Строительный бизнес

Православные войны святые. Святые воины-Святой Руси (Урок)

Выступление

Игнатова Ольга Юрьевна,

учитель истории

МБОУ «СОШ №40»

города Нижневартовска

Секция №1 «Церковно – государственное сотрудничество в духовно-нравственном воспитании молодежи».

Православные воины.

Издавна на Руси, вознося молитвы о русском воинстве, сражающемся "за веру, царя и Отечество", Святая Православная Церковь именовала его воинством христолюбивым.

Возлюби Господа и возлюби ближнего - эти заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли с изображением лика Спасителя. Древняя Русь славилась благочестием своих князей. Многие из них были канонизированы как святые.

С молитвами мы обращаемся к святым образам воинов-праведников, которые испокон века считались заступниками земли русской.

«Верховным военачальником» в Православии считают архангела Михаила . Согласно Священному Писанию и Священному Преданию именно он возглавляет небесное воинство. Более тысячи лет, со дня основания стольного града Киева, архангел Михаил является покровителем русской земли. Благодарная Русь посвятила ему множество икон.

Одним из праведных заступников русской земли был великий князь Владимир Святославович (980–1015). Во время его правления важнейшим событием для объединения русского государства стало крещение Руси. К лику святых благоверный князь праведный воин Владимир причислен в XIII веке. Иконописцами Владимир изображался гораздо реже, чем другие праведные воины.

О защите от нашествия иноплеменных, от насилия иноверных молились верующие и святому благоверному князю Александру Невскому (1220–1263).

Канонизирован был князь в 1547 году после многих чудес, совершенных по его кончине. По церковным преданиям, когда во время похорон священник собирался разжать руку усопшему князю, чтобы вложить в нее духовную грамоту, тот протянул ее как живой и взял грамоту.

Не случайно почитание князя началось сразу после его смерти и продолжается по сей день. Образ великого князя Александра Ярославича, соединившего в себе качества мудрого политика, смелого воина, бесстрашного защитника православной веры и смиренного монаха, всегда был близок русскому человеку.

Современные иконописцы тоже создают образы святых праведных воинов. Одна из современных икон посвящена выдающемуся русскому флотоводцу, адмиралу Федору Федоровичу Ушакову .

В марте 1944 года советское правительство учредило орден и медаль имени адмирала Ушакова. К лику святых русский флотоводец Федор Ушаков был причислен в начале XXI века.

Образы праведных воинов, созданные русскими иконописцами, вызывают в нас любовь и гордость за эту землю, которую осваивали наши предки, берегли нерушимость ее границ, неприкосновенность российской территории.

В нашей школе есть Музеи боевой и трудовой славы. Каждый год мы проводим работу по исследованию боевых путей солдат Вов.

Великая Отечественная война показала сущность души русского человека, глубокое чувство патриотизма, колоссальную обдуманную жертвенность. Именно русский простой солдат победил во второй мировой войне. Именно “Русский Ванька” прижал к стене всю разложившуюся милитаристскую систему Германии. Наши деды ещё раз доказали, что наша земля неприступна. “Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет!” – сказал великий Александр Невский.

Изучая в школе на примере достоверных фактов боевого пути простого русского солдата, мы воспитываем в подрастающем поколении основы гражданственности, нравственности, духовности и патриотизма.

Вашему вниманию представляется одна из исследовательских работ школьного музейного актива, которая была признана на всероссийских конкурсах исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений.

Использованная литература:

  1. Житие Александра Невского. Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. – с.426,429,431,435, 437, 439.
  2. Чудо Георгия о змие. Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. –с.521, 525, 527.
  3. Д.С.Лихачёв.Литература трагического века в истории России./ Памятники литературы Древней Руси:XIII век./ -М.:Худож.лит., 1981. – с.21., 22.
  4. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура: человек в мировой художественной культуре: учеб.для 7 кл.общеобразоват. учреждений/ Ю.А.Солодовников, - М.Просвещение, 2005 – с.174-176 текст «Чудо святого великомученика Георгия о змие»
  5. Слово о полку Игореве. Древнерусская литература. /
  6. Мировая художественная культура.11 кл.: Учебник для общеобразоват.учебн.заведений/Г.И.Данилова и др. – М.: Издательство «Интербук»,2002 – с.57,58.

