Строительный бизнес

Монтаж железобетонных труб. Монтаж бетонных и железобетонных трубопроводов Как правильно закрепить трубопроводы в жб лотках

Главное управление по жилищному и гражданскому строительству в г. Москве

ГЛАВМОССТРОЙ при МОСГОРИСПОЛКОМЕ

ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
НА УКЛАДКУ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ
БОЛЬШИХ ДИАМЕТРОВ (1,0-2,5 м) ДЛЯ
БЕЗНАПОРНЫХ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
И ВОДОСТОЧНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ

ВСН-27-61

Москва - 1962

«Временные технические указания на укладку железобетонных труб больших диаметров (1,0-2,5 м) для безнапорных канализационных каналов и водосточных коллекторов» разработаны лабораторией дорожно-мостового и подземного строительства НИИМосстроя (руководитель лаборатории Л. Аксельрод, научные сотрудники В. Сахаров и Г. Мощевитин) и согласованы с Управлением дорожно-мостового строительства Главмосстроя, Управлением водопроводно-канализационного хозяйства и Управлением благоустройства Исполкома Моссовета.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Временные технические указания являются дополнением к «Техническим правилам на проектирование, строительство и приемку в эксплуатацию канализационных трубопроводов в г. Москве» (ТПК-1-57) и предусматривают правила строительства безнапорных канализационных и водосточных трубопроводов из железобетонных труб диаметром от 1,0 до 2,5. Они обязательны для всех строительных организаций Главмосстроя.

2. Трубы для строительства водосточных и канализационных коллекторов должны отвечать требованиям действующего ГОСТа 6482-53 и технических условий, утвержденных Главмоспромстройматериалами.

3. На стройплощадке трубы принимают по заводским документам, а также по наружному осмотру уполномоченные для этих целей лица.

На каждую трубу завод должен представлять паспорт установленной формы. На внутренней и наружной поверхностях каждой трубы несмываемой краской должны быть четко нанесены следующие маркировочные знаки: марка трубы, дата изготовления, наименование завода-изготовителя, штамп ОТК.

Трубы должны быть забракованы, если они не отвечают действующим техническим условиям.

Особо следует обратить внимание на недопустимость:

а) изломов и трещин, проходящий через всю толщину стенки ствола трубы или раструба;

б) на концах труб более двух околов длиной более 5 см по образующей или окружности трубы;

в) раковистого строения бетона, указывающего на недостаточную его плотность;

г) наличия выступающей из бетона или обнаженной арматуры.

Трубы без маркировки и паспорта принимать не разрешается.

4. Перед укладкой труб выщербины и другие мелкие дефекты, которые не препятствуют применению труб, должна заделать цементным раствором организация, ведущая монтаж.

5. Все строительно-монтажные работы по укладке труб выполняются в соответствии с требованиями «Технических указаний на производство и приемку работ по устройству наружных трубопроводов водоснабжения и канализации» (СН-161-61), указаниями «Правил техники безопасности для строительно-монтажных работ» Госстроя СССР (1958 г.), «Инструктивных указаний по технике безопасности при производстве подземных работ» Главмосстроя (1958 г.).

Геодезические работы при разбивке трассы и монтаже труб следует производить только проверенными инструментами, имеющими паспорта и справки о дате последней проверки.

II. РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ

6. Разработка и приемка траншей и котлованов должны производиться в соответствии с техническими правилами производства земляных и буровзрывных работ (СНиП, ч. III), а также настоящими Техническими указаниями.

7. Ширина траншеи по дну для труб диаметром 1 м при глубине траншеи до 3 м (с креплением и без крепления) принимается равной внешнему диаметру плюс 1,0 м*; при глубине более 3 м и креплении стенок траншеи на каждый метр глубины добавляется к ширине траншеи по 0,2 м. Ширина траншеи по дну для труб диаметром более 1,0 м принимается согласно указаниям СН-161-61, § 34 равной внешнему диаметру плюс 1,5 м.

При необходимости устройства дренажных лотков или специальных водоотливных приспособлений, сложных искусственных оснований под трубопроводы, а также наличии вблизи траншеи подземных сооружений ширина траншей определяется проектом.

_________________

* Согласно СН-49-59, часть IV, том 1, глава IV-В-1, п. 76.

8. В грунтах естественной влажности траншеи роют с откосами, либо с креплением стенок.

Крутизна откосов траншей, разрабатываемых без креплений, должна соответствовать данным, приведенным в .

Таблица 1

9. Траншеи глубиной до 3 м необходимо, как правило, крепить, руководствуясь указаниями действующих технических условий («Инструктивные указания по технике безопасности при производстве подземных работ», прил. 4, изд. НИИМосстроя, 1958 г.), а глубиной более 3 м - по индивидуальным проектам.

При проектировании конструкций креплений необходимо предусматривать возможность протаскивания труб вдоль траншей.

10. При разработке траншей экскаватором «недобор» грунта допускается на глубину не более 0,2 м; «перебор», как правило, не допускается.

В случае «перебора» на дно траншеи подсыпают слой песка до проектной отметки. Степень уплотнения песка должна быть не ниже коэффициента 0,95.

11. Подчищать дно траншеи до проектных отметок, а также рыть приямки для раструбных и фальцевых стыковых соединений следует непосредственно перед укладкой труб.

Размеры приямков для монтажа стыков соединений труб следующие: длина 1,1 м, ширина D + 1,1 м и глубина 0,4 м,

где D - наружный диаметр раструба или фальца.

После укладки труб приямки засыпают песком и уплотняют. Коэффициент уплотнения должен быть не ниже 0,95

12. Отвалы грунта размещают, как правило, с одной стороны траншеи на расстоянии не менее 0,5 м от бровки.

13. От затопления и размыва поверхностными водами траншеи должны быть защищены отвалами грунта с нагорной стороны, соответствующей планировкой примыкающей территории, а в необходимых случаях водоотводными нагорными канавами, оградительными обвалованиями и др.

14. Разработка траншей ниже горизонта грунтовых вод должна производиться после искусственного понижения уровня грунтовых вод.

15. Искусственное водопонижение при рытье траншеи должно обеспечивать удаление воды при выполнении следующих работ: подготовка естественного или искусственного основания под трубопроводы, зачистка траншей и котлованов, укладка трубопроводов, заделка стыковых соединений, испытание трубопроводов (при незасыпанных траншеях), засыпка траншей.

16. Водоотлив из траншей должен быть организован таким образом, чтобы грунты основания не разрыхлялись восходящим током грунтовых вод.

17. В пучинистых пылеватых, глинистых и суглинистых грунтах дно траншеи следует предохранять от промерзания до укладки труб и непосредственно после укладки или испытания.

Для уменьшения глубины промерзания грунта на объектах, намеченных к строительству зимой, необходимо осенью (не позднее 15 октября) провести вспашку грунта по габаритам траншеи.

Для предохранения основания от промерзания уложенные трубы необходимо сразу засыпать грунтом на высоту не менее 0,5 м над их верхом, а концы труб и колодцы закрывать деревянными щитами.

Примечание. При сухих песчаных и гравелистых грунтах дно траншеи можно не предохранять от промерзания.

18. При рытье траншей в пластичных глинах, а также водонасыщенных грунтах с водопонижением должны быть приняты меры для предупреждения просадок грунта за пределами траншей из-за выноса или оплывания грунта. Необходимо вести наблюдение за просадками сооружений и зданий, расположенных вблизи трассы трубопровода.

Просадки поверхности земли за пределами крепления траншеи не должны превышать 0,5 % ее глубины, при этом их распространение в стороны от траншеи не должно быть более величины, равной глубине траншеи.

III. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ ПОД ТРУБЫ

19. В песчаный грунтах устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи ( , тип I) производится по шаблону. Поверхность профиля ложа очищается от камней. Не допускается укладка труб на переувлажненное грунтовое основание.

