Производственный процесс

Мансурова храм николая чудотворца крещение. Мансурово

Вы идёте не спеша… Именно идёте, любуясь сказочной красотой своего края. Множество звуков, порой забытых ранее, чаруют ваш слух. Мысли становятся спокойнее, движения - плавнее. Теплом и покоем заполняется душа, хочется петь. Дорога, по которой вы идёте, прыгает, извивается, то, поднимаясь вверх, то, стремглав падая вниз, обнажая новые горизонты с блёстками стремительных ручьёв и речушек, озерцов, прудов, разрытые карьеры, старинные погосты и церкви.

Неожиданно, что-то заставляет вздрогнуть, затем прислушаться. Что это? Тихий удар колокола, бархатное звучание разливается в пространство… Затем тишина…. Она становится звенящей… Удары повторяются с интервалами, известными только звонарю. Колокольный звон переходит в многоголосье, на все лады зазывая люд на богослужение.

Так куда же ведёт эта дорога? Она ведёт в Храм. И не возможно пройти мимо, или обойти. Ноги сами ускоряют шаг, сердце вот-вот вырвется из груди. Тревога, смятение, волнение сменяются желанием быть ТАМ, откуда разливаются эти божественные звуки.

Церковь видна не сразу. Её прячут холмы. Промелькнула речка Молодильня. Интересно, как холодна в ней вода? И много ли в ней ключей? Сразу вспоминаются герои сказок "Конёк-горбунок"... Последний взлёт на пригорок. Наконец, поворот, и Свято-Никольский храм, величественный и светлый, вырисовывается во всей своей красе. На душе - лёгкая тревога: как примет обитель нового человека? Вот они, ворота, и…

Храм встречает прихожан теплом, добром, исходящим отовсюду, мудрыми напутствиями и божественным озарением. Многие, именно здесь, заново обрели отеческую православную веру, познали истинного Бога, воцерковились… Под сводами Храма даже маленькие дети, сложив ручки, нежно шепчут не до конца понятные слова молитвы и становятся на коленки. Они верят всерьёз, глубоко… и полностью во власти Божьей. Они учат нас чистоте мыслей и смирению. Это место, где не болит душа, и хочется плакать не от горя, а от счастья, ибо ты жив, здоров, коль скоро смог оказаться здесь и сейчас; это прибежище, где люди приобретают уверенность и хоть на некоторое время становятся чище в помыслах и поступках своих.

Правда, сделать первый шаг к исцелению бывает далеко не просто, снять тягостное бремя грехов и ошибок со своих плеч и получить благословение бренной душе. Для каждого прихожанина - это свой путь.

За стенами Храма может бушевать метель, лить унылый дождь, падать пушистый снег, или гореть несказанно ярким жёлтым цветом поле одуванчиков, отчего небо становится синее, а солнечный свет проникает повсюду, внутри же - всегда покой, мир.

История храма во имя Святителя и чудотворца Николая в подмосковном селе Мансурове, может быть типична, но для его прихожан, для всех любящих этот храм, прикипевших к нему сердцем и душой, - она особенная, единственная и неповторимая…

Дорогие братья и сестры!

Мы рады приветствовать вас на сайте х рама Святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, чудотворца

села Мансурово Истринского района Московской области!

Села Мансурово, Петрово и Юркино, расположены в юго-западной части современного Истринского района, тогда
как в прошлом, в XVI-XVIII веках, они числились в Московском уезде Сурожского стана, находясь почти на равном
расстоянии от городов Истры (бывшего Воскресенска), Рузы и Звенигорода. Эти земли и сейчас исполненные
среднерусского очарования, представляющие собой довольно пересеченную местность в бассейне небольших речек
Малой Истрицы и Молодильни.

Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, имело свою историю и издревле принадлежало разным
владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было совершенно разорено польско-литовскими
отрядами и стояло "впусте". Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья
Корсаковы и Волконские.

Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками уже знакомого нам старинного боярского рода
Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах.

В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских, от них - к Ивану
Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой -
супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева. (Иногда в письменных
источниках фамилии супругов начинается на букву А - Алсуфьевы).

На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя
Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее - церковь Похвалы Богородицы.

В 1786 году, то есть спустя 160 лет после строительства первого деревянного храма, М.В. Алсуфьева подает
прошение члену Святейшего Правительствующего Синода архиепископу Московскому и Калужскому Платону о
строительстве в селе Петрове новой деревянной церкви. Из клировых ведомостей 1823-1826 годов узнаем, что
она была возведена в 1791 году "тщанием ея превосходительства Марии Васильевны Алсуфьевой".

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и
в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место - на возвышении, между
селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба
старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

Храм во имя святителя и чудотворца Николая, построенный усердием и на средства Марии Васильевны Алсуфьевой,
благополучно просуществовал три четверти века, был свидетелем веры, молитвы, совершавшихся здесь крещений,
венчаний и отпеваний местных в основном сельских жителей нескольких поколений. Обветшавший за долгие годы
храм был заменен постепенно к 1875 году новым.

Марья Васильевна Алсуфьева умерла в 1795 году. После кончины ее недвижимое имение в Петрове и Мансурове по
купчей унаследовал ее зять - действительный статский советник Григорий Павлович Кондонди, однако, уже в 1799
году он продал эти владения дочери морского капитана первого ранга Сергея Ивановича Свиньина.

С новой владелицы - Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный
дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича,
когда его представители пришли на службу из Литвы.

Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии
Никольской церкви. Известно, что в 1810, 1811 и 1817 годах она обращалась к церковным властям с прошениями о
ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви. В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней
был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы. В течение лета 1820 года была построена
новая каменная колокольня.

С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли свой немалый
вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век.

Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника
Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. В 1875-ом церковь была окончена и освящена,
а главным храмоздателем был помещик П.И.Вырубов. Архитектором был Николай Ильич Козловский. Никольскую церковь
в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И Козловского.

Среди новообретенных икон была старинная икона Божией Матери Троеручицы, с подписью сообщавшей, что она послана
со святой Афонской горы архидиаконом Феофаном и митрополитом Леонтием в 1664 году Патриарху Московскому и всея
Руси Никону в Новый Иерусалим. На иконе была запись с описанием чуда, по которому явилась у Божией Матери третья
рука. Следует предположить, что это был более поздний список со старинной и очень ценной иконы, принадлежавшей

Многолетний настоятель Свято-Николольской церкви села Мансурова - священник Григорий Иванович Грузов был
личностью незаурядной. Свое многотрудное служение он начал в 1848 году 26 лет от роду, после окончания
Московской духовной семинарии. 28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира
(Богоявленского) праздновалось пятидесятилетие его служения в церкви села Мансурова. Заслуги пастыря были
столь значительны, что это событие нашло отражение в "Московских церковных ведомостях". Именно за время его
служения было выстроена новая церковь, колокольня, церковная школа, были осушены болота вокруг храма, а также
был вырыт пруд, канава вокруг церкви, посажен сад.

Опрос, проведенный среди местных старожилов показал, что в Никольском храме до 1936 года продолжалась служба.

После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для
пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не
занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как
до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Только в 1990 году в полуразрушенном храме, по доброй воле одного из местных предпринимателей был произведен
небольшой ремонт крыши, окон и дверей, что отчасти уберегло церковь от дальнейшего разрушения. Сиротливо
стоящий на возвышении среди полей, заброшенный храм все еще ожидал часа своего возрождения. И спустя пять лет
время возрождения наступило.

