Самосвалы

На какой нынешней территории находился вавилон. История древнего государства вавилония кратко

Около 4 тыс.лет назад на территории между двух полноводных рек, там, где Тигр и Евфрат почти сближались друг с другом, народ амореи создал собственное государство Вавилонию со столицей городом Вавилоном (что в переводе с древнего языка означает "врата бога").

В это же время в Двуречье существовало много могущественных и богатых городов-государств, однако именно Вавилон в честной борьбе завоевал себе право считаться главным государством Месопотамии.

Расцвет и славу Вавилону принес его правитель Хаммурапи, который, стремясь увеличить собственное царство, присоединял к себе все окрестные государства — Ашшур, Элам, Сузиану и др. Очень скоро Вавилон стал крупным и сильным государством, жители которого успешно занимались земледелием, а также вели бойкую торговлю металлами, шерстью, древесиной, зерном и прочими товарами.

Что такое Двуречье?

Обширное пространство между двумя полноводными реками — Тигром и Евфратом начиная с IV в. до н.э. дало "приют" многим древним государствам нашей планеты. Здесь в свое время располагались Шумер, Ассирия, Вавилония, Аккад, Элам и др. Все эта область в древности называлась Месопотамией, а поскольку находилась она в долине между двумя могучими реками, то и получила дополнительные названия Двуречье или Междуречье.

Тигр и Ефрат были реками с непростым "характером": каждое лето они очень широко разливались, ломая и затапливая все на своем пути: селения, пастбища, дороги, посевы и т.д. Однако, уходя в свое русло, реки компенсировали людям неудобства тем, что оставляли взамен слой питательного ила, очень полезного для почвы. Удобренная илом земля Двуречья была необычайно плодородной, и люди, жившие на ней, стали самыми древними земледельцами. Они уже в первобытное время научились обрабатывать землю, выращивать урожай, а также рыть каналы и строить плотины и насыпи.

По каким законам жили в Вавилоне?

С 1792 по 1750 гг. до н.э. Вавилонией правил царь Хаммурапи, который прославил себя тем, что придумал одни из самых строгих, но, в то же время, достаточно честных и справедливых законов, существовавших в истории. Они известны, как Свод законов Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи. По этим законам — а их было 282 — жили, работали, вели хозяйство, торговали и общались древние вавилоняне.

Законы Хаммурапи, возможно, спасли от совершения преступлений многих древних вавилонян. Дело в том, что в Кодексе этого царя предусмотрены самые строгие наказания — смертная казнь — за многие злодеяния, в т.ч. кражу. Кроме того, следуя Законам Хаммурапи, человек, которого обидели — ударили, выбили зуб или повредили глаз — может то же самое сделать со своим обидчиком. Сурово наказывались те, кто небрежно относился к своему хозяйству, и это повредило соседям: в таком случае виновный должен был продать себя в рабство, но возместить убытки другим.

Кто такой Навуходоносор?

Одним из самых известных вавилонских правителей был царь Навуходоносор II, который правил Вавилонией (тогда она уже называлась Нововавилонским царством) с 605 по 562 гг. до н.э.

Считается, что именно при этом властителе Вавилон достиг своего расцвета: расширился, застроился новыми храмами и дворцами и сделался по-настоящему прочной и надежной крепостью — Навуходоносором были построены толстые (около 30 м) стены вокруг города и насыпаны валы. Именно в правление Навуходоносора в Вавилоне были построены знаменитые висячие сады Семирамиды, объявленные затем одним из семи чудес света.

Навуходоносор показал себя прекрасным военным начальником. Заняв трон Вавилона после своего отца, он без труда завладел Сирией, Палестиной, Финикией, покорил Иудею, пленив несколько тысяч человек, а также подчинил себе древние государства Эдом и Тир.

Каким языком пользовались в Вавилоне?

Жители Вавилона разговаривали между собой на одном из самых древних семитских языков — аккадском (его еще также называют ассиро-вавилонским). Кроме вавилонян, этим языком пользовались ассирийцы и аккадцы — население Ассирии и Аккада.

Одно время — около 2000 до н.э.- аккадский язык был не только языком Вавилона, но и официальным общим языком всего Междуречья: на нем разговаривали жители всех государств, расположенных на этой территории. Есть сведения, что даже в Египте знатные люди использовали для общения этот язык.

Когда в Месопотамию проникает арамейский язык (это произошло в XIV в. до н.э.), он очень быстро завоевывает себе "поклонников", и очень скоро на новом языке начинают говорить почти все. Прежний же язык — аккадский — используют только правители. После того как было образовано Нововавилонское царство, на ассиро-вавилонском языке только пишут, а после III в. до н.э. его полностью перестают употреблять.

Какая была религия в Вавилоне?

Жители Вавилона, как, впрочем, и все древние жители нашей планеты, были очень близки к природе. Они наделяли божественными силами все, что видели вокруг себя: солнце, землю, дождь, ветер, грозу, луну и т.д. Поэтому все боги, которые управляли жизнью вавилонян, были неразрывно связаны с силами природы.

Главными богами Вавилона были боги Ану — отец всех вавилонских богов, Бэл — бог земли и Эа — бог подземного мира и плодородия. Они решали судьбы живущих в стране людей, отвечали за их жизни и смерти, помогали и наказывали. В их власти были плодородие земель, разливы Тигра и Евфрата — даже демоны были бессильны перед этими богами.

Также вавилоняне верили в бога луны и растений Син, который отвечал не только за все цветы и травы Вавилона, но и стада. Не менее могущественным был бог солнца Самас, от которого зависела жизнь всего живого на земле, а также богиня войны, охоты и плодородия Иштар.

Как исчезла цивилизация Вавилона?

В то время как цивилизация Вавилона процветала и развивалась на юге Месопотамии, на севере этой территории набирала силу цивилизация Ассирии. Какое-то время Ассирия была тесно связана с Вавилоном, подчинялась ему, и многие ученые даже считают ее частью этого государства.

Однако с течением времени — в XIV в. до н.э. — ассирийцы осмелели настолько, что начали нападать на Вавилон, правда, безуспешно: силы обеих сторон были приблизительно равны. Так было до того, как к власти в Ассирии пришел царь Синаххериб, который приказал разрушить город до основания.

Но даже после такого удара вавилонская цивилизация не исчезла: царь Навуходоносор сделал все, чтобы его государство снова стало самым прекрасным на земле. Однако после смерти Навуходоносора мощь государства ослабла — его правители бесконечно сменяли друг друга, не заботясь о Вавилоне, и все это привело к тому, что персидский царь Кир в 539 г. до н.э. захватил государство и подчинил его своей державе.

Стены Вавилона

Река Евфрат

Текст Законов Хаммурапи

Изображение Навуходоносора II. Вавилонская камея

Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон

Синаххериб во главе войска


Ворота Иштар

Интересный факт:


Вавилонский лев

  • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона.

  • Почему замыкаются в себе?
  • «Чудеса» Вавилона

    • 539 год – время завоевания Вавилона персами.

      После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.

    Вавилон

    Страница 1

    Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,

    Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-

    вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в

    надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,

    царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из

    аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии

    Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-

    ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-

    рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период

    Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-

    ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками

    персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из

    полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-

    ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в.

    н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

    С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом

    Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства.

    Судя по данным этих раско-

    пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал

    прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу

    Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-

    вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”

    (Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-

    чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя

    стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была

    икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-

    вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-

    нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя

    богини Иштар.

    Вавилония

    Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,

    располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города

    Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего

    расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть

    Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,

    которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-

    тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-

    нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-

    шей эры племена аморитов.

    Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых

    относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии.

    Племена, населявшие среднюю часть Дву-

    речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

    Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и

    древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь

    занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-

    ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания

    оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных

    сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-

    тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-

    Страницы: 1 2345

    Этот интересный мир:

    Туризм без риска
    Жизнь, к сожалению, так устроена, что опасности поджидают нас буквально на каждом шагу. Это сознание, конечно, не должно отравлять наше существование. Однако осторожность и знакомство с элементарными мерами личной безопасности совершенно необходимы. Всем и каждому, а путешественнику – в первую очер …

    Валюта
    Валютой государства является Западноафриканский франк КФА (CFA), 100 франков КФА примерно равны 1 французскому франку. Обмен валюты можно произвести в банках и обменных пунктах. Использование кредитных карт и туристических чеков возможно только в крупных банках и отелях столицы, предпочтение отдает …

    Природа
    Большую часть территории Анголы занимает плоскогорье высотой около 1500 метров (наивысшая точка — гора Моко — 2610 м). Западный край плоскогорья крутыми уступами обрывается к узкой приморской низменности.Климат Анголы жаркий: внутри страны — экваториальный, муссонный; на побережье — сухой, тропичес …

    Вавилон: история величайшего города древнего мира


    Ворота Иштар

    Вавилон («Врата Бога») – величественный город в Месопотамии Древнего мира, столица государства «Вавилония» – в далеком прошлом являлся центром «мирового царства». Сейчас же это древние руины, расположенные примерно в 90 км на юг от Багдада (Ирак).

