Химия и пластмассы

Милан собор санта мария дель фьоре. Санта-Мария-дель-Фьоре – главный собор Флоренции

Купол главного собора Флоренции Санта-Мария дель Фьоре по праву считается наиболее грандиозным произведением в творчестве . По своим размерам в Италии он уступает только куполу собора Святого Петра в Риме. Покрытый красной черепицей, с подчеркнутыми ребрами из белого камня, восьмигранный и двухслойный - купол стал символом Раннего Ренессанса. Несмотря на некоторые готические приемы, примененные при его сооружении, он является новаторским произведением.

Собор появился, когда жители города решили превзойти сосед­ние города – Сиену и Пизу. К концу XIII века Флоренция была самым сильным из этих трех городов как в политике, так и в экономике, но вот старый разваливающийся собор портил все впечатление, поэтому правительство города приказало зодчему Арнольфо ли Камбио «соз­дать проект… настолько великолепный, чтобы его нельзя было превзойти ни технически, ни духовно». Арнольфо принял это к сведению и спроек­тировал большую сводчатую базилику в стиле высокой готики с восьмиугольным основанием. Это было необычное решение, в то время чаще всего строили соборы на основе квадрата. Основание шириной 42 метра требовало огромного купола, который показал бы соборам в Сиене и Пизе подобающее им место! Создание такого купола, конечно, оказалось сложной технической задачей: вообще-то в то время никто не знал, как такое строить, хотя перед глазами был уже созданный небольшой прототип – купол знаменитого восьмигранного романского баптистерия (построенный в 1128-1150 годах).

Неоднократное появление этого памятника в изобразительном искусстве еще больше увеличило его славу, превратив в неотъемлемый признак эпохи. История сооружения купола необычна. Огромный собор Санта-Мария дель Фьоре был заложен в 1296 году. Строительство поручили Арнольфоди Камбио, крупнейшему тосканскому архитектору того времени. Но дерзновенный замысел, исполнение которого, казалось, было под силу процветающей Флоренции, оказался чересчур затратным. Кроме того, оно требовало немыслимых тогда технических возможностей. Сооружение храма затянулось на века, и один из современников Брунеллески даже выражал сомнение в том, что собор вообще когда-либо будет закончен, а не превратится в развалины.

По своей архитектуре собор Санта-Марии прост: это с хорами, в форме латинского креста. Но впечатляют его огромные размеры. В начале XV века он еще неспешно строился под руководством Джованни д’Амброджо. Архитектор смог завершить восьмигранное основание купола, разместив крупные круглые окна на каждой грани. Но дальше проект оказался в тупике по той причине, что было неясно, как справиться с купольным перекрытием такого объема.

В 1404 году Брунеллески вместе с Лоренцо Гиберти был включен в комиссию, которая должна была наблюдать за ходом строительных работ. Вероятно, Филиппо уже с этого времени начинает размышлять о самостоятельном проекте купола, хотя и предоставил первый его эскиз лишь в 1417 году. Рисунок отдали на экспертизу математику Джованни дель Аббако. С учетом его замечаний Брунеллески сделал деревянную модель в масштабе 1:6, которая была одобрена комиссией. Тем не менее в 1418 году был объявлен новый конкурс на проект купола. К участию, из патриотических побуждений, допускались лишь жители Флоренции, равно как и жюри состояло только из представителей местной знати.

Серьезная проблема заключалась в сооружении лесов на такую высоту, поэтому их проект также входил в конкурс. В процессе были высказаны совершенно фантастические идеи: предлагалось насыпать внутри храма холм из земли или возвести башню и обстроить затем каменной кладкой. Брунеллески представил на конкурс новую кирпичную модель в пропорции 1:8, которую он выполнил совместно с Донателло и Нанни ди Банко. В отличие от других макетов, которые демонстрировали купол в разрезе, это был полноценный сферический свод, похожий на небольшую капеллу, в которую можно было входить. В итоге конкурс выиграла именно эта модель, и в 1420 году Брунеллески был назначен главным архитектором.

Строго говоря, проект Филиппо был не совсем самостоятельным и близко соотносился с моделью Арнольфади Камбио, сделанной еще в 1368 году, но не воплощенной, так как было неясно, как ее технически осуществить. Брунеллески выступал в решении этой проблемы скорее как инженер, а не как архитектор. Без его таланта изобретателя возведение купола было бы невозможно. Какой именно была конструкция легких подвесных лесов, предложенная Филиппо, до сих не вполне ясно, но с ее помощью наконец удалось решить строительную задачу.

