Деревообработка и заготовка

Почему погиб Вавилон? Расцвет и падение древнего вавилона.

Падение Вавилона – одно из знаковых событий Древнего мира, потому что крушение любой крупной державы всегда влияет на соседние народы и государства.

Вавилонское царство, которое также известно под названием Вавилония возникло в начале второго тысячелетия до нашей эры на юге Междуречья (сейчас это территория Ирака). К 539 году до нашей эры это государство утратило свое величие и следом свою независимость. Вавилония была наследницей двух царств: Аккада и Шумера. Вавилонское царство носило в себе черты этих двух государств, государственным языком был аккадский, а культовым языком был шумерский.

В своей истории Вавилонское царство имеет несколько ключевых периодов. Старовавилонский период берет свое начало с трехтысячного года до нашей эры. В то время это были ещё разрозненные царства, самым могучим из которых было царство с центром в городе Вавилон. Вавилонский царь Хаммурапи смог завоевать соседние земли, присоединить к себе Элам, Ашшур, Мари и другие города, что послужило отправной точкой для создания единой месопотамской державы. Одним из важнейших документов того периода по праву можно считать свод законов, известных под названием «Законы Хаммурапи». Эти законы были высечены на базальтовых столбах, которые были установлены в различных городах страны. Уже в те времена в Вавилоне существовал огромный бюрократический аппарат, тяготивший жизнь государства. При правлении сына Хаммурапи Самсу-илуны постоянно вспыхивали раздоры среди знати, часто сопровождавшиеся вооруженными стычками, что значительно подтачивало благосостояние всей державы. В результате падение Вавилона стало неизбежным, когда на страну стали нападать сперва племена касситов, а затем хеттов. Таким образом, падение Вавилона в первый раз произошло в 1595 году до нашей эры, когда дерзкий набег хеттов положил конец трехсотлетнему Старовавилонскому периоду и завершил правление первой Вавилонской династии. Это первое падение Вавилона сопровождалось разорением города и страны.

После хеттов на территорию Вавилонии пришли касситы, они захватили страну, но в то же время переняли множество обычаев. Этот период называют Средневавилоснким. Аристократия касситов постепенно смешалась с вавилонской знатью, уцелевшей во время вторжения. В это время идет активная реставрация храмов. Однако политическое влияние Вавилона было значительно ослаблено, а потому царство находилось в зависимости от Египта, а позднее Метании и Хеттского царств. В 13 веке усиливается Ассирия, которая захватила территорию Вавилонского царства и положила конец касситской династии.

До прихода ассирийцев Вавилон страдал от нашествия племен эламитов, которым, однако, не удалось присоединить Вавилонское царство к своей державе. Ассирийцам также с трудом далось завоевание Вавилона, но уже в 728 году до нашей эры ассирийский царь Тиглатпаласар Третий был коронован в Вавилоне. Данный период получил название Ассиро-Вавилонского. Однако, вавилоняне были настроены очень воинственно и не желали видеть свой город столицей Ассирии. В результате восстания в 689 году до нашей эры царь Ассирии Синаххериб приказал сравнять город с землей. Это было уже второе падение Вавилона, закончившееся полным разрушением города, часть жителей была угнана в рабство, остальные были убиты. Территория разрушенного города была затоплена.

При новом царе Ассирии Асархаддоне Вавилон было решено восстановить и вернуть туда уцелевших жителей. На правах вассала там стал править царь Шамаш-шум-укин, который заключил тайный сговор с сирийскими правительствами, Египтом, Эламом, с племенами арамеев, халдеев и арабов. Он поднял восстание против Ассирии, однако союзники не смогли ощутимо помочь в этой борьбе. Войска Ассирии осадили Вавилон, и после длительной осады в 648 году до нашей эры произошло уже третье падение Вавилона, сопровождавшееся жестокой расправой с уцелевшими жителями города.

Несмотря на столь жестокие расправы, вавилоняне не оставляли попыток обрести независимость. Снова и снова вспыхивали восстания, пока неожиданно не начала приходить в упадок сама Ассирийская держава, которой приходилось не только подавлять восстания, но и отбиваться от соседних враждебных племен. После продолжительных войн Вавилонское царство начало возвращать себе былое влияние. На Ассирию напали мидийцы, значительно ослабив страну, что позволило вавилонянам обрести независимость. Более того, захватив Месопотамию, вавилоняне стали готовиться к захвату территорий к западу от Евфрата, на которые в то же время стал претендовать Египет. При царе Набопаласаре вавилоняне захватили Палестину и Сирию, разбив египетский гарнизон. После этого события начинает свой отсчет последний период существования Вавилонского царства, названный Нововавилонским.

Это время можно назвать эпохой возрождения вавилонской культуры и усиления влияния царства на соседние государства. Навуходоносор Второй – сын Набопаласара – продолжал военные походы, подчинил себе финикийский город Аскалон и Северную Аравию, взял Иерусалим и через некоторое время ликвидировал Иудейское царство, расселив его жителей по различным частям Месопотамии. Во временя Навуходоносора Второго Вавилон стал мощной крепостью, он был обнесен двойной стеной, высота которой местами достигала 14 метров. Город также был окружен широким рвом с водой. Наряду с укреплениями, шло восстановление храмов и святилищ. Именно в это время была построена уступчатая башня Этеменанки, известная ныне под названием Вавилонской башни. Эта башня была краеугольным храмом земли и неба. Также при Навуходоносоре Втором были созданы знаменитые висячие сады Вавилона, которые царь приказал соорудить для своей жены Амитиды, которая скучала по горным пейзажам родной Мидии.

Однако процветание Вавилона длилось не так уж долго. После смерти Навуходоносора Второго в результате долгих междоусобных войн к власти пришел Набонид. Он был весьма странным царем, потому что принялся восстанавливать древние храмы, возрождать давно забытые культы. Каждая перестройка храма сопровождалась сменой жрецов, что вызвало сильное недовольство среди жрецов и знати. Подобными своими действиями царь раздражал многих влиятельных людей Вавилона и вскоре потерял поддержку знати. Падение Вавилона началось с упадка самой правящей верхушки, а усилившееся влияние персов ускорило разрушение царства.

Предчувствуя усиливающуюся угрозу со стороны Персии, Набонид примкнул к союзу Египта, Лидии и некоторых греческих полисов, однако было уже поздно. Вавилон был подтачиваем изнутри междоусобицами и явным недоверием к царю. Падение Вавилона было уже лишь вопросом времени, потому что бюрократический аппарат находился в беспрестанных конфликтах. В таком состоянии царство не могло отразить серьезной угрозы, исходившей от воинственных персов. Ко всем прочим проблемам прибавились несколько неурожайных лет подряд, что привело к сильнейшему голоду в 546 - 544 годах до нашей эры.

Когда персидский царь Кир Второй был на подступах в Вавилону, то Набонид приказал перенести идолы богов из соседних городов в Вавилон. Это его действие до сих пор вызывает множество споров: кто-то считает, что он переносил их в связи со спуском воды из каналов, окружавших город; а кто-то говорит, что суеверный царь надеялся таким образом не допустить падение Вавилона. Как бы то ни было, но подобное распоряжение вызвало бурю негодования и среди жрецов Вавилона, и среди жителей городов, откуда собирались перенести идолов, так как они считали, что царь оставит их беззащитными перед врагом. Персы же осушили каналы и продолжили свой поход, было несколько крупных сражений, одно из них под Описом, после которого Набонид бежал в Борсипп. 12 октября 539 года знать и жречество Вавилона, недовольные своим царем, открыли ворота Вавилона персам, которые без боя вошли в город. Дальнейшая судьба Набонида не известна: есть версии, что его убили, есть версии, что он был отправлен в ссылку – но это уже не изменило историю царства. Сперва правление персов было весьма мирным по отношению к вавилонянам. Были разрешены все религии. Однако со временем персидский гнет стал усиливаться и Вавилон стал одной из сатрапий державы персов. Окончательное падение Вавилона произошло при правлении персидского царя Дария, который приказал срыть городские стены, однако в то же время он принял титул царя Вавилона. Тем не менее, Вавилон уже более не был самостоятельным городом, а потому можно говорить о закате Вавилонского царства.

Как видим, падение Вавилона происходило не один раз. Одни завоеватели разрушали город, другие восстанавливали. Тем не менее, этот город не сумел сохранить своё влияние. Историки до сих пор обсуждают падение Вавилона, стараясь разгадать причины упадка столь, казалось бы, сильного государства, как Вавилонское царство. Наиболее вероятной причиной называют именно внутренние конфликты, которые изнутри разрушали царство, которое не смогло противостоять захватчикам из-за нерешенных междоусобных проблем.

