свою маму. Видела зримо и других дорогих сердцу людей, давно почивших. Чистая душой, монахиня Тихона напоминала искреннего ребенка.

Похоронили ее на монастырском кладбище возле восстанавливающейся Троицкой церкви. Ее келейница – прежде послушница Валентина Ульяницкая, теперь монахиня Митродора – ухаживает за могилкой с той любовью, с какой она ухаживала за своей подопечной. А основным ее послушанием стал ремонт одежды в богадельне, что она делает добросовестно, с усердием.

Приход матери Митродоры в монастырь – еще одно чудо, которое тоже можно занести в современную летопись Шамординской обители. Рассказывала она об этом со слезами на глазах. Вспомнила свое первое паломничество сюда и то странное, в тот момент необъяснимое обстоятельство: когда нужно было домой уезжать и уже за ограду обители с паломницей-землячкой вышла, ноги словно приросли к земле. Не хотели идти дальше. У нее появилось ощущение, что какая-то сила тянет ее назад. И дома, в Ростовской области, Валентина только о монастыре и думала, только его и вспоминала, переделывая разные дела по хозяйству. Душа находилась в смятении. Уйти в монастырь в 70 лет? Ее взрослые и давно самостоятельные дети, имеющие своих детей и внуков, тоже недоумевали, не понимали мать. А у Валентины, простой женщины, много лет работавшей бухгалтером, и после, на пенсии, с утра до ночи занимавшейся домашним хозяйством, вдруг такое духовное прозрение произошло, что она по-настоящему испугалась. Испугалась своих грехов, совершенных за жизнь. Еще больше испугалась того, что детей растила без Бога в душе, за что ей, матери, придется отвечать на Страшном Суде. Однако переборов этот испуг, она почувствовала огромное желание всю оставшуюся жизнь посвятить искреннему покаянию.

Не сразу взяли ее в обитель, но когда приснопамятная игумения Никона (Перетягина) благословила остаться и дала послушание ухаживать за одной из самых старых и почитаемых монахинь – матерью Тихоной, Валентина целый день проплакала от радости, в душе восклицая: «Слава Богу за все!»

– Какую я в тот момент почувствовала благодать, словами описать невозможно, – улыбается 74-летняя мать Митродора, физически все еще крепкая и духовно окрепшая в монастыре. – Было чувство, что сейчас поднимусь на небеса! Никогда в жизни не думала, что человек может испытывать такое состояние.

Жизнь обитательниц богадельни протекает спокойно, размеренно. Утром – Божественная литургия в храме преподобного Амвросия Оптинского или в домовом храме «Утоли моя печали». Затем трапеза в богадельне, во время которой, как и положено в монастырях, читается житие кого-то из святых. После трапезы отдых, после отдыха – посильный труд, о чем уже говорилось (чистка овощей, резка зелени для стола). Снова отдых и вычитывание молитвенного правила. В теплую пору года – прогулки на свежем воздухе, пешком или на инвалидной коляске. Кого нужно помыть, переодеть, хожалка все сделает. Кому нужна медицинская помощь, – пожалуйста, своя монастырская больница имеется, как и в дореволюционной обители, со стационаром и амбулаторией.

Молитва в храме и в келье, Исповедь и Причастие, труд по возможности и в удовольствие, отдых на природе, хороший уход – все есть у призреваемых. Я спросила у матери Феогносты, есть ли еще что-то такое, что им нужно, чего душа просит. Она ответила:

– Им по старости хочется, чтобы кто-то из близких приезжал, навещал их. Хотя к миру монашествующие не привязаны, но с миром мы, хотим ли того или нет, все же связаны. И дети, у кого они есть, и внуки посещают монахинь. У нас это не запрещено. Ведь так хочется, чтобы сердца твоих родных по крови людей тоже открылись Спасителю и почувствовали благодать Божию! Хочется, чтобы близкие твои крепко держались православной веры...

Нина СТАВИЦКАЯ
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ

Казанская Амвросиевская пустынь расположена рядом с деревней Шамордино Калужской области, в двенадцати километрах от прославленной Оптиной пустыни. Обитель была основана преподобным Амвросием Оптинским в 1884 году.

Когда-то на этом месте на высоком берегу реки Серены находилась усадьба помещика В.П. Калыгина, который продал свое имение с условием, что ему будет дано место в монастырской гостинице в Оптиной Пустыни, чтобы он смог там дожить свои последние дни вместе с женой. В 1875 году преподобный Амвросий благословил своей духовной дочери монахине Амвросии (в миру Александре Николаевне Ключаревой) приобрести это имение. Она купила его для своих малолетних внучек-близнецов Веры и Любы, которых взяла на воспитание после смерти их матери всего трех недель от роду. При ее заботливом воспитании девочки росли необыкновенными детьми: кроткими, набожными, любящими друг друга и очень привязанными к преподобному Амвросию, своему крестному отцу. Матушка Амвросия часто забирала внучек в Оптину или сама надолго приезжала в Шамордино.

Отец Амвросий благословил построить в имении большой новый дом – одноэтажный деревянный, на высоком каменном фундаменте, вместо старого полуразвалившегося. Жизнь в имении была близка к монашеской. Вместе с девочками здесь поселились вдовы и девицы-сироты из бывших крепостных, преданных матери Амвросии. Постепенно к ним стали присоединяться их родственницы, искавшие уединения и молитвы. Старец Амвросий часто навещал усадьбу и не раз говорил, что на этом месте вскоре будет монастырь. По его благословению матушка Амвросия ходатайствовала перед священноначалием о разрешении устроить в имении женскую общину с богадельней и церковью.

