Двигатели

«Любовь — лучший учитель. Биография о.Александра Ильяшенко

В хорошей семье слышат друг друга

Священник как врач, к нему люди со своими бедами, вопросами идут. Конечно, всем духовным пастырям приходится помогать решать чужие семейные проблемы. Но предположу, зная Ваш личный опыт, - у Вас ведь двенадцать детей и... сколько по последним сводкам внуков?

Восемнадцать.

Наверное, к Вам особенно люди тянутся со своими семейными трудностями? Можете Вы и как отец большого семейства, и как священник, и как инженер, программист в одном лице «продиагностировать», оценить ситуацию, выявить болевые точки современной семьи?

Я не могу претендовать на обобщения, но мне кажется, очень важно, чтобы супруги научились друг друга слушать. Я это понял, став священником. Человек, который приходит к священнику, нуждается, прежде всего, в том, чтобы высказаться. В первое время, когда становилось понятно, в чём дело, и можно было что-то отвечать, я пытался перебивать, но потом понял, что человек мои слова не воспринимает. У него так много накипело, наболело, что ему нужно просто излить свои переживания, которые вызывают страдания, и основное из них - непонимание со стороны близких.

Ведь какие-то конфликты неизбежно накапливаются. И чтобы они не превратились в застарелую саднящую рану, нужно стараться друг друга понять. А очень часто мы, не вникнув в ситуацию, решив, что уже всё поняли, и даже не дав другому выговориться (может, ему этого было бы достаточно), начинаем говорить не с человеком, а с той его моделью, которая сложилась в нашей голове. Это вдвойне обидно: мало того, что тебя не выслушали, да ещё и отвечают не на твой вопрос, и говорят как будто не с тобой. Так конфликт загоняется вглубь, вызывает чувство неудовлетворённости, подавленности, ощущение того, что тебя не понимают, следовательно, может быть, и не любят. Человек начинает придумывать что-то, накручивать, вгонять себя в тоску, и сам действует в соответствии уже не с реальностью, а со своими представлениями о ней. Так проблемы умножаются. Хотя самый естественный способ их разрешения - научиться друг друга слушать. Так важно понимать, что тебя выслушали и, пусть не согласны, но поняли.

Типичная ошибка - люди задают вопрос и тут же сами на него отвечают. Ну, например: «Почему ты задержался, наверное, с приятелями пиво пил?» А мужа, допустим, начальник задержал на работе, и он торопился домой, а его так встречают... Что ему делать: отвечать на вопрос, почему задержался, или оправдываться в мнимой вине и доказывать, что пива не пил?

- Если оба супруга воцерковлены, семейные проблемы решаются легче или совсем не обязательно?

Конечно, легче. Ведь тогда оба они со своими трудностями обращаются к священнику, если у них есть духовник. Зная обоих, священник может помочь ситуацию разрешить. Во-первых, он сам их выслушает, то есть поможет «пар спустить», как предохранительный клапан, а во-вторых, укажет на какие-то элементарные ошибки. Ведь чужие грехи видны очень хорошо, свои видишь плохо, а главное - видеть именно их. Часто мы хотим исправить ситуацию, пытаясь изменить другого. Но это вариант тупиковый. Нужно сначала поменяться самому, только тогда начнёт меняться и твой спутник. Мы знаем слова Спасителя: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3–5). Спаситель благословляет помочь другому, но прежде ты должен справиться с собственными недостатками, иначе своим бревном таких дел наделаешь...

- Без помощи Церкви это труднее?

Практически невозможно. Священник ориентирован на то, чтобы указать на ошибку, на грех, который человек совершает непроизвольно. Ведь злодеев нет, если и грешат, то нечаянно.

Но у нас или совсем нет священников на приходах, или молодые, и когда к ним приходят люди, уже жизнь прожившие, не только детей, но и внуков вырастившие, они часто смущаются: «Разве может этот мальчик мне что-то дельное посоветовать?» Может?

Не сомневаюсь. Конечно, молодому священнику труднее давать советы, и зрелому человеку сложнее с ним общаться. Но ведь священник - это человек, над которым совершено Таинство рукоположения, то есть он уже сам себе не равен. И Господу угодно через него, каким бы он ни был, помочь страждущей душе. Ведь не священник же совершает Таинство, спасает человека. Он должен быть проводником, а желательно, сверхпроводником Божией благодати. Если священник следит за собой, за состоянием своей души, то через него Господь действует и помогает людям. Речь идёт не столько о личных качествах, сколько о том, что он обладает даром священства, и через него Господь ведёт людей ко спасению, а спасение каждого из нас угодно Богу.

- Насколько, по Вашим наблюдениям, семья верующая счастливее неверующей? И счастливее ли она на самом деле?

Я бы не стал так ставить вопрос. Полноценная, хорошая, радостная, любящая, счастливая семья - это очень большая редкость. И если такая семья есть, значит, очень глубокое здоровое начало в её основе заложено. Как правило, это бывает в верующих семьях, но совсем не обязательно. Просто хорошая, прочная семья скоро превратится в некий раритет. В царской России разводы были практически исключены. Семьи были очень прочные и строились на глубоком фундаменте веры, уважения друг к другу. А теперь распадается примерно 50-60% браков.

Любовь ушла. Что делать?

- Но если любовь ушла, может быть, лучше не мучить друг друга, разойтись?

Любовь - это же не кипение страстей, не эмоции, не чувственные переживания, а готовность делить с близким человеком радость и горе, готовность терпеть его недостатки, подставлять плечо, когда трудно, и быть ему благодарным. Любовь - это добродетель, которая даруется Богом, но её можно и потерять. Это не значит, однако, что ты потерял её безвозвратно. Тут всё сложно, может, какие-то эмоции со временем или с возрастом ушли, но разве они вас соединили? Просто часто человек придаёт значение второстепенному, а о главном, что в какой-то мере всё равно остаётся, забывает. Нужно только приложить усилия, чтобы тепло, которое было, снова вернулось.