20. При устройстве песчаного основания в глинистых и суглинистых грунтах толщина слоя песка под трубой должна быть не менее 10 см ( , тип II).

Тип I

Рис. 1. Устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи:

тип I - в песчаных грунтах; тип II - в глинистых и суглинистых грунтах

21. Монолитные и сборные бетонные и железобетонные основания под трубы выполняются в соответствии с требованиями проекта.

IV. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТРУБ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

22. Железобетонные трубы должны быть разложены вдоль трассы трубопровода в радиусе действия крана, осуществляющего монтаж, на расстоянии не менее 3 м от бровки траншеи

23. В случае невозможности разгрузки труб вдоль трассы они хранятся на приобъектном складе раздельно по диаметрам и заводским маркам.

Трубы диаметром до 1,7 м включительно разрешается хранить штабелями не более чем в два ряда, причем каждая труба должна укладываться на деревянные подкладки. Трубы диаметром свыше 1,7 м хранятся в вертикальном положении.

24. Транспортировать трубы по трассе разрешается на автомашинах либо на волокушах тракторами.

Запрещается перемещать трубы волоком или перекатывать.

25. Трубы диаметром до 1,7 м включительно следует перевозить в горизонтальном положении. Концы труб при перевозке не должны свисать более чем на 0,5 м. Трубы диаметром свыше 1,7 м (до 2,5 м) перевозят в вертикальном положении.

V. УКЛАДКА ТРУБ

26. Трубы укладывают на предусмотренное проектом основание, очищенное от обвалившегося грунта и осушенное.

Примечание. Трубы следует укладывать в соответствии с метками завода, фиксирующими положение лотка и шелыги.

27. Подтаскивать трубы к месту укладки и опускать в траншею разрешается тросом, застропованным посредине с наружной стороны трубы, или с помощью специальных захватных приспособлений.

28. Опускать трубы в траншею следует стреловыми кранами, трубоукладчиками или козловыми кранами.

Рис. 2.

29. Для определения вылета стрелы крана () при укладке труб в траншею с откосами рекомендуется пользоваться следующей формулой:

L = а + б + в,

где L - вылет стрелы в м;

а - расстояние в м от оси трубопровода до бровки траншеи. При траншее с вертикальными стенками величину «а» следует брать равной глубине траншей плюс половина ширины траншеи по дну;

б - расстояние от бровки траншеи до выносных опор крана («б» принимается равным 0,7-1,0 м);

в - расстояние от выносных опор до оси вращения крана, принимаемое для:

крана К-51 - 1,4 м

крана К-102 - 2,8 м

крана К-252 - 3,85 м

Примечание. Справочные данные о весе труб приводятся в . Грузоподъемность кранов и трубоукладчиков, имеющихся в Главмосстрое на 1962 г., дана в .

30. Трубы, как правило, следует укладывать снизу вверх по уклону раструбами вперед, причем гладкий конец трубы вставлять в раструб уже уложенной, а гребень фальцевых труб - в паз уложенной трубы.

31. Перед стыкованием внутренние и наружные поверхности концов труб должны быть очищены от льда, снега, грязи и наплывов раствора и бетона.

Трубы на прямом участке должны быть центрованы так, чтобы в любом месте периметра ширина раструбной щели была бы не менее 10 мм, а зазор между гладкими концами и упорной частью раструба - не более 15 мм.

VI. ЗАДЕЛКА СТЫКОВ

32. Заделка стыков труб должна вестись с отставанием от места укладки не менее чем на 2-3 трубы.

33. Заделка стыков раструбных железобетонных труб для канализации должна начинаться с конопатки раструба на половину его глубины с внешней стороны трубы двумя витками просмоленного каната или пряди с последующей чеканкой увлажненной асбоцементной смесью со стороны торца раструба. С внутренней стороны трубы раструб заделывают цементным раствором ( , а) состава 1:3.

При заделке стыков раструбных железобетонных труб для водостоков вначале конопатят кольцевой зазор на половину его глубины просмоленным канатом или прядью. С внутренней и наружной стороны труб зазоры заделывают и затирают цементным раствором состава 1:3 (по весу) без чеканки ( , б). Внутренняя поверхность заделки должна быть ровной и гладкой.

34. Просмоленным канатом (ГОСТ 483-55) трубы конопатят с наружной стороны. Эту операцию можно выполнять пневматическими чеканочными молотками Р-1, Р-2 и Р-3 или вручную (с помощью чеканки и молотка весом 0,5-1,0 кг).

35. Асбоцементной смесью раструбы заделывают слоями толщиной не более 20 мм с расчеканкой каждого слоя в отдельности. Уплотнять асбоцементную смесь можно пневматическим чеканочным молотком Р-1 или вручную, начиная с нижней части трубы. Раструб заполняется асбоцементом заподлицо с торцом.

Рис. 3. Стыки труб:

а - канализационных; б - водосточных; 1 - конопатка просмоленным канатом или прядью; 2 и 5-заделка цементным раствором с внутренней стороны трубы; 3 - заделка асбоцементной смесью с наружной стороны трубы; 4 - заделка цементным раствором с наружной стороны трубы

Состав асбоцементной смеси (по весу):

асбестовое волокно не ниже IV сорта - 25-30 %;

портландцемент марки не ниже 400 - 70-75 %.

Вода должна добавляться в готовую и перемешанную смесь в количестве 10-12 % от веса сухой асбоцементной смеси набрызгом (смесь должна быть такой влажности, чтобы после сжатия в руке она не рассыпалась).

Зимой при заделке раструбов асбоцементом необходимо соблюдать следующие правила:

а) при отрицательных температурах воздуха сухая асбоцементная смесь должна затворяться сухим мелкокристаллическим снегом или дробленые льдом в количестве 10-12% от веса смеси. Смесь цемента с асбестом до затворения должна быть охлаждена до температуры наружного воздуха и перемешиваться со снегом деревянной лопатой;

б) при температуре воздуха близкой к нулю асбоцементная смесь в теплом помещении должна затворяться холодной водой. При затворении на открытом воздухе следует применять воду с температурой 50-60°.

36. Изнутри трубы швы заделывают после засыпки трубопровода грунтом. В зимнее время в цементный раствор добавляют один из следующих ускорителей твердения: хлористый кальций - 3 % от веса воды; хлористый натрий – 5 % от веса воды, жидкое стекло - 4-5 % от веса цемента. Цемент должен иметь марку не ниже 400.

37. После зачеканки асбоцементные стыки должны быть укрыты мешковиной и увлажнены в течение 1-2 суток.

38. Фальцевые стыки труб заделывают следующим образом:

а) при зазорах 15-20 мм стык с внутренней стороны трубы зачеканивают асбоцементной смесью (30 % асбоцементной крошки, 70% портландцемента марки 400 и 10-12 % воды от веса сухой смеси), а с наружной заделывают цементным раствором;

б) при зазорах от 20 мм и выше стыки заделывают снаружи трубы устройством армированной бетонной муфты, а изнутри - цементно-песчаным раствором состава 1:3.

VII. ЗАСЫПКА ТРАНШЕЙ

39. Траншеи засыпают в соответствии с «Техническими правилами на возведение насыпей и засыпку траншей в г. Москве» (утверждены решением Исполкома Моссовета от 22 декабря 1958 г. за № 70/50).

40. В зависимости от расположения по отношению к проезжей части траншеи засыпают:

а) в пределах проезжей части действующих, строящихся и реконструируемых городских дорог - на всю высоту песком, степень уплотнения которого не должна быть ниже коэффициента 0,98;

б) вне проезжей части городских дорог, на дворовых территориях, на газонах и скверах (если нет специальных указаний в проекте) «пазухи» - песком до половины трубы, а всю остальную часть траншеи - местными грунтами. Степень уплотнения песка при засыпке «пазух» должна быть не ниже коэффициента 0,95.