    История «Вечного обиталища царственности»

    Возникновение Вавилона приходится на вторую половину третьего тысячелетия д.н.э., на берегах реки Евфрат в центре Месопотамии.

    • К началу 2 тысячелетия д.н.э. относят к основанию в небольшом тогда Вавилоне новой династии. Когда на престол взошел Хаммурапи Вавилон превратился в политический центр и сохранял эту позицию более тысячелетия.

    Интересный факт: Вавилон в период правления Хаммурапи получил статус «вечного обиталища царственности».

    Вавилон, как столица Южной Месопотамии, богател и быстро развивал торговлю и ремесла. Рост в экономическом секторе сказался на облике Вавилона, превратив его в роскошный и царственный город. Менялись архитектура, дороги и план застройки.


    Вавилонский лев

    • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона.

      Синаххериб разрушил столицу, и город, который был раскопан археологом Кольдвеем, не старый Вавилон, а отстроенный и восстановленный новый.

    • После смерти ассирийского царя Вавилоном правил Навуходоносор. Период его власти (604-562 годы д.н.э.) – эпоха апогея развития Вавилонии — экономического, социального и культурного.

    Вавилон, благодаря военным завоеваниям страны, стал центром притока материального и культурного богатства. Благодаря чему в Вавилоне была осуществлена грандиозная реконструктивная деятельность, столица стала наибольшим и наибогатейшим центром древнего Ближнего Востока.

    Особенности постройки и архитектуры Вавилона

    План города представлял собой разделение на 2 части – Старый и Новый города, которые располагались по разным берегам Евфрата. Левый берег – область Старого города. Здесь были размещены богатые владения. А на правом берегу реки был Новый город. Тут проживали преимущественно простые горожане.

    Возможно вас заинтересуют статьи:

  • Достопримечательности и интересные факты Голливуде
  • Достопримечательности и интересные факты о Желтом Море
  • Почему замыкаются в себе?
  • Почему люди говорят на разных языках?
  • Старый и Новый города связывались огромным каменным мостом. Довольно длинные прямые улицы проходили сквозь весь город, разделяя его на кварталы прямоугольной формы.

    Национально — культурное разнообразие

    Вавилон был крупной столицей, численность населения которого составляла примерно 200 тысяч жителей. Помимо вавилонян в городе проживали люди других культур, языков и национальностей. Были и насильно завезенные рабы, пленники. Представители той или иной культуры говорили на своих языках и следовали своим традициям.

    «Чудеса» Вавилона

    Этот город-легенда был не только могущественным центром, но и являлся невероятно красивым городом. Геродот назвал его самым красивым местом из всех, что он видел. Сады Семирамиды (Висячие Сады) и Вавилонская башня, которые являются Чудесами Света, ворота богини Иштар, семиярусная башня Зиккурат и вавилонский лев – это то, что Вы обязательно должны увидеть, если соберетесь посетить руины Вавилона.

    • 539 год – время завоевания Вавилона персами. После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.

    Позже жителей Вавилона стали переселять в Селевкию-на-Тигре – новую столицу. В конечном итоге от Вавилона осталось бедное поселение, которое вскоре тоже исчезло. Некогда великий, могущественный город царей и богов превратился в засыпанные песком и забытые руины.

    Больше интересных статей:


    1. Города мира
    2. Самарканд стоит на 10-15 метром толщи древнего поселения Афрасиаб. Городище названо в честь легендарного правителя среднеазиатских кочевников, которые жили более 2000 лет назад на холмах современного Самарканда. В записях завоевании Александра Македонского значиться поселение, которое находиться на месте городища Афрасиаб, что…

    3. Как многие старые города Европы, Варшава появилась на свет во времена древние, почти незапамятные. Большое значение для возникновения городов имели тогда реки: люди селились в местах, где был высокий берег, к которому судам удобнее было причаливать. Такое место есть и недалеко…

    4. Олива - священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым вершинам, они господствуют и на…

    5. В апреле 1624 года флорентийский мореплаватель Джованни да Верадзано, подданный французского короля Франциска I, на своем корабле "Дофин" приплыл в устье реки Северной. Индейцы встретили мореплавателя очень дружелюбно, но пробыл Дж. да Верадзано здесь недолго: он прошел вдоль побережья на север,…

    6. В марте 1776 года в северной части полуострова, где расположен сейчас город Сан-Франциско, был основан пресидио - первый испанский военный форт и первая католическая миссия - миссия Долорес. На сорока безымянных холмах росла пахучая трава "Uerba buena", так назвали и первое…

    7. На востоке было царство Красного Чака - оттуда приходило багряное палящее светило; на севере царствовал Белый Чак - его ледяное дыхание приносило снега и дожди; Черный Чак жил на западе, где над песчаными пустынями чернели горы; а на юге, где желтели…

    8. Для многих из нас Санкт-Петербург начинается с 16 мая 1703 года - даты, хорошо известной из школьных учебников. Задолго до Петра I территория будущего Санкт-Петербурга была просто усыпана русскими деревнями и селами. По мшистым, топким берегам Чернели избы здесь и там.…

    9. Шведская столица взору туристов открывается зелено-багровыми шпилями церквей, дворцов и редкими модернистскими небоскребами. Стокгольм расположился на островах и полуостровах, и куда в этом городе ни пойдешь - повсюду выйдешь к морю. В Старом городе стрельчатые колокольни церквей и фасады дворцов отражаются…

    10. В 1368 году до нашей эры на египетский престол вступил Аменхотеп IV - самый необычный из древнеегипетских фараонов, реформы которого породили исключительно интересный период в истории Египта. До него система мистико-религиозных представлений древних египтян была чрезвычайно сложной и запутанной. Поклонение многочисленным…

    11. Происхождение Еревана теряется в глубине веков, название же города, как принято считать, произошло от армянского глагола "эрэвель" - явиться. Это связывается с преданием, будто местность эта первой явилась взору спускавшегося с Арарата Ноя, который и построил здесь первый послепотопный город. ...В…

    12. Историческое возникновение Рима очень прозаично: спустились в долину горные пастухи и поселились на Палатинском холме. Потом поселения, возникшие на окружающих Палатин холмах, объединились и окружили себя укрепленной стеной. Так возник Рим, и было это в 753 году до нашей эры. Однако…

    13. Наверное, ни один город в Латинской Америке не строился так, как Гавана. Если другие возникали как посредники, то Гавана с самого начала была городом-воином. Христофор Колумб открыл Кубу в 1492 году - уже в первое свое путешествие. Прибывшие вслед за ним…

    Вавилон - грешний и великий город


    «Вавилон - грешний
    и великий город»

    В 90 километрах к югу от Багдада раскинулись покрытые пылью веков развалины древнего Вавилона, которые представляют собой четыре огромных холма из щебня. Здесь в Междуречье несколько тысячелетий назад зародился один из первых очагов человеческой цивилизации со знаменитыми "висячими садами Семирамиды" и райскими кущами, где, по преданию, прародительница Ева сорвала яблоко, соблазнившее Адама.

    В течение всего времени своего существования Вавилон не раз переходил из рук в руки, и со временем он стал столицей одного из самых грозных и могущественных государств древнего мира. Мощное Вавилонское царство просуществовало вплоть до завоевания его персидским царем Киром в 538 году до нашей эры. Почти через два столетия город захватил Александр Македонский, который вначале даже намеревался сделать его столицей своей необъятной державы. Но потом великий завоеватель основал невдалеке другой город, который назвал своим именем.

    Вавилон давно перестал существовать, но и сегодня эти величественные руины свидетельствуют о его былой грандиозности. В древности местные жители называли его "Бабили", что означает "Врата бога"; греки трансформировали это название в Вавилон, сами же иракцы до сих пор пишут и произносят это слово как "Бабилон".