В 1881 году мать Амвросия скончалась, а через два года скончались и ее внучки. По духовному завещанию монахини Амвросии, в случае смерти ее наследниц, в Шамордине должна быть устроена женская община. Помощницей старцу Амвросию в устроении новой обители стала его духовная дочь София Михайловна Болотова, происходившая из древнего благочестивого дворянского рода. Открытие общины, освящение в ней домовой церкви в честь Казанской иконы Божией Матери и одновременно назначение матушки Софии (Болотовой) настоятельницей состоялось 1/14 октября 1884 года на праздник Покрова Божией Матери.

Все порядки в обители были установлены преподобным Амвросием: поступить в нее можно было только по благословению самого старца, ни одно строительство, ни одно дело не начиналось без его благословения. С особой любовью он принимал несчастных: бедных вдов, сирот, убогих, калек, брошенных детей, обездоленных женщин, не имевших средств поступить ни в какую другую обитель. Многих сестер он собственноручно постриг в монашество. Одними из самых светлых моментов в жизни сестер были приезды батюшки в Шамордино: он непременно заходил в келью к каждой сестре, беседуя, наставляя и утешая ее. Из-за своей болезни батюшка не мог оставаться духовником все растущего числа сестер обители и передал часть из них под духовное руководство преподобного Анатолия (Зерцалова).

С благословения старца в обители были устроены скиты, две деревянные часовни, многие хозяйственные здания, водокачки, сестринские кельи, золотошвейная мастерская, положено начало иконописной мастерской. Матушка София была настоятельницей всего около трех лет: тяжелые труды и строгая подвижническая жизнь подорвали ее здоровье – в 1888 году в возрасте сорока двух лет она скончалась.

Новой настоятельницей обители стала другая духовная дочь старца Амвросия – монахиня Евфросиния (Розова). В 1890–1902 годах был выстроен новый каменный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Проект разработал архитектор С.В. Шервуд, а деньги на возведение пожертвовал богатый московский чаеторговец С.В. Перлов. Величественный пятнадцатиглавый собор, вмещавший до пяти тысяч человек, поражал своими размерами и в то же время изяществом.

8/21 июля 1901 года, на праздник Казанской иконы Божией Матери, Шамординская община получила статус общежительного монастыря и стала называться Казанской Амвросиевской женской пустынью. Преподобный не дожил до этого события – он скончался 10 октября 1891 года, проведя последний год в Шамордине. Предчувствуя скорую кончину, батюшка много времени уделял благоустройству обители, он спешил закончить все незавершенные дела и дать необходимые указания настоятельнице.

Шамординская обитель во все времена находилась под духовным окормлением Оптинских старцев. При открытии общины ее благочинным был назначен преподобный Исаакий (Антимонов). Впоследствии духовниками обители были Оптинские старцы – преподобные Иосиф (Литовкин), Варсонофий (Плиханков) и Анатолий (Потапов), которые так же, как преподобный Амвросий, относились к сестрам с отеческой любовью. К 1917 году в обители подвизались до восьмисот сестер, все они ревностно выполняли заветы старца Амвросия, монастырь стал одним из самых известных духовных и культурных центров Российской империи, оставаясь им вплоть до своего закрытия.

Революционное лихолетье не пощадило Шамординскую обитель. Ее постигла общая участь всех русских монастырей. В апреле 1918 года в обитель прибыла оценочная комиссия для передачи монастыря в распоряжение совета большевиков. В марте 1923 года обитель окончательно ликвидировали «как рассадник контрреволюции». В 1929 году значительная часть сестер была отправлена в ссылку и места заключения. Некогда величественный архитектурный ансамбль за десятилетия правления безбожной власти превратился в развалины.

В марте 1990 года в обители была возобновлена монашеская жизнь. 3 мая 1990 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен подписал указ о возобновлении монастыря в Шамордине. За двадцать дней храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» был подготовлен к освящению, которое было совершено 27 мая 1990 года. В этот же день возвели в сан игумении первую настоятельницу обители монахиню Рижского Свято-Троице-Сергиева монастыря Никону (Перетягину). При ее деятельном участии монастырь восстал из руин. Она посвятила всю себя без остатка монастырю и сестрам и отошла ко Господу на другой день после празднования 22-летия возрождения Шамордина. Следующей настоятельницей обители стала ее духовная дочь монахиня Сергия (Щербакова), почти с самого начала устроения обители усердная помощница во всех монастырских делах игумении Никоны.

24 октября 2015 года, в день празднования Собора Оптинских старцев, обитель молитвенно отметила 25-летие возрождения монашеской жизни. Празднование возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершив в Казанском соборе торжественное богослужение, ставшее для сестер и гостей обители незабываемым праздником.

Созданная трудами и молитвами преподобного старца Амвросия его любимое детище Шамординская обитель продолжает жить, чтобы светить миру истинно евангельским светом, являя собой образ Царства Божия на земле.