- Вам много усилий приходится прикладывать? Или, когда большая семья, всё сохраняется естественно?

Нет, совсем нет. Все дети разные. С одними проще, с другими труднее. Кто-то сам движется и растёт, кому-то надо помогать. Проблемы, конечно, есть, они и во мне самом, ведь у меня тоже есть недостатки, и их надо преодолевать.

- Вы всеми своими детьми довольны?

Как это ни странно, доволен. Это милость Божия, какой-то особый незаслуженный дар - почему уж Господь к нам милостив, этого я сказать не могу.

Вера может помочь выстроить гармоничные, здоровые семейные отношения, а может ведь и разрушить семью. Я знаю несколько случаев, когда ревностное стремление в короткие сроки сделать своих близких святыми привело к распаду семейных отношений. В одном случае жена не выдержала, в другом муж «сбежал от Православия» супруги. Кто виноват?

Виновата не вера, а бесцеремонность и бестактность того, кто её навязывает. Известный писатель Константин Паустовский вспоминал, что когда он был мальчиком, то есть в начале 20-го века, кто-то из старших его спросил: «Знаешь, чем отличается джентльмен от воспитанного человека? Представь себе: комната, сидят мужчины, все стулья заняты. В комнату входит женщина. Воспитанный человек, естественно, уступит место. А теперь представь, что в комнату входит женщина с заплаканными глазами. Джентльмен поставит стул против света, чтобы не видно было лица».

Деликатность - качество, которое утрачено, не воспитывается, о нём даже не говорят и не думают. Нужно быть предельно деликатным, если хочешь помочь человеку. А если ты как бульдозер, то всё снесёшь на своём пути. Нельзя возлагать на другого бремена неудобоносимые. Важны ведь не какие-то внешние предписания, чтобы человек молился, исповедовался и т.д. Важно, чтобы он делал всё добровольно, с любовью, от души. И это нужно воспитывать очень терпеливо, разумно, глядя на реакцию воспитуемого. А если тебя его реакция не интересует, значит, ты не только бездарный педагог, но ещё и плохой верующий.

Если в семье муж верующий, а жена - ещё нет, он должен проявлять снисхождение, чтобы не досадить ей, не давить на неё. Женщины по натуре существа религиозные. Нужны просто какое-то время и выдержка с любовью. И потом, мы почему-то считаем себя всегда правыми. Я недавно вычитал у Анатолия Фёдоровича Кони такую мысль: «Чем глупый человек отличается от умного? Несокрушимой уверенностью в собственной правоте».

Известно, что Господь подаёт Свою помощь через церковные таинства. Но что делать, если люди просто не поняли этого, не захотели или не смогли её получить? К нам пришло такое письмо: «Были молоды, ничего не знали, венчались, потому что было модно, потом разошлись, у него давно другая семья, я тоже встретила другого мужчину, который, подобно мне, недавно воцерковился, теперь мы осмысленно хотим создать христианскую семью, но таинство брака уже было совершено. Что делать?»

Брак основывается на безусловной верности супругов друг другу. И если она нарушена, то брак убит. Если семья распалась, и это уже факт, то брака с церковной точки зрения не существует. Ведь Господь сказал, что нельзя отпускать жену, т.е. разводиться, кроме вины прелюбодеяния, то есть кроме супружеской измены. Об отношении Церкви к распадению брака свидетельствует такой дисциплинарный момент. Если кто-то совершил убийство, то по канонам Церкви он отлучается от Причастия на 20 лет. Столько лет напряжённого покаянного труда требуется, чтобы загладить своё преступление. А за супружескую измену человек отлучается от Причастия на 15 лет. Вполне сравнимые сроки. Супружеская измена - это страшный грех, в котором нужно каяться.

Если семья уже распалась и муж нашёл себе другую, на ней женился, грех прелюбодеяния совершён, брак считается несуществующим. Если оставленная жена желает второй раз выйти замуж, ей нужно обратиться к правящему архиерею своей епархии с просьбой благословить повторное совершение таинства венчания. И если епископ видит, что действительно брак фактически уничтожен, он даёт разрешение.

- Как же строить семью, чтобы потом не разочаровываться?

Люди совершенно неправильно строят отношения. Девушки смотрят на себя со стороны как бы мужскими глазами, стараются выглядеть попривлекательнее, выделиться. А для чего? Понятно. Вовсе не внешние привлекательность и красота драгоценны в девушке, а её целомудрие. Она должна быть неприступной, и её благосклонность надо завоёвывать, для этого молодой человек должен проявить качества мужчины, а не сластолюбца. Если молодой человек чувствует себя, как на невольничьем рынке, где он может выбирать ту или иную, как барышник лошадей, тогда он и не ценит её. Говорят банальные фразы типа «Ты самая лучшая, никто никогда меня так не понимал». А девушка думает, что она действительно лучше других его понимает и любит, и не осознает, что её сравнивают с предыдущей и будут сравнивать с последующими.

У поэта Николая Гумилева есть стихотворение, которое начинается такими словами:

Он поклялся в строгом храме
Перед статуей Мадонны,
Что он будет верен даме,
Той, чьи взоры непреклонны...

Прожил он жизнь, «всюду ласки расточая», и вновь пришёл в храм, встал перед статуей Мадонны, но она отвернулась: «Кто нарушил слово клятвы, гибнет Богу неизвестный».

Но, печальный и упрямый,
Он припал к ногам Мадонны:
«Я нигде не встретил дамы,
Той, чьи взоры непреклонны».