9 мая 1995 года, в памятный всем День Победы и день церковного поминовения усопших воинов был рукоположен во
священника отец Вадим (Сорокин), и был назначен настоятелем Никольской церкви села Мансурово. Уже вскоре
вместе с благочинным Истринского округа - протоиереем Георгием Тобаловым он приехал на свой приход - в
Никольский храм старинного села Мансурово. Тогда, впервые за много лет в церкви прозвучал тропарь и кондак
святителю и чудотворцу Николаю.

Тогда же приступили к сложным реставрационным работам. Пригласили специалистов - бригаду архитекторов под
руководством Марины Горячевой и Марии Борисовны Сотниковой. Начали с архитектурных обмеров храма, выявления
его технического состояния.Результаты обследования оказались неутешительными: необходимо было срочно поднять
фундаменты, произвести выченку стен, переложить кладку сводов в трапезной и многое другое.

Серьезным помощником в деле восстановления Никольской церкви стал тогда, расположенный неподалеку, пансионат
"Союз" объединения "Газпром". Значительную помощь оказали также специалисты польской фирмы "Энергополь". В
кратчайшие сроки они сделали временную крышу и подвели электричество.

1 ноября 1996, при большом стечении народа в храме была совершена первая Божественная литургия, удивительным
образом соединившая разрыв в 60 лет. Отцу Вадиму сослужал настоятель Благовещенской церкви иерей Владислав
Провоторов.

В июне 1997 года приступили к реконструкции церкви. Поднялись строительные леса у стен храма, начался их ремонт.
Тем временем в трапезной церкви были заново переложены своды, крышу над ними перекрыли оцинкованным железом,
вставили окна. Работы шли своим чередом. Для прихожан будничные, но и радостные, во славу Божию, труды сменялись
воскресными и праздничными богослужениями, украшением которых стало проникновенное пение хора, приезжающего из
Троице-Сергиевой Лавры. Акустика храма настолько великолепна, что в нем (несколько позже) был записан лазерный
диск под названием "Всем, кому Русь дорога".

В 1998 году стены храма были восстановлены до ротонды. В алтарной части церкви перекрыли свод. Было приобретено
3 тонны меди для куполов. 18 июля 1998 года, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского
и всея России чудотворца в 1422 году к Никольскому храму была приписана часовня св. Сергия Радонежского,
которая находится в деревне Загорье, и там совершили первый молебен. В этом же году Никольская церковь обрела
первую святыню - частицу мощей св. целителя Пантелеимона, которая была вложена в написанную по этому поводу икону.

Осенью 1998 года был покрыт медью шатер колокольни и воздвигнут на нее медный золоченый крест. Когда поднимали
и устанавливали крест небо было плотно затянуто облаками, но как только его установили, облака вдруг разошлись,
и появилось голубое небо. Вскоре устанавливали крест на большой купол. И снова утих ветер, внезапно разошлись
тучи, и ярко засияло чистое небо, а через 20 минут появилась радуга. Удивительно, что все это произошло в ноябре,
в преддверии зимы!

Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов. Их привезли с Урала,
а приобрели на деньги собранные от многих жертвователей. Большую помощь в установке колоколов и обучении звонаря
оказал Московский центр колокольного звона.

Благоустроение Никольского храма еще не завершено, и впереди настоятеля с помощниками ожидает еще множество дел
и забот. Хотя многие цели уже достигнуты: на достойном уровне выполнена реконструкция церкви, значительно
благоустроена территория. Выстроены центральные ворота в виде трех арочных пролетов, увенчанных тремя главками
с крестами - как было в давнем 1903 году. Установлены, удивительные по красоте, резной иконостас и киоты из
красного дерева. Эти работы были выполнены мастерами Палеха, из "Иконостасной мастерской" А. Влезько и Ю.Федорова.
Уникальные иконы мастеров Мстеры, выполненные в золопробельной технике, украсили иконостас и киоты. Работой
иконописцев руководил Лебедев Владимир Анатольевич.