Воспитанию воинов в Древней Руси всегда придавалось особое значение. Непрерывные войны с соседними племенами и государствами делали свое дело - каждый свободный общинник был воином и должен был с малых лет владеть . Но мало одной подготовки - для того, чтобы воспитать полноценного воина, требовалось и духовное наполнение, как бы сейчас сказали - идеологическая и морально-психологическая подготовка.

Как известно, русская культура складывалась на основе двух начал - древней дохристианской культуры языческой Руси и христианства. Соответственно, и воспитание воинов включало в себя компоненты двух исторических культурных традиций, за столетия весьма переплетшиеся между собой и сформировавшие единую воинскую культуру.


Древнерусское воинское воспитание изначально основывалась на местных архаических традициях защиты материнства и рода. Путь воина воспринимался как защита своей родной земли, представителей своего рода и, соответственно, своего прошлого и будущего. Древнерусская знать - князь и его дружинники - считали войну своим главным занятием. И это действительно было так. С детских лет будущего дружинника готовили к ратным подвигам. За воспитание юного воина отвечал его родственник по женской линии - это мог быть дядя по матери, двоюродный дядя и т.д. В княжеских семьях его называли кормильцем. Уже позже, после принятия христианства, кормильцев стали выбирать и из представителей других знатных родов, так как христианизация позволила русским княжеским родам приглашать невест для князей из других стран, и соответственно братья или другие мужчины-родственники невесты оставались на своей родине, а место кормильца становилось вакантным.

Еще в глубоком детстве будущего воина сажали на коня, давали в руки оружие. В десять лет мальчика уже плотно обучали воинскому мастерству, а в двенадцать лет он начинал участвовать в походах, непрестанно совершенствуя свое воинское мастерство. Так воспитывали, к примеру, князя Святослава. Большую роль в воспитании знатных русичей играло знание обрядов. Князья считались внуками Даждьбога, потомками Солнца. Конечно, двенадцатилетнего отрока еще старались беречь от опасных ситуаций во время походов. Но вот к пятнадцати годам юный воин считался уже полностью сформировавшимся молодым мужчиной - он был годен и для войны, и для командования боевой дружиной, и для женитьбы.

Образцом для юного воина считались прославленные военачальники, былинные богатыри, которые совершали невероятные подвиги и обладали огромной силой и доблестью. Естественно, что они наделялись сверхъестественными качествами и рассматривались априори выше любых простолюдинов, такими свойствами не обладавших. Языческая воинская культура стала фундаментом, подвергшимся, тем не менее, серьезной трансформации после Крещения Руси и в процессе христианизации русских земель.

Постепенно уходили в прошлое представления о магическом могуществе русской знати. Теперь знатный человек должен был являть пример не только силы, доблести, воинских навыков, но и христианского благочестия. Формировалась традиция христианского воинского служения, которая, кстати, серьезно отличалась от византийской - ведь Византия прибегала к найму профессиональных воинов, а на Руси воинское служение воспринималось сквозь призму сочетания христианских и славянских архаичных традиций. Русский воин защищал свою землю и род, а после принятия христианства - еще и христианскую православную веру. Главными противниками Руси после ее христианизации стали государства и образования, исповедовавшие другие направления христианства или другие религии - тюркские кочевники-тенгрианцы, языческие племена Севера, немецкие католические рыцари, мусульманские государства, образовавшиеся после распада Золотой Орды. Таким образом, защита родной страны приобретала и религиозное содержание борьбы с иноверцами. Формируется и образ воина - мученика, который готов принять смерть от рук врага, но вынужден убивать и сам - для защиты своей страны и веры.

С утверждением христианства связано появление сакрального образа родной страны - Святой Руси. Сама земля русская начинает пониматься как особая страна, со своим историческим путем и великой миссией. По мере укрепления русского государства происходило и развитие представлений о православном государстве как пространстве благочестия, хранителе христианских ценностей. Естественно, что образ воина, защитника православной веры и православной страны, также наделялся героическими чертами.