41. При засыпке траншей необходимо принять меры, предупреждающие смещение и повреждение труб сбрасываемым грунтом. Сбрасывать грунт в траншею бульдозером можно только после подбивки «пазух» трубопроводов и подсыпки труб грунтом на высоту 20-25 см над верхом трубы.

«Пазухи» засыпают песком послойно и уплотняют каждый слой плоскими ручными трамбовками, вибраторами и другими механизмами, обеспечивающими сохранность труб от повреждений. Уплотнение последующих слоев грунта должно быть механизировано.

Для уплотнения поверхностного слоя грунта можно применять самоходные катки с гладкими вальцами и вибрационные машины.

Примечание. Для катков и вибрационных машин высота засыпки песком или грунтом над верхом трубы должна быть не менее 1 м. Для других уплотняющих машин минимальную высоту засыпки над верхом трубы должна устанавливать проектная организация.

42. Гидравлический способ уплотнения грунта путем затопления траншей водой или намыва может применяться для песчаных грунтов. При этом способе производства работ должно быть обеспечено удаление воды из траншеи. Если отвод воды из траншеи обеспечить невозможно, применение гидравлического способа запрещается.

43. Разборка креплений траншей по ходу обратной засыпки производится с обязательным принятием мер против обрушения грунта.

Примечание. Если разборка креплений может привести к повреждению трубопровода, осадке расположенных вблизи зданий и сооружений или опасна для жизни работающих, то засыпать траншеи допускается без разборки креплений. Необходимость оставления креплений в грунте должна быть оформлена актом.

44. В зимних условиях траншеи засыпают в зависимости от территории, на которой расположена траншея:

а) в пределах проезжей части городских дорог - талым песком с уплотнением на всю высоту траншеи;

б) вне пределов проезжей части - талым песком с уплотнением на высоту 0,5 м от верха труб. Верхнюю часть траншеи засыпают местным грунтом, если нет специальных указаний в проекте.

VIII. ПРИЕМКА ТРУБОПРОВОДОВ

45. Предварительная приемка безнапорных трубопроводов для водостоков и канализации должна сопровождаться:

а) приемкой скрытых работ с составлением акта;

б) тщательным осмотром уложенных труб изнутри,

в) проверкой прямолинейности трубопровода на участке между двумя смежными колодцами;

г) инструментальной проверкой отметок лотка в колодцах:

д) визуальной проверкой на герметичность стыковых соединений и сопряжений труб с колодцами.

46. Высота отдельных «застойных» мест, обнаруживаемые путем пробного пуска воды, не должна превышать 20 мм для труб диаметром от 1,0 до 2,5 м включительно.

47. Отклонение оси труб от прямой между двумя смежными колодцами не должно превышать 20 см на интервале 100 м.

48. Отклонение отметок лотков в колодцах от проектных не должно превышать ±5 мм.

49. Трубопроводы для канализации проверяются на герметичность.

В сухих грунтах трубопроводы испытывают на утечку воды путем наполнения колодца водой с верховой стороны участка. При высоких колодцах высота заполнения должна быть не менее 4 м над шелыгой.

Утечка воды не должна превышать величин, указанных в . Испытание может производиться при полной или частичной засыпке труб грунтом. Минимальная высота засыпки должна быть не менее чем до половины диаметра трубы.

В мокрых грунтах трубопроводы испытываются на поступление воды при естественном горизонте грунтовых вод. При уровне грунтовых вод над шелыгой 2 м поступление не должно превышать величин, указанных в .

Таблица 2


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сортамент железобетонных труб больших диаметров, изготавливаемых управлением Главмоспромстройматериалы (на 1962 год)

Завод-изготовитель

Внутренний условный диаметр, мм

Внутренний фактический диаметр, мм

Тип трубы

Толшина стенки, мм

Длина, мм

Тип соединений

Вес трубы, т

Примечание

Московский завод железобетонных труб (Филевский)

Нормальной прочности

Повышенной прочности

Нормальной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Раструбы

Повышенной прочности

Раструбы

Нормальной прочности

Подлежат выпуску в 1962 г.

Нормальной прочности

Подлежат выпуску в 1962 г.

Нормальной прочности

Нормальной прочности

Примечание. Адреса:

Московского завода железобетонных труб - г. Москва, Г-87, Береговой проезд, дом 2, тел. Г 9-31-23.

ЖБИ № 15 - г. Москва, Ж-88, Ст. Остаповское шоссе, дом 83, тел. Ж 2-56-04.

ЖБИ № 13 - г. Москва, Б-319, Отцевский проезд, дом 9а, тел. Д 7-59-16.

Трубы нормальной прочности предназначаются для укладки на глубину 4 м над верхом трубы, трубы повышенной прочности - на 6 м над верхом трубы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Грузоподъемность кранов в зависимости от вылета стрелы

Наименование механизмов

Максимальный вылет стрелы, м

Вылет стрелы, м

Грузоподъемность крана (в опорных домкратах), т

А. Автокраны грузоподъемностью 5 т (К-51, К-52)

Б. Пневмоколесные краны:

грузоподъемностью 10 т (К-102, К-104, Лорейн, Ортон)

грузоподъемностью 25 т (К-252, К-255)

В. Краны на гусеничном ходу:

грузоподъемностью 15 т (Э-753, Э-754, Э-801, Э-1004, Харни Шветер)

грузоподъемностью 20 т (Э-1252, Э-1254)

Г. Трубоукладчик Т-Л-3

Трактор С-80


  • 5. Склады и правила хранения материалов и изделий.
  • 6. Устройство котлованов под фундаменты оголовков и звеньев трубы.
  • 7. Строительство фундаментных подушек и подготовок из песка, щебня и гравия, а так же их смесей.
  • 8. Строительство фундаментов из монолитного бетона.
  • 9. Монтаж сборных фундаментов.
  • 10. Монтаж бетонных и железобетонных труб
  • 11. Монтаж секций гофрированных металлических труб
  • 12. Гидроизоляция стыков между звеньями.
  • 13. Приготовление битумной мастики для гидроизоляционных работ. Обмазочная гидроизоляция труб.
  • 14. Обратная засыпка трубы грунтом.
  • 1, 2И т.Д. - номера слоев в технологическом порядке их отсыпки;1- граница максимального приближения скатов катка к трубе;2- грунт, уплотняемый ручными механизированными
  • 1, 2 (В кружках) и т.Д. - номера слоев в технологическом порядке их отсыпки.
  • Технология и организация работ по сооружению земляного полотна
  • 15. Пригодность и правила укладки грунтов в насыпь земляного полотна
  • Правила укладки грунтов в насыпь.
  • 16. Возведение насыпей из грунтов боковых резервов бульдозерами
  • 17. Возведение насыпей из грунтов боковых резервов скреперами
  • 18. Принципы выбора типа ведущих машин для сооружения земляного полотна
  • 19. Факторы, влияющие на производительность землеройно-транспортной ма­шины.
  • 20. Технология послойного уплотнения грунтов и требования к плот­ности грунтов в насыпях
  • 21. Оптимальная влажность грунта и методика её определения
  • 22. Методы контроля качества уплотнения грунтов
  • 23. Способы разработки выемок экскаваторами с транспортированием грунта в насыпь и кавальер
  • 24. Способы отсыпки насыпей земляного полотна
  • 25. Разработка выемок и отсыпка смежных насыпей бульдозерами
  • 26. Возведение насыпей, разработка выемок и грунтовых карьеров скре­перами
  • 27. Разбивка земляного полотна в насыпи и выемке. Геометриче­ский контроль качества строительства. Допуски
  • Технология и организация работ по строительству дорожной одежды
  • 28. Дорожная одежда. Классификация. Конструктивные слои дорожной одежды
  • 29. Строительство дорожных одежд низших типов
  • 30. Строительство оснований и покрытий из грунтов, укрепленных минеральными вяжущими материалами
  • 31. Строительство оснований и покрытий из грунтов укрепленных органическими вяжущими материалами
  • 32. Устройство щебёночных оснований по способу пропитки и полупропитки
  • 33. Строительство оснований из щебня
  • 34. Понятия: асфальтобетонная смесь, асфальтобетон. Классификация асфальтобетонных смесей
  • 35. Технология устройства асфальтобетонного покрытия
  • 36. Понятия: щебёночно-мастичная асфальтобетонная смесь, щебёночно-мастичный асфальтобетон, стабилизирующая добавка. Классификация.
  • 37. Технология устройства щебёночно-мастичных асфальтобетонных покрытий
  • 38. Строительство сборных железобетонных покрытий и оснований.
  • 39. Строительство монолитных покрытий и оснований с использованием комплекта машин со скользящей опалубкой
  • 40. Строительство монолитных бетонных покрытий в сборной опалубке
  • 41. Устройство температурных швов в цементобетонном покрытии
  • 42. Устройство деформационных швов в свежеуложенном бетоне
  • 43. Устройство деформационных швов в затвердевшем бетоне
  • 44.Уход за свежеуложенным бетоном
  • 45.Назначение и технология устройства поверхностных обработок
  • 46. Классификация работ по ремонту и содержанию дорог общего пользования
  • 47. Снегозаносимость дорог. Способы защиты от снежных заносов
  • 48. Виды зимней скользкости. Способы борьбы
  • 49. Методы оценки опасных участков дорог
  • 50. Подсистема «автомобиль – дорога». Основные показатели, определяющие взаимодействие автомобиля и дороги и их характеристики
  • 56. Способы уширения земляного полотна насыпи и выемки
  • 57. Технология работ по уширению земляного полотна в насыпи и выемке. Требования к земляному полону в местах уширения
  • 58. Причины возникновения и мероприятия по устранению пучинообразования на дорогах
  • 68. Предприятия дорожного строительства, состав и принципы их размещения
  • Рекомендуемая литература по дисциплинам кафедры Строительство и эксплуатация дорог Основная
  • Дополнительная
  • 10. Монтаж бетонных и железобетонных труб