Проезд:

На автомобиле: Козельск расположен в 280 км к югу от Москвы. Выезжаете на Киевское шоссе в сторону Калуги. Проезжаете поворот на Калугу. По указателям таких поворота два, первый (направо) ведет на мост, а второй (налево) и есть основной. Проехав поворот на Калугу, следите за автомобильными мостами, которые проходят над дорогой, вам нужен второй по счету, он находится на 186-ом километре шоссе. Нужно проехать этот мост, после него сразу будет указатель на Оптину. В конце моста будет висеть указатель - Козельск. Далее все время прямо и прямо, до монумента г.Перемышль, там по указателю, направо. Дорога от трассы до Козельска большей частью неплохая, однако можно проехать и через Калугу, особенно на обратном пути, указатели на Москву как раз ведут через Калугу.

Можно выехать как по Киевскому, так и по Калужскому шоссе. Они пересекаются в районе Обнинска около 100 км, далее еще 140 км по Киевскому шоссе

Своим ходом: от метро "Теплый стан" рейсовым автобусом на г.Козельск., г.Сосенский или г.Хвастовичи

Автостанция ст.м. Теплый Стан: 427-9077 (справки), 101-3536 (справки, заказ мест)

Как добраться: выход из первого вагона при движении из Центра, в подземном переходе направо до конца, затем налево и 200 м по Новоясеневскому проспекту.

С расписанием движения автобусов от Москвы вы можете ознакомиться на сайте автостанции м.Теплый Стан

С расписанием движения автобусов на Москву вы можете ознакомиться на сайте г. Козельска

Автостанция Козельск: +7 (48442)22502

Козельское АТП: +7 (48442)22240

Также можно доехать электричкой с Киевского вокзала до Калуги, далее рейсовым автобусом на г. Козельск., г. Сосенский, г. Ульяново или г. Хвастовичи.

Не доезжая до Козельска, остановиться в пос. Каменка возле указателя на Шамордино и далее 1 км направо до монастыря.


В любые эпохи монастыри размещались в тихих уединенных местах, подальше от городской суеты. Ничто не должно было отвлекать монахов от служения Богу. В этом плане обитель в деревне Шамордино, о которой пойдет речь в данной статье, не является исключением.

Казанская Амвросиевская ставропигиальная женская пустынь находится на лесистой возвышенности. Вокруг нее открываются сказочной красоты пейзажи. Это и есть знаменитый Шамординский монастырь.

Как доехать?

Добраться до обители возможно на автомашине, проехав 220 километров от Москвы до поворота на Калугу. Далее следует проехать до деревни Каменка на Шамордино. Найти монастырь не составит ни малейшего труда, поскольку купола Казанского собора видны издалека.

Добраться до монастыря можно, проехав по железной дороге от столицы до Калуги, а затем воспользоваться автобусом или такси. При этом около километра придется пройти пешком.

Правила поведения в монастыре

Приехав в обитель, следует соблюдать правила поведения. Они типичны для православного храма. Кроме того, одежда не должна быть вызывающей. Мужчинам рекомендуется надеть брюки и рубашку с длинным рукавом или костюм. Женщинам нужно быть в длинной юбке, одежде с длинными рукавами и платке. Голова обязательно должна быть покрыта.

Посетителям запрещается употреблять спиртные напитки, курить и слушать популярную музыку. Нельзя заходить в жилые корпуса, отвлекать монахинь разговорами и фотографировать их.

Начало существования обители

Шамординский монастырь был основан в 1884 году. Землю предоставила известная своим благочестием помещица Ключарева. Она взяла на попечение несколько сирот и вдов, а позже сама приняла постриг под именем Амвросия. Все свое имущество она пожертвовала церкви. Первая настоятельница Шамординского монастыря — София. При основании монастыря старцем Амвросием было установлено правило о приеме женщин независимо от возраста, сословия и без внесения денежного взноса.

В монастыре велась разнообразная хозяйственная деятельность. В обители функционировали гончарная, швейная, ткацкая мастерская. Кроме того, работала типография, печатались фотографии, а работы золотошвеек были известны по всей России.

Непростая жизнь монастыря

В дальнейшем обитель развивалась и насчитывала к началу революции 1917 года более семисот послушниц и монахинь. В монастыре находился приют для девочек-сирот, работали богадельня и больница, осуществлялась разнообразная хозяйственная деятельность (работали несколько мастерских, развивалось производство сельскохозяйственной продукции).

Через год после революции Шамординский монастырь был закрыт новой властью. При этом церковные ценности были реквизированы и вывезены, а кресты и колокола сняты с куполов. Однако монахиням было до 1923 года разрешено проживать на бывшей монастырской территории, организовав сельскохозяйственную артель. Затем большинство монахинь подверглось репрессиям и высылке в отдаленные края по подозрению в контрреволюционной деятельности.

После того как монастырскую территорию покинули последние монахини, здания использовались не по назначению. В Казанском соборе размещался сельскохозяйственный техникум. В других помещениях было образовано общежитие и гараж. Часть построек была попросту разрушена. При этом был нанесен непоправимый ущерб церковным интерьерам. Во время Великой Отечественной войны на территории монастыря в Калужской области находился госпиталь. По свидетельствам очевидцев тех событий, заживление ран у бойцов, находившихся здесь на лечении, происходило быстрее.

Возрождение монастыря


В 1990 году началось восстановление обители. В ней вновь поселились монахини. Поначалу их было всего десять. С этого времени началось восстановление монастырского комплекса. Козельская епархия приложила для этого немало усилий. К настоящему времени удалось восстановить многие сооружения. Продолжается строительство скита и новой церкви за кладбищем.

