Горно-добывающая отрасль

Митрополит павел. Патриаршим экзархом всея беларуси стал митрополит павел

2505

25.12.2013

Священный синод Русской православной церкви 25 декабря удовлетворил прошение Главы православной церкви Беларуси митрополита Филарета об уходе на покой. Главой Белорусской православной церкви назначен митрополит рязанский и михайловский Павел.

Прошение митрополита Филарета об уходе на покой было рассмотрено в Синодальном зале официальной Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом ставропигиальном монастыре в Москве под председательством патриарха Кирилла на последнем в 2013 году заседании Священного синода.

В официальном сообщении пресс-службы говорится, что Священный синод постановил удовлетворить прошение и «выразить сердечную благодарность Преосвященному Митрополиту Филарету за 35-летнее архипастырское окормление Беларуси, которое отмечено выдающимися церковными достижениями, такими как открытие 10 епархий, многократное увеличение числа приходов, открытие новых монастырей, духовных школ, установление доброжелательного и конструктивного диалога с государственной властью и общественными организациями, поддержание достойного уровня межконфессиональных отношений, участие во внешней деятельности Московского Патриархата».

Митрополит Филарет (в миру Кирилл Варфоломеевич Вахромеев) родился в Москве 21 марта 1935 года. Белорусскую митрополию он возглавил в октябре 1978 года, тогда же став патриаршим экзархом Западной Европы. 16 октября 1989 года был назначен экзархом Белорусским с титулом «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший экзарх Белорусский».

Священный синод удовлетворил прошение митрополита Филарета об уходе на покой в связи с достижением 75-летия, назначив его почетным Патриаршим экзархом всея Беларуси с сохранением права участия в работе Священного Синода и почетного протокольного места за богослужениями и в официальных церемониях.

Митрополит Минский и Слуцкий Павел (в миру - Пономарев Георгий Васильевич) родился 19 февраля 1952 года в г. Караганде, Казахская ССР. По окончании средней школы и службы в рядах Советской Армии учился в ПТУ. С 1973 г. обучался в Московской Духовной Семинарии, которую окончил в 1976 г. В том же году поступил, а в 1980 окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандитата богословия. В 1980-81 - годах слушатель аспирантуры при Московской Духовной Академии.

В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой Лавры, 17 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Иеронимом пострижен в мантию с именем Павел, в честь первоверховного апостола Павла. 5 марта 1978 г. рукоположен во иеродиакона, 6 мая - во иеромонаха архиепископом Владимиром (Сабоданом) (ныне Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины), в академическом Покровском храме Троице-Сергиевой Лавры. С 1979 г. исполнял послушание референта ОВЦС МП.

С 15 сентября 1981 г. - член Русской духовной миссии в Иерусалиме, с 16 июля 1982 г. - заместитель начальника миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена, 15 августа 1986 г. - в сан архимандрита. С 29 июля 1986 по 19 июля 1988 г. - начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. 26 августа 1988 г. назначен наместником Успенского Псково-Печерского монастыря, коим являлся до марта 1992 г. Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 19 февраля 1992 года определено быть епископом Зарайским, Управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде.

22 марта 1992 г. в Богоявленском кафедральном соборе совершена хиротония архимандрита Павла во епископа Зарайского, викария Московской епархии, Управляющего Патриаршими приходами в США. 1 ноября 1993 года освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде. До 28 декабря 1999 года продолжал служение управляющим патриаршими приходами в США.

28 декабря 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским с окормлением Венгерского благочиния. 19 апреля 2000 года Венгерское благочиние преобразовано в Венгерскую епархию и изменен титул правящего епископа на «Венский и Будапештский».

23 февраля 2001 г. епископ Павел возведён в сан архиепископа. 7 мая 2003 г. освобожден от управления Австрийской и Венгерской епархиями и назначен архиепископом Рязанским и Касимовским. На заседании Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен главой новообразованной Рязанской митрополии. 8 октября 2011 г. возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126 ) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси.

