Пассажирский автотранспорт

Почему плохие привычки пристают к нам гораздо быстрее, чем хорошие. Что такое привычка – полезные и вредные привычки, их профилактика

Плохие привычки есть у всех. Что в рейтинге вредных привычек человечества, можно прочитать А у вас каких привычек больше? Что они делают с вами и вашей жизнью?

Плохие привычки людей

Привычки - полотно нашего существования. Можно даже сказать: человек – совокупность его привычек. Привычки бывают разные: привычка думать определенным образом (привычки мышления), привычка действовать или бездействовать (привычки действия), но все они взаимосвязаны и ведут нас либо вверх к прогрессу, либо вниз к деградации. Бездумное отношение к привычкам может привести к плачевным результатам.

Иногда мы достаточно легко относимся к ним, не задумываясь о долгосрочных итогах.

Подумаешь, опаздываю на встречи, так всего-то на 5-10 мин, а в душе я обязательный и пунктуальный человек.

Ничего страшного, что просиживаю за компьютером часами, я так работаю и общаюсь с друзьями, а человек я здоровый, мне не повредит.

Семья меня любит, уважает, понимает, и если я после трудового дня, приношу кипу рабочих бумаг домой, чтобы еще что-то доделать, беды большой не будет.

Убеждения по поводу привычек.

1. Эта привычка позволяет мне чувствовать себя лучше.
2. Так поступают все вокруг.
3. Да, у меня плохая привычка, и я знаю о ее последствиях, но, я думаю, что со мной этого не произойдет.
4. Я достоин того, чтобы расслабиться хотя бы раз в неделю.
5. Данная привычка сильнее меня.
6. Меня так воспитали, тут уж ничего не изменить.
7. У меня уже были попытки избавиться от нее, но ничего не вышло. Наверно, это просто невозможно.
8. Я могу отказаться от моей вредной привычки в любой момент. Завтра займусь этим.
9. Именно эта привычка – единственная радость в моей жизни. Зачем я буду от нее отказываться?

Как определить «вредность» привычки?

На уровне ощущений

1. испытываете чувство вины.
2. ощущаете недовольство собой.
3. раздражаетесь, когда вам указывают на нее.

На уровне сознания:

1. подумайте, какую более глубокую проблему вы затушевываете своей плохой привычкой, на что вы «закрываете глаза» (одиночество, низкая , бесцельность существования, отсутствие любви).
2. определите, какой она приносит вред сейчас (тратите , ухудшаете отношения, портите карьеру)
3. запишите, какой результат будет через 5 лет, 10 лет (если курение – бронхит, дыхательная недостаточность, рак; если переедание – лишний вес, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, инфаркт, инсульт; если посвящаете все работе – охлаждение в отношениях семьей, не семья, а «чужие люди в одной квартире», развод, непонимание и холод в отношениях с детьми)

Есть еще желание иметь плохую привычку?

Чтобы бороться с плохими привычками, нужно знать их в лицо. Глубинные причины лежат в наших негативных привычках мышления, отрицательных установках, неверных убеждениях.

15 плохих привычек.

1. Думать о себе в негативном ключе. Сомневаться в себе. Ставить себя на последнее место.

2. Обвинять себя в том, что происходит. Не все в жизни зависит от вашей конкретной личности. Есть область, где мы можем действовать, творить, менять – , но существует и другой, где события нам неподвластны.

3. Сравнивать себя с другими. Нет совершенно одинаковых людей. Любой из нас уникальное существо. У каждого свое предназначение, цели и задачи. Мы в разных "весовых категориях". Есть смысл только в одном сравнении: сравнении себя сегодняшнего с собой вчерашним.

4. Делить мир на хорошее и плохое, черное и белое, без оттенков. Идеализация одного и полное отрицание другого – перекос в восприятии мира, непринятие его многообразия, не позволяет целостно ощущать мир, принимать таким, как он есть.

5. Коллекционировать печальные, трагические событий . Такое накручивание отрицательной энергии создает негативную ауру у человека и притягивает подобное в его жизнь.

6. Делать преждевременные выводы , не дослушав, не разобравшись, не поняв. Руководствуюсь только своим опытом и установками, не желая шире взглянуть на события, предметы, отношения, не желая услышать другую точку зрения, человек получает то, что получал всегда, видит то, что видит всегда. И упускает, теряет информацию, делает поспешные умозаключения.

7. «Делать из мухи слона» - видеть трагедию там, где всего лишь произошли неприятности, возникли временные трудности или препятствия.

8. Мыслить и действовать штампами , придуманными правилами, устаревшими принципами. Ярлыки и стереотипы мешают видеть истинное положение вещей, настоящее значение событий.

