Нефтегазовая промышленность

Культура Древней Руси в IX-XIII века. Образование и литература Культура Древней Руси имела высокий уровень развития


Принятие христианства в X веке оказало огромное влияние на развитие русской культуры. Однако не следует полагать, что до христианства уровень культуры на Руси был низок. Господствующей религией было язычество, и именно оно определяло весь культурный облик дохристианского периода. Города возникали, как правило, на перекрестках торговых дорог. Знаменитый торговый путь "из варяг в греки" (то есть от Балтики к Черному и Средиземному морям) и Волжский торговый путь связывали Русь со странами Востока и Запада. Торговля значительно обогащала русскую культуру: по территории Руси ходили византийские и восточные монеты, знать приобщалась к предметам роскоши более развитых стран. Однако собственное ремесло Руси не уступало иностранному: в могильниках (языческих захоронениях) археологи находят золотые и серебряные ювелирные украшения, утварь, посуду, оружие и т.д.








Культура Киевской Руси отражала жизнь и быт славянских народов. Ее развитие было вызвано бурным ростом различных ремесел и торговли, оживлением внешнеторговых и межгосударственных связей. Она стала исходной точкой и первичной основой культуры русских, украинцев и белорусов, оказала влияние на культуру соседних народов. В эпоху Киевской Руси образуется единая древнерусская народность и складывается единый русский литературный язык. В те далекие от нас годы восточные славяне стали грамотными. В Киевской Руси IX-XIII вв. были основаны многие современные города России и созданы многочисленные художественные ценности, которые вошли составной частью в золотой фонд советской культуры. Культура Древней Руси содержала в своей основе языческую культуру восточных славян, бережно сохраненную народом. Огромную роль в ее развитии играло устное народное творчество - былины, сказы, обрядовые и лирические песни, т. е. все то, что обычно называют фольклором. Народные мотивы проявлялись и в других областях древнерусского творчества - в художественном ремесле, архитектуре, живописи и литературе.




С начала X века на Руси распространяется письменность. Договор князя Олега с Византией (911 год) является одним из первых памятников русской письменности. В конце X века появился древнерусский алфавит. Его составителями были болгарские миссионеры Кирилл и Мефодий (одна из систем алфавита так и называется - "кириллица").






Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Зодчество и Архитектура Древней Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово-купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75).

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 21

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Культура Руси X - XIII в. Зарождение Русской цивилизации

План Особенности культурного развития Письменность, грамотность, школы Летописи Литература Архитектура Живопись, скульптура, музыка Фольклор Повседневная жизнь Зарождение русской цивилизации

Особенности культурного развития Культура восточных славян была одновременно культурой и языческого мира с его древними народными обычаями, поверьями, обрядами, песнями и танцами, и культурой христианской с мощным влиянием Церкви в области литературы, архитектуры, искусства, письма, школьного дела, библиотек.

Письменность, грамотность, школы. Буквы на Руси вырезали на деревянных дощечках и называли их резами. Позднее в качестве материала для письма стала использоваться береста (берестяные грамоты). Широкое распространение получила славянская грамота – алфавит, созданный братьями Кириллом и Мефодием.

Христианизации Руси дала мощный толчок развитию письменности, грамотности. На Русь пришли писцы и переводчики, хлынул поток иностранных книг религиозного и светского содержания. Особенно широкий размах это явление получило при Ярославе Мудром и его сыновьях. Жизнеописание Александра Македонского «Александрия». Школы открывались изначально при церквах и монастырях. Позднее в школах стали учить и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка основала в Киеве женский монастырь со школой для девочек при нем.

Свидетельством развития грамотности являются и сохранившиеся на стенах надписи – граффити. На стене Софийского собора в свое время Владимир Мономах написал в свое время: «Ох, тяжко мне».

Летописи Летописи – погодные изложения важных событий на Руси. художественные и исторические произведения (взгляды авторов на историю Руси и мировую историю, на деятельность князей и др.) В конце X века была создана первая летопись при князе Владимире. В конце XII века – «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерского монастыря Нестора.

Литература Общий подъём Руси, развитие грамотности и письменности, появления образованных людей привели к рождению и развитию древнерусской литературы. Первое литературное произведение – «Слово о Законе и Благодати» Иллариона. Во второй половине XII века – «Память и похвала Владимиру» монаха Иакова. «Сказание о первоначальном распространении христианства на Руси» и «Сказание о Борисе и Глебе».