    Монтаж элементов труб осуществляется в соответствии с раскладочными схемами в рабочих чертежах, с учетом геометри­ческих допусков в размерах элементов

    Монтировать бетонные и железобетонные трубы необходимо от выходного оголовка к входному оголовку. При портальных оголовках вначале монтируют портальную стенку выходного оголовка, после чего осуществляют монтаж откосных крыльев. Далее выполняется монтаж звеньев трубы, а затем портальной стенки и откосных крыльев входного оголовка. Если проектом предусмотрен первоочередной монтаж оголовков, то монтаж звеньев можно выполнять в любую сторону.

    После установки звена в проектное положение строповочные петли, мешающие установке следующего звена и устройству изо­ляции, должны быть обрезаны заподлицо с поверхностью бетона.

    Не допускается срубать петли зубилом или загибать их во избежание скалывания бетона и затруднений при монтаже, т.к. загнутые петли препятствуют установке звеньев в проектное положение.

    При монтаже цилиндрических звеньев на сборные лекальные блоки звенья устанавливают на деревянных (не удаляемых) клиньях, обеспечивая при этом проектную величину зазора для укладки цементно-песчаного раствора с использованием металлических воронок для заливки швов и металлических шуровок.

    Опускать трубы в траншею следует стреловыми кранами, трубоукладчиками или козловыми кранами.

    Для определения вылета стрелы крана L при укладке труб в траншею с откосами рекомендуется пользоваться следующей формулой:

    где а - расстояние в от оси трубы до бровки траншеи, м (при траншеи с вертикальными стенками величину а следует брать равной глубине траншеи плюс половина ширины траншеи по дну; в - расстояние от бровки траншеи до выносных опор крана, м (в принимается равным 0,7-1,0 м); в - расстояние от выносных опор до оси вращения крана, м.

    11. Монтаж секций гофрированных металлических труб

    Перед монтажом секций гофрированной металлической трубы в фундаментной подушке из зернистых материалов вырезают специальное ложе, размеры которого должны отвечать требованиям. Вырезку ложа следует производить автогрейдером, оборудованным профилированным ножом, или начерно экскаватором с последующей отделкой вручную по шаблону. Шаблон может быть изготовлен из листовой стали, досок или фанеры. Радиус криволинейной кромки шаблона должен быть равен радиусу трубы по средней линии гофров.

    Шаблон следует устанавливать на два деревянных направляющих бруса, уложенных по обе стороны продольной оси трубы строго по нивелиру с учетом образования строительного подъема лотка трубы. Перемещая шаблон по брусьям и вырезая грунт, создают ложе, в которое затем устанавливают гофрированную трубу. Отклонения профиля грунтового ложа от шаблона не должны превышать 2-3 см.

    Рисунок 7 – Схема установки шаблона для вырезки грунтового ложа в нулевом слое

    1 - шаблон; 2 - деревянные брусья; 3 - нулевой слой; 4 - уровень верха подушки (не должен превышать нижней отметки грунтового ложа)

    После установки трубы в проектное положение производят подсыпку грунта в зазоры между поверхностью нижней части трубы и грунтовым ложем. Грунт уплотняют, используя ручные деревянные штыковки диаметром не более 8 см, и дополнительную подсыпку грунта в нижние четверти (до охвата трубы грунтом не менее 120°) с уплотнением ручными электротрамбовками и подштыковкой. Электрическими трамбовками и виброуплотнителями уплотняют грунт на расстоянии 5 см и далее в сторону от гребней гофров. Грунт в гофрах уплотняют штыковками.

    Далее нулевой слой непосредственно возле трубы следует доуплотнить машиной с виброударным рабочим органом за один-два прохода машины вдоль стенок трубы. В случае использования для уплотнения грунта пневмокатков доуплотнение нулевого слоя возле стенок трубы следует производить ручными электротрамбовками.

    Если трубу устанавливают на плоское основание, то после этого следует подсыпать грунт в нижние четверти трубы с уплотнением ручными электротрамбовками и штыковкой до охвата трубы грунтом не менее чем на 120°. Последующее уплотнение грунта возле трубы производят так же, как при спрофилированном ложе.

    В зависимости от местных условий монтировать трубу с болтовыми стыками внахлестку на строительной площадке следует из секций, предварительно собираемых из отдельных элементов на полигонах, или из отдельных элементов.

    Во всех случаях, когда возможна доставка секций труб на объект автотранспортом или тракторами и установка их краном, особенно в районах с расчетной минимальной температурой наружного воздуха ниже минус 40°С, способ монтажа из секций должен быть основным. При этом рекомендуется производить монтаж труб «с колес», устанавливая секции сразу в проектное положение после подъема с транспортных средств.

    Длину секций следует назначать исходя из заданных проектных длин водопропускных труб. В связи с этим на одном сооружении возможно применение секций различной длины. При назначении длин секций труб необходимо учитывать возможности имеющихся транспортных средств для перевозки конструкций на строительную площадку. В промежуточных секциях число звеньев должно быть нечетным. Длину секций рекомендуется принимать не более 10 м.

    Сборку труб следует осуществлять согласно монтажной схеме, имеющейся в проекте производства работ. Монтажная схема должна предусматривать: порядок установки гофрированных элементов при сборке и объединении секций, порядок перевозки секций, порядок установки болтов, схему специальных стяжек и подмостей для крепления труб диаметром более 2 м в поперечном сечении во время сборки.

    При монтаже труб следует использовать комплект инструментов: торцевые ключи, ломики, крюки с кольцами, электрические или пневматические гайковерты, молотки.

    В комплект поставляемых на строительную площадку болтов должны входить 10 монтажных болтов длиной 75 мм того же диаметра, что и рабочие болты. Эти болты следует применять для временной стяжки гофрированных листов, и они не должны оставаться в конструкции.