Александр ЭХТ.

Владыка Павел очень много сделал для Рязани - и рязанцы благодарны ему...

25 декабря митрополит Рязанский и Михайловский Павел . На его место назначен митрополит Пензенский и Нижнеломовский Вениамин.

Владыка Павел прокомментировал назначение, отметив, что ему жаль уезжать из Рязани.
— С точки зрения церковной иерархии, конечно, это повышение, поскольку митрополит Минский является главой Белорусской православной церкви и постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви. С точки зрения моего отношения к Рязани, конечно, досадно, так как я очень полюбил Рязанскую область и рязанский народ, — поделился он.
— Рязань стала для меня родным домом, и покидать мне её приходится с грустью. Но мы решения Священного Синода не обсуждаем, а принимаем как благословение Божие.

Владыка Павел покинул Рязанскую область перед Рождеством. 29 декабря в Христорожденственском соборе Рязанского кремля митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин и митрополит Минский и Слуцкий Павел совершили совместную Божественную литургию.

29 декабря 2013 года в Неделю 27-ю по Пятидесятнице в Христорождественском кафедральном соборе города Рязани состоялась Божественная литургия, которую совершили: митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин; епископ Касимовский и Сасовский Дионисий; епископ Скопинский и Шацкий Владимир.
Архиереем сослужили клирики Рязанской митрополии.

Эта Божественная литургия по сути своей явилась прощальной для митрополита Павла, который согласно решению Священного Синода от 25 декабря 2013 года (журнал №126) назначен Патриаршим экзархом всея Беларуси и покидает прежнее место своего Церковного послушания - Рязанскую землю.

По заамвонной молитве митрополит Павел обратился к пришедшим в этот день в главный собор Рязани с архипастырским словом, в котором выразил благодарность архиереям, духовенству и всем мирянам за совместные труды, доверие и любовь на протяжении десяти с половиной лет управления епархией. Утешая любящую паству, владыка Павел заверил, что Рязанская земля и рязанцы оставили большой след в его сердце.
Затем митрополит Минский и Слуцкий Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси представил всем назначенного на Рязанскую кафедру митрополита Вениамина, пожелав ему помощи Божией в трудах во славу Русской Православной Церкви и Рязанской епархии.

В ответном слове митрополит Рязанский и Михайловский Вениамин рассказал о своей Промыслительной связи с Рязанской землей (с 1973 года будущий владыка Вениамин являлся иподиаконом епископа Рязанского и Касимовского Симона (Новикова, †2006), а с 1 января 1989 года исполнял послушание эконома-строителя Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии), выразив благодарность своему предшественнику митрополиту Павлу и подарил ему памятную панагию с изображением Казанского образа Пресвятой Богородицы.

После этого митрополит Павел преподал прихожанам Крест для целования, во время чего желающие с теплыми чувствами прощались с владыкой, провожая его на новое место служения в Белорусскую землю.

Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Павел прибыл в Минск

4 января 2014 года Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел прибыл в столицу Белоруссии.
В Национальном аэропорту «Минск» митрополита Павла встречали управляющий делами Белорусской Православной Церкви архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, викарий Минской епархии епископ Борисовский Вениамин, секретарь Минского епархиального управления протоиерей Николай Коржич, настоятель минского храма-памятника в честь Всех святых протоиерей Феодор Повный.
От лица белорусского государства Патриаршего экзарха приветствовал уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко.

Митрополит Павел пообщался с журналистами и направился в Свято-Духов кафедральный собор, где совершил благодарственный молебен.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Георгий Дзичковский и соборное духовенство.
За богослужением молились архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий, епископ Борисовский Вениамин и клирики Минской епархии. В храме находились уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь Леонид Гуляко и начальник отдела религий Аппарата уполномоченного по делам религий и национальностей РБ Елена Радченко.