Сегодня история имеет больше знаний о прошлом, чем раньше. Количество этих знаний растет как снежный ком: с каждым годом больше и больше. Казалось бы, имея такой огромный исторический опыт, человечество сможет избавиться от любого кризиса. Но так ли оно получается на самом деле? Угроза термоядерной, химической, биологическойкатастроф, постоянное увеличение числа голодающих по всему миру, рост числа войн и межнациональных конфликтов, гловальное загрязнение атмосферы, - все это и многое другое подобно домокловому мечу над головами человечества. Мы являемся свидетелями того, что кризисные явления отдельных государств не только не прекращаются, но и еще больше умножаются, постепенно перерастая во всеобщий мировой кризис. Из разных источников информации мы черпаем знание о том, что не сегодня, так завтра наш мир может истощиться окончательно в энергоресурсах, утонуть в нарастающей волне преступного мира или погибнуть от экологического взрыва или эпидемии.

Неужели мир наш стал неуправляем? Все до одной революции «разума», начиная от грехопадения до наших дней обвенчались полным поражением. Наиболее яркий пример тому, последний этап Французской революции 1789 года, который отмечен лозунгом 1793 года: «Долой Бога! да здравствует разум!» И бурной рекой полилась кровь невинных людей по улицам Франции. Изобретенная в то время гильотина не успевала «справляться со своей работой». Благодаря узаконенному «таинству прелюбодеяния» были разрушены многие счастливые семьи. Лучшие умы Франции бежали за границу, а 7000 знатных особ в один день лишились своих дворцовых титулов. Конечно же это далеко не полный перечень последствий возрождения религии атеизма или, как ее любят называть светские умы, религии разума.

С другой стороны, весьма примечателен тот факт, что тот народ, который оставался верным Богу, всегда имел успех в своих праведных делах. Он не погиб во время потопа, не был уничтожен в Египетском рабстве, несмотря на указ фараона об уничтожении всех еврейских новорожденных мальчиков. Божий народ не погиб и вместе с мировыми державами, под властью которых он находдился, и которые сами погибли в период своего наибольшего расцвета. И более того, тот же самый Библейский Бог не двусмысленно обещает, что при скором полном всеземном кризисе Его народ не только не погибнет, но и получит вечную жизнь одновременно со всеми воскресшими праведниками всех веков.

Итак, рассмотрим мехнизм: каким же образом действует рука Божья в мировой истории, если она действует вообще? Какие следы для нас оставила сама история? Попробуем показать действие Божьего провидения на примере той части земли, где некогда родилась, процветала и погибла такая самая богатая из всех известных в истории мировая сверхдержава, как Вавилонское царство. Обратим внимание на рождение Вавилона, как участка местности. Рассмотрим, что представляло собой государство Вавилон вообще. Потом посмотрим на рождение Вавилона, как мировой державы, под действием руки Божьей, то есть на возникновение второй Вавилонской монархии, политическое могущество которой продолжалось всего несколько десятков лет и было непосредственно связано с именем известного царя Навуходоносора. Особенный акцент в наших рассуждениях мы сделаем на падении Вавилона и смене его новым мировым государством.

В наших рассуждениях мы будем использовать различные источники, говорящие правду о рождении, возвышении и крушении Вавилонской империи. Среди этих источников, Книга, писавшаяся еще до рождения Вавилона, пророчески описывающая это событие, и продолжавшая писаться во время существования Вавилона и его гибели. Эта Книга – Библия. Возьмем вл внимание подробный комментарий к событиям описываемым в Библии – книги Е.Г. Уайт «Патриархи и Пророки» и «Пророки и Цари». Также в качестве дополнительной информации используем учебник «Всеобщая история государства и права» под редакцией К.И. Батыра, и монографию харьковского исследователя А.А. Опарина «Библейские пророчества и всемирная история».

2.1. Рождение Вавилона

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они (люди, потомки сыновей Ноя) нашли в земле Сенаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать. Сойдем же, и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон; ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» .

Это был тот период, когда земля еще не была разделена на материки после великого потопа. Весь народ тогда жил вместе. Но вскоре надлежало образоваться трем великим народностям или расам. По имени трех сыновей Ноя Сима, Хама и Иафета образовались три народности: симты – народы Востока, афениты – народы Европы и хамиты – народы Африки.

«Некоторое время потомки Ноя продожали жить среди гор, где остановился ковчег, но вскоре отступничество привело умножившийся народ к разделению. Тех, кто желал оставить Творца и выйти из повиновения Его закону, постоянно раздражала богобоязненная жизнь их собратьев, наставления, которыми пытались обратить их; спустя некоторое время они решили отделиться от детей Божьих. И они двинулись к Сеннарской равнине, расположенной на берегах Евфрата. Их привлекали прекрасное расположение этих мест и плодородная почва, и в этой долине они решили обосноваться.

Они задумали построить здесь город и башню - столь огромную, чтобы она стала чудом мира. Все это было предпринято для того, чтобы удержать народ от рассеяния. Бог повелел людям рассеяться по всей земле, осваивать и заселять ее. Но строители Вавилонской башни намеревались создать монархическую форму правления, чтобы впоследствии подчинить себе всю землю. Таким образом, их город стал бы центром империи, его слава вызывала бы всеобщее восхищение и преклонение всего мира и принесла бы известность его основателям. Величественная башня, возвышающаяся до небес, должна была стать памятником могущества и мудрости ее строителей, увековечивая их славу во всех грядущих поколениях…

Сооружение башни преследовало единственную цель - иметь убежище на случай другого потопа. Воздвигая огромнейшей высоты башню, которой были бы не страшны воды потопа, люди желали застраховать себя от грядущей опасности. Считая для себя вполне реальным проникнуть в заоблачные сферы, они надеялись выяснить причины потопа. Это должно было еще больше возвысить гордость строивших башню и отвлечь мысли будущих поколений от Бога, обращая их к идолопоклонству.

Еще до полного завершения башни часть ее отвели под жилище для строителей, а другая часть, роскошно обставленная и украшенная, была посвящена идолам. Люди радовались своим успехам и восхваляли серебряных и золотых богов, бросая таким путем вызов Владыке неба и земли. Вдруг успешно продвигавшаяся работа была внезапно прервана. Посланные с неба ангелы получили задание разрушить планы людей. Башня достигала уже необыкновенной высоты, и строители, находившиеся вверху, не могли прямо обращаться к тем» кто работал внизу. Поэтому на всех ярусах башни стояли в различных местах люди, которые передавали по цепочке.приказы относительно необходимого материала или указания по работе. Когда таким образом рабочие сообщали друг другу различные указания, вдруг оказалось, что все говорят на разных языках. Снизу посылали то, что не нужно было, указания зачастую выполнялись наоборот. Воцарились замешательство и тревога. Работа остановилась. Не могло быть и речи о совместном труде. Будучи не в состоянии объяснить возникшее недоразумение, люди в гневе и досаде упрекали друг друга. Их общее дело окончилось раздором и кровопролитием. Небесные молнии, как свидетельницы Божьего гнева, разрушили верхнюю часть башни, и она рухнула…

Жители Вавилона хотели установить не зависимое от Бога правление. Среди них, однако, были люди, испытывавшие страх Божий, но и они оказались обмануты притворными действиями нечестивых и вовлечены в их планы. Ради этих верных Господь медлил со Своими судами и дал людям время обнаружить свои истинные стремления» .

2.2. Вавилон – мировая держава

Через несколько столетий «…между Тигром и Евфратом сложились десятки небольших городов-государств (номов). Они долго еще сохраняют черты первобытной демократии. Во главе такого государства стоял правитель, носивший в разных общинах разные титулы: верховный жрец (эн), жрец-строитель (энси), большой человек (лугаль, царь). Власть правителя сначала не была наследственной, так как он был избранником народа. Опираясь на свою дружину и поддержку родоплеменной знати, лугаль со временем сосредотачивает в своих руках все большую власть и она становится наследственной. Часть общинной земли оказывается в руках правителя.

Уже в глубокой древности существовал союз месопотамских «номов» с центром в Ниппуре (около середины III тысячелетия до н. э.). В это время наблюдается борьба отдельных номовых центров за гегемонию над всем Двуречьем. Такими претендентами были Ур, Урук, Лагаш, Ульма.

Несколько столетий характеризуются поочередным преобладанием крупных государств - семитского Аккада (на севере) и шумерского Ура. В условиях непрерывных войн победители обогащались, а побежденные города подвергались беспощадному ограблению. Переменчивое военное счастье выдвигало то одного, то другого победителя.