Восстановлены многие старинные монастырские промыслы. Монахини вновь занимаются вышиванием. При обители работает воскресная школа. Планы дальнейшего развития монастырского комплекса предполагают восстановление на территории построек, существовавших до революции. Предполагается существенное расширение благотворительной деятельности общины (создание приюта для девочек).

Монахини свято чтят заветы преподобного Амвросия Оптинского и схимонахини Софии. В монастыре проводятся богослужения. Многочисленные паломники приезжают сюда для того, чтобы приложиться к мощам Оптинских преподобных старцев и чудотворным образам и исцелится от различных телесных и духовных недугов. Иконы Шамординского монастыря поистине обладают огромным могуществом.

Святые лики обители

Одной из чудотворных икон, находящихся в монастыре, является написанный в 1890 г. образ Божией Матери "Спорительница хлебов". Основой для ее создания послужили видения преподобного Амвросия. Икона защищает от неурожаев и природных катаклизмов. Списки с этой иконы распространялись среди паломников, посещавших обитель, а также в среде местных землевладельцев. Вскоре по всей Калужской губернии, а потом и по России пошла слава о чудотворной силе данной иконы. В настоящее время в монастыре находится копия образа Божией Матери "Спорительница хлебов", поскольку подлинник был утерян при закрытии обители в годы советской власти. Не так давно оригинал иконы был найден в Литве, где она находится в настоящее время.

Еще одним чудотворным образом, находившимся в монастыре, был образ Казанской Божией Матери. Данная икона первоначально пребывала в Белевском монастыре, куда была принята в качестве заклада на сумму десять рублей от неизвестной женщины. Поскольку за иконой никто не явился, она осталась в обители. Вскоре выяснилось, что лампадное масло, взятое от нее, обладает целебными свойствами и может успешно лечить различные болезни. С этого времени масло для лампады перед иконой закупалось ровно на сумму десять рублей.

Позднее образ был передан в Шамординский женский монастырь, где и находился до передачи его в одну из деревенских церквей. Копия с иконы была вновь написана монахом Арсением, который являлся настоятелем скита на горе-Афон. В 1999 году образ был передан в Шамординский монастырь.

Казанский собор

Несмотря на то что здания, составляющие монастырский комплекс, возводились в разное время, они строились в едином стиле.

Казанский собор, построенный по проекту известного российского архитектора С. Шервуда, является главным храмом монастыря. Он поражает паломников своей красотой. Храм выполнен из красного камня в русском стиле. Его венчают пятнадцать куполов, покрытых золотом. Храм отличается узорными кирпичными наличниками над высокими арками, полуколоннами и другими декоративными элементами.

Внутри собор выглядит также очень впечатляюще. Особенностью его интерьера является отсутствие фресок на потолке, что придает ощущение легкости. В церкви находится много икон, вышитых бисером и золотом местными монахинями. Снаружи собора находятся усыпальницы настоятельниц и купца С. Перлова, на чьи средства были возведены большинство построек. Прежняя усыпальница, построенная по проекту Б. А. Савицкого, до наших дней не сохранилась.

К могиле первой настоятельницы, матушки Софии, почитаемой в качестве местной Святой, часто приходят паломники с просьбами об оказании помощи в исцелении от болезней. В настоящее время известно о некоторых случаях чудесного выздоровления людей.

Церковь Амвросия Оптинского

Еще одним замечательным архитектурным сооружением на территории монастыря является храм преподобного Амвросия Оптинского. Он представляет собой скромный домик-келью, в которой жил и умер старец.

Церковь Пресвятой Троицы является первым храмом, который был построен и освящен в 1884 году. Она первоначально располагалась на месте Казанского собора.

Храм «Утоли мои печали»

Церковь «Утоли мои печали» была построена на средства жены купца С. Перлова —Анны Яковлевны. Храм был пристроен к богадельне, в которой проживали около шестидесяти больных женщин. В настоящее время в здании бывшей богадельни находится трапезная, состоящая из кухни, обеденных залов для сестер и гостей.

За столовой находится построенная в 1906 году водонапорная башня. На территории также находится небольшая больница, состоящая из амбулатории, стоматологического и процедурного кабинетов. Имеется стационар, рассчитанный на десять мест. В больнице работают монахини, имеющие медицинское образование. На втором этаже здания лазарета находятся золотошвейная и швейная мастерские.

Административно монастырь расположен на территории Козельской епархии.
Еще одной из достопримечательностей обители является дом купца С. Перлова, который много времени проводил в монастыре. После его смерти в обитель приезжала его супруга и подолгу останавливалась в доме с детьми и внуками. Незадолго до смерти Анна Яковлевна приняла постриг. В настоящее время дом купца С. Перлова полностью отреставрирован.

Святые источники обители

Казанская Амвросиевская пустынь также широко известна благодаря священным родникам. До революции они бережно сохранялись монахинями. После закрытия монастыря многие ключи пришли в запустение и постепенно заболачивались. Часть из них вообще исчезла. После возрождения монастыря монахини расчистили оставшиеся источники и привели в порядок ближайшие из них. Сейчас наибольшей популярностью пользуются два родника, вода из которых имеет целебные свойства. Расскажем о них подробнее.

«Живоносный источник» находится неподалеку от монастыря. Чтобы дойти до него, достаточно пройти немного по дороге и повернуть налево, следуя информации указателя. Температура воды в колодце составляет +4 градуса по Цельсию. Воду можно использовать для питья.