По окончании богослужения Леонид Гуляко зачитал обращенное к митрополиту Павлу поздравление Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Елена Радченко преподнесла Патриаршему экзарху от лица главы государства букет белых роз.
От имени почетного Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Филарета, епископата и духовенства Белорусской Церкви митрополита Павла приветствовал архиепископ Гурий.

Митрополит Павел поблагодарил за поздравления и обратился к клиру и пастве с архипастырским словом.
Затем владыка Павел посетил Духовно-образовательный центр Белорусской Православной Церкви. Экскурсию провел помощник ректора Минских духовных школ по Духовно-образовательному центру архимандрит Антоний (Доронин).
(сайт Рязанской Епархии)

Как сын священника стал атеистом

— У нас в семье было два полюса. Папа — убеждённый атеист. А мама — верующая.
Жизнь у них, выходцев из ссыльных семей, складывалась в Караганде нелегко. Первый и второй ребёнок умерли от недоедания. Третьего убило током. И мама — в отчаянии — нашла верующих людей, священника, стала ходить в храм.

Ну, а потом случилось так, что старец Севастиан Карагандинский, впоследствии прославленный как святой, отмолил её от смерти. Маму уже в морг везли, когда он передал ей святую воду и просфорку, и она ожила.

А папа ведь был сыном священника. Но когда в 20-30-е годы священнослужителей ссылали, то их детей помещали отдельно — в колонии, спецприёмники. И там перевоспитывали. Собирали мальчишек и девчонок в большое помещение. Они голодные. Воспитательница говорит: «Дети, кушать хотите? Давайте Боженьке помолимся, чтобы он нам хлеба дал. Ну, все вместе: «Боженька, дай нам хлебушка!» Не слышит? А может, Его и нет? А вот я знаю, что есть дедушка Ленин, который любит детей. Давайте его попросим!»

И тут двери открываются. Заносят на подносах пироги, хлеб. Дети едят. И так — изо дня в день. И много чего ещё.

А дедушка из заключения возвратился совсем слепой. Когда жил у нас последние годы, я у него поводырём был. Но о том, что дедушка — священник, мы только после его смерти узнали — запрещалось об этом говорить.
Папа прожил атеистом 80 лет, а за два года до смерти стал исповедоваться, причащаться. И скончался на 92-м году жизни православным.

С молитвой — танкам наперерез

До армии я не думал, что пойду по священническому пути. Служил в Группе советских войск в Германии — это было в 1970-1972 годах. Перед армией меня напутствовал отец Александр — сподвижник отца Севастиана: «На зарядке в уме читай молитвы утренние. Ты водитель? Садишься в машину — обязательно помолись, прочитай «Царю Небесный». Перекрестись, а не удастся — так хоть глазами перекрести пищу в столовой или машину перед поездкой. Скажи: «Господи, благослови!», призови имя Божие.

И Господь меня в армии много раз спасал — и от смерти, и от всяких неурядиц.

Послали меня как-то на «газике» пересечь полигон. Со мной в кабине старшина, а в кузове — майор артиллерии. И вдруг танковая операция началась, а нас не предупредили. Что-то невообразимое: пыль столбом, грохот, танки несутся. А деваться уже некуда. И мы мчимся наперерез. Читаю молитвы «Да воскреснет Бог», «Живый в помощи». Один танк проскочит перед носом, смотришь в зеркало, а другой сзади — вплотную. Когда добрались до места, там стоит командир дивизии. Майор выскакивает из кузова весь белый и кричит:
— Шофёра в дисбат отправить!
А комдив:
— Какой дисбат?! Благодари мальчишку — из-за него ты чудом живой остался.

Если бы не трёшка…

Когда вернулся домой, в храме с матушкой Анастасией встретился.
— Помолитесь, — говорю, — за меня, матушка, вот из армии пришёл.