Среди новообретенных икон была старинная икона Божией Матери Троеручицы, с подписью сообщавшей, что она послана со
святой Афонской горы архидиаконом Феофаном и митрополитом Леонтием в 1664 году Патриарху Московскому и всея Руси
Никону в Новый Иерусалим. На иконе была запись с описанием чуда, по которому явилась у Божией Матери третья рука.
Следует предположить, что это был более поздний список со старинной и очень ценной иконы, принадлежавшей
Новоиерусалимскому монастырю, расположенному примерно в двадцати километрах от Петрова.

Многолетний настоятель Свято-Николольской церкви села Мансурова - священник Григорий Иванович Грузов был личностью
незаурядной. Свое многотрудное служение он начал в 1848 году 26 лет от роду, после окончания Московской духовной
семинарии. 28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира (Богоявленского) праздновалось
пятидесятилетие его служения в церкви села Мансурова. Заслуги пастыря были столь значительны, что это событие
нашло отражение в "Московских церковных ведомостях". Именно за время его служения было выстроена новая церковь,
колокольня, церковная школа, были осушены болота вокруг храма, а также был вырыт пруд, канава вокруг церкви,
посажен сад.

О времени закрытия церкви сведений пока не обнаружено. Видимо, это произошло в конце 1930-х годов, в очередную волну
гонений на Русскую церковь, после чего, как обычно, остатки церковного имущества были уничтожены и разграблены.

В полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте,
угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся
от последнего владельца усадьбы - К.Н. Долгорукова (с 1911 года).

Что такое Крещение и для чего оно необходимо?

– Крещение – это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим. 6:4).

Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни.

Сколько раз можно креститься?

– Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов.

Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить?

– Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях.

Что необходимо для Крещения?

– Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние.

Как подготовиться к Крещению?

– Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние – это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

Перед Крещением надо познакомиться с основами Православной веры, с «Символом веры», с молитвами «Отче наш», «Богородице Дево, радуйся…» и постараться их выучить. Помогут и огласительные беседы для желающих креститься, которые сейчас проводятся во многих храмах.

Когда надо крестить ребенка? Что для этого нужно?

– Определенного времени для совершения Таинства Крещения младенцев церковными правилами не установлено. Православные христиане обычно крестят своих детей в период с восьмого по сороковой день жизни. Откладывание крещения детей после сорокового дня рождения нежелательно, это свидетельствует об отсутствии веры у родителей, лишающих своего ребенка благодати церковных Таинств.

Для того, чтобы окрестить ребенка надо узнать расписание совершения Крещения в храме и придти к назначенному времени. Принести с собой крестик (желательно на ленточке), крестильную рубашку и полотенце. Для младенцев обязательны крестные, которые должны быть крещеными и верующими.

Обязательны ли крестные?

– Для детей до 12 лет крестные (восприемники) обязательны, потому что сами дети не могут сознательно исповедовать свою веру, а крестные поручаются за веру крещаемых. Взрослые могут креститься и без крестных.

Откуда идет обычай иметь крестных?

– Во времена гонений на христиан, когда для совершения Литургии и молитв христиане собирались в потаенном месте, новообращенного принимали в общину только в том случае, если у него был поручитель, который готовил его к Крещению.

Кто может быть крестным?

– Крестными могут быть бабушки, дедушки, братья, сестры, друзья, знакомые. Они должны быть крещеными и верующими. Крестные родители одного ребенка в будущем уже не могут вступить друг с другом в брак, потому что являются духовными родственниками.

Кто не может быть крестным?

– Крестными не могут быть:

1) дети (восприемник должен быть не моложе 15 лет, восприемница – не моложе 13 лет);

2) люди безнравственные и безумные (душевнобольные);

3) неправославные;

4) муж и жена – у одного крещаемого;

5) монахи и монахини;

6) родители не могут быть восприемниками своих детей.

Может ли присутствовать на Крещении младенца его мама в месячной нечистоте?

