Пищевая промышленность

Равноапостольные константин и елена иконография. Елена Равноапостольная: жизнеописание, церковное почитание

19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого . Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской . Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

Каждый год 3 июня православная церковь почитает память царя Константина и его матери Равноапостольной Елены.

Во времена гонений христиан на территории Британии и Галлии, равноапостольный Константин, сын императора Констанция Хлора, возродил на своих землях веру во Христа. Любовь и уважение к этой религии мальчику были привиты с детства, поскольку его мать была христианкой. К тому же сам император-отец не преследовал приверженцев христианства, в отличие от своих соправителей – Деоклитиана и Максимиана, проявляющих особую жестокость в гонениях людей этой веры исповедания.

После смерти Констанция к власти пришел Константин. Он сразу же провозгласил свободу христианства на своих землях, а вскоре и на всей Римской империи, избавив от гонений всех, кто верит во Христа. Новый император приложил много усилий, чтобы избавиться от противников этой религии. Царица Елена, с приходом сына на трон, совершила множество благих дел для поддержания и развития христианства. По ее велению было построено множество церквей в местах, где процветало язычество, а также привезен тот самый Животворящий крест, на котором был распят Иисус Христос, за что ее именовали Равноапостольной.

За время правления при поддержке своей матери император Константин сумел за 300 лет впервые дать возможность людям свободно оставаться верными христианству.


День святых Елены и Константина 2020 - поздравления

Святым великим посвящаем
Молитвы светлые сегодня,
Мы Константина прославляем,
Что был спасителем народа,

Что победил своею верой
Язычников в родном краю,
С прекрасной матерью Еленой
Он милость даровал свою

Всем православным христианам!
Стоят нетронуто в веках
Великие, славные храмы
С золотом в колоколах!

Святому Константину мы
Свои молитвы посвящаем,
Он уберёг всех нас от тьмы,
Язычество прочь изгоняя,

Он с милой матерью своей,
Чудесной, доброю Еленой
Спасал народы сих земель
От горя, смерти, боли, тлена!

Мы не забудем имена
Прекрасных, дорогих святых,
Звенят пускай колокола,
Молитвы пусть звучат для них!

В День прекраснейших святых
Константина и Елены
Зажгутся свечи пусть в честь них,
Их подвиги для нас бесценны,

Они, храня в сердцах своих
Веру в истинного Бога,
Показали для других
Благословенную дорогу!

Будем славить в этот час
Святую мать с великим сыном,
Молитвы будут пусть звучать
В честь Елены с Константином!

Открытка на День святых Елены и Константина 2020

Нажмите на репост, чтобы скопировать в соц. сеть

Выражение «новая Елена» стало в восточном христианстве нарицательным - его применяют как к святым императрицам (Пульхерия, Феодора и другие), так и к княгиням (например, Ольга), много сделавшим для распространения христианства или утверждения и сохранения его догматов. В древнерусском летописном своде «Повесть временных лет» сообщается, что бабка крестителя Руси Владимира княгиня Ольга была наречена при крещении именем Елена в честь матери Константина Великого. Преемственность же царя Константина и русского князя Владимира доказана историей Руси христианской. Высшей степенью при оценке плодов деятельности такого правителя служит именование его новым Константином или новым Владимиром.

А) Елена и Константин

Предыстория, запечатленная в Житиях Святых такова. На рубеже III и IV столетий, римский император Диоклитиан поделил громадную римскую империю на две половины, чтобы удобнее было ею управлять. Восточной половиной империи правил он сам, имея помощником цезаря Галерия. В западной же половине он поставил императором Максимиана, а помощником его – цезаря Констанция Хлора, который управлял Галлией и Британией. Констанций Хлор, будучи по должности своей официально язычником, в душе покланялся Единому Богу вместе со всеми своими домашними. В 303-ем году Диоклитиан издал указ об искоренении христианства по всей римской империи. Констанций Хлор, хотя открыто не мог ослушаться старшего императора, продолжал покровительствовать христианам, особенно после обращения ко Христу своей жены, святой царицы Елены. Согласно Житию Святых, Св. Константин, единственный сын Констанция Хлора и св. царицы Елены, хотя официально рос язычником, но дома воспитывался в христианской обстановке.