И даю ей три рубля, чтобы свечки поставила. Но она мне эту трёшку в карманчик засовывает: пригодится.

А 18 августа мы с друзьями собрались, повеселились. И, как часто случалось, не хватило выпить. Тут я вспоминаю: о, у меня же трёшка есть! И поехали на мотороллере с другом — ещё две бутылки портвейна взяли. Выпили. А потом по степи гоняли. В конце концов упали — сильно разбились. Шрамы-то до сих пор остались.
Лежал я потом на койке перевязанный. Всё болит, на душе тяжело. И вдруг смотрю: на столе книга «Явления умерших живым». Прочитал её в один присест. И как-то задумался, стал армию вспоминать, все эти переделки. И думаю: «Господи, Ты же всегда был рядом со мной!» Как-то по-иному тогда всю жизнь увидел. И — Промысел Божий.

А ведь если бы не авария эта, не трёшка, может быть, долго ещё не задумывался о главном. И вот тут принял решение. Стал читать другие книги, чаще в храм ходить. Познакомился с людьми, которые о семинарии мне рассказали. А на следующий год поехал в Москву и поступил.

Чудеса в Печорах

Особенные воспоминания о Псково-Печерской обители. Лучшего монастыря я никогда не видел. Там — что ни день, то событие, чудо.

Иду как-то с келейником на трапезу. А тут на тележке расслабленного мальчишку везут. И ко мне:
— Батюшка, мы из Питера. Наш сын уже несколько лет парализованный. Ему во сне ангел сказал: ехать в Печоры, там какой-то отец Павел может его исцелить. Где нам этого Павла найти?

— Вы знаете, — говорю, — не мог ангел так сказать. Есть тут один Павел (а кроме меня, другого Павла не было), но он вам ничем не поможет, потому что грешный человек, я его знаю. Вы лучше идите к преподобномученику Корнилию, приложитесь к нему, помолитесь. Видимо, сын ваш неточно имя понял.

И я пошёл на трапезу. А они направились в Успенский собор — к мощам. Мы трапезничаем. И вдруг кто-то прибегает и говорит: там такое произошло! Мальчишку парализованного к мощам Корнилия приложили. И он сам встал и пошёл.
Вот и такое бывало.

5 фактов о митрополите Павле
1 Родился в 1952 году, был назван Георгием, крестил его знаменитый старец Севастиан (Фомин), канонизированный в 1992 году как святой.
2 В 25 лет принял монашеский постриг и стал Павлом.
3 Его первая профессия — шофёр, он и до сих пор сам водит машину.
4 Старцы Николай (Гурьянов), Иоанн (Крестьянкин) предсказали ему епископство и назначение в США.
5 Возглавлял Псково-Печерский монастырь, Русскую Православную Миссию в Иерусалиме, епархии в США, Вене, Рязани.

Дата рождения:
19 февраля 1952 г.
Дата хиротонии:
22 марта 1992 г.
День ангела:
12 июля

В миру — Георгий Васильевич Пономарёв. Родился 19 февраля 1952 г. в г. Караганде, в семье рабочих. Учился в средней школе. Служил в Советской Армии. После демобилизации работал шофером, слесарем. Учился в профтехучилище.

В 1973-1976 гг. учился в Московской духовной семинарии. В 1980 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1980-1981 гг. — слушатель аспирантуры при МДА.

В октябре 1977 г. принят в число братии Троице-Сергиевой лавры, в декабре наместником Лавры архимандритом Иеронимом (Зиновьевым; †1982) пострижен в мантию.

В марте 1978 г. рукоположен во иеродиакона, в мае — в иеромонаха.

В 1979-1981 гг. — референт Отдела внешних церковных сношений.

С сентября 1981 г. — член Русской духовной миссии в Иерусалиме. С июля 1982 г. — заместитель начальника Миссии. В 1983 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан игумена. С июля 1986 г. по июль 1988 г. — начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме. В августе 1986 г. Патриархом Иерусалимским Диодором I возведен в сан архимандрита.