Религия вообще играла большую роль в жизни русских воинов после принятия христианства на Руси и, в особенности, ко времени начала избавления от монголо-татарского ига. Известно то влияние, которое оказывали на легендарного князя Дмитрия Донского православные святители - митрополит Алексий, Сергий Радонежский, митрополит Киприан. Известно, что именно православные священнослужители сыграли ключевую роль в формировании идеи освобождения Святой Руси от Золотой Орды, они же определяли и внешнюю политику русских княжеств, особенно по отношению к «иноверческим» образованиям - той же Орде или орденам крестоносцев. Иеромонах Сергий Радонежский, в частности, оказывал большое влияние на Дмитрия Донского, и именно он убедил его покончить с вековой зависимостью от Орды и порвать всякие отношения с ордынским ханом и с беклярбеком Мамаем.

Христианство наложило существенный отпечаток и на образовательную парадигму Руси. Для русской знати желательными качествами стали грамотность, знакомство с христианской литературой, с православия. Еще князем Владимиром была основана в Киеве первая школа, встретившая поначалу сопротивление знатных людей, которые не хотели отдавать своих детей. В Новгороде школа была основана Ярославом Мудрым, который заложил основы для создания церковных школ во всех городах земли Русской. Обучали в школах славянской грамоте, Святому Писанию, основам богослужения, иногда - греческому языку. Так утвердилось представление, что знатный русич должен быть не только превосходным воином, но и образованным человеком. Интеллектуальная составляющая в воспитании начинает рассматриваться как значимая, хотя и в меньшей степени, чем воинская.

У русских воинов, благодаря христианству, утверждаются и моральные ценности. Среди них одно из главных мест занимает милосердие к побежденным, которым русские воины отличались в куда большей степени, чем их современники и на Востоке, и на Западе. Конечно, оно имело место далеко не всегда и не во всех ситуациях, но сложно отрицать то, что идеалы милосердия на Руси проповедовались активно, утверждались и среди знати, и среди простого люда. Знатный человек в идеале должен был быть добрым христианином и стремится к христианской добродетели. Например, Владимир Мономах в своем «Поучении» рассуждал о том, что князья должны вести аскетический образ жизни, не увлекаясь едой и питьем, пьянством и блудом, поскольку от пьянства и блуда «душа погибает и тело». Также он советовал не делать пакостей, кормить и помогать нищим, больше всего чтить гостей. Превыше же всего, как писал Мономах, должен быть страх перед Богом.

Таким образом, в «Поучении» Владимира Мономаха впервые были сформированы нравственные основы воинского служения в православной Руси. Воинское служение в этом понимании - это борьба добра со злом, православный воин должен быть на стороне добра и заботиться не только о победе, но и о том, чтобы остаться благочестивым, сохранить праведность. Защита земли Русской и веры Православной становится главным смыслом воинского служения, ради которого можно отдать жизнь свою, но и забрать жизни врагов страны и веры.

Настоящим испытанием для Руси стало вторжение монгольских орд и последовавшая зависимость от Золотой Орды. Православная церковь играла огромную роль в консолидации народа и сохранении русской идентичности, в те столетия «замешанной» именно на православии. Здесь стоит отметить, что свою роль сыграла первоначальная веротерпимость ордынских ханов, которые сильно не вмешивались во внутренние дела подконтрольных территорий и, благодаря этому, русской православной культуре удалось сохраниться в многочисленных монастырях. Православное духовенство в драматические для Руси времена вдохновляло русских воинов на защиту отечества, укрепляло их стойкость, внушало веру в свои силы и в Божью помощь в деле защиты русской земли. Неоднократно сами православные монахи были превосходными воинами и в сражениях с неприятелем, при обороне своих монастырей показывали и чудеса доблести, и прекрасные навыки обращения с оружием.