    Впервые упоминание о Вавилоне встречается в легенде о царе Саргоне который правил Аккадом примерно в середине III тысячелетия до нашей эры. В ней рассказывается о том, что Саргон Аккадский подавил восстание в подвластном ему Вавилоне. Многие историки свидетельствуют об огромных размерах этого города, хотя до сих пор и не пришли к единому мнению относительно его протяженности. Согласно сообщениям Геродота, посетившего Вавилон около середины V века до нашей эры, город тянулся по обоим берегам Евфрата в виде огромного четырехугольника шириной и длиной по 22 километра.


    «Вавилон - грешний
    и великий город»

    В нем было по 25 медных ворот с каждой стороны, от ворот шли улицы, которые пересекались под прямым углом. Дома в Вавилоне стояли не вплотную друг к другу, и поэтому между ними оставалось свободное пространство для садов и даже для полей и виноградников.

    Лет через 100-150 после Геродота в Вавилоне жил жрец Бероз, который написал большое сочинение о городе. В своей книге жрец рассказал историю Вавилона и Ассирии, изложил много легенд о царях и главные мифы о богах. К сожалению, бесценный труд Бероза почти полностью погиб, до нас дошло только несколько отрывков из него, которые приводит в своих сочинениях христианский писатель Евсевий Кесарийский.

    Так печально обстояло дело, и казалось, что вместе с Вавилоном, разрушенным во время упадка Римской империи, погибли и все письменные памятники, которые могли бы рассказать нам о судьбе города. На протяжении 44 столетий город дважды исчезал с исторической арены, но развалины знаменитого Вавилона не исчезли бесследно.

    Руины Вавилона привлекли внимание археологов еще в 1850 году. Их обследованием занимались А.Г. Лэйярд, О. Рассам, Дж. Смит и другие ученые. Среди предметов, обнаруженных в развалинах, было найдено несколько кирпичей с именами царей Нериглиссара и Левинета, однако на большинстве обнаруженных кирпичей значится имя Навуходоносора II. Именно во время правления этого царя, в VI веке до нашей эры, Вавилон достиг своего расцвета. Тогда ему были подвластны земли Аккада и Шумера, и Вавилон превратился в крупный торговый и культурный центр. По Евфрату в город с севера приходили корабли с медью, мясом строительными материалами, а на север следовали караваны с пшеницей, ячменем и фруктами. В годы царствования Навуходоносора II притекавшие в Вавилон сокровища из Передней Азии употреблялись на перестройку столицы и возведение вокруг нее могучих укреплений.

    С 1899 года Берлинский музей доверил начать раскопки в древнем Вавилоне Роберту Кольдевею.

    Сначала немецкая экспедиция раскопала два ряда вавилонских стен, которые тянулись вокруг города почти на 90 километров. Их длина в два раза превышала окружность Лондона XIX века, а ведь английская столица того времени насчитывала более 2000000 жителей.

    В начале 1900 года немецкая экспедиция обнаружила еще и третий пояс вавилонских стен. Своей толщиной они не уступали стенам ассирийского Дур-Шаррукина, и потому на них были выстроены казармы для солдат гарнизона, охранявшего город. Если бы все кирпичи этих стен вытянуть в одну линию, то она опоясала бы земной шар по экватору 12-15 раз.

    Превратив столицу в неприступную крепость, Навуходоносор приказал высечь в камне надпись:

    "Я окружил Вавилон с Востока мощной стеной, я вырыл ров и укрепил его склоны с помощью асфальта и обожженного кирпича. У основания рва я воздвиг высокую и крепкую стену. Я сделал широкие ворота из кедрового дерева и обил их медными пластинками. Для того чтобы враги, замыслившие недоброе, не могли проникнуть в пределы Вавилона с флангов, я окружил его мощными, как морские воды, водами..."

    Но еще больше, чем крепостные стены, Р. Кольдевея (а вместе с ним и весь мир) поразило другое открытие. Уже при пробных раскопках на холме Каср немецкая экспедиция нашла улицу, вымощенную большими плитами, часть которых была покрыта надписями. Эта улица оказалась "Дорогой для процессий бога Мардука", и шла она от Евфрата и Больших ворот до Эсагиле - главного храма Вавилона, посвященного богу Мардуку. На нижней стороне каждой плиты клинописью было выбито:

    "Я, Навуходоносор, царь Вавилона, сын Набопаласара, царя Вавилона. Вавилонскую дорогу паломников замостил я для процессии великого владыки Мардука каменными плитами... О Мардук! О Великий владыка! Даруй жизнь вечную!"

    Роберту Кольдевею удалось раскопать в Вавилоне и знаменитые "висячие сады Семирамиды", которые, однако, были возведены не этой легендарной царицей и даже не во времена ее царствования.


    «Вавилон - грешний
    и великий город»

    Они были построены по приказу Навуходоносора II для его любимой жены Амитис - индийской царевны, которая в пыльном Вавилоне тосковала по зеленым холмам своей родины. Великолепные сады с редкими деревьями, ароматными цветами и прохладой в знойном Вавилоне были поистине чудом света.

    Тот Вавилон, который в течение нескольких лет раскапывала немецкая экспедиция Р. Кольдевея, был построен на развалинах и останках многих других городов, следы которых удалось обнаружить в нескольких местах раскапываемой площади. Это были остатки того Вавилона, который на протяжении своей долгой истории не раз был осквернен, но не покорился ни ассирийцам, ни каким-либо другим врагам. Это были руины того Вавилона, который за 1000 лет до Навуходоносора II был резиденцией прославленного вавилонского царя Хаммурапи.

    Древний Вавилон занимает значительное место в Ветхом Завете в связи со своими отношениями с Израилем: он упоминается почти в каждой главе "Книги Иеремии". Кроме того, он примечателен еще и тем, что является первой из четырех великих империй, о гибели которых пророчествовал пророк Даниил. Царство Господа, установленное в доме Давида и поддерживаемое в Иудее, на время прекратило свое существование из-за беззаконий, настали "времена язычников". В "Апокалипсисе" Вавилон назван "тайной", "матерью блудницам и мерзостям земным", где предавались пьянству и буйному веселью.

    Но Вавилон был не только городом греха: как пишет Э. Церен в своей книге "Библейские холмы", Вавилон был религиозным "кладезем глубочайшего благочестия". В одной из раскопанных надписей упоминается, что в городе было 53 храма великих богов, 300 святилищ земных и 600 небесных божеств, одному только богу Мардуку было посвящено 55 святилищ.


    «Вавилон - грешний
    и великий город»

    Вблизи храма Эсагиле раскинулся район Этеменанки, во внутреннем дворе которого стояла знаменитая Вавилонская башня. Подобные башни возводились не только в Вавилоне: любой шумеро-аккадский или ассиро-вавилонский город имел свой зиккурат - большой ступенчатый или башенный храм со святилищем на вершине, в которое "бог с небес вступал".

    Та башня, о строительстве которой говорится в Библии, была разрушена, вероятно, еще до эпохи царя Хаммурапи. На смену ей была выстроена другая, в память о первой. Сохранились следующие слова царя Набопаласара:

    "К этому времени Мардук повелел мне Вавилонскую башню, которая до меня ослаблена была и доведена до падения, воздвигнуть, фундамент ее установив на груди подземного мира, а вершина ее чтобы уходила в поднебесье".

    "Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом".

    По сообщениям Геродота, Вавилонская башня была тем сооружением, где башни возвышались "одна над другой".1 На последней башне был воздвигнут большой храм. В этом храме стоит большое, роскошно убранное ложе и рядом с ним золотой стол. Никакого изображения божества там, однако, нет. Да и ни один человек не проводит здесь ночь, за исключением одной женщины, которую, по словам халдеев... бог выбирает себе из всех местных женщин.

    В Библии говорится о том, что разгневавшийся на людей Бог смешал их языки, так что они перестали понимать друг друга, и рассеял вавилонян по всему миру. Но о разрушении самой башни в Библии ничего не говорится. Однако то, что предстало перед глазами экспедиции Р. Кольдевея, было лишь грудой кирпичей, разбитых на тысячи кусков. Персидский царь Ксеркс оставил от Вавилонской башни только развалины, которые в 324 году до нашей эры на пути в Индию увидел Александр Македонский.

    Гигантские руины поразили его настолько, что он пытался вновь отстроить это сооружение, используя для этого 10000 человек. Однако великий полководец вскоре заболел и умер - раньше, чем были разобраны развалины.

    Сам Вавилон был захвачен Гобрием, военачальником персидского царя Кира. Древний город пал, хотя стены Навуходоносора II продолжали стоять и никто ими так и не овладел. Некоторые древние памятники свидетельствуют, что захвату Вавилона поспособствовало предательство некоторой части его жителей. Священное писание совершенно определенно говорит о полном разрушении города.