В XII веке появляются первые мемуары. «Поучение» Владимира Мономаха «Хождение игумена Даниила в святые места» Наивысшим достижением древнерусской литературы считается «Слово о Полку Игореве» (к. XII века) – рассказ о неудачном походе князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г.

Архитектура Деревянная Русь. С появлением христианства в строительстве стали использовать камень и кирпич. Для зодчества были характерны затейливость, многоярусность, наличие в постройках башенок и теремков. С христианством на Русь пришло строительство крупных каменных храмов. Такими были

Софийский собор в Киеве

Софийский собор в Новгороде

Софийский собор в Полоцке

Спасо - преображенский собор в Чернигове

Замечательные архитектурные сооружения были созданы в период распада Руси. По приказу Андрея Боголюбского во Владимире были выстроены Успенский собор и Золотые ворота, однокупольный храм Покрова на Нерли. При Всеволоде Большое гнездо был построен Дмитриевский собор во Владимире. Характерной чертой русской архитектуры этого времени стала резьба по камню.

Живопись, скульптура, музыка Древние резчики по дереву создавали скульптуры языческих богов и духов. Живописцы разрисовывали стены языческих молелен, изготовляли магические маски. Языческое искусство было связано с силами природы. Христианство воспевало бога, подвиги святых, апостолов, деятелей церкви. Появились иконы со строгими ликами святых, мозаики и фрески на религиозные темы.

Создавались произведения, которые шли в рамках народных традиций. Так иконы монаха Киево-Печерского монастыря Алимпия напоминали портреты живых людей. В каждом княжестве складывались свои направления в искусстве. НОВГОРОДСКАЯ ШКОЛА ИКОНОПИСИ ОТЛИЧАЛАСЬ РЕАЛЬНОСТЬЮ ИЗОБРАЖЕНИЯ В XIII веке появ. Ярославская школа живописи, художники которой воссоздавали на иконах лики Богородицы и святых.

Фреска «Страшный суд» в Дмитриевском соборе. Резьбой по дереву, а позднее – по камню украшались не только храмы и жилища, но и домашняя утварь, посуда. Большого мастерства достигли ювелиры. Серьги Киевской Руси

Составной частью Руси являлась музыка. Певцы, гусляры, мастера игры на лютне и духовных инструментах, плясуны тешили как знать, так и простой народ.

Караваджо "Лютнист"

Фольклор Важным элементом древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, сказки. В древних песнях говорилось о том, как похищали невест. Целый мир русской жизни открывался в былинах. Их герой – богатырь. Былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче

Повседневная жизнь Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт во многом определялся развитием хозяйства страны. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями Во дворцах и дворах бояр толпились дружинники, слуги, челядь. В придворных гридницах устраивались пиры. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Раздавали пищу и деньги бедным и малоимущим.

Любимыми забавами богатых людей были соколиная, ястребиная и псовая охоты. Устраивались скачки, турниры, различные игрища. В княжеско-боярской среде мальчика в три года сажали на коня, затем отдавали на выучку пестуну(воспитатель). В 12 лет молодых князей вместе с видными боярами отправляли на управление волостями и городами. Простые люди жили в землянках.

Традиционной женской одеждой были рубахи (нижние и верхние) Головы укрывались убрусами (платками). Знатные женщины носили также плащи, а поверх платка шапочки. Долгими зимними вечерами женщины пряли пряжу, мужчины ремесленничали.

Зарождение русской цивилизации (учебник с. 118-120) Какие факторы оказали влияние на формирование русской цивилизации? Какой из них, по вашему мнению, является самым главным? Что сближает средневековую Русь с западноевропейской цивилизацией, в чем состоят различия между ними? Под влиянием каких обстоятельств формировался духовно-нравственный облик народа? Как на менталитет русского человека повлияли общинные традиции?


Культура
материальных

и
это
совокупность
духовных
ценностей,
созданных человечеством в процессе его
общественно-исторической
практики.
трудовой

Особенности культуры IX-XIII вв.
Замедленность темпов развития
Традиционализм
Господство религиозного
мировоззрения

Этапы развития
Дохристианский период
Культура Киевской Руси
Период раздробленности:
формирование местных
особенностей

Письменность
Узелковая
письменность
Веньзааль

узелковоузорчатое письмо Венедов
Узелковая
письменность,
это
где
каждый
Узелок
составляет – Слово-Понятие.
Отсюда
выражения

«Завязать Узелок на память»,
«Связывать слова в единую
нить»,
«Распутать
Узел
проблем», «Путано говорить»,
«Хитросплетение
слов»,
«Завязка и Развязка сюжета».