Первым, кому удалось создать первую «великую державу», охватывающую всю Месопотамию, был Сарагон Древний, человек незнатный, но сумевший выдвинуться на военной службе. С начало он захватил городок Аккад, а затем ему повиновалась вся Южная Месопотамия. Номовая структура сохранилась, но теперь правители номов стали не более как чиновники, назначаемые царем. Сарагон ввел по всей Месопотамии единую систему мер и весов. Однако сопротивление старых номов было еще сильным. Сказывалось и противостояние шумеров, находящихся на более высоком культурном уровне. Неслучайно государственным языком оставался шумерский язык.

Государство вновь пришлось собирать. И эта доля выпала на III династию Ура шумерского происхождения. Она считала своим предком Гильгамеша, легендарного правителя города Урука (около XXVI в. до н. э.).

Политический хаос, возникший после падения династии Ура, продолжался около двух веков. Непрерывные войны между мелкими царствами, яростная вражда кланов привели к покорению всей Месопотамии воинственными племенами амореев. Эти пришельцы быстро усвоили местный язык и культуру.

Одна из аморейских династий утвердилась в Вавилоне - бывшей деревне, впоследствии выросшей в скромный провинциальный городок. В результате целеустремленной и гибкой политики этой династии Вавилон в конце царствования царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.) превратился в столицу огромного царства, подчинившего себе территорию от Персидского залива на юге до Ниневии на севере.

Главным источником сведений о государстве и праве Вавилона явились сотни тысяч надписей на глиняных табличках, камне и металле, выполненных клинописью. Ключ к прочтению клинописных текстов удалось найти лишь в 1802 г. немецкому учителю Георгу Фридриху Гротенфенду. Это удивительное открытие позволило прочесть многие тексты законов и указов царей. По обычаю того времени основной сборник законов был высечен на базальтовом столбе и выставлен на главной площади для всеобщего обозрения и изучения. Он получил название кодекса царя Хаммурапи» .

В отличии от великих городов Древнего мира Вавилон кроме крупнейшего политического центра представлял собой на протяжении всей своей истории мировой духовный центр. И если политическое господство… Вавилон часто и на долгие сроки утрачивал, то господство религиозное он сохранял всегда. Этот город являлся столицей мирового жречества, куда съезжались жрецы Египта, Сирии, Элама, Ассирии, Тира, Персии, Сидона, Аравии, Мидии, Эфиопии, Ливии, Малой Азии и т. д., где они обучались жреческой науке, докладывали главному Жрецу тайны своих стран, получали от него приказы.

В центре Вавилона высился огромный храмовый комплекс Эсагила, местопребывание главного жреца и тайный центр всей тогдашней политики Древнего мира. Центральным сооружением Эсагилы была огромная храмовая башн Этеменанка, заложенная на месте знаменитой вавилонской башни и бросавшая вызов всем и вся, говоря о вечности Вавилона. Кроме Эсагилы в городе располагалось бесчисленное количество храмов, посвященных богам всего тогдашнего мира. Однако, особо почитываемыми богами Вавилона были Мардук, Иштар, Энлиль, Ан, Уту, Нанна, Таммуз. С именем последнего связана следующая история. У основателя Вавилона Нимрода была жена Семирамус, которая вела крайне разгульный образ жизни, усилившийся, особенно, после смерти Нимрода. Одним из ее незаконных детей был Таммуз. Его рождение царица объявила от бога и поэтому, когда молодой Таммуз случайно погиб, Семирамус возвела его в ранг богов и приказала праздновать его день 25 декабря. И именно поэтому и сегодняшнее рождество приходится на этот день Ибо день появления на свет Спасителя мира неизвестен, но чтобы удовлетворить многочисленную часть общества, император Константин, принимая христианство, приказал праздновать рождество в день, в который ранее праздновали праздник Таммуза-Митры, т е день солнца. В Вавилоне были также составлены первые книги по астрологии, гаданиям, разработаны приемы вызывания духов, т.е. заложены основы спиритизма. Учение древнего Вавилона быстро распространялись в разных странах, наполняя их народы сатанинской философией И сегодня вновь обрели огромную популярность гороскопы, астрологические прогнозы, колдуны, предсказатели, хилеры. Тезисы вавилонских жрецов о том, что для счастливой жизни как на земле, так и после смерти достаточно жертвовать большие деньги, сегодня тоже имеют больше распространение, не говоря уже о пышных церковных обрядах, весь принцип которых взят из Вавилона, вместо скромного Богослужения, которое проводил Христос и главный смысл которого сводился к проповеди» .

Но здесь очнь интерсно интерсно заметить, что несмотря на все наши старательныф еописания красоты Вавилона он не был мировой державой до того времени, пока Бог через свой ибранный народ не начал участвовать в политической жизни Вваилона. И это время началось в 605 г. до н.э., т.е. когда у власти встал царь Навуходоносор. Именно об этом периоде времени, растолковывая сон царя Навуходоносора II об истукане, у которого «голова была из чистого золота, грудь и руки – из серебра, чрево и бедра медные, голени железные, ноги частью железные, частью глинянные» , пророк говрит в лицо царю: «Ты царь, царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть и силу и славу; И всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей зесныхи приц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими, ты – эта золотая голова! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего…» В другом пророчестве Вавилон сравнивается со львом с орлиными крыльями . Почему же именно в этот а не другой промежуток времени Вавилон имел мировое влияние? Почему другие державы становились мировыми, только когда Божий народ оказывал особое влияние на развитие этих государств (Примеры тому, Египет, Мидо-Персия, Греция, Рим, Разделнная Европа и Америка)? Почему все мировые державы падали, а народ Божий оставался избранным народом Божьим? Если мы внимательно, поподробнее рассмотрим описание падения Вавилона, о котором даже в наше демократическое время историки пытаются умалчивать, то думаю сами сможем дать ясные ответы на поставленные вопросы.

2.3. Падение Вавилона

Даже в наше время, имея за плечами огромный исторический опыт крушения крупнейших мировых цивилизаций, мы нередко смотрим на сегодняшние мировые державы с мыслями о том, что уж такое крепкое государство, как например, Соединенные Штаты Америки или Федеративная Республика Германия или ряд других «сверхдержав» никогда не могут придти к полнейшему кризису. Но, было бы глупо сомневаться в том, что именно так думали о Вавилоне и царь Навуходоносор, и его внук Валтасар, занявший престол самой мощной тогда державы в 539 г. до н.э.

«С юности допущенный к совместному управлению страной Валтасар гордился своей властью и восстал против Бога» . И это несмотря на то, что «он знал об изгнании своего деда из общества людей, которое произошло по Божьему повелению, и ему было известно о раскаянии Навуходоносора и его чудесном возвращении. Но любовь к удовольствиям и самопрославлению изгладила из сознания Валтасара уроки, которые он обязан был помнить всегда.

Незадолго до начала всех несчастий. Вавилон был осажден Киром, племянником Дария Мидийского и главно командующим союзных войск Мидии и Персии. Но находясь в неприступной, казалось, крепости, имеющей массивные стены и бронзовые ворота, защищенной рекой Ефрат и обладавшей большим запасом продовольствия, сластолюбивый монарх чувствовал себя в безопасности и проводил время в веселых пиршествах.

Гордый и надменный, беспечно не чувствуя опасности, «Валтасар царь сделал большое пиршество для тысячи вельмож своих и пред глазами тысячи пил вино» … На том царском пиру среди гостей присутствовали и очаровательные женщины, и умнейшие высокообразованные мужи. Князья и сановники пили вино словно воду и веселились, одурманенные им…

В разгар пира он «приказал принесть золотые и серебряные сосуды, которые Навуходоносор... вынес из храма Иерусалимского, чтобы пить из них царю, вельможам его, женам его и наложницам его» . Царь хотел показать, что для него нет ничего настолько святого, чтобы он не мог этим воспользоваться по Своей прихоти. «Тогда принесли золотые сосуды... и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его,- пили вино и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных» .

Как мало думал Валтасар о том, что среди гостей присутствовал небесный Свидетель; что невидимый Божественный Страж наблюдал за этой сценой осквернения, слышал шум кощунственного веселья, видел идолопоклонство. Но вскоре незваный Гость обнаружил Себя... В самый разгар пира вдруг появилась рука и стала писать на стене дворца буквы, сверкающие подобно огню,-слова, непонятные для собравшихся, но являющиеся предзнаменованием участи, ожидающей мучимого совестью царя и его гостей.