В том-то и беда, что все стали удобопреклонны. Если девушки и женщины непреклонны, тогда в мужчине проявляются рыцарские качества. Ради такой можно горы свернуть. А если ты не первый, и, может быть, не последний, тогда уж лучше самому стать в положение «лакомки» - можно здесь полакомиться, можно там... Уходят настоящие, глубокие человеческие отношения, а остаётся погоня за комфортом в любых его проявлениях - удовольствие, душевный комфорт, физиологический... И если что-то не так, то прости, прощай! Никакой ответственности, никаких обязательств, никакого долга, никакой преданности, никакой чистоты.

- Но ведь это нечестно.

Безусловно. Это не благородно с обеих сторон, только женщина в данной ситуации, как правило, выступает страдающей стороной. Но это общая закономерность: грешат одни - страдают другие, причём, как правило, грешат сильные, а страдают слабые. Грешат мужчины - страдают женщины, грешат женщины - страдают дети.

Надо ли слушать родителей?

- Дети, в любом случае, самые страдающие существа.

Конечно. И к тому же грех возвращается. Потом приходят в храм, плачут, рыдают: у меня сын наркоман или в тюрьме сидит, или пьёт и выгоняет из дома, и невестка меня ругает грязными словами. Ну, а что ты хочешь? Всю жизнь ты жила так, как жила. Конечно, тебе можно посочувствовать, потому что ты несчастный человек. Но надо строить свою жизнь согласно Святой воле Божией, тогда не будет таких скорбей.

- Для детей развод - всегда травма.

Конечно, дикая травма. Если мама или папа заводят любовника или любовницу, это тоже страшный удар. Оказывается, что у любимой мамы, которая казалась идеальной, такие низменные инстинкты... Это на ребёнка действует разрушительно. Когда он вырастет, будет так же относиться к девушкам потребительски, если уважение к своей матери потеряет.

Да, дети сами становятся родителями. На Ваш взгляд, молодые, студенческие семьи имеют какие-то особенности? Ваши дети создавали семьи зрелыми людьми или молодыми?

Мой пятый ребёнок, дочь, вышла замуж в 18 лет, совсем молоденькая и институт из-за этого не кончила, потому что детки пошли. Зато сейчас у неё пятеро детей, она поступила в педагогический институт, отучилась 1-й курс и сдала экзамены на все пятёрки. Молодым в чём-то труднее, а в чём-то гораздо легче.

- В чём легче?

Молодости свойствен энтузиазм. С возрастом у человека возникают какие-то привычки, ошибочные представления, а молодость этим не страдает, тем самым компенсируется отсутствие опыта...

- А если родители пытаются руководить молодой семьёй?

Это жестокая ошибка. Родители не должны вмешиваться в жизнь детей.

Но как быть, если им кажется, что ребёнок совершает ошибку? Они же естественно стараются её исправить, им же не хочется, чтобы их любимое дитя страдало.

Это самый верный способ добиться того, чтобы ребёнок страдал очень серьёзно. «И оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене, и будут два плоть едина». Третьему, даже любящему родителю, здесь не место. Если просят помочь, конечно, помоги делом или словом. Но отвечать надо на заданные вопросы. А на незаданные отвечать не следует, и вмешиваться в чужую жизнь тем более. Надо быть очень деликатным, чтобы не навредить, потому что семья - совершенно особый организм, сложный, сокровенный. Внедрение в семейную жизнь даже своего ребёнка может её разрушить.

- А как же послушание? Скажите, отец Александр, насколько важно воспитать в детях это качество?

Послушание - великое благо. Не воспитывать его в детях - значит обрекать их на тяжёлые ошибки в жизни. Ведь послушание - понимание того, что можно, чего нельзя. Ты чувствуешь рамки, в которых находишься, и если тебе за эти рамки по каким-то причинам надо выйти, а ты никогда не пробовал, спроси, можно так поступать или нельзя, тогда избежишь множества ошибок. Что такое правила хорошего тона? Это умение вести себя в любой ситуации с разными людьми. Если ты воспитан хорошо, найдёшь с любым человеком общий язык, а если не воспитан, общаться с тобой будет неприятно.

- Не подавляет ли послушание индивидуальность, не мешает ли проявлению личности?

Послушание - качество творческое. Потому что человек постоянно должен думать, правильно он поступает или нет. Не просто «хочу», но объективно прав я или не прав - надо думать.

- А как его воспитывать?

В воспитании имеются два приёма - кнут и пряник. По своему опыту могу сказать, что чем больше ребёнка хвалишь, поощряешь его самостоятельность, когда он поступает правильно, тем полнее раскрываются его личность, способность принимать решение, брать на себя ответственность. Но при этом ты должен быть и строгим, и определённым.

- Что значит «определённым»?

Запретов должно быть не много, но они должны быть очень чёткими. Воспитание, педагогика - дело творческое. Педагогика - искусство добиваться от человека, чтобы он делал то, чего он не хочет делать.

- Отец Александр, Вы часто повторяете слово «творчество», говоря о семье. Это для Вас такое важное понятие?

Человек по своей природе - творец. Господь создал его сотворцом. Ну, например, если вы посмотрите на храм в Жиганске, поймёте, что такое сотворчество - на высоком берегу суровой прекрасной Лены поставили прекрасный храм, который украсил это дивное место. Тут ширина реки чуть ли не 25 километров (почти как Ла-Манш), противоположный берег практически не виден. Нерукотворное творение Божие и рукотворное творение человека, хвалящее Бога! Господь к этому сотворчеству нас и призывает. Ограничение творческого начала - это унижение замысла Божиего о человеке и, следовательно, богоборчество. А если мы против Бога, у нас ничего не получится, что бы мы не делали.

