Ж/Д транспорт

Самая древняя веда. Четыре части индийских вед – разные тексты, одна идея

Начало складывания вед относится к периоду, когда древние арии ещё не переселились в Индию и даже ещё не произошло обособления двух основных ветвей этого народа – индийской и иранской.

Вед всего четыре: , Самаведа , Яджурведа , Атхарваведа . Каждая Веда состоит из трёх отделов: Самхиты , Брахманы и Сутры .

Самхиты, брахманы и сутры

1) Самхиты – это та часть вед, которая содержит собрания гимнов, молитв и жертвенных формул ведической религии, расположенных по семействам певцов, которым они приписываются, и принадлежащих разным временам.

2) Брахманы , как говорит известный исследователь Альбрехт Вебер в «Истории индийской литературы», имеют своим назначением «дать жертвенные гимны и формы вместе с изложением жертвенных обрядов». Эти отделы индийских Вед заключают в себе древнейшие уставы обрядов ведической религии, древнейшие объяснения слов этого ритуала, древнейшие из рассказов, сохранявшихся в предании, и древнейшие философские умозрения. «Все эти отделы Вед, – продолжает Альбрехт Вебер, – принадлежат временам перехода от ведических обычаев и понятий к брахманистскому образу мыслей и быту. Они – посредствующие степени этого перехода, и одни из них ближе к началу его, другие – к концу».

Индра , один из главных богов индийских Вед

3) Сутры – это та часть Вед, где излагаются дополнения и пояснения к брахманам, содержащим в себе догматику; цель их – дать связный обзор массы догматических подробностей, находящейся в брахманах, чтобы легче было запомнить все это. Они занимаются в особенности ритуалом индийских религиозных жертвоприношений, других богослужебных обрядов и правилами, которые должно соблюдать при праздновании рождения, при бракосочетании и других важных случаях. Кроме этого, в Сутрах есть попытки изложения индийских законов и излагаются правила стихосложения.

С содержанием брахман имеют связь почти все те ученые и философские трактаты древней Индии , которые называются упанишадами (заседания, лекции); они принадлежат разным временам, некоторые – довольно ранним, другие – очень поздним; их насчитывается 225. Упанишады можно назвать философскими комментариями к брахманам.

Сами Веды – сборники произведений, принадлежащих разным временам. Древнейшая часть Вед – без сомнения песни Ригведы; в ней более 1,000 гимнов. Некоторые из них принадлежат тому времени, когда предки индийцев жили только на Инде и его притоках, и пребывавшая ещё в детски наивном виде ведическая религия сводилась к примитивному поклонению силам природы.

Рукопись Ригведы начала XIX столетия

Распределение гимнов Вед по хронологическому порядку – работа, далеко не вполне завершённая учёными. Индийские веды были собраны они уже после завоевания ариями бассейна Ганга, едва ли раньше VII века до Р. X. Не все ведические гимны имеют религиозное содержание; некоторые принадлежат светской поэзии, даже области шутки.

Самаведа

Собрание гимнов Самаведы – антология из гимнов Ригведы. В ней выбраны те стихи, которые нужно петь при жертвоприношении Сомы . Тут, как и в гимнах Яджурведы, напрасно искать связи между частями гимнов. Каждый стих надо рассматривать как особую пьесу, получающую свой истинный смысл лишь по связи с ходом обряда, к которому она принадлежит. Религиозные гимны и их отрывки расположены в Самаведе по порядку богослужения; довольно большую важность при этом распределении имел метр. Отрывки были собраны в том виде, как уцелели в индийском богослужении, и лишь те, какие были нужны для богослужения. Потому встал вопрос: в этих ли отрывках гимнов или в цельных гимнах Ригведы, вернее сохранилась древнейшая для индийских Вед форма. Из 1,549 стихов Самаведы не найдено в Ригведе только 78. Оказалось, что религиозные стихи в Самаведе почти всегда имеют форму более древнюю, чем в Ригведе.