Именно в описываемый период начинает формироваться и идея жертвенности как неотъемлемого компонента воинского служения. Древний воин - язычник не обладал жертвенностью. Он был движим стремлением к победе, к завоеванию добычи, но не имел целью отдать жизнь за относительно абстрактные идеалы, более того - сильно удивился бы подобному предложению. Христианство, повлияв на русскую воинскую культуру, задало и модель жертвенности как желаемого поведения воина. Русский воин именно в христианский период истории Руси обрел готовность пожертвовать собой не только за родную землю, но и за веру, за своих товарищей по оружию. Таким образом, жертвенность превратилась в одну из высших этических ценностей, которая сопровождает русскую воинскую культуру многие столетия, вплоть до настоящего времени.

С христианством связано и утверждение в воинской культуре представлений о справедливости, о справедливой войне. В христианской Руси, особенно после освобождения от золотоордынского ига, насильственный способ разрешения конфликтной ситуации начинает рассматриваться как крайняя мера, применимая там, где нет иного способа утверждения справедливости, пусть и понимаемой князьями и их окружением специфически. Справедливость становится главным качеством, которое люди ценят и уважают в правителе, на более низком уровне - в любом командире, руководителе, начальнике. Таким образом, к воинским доблестям князя присоединяется и мудрость. Князь-воин становится также и мудрецом, способным принимать справедливые решения и миром разрешать конфликтные ситуации. Мудрый князь - это такой светлый образ, который вдохновлял его дружинников и вообще всех подданных, был для них примером доблести и ума.

После освобождения русских земель от Золотой Орды и после создания на основе Московского княжества централизованной русской государственности начинается церковная канонизация наиболее героических русских воинов. Герои XIII-XIV вв. - Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский - были причислены к лику святых. Александр Невский и Дмитрий Донской были князьями, воинами, вошедшими в пантеон православных святых благодаря удивительному сочетанию воинской доблести и христианского благочестия, верности православию. Сергий Радонежский в еще большей степени соответствовал образу народного героя, поскольку своим примером показывал самоотверженность, заботу о своей земле и ее защите от иноземцев, высокую нравственность и верность христианству. Удивительный человек, монах - воин, Сергий Радонежский стал и олицетворением идеала русского воинского наставничества, сочетающего обучение воинской науке с привитием христианских, морально-нравственных ценностей и установок, патриотизма и идеалов справедливости.

Поскольку в те времена еще отсутствовал тот же институт Героев России или Советского Союза, иерархия государственных наград, канонизация воина, признание его выдающихся заслуг православной церковью становилось высшей наградой. Причисление воина к лику святых означало сохранение на века памяти о нем в народном сознании. При этом церковь славила не только воинов - победителей, но и проигравших, поскольку, в отличие от язычества, в христианстве главной ценностью являются благочестие, вера, служение, а не достигнутые на поле брани или на ниве государственного управления результаты.

Благодаря канонизации выдающихся воинов, был достигнут удивительный результат - фигура воина на Руси сакрализировалась, сформировалось «воинское общество», в котором защита Отечества рассматривалась как святая обязанность каждого человека, вне зависимости от его возраста и даже пола. Именно этой сакрализации воинского долга Русь, а затем и Россия обязана многочисленным примерам высочайшей храбрости, удивительного патриотизма, которые показывали русские люди в годы многочисленных войн. Когда в Великую Отечественную войну плечом к плечу стали люди от мала до велика, а в партизанские формирования потянулись и дети младшего школьного возраста, и старики, и пожилые женщины, это стало свидетельством глубокой укорененности таких представлений о воинском долге в русском сознании. Удивительно, но это представление о долге по защите Отечества транслировалось и другим народам, живущим в России. Их представители столь же самоотверженно начинали служить русскому государству, даже не будучи русскими и православными. Защита своего Отечества рассматривалась как однозначно благое, справедливое дело.

Таким образом, основы духовного и морально-нравственного воспитания русских воинов, заложенные почти тысячу лет назад, сформировали всю русскую воинскую культуру и смогли, несмотря на все многочисленные превратности и перипетии, испытанные страной за прошедшее время, сохраниться до наших дней.