Беседовала Ирина Дмитриева
(В сокращении редакции)

Больше половины браков по статистике заканчиваются разводами, в большинстве семей сотни нерешаемых, казалось бы проблем, нередко даже в тех семьях, где супруги сохраняют брак, атмосфера в доме далека от атмосферы мира, любви и гармонии. Не всегда получается построить малую Церковь и православным супругам. Мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко, настоятеля храма Всемилостивого Спаса города Москвы рассказать о своей семье и о том, как строить семейную жизнь. В большой семье отца Александра и матушки Марии Ильяшенко 12 детей и уже 28 внуков.

Справка :

П ротоиерей Александр Ильяшенко – коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника.

Отец Александр – настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре и также служит в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр работает в секторе отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами. Отец Александр также возглавляет редакцию крупнейшего миссионерского интернет-портала «Православие и мир» www.pravmir.ru .

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед – священник Владимир Амбарцумов – новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян, в 2000 году, на Архиерейском Соборе причислен к лику святых Русской Православной Церкви. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники.

Самое драгоценное наследство


Здесь еще 11 детей

— Отец Александр, скажите, Ваша семья была верующей?

— Моя мама была верующей, папа был сочувствующим. Окружающее советское общество было атеистическим, но в нашей семье вера вызывала уважение.

Помню, как один раз я пришел из института, а моя мама была дома после операции – у нее был рак, но она не падала духом, все время что-то делала, рукодельничала. Я увидел у нее Библию на английском и стал с задором пересказывать атеистическую пропаганду и все «объяснять». Мама ответила мне: «Возможно, и тебе она однажды пригодится». Тогда я выдал новую порцию атеистических фраз. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспаривай…», – ответила мама, не закончив фразу, это сделал я, радостно воскликнув: «Глупца!».

После смерти родителей дети часто приходят к вере, так случилось и у меня.

В семейной жизни нам помогали молитвы крестных и друзей. Были трудности, но все сложности превозмогает поддержка и молитва близких, вокруг нас всегда было много хороших людей. Самое драгоценное наследство, которое нам оставили родители – это наша вера и наши друзья.

— Расскажите, как создавалась Ваша семья, как вы познакомились с матушкой?

С Марией Евгеньевной мы познакомились в доме наших крестных: обе наши семьи были связаны с семьей Ефимовых. Борис Петрович был моим крестным, а Екатерина Александровна – крестной Марии Евгеньевны. Это были удивительные люди – подвижники, вынесшие на своих плечах страшную эпоху гонений. Екатерина Александровна была талантливым математиком, но из-за того, что она была верующей, ей пришлось уйти из аспирантуры мехмата. В те годы регулярно проводились «чистки», пригласили на такое слушание и ее. Конечно, все ее любили, никто не желал ей зла, но нужно было задать вопрос, верующая ли она или нет: она ответила, что верит в Бога. Дело замяли, но научную карьеру ей пришлось оставить.

Мария Евгеньевна – внучка священномученика Владимира Амбарцумова, расстрелянного на Бутовском полигоне в 1937 году. Его сын, о.Евгений Амбарцумов, чтобы принять сан, должен был уехать из Москвы в Ленинград, оставить семью в Москве. Жить его жене Татьяне Александровне с тремя детьми было негде, поэтому они жили у Ефимовых. Моя будущая жена родилась в Москве, а когда Маше было несколько месяцев, они переехали к отцу Евгению.

У Маши были способности и большой интерес к математике, она хотела получать высшее математическое образование, но дома ее отговорили: будущей мамочке лучше уметь лечить детей, сказали ей, поэтому Маша пошла учиться на педиатра.

Борис Петрович Ефимов умер в 1973 году. Год спустя, на годовщину его смерти, я приехал к Екатерине Александровне, приехала и матушка Татьяна Александровна Амбарцумова с дочкой Машей. За разговорами я сказал, что хотел бы поехать в Ленинград, оказалось, что Татьяне Александровне надо было остаться в Москве, она отдала мне свой билет, и мы с Машей поехали вместе в поезде. Всю дорогу мы разговаривали в тамбуре, и я сказал фразу, которая ее покорила. Я сказал, что семья должна быть большая.

По приезде Маша и ее братья показали мне город, а когда я вернулся в Москву и сел писать благодарственное письмо в Ленинград, то понял, что мне надо ехать обратно и делать предложение. Это было чисто интуитивно. Я поехал к духовнику и крестной и, получив их благословение, вновь поехал в Ленинград. Приехал я утром в субботу или воскресенье, Маша была в храме на службе. Я встретил ее, и мы пошли гулять по городу, побывали на могиле отца Евгения. Я все не решался заговорить о цели приезда, мы гуляли за городом, но наступил вечер и я понял, что отступать некуда. Потом мы пришли домой и мы попросили благословения у Татьяны Александровны, мамы матушки. Весной мы расписались и обвенчались.

После свадьбы некоторое время мы жили врозь, так как Маша заканчивала институт. Мне повезло, удалось по низкой цене приобрести двухкомнатную кооперативную квартиру. Он была на седьмом этаже дома, и мы называли ее «на седьмом небе».

Единодушие и поддержка

— Отец Александр, что самое главное в семейной жизни, что надо знать с самого начала? Получалось ли это вас, в начале вашего семейного пути?

— В семейной жизни главное – поддерживать друг друга. Важно, чтобы человек чувствовал себя нужным, любимым, значимым. Во взаимоотношениях с супругом, в построении отношений надо опираться на лучшее, тогда и человек будет стремиться к лучшему. Матушка всегда это понимала, стараясь возвысить меня в моих собственных глазах, придать уверенности в себе.

Когда возникают какие-то разногласия, важно искать конструктивные пути их преодоления, и это тоже всегда удавалось матушке. В любом конфликте можно сделать упор на разделение, сказать: «Это ты виноват!», а можно наоборот найти конструктивное объединяющее решение. Зло – это небытие, Господь не творил зла, поэтому надо уметь относиться к злу, разделению, ссорам как к небывшим. Надо уметь прощать и уметь забывать.