    Проект производства работ должен учитывать особенности установки металлоконструкций в проектное положение в зависимости от верхнего очертания подушки под трубу. При основании, спланированном без устройства ложа, допускаются монтаж трубы рядом (параллельно проектной оси сооружения) и последующая накатка ее в проектное положение. При спрофилированном ложе основания трубу следует устанавливать краном.

    Все элементы конструкции трубы, материалы, инструменты и оборудование должны быть завезены на строительную площадку до начала сборки трубы. При монтаже труб «с колес» доставляются только отдельные элементы для объединения секции.

    Монтаж труб с монолитными или сборными оголовками должен начинаться со сборки фундаментной части низового оголовка с последующей укладкой металлических конструкций сооружения (секций, элементов) и завершением устройства оголовков.

    Перед началом работ следует проверить наличие маркировки, отбраковать элементы, выправить погнутые места деревянным молотком и разложить элементы и ящики с крепежом вдоль оси трубы.

    При отбраковке элементов и крепежа следует проверять маркировку элементов, геометрические размеры элементов и крепежа, качество защитного покрытия.

    На каждом гофрированном листе на внутренней его поверхности у второго ряда отверстий для продольного стыка на первом выпуклом гофре должны быть указаны марки стали, элемента и клеймо ОТК завода и заводского инспектора Главмостроя. Марка элемента условно обозначает диаметр трубы и толщину листа. На каждом пакете гофрированных элементов должна быть бирка с указанием марки элемента, марки стали, толщины элемента, диаметра трубы, завода-изготовителя и года выпуска. Геометрические размеры элементов конструкции и крепежа должны отвечать требованиям проекта и настоящей Инструкции.

    Поверхность цинкового защитного покрытия труб не должна иметь видимых трещин, забоин, наплывов на стыкуемых поверхностях и мест, не покрытых цинком. Использование элементов с указанными дефектами не допускается. Дефекты защитного покрытия устраняются заводом-изготовителем.

    До установки элементов для обеспечения необходимого зазора в болтовых отверстиях следует заранее оплавить в них избыток удержавшейся битумной мастики с помощью оправок эталонного диаметра, нагретых до температуры плюс 130°С.

    Соприкасающиеся поверхности элементов и крепежа необходимо очистить от грязи и посторонних частиц.

    Вначале необходимо собрать звенья в вертикальном положении (элементы устанавливаются на ребро) с постановкой ограниченного числа болтов (3-4 болта) в середине продольных стыков. При этом один торец элемента должен находиться на наружной поверхности звена, а другой - на внутренней. Во втором ряду продольного стыка не должно быть отверстий на наружных гребнях волн (рисунки 9 и 10).

    В правильно собранных звеньях труб все марки элементов должны быть видны. Затем звенья необходимо последовательно устанавливать в горизонтальное положение на деревянные брусья, уложенные вдоль секций трубы так, чтобы продольные стыки в них были на одном уровне, а расположение нахлеста элементов в соединяемых звеньях было строго одинаково.

    В секцию звенья объединяются стандартными элементами. При установке этих элементов в местах стыковки трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Поэтому каждый соединительный элемент одним торцом вводят в зазор между элементами ранее собранных звеньев А и Б.

    Рисунок 8 – Последовательность сборки секции трубы из отдельных звеньев

    а - величина сдвижки продольных стыков,

    1–9 - порядок установки элементов при объединении звеньев А иБ

    Рисунок 9 – Схема размещения болтов продольного стыка:

    1 ,2 - соответственно 1-й и 2-й ряды болтов внутреннего листа

    Рисунок 10 – Схема соединения двух секций соединительными элементами:

    1 ,2, 3 - номера и последовательность установки соединительных элементов;

    А, Б - торцы соединяемых секций;а - величина шага сдвижки продольных стыков

    Продольные стыки в звеньях следует располагать с перевязкой - взаимной сдвижкой на величину а, равную одному - четырем шагам отверстий поперечных стыков. Величину сдвижки для каждой отдельной трубы принимать постоянной.

    При установке соединительных элементов (сборке секций и их объединении) болты в количестве 3-4 шт. следует наживлять вначале в средних частях продольных и поперечных стыков. Остальные устанавливаются после объединения в секцию необходимого количества звеньев. Последними ставятся болты в местах соединения трех элементов.

    Затягивать болты следует электрическими гайковертами ИЭ-3101 или пневматическими ИП-3103, а также торцевыми и накидными гаечными ключами.

    Допускается применение других электрических гайковертов небольшой массы (2-3 кг), обеспечивающих величину момента затяжки 15-20 кгс×м.

    При затяжке болтов необходимо следить за правильностью положения плосковыпуклых и плосковогнутых шайб.

    При сборке секций труб болты в продольных стыках следует ставить на расстоянии не менее 15 см от торцов концевых звеньев секции. Поставленные в концевых звеньях болты не должны затягиваться, чем облегчается постановка стандартных элементов с заведением их в зазоры продольных стыков между элементами торцевых звеньев.

    Перед началом работ следует подготовить элементы, предназначенные для соединения секций, крепеж, а также доставить необходимые инструменты и оборудование.

    Монтаж трубы следует осуществлять на спланированном основании либо рядом (вблизи проектной оси трубы). Секции укладывают на деревянные брусья для беспрепятственной постановки болтов в нижней части.

    Секции в проектное положение, как правило, следует устанавливать краном. При строповке секций должны быть приняты меры, исключающие возможность повреждения защитного покрытия. Стропы размещают на расстоянии четверти длины секции от их торцов.

    Объединение секции следует производить согласно схеме, приведенной на рисунке 10. Вначале торцы секций автомобильным краном устанавливают так, чтобы продольные стыки были расположены на одном уровне, затем устанавливают соединительные элементы.

    Перед началом монтажа трубы должны быть выполнены все подготовительные работы.

    Если на месте строительства трубы рядом с подготовленным основанием отсутствует ровная площадка, то для сборки трубы следует подготавливать легкие деревянные подмости, располагая их вблизи проектной оси трубы.

    По первой схеме трубу следует наращивать стандартными элементами постепенно (цифрами показана последовательность их установки). Элементы переносят и удерживают в необходимом положении специальными крюками. Центрировку отверстий в элементах для установки болтов осуществляют оправками, вставляя их в отверстия, расположенные рядом с отверстиями, в которые вставляют болт. При установке элементов в местах нахлеста трех листов не допускается соприкасание двух листов, входящих в одно звено. Сборку следует производить с установкой минимального количества болтов: вначале ставят 2-3 болта на средних участках продольных и поперечных стыков, после чего производят стяжку в местах соединения трех элементов длинными монтажными болтами, которые затем заменяют обычными. После наживления болтов в звене из элементов 11 и 12 продолжают сборку следующего участка трубы, а в звене из элементов 5 и 6 производят установку и затяжку всех болтов.

    По второй схеме вначале выкладывают нижние элементы на всю длину трубы, объединяя их болтами в средней части. Затем устанавливают по два других элемента звеньев через одно звено (см. рисунок 3.5, цифры в скобках). Далее последовательно монтируют оставшиеся элементы пропущенных звеньев, завершая монтаж постановкой и затяжкой всех болтов.

    Между звеном, в котором затягивают все болты, и собираемым звеном должно быть не менее трех звеньев с наживленными болтами.

    При монтаже труб на строительной площадке могут быть осуществлены также предварительная сборка звеньев и последующее их объединение. Для труб диаметром 2 м и более такая технология сборки является предпочтительной.

    Звенья собирают на специально подготовленной площадке с деревянным настилом в непосредственной близости от сооружаемой трубы. Собранные звенья устанавливают краном на основание, подкладывая под каждое звено деревянные брусья и ориентируя их вдоль трубы (после установки и затяжки всех болтов брусья из-под трубы удаляют).