Русская земля издавна была славна ратным духом и молитвенным усердием своих сынов. Нередко случалось и так, что подвиги на поле брани и подвиги во славу Божию переплетались в жизни одного человека.

Воинов, наиболее преуспевших не только в защите Родины, но и в угождении Богу мы почитаем в лике святых. Сегодня мы предлагаем вспомнить русских святых воинов и их великие свершения:

1. Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич

Все мы знаем, что именно мудрому князю Владимиру мы обязаны как нашей верой, так и нашей великой культурой.

В молодости князь Владимир был язычником и часто поступал жестоко и неблагородно. Но, познав истинную веру, он прошёл через глубокие внутренние изменения, стал регулярно молиться, много благотворить, строить храмы и основывать княжеские училища в городах Руси.

Благодаря своему крещению и обращению страны в Православие святой князь сумел заключить союз с Византией — самым сильным и культурным государством его времени и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной.

Но Господь благоволил святому и на воинской стезе: князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, богатые города Червен и Перемышль на границе с Польшей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье.

Кроме того, святой Владимир сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью.

За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила князя Владимира к лику святых.

2. Преподобный Илия Муромец

Святой жил в XII веке. Он происходил он из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве странников.

Обретя здравие он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой.

Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов.

В преклонных летах богатырь Илия поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. Скончался он, вероятнее всего, в конце 80-х годов XII века.

В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого богатыря своим покровителем.

3. Благоверный великий князь Дмитрий Донской

С именем этого святого связано событие, не менее важное для истории России, чем крещение нашей страны — освобождение от почти 250-летнего Татаро-Монгольского ига.

Великий князь Московский перешёл от междуусобной брани с другими русскими князьями к заботам об интересах всего Отечества. Занятый собиранием русских земель, великий князь Димитрий сумел собрать коалицию русских княжеств против татарского войска Мамая, угрожавшего очередным разорением Руси.

Это было тяжёлое решение, ведь крупных побед над татарами до Куликова поля русская армия не знала. Князь Димитрий даже ездил за советом и благословением к святому преподобному Сергию Радонежскому, который заверил его в своей молитвенной поддержке и дал в помощь двух иноков своего монастыря.

В результате русские армии под руководством князя Димитрия на Куликовом поле разбили орду Мамая и этим положили начало освобождению от татарской угрозы и восстановлению единого национального русского государства. За свою победу князь получил прозвище «Донской».

4. Преподобный Александр Пересвет

Преподобный Александр Пересвет был одним из двух иноков, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве.

Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать.

Перед началом сражения он вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника.

Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой Пересвета.

5. Преподобный Андрей Ослябя

Второй схимонах из Троице-Сергиевой лавры, бившийся на Куликовом поле. Как и Александр Пересвет, Андрей Ослябя бился без доспехов в своих монашеских одеждах.

Ему, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу преподобный Андрей выполнил до конца и пал бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть.

До пострижения в монахи - Андрей Ослябя был знатным боярином и профессиональным военным. Предположительно, он даже командовал московской тысячей в Пьянском побоище.

Андрей Сегеда













1 из 12

Презентация на тему: Святые воины

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Кондак Кресту Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже; возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на супостаты, пособие имущим Твое, оружие мира, непобедимую победу. Тропарь Кресту Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

№ слайда 3

Описание слайда:

Возлюби Господа и возлюби ближнего - это заповеди Иисуса Христа исполнялись православным воинством Святой Руси. Оттого славился русский солдат своей любовью к Родине, высоким воинским духом, умением побеждать, готовностью положить жизнь за други своя. Все эти качества, ярко проявившиеся во всех Отечественных войнах и продолжающие в нашей армии определять образ истинного воина, имеют исторические корни, воспитаны многовековыми православными традициями.