Яджурведа

Яджурведа отличается от Самаведы тем, что содержит в себе гимны для всех обрядов индийского жертвоприношения, составляет общий служебник этих обрядов, между тем как Самаведа ограничивается жертвоприношением Сомы. Яджурведа состоит наполовину из стихов, находящихся в Ригведе, другую половину её составляют жертвенные формулы, отрывки гимнов, которых нет в других Ведах, и воззвания к богам, имеющие не стихотворную, а прозаическую форму.

Варуна , один из главных богов Вед. Индийская миниатюра XVII века

Атхарваведа

Атхарваведа – самая новая из индийских Вед. Эта Веда составлена не из бессвязных отрывков, а из цельных гимнов, и они расположены в ней по предметам содержания. В этом отношении она похожа на Самхиту Ригведы, и ее можно назвать дополнением к Ригведе, в котором собраны песни того времени, когда «мантра » (взывание к богам) уже не была у древних индийцев выражением непосредственного религиозного чувства, а сделалась формулою волшебного заклинания. Потому главное содержание Атхарваведы составляют песни, предохраняющие от вредного действия божественных сил, от болезней и вредных животных, проклятия врагам, воззвания к травам, врачующим болезни и помогающим в разных житейских делах, заговоры, охраняющие в пути, дающие счастье в игре и так далее. В тех гимнах Атхарваведы, которые общи ей с Ригведой, текст сильно изменен перестановками и переделками. Язык тех мест, которые принадлежат собственно Атхарваведе, приближается к плавности индийской речи позднейшего времени; но грамматические формы еще те же, как в древних песнях. Альбрехт Вебер говорит, что Атхарваведа составлена не столько из жреческих, сколько из народных индийских преданий; что в языке её много обветшавшего и вульгарного и что в ней заметна некоторая враждебность к трем другим Ведам.

Поэтическое достоинство религиозных гимнов индийских Вед очень неодинаково. Многие из них страшно скучны и пусты: это монотонные просьбы, чтобы боги покровительствовали своим почитателям, дали им пищу, стада, потомство и долголетие; за покровительство обещаются ведическим богам хвалы и жертвы. Но среди этой посредственности в Ведах есть и драгоценные камни: часто встречаются очень сильные и своеобразные проявления индийского религиозного чувства, исходящие от глубины души, стремящиеся к истине и к Богу, высказываемые безыскусственным, но прекрасным языком, с детскою силой веры.

Никакой иерархии между богами поэзия индийских Вед не знает. То божество, к которому взывает гимн, – самый высший бог, и все другие боги забыты на это время.

Пятница, 04 Июл. 2014

Что такое Веды? Санскритский глагольный корень “веда” можно истолковывать по-разному, но у него в конечном итоге одно значение. “Веда” – это знание.

Веды не являются творением человеческой мудрости. Ведическое знание пришло из Духовного Мира от Господа Кришны. Другое название Вед - шрути .

Словом “Шрути ” называют знание, которое приобретают с помощью слушания. Это не эмпирическое знание. Шрути можно уподобить матери. От матери мы узнаем об очень многом. Например, если вы хотите узнать, кто ваш отец, кто может ответить вам? Только ваша мать. Если ваша мать скажет: “Вот твой отец” - то вам придется согласиться с этим. Установить личность отца с помощью эксперимента невозможно.

Аналогично этому, если вы хотите познать нечто, выходящее за пределы действия ваших чувств , вы должны принять Веды. В этом случае не может быть и речи об экспериментировании. Все эксперименты были уже поставлены. “Все уже установлено. Мнение матери, например, должно быть признано истинным”. Другого пути нет.

Веды называют матерью, а Брахму - дедом, предком, так как он был первым, кто получил ведическое знание и передал его своему сыну Нараде и другим ученикам и сыновьям, а они в свою очередь передали своим ученикам. Так ведическое знание передается по цепи ученической преемственности . В “Бхагавад-Гите” (4.2.) так же подтверждается, что ведическое знание передается этим путем.

Ведическое знание называют шабда-праманой или по-другому шрути .

