25.12.2013
Священный синод Русской православной церкви 25 декабря удовлетворил прошение Главы православной церкви Беларуси митрополита Филарета об уходе на покой. Главой Белорусской православной церкви назначен митрополит рязанский и михайловский Павел.
Прошение митрополита Филарета об уходе на покой было рассмотрено в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством патриарха Кирилла на последнем в 2013 году заседании Священного синода.
В официальном сообщении пресс-службы говорится, что Священный синод постановил удовлетворить прошение и «выразить сердечную благодарность Преосвященному Митрополиту Филарету за 35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественными организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата».
Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился в Москве 21 марта 1935 года. Белорусскую митрополию он возглавил в октябре 1978 года, тогда же став патриаршим экзархом Западной Европы. 16 октября 1989 года был назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский».
Священный синод удовлетворил прошение митрополита Филарета об уходе на покой в связи с достижением 75-летия, назначив его почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси с сохранением права участия в работе Священного Синода и почетного протокольного места за богослужениями и в официальных церемониях.
Митрополит Минский и Слуцкий Павел (в миру - Пономарев Георгий Васильевич) родился 19 февраля 1952 года в г. Караганде, Казахская ССР. По окончании средней школы и службы в рядах Советской Армии учился в ПТУ. С 1973 г. обучался в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1976 г. В том же году поступил, а в 1980 окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандитата богословия. В 1980-81 - годах слушатель аспирантуры при Московской Духовной Академии.
В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 17 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Иеронимом пострижен в мантию с именем Павел, в честь первоверховного апостола Павла. 5 марта 1978 г. рукоположен во иеродиакона, 6 мая - во иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом) (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины), в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры. С 1979 г. исполнял послушание референта ОВЦС МП.
С 15 сентября 1981 г. - член Русской духовной миссии в Иерусалиме, с 16 июля 1982 г. - заместитель начальника миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена, 15 августа 1986 г. - в сан архимандрита. С 29 июля 1986 по 19 июля 1988 г. - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. 26 августа 1988 г. назначен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, коим являлся до марта 1992 г. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде.
22 марта 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Павла во епископа Зарайского, викария Московской епархии, Управляющего Патриаршими приходами в США. 1 ноября 1993 года освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде. До 28 декабря 1999 года продолжал служение управляющим патриаршими приходами в США.
28 декабря 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским с окормлением Венгерского благочиния. 19 апреля 2000 года Венгерское благочиние преобразовано в Венгерскую епархию и изменен титул правящего епископа на «Венский и Будапештский».
23 февраля 2001 г. епископ Павел возведён в сан архиепископа. 7 мая 2003 г. освобожден от управления Австрийской и Венгерской епархиями и назначен архиепископом Рязанским и Касимовским. На заседании Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126 ) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси.
Александр ЭХТ.
Владыка Павел очень много сделал для Рязани - и рязанцы благодарны ему...
25 декабря митрополит Рязанский и Михайловский Павел . На его место назначен митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин.
Владыка Павел прокомментировал назначение, отметив, что ему жаль уезжать из Рязани.
— С точки зрения церковной иерархии, конечно, это повышение, поскольку митрополит Минский является главой Белорусской православной церкви и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. С точки зрения моего отношения к Рязани, конечно, досадно, так как я очень полюбил Рязанскую область и рязанский народ,
— поделился он.
— Рязань стала для меня родным домом, и покидать мне её приходится с грустью. Но мы решения Священного Синода не обсуждаем, а принимаем как благословение Божие.
Владыка Павел покинул Рязанскую область перед Рождеством. 29 декабря в Христорожденственском соборе Рязанского кремля митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин и митрополит Минский и Слуцкий Павел совершили совместную Божественную литургию.
29 декабря 2013 года в Неделю 27-ю по Пятидесятнице в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани состоялась Божественная литургия, которую совершили: митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий; епископ Скопинский и Шацкий Владимир.