Мгновенно в зале водворилась тишина, и все, скованные ужасом, следили за рукой, пишущей таинственные знаки. Перед глазами людей проходила вся их греховная жизнь; им казалось, что они стоят на суде вечного Бога, могуществом Которого они только что пренебрегли Там, где лишь несколько мгновений назад царило беззаботное веселье и сыпались богохульные шутки, теперь виднелись мертвенно бледные лица и раздавались крики испуга...

Сильнее всех был напуган Валтасар. Он больше, чем кто-либо другой, отвечал за восстание против Бога, которое в ту ночь достигло своего апогея в Вавилонском царстве. В присутствии невидимого Стража, представителя Того, Чьей власти бросили вызов и Чье имя опозорили, царь был парализован страхом. Его совесть пробудилась. «Связи чресл его ослабели, и колена его стали биться одно о другое» . Валтасар дерзко восстал против небесного Бога и, полагаясь на свое могущество, не думал, что кто-либо осмелится спросить его: «Почему ты делаешь это?» Но теперь он осознал, что ему предстоит держать ответ за все совершенное им, за упущенные возможности, за свое вызывающее и не имеющее оправдания поведение.

Напрасно царь пытался прочесть горящие как огонь слова. По всему залу раздавались его дикие вопли, призывающие астрологов, халдеев и гадателей: «Кто прочитает это написанное и объяснит мне значение его,-обещал он,-тот будет облечен в багряницу, и золотая цепь будет на шее у него, и третьим властелином будет в царстве» » . Но это был не сеанс оккультизма, как полагали по-началу мудрецы царя. Иначе бы они могли с легкостью объяснить это явление. «Все мудрецы царя... не могли прочитать написанного и объяснить царю значение его» . Они также были неспособны прочитать эти таинственные слова, как и в прошлом мудрецы не смогли объяснить сны Навуходоносора.

«Наконец царица-мать вспомнила о Данииле, который более пятидесяти лет назад рассказал Навуходоносору сон о большом истукане и истолковал его» . Она вошла в банкетный зал и упросила царя позвать Даниила. И через некоторое время перед всем собранием предстал почтенный старец с длинной бородой. Волосы его были белы, лицо в морщинах. но ум был ясен, как и раньше, и вера в Бога не померкла. Валтасар пообещал Даниилу ту же награду, что и мудрецам, если он скажет значение надписи на стене.

«Равнодушный к обещаниям царя, облеченный величавым спокойствием слуги Всевышнего, Даниил предстал перед охваченной ужасом толпой не для льстивых речей, но чтобы истолковать весть о гибели» . «Дары твои пусть останутся у тебя,- сказал он,-и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему» .

Наступило молчание; собравшиеся, напрягая слух, ожидали услышать важное откровение. Обращаясь к испуганному правителю пророк произнес: «Царь! Всевышний Бог даровал отцу твоему Навуходоносору царство, величие, честь и славу… Но когда сердце его надмилось и дух его ожесточился до дерзости, он был свержен с царского престола своего и лишен славы своей, … доколе он познал, что над царством человеческим владычествует Всевышний Бог и поставляет над ним, кого хочет. И ты,... Валтасар не смирил сердца твоего, хотя и знал все это; но вознесся против Господа небес, и сосуды Дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание» .

Повернувшись к стене, на которой была написана небесная весть, пророк прочел: «МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН». Руки, начертавшей буквы, уже не было видно, но эти четыре слова продолжали гореть с ужасающей отчетливостью, и теперь все люди, затаив дыхание, слушали состарившегося пророка.

«Вот - и значение слов: МЕНЕ - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ - ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС - разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» .

Более чем за сто лет до этого события Господь предсказал, что «отрадная ночь», в которую царь и советники будут соперничать друг с другом в богохульстве, внезапно превратится в ночь страха и гибели. И теперь быстро разворачивающиеся события следовали одно за другим точно так, как было предсказано в пророчествах за много лет до появления на свет главных действующих лиц этой драмы .

Царь еще находился во дворце, окруженный теми, чья участь уже была решена, когда гонец сообщил ему, что «город его взят» врагами, которых он не опасался, что «броды захвачены... и воины поражены страхом» . Пока царь и его приближенные пили вино из священных сосудов Иеговы и превозносили своих богов, мидяне и персы, отведя воды реки Евфрат из русла, пробирались к сердцу неохраняемого города. Теперь войска Кира находились у стен дворца; город был наполнен воинами противника «как саранчою» , их торжест вующие крики заглушали отчаянные вопли изумленных участников пира.

«В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит» , и на престол мировой истории взошел монарх Дарий Мидянин «будучи шестидесяти двух лет» . Как и было предсказано в пророчестве, царство Мидо-Персов беднее Вавилонского, но обширней по территории, и представлено в виде серебрянной груди истукана их сна Навуходоносора или в виде медведя с тремя клыками. Это царство только становится на путь своего мирового господства Но Бог уже предсказал на будущее и его падение, и смену его медной Грецией, а ту, в свою очередь, железным Римом и разделенной Европой, которая ныне осуществляет свое мировое правление. А на месте Древнего величественного Вавилона, как и было предсказано библейскими пророками, до сих пор царит запустение.

Так «Вавилон, краса царства, гордость Халдеев», был «ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем. Не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах». «И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф» .

«Взяв Вавилон, Кир не стал разрушать его, и все подумали, что Вавилон, центр мира, будет жить вечно. Однако, несмотря на выгодное географическое расположение, и более, чем 1500-летнюю историю, город, менее, чем за 350 лет, совершенно вымер. При Александре Македонском и ряде других правителей, предпринимались деятельные и усиленные попытки восстановить его. Однако, все они, по разным причинам, не удавались. Более того, к началу нашей эры, местные жители не могли уназать точно место, где находился город, ибо его захватила пустыня. Древняя же часть города, основанная еще Хаммурапи (1792-1750), оказалась полностью погребена под болотами и разлившимися реками. Даже жители этих мест, несмотря на давность лет, обходят за многие километры эту пустыню с остатками холмов, считая, что в них живут духи его старых обитателей» .

3. Заключение

Проведя тщательные исследования можем сделать некоторые выводы. Во-первых, Вавилон появился на том месте, где строилась в свое время Вавилонская башня. Из описания событий связанных со строительством, мы можем сделать вывод, что это строительство было допущено Богом, для того, чтоб ускорить рассеяние людей по земле, которые вместо того, чтоб выполнить добрую волю Бога решили сделать себе имя. Именно поэтому Господь вынужден был перемешать языки людей. Этим и обусловлено название башни «Вавилон», что значит «смешение». С этого времени Вавилонская башня стала памятником отступничества от Бога. Во-вторых, Господь допустил создание на этом месте величественного государства, достигшего своего превосходства во времена царя Навохудоносора II. И этто произошло только в тот момент, когда Бог начал свое управление государством через Божий народ, оказавшийся там в плену, но заслуживший особое расположение со стороны царя. Как известно из истории, Даниил был поставлен Навохудоносором главным управляющим во дворце. Так же мы увидели, что Вавилон в один день пал, когда чаша беззакония была переполнена царем Валтасаром и его народом. И очень важно заметить, что не смотря на все эти взлеты и падения мировой державы у Бога всегда оставался и есть Его народ, который не был и никогда не будет уничтожен ни славой, ни мечем. Этот народ есть у Бога и сегодня. И именно, благодаря ему мир еще не окончательно утонул во зле и пока не навлек на себя последних судов Божьих. Но как было в Древнем Вавилоне, когда каждый житель его мог сделать свой однозначный выбор: встать на сторону благочестивых мужей Божьих и остаться в живых или испытать минутное пьяное удовольствие и погибнуть с нечестивыми, так будет и в последнее время непосредственно перед вторым Пришествием Христа.


Кто разрушил Вавилон?

Через десять лет после 2-го Крестового похода, в 1159 году Месопотамию посетил испанский рабби Вениамин Тудельский (Тудела – ныне Наварра в Испании), составивший по итогам визита труд «Путеводитель». Цель его была проста: поиск новых путей и рынков для торговли, хотя официально считается, что он искал родину своих библейских предков. О Месопотамии писали и другие авторы того времени.

Путешественники сообщают об очень интересных вещах. Так, по некоторым описаниям река Тигр огибает Ассирию и впадает в Мертвое море; по другим – Тигр и Евфрат впадают в Средиземное море. А иные пилигримы «направляли» эти реки в Красное море и даже в Индийский океан, притом, что на самом деле они впадают в Персидский залив. То есть, еще и в XII веке проплыть по ним до конца европейцам не удалось. Они даже в Средние века совершенно не знали географии этих мест, а между тем устья Тигра и Евфрата были известны, как уверяет традиционная история, еще в IV веке до н. э., так как их завоевал Александр Македонский, чьи походы были якобы известны всем!

