Грузовые Автомобили

Почему в россии строили дома из дерева. В россии, как и в европе, почти половина загородных домов из дерева

09:23 pm : почему в России не строили замки
Как истинный западник даже российскую историю я читаю в изложении французского историка XIX века Альфреда Рамбо. Книга интересна сравнениями российских событий с историей Европы, вот например показавшееся мне любопытным наблюдение о разнице в архитектуре:

В России нет камня, кроме соседних с горами местностей. Этот факт имел громадное влияние на её развитие в экономическом и художественном отношении. Нужно было использовать иной строительный материал, чем на Западе: памятники архитектуры воздвигались преимущественно из дуба и сосны или из кирпича; из дерева строились древние церкви, царские палаты, укрепления старинных городов; из дерева же строятся и ныне дома горожан и избы крестьян. Русские селения и большинство городов представляют скопления горючих материалов - отсюда периодически наступающие пожары; можно сказть, что вся Россия выгорает в среднем каждые семь лет. При таких материалах постройки не могли иметь тех колоссальных размеров, которыми отличаются французские замки и соборы на Рейне.

Tags: ,

Comments

прописные истины.
Как и короткие осень - весна, заставляющие людей в Росси работать не размеренно, а авралом.

я и не претендую на то, что эта информация уникальна =)
тем не менее мне никогда не приходило в голову, что разница в архитектуре определяется отсутствием камня, так что это наблюдение оказалось неожиданным.

добавь сюда вывод о национальном характере - русские города горели раз в два - три года, их приходилось отстраивать с нуля, и отстраивались они быстро. А западный каменный город строился очень долго и медленно. Поэтому русский мог в любой момент плюнуть на свои деревянные стены, уйти на Дон, за Камень - терять ему было нечего кроме горстки золы. А вот немца или француза держали камни, которые тесал еще его дед.
Второе - это рабочий режим. В России короткая весна и короткая осень - надо успеть отсеяться за две недели, как сошел снег - пока жара не высушила почву. А осенью надо успеть собрать урожай за две недели - пока его не убил мороз. Зато долгой зимой можно лежать на печи, отдыхать от осеннего аврала и готовиться к весеннему. В то время как западный крестьянин мог сеять и убирать урожай сравнительно не торопясь, согласно размеренному расписанию, работая без авралов и перерывов. Вот именно это качество - работа "на рывок" и отдых после нее - по-моему более заметна в русских.

Про мобильность русских Рамбо тоже пишет, хотя и не связывает это с городами, объясняя тем что земля была в основном малоплодородна и народ стремился переселяться дальше на юг, потому что оставлять в плане хорошей земли было нечего.
Про авральную работу с длительными перерывами я давно слышал, действительно заметная черта характера.

В Риме Колизей построили из камня ещё в античное время, таже тема в Греции. Речь о временных рамках. В России из камня стали массово строить только при Петре I, в Европе на несколько сотен лет раньше, и эти сотни лет строились Европейские города. Вот ап чём речь, а вовсе не о том, что там каменные постройки со времён человекообезьян.

а камень в россии был в горах, откуда его транспортировка слишком дорого стоила, чтобы строить из него города, замки, соборы и пр.

>на Руси город не потивопоставлялся феодалу, а наоборот, был гарантом и символом его власти

это не объясняет отсутствие каменных соборов, дворцов и т.д., кроме того на Руси шла постоянная борьба с окрестными племенами, и феодальные междоусобицы, которые угрожали городам не меньше, так что Замки были бы весьма кстати.

Да даже в Новгороде каменный кремль был закончен только в 15 веке, в Москве в 14 веке, когда в Германии Замки строились ещё в 9,10, 11 веках. Что нам мешало, если не отсутствие камня? Тем более что европейские города часто и складывались вокуг Замков. Софийский собор в Киеве сделан из смешанной кирпично-каменной кладки византийцами. Камня видимо было не слишком много =)

Да даже если активное строительство городов из камня в Европе началось в 15 веке, то в России только с начала 18 века, и весь 19 век большая часть городов были деревянными.

ага, а также функцию собора и дворца, всё понятно.

нее я не читал =)
а ты что тоже не читала, гы?))))

да, блин, тянет на статью =)

приятно, приятно что и говорить, что вот заходят ко мне в журнал истореги, делают тут в каамментах открытия! Пеши исчо =)

С другой стороны, сто вообще за странная тенденция всех сравнивать с европейцами?! Что за европоцентристская позиция, с чего взяли, что ТАМ было правильнее?!
===================
Исходя из результата. Московия и РИ всегда была отстающей по отношению к Европе.

Александр Николаевич, дерево - исконно российский материал строительства, у нашей страны богатые традиции деревянного зодчества и самые большие запасы леса. И все же Россия не может похвастаться большим количеством качественных деревянных домов. С чем это связано: пресеклась традиция или есть недостаток в спросе?

Использовать в строительстве то дерево, которое растет в России, дороже, чем импортное – у нас пока нет полного цикла заготовки «делового» леса в достаточных объемах. А если бы европейский лес не облагался такими таможенными пошлинами, мы по ценам могли бы конкурировать с программами доступного жилья.

Давайте развенчаем мифы, с которыми часто связывают дерево. К примеру, сегодня до сих пор многие считают дерево пожароопасным материалом. Также есть мнение, что дерево требует долгой усадки - до 3-х лет. Так ли это?

Что касается усадки деревянных домов. Например, технология клееной древесины: склеенный из хорошо высушенных и отсортированных частей (ламелей), клееный брус имеет высокую прочность и долговечность. Дома из клееного бруса вообще не дают усадки и в дальнейшем в нем не появятся трещины. Происходит это потому, что все части конструкции усаживаются в разных направлениях.

Что касается пожароопасности, то мы находимся в России, где действуют определенные нормы и правила, связанные с регламентом пожаробезопасности, с эксплуатацией электрооборудования, и т. д. Как компания, которая действует в России, мы соблюдаем все необходимые нормы и правила. В частности, наши конструкции прошли все необходимые сертификации в органах госнадзоров.

Кстати, о мифах. Деревянные дома не более пожароопасны, чем строения из других материалов. Более того, деревянный дом горит медленнее, чем любой другой. Из строительных норм и правил известно, что длиннопролетные конструкции в недеревянных зданиях все равно делаются из дерева. Скорость горения деревянной балки дольше, чем скорость горения балки металлической, которая лопается сразу и приводит к обрушению дома. А деревянная балка горит подольше и позволяет спасти людей.

Какие преимущества и недостатки дерево имеет перед камнем и кирпичом?

Преимущества – это, несомненно, экологичность дерева. Ведь еще на этапе производства вырабатывается наименьшее количество CO2, по сравнению с производством других материалов строительства. И в дальнейшей эксплуатации деревянный дом «дышит», в нем поддерживается кислородный баланс и оптимальная влажность воздуха.