Казанский источник находится неподалеку. Чтобы дойти до него, необходимо спуститься по лестнице и свернуть затем влево. Далее придется идти по узкой тропинке, что после дождя представляет определенные неудобства из-за раскисшей почвы. Желающим посетить родник необходимо надеть подходящую обувь. Нужно учесть, что у источника отсутствует оборудованная купальня. Паломники часто забирают воду из родника с собой, поскольку считается, что она помогает при глазных заболеваниях.

Внешняя проповедь

Шамординская обитель (Калужская область) представляет собой не просто уникальный образец дореволюционной церковной архитектуры, но и является действующим храмом, монахини которого осуществляют обширную и разнообразную хозяйственную и благотворительную деятельность. Восстановление обители в тяжелых условиях конца XX века оказалось возможным благодаря подвижничеству и самоотверженному труду местных монахинь и иерархов Русской православной церкви. Обитель постоянно развивается и расширяет свою деятельность. Ярким свидетельством известности и авторитета, которым пользуется монастырь среди верующих по всей России, является нескончаемый поток паломников, посещающих это уникальное место. Деревня Шамордино никогда не пустует.

Со смертью мужа для Софии Михайловны закончилось испытание, которое возложил на нее батюшка Амвросий, и она получила возможность исполнить давнее желание посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине. София Михайловна нежно и трогательно любила свою дочь, но это чувство никогда не затемняло ее пламенной любви ко Господу. И она поручила девятилетнюю Надежду ее крестной матери, тем самым исполнив слова, сказанные Иисусом Христом, что «любящий сына или дочь больше Его, недостоин Его». (Матф. 10, 37).

22 августа 1884 года она подала прошение Его Преосвященству Преосвященнейшему Владимиру (Никольскому), епископу Калужскому и Боровскому о поступлении в Шамординскую общину: «Имея давно стремление к монашеской жизни, а теперь овдовевши решаюсь исполнить заветное мое желание и прошу Ваше Преосвященство позволить мне поступить в число сестер новой Казанской общины Перемышльского уезда и переселиться туда на жительство, на что и ожидаю Вашего Милостивого Архипастырского решения…». Следом, 25 августа настоятель Оптиной пустыни преп. Исаакий и духовник обители преп. Амвросий направили Преосвященнейшему Владимиру представление к утверждению матушки Софии настоятельницей новоустрояемой общины, приложив к этому рекомендательное письмо: «Вашему Преосвященству угодно знать наше мнение о Софье Михайловне Астафьевой, способна ли она быть Настоятельницей новой Казанской общины. Хотя Софья Михайловна делом еще и не проходила монашескую жизнь, но довольно понимает и монашество и хозяйственную часть, и сестры новой общины очень расположены к ней, так, что и теперь беспрекословно повинуются ее распоряжениям».

Из следующих сохранившихся писем преподобного Амвросия к матушке Софии узнаем, что за год до этого представлялась к назначению настоятельницей монахиня Костромского монастыря Серафима, в миру Софья Андреевна Поливанова. По благословению батюшки Амвросия София Михайловна обращалась к владыке Владимиру для рассмотрения этого предложения.

«М.С.О.н.Г.I.Х.Б.н.п.н.

Путешествующая Софья Михайловна!

Письмо твоё из Калуги получил. Пишешь, что Владыке желалось бы назначить в Шамордино начальницу такую, которая имела бы средства и связи. Оказывается одна, да у ней свой Игумен мешает. Можно бы указать на одну монахиню Нова-Девичьяго монастыря Евпраксию Кутузову, которую, кажется, и ты знаешь, но она не представительна и слаба здоровьем, да у ней мать на руках и брат имение сконфузил, пустившись в какие-то аферы.

Ко мне пишет и нынешним летом

была в Оптине Костромского монастыря монахиня Серафима Поливанова, которой брат пользуется особенным благоволением настоящаго Императора. Не так давно Император был восприемником у его дочери. Разумеется Сам Император не стоял у купели, а велел стоять отцу ее Поливанову. Монахиня эта ревностная и понимающая дело и представительная, высокого роста и не больная, лет 43 или 5-ти.

Если б угодно было Владыке эту Серафиму Поливанову начальницей Шамординской Общины, то было бы хорошо. Хотя она этого и не желает, но знаю, что стесняется порядками штатнаго монастыря и желала бы лучшей жизни. Но воля Божия да будет о сем. Передай это на рассмотрение Преосвященнейшему Владыке, яко же проречет, тако и да будет.

Приветствую Марию.

Господь да благопоспешит вам во всём.

Многогр<ешный>. I. Амвросий.

Телеграммы отца Амвросия:

1) 26.06.1884. Кострома. До востребования. Софии Михайловне Астафьевой.

Ради слышанного сопровождай мать Серафиму оговоркой посмотреть и как Бог устроит чрез владыку. Амвросий

2)Телеграф № 7 в Москве близ Никитских ворот. Верхн. Кисловка, дом Бехтеевой. Адрес: Москва. Мал. Ник. Дом Мейснера, кв. Долинованской, г-же Астафьевой.

Предложить временно исправляющую. Калужскому Владыке может предложить, чтобы он желал мать Серафиму не прямо Начальницею, а для разсмотрения дела, и как окажется на деле, сообразно с этим решить окончательное назначение. Господи помилуй нас! И устрой полезное по воле Твоей Святой.