    Рисунок 11 – Монтажнаясхема трубы (вид с торца):

    а - величина сдвижки продольных стыков;

    1–12 - порядок установки элементов при сборке трубы

    При сборке труб диаметром более 2 м проектом должны быть предусмотрены переносные подмости для монтажников. Для труб диаметром 3 м устраивают подмости внутри трубы высотой 1,3 м и размером в плане 2×2 м, а также наружные подмости (два комплекта) высотой 1,5 м и размером в плане 1×2 м; при сборке труб диаметром 2 м подмости устраивают высотой 0,5-0,8 м.

    Окаймляющие уголки устанавливают, когда в продольных стыках торцевых звеньев трубы болты, расположенные на расстоянии 0,3-0,5 м от торцов, не затянуты.

    Приемка смонтированной трубы должна быть оформлена актом.

    Отдельные звенья сборных железобетонных водопропускных труб изготавливают на заводах или полигонах и доставляют к месту монтажа железнодорожным или автомобильным транспортом. При перевозке звенья могут устанавливаться как в горизонтальном, так и в вертикальном положении. В первом случае раскрепление звеньев производится очень тщательно (особенно круглых труб), но при этом упрощаются погрузочно-разгрузочные работы. Перевозка в вертикальном положении более безопасна, однако требует дополнительных операций по переворачиванию звеньев при их погрузке и выгрузке, что должно производиться очень аккуратно во избежание повреждения звеньев.

    Разработку котлованов под фундаменты труб выполняют механизированным способом экскаваторами с вместимостью ковша 0,35 м 3 при ширине котлована до 3 м и бульдозерами при более широких котлованах и при отсутствии грунтовых вод.

    Блоки сборных фундаментов укладывают на гравийно-песчаную подготовку последовательно, начиная со стороны выходного оголовка. Бетонирование монолитных фундаментов производят без перерыва на всю высоту каждой секции, уплотняя бетон вибрированием. Деформационные швы устраивают, устанавливая в необходимых местах деревянные щиты. Поверхность щитов для предотвращения сцепления с бетоном смазывается солидолом.

    Сборка труб (рис. 9.21) начинается с установки открылков выходного оголовка, после чего производится последовательная установка кранами звеньев трубы в направлении входного оголовка. При этом между торцами смежных блоков оставляется зазор, предусматриваемый проектом.

    Рис. 9.21 - Схема монтажа железобетонной трубы: 1 - блок трубы, подаваемый к месту установки; 2 - кран; 3 - смонтированная часть трубы; 4 - блок трубы, подготовленный к монтажу

    Прямоугольные блоки устанавливают на фундамент на цементный раствор, выравнивая положение звеньев с помощью деревянных клиньев. При монтаже звеньев круглых труб их плотное опирание на фундамент обеспечивается использованием лекальных блоков, имеющих криволинейную верхнюю поверхность, или укладкой звеньев на подушку из пластичной свежеуложенной бетонной смеси. Положение звеньев труб при их укладке на лекальные блоки регулируют деревянными клиньями, тщательно заполняя затем зазор между звеньями трубы и блоками цементным раствором.

    Швы между звеньями после окончания монтажа заполняются паклей, пропитанной битумом, или резиновыми жгутами. Все наружные поверхности грубы, соприкасающиеся с грунтом насыпи, покрываются обмазочной гидроизоляцией, а швы между блоками зачеканиваются полимерными герметиками или цементным раствором.

    После окончания монтажа и нанесения гидроизоляции производится засыпка труб тем же грунтом, из которого отсыпается насыпь. Засыпку труб производят на всю ширину насыпи равномерно и одновременно с двух сторон звеньев слоями толщиной 0,15-0,20 м с тщательным уплотнением. Высота засыпки над трубой должна быть не менее 2 м, а при низких насыпях доходить до проектной отметки земляного полотна. При засыпке особенно тщательно заполняют пазухи (нижние четверти) круглых труб, не допуская попадания в грунт, которым производят отсыпку крупных камней и валунов. Если работы по заполнению пазух будут выполнены недостаточно качественно, возможна деформация трубы с взаимным смещением звеньев, а также повреждения (поломки) отдельных звеньев.

    Сооружение металлических гофрированных труб

    Металлические гофрированные трубы являются конструкциями, работающими совместно с окружающим их земляным массивом насыпи. При песчаных грунтах труба укладывается непосредственно на грунт основания, при других грунтах устраивается подушка из песчано-гравийной смеси. Отсутствие фундамента значительно снижает трудоемкость и стоимость их сооружения по сравнению с железобетонными.

    Металлические трубы собирают на болтах из отдельных элементов, изготавливаемых на специализированных заводах из плоских гофрированных листов, изгибая их по радиусу трубы и устраивая по краям отверстия для болтов.

    Стыки элементов труб устраивают внахлестку с использованием шайб специальной формы с цилиндрическими опорными поверхностями, обеспечивающими плотное прилегание шайб к поверхностям гребней и впадин гофров. Монтаж трубы производят на спланированном ложе на месте ее установки. Можно собрать трубу рядом, а затем перекаткой установить на место.

    Для защиты от коррозии все элементы труб оцинковывают в заводских условиях. Для дополнительной защиты конструкции при расположении ее в агрессивной среде, например на болоте, на наружную и внутреннюю поверхности трубы наносят защитное битумное покрытие на основе битумно-резиновых мастик.

    Важным условием надежной и долговечной работы металлических труб является их качественная и правильная засыпка. При этом предотвращаются недопустимые деформации трубы и обеспечивается совместная работа трубы и грунта. Засыпают трубу послойной укладкой и тщательным уплотнением грунта симметрично с обеих сторон трубы. Толщина слоев составляет 0,15-0,20 м, а степень уплотнения грунта должна обеспечивать не менее 95% его стандартной плотности. Отсыпку грунта производят самосвалами, бульдозерами, драглайнами, а уплотнение - колесами транспортных и грунтоуплотняющих машин. Непосредственно у трубы грунт уплотняют механизированным инструментом - электро- и пневмотрамбовками. Проезд транспортных средств над трубой допускается при толщине засыпки над верхом трубы не менее 0,5 м.

    Входных и выходных обустройств (оголовков) при использовании металлических гофрированных труб не делают, ограничиваясь укреплением откосов насыпи и основания у входа и выхода трубы камнем, бетонными плитами или другими способами.

    После возведения насыпи над трубой и стабилизации осадок и деформаций внутри трубы в пределах не менее 120° нижней поверхности устраивают лоток. Лоток может быть асфальтобетонным и цементобетонным. Особенно эффективны лотки с использованием полимерцементобетонов. Лотки устраивают непосредственно повех изоляционного покрытия трубы.

    Железобетонные трубы часто используются для прокладки канализационных и сточных трубопроводов. В отличие от стальных труб, железобетонное изделие проявляет коррозийную устойчивость, способно сохранять внутреннюю гладкую поверхность в течение длительного времени, является диэлектриком и содержит малое количество металла, что значительно снижает стоимость продукции долговечной в эксплуатации.

    Монтаж железобетонных труб начинается с доставки продукции на место укладки и раскладка изделий вдоль траншеи. После следует их подача непосредственно к месту укладки. Обычно доставка осуществляется с помощью железнодорожного транспорта до места складирования. Затем на мощных тягачах, которые оборудованы специализированными прицепами, трубы перевозят непосредственно на место укладки.

    В самом начале, перед тем как уложить железобетонную трубу, возводится бетонный упор для обеспечения устойчивого положения первым трубам при их состыковке. Перед монтажом отмечают на гладком конце изделия расстояние, на которое будет заведена труба в раструб ранее уложенной части трубопровода. Опуская кранами в траншею, изделия из железобетона укладывают на заранее подготовленное основание. На конец втулки трубы устанавливают резиновое кольцо, после чего железобетонное изделие вводится в раструб уже установленной трубы. Затем производят проверку правильности установки.