Архиереем сослужили клирики Рязанской митрополии.
Эта Божественная литургия по сути своей явилась прощальной для митрополита Павла, который согласно решению Священного Синода от 25 декабря 2013 года (журнал №126) назначен Патриаршим экзархом всея Беларуси и покидает прежнее место своего Церковного послушания - Рязанскую землю.
По заамвонной молитве митрополит Павел обратился к пришедшим в этот день в главный собор Рязани с архипастырским словом, в котором выразил благодарность архиереям, духовенству и всем мирянам за совместные труды, доверие и любовь на протяжении десяти с половиной лет управления епархией. Утешая любящую паству, владыка Павел заверил, что Рязанская земля и рязанцы оставили большой след в его сердце.
Затем митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси представил всем назначенного на Рязанскую кафедру митрополита Вениамина, пожелав ему помощи Божией в трудах во славу Русской Православной Церкви и Рязанской епархии.
В ответном слове митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин рассказал о своей Промыслительной связи с Рязанской землей (с 1973 года будущий владыка Вениамин являлся иподиаконом епископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова, †2006), а с 1 января 1989 года исполнял послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии), выразив благодарность своему предшественнику митрополиту Павлу и подарил ему памятную панагию с изображением Казанского образа Пресвятой Богородицы.
После этого митрополит Павел преподал прихожанам Крест для целования, во время чего желающие с теплыми чувствами прощались с владыкой, провожая его на новое место служения в Белорусскую землю.
Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел прибыл в Минск
4 января 2014 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел прибыл в столицу Белоруссии.
В Национальном аэропорту «Минск» митрополита Павла встречали управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, настоятель минского храма-памятника в честь Всех святых протоиерей Феодор Повный.
От лица белорусского государства Патриаршего экзарха приветствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко.
Митрополит Павел пообщался с журналистами и направился в Свято-Духов кафедральный собор, где совершил благодарственный молебен.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Георгий Дзичковский и соборное духовенство.
За богослужением молились архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, епископ Борисовский Вениамин и клирики Минской епархии. В храме находились уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко и начальник отдела религий Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей РБ Елена Радченко.
По окончании богослужения Леонид Гуляко зачитал обращенное к митрополиту Павлу поздравление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Елена Радченко преподнесла Патриаршему экзарху от лица главы государства букет белых роз.
От имени почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета, епископата и духовенства Белорусской Церкви митрополита Павла приветствовал архиепископ Гурий.
Митрополит Павел поблагодарил за поздравления и обратился к клиру и пастве с архипастырским словом.
Затем владыка Павел посетил Духовно-образовательный центр Белорусской Православной Церкви. Экскурсию провел помощник ректора Минских духовных школ по Духовно-образовательному центру архимандрит Антоний (Доронин).
(сайт Рязанской Епархии)
Как сын священника стал атеистом
— У нас в семье было два полюса. Папа — убеждённый атеист. А мама — верующая.
Жизнь у них, выходцев из ссыльных семей, складывалась в Караганде нелегко. Первый и второй ребёнок умерли от недоедания. Третьего убило током. И мама — в отчаянии — нашла верующих людей, священника, стала ходить в храм.
Ну, а потом случилось так, что старец Севастиан Карагандинский, впоследствии прославленный как святой, отмолил её от смерти. Маму уже в морг везли, когда он передал ей святую воду и просфорку, и она ожила.
А папа ведь был сыном священника. Но когда в 20-30-е годы священнослужителей ссылали, то их детей помещали отдельно — в колонии, спецприёмники. И там перевоспитывали. Собирали мальчишек и девчонок в большое помещение. Они голодные. Воспитательница говорит: «Дети, кушать хотите? Давайте Боженьке помолимся, чтобы он нам хлеба дал. Ну, все вместе: «Боженька, дай нам хлебушка!» Не слышит? А может, Его и нет? А вот я знаю, что есть дедушка Ленин, который любит детей. Давайте его попросим!»