Многогр. I Амвросий

P.S. Сегодня сороковой день Николаю Ивановичу, в Паложкове поют обедню сестры Шамординския, Всеблагий Господь да упокоит душу его в селениях праведных.

С Матерьей Серафимой ты и Маша обращайтесь без предубеждений, тогда скорее увидите, что это за человек.

М.С.О.н.Г.I.Х.Б.н.п.н.

Странствующее чадце София Михайловна!

Телеграмму твою получил. Всеблагий Господь да устроит о нас полезное и спасительное по воле Своей Святой; а мы с своей стороны неуклонно должны покоряться воле Его Всеблагой и Премудрой».

К назначению монахини Серафимы настоятельницей следовали препятствия одно за другим: то задерживалась передача недвижимого имения в сельце Шамордино, завещанного монахиней Амвросией (Ключаревой) для устроения общины, то, в последний момент, откладывались дважды назначенные встречи матери Серафимы с Калужским Преосвященным Владимиром. И по воле Божией руководство обителью приняла София Михайловна.

4 сентября 1884 года батюшка Амвросий облек ее в иноческое одеяние, позже состоялся постриг в мантию.

Об этом она писала своей сестре: «Милый друг Лена! Приезжай, пожалуйста, посмотреть, как меня будет собственноручно постригать батюшка отец Амвросий у себя в келье. Это будет постриг тайный, а потому не говори о нем знакомым. Из сестер тоже никто этого не знает, чтобы немного было народа во время церемонии. Мне хочется принять постриг от рук батюшки, а не архиерея, и потому это будет тайной до моего публичного облачения в мантию, что, вероятно, состоится в 1886 году, когда я окончу все свои мирские дела». В постриге ей было оставлено прежнее имя – София.

«София Михайловна, - пишет отец Вениамин, - безропотно приняла на себя и это послушание, хотя не мало различных дел предстояло ей. Юная община была в периоде созидания. Много предстояло ей дел по устройству общины и по водворению в ней монашеского жития. <…> Средства обители были очень скудные, а между тем приходилось воздвигать новые корпуса для сестер, приспособлять жилой дом под устройство церкви, прикупать участки земли, и заботиться об обеспечении сестер, число которых росло ежедневно».

25 сентября 1884 года настоятель Оптиной Пустыни игумен Исаакий и матушка София направили Калужскому Архиерею рапорт об окончании внутреннего устройства церкви и о готовности ее к освящению:

«Ваше Преосвященство, Премилостивейший Архипастырь и Отец!

Милостию Божиею, за святыми Вашими Архипастырскими молитвами Церковь при новоучрежденной Казанской женской общине, в сельце Шамордине, устройством окончена и к освящению приуготовлена. Всеусерднейше просим Ваше Преосвященство, милостивейше благоволите пожаловать для совершения сего Священного торжества и открытия общины на первое число будущего октября месяца.

Повергаясь заочно к Святительским стопам Вашим и испрашивая святейших молитв Ваших, с глубочайшим высокопочитанием и преданностью имеем честь пребывать,

Вашего Преосвященства,

Милостивейшего Архипастыря и Отца

Недостойный Игумен Исаакий

Нижайшая послушница Софья Астафьева.

1 октября 1884 года состоялось открытие Казанской общины и освящение в ней храма в честь иконы Божией Матери Казанская и одновременно назначение монахини Софии настоятельницей. И ранее отдавая много сил и времени устройству обители, матушка София теперь полностью посвятила себя этому служению. «Теперь все богатство ее душевных сил, все те зерна добра, которые таились в ее душе и выливались иногда в столь своеобразную форму, смущавшую близких ей людей, должны были обнаружиться во всей их поразительной силе», - пишет о. Вениамин (Воронцов-Вельяминов).

Преосвященный епископ Трифон (Туркестанов), в 1884-1888 годах бывший послушником в Оптиной Пустыни и духовным чадом старца Амвросия, лично знавший матушку Софию, свидетельствует: «Небогатое достоянье досталось первой настоятельнице матери Софии: – деревянный дом, с домашней церковью, да несколько деревянных хижин, для жилья сестрам. Вот и все! Ни денег, ни имущества, ни каких-нибудь запасов, а, между тем, население общины с каждым днем все увеличивалось. – Много посылал старец здоровых и крепких девушек, способных к работе, в монастырь, но не менее, (если не более), – больных, увечных, неспособных ни к какому труду. Вот, напр., – подползает к старцу безногая, с уродливым горбом, вся трясущаяся от болезни св. Витта. Кроме обид, оскорблений – эта несчастная ничего не видала от людей. Понятно, почему в душе ее – раздражение, злоба против них. Видя несчастную, старец изменяется в лице и посылает ее в Шамордино. Вот другая – на костылях, чахоточная, в лице ее кротость, она терпеливо переносит свою участь, но ей негде жить, ее отовсюду гонят, она никому ненужная, лишняя! – Старец поговорил с ней, прослезился над ее страданиями, и посылает ее в Шамордино. Вот приносят к нему детей, брошенных на произвол судьбы преступными или несчастными родителями. Бедные детки, покрытые грязными тряпками, иногда с золотушными ранами на теле, протягивают к нему свои ручонки, и старец отправляет их в Шамордино. Таким образом, население Шамордина все увеличивалось, а средства к существованию все уменьшались. Но не такова была начальница Шамординской обители, – мать София, чтобы смутиться и пасть духом пред этими затруднениями: недаром, память ее благоговейно чтится до сих пор в Шамордине. Представительной наружности, с твердым характером, пламенной верой в Бога и глубокой покорностью к старцу, она все могла перенести во славу Божию и на пользу вверенной ей обители. Входя во все тонкости монастырского хозяйства, она не забывала духовного воспитания сестер. Она старалась воспитать веру в Бога, любовь к ближним, глубокую преданность к старцу, которая одушевляла все ее духовное существо». Только горя пламенной верой и любовью ко Господу, непреложным упованием на Его милость, возможно было понести труды настоятельства в такой обители. Это - крестный подвиг, к несению которого матушка София имела сердечное расположение и была приуготовлена исполнением на деле добродетелей милосердия, сострадания и самоотречения в служении ближним.