Шрути означает, что это знание должно быть получено с помощью слушанья. Веды учат, что если мы хотим понять эту трансцендентную науку, то должны слушать человека, сведующего в этом вопросе. Трансцендентное знание приходит из-за пределов вселенной. Знание, доступное в этой вселенной, - это материальное знание, а знание за ее пределами - трансцендентное знание.

Нам не по силам достичь границ даже этой вселенной, не говоря уже о духовном мире. Следовательно, обрести полное знание невозможно.

Духовный мир действительно существует. Существует иная природа, которая лежит за пределами проявленного и непроявленного. Но как можно узнать о существовании той вселенной, где и планеты и их обитатели вечны? Все это существует, но как вы поставите эксперименты? Это невозможно. Поэтому мы должны прибегнуть к помощи Вед. Это называется ведическим знанием.

В “Брахма-самхите” говорится: “Отправляйтесь в путешествие на самолете, который движется со скоростью мысли”. Наши материальные самолеты могут двигаться со скоростью три тысячи километров в час, но какова скорость мысли? Вы сидите дома, вдруг вы подумали об Индии, находящейся скажем, за десять тысяч километров от вас и сразу очутитесь там. Ваши мысли перенеслись туда. Так велика скорость мысли.

Поэтому говорится: пропутешествовав миллионы лет со скоростью мысли, вы убедитесь в том, что духовное небо безгранично. К нему невозможно даже приблизиться. Вот почему в Ведах утверждается, что человек должен, а точнее обязан обратиться к истинному духовному учителю, усвоившему сущность вед из авторитетного источника.

Первоначально существовала только одна Веда и читать ее не было необходимости. Люди были настолько разумны и имели такую хорошую память, что могли понять ее, лишь однажды услышав из уст духовного учителя. Они могли сразу же постичь смысл сказанного. Но 5000 лет назад Вьясадева записал Веды для людей этого века Кали-юги. Он знал, что со временем жизнь людей сократится, а память их ослабеет, разум притупится.

“Поэтому я должен учить ведической мудрости, записав ее” - подумал он. Он разделил Веды на четыре части: “Рг”, “Саму”, “Атхарву” и “Йаджур” и поручил эти части своим ученикам. Потом он подумал о людях, не обладающих сильным разумом: стри, шудрах и двиджа-бандху. Он принял во внимание женщин, шудр (рабочих), и двиджа-бандху (тех, кто родился в образованной семье, но лишен соответствующих качеств). Для них он составил “Махабхарату”, назвав так историю Индии и восемнадцать Пуран.

Все это: Пураны, Махабхарата, четыре Веды и Упанишады - составляют ведическую литературу. Упанишады являются частью Вед. Затем Вьясадева обобщил все ведическое знание для ученых и философов в “Веданта-Сутре”. Это последнее слово Вед: (Вед-Анта: конец Вед).

Вьясадева лично записал “Веданта-Сутру”, следуя наставлениям Нарады, своего гуру-махараджа (духовного учителя) и впоследствие написал так же совершенный комментарий к “Веданте” - “Шримад Бхагаватам”, который как и “Веданта-Сутра” начинается словами “джанмади асйа йатах”: “Абсолютная истина - это то, из чего все исходит”. Если все исходит из Абсолютной истины, то какова природа Абсолютной истины?”. Это разъясняется в “Шримад Бхагаватам”. Абсолютная истина должна обладать сознанием. Она самосветящаяся (сва-рат). Мы развиваем свое сознание и углубляем познания, получая знания от других, но о нем сказано, что Он самосветящийся. “Веданта-Сутра” в сжатой форме обобщает ведическое знание, и сам автор разъясняет ее в “Шримад-Бхагаватам”.

О чем говорят ВЕДЫ

Веды означает "полное знание".

Это значит, что не существует во всем мироздании ничего, о чем не было бы поведано в этих древнейших священных писаниях.

Оказывается, что нашим предкам на Земле, еще в древние времена были известны и различного вида космические корабли и электричество, и даже то, что только сейчас становится для нас реальностью - защитные силовые поля и голограммы.