9. Закрываться, замыкаться на себе , быть «премудрым пескарем». Человек, который считает мир враждебным и изолирует себя от него, избегает не только негативные воздействия окружающего мира и общества, он лишает себя и всего того, прекрасного, что есть в жизни: дружба, любовь, взаимопонимание, доброта, радость.

10. Делать и терпеть то, что не нравится. Это жизнь, как на вокзале, когда ждешь и думаешь, что вот, скоро приедет поезд и увезет тебя в хорошую жизнь. Но, ничего не меняется, вокзальное существование продолжается, человек продолжает ждать лучших времен. А неумолимое время отсчитывает драгоценные минуты жизни.

11. Оглядываться на чужое мнение. Другие люди судят по себе, из своего опыта, интеллекта, способностей. Только сам человек может знать ту истину, которая делает осмысленным его существование. Вера в себя, в свою , убеждение в правильности своего пути – путь, ведущий человека туда, куда он желает попасть, путь к счастью.

12. Откладывать дела на потом. Отложенные дела фиксируются в нашем мозге и создают некую свалку недоделанных дел, мы постоянно мысленно возвращаемся к этой куче не доведенных до ума действий и в трансе отползаем обратно. По мере роста объема этой груды дел, она сильнее притягивает к себе, наши мысли крутятся вокруг нее, что забирает энергию и силы, и, как следствие, накапливает такие дела дальше и дальше. Человеку уже физически тяжело выполнять когда-то принятые решения. Теперь нет того драйва и эмоций, которые питали желание его выполнить, а есть огромный вал дел, которые давит и пугает своими размерами.

13. Искать везде . Критика полезна и помогает меняться и двигаться дальше, но не всем она приятна. Лучше критиковать себя и делать себя лучше. В общении важно делать акцент на положительном, обращать внимание на достоинства и плюсы.

14. Быть злопамятным. Если человек хранит в душе обиду, он вредит, прежде всего, себе. Обида магнит для неприятностей, болезней, депрессии. Учитесь прощать, отпускать, очищайте душу от обид, не копите их. Этот клад вам не к чему.

У человека всегда есть . В точке выбора определяется путь, по которому мы пойдет и его конечный результат. Что заказывать будете?

Что такое привычка? Привычка это приобретённая манера. Она имеет пассивный характер и возникает в результате повторения действий, которые постепенно становятся бессознательными и механическими. Чтобы возникла привычка, важна заинтересованность личности: мы никогда не привыкаем полностью к неприятной нам вещи, но зато охотно привыкаем к вещи приятной


Привычки формируются в повседневной жизни и разрушаются с большим трудом. Постоянное повторение некоторых действий становится для человека потребностью, и он уже не представляет себя без этой привычки. Привычка вторая натура (Аристотель); Ничто так не нуждается в исправлении, как чужие привычки (Марк Твен); Чем больше привычек, тем меньше свободы (Эммануил Кант); Привычка есть привычка, её не выбросишь за окошко, а можно только вежливенько, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы (Марк Твен).










Вредные привычки Привычка это характерная форма поведения человека, которая в определённых условиях приобретает характер потребности. Если привычка оказывает негативное воздействие на организм человека, на его здоровье, разрушает его жизнь это вредная привычка.


Почему сохраняются привычки? Многие вредные привычки имеют характер зависимости, то есть человек знает о вреде привычки, но не может от неё избавиться из-за того, что она приносит кратковременное удовольствие или облегчение. Некоторые вредные привычки сохраняются, потому что человек не подозревает о своей привычке либо не считает её вредной (во всяком случае, для себя).


Курение вдыхание дыма препаратов, преимущественно растительного происхождения, тлеющих в потоке вдыхаемого воздуха, с целью насыщения организма содержащимися в них активными веществами путём их возгонки и последующего всасывания в лёгких и дыхательных путях. Как правило, применяется для употребления курительных смесей, обладающих наркотическими свойствами (табак, гашиш, марихуана, опиум, крэк и т. п.) благодаря быстрому поступлению насыщенной психоактивными веществами крови в головной мозг.


Алкоголь Причины, по которым подросток впервые попробовал алкоголь, могут быть разными: с подачи родителей или в компании сверстников. с подачи родителей Но не стоит недооценивать вред алкоголя для молодого организма, даже если он пока ограничивается только пивом или баночными коктейлями.вред алкоголя


Удар в мозг Содержащийся в алкогольных напитках этанол, он же этиловый спирт, влияет на головной мозг, который в подростковом возрасте находится на стадии структурных и функциональных изменении, поэтому особенно уязвим для влияния химических веществ. Наступает задержка развития мышления, нарушается выработка нравственных и этических норм, могут угаснуть уже проявившиеся способности. Под действием алкоголя подросток буквально тупеет: и интеллектуально и эмоционально. А недостаточно зрелый мозг подростка быстрее формирует зависимость от алкоголя.