И тут двери открываются. Заносят на подносах пироги, хлеб. Дети едят. И так — изо дня в день. И много чего ещё.
А дедушка из заключения возвратился совсем слепой. Когда жил у нас последние годы, я у него поводырём был. Но о том, что дедушка — священник, мы только после его смерти узнали — запрещалось об этом говорить.
Папа прожил атеистом 80 лет, а за два года до смерти стал исповедоваться, причащаться. И скончался на 92-м году жизни православным.
С молитвой — танкам наперерез
До армии я не думал, что пойду по священническому пути. Служил в Группе советских войск в Германии — это было в 1970-1972 годах. Перед армией меня напутствовал отец Александр — сподвижник отца Севастиана: «На зарядке в уме читай молитвы утренние. Ты водитель? Садишься в машину — обязательно помолись, прочитай «Царю Небесный». Перекрестись, а не удастся — так хоть глазами перекрести пищу в столовой или машину перед поездкой. Скажи: «Господи, благослови!», призови имя Божие.
И Господь меня в армии много раз спасал — и от смерти, и от всяких неурядиц.
Послали меня как-то на «газике» пересечь полигон. Со мной в кабине старшина, а в кузове — майор артиллерии. И вдруг танковая операция началась, а нас не предупредили. Что-то невообразимое: пыль столбом, грохот, танки несутся. А деваться уже некуда. И мы мчимся наперерез. Читаю молитвы «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи». Один танк проскочит перед носом, смотришь в зеркало, а другой сзади — вплотную. Когда добрались до места, там стоит командир дивизии. Майор выскакивает из кузова весь белый и кричит:
— Шофёра в дисбат отправить!
А комдив:
— Какой дисбат?! Благодари мальчишку — из-за него ты чудом живой остался.
Если бы не трёшка…
Когда вернулся домой, в храме с матушкой Анастасией встретился.
— Помолитесь, — говорю, — за меня, матушка, вот из армии пришёл.
И даю ей три рубля, чтобы свечки поставила. Но она мне эту трёшку в карманчик засовывает: пригодится.
А 18 августа мы с друзьями собрались, повеселились. И, как часто случалось, не хватило выпить. Тут я вспоминаю: о, у меня же трёшка есть! И поехали на мотороллере с другом — ещё две бутылки портвейна взяли. Выпили. А потом по степи гоняли. В конце концов упали — сильно разбились. Шрамы-то до сих пор остались.
Лежал я потом на койке перевязанный. Всё болит, на душе тяжело. И вдруг смотрю: на столе книга «Явления умерших живым». Прочитал её в один присест. И как-то задумался, стал армию вспоминать, все эти переделки. И думаю: «Господи, Ты же всегда был рядом со мной!» Как-то по-иному тогда всю жизнь увидел. И — Промысел Божий.
А ведь если бы не авария эта, не трёшка, может быть, долго ещё не задумывался о главном. И вот тут принял решение. Стал читать другие книги, чаще в храм ходить. Познакомился с людьми, которые о семинарии мне рассказали. А на следующий год поехал в Москву и поступил.
Чудеса в Печорах
Особенные воспоминания о Псково-Печерской обители. Лучшего монастыря я никогда не видел. Там — что ни день, то событие, чудо.
Иду как-то с келейником на трапезу. А тут на тележке расслабленного мальчишку везут. И ко мне:
— Батюшка, мы из Питера. Наш сын уже несколько лет парализованный. Ему во сне ангел сказал: ехать в Печоры, там какой-то отец Павел может его исцелить. Где нам этого Павла найти?
— Вы знаете, — говорю, — не мог ангел так сказать. Есть тут один Павел (а кроме меня, другого Павла не было), но он вам ничем не поможет, потому что грешный человек, я его знаю. Вы лучше идите к преподобномученику Корнилию, приложитесь к нему, помолитесь. Видимо, сын ваш неточно имя понял.