Путешественники XII века сообщают об огромных стенах Вавилона. Вообще Вавилонов в то время было два: Новый и Старый. Новый – это Каир. Старый же Вавилон, пишет рабби Вениамин, «как нам известно от надежных людей из заморских стран, в настоящее время частично заселен и называется Балдах». Это, может быть, Багдад? Он стоит на реке Тигр, а исторический Вавилон – на Евфрате. Но Вениамин говорит, что Багдад и Балдах (якобы Старый Вавилон) – два разных города и расстояние между ними три дня пути, что похоже на правду, если Балдах – это наш исторический Вавилон. Вениамину не советовали посещать Балдах (Вавилон), поскольку там опасно.

Значит, Вавилон, который историки полагают разрушенным в VI веке до н. э. (линия № 4), за 1700 лет до Вениамина, в XII веке (линия № 4), во времена крестоносцев все еще стоял на поверхности земли и его можно было посетить.

Так когда же он был разрушен?

Исторический Вавилон (Баб-Илу, Ворота Бога) располагался в месте, очень удобном для торговли: там, где сближаются Евфрат и Тигр, а от главного русла Евфрата отделяются многочисленные протоки. Традиционно считается, что городом он стал в 2000-м году до н. э. (линия № 1–2), когда эти земли захватили кочевники-скотоводы, то есть о торговле речи не шло. Земледелие тоже было в полном запустении. Видимо, город строили «впрок» на будущее, и не зря: через 200 лет начался его «невиданный подъем». С 1800-го года до н. э. (линия № 2–3) Междуречье (Месопотамия) под управлением Вавилона превращается в цветущий сад, и только в 1595 году до н. э. (линия № 4) Старовавилонское царство уничтожили вторгшиеся хетты и касситы. Они правили потом 400 лет, однако Вавилон уцелел и опять явил невиданный подъем. Еще несколько столетий он был культурным и научным центром Передней Азии.

В 689 году до н. э. (линия № 3) город полностью (так и сообщают: полностью) разрушили ассирийцы. Но его опять-таки отстроили, и он стал краше прежнего. Около 600-го года до н. э. в нем жили не меньше двухсот тысяч человек! – невиданный подъем.

С 586 по 539 год (линия № 4) здесь происходило «вавилонское пленение» евреев, насильно переселенных сюда из Иерусалима, захваченного вавилонским царем Навуходоносором II.

А в 539 году до н. э. красивейший, богатейший, культурнейший город без сопротивления сдался персидскому (иранскому) царю Киру. Почему?!

Вот объяснение для школьников, приведенное в Энциклопедии для детей «Всемирная история»: «Дело было не в том, что иранцы казались хитроумным вавилонским купцам лучшими хозяевами, чем собственные цари. Вавилон мог позволить себе не мериться силой с царями; ему и без того суждена была слава в веках» … Довольно наивное, по нашему мнению, представление о жизни сообществ людей и о ходе истории.

Вы думаете, теперь-то Вавилон разрушен окончательно? Нет. Неведомо, что в нем было от царя Кира до Рождества Христова, но, надо полагать, он опять явил невиданный подъем. Лишь на рубеже старой и новой эры, как пишет К. Керам, «началось запустение Вавилона, здания разрушались. Ко времени владычества Сасанидов (к III веку н. э.) там, где некогда возвышались дворцы, остались лишь немногочисленные дома, а ко времени арабского средневековья, к XII веку, – лишь отдельные хижины».

Все, что вы прочли выше, – традиционное представление об истории Вавилона. Основаниями для такой «истории» стали глиняные клинописные таблички Месопотамии и тексты Библии, география и хронология которых совершенно неясны. В итоге все здесь перевернуто с ног на голову. В исключительно удобном для торговли месте скотоводы, которым торговля и города нужны, как домохозяйке трактор, возводят Вавилон. А в XII веке, когда европейцы и азиаты завели здесь мировое торжище, когда товары текут со всего света, на месте богатейшего торгового города стоят «отдельные хижины».

А вот Гервазий Тильберийский и рабби Вениамин Тудельский, жители XII века, свидетельствуют об ином.

Вениамин пишет о Багдаде, что в нем живет верховный жрец персов, которого зовут «халиф» и который «то же самое для этих язычников, что и Папа Римский для христиан». Ничего себе, забытый город! Но самое удивительное: путешественник сообщает о наличии еще одного могущественного правителя, наделенного властью над всеми еврейскими общинами во всем восточном мусульманском мире. Титул его – «Глава Вавилонского пленения»! итак, по одной и той же линии № 4 мы находим два «вавилонских пленении» евреев!

И вот увязываются времена. Персы VI века до н. э. – современники турок-сельджуков XII века н. э. Вавилон стоит при крестоносцах. Иерусалим исчезает из древности. Навуходоносор оказывается латинским князем.

А Вавилон, в конечном итоге, никто не разрушал. В XVI веке (линия № 8), после того, как мореплаватель Васко да Гама открыл морской путь в Индию, сухопутная торговля потеряла свое значение; торговые города стали не так нужны, они обезлюдели. Что делать в городе купцу, если нет товара?… Вот вам и «немногочисленные дома», оставшиеся здесь во времена владычества Сасанидов, «к III веку н. э.», линия № 8. Возможно, землетрясение сотрясло стены, наводнение затянуло руины глиной, и нет великого Вавилона. Сколько таких городов стоит по всей Азии, от Багдада до Китая, засыпанных песком, заросших землей! И не сосчитать.

Из книги Империя - II [с иллюстрациями] автора

8. Вавилон Вавилон Древний , с. 79. Сегодня считается, будто он находился в Месопотамии. Вавилон Новый – Каир, современный город в Египте , с. 79.Мельникова сообщает: «Дважды упомянут Вавилон: один раз в списке топонимов, связанных с Ближним Востоком и Месопотамией, второй

Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Удивительная археология автора Антонова Людмила

Вавилон Древний Вавилон находился на берегу реки Евфрат, на севере Месопотамии. Название города происходит от аккадского «Бабилу», что означает «Врата богов»; на древнешумерском это звучит как «Кадингирра». Город был основан шумерами приблизительно в XXII–XX веках до

Из книги Другая история Средневековья. От древности до Возрождения автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Кто разрушил Вавилон? Через десять лет после 2-го Крестового похода, в 1159 году Месопотамию посетил испанский рабби Вениамин Тудельский (Тудела – ныне Наварра в Испании), составивший по итогам визита труд «Путеводитель». Цель его была проста: поиск новых путей и рынков для

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

3. Речь Тотилы к готам. - Он собирает сенат. - Он грозит разрушить Рим. - Письмо Велизария к Тотиле. - Нелепость рассказов, что Тотила разрушил Рим. - Прорицание Бенедикта. - Тотила уходит из Рима. - Город покинут всеми На следующий день король собрал своих готов и

Из книги Самые богатые люди Древнего мира автора Левицкий Геннадий Михайлович

Вавилон Верный пес Кира - Гарпаг - покорял и разорял приморские области Передней Азии, сам же Кир направился к одному из древнейших городов на земле - Вавилону.Город являлся крупнейшим хранилищем богатств, собранных нововавилонской династией царей. Геродот описывает

Из книги Остров Пасхи автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Каир. Биография города автора Олдридж Джеймс

4. Вавилон Еще несколько лет назад можно было сесть в трамвай в центре Каира и подъехать почти вплотную к той самой римской крепости, с которой началась история города. За исключением специалистов, мало кто в Каире имеет представление о старом форте, а многие образованные

Из книги По Берлину. В поисках следов исчезнувших цивилизаций автора Руссова Светлана Николаевна

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Гибель Самсона = Жиля де Рэ Что за «дом» разрушил, погибая, библейский Самсон Дальше Библия и светская французская версия говорят в общем одно и то же. Самсон погибает (Судьи 16:23–30). Жиль де Рэ тоже погибает , т. 2, с. 485–486. Некоторые расхождения в описании обстоятельств

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

1.2. Библейский Вавилон - это Белая Орда или Волжская Орда А после османского завоевания Вавилон - это, вероятно, Царь-Град Вавилон - одна из столиц Ассирии. Вавилонские цари часто являются в то же время и Ассирийскими царями. Как и наоборот. Например: «И привел Господь на

Из книги Земля Жар-птицы. Краса былой России автора Масси Сюзанна

17. СНЕЖНЫЙ ВАВИЛОН … В ГРАНИТ ОДЕЛАСЯ НЕВА; МОСТЫ ПОВИСЛИ НАД ВОДАМИ; ТЕМНО-ЗЕЛЕНЫМИ САДАМИ ЕЕ ПОКРЫЛИСЬ ОСТРОВА, И ПЕРЕД МЛАДШЕЮ СТОЛИЦЕЙ ПОМЕРКЛА СТАРАЯ МОСКВА, КАК ПЕРЕД НОВОЮ ЦАРИЦЕЙ ПОРФИРОНОСНАЯ ВДОВА… ЛЮБЛЮ ТЕБЯ, ПЕТРА ТВОРЕНЬЕ, ЛЮБЛЮ ТВОЙ СТРОГИЙ, СТРОЙНЫЙ

Из книги История Антисемитизма. Эпоха Веры. автора Поляков Лев

Вавилон Среди всех еврейских колоний времен античной диаспоры самой древней, самой стабильной и безусловно самой многочисленной была вавилонская. Как известно, на протяжении тысячелетия ей дважды выпало сыграть принципиально важную роль в еврейской истории.