Есть ли еще жизнь во Вселенной кроме нашей планеты? Ведические писания однозначно утверждают - да.

На этой полосе представлены только некоторые из обитаемых планетных систем Вселенной - Подземные цивилизации и Адские планеты.

Что о себе говорят Веды

В "Шримад Бхагаватам" (Господь Ришабхадева, воплощение Господа Вишну наставляя своих сыновей говорит им о Ведах: "Веды представляют собой Мое вечное трансцендентное воплощение в звуке, поэтому их называют шабда-брахмой. Из всех обитателей этого мира только брахманы, интеллектуальный класс людей, глубоко изучают Веды и поэтому они усваивают самую суть ведического знания, их следует считать олицетворением Вед."

Васту-Шастра - о строительстве

В разделе Ведического знания "Васту-шастре", которой более 5000 лет, приводятся основы многих знаний, применяемых в строительстве, архитектуре, устройстве интерьера и экстерьера зданий. Причем, для создания максимума удобства и уюта "Васту-шастрой "придается большое значение как внутреннему устройству, так и внешней стороне дома.

Обязательные правила основываются на том, что необходимо учитывать различные природные факторы, стороны света и расположения в соответствии с ними строений и помещений различного назначения. Наука "Васту-шастра" учит тому, что человек неразрывно связан с природой и пример тому в том, что биохимические реакции, протекающие в человеческом организме имеют прочную взаимосвязь с силами природы.

На человека, как на важный элемент природы, все в природе оказывает какое-либо влияние. Например, лучи, исходящие от Солнца и других планет действуют на человека и биохимические реакции в его организме. В природе существуют позитивные и негативные ионы в составе гамма-лучей, которые имеют прочную связь и влияние на человеческую жизнь, ощущаемое человеком на себе все время.

Игнорируя правила, предписываемые "Вастру-шастрой" люди нарушают гармонию, вследствие чего меняются отношения людей друг к другу и окружающему миру, появляются болезни и усиливаются худшие проявления социальной жизни человека.

Пример реинкарнации

В пятой песне "Шримад Бхагаватам" описывается история, как великий благочестивый Царь Махараджа Бхарата в конце своей жизни удалился в лес для занятий медитацией, йогой и самоосознанием, для того, чтобы подготовиться к уходу из этого мира и для достижения духовного совершенства. Но, случайно, в лесу, привязавшись к олененку, у которого погибла мать, он в момент смерти вспомнил о нем и из-за этого в своей следующей жизни стал оленем. Несмотря на то, что он был в теле животного, ему была дана возможность помнить все о своей предыдущей жизни.

По окончании жизни в теле оленя Махараджа Бхарата вновь получил человеческое тело, став Джадой Бхаратой. И теперь уже помня о своей предыдущей ошибке, он неуклонно стал продвигаться по пути духовного самоосознания. Он даже стал представать перед другими людьми глухим и безумным, для того, чтобы они не могли помешать ему. И в конце жизни Махараджа Бхарата достиг совершенства и Духовного Мира, получив вечное духовное тело.

Солнце

Согласно Ведам, Солнце, именуемое Сурьей, - царь всех планет, излучающих тепло, находится в центре космического пространства, лежащего между земными (средними) и райскими (высшими) планетами. Благодаря своему излучению, берущему свое начало в Духовном Мире, Солнце дает Вселенной тепло и поддерживает порядок. Его диаметр равен 130 000 км. Солнце движется по орбите, длинна которой 160 800 000 миль (или 1 236 300 000 км), со скоростью 16 004 мили в одно мгновенье. При этом, расстояние в 309 075 000 км Солнце проходит за 6 часов. Но скорость Солнца непостоянна и она бывает низкой, высокой или средней. Расстояние от Солнца до Земли около 1 300 000 км.

Бог Солнца - Сурья, управляющий процессами во всей вселенной, особенно теми, которые связаны с распространением тепла и света, сменой времен года и т.д., считается экспансией Нараяны. Он олицетворяет три Веды: Риг, Йаджур и Сама и поэтому его называют также Сурья Нараяной.

Ведическая астрология

Согласно Ведам, астрологические предсказания, такие, например, как предсказания о наступлении солнечных и лунных затмений, получаются путем сложных вычислений и благодаря этой особенной науке человек может совершенно отчетливо заново видеть будущее. Благодаря астрологии, которая на санскрите называется Джйотиша, человек может узнавать какие поступки он совершал в своих прежних жизнях, в результате каких поступков он наслаждается или страдает в этой. Также в прежние времена после рождения ребенка сразу составлялся его гороскоп, определяющий основные события его будующей жизни. А прежде чем сыграть свадьбу, родители тщательно изучали гороскопы будующих мужа и жены. Все большие праздники или события, такие как свадьба или жертвоприношения, назначались на даты, строго выверенные по звездам и являющиеся благоприятными для таких дней.

Например, в песне 10 "Шримад Бхагаватам", описываются предсказания астролога и священника династии Йаду Гаргамуни, сделанные маленькому Кришне о его будующих великих деяниях.

Название планеты Земля

В "Шримад Бхагаватам" (5.7.4.) говорится, что раньше эта планета называлась Аджанабха-варша, но со времен царствования Махараджи Бхараты ее стали называть Бхарата-варша. Махараджа Бхарата был известен, как великий император не только на нашей планете, но и среди других планетных систем.

В честь него и была названа наша планета. Он был благочестивым царем, который заботился о своем народе и во времена его правления люди не знали нужды ни в чем и жили в благополучии.

Земные цивилизации прошлого

Много тысяч лет назад на нашей планете Земля уже существовали высокоразвитые цивилизации и государства. Одно из таких времен правления Царя Ришабхадевы описывает "Шримад Бхагаватам" (5.4.19):

«Когда правителем этой планеты "Бхарата Варши" был Господь Ришабхадева, все его подданные, даже простые люди, имели все желаемое и никогда ни о чем не просили. Все жители Земли были полностью удовлетворены и ни в чем не нуждались».

Также, из этого текста следует, что на нашей Земле в те времена существовало одно Государство, и правил им один правитель.

Белые пятна на карте Земли

Исходя из ведических представлений о нашей планете, известный на сегодня глобус земного шара является одним из самых больших заблуждений человечества. Как и раньше, всего около 500 лет назад, на карте мира не было ни Америки, ни Антарктиды, так и сейчас на географической карте отсутствуют многие еще не открытые и неизведанные области и территории земного пространства.

Веды описывают, что только одна из земных территорий известная, как Джамбудвипа, составляет по ширине 1 300 000 км. Но нам сегодня известны из этой Джамбудвипы некоторые территории только девятой части, называемой Бхарата-варша, шириной около 117 000 км.

Все остальные земные пространства скрыты от нас различными энергиями, защитными полями и другими препятствиями. Причем, все эти территории заселены живыми существами и обитателями. Веды рассказывают, что в прежние времена, буквально 5 000 лет назад, эти пространства были известны жителям земли, и они посещали их. И так же существуют ведические предсказания, что уже в ближайшее время некоторые из этих неизвестных для нас территорий будут открыты.

Электричество в прошлом

Уже много тысяч лет назад, согласно Ведам, было известно и использовалось электричество.

Например, в "Шримад Бхагаватам" описывается, что когда Кришна отправился сражаться с демоном Бхаумасурой, похитившим имущество полубогов, Он прибыл в стольный город демонов Праджйотишапуру. Этот город был очень хорошо укреплен. Со всех сторон света его защищали четыре громадные крепости и мощные военные силы.

Город окружал ров, наполненный водой. И в дополнение ко всему, весь город был окружен проводами, через которые проходил ток высокого напряжения, сработанный демоном Мурой.

Следующее укрепление представляло собой завесу анилы, газообразного вещества. И за ним была натянута сеть колючей проволоки. Однако, все эти препятствия не стали проблемой для Кришны, который своим знаменитым оружием - Сударшана-чакрой, разрушил все их.

Защитное силовое поле

В Ведах описываются постоянные противостояния и сражения между демонами (асурами) - представителями сил зла и полубогами (дэвами) - представителями сил добра.

Полубоги практически всегда, как правило, побеждают асуров, но однажды потерпели от них крупное поражение.

Эта история содержится в "Шримад Бхагаватам" (6.7-8).

После этого демоны стали теснить полубогов с их территории.

Тогда по совету Управляющего материальной Вселенной Брахмы полубоги обратились к великому духовному наставнику Вишварупе, который дал полубогам для защиты от демонов мистическую броню - особую мантру Нараяна-кавачу, обращенную к Господу Вишну.

Эта Нараяна-кавача - своего рода мистическое защитное поле, сделала полубогов неуязвимыми и непобедимыми и позволила им рассеять войско недругов и вернуть себе свои земли и богатства трех миров.

Мистическая голограмма

Во время битвы между демонами Шалвой и Кришной, Шалва, в отчаянной попытке переломить ход битвы с помощью своих мистических сил создал образ отца Кришны Васудевы, который якобы был захвачен демоном. На глазах у Кришны Шалва в одно мгновенье снес голову поддельному Васудеве.

Созданная иллюзия была так правдоподобна, что на мгновенье Кришна пришел в отчаянье, как будто действительно потерял отца. Но в следующий момент Он понял, что пленение и убийство Его отца было проявлением мистических сил Шалвы и продолжил с новой силой сражение с Шалвой, которого в конце концов победил. Эта история приводится в 10 песне "Шримад Бхагаватам".

Ведьмы

Ведами описываются ведьмы, известные как кхечари, обладающие способностью летать в небе. Этим черным колдовским искусством до сих пор владеют некоторые женщины в отдаленных северо-западных областях Индии. Они могут переноситься с одного места на другое на ветке вырванного с корнем дерева.

Описываемая в 10 песне "Шримад Бхагаватам" ведьма Путана, которая безуспешно пыталась убить маленького Кришну, владела этим колдовским искусством и поэтому ее называли кхечари.

Космический корабль

Веды описывают различные материальные аппараты "виманы".

В 10 песне "Шримад Бхагаватам" приводится описание одного из таких виманов:

"Этот летательный аппарат построил для демона Шалвы демон Майа. Это был огромный железный корабль, почти как большой город и он мог летать так высоко и так быстро, что почти невозможно было увидеть, где он и поэтому было очень сложно напасть на него. Находившиеся в корабле могли летать на нем когда угодно и даже в темноте.

Этот корабль обладал мистической силой и мог напускать на отдельные участки земли густую тьму. Он обладал оружием наподобие молнии и был способен создавать иллюзию, что одновременно в небе появлялось много кораблей.

А иногда он был невидим. Иногда его видели на земле, а иногда он летел в небе. Иногда его можно было увидеть приземлившимся на вершине горы, а иногда он плавал по воде.

Этот необыкновенный корабль летал по небу подобно светлячку на ветру, ни на мгновенье не оставаясь неподвижным. Корабль мог пустить в ход страшное оружие необычайной силы, подобное метеору, летевшее с ревом, сверкающее и освещающее все небо."

Подземные цивилизации

Ниже уровня Земли, согласно Ведам, располагается подземное райское царство, так называемая Била-сварга.

В частности, в "Шримад Бхагаватам" (5.24.8-11) говорится:

"Там много великолепных дворцов, садов и мест для отдыха и развлечений. По своей роскоши эти дворцы и сады даже превосходят те, в которых проводят время полубоги на высших планетах, ибо демоны больше всех пристрастны к чувственным удовольствиям, к богатству и власти. На подземных райских планетах обитают даитьи, данавы и наги и почти все они ведут семейную жизнь.

В этом царстве множество неописуемой красоты городов с изысканно отделанными жилыми домами, оградами, воротами, залами собраний, храмами, внутренними дворами, а также домами для чужестранцев. Дворцы правителей этих планет украшены редчайшими драгоценными камнями и в них всегда собирается много нагов и асуров. Там собираются целые стаи голубых попугаев и других птиц.

Живописные сады и парки этого искусственного рая по своей красоте превосходят даже сады на высших планетных системах. Их стволы и ветви, увитые лианами, сгибаются под тяжестью плодов, а цветы источают нежный аромат, эта красота не оставляет никого равнодушными. Она пленяет ум, наполняя его предвкушением чувственных удовольствий. Там много чистых прозрачных озер и прудов, где игриво плещутся рыбы и в изобилии растут прекрасные цветы. По берегам этих водоемов парами гнездятся различные водоплавающие птицы, которые, радуясь жизни, издают приятные мелодичные звуки, которые поражают слух.

Там живет много огромных змеев, чьи головы украшены драгоценными камнями. Сверкая и переливаясь, эти камни рассеивают тьму подземного царства.

Жители этих планет пьют соки и элексиры, приготовленные из чудодейственных целебных трав и купаются в них, поэтому им не знакомы страдания, вызванные болезнью тела или ума. У них не бывает седины и морщин, их кожа никогда не теряет свежести, а пот не издает дурного запаха. Им неведома усталость, они всегда бодрые, крепкие и даже в старости не знают немощноси и апатии.

Они живут долго и счастливо, не боясь преждевременной смерти."

Адские миры

Веды описывают 28 адских миров - Нарака, куда, в зависимости от своих прошлых греховных поступков попадают люди и испытывают различные их последствия. Эти адские планеты располагаются в нижней части вселенной, между тремя планетными системами и океаном Гарбходака. Например, на адскую планету Раудрава попадает человек, истязавший другие живые существа. Там убитые им животные рождаются в облике свирепых хищников, разрывают его на части, причиняя ему страшную боль. Человек находится в адских мирах в тонком теле и поэтому там его страдания бесконечны. Тонкое тело восстанавливается и все начинается снова.

Того, кто варит живьем птиц и зверей, в аду Кумбхипака бросают в котел с кипящим маслом. Человек, убивший святого человека-брахмана, попадает в ад Каласутра, где гладкая медная поверхность раскалена, как сковорода. Представители власти или Правители, которые наказывают ни в чем не повинных людей, попадают в ад Сукарамукха, где им ломают все кости и давят их тело, словно сахарный тростник. Злосчастные грешники то теряют сознание, то жалобно плачут, моля о пощаде, так как плакали их безвинные жертвы. Человек, совокупляющийся с кем угодно, даже с животным, после смерти попадает в ад Ваджракантака -Шалмали, где растет огромное хлопковое дерево, все усыпанное шипами, острыми и могучими. И слуги Ямараджа - Бога смерти, подвешивают грешника на этом дереве и с силой стаскивают вниз так, что эти шипы раздирают все его тело, причиняя ему страшную боль. Того, кто лжесвидетельствует или обманывает при заключении сделки, слуги Бога смерти затаскивают на вершину горы высотой 1300 км и бросают вниз, в ад под названием Авичимат. В этом аду кругом одни скалы и нет воды. Грешника снова и снова сбрасывают со скалы и каждый раз его тело разбивается вдребезги, однако он не умирает, а продолжает без конца подвергаться этому жестокому наказанию.

Святому человеку - брахману, имеющему пристрастие к хмельному, в аду Аяхпане слуги Ямараджа вливают в горло расплавленное железо. Человеку, отнимающему у ближнего чужую собственность в аду Сандамша ямадуты обжигают кожу раскаленными железными шарами и сдирают ее щипцами. Постепенно они разрывают на части все его тело. Все грешники неизбежно попадают на ту или иную адскую планету и несут наказание, соответствующее их грехам. Праведники же отправляются на другие планеты - планеты полубогов. Но рано или поздно и праведники и грешники, вкусив плоды благочестивых или греховных поступков возвращаются на землю.