Еще один момент - энергосбережение в деревянных домах. Технологии, применяемые в строительстве, позволяют максимально долго удерживать тепло в помещении в зимний период и прохладу летом.

Деревянные дома, на мой взгляд, наиболее органичны для комфортного загородного проживания, они логично вписываются в окружающий ландшафт. Я вообще считаю, что будущее - за деревянными домами.

Что касается минусов, то здесь я могу назвать только личные предпочтения человека. Если семье по какой-то причине нравится кирпичный дом, то в этом случае деревянный, безусловно, им не подойдет.

В интервью нашему изданию архитектор Тотан Кузембаев, сказал, что для того, чтобы деревянный дом простоял века, нужно точно соблюдать все технологии. Какие это технологии? Не нарушает ли количество пропиток дерева его экологические качества? Можно ли построить деревянный дом самостоятельно?

Дом должен быть экологичным, так же как еда должна быть вкусной. Все-таки к экологии мы должны относить ряд совокупных факторов - местонахождение данного дома, его принципиальные инженерные решения. Это делает дом экологичным. А не наличие клея или пропиток, которые присутствуют в любых других материалах также.

У компании целый ряд патентов на свои оригинальные решения в области деревянного строительства. Она первой в мире среди производителей деревянных домов получила право ставить на своей продукции знак СЕ, подтверждающий соответствие европейским стардартам качества.

К счастью, практически все крупнейшие мировые производители, имеют в своем ассортименте составы на основе натуральных и безопасных компонентов и красителей. Обычно, это составы на водной или алкидной основе, иногда на основе натурального масла. Такие составы обладают достаточно высокими защитными свойствами, и при этом сохраняют естественную фактуру древесины, не нарушают ее природных свойств. Секрет в том, что применяемый состав не должен образовать на поверхности дерева жесткой защитной пленки, а создать паропроницаемое «дышащее» покрытие. Именно такие составы использует компания HONKA.

Единственным недостатком таких составов является их меньший срок службы, то есть через несколько лет эксплуатации дома к вопросу покраски придется вернуться.

Но чего не сделаешь для себя и своей семьи? Кстати, такие материалы как нитролаки, эпоксидные и полиуретановые лаки и эмали HONKA вообще не применяет в своих домах, несмотря на их исключительную стойкость.

В качестве стенового материала при строительстве домов в элитных поселках зачастую используется клееный брус различного типоразмера. Нами, в частности, активно применяется салонный брус, состоящий из шести склеенных частей, идеальный материал для строительства деревянных зданий повышенной этажности. Собственная разработка – клееное бревно, диаметром 230 мм и 260 мм, совмещающее внешний вид традиционного бревна и технические качества салонного бруса. Трещин на клееном бревне практически не бывает, а его диаметр и плотность позволяют строить хорошо утепленные, большие по площади здания. Все эти виды строительного материала отличаются высокой прочностью, эстетичностью внешнего вида, а также низким коэффициентом осадки. Из круглых моделей бревен чаще строят дома в классической и кантри- стилистике. Тогда как клееный брус отлично подходит для строений более современного вида, не традиционной для деревянных домов архитектуры – с большими площадями остекления, односкатными крышами и т.д. При строительстве крупномасштабных объектов наиболее эффективно использовать материалы с большим диаметром.

Вообще экологичный деревянный дом, какие мы и строим, возводится из естественных, природных, сертифицированных материалов. Под экологически чистыми материалами чаще всего подразумевают именно дерево, т.к. именно оно обладает «дышащим» эффектом, пропуская сквозь себя воздух и обеспечивая тем самым постоянный воздухообмен, инфильтрацию, в помещениях. Кроме того, одной из важнейших характеристик «экодома» является его энергоэффективность, то есть предельное уменьшение теплопотерь, а дерево, как известно, является отличным теплоизолятором. К этому еще можно добавить уникальные дезинфицирующие качества дерева хвойных пород, выделяющего фитонциды, которые, как доказали ученые, увеличивают билогическую активность кислорода и обезвреживают болезнетворные микроорганизмы. А большие площади остекления в таких деревянных домах позволяют максимально использовать естественное освещение, что снижает расход электроэнергии.

Можно ли самому построить качественный дом из дерева?

Прежде чем начать любые работы по проектированию и строительству дома, каждый решает для себя следующие вопросы: какое место на участке будет лучшим для расположения на нем дома? Как расположить дом оптимальным образом по сторонам света, соседским строениям (если есть такие поблизости)? И наконец, какое архитектурно-пространственное решение для дома будет наилучшим образом соответствовать пожеланиям клиента и особенностям его участка (освещенность, рельеф, деревья на участке, видовые точки, подъездные пути и пр.)?

Вопросы непростые, поэтому многие заказчики уже на этом этапе предпочитают обращаться к специалистам. Если с таким вопросами клиент приходит в нашу компанию, то на его участок сразу направляется архитектор, зачастую вместе с ландшафтным архитектором. Беседуя с заказчиком на его собственном участке можно обратить внимание на многие особенности будущего проектирования и строительства, которые позволят правильно начать процесс проектирования дома и выгодно использовать особенности участка, в том числе и его возможные недостатки.

В каких регионах РФ Вы строите?

HONKA – как международный концерн имеет представительства в 30 странах мира, а дома HONKA поставляются более чем в 50 стран. В России концерн занимает первое место по импорту финских деревянных домов. Первое представительство HONKA открылось в России в 1995 году в Питере, затем в 1998 году заработало Московское представительство и уже в 2007 году – Пермское.

Всего за это время на территории РФ было построено более 1500 объектов, в московском регионе – порядка 700.

Рынок загородного жилья Ленинградской области активно развивается и на нем представлено несколько поселков, построенных в соответствии с принципами экодевелопмента, которого мы придерживаемся. Мы можем назвать коттеджные поселки «Хонка-парк», «Русская Швейцария», «Медное озеро», «Honka Family Сlub» и др.

Этой осенью как раз исполняется 3 года представительству HONKA в Перми. Если говорить об итогах работы на Урале, то за эти годы было полностью завершено строительство коттеджного поселка Деревня «Демидково». Общая площадь застройки составляет более 10 га. Представительство HONKA выполнило функции единой подрядной организации. В поселке - 23 индивидуальных дома класса «премиум» площадью от 367 до 507 кв. м. Следует, кстати, отметить, что архитектурные проекты были разработаны нашими специалистами специально для Уральского региона с учетом климатических особенностей.

За время работы, компания вышла на лидерские позиции по объему строительства на рынке деревянного домостроения в организованных коттеджных поселках высокого уровня. География присутствия HONKA на Урале расширяется. Помимо Перми, получены заказы на строительство в Екатеринбурге и и других городах Свердловской области. Объем частных заказов постоянно растет.

Какой объем деревянного домостроения относительно других материалов сегодня существует в Московской области и в других регионах, в которых Вы строите? Где он больше, где меньше? Какие изменения произошли за последние 5-10 лет?