И я пошёл на трапезу. А они направились в Успенский собор — к мощам. Мы трапезничаем. И вдруг кто-то прибегает и говорит: там такое произошло! Мальчишку парализованного к мощам Корнилия приложили. И он сам встал и пошёл.
Вот и такое бывало.
5 фактов о митрополите Павле
1 Родился в 1952 году, был назван Георгием, крестил его знаменитый старец Севастиан (Фомин), канонизированный в 1992 году как святой.
2 В 25 лет принял монашеский постриг и стал Павлом.
3 Его первая профессия — шофёр, он и до сих пор сам водит машину.
4 Старцы Николай (Гурьянов), Иоанн (Крестьянкин) предсказали ему епископство и назначение в США.
5 Возглавлял Псково-Печерский монастырь, Русскую Православную Миссию в Иерусалиме, епархии в США, Вене, Рязани.
Дата рождения:
19 февраля 1952 г.
Дата хиротонии:
22 марта 1992 г.
День ангела:
12 июля
В миру — Георгий Васильевич Пономарёв. Родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской Армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.
В 1973-1976 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 гг. — слушатель аспирантуры при МДА.
В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; †1982) пострижен в мантию.
В марте 1978 г. рукоположен во иеродиакона, в мае — в иеромонаха.
В 1979-1981 гг. — референт Отдела внешних церковных сношений.
С сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля 1982 г. — заместитель начальника Миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена. С июля 1986 г. по июль 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита.
В 1988-1992 гг. — наместник Псково-Печерского монастыря.
Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 г. определено быть епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 21 марта 1992 г. чин наречения в Богоявленском кафедральном соборе совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Псковский и Великолукский Владимир, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор. 22 марта 1992 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.
В 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским.
В 2001 г. возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский.
Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен (журнал № 132) главой новообразованной Рязанской митрополии.
Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.
Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) присвоен титул Минский и Заславский, назначен главой новообразованной Минской митрополии.
4 декабря 2017 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в городе Москве был удостоен права ношения второй панагии.
Награжден орденами святителя Иннокентия Московского, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и преподобного Серафима Саровского (все II степени).
Имеет награды Антиохийской, Иерусалимской и Американской Православных Церквей.
Хвалите Господа вси языцы,
похвалите Его вси людие:
Яко утвердися милость Его на нас,
и истина Господня пребывает вовек.
(Пс. 116, 1-2)
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивый иноческий чин, дорогие братья и сестры!
Сердечно, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим спасительным событием: пришествием в мир Солнца Правды - Христа, Бога нашего: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и Истины» (Ин. 1, 14). Любя Свое творение, Создатель и Спаситель наш Христос-Бог стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха (1 Тим. 3, 16; Евр. 4, 15). Господь принес заблудшему человечеству величайший из всех даров - Свою Божественную любовь. Пришел на землю Сын Божий, чтобы спасти мир, освободить человека от страха смертного и от самой смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Его и последует за Ним.
В своем послании апостол Павел обращается к коринфским христианам, а через них и к каждому из нас, с одним из таких призывов: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии » (1 Кор. 6, 20). Главный смысл этого призыва заключается в том, чтобы мы не только благодарили Бога и возносили Ему хвалу в молитвах и песнопениях, но и приносили добрый плод - дела любви и милосердия во славу Божию, во славу Церкви, во благо Отечества и во благо ближнего, неся «тяготы друг друга » (Гал. 6, 2) - и в радости, и в горе.
Господь заповедовал нам любить друг друга, хранить единство церковное, нести людям мир Христов и добро, быть незлобивыми и терпеливыми, быть прилежными в молитве и в служении слабым и обездоленным. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » (Ин. 13, 35), - говорит нам Спаситель и Господь - Иисус Христос. Приобщаясь к этой всесовершенной Божественной любви, мы обретаем непобедимое оружие «против духов злобы поднебесных » (Еф. 6, 12), обретаем способность успешно противостоять всем вызовам времени. Какие бы искушения и испытания ни постигали нас в земной жизни, слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20) вселяют в нас надежду, что Он не оставляет нас сегодня и не оставит в будущее время.