– Присутствовать может, но в этом случае не будет совершен обряд воцерковления младенца, который заключается в чтении молитв, относящихся к матери и младенцу и в принесении младенца к престолу или царским вратам (смотря по полу), как бы пред лице Самого Господа. Быть воцерковленным значит быть введенным в собрание церковное, быть причисленным к собранию верных. Такое причисление совершается через Таинство Крещения, в котором человек возрождается к новой жизни и становится полноправным членом христианского общества; воцерковление же есть специальное выражение этого причисления; его можно сравнить с официальным актом, которым закрепляются новые права нового члена общества и которым он вводится во владение этими правами.

Надо ли предварительно записываться на Крещение?

– В тех храмах, где ведется предварительная запись желающих принять Крещение, можно записаться предварительно. В большинстве же храмов запись осуществляется в день Крещения.

Могут ли родители присутствовать при Крещении своего ребенка?

– Существующие в некоторых местах обычаи не допускать на Крещение отца и мать не имеют никакого церковного основания. Единственное требование – родители не должны участвовать в Таинстве Крещения (то есть они не держат младенца на руках, не воспринимают его от купели – это делают крестные), а родители могут только присутствовать при Крещении.

Кому надо держать ребенка при Крещении?

– В течение всего Таинства Крещения младенца держат на руках крестные. Когда крестят мальчика, до погружения в купель ребенка обычно держит крестная мать, а крестный отец – после этого. Если же крестят девочку, то вначале на руках ее держит крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.

Не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребенок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога?

– Раз Бог даровал родителям ребенка, у которого есть не только тело, но и душа, то и заботиться они должны не только о его телесном возрастании. Таинство Крещения есть духовное рождение, которое является первым и незаменимым шагом на пути к вечному спасению. В Крещении благодать Божия освящает естество человека, омывая первородный грех и наделяя даром жизни вечной. Только крещеный ребенок способен полноценно приобщаться к святыням, быть общником Евхаристии, вообще воспринимать благодать, которая убережет его от многих искушений и пороков в период возрастания и взросления. А кто откладывает Крещение ребенка, тот оставляет маленькую душу доступной воздействию греховного мира.

Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А Таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это.

Можно ли креститься в 50 – 60 лет?

– Креститься можно в любом возрасте.

В какие дни Крещение не совершается?

– Для совершения Таинства Крещения нет никаких внешних ограничений – ни по времени, ни по месту его совершения. Но в некоторых храмах Таинство Крещения совершается по расписанию в определенные дни, например, из-за занятости священника.

Только ли священник может совершать Крещение?

– В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин – то есть любой верующий православный христианин, понимающий важность Крещения.

Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника?

– Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу Таинства Крещения – таиносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь».

Если крещеный таким образом человек останется жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями, а если умрет, то его можно отпевать, заказывать панихиды, писать его имя в церковных записках

Можно ли креститься беременной?

– Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Надо ли приносить на Крещение свидетельство о рождении?

– Для Таинства Крещения свидетельство о рождении не требуется.

От какого слова происходит слово «крещение»? Если от слова «крест», тогда почему в Евангелии говорится о том, что Иоанн «крестил» водою, еще до того, как Спаситель претерпел крестные страдания?

– На всех европейских языках «крещение» значит «баптизо», то есть погружение в воду, омовение в воде. Первоначально этот термин не был связан с церковным Таинством, обозначая всякое омовение водою, погружение в нее. Славянский же язык, возникший уже в христианскую эпоху, подчеркивает именно христианский смысл Крещения как сораспятия со Христом, умирания во Христе и воскресения для новой благодатной жизни. Поэтому, когда Евангелие говорит о крещении Иоанна, то имеется в виду символическое погружение в воду приходящих к нему людей во оставление грехов; происхождение же названия Таинства от слова «крест» – филологическая особенность нашего языка.

Храм святителя Николая (Никольская церковь) - православный храм конца XVII века Истринского благочиния Московской епархии ,

Храм расположен в селе Мансурово Истринского района Московской области .