На российском рынке малоэтажного строительства деревянные дома занимают сегодня долю около 40%. Почти половина малоэтажных построек сделана из дерева – это и коттеджные поселки, и частные строения. Все они, конечно, разного уровня и качества, но в любом случае, этот вектор присутствует: множество компаний производит деревянные дома в России; растет и дистрибуция западных домов из древесины. Впрочем, я не думаю, что этот процент будет сильно расти; думаю, сейчас мы наблюдаем его самое правильное значение.

Однако, например, в Перми объем частных заказов в 2010 году относительно аналогичного периода прошлого года увеличился в 3 раза. Следует только оговориться, что речь идет о поселках высокого уровня, расположенные в живописных местах.

Вообще, назвать цифры, характеризующие объемы строительных услуг и производства, сопутствующего деревянному домостроению, для российского рынка невозможно. Любые экспертные оценки здесь будут взяты с "потолка".

На рынке деревянного домостроения сегодня существует серьезная дифференциация производителей, участников рынка строительства и недвижимости. На уровне Министерства природных ресурсов и Министерства экономического развития и торговли РФ разрабатываются мероприятия, ограничивающие вывоз сырья за границу, нацеленные на создание комфортного дотационного и налогового климата для потенциальных инвестиций в деревоперерабатывающую отрасль. Однако нам, как экспертам с огромным опытом, видится, что такая ситуация приведет скорее к стимуляции целлюлозно-бумажного комплекса, появлению заводов прежде всего первичной переработки и строительству заводов по изготовлению строительных материалов, но не к росту качественных производств деревянных домов. В том числе по причинам биологических характеристик российского леса и по причинам лесозаготовительной логистики. Сегодня рынок качественного деревянного домостроения имеет ярко выраженный импортный характер в части производства и колоссальную разницу между сервисом и спектром услуг известных финских производителей и российских компаний.

Каков процент деревянного строительства по европейским странам и сколько в нем доли компании HONKA?

Что касается ситуации за рубежом, она похожа по пропорции в количестве и различается по пропорции в региональном распределении. Северная и Центральная Европа в большей степени строят дома из дерева, чем на европейском юге.

На сегодняшний день HONKA - лидер по обороту, как на внутреннем рынке в Финляндии, так и по экспорту комплектов поставки для строительства домов из плотноволокнистой сосны. Сейчас по объему импорта Россия делит первое место с Германией, далее - Япония, Америка и внутренний финский рынок.

Какие площади домов, в каком архитектурном стиле и какой планировкой сегодня наиболее востребованы в России?

В своем коттеджном поселке HONKA №1 мы предлагаем дома в стиле «вежливой» скандинавской архитектуры. Площадь домов в поселке варьируется от 330 до 510 кв.м. Это деревянные дома HONKA адекватной площади в экологически чистом и живописном месте Подмосковья. В каждом доме запланировано максимальное количество спален и санузлов. Дворцов по 1500 кв.м мы не предлагаем.

Еще один проект HONKA – коттеджный поселок «Дачи HONKA» - загородный комплекс в Истринской Долине», - совместный проект с компанией «Вектор Инвестментс». Проектом предусмотрены 4 типа домов площадью от 280 до 350 кв.м.

Безусловно, изменение финансовой ситуации в стране отразилось и на структуре спроса. Анализ потребительских предпочтений потенциальных клиентов показал, что вектор спроса сместился в сторону домов меньшей площади, по 250-400 кв.м. Доля домов подобных адекватных площадей в коттеджных поселках высокого уровня неуклонно растет, по сравнению с докризисным периодом.

Данный формат пришел на смену наиболее активному и востребованному сегменту докризисного периода «500+».

Какова стоимость деревянного дома "под ключ" в зависимости от метража?

Например, в коттеджном поселке «Дачи HONKA», где мы выступили не только в роли строительной компании, но и осуществляем полный цикл девелопмента, нами сформировано предложение, оптимальное с точки зрения «цена-качество». Данный проект отличает совершенно иной подход к ценообразованию, чем в других поселках HONKA. Стоимость земельного участка с подведенными коммуникациями и деревянным домом HONKA площадью 280-350 кв.м будет находиться на уровне 30 000 000 руб. Партнер проекта – компания «Вектор Инвестментс».

Беседовала Ирина ФИЛЬЧЕНКОВА

Статья представляет собой краоткий очерк об истории строительства деревянных домов на Руси.

История деревянного домостроения насчитывает несколько тысячелетий.

В польском городе Бискупин был обнаружен целый посёлок из бревенчатых домов. В этом посёлке, который был построен приблизительно в период 550-400 лет до н.э., горизонтальные угловые соединения стен были выполнены методом врубки замком. Щели между уложенными друг на друга брёвнами были заполнены мхом, соломой, глиной или шерстью.

Около знаменитого Стоунхенджа учеными было найдено в результате раскопок несколько домов из дерева. Самой старой из ныне существующих деревянных построек — храму Хорюдзи, расположенному вблизи древней японской столицы Нары, — около 1400 лет. Всего на 400 лет моложе его деревянная церковь в небольшом норвежском городке Лиллехаммере.

Самую большую роль в строительстве деревянных домов сыграл, конечно же, большой лесной регион, простирающийся от Норвегии через Швецию, Финляндию и европейскую часть России до Сибири. Именно в этом регионе появились первые бревенчатые дома, в которых не было необходимости использования большого количества изоляционных материалов между уложенными друг на друга брёвнами.

До 16 века строительство домов из дерева в Европе было преобладающим. Но с этого времени следует отметить появление обратного движения. Причиной тому явилась изменчивость моды, подражающей средиземноморскому методу строительства из глины и камня — обусловленному недостатком там древесины.

Немного позднее и в центральной Европе запасы леса оскудели. Древесину предпочитали использовать в качестве топлива и в строительстве кораблей, а также в виде древесного угля для производства стали.

История деревянного домостроения на Руси

О том, что деревянное зодчество в России зародилось издревле, свидетельствуют множество письменных летописей. Так, например, об одном из архитектурных ансамблей прошлого упоминал в V веке византийский дипломат Приска Понтийский, посетивший на Дунае ставку Аттилы, чей дворец был выстроен из бревен, хорошо выструганных досок и окружен деревянной оградой, причем не для безопасности, а ради красоты.

Уже в Х веке на Руси возводились великолепные жилые постройки из дерева с различными наличниками и украшениями. Есть упоминание Саксона Грамматики о храме Святовита, построенном весьма искусно и изящно и окруженном забором с тщательно отделанными резными изображениями. В летописных свидетельствах и зарубежных путевых заметках сохранилось достаточно много сведений о живописных ансамблях рубленных хором, с золотыми вышками теремов, которые являлись подлинными произведениями самобытного русского искусства. К таковым отнесен двор княгини Ольги, получивший название «теремного» из-за своих вышек. Терем этот имел вид высокой квадратной двухэтажной башни с шатровым верхом. В Новгороде славилась дубовая соборная церковь Софии, построенная в Х веке. В Вышгороде по указу Ярослава Мудрого в 1020-1026 гг. был сооружен удивительный по красоте пятиверхий храм.