По непонятным причинам Гиберти был также назначен на должность главного архитектора (вероятно, его продвинула его сильная партия). Нам ничего неизвестно о предшествующей архитектурной деятельности обоих мастеров. Есть подлинные сведения об участии Гиберти в создании скульптурного декора дверей баптистерия. Филиппо же успел прославиться лишь ювелирным мастерством и несложными техническими изобретениями наподобие часов, а также своим путешествием в Рим, где изучал древнюю архитектуру. Несмотря на возможные трудности, в 1296 году строи­тельство собора началось. Оно продолжалось с перерывами более века – сменялись архитекторы, дополнялись планы, возникали споры. От проекта Арнольфо все же почти не отходили, только фасад, который он построил, Франческо Таленти снес и заменил другим, готиче­ским. В 1334 году была пристроена кампанила (колокольня), которую создал знаменитый художник Джотто. В 1418 году неф и апсида были достроены, но проблему купола так никто и не решил. Напротив, все стало только хуже, так как собор и восьмистольное основание увеличили, к нему достроили еще стен, и получился «барабан» высотой почти 55 метров над землей.

Однако маловероятно, что у него действительно не было никакого архитектурного опыта. Сомнительно, чтобы мастер без всяких инженерных навыков был способен принять участие в таком эпохальном конкурсе и победить в нем.

Беспрецедентное по своему масштабу строительство началось в августе 1420 года, что было отмечено церемониальным завтраком. Сохранилась подробная хроника работ с их поэтапным описанием. Сотрудничество Брунеллески и Гиберти складывалось сложно, точнее, оно только лишь задерживало процесс из-за постоянных несогласий архитекторов. В итоге Филиппо решился, как пишут его биографы, на небольшую хитрость.

Сославшись на болезнь, он устранился от работы, но после быстрого выздоровления так раскритиковал самостоятельную деятельность Гиберти, что тот был со скандалом уволен. Помимо этого строительство задерживалось из-за исторических событий, среди них была война Флоренции с Луккой (1429-1430), а также внутренние переделы власти, в результате которых в республике установилась диктатура Козимо Медичи Старшего, владельца крупнейшего банкирского дома. Но возведение купола все это время не останавливалось.

Новшество Филиппо Брунеллески было в том, что он предложил построить двухслойный, пустотелый купол с мощным каркасом из восьми основных ребер и 16 вспомогательных, опоясанных кольцами, без применения громоздких строительных лесов. Внутренняя оболочка несла основную конструктивную нагрузку и представляла собой мощный каркас из арматур, или «цепей», которые были включены в кладку. Внешняя оболочка была более легкой, держала динамику формы и выполняла декоративную роль. Такая конструкция значительно сокращала количество строительных материалов, которые было необходимо поднять на высоту около 100 метров. Но даже при этом их вес составил 9000 тонн.

По подсчетам искусствоведа Санпаолези, иногда в день приходилось поднимать около шести тонн материалов. Механизмы Филиппо были устроены так, что шестеренки можно было переключать на подъемный или спусковой режим без выпряжки волов, как это было до того, что значительно ускорило строительный процесс. Деревянные лекала для сохранения единого угла наклона граней купола передвигались вверх по мере роста кладки. Противолежащие ребра соединялись свободно висящим шнуром, к которому крепился груз на веревке. Это устройство держало центровку купола и его вертикальную ось.

Форма купола напрямую зависела от конструкции основания. Строго говоря, это не купол, так как он должен был быть полностью сферической конструкцией. Перед нами восьмилотковый сомкнутый свод, возведенный над равносторонним октагоном. Сам по себе октагон - древняя римская и ранневизантийская архитектурная форма, но в прежние времена его перекрытие чаще всего было деревянным. Только в эпоху Возрождения центрические храмы получили особое значение, отражая идеальные представления о Боге (совершенная форма бесконечности).

Конструктивная тайна купола Санта-Марии дель Фьоре неясна до сих пор. Брунеллески нашел устойчивый для такого объема изгиб ребер - их дуга выдерживает угол в 60 градусов и обладает особой прочностью. По сути, каменные ребра являются готической нервюрной системой. Еще одна техническая находка заключалась в обращении к забытому виду римской кладки: кирпичи располагались не горизонтально, а с наклоном внутрь, что давало совсем иную нагрузку на основание и ослабляло внутренний распор.