В 1988-1992 гг. — наместник Псково-Печерского монастыря.

Решением Священного Синода от 19 февраля 1992 г. определено быть епископом Зарайским, управляющим Патриаршими приходами в США и временно в Канаде. 21 марта 1992 г. чин наречения в Богоявленском кафедральном соборе совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Псковский и Великолукский Владимир, архиепископ Солнечногорский Сергий, епископы Истринский Арсений и Подольский Виктор. 22 марта 1992 г. за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе Святейшим Патриархом Алексием II и Преосвященными архиереями, участвовавшими в наречении, хиротонисан во епископа Зарайского, викария Московской епархии.

В 1999 г. назначен епископом Венским и Австрийским.

В 2001 г. возведен в сан архиепископа с титулом Венский и Будапештский.

Решением Священного Синода от 5-6 октября 2011 г. (журнал № 104) присвоен титул Рязанский и Михайловский, назначен (журнал № 132) главой новообразованной Рязанской митрополии.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2013 г. (журнал № 126) назначен Преосвященным Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Решением Священного Синода от 23 октября 2014 г. (журнал № 93) присвоен титул Минский и Заславский, назначен главой новообразованной Минской митрополии.

4 декабря 2017 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, день 100-летия интронизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в городе Москве был удостоен права ношения второй панагии.

Награжден орденами святителя Иннокентия Московского, преподобного Сергия Радонежского, благоверного князя Даниила Московского и преподобного Серафима Саровского (все II степени).

Имеет награды Антиохийской, Иерусалимской и Американской Православных Церквей.

Хвалите Господа вси языцы,

похвалите Его вси людие:

Яко утвердися милость Его на нас,

и истина Господня пребывает вовек.

(Пс. 116, 1-2)

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, честное пресвитерство, во Христе диаконство, боголюбивый иноческий чин, дорогие братья и сестры!

Сердечно, со светлой радостью приветствую вас и поздравляю с величайшим спасительным событием: пришествием в мир Солнца Правды - Христа, Бога нашего: «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и Истины» (Ин. 1, 14). Любя Свое творение, Создатель и Спаситель наш Христос-Бог стал человеком, во всём подобным нам, кроме греха (1 Тим. 3, 16; Евр. 4, 15). Господь принес заблудшему человечеству величайший из всех даров - Свою Божественную любовь. Пришел на землю Сын Божий, чтобы спасти мир, освободить человека от страха смертного и от самой смерти, даровать полноту бытия в Боге и жизнь вечную каждому, кто услышит призыв Его и последует за Ним.

В своем послании апостол Павел обращается к коринфским христианам, а через них и к каждому из нас, с одним из таких призывов: «Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии » (1 Кор. 6, 20). Главный смысл этого призыва заключается в том, чтобы мы не только благодарили Бога и возносили Ему хвалу в молитвах и песнопениях, но и приносили добрый плод - дела любви и милосердия во славу Божию, во славу Церкви, во благо Отечества и во благо ближнего, неся «тяготы друг друга » (Гал. 6, 2) - и в радости, и в горе.

Господь заповедовал нам любить друг друга, хранить единство церковное, нести людям мир Христов и добро, быть незлобивыми и терпеливыми, быть прилежными в молитве и в служении слабым и обездоленным. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою » (Ин. 13, 35), - говорит нам Спаситель и Господь - Иисус Христос. Приобщаясь к этой всесовершенной Божественной любви, мы обретаем непобедимое оружие «против духов злобы поднебесных » (Еф. 6, 12), обретаем способность успешно противостоять всем вызовам времени. Какие бы искушения и испытания ни постигали нас в земной жизни, слова Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20) вселяют в нас надежду, что Он не оставляет нас сегодня и не оставит в будущее время.