Деревянное строительство в России имеет богатые традиции, которые зависят не только от специфических условий сурового климата, но и от уклада жизни, и от умения рубить добротное и красивое жилище. Архитектура таких домов всегда отличалась своеобразием и красотой. Особое искусство работы с деревом позволило русским мастерам создать великолепные памятники зодчества в Кижах, Каргополье и других местах Севера, Западной и Восточной Сибири, многие из которых сохранились до сих пор, демонстрируя высокое мастерство и культуру умения работы топором. В Кировской области, например, известны строения из дерева, построенные в 1805-1810 годах без малейших следов гнили.

На протяжении веков дерево было основным строительным материалом, как на Руси, так и во всем мире. И это было обусловлено не только его доступностью и дешевизной, но и замечательными качествами, свойственными деревянному дому. Новые технологии в строительстве долго не могли потеснить дерево. Достаточно вспомнить жесткие административные меры Петра 1, направленные на то, чтобы хотя бы центр Санкт-Петербурга построить в камне. Только на рубеже 19-20 веков с появлением современных конструкционных материалов, дерево уступило свои позиции в строительстве.

На Руси древесина всегда была самым доступным материалом. Из нее ладили сооружения различных построек — от простых изб, хором, культовых зданий до разнообразных производственных и военных объектов. Изба в российских условиях служила обычно двум-трем поколениям, хотя при надежной защите сруба могла простоять и до 100 лет. Церкви служили до 400 лет.

Отношение россиян к дереву особое: его одушевляли, ему поклонялись, а в языческой Руси существовали обряды, связанные с рубкой и строительством. Некоторые из этих обрядов заимствованы православной культурой.

Из древесины строили все: от простой деревянной изгороди до церквей, царских хором и крепостей. Простые лаконичные формы исторического жилья, строительные приемы, свидетельствующие о незаурядном мастерстве русских зодчих, оттачивались веками. Искусство домостроения передавалось по наследству на протяжении многих поколений. И в настоящее время на территории России можно увидеть различные деревянные постройки, представляющие собой настоящие произведения искусства. Так как строительство жилья на обширной территории России охватывает различные климатические зоны, во многом определяющие тип строений, то архитектура домов существенно меняется в зависимости от региона. Переселенцы из различных районов вносили изменения в традиционное зодчество, объединяя опыт различных этнических групп. Это позволяло сформировать более совершенные технические приемы строительства и обеспечивало наиболее рациональные способы выполнения тех или иных архитектурных деталей.

До наших дней дошли в основном памятники и образцы традиционного жилья или документальные материалы по этим постройкам, относящиеся к концу XIX века. В отличие от крестьянского жилья или памятников деревянного храмового зодчества, большие хоромы или дворцы до нас, к сожалению, не дошли, за исключением случайно уцелевших усадебных построек, находящихся сегодня в ужасающем состоянии. Сведения о более ранних периодах формирования жилища мы черпаем из археологических материалов, картин знаменитых художников или исторических рукописей.

Мастерство древних «рубленников» поражает наших современников. Деревянные дома собирали из «клетей» (срубов) безгвоздевым способом с большим разнообразием плотницких приемов. Крестьянские постройки или целые ансамбли боярских и княжеских хором сочетали в себе монументальность срубов и легкие каркасные пристройки, а также летние помещения с сакраментальной и живописной внутренней и наружной отделкой.

В районах, богатых лесными массивами, для жилья использовали преимущественно хвойные породы, реже лиственные, среди которых особым почетом пользовался дуб. Срубные постройки вкапывали в землю, а сверху крышу засыпали грунтом. Отапливали такие помещения печками-каменками или глинобитными очагами «по черному», дым от которых выходил через отверстия в стене или крыше (дымари), окна или двери. Проемы в стенах делали невысокими, чтобы не перерубать большое число бревен и максимально сократить потери тепла. Волоковые окна совсем не нарушали этой связи, их вырубали на полбревна вверх и вниз в смежных бревнах. Изнутри окна задвигались деревянной затворкой (заволакивались), откуда и появилось название — волоковые. В более крупных проемах перерубленные бревна связывали между собой колодами из брусьев. Со временем такие окна стали закрывать слюдой и только в XVIII-XIX веках для этой цели стали применять стекло. Так появились «красные» окна, по бокам которых нередко устанавливали волоковые окна. Дверные проемы загораживали полотнами из грубых досок, получаемых при раскалывании бревна. Полы в таких домах преимущественно были глиняными. Но если под полом устраивали хранилище для зерна, то его перекрывали бревнами, щели между которыми замазывали глиной.

Со временем все чаще стали появляться наземные постройки, обустроенные верхними ярусами, мансардами и мезонинами. В регионах с долгими снежными зимами дома старались поднять как можно выше над землей, что защищало сруб от влаги и давало дополнительную площадь для хранения припасов и содержания домашнего скота.

С течением времени строительные приемы совершенствовались. На Руси известно более 50 типов срубов. К простейшим типам построек можно отнести четырехстенки. Для пристройки двора или хозяйственных помещений делали выпуски бревен, к которым прирубались сараи, амбары и т.д. Обычно русские плотники сращивание бревен по длине не применяли, а для увеличения размеров дома ставили рядом несколько срубов или применяли многоугольные (шести- или восьмиугольные) или крестообразные в плане здания. Особенно часто такие приемы использовали при строительстве церквей. Наиболее распространенными были пятистенки — усложненный тип сруба, представляющий собой прямоугольную избу, разделенную поперечной стеной. Таким образом, получали две части дома: большую жилую с печью, хорошо освещенную, и меньшую — сени, соединяющие жилье с хозяйственной частью. Если сени прирубались отдельно, то обе части пятистенка использовались под жилье. Шестистенки разделялись двумя стенами в разных направлениях, образуя четыре самостоятельных помещения. Количество жилых помещений (а отсюда и тип сруба) зависело от состава семьи и материального достатка.

Фундаменты под деревянные здания не ставили, а нижние венцы клали прямо на землю. Под углы и середину стен клали большие камни или ставили «стулья» из толстых дубовых бревен. Для стульев подбирали комлевую древесину лиственницы или дуба, стойкость против загнивания которых достаточна высока. Чтобы повысить эту стойкость, древесину обжигали на костре или промазывали дегтем. Среди большого разнообразия приемов наибольшее распространение получили врубки «в лапу», «в чашу», «в ус» и «ласточкин хвост», которые с успехом используются до настоящего времени. Для вырубки чашек применяли топор, который был основным плотницким инструментом. Нужно отметить, что наши предки действовали топором виртуозно. При помощи этого универсального инструмента выполняли практически все работы: от рубки леса до резных элементов, украшающих фасады. Секрет такой популярности топора прост. Дело в том, что еще в давние времена было замечено, что пиленая древесина более подвержена увлажнению и загниванию. Бревна, обработанные топором, как бы закупориваются под его ударами и становятся менее гигроскопичными. Поэтому, несмотря на то, что пила на Руси была известна давно, пользовались ею редко.