Шамординский монастырь - это реальная история о том, что делу, которое благословил Господь, не страшны никакие преграды. Святыня долгое время переживала сложный период, но смогла побороть все проблемы.

Высокое назначение

Иногда для того, чтобы произошло одно или другое событие, должна сойтись не одна человеческая судьба. Так, при особых обстоятельствах, и возникла Казанская Амвросиевская пустынь.

Рассказ о создании этой обители следует начать с биографии Амвросия Оптинского - личности, без которой монастырь бы не заработал.

Этот человек появился на свет в 1812 году, в простой семье. Он был шестым из восьми детей. При рождении ему дали имя Александр. Отец мальчика умер молодым, поэтому семья переехала к дедушке по матери. Он работал священником. В такой обстановке будущий монах приучался к церковной жизни. Когда ребенок подрос, его отправили учиться в духовную семинарию. Там юноша выделялся спокойным нравом и способностью к наукам. Но перед выпуском из училища Александр сильно заболел. Практически умирая, он дал Богу обещание: если выживет, то примет постриг монаха. Тогда парень и не догадывался, что ему придется строить Шамординский

Болезнь оставила юношу, и он решил работать учителем в одном из духовных заведений. Так, Александр забыл об обещании. Но вскоре мужчина снова заболел. И вспомнил о том, что должен был сделать.

Вещий сон

Тогда он обратился к одному хорошо знакомому священнику за советом. Тот порекомендовал пойти в что до сих пор стоит в Калужской области. Там в 1842 году мужчина был пострижен и взял имя Амвросий.

Монах часто и тяжело болел, но не прекращал помогать людям. Одни шли к нему за благословением, другие - за помощью, третьи - за советом. Сегодня такого человека назвали бы талантливым психологом, но тогда он просто исцелял души.

Так к нему попал человек по фамилии Калыгин. Это был добрый и верующий мужчина, который планировал уйти в монахи. Всю жизнь он стремился к Богу. Однажды ему приснился странный сон. Над его землей, которая была неподалеку от Оптиной пустыни, в облаках стоял храм удивительной красоты. Тогда он не знал, но в виденье Всевышний ему показал Шамординский монастырь.

Помещик рассказал об этом Амвросию, а тот увидел во сне хороший знак. Старец предложил ему продать свои земли. Калыгин согласился, а вскоре после этого принял постриг.

Последняя воля богатой дамы

Неподалеку жила Александра Ключарева. Ее муж был глубоко верующим человеком, поэтому просил жену стать монахиней. Несмотря на то что ей нравилось веселье и гулянья, она приняла обет и взяла имя Амвросия. Поселилась недалеко от мужского монастыря. Вместе с ней были две внучки - Вера и Люба. Их мать умерла молодой, а отец веялся по миру.

Женщины был Амвросий. По его совету богатая дама купила землю помещика. Также она составила завещание, в котором отмечалось, что после смерти собственность будет принадлежать внучкам. Если и девочки не выживут, то на территории должна быть построена женская община. Последняя воля была выполнена, и много лет спустя здесь появился Шамординский монастырь.

В 1881 году бабушка умерла. Появился ее сын, отец девочек. Его не устраивало желание Любы и Веры посвятить свою жизнь Богу. Поэтому он договорился с Амвросием о том, чтобы дочек перевели в пансионат. Его возглавляла работала духовная дочь монаха, поэтому он с легкостью все устроил.

Тяжелая судьба

Когда Александра Ключарева составляла завещание, то многого не понимала, но лишних вопросов не задавала. Однако старцу было открыто больше информации. Вероятно, он умел толковать будущее, поэтому все его шаги были четкими.

Близняшки Вера и Люба очень привыкли к духовной жизни. Пансионат для них был местом неспокойным. На каникулах они спешили в родное село Шамордино. Там отдыхали от шумной жизни, читали молитвы. Когда один из прохожих спросил отца Амвросия, не малы ли дети, чтобы выполнять эти вещи, тот ответил, что они готовятся к тяжелой судьбе. Им не пришлось служить и увидеть Шамординский монастырь. Девочки заболели и умерли, не дожив до 12 лет.

По завещанию Ключаревой на земле должны были построить женскую общину. Первыми ее обитателями стали крестьянки, которые ранее были крепостными. После отмены рабства они остались работать у хозяйки. Также сюда пришли сироты и вдовы с детьми.