Закон любви, завещанный нам Спасителем, лежит в основании подлинного «единства духа » (Еф. 4, 3). Этот закон - основа общественной жизни и солидарности, совместных созидательных трудов и соработничества во славу Божию и на радость тех, кто переживает различные скорби и несчастья, кто терпит лишения и нуждается в нашей помощи и поддержке. Но подлинное единение народа не может ограничиваться лишь временем испытаний, оно должно стать неотъемлемой частью нашего христианского самосознания и подлинной христианской жизни.

Вновь наступил светозарный праздник Рождества Христова, праздник горячей веры и непостыдной надежды на Промысл Божий, ведущий ко благу всякого человека. Вновь раскрывается небо над землею, вновь раздается ангельское славословие, возвестившее миру «великую радость , которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель » (Лк. 2, 10-11). Вместе с ангелами мы вновь призываемся воспеть славословие родившемуся Младенцу Христу и, поклонившись Ему, как это сделали восточные мудрецы, принести в дар «фимиам» сердечной молитвы, «злато» добрых дел во славу Церкви и во благо ближнего, «миро» жертвенного служения ближним, и, приникнув к яслям Христовым, как вифлеемские пастухи, славить и хвалить «Бога за всё то, что слышали и видели ».

Преосвященные архипастыри, дорогие отцы, братья и сестры, прошедший год для многих из нас был непростым, но, милостью Божией, он принес и немало духовной радости. Этот год был отмечен многими важными событиями в жизни нашей Церкви. Во всех епархиях архиереи, клирики, благочестивые верующие люди занимались решением насущных вопросов церковной жизни: благоустроением епархиальной и приходской деятельности, созиданием качественно новых приходов, которые призваны стать настоящими православными общинами, способными к активному участию в церковной миссии, с включением в них самой активной силы общества - молодежи; много внимания уделялось развитию социальных и просветительских проектов Православной Церкви.

Важнейшими темами многих наших мероприятий и размышлений в текущем году являлись: 100-летняя годовщина восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания на Патриарший престол святителя Тихона; воспоминание о трагических событиях нашей истории в ХХ столетии и о начале страшных гонений на Церковь Христову. В те тяжкие годы безбожного лихолетия была пролита кровь многих новомучеников и исповедников, которые в последствии были прославлены в лике святых. Церковное прославление новомучеников и молитвенное обращение к ним имеет особое значение не только для сохранения памяти о трагических событиях тех дней, но оно ярко свидетельствует о том, что у Бога все живы, смерть побеждена смертью и воскресением Христовым.

Молитва новомученикам и исповедникам согревает наши сердца, укрепляет веру в Бога и, напоминая о прошлом, призывает нас хранить веру православную, чтобы ничего подобного на нашей земле в будущем не происходило.

В прошедшем году по многочисленным просьбам и ходатайству благочестивых верующих людей Белорусской Православной Церкви и особенно Минской митрополии начата подготовительная работа по обретению святых мощей блаженной Валентины Минской. Призываю всех Вас, дорогие архипастыри, пастыри, досточтимые иноки и инокини, благочестивые братия и сестры усилить свои молитвы ко Господу и ко Пресвятой Богородице, чтобы Они благословили Отечеству, Церкви и всему нашему благочестивому народу открыть духовное сокровище - святые мощи блаженной Валентины Минской.

Мы верим, что обретение мощей святых угодников Божиих является величайшим Божественным Даром и проявлением особого благоволения Божия к верным людям своим. Как только мы станем достойны милости Божией и этого благодатного Дара, Господь услышит наши молитвы и исполнит наше прошение. Обретение святых мощей блаженной Валентины и принесение этой великой святыни в кафедральный собор столицы Белой Руси города Минска станет сильнейшим жизнеутверждающим импульсом, свидетельствующим перед каждым из нас, жителей белорусской земли, о непреходящем значении жизни человека в вере и верности Богу, в стремлении к исполнению основополагающих принципов богозаповеданного Евангельского закона. Убежден, что такое свидетельство послужит всенародному укреплению в сознании и жизни людей духовно-нравственных ценностей и способствует процветанию нашего Отечества.