    "И Вавилон, краса царств, гордость халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся; и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах" (Книга пророка Исаии, 13:19-22).

    18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

    Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
    Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

    Вавилон

    Вавилон – крупнейший город древней Месопотамии, столица Вавилонского царства в 19-6 вв. до н.э.,

    Важнейший торговый и культурный центр Передней Азии. Вавилон происходит от аккадских слов “Баб-илу” – “Врата бога”. Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, наз-

    вание которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в

    надписи аккадского царя Шаркалишарри (23 в. до н.э.). В 22 в. Вавилон был завоеван и разграблен Шульги,

    царем Ура, шумерского государства, подчинившего себе всю Месопотамию. В 19 в. происходивший из

    аморитов (семитического народа, пришедшего с юго-запада) первый царь первой вавилонской династии

    Сумуабум завоевал Вавилон и сделал его столицей Вавилонского царства. В конце 8 в. Вавилон был завое-

    ван ассирийцами и в наказание за мятеж в 689 полностью разрушен ассирийским царем Синахерибом. Че-

    рез 9 лет ассирийцы начали восстанавливать Вавилон. Наибольшего рассвета Вавилон достиг в период

    Ново-Вавилонского царства (626-538 до н.э.). Навуходоносор II (604-561 до н.э.) украсил Вавилон роскош-

    ными постройками и мощными оборонительными сооружениями. В 538 году Вавилон был взят войсками

    персидского царя Кира, в 331 им овладел Александр Македонский, в 312 Вавилон был захвачен одним из

    полководцев Александра Македонского Селевком, который переселил большую часть его жителей в осно-

    ванный им поблизости город Селевкию. Ко 2 в. н.э. на месте Вавилона остались лишь развалины.

    С 1899 по 1914 на месте Вавилона производились систематические раскопки немецким археологом

    Кольдевеем, обнаружившим много памятником Ново-Вавилонского царства. Судя по данным этих раско-

    пок, Вавилон, расположенный на двух сторонах Евфрата и перерезанный каналами, в эту эпоху занимал

    прямоугольную территорию, общая длина сторон которой достигала 8150 метров. На восточном берегу

    Евфрата находилась главная часть города с храмом бога Мардука, покровителя Вавилона, носившим наз-

    вание “Э-сагила” (Дом поднятия головы), и большой семиэтажной башней, называвшейся “Э-теменанки”

    (Дом основания неба и земли). Севернее находился отделенный от города каналом царский дворец с “вися-

    чими садами” на искуственных террасах, построенный Навуходоносором II. Весь город был окружен тремя

    стенами, из которых одна достигала 7 м. толщины, другая – 7,8 м, а третья – 3,3 м. Одна из этих стен была

    икреплена башнями. Сложная система гидротехнических сооружений позволяла затопить окресности Ва-

    вилона. Через весь город мимо дворца проходила “священная дорога” для религиозных процессий, ведшая к храму Мардука. Дорога, вымощенная огромными каменными плитами и окаймленная крепостными сте-

    нами, украшенными изображениями львов, вела через монументальные крепостные ворота, носившие имя

    богини Иштар.


    Вавилония

    Вавилония – примитивно-рабовладельческое (ранне-рабовладельческое) государство Древнего Востока,

    располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города

    Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего

    расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть

    Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад,

    которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопо-

    тамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племе-

    нами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до на-

    шей эры племена аморитов.

    Начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры в Южной Месопотамии жили шумеры, язык которых

    относится к древнейшей группе языков народов Передней Азии. Племена, населявшие среднюю часть Дву-

    речья, говорили на аккадском языке, относящемся к семитической группе.

    Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и

    древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь

    занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Камен-

    ные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания

    оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных

    сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых про-

    тиворечий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привози-

    ли камень, дерево и руду.

    Обострение классовой борьбы привело к образованию древнейших рабовладельческих государств, ко-

    торые возникали в Аккаде, так же как и в Шумере, в третьем тысячелетие до н.э. В 24 веке до нашей эры царь Саргон I (2369-2314 до н.э.) объединил под своей властью Шумер и Аккад и создал ранне-рабовла-

    дельческую державу, столицей которой стал город Аккад (Агаде-Сиппар).

    Сохранившиеся документы указывают на развитие земледельческого хозяйства, всецело основанного на

    искусственном орошении. Были проведены новые каналы, оросительная система объединялась в общегосу-

    дарственном масштабе. Все хозяйство в целом основывалось на широкой эксплуатации труда рабов и сво-

    бодных общинников. Рабовладельцы смотрели на рабов, как на скот, налагая на них клеймо собственности. Все земли считались принадлежащими царю. Значительная часть их находилась в пользовании сельских общин и обрабатывалась свободными общинниками. Цари отчуждали часть общинных земель и передавали

    вельможам, чиновникам и военачальникам. Так возникло в первичной форме частное землевладение.

    Натуральное хозяйство в основном все еще господствовало. Оценка различных товаров иногда произво-

    дилась при помощи серебра или зерна. С увеличением количества продуктов развивалась меновая торгов-

    ля. Была введена единая система мер и веса. Некоторые города приобретали более широкое торговое зна-

    чение. С развитием рабовладения и торговли была связана военная политика. Цари Аккада предпринимали

    походы с целью захвата добычи, рабов, а также расширения торговых связей с соседними странами. Так,

    Саргон I ходил войной к “серебряным горам” (г. Тавр в Малой Азии) и к “кедровому лесу” (Ливан). Разви-

    тие торговли ускоряло процесс классового расслоения.

    Возникшая в результате острой классовой борьбы рабовладельческая деспотия, созданная Саргоном I и

    его преемниками, защищала интересы правящего класса рабовладельцев, стремившихся подавить классо-

    вый протест трудовых масс бедняков и рабов. Этой цели служил аппарат государственной власти. Было ор-

    ганизовано небольшое ядро постоянного войска, к которому во время войны присоединялось ополчение.

    Религиозная идеология использовалась для укрепления царской власти. Боги считались покровителями ца-

    ря, царской власти и государства, царей называли богами.

    К концу 23 в. до н.э. ослабленная классовой борьбой и длительными войнами аккадская рабовладель-

    ческая деспотия стала приходить в упадок. Последний удар Аккадскому царству нанесли горные племена

    гутиев, населявшие области Загра. Гутии вторглись в Месопотамию, опустошили страну и подчинили ее

    своей власти. В клинописных текстах описывается разорение страны завоевателями, которые разграбили богатые и древние города, разрушили храмы и увезли статуи богов как трофеи. Гутиям, однако, не уда-

    лось захватить всей Месопотамии. Южная часть Шумера сохранила некоторую независимость. В резуль-

    тате экономического упадка Аккада, разоренного гутиями, произошло перемещение торговых и полити-

    ческих центров на юг, а также расширение торговли южношумерийских городов, в частности Лагаша, в

    котором в это время правил Гудеа. Развитие торговли привело к дальнейшему усилению Шумера. Уту-

    хэгаль, царь Урука, возглавил борьбу против гутиев. Гутии были изгнаны из Месопотамии, что способс-

    твовало образованию большого Шумеро-Аккадского царства со столицей в Уре.

    Многочисленные деловые документы этого времени из архива Лагаша, Уммы и других городов указы-вают на значительное развитие хозяйства крупных рабовладельцев, в частности рабовладельческого хозяй-

    ства храмов. Государство приобретает все более централизованный характер. Прежние самостоятельные

    правители городов (патэси) становятся царскими наместниками. Дальнейшее развитие рабовладельческого

    хозяйства и внешней торговли приводило к усилению завоевательной политики царей 3-й династии Ура

    (2118-2007 до н.э.), которые объединили под своей властью почти всю Месопотамию. Шульги, царь Ура, завоевал страну Субарту в Северной Месопотамии и совершал походы в Элам, Сирию и даже в восточную

    часть Малой Азии.

    Однако последний расцвет Шумера был непродолжительным. В 21 в. до н.э. Месопотамию наводнили племена Элама, захватившие Шумер и образовавшие там новое царства с центром в Ларсе. С запада в до-

    лину Евфрата вторглись кочевые племена аморитов, которые осели в Аккаде, сделав своей столицей Исин.

    В эту эпоху возвысилось Вавилонское царство, основанное царями из династии аморитов (1-я вавилонская

    династия). Его центром стал город Вавилон, выгодно расположенный на скрещении торговых путей.

    Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры).

    Вавилонские войска завоевали Шумер, одержали ряд побед над северными государствами, в том числе и

    над государством Мари, расположенным к западу от Евфратаю Главным памятником этого периода явля-

    ется кодекс Хаммурапи. Государство как крупнейший земельный собственник было заинтересовано в даль-

    нейшем развитии оросительного земледелия. Принимались меры для расчистки старых каналов, сооруже-

    ния новых, для установки водочерпалок и равномерного распределения воды по всей стране. Наряду с зер-

    новым хозяйством широко распространялись садоводство и скотоводство. Из Вавилонии вывозили продук-

    ты сельского хозяйства. В кодексе Хаммурапи в качестве предметов торговли перечисляются хлеб, шерсть,

    масло и финики. Помимо мелкой розничной существовала и оптовая торговля. Развитие торговли и ростов-

    щичества влекло за собой дальнейшее социальное расслоение сельских общин и неизбежно приводило к

    развитию рабства.

    Большое значение имела патриархальная семья, в которой развивались древнейшие виды домашнего рабства: главе семьи должны были повиноваться все ее члены. Детей часто продавали в рабство. Другим источником рабства была долговая кабала. Бедняки принуждены были брать ссуды у богачей. Не имея возможности вовремя вернуть ссуду и высокие ростовщические проценты, должники, согласно кодексу

    Хаммурапи, возмещали свои долг личным трудом. Так должники становились фактическими рабами ссу-

    додателя, который их жестоко эксплуатировал. Стремясь несколько смягчить острые формы классовой борьбы, законодатель обязывал кредитора отпускать после трех лет службы родственников должника, от-

    данных им кредитору в долговую кабалу. Больше всего рабов поставляли войны, так как пленников обычно

    обращали в рабство. Рабовладение достигло значительного развития. Стоимость раба была невысокой и равнялась наемной плате за вола (168 грамм серебра). Рабов продавали, обменивали, дарили, передавали по

    наследству. Законы всячески защищали интересы рабовладельцев, они строго карали строптивых рабов, устанавливали наказания беглым рабам, грозили строгим наказаниям их укрывателям. Раб только иногда имел право владеть небольшим частным имуществом с разрешения своего хозяина.

    Формы примитивного рабовладения постепенно разрушали сельскую общину. Все земли считались при-

    надлежащими царю, который мог отчуждать общинные земли, передавая их отдельным лицам: это также вело к распаду общин и постепенному уменьшению общинного землевладения. Наряду с общинным земле-

    владением существовало, хотя и в небольшой степени, частное землевладение, постепенно возраставшее в

    связи с распадом древних сельских общин. Многие земли сдавались в аренду частным лицам. В силу нату-

    рального хозяйства того времени арендная плата, как правило, взималась в виде определенной доли уро-

    жая. Частые войны приводили к разорению мелких землевладельцев и арендаторов, из среды которых вер-

    бовались войны в царскую армию. Войны получали от царя земельные наделы.

    Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных лю-

    дей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общин-

    ников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертыва-

    лась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государствен-

    ного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бед-няков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия. Все управ-

    ление страной было централизовано. Верховная власть сосредоточилась в руках царя, руководившего раз-

    личными отраслями управления при помощи множества чиновников. Население должно было платить

    налоги (на землю, скот и т.д.). Судебной властью были облечены правители городов и областей. Были и

    особые судьи. Существовали судебные коллегии “старейших и именитых людей города”. Для укрепления

    Реакционные буржуазные историки, затушевая рабовладение и классовую борьбу в Древнем Вавилоне, изображают государство “устойчивым, прочным, унифицированным”, а его деятельность благодетельной для народа. На деле Вавилонское царство было внутренне непрочным. Объединение всего Южного Меж-

    дуречья, осуществленное при Хаммурапи, просуществовало не более 25 лет. В середине 18 века до нашей эры Вавилонское царство стало клониться к упадку. Восстановления внутри страны и иноземные нашест-вия ослабили мощь Вавилонского царства. Шумер отпал от Вавилонии и стал самостоятельным царством с центром в Исине. С востока в долину Двуречья вторглись касситы. В течении более ста лет цари 1-й вави-

    лонской династии вели упорную борьбу с касситами за господство в Южной Месопотамии. При вавилон-

    ском царе Самсудитане в 1595 году до н.э. Вавилон опустошили хетты, но закрепить свою власть в стране

    они не могли. Разоренный Вавилон перешел в руки касситов. Касситский царь Агум II назвал себя царем

    страны Кашшу (касситов) и Аккада, царем страны Вавилона, гутиев и “четырех стран света”, претендуя,

    таким образом, на восстановление державы Саргона и Хаммурапи. Касситским царям не удалось основать большого и сильного государства. Вавилонское царство, называвшееся в то время Кардуниаш – Крепость

    земного правителя, ограничивалось в Средней и частично Южной Месопотамией. В 15 в. до н.э. касситские

    цари Кадашман-Энлиль и Бурнабуриаш, пытаясь укрепить свое влияние в Северной Месопотамии, стре-

    мились установить торговые и дружеские взаимоотношения с египетскими фараонами 18-й династии. Ставшая независимой усилившаяся Ассирия нанесла Вавилону в 13-12 вв. до н.э. тяжелые военные удары.

    Сохранившиеся царские жалованные грамоты на землю, начертанные на межевых камнях (кудурру), указывают на усиление частного землевладения, что приводило к постепенному ослаблению царской влас-

    ти. Это время ознаменовало политическим и культурным упадком Вавилона.

    Вавилон несколько усилился в середине 12 века при царе из династии вавилонского происхождения, сменившей касситов, - Навуходоносоре I, который одержал ряд побед над эламитами и ассирийцами и пре-

    тендовал на завоевание Сирии. В конце 2-го тысячелетия до н.э. в Южной Месопотамии появилось семит-

    ское племя халдеев, стремившееся завладеть Вавилоном. В 729 ассирийцы завоевали Вавилон. Халдейский

    вождь Меродах-Баладан, вступив в борьбу с ассирийцами, захватил Вавилон и одержал победу над асси-

    рийским царем Саргоном II в 721. Однако значительно более сильная Ассирия одержала верх в борьбе с

    халдеями. Сын и преемник Саргона II Синахериб во время одного из вавилонских восстаний против Асси-

    рии вновь завоевал Вавилонию и разрушил Вавилон в 689. Только в конце 7 в. Вавилон, воспользовавшись ослаблении Ассирии, освободился от господства ассирийцев. Халдейский полководец Набопаласар основал

    новую династию вавилонских царей. Опираясь на вавилонскую торгово-рабовладельческую аристократию и жречество, а также на военный союз с Мимдией, Набопаласар нанес тяжелое поражение Ассирии. В 612

    до н.э. халдейские и мидийские войска захватили и опустошили Ниневию. На развалинах разгромленной

    Ассирии выросло Ново-Вавилонское, или Халдейское, царство.

    Рабовладение в Вавилоне достигло в этот период наибольшего развития. Богатые рабовладельцы сосре-

    доточили в своих руках большие стада, владели крупными поместьями, считали себя собственниками воды и каналов, которые проходили по их землям. Укрепление частной собственности богачей на землю и на во-

    ду привело к еще более резкому классовому расслоению, к разорению общинников и мелких собственни-ков, которые с течением времени превратились в арендаторов, кабальных должников и рабов.

    Значительного развития достигла торговля. Вавилон стал крупнейшим торговым центром страны, где

    продавали и покупали продукты сельского хозяйства, изделия ремесла, недвижимость и рабов. Развитие

    торговли привело к сосредоточению больших богатств в руках крупных торговых домов “Сыновней Эги-

    би” в Вавилоне и “Сыновней Эгиби” в Ниппуре, архивы которых сохранились до наших дней. В связи с

    этим менялся и самый характер рабства. Старые формы примитивного домашнего рабства постепенно стали отмирать. Положение рабов резко ухудшилось. Увеличилось количество частновладельческих рабов.