    После укладки железобетонной трубы производят заделку стыка. Раструбные стыковые соединения труб без резинового кольца заделываются битуминизированной или смоляной пеньковой прядью в сочетании с асбестоцементом. Так же применяется мастики-герметики, которые обеспечивают водонепроницаемость, прочность и эластичность соединения стыка. Фальцевые трубы заделываются цементно-песчаным раствором, битумно-резиновыми прокладками, асфальтовой мастикой и другими материалами. В качестве противоморозной добавки для смесей, которые используются для заделки стыка соединений, используют хлористый натрий, нитрит натрия, поташ и хлористый кальций.

    Готовый не засыпанный участок подвергают предварительному испытанию. Если же диаметр трубы довольно большой, подвергаются испытанию только стыковые соединения. После завершения всех этапов монтажа производится засыпка данного участка трубопровода. Затем следует окончательное испытание.

    Монтаж железобетонного трубопровода осуществляется с помощью стрелкового крана, который устанавливается посередине трубы, которая подлежит укладке. Железобетонная труба захватывается стропами, и подается раструбами вперед по ходу ведения монтажа трубопровода. Важно придерживаться обязательного условия - нужно подавать трубы против течения жидкости.

    Главное управление по жилищному и гражданскому строительству в г. Москве

    ГЛАВМОССТРОЙ при МОСГОРИСПОЛКОМЕ

    ТЕХНИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ

    ВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
    НА УКЛАДКУ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ ТРУБ
    БОЛЬШИХ ДИАМЕТРОВ (1,0-2,5 м) ДЛЯ
    БЕЗНАПОРНЫХ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КАНАЛОВ
    И ВОДОСТОЧНЫХ КОЛЛЕКТОРОВ

    ВСН-27-61

    Москва - 1962

    «Временные технические указания на укладку железобетонных труб больших диаметров (1, 0-2, 5 м) для безнапорных канализационных каналов и водосточных коллекторов» разработаны лабораторией дорожно-мостового и подземного строительства НИИМосстроя (руководитель лаборатории Л. Аксельрод, научные сотрудники В. Сахаров и Г. Мощевитин) и согласованы с Управлением дорожно-мостового строительства Главмосстроя, Управлением водопроводно-канализационного хозяйства и Управлением благоустройства Исполкома Моссовета.

    I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1. Настоящие Временные технические указания являются дополнением к «Техническим правилам на проектирование , строительство и приемку в эксплуатацию канализационных трубопроводов в г. Москве» (ТПК-1-57) и предусматривают правила строительства безнапорных канализационных и водосточных трубопроводов из железобетонных труб диаметром от 1 , 0 до 2 , 5. Они обязательны для всех строительных организаций Главмосстроя.

    2. Трубы для строительства водосточных и канализационных коллекторов должны отвечать требованиям действующего ГОСТа 6482-53 и технических условий , утвержденных Главмоспромстройматериалами.

    3. На стройплощадке трубы принимают по заводским документам , а также по наружному осмотру уполномоченные для этих целей лица.

    На каждую трубу завод должен представлять паспорт установленной формы. На внутренней и наружной поверхностях каждой трубы несмываемой краской должны быть четко нанесены следующие маркировочные знаки: марка трубы , дата изготовления , наименование завода-изготовителя , штамп ОТК.

    Трубы должны быть забракованы , если они не отвечают действующим техническим условиям.

    Особо следует обратить внимание на недопустимость:

    а) изломов и трещин , проходящий через всю толщину стенки ствола трубы или раструба;

    б) на концах труб более двух околов длиной более 5 см по образующей или окружности трубы;

    в) раковистого строения бетона, указывающего на недостаточную его плотность;

    г) наличия выступающей из бетона или обнаженной арматуры.

    Трубы без маркировки и паспорта принимать не разрешается.

    4. Перед укладкой труб выщербины и другие мелкие дефекты, которые не препятствуют применению труб, должна заделать цементным раствором организация, ведущая монтаж.

    5. Все строительно-монтажные работы по укладке труб выполняются в соответствии с требованиями «Технических указаний на производство и приемку работ по устройству наружных трубопроводов водоснабжения и канализации» (СН-161-61), указаниями «Правил техники безопасности для строительно-монтажных работ» Госстроя СССР (1958 г.) , «Инструктивных указаний по технике безопасности при производстве подземных работ» Главмосстроя (1958 г.).

    Геодезические работы при разбивке трассы и монтаже труб следует производить только проверенными инструментами, имеющими паспорта и справки о дате последней проверки.

    II. РАЗРАБОТКА ТРАНШЕЙ

    6. Разработка и приемка траншей и котлованов должны производиться в соответствии с техническими правилами производства земляных и буровзрывных работ (СНиП, ч. III), а также настоящими Техническими указаниями.

    7. Ширина траншеи по дну для труб диаметром 1 м при глубине траншеи до 3 м (с креплением и без крепления) принимается равной внешнему диаметру плюс 1,0 м*; при глубине более 3 м и креплении стенок траншеи на каждый метр глубины добавляется к ширине траншеи по 0,2 м. Ширина траншеи по дну для труб диаметром более 1,0 м принимается согласно указаниям СН-161-61, § 34 равной внешнему диаметру плюс 1,5 м.

    При необходимости устройства дренажных лотков или специальных водоотливных приспособлений, сложных искусственных оснований под трубопроводы, а также наличии вблизи траншеи подземных сооружений ширина траншей определяется проектом.

    _________________

    * Согласно СН-49-59, часть IV, том 1, глава IV -В-1, п. 76.

    8. В грунтах естественной влажности траншеи роют с откосами, либо с креплением стенок.

    Крутизна откосов траншей, разрабатываемых без креплений, должна соответствовать данным, приведенным в .

    Таблица 1

    Крутизна откоса при глубине

    Насыпной грунт и песок

    1: 1,25

    1: 1,5

    1: 0,67

    1: 1

    Суглинки

    1: 0,67

    1: 0,75

    1: 0,5

    1: 0,67

    9. Траншеи глубиной до 3 м необходимо, как правило, крепить, руководствуясь указаниями действующих технических условий («Инструктивные указания по технике безопасности при производстве подземных работ», прил. 4, изд. НИИМосстроя, 1958 г.), а глубиной более 3 м - по индивидуальным проектам.

    При проектировании конструкций креплений необходимо предусматривать возможность протаскивания труб вдоль траншей.

    10. При разработке траншей экскаватором «недобор» грунта допускается на глубину не более 0,2 м; «перебор», как правило, не допускается.

    В случае «перебора» на дно траншеи подсыпают слой песка до проектной отметки. Степень уплотнения песка должна быть не ниже коэффициента 0,95.

    11. Подчищать дно траншеи до проектных отметок, а также рыть приямки для раструбных и фальцевых стыковых соединений следует непосредственно перед укладкой труб.

    Размеры приямков для монтажа стыков соединений труб следующие: длина 1,1 м, ширина D + 1,1 м и глубина 0,4 м,

    где D - наружный диаметр раструба или фальца.

    После укладки труб приямки засыпают песком и уплотняют. Коэффициент уплотнения должен быть не ниже 0,95

    12. Отвалы грунта размещают, как правило, с одной стороны траншеи на расстоянии не менее 0,5 м от бровки.

    13. От затопления и размыва поверхностными водами траншеи должны быть защищены отвалами грунта с нагорной стороны, соответствующей планировкой примыкающей территории, а в необходимых случаях водоотводными нагорными канавами, оградительными обвалованиями и др.

    14. Разработка траншей ниже горизонта грунтовых вод должна производиться после искусственного понижения уровня грунтовых вод.

    15. Искусственное водопонижение при рытье траншеи должно обеспечивать удаление воды при выполнении следующих работ: подготовка естественного или искусственного основания под трубопроводы, зачистка траншей и котлованов, укладка трубопроводов, заделка стыковых соединений, испытание трубопроводов (при незасыпанных траншеях), засыпка траншей.