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

36. ОКОНЧАТЕЛЬНО КИЕВ РАЗРУШИЛ ХАН БАТЫЙ О том, что приграничные русские княжества наверняка знали о готовящемся вторжении татаро-монгол, свидетельствуют письма-донесения венгерского монаха-миссионера, доминиканца Юлиана:«Многие передают за верное, и князь

Из книги Жанна д’Арк, Самсон и русская история автора Носовский Глеб Владимирович

6.4. Гибель Самсона = Жиля де Рэ Что за «дом» разрушил, погибая, библейский Самсон Дальше Библия и светская французская версия говорят в общем-то одно и то же. Самсон ПОГИБАЕТ (Судьи 16:23–30). Жиль де Рэ тоже ПОГИБАЕТ , т. 2, с. 485–486. Некоторые расхождения в описании

Из книги Очерки по истории религии и атеизма автора Аветисьян Арсен Аветисьянович

Многие думают, что Вавилонской башни в действительности никогда не существовало, и что это всего лишь библейская легенда, основной посыл которой заключается в том, что люди должны знать свое место и не стремиться сравняться с богами.

На самом же деле то, что в Библии называется Вавилонской башней, - это зиккурат, храм бога Мардука, семиступенчатая пирамида высотой 90 метров, построенная в Вавилоне. Известно, что её развалины видел Александр Македонский, завоевавший Вавилон. Он приказал снести остатки "башни", чтобы отстроить на этом месте главное святилище империи, которую он неутомимо создавал на протяжении всей своей короткой жизни.

Существует легенда о том, что все завоеватели, разрушавшие Вавилон и похищавшие их храма золотую статую Мардука, умирали насильственной смертью.

Не избежал этой участи и величайший полководец античности. Хотя статую Мардука похитили задолго до Александра, но смерть настигла его вскоре после того, как по его приказу были разобраны остатки зиккурата.


К подобным преданиям можно относиться по-разному, но не слишком ли много совпадений? Вот хотя бы два примера из относительно недавнего прошлого.

Пример первый: "Проклятие фараонов"

26 ноября 1922 года британский археолог Говард Картер при вскрытии знаменитой гробницы Тутанхамона обнаружил дощечку с надписью, гласившей: "Смерть распластает крылья над тем, кто потревожит покой фараона". В век рационализма на эту табличку и содержащееся в ней предупреждение никто не обратил особого внимания.


Вспомнили о них только тогда, когда в последующие годы один за другим начали умирать все, причастные к вскрытию гробницы и изучению обнаруженной в ней мумии.

Пример второй: "Проклятие Железного Хромца"

Еще с XV века в Средней Азии была широко известна легенда, что если кто-нибудь когда-нибудь потревожит покой, наверное, самого кровожадного завоевателя в истории всего средневековья Тимура, более известного под его искаженным в Европе прозвищем - Тамерлан, то начнется самая страшная война, какой человечество ещё никогда не видело.


Но советские ученые на подобные "сказки", конечно же, внимания не обращали, и в Самарканде была вскрыта гробница Тимура. Знаменитый советский антрополог М.М. Герасимов хотел по черепу восстановить облик Тамерлана по своей методике, которая уже доказала свою эффективность.

На массивной каменной плите, прикрывавшей саркофаг, на арабском языке было написано: "Не вскрывать! А то снова прольется людская кровь - больше, чем во времена Тимура". Тем не менее саркофаг был вскрыт. Это произошло 22 июня 1941 года.


Из воспоминаний самого М.М. Герасимова:

"Когда мы получили разрешение вскрыть могилу Тамерлана, то наткнулись на массивную каменную плиту, которая закрывала сверху его саркофаг. Поднять или сдвинуть её мы не могли, и я, хотя было воскресенье, пошел искать подъемный кран. Вернулся с краном, сдвинули плиту. Я сразу бросился к ногам скелета. Ведь известно, что Тамерлан был хромым, и я хотел в этом убедиться. Вижу, действительно одна нога у него короче другой. А в этот момент мне сверху кричат: "Михал Михалыч! Вылезайте! Молотов по радио выступает, война!".

Но вернемся к ВАВИЛОНУ

До сих пор спорным является вопрос о том, что же было причиной гибели этого города, бывшего в течение полутора тысяч лет культурной и экономической столицей Ближнего Востока. Основная вина, как правило возлагается на завоевателей. Конечно же, их роль весьма существенна, но все-таки, не является основной.


Вавилон был основан амореями в XIX веке до н.э. В начале VII века до н.э. его завоевали ассирийцы, а через некоторое время - в 612 г. до н.э., разгромив Ассирию, хозяевами Вавилона стали халдеи. К этому времени население города достигало около миллиона жителей, хотя среди них было уже очень мало потомков древних вавилонян. И несмотря на все завоевания, культура и экономика величайшего мегаполиса древности продолжали функционировать так, как это было задумано много столетий назад.

Однако в VI веке до н. э. все изменилось. О том, как это произошло пишет Л.Н. Гумилев:

"Хозяйство Вавилонии базировалось на системе ирригации междуречья Тигра и Евфрата, причем избыточные воды сбрасывались в море через Тигр. Это было разумно, так как воды Евфрата и Тигра во время половодий несут много взвеси с Армянского нагорья, а засорение плодородной почвы гравием и песком нецелесообразно. Но в 582 году до н. э. Навуходоносор скрепил мир с Египтом женитьбой на царевне Нитокрис, впоследствии перешедшей к его преемнику Набониду. Вместе с царевной в Вавилон прибыла её свита из образованных египтян. Никторис предложила своему мужу, очевидно, не без консультации со своими приближенными, построить новый канал и увеличить орошаемую площадь. Царь-халдей принял проект царицы-египтянки, и в 60-х годах VI века был сооружен канал Паллукат, начинавшийся выше Вавилона и оросивший крупные массивы земель за пределами речных пойм. Что же из этого вышло?


Евфрат стал течь медленнее, и аллювий оседал в оросительных каналах. Это увеличило трудовые затраты на поддержание оросительной системы в прежнем состоянии. Вода из Паллуката, проходившего через сухие территории, вызвала засоление почв. Земледелие перестало быть рентабельным, но процесс этот тянулся долго. В 324 году до н. э. Вавилон еще был столь крупным городом, что романтичный Александр Великий хотел сделать его столицей. Но более трезвый Селевк Никатор, овладевший Вавилоном в 312 глду до н. э., предпочел Селевкию - на Тигре и Антиохию - на Оронте. Вавилон пустел и в 129 г. до н. э. стал добычей парфян. К началу нашей эры от него остались руины, в которых ютилось небольшое поселение иудеев. Потом исчезло и оно".

Было бы не совсем справедливо винить в гибели огромного города и процветающей страны одну лишь капризную царицу. Скорее всего, её роль была далеко не решающей. Ведь от её предложения можно было отказаться, и, наверное, будь царем в Вавилоне местный житель, разбирающийся в столь важной для страны системы мелиорации, так бы и произошло.


Однако, как пишет Л.Н. Гумилев:

"...царь был халдей, его войско составляли арабы, советники были евреи, и все они даже не задумывались над вопросами географии покоренной и обескровленной страны. Египетские же инженеры перенесли свои приемы мелиорации с Нила на Евфрат механически. Ведь Нил несет в половодье плодородный ил, а песок Ливийской пустыни дренирует любое количество воды, так что в Египте опасности засоления почв нет. Самое опасное - это даже не ошибка, а отсутствие постановки вопроса там, где его необходимо поставить. Жителям Вавилона, сменивших убитых и разогнанных вавилонян, все казалось столь ясным, что и думать-то не хотелось. Но последствия очередной "победы над природой" погубили их потомков, которые тоже не сооружали город, а просто поселились в нем".