    Набопаласар и его сын и преемник Навуходоносор II (604 – 561 до н.э.) вели активную внешнюю поли-

    тику. Навуходоносор II совершил походы в Сирию, Финикию и Палестину, где в это время пытались утвер-

    диться египетские фараоны 26-й династии. В 605 году до нашей эры в битве при Кархемише вавилонские

    войска разбили египетскую армию фараона Нехо, которого поддерживали ассирийские отряды. В результа-

    те победы Навуходоносор II захватил всю Сирию и продвинулся до границ Египта. Однако Иудейское царство и финикийский город Тир оказали, при поддержке Египта, упорное сопротивление Навуходоно-

    сору II. В 586 году до н.э. Навуходоносор II после осады занял и разрушил столицу Иудеи Иерусалим, пере-

    селив в “вавилонский плен” большое количество иудеев. Тир в течении 13 лет выдерживал осаду вавилон-

    ских войск и не был взят, но впоследствии подчинился Вавилону. Навуходоносору II удалось одержать верх над египтянами и вытеснить их из Передней Азии.

    Последний расцвет Вавилона при Набопаласаре и Навуходоносоре II нашел свое внешнее выражение в

    большой строительной деятельности этих царей. Особенно крупные и роскошные сооружения были возд-

    вигнуты Навуходоносором, который заново отстроил Вавилон, ставший крупнейшим городом Передней

    Азии. Навуходоносор II выстроил большой дворец, роскошно украсил религиозно-процессионную дорогу и

    “Ворота богини Иштар”, соорудил “дачный дворец” со знаменитыми “висячими садами&r


    Более чем декоративная композиция, при этом лишенная динамизма. Искусство Нового Вавилона создало мало оригинального, оно повторяло лишь с большей и порой чрезмерной пышностью образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией. Это было искусство, которое мы бы ныне назвали академическим: форма, воспринятая как канон, без той свежести, непосредственности и внутренней оправданности, которые некогда...

    Культуры. Одновременно в течение III тысячелетия до н.э. идет интенсивное разложение первобытного строя и формирование социально-расчлененного общества в областях, примыкающих к великим цивилизациям Древнего Востока, – в Северной Месопотамии, в Иране, на юге Средней Азии, в Малой Азии, в Восточном Средиземноморье. Повсюду отмечаются признаки социальной и имущественной дифференциации, развиваются...

    Писаные законы были рассчитаны, очевидно, только на царские суды и они вовсе не представляют свода всего действовавшего права. Тем не менее Законы Хаммурапи, являясь плодом огромной работы по сбору, обобщению и систематизации правовых норм древней Месопотамии, дают достаточно адекватное представление о системе действовавшего тогда судопроизводства. IX. Заключение Самым почитаемым богом...

    ... : если мушкенум ударит по щеке мушкенума - он должен отвесить 10 сиклей серебра в 6 раз меньше. Старый обычай искупительного штрафа вплетается здесь в общую ткань правовой системы Вавилона. Другой пример дают ст. 23-24 Законника. Первая из них обязывает сельскую общину возместить убыток, нанесенный человеку грабителем, если преступление совершено на территории общины, а виновный не найден, ...

    Среди городов Древнего Востока Вавилон был, пожалуй, самым почитаемым. Само название города - Баб-Илу ("Ворота Бога") - говорило о его святости, об особом покровительстве богов. Верховному вавилонскому богу Мардуку поклонялись многие народы, даже не подвластные Вавилону, его храмы и жрецы получали богатые дары от соседних царей.

    Вавилон не был одним из древнейших городов Междуречья - шумерские города Ур, Урук, Эреду и другие были примерно на тысячу лет старше. Дважды Вавилон становился столицей могущественной державы. Первое его усиление охватывает период примерно с 1800 до 1700 г. до н. э. Историки называют его "старовавилонским". Второй период подъёма после крушения Ассирийской державы также продолжался около столетия (626-539 гг. до н. э.). Эти годы принято обозначать как время существования "нововавилонского" царства.

    Небольшое поселение на месте будущего Вавилона существовало, вероятно, ещё во времена шумеров. Городом Вавилон стал после захвата Междуречья кочевниками-амореями около 2000 г. до н. э. Амореи победили Шумеро-Аккадское царство и широко расселились по его территории. Одним из их опорных городов и стал Вавилон.

    Город располагался в очень удобном месте - там, где сближаются реки Евфрат и Тигр и от главного русла Евфрата начинают отделяться многочисленные протоки. Положение Вавилона было очень благоприятным для занятия торговлей, но амореи вряд ли думали об этом. Захват Междуречья нарушил сложившиеся связи, дороги стали опасными, каналы мелели и зарастали. На лишённых полива полях кочевники пасли овец.

    Но запустение оказалось недолговременным. Крупные царские хозяйства распались. Больше никто не гнал сельских жителей на полевые работы, не собирал весь урожай в царские амбары, не вёл долговых записей на глиняных табличках. Крестьяне работали теперь на небольших клочках земли, которые были их собственностью. Хозяева сами решали, что им выращивать - ячмень или финиковые пальмы, и сами распоряжались урожаем. С приходом амореев в Междуречье стало больше коров и овец. Сельские жители смогли удобрять поля навозом и пахать на быках, а не рыхлить землю вручную.

    Перестали существовать и царские ремесленные мастерские: ведь уже никто не заботился о подвозе древесины, металлов, пряжи и драгоценных камней... Зато появилось много мелких мастерских.

    Раздробление огромных хозяйственных объединений на мелкие привело к тому, что после налаживания торговых связей, восстановления каналов и орошения заброшенных полей в стране начался невиданный подъём. Государство не подавляло активность крестьян и ремесленников и не отбирало основную часть произведённых ими продуктов или изделий. Возникает множество рынков, на которых можно было продать или купить рыбу, финики, зерно, ткани и другие товары, нанять умелого работника. Появляются излишки продуктов и изделий. Их скупают и продают за пределами страны богатые торговцы-тамкары. Обратно они привозят в основном рабов: в Междуречье стало не хватать рабочей силы.

    К 1800 г. до н. э. Междуречье оправилось от последствий разорения и превратилось в цветущий, заботливо ухоженный сад. Новые способы ведения хозяйства способствовали укреплению новых центров, таких, как Вавилон, потому что старые города с трудом приспосабливались к хозяйственной независимости ремесленников и крестьян.

    Первые правители небольшого Вавилонского царства вели осторожную политику. Они заключали союзы с сильными соседними государствами - Ларсой, Исином, Мари - и при этом точно выбирали наиболее выгодного партнёра. Таким образом первые пять вавилонских царей смогли значительно расширить свои владения, но вровень со своими союзниками Вавилон пока не встал.

    Положение меняется при шестом царе Вавилона - Хаммурапи, одном из величайших политиков древности. Он правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного по тогдашним меркам государства, включавшего в себя основную часть Междуречья. Продуманная система политических союзов помогла ему разгромить противников; причём нередко - чужими руками. В конце концов вавилонский царь расправился и со своим главным союзником, царём северного государства Мари, которого звали Зимри-Лим.

    После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы его владения опять не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. С другой стороны, Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, собирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности, относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашёл приёмы, позволяющие царю управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи".

    В 1901 г. французские археологи обнаружили во время раскопок в Сузах, столице древнего Элама, большой каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов в основном и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной.

    Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых "мушкену". Мушкену считались приближёнными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей.

    Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги в основном зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Не мудрено, ведь среди тамкаров были не только тор-говцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны.

    Во введении к законам Хаммурапи говорит: "...Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость и улучшил положение людей". Напомним, что Мардук был самым почитаемым богом Вавилона. Царь, таким образом, пытается примирить интересы разных людей - тамкаров, мушкену, воинов, простых общинников, опираясь на волю верховного божества.

    Мардук, по словам Хаммурапи, не просто награждает покорных и наказывает ослушников - бог даёт людям свод правил, устанавливающих справедливость в их взаимоотношениях друг с другом. Но - через царя!..

    Хаммурапи так и не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжёлых поражений от своих соседей, и её владения сократились. Началась полоса неудач. В 1595 г. до н. э. старовавилонское царство было уничтожено вторгшимися хеттами и касситами, которые потом правили Междуречьем около 400 лет.

    Но Хаммурапи всё же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ бога, устанавливающего согласие между людьми.

    Начиная с правления Хаммурапи Вавилон около 1200 лет был культурным и научным центром Передней Азии. Многие достижения древних вавилонян вошли в современный быт: вслед за вавилонскими жрецами мы делим год на двенадцать месяцев, час - на минуты и секунды, а круг - на триста шестьдесят градусов. Благодаря трудолюбивым вавилонским писцам мы знаем содержание шумерских преданий. Причём отдельные рассказы сведены ими в большие циклы, а их содержание умело приспособлено к современности.

    Научная и культурная жизнь Вавилона оказалась мало зависимой от перемен в его политической судьбе. Менялись цари и завоеватели, а в Вавилоне так же почитали Мардука, собирали библиотеки и обучали в специальных школах молодых писцов.