Письменность
Славянская азбука,
Кирилл и Мефодий создали глаголический
алфавит, который
впоследствии был
переработан в кириллицу.

Литература
Слово
Хождения
Летописи
Жития
Жанры

Литература
Житие (агиография),
первое житие –
«Чтение о Борисе и
Глебе»

Литература
Слово-торжественное «Слово о Законе и
Благодати», автор - первый
киевский митрополит
Илларион
Слово-нравоучительное «Поучение Владимира
Мономаха» (нравственное и
политическое завещание).

Литература
Летопись - «Повесть
временных лет»,
Нестор - монах КиевоПечёрского монастыря.

Литература
«Хождение игумена Даниила в Палестину».
(1106-1108 гг)

Архитектура
Типы домов
северный
срубленные стены,
высокоподнятый
деревянный пол,
двускатная кровля,
большая печь, сложенная
из камней
южный
пол углублен по
отношению к земле,
стены деревянные,
присыпанные землей

Архитектура
Крестово-купольный стиль. Десятинная
церковь в Киеве (первый каменный памятник
- 989-996г)

Архитектура
Собор Святой Софии в Киеве,
строительство началось в
1037 г, воздвигнут в честь
победы над половцами.
Символизировал равенство
Киевской Руси с Византией в
политическом и религиозном
отношениях.

Архитектура
Собор Святой Софии в Новгороде

Архитектура
Новгород
Использование серого
известняка (стены
затирали
штукатуркой). Декор из
кирпича.
Приземистость,
расширение к
основанию,
массивность
Галицко-Волынское
княжество
Владимиро-Суздальское
княжество
Каменные блоки
правильной
формы, декор –
барельефная
скульптура
Строительство из
белого камня,
белокаменная резьба,
аркатурноколончатый пояс
посередине фасада,
возвышенность,
устремление вверх

Архитектура
Памятники
ВладимироСуздальской
земли

Архитектура
Церковь Покрова – на - Нерли
Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества,
вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета ВладимироСуздальского княжества. Предание рассказывает, что князь Андрей
Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего
любимого сына Изяслава - в память о нем.

Архитектура
Успенский собор
В 1158 году сын Юрия Долгорукого князь Андрей Боголюбский
сделал своей столицей город Владимир на Клязьме, основанный
за полвека до этого Владимиром Мономахом. И в этом же году на
высокой горе над Клязьмой Андрей Боголюбский начал строить
Успенский собор, ставший главным храмом Северо-Восточной,
«Залесской», Руси. Успенский собор стал крупнейшей постройкой
новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля.

Архитектура
Дмитровский
собор
Дмитровский собор во
Владимире, построен в 1194-1197,
храм входил в дворцовый
ансамбль, имел выступающие у
западных углов лестничные
башни и был связан переходами с
дворцовыми зданиями. Храм
выражал апофеоз власти и
духовного могущества
Владимирской земли.

Живопись
иконопись
мозаика
фреска
миниатюра

Живопись
Мозаикаизображение,
выполненное из
набора цветных
камней, мрамора,
смальты.
Св. Георгия
Победоносец

Живопись
Фреска – настенные
живописные
изображения,
нанесенные на
сырую штукатурку.
Фреска на южном склоне
большого свода
Дмитровского собора во
Владимире

Финифть (эмаль)прочное
стеклообразное
покрытие, наносимое
на металлический
предмет и
закрепляемое
обжигом

Декоративно-прикладное
искусство
Скань - вид
ювелирной техники,
изготовление
украшений из
тонкой проволоки

Образование и литература Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы. Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания. При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», она была переписана в гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке. В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др. В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы. Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы. Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения. О широком развитии письменности свидетельствуют надписана ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков. В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания. При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь - Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции. От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - «Остромирово евангелие», она была переписана в гг. для новгородского посадника Остромира. В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству. Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке. В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: «Повесть временных лет», «Поучения Владимира Мономаха», «Моления Даниила Заточника» и др. В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны «Псковская», «Новгородская», «Ипатьевская», «Лаврентьевская» и другие летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает «Слово о полку Игореве», гордость нашей литературы.