Константин I Великий (полное имя Флавий Валерий Аврелий Константин)- родился 27 февраля 272, Наисс, Мёзия и умер 22 мая 337, Никомедия.
Был римским императором, почитаемым в лике равноапостольного (вместе со своей матерью Еленой). Он основал новую, христианскую столицу Римской империи - Константинополь;благодаря ему христианство стало господствующей религией империи. Ранние церковные историки объявили Константина образцовым христианским правителем и нарекли эпитетом «Великий».

И сейчас волнует
Слава Константина.
Не перед кончиной
Стал христианином!

Он пошел навстречу
Сектам столь гонимым.
Оттого ли свечи
В храмах не остынут?

В честь богоприимца
Статуи хранятся.
Базиликам старым
Сны о Сыне снятся.(Елена Грислис).

Интересной являются родословная Константина, родившегося от простолюдинки. Отцом Константина был Констанций I Хлор (Флавий Валерий Констанций Хлор), впоследствии провозглашённый цезарем, а матерью его сожительница (конкубина) - Елена, происходившая из простой семьи (она была дочерью трактирщика). Согласно историку Евтропию, Констанций был человеком мягким, скромным и при этом отличался терпимостью к христианам, христианкой была и его жена. Впоследствии Констанцию пришлось разойтись с ней и жениться на падчерице императора Августа Максимиана Геркулия Феодоре. При этом Елена продолжала занимать видное место при дворе сначала своего бывшего мужа, а затем и сына. В результате этого брака у Константина оказалось три сводных брата (Далмаций Старший, Юлий Констанций, Аннибалиан) и три сводных сестры (Анастасия, Констанция I, Евтропия II).

Будучи непосредственным свидетелем страшного гонения на христиан, воздвигнутого Диоклитианом, св. Констатин одновременно видел и торжество веры Христовой, которое проявлялось в бесчисленных чудесах и помощи Божией святым мученикам. Приняв власть, он первым делом объявил в своих областях СВОБОДУ ИСПОВЕДАНИЯ ХРИСТИАНСТВА.

Еще перед восшествием Константина на престол цезарь Галерия составил заговор против Константина, чтобы лишить его управления своей частью империи. Тогда св. Константин удалился в Галлию к своему отцу, и после смерти Констанция Хлора, в 306-ом году войско провозгласило Константина императором Галлии и Британии. Константину тогда было 32 года.

О том что император Константин избранник Божий свидетельствует ЧУДО ЗНАМЕНИЯ, ниспосланное ему. В 311-ом году, в западной половине империи воцарился жестокий тиран Максенций, который захотел избавиться от Константина и править империей единолично. Тогда сам Константин в 312-ом году решил предпринять военной поход против римского императора, чтобы избавить Рим от злого мучителя.
И Господь послал необычайное знамение Своему избраннику. Однажды, накануне решительной битвы, Константин и все его войско увидели на небе знамение креста, составившееся из света и лежавшее на солнце, с надписью: «сим побеждай» (по-гречески: НИКА). Царь был в недоумении, т.к. крест, как орудие позорной казни, считался у язычников дурным предзнаменованием. Но в следующую же ночь царю явился Сам Иисус Христос с Крестом в руке и сказал, что этим знамением он победит врага; и повелел устроить воинское знамя (хоругвь) с изображением святого Креста. Константин исполнил повеление Божие и победил врага, став императором всей западной половины римской империи.

Своим первым указом новый император объявил подвластным народам полную веротерпимость; одновременно он ПРИНЯЛ ХРИСТИАН ПОД СВОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО, отменил казнь через распятие и издал благоприятные для Церкви Христовой законы.