Самое главное в семье – единодушие. Если во всех обстоятельствах супруги вместе, поддерживают друг друга, то все устраивается правильно. В семейной жизни очень важны смирение, здравый смысл, чувство юмора и уважение к личности.

Частая проблема и причина разногласий в семье – когда муж мало времени уделяет семье, не стремится после работы домой, его обременяет жена и дети. Жена подчас тоже хочет монополизировать все время мужа и требует, чтобы он неотлучно находился при ней все нерабочее время. Были ли такие проблемы у Вас?

— У меня был скорее крен в сторону семьи, мне всегда доставляла удовольствие домашняя атмосфера. И домашняя атмосфера очень важна, ее создают супруги. Когда дома хорошо, то дома быть нетрудно. Когда дома хорошо, то домой хочется приходить пораньше. У нас с женой был общий круг общения, общие друзья, когда-то я мог уйти куда-то один, если матушка с детьми не могла пойти со мной, она к этому относилась спокойно. Конечно, есть случаи, в которых нельзя оставить человека с грузом домашних проблем: видно, когда человек изнемог и у него нет сил, а когда он может и один остаться с домашними делами. Муж должен поддерживать спокойное, уравновешенное состояние жены без стрессовых перегрузок.

Если Бог детей дает, то и на детей дает

— 12 детей, 18 внуков. Было страшно пред рождением нового малыша? Как прокормить, где жить, во что одевать?

— Конечно, было иногда страшновато: первый ребенок – нормально, второй – нормально, а с третьим было страшновато. Но матушка ждала каждого малыша с большим энтузиазмом, и это чувство радости передавалось и окружающим. Дети тоже с нетерпением ждали появления нового малыша и часто спрашивали, когда же наконец родится еще один ребеночек. Я видел, что матушка не боится, и со временем этот страх прошел сам, появилось чувство, что все устраивается. И действительно все со временем устроилось. У нас были сложные ситуации, но не было тупиковых, таких, что не прорваться.

С некоторыми внуками

— Говорят, что если Бог детей дает, то и на детей дает. Было ли так и в Вашей жизни?

— Да, так было и у нас. Самое трудно время – это трое детей. И материально, и психологически. В дальнейшем уже становится понятно, что необходимо, без чего можно обойтись, как организовать время, как распределить траты. Когда Маша ждала четвертого, мы смогли купить домик в деревне, было и на работе продвижение. В те времена были достаточно существенные детские пособия. С пятым ребенком мы переехали в большую квартиру, в сложные времена перестройки нам приходила помощь из Германии. Помогали друзья с дополнительной работой.

Конечно, в советские годы была возможность получить квартиру, хоть и не сразу, достаточно большую для нормальной жизни, сейчас с этим намного сложнее.

— Однако ведь и у вас было время, когда вы жили в двухкомнатной малогабаритной квартире и даже приходилось прибивать полочку, чтобы была возможность положить ребеночка… Потом – у всех ваших семейных детей семьи многодетные, то есть несмотря на современные трудные жилищные условия, все же у них уже очень большие семьи. В такой ситуации так просто обвинить во всем государство и ограничиться одним ребенком… Что придает уверенность Вашим детям?

Родительская любовь умножается с каждым вновь появившимся ребенком. Человек может быть полноценной личностью только, когда он кого-то любит, когда умеет и может любить. Если он никого не любит, то он несчастнейший из людей, обрекающий себя на пустоту и одиночество. Люди сами у себя похищают счастье, когда решаются прожить без детей, как нынче говорят: «для себя».

Наши дети выросли в православной семье, в среде, где иметь большую семью естественно, они видели, что не мы одни такие, что у многих друзей большие семьи. И получилось так, что как и в пословице «Если Бог детей дает, то и на детей дает», у них тоже все устраивается, в том числе и с жильем.

— Иногда и один ребенок – это непосильный груз проблем, как было под силу вам с матушкой воспитать 12?

— Дети – это труд. Но воспитание детей – труд естественный, замысленный Богом, поэтому это труд посильный. То, что Господом замыслено, то естественно. Большая семья – это естественно. Поэтому Господь дает силы преодолеть трудности и часто исправляет и покрывает родительские ошибки своей благодатью. Господу угодно, чтобы родители воспитывали своих детей, Он дает и возможности их растить.

Дети – прекрасные педагоги, они учат нас смирению, учат нас обдумывать свои поступки, учат учиться на своих ошибках. Воспитание – это творческий процесс. Антон Семенович Макаренко воспитывал десятки детей, разного возраста, разного темперамента, это были дети, видавшие виды, а он прививал им любовь к порядку, дисциплине, закладывал нравственные основы. Он сумел наставить их на созидательный путь.

— Сложно наладить жизнь большой семьи? Один ребенок болеет, другого не накормишь, третий капризничает…

Спокойствие матери – это здоровье ребенка. Если мамочка не погребена под грузом проблем, она не пропустит болезнь ребенка, она сумеет вовремя среагировать, наладить жизнь, порядок, режим. Но ничто не надо ставить в абсолют – накормить – нужно, но костьми ложиться, чтобы впихнуть в ребенка еду – не надо.

Важно, что еда должна готовиться с любовью и молитвой. Такую еду всегда приятно есть. Ребенок сам знает, сколько ему надо съесть, чтобы утолить голод, голод не тетка, захочет есть – сам прибежит. Мы запрещали перехватывать что-то между едой, это очень важно. Отказался от обеда, следующая еда во столько-то, до того времени еды не будет. Конечно, ребенку есть трудно, ложкой, вилкой он владеет намного хуже взрослого. Поэтому детей мы кормили из двух ложек – пока он несет свою полупустую ложку ко рту, его опережаем и даем полную ложку.

— Сегодня в обществе идут горячие споры о принципах воспитания детей. О допустимости телесных наказаний. Как Вы считаете, что самое главное в построении правильных отношений между родителями и детьми?