№ слайда 4

Описание слайда:

История русского христолюбивого воинства восходит ко времени Крещения Руси. Святой равноапостольный великий князь Владимир крестился в греческом городе Корсуне (раскопки его ведутся в районе нынешнего Севастополя)в 988году. Вместе с ним крестилась его дружина. Таким образом, войско великого князя стало христианским еще до того, как состоялось великое Крещение народа русского в водах Днепра. С тех пор начали складываться на Руси священные воинские традиции. Перед каждым походом русская рать стекалась в храм, где воины исповедовались и причащались Святых Христовых Таин. Перед сражениями служились молебны, и в бой русские войска шли под хоругвью с изображением лика Спасителя.

№ слайда 5

Описание слайда:

ЖИТИЯ СВЯТЫХ Архистратиг Божий Михаил-начальник Небесного ангельского воинства. Ангельское воинство разделено на девять чинов, и над всеми чинами поставлен Господом святой Архистратиг. Михаил - один из семи Архангелов. Именно он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Он принимал участие во многих ветхозаветных событиях, защищая богоизбранный народ от бедствий. С древних времен Архангел Михаил прославлен своими чудесами на Руси. Не раз Пресвятая Богородица предстательствовала за города русские, являясь с воинством небесным под предводительством Архистратига, и потому не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - Архангельский собор- усыпальница в Кремле.

№ слайда 6

Описание слайда:

Святой великомученик и победоносец Георгий. Вступив на военную службу при жестоком гонителе христиан – императоре Диоклетиане, благодаря уму и мужеству быстро достиг высокого звания трибуна, а затем и ближайшего советника императора.Толпы народа приходили к святому Георгию, содержавшемуся под стражей, прося его молитв. Накануне кончины святой мученик удостоился чудесного видения: Господь призывал его в Небесные обители. Из древних воинов – мучеников святой Георгий пользовался наибольшим почитанием на Руси. Его изображение вошло в герб Русского государства.

№ слайда 7

Описание слайда:

В 1769 году императрица Екатерина Великая учредила орден святого Георгия, которым награждались военачальники. В 1807 году император Александр I учредил знак отличия длят нижних чинов, который с 1913 года стал именоваться Георгиевским крестом и был в русской армии самой почётной наградой.

№ слайда 8

Описание слайда:

Святой благоверный князь Александр Невский Происходил из рода святого равноапостольного князя Владимира. Став Новгородским князем, святой Александр заботился о том, чтобы сподвижники его были справедливы и к народу милосердны. Благочестие князя-воина было вознаграждено. В ночь накануне Невской битвы одному боголюбивому русскому ратнику в видении была явлена шедшая вверх по реке ладья, в которой стояли уже почитавшиеся на Руси как мученики-страстотерпцы благоверные князья Борис и Глеб. При этом князья говорили между собой «Пойдем поможем сроднику нашему Александру…»И когда святой князь сражался с немецкими рыцарями, по его молитве Господь помог русским ратникам победить врагов. Благодаря дипломатии князя политика Орды стала более мирной по отношению к русской земле.

№ слайда 9

Описание слайда:

Святой благоверный князь Дмитрий Донской Время жизни святого благоверного князя Дмитрия пришлось на период возвышения Москвы и превращения ее в церковный и государственный центр Руси. Чтобы наказать непокорных русичей, хан Мамай по примеру Батыя решил идти на Русь с великим походом, собрав 400-тысячное войско. Узнав о приготовлениях врага, князь Димитрий начал собирать силы для отпора и сумел привлечь в свое войско почти всех русских князей. Одним из его воспитателей был Митрополит Московский Алексий, заменивший девятилетнему Дмитрию отца после его смерти. Неудивительно поэтому, что, став великим князем, Дмитрий Иоаннович правил Русской землей под духовным руководством Церкви. Без благословления которой он не принимал никаких важных государственных решений.

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

«Пришло, братья, время брани нашей,- обратился великий князь Димитрий к войску,- Бог нам прибежище и сила. Великий князь сражался в первых рядах, принял от врагов многочисленные удары, но Бог хранил его и он остался жив. После Куликовской победы, давшей Димитрию Иоанновичу имя Донского, великий князь прожил еще восемь лет.19 мая 1389 года последовала блаженная кончина великого князя.