Тем временем, против Константина выступил войной правитель восточной половины империи, язычник Ликиний, тоже жестокий и коварный тиран. Вооруженный силою Креста, император Константин выступил против Ликиния и полностью разбил его, став теперь государем всей римской империи.
Победа над Ликинием еще больше утвердила Константина в сознании помощи Божией, и он много потрудился для РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВЕРЫ ХРИСТОВОЙ среди своих подданных, объявив христианство господствующей религией в империи.

В деле распространения христианства императору Константину много помогала мать его, святая царица ЕЛЕНА. Когда царь Константин пожелал построить храмы Божии на священных местах в Святой Земле, (т.е. на месте рождения, страдания и воскресения Христа), а также найти Крест Господень, царица Елена с радостью взялась за это дело. Еленой были сотворены великие дела: она нашла КРЕСТ(ок.326 г.), на котором распяли Христа, а также гвозди и шипы от тернового венца Спасителя. Это событие Церковь отмечает двунадесятым праздником ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ. Часть Креста, а также гвозди и шипы от тернового венца, царица Елена привезла в Рим своему сыну Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме.

А в честь ВОСКРЕШЕНИЯ ХРИСТА при ее подвижничестве сыном Константином был воздвигнут главный Иерусалимский храм, где каждый год на Пасху возжигается благодатный огонь. Этот огромный, великолепный храм, построенный над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа, содержащий в себе Голгофу и Гроб Господень, - по сей день является главным святым местом в Иерусалиме.

За свои заслуги и усердие к распространению христианской веры, император Константин Великий и царица Елена получили от Церкви название святых царей равноапостольных, (т.е. равных апостолам). Святой царь Константин скончался в самый день Пятидесятницы 337-го года. Константина можно назвать первым христианским императором, при котором произошёл перелом в жизни христиан. Язычество отошло на второй план. Историки христианства, восхищавшиеся его деяниями, называют его Константином Великим, но, как бы ни был могущественен император, он не мог остановить упадок империи. Дальнейшая история Римской империи рассматривается как «христианская». При нём столицей стал город Византий, впоследствии переименованный в Константинополь.

После смерти тело Елены было перенесено её сыном в Рим. Согласно историческим данным, она была похоронена в римском мавзолее на Лабиканской дороге за пределами Аврелиановых стен. Гробница примыкала к церкви святых Маркеллина и Петра (оба здания были построены в 320-х годах императором Константином). Согласно Liber Pontificalis, эта гробница изначально строилась Константином для собственного погребения. Ради погребения своей матери Константин предоставил не только свою гробницу, но и изготовленный для него порфировый саркофаг, который сейчас хранится в музеях Ватикана.

Б) почитание святых Константина и Елены в России

На Руси почитание святых Константина и Елены, которое воспринято было изначально, с самого ее крещения, послужило своего рода прототипом культа святого крестителя Руси равноапостольного князя Владимира и его бабки Ольги, которая при крещении своем в Новом Риме – Константинополе была наречена именем святой Елены. Дело в том, что в домонгольскую эпоху русские люди носили, как правило, два имени: одно бытовое, имевшее славянское, варяжское или иное происхождение, и другое – крещальное, взятое из святцев. Так обстоит дело с крестителем Руси святым равноапостольным князем Владимиром, в крещении Василием.

Служба, посвященная памяти святого Владимира, которая совершается 15 июля по юлианскому календарю, содержит многочисленные сравнения совершенного им подвига с подвигом святого Константина. В службе святому Владимиру присутствует параллель между святыми Константином и Еленой, с одной стороны, и святыми Владимиром и Ольгой, во святом крещении Еленой, – с другой: В посвященной ему службе святой Владимир именуется во многих местах своим крещальным именем Василий, данным ему в честь святителя, чье имя носил император Василий, вошедший в историю с прозвищем Болгаробойца (Булгароктион), в правление которого был крещен креститель Руси.