Также была использована система кладки «в елочку», то есть чередование уложенных вертикально и горизонтально кирпичей. Подобный прием освобождал от необходимости использования кружал. При этом уровень по каждой из восьми граней выдерживался единым, своды росли равномерно за счет работы сразу восьми групп каменщиков. Таким образом, равновесие между давлением на каждую из граней не нарушалось. В 1428 году купол был поднят уже на треть. В 1429 году часть кладки дала трещины, что Брунеллески списал на ошибки при возведении собора. Архитектор предложил возвести дополнительные боковые капеллы в качестве контрфорсов. За неимением средств вместо них временно установили внутренние железные тяги. К 1434 году строительство было завершено.

Официальная церемония окончания работ состоялась 25 марта 1436 года при участии папы Евгения IV, который за два года до этого был вынужден бежать во Флоренцию из Рима. Еще в 1435 году в знак своего благословения он отправил в собор дар - золотую розу. Вскоре после этого был отмечен праздник «последнего камня», особенно эффектный и торжественный: епископ Беноццо Федериго поднялся на самую вершину законченного купола и оттуда, с невероятной высоты, благословил весь храм и город.

Если есть у Флоренции символ, то это Дуомо – граненый купол собора Санта-Марня-дель-Фьоре потря­сающей красоты. Он высится над терракотовыми крышами города и над залами собора, украшенны­ми чудным ярким мрамором – красным, белым и зеленым.

Оба автора проекта были скульп­торами, но они предложили технически новую схему, где обычные строительные подмостки и леса были не нужны (а они все равно бы не помогли, при таком-то широком про­странстве), вместо этого купол строился в виде нескольких концентрических кругов с опорой друг на друга.

Брунеллески раньше бывал в Риме, учился там и испытывал влияние тех архитектурных приемов, которые можно разглядеть в древнеримских руи­нах, в том числе – в . Он захо­тел сделать остроконечный купол в готическом стиле, а не круглый, как в Пантеоне и в первоначальном проекте. У купола было несколько главных и второстепенных ребер, заполненных кирпичной кладкой «в елочку», а также внешняя и внутренняя стенки (между которыми были ступеньки, туда и сейчас в принципе можно залезть) – таким образом, купол облегчили, как только смогли. Ребра уходили вверх, к круглому отверстию в самой вершине. Позже отверстие было закрыто лантерной, последней работой Брунеллески, уже после его смерти в 1461 году.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Этот грандиозный и невероятно красивый собор является главным во Флоренции и самым большим в мире храмом с кирпичным куполом.

Он находится в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, куда вошли наиболее известные достижения человечества.

Санта-Мария-дель-Фьоре в переводе с итальянского – «цветок святой Марии».

История и легенды

В XIII веке Флоренция стала главным городом-государством Тосканы. Желая продемонстрировать своё могущество и богатство, правители Флоренции надумали возвести самый большой собор. Это было непросто, потому что в то время уже стояли великолепные соборы Пизы и Сиены.

В 1296 году на месте древнего храма Санта-Репарата (V века) был заложен новый собор, который должен был превзойти своим величием все известные храмы мира.

Задача была очень сложной. И строительство храма длилось почти шесть веков. В 1469 году собор был освящён с ещё незавершённым фасадом.

Над собором Санта-Мария-дель-Фьоре работали шесть известных архитекторов. Автор проекта Арнольфо ди Камбио (памятник этому архитектору стоит на соборной площади – Пьяцца дель Дуомо).

После смерти первого архитектора, работу над собором продолжил Джотто, начавший возведение колокольни. Затем умер и Джотто. На какое-то время работы по строительству прервались из-за эпидемии чумы, унёсшей половину жителей Флоренции.

В 1436 году по проекту Филиппо Брунеллески был возведён огромный восьмиугольный купол. Работа над храмом длилась долгие годы и вот, наконец, в 1887 году ажурный каменный собор был завершён.

Неудивительно, что за столько веков строительства собор оброс многочисленными легендами. Одна из них связана с именем знаменитого Микеланджело. Его пригласили устранить огрехи неосторожного скульптора, случайно пробившего дыру в огромном куске мрамора – как раз на том месте, где планировалось вырезать ноги статуи Давида.