По́весть временны́х лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных cводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. По́весть временны́х лет наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных cводов начала XII века. Известен по нескольким редакциям и спискам с незначительными отклонениями в текстах, внесёнными переписчиками. Был составлен в Киеве.Охваченный период истории начинается с библейских времён в вводной части и заканчивается 1117 годом (в 3-й редакции). Датированная часть истории Киевской Руси начинается с 852 года, начала самостоятельного правления византийского императора Михаила. Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерскогомонастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIIIXIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» первой русской летописью. Автор летописи указан в Хлебниковском списке как монах Нестор, XII веков, монах Киево-Печерскогомонастыря. Хотя в более ранних списках это имя опущено, исследователи XVIIIXIX веков считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» первой русской летописью.


Глаго́лица одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл)- филосов для записи церковных текстов на славянском языке. Глаго́лица одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл)- филосов для записи церковных текстов на славянском языке.


Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений,оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с Береста и пергамент -берёзовая кора как материал для письма получает на Руси распространение не позднее первой четверти XI века и выходит из употребления в середине XV века в связи с распространением бумаги, которая именно около этого времени становится дешёвой. Береста рассматривалась как эфемерный, непрестижный материал для письма, непригодный для долгого хранения; её использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались, как правило, на пергаменте (бересте доверялись лишь их черновики). В одной из берестяных грамот, представляющей собой черновик жалобы должностному лицу, есть прямое указание переписать её текст на пергамент и лишь потом послать адресату. Лишь немногие грамоты, по-видимому, хранились относительно долго: это два берестяных листа огромного размера с записью литературных произведений,оба найденные в земле в развёрнутом виде, а также две берестяные книжечки: с


Новгородский псалтырь Новгородский псалтырь Древнейшая книга Руси. Древнейшая книга Руси. Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По статиграфическим, радиоуглеродными и палеограф ическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет Xвека, так что он на несколько десятилетий старше Остромирово евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания гг. Состоит из липовых дощечек с четырьмя страницами (церами), покрытыми воском для написания с помощью стилоса. По статиграфическим, радиоуглеродными и палеограф ическим данным, восковой кодекс использовался в первой четверти XI века и, возможно, начиная с последних лет Xвека, так что он на несколько десятилетий старше Остромирово евангелия, считавшегося самой древней на Руси книгой с точно установленной датой написания гг.


Остроми́рово Ева́нгелие Остроми́рово Ева́нгелие Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. Написана дьяконом Григорием в гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близком» (родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы: Хорошо сохранившаяся рукопись середины XI века, памятник русского извода старославянского языка. Написана дьяконом Григорием в гг. для новгородского посадника Остромира, который в надписи книги назван «близком» (родственником) князя Изяслава Ярославича. Рукопись особо интересна тем, что в её конце переписчик подробно рассказал об обстоятельствах её изготовления и о времени работы:


Зодчество и Архитектура Древней Руси Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово- купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75). Русская архитектура времён Киевской Руси имела ряд особенностей связанных в основном с социальным строем. Настоящими носителями лучших традиций архитектуры и зодчества на Руси всегда являлись храмы. Несмотря на то, что вместе с христианством на Русь должны был прийти и церковные здания, в облике русского храма "утрачено всякое подобие греческого архитектурного стиля: весь облик храма - чисто русский, в особенности его заострённые главы, - всё завершение фасада приняло определённо луковичную форму". На Руси было достаточно много различных архитектурных стилей используемых при постройке храмов. Основным являлся крестово- купольный стиль. Крестово-купольный храм прямоугольной формы четырьмя или более столбами делится на продольные (восток - запад) части - нефы (3, 5 или более). Четыре центральных столба соединялись арками, поддерживающими через паруса барабан купола. Всё центральное пространство храма, при виде сверху образует крест (отсюда и название). В восточной части интерьера размещаются алтарные помещения (возвышенный жертвенник) - аспиды, полукружьями выступающие на внешней стороне. Здесь совершается богослужение, и находится главная святыня - престол, на котором, как полагают верующие, присутствует сам господь. Позже, в конце XII века стали появляться башнеобразные храмы (Спасская церковь Ефрасиньего монастыря в Полоцке). Как мы видим "отличительной чертой искусства домонгольской Руси является монументальность форм"(1,75).