Святая Православная Церковь призывает каждого из нас неленостно продолжать трудиться над очищением и преображением своей души, так как духовное изменение самого себя – залог и основа для преображения всего народа нашего Отечества.

Дорогие и возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри и пастыри, иноки и инокини, братья и сестры! От всего сердца с любовью во Христе вновь и вновь поздравляю всех вас с великим праздником Рождества Христова и с Новым годом благости Господней. Молитвенно желаю вам доброго здоровья, мира, благополучия и неоскудевающей благодатной помощи Божией в вашей жизни, подвигах и трудах во славу Святой Церкви Христовой, на пользу Отечества и во благо всем нашим ближним и дальним. Аминь.

+ Павел,

митрополит Минский и Заславский,

Патриарший Экзарх всея Беларуси

Рождество Христово

2017-2018 гг.,

город Минск

Митрополит Павел Минский и Слуцкий: "Меня много раз спасала сила божественная. Это и молитвы мамы, молитвы монахов, молитвы священников. И я понял, что в атеистическом обществе уже не смогу жить. Я отдал всего себя служению богу, ушел в церковь».

Митрополит Павел: краткая биография, дата и место рождения, образование мирское и духовное, служение церкви и награды

В декабре 2013 года Священным Синодом РПЦ было удовлетворено прошение митрополита Минского и Слуцкого Филарета об отправке его на покой, так как он достиг возраста 75 лет. Новым митрополитом Минским и Слуцким стал Павел - митрополит Рязанский и Михайловский.

Митрополит Павел, биография

Будущий экзарх Патриарха всея Беларуси (Г.В. Пономарев в гражданской сфере), появился на свет 19 февраля 1952 года, в Казахской ССР, г. Караганда. Выходец из простой рабочей семьи. После получения среднего образования проходил воинскую обязанность в Вооруженных Силах СССР. После демобилизации обучался в профессиональном техническом училище, параллельно трудился как простым слесарем, так и подрабатывал в качестве шофера на стройке.

В 1973 году принят в церковное учебное заведение - Московскую семинарию. В ней проучился до 1976 года. После окончания продолжил православное образование в Академии РПЦ (Москва). Из ее стен выпущен в 1980 году, получил звание кандидата богословских наук. По завершении учебы продолжил образование в академических стенах как аспирант.

Осенью 1977 года зачислен братьями Троице-Сергиевой лавры в свои ряды. Зимой 1977 года принял постриг в мантию, принял новое имя - Павел, в честь одноименного первоапостола. В 1978 году последовательно принял саны иеродьякона и иеромонаха. С 1979 года начал служение в подразделении РПЦ. Отвечал за внешние церковные отношения в качестве референта.

Зарубежное служение

Осенью 1981 года уехал в Иерусалим. В составе находящейся там миссии продолжил служение ее членом. С лета 1982 года Павел назначен заместителем руководителя этой структуры. Владыкой - Патриархом Диодорм I (Иерусалимская православная церковь) в 1982 году возведен к архимандритскому чину. Осуществлял функции руководителя миссии в Иерусалиме в период с лета 1986-го по лето 1988 года.

В конце лета 1988-го возвратился в Россию и стал наместником Успенского Псково-Печерского монастыря. Им оставался до весны 1992 года.

В соответствии с постановлением Патриарха РПЦ, по утверждению Священного Синода зимой 1992 года ему было предписано стать Зарайским епископом, управляя подразделениями Патриарха РПЦ в США, а также в Канаде. Хиротония в епископство проведена в Богоявленском соборе (Москва) зимой 1992 года.

Осенью1993 года получил освобождение в управлении канадскими структурами РПЦ. До конца 1999 года руководил в США приходами РПЦ.