Ольга заронила Веры семя,
Мужу не покорствуя в одном:
Разглядела и узрела время -
Сам Христос склонился над окном

Родины, которой предстояло
Быть в единстве и царя узнать.
Вся Владимира Святого слава
Есть росток в Христову благодать! (Елена Грислис. "Из варяг в греки").

Владимир I Святославович (др.-русск. Володимеръ Святъславь, ок. 960 - 15 июля 1015) - киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси. Внебрачный сын великого князя Святослава Игоревича от уроженки города Любеч по имени Малуша, ключницы своей бабки княгини Ольги. Малолетний внук находился под мудрой Ольги в Киеве, но воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины.

Следуя же заветам своей бабки, Владимир, после воцарения на киевском престоле в 980 году, решил креститься. Но он не желал подчинения Руси грекам, поэтому пошел на них войной и взял Херсонес. Отсюда он отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки сестры их, царевны Анны. Те отвечали ему, что царевна может быть женой только христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой. В таком состоянии, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения.

В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!» Возвратившись в Киев в сопровожден корсунских и греческих священников, Владимир прежде всего предложил креститься своим двенадцати сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в Киеве под именем Крещатика. Вслед за ними крестились многие бояре.

Среди русских великих и удельных князей из династии Рюриковичей известно немало лиц, носивших имя святого императора. Одним из свидетельств широкого почитания на Руси после ее крещения святого императора Константина служит то обстоятельство, что его имя нередко давалось русским людям при крещении. Наши древние летописи сохранили в основном имена князей и епископов, и вот среди русских великих и удельных князей из династии Рюриковичей известно немало лиц, носивших имя святого императора. Это были великий князь Ростовский и Владимирский Константин Всеволодович, внук Юрия Долгорукого и дядя святого великого князя Александра Невского, скончавшийся в 1219 году; князь Рязанский Константин Владимирович, праправнук Святослава, сына Ярослава Мудрого, живший в XIII веке; Константин Михайлович, сын святого князя мученика Михаила Тверского и святой княгини Анны Кашинской; Константин Андреевич, племянник святого князя Даниила Московского и внук Александра Невского; князья Константин Романович Рязанский, Константин Ростиславович Смоленский, Константин Ярославович Галицкий. Имя Константина носил также младший (восьмой) из сыновей святого великого князя Димитрия Донского, правивший Угличским уделом и в конце жизни постригшийся с именем Кассиан.

Среди князей Рюриковичей, носивших имя императора Константина, есть и прославленные Церковью угодники Божии: святой Константин Всеволодович Ярославский, внук упомянутого выше великого князя Ростовского и Владимирского, имевшего то же самое имя и отчество, а также преставившийся в 1321 году святой князь Ярославский Константин Федорович по прозвищу Улемец. Вообще, это имя среди русских княжеских и священнических родов было одним из самых распространенных.

Почитание святого императора Константина на Руси выразилось и в том, что в его честь во все эпохи христианской истории освящались многочисленные храмы и алтари. При этом, поскольку память святого Константина совершается совместно с памятью его матери, храмы во всех известных мне случаях носят имя обоих святых – Константина и его матери Елены. Это название носила одна из кремлевских церквей, разрушенная в 1930-е годы и по сей день не восстановленная. В настоящее время, по приблизительным подсчетам, Русская Православная Церковь насчитывает около 60 храмов, освященных в честь святых Константина и Елены. В провинциальных епархиях на территории Российской Федерации имя святых Константина и Елены носят еще около 30 храмов, в том числе расположенные в таких древних или старинных городах, как Владимир, Суздаль, Псков, Вологда, Галич, Свияжск, в городах Поволжья, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока. На территории Украины насчитывается, по меньшей мере, восемь приходских и монастырских храмов, освященных в честь святых Константина и Елены, в Белоруссии – два храма, в Молдавии – один: в Кишиневе; один в столице Казахстана Астане. Русские церкви святых Константина и Елены существуют и в дальнем зарубежье: один в Австралии (в Сиднее) и два в Германии, один из которых расположен в Берлине.