Спасо-Ефросиньев монастырь женский православный монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших центров православия на территории Белоруссии. В 1611 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо- Преображенский собор наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкогозодче ства. Его строителем был зодчий Иоанн. В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 в Могилёв.В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден. Спасо-Ефросиньев монастырь женский православный монастырь в Полоцке, один из древнейших и крупнейших центров православия на территории Белоруссии. В 1611 году усердием св. Евфросинии преподобной был воздвигнут каменный Спасо- Преображенский собор наилучшим образом сохранившийся памятник древнеполоцкогозодче ства. Его строителем был зодчий Иоанн. В 1921 году монастырь был закрыт, крест реквизирован, в 1928 году перевезен в Минск, в 1929 в Могилёв.В 1941 году во время Великой Отечественной войны Крест Евфросинии Полоцкой бесследно исчез и до сих пор не найден.


Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. Выдающийся памятник зодчества владимиро- суздальской школы. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. Уже более восьмисот лет стоит в суздальской земле, на берегу Нерли, церковь Покрова Богородицы. Выдающийся памятник зодчества владимиро- суздальской школы. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма восседающий на троне царь Давид с псалтырью в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски. Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году). Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом Изысканность пропорций и общая гармоничность храма отмечается многими исследователями; часто церковь Покрова называют самым красивым русским храмом


Собо́р Свято́й Софи́и главный православный храм Великого Новгорода, созданный в годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово- купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в ХI веке, к ним, помимо новгородской Софии. В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII XIX вв. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок Собо́р Свято́й Софи́и главный православный храм Великого Новгорода, созданный в годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами. Собор представляет собой пятинефный крестово- купольный храм. Храмы подобного типа строились на Руси только в ХI веке, к ним, помимо новгородской Софии. В соборе постоянно находятся останки шести святых: княгини Ирины, её сына Владимира, князей Мстислава и Фёдора, епископа Никиты и архиепископа Иоанна. Также в соборе можно видеть надгробия архиереев XVIII XIX вв. Впервые собор был расписан в 1109 году, однако от этой росписи остались лишь фрагменты фресок.


Часовня Петра и Павла - это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в гг. Часовня Петра и Павла - это традиционное заонежское строение. история его создания во многом не ясна. До 1882 г. включительно в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 в. ее перевезли из другого места, дополнив обшивкой тесом и кровельным железом. Восстановлена в гг.


Успенская церковь. Единоверческая. Успенская церковь. Единоверческая. Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале ХIХ века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом. Основные конструкции храма сохранились с конца ХVII века. Успенская церковь относится к клетскому типу деревянных церквей, то есть по композиции близка к избе, к которой с востока примыкает алтарь, а с запада - притвор. Здание венчает высокая двускатная кровля, на которой установлена глава, покрытая деревянной черепицей - лемехом. Обшивка стен тёсом и широкие окна появились в начале ХIХ века. Колокольня была пристроена в 1905 году, в её оформлении заметно влияние стиля модерн, однако она неплохо сочетается с древним храмом.


Церковь Преображения Господня Церковь Преображения Господня Главное сооружение погоста Преображенская церковь, не имеющая аналогов не только в истории русской архитектуры, но и в мировой.Традиционная конструктивная основа храма восьмерик с четырьмя прирубами образует его план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу.Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них. Главное сооружение погоста Преображенская церковь, не имеющая аналогов не только в истории русской архитектуры, но и в мировой.Традиционная конструктивная основа храма восьмерик с четырьмя прирубами образует его план, каждая грань восьмерика увенчана бочкой, которая несет главу.Прирубы покрыты двумя бочками с двумя главами на них.


Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности. В часовне сохранилось потолочное перекрытие «небо», в центральном круге которого икона Христа Вседержителя, а в сегментах 12 трапециевидных клиньев праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII XVIII вв. Часовня Архангела Михаила из деревни Леликозеро - одна из архитектурных жемчужин Русского Севера. Кроме того, как и многие другие часовни, она была самым красивым строением деревни и дарила жителям немало светлых, праздничных минут. Часовня была местом общения с Богом. В тревожные времена становилась сторожевой вышкой, предупреждая звоном колоколов о приближении опасности. В часовне сохранилось потолочное перекрытие «небо», в центральном круге которого икона Христа Вседержителя, а в сегментах 12 трапециевидных клиньев праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII XVIII вв.