Зимой 1999 года Синодом ему предписано служить Венским и Австрийским епископом. В 2000 году обрел титул Венского и Будапештского епископа. В следующем году вошел в сан архиепископа. На этой должности осуществлял служение до конца весны 2003 года, когда получил предписание стать Рязанским и Касимовским архиепископом.

Возвращение в Россию, назначение митрополитом Минским и Заславским

Распоряжением Синода осенью 2011 года присвоено звание «Рязанский и Михайловский митрополит», он назначается настоятелем вновь образованной Рязанской митрополии.

Зимой 2013 года назначается митрополитом Минским и Слуцким, экзархом Патриарха всея Беларуси. Через год по решению Священного Синода ему присваивается титул «Минский и Заславский митрополит», он назначается руководителем образованной Минской митрополии.

Зимой 2017 года в честь дня Введения во храм Пресвятой Богородицы, в Москве, в храме Христа Спасителя ему даровано право носить еще одну панагию.

Награды митрополита

Владыка Павел за заслуги перед церковью и отечеством удостоен значительным количеством наград:

  • Ордена церковные. Имени Радонежского Сергия 2 ст., Св. Московского Даниила 2-й ст., имени Саровского Серафима 2-й ст.
  • Орден Кантакузина 1-й ст. (от Православной Церкви в Сербии) и орден имени Летописца Нестора 2-й ст. (от Православной Церкви в Украине). К тому же получил ордена: во имя Креста Святого, святого (от Православной Церкви Александрийской), имени Московского Инокентия Святителя (серебряный орден от Православной Американской Церкви); имени митрополита Иннокентия Коломенского и Московского 2-й ст.
  • Медали церковные. Имени Сергия Радонежского 1-й ст.
  • Другие награды. Медаль - памятный знак «За служение» (от объединения «Россия Православная»), «За участие в университетском развитии», орден серебряный, почетный «Признание обществом». Знак св. Андрея Первозванного (от Братства святых, интернационального наградного Союза), знак «За добро и веру». Степень почетного доктора наук, искусства (присвоена Международным аттестационным комитетом), Орденский знак Рязанского Олега.

Критика митрополита Минского и Заславского

На последней церковной должности владыку Павла не раз критиковали за отношение к Беларуси и ее народу. Это связано с тем, что он является категорическим противником образования национальной Церкви в Республике Беларусь. Считает такие помыслы дьявольскими искушениями. Также непонимание в белорусском обществе вызвали высказывания митрополита по отношению к униатам, которых он относит к «сектантам».

Вместе с тем современниками подчеркивается безупречная репутация Павла. Митрополит Минский и Заславский Павел имеет прекрасное образование и огромный опыт работы, в том числе по линии Отдела внешних связей РПЦ.

Отношение с властями

Знающие Митрополита Павла люди, в том числе из различных слоев общества и с разными религиозными взглядами, утверждают, что владыка добрый человек, публичный и открытый. Не избегает привселюдно выступать, не отказывается давать интервью в газеты и телевидение. Очень поучительны его рассуждения о слабых и сильных людях, о вере.

На всех доверенных ему постах всегда находил и находит с властями взаимопонимание. Они носят дипломатичный и сбалансированный характер. Так, поздравляя вновь избранного президента Беларуси Лукашенко, он указал, что видит в нем незаменимого национального лидера. Подчеркнул - новый срок президента будет периодом стабильности, за который сохранятся и разовьются положительные стороны быта Беларуси. Владыка Павел в своем поздравительном послании Лукашенко причислил последнего к немногочисленному числу политиков, которые четко и открыто встают на защиту ценностей христианства.

Вместе с тем всегда предостерегает людей от протестных акций. Полагает, что за майданами стоят западные спецслужбы. Митрополит Павел Минский уверен, что этим службам стоит очень хорошо все оценить и взвесить, перед тем как навязывать свои условия русским. У русского народа есть очень мощное оружие и ему нечего терять.