Закон любви, завещанный нам Спасителем, лежит в основании подлинного «единства духа » (Еф. 4, 3). Этот закон - основа общественной жизни и солидарности, совместных созидательных трудов и соработничества во славу Божию и на радость тех, кто переживает различные скорби и несчастья, кто терпит лишения и нуждается в нашей помощи и поддержке. Но подлинное единение народа не может ограничиваться лишь временем испытаний, оно должно стать неотъемлемой частью нашего христианского самосознания и подлинной христианской жизни.
Вновь наступил светозарный праздник Рождества Христова, праздник горячей веры и непостыдной надежды на Промысл Божий, ведущий ко благу всякого человека. Вновь раскрывается небо над землею, вновь раздается ангельское славословие, возвестившее миру «великую радость , которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель » (Лк. 2, 10-11). Вместе с ангелами мы вновь призываемся воспеть славословие родившемуся Младенцу Христу и, поклонившись Ему, как это сделали восточные мудрецы, принести в дар «фимиам» сердечной молитвы, «злато» добрых дел во славу Церкви и во благо ближнего, «миро» жертвенного служения ближним, и, приникнув к яслям Христовым, как вифлеемские пастухи, славить и хвалить «Бога за всё то, что слышали и видели ».
Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры, прошедший год для многих из нас был непростым, но, милостью Божией, он принес и немало духовной радости. Этот год был отмечен многими важными событиями в жизни нашей Церкви. Во всех епархиях архиереи, клирики, благочестивые верующие люди занимались решением насущных вопросов церковной жизни: благоустроением епархиальной и приходской деятельности, созиданием качественно новых приходов, которые призваны стать настоящими православными общинами, способными к активному участию в церковной миссии, с включением в них самой активной силы общества - молодежи; много внимания уделялось развитию социальных и просветительских проектов Православной Церкви.
Важнейшими темами многих наших мероприятий и размышлений в текущем году являлись: 100-летняя годовщина восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания на Патриарший престол святителя Тихона; воспоминание о трагических событиях нашей истории в ХХ столетии и о начале страшных гонений на Церковь Христову. В те тяжкие годы безбожного лихолетия была пролита кровь многих новомучеников и исповедников, которые в последствии были прославлены в лике святых. Церковное прославление новомучеников и молитвенное обращение к ним имеет особое значение не только для сохранения памяти о трагических событиях тех дней, но оно ярко свидетельствует о том, что у Бога все живы, смерть побеждена смертью и воскресением Христовым.
Молитва новомученикам и исповедникам согревает наши сердца, укрепляет веру в Бога и, напоминая о прошлом, призывает нас хранить веру православную, чтобы ничего подобного на нашей земле в будущем не происходило.
В прошедшем году по многочисленным просьбам и ходатайству благочестивых верующих людей Белорусской Православной Церкви и особенно Минской митрополии начата подготовительная работа по обретению святых мощей блаженной Валентины Минской. Призываю всех Вас, дорогие архипастыри, пастыри, досточтимые иноки и инокини, благочестивые братия и сестры усилить свои молитвы ко Господу и ко Пресвятой Богородице, чтобы Они благословили Отечеству, Церкви и всему нашему благочестивому народу открыть духовное сокровище - святые мощи блаженной Валентины Минской.
Мы верим, что обретение мощей святых угодников Божиих является величайшим Божественным Даром и проявлением особого благоволения Божия к верным людям своим. Как только мы станем достойны милости Божией и этого благодатного Дара, Господь услышит наши молитвы и исполнит наше прошение. Обретение святых мощей блаженной Валентины и принесение этой великой святыни в кафедральный собор столицы Белой Руси города Минска станет сильнейшим жизнеутверждающим импульсом, свидетельствующим перед каждым из нас, жителей белорусской земли, о непреходящем значении жизни человека в вере и верности Богу, в стремлении к исполнению основополагающих принципов богозаповеданного Евангельского закона. Убежден, что такое свидетельство послужит всенародному укреплению в сознании и жизни людей духовно-нравственных ценностей и способствует процветанию нашего Отечества.