История

История храма села Мансурова малоизвестна. Потребовалась кропотливая работа с первоисточниками, иногда весьма сложные и значительные историко-архивные изыскания.

Села Мансурово, Петрово и Юркино, расположены в юго-западной части современного Истринского района , тогда как в прошлом, в XVI -XVIII веках, они числились в Московском уезде Сурожского стана, находясь почти на равном расстоянии от городов Истры (бывшего Воскресенска), Рузы и Звенигорода . Эти земли и сейчас исполненные среднерусского очарования, представляющие собой довольно пересеченную местность в бассейне небольших речек Малой Истры и Молодильни.

Старинное село Мансурово, находившееся в версте от Петрова, имело свою историю и издревле принадлежало разным владельцам. В начале Смутного времени в XVII веке Мансурово было совершенно разорено польско-литовскими отрядами и стояло "впусте". Позже селом поочередно владели: Петр Данилович, князь Юрий Хворостин, князья Корсаковы и Волконские .

Появление первой церкви в селе Петрово связано с потомками уже знакомого нам старинного боярского рода Голохвастовых, которые долгое время оставались владельцами обширных земель в этих местах. В 1682 году село Петрово вначале ненадолго переходит во владение князей Волконских , от них - к Ивану Михайловичу Воейкову, а в 1754 году село перешло по закладной во владение Марье Васильевне Олсуфьевой - супруге действительного статского советника сенатора Адама Васильевича Олсуфьева . (Иногда в письменных источниках фамилии супругов начинается на букву А - Алсуфьевы).

На то время в вотчине генерала Адама Васильевича Алсуфьева имелись две деревянные церкви: во имя святителя Николая , архиепископа Мир Ликийских, чудотворца что в селе Мансурово, и в версте от нее - церковь Похвалы Богородицы .

Известно, что М.В. Алсуфьева пожелала строить новый храм не в самом селе Петрове, на месте старого храма и в тесном окружении крестьянских жилых зданий, а весьма удачно избрала новое место - на возвышении, между селами Петровым и Мансуровым, на расстоянии версты от того и другого, и этим как бы уравнивая в правах оба старых прихода и делая новый, одинаково доступным для всех окрестных жителей.

Храм во имя святителя и чудотворца Николая , построенный усердием и на средства Марии Васильевны Алсуфьевой , благополучно просуществовал три четверти века, был свидетелем веры, молитвы, совершавшихся здесь крещений, венчаний и отпеваний местных в основном сельских жителей нескольких поколений. Обветшавший за долгие годы храм был заменен постепенно к 1875 году новым. Марья Васильевна Алсуфьева умерла в 1795 году. После кончины ее недвижимое имение в Петрове и Мансурове по купчей унаследовал ее зять - действительный статский советник Григорий Павлович Кондонди, однако, уже в 1799 году он продал эти владения дочери морского капитана первого ранга Сергея Ивановича Свиньина.

С новой владелицы - Елизаветы Свиньиной начался и новый период в обустройстве Никольского храма. Старинный дворянский род Свиньиных на Руси известен с середины XVI века со времен Великого князя Василия Васильевича , когда его представители пришли на службу из Литвы.

Долгие годы, оставаясь хозяйкой поместья, Елизавета Сергеевна Свиньина постоянно заботилась о благосостоянии Никольской церкви . Известно, что в , и годах она обращалась к церковным властям с прошениями о ремонтах, обновлении и благоукрашении Никольской церкви . В результате церковь была оштукатурена, внутри в ней был устроен новый иконостас, появились заново написанные святые иконы.

В течение лета 1820 года была построена новая каменная колокольня. Внешний вид ее представлен на известном нам чертеже вместе с деревянной церковью 1791 года. Чертеж подписан архитектором Балашовым.