Бытовая культура Одна из самых трудных исторических проблем это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту за исключением моментов переломных почти отсутствует событийная сторона. Но зато быт это живая река истории, проявление ее неизменности.Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах забота о внешней и внутренней безопасности была неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт выстраивался в соответствии с представлением о том, что достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 23 этажей. Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дани и подати, здесь наказывали и судили. Одна из самых трудных исторических проблем это история повседневности. Здесь исследователям прошлого немало помогает изучение быта. Быт это не только дома и обстановка, пища и одежда, а и будничная жизнь людей, в которой находят свои конкретные проявления общественные отношения, взгляды, представления, нормы и стиль поведения. В быту за исключением моментов переломных почти отсутствует событийная сторона. Но зато быт это живая река истории, проявление ее неизменности.Обращаясь к истории быта, историки, естественно, находят черты, которые одновременно объединяют и рознят жителей Древней Руси. Первое связано с этнической, религиозной, исторической и культурной общностью населения Руси, будь то князь или крестьянин. Различия в быту порождены социальной принадлежностью, характером трудовой деятельности, образом жизни, природными и климатическими условиями. Так, труд сельский и торгово-ремесленный разделил жителей Руси на городское и сельское население. Это различие наложило свой отпечаток и на быт.Быт горожанина был более разнообразным, особенно если протекал в городах крупных, таких, как Киев.Столица Древней Руси поражала своими размерами современников. Уже в XI в. ее называли «соперником Константинополя». Высота валов «города Ярослава» достигала 16 метров. Валы венчала деревянная крепостная стена с каменными проездными воротами. Княжеские и боярские терема теснились в нагорных, сильно укрепленных районах забота о внешней и внутренней безопасности была неотъемлемой стороной тогдашнего существования. Здесь жизнь била ключом, быт выстраивался в соответствии с представлением о том, что достойно князю и его окружению. В усадьбах жили младшие дружинники, толпилась многочисленная челядь, число которой умножалось по мере продвижения вверх владельца. Хоромы обыкновенно представляли собой целый комплекс срубных построек, соединенных переходами, сенями, галереями. Иные из них достигали 23 этажей. Княжеские терема, будь то терем великого киевского князя или позднее терем князя удельного, обычно оказывались центром управления княжеством и обширными княжескими вотчинами. Сюда стекались дани и подати, здесь наказывали и судили.


Времяпрепровождение князя и бояр войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» длинные штаны.Верхняя одежда простого люда длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла. Времяпрепровождение князя и бояр войны, охота, управление, пиры. Пиры были одной из распространенных форм общения и выполняли важные общественные функции: скрепляли мир, упрочивали связи князя со своими боярами и дружинниками и т. д. Нередко за столами наравне с мужчинами сидели женщины.Это не было случайностью. Статус женщины был достаточно высок. Они принимали активное участие в хозяйстве и в воспитании детей. Право и обычай не делали резкого разграничения в родительских правах, и нередко женщина-вдова управлялась с обширным хозяйством до совершеннолетия детей.Большинство простых киевлян жило на Подоле городском посаде близ речки Почайны. Археологи насчитали здесь мастеров чуть ли не шести десятков специальностей. Жилища чаще всего зависели от удачливости и мастерства их владельцев. Здесь были и полуземлянки, и избы.Покрой одежд для всех слоев населения был одинаков и различался преимущественно качеством ткани и украшений. Основной вид одежды рубашка, более длинная у женщин и короткая у мужчин. Для знати ее шили из дорогих, нередко привозных тканей, простонародье носило домотканые рубашки. Женщины украшали их вышивкой. Поверх рубашки они надевали юбки. Мужчины носили «порты» длинные штаны.Верхняя одежда простого люда длинное, облегающее одеяние, свита. Знать носила плащи из дорогих материй, подбитых мехом, с пряжками из золота и серебра. Украшений вообще было много ожерелья, серьги, браслеты, кольца, цепи. Их любили и женщины и мужчины, и богатые и бедные. Археологические раскопки поставляют в великом множестве украшения, сделанные из недорогих камешков, меди, бронзы или низкосортного задымленного стекла. 20