    В 689 г. до н. э. Вавилон в наказание за постоянные мятежи был полностью разрушен по приказу ассирийского царя Синаххериба. Через некоторое время город был отстроен вновь и обрёл невиданный прежде блеск. Вершины своего расцвета он достигает при вавилонском царе Навуходоносоре II (605-562 гг. до н. э.). Вместо узких кривых улочек были проложены прямые длинные улицы протяжённостью до 5 км, которые использовались для торжественных процессий; они делили город на правильные кварталы. Было воздвигнуто великолепное святилище - семиступенчатый, похожий на пирамиду храм высотой 91 м. Такие сооружения в Междуречье называли "зиккурат".

    Восхищение современников вызывали и две мощные оборонительные стены Вавилона: каждая 6-7 м толщиной. Главный вход в город был через великолепно украшенные ворота, посвящённые богине Иштар. На них царь Навуходоносор II написал: "Я строил Вавилон, прекраснейший из городов... У порога его ворот поставил я огромных быков и змеев с ногами, чего не придумал до меня ещё ни один царь". Некоторые из рельефных изображений диковинных животных на воротах Иштар археологами найдены и восстановлены; по замыслу царя, они должны были отпугивать от города врагов.

    К семи чудесам света причисляли в древности и созданные по приказу вавилонских царей "висячие сады", в которых деревья как бы взбирались под самое небо. Такой эффект достигался благодаря тому, что они были посажены на специально выстроенных террасах, примыкающих к царскому дворцу. По-видимому, уход за деревьями требовал больших хлопот, но правителей Вавилона это не смущало. Своей цели они добились - люди были поражены...

    Впечатление, которое производил Вавилон, было столь сильным, что даже через 130 лет после создания этих великолепных зданий греческий историк Геродот писал о нём как о "славнейшем и самом могущественном" городе в Междуречье. Около 600 г. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200 000 человек - это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру. И дело было не в том, что иранцы казались хитроумным вавилонским купцам лучшими хозяевами, чем собственные цари. Вавилон мог позволить себе не мериться силой с царями; ему и без того суждена была слава в веках.

    А.Чернышов

    ВАВИЛОН [шумер. Кадингирра ("врата бога"), аккад. Бабилу (тот же смысл), лат. Babylon], древний город на севере Месопотамии, на берегу Евфрата, к юго-западу от современного Багдада, близ города Хилла. Основан, видимо, шумерами, но впервые упоминается во времена аккадского царя Саргона Древнего (2350-2150 до н. э.). Был незначительным городом вплоть до утверждения в нем так называемой Старовавилонской династии аморейского происхождения, родоначальником которой был Сумуабум. Представитель этой династии Хаммурапи сделал Вавилон крупнейшим политическим, культурным и экономическим центром не только Месопотамии, но и всей Передней Азии. Вавилонский бог Мардук стал главой пантеона. В его честь, помимо храма, Хаммурапи начал воздвигать зиккурат Этеменанки, известный как Вавилонская башня.

    Хаммурапи уделял особое внимание строительству городских укреплений, мелиоративных и ирригационных сооружений в Междуречье, заботился не только о возведении новых строений и храмов, но и о нуждах отдельных людей. Свою стелу с записями законов он поставил для всеобщего обозрения. Однако наследники Хаммурапи, лишенные его способностей, утратили контроль над большей частью страны: в Вавилон вторглись хетты под преводительством Мурсили I, в 1595 до н. э. разграбившие и разорившие город.

    После ухода хеттов власть перешла к касситам (около 1520). В начале первого тысячелетия до н. э. царь Ассирии Тукульти-Нинурта I разбил вавилонское войско и захватил в плен царя. Вавилоняне через год подняли восстание, закончившееся для них неудачно: ассирийский царь разрушил городские стены, разграбил имущество и даже статую Мардука отправил в Ассирию. После его смерти Вавилон на короткое время обрел независимость, но подвергся сокрушительным атакам эламитов, изгнавших окончательно касситов около 1160 до н. э. В результате этого Вавилон лишился многих ценностей, в том числе и стелы Хаммурапи, которая была увезена в Сузы - столицу Элама.

    Начавшиеся в Ассирии внутренние смуты дали возможность Вавилону вновь отстроиться, но борьба с Ассирией практически не прекращалась. Тиглатпаласар I вновь захватил Вавилон, но разрушил лишь царские дворцы и посадил в городе своего наместника. Кочевые племена семитов-арамеев, смешавшись с местным населением, вновь отстроили город. С 1050 на престоле утвердилась арамейская династия. Мощный подъем Ассирии в это время вновь привел к столкновениям, в которых перевес был на стороне профессионального ассирийского войска. Город несколько раз занимался ассирийцами, но цари Ассирии щадили его как древний религиозный центр и не применяли к его жителям своих обычных методов тотального переселения. Салманасар III даже ввел в свой дом вавилонянку Семирамиду, будущую великую правительницу.

    Со времен Тиглатпаласара III Вавилон был включен в состав Ассирии (732 до н. э.), но царь Ассирии оказал городу особое уважение - выполнив обряд касания руки Мардука и таким образом признав себя преемником вавилонских царей, он обязался соблюдать местные законы. Такую же политику по отношению к Вавилону проводил и Саргон II, развернувший в городе оживленное строительство. Но его сын Синахериб в ответ на интриги арамейских князей с Эламом в 689 полностью разрушил город. Статуи Мардука и Царпаниту были увезены в Ашшур. Но сын и преемник Синахериба, Асархаддон, заново отстроил город, богато украсил храмы. После смерти Асархаддона Вавилон отошел к Шамашумукину, ингриговавшему против своего брата и наследника Ассирии, Ашшурбанипала. Ашшурбанипал захватил все города своего брата, в том числе и Вавилон, но пощадил жителей великого города, построил в нем много сооружений. После смерти Ашшурбанипала в Ассирии возникли смуты, царство ослабело, чем воспользовались арамеи-халдеи, добившиеся независимости, а затем перешедшие в наступление. Набопаласар сравнял с землей столицу Ассирии Ниневию, а в Вавилоне основал Нововавилонскую, или Халдейскую, династию.

    Свою главную задачу Набопаласар видел в украшении и обновлении города. Он начал восстанавливать зиккурат Этеменанки, посвященную Мардуку. Сын Набопаласара, Навуходоносор, вел многочисленные войны, за сорок лет своего правления превратив город в самый великолепный на Ближнем Востоке и во всем тогдашнем мире. В Вавилон Навуходоносор привел в плен целые народы. Город при нем развивался по строгому плану. Были построены и украшены Ворота Иштар, Дорога процессий, крепость-дворец с Висячими садами, вновь усилены крепостные стены.

    Строительство Этеменанки было доведено до конца. Один из дворцов был отдан под собрание произведений искусства из завоеванных стран - это был, вероятно, первый музей в мире. Один из преемников Навуходоносора, Набонид, стремясь сохранить завоевания, подолгу не жил в Вавилоне. Он объявил своим покровителем не Мардука, а бога луны Сина, к тому же под предлогом экономии отменил пышные празднования нового года (кульминационный момент культа Мардука), тем самым нажив врагов в лице влиятельных жрецов Мардука. Они вступили в сговор с Киром, с радостью приняли войска персов.

    При Кире Вавилон, уже не будучи столицей, оставался процветающим экономическим и культурным центром. Народы, переселенные в Вавилон, Кир вернул на родину. Однако при преемниках Кира в городе вспыхивали восстания, после одного из которых Дарий в 521 до н. э. повелел разрушить городские стены. Но город по-прежнему оставался важным центром державы Ахеменидов, экономическим центром Ближнего Востока, где совершались важнейшие финансовые операции и существовали на протяжении поколений настоящие банкирские дома. В 479 до н. э. после очередного восстания Ксеркс разрушил многие строения, в том числе и Этеменанки, приказал расплавить статую Мардука, а празднования нового года отменил.

    Вероятно, он убил и выслал большинство жрецов, после чего Вавилон как религиозный всемесопотамский центр более не существовал, персидские цари перестали включать его в свою титулатуру, однако через город по-прежнему проходили торговые караваны и многие знаменитые постройки еще стояли. Побывавший здесь Геродот (между 470 и 460 до н. э.) увидел многонаселенный город с красивыми зданиями, каменным мостом, хотя историк уже не упоминает о Воротах Иштар, Дороге процессий, Висячих садах. В 331 в город вступили войска Александра Македонского, встреченные так же восторженно, как некогда войска Кира. Александр признал культ Мардука и выбрал Вавилон столицей своей будущей мировой державы.