Микеланджело стал ваять статую таким образом, чтобы избежать повреждённого участка мрамора. И вот, когда работа уже была завершена, в собор явился флорентийский глава Содерини и, придирчиво осмотрев мраморного Давида, заявил:

– Прекрасно! Но вот нос Давида чрезвычайно велик.

Микеланджело сразу понял, что такой эффект возник из-за того, что Содерини смотрит на статую снизу, в искажённой перспективе. Он пригласил главу Флоренции подняться наверх и, склонившись над носом статуи, сделал вид, что работает – слегка постучал инструментом, при этом высыпая из ладони прихваченную внизу мраморную пыль.

Когда мастер снова попросил Содерини взглянуть на лицо статуи, тот пришёл в восхищение:

– О, великолепно! Так значительно лучше!

Говорят, отсюда и появилась известная итальянская поговорка: «Избегай споров с теми, кто сильнее тебя».

Конечно, в первую очередь собор Санта-Мария-дель-Фьоре (итальянцы зовут его просто Дуомо) прославился своим великолепием. Но и сама его история чрезвычайно богата. Он известен как место проповедей священника и диктатора Флоренции Савонаролы, как место покушения на братьев Джулиано и Лоренцо Медичи (первый был убит, а последний спасся, укрывшись в ризнице).

В подземельях собора в течение многих веков хоронили флорентийских священников. А в доступной для туристов части подземного склепа находится захоронение известного архитектора Брунеллески.

Что посмотреть в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор известен в первую очередь своим великолепным фасадом из зелёного, розового и белого мрамора, украшенным множеством статуй.

16 скульптур башни изображают патриархов и пророков. А на барельефах – картины, рассказывающие о сотворении нашей планеты, мужчины и женщины, об истории создании различных изобретений человечества.

Можно подняться на верхний уровень башни по лестнице из 414 ступеней, чтобы увидеть сверху великолепные виды Флоренции.

Дуомо в плане имеет форму креста. Его размеры весьма внушительны: 153 метра в длину и 90 – в ширину. Максимальная высота арок – 23 метра. А высота самого собора – 90 метров.

Когда собор Санта-Мария-дель-Фьоре был построен, он стал самым большим собором Европы. Он мог вместить в себя всё население Флоренции на тот момент – 90 тысяч человек.

И только потом уже были построены соборы, превзошедшие его высотой: Миланский собор (104 метра), Севильский собор в Испании (114 метров) и другие.

В интерьере собора туристам стоит обратить внимание на великолепные витражи XV века, фрески XVI века со сценами Страшного Суда и знаменитые часы Уччелло, созданные в 1443 году и ходящие по сей день. Они необычны тем, что их стрелки идут в обратном направлении, против хода часов.

Время работы собора Санта-Мария-дель-Фьоре: понедельник, среда, пятница: с 10:00 до 17:00, четверг: с 10:00 до 15:30, суббота: с 10:00 до 16:45, воскресенье: с 13:30 до 16:45. Вход бесплатный.

Ежедневно каждые 40 минут, с 10:30 до 12:00 и с 15:00 до 16:20 по собору проводятся бесплатные экскурсии.

А вот за осмотр башни придётся заплатить 6 евро с человека. Башня открыта для туристов ежедневно с 8:30 до 19:00, а по субботам до 17:00.

При соборе имеется музей – Опера дель Дуомо. Он работает в будние дни с 9:30 до 19.30 в будни и с 9.00 до13.40 в выходные. Стоимость также 6 евро.
Имейте в виду, что Дуомо закрыт для посещения 1 и 6 января, в четверг, пятницу Страстной недели, на Пасху, 25 апреля, 24 июня, 15 августа, 8 сентября, 1 ноября и 25-26 декабря.

Доехать до Дуомо можно на автобусах № 6, 17, 14, 22, 23, 36, 37, 71. А все остальные подробности можете узнать на официальном сайте собора — www.duomofirenze.it (английский, итальянский языки).

От всей души благодарю своих друзей Олега и Лидию за прекрасные фотографии одного из самых красивых соборов мира.