№ слайда 12

Описание слайда:

Антонова С.Ю.Наша память. Я поклонюсь родной земли героям. Я этой славой с детства дорожу.Пусть Мать-Земля моя не знает горя!Отечеству и Родине служу!Дай Бог родным просторам этимНе видеть больше стана ворога, А купола своим священным светом Пусть озаряют Русь, что сердцу дорога! Святых в Земле из века просиявших Мы память чтим!- Не просто - то слова! Цветет и крепнет пусть во имя павших Святая вечно Русская Земля!

Воинство на Руси всегда занимало важное место в государственном устройстве. В княжеский период воины не только сражались на поле битвы, но и являлись управителями местных общин. После крещения Руси все воины были православными и исповедовали Бога. Православный воин всегда отличался не только искусством боя, но главное - мужеством духа. Стальная воля и бесстрашие перед смертью поистине вызывали страх в противника.

Главная христианская заповедь - это заповедь любви к ближним и врагам. Возникает вопрос, как православные воины могут носить в себе любовь, если они убивают, или готовы убивать на поле боя. На самом деле настоящий христианин живет любовью, и православное воинство здесь не исключение. Защищать Родину и сражаться с врагами - это главное служение настоящего мужчины верующего в Бога. Воинский подвиг - это определенный способ жизни. Принять воинскую службу может не каждый. Для этого необходимо особенное устройство души. Чтобы с одной стороны человек действительно носил в себе нравственные качества, а с другой мог мужественно сражаться.

Однажды к праведному Иоанну Кронштадтскому подошли воины и спросили, что им делать для спасения души. Святой не сказал, чтобы они бросили воинское служение. Он призвал обратить внимание на свое внутреннее состояние. Праведный говорил, чтобы воины не обижали слабых, не клеветали и были довольны зарплатой.

В Ветхом Завете Авраам тоже поднимал меч и воевал за истинную веру и за свой народ. Также вспомним Давида, который защитил свой народ победив огромного Голиафа.

В истории Православной Церкви зафиксированы имена воинов монахов. Например, православные воины монахи Пересвет и Осляба вступили в бой против татар.

Качества православного воина

Православные воины Руси воспитывали в себе следующие качества духа:

  • твердая вера в Бога;
  • преданность государству;
  • смелость;
  • стальная воля;
  • бескорыстие;
  • помощь ближнему;

В Священном Писании сказано, что властям дан меч для того, чтобы беречь мир и порядок. Солдаты являются частью государства. Именно они противодействуют материальному злу в мире.

Отличие христианского воинства и языческого

Профессиональный солдат воспитан в особенно строгих условиях, когда его тело и душа подготовлены к тяжелым физическим и психологическим нагрузкам. Особенно ценится подготовка души. Чтобы успешно сражаться воин должен преодолеть страх смерти. В различных национальностях дух солдата тренируется по-разному. И на первый взгляд два отважных бесстрашных воина могут показаться одинаковыми по психологическим качествам. Но на самом деле внутри они могут кардинально отличаться, по мировоззренческому устройству. В первом человеке стержнем бесстрашия может служить, веря в себя, в свои силы, или языческое божество, а другой может основывать свое бесстрашие на любви к Богу и ближним. И эти люди с совершенно разными ценностями в душе будут сражаться возможно до смерти. Но опасность для первого человека, овладевающего искусством уничтожения другого индивидуума, является возможность потери человеческого облика. Таким образом личность может превратиться в своем поведении в животное. Впрочем, некоторые наставники так называемых специально учат своих адептов подражанию зверям. К чему приводит такое воспитание воина можно сделать выводы изучив историю стран дальнего Востока.

В 1944 году японский генерал Есио Татибана обезглавил двух американских солдат и приказал из печени трупов приготовить национальное блюдо сукияки. И таких страшных историй существует множество.

И совсем другая ситуация наблюдается в христианском воинстве. К пленным христианин всегда относиться с уважением и не оскорбляет человеческое достоинство. И все потому, что он видит в своем противнике Образ Божий в его бессмертной душе.

Во время Божественной Литургии Церковь каждый раз молится за воинов Любви словами молитвы: "О Богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея".