Пищевая промышленность

Родился министр народного просвещения Российской империи Сергей Семёнович Уваров. Уваров сергей семенович

Биографический словарь, т. 1-4

граф (25.08.1786 Москва - 4.09.1855, там же), гос. деятель, президент АН, пом. дир. ПБ в 1812-33.


Из дворян. Получил домашнее образование, владел европ. яз., в т. ч. древ.: греч. и лат. Службу начал в 1801 в Коллегии иностр. дел, в 1806 определен в рус. посольство в Вене, в 1809 назначен секр. посольства в Париже. Живя за границей, У. познакомился с братьями А. и В. Гумбольдтами, И. В. Гете, А. Л. Ж. Сталь и др. За границей появились и первые лит. произв. Писал тр. на рус., фр. и нем. яз. По этому поводу Гете сказал о нем: "Подобно художнику в области гармонии, он играет на различных инструментах, смотря по тому, какой лучше выражает его мысли и чувствования".

5 марта 1812 дир. ПБ А. Н. Оленин возбудил ходатайство перед министром нар. просвещения о назначении У. на должность пом. дир., как "известного по своим знаниям в науках и художествах и по особенной склонности к библиографическим занятиям". 12 марта У. утвержден пом. дир. Б-ки. В его функции входило исп. обязанностей дир. во время отсутствия последнего. Борясь с нарушителями закона об ОЭ, Оленин неоднократно обращался к У. как попечителю учеб, округа с просьбой дать указание Ценз, к-ту, чтобы на кн. указывалось не только ценз, разрешение, но и обязанность издателей представлять в ПБ два экз. При этом напоминалось, что У. как пом. дир. должен разделить с Олениным "попечение о пользе сего книгохранилища, открытого для общественного употребления". С назначением в 1833 министром нар. просвещения У. сложил с себя обязанности пом. дир., пообещав "всеми мерами способствовать к дальнейшему усовершенствованию" Б-ки. Все "положения" для посетителей Б-ки утверждались министром У. Он поддерживал ходатайства Оленина о материальных поощрениях и наградах сотр. Б-ки. В период пребывания на должности пом. дир. ПБ У. занимал разл. посты в гос. структурах. До 1821 он оставался попечителем Петерб. учеб, округа, по его "предначертанию" был основан в 1817 Гл. пед. ин-т, позднее преобразов. в Петерб. ун-т. В 1818 назначен президентом АН, в 1822-24 был дир. Деп. мануфактур и внутр. торговли, в 1823-26 - управляющим гос. заемным и коммерч. банками, в 1826 определен сенатором. В 1832 У. был назначен пом. министра нар. просвещения, а с 1833 по 1849 был министром. При нем основан "ЖМНП", стали публиковаться отчеты по упр. м-вом, учрежден ун-т в Киеве, открыт ряд учеб, заведений, возобновлен обычай командировать молодых ученых за границу. Он авт. формулы "православие, самодержавие, народность", введенной в его гр. герб и полож. в основу его деятельности по нар. образованию, что сказалось в стремлении затруднить доступ к получению образования лицам недворянского происхождения, усилить контроль над ун-тами и гимназиями. Как министр нар. просвещения У. одновременно был и начальником Гл. упр. цензуры. При нем усилились ценз, строгости: запрещалось освещать в печати крест, вопрос, запрещался ввоз в Россию фр. романов. В апр. 1834 приказал цензуровать произв. А. С. Пушкина "на общем основании" и исключил несколько стихов из поэмы "Анджело". После гибели Пушкина потребовал от цензоров соблюдения в некр. "надлежащей умеренности и тона приличия" и был недоволен "пышной похвалою", напечат. в "Лит. прибавлениях к "Рус. инвалиду"".

У. принимал участие в лит. жизни и был не чужд науч. интересам. Как знаток греч. лит., У. советовал Н. И. Гнедичу переводить "Илиаду" Гомера гекзаметром. Был частым гостем олеиинского салона, участвовал в лит. группе "Арзамас", почет, чл. ОЛРС. В 1810 опубликовал "Проект Академии Азиатской"; в 1811 избран почет, чл. АН. Будучи ее президентом, он в 1841 реорганизовал АН, влив в нее Рос. акад. в форме II Отд-ния рус. яз. и словесности (ОРЯС). При нем был значительно расширен штат академиков по естеств. и точным наукам, появились "Тр. Акад.", ежегод. "Записки" (4 сер.), выпускались "Известия" (2 отд.), возобновлен "Технол. журн.". У. был избран чл. Королевского о-ва наук в Геттингене, Акад. надписей и словесности Франции, Королевского ист. о-ва в Мадриде и др. Для изучения и публ. памятников древ, письменности и культуры в 1837 при М-ве нар. просвещения создал Археогр. комис.

Награжден орденами Андрея Первозванного, Иоанна Иерусалимского, Владимира 2-й степени, Анны 1-й степени и др. Имел чин д. т. сов.

Похоронен в церкви с. Холм Гжатского у. Смоленской губ.

Для увековечения памяти У. его сын, археолог А. С. Уваров учредил в АН Уваровскую премию, внеся в ее фонд 75 тыс. р. серебром. Премию присуждали за соч. по истории России и др. славян, стран, словесности, искусств и художеств тех же стран, а также за драм, произв. Первая премия была присуждена в 1857 почет, чл. ПБ Д. А. Ровинскому за кн. "История русских школ иконописания до конца XVIII века". В послед, годы среди награжд. премией были сотр. Б-ки В. В. Стасов, Н. П. Собко, Д. Ф. Кобеко, Н. П. Лихачев, Н. Д. Чечулин.

Соч.: Essai sur les Mysteres d"Eleusis (Paris, 1812); О преподавании истории относительно к народному воспитанию (СПб., 1813); Eloge funebre de Moreau (SPb., 1813); Empereur Alexandre et Bonaparte (SPb., 1814); Nonnos von Panopolis der Dichter (SPb., 1817); Речь президента Императорской Академии наук, попечителя Санкт-петербургского учебного округа, в торжественном собрании Главного педагогического института 22 марта 1818 (СПб., 1818); Un exarnen critique de la fable d"HercuIe commenteer par Dupuis (SPb., 1820); Ueber das vorhomerische Zeitalter (SPb., 1821); Речь президента Академии наук в торжественном собрании оной по случаю столетия 29 декабря 1826 (СПб., 1826); A la memoire de 1"Empereur Alexandre (SPb., 1826); A la memoire de 1"Imperatrice Elisabeth (SPb., 1826); A la memoire de I"lmperatrice Marie (SPb., 1828); Записка, читанная президентом Академии наук в общем ее собрании 21 марта 1832 года (СПб., 1832); О Гете: В торжеств, собр. С.-Петерб. Акад. наук, читано президентом Акад. 22 марта 1833 г. (М., 1833); Рим и Венеция, в 1843-м году (Дерпт, 1846); Штейн и Поццо-де-Борго (Дерпт, 1847); Исследование об элевсинских таинствах (СПб., 1847; Общий взгляд на философию словесности (СПб., 1848); Проект цензурного Устава, внесенный в Государственный совет гр. Уваровым в 1849 году и недоработанный Советом (СПб., 1849?); Совершенствуется ли достоверность историческая? (Дерпт, 1852); Десятилетие Министерства народного просвещения, 1833-1843: (Зап., представл. гос. имп. Николаю Павловичу министром нар. просвещения гр. Уваровым в 1843 г. ...) (СПб., 1864).

Библиогр.: РА. 1871.

Справ.: БСЭ; СИЭ; Брокгауз; Геннади; Межов. История.

Лит.: 12-е января 1843 года: 25 лет. назначения президентом АН. СПб., 1843; Плетнев П. А. Памяти графа С. С. Уварова, президента имп. Академии наук //Учен. зап. 2-го Отд-ния АН. 1856. Кн. 2, вып. 1; Давыдов И. И. Воспоминание о графе Сергее Семеновиче Уварове //Там же; Маркевич Б. Князь Григорий Щербатов о графе Уварове. М., 1870; Погодин М. П. Для биографии Сергея Семеновича Уварова //РА. 1871; Вигель Ф. Ф. Записки. Ч. 2-3. М., 1892; Иконников; Грот Я. К. Переписка с П. А. Плетневым: В 3 т. СПб., 1896; Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения, 1802-1902. СПб., 1902; Очерки истории исторической науки в СССР. М., 1955. Т. 1; Вацуро В. Э., Гиллельсон М. И. "Сквозь умственные пло-тины". М., 1986; Уваров и Дондуков //Иезуитова Р. В., Левкович Я. Л. Пушкин в Петербурге. Л,. 1991.

100-летие. С. 62, 74, 140, 149.

Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1812, № 4; ЦГАЛИ. Ф. 1179; СПбФ ИРИ РАН. Ф. 136; РИМ. Ф. 17.

Иконогр.: Русские портреты XVIII и XIX столетий. СПб., 1909. Т. 5; Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. М., 1913.

Герой этой статьи - Уваров Сергей Семенович. 5 сентября 1786 г. Русский государственный деятель и антиковед. Министр просвещения и тайный советник. Почетный член и наук. Разработал идеологию официальной народности.

Семья

Уваров Сергей Семенович (дата рождения по старому календарю 25 августа 1786 г.) родился в Санкт-Петербурге, в дворянской семье. Все родные по отцовской и материнской линиям являлись придворными. Отец, Семен Федорович, был подполковником конной гвардии. Отважный, жизнерадостный, любил танцы вприсядку и играть на бандуре.

Князь Потемкин сделал его своим адъютантом и женил на завидной невесте - Дарье Головиной. Крестной матерью Сергея Семеновича была сама императрица Екатерина Великая. Когда юному Уварову исполнилось 2 года, он остался без отца. Воспитанием сына занималась мать. Потом тетя - Наталья Ивановна (в замужестве княгиня Куракина).

Образование

Как и все дети из благородных семей, Сергей получил отличное домашнее начальное образование. Занимался в доме князя Куракина. Учитель Сергея - французский аббат Манген. Юный Уваров оказался очень одаренным юношей. И с легкостью осваивал европейскую культуру, иностранные языки, историю античности и т. д.

В результате с детских лет Уваров Сергей Семенович прекрасно знал французский и некоторые другие языки, прекрасно разбирался в словесности. Позднее выучил латинский, английский и древнегреческий. Сочинял стихи на разных языках и талантливо их декламировал. Благодаря восхищению взрослых привык к успеху и в последующие годы стремился сохранить это отношение к себе.

Служба

Службу Сергей начал в 1801 г. в В 1806 г. был отправлен в Вену, в русское посольство. В 1809 г. стал секретарем посольства в Париже. За эти годы у Сергея Семеновича сформировались политические убеждения. Он стал сторонником просвещенного абсолютизма. В 1810 г. ушел с дипломатической службы.

Творчество

В первые годы службы Уваров Сергей Семенович, фото портретов которого есть в данной статье, написал первые эссе. Познакомился со многими государственными деятелями, писателями, учеными. Это не только увеличило его кругозор, такие встречи помогли развить эстетический утонченный вкус, широту интересов.

У Сергея появилось стремление к постоянному самообразованию. Именно в эти годы у него проявился большой интерес к античным древностям, и он занялся их коллекционированием. В 1810 г. была напечатана его 1-я крупная работа - «Проект Азиатской академии». В ней выдвигалась идея формирования российского научного учреждения, которое должно изучать восточные страны.

Сергей Семенович считал, что распространение восточных языков приведет к пониманию отношения Азии к России. Это поприще Уваров называл ключом национальной политики.

Творческая и государственная деятельность

С 1811 по 1822 гг. Уваров Сергей Семенович, деятельностькотороготесно связана с образованием и творчеством, был попечителем Санкт-Петербургского учебного округа. Потом - директором департамента внутренней торговли и мануфактур. В 1824 г. стал тайным советником, а в 1826 г. - сенатором.

Являлся членом и одним из организаторов литературного общества «Арзамас». В нем у него было прозвище «Старушка». Но через пару лет к этому обществу охладел.

В январе 1811 г. Сергей Семенович был избран в почетные члены Императорской Академии наук. В 1818 г. стал ее президентом, коим и оставался до конца своей жизни. В апреле 1828 г. избран в почетные члены Российской Академии, а в 1831 г. стал ее действительным членом. Помимо перечисленных организаций, он участвовал в деятельности:

  • Парижской академии надписей и словесности;
  • Королевского Копенгагенского общества наук;
  • Мадридского Королевского общества;
  • Геттингенского общества наук;
  • Королевского Неапольского общества.

Уваров Сергей Семенович, биография которого связана с творчеством и образованием, входил в круг Алексея Оленина - выдающегося археолога, художника, литератора и директора Публичной библиотеки. У него постоянно собирались мастера разных поколений. Для Уварова общество, которое окружало Оленина, стало своеобразной уникальной школой.

Тем более что сам Алексей Николаевич был одним из основателей русской археологии. Уваров писал про него, что Оленин - любитель древностей и занимался всеми предметами, которые относятся к этому понятию. Его интересы простирались от древних камней до керченских драгоценностей и московских памятников. В 1816 г. получил почетное членство в Институте Франции за франкоязычный труд.

Натура Уварова Сергея Семеновича

Одна дама из высшего света охарактеризовала Уварова как аристократического баловня красавиц и собраний. Это был остроумный, веселый и ловкий человек с присущим ему оттенком самолюбия. Но во многих больших партиях, в которых он состоял, он все равно оставался чужим.

Уваров был очень любопытным и с широкими интересами. Только службой не ограничивался и активно участвовал в общественной жизни Петербурга.

Уваров Сергей Семенович: реформы и развитие образования

В 1826 г. - год празднования юбилея Академии наук Уваров воспользовался случаем построить новые здания и отремонтировать старые. Император с братьями были избраны в почетные академики, что обеспечило уважение к АН дворянства. Уваров провел выборы, в результате которых в членах академии оказались многие русские и заграничные умы.