Флоренция – это, безусловно, тот город, который обязательно надо увидеть. Если Вы собираетесь туда, то для своего удобства можете воспользоваться такой услугой как . С помощью таких сервисов можно выбрать гостиницу, исходя из своих пожеланий – с учётом количества дней, которые собираетесь провести во Флоренции, звёздности отеля, питания и т.п. и заранее определиться с ценами. И первое, что стоит посетить в этом прекрасном городе, конечно, собор Санта-Мария-дель-Фьоре – великолепный образец готической архитектуры, прославивший этот город на весь мир. На это стоит выделить как минимум полдня.

Правда, Дуомо восхитителен?

Все материалы сайта «Дороги мира» - авторские. Большая просьба не брать статьи и фотографии без разрешения автора и администрации сайта.

© Галина Шефер, сайт «Дороги мира», 2013. Копирование текста и фото запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-142249-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-142249-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Символ столицы Тосканы

Строительство собора Санта Мария дель Фьоре началось в конце XIII века. Старый кафедральный собор Санта-Репарата уже не мог вместить всех жителей растущей Флоренции, к тому же начал постепенно разрушаться. Столице Тосканы было важно выделиться и превзойти своих ближайших соперников — Сиену и Пизу. Задачу поставили непростую: построить собор, во много раз больше старого. По сути, Санта Мария дель Фьоре представляет собой нечто вроде большой крытой площади — его спланировали так, чтобы под крышей здания могли поместиться все жители Флоренции (на тот момент около 90 тысяч человек). К концу строительства собор стал самым большим в Европе — Дуомо вмещает 30 тысяч посетителей.

Разрез и план купола

Санта Мария дель Фьоре вмещает 30 тысяч человек

Итальянский долгострой

В 1296 архитектор Арнольфо ди Камбио приступил к разработке проекта. К тому времени традиции Средневековья вместе с модой на готические формы зданий доживали последние дни, так что образцом для нового собора ди Камбио выбрал не остроконечные шпили Рейма, а классический силуэт римского Пантеона. Однако форма латинского креста, которая легла в основу собора, осталась традиционной. Дуомо состоит из трех нефов, 38 метров в длину, и двух боковых трансептов, оканчивающихся полукруглой апсидой.


Ди Камбио недолго пробыл на посту главного архитектора — в начале XIV века он скончался, успев начать фасад, украсить его нижний ярус скульптурами и заложить основу будущей колокольни. В 1330 рабочие обнаружили в Санта-Репарата мощи Зиновия Флорентийского, что вдохновило их на дальнейшие работы. Некоторое время спустя во главу строительства встал Джотто, который планировал на барельефах фасада Дуомо изобразить все сферы деятельности человека, начиная от сотворения мира. Но воплотить в жизнь свою задумку ему не удалось — Джотто скоропостижно скончался. Эпидемия чумы на некоторое время приостановила работы над собором. Собор достроили к 1436 году в несколько приемов.

Парящий купол

Собор венчает красный купол, ставший настоящим символом Флоренции. Именно работы над куполом вызвали наибольшие затруднения у строителей. 42 метра в диаметре и весом около 37 тысяч тонн, он держится благодаря необычной конструкции, которую создал итальянский архитектор Брунеллески. Для достижения максимальной устойчивости, зодчий точно просчитал все параметры, необходимые для установки восьмигранной башни. Купол удерживается с помощью специального каркаса из 24 вертикальных ребер жесткости и 6 горизонтальных колец. Брунеллески также изобрел специальные конструкции, которые позволяли поднимать на высоту нескольких десятков метров не отдельные кирпичи, а уже готовые секции купола. Изнутри высота купола достигает 90 метров. Снаружи Санта Мария дель Фьоре еще выше — верхушку купола венчает маленькая фонарная башенка.


Внутренняя отделка купола

В 1330 году в Санта-Репарата обнаружили мощи Зиновия Флорентийского

Снаружи Санта Мария дель Фьоре облицован зеленоватыми, розовыми и белыми мраморными панелями, сочетание которых напоминает итальянский флаг. Интерьеры собора более лаконичны. На их фоне выделяются часы середины XV века, созданные Уччелло. Интересно, что их стрелки идут в обратном направлении. На стенах располагаются изображения известных флорентинцев, среди которых и Данте.


Интерьеры собора

Купол собора весит более 37 тысяч тонн

К комплексу Санта Мария дель Фьоре относится и баптистеарий Сан-Джовани V века. Баптистеарием называют пристройку к церкви, в которой крестили младенцев. Самые известные ворота баптистеария, восточные, были созданы в середине XV века. Копия именно этих ворот установлена на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

Общие сведения о соборе

Одной из самых красивых и величественных достопримечательностей Флоренции и Италии в целом является собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore). Это роскошный комплекс, возведенный в готическом стиле, который помимо самого собора, включает в себя баптистерий и колокольню.