Дворянка-настоятельница

Когда еще девочки были живы, началось строительство. Монах выбрал непростой план, чем вызвал непонимание окружающих. По схеме, в здании был один большой зал и много маленьких комнат, напомивших каморки. Позже такой дом смог принять сразу десятки обездоленных женщин.

Возникла потребность в настоятельнице. Помогала развивать святыню София Болотова, которая была духовной дочерью монаха. Именно она способствовала тому, что община превратилась в известный Шамординский женский монастырь в Калужской области.

Эта женщина происходила из знатного дворянского рода. Вся ее семья была очень набожная и ставила веру выше своих потребностей. София вышла замуж в 30 лет. Но счастье длилось недолго. Через год муж умер. После похорон вдова родила девочку Надежду.

Лучшая кандидатура

Долгое время женщина, кроме того, что самостоятельно вела хозяйство и воспитывала ребенка, еще и находила время помогать бедным и обездоленным. Когда узнала о старце Амвросии, то решила просить его благословить на постриг. Но, встретив вдову, монах понял, что женщина еще не готова к такой жизни. Он приказал ей выйти замуж за одного мужчину, который жил поблизости. Болотова покорилась. С новым мужем в мире и большой любви она прожила 4 года, а затем он умер.

Тогда, в 1884 году, София вступила на пост настоятельницы и стала монахиней. Именно за время ее работы расцвел Шамординский монастырь, фото которого представлены в обзоре.

На эту ​​работу следовало просить разрешение у епископа, который сомневался в том, что простая женщина сможет управлять таким делом. Старец Амвросий поручился за свою дочь и отметил, что она лучшая кандидатура на эту должность.

Много добра сделала монахиня. Когда наследство, что оставила Александра Ключарева, закончилось, то строительство и все работы продолжались за счет Болотовой.

Забвение общины

Умерла матушка в 1888 году. За время ее руководства в общине проживало 250 женщин. Также был заложен храм. Сам старец заметил, что София была лучшая благочинная Шамординского монастыря, и другой такой не будет.

На этом посту ее сменила монахиня Евфросиния. Позже настоятельница ослепла и хотела отказаться от этой работы. Но отец Амвросий убедил ее продолжать выполнять свои обязанности. Сам старец умер в 1891 году. Это был большой удар не только для монастыря, но и для всего православия.

Святыня росла и развивалась вплоть до 1918 года. Тогда советская власть отобрала у общины земли. Некоторое время объект существовал как трудовая коммуна. Но в 1923 обитель закрыли. Одни сестры переселились в соседние села. Других замучили в тюрьмах и лагерях.

Возобновилась работа в 1990 году. Сооружение было заброшено и разбито временем, но все же не потеряло главного - своего духа.

Восстановленный собор

Среди живописной природы, на вершине холма стоит Шамординский монастырь. Как доехать до одноименного села, находящегося в знают не все. Объект расположен недалеко от города Козельск, в котором стоит не менее популярная мужская община Оптина пустынь. Общее расстояние от одного комплекса к другому - едва больше 10 км. Расстояние от столицы около 280 км.

После распада Союза на монастырь был тяжело смотреть. Все сооружения были полуразвалившиеся. Но, с помощью Творца, община возродилась. В 2005 году произошло повторное освящение отстроенного Казанского собора. Туристов поражает не только внешний вид храма, но и его внутреннее убранство. Многие посетители отмечают, что душа просто трепещет, когда любуешься бесчисленными прекрасными картинами, что сделали послушницы. Одни другие - стеклярусом.

Приятная атмосфера

Несмотря на более чем столетнюю историю, монастырь продолжает свою главную миссию - помогает обездоленным женщинам. На его территории есть больница, где проживают престарелые монахини. Сестринскую любовь и заботу здесь чувствуют абсолютно все.

Имеет и свою столовую Шамординский монастырь. Отзывы посетителей о кухне положительные. Паломники отмечают, что кормят здесь прихожан бесплатно и очень вкусно. Продукты послушницы выращивают сами. Очень нравится гостям и тот факт, что монахини едят вместе с туристами в одном зале. Так простые люди чувствуют себя еще ближе к духовной жизни.

Посетителям на выходе продают вкусные домашние пирожки с разной начинкой за небольшие деньги. Также можно приобрести магнит на память об этом необычном и интересном путешествие.

Целебная вода

Идут сюда паломники со всего православного мира за помощью. Кто-то хочет исцелить душевные раны, другим нужна телесная сила. Практикуют и лечение онкологии в Шамординском монастыре. Здесь есть святые источники, в которых гости могут искупаться. Вода обладает доброй энергией, нередко гости пьют ее и набирают из источника домой. Люди, побывавшие в общине, знают, что именно вера помогла им преодолеть жизненные невзгоды.

Туристы отмечают, что перед путешествием следует подумать над тем, что надеть. Дорога к источнику крутая. Купель расположена под монастырем. К ней ведут 240 ступенек. Поэтому лучше надеть что-то простое и легкое. Сестры позаботились о том, чтобы нездоровым людям было просто добраться до воды. На лестнице есть площадки с лавочками, где можно отдохнуть. Каждая из монахинь приветливая и добрая. Она подскажет вам, где можно поставить свечку за здоровье и кому помолиться. Здесь также есть чудотворные иконы.

Для тех, кто хочет больше узнать о комплексе, работает сайт, который постоянно обновляется.

Каждый посетитель отмечает, что Шамординский монастырь - это источник положительной светлой энергии.