Церковным сознанием святой Константин воспринимается как образ идеального правителя, при том что исторически осведомленный христианин осознает, естественно, не тождественность, но сложную взаимосвязь между реальной исторической личностью и его идеальным образом, его, если так можно выразиться, иконой. Так, князь Владимир был прославлен в лике святых как равноапостольный, известен также как Владимир Святой, Владимир Креститель в церковной истории и Владимир Красное Солнышко в былинах. И всякий реально действовавший правитель России неизбежным образом сопоставлялся в народном сознании с такой иконой: в масштабах российской истории – святым Владимиром, а на пространстве истории мировой – со святым императором Константином.

Духовный подвиг святых равноапостольных Константина и Елены для России и всего мира огромен. С царственными именами Константина и Елены связана легализация христианской Церкви и прекращение страшных трехсотлетних гонений на христиан, а также становление одного из первых христианских государств, в котором произошло формирование многих традиций, ставших значимыми для всех Восточных Церквей. С именем царицы Елены связано обретение Честнаго и Животворящего Креста Господня - орудия искупления рода человеческого.

Память об этих равноапостольных матери и сыне всегда была особенно близка нашему народу. Ведь не случайно в честь этих святых у нас освящено множество храмов, а их имена являются одними из самых популярных на Руси. 3-го июня (21-го мая по старому стилю) Церковь празднует память великих святых – царей Константина и Елены.

Елена Грислис. 3.06.15

___________________________________

Равноапостольная царица Константинопольская Елена - мать царя Константина. Первой заслугой царицы Елены было то, что она расположила своего сына Константина к христианской вере, и через это постепенно весь римский мир стал христианским. Вторая заслуга царицы Елены - воздвижение Креста Господня и строительство ныне именитых и знаковых храмов на Святой Земле. Ее стараниями построены на Голгофе храм Воскресения (и Гроба) Господня, где ежегодно в пасхальную ночь сходит Благодатный огонь; на Елеонской горе (где Господь вознесся на Небо); в Вифлееме (где Господь родился по плоти) и в Хевроне у Мамврийского дуба (где Бог явился Аврааму). Святая Елена покровительница церковного клира, храмоздателей, благотворителей и миссионеров. Ей молятся о даровании и укреплении веры в детях и сродниках, о даровании родительской ревности воспитания детей в вере, о вразумлении иноверцев и сектантов. Ее молитвенно поминают вместе с равноапостольным сыном Константином. Значение святых в христианском становлении Руси неоспоримо. - прим. автора.

Фото(из интернета): Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.

Откуда мы обычно черпаем сведения о жизни святых? Конечно же, из информационных источников церковного, богословского характера. Это могут быть православные журналы, газеты, книги, специфические сайты и просветительские ресурсы Интернета, а также христианские фильмы и передачи. Однако в том случае, если подвижник являлся одновременно государственным деятелем и/или прославившим страну полководцем, основные вехи его земного существования и характеристики личности непременно содержатся в исторических материалах. Это касается, к примеру, князя Владимира, крестившего Русь, княгини Ольги, князя Димитрия Донского. В сонм святых попали и правители Рима: царь Константин и его мать, царица Елена. День памяти равноапостольных Константина и Елены установлен церковью 3 июня.


Сведения о Константине

Святой Константин родился в III столетии н.э., конкретнее - в 274-м году. Избранник Божий имел знатное происхождение, поскольку появился на свет в семье Констанция Хлора, соправителя Римской империи, и его супруги, царицы Елены. Отец будущего святого владел двумя областями великой державы: Галлией и Британией. Официально семья эта считалась языческой, однако на деле единственный сын цезаря Констанция Хлора и Елены рос истинным христианином, воспитываясь своими родителями в обстановке доброты и любви к Богу. В отличие от других соправителей Римской империи Диоклитиана, Максимиана Геркула и Максимиана Галерия отец святого Константина не учинял гонений на христиан во ввереных ему вотчинах.


Будущий правитель Рима отличался многочисленными добродетелями, среди которых особенно выделились спокойный нрав и скромность. Внешне святой Константин тоже располагал к себе окружающих, поскольку был высок, физически развит, силен и красив. Об этом свидетельствует описание облика императора, найденное в исторических источниках и составленное на основе археологических данных. Удивительное сочетание выдающихся душевных, личностных и физических качеств избранника Божия стало в годы правления святого Римом предметом черной зависти и злобы царедворцев. Заклятым врагом Константина по данной причине стал цезарь Галерия.



Годы юности святого прошли не в отчем доме. Отрок был взят в заложники и содержался при дворе тирана Диоклитиана в Никомидии. С ним хорошо обращались, но общения с семьей святого по большей части лишили. Таким образом соправитель Констанция Хлора желал обеспечить себе верность отца Константина.

Информация о Елене

Что известно о личности правительницы Елены? Достаточно, чтобы составить законченное представление об этой женщине. Святая Елена не относилась к знатному роду, как ее супруг: избранница Божия родилась в семье владельца гостиницы. Замуж будущая царица вышла вопреки канонам того времени, не по расчету и не по сговору, а по взаимной любви. Со своим супругом, цезарем Констанцием Хлором Елена прожила в счастливом браке 18 лет. А после союз разрушился в одночасье: муж царицы получил от императора Диоклитиана назначение стать правителем сразу трех областей: Галлии, Британии и Испании. При этом тиран выдвинул Констанцию Хлору требование развода с Еленой и женитьбы соправителя на своей падчерице Феодоре. Тогда же Константин по воле императора Диоклитиана отправился в Никомидию.


Царице Елене на тот момент было немного больше сорока лет. Оказавшись в столь сложной ситуации, еще молодая женщина всю свою любовь сосредоточила на сыне - историки уверены, что с супругом она больше никогда не виделась. Святая Елена обрела кров недалеко от области, где находился Константин. Там они смогли иногда видеться и общаться. С христианством царица познакомилась в Дрепануме, который позже в честь матери Константина Великого (именно так впоследствии стали называть добродетельного правителя римского) переименовали в Еленополис. Крещение женщина прошла в местной церкви. На протяжении последующих тридцати лет Елена жила в беспрестанной молитве, культивируя в себе добродетели, занимаясь очищением собственной души от прежних грехов. Результатом проделанной работы стало приобретение святой почетного религиозного звания «равноапостольная».



Государственная деятельность Константина

В 306-м году скончался Констанций Хлор, отец Константина Великого. Сразу же после этого скорбного события войско провозгласило последнего императором Галлии и Британии вместо прежнего правителя. Молодому мужчине в ту пору было 32 года - самый расцвет молодости. Константин принял бразды правления указанными областями в свои руки и объявил свободу вероисповедания христианства на вверенных ему землях.


Прошло 5 лет. В 311-м году западная часть империи попала в управление к Максенцию, отличавшемуся жестокостью и быстро из-за этого прослывшему тираном. Новый император задумал устранить святого Константина, дабы не иметь конкурента. На это сын царицы Елены принял решение организовать военный поход, цель которого видел в избавлении Рима от напасти в лице самодура Максенция. Сказано - сделано. Однако, Константину и его войску пришлось столкнуться с непреодолимыми трудностями: враг превосходил их численно, к тому же жестокий тиран прибег к помощи черной магии, дабы одержать во что бы то ни стало победу над защитником христиан. Сын Елены и Констанция Хлора несмотря на молодость был очень мудрым человеком. Он быстро оценил сложившуюся ситуацию и пришел к выводу, что поддержки ждать надобно лишь от Бога. Константин стал искренне и пылко молиться Творцу о ниспослании помощи. Господь услышал его и явил чудесное знамение в виде креста из света вблизи солнца с надписью «сим побеждай». Это случилось перед важной битвой с врагом, свидетелями чуда стали также и воины императора. А ночью царю привиделся сам Иисус с хоругвем, на котором был снова изображен крест. Христос объяснил Константину, что тот лишь с помощью креста одолеет тирана Максенция, и дал совет обзавестись таким же точно хоругвем. Послушавшись самого Бога, Константин одержал победу над недругом и завладел половиной Римской империи.