    В городе развернулось активное строительство и реставрационные работы, однако смерть Александра прервала их. Диадох Селевк переселил большую часть жителей в основанную им недалеко от Вавилона на берегах Тигра столицу своего царства Селевкию. Вместе с тем и в Вавилоне он осуществил несколько построек: вероятно, еще при Александре был построен греческий театр к северо-востоку от храма Мардука. Вавилонская культура попала под влияние эллинизма, клинопись использовалась мало, и написанная в этот период история Вавилонии Бероса создавалась по-гречески. С упадком Селевкидов в Вавилоне воцарились парфяне (140 до н. э.), и город не раз становился местом столкновения Парфянского царства и Рима. В 115 он был завоеван Траяном, в 199 - Септимием Севером. Находясь на окраине Парфянского царства, Вавилон постоянно приходил в упадок, торговые пути уже огибали его. Жилища этого времени примитивны, собраны из обломков старых зданий, население города сильно уменьшилось, коренное население в этот период почти вымерло. В 227 после гибели Парфянского царства Вавилон отходит к Сасанидам, продолжая неуклонно вымирать. После арабского завоевания 624 остается небольшая деревушка, хотя арабское население и хранит память о великом городе, спрятанном под холмами.

    В Европе Вавилон был известен по упоминаниям в Библии, отразивших те впечатления, которые он некогда произвел на древних евреев. Описание Геродота составлено по впечатлениям от путешествия, но в деталях "отец истории" не вполне точен, так как он не знал местного языка. Поздние греческие и римские авторы не видели Вавилона своими глазами, а основывались на том же Геродоте и рассказах путешественников, всегда приукрашенных. Лишь немногие европейские путешественники посещали Месопотамию после арабского завоевания. Знаменитый же еврейский путешественник Вениамин из Туделы интересовался лишь жизнью местных еврейских общин.

    Интерес к Вавилону вспыхнул после того как итальянец Пьетро делла Валле в 1616 привез отсюда кирпичи с клинописной надписью. Вавилон с деревушкой Хилле отождествил датский ученый К. Нибур в 1765. В дальнейшем английские путешественники, в большинстве эмиссары правительства и деловых кругов, описывали и исследовали холм. Здесь пытался вести раскопки уже добившийся успеха находкой библиотеки Ашшурбанипала О. Г. Лэйярд (1850), но найденные мелкие предметы не показались ему достойными внимания. Большего успеха добилась немецкая экспедиция Р. Кольдевея (1899), которая и положила начало систематическим раскопкам. Экспедиция сразу же открыла развалины дворца Навуходоносора в холме Каср. Немецкая экспедиция до Первой мировой войны, когда работы были свернуты из-за наступления английской армии, раскопала значительную часть Вавилона периода расцвета. Многочисленные реконструкции представлены в Берлинских государственных музеях (Переднеазиатский музей).

    В пору своего расцвета город был виден издалека по башне Мардука. На Вавилонской равнине Евфрат превращался в широкую реку, делящую город на две неравные части. Навуходоносор окружил Вавилон двумя рядами мощных крепостных стен с каналами между ними. Широкий мост через Евфрат связывал две части города. Дворец Навуходоносора находился в западной части города, рядом располагалась башня Мардука - зиккурат Этеменанки (90-метровая Вавилонская башня). У северных ворот вблизи стен находилась резиденция царя на кирпичном 18-метровом основании, окруженная садами.

    Дорога процессий, предназначенная для новогодних церемоний, вымощенная цветным кирпичом и окруженная роскошными строениями вела к воротам Иштар, единственным из восьми городских ворот, покрытыми драгоценными глазурованными кирпичами с рельефами. Сам Навуходоносор называл дорогу "Аибур-шабу" - "Врагу не добиться победы". Дорога процессий кончалась у храма Мардука - Эсагила, окруженного высокой стеной и открывавшегося лишь для служб в определенные дни года. У храма находился центр города, сюда по воде и суше в дни новогодних торжеств прибывали люди со всей Месопотамии. Планировка Вавилона отличалась прямыми длинными улицами. Широкие улицы связывали восемь городских ворот с центром Старого города. Кварталы имели свое название, многие улицы и кварталы населялись по профессиональному признаку. Всего в Старом городе было свыше пятидесяти храмов. Возле храма Мардука располагалась главная базарная площадь. Город на восточном берегу был окружен, кроме общегородских, своими стенами. Со Старым городом его связывал первый в мире каменный мост длиной 123 м.

    Большинство зданий и храмов строилось из необожженного кирпича и требовало частого ремонта и подновления. При ремонте храмов разыскивались закладные надписи, делавшиеся обычно в виде глиняных цилиндров, и о находке такой надписи сообщалось в новой. Большинство городских жилых зданий было построено по одинаковому плану, на улицу они выходил глухой стеной без окон, а внутри имели садики. Здесь существовал водопровод и канализация. Основу городского населения составляли ремесленники и торговцы. Широко была распространена грамотность.

    Ворота Иштар

    Вавилон («Врата Бога») – величественный город в Месопотамии Древнего мира, столица государства «Вавилония» – в далеком прошлом являлся центром «мирового царства». Сейчас же это древние руины, расположенные примерно в 90 км на юг от Багдада (Ирак).

    История «Вечного обиталища царственности»

    Возникновение Вавилона приходится на вторую половину третьего тысячелетия д.н.э., на берегах реки Евфрат в центре Месопотамии.

    • К началу 2 тысячелетия д.н.э. относят к основанию в небольшом тогда Вавилоне новой династии. Когда на престол взошел Хаммурапи Вавилон превратился в политический центр и сохранял эту позицию более тысячелетия.

    Интересный факт: Вавилон в период правления Хаммурапи получил статус «вечного обиталища царственности».

    Вавилон, как столица Южной Месопотамии, богател и быстро развивал торговлю и ремесла. Рост в экономическом секторе сказался на облике Вавилона, превратив его в роскошный и царственный город. Менялись архитектура, дороги и план застройки.


    Вавилонский лев

    • Событие-трагедия для Вавилона (689 год д.н.э.) произошло в период агрессии царя Ассирии Синаххериба, который впал в ярость от неповиновения Вавилона. Синаххериб разрушил столицу, и город, который был раскопан археологом Кольдвеем, не старый Вавилон, а отстроенный и восстановленный новый.
    • После смерти ассирийского царя Вавилоном правил Навуходоносор. Период его власти (604-562 годы д.н.э.) – эпоха апогея развития Вавилонии — экономического, социального и культурного.

    Вавилон, благодаря военным завоеваниям страны, стал центром притока материального и культурного богатства. Благодаря чему в Вавилоне была осуществлена грандиозная реконструктивная деятельность, столица стала наибольшим и наибогатейшим центром древнего Ближнего Востока.

    Особенности постройки и архитектуры Вавилона

    План города представлял собой разделение на 2 части – Старый и Новый города, которые располагались по разным берегам Евфрата. Левый берег – область Старого города. Здесь были размещены богатые владения. А на правом берегу реки был Новый город. Тут проживали преимущественно простые горожане.

    Старый и Новый города связывались огромным каменным мостом. Довольно длинные прямые улицы проходили сквозь весь город, разделяя его на кварталы прямоугольной формы.

    Национально — культурное разнообразие

    Вавилон был крупной столицей, численность населения которого составляла примерно 200 тысяч жителей. Помимо вавилонян в городе проживали люди других культур, языков и национальностей. Были и насильно завезенные рабы, пленники. Представители той или иной культуры говорили на своих языках и следовали своим традициям.

    «Чудеса» Вавилона

    Этот город-легенда был не только могущественным центром, но и являлся невероятно красивым городом. Геродот назвал его самым красивым местом из всех, что он видел. Сады Семирамиды (Висячие Сады) и Вавилонская башня, которые являются Чудесами Света, ворота богини Иштар, семиярусная башня Зиккурат и вавилонский лев – это то, что Вы обязательно должны увидеть, если соберетесь посетить руины Вавилона.

    • 539 год – время завоевания Вавилона персами. После восстания 479 года город утратил независимость и статус государственной столицы и важнейшего центра культуры.

    Позже жителей Вавилона стали переселять в Селевкию-на-Тигре – новую столицу. В конечном итоге от Вавилона осталось бедное поселение, которое вскоре тоже исчезло. Некогда великий, могущественный город царей и богов превратился в засыпанные песком и забытые руины.