С 1841 года Никольская церковь перешла на попечение дворянского семейства Вырубовых, которые внесли свой немалый вклад в ее окончательную достройку. Род Вырубовых, как и Свиньиных, был древним и корнями своими уходил в XVI век. Клировые ведомости от 1868 года сообщают, что Никольская церковь построена в1853 году тщанием г. подполковника Петра Ивановича Вырубова и прихожанами на месте сломанной деревянной. В 1875-ом церковь была окончена и освящена, а главным храмоздателем был помещик П.И.Вырубов. Архитектором был Николай Ильич Козловский. Никольская церковь в селе Мансурове можно считать одним из лучших творений Н.И. Козловского.

Среди новообретенных икон была старинная икона Божией Матери Троеручицы с подписью сообщавшей, что она послана со святой Афонской горы архидиаконом Феофаном и митрополитом Леонтием в году Патриарху Московскому и всея Руси Никону в Новый Иерусалим. На иконе была запись с описанием чуда, по которому явилась у Божией Матери третья рука. Следует предположить, что это был более поздний список со старинной и очень ценной иконы, принадлежавшей Новоиерусалимскому монастырю , расположенному примерно в двадцати километрах от Петрова.

Многолетний настоятель Свято-Николольской церкви села Мансурова - священник Григорий Иванович Грузов был личностью незаурядной. Свое многотрудное служение он начал в 1848 году 26 лет от роду, после окончания Московской духовной семинарии. 28 июля 1898 года по благословению Митрополита Московского Владимира (Богоявленского) праздновалось пятидесятилетие его служения в церкви села Мансурова. Заслуги пастыря были столь значительны, что это событие нашло отражение в "Московских церковных ведомостях". Именно за время его служения было выстроена новая церковь, колокольня, церковная школа, были осушены болота вокруг храма, а также был вырыт пруд, канава вокруг церкви, посажен сад. О времени закрытия церкви сведений пока не обнаружено. Видимо, это произошло в конце 1930-х годов, в очередную волну гонений на Русскую церковь, после чего, как обычно, остатки церковного имущества были уничтожены и разграблены.

В полутора километрах от церкви до сих пор сохранились остатки усадьбы Вырубовых. В этом заброшенном месте, угадывается парковая планировка конца XVIII века, стоят жилой флигель и служебные постройки, видимо оставшиеся от последнего владельца усадьбы - К.Н. Долгорукова (с 1911 года).

Возрождение храма

Уже в наше время, ознаменованное возрождением религиозной жизни, когда Русской Православной церкви возвращаются ее древние святыни, монастыри и храмы, опрос, проведенный среди местных старожилов показал, что и во враждебных для Церкви условиях в Никольском храме до 1936 года продолжалась служба.

Во время Великой Отечественной войны в округе были взорваны все храмы, а впоследствии, разобраны до фундамента. Храм Святителя Николая села Мансурово чудом уцелел. После Великой Отечественной войны пустующий Никольский храм сначала использовался как подсобное помещение для пионерского лагеря, позднее здесь был клуб, потом он был занят под овощехранилище. Ремонтом храма никто не занимался, и он постепенно разрушался. Крайне запущенной и захламленной была окружающая территория, так как до 1990 года здесь стояли вагончики для строителей проходившей поблизости Рижской трассы.

Только в 1990 году в полуразрушенном храме был произведен небольшой ремонт крыши, окон и дверей, что отчасти уберегло церковь от дальнейшего разрушения.

9 мая 1995 года, в памятный всем День Победы и день церковного поминовения усопших воинов был рукоположен во священника отец Вадим (Сорокин), и был назначен настоятелем Никольской церкви села Мансурово. Приход был зарегистрирован по принадлежности и близкому расположения к селу Мансурово. Сам того не ведая, но движимый промыслом Божиим, Благочинный отец Георгий постановил и закрепил историческую принадлежность храма Святителя Николая к давнему месту постройки.

Первое впечатление от храма было тяжелым: ни окон, ни дверей, провисшие от протекания и зеленые от водорослей каменные своды, кощунственно расстрелянные лики святых, многие фрески грубо вырублены, сохранившиеся кое-где остатки старинного красивого пола засыпаны мусором, углы повыбиты от добывания кирпича, стены сильно обветшали.

1 ноября 1996, при большом стечении народа в храме была совершена первая Божественная литургия, удивительным образом соединившая разрыв в 60 лет.

В июне 1997 года приступили к реконструкции церкви. В трапезной церкви были заново переложены своды, крышу над ними перекрыли оцинкованным железом, вставили окна.

В 1998 году стены храма были восстановлены до ротонды. В алтарной части церкви перекрыли свод. Было приобретено 3 тонны меди для куполов. 18 июля 1998 года, в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца в 1422 году к Никольскому храму была приписана часовня св. Сергия Радонежского, которая находится в деревне Загорье, и там совершили первый молебен. В этом же году Никольская церковь обрела первую святыню - частицу мощей св. целителя Пантелеимона, которая была вложена в написанную по этому поводу икону.

Осенью 1998 года был покрыт медью шатер колокольни и воздвигнут на нее медный золоченый крест. Вскоре установили крест на большой купол. Осенью 1999 года в Никольской церкви впервые торжественно зазвонили сразу девять колоколов. Их привезли с Урала. Большую помощь в установке колоколов и обучении звонаря оказал Московский центр колокольного звона.

Во внимание к усердному пастырскому служению настоятель Никольской церкви села Мансурово священник Вадим Сорокин был награжден орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского третьей степени.

Реставрационные работы и роспись храма

В Никольской церкви села Мансурово Истринского округа реставрационные работы были начаты летом 1997 года.

К 2003 году храм был хорошо просушен и подготовлены внутренние стены к предстоящей росписи. Длительные поиски высококвалифицированных и опытных мастеров-иконописцев позволили познакомиться с различными современными иконописными школами. Большой интерес вызвала богатая историческими и культурными традициями мстерская школа. Лучшие мастера-иконописцы мстерской школы писали иконы для иконостаса Никольской церкви. Иконы написаны в стиле XIX века, что само по себе является редкостью. Выполнены они в золотопробельной технике, благодаря чему создается эффект свечения. Работой иконописцев руководил Лебедев Владимир Анатольевич.

Написание фресок было выполнено теми же мастерами, чтобы сохранить стилевое единство интерьера в четвериковой части храма. Живописные работы проводились на основе традиционных методов монументальной живописи с применением традиционных мстерских приемов.

Установлен удивительный по красоте пятиярусный иконостас в четвериковой части храма, а также киоты из красного дерева. Иконостас и киоты выполнены столярами и резчиками «Иконостасной мастерской» города Палех, по проекту Михайлова М. М. и священника Вадима (Сорокина). В той же мастерской Анатолий Влезько и Юрий Фёдоров разработали чертежи малых иконостасов трапезной части.

В марте 2006 года началась разработка проекта росписи четвериковой части церкви (ротонда и стены). Роспись посвящена житию Святителя Николая.

В этом же месяце иконостасная мастерская «Палехский иконостас» закончила работу по изготовлению 2-х резных иконостасов, которые были установлены в пределы Похвалы Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Иконостасы выполнены в стиле XVIII века (барокко).

29 января 2007 года в храме состоялась Божественная литургия, которую совершил архиепископ Можайский Григорий. Владыка поблагодарил прихожан и лично настоятеля храма Вадима Сорокина за проведённую реставрационную работу.

В августе 2007 года в Никольской церкви села Мансурово Истринского округа закончен еще один из важнейших этапов благоукрашения внутреннего пространства. Расписаны стены и своды трапезной и написаны живописные иконы для новых иконостасов. К декабрю 2007 года работы по росписи главного Никольского алтаря были завершены.