Возможно, весьма уважаемый мною Л. Н. Гумилев, как это часто бывает в его трудах, слишком категоричен в своих выводах. Недаром историка и географа Л.Н. Гумилева современные ему ученые историки считали прежде всего географом, а географы соответственно - историком (Эту фразу не я придумал, а услышал ещё в 1988 году от одного из моих Учителей - В.Б. Кобрина).

Чем больше я прочел трудов Л. Н. Гумилева, тем больше убеждался, что это - правда. Специализируясь на истории нашей страны в самые сложные для нее времена - XIII - XIV вв., я никак не могу не согласиться с общей концепцией Гумилева о "симбиозе Руси и Орды", уж слишком многие достоверные факты ради концепции игнорируются, зато другие необоснованно вдруг становятся главными для аргументации этого пресловутого "симбиоза".

Однако, как я думаю, во-многом, что касается причин гибели Вавилона Л.Н. Гумилев прав.

В истории человечества есть много полулегендарных периодов. Существовавшие тогда города и царства порой окутаны целым сонмом мифов и преданий. Даже у профессиональных археологов и историков имеется достаточно мало данных, относящихся к тем временам, что уж говорить о рядовых обывателях. Знаете ли вы, когда образовалось Вавилонское царство?

Вавилон - город библейского масштаба, его постоянно упоминают практически все выдающиеся мыслители, ученые и военачальники тех лет, но об истории этого удивительного памятника древних цивилизаций рассказывается намного реже. Дабы развеять завесу тайны над этой историей, мы приготовили эту статью. Читайте и узнавайте!

Предпосылки возникновения

В XIX-XX веках до Рождества Христова распалось Шумеро-Аккадское царство, которое находилось на территории Месопотамии. В результате его развала образовалось множество других государств меньшего размера.

Город Ларс на севере тут же объявил себя самостоятельным. На реке Евфрат образовалось царство Мари, Ашшур возник на Тигре, в долине же Диялы появилось государство Эшнунна. Именно тогда началось возвышение города Вавилона, название которого можно перевести как Врата Бога. На трон тогда взошла Аморитская (первая Вавилонская) династия. Историки считают, что ее представители правили в период от 1894 до 1595 годов до нашей эры. Совершенно точных данных нет, но ее основателем принято считать царя Сумуабума. Вот когда образовалось Вавилонское царство. Разумеется, что в те годы до полного расцвета и могущества ему было еще далеко.

Преимущества

Вавилон выгодно отличался от многих своих соседей своим положением: оно одинаково хорошо подходило как для обороны, так и для экспансии на территории противоборствующих царств. Находился он в том месте, где величественным Тигр сливался с Евфратом. Здесь было полно воды, которая использовалась в ирригационных системах, тут же сходились важнейшие торговые артерии того времени.

Расцвет города связывают с именем знаменитого Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который был не только талантливейшим управленцем, но и ученым, астрономом, полководцем и софистом. Сперва он заключает военный союз с Ларсой, чтобы развязать себе руки для нападения на южные города. Вскоре Хаммурапи заключает союзнический договор с Мари, где в то время правил дружественно к нему настроенный царь Зимрилим. С его помощью правитель Вавилона полностью разгромил и подчинил себе Эшнунну. Проще говоря, Вавилонское царство образовалось в период с XX по XIX век до нашей эры, после чего быстро стало набирать вес в политической нише того времени.

После этого Мари стала не нужна Хаммурапи: он разорвал союзнический договор и напал на владения вчерашнего партнера. Сперва ему удалось быстро подчинить себе город, и даже Зимлирим остался на своем троне. Но впоследствии тому не понравилось быть пешкой, а потому он восстал. В ответ Вавилон не только повторно завоевал город, но и сравнял с землей его стены и дворец правителя. На Севере к тому времени оставалась могучая когда-то Ассирия, но ее правители тут же признали себя наместниками Вавилона.

Вот когда образовалось в современном понимании этого слова. Оно было большим и могучим, его правители привечали ученых, инженеров и архитекторов, философов и медиков.

Законы Хаммурапи

Но царь Вавилонского царства Хаммурапи во многом известен вовсе не своими завоеваниями, а тем сводом законов, которые издал лично:

  • В том случае, когда строитель, построивший дом, сделал это плохо, и здание рухнуло, убив его владельца, строителя следует казнить.
  • Врач, сделавший неудачную операцию, лишался кисти правой руки.
  • Свободный человек, укрывавший в своем доме раба, будет казнен.

Эти законы Вавилонского царства были высечены на огромных базальтовых столбах, которые стояли во всех концах Вавилонского царства.

В чем заключался подъем Вавилона?

Во времена этого правителя в тех краях бурно начало развиваться сельское хозяйство. Большие успехи ученые Вавилона делали в области ирригации пустынных земель: один из каналов был настолько велик, что его уважительно прозвали «Рекой Хаммурапи».

Не менее активными темпами шло становление скотоводства. В государстве появляется все больше и больше ремесленников. Растет и ширится внутренняя и международная торговля. В частности, по тем временам именно эта страна стала основным центром экспорта дорогих кож, масла и фиников. На внутренний же рынок рекой текли металлы, керамика и рабы. Словом, Вавилонское царство при Хаммурапи процветало.

Социальные особенности

Считается, что в стране было три Во-первых, свободные люди. Этот слой именовался "авелум", что значило "человек". Дети свободных людей до совершеннолетия назывались "мар авелим" - "дитя человека". К этому социальному слою мог принадлежать ремесленник и воин, торговец и государственный клерк. Словом, каких-то кастовых предрассудков не было, законы Вавилонского царства гласили, что свободным мог быть любой.

Был еще класс зависимых людей (не рабов!), которых называли "мушкенум" - "склоняющийся ниц". Это "служащие". Проще говоря, зависимыми были люди, которые работали на царской земле. Не следует путать их с рабами: у "склоняющихся" было имущество, их права отстаивались в суде, у них были свои рабы.

Наконец, низший слой общества, без которого Вавилонское царство не могло обойтись - рабы, вардум. В их число можно было попасть следующими путями:

  • Если человек был военнопленным.
  • Должники, которые не смогли расплатиться по долгам.
  • Ставшие рабами по приговору суда (за какие-то тяжкие проступки).

Особенность вавилонских рабов была в том, что у них могло быть какое-то имущество. Если рабовладелец имел детей от своей рабыни, то они (с согласия отца) вполне могли стать его официальными наследниками с получением статуса свободного человека. Проще говоря, в отличие от той же Древней Индии, в Вавилоне рабы могли надеяться на серьезное улучшение своего Должник, отработавший долг, вновь становился свободным. Ценный военнопленный мог купить себе свободу. Хуже было преступникам, которые, за редким исключением, становились рабами на всю жизнь.

Государственная структура

Царь, стоявший во главе государства, обладал «божественной», неограниченной властью. Ему лично принадлежало порядка 30-50% всех земель в стране. Царь мог заботиться об их использовании сам, а мог сдавать в аренду. За исполнением царских повелений и законов следил царский суд.

За сбор налогов отвечало податное ведомство. Их взимали серебром, а также в виде натуральных продуктов - например, зерна. Брали налоги скотом, ремесленной продукцией. Чтобы обеспечить беспрекословное повиновение царской власти, государство использовало отряды тяжелых и легких воинов, редум и баирум. С тех самых пор, как произошло образование Вавилонского царства, город Вавилон всегда привлекал профессиональных воинов: им здесь благоволили, они получали почет и уважение. Неудивительно, что даже в период упадка армия государства оказалась способна надолго задержать падение страны.

За службу хороший солдат мог легко получить дом с садом, немалым наделом земли и скотом. Расплачивался он за это только исправной службой. Бедой Вавилона с самого начала стал гигантский бюрократический аппарат, представители которого следили за исполнением царских наказов на местах. Чиновники государя, шакканакку, должны были организовывать эффективное взаимодействие царской администрации и местных органов самоуправления. К числу последних относились общинные советы и советы старост, рабианумы.

Религия склонялась к монотеизму: несмотря на существование разнокалиберных божеств, существовал один главный бог - Мардук, который считался творцом всего Сущего, отвечал за судьбы людей, животных и растений, за все Вавилонское царство.

Первое падение

В период правления сына Хаммурапи, Самсу-илуны (1749-1712 гг. до н. э.), уже начали резко обостряться внутренние противоречия. С юга государство стали теснить эламиты, которые захватывали города шумеров один за другим. Город Исин заявил о самостоятельности, а царь Илумаилу стал основателем новой династии. На Северо-Западе также возникает новое государство - Митанни.