В апреле 1832 г. получил назначение замминистра просвещения и с 1833 г. по 1849 г. был уже полноправным министром. В 1833 г., когда вступал в эту должность, написал во все учебные округа, что образование должно быть дано в духе соединения православия, народности и самодержавия. Эта триада впоследствии стала воплощением русской доктрины монархов.

Уваров Сергей Семеновичстарался усилитьконтроль правительства над гимназиями и университетами. При нем было положено начало российскому реальному образованию и заграничной практике. Он смог вывести на новый уровень просвещение. На европейский уровень вышли гимназии и университеты. А Московский университет стал одним из ведущих.

В 1934 г. Уваров создал «Журнал народного просвещения», который выходил до 1917 г. Сергей Семенович сам выработал план, составил рубрики, назначил суммы гонораров и пригласил лучших из «пишущей братии». Журнал рассылался не только в России, но и за границу.

В марте 1846 г. Уваров, будучи не только министром просвещения, но и действительным тайным советником, получит титул графа.

Отставка

В 1849 г., во время революции, проводил инспекции публикаций статей по защите университетов. Эта деятельность пришлась не по нутру Николаю I, который написал, что все должны лишь повиноваться, а свои рассуждения не высказывать. После таких слов Сергей Семенович по собственной инициативе ушел в отставку.

Наследие

В собственном имении, находившемся под Москвой, Уваров Сергей Семенович создал ботанический сад. Впоследствии он стал народным достоянием. А. Бунге назвал в честь Сергея Семеновича одно растение из семейства Вербеновых уваровией. Так же назван и один из минералов. В 1857 г. сыном Сергея Семеновича была учреждена Уваровская премия.

Село Поречье

В имении графа, которое находилось в селе Поречье, в те времена постоянно проводились литературные вечера. Это селение расположено в 20 километрах от пос. Уваровка и в 40 км от г. Можайска.

Сейчас главная достопримечательность здесь - дворец графа. Это здание имеет два корпуса. Крыша сделана из стекла. Сейчас под ним находятся растения, которые выращивал граф в своем зимнем саду. Лес возле дворца графа также имеет огромную ценность. Во время своих путешествий Сергей Семенович всегда привозил редкие растения или диковинки. И высаживал их в прилегающей к дворцу лесопарковой зоне.

С тех пор там так и остался расти каштан, которому уже исполнилось 300 лет. Есть ель - "трезубец Зевса" и т. д. Зимний сад расположен рядом с центральным зданием, а павильон его сделан из металла и стекла. При жизни графа он отапливался при помощи котельной. Оттуда шла горячая вода в трубы, прикрепленные к стенам.

Личная жизнь

Уваров Сергей Семенович женился в 1811 г. на графине Разумовской. Она была дочерью графа. В их браке родилось четверо детей - сын и три дочери. Елизавета умерла, так и не выйдя замуж. Александра сочеталась браком с Урусовым Павлом Александровичем. Наталья вышла замуж за Балабина Ивана Петровича. А сын Алексей стал известным русским археологом и ученым, любителем старины. Женился на Щербатовой П. С.

Все Петербургское высшее общество обсуждало гомосексуальные пристрастия Уварова. В одном из произведений Пушкина он был высмеян в связи с назначением своего возлюбленного Дондукова-Корсакова на должность вице-президента Академии.

ЛЕКЦИЯ XVIII

(начало)

Система народного просвещения при Николае I. – Взгляды императора Николая. – Министерство Уварова. – Его принципы. – Уставы 28 декабря 1828 г. – Университетский устав 1835 г. – Московский университет при Строганове

Министерство Уварова

Сергей Семенович Уваров. Портрет работы В. Голике, 1833

Теперь нам приходится остановиться на ходе просвещения в России и на развитии умственного и политического движения среди интеллигенции в 30-х и 40-х годах.

Адмирал Шишков, унаследованный императором Николаем от предыдущей эпохи, оставался во главе Министерства народного просвещения, как я уже говорил, до 1828 г.; затем с 1828 по 1833 г. министерством управлял пиетист Ливен. С 1833 г. министром сделался один из наиболее знаменитых министров народного просвещения – С. С. Уваров, который управлял этим ведомством до начала третьего периода царствования Николая – до 1849 г. Уваров главным образом и наложил свою печать на деятельность Министерства народного просвещения в Николаевскую эпоху, хотя в сущности он являлся главным образом лишь талантливым исполнителем велений самого Николая. Роль Уварова в деле народного просвещения по значительности проведенных при нем преобразований почти столь же важна, как роль Канкрина в истории русских финансов и роль Киселева в истории крестьянского законодательства. Мы видели, что Николай Павлович обратил внимание на вопросы народного просвещения сразу же по вступлении на престол; он связывал вопрос о направлении народного образования или, вернее, воспитания с направлением политической мысли и задавался целью так поставить систему народного воспитания, чтобы она являлась системой, предотвращающей возможность развития всяких революционных стремлений. Ввиду этого император Николай с самого начала царствования принял ряд своеобразных мер в сфере народного образования, о которых я упоминал уже в одной из предыдущих лекций. Охранительное направление, принятое с самого же начала царствования в деле народного просвещения, получает особенную выдержанность и силу после 1831 г. Верным и решительным исполнителем этого курса и является сменивший в 1833 г. более слабого кн. Ливена рекомендованный Карамзиным Сергей Семенович Уваров. О том, каков был Уваров до 20-х годов, о его довольно смелой оппозиции реакционным стремлениям министерства Голицына в самом начале его деятельности, я уже говорил в свое время, но надо сказать, что Уваров той эпохи и Уваров николаевских времен – это как бы две различные личности. От Уварова прежнего времени к 30-м годам осталась только его солидная научная образованность, а его политические взгляды изменились коренным образом, по-видимому, в соответствии с теми карьерными стремлениями, которые в это время в нем возобладали. Вы помните, что в 1818 г. он в своей речи на акте в главном педагогическом институте говорил, что свобода есть лучший дар Бога и что ради нее не следует опасаться замешательств, сопряженных иногда с конституционным устройством. В письме к Штейну он подшучивал над людьми, которые желают просвещения и в то же время боятся его результатов; он говорил, что они как бы желают огня, который не жег бы. Теперь он свои прежние идеи оставил в стороне и явился главным образом исполнителем тех взглядов, которыми руководился сам император Николай. Прежде всего Уваров усвоил себе ту идею, что вооружать нацию необходимыми знаниями надо лишь в той мере, в какой это необходимо для технических нужд государства, притом строго охраняя публику от проникновения в умы зловредных политических идей.

Еще в Комитете 1826 г. с этой именно точки зрения были пересмотрены уставы средних и низших училищ, причем соответственно взглядам императора Николая на задачи народного просвещения была разорвана сеть учебных заведений, построенная когда-то по плану Янковича де-Мириево, и введены новые уставы и новые программы гимназий и уездных училищ, утвержденные 28 декабря 1828 г. Эта реакционная мера прошла еще в тот период царствования Николая; который я характеризовал как период, вообще непротивный прогрессу.

Православие, самодержавие, народность

Уваров, еще в бытность товарищем министра при Ливене, получил в 1832 г. командировку, целью которой было обозрение Московского университета и других провинциальных учебных заведений, постановки в них преподавания и выяснение того, как приводится в исполнение устав 1828 г., а также, наконец, какие преобразования требуются в организации университетов. Возвратившись из этой поездки, Уваров представил характерный письменный отчет, который был составлен с таким тонким пониманием взглядов императора Николая, что непременно должен был провести автора его на министерский пост. В отчете Уваров так излагал свои впечатления от ревизии Московского университета:

«Утверждая, что в общем смысле дух и расположение умов молодых людей ожидают только обдуманного направления, дабы образовать в большем числе оных полезных и усердных орудий правительства, что сей дух готов принять впечатление верноподданнической любви к существующему порядку, я не хочу безусловно утверждать, чтобы легко было удержать их в сём желаемом равновесии между понятиями, заманчивыми для умов недозрелых и, к несчастью Европы, овладевшими ею, и теми твердыми началами, на коих основано не только настоящее, но и будущее благосостояние отечества; я не думаю даже, чтобы правительство имело полное право судить слишком строго о сделанных, может быть, ошибках со стороны тех, коим было некогда вверено наблюдение за сим заведением; но твердо уповаю, что нам остаются средства сих ошибок не повторять и постепенно, завладевши умами юношества, привести оное почти нечувствительно к той точке, где слияться должны, к разрешению одной из труднейших задач времени, – образование правильное, основательное, необходимое в нашем веке, с глубоким убеждением и теплой верою в истинно русские охранительные начала православия, самодержавия и народности, составляющие последний якорь нашего спасения и вернейший залог силы и величия нашего отечества» .

Император Николай увидел в авторе этого отчета надежную опору для проведения в умы молодого поколения тех идей, которые сам он признавал спасительными и необходимыми. Уже ставши министром, Уваров определенно говорил, что он главной задачей своего управления Министерством народного просвещения ставит: сдерживать наплыв новых идей в Россию, хочет продлить ее юность, и что если ему удастся задержать ее развитие лет на 50, то он умрет спокойно .

«В нынешнем положении вещей и умов нельзя, – писал он в только что цитированном отчете своем, – не умножать, где только можно, число «умственных плотин». «Не все оныя, может быть, окажутся равно твердыми, равно способными к борьбе с разрушительными понятиями; но каждая из них может иметь свое относительное достоинство, свой непосредственный успех» .

Этот отчет и лег в основание всей последующей политики Министерства народного просвещения. Таким образом, во главе министерства был поставлен один из образованнейших русских людей того времени, каким был, несомненно, Уваров; и человек этот ставил себе трудную задачу укреплять и вводить в умы молодого поколения «истинное просвещение» и в то же время охранять их от заноса революционных идей и настроений. Можно подумать, что он сам теперь уверовал в существование такого огня, который не жег бы! В этом направлении велась и средняя школа, но нельзя не сказать, что чем дальше, тем больше освобождалась ее программа от излишних наук и познаний.

Русские учебные заведения при Николае I

Еще в комитете Шишкова шли большие споры о том, как построить преподавание в гимназиях, и было постановлено, что наиболее желательная программа – классическая. При этом возникли разногласия по вопросу о том, вводить ли один латинский язык или и греческий. Многие члены комитета стояли за введение наряду с латинским и греческого языка и придавали этому введению обоих языков важное значение. Но император Николай признал, что греческий язык лишний, что он будет только обременять учащихся. В соответствии с этим греческий язык был устранен из обыкновенных гимназий, так как признавали необходимым или ввести греческий язык в полном объеме, или совсем его не вводить. Его решили ввести лишь в немногих столичных гимназиях.

При этом, несмотря на то что была принята классическая система, ни естествознание, ни логика, ни даже ознакомление с современным положением страны, которое должно было даваться статистикой, вначале не были исключены из курса гимназий. Но чем дольше испытывалась эта система, чем дольше Уваров оставался министром, тем больше убеждались в бесполезности столь широкой программы, и первоначально включенные в нее предметы мало-помалу один за другим из нее выкидывались; так, в 1844 г. была устранена статистика, в 1847 г. – логика, а перед тем, в 1846 г., был сокращен курс математики, так что в конце концов программа обучения в средней школе к концу 40-х годов и к концу управления Уварова все более и более понижалась.

В это время дворянство стало охотнее отдавать своих детей в гимназии. Это обусловливалось, с одной стороны, необходимостью иметь диплом для службы, а с другой стороны – тем, что к этому времени иссяк в значительной мере тот контингент вольных учителей, который был ранее к услугам помещиков в виде различных иностранных эмигрантов. Таким образом, виды правительства осуществлялись и потребность в гимназиях в дворянских кругах все увеличивалась. Соответственно шел и рост числа гимназий: в 1826 г. их было 48, а в 30-х годах – 64; число учащихся было в начале царствования 7 тыс., а к концу – 18 тыс. человек. Увеличилось и число уездных училищ, но качество преподавания и там понижалось, а не развивалось. Этому содействовала и перестройка самого управления учебным ведомством. По прежнему уставу 1804 г., который ознаменовал собою самый блестящий период в истории русского просвещения, во главе управления в провинции стояли университеты. Теперь, во-первых, организация самих университетов по уставу 1835 г. была изменена, а затем они были совершенно устранены от заведования учебными делами в средних и низших училищах, которое всецело сосредоточилось теперь в руках попечителей учебных округов, причем такими попечителями во многих местах сделаны были местные генерал-губернаторы, а в Сибири – губернаторы, Большая часть этих попечителей при Николае назначалась из военных генералов, которые, по мере того как настроение правительства становилось консервативнее, выбирались все чаше из таких лиц, которые способны были главным образом обуздывать и подтягивать.

Университеты также были перестроены заново по уставу 1835 г. Этот устав совершенно изменил положение университетов, значительно ограничив их автономию. Правда, наружно некоторые следы ее остались: оставлено было право выбора ректора, предоставлено было самим профессорам замещать свободные кафедры; но одновременно с этим было предоставлено и министру народного просвещения право не утверждать избранников совета и назначать своих кандидатов, а так как министр народного просвещения широко пользовался своим правом, то право выбора постепенно на деле сошло на нет.

Следует, однако же, отметить, что в университетах сохранилась еще забота о возможно лучшей подготовке профессоров, так что в 30-х годах широко практиковались даже командировки молодых кандидатов за границу. Эти командировки дали в 40-е годы блестящие результаты. Благодаря им явилась целая плеяда молодых русских ученых, которая дала очень много для следующего поколения русской интеллигенции: достаточно вспомнить имена Грановского, Редкина, Крюкова, Буслаева (в Москве), Меера (в Казани), Неволина, Куторги (в Петербурге). В Московском университете этому в особенности способствовал попечитель граф С. Г. Строганов, который, сам будучи очень образованным человеком, деятельно заботился об улучшении профессорского состава, что не помешало ему в то же время вмешиваться в систему преподавания и даже в программы отдельных профессоров, подсказывать им желательное направление и вообще распоряжаться в университете, как заправскому хозяину. Таким образом, и тут комбинировалось желание, с одной стороны, улучшить систему преподавания, а с другой – определить тон и направление его. Во всяком случае, университет потерял свое независимое автономное устройство, которым он пользовался по уставу 1804г. до реакционного министерства кн. Голицына, при котором университетская автономия нарушена была во многих местах фактически.

Что касается числа университетов, то в этот период был открыт (в 1834 г.) Киевский университет Св. Владимира, но это не был вполне новый университет, так как он заменил собою Виленский, который был закрыт вскоре после восстания 1831 г.

Такова общая картина народного образования во втором периоде царствования Николая.

Русский ученый, государственный деятель, министр народного просвещения.

Происхождение и образование. Ранние годы жизни

Происходил из старинного дворянского рода Уваровых. Его отец Семен Федорович Уваров был флигель-адъютантом Екатерины II, командовал лейб-гренадерским полком. Сергей рано потерял родителей и воспитывался воспитывался в семье князей Куракиных, родственников своей матери, Дарьи Ивановны Головиной. В доме Куракиных Сергей получил начальное образование под руководством аббата Мангеня, французского эмигранта, благодаря которому он стал хорошо знать французский язык и культуру Франции.

С 1801 года по 1803 год С. Уваров учился в Геттингенском университете в Германии, где изучал немецкую литературу и труды немецких ученых. Тогда же, в 1801 году Уваров поступил на государственную службу в коллегию иностранных дел. В 1803 году Уваров стал переводчиком, а в 1805 году отправился в первую заграничную командировку в Италию. По возвращении из командировки Уваров получил придворное звание камер-юнкера. Его карьера шла по нарастающей. В 1806-1809 годах он работал в Вене в качестве сотрудника посольства России. В Вене он посещал аристократические салоны графа Кобенцля и князя де Линя, общался с известной в те годы французской писательницей Жерменой де Сталь и другими представителями высшего европейского общества. Уваров сумел добиться расположения русского посла в Вене А.К. Разумовского, который во многом способствовал дальнейшему карьерному росту молодого дипломата. В 1809 году Уваров был определен в секретари русского посольства в Париже, однако этим назначением он так и не воспользовался. В 1810 году он женился на Екатерине Алексеевне Разумовской, дочери только что назначенного министром народного просвещения графа Алексея Кирилловича Разумовского, брата русского посла в Вене. По протекции Разумовского Уваров в конце 1810 года получил новое высокое назначение на пост попечителя Петербургского учебного округа.

После возвращения в Россию. Научная деятельность Уварова

Став попечителем Петербургского учебного округа С. Уваров открыл себе дорогу к дальнейшему продвижению по карьерной лестнице. Он становится действительным статским советником, а в 1818 году его назначают президентом Академии наук. При этом Уваров сохраняет должность попечителя учебного округа, которую он оставляет только в 1821 году. В 1819 году он добился преобразования Главного педагогического института в Петербурге в университет и лично пишет для него устав.

В те же годы Уваров становится членом литературного общества «Беседа любителей русского слова», основанного русским литератором А.С. Шишковым. В 1813 году Уваров читает там свое первое сочинение о русском гекзаметре, в котором выдвигает мысль о близости греческой и русской просодических систем и о возможности переноса греческого гекзаметра на русскую литературную почву. Наставником Уварова в области литературы стал живший тогда в Петербурге и работавший там преподавателем греческого языка немецкий ученый Христиан-Фридрих Грефе. По свидетельству самого Уварова, он на протяжении пятнадцати лет занимался под руководством Грефе изучением грамматики и чтением древних авторов, в особенности работ поэта Нонна из Панополя (V в. н.э.). Дружба с Уваровым была выгодна и Грефе: при поддержке Уварова он стал профессором сначала Петербургского педагогического института, стал членом-корреспондентом, а чуть позже и действительным членом Академии наук.

С. Уваров тесно общался и с другими представителям научного и творческого сообщества России, к примеру, с исследователем классических древностей А.Н. Олениным, с поэтами К.Н. Батюшковым и Н.И. Гнедичем, которые внесли значительный вклад в перевод произведений древнегреческой литературы на русский язык. Более того, в разразившейся в русских литературных кругах в 1813-1815 годах дискуссии о том, как надо переводить Гомера(александрийскими рифмованными стихами или размером подлинника) принял участие и Уваров. Более того, именно он одним из первых решительно высказался за применение при переводе Гомера гекзаметра и поддержал опыт Гнедича в этом направлении. В 1815 году Уваров основывает литературное общество , в который входили Н.Я. Карамзин, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин.

Уваров являлся автором многих научных сочинений. Так, в его «Исследовании об Элевсинских таинствах» (1812 год) представлен общий обзор этих мистерий, а также высказан ряд соображений, в частности, о возможном происхождении этих обрядовых действ с Востока и об отражении в доктрине Элевсинских мистерий философии зрелого политеизма. В работе под названием «Нонн Панопольский, поэт» Уваров представил своеобразный промежуточный итог своих филологических занятий под руководством Грефе. Здесь дан подробный мифолого-филологический анализ поэмы Нонна «О Дионисе», где содержатся как общие рассуждения о развитии эпической поэзии у греков от Гомера до Нонна, так и атмосферы той эпохи, когда жил Нонн. В работе «О предгомеровской эпохе» Уваров откликается на сочинение Г. Германа и Ф. Крейцера «Письма о Гомере и Гесиоде». В работе «Критическое исследование сказания о Геракле, как оно истолковано у Дюпюи» Уваров дает оценку интерпретации античной мифологии с помощью астрально-солярной символики французского математика Шарля-Франсуа Дюпюи («Происхождение всех культов, или всеобщая религия», 1795).

Уваров - министр просвещения. Теория официальной народности

В 1822 году Уваров, заручившись поддержкой министра финансов Д.А. Гурьева, занимает должность директора Департамента мануфактур и внутренней торговли Министерства финансов. В 1824 году он получает чин советника, а в 1826 году, уже в период правления Николая I, становится сенатором. В Сенате Уваров работает с делами, касавшимися вопросов просвещения. В 1828 году он принимает участие в разработке нового цензурного устава, в 1832 году назначается товарищем (заместителем) министра народного просвещения, в 1833 году исполняющим обязанности министра, а в 1834 году - министром просвещения России.

При вступлении в должность Уваров сформулировал положения т.н. теории официальной народности, ставшей государственной идеологией Российской империи в период царствования . В своем докладе императору «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» от 19 ноября 1833 года Уваров писал: «Углубляясь в рассмотрение предмета, и изыскивая те начала, которые составляют собственность России (а каждая земля, каждый народ имеет таковой Палладиум), открывается ясно, что таковых начал, без коих Россия не может благоденствовать, усиливаться, жить - имеем мы три главных: 1) Православная Вера; 2) Самодержавие; 3) Народность». «Без любви к вере предков, - писал Уваров, - народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них Веру, то же самое, что лишать их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении». Что касается самодержавия, то, по мнению Уварова, «русский Колосс» опирается на него как на краеугольный камень. «Народности» же Уваров не дал какого-то более развернутого и четкого определения.

В 1833 году Уваров предложил императору ряд радикальных мер против распространения неподконтрольных государству частных школ. В 1834 году, также по инициативе Уварова, домашние учителя и наставники также были включены в государственную систему образования, получив официальный статус служащих. В учебных округах усиливается власть попечителей, в распоряжении которых, помимо низших и средних учебных заведений, теперь находились и университеты. Попечители строго следили за тем, чтобы в низших и средних учебных заведениях изучался русский язык, внушалась преданность императору и царствующему дому. В 1835 году был принят новый университетский устав, который лишил высшие учебные заведения их прежней автономии. Министр просвещения в одном из своих циркуляров вполне ясно определял, что университетские преподаватели должны стать «достойными орудиями правительства».

Благодаря Уварову в стране была усилена и цензура (цензурное ведомство также входило в его подчинение). Согласно вышеупомянутому цензурному уставу 1828 года в печати запрещалось обсуждать политические вопросы, и даже в статьях на исторические темы касаться политики можно было только «с особенной осторожностью». Любая публикация, нарушавшая устав, могла стать поводом к закрытию того или иного издания. В 1834 году был закрыт журнал «Московский телеграф», в 1836 году журнал «Телескоп». Известно, что Уварову хотелось использовать в своих целях талант А.С. Пушкина, и он, еще до назначения на пост министра просвещения, попытался войти в доверие к поэту. Но Пушкин уклонился от покровительства Уварова, чем вызвал неприязнь к поэту со стороны министра.

Однако пребывание Уварова на посту министра просвещения было отмечено не только усилением контроля государства над учебными заведениями и усилением цензуры. При Уварове был основан Киевский университет и ряд других учебных заведений, возобновилась отправка молодых ученых за границу, положено начало реальному образованию. Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем «Журнале Министерства народного просвещения».

Высочайшим указом 1 марта 1846 года министр народного просвещения, действительный тайный советник С. Уваров был возведен в графское достоинство.

Во время европейских революций 1818-1849 годов с ведома Уварова была опубликована статья в защиту университетов, которой остался крайне недоволен император Николай I. После этого Уваров ушёл в отставку с поста министра. В декабре 1850 года он был награжден орденом Св. Андрея Первозванного. В 1851 году в журнале «Современник» Уваров под псевдонимом «А.В.» опубликовал свои «Литературные воспоминания».