Великий правитель великой державы делал все на благо христиан. Он принял последних под свое особое покровительство, хотя никогда не притеснял и народы, исповедующие другие религии. Единственные, к кому Константин был нетерпим, так это к язычникам. Святому даже пришлось вступить в бой с правителем восточной части Рима Ликинием, который пошел на сына царицы Елены войной. Но все закончилось благополучно: с Божьей помощью Константин Великий разгромил вражеское войско и стал единовластным императором державы. Разумеется, он тут же объявил христианство главной религией империи.

Святые Константин и Елена многое сделали для распространения и укрепления христианства. В частности, царица отыскала в Иерусалиме Крест Христов, зарытый в землю противниками истинной веры в Бога. Часть святыни она привезла в Рим своему сыну. Елена скончалась в 327 году. Ее мощи находятся в итальянской столице. Константин же умер десятью годами позже, оставив царствовать в Риме трех своих сыновей.

Уважаемые читатели, пожалуйста, не забывайте подписываться на наш канал в

Праздник светлый ныне.
В честь святых молитвы
Господу возносим
За былые битвы,
И за просвещенье,
за любви дорогу,
Верность христианству
и едину Богу.

В этот день тебе, Елена

В этот день тебе, Елена,
От души хотим желать
Быстро, весело, с задором
Все невзгоды устранять.

Чтобы счастье наполняло
Дни твои все до краёв,
Ну, а всё, о чём мечтала,
Исполнялось бы без слов.

В этот праздник, с чистым сердцем

В этот праздник, с чистым сердцем,
Пожелаем, Константин,
Чтобы никогда по жизни
Не остался ты один.

Чтоб друзья все уважали,
И в любви всегда везло,
А судьба лишь награждала,
Всем препятствиям назло.

Сын и мать, как единое целое

Сын и мать, как единое целое,
Делили все тягости надвое.
В борьбе никогда не сдавались
И в памяти людей остались,
А сколько соборов построили?
Крест Иисуса нашли и поставили.
Заслуги царей оценили,
Лик святости им учредили,
С тех пор поминают Елену,
Становясь на одно колено,
Царя Константина чтят свято,
За души молится их принято!

В этот день тебя поздравим

В этот день тебя поздравим,
И желаем, Константин,
Чтобы был всегда ты весел,
Никогда не был один.

Чтобы счастье и здоровье,
Были навсегда с тобой,
Ну, а разные проблемы
Обходили стороной.

В день Константина и Елены

В день Константина и Елены,
Что нынче отмечаем все мы,
Пускай уходят вдаль проблемы,
Не посещают Вас дилеммы.

Пусть станет дом Ваш чашей полной,
Пускай всегда смеются дети,
И всем Вы будете довольны,
Добрей, счастливей всех на свете!

В день Елены, Константина

В день Елены, Константина
Мы хотим вам пожелать
Жизни яркой чтоб картина
Повернула время вспять.

Чтобы запросто могли вы
Не стареть, а молодеть,
И своим теплом душевным
Много лет нас всех согреть.

Равноапостольные

Равноапостольные, Константин и мать его Елена.
При жизни их великие деяния свершились:
Освободилось Христианство от языческого плена,
И триста лет гонений завершились.
Елена воспитала Константина в глубокой вере во Христа,
При нём «единосущием» дополнен Символ Веры,
И обретение произошло Животворящего Креста!
И град Константинополь был явлён,
Как Рим второй, и как основа
Религии свободных, верящих в Христа людей,
Для покаяния в преддверии пришествия второго!