Удар в живот Печень подростка разрушается под действием алкоголя гораздо быстрее, чем у взрослого человека, ведь, механизмы работы ферментов в печени еще не сформированы окончательно. Алкоголь приводит к жировому перерождению клеток печени и нарушению синтеза витаминов, ферментов, белкового и углеводного обмена. Наблюдаются и сбои в работе желудочно-кишечного тракта под действием алкоголя изменяются свойства и количество желудочного сока, нарушается работа поджелудочной железы, что может привести не только к панкреатиту, но и к диабету. Даже самое легкое пиво сильное мочегонное средство. И, если его употреблять регулярно, из организма вымываются минеральные и питательные вещества, потеря которых для растущего организма подростка может оказаться невосполнимой. А сладкие слабоалкогольные коктейли в баночках, очень популярные в подростковой среде настоящая гремучая смесь из сахара, красителя и спирта. Которая, помимо дозы алкоголя, поставляет в организм подростка избыточное количество калорий. Нередко в таких баночках содержится и кофеин, негативно влияющий на нервную и сердечно-сосудистую системы.коктейли в баночкахсахара кофеин


Удар по будущему Сексуальные контакты без контрацепции в подростковой среде чаще всего случаются именно «по пьяни». Подобные случайные связи могут привести к заражению инфекциями, передающимся половым путем, гепатиту В и С, ВИЧ-инфицированию. Нередко незащищенный секс может стать причиной ранней беременности у девочек, аборта и следующих за ним гинекологическим проблемам.без контрацепции Все остальное Не закончивший свое формирование организм очень болезненно отвечает на поступающий в него этанол. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы: появляются тахикардия, перепады артериального давления. Иммунная система перестает полноценно выполнять свои функции: употребляющий алкоголь подросток становится очень восприимчив к инфекционным заболеваниям. И не только простудным среди выпивающих молодых людей нередко встречаются инфекции мочевыводящих путей и почек и хронические воспалительные заболевания дыхательных путей, нередко осложняющиеся еще и курением.


Как научиться формировать у себя хорошие привычки? 1. Составь режим дня и строго выполняй его. 2. Никогда не приходи на занятия, не подготовившись к ним. 3. Приучи себя доводить начатое дело до конца. 4. Каждое дело выполняй качественно, относись добросовестно к выполнению любого поручения. 5. Научись самообладанию, установи самоконтроль за своими мыслями, действиями и поступками.



Итак, вредные и хорошие привычки. Начну с определения вредных и хороших привычек. Какая это привычка – вредная или хорошая, зависит от того, ведет она меня к моим целям или нет.

Привычка – это инструмент. Как нож, который может быть и оружием убийства, и инструментом повара. Как карандаш, которым можно нарисовать красивую картинку, а можно проткнуть глаз. Так же и привычка. Вредная она или хорошая зависит от того, ведет она меня к моей цели или отдаляет от неё.

Например, если я борец сумо, то мне нужно постоянно набирать вес. Чем больше я буду весить, тем лучше для моей профессиональной карьеры. Поэтому привычка много есть и спать – это будут для меня хорошие привычки.

А если я например, занимаюсь фигурным катанием, то привычка много есть и спать поставит крест на моей карьере. И в этом случае это для меня будут вредные привычки.

Конечно, в основном мы исходим из того, что человек стремится к счастью, здоровью и богатству. И те привычки, которые ведут меня к этому, будут для меня хорошими привычками. А те привычки, которые будут мне мешать быть более счастливым, здоровым и богатым – это вредные привычки.

Вот и всё. И исходя из этого, вредные и хорошие привычки можно расположить так:

Хорошие привычки (ведут к счастью, здоровью и богатству):

Благодарить;

Улыбаться при встрече;

Делать утром зарядку;

Выпивать утром стакан чистой воды;

Задавать себе вопрос «Как я могу это изменить?» вместо «Почему это произошло?»…

Вредные привычки (ведут к несчастью, болезням и бедности):

✖ Есть перед сном;

✖ Поздно ложиться и поздно вставать;

✖ Обвинять себя или других;

✖ Обижаться и злиться;

✖ Жаловаться на жизнь, на других людей, на обстоятельства;

✖ Тратить больше, чем зарабатывать…

Конечно, если я уже задумываюсь о том, что есть вредные и полезные привычки, то это уже большой шаг в сторону изменения жизни к лучшему. Все начинается с осознания и желания что-то изменить. К счастью, уже есть простые технологии, которые позволяют менять привычки.

А ещё глубже поможет разобраться с темой привычек великолепный бесплатный 7-ми дневный курс профессора, доктора наук Анатолия Сергеевича Донского «Почувствуй энергию мысли»

Ежедневно все мы проявляем огромное количество привычных форм поведения. Многие из них, начиная с чистки зубов и заканчивая вождением автомобиля, позволяют нам делать некоторые вещи просто на автопилоте, не перегружая мозг концентрацией на каждом движении зубной щеткой или малейшем повороте руля. Некоторые наши привычки, такие как регулярная пробежка, способствуют поддержанию здоровья. Другие, например систематическое таскание конфет, - не содействуют. Привычки, связанные с усилением влечения и привыканием, такие как переедание или курение, могут быть опасными для жизни.

Несмотря на то что привычки занимают много места в нашей жизни, трудно разобраться, как мозг превращает новое поведение в обыденное. Не зная механизма, сложно найти способ избавиться от вредных привычек с помощью фармакологии или как-то еще.
Благодаря новым методам ученым наконец удалось расшифровать нервные механизмы привычек и выявить участки мозга и нервные связи, отвечающие за формирование и закрепление таких форм поведения. Полученная информация помогает нейробиологам выяснить, каким образом в мозге формируются полезные привычки и почему все мы, по-видимому, вынуждены бороться с разрушительными, которые нам не нравятся и от которых советуют избавиться врачи и любящие нас люди. Как показывают исследования, умея произвольно формировать ассоциации, мы могли бы получить контроль над хорошими и плохими привычками. Даже если кажется, что мы действуем автоматически, часть мозга все же контролирует наше поведение, и это обнадеживает.

Что такое привычка?

Все привычки выглядят как отдельные четкие действия, но с точки зрения нейробиологии они не одинаковы. Некоторые из них ближе к чисто автоматическому поведению, позволяющему нам освобождать ресурсы мозга для других целей, а другие более осознаны, для их реализации требуются время и силы. Наши привычки формируются естественным образом по мере того, как мы исследуем физические и социальные аспекты окружающего мира и собственные внутренние ощущения. Мы пробуем те или иные формы поведения в определенной ситуации, выясняем, какие из них кажутся наиболее полезными и наименее затратными, и затем сохраняем их в виде привычек. Все это начинается еще в раннем возрасте. Тем не менее у привычки есть и обратная сторона, которая может навредить нам. Чем более обычным становится поведение, тем меньше мы его осознаем. Мы перестаем концентрировать на нем внимание.

Действительно ли я выключил плиту перед уходом из дома? Запер ли дверь? Такая потеря контроля не только может помешать в повседневном быту, но и позволяет подкрасться вредным привычкам. Многие люди, потихоньку набирающие вес, неожиданно обнаруживают, что стали заходить в закусочную или кондитерскую все чаще и чаще, совершенно об этом не задумываясь.

Такая коварная неспособность контролировать собственные действия означает, что привычка может превратиться в зависимость. Компьютерные и сетевые игры, непрерывный обмен сообщениями и, конечно, употребление алкоголя или наркотических средств - на смену свободному выбору приходит повторяющееся, вызывающее зависимость поведение. Нейробиологи все еще спорят, можно ли рассматривать зависимость как обычную привычку, просто более сильную и даже превратившуюся в автоматическое поведение. То же самое можно сказать про некоторые психоневрологические состояния, такие, например, как обсессивно-компульсивное расстройство, при котором мысли или действия становятся навязчивыми, и некоторые формы депрессии, при которых непрерывно крутятся негативные мысли. Экстремальные формы привычек могут иметь место при аутизме и шизофрении, когда наблюдаются повторяющиеся формы поведения и чрезмерная фиксация на чем-либо.

Преднамеренное поведение превращается в шаблонное

Несмотря на то что привычки могут быть очень разными, у них есть общие черты. Например, после того как привычки сформировались, они обретают устойчивость. Можно сказать себе: «Перестань так делать», но, как правило, это не помогает. Одной из причин может быть то, что критическое восприятие обычно возникает слишком поздно, когда поведение уже осуществилось и мы ощущаем его последствия.

В некоторой степени именно такая устойчивость помогла выявить нервные механизмы, отвечающие за формирование и закрепление привычки. Привычное поведение так укореняется, что мы осуществляем его даже против нашей воли, отчасти из-за механизмов, связанных с подкреплением реакций. Например, когда вы делаете А, вы получаете какое-то вознаграждение. Но если вы делаете Б, то этого не происходит. Такие последствия наших действий вызывают формирование ассоциации и меняют наше дальнейшее поведение (реакция А проявляется чаще, чем Б).

Вольфрам Шульц (Wolfram Schultz) и Ранульфо Ромо (Ranulfo Romo) из Университета Фрибура выявили активность мозга, соответствующую схеме обучения с помощью подкрепления; на сегодня она уже смоделирована вычислительными методами. Особенно большое значение имеют «сигналы об ошибке предсказания получения подкрепления», возникающие, когда мозг оценивает, насколько предсказание о будущем подкреплении подтвердилось. Мозг производит анализ и формирует наши ожидания, повышая или понижая ценность определенной деятельности. Контролируя действия изнутри и давая им позитивную или негативную оценку, мозг закрепляет определенные типы поведения, переводя их из сознательных и обдуманных в автоматические привычки, даже если мы знаем, что не следует играть или переедать.

И мы, и другие ученые задавались вопросом, что происходит в мозге при таком переходе и можно ли нарушить эти процессы. В лаборатории Энн Грейбиэл в Массачусетсском технологическом институте (МТИ) наша группа начала эксперименты, чтобы выявить, какие нервные пути в этом участвуют и как их активность может меняться при формировании привычек.

Для начала нам нужен был тест, показывающий, стало ли поведение привычкой. В 1980-х гг. британский психолог Энтони Дикинсон (Anthony Dickinson) придумал один такой тест, широко используемый до сих пор. Вместе со своими коллегами он научил лабораторных крыс нажимать на рычаг в экспериментальной камере для получения пищевого подкрепления. После того как животные хорошо обучились задаче, их вернули обратно в домашние клетки и экспериментаторы «обесценили» подкрепление, либо давая крысам наесться, либо используя лекарство, вызывающее легкую тошноту после поедания подкрепления. Потом они возвращали крыс в экспериментальную камеру, предоставляя им возможность выбора: нажимать на рычаг или нет. Если грызуны нажимали несмотря на то. что теперь подкрепление вызывало тошноту. Дикинсон считал, что привычка сформирована. Но если крыса «сохраняла внимательность» и не нажимала на рычаг, как если бы понимала, что подкрепление стало неприятным, считалось, что привычка не заложена. Данный тест позволил ученым контролировать переход целенаправленного поведения в привычку.

Запечатление привычки в мозге

Используя модифицированный вариант этого теста, Бернард Боллайн (Bernard Balleine) из Сиднейского университета и Саймон Киллкросс (Simon Killcross) из Университета Нового Южного Уэльса в Австралии нашли свидетельства того, что, когда поведение из сознательного превращается в привычное, оно начинает контролироваться другими нейронными цепочками. Согласно новым представлениям, основанным на экспериментах на крысах, людях и обезьянах, существуют несколько путей, связывающих новую кору (область мозга, которой мы, млекопитающие, по праву можем гордиться) со стриатумом - более примитивной подкорковой структурой. В зависимости от того, действуем ли мы осознанно или по привычке, эти пути задействованы в меньшей или большей степени.

Мы учили крыс и мышей выполнять простую задачу. В одном случае они обучались бежать по Т-образному лабиринту как только услышат щелчок. В зависимости от звуковой подсказки, раздававшейся, когда они начинали движение, в верхней части буквы Т они должны были повернуть направо или налево и пробежать до конца, чтобы получить определенный сорт подкрепления. Мы хотели понять, как мозг оценивает все за и против определенного поведения и в какой момент оно становится привычкой. У наших крыс действительно сформировались привычки! Даже когда подкрепление становилось невкусным, крысы прибегали к нему, услышав звуковой сигнал.

Для того чтобы выяснить, каким образом мозг запечатлевает поведение при формировании привычки, в лаборатории МТИ начали запись электрической активности небольшого количества нейронов стриатума. То, что мы обнаружили, нас сильно удивило. Когда крысы впервые исследовали лабиринт, нейроны области, ответственной за контроль движений, были активны все время, пока животные бегали. Но когда поведение становилось более привычным, активность подскакивала в начале и в конце пробежки и снижалась в середине. Это выглядело так, как если бы поведение стало единым целым, а клетки стриатума фиксировали только его начало и конец. Мы наблюдали необычную картину. Казалось, что клетки стриатума приспосабливались и способствовали объединению движений в одно целое, оставляя относительно небольшое количество «экспертных клеток» для обработки деталей поведения.

Это напомнило нам о том. как в мозге укладываются воспоминания. Все мы знаем, насколько полезно запоминать цепочки цифр в виде крупных блоков, а не в виде последовательности единичных цифр. Например, запоминать номер телефона «555-1212», а не «5-5-5-1-2-1-2». Покойный американский психолог Джордж Миллер (George A. Miller) предложил термин «организация блоков» (chunking) для описания такого способа упаковки памяти. Нейронная активность, которую мы наблюдали в начале и в конце пробежки, выглядит похоже: как будто бы стриатум устанавливал маркеры на границах отдельных блоков поведения- привычек, которые требовалось сохранить. Если это так, значит стриатум существенно помогает нам объединить последовательность действий в единое целое. Вы видите вазочку с конфетами и автоматически, «не задумываясь», подходите, берете и съедаете сладость.

Кроме того, исследователи выявили «область обдуманных действий», расположенную в другой части стриатума и активизирующуюся, когда выбор осуществляется не автоматически, а требует принятия некого решения.
Для того чтобы понять взаимосвязь между системами, обеспечивающими обдуманные и автоматические действия, наша сотрудница Кэтрин Торн (Catherine Thorn) регистрировала сигналы от обоих участков одновременно. По мере того как животные выучивали задачу, активность части стриатума. связанной с осознанными действиями, усиливалась в середине пробежки, особенно когда крысам в зависимости от высоты звука надо было решить, в какую сторону поворачивать. Такая картина представляет собой почти полную противоположность тому, что мы наблюдали в области, связанной с привычными действиями, при организации блоков поведения. И все же когда привычка была полностью сформирована, активность снизилась. Это означает, что, когда мы приобретаем привычку (если у нас это происходит так же, как у крыс), усиливается активность участков, связанных с автоматическим поведением, но происходят изменения и в других относящихся к ним областях.

Поскольку стриатум работает совместно с отвечающим за привычки участком новой коры (инфралимбической корой), мы зарегистрировали активность и в этой области. Результаты нас поразили. На начальных этапах обучения мы видели высокую активность в части стриатума, связанной с автоматическим поведением, в начале и в конце действия, но при этом не наблюдали почти никаких изменений в инфралимбической коре. Чтобы активность в данной области изменилась, надо было долго обучать животное и закрепить привычное поведение. Удивительно, что. как только это происходило, в инфралимбической коре тоже наблюдалась «организация блоков». Как будто структура благоразумно дожидалась, пока система оценки в стриатуме решит, какое поведение следует сохранить и автоматизировать, и сообщит данные остальному мозгу.

Прекратить!

С помощью современных оптогенетических методов мы попытались выяснить, контролирует ли инфралимбическая кора привычки. Можно поместить светочувствительные молекулы в маленький участок мозга, а потом с помощью света включать или выключать там нейроны. В наших экспериментах мы выключали инфралимбическую кору у крыс, уже полностью обученных в лабиринте и сформировавших блоки поведения. Применение такого воздействия всего на несколько секунд во время пробежки полностью блокировало привычку.

Привычка пропадала быстро, иногда мгновенно, и оставалась заблокированной даже после выключения света. Однако крысы не переставали бегать по лабиринту. Пропадало только выученное движение к обесцененному подкреплению. Животные по-прежнему хорошо бежали к ценному подкреплению в другой стороне лабиринта. Фактически по мере повторения теста крысы обретали новую привычку: бежать к стороне с хорошим подкреплением независимо оттого, каков был сигнал.

Когда мы затем снова выключили кусочек инфралимбической коры, новая привычка заблокировалась и немедленно восстановилась старая. Возвращение старой формы поведения происходило в считанные секунды и сохранялось па протяжении всего дальнейшего тестирования, повторного выключения инфралимбической коры для этого не требовалось.
Многим людям знакомо чувство, когда была проделана большая работа, чтобы избавиться от привычки, а потом, стоит пережить стресс или однократно сорваться, как проблема возвращается во всей своей красе. Когда много лет назад русский ученый Иван Петрович Павлов изучал данное явление на собаках, он пришел к выводу, что животные никогда не забывают хорошо закрепленные формы поведения. Максимум, что можно сделать. - подавить такое поведение. Мы обнаружили сходную устойчивость привычек у крыс. Но, что важно, мы можем включать и выключать привычки, воздействуя на небольшой участок коры в процессе реализации поведения. Нам еще не известно, насколько далеко может зайти подобный контроль. Например, если мы выработали у крыс три разные формы поведения, а потом заблокировали третью, будет ли проявляться вторая? И если мы затем заблокируем вторую, будет ли прорываться первая?

Но главный вопрос заключается в том, можно ли предотвратить возникновение привычки. Мы обучали крыс достаточно долго, чтобы они начали выбирать правильный рукав лабиринта, но не настолько, чтобы поведение стало автоматизированным. Затем обучение было продолжено, но во время каждого пуска мы с помощью оптогенетики подавляли инфралимбическую кору. Животные продолжали правильно бегать в лабиринте, но так и не обрели привычки, несмотря на то что обучение проводили значительно дольше, чем обычно. У крыс из контрольной группы, которых обучали точно так же, но без оптогенетического воздействия, привычки сформировались нормально.

Избавление от плохих привычек

Из наших экспериментов следуют некоторые любопытные заключения- В первую очередь, неудивительно, что от привычек так сложно избавиться.- они закладываются в мозге в виде организованных блоков, требующих активности многих нейронных цепочек. Хотя кажется, что это почти автоматические действия, на самом деле они контролируются как минимум одной областью коры, которая должна работать вовремя осуществления привычного действия. Получается, что привычки тут как тут, готовы запуститься, если кора решит, что обстоятельства подходящие. Даже если наше сознание не контролирует автоматические привычки, несмотря на то что многие из них очень важны для нас, в мозге есть структуры, отслеживающие реализацию такого поведения в реальном времени. Мы можем «не задумываясь» подойти к вазочке с конфетами, но система контроля в мозге работает как система контроля полета в авиалайнере.

Привычки разделяют на полезные и вредные. Первые могут оздоровить человека, а также положительно влиять на его жизнь в целом. Вредные же влекут за собой проблемы. Поэтому поговорим о том, чем можно себя занять и при этом еще и с пользой для здоровья. Тем более что существует достаточно много увлечений, которые реально способны улучшить жизнь.

Сила привычки

Вся человеческая жизнь состоит из повторяющихся поступков. Они определяют характер, формируют определённые индивидуальные черты: волю, выносливость, терпение и так далее.

Обычно люди не задумываются над повторением одного и того же жеста, выполнением какого-то автоматического движения. Они действуют по инерции, неосознанно.

Как появляется привычка?

Приучить себя к автоматическому движению может каждый. Но для начала придется сознательно задаться целью.

К примеру, человек хочет научиться готовить суп. Для этого он будет очень внимательным в первый раз. Выберет кастрюлю. Аккуратно нарежет указанные в рецепте овощи. Обжарит часть из них на сковородке. Бросит все в кастрюлю в определенной последовательности.

Сознание будет работать очень активно. Но если человек продолжит готовить суп каждый день, то через некоторое время все движения будут происходить автоматически. Думать при этом он может о чем угодно, слушать музыку или смотреть телевизор. Подсознание не даст ошибиться в механических движениях.

Тяжелее всего не приобретать, а избавляться от привычек. Человек должен опять активно подключать сознание. Вредные и полезные привычки подчиняются его воле.

Вредные привычки

Эти выработанные годами действия могут отравлять жизнь и самому индивиду, и его близким. А бывает и так, что привычка вредит не самому обладателю, а его окружению. Яркие примеры:

    громкий смех;

    неумение выслушать других;

    едкие замечания.

Тем не менее все из перечисленного выше не может причинить физического вреда, только моральный. От этого при желании легко избавиться.

Что такое вредная привычка? Это противоположность полезной. Она приносит множество неприятностей и делает жизнь ее владельца невыносимой, даже если он и не замечает ее.

Пагубные повадки

Самыми опасными привычками считаются:

  • чревоугодие;

    алкоголизм;

    одержимость токсичными веществами, наркотиками, таблетками;

    игромания.

Такие привычки могут убить человека. Они быстро перерастают в зависимость и болезнь, от которой нужно лечиться в больницах, под присмотром профессиональных врачей.

Эти проблемы могут появляться из-за ослабленного психического состояния, проблем с нервной системой.

Среди неприличных привычек выделяют следующие:

    ковыряние в носу;

    агрессия;

    грызение ногтей;

    беспочвенная ревность;

    постоянная зевота;

    частые опоздания.

Они не настолько вредны, как предыдущие, тем не менее портят взаимоотношения между людьми.

Полезные привычки человека

Преуспевающий в жизни человек имеет целый ряд полезных навыков, доведенных до автоматизма. Они служат ему для того, чтобы добиваться желаемого.

Самые полезные привычки человека:

    Рано ложиться и пораньше подниматься. Нормальному человеку нужно спать от шести часов в сутки. Люди, которые просыпаются раньше, когда мозг находится на стадии активности, успевают сделать гораздо больше дел, чем сони.

    Питаться правильно. Активный человек так выстраивает свою диету, что организм начинает работать на него. Овощи, рыба, мясо, фрукты, молочные продукты обеспечивают здоровьем и долголетием. Нужно выработать полезные привычки и не останавливаться, проходя мимо фастфуда, не смотреть через окно. Желательно отказаться от газированной воды.

    Умение благодарить. Эту привычку сложно выработать. Положительные эмоции, улыбка, подаренная другому человеку, возвращаются вдвойне. Сделав приятное другому, человек осознает свою значимость, остается довольным собой на весь день.

    Избавиться от зависти. Обижаться на других за то, что у них что-то получилось, - одна из самых вредных привычек. Нужно научиться радоваться за людей. И добиваться своего.

    Жить настоящим. Планировать наперед очень полезно, но нужно помнить о том, насколько скоротечным бывает существование. То, что можно выполнить уже сегодня - вечером почистить туфли на утро, подготовить одежду, собрать сумку, приготовить еду, запастись продуктами, - не стоит переносить на следующий день. Постоянно вспоминать о прошлом или мечтать о будущем не стоит. Это ограничивает собственные возможности, сводит к нулю полезные привычки.

      Положительное мышление - самое полезное умение, которое предстоит выработать каждому. Любую ситуацию, даже самую плохую, можно воспринимать как препятствие, сделавшее сильнее того, кто преодолел его.

      Обучение. Учиться нужно в любом возрасте. Главное - поставить себе за самоцель изучать что-то новое за день.

      Перевыполнять план. Хорошо, когда человек может сделать все то, что заранее записал в своих действиях на день. Но лучше, если он сумеет превзойти собственные ожидания и создать из этого полезные привычки.

    Избавление от плохих привычек

    Ранее уже упоминалось о том, что с любыми приобретенными навыками можно бороться. Главное - проявлять терпение, включать в работу сознание.

    Приобрести вредные и полезные привычки легче, но это не значит, что от них нельзя избавиться.

    Что понадобится?

      Время. Нельзя довести какое-то действие до автоматического, а потом за пару секунд или часов искоренить его.

      Решительный настрой.

      Вся сила воли.

      Контроль над собственным поведением.

    Работа над навыками

    Привычка не уйдет сама по себе. Для этого человек должен окружить себя правильными условиями. Убрать раздражитель, триггер, который может возбуждать желание повторять привычные действия.

    Яркий пример: человек хочет меньше кушать, но ему сложно перебороть себя. Он обязан обходить все кондитерские, магазины со сладостями, убрать со стола корзинку с конфетами, а из холодильника - вредную еду. Можно попросить своих родных воздержаться от показательного поедания каких-то продуктов.

    Отказавшись от покупки вредной еды, человек начинает экономить деньги. Вскоре могут выработаться более полезные привычки - откладывать те суммы, которые раньше тратились на продукты.

    Постоянный и неусыпный контроль над самим собой. Если надеяться на кого-то, можно никогда не избавиться от вредной привычки. Мозг должен получать приказы от человека, чтобы обрабатывать их.

    Облегчить задачу может простой блокнот, в котором человек будет записывать все достижения. Он станет вторым напоминанием о необходимости себя контролировать.

    Если индивид грызет ногти, то после каждого раза должен отметить в блокноте дату этого процесса. День ото дня записей будет становиться меньше.

    Формирование полезных привычек у детей

    К полезным навыкам лучше всего приучать в детском возрасте. Родители должны не только показывать положительный пример подрастающему поколению, но еще и следить за тем, чтобы ребенок вырабатывал нужные черты в своем характере. Полезные и вредные привычки детей могут быть сформированы или устранены достаточно быстро и безболезненно.

    За каждое правильное действие следует выработать систему поощрений, дабы связать навык с приятной ассоциацией.

    Полезные привычки для детей

    Основные инстинкты, которые нужно вырабатывать с детства:

      Уборка кровати должна формироваться с раннего возраста родителями, а потом подкрепляться воспитателями в детском саду.

      Мыть руки после прогулки, использования уборной, перед едой. Мама или папа должны сами мыть руки ребенку на ранних стадиях его взросления.

      Чистить зубы. Можно придумать игру, в которой малыш сам захочет пользоваться щеткой и пастой, чтобы спасти белые зубки от налета.

      Утренняя зарядка. Приучать к физической культуре малыша нужно с двух лет. Упражнения должны нравиться, вызывать интерес. С возрастом этот навык становится достаточно сложно выработать. В школе также поддерживают эти полезные привычки. 1 класс, кроме физкультуры, активно проводит минутки здоровья через 15-20 минут после начала урока.

      Уборка. Несложные действия по складыванию игрушек в ящик может делать любой малыш. Благодаря этому он учится опрятности, любви к труду, ответственности.

    Когда в школе проходит классный час, полезные привычки должны стать одним из предметов для обсуждения. Учителя рассказывают детям о том, как важно правильно питаться, соблюдать распорядок дня. Все это позволит ребенку избежать дурного влияния со стороны.