Великолепная достопримечательность, название которой дословно переводится на русский язык как «цветок святой Марии» , в настоящее время принадлежит к Всемирному наследию ЮНЕСКО и находится под охраной государства.

Местонахождение собора Санта-Мария-дель-Фьоре и фотографии

Расположился величественный собор Санта-Мария-дель-Фьоре на просторной главной площади , которая носит название Дуомо.

Это местечко по праву считается самым сердцем этого итальянского города.

Удобнее и быстрее всего добираться сюда, воспользовавшись автобусными маршрутами №6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, а также 71. Если же вы прибыли во Флоренцию на поезде, прогулка от железнодорожного вокзала до собора займет у вас не более пятнадцати минут.

Время работы и режим экскурсий

Соборный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре открыт для посещений ежедневно, кроме Новогодних праздников, Рождества, Крещения и Пасхи.

График работы собора:

  • С понедельника по четверг: 10:00-17:00
  • В пятницу: 10:00-16:00 или 10:00-17:00 (в зависимости от времени года)
  • В субботу: 10:00-16:45
  • В воскресенье и по всем религиозным праздникам: 13:30-16:45.

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре является свободным . Каждый день с 10:30 по 12:00, а также с 15:00 для посетителей этой достопримечательности проводятся бесплатные экскурсии.

Баптистерий Сан-Джованни, входящий в состав этого готического комплекса также открыт для ежедневных посещений. За вход сюда необходимо заплатить три евро.

Несколько дороже обходится туристам экскурсия в башню собора. Стоимость билета в эту достопримечательность составляет шесть евро. Башня открыта для посетителей каждый день с 08:30 до 19:00.

Знаете ли вы о существовании такой достопримечательности Италии, как ? Историю создания и фото этого архитектурного творения найдете на нашем сайте!

История, архитектура и описание собора Санта-Мария-дель-Фьоре


Величественный и грандиозный комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре по праву завоевал звание символа Флоренции. В конце XIII столетия началось строительство кафедрального собора, автором которого являлся знаменитый архитектор Арнольфо ди Камбио.

Собор был возведен в том самом месте, где в былые времена располагалась древняя базилика Санта Реперата. Спустя почти двести лет у собора Санта-Мария-дель-Фьоре появился красивейший купол, изготовленный из красного кирпича - этот элемент признан самым крупным куполом в мире .

Что касается строительства фасада собора, оно было завершено только лишь в девятнадцатом столетии. Освятил собор Папа Римский Евгений IV, а произошло это знаменательное событие 25 марта 1436 года.

Благодаря неповторимому и гармоничному сочетанию натурального мрамора трех различных оттенков - белого, розового и зеленого - фасад этой величественного здания постоянно притягивает к себе восторженные взоры туристов, прибывших во Флоренцию со всего мира.

Выдающийся комплекс сооружений Санта-Мария-дель-Фьоре включает в себя целых пять самостоятельных памятников архитектуры, каждый из которых заслуживает особого внимания туристов.

К ним относятся:

  • огромный кирпичный купол;
  • баптистерий Сан-Джованни;
  • склеп Святого Репарата;
  • колокольня Кампанила Джотто;
  • галерея-музей Опера-дель-Дуомо.

Для соборного комплекса Санта-Мария-дель-Фьоре характерен весьма строгий дизайн интерьера. Фасад собора украшает статуя Божьей Матери, которая держит на своих руках святого младенца и цветок лилии.

По обе стороны от статуи Девы Марии выстроились скульптуры всех двенадцати апостолов . В самой верхней части фасада - в круглом окошке, носящем название «тимпан» — находится изображение Небесного Отца, который будто бы наблюдает за грешным миром со своей высоты…

Купол для собора спроектировал известный итальянский архитектор по имени Филиппо Брунеллески. Это сооружение по праву является единственным и уникальным в своем роде. Во время его возведения, которое продолжалось с 1418 по 1434 год, совершенно не прибегали к использованию лесов.