В отношениях с ребенком очень важно взаимное доверие.

Ремнем наказывать детей мне пришлось 1 или 2 раза. Если маленький ребенок начинает вести себя неуемно – это ошибка родителей: мы считаем само собой разумеющимся, что что-то делать можно, а что-то нет, а до детей надо это все доносить и растолковывать, чтобы дети были готовы преодолеть сложные ситуации, которые они могут встретить в жизни. Один из моих сыновей как-то разболтался одно время, разленился, стал подделывать отметки в дневнике и нам стало об этом известно. И он понял, что мы догадались. Я захожу к нему в комнату, а он дневник спрятал в карман и говорит, что дневника нет, а дневник торчит из кармана. Повинную голову меч не сечет, а за леность и вранье последовало наказание.

Строить отношения с детьми можно только на взаимном доверии. Я бы сказал, что педагогика – это искусство добиваться от человека, чтобы он делал то, что не хочет, но должен.

Неважно, сколько у тебя денег, важно, кто ты

— Вы часто говорите о том, что церковная жизнь помогает построить правильную семью. Это понятно верующему человеку: он просит благословения, помощи Божией во всех своих начинаниях. А помогает ли человеку общинная жизнь общение с верующими людьми в своем приходе, так ли важно создавать общины? Иногда и на одну службу непросто найти время пойти, если жить в режиме современной дикой гонки…

Семя Божие растет незаметно, а потом приносит свой видимый плод. Да, иногда ходить в храм было трудно, трудно все успеть и совместить. Но церковная жизнь дает удивительный эффект помощи, которая приходит совершенно неожиданно. Общинная жизнь – это круг общих интересов, совместное времяпрепровождение, туристические походы и поездки, интересные взрослые, пожилые люди в общении с которыми дети молодежь может очень многое почерпнуть. Общинная жизнь имела для детей исключительное значение: они не сбились в компании, перед их глазами все время были положительные примеры друзей, духовная атмосфера – это очень важно.

Это был такой круг общения, в котором неважно, какая вещь на тебе сколько стоит и какова покупательная способность твоих родителей. Важно, что ты – друг, что ты свой, надежный человек. Когда вещь становится идолом, душевные качества отходят на второй план. Человек отгораживается от других, замыкается на себе и начинает жить один в своей «драгоценной» раковине. Он укрепляется во мнении, что ценность его очевидна до тех пор, пока есть счет в банке. Члены многодетных семей в большинстве своем избавлены от этого. Им легче понять, что в очах Божиих драгоценна лишь человеческая душа, ценно то, на что она направлена.

Многодетная мать из церковной среды находится внутри широкого и очень разнообразного круга общения. Для воцерковленной женщины семья не является какой-то моральной перегрузкой, не потому, что женщина сильнее, здоровее или лучше работает, а потому что ей гораздо легче психологически. Она всегда найдет и интересный круг общения, и помощь, и совет. Она не одинока уже потому, что все, кто находятся рядом с нею, хорошо знакомы с трудностями современной большой семьи и знают не понаслышке, что такое, когда в семье много детей и работает один отец. Знают в многодетных семьях и что такое ограниченность в материальных средствах, и поэтому всегда готовы прийти на помощь нуждающимся и словом, и делом.

— Что еще важно в воспитании детей? Как подготовить ребенка ко встрече со взрослой самостоятельной жизнью?

— Как готовить детей к тому времени, когда они останутся наедине с миром (который во зле лежит и старается взять свое), чтобы они не сломались… В нашей семье мы прежде всего старались по возможности оградить детей от негативного влияния мира. Очень следили за кругом общения детей. Поскольку все наши друзья верующие и дети у них верующие, им не требовалось общения вне этого круга. Позже, к институту, человек уже как-то формируется, и к моменту, когда вступает в среду, вполне возможно, атеистическую и негативно относящуюся к вере, он уже имеет запас прочности.

Очень важно дать детям широкое образование, чтобы они были культурными людьми. Русская культура формировалась под влиянием Церкви и потому несет в себе глубочайшие пласты высокой христианской нравственности. Кроме того, она дает широкий кругозор и наполняет человека очень важным и нужным опытом, помогая в трудных ситуациях находить достойный выход из положения. В качестве одного из примеров хочется привести «Капитанскую дочку» Пушкина. Это одно из лучших (если не лучшее) произведение мировой культуры – православное по духу, совершенное по форме. Просто поражаешься необыкновенной глубине прозрения и широте охвата проблемы устроения благородной христианской души. Посмотрите на коменданта и комендантшу, описанных с любовью, на Ивана Игнатьевича, которые бестрепетно, не изменяя чувству долга, умирают за то, что считают «святыней совей совести». Удивительно показана правда и красота характеров Петра Гринева и Маши Мироновой. И таким резким диссонансом стоит Швабрин – изменник, предатель, подлец! Что такое благородство и что такое целомудренное отношение молодых людей, можно очень хорошо и глубоко изучить по этой книге.

Вот этот идеал – близкого ли вам человека, литературного ли героя, подвижника ли веры – всегда должен присутствовать в семейной жизни, чтобы одухотворять ее, поддерживать образом реальной жизни, вдохновлять на сопротивление злу…

Послесловие В 2000 году вышла первая книга отца Александра «Венцы царские, венцы крестные». В ней есть такие слова: «Меня часто спрашивают о том, как же мы с женой рассчитываем деть стольким детям образование. Когда в других семьях родители не в состоянии обеспечить поступление в институт одного ребенка. Да в том-то и дело, что мы не рассчитываем на себя, а уповаем на помощь Божию, и Господь не оставляет нас свей милостью. Дети поступают в институты, потихоньку устраивается их личная жизнь», – рассказывает читателям отец Александр. Прошло больше восьми лет, Господь не посрамил упования отца Александра и матушки Марии: у шестерых детей уже свои семьи, все семьи многодетные. Старшая дочь Татьяна закончила Педагогический университет, кандидат филологических наук, многодетная мать, диакон Филипп– выпускник исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук, многодетный отец, Иван – программист и верстальщик, многодетный отец, Варвара филолог – выпускница Свято-Тихоновского университета. Александра, получив незакоченное высшее медицинское образование, поступила в Педагогический университет на филологический факультет, многодетная мать, Даниил – врач-педиатр,у него двое детей, Володя студент исторического факультета МГУ, отец двоих детей, Маша – студентка факультета почвоведения, Катя и Николай – студенты ПСТГУ, Сережа – студент-математик, Олечка – еще школьница.

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Протоиерей Александр Ильяшенко ,
настоятель храма Всемилостивого Спаса.

Протоиерей Александр Ильяшенко — коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет «Двигатели летательных аппаратов»), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве.

Отец Александр служит и в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами. Директор и председатель редакционного совета портала Православие и мир и руководитель проекта Непридуманные рассказы о войне.

4 декабря 2007 г. в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы отец Александр Ильяшенко за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете, в связи с 15-летием университета был возведен в сан протоиерея.

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед — священник Владимир Амбарцумов — новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники…

Великий труд, но и великая радость — взрастить шестерых сыновей и шестерых дочерей, данных Богом. Прекрасные, чуткие и одаренные, сияющие добротой и любовью дети в семье отца Александра и матушки Марии…

Старшая дочь Татьяна — кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Тема ее диссертации — «Библейские и богослужебные сюжеты в творчестве Лескова». Татьяна мама пятерых детей. Старший сын Филипп — священник, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. У него уже шестеро детей. Сын Иван любит и чувствует электронику, обслуживает компьютерный парк Свято-Тихоновского института, занимается множительной техникой. В семье Ивана четверо детей. Варвара — преподаватель Свято-Тихоновского института. Александра — так же, как и мама, медик, сейчас учится в педагогическом университете, воспитывает пятерых детей. Сын Даниил закончил медуниверситет и ПСТГУ. Недавно у него родился сын. Володя — окончил истфак МГУ. Сестры-близнецы Катя и Маша, Николай и Сережа — выпускники московских ВУЗов, младшая дочь Ольга — студентка. У отца Александра и Марии Евгеньевны уже 33 внука.


Иерей Фома Диц.

Отец Фома Диц (Thomas Diez) — человек с очень необычной судьбой. Родился в 1963 году, вырос в Германии в лютеранской семье. Приняв католическую веру, он был в течении 18 лет членом общин католического движения Неокатехумената, в семинариях которого он получил духовное образование (Берлин и Рим). Через два года после окончания богословского образования в Риме со степенью бакалавра богословия, Томас Диц перешел в Православие в РПЦЗГ в Мюнхене, а затем поступил в Московские Духовные школы по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в ответ на ходатайство архиепископа Берлинского и Германского Марка.

Стал первым клириком Русской Православной Церкви заграницей, рукоположенным в духовных школах Московского Патриархата: в Неделю Торжества Православия 2006 г. ректор Московской Духовной Академии и Семинарии, архиепископ Верейский Евгений, рукоположил в сан диакона студента 3-го курса семинарии Фому Дица. В 2010 году окончил церковно-практическое отделение Московской Духовной Академии.

О. Фома является редактором немецкой страницы проекта «Непридуманные рассказы о войне» и проводит по средам в 19:30 в здании келий храма Всемилостивого Спаса б. Скорбященского монастыря.

У матушки Иоанны и отца Фомы растут четыре дочки и два сына. Летом 2016 года о.Фома и его семья уехали из Москвы на родину, в Германию.

Священник Александр Ильяшенко - коренной москвич, родился в 1949 г. Выпускник Московского Авиационного Института (факультет "Двигатели летательных аппаратов"), долгие годы жизни посвятил работе в Институте атомной энергии им. Курчатова, занимаясь нейтронно-физическим расчетом ядерных реакторов. В 1995 году, по окончании Православного Свято-Тихоновского Богословского Института (ПСТБИ, Богословско-Пастырский факультет), он принял сан священника. Служил в храме во имя преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре в Москве. Отец Александр - настоятель храма Всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре и также служит в храме святителя Николая в Кузнецах. Также о.Александр возглавляет сектор отдела по взаимодействию с МВД Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с вооруженными и правоохранительными силами.

В семье о. Александра Ильяшенко крепкие, нравственные и духовные традиции. Супруга, матушка Мария, врач-педиатр по образованию, происходит из духовного рода. Ее дед - священник Владимир Амбарцумов - новомученик, в 1937 году пострадал за веру, за Христа, был расстрелян. Его сын, Евгений Владимирович, тоже не убоялся принять духовный сан, хотя для этого ему пришлось уехать из Москвы. В его семье было восемь детей. Трое из пяти сыновей также священники...

Великий труд, но и великая радость - взрастить шестерых сыновей и шестерых дочерей, данных Богом. Прекрасные, чуткие и одаренные, сияющие добротой и любовью дети в семье отца Александра и матушки Марии...

Старшая дочь Татьяна - кандидат филологических наук, преподает в школе и в Свято-Тихоновском богословском институте. Тема ее диссертации - "Библейские и богослужебные сюжеты в творчестве Лескова". Она мама троих детей. Старший сын Филипп - диакон, кандидат исторических наук, закончил исторический факультет МГУ, работает в Свято-Тихоновском институте. У него уже шестеро детей. Сын Иван любит и чувствует электронику, обслуживает компьютерный парк Свято-Тихоновского института, занимается множительной техникой. В семье Ивана двое детей. Варвара - преподаватель Свято-Тихоновского института.

Александра - так же, как и мама, медик, воспитывает троих детей. Сын Даниил заканчивает медуниверситет и ПСТГУ. Володя - студент истфака МГУ, Сестры-близнецы Катя и Маша, Николай и Сережа, Олечка - школьники.

Всем им запас прочности для жизни дает большая, дружная, православная семья.

Русской православной церкви . Младший брат математика Юлия Ильяшенко . Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря . Сотрудник сектора Синодального Отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями . Директор и председатель редакционного совета портала «Православие и мир »

Биография

В 1995 году окончил богословско-пастырский факультет . Рукоположён в сан диакона; служил в храме преподобного Сергия в Высокопетровском монастыре .

В январе 2004 года вместе с прихожанами своего храма Анатолием Даниловым и Анной Любимовой основал сайт «Православие и мир » .

К празднику Святой Пасхи 2004 года за «усердное служение Церкви Божией» Патриархом Московским и всея Руси Алексием II награждён правом ношения наперсного креста .

4 декабря 2007 года в Успенском соборе Московского Кремля Патриархом Алексием II возведён в сан протоиерея «за усердное служение Церкви Божией, преподавательскую и миссионерскую деятельность в Православном Свято-Тихоновском богословском университете и в связи с 15-летием университета» .

24 июня 2015 года Патриархом Московским и всея Руси Кириллом награждён медалью ордена святого равноапостольного князя Владимира в связи с 20-летием служения в сане пресвитера .

Семья

Супруга, матушка Мария, происходит из священнического рода. Её дед - священник Владимир Амбарцумов - новомученик , в 1937 году был расстрелян за веру.

В семье отца Александра и матушки Марии 12 детей: Татьяна, Филипп, Иван, Варвара †, Александра, Даниил, Владимир, Екатерина и Мария (близнецы), Николай, Сергей, Ольга . Двое из них (сын иерей Филипп и дочь Варвара) - преподаватели ПСТГУ (истории и английского языка соответственно).

В октябре 2016 года Варвара Ильяшенко умерла от онкологического заболевания.

Публикации

  • Как найти семейное счастье. Издательство «Даниловский благовестник», М., 2001
  • Дух века сего. Ещё раз об экуменизме. Сестричество во имя святителя Игнатия Ставропольского, 2002
  • С чего начинается счастье. Издательский Совет Русской Православной Церкви, М., 2008 (в соавторстве с Т. Шипошиной)
  • Большая семья - большие надежды. Демография и нравственность. - Спасское братство, 2008. - 272 с.

Напишите отзыв о статье "Ильяшенко, Александр Сергеевич"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ильяшенко, Александр Сергеевич

На слова Жеркова некоторые улыбнулись, как и всегда ожидая от него шутки; но, заметив, что то, что он говорил, клонилось тоже к славе нашего оружия и нынешнего дня, приняли серьезное выражение, хотя многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная. Князь Багратион обратился к старичку полковнику.
– Благодарю всех, господа, все части действовали геройски: пехота, кавалерия и артиллерия. Каким образом в центре оставлены два орудия? – спросил он, ища кого то глазами. (Князь Багратион не спрашивал про орудия левого фланга; он знал уже, что там в самом начале дела были брошены все пушки.) – Я вас, кажется, просил, – обратился он к дежурному штаб офицеру.
– Одно было подбито, – отвечал дежурный штаб офицер, – а другое, я не могу понять; я сам там всё время был и распоряжался и только что отъехал… Жарко было, правда, – прибавил он скромно.
Кто то сказал, что капитан Тушин стоит здесь у самой деревни, и что за ним уже послано.
– Да вот вы были, – сказал князь Багратион, обращаясь к князю Андрею.
– Как же, мы вместе немного не съехались, – сказал дежурный штаб офицер, приятно улыбаясь Болконскому.
– Я не имел удовольствия вас видеть, – холодно и отрывисто сказал князь Андрей.
Все молчали. На пороге показался Тушин, робко пробиравшийся из за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный, как и всегда, при виде начальства, Тушин не рассмотрел древка знамени и спотыкнулся на него. Несколько голосов засмеялось.
– Каким образом орудие оставлено? – спросил Багратион, нахмурившись не столько на капитана, сколько на смеявшихся, в числе которых громче всех слышался голос Жеркова.
Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Смех офицеров еще больше сбил его с толку. Он стоял перед Багратионом с дрожащею нижнею челюстью и едва проговорил:
– Не знаю… ваше сиятельство… людей не было, ваше сиятельство.
– Вы бы могли из прикрытия взять!
Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин, хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.
Молчание было довольно продолжительно. Князь Багратион, видимо, не желая быть строгим, не находился, что сказать; остальные не смели вмешаться в разговор. Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.
– Ваше сиятельство, – прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, – вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными, и прикрытия никакого.
Князь Багратион и Тушин одинаково упорно смотрели теперь на сдержанно и взволнованно говорившего Болконского.
– И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, – продолжал он, – то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой, – сказал князь Андрей и, не ожидая ответа, тотчас же встал и отошел от стола.
Князь Багратион посмотрел на Тушина и, видимо не желая выказать недоверия к резкому суждению Болконского и, вместе с тем, чувствуя себя не в состоянии вполне верить ему, наклонил голову и сказал Тушину, что он может итти. Князь Андрей вышел за ним.
– Вот спасибо: выручил, голубчик, – сказал ему Тушин.
Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится?» думал Ростов, глядя на переменявшиеся перед ним тени. Боль в руке становилась всё мучительнее. Сон клонил непреодолимо, в глазах прыгали красные круги, и впечатление этих голосов и этих лиц и чувство одиночества сливались с чувством боли. Это они, эти солдаты, раненые и нераненые, – это они то и давили, и тяготили, и выворачивали жилы, и жгли мясо в его разломанной руке и плече. Чтобы избавиться от них, он закрыл глаза.