Издавна на Руси дома крыли гонтом, бедные семьи для кровли использовали солому. Гонт делали из древесины: пихты, ясеня и особенно часто из ели. Правильно изготовленный гонт носит название колотого гонта. Для получения этого кровельного материала использовали ровные части ствола дерева, расположенные между отдельными ветвями с минимальным количеством сучков. Кололи гонт в радиальном направлении. Для этого топором и молотком от поленьев отделяли клиновидные части. Каждый клин обрабатывали двуручным резаком до получения детали каплевидной формы. Специальным инструментом — гонтовым стругом — вырезали паз и полученные таким образом элементы сушили в течение шести месяцев. Предварительно гонт пропитывали антраценовым маслом, а после устройства кровли ее покрывали краской.

Издревле на Руси деревянные дома украшали резьбой, превращая дома в настоящее произведение искусства. Технологичность обработки древесины способствовала появлению целой плеяды знаменитых резчиков, среди которых особенно славились мастера русского Севера, Урала, Сибири и Поволжья. Резьба на причелинах, подзорах кровель и оконных наличниках сочеталась с росписью, подчеркивая индивидуальность каждого дома. Мотивами резьбы служили цветы, злаки, животные и птицы, среди которых особым уважением пользовался петух, как вестник восхода солнца. Основные украшения сосредотачивали на фронтонах, коньках, оконных наличниках и ставнях, резьбой украшали крыльцо. Резьба использовалась не только для украшения наружной части дома, но и в его интерьере. Столбы трапезных оснащали порезками в виде жгутов и «дынек», подчеркивая красоту древесины и ее уникальные свойства. Искусство резчика передавалось из поколения в поколение и сохранило до наших дней традиции русской деревянной архитектуры.

Рубленые дома успешно конкурировали с каменными на протяжении многих столетий. Но в первой половине прошлого века разруха, вызванная гражданской войной, поставила перед строителями задачу: найти более дешевую альтернативу. И в Ленинграде освоили производство сборно-разборных щитовых деревянных домов по образцу изделий Швеции и Финляндии. Дешевизна и сжатые сроки строительства таких домов привлекли немало поклонников, а сами дома называли «финскими».

Имидж деревянных домов ухудшился в послевоенный период. Нужда, нехватка строительных материалов, большая потребность в жилье привели к дешёвым методам строительства и наспех построенному жилью. Многие из домов, построенные по этим проектам, сохранились и до наших дней предоставив кров нескольким поколениям россиян. Недостаток и даже почти полное отсутствие теплоизоляции, а также негерметичные наружные стены привели к так называемому «барачному климату» — огромному перегреву летом и невыносимому холоду зимой при неприятной низкой влажности воздуха и холодных наружных стенах. Современные деревянные дома больше не имеют ничего общего с этими бараками, но вынуждены противостоять их дурной славе.

В XX веке отрицательное отношение к использованию древесины возникло из-за веры в прогрессивность индустриализации. Она была отброшена как «устаревший материал», а использоваться стали «современные строительные материалы» — бетон, сталь и пластмасса.

XXI век поставил перед домостроителями совершенно новые задачи. Применение высокоэффективных строительных материалов и конструкций позволило воплотить на более высоком уровне традиционную для России архитектурно-строительную систему деревянного домостроения: из массивной древесины (со стенами из профилированного бруса и оцилиндрованных бревен); каркасное и панельное.

Отработанная веками технология деревянного домостроения с применением современного инструмента и механизмов позволяет значительно сократить сроки строительства, а применение современных защитно-декоративных составов — значительно продлить жизнь деревянному дому.


Традиции и современность русского деревянного зодчества

Русь издавна считалась страной дерева - обширных могучих лесов вокруг было предостаточно. Так уж сложилась русская жизнь, что почти все на Руси строили из дерева. Из мощных сосен, елей и лиственниц русские всех сословий - от крестьянина до государя возводили храмы и избы, бани и амбары, мосты и изгороди, ворота и колодцы. Как отмечают историки, русские столетиями жили в деревянном веке. Да и наиболее распространенное название русского поселения - деревня - говорило о том, что постройки здесь деревянные.

Дерево - один из самых древних, традиционных и любимых русским народом строительных материалов. А почему не камень? Ведь и камень у нас был!

На этот вопрос еще в XVI веке ответил Д. Флетчер в книге «О государстве Русском»:

«Деревянная постройка для русских удобнее, нежели каменная или кирпичная, потому что в тех много сырости, и они холоднее, чем деревянные дома, что важно в суровом климате Руси; дома из сухого соснового леса дают тепла больше всего» ...

Дереву на Руси издревле был почет. К нему, как к живому, обращались в самых разных случаях: «Свято дерево, помоги". И дерево, внимая просьбе-мольбе, помогало. Великая сила земли и неба сосредоточена в деревьях. А предки наши чистым своим сердцем чувствовали это и потому деревянные избы-хоромы, построенные: «как красота и мир скажут», так любили.

Дух дерева продолжал жить в бревнах сруба, в досках пола и потолка, в отполированной до блеска столешнице и в лавках. Поэтому и саму избу, свое жилище, крестьянин рассматривал как часть природы, ее одухотворенное продолжение.

Зайдя в такой дом, понимаешь, что его пространство наполнено мерным шумом леса и потоками свежего воздуха; это пространство дышит умиротворением и безмятежностью. В доме всегда витает тонкий «лесной» аромат сибирской сосны или лиственницы, кедра, ели. Солнце царит здесь с утра до вечера, мягкие пастельные тона выглядят естественно, смола солнечной слезой стекает по бревнам, и с темной иконы смотрит всепроникающим взглядом светлый лик Богоматери...

Дом выглядит неподдельно величественно, как и сама природа. Создается впечатление, что дом этот прижился, «пустил корни» в окружающую среду, стал неотъемлемой частью окружающих лесов и полей, всего того, что мы называем Россией.

Дом - то уникальное место на земле, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, где ощущает себя полноправным хозяином. Отсюда отсчитывает он все свои перемещения во времени и пространстве, сюда возвращается, здесь ждет его семейный очаг, здесь он растит и воспитывает детей, здесь протекает его жизнь. «Дом - это там, где твое сердце», - писал римский ученый и историк Плиний старший.

При создании дома для себя и своей семьи наш предок вступал в теснейшие и весьма сложные связи и отношения с окружающей средой. Умело используя её особенности, он стремился вжиться в природу, гармонично и непротиворечиво слиться с нею, вписаться в ее живую и легкоранимую структуру. Существуя рядом и вместе с природой, развиваясь в постоянном контакте с нею, он, добивался, порой поразительных результатов в сложнейшем и ответственейшем деле формирования полноценного жилища, практичного и выразительного.

Природная наблюдательность, опыт предков, наработанные веками традиции, способность воспринимать и объективно оценить особенности естественного ландшафта пробуждали в русиче удивительное «чутьё» - он устраивался, обживался в действительно наилучшем месте, где было не только удобно, но и красиво - красота окружающей природы имела для него очень большое, а иногда и определяющее значение. Оно возвышало душу, давало ощущение свободы и простора.

Русская изба... Мудрым добром детских сказок обволакивает она, растворяя в сердце в покое. Для русского человека обычная деревенская изба является неким изначальным памятником его бытия, с ней связано начало Отечества - корневая основа его жизни.

Спокойной уверенностью веет от простых русских изб, добротно и обстоятельно обосновались они на родной земле. При взгляде на потемневшие от времени постройки старых русских селений не покидает ощущение, что они, однажды созванные человеком и для человека, живут вместе с тем какой-то своей, отдельной жизнью, тесно связанной с жизнью окружающей их природы - так сроднились они с тем местом, где появились на свет.

Древние северорусские избы повествуют нам о том, как жили наши предки времен Новгорода Великого и Московской Руси. Сделанное нашим предком - это практически сказанное им. Каждая изба - история.

| Строили в старину вольно, с удалым русским размахом. Земли было много, лес под рукой, да и рабочих рук не занимать: бездельникам на Руси почета не было, а к суровых северных краях они бы просто не выжили. Избы возводили большие, добротные и уютные. Иногда в один этаж, чаще в два со светелкой над ним, с большим крытым двором. Объем некоторых изб внушителен - до двух с половиной тысяч кубометров.

Основу каждой постройки составляет бревенчатый сруб - всегда мощный вне зависимости от своих размеров, пластичный, насыщенный светотенью, играющий множеством полутонов и оттенков натурального дерева. Естественная красота бревенчатого сруба - уникального в своей красоте и целесообразности предстает перед нами в каждом произведении подлинно народного деревянного зодчества.

Дом служил защитой, оберегал. Его орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека. "Конь на крыше - в избе тише", - гласит народная пословица. Конь - аллегорическое напоминание о бесконечном движении человеческой жизни, о необходимости выбора в ней праведного пути. Там же, где царит дух нравственной силы, поселяется мудрость и тишина - вот и смысловая основа пословицы.

В защитно-заклинательной орнаментике русской избы большую роль играло символическое изображение солнца, которое показывалось трижды: восходящим, в зените и уходящим, - в местах соприкосновения кровли со срубом на (причалинах) и наверху под стыком кровельных скатов и причалин.

I Резные полотенца, на которых обычно вырезались символические солнца, олицетворяли чистоту человеческих помыслов, неразрывно связанную с солнечной радостью бытия, с победой света над тьмой.

Тот же символический смысл озарения, освещения придавался устройству красного (красивого, солнечного) угла внутри избы, где ставили иконы. Потолок в избе олицетворял небосвод, а поддерживающая его широкая балка - матица -Млечный путь. Все не случайно в жизни, - повествовала народная мудрость, надо лишь с вниманием смотреть, как бы прочитывая увиденное, призывая к глубинному осмыслению этой вроде бы и простой, но бесконечной в познании истины. I Для понимания архитектуры северной деревни нам нужно сделать ещё один шаг на пути осмысления природы и сущности древнерусского деревянного зодчества, сосредоточенных в его исходном принципе - в единстве конструктивно-технической и архитектурно-художественной форм.

Этот принцип, известный в древней архитектуре многих народов, в деревянном зодчестве России был выражен с наибольшей полнотой, если не сказать - с абсолютной и предельно возможной.

Думается, стоит внимательнее присмотреться к бесценному богатству, которое было интуитивно найдено коллективным народным разумом, что хранится в памяти народа. Остановиться, оглянуться, чтобы увидеть, вспомнить, рассмотреть и понять, как же решались нашими предками важнейшие для самого существования проблемы связи с окружающим миром, с естественной природой.

Предпочтение отдано хвойным породам из-за красивой фактуры, прочности и высокой стойкости к достаточно сложным условиям Сибири. Сосна, за счет ее низкой теплопроводности, создает микроклимат внутри дома, поэтому летом в доме, выстроенном из сосны, прохладно, а зимой тепло. Стена, возведенная из дерева, позволяет в 7 раз снизить нагрузку на фундамент по сравнению со стеной из кирпича, а, значит, дом можно ставить на более легкий фундамент, и тем самым до минимума свести расходы на фундамент.

При этом на Севере для возведения дома использовали лиственницу. Лиственница - порода ядровая. Ядро красновато-бурого цвета, заболонь светлая узкая. Ее древесина имеет мелкие немногочисленные смоляные ходы, обладает высокой стойкостью против загнивания и грибковых заболеваний, поэтому особо ценится в гидротехнических сооружениях. Примером этому может служить Венеция, стоящая более тысячи лет на сваях из лиственницы. Обладая высокой твердостью и прочностью, лиственница по своим качествам примерно на 30% превосходит сосну. В ряде районов Сибири из прочной и плотной лиственницы собирали сруб, всю же внутреннюю отделку производили из сибирского кедра.

И всё же самым распространенным материалом для строительства жилья была сосна, в особенности, сосна боровая или, как её ещё называли, «кондовая». Бревно из неё тяжелое, прямое, почти без сучков и, по утверждениям мастеров-плотников, «сырости не держит». В одной из подрядных записей на постройку жилья, заключавшихся в старину между хозяином и плотниками (а слово «порядная» происходит от древнерусского «ряд» - договор), вполне определенно подчеркивалось: «...лесу высечь соснового, доброго, ядреного, гладкого, не суковатого»...

Различают рудовую сосну, которая растет на глубоких рыхлых супесчаниках и легких суглинистых почвах, на возвышенных местах, имеет мелкослойную плотную древесину, узкую заболонь, смолиста. Другая разновидность сосны - мяндовая - растет на низменных глинистых почвах, имеет менее плотную весеннюю древесину, широкослойную, менее смолистую, чем рудовая сосна.

Заготавливали строительный лес обычно зимой или в начале весны, пока «дерево спит, и лишняя вода в землю ушла», пока можно ещё вывезти брёвна санным путем. Тогда древесина меньше подвержена усушке, загниванию и короблению. Бревна для строительства дома подбирали обычно толщиной около восьми вершков в поперечнике (35 см.), а для нижних венцов сруба - и более толстые до десяти вершков (44 см.). Нередко в договоре указывалось: "а менши семи вершков не ставить". Возраст подобной красавицы - 100-200 лет, высота - до 20 метров.

Деревянный дом из бревен большого диаметра стоит сейчас очень дорого. Но и удовольствие жить в нем не сравнимо ни с чем. Владельцы такого дома подчеркивают, что тепло, исходящее от настоящих крупных бревен, ни с чем не сравнимо. Здесь необычно легко дышится, уходит прочь раздражение и оставляет извечная суета городской жизни: в таком доме и здоровье сохранится до глубокой старости, и мысли и чувства будут светлы. Древесина материал податливый, чистый и отзывчивый на красоту. Ее теплый блеск, рисунок, цвет и аромат неповторимы. Как материал дает необыкновенный простор для творчества. Она достаточно прочна, способна долго сохранять тепло, хорошо поддается обработке. А, оказавшись в руках мастера, словно обретает душу, оживает. Заметим попутно, что сегодня рекомендуемый диаметр брёвна для рубленой стены - 22 см... Бревна вывозили в селение и складывали в "костры", где они лежали до весны.

Начало возведения жилища на Руси связывалось с определенными, регламентируемыми специальными правилами, сроками. Лучшим считалось начинать строительство дома Великим прстом (ранней весной) и так, чтобы процесс строительства включал в себя по срокам праздник Троицы, - «Без Троицы дом не строится". Нельзя было начинать строительство в так называемые "тяжелые дни" - в понедельник, среду, пятницу, а также в воскресенье. Благоприятным для начала постройки считалось время, «когда наполняется месяц" - после новолуния...

Далеко не последнюю роль имело и то обстоятельство, что деревянные постройки можно было возводить в довольно короткие сроки. Скоростное строительство из дерева на Руси вообще было широко развито, что говорит о высоком уровне организации плотничьего дела. Известно, что даже церкви - наиболее крупные постройки русских сел - иногда возводились «во един день», почему и назывались «обыденными».

Кроме того, рубленые дома могли быть легко разобраны, перевезены на значительное расстояние и вновь поставлены на новом месте. В городах бытовали специальные рынки, где и продавались « на вывоз» заранее изготовленные срубы и целые дома из дерева со всей внутренней отделкой. Зимой такие дома отгружались прямо « с саней» в разобранном виде, а на их сборку и конопатку уходило не более двух дней.

Стремление наших далеких предков украшать свои жилища, окружать себя красивой утварью - древняя традиция, сформировавшаяся по зову внутренней природы русского человека, его генетического стремления к красоте, гармонии.

Декоративная резьба на старинных русских постройках, сохранившихся на Русском Севере, в Поволжье, на Урале и в Сибири, всегда привлекала внимание путешественников, исследователей, художников своей завораживающей красотой, мастерством исполнения и образной выразительностью.

В наше время современные методы обработки древесины позволяют обеспечить идеальную подгонку бревен и абсолютную плотность мест стыка. Дерево отвечает всем требованиям по уровню комфортности, а также как нельзя лучше вписывается в столь популярную в последнее десятилетие «экологическую» концепцию внутреннего пространства.

В течение многих веков мастера - плотники для «бережения» дерева прибегали к исконным природным компонентам. Использование этих компонентов сохраняло экологическую чистоту и природную красоту дерева. Поскольку дерево - элемент живой природы, то его декоративную обработку осуществляли натуральными материалами, на основе натуральных масел, воска, разнообразных растительных вытяжек, способными оставлять поры открытыми, несмотря на глубокую обработку древесины. Таким образом, дерево «дышит», лишняя влага из него испаряется, износостойкость значительно повышается.

Натуральная глазурь, придающая дереву легкий шелковистый блеск, сохраняет и подчеркивает естественную красоту и текстуру дерева, обеспечивает защиту от вредного воздействия ультрафиолетового излучения, насекомых, влаги и ветра. Стены дома - усадьбы при этом сохраняют натуральный тон сосны и выглядят всегда свежими.

Многовековые поиски и эксперименты народных мастеров прошлого оказали Огромное влияние на внешний облик нынешнего деревянного дома. ! Удобный, теплый, уютный и красивый усадебный дом способен предоставить своим обитателям высокий уровень комфорта, обеспечить гармоничное развитие всех жизненных процессов, создать необходимые удобства для ведения хозяйства. Именно усадебный дом может полноценно и органично связать человека с окружающей природой, с ландшафтом, с землей.

Многочисленные проекты и постройки, осуществленные на основе дерева в России и за рубежом, неоспоримо доказывают его современность и безусловную перспективность использования в сегодняшней практике усадебного строительства.

Деревянные дома в Европе очень дороги и считаются элитными.

Новости Партнеров


Главным орудием труда на Руси у древнего зодчего был топор. Пилы стали известны примерно с конца Х века и применялись только в столярном деле при внутренних работах. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: "срубить избу". И, хорошо нам сейчас знакомые, гвозди старались не использовать. Ведь вокруг гвоздя дерево гнить быстрее начинает. В крайнем случае применяли деревянные костыли, которые у современных плотников-рубщиков называются «шканты».

Основа и скрепление деревянного строения

И в древней Руси и в современной России основой деревянного дома или бани всегда был и есть сруб. Сруб - это скрепленные («связанные») между собой в четырехугольник бревна. Каждый ряд бревен в срубе, скрепленных между собой, называли (и называют) «венцом». Первый ряд бревен, который ложится на фундамент, называется «маточный венец». Маточный венец часто ставили на каменные валы - своеобразный фундамент, который называли «ряж», такой фундамент не давал дому соприкасаться с землей, т.е. дольше сохранялся сруб, не гнил.

Срубы различались между собой по типу скрепления. Для хозяйственных построек применялся сруб "в режь" (редко уложенные). Бревна здесь укладывались не плотно, а по парам друг на друга, и часто не скреплялись вовсе.

При скреплении бревен «в лапу» их концы не выходили за пределы стены наружу, углы сруба были ровные. Такой способ рубки углов сохранился у плотников и до сих пор. Но его обычно применяют, если дом будет обшиваться чем-нибудь снаружи (вагонкой, сайдингом, блокхаусом и т. д.) и углы плотно дополнительно утепляют, потому что у такого способа рубки углов есть небольшой недостаток - они меньше удерживают тепло, чем углы «в чашу».

Углы «в чашу» (по-современному) или «в обло» по-старинке, считались самыми теплыми и надежными. При таком способе крепления стен бревна выходили за стену, имелт крестообразную форму, если посмотреть сверху на сруб. Странное название «обло» происходит от слова "оболонь" ("облонь"), означающего наружные слои дерева (ср. "облекать, обволакивать, оболочка"). Еще в начале XX в. говорили: "рубить избу в оболонь", если хотели подчеркнуть, что внутри избы бревна стен не стесываются. Однако, чаще снаружи бревна оставались круглыми, тогда как внутри избы обтесывались до плоскости - "выскабливались в лас" (ласом называли гладкую полосу). Теперь же термин "обло" относят более к выступающим из стены наружу концам бревен, которые остаются круглыми, с облом.

Сами ряды бревен (венцы) связывались между собой при помощи внутренних шипов. Между венцами в срубе прокладывали мох и после окончательной сборки сруба конопатили льняной паклей щели. Тем же мхом часто закладывали и чердаки для сохранения тепла зимой. Про красный мох - межвенцовый утеплитель, я напишу позже, в другой статье.

В плане срубы делали в виде четырехугольника ("четверик"), либо в виде восьмиугольника ("восьмерик"). Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен). Часто, ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Простой крытый прямоугольный деревянный сруб без всяких пристроек назывался «клетью». "Клеть клетью, поветь поветью" , - говорили в старину, стремясь подчеркнуть надежность сруба по сравнению с открытым навесом - поветью. Обычно сруб ставился на «подклете» - нижнем вспомогательном этаже, который использовали для хранения запасов и хозяйственного инвентаря. А верхние венцы сруба расширялись кверху, образуя карниз - «повал». Это интересное слово, происходящее от глагола "повалиться", часто использовалось на Руси. Так, например, "повалушей" называли верхние холодные общие спальни в доме или хоромах, куда вся семья уходила летом спать (повалиться) из натопленной избы.

Двери в клети делали пониже, а окна располагали повыше, сохраняя в избе побольше тепла. И дом, и храм строили одинаково - и то, и другое - дом (человека и бога). Поэтому самой простой и древней формой деревянного храма, как и дома, была "клетская". Так строились церкви и часовни. Это два или три сруба, соединенные друг с другом с запада на восток. В церкви полагалось три сруба (трапезная, храм и алтарный прируб), в часовне - два (трапезная и храм). Над простой двухскатной кровлей ставили скромную главку.

Маленькие часовни во множестве ставились в удаленных деревнях, на перепутье, над большими каменными крестами, над родниками. Священник в часовне не положен, алтаря здесь не делали. А службы отправляли сами крестьяне, сами крестили и отпевали. Такие неприхотливые службы, проходившие как и у первых христиан с пением коротких молитв в первом, третьем, шестом и девятом часу после восхода солнца, назывались на Руси "часами". Отсюда и само сооружение получило свое название. На такие часовни и государство и церковь смотрели пренебрежительно. Потому и могли строители здесь дать волю своей фантазии. Потому и поражают сегодня современного горожанина эти скромные часовенки своей крайней простотой, изысканностью и особой атмосферой русского уединения.

Кровля

Кровлю над срубом устраивали в древности без гвоздей - «самцовую».

Для этого завершения двух торцовых стен делали из уменьшающихся обрубков бревен, которые и называли "самцами". На них ступеньками клали длинные продольные жерди - «дольники», «слеги» (ср. "слечь, лечь"). Иногда, правда, самцами называли и концы слег, врубленные в стены. Так или иначе, но вся кровля получила от них свое название.

Сверху вниз поперек в слеги врезали тонкие стволы дерева, срубленные с одним из ответвлений корня. Такие стволы с корнями называли «курицами» (видимо за сходство оставленного корня с куриной лапой). Эти ответвления корней, направленные вверх, поддерживали выдолбленное бревно - «поток». В него собиралась, стекавшая с крыши, вода. И уже сверху на курицы и слеги укладывали широкие доски крыши, упирающиеся нижними краями в выдолбленный паз потока. Особенно тщательно перекрывали от дождя верхний стык досок - «конек» (так он называется и поныне). Под ним укладывали толстую «коньковую слегу», а сверху стык досок, словно шапкой, прикрывали выдолбленным снизу бревном - «шеломом» или «черепом». Впрочем, чаще бревно это называли «охлупнем» - то, что охватывает.

Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси! То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями; то щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуей, укрывали избу в несколько слоев. А в глубокой древности даже дерном крыли, переворачивая его корнями вверх и подстилая бересту.

Самым же дорогим покрытием считался "тес" (доски). Само слово "тес" хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.

Покрывали крышу обычно в два слоя - «подтесок» и «красный тем». Нижний слой теса на кровле называли еще подскальником, так как часто он покрывался для герметичности «скалой» (берестой, которую скалывали с берез). Иногда устраивали крышу с изломом. Тогда нижнюю, более пологую часть называли «полицей» (от старого слова "пола" - половина).

Весь фронтон избы важно именовали «челом» и обильно украшали магической оберегающей резьбой. Наружные концы подкровельных слег закрывали от дождя длинными досками - «причелинами». А верхний стык причелин прикрывали узорной свисающей доской - «полотенцем».

Кровля - самая важная часть деревянной постройки. "Была бы крыша над головой", - говорят до сих пор в народе. Потому и стал со временем символом любого храма, дома и даже хозяйственного сооружения его «верх».

«Верхом» в древности называли любое завершение. Эти верхи в зависимости от богатства постройки могли быть самыми разнообразными. Наиболее простым был«клетский» верх - простая двускатная крыша на клети. «Шатровым» верхом в виде высокой восьмигранной пирамиды украшались обычно храмы. Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу. Таким верхом украшались терема. Довольно сложной в работе была «бочка» - двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями, завершающаяся острым гребнем. А ведь делали еще и «крещатую бочку» - две пересекающиеся простые бочки. Шатровые церкви, кубоватые, ярусные, многоглавые - все это названо по завершению храма, по его верху.

Однако, более всего любили шатер. Когда в писцовых книгах указывалось, что церковь "деревянна сверху" , то это означало, что она шатровая.

Даже после никоновского запрета на шатры в 1656 году, как на бесовство и язычество в архитектуре, в Северном крае их все равно продолжали строить. И лишь в четырех углах у основания шатра возникли небольшие бочки с главками. Такой прием получил название шатра на крещатой бочке.

Особо трудные времена наступили для деревянного шатра в середине XIX в., когда правительство и правительствующий Синод взялись за искоренение раскольничества. Северная "раскольничья" архитектура тогда тоже попала в опалу. И все же, несмотря на все гонения, типичной для древнерусского деревянного храма остается форма "четверик-восьмерик-шатер". Встречаются и восьмерики "от пошвы" (от земли) без четверика, особенно в колокольнях. Но это уже вариации основного типа.

Традиции деревянного домостроения сохранились и до наших времен. На своих загородных участках горожане с удовольствием возводят деревянные дома и бани при помощи мастеров из глубинки, из провинции. В свою очередь, в глубинке люди тоже продолжают жить в деревянных домах, потому что нет лучше жилища, чем добротный, надежный, экологичный дом из дерева. Вы хотите построить себе дом из бревна или бруса? Обращайтесь к нам - или звоните по тел.: 8-903-899-98-51 (Билайн); 8-930-385-49-16 (Мегафон).