    16. Водоотлив из траншей должен быть организован таким образом, чтобы грунты основания не разрыхлялись восходящим током грунтовых вод.

    17. В пучинистых пылеватых, глинистых и суглинистых грунтах дно траншеи следует предохранять от промерзания до укладки труб и непосредственно после укладки или испытания.

    Для уменьшения глубины промерзания грунта на объектах, намеченных к строительству зимой, необходимо осенью (не позднее 15 октября) провести вспашку грунта по габаритам траншеи.

    Для предохранения основания от промерзания уложенные трубы необходимо сразу засыпать грунтом на высоту не менее 0,5 м над их верхом, а концы труб и колодцы закрывать деревянными щитами.

    Примечание . При сухих песчаных и гравелистых грунтах дно траншеи можно не предохранять от промерзания.

    18. При рытье траншей в пластичных глинах, а также водонасыщенных грунтах с водопонижением должны быть приняты меры для предупреждения просадок грунта за пределами траншей из-за выноса или оплывания грунта. Необходимо вести наблюдение за просадками сооружений и зданий, расположенных вблизи трассы трубопровода.

    Просадки поверхности земли за пределами крепления траншеи не должны превышать 0,5 % ее глубины, при этом их распространение в стороны от траншеи не должно быть более величины, равной глубине траншеи.

    III. УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ ПОД ТРУБЫ

    19. В песчаный грунтах устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи (, тип I) производится по шаблону. Поверхность профиля ложа очищается от камней. Не допускается укладка труб на переувлажненное грунтовое основание.

    20. При устройстве песчаного основания в глинистых и суглинистых грунтах толщина слоя песка под трубой должна быть не менее 10 см (, тип II).

    Тип I

    Рис. 1. Устройство грунтового ложа по форме трубы на дне траншеи:

    тип I - в песчаных грунтах; тип II - в глинистых и суглинистых грунтах

    21. Монолитные и сборные бетонные и железобетонные основания под трубы выполняются в соответствии с требованиями проекта.

    IV. ХРАНЕНИЕ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ТРУБ НА СТРОЙПЛОЩАДКЕ

    22. Железобетонные трубы должны быть разложены вдоль трассы трубопровода в радиусе действия крана, осуществляющего монтаж, на расстоянии не менее 3 м от бровки траншеи

    23. В случае невозможности разгрузки труб вдоль трассы они хранятся на приобъектном складе раздельно по диаметрам и заводским маркам.

    Трубы диаметром до 1,7 м включительно разрешается хранить штабелями не более чем в два ряда, причем каждая труба должна укладываться на деревянные подкладки. Трубы диаметром свыше 1,7 м хранятся в вертикальном положении.

    24. Транспортировать трубы по трассе разрешается на автомашинах либо на волокушах тракторами.

    Запрещается перемещать трубы волоком или перекатывать.

    25. Трубы диаметром до 1,7 м включительно следует перевозить в горизонтальном положении. Концы труб при перевозке не должны свисать более чем на 0,5 м. Трубы диаметром свыше 1,7 м (до 2,5 м) перевозят в вертикальном положении.

    V. УКЛАДКА ТРУБ

    26. Трубы укладывают на предусмотренное проектом основание, очищенное от обвалившегося грунта и осушенное.

    Примечание . Трубы следует укладывать в соответствии с метками завода, фиксирующими положение лотка и шелыги.

    27. Подтаскивать трубы к месту укладки и опускать в траншею разрешается тросом, застропованным посредине с наружной стороны трубы, или с помощью специальных захватных приспособлений.

    28. Опускать трубы в траншею следует стреловыми кранами, трубоукладчиками или козловыми кранами.

    30. Трубы, как правило, следует укладывать снизу вверх по уклону раструбами вперед, причем гладкий конец трубы вставлять в раструб уже уложенной, а гребень фальцевых труб - в паз уложенной трубы.

    31. Перед стыкованием внутренние и наружные поверхности концов труб должны быть очищены от льда, снега, грязи и наплывов раствора и бетона.

    Трубы на прямом участке должны быть центрованы так, чтобы в любом месте периметра ширина раструбной щели была бы не менее 10 мм, а зазор между гладкими концами и упорной частью раструба - не более 15 мм.

    VI. ЗАДЕЛКА СТЫКОВ

    32. Заделка стыков труб должна вестись с отставанием от места укладки не менее чем на 2-3 трубы.

    33. Заделка стыков раструбных железобетонных труб для канализации должна начинаться с конопатки раструба на половину его глубины с внешней стороны трубы двумя витками просмоленного каната или пряди с последующей чеканкой увлажненной асбоцементной смесью со стороны торца раструба. С внутренней стороны трубы раструб заделывают цементным раствором (, а) состава 1 : 3.

    При заделке стыков раструбных железобетонных труб для водостоков вначале конопатят кольцевой зазор на половину его глубины просмоленным канатом или прядью. С внутренней и наружной стороны труб зазоры заделывают и затирают цементным раствором состава 1:3 (по весу) без чеканки (, б). Внутренняя поверхность заделки должна быть ровной и гладкой.

    34. Просмоленным канатом (ГОСТ 483-55) трубы конопатят с наружной стороны. Эту операцию можно выполнять пневматическими чеканочными молотками Р-1, Р-2 и Р-3 или вручную (с помощью чеканки и молотка весом 0,5-1,0 кг).

    35. Асбоцементной смесью раструбы заделывают слоями толщиной не более 20 мм с расчеканкой каждого слоя в отдельности. Уплотнять асбоцементную смесь можно пневматическим чеканочным молотком Р-1 или вручную, начиная с нижней части трубы. Раструб заполняется асбоцементом заподлицо с торцом.

    Допускается величина поступления или утечки воды в сутки в м 3 на 1 км длины трубопровода при диаметре в м

    Железобетонные трубы


    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Сортамент железобетонных труб больших диаметров, изготавливаемых управлением Главмоспромстройматериалы (на 1962 год)

    Завод-изготовитель

    Внутренний условный диаметр, мм

    Внутренний фактический диаметр, мм

    Тип трубы

    Толшина стенки, мм

    Длина, мм

    Тип соединений

    Вес трубы, т

    Примечание

    Московский завод железобетонных труб (Филевский)

    Нормальной прочности

    4, 2

    Повышенной прочности

    5, 0

    Нормальной прочности

    Раструбы

    Нормальной прочности

    Раструбы

    Нормальной прочности

    Раструбы

    Повышенной прочности

    Раструбы

    Нормальной прочности

    Подлежат выпуску в 1962 г.

    Нормальной прочности

    Подлежат выпуску в 1962 г.

    Нормальной прочности

    Нормальной прочности

    Примечание . Адреса:

    Московского завода железобетонных труб - г. Москва, Г-87, Береговой проезд, дом 2, тел. Г 9-31-23.

    ЖБИ № 15 - г. Москва, Ж-88, Ст. Остаповское шоссе, дом 83, тел. Ж 2-56-04.

    ЖБИ № 13 - г. Москва, Б-319, Отцевский проезд, дом 9а, тел. Д 7-59-16.

    Трубы нормальной прочности предназначаются для укладки на глубину 4 м над верхом трубы, трубы повышенной прочности - на 6 м над верхом трубы.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    Грузоподъемность кранов в зависимости от вылета стрелы

    Наименование механизмов

    Максимальный вылет стрелы, м

    Вылет стрелы, м

    Грузоподъемность крана (в опорных домкратах), т

    А. Автокраны грузоподъемностью 5 т (К-51, К-52)

    Б. Пневмоколесные краны:

    грузоподъемностью 10 т (К-102, К-104, Лорейн, Ортон)

    грузоподъемностью 25 т (К-252, К-255)