Вес этой грандиозной конструкции, на строительство которой было потрачено приблизительно четыре миллиона кирпичей, составляет около сорока тонн. При этом высота купола - 42 метра, а ее диаметр - 45 с половиной метров. Постройка настолько крепка, что ей абсолютно не страшны ни грозы, ни землетрясения, ни любые другие устрашающие явления природы.

Необходимо пешком преодолеть 460 ступеней для того, чтобы перед глазами открылся наиболее красивый и выигрышный вид на купол собора. Удивительной красоты фрески, созданные мастером Джорджо Вазари и завершенные его учеником Федерико Цуккари, будоражат воображение каждого, кому посчастливилось хоть раз взглянуть на них!

А на верхней части этого великолепного купола яйцевидной формы располагается смотровая площадка , забравшись на которую можно вдоволь наслаждаться самыми привлекательными и живописными видами Флоренции.

Наиболее древним сооружением в комплексе является Баптистерий Сан-Джованни (святого Иоанна). Построенный в 5 столетии, изначально он исполнял роль языческого храма, однако, спустя определенное количество времени был перестроен и видоизменен исходя из потребностей последователей христианской религии.

Свой теперешний вид баптистерий приобрел в середине XI века, когда его богато украсили дорогим мрамором, а также дополнили монументальным куполом и апсидой прямоугольной формы с западной стороны сооружения. Несколько столетий позже баптистерий приобрел в качестве наружного украшения великолепные дверные комплекты, выполненные из бронзы, над которыми расположились мраморные скульптуры.

Одним из ярчайших примеров готической архитектуры, которая процветала во Флоренции в 14 столетии, является восхитительная колокольня Джотто , входящая в комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре.

Для этой часовни создано четкое квадратное основание, а также оформление фасада мрамором выполнено точно таких же цветов, которые использовались при оформлении собора - белого, розового и зеленого.

Неповторимую элегантность колокольне придает значительное количество оконных конструкций, которые имеют преимущественно крупные размеры и остроконечную форму. На 400-метровой высоте располагается большая и просторная терраса, с которой открываются чарующие панорамы Флоренции.

Склеп Святого Репарата располагается прямо на том самом месте, где некогда (а именно, до 1379 года) располагалась старинная базилика под названием Санта Репарата. Судя по обнаруженным в 1965-1973 годах остаткам древней базилики, можно было определить, что она состояла из трех нефов, области поклонения, а также центрального зала, окруженного колоннадами.

Повышенное внимание туристов привлекает разноцветная мозаика, использовавшаяся для декорирования пола. Один из малочисленных элементов, сохранившийся в мозаике до сегодняшнего времени - павлин бессмертия . На стене, имеющей полукруглую форму, сохранилась красивая фреска, создателем которой являлся знаменитый итальянский живописец Джотто.

Музей собора Опера ди Санта Мария дель Фьоре

Одним из наиболее значимых сооружений в соборном комплексе Санта-Мария-дель-Фьоре является музей Опера ди Санта Мария дель Фьоре. Основанный в далеком 1296 году в качестве здания, предназначенного для администрации строительства Собора, он пережил несколько реставраций и был торжественно открыт 3 мая 1891 года.

На сегодняшний день музей соборного ансамбля Санта Мария дель Фьоре официально признан второй по счету (после Ватикана) самой крупной и обширной в мире коллекцией священного искусства. Кроме того, на территории этого музея по сей день находятся реставрационные мастерские.

В первой экспозиции музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре были представлены шедевры искусства, которые сейчас располагаются в самом здании кафедрального собора - скульптура папы римского Бонифация VIII, а также статуя «Мадонна с младенцем на троне», которую гораздо чаще называют «Мадонной со стеклянными глазами».

А также здесь были представлены художественные работы Арнольфо ди Камбио, выполненные специально для первого фасада собора. Декорацию двух хоров выполняли знаменитые мастера Донателло и Лука делла Роббиа .

А над созданием серебряного алтаря для баптистерия, отображающего фрагменты из жизни Иоанна Крестителя, работали такие выдающиеся мастера, как Микелоццо, Веррокьо, Поллайоло и Кенини.

Спустя некоторое время экспозиция музея была дополнена другими скульптурными композициями, созданными великими мастерами Донателло, Масо ди Банко, Андреа Пизано, а также Нанни ди Бартоло.