Это был тяжелый удар, так как Вавилон оказался отрезан от важнейших торговых путей, которые вели в Малую Азию и на Средиземноморское побережье. Наконец, регулярно стали совершать набеги воинственно настроенные племена касситов. В общем-то вся история Вавилонского царства наглядно показывает, что ослабевшее государство мгновенно оказывается добычей более сильных и удачливых соседей.

Точку в 1595 году до н. э. поставили хетты, которые разгромили армию и захватили Вавилон. Так завершился Старовавилонский период, продолжавшийся всего триста лет. Первая династия прекратила свое существование. Началось образование Вавилонского царства «касситского образца».

Касситская династия

Сами касситы вышли из множества горных племен, которые активизировались сразу после смерти Хаммурапи. Около 1742 г. до н. э. их вождь Гандаш вторгся на территорию царства и сразу же объявил себя «Царем четырех сторон света». Но в реальности подчинить себе все царство у касситов получилось только после удачного похода хеттов. Они сразу привнесли много нового в военную доктрину Вавилона, начав активно использовать конницу. Зато в сельском хозяйстве начался некоторый застой. Завоеватели благосклонно принимали богатую и древнюю вавилонскую культуру.

Более того, царь Агум Второй смог вернуть статуи бога Мардука и богини Царпанит, которые были захвачены хеттами. Касситы показали себя прекрасными правителями, при которых активно строились и реставрировались храмы, быстро развивалась культура и наука. Довольно быстро они полностью были ассимилированы вавилонянами.

Впрочем, политиками и воинами они были не слишком хорошими. Древнее Вавилонское царство быстро попадает в зависимость от Египта, а вскоре - и от государства Митанни с Хеттским царством. Быстро развивается Ассирия, войска которой уже в XIII веке до нашей эры наносят касситскому Вавилону ряд болезненных поражений. В 1155 году династия завоевателей также прекратила свое существование, проиграв ассирийцам.

Промежуточный период, правление Навуходоносора Первого

Ассирийцы, которые пристально наблюдали за своим дряхлеющим соседом, не преминули воспользоваться его все возрастающей слабостью. Помогали им и стремления эламитов, которые регулярно начали вторгаться на территорию Вавилона. Уже в середине XII века до нашей эры они смогли полностью сломить его сопротивление, а последний царь касситов, Эллиль-надин-аххе, оказался пленен. Эламиты в это время продолжили совершать военные походы в прочие области страны.

Бывший какое-то время независимым город Исин в это время успел скопить силы, а потому принял эстафету в борьбе с вражеским нашествием. Вершиной его могущества стало правление царя Навуходоносора І (1126-1105 гг. до н. э.), который в очередной раз привел державу к расцвету (кратковременному). Близ крепости Дер его войска нанесли эламитам тяжелейшее поражение, а затем, вторгшись в Элам, поработили его.

Борьба с арамейцами

Приблизительно в середине XI века до нашей эры кочевые арамейские племена стали настоящим проклятием для вавилонян и ассирийцев. Перед лицом этой опасности непримиримые соперники несколько раз объединялись, образуя прочные военные союзы. Несмотря на это, предприимчивым арамеям уже через три века удалось прочно осесть на северо-западных рубежах Вавилонского царства.

Впрочем, не все племена доставляли столько проблем. Приблизительно в то же время в жизни государства стал играть немалую роль народ халдеев. В те века они жили по берегам Персидского залива, в нижнем течении Евфрата и Тигра. Уже в девятом веке они прочно оккупировали южную часть Вавилонского царства и начали движение на юг, постепенно ассимилируясь с вавилонянами. Как и касситы в недавнем прошлом, они предпочитали заниматься скотоводством и охотой. Сельское хозяйство играло в их жизни куда меньшую роль.

В те годы страна была поделена на 14 округов. Начиная с XII века до нашей эры Вавилон вновь становится столицей. Как и прежде, царь имел на руках обширные наделы земель, которыми одаривал воинов за службу. В армии, помимо традиционной пехоты, огромную роль стали играть кавалерия и отделения боевых колесниц, которые в то время были чрезвычайно эффективны на поле боя. Но границы Вавилонского царства уже начинали атаковать старые враги…

Вторжение ассирийцев

С конца IX века за свое вновь взялись ассирийцы, все чаще вторгаясь в пределы страны. Сама Ассирия постепенно приобретала черты могущественного и сильного государства. В середине VII века до нашей эры их царь Тиглатпаласар Третий вторгается в северные рубежи Вавилона, нанося жестокие поражения халдеям. В 729 году царство уже в который раз оказалось полностью захвачено.

Впрочем, ассирийцы (вопреки своему обыкновению) сохранили отдельный статус Вавилона. Но во времена Саргона Второго они на какое-то время утратили контроль над недавно завоеванными землями. Связано это с тем, что халдейский государь Мардук-апла-иддин объявил себя единоличным царем страны, захватив ее столицу. Он вступил в союз с эламитами, своими недавними врагами. Сперва союзникам сопутствовал успех, но вскоре Саргон, сильно уязвленный и раздосадованный произошедшим, послал свои лучшие войска на подавление восстания, а затем сам короновался в Вавилоне, окончательно укрепив свой царский статус.

В начале 700-703 годов неугомонный Мардук-апла-иддин снова попытался пойти против Ассирии, но и на сей раз его затея ничем хорошим для страны не закончилась. В 692 г. до н. э царство заключает военный союз с арамеями и эламитами. В битве при Халуле ассирийцы и вавилоняне понесли одинаково тяжелые потери, явного успеха не было ни у одной из сторон.

Но уже через два года царь Ассирии Синанххериб устроил осаду Вавилона. Через год город пал и началась страшная резня. Большая часть жителей была убита, остальные стали рабами. Некогда величественная столица была полностью разорена и затоплена. На ту пору карта Вавилонского царства была бита, государство прекратило свое существование. Впрочем, ненадолго.

Восстановление Вавилона

Вскоре на трон взошел преемник Синанххериба, Асархаддон, который не слишком приветствовал «перегибы» своего предшественника. Новый царь не только повелел восстановить разрушенный город, но и освободил многих его жителей и велел им возвращаться домой.

Царем стал Шамаш-шум-укин, который правил страной на правах наместника. Но в 652 году и он, желая всеобщей власти, заключает союз с арабами, арамеями и эламитами, после чего снова объявляет войну Ассирии. Сражение вновь состоялось у крепости Дер и снова убедительной победы не смог одержать никто. Ассирийцы пошли на хитрость: устроив дворцовый переворот в Эломе, они вывели могучего союзника вавилонян из строя. После этого они осадили Вавилон и в 648 году до нашей эры устроили жестокую расправу над всеми уцелевшими жителями.

Падение Ассирии и Новый Вавилон

Несмотря на это, стремление сбросить гнет жестоких ассирийцев не ослабевало. Приблизительно в 626 году до нашей эры вспыхнуло очередное восстание, во главе которого встал халдей Набопаласар (Набу-апла-уцур). Он снова заключил союз с Эламом, уже оправившимся после козней ассирийцев, после чего союзные войска все же сумели нанести общему врагу ряд серьезных поражений. В октябре 626 года Набопаласара признала вавилонская знать, после чего он короновался в городе, основав новую династию.

Но захватить первый крупный город - Урук - повстанцам удалось только через 10 лет. Они сразу попытались захватить ассирийский Ашшур, но успеха добиться не удалось. Помощь пришла откуда не ждали. В 614 году захват провинций Ассирии начали мидийцы, с которыми вавилоняне вскоре заключили союз. Уже в 612 году они, мидяне и скифы осадили Ниневию, столицу врага. Город пал, а все его жители были вырезаны. С тех пор границы Вавилонского царства при Хаммурапи Втором стали быстро расширяться.

В 609 году до нашей эры были разгромлены остатки ассирийской армии. В 605-м вавилоняне удачно захватывают Сирию и Палестину, на которые в тот период претендовал Египет. Тогда же на трон Вавилона взошел Навуходоносор Второй. К 574 г. до н. э он сумел захватить Иерусалим и Тир. Началась эра процветания. Именно тогда были заложены знаменитые невероятно развилась наука, архитектура и политика. Таким образом, Вавилонское царство образовалось в 605 году вторично.

Впрочем, эра процветания закончилась довольно скоро. На границах государства появились другие противники, персы. Не выдержав противостояния с ними, в 482 году Вавилон окончательно превратился в одну из персидских сатрапий.

Теперь вы знаете, когда образовалось Вавилонское царство. Надеемся, что статья оказалась интересной.