Святая Православная Церковь призывает каждого из нас неленостно продолжать трудиться над очищением и преображением своей души, так как духовное изменение самого себя – залог и основа для преображения всего народа нашего Отечества.
Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри и пастыри, иноки и инокини, братья и сестры! От всего сердца с любовью во Христе вновь и вновь поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и с Новым годом благости Господней. Молитвенно желаю вам доброго здоровья, мира, благополучия и неоскудевающей благодатной помощи Божией в вашей жизни, подвигах и трудах во славу Святой Церкви Христовой, на пользу Отечества и во благо всем нашим ближним и дальним. Аминь.
+ Павел,
митрополит Минский и Заславский,
Патриарший Экзарх всея Беларуси
Рождество Христово
2017-2018 гг.,
город Минск
Митрополит Павел Минский и Слуцкий: "Меня много раз спасала сила божественная. Это и молитвы мамы, молитвы монахов, молитвы священников. И я понял, что в атеистическом обществе уже не смогу жить. Я отдал всего себя служению богу, ушел в церковь».
Митрополит Павел: краткая биография, дата и место рождения, образование мирское и духовное, служение церкви и награды
В декабре 2013 года Священным Синодом РПЦ было удовлетворено прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета об отправке его на покой, так как он достиг возраста 75 лет. Новым митрополитом Минским и Слуцким стал Павел - митрополит Рязанский и Михайловский.
Митрополит Павел, биография
Будущий экзарх Патриарха всея Беларуси (Г.В. Пономарев в гражданской сфере), появился на свет 19 февраля 1952 года, в Казахской ССР, г. Караганда. Выходец из простой рабочей семьи. После получения среднего образования проходил воинскую обязанность в Вооруженных Силах СССР. После демобилизации обучался в профессиональном техническом училище, параллельно трудился как простым слесарем, так и подрабатывал в качестве шофера на стройке.
В 1973 году принят в церковное учебное заведение - Московскую семинарию. В ней проучился до 1976 года. После окончания продолжил православное образование в Академии РПЦ (Москва). Из ее стен выпущен в 1980 году, получил звание кандидата богословских наук. По завершении учебы продолжил образование в академических стенах как аспирант.
Осенью 1977 года зачислен братьями Троице-Сергиевой лавры в свои ряды. Зимой 1977 года принял постриг в мантию, принял новое имя - Павел, в честь одноименного первоапостола. В 1978 году последовательно принял саны иеродьякона и иеромонаха. С 1979 года начал служение в подразделении РПЦ. Отвечал за внешние церковные отношения в качестве референта.
Зарубежное служение
Осенью 1981 года уехал в Иерусалим. В составе находящейся там миссии продолжил служение ее членом. С лета 1982 года Павел назначен заместителем руководителя этой структуры. Владыкой - Патриархом Диодорм I (Иерусалимская православная церковь) в 1982 году возведен к архимандритскому чину. Осуществлял функции руководителя миссии в Иерусалиме в период с лета 1986-го по лето 1988 года.
В конце лета 1988-го возвратился в Россию и стал наместником Успенского Псково-Печерского монастыря. Им оставался до весны 1992 года.
В соответствии с постановлением Патриарха РПЦ, по утверждению Священного Синода зимой 1992 года ему было предписано стать Зарайским епископом, управляя подразделениями Патриарха РПЦ в США, а также в Канаде. Хиротония в епископство проведена в Богоявленском соборе (Москва) зимой 1992 года.
Осенью1993 года получил освобождение в управлении канадскими структурами РПЦ. До конца 1999 года руководил в США приходами РПЦ.