В настоящее время среди экспонатов музея Опера ди Санта Мария дель Фьоре представлены :

  • скульптура «Мария Магдалина» из дерева, выполненная мастером Донателло;
  • работа Андреа Сансовино «Крещение Христа»;
  • работа Лоренцо Гиберти «Врата рая»;
  • знаменитая скульптура под названием «Пьетта», созданная Микеланджело специально для собственного надгробия автора;
  • барельефы для хоров собора, изготовленные из мрамора скульптором Баччьо Бандинелли;
  • разнообразные священные реликвии и церковная утварь;
  • богатая коллекция макетов фасада и куполов собора, выполненных из древесины.

В настоящее время музей собора Опера ди Санте Мария дель Фьоре является временно недоступным для широкой публики. Однако с ноября 2015 года его двери вновь откроются для многочисленных посетителей.

На страницах нашего сайта вы найдете обзор лучших отелей и — замечательного города, находящегося на берегу Лигурийского моря!

Чем известен Римини — один из самых популярных среди туристов городов Италии? Достопримечательности и фото смотрите .

Если вы бывали во Флоренции, то конечно же видели собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1436 гг), мимо него невозможно пройти - это один из самых крупных (он был спроектирован так, что мог вместить всё население города, на момент строительства - 90000 человек) и красивых соборов в мире, его купол словно бы парит над городом.

Эффектная бело-зеленая отделка фасада кажется такой органичной и естественной - трудно поверить, что большую часть своей жизни Дуомо простоял без нее.

фасад Дуомо сегодня

а так он выглядел в середине XIX века

Собор не раз менял свой наружный облик, а историю возникновения отделки фасада, который мы с вами видим сегодня, сами флорентийцы называют «скандальной».
Собственно, до XV века собор имел декоративный фасад, украшенный скульптурами Арнольфо ди Камбио, но в 1587 году придворный архитектор Бернардо Буонталенти приказал удалить весь декор, чтобы сделать на его месте нечто более изящное и красивое. Нет ничего более постоянного, чем временное, в итоге бедный Дуомо простоял с ободранным фасадом до середины XIX века...

Попытки украсить наружные стены собора велись все эти столетия. В том же, 1587 году был проведен конкурс, на котором ведущие современные художники предоставили чертежи и деревянные макеты, которые сегодня хранятся в Опере - музее Дуомо.

Проект оформления Arnolfo di Cambio

Но ничего не было осуществлено. В семнадцатом веке Фердинандо II Медичи поручил разработать фасад Джованни Антонио Дозио. Но его вариант вызвал протесты, и в 1635 году была подготовлена новая модель, теперь уже художниками из «Академии искусства и дизайна». Работа, однако, вскоре была прервана в результате конфликта между Сильвани и президентом академии Джованни Батистой Пьератти.

Проект Академии искусства и дизайна

Кстати, никому из художников XVII века, предлагавших свои проекты оформления фасада, не пришло в голову связать воедино готическую архитектуру собора и купол, созданный в эпоху Возрождения. Не говоря уж о том, чтобы пространственно вписать фасад в окружающие здания.

Время от времени, фасад наряжали в фальшивый декор из дерева, расписанного холста и штукатурки. Первый раз такую декорацию сделали в 1589 году для свадьбы Фердинандо I де Медичи с Кристиной из Лотарингии. Фасад украшали картины, лепнина и статуи.

Вторая декорация была подготовлена к приезду в город Маргариты Луизы Орлеанской.

Третья - в 1688 году для свадьбы принца Фердинанда. Это украшение фасада - разрисованная штукатурка - было изготовлено по проекту Эрколе Грациани и оно сохранилось вплоть до девятнадцатого века, остатки этой росписи можно увидеть на этих фотографиях.

В XIX веке разные художники предлагали свои версии оформления фасада, в основном, в готическом стиле, который тогда вновь стал очень востребован. Не буду вас утомлять рассказами про споры и скандалы между дизайнерами, а расскажу о заключительном этапе, когда декором фасада занялся Эмилио де Фабрис. К тому времени, с 1861 по 1865 гг было проведено 3 (!) международных конкурса. Де Фабрис вышел из них победителем и стал официально называться «архитектором фасада Санта-Мария-дель-Фьоре». Но ему не удалось завершить начатое, он умер.

Проект Де Фабриса 1866-67

Проект был завершен в 1876 году Луиджи Дель Моро. Но и тут все было не слава богу: разгорелись споры, как украсить фасад -готическими шпилями, на манер Дуомо в Сиене, или как классическую базилику?