Зимой 1999 года Синодом ему предписано служить Венским и Австрийским епископом. В 2000 году обрел титул Венского и Будапештского епископа. В следующем году вошел в сан архиепископа. На этой должности осуществлял служение до конца весны 2003 года, когда получил предписание стать Рязанским и Касимовским архиепископом.
Возвращение в Россию, назначение митрополитом Минским и Заславским
Распоряжением Синода осенью 2011 года присвоено звание «Рязанский и Михайловский митрополит», он назначается настоятелем вновь образованной Рязанской митрополии.
Зимой 2013 года назначается митрополитом Минским и Слуцким, экзархом Патриарха всея Беларуси. Через год по решению Священного Синода ему присваивается титул «Минский и Заславский митрополит», он назначается руководителем образованной Минской митрополии.
Зимой 2017 года в честь дня Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Москве, в храме Христа Спасителя ему даровано право носить еще одну панагию.
Награды митрополита
Владыка Павел за заслуги перед церковью и отечеством удостоен значительным количеством наград:
- Ордена церковные. Имени Радонежского Сергия 2 ст., Св. Московского Даниила 2-й ст., имени Саровского Серафима 2-й ст.
- Орден Кантакузина 1-й ст. (от Православной Церкви в Сербии) и орден имени Летописца Нестора 2-й ст. (от Православной Церкви в Украине). К тому же получил ордена: во имя Креста Святого, святого (от Православной Церкви Александрийской), имени Московского Инокентия Святителя (серебряный орден от Православной Американской Церкви); имени митрополита Иннокентия Коломенского и Московского 2-й ст.
- Медали церковные. Имени Сергия Радонежского 1-й ст.
- Другие награды. Медаль - памятный знак «За служение» (от объединения «Россия Православная»), «За участие в университетском развитии», орден серебряный, почетный «Признание обществом». Знак св. Андрея Первозванного (от Братства святых, интернационального наградного Союза), знак «За добро и веру». Степень почетного доктора наук, искусства (присвоена Международным аттестационным комитетом), Орденский знак Рязанского Олега.
Критика митрополита Минского и Заславского
На последней церковной должности владыку Павла не раз критиковали за отношение к Беларуси и ее народу. Это связано с тем, что он является категорическим противником образования национальной Церкви в Республике Беларусь. Считает такие помыслы дьявольскими искушениями. Также непонимание в белорусском обществе вызвали высказывания митрополита по отношению к униатам, которых он относит к «сектантам».
Вместе с тем современниками подчеркивается безупречная репутация Павла. Митрополит Минский и Заславский Павел имеет прекрасное образование и огромный опыт работы, в том числе по линии Отдела внешних связей РПЦ.
Отношение с властями
Знающие Митрополита Павла люди, в том числе из различных слоев общества и с разными религиозными взглядами, утверждают, что владыка добрый человек, публичный и открытый. Не избегает привселюдно выступать, не отказывается давать интервью в газеты и телевидение. Очень поучительны его рассуждения о слабых и сильных людях, о вере.
На всех доверенных ему постах всегда находил и находит с властями взаимопонимание. Они носят дипломатичный и сбалансированный характер. Так, поздравляя вновь избранного президента Беларуси Лукашенко, он указал, что видит в нем незаменимого национального лидера. Подчеркнул - новый срок президента будет периодом стабильности, за который сохранятся и разовьются положительные стороны быта Беларуси. Владыка Павел в своем поздравительном послании Лукашенко причислил последнего к немногочисленному числу политиков, которые четко и открыто встают на защиту ценностей христианства.
Вместе с тем всегда предостерегает людей от протестных акций. Полагает, что за майданами стоят западные спецслужбы. Митрополит Павел Минский уверен, что этим службам стоит очень хорошо все оценить и взвесить, перед тем как навязывать свои условия русским. У русского народа есть очень мощное оружие и ему нечего терять.