Отрывки из лекции А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады, прочитанной 6 октября 1969 года в Конвей-холле (Лондон, Англия).

Слово "веда" происходит от санскритского корня "вид", что означает "знать", "видеть", "ведать". По своей сути это книги знаний, священные книги, которые были записаны 5000 лет назад на территории Индии. Однако они не являются индийскими и существовали еще до того, как их записали. У них нет возраста или национальности и это можно понять из их содержания. Но именно в Индии их сумели сохранить в изначальном виде.

Считается, что эти знания даны Богом через откровения . На заре создания мира Он открыл их Господу Брахме, Господу Шиве, богине Лакшми и четырем мудрецам Кумарам. Затем Веды передавались по цепи ученической преемственности от учителя к ученику. Так возникло 4 сампрадаи или ветви, по которым это знание передается и в наши дни. Со временем память людей стала ослабевать, возникла письменность. Чтобы не потерять эти уникальные знания, мудрец Вьяса , который считается литературным воплощением Бога, записал их.

Знания Вед очень обширны, и изучить их в наши дни полностью не представляется возможным. В связи с этим великий риши Вйасадева разделил их на 4 больших гимна:

Риг-веда , Яджур-веда , Сама-веда и Атхарва-веда . Они произносились священниками во время жертвоприношений и были предназначены для того, чтобы с помощью звуковой мистической вибрации достичь материального процветания и благополучия.

Кроме этих гимнов существуют еще Упанишады, Брахманы и Араньяки, в которых описывается духовная истина. В свое время Упанишады изучали Шопенгауэр и Лев Толстой. Шопенгауэр сказал, что человеческая мысль не создала ничего выше, чем Упанишады .

Веды представляют собой не что иное, как науку о том, как счастливо жить в этом мире . В них описывается, как создан этот мир, какова роль человека в этом мире, кто такой Бог, как установить с Ним взаимоотношения, как нужно относиться ко всем остальным живым существам. Это, в первую очередь, духовные знания , хотя в них затрагиваются такие сферы, как медицина, искусство, воинское искусство, астрология, политика, биология, физика, бизнес, психология, философия и многие другие. В современном мире все эти области существуют самостоятельно и не связаны между собой. Ведическая же система мира объединяет все эти сферы, так как все они построены на фундаменте духовного знания, на представлениях о том, что в основе всего есть Бог, который является причиной всех причин, что Он есть Абсолютное знание.

4 гимна Вед сложны для понимания современными людьми. Понять их суть можно только через систему гуру-парампара (система ученической преемственности). Для того, чтобы Веды были более доступны людям, мудрец Двайпаяна Вьяса создал "Махабхарату" и Пураны, в которых истины содержатся в виде реальных историй.

Веды утверждают, что причиной всех страданий человека является авидья, или невежество . Для того, чтобы избавиться от них, нужны знания, которые помогут избавиться от невежества, а, следовательно, и от всех проблем. Веды как раз считаются таким совершенным знанием , поскольку даны совершенной личностью — Верховной Личностью Бога. Человек, обретя Ведическое знание, избавляется от кармы . Ведь карма — это реакции на события в жизни людей, их привычки. Следуя учению Вед, человек избавляется от своих дурных привычек, от предопределенности, которая сковывает его, а потому он становится свободным — это высший результат практики Вед. Высшим же проявлением является рождение в сердце человека любви к себе, окружающим, к Богу. Иначе оно называется Кришна-премой .

Веды считаются еще учением Ариев. Однако арии это не национальность, это образ жизни. Само слово переводится, как "те, кто стремится к совершенству". И главным Арием считается Бог.

В Индии Веды записывали изначально на пальмовых листьях, однако климат не позволил им сохраниться, а потому их неоднократно переписывали, и возраст последних манускриптов не превышает нескольких сотен лет. Это послужило поводом для ряда ученых поставить под сомнение их авторитетность, однако их древность доказывается тем, что они написаны таким древним языком санскрита, который в наши дни не используется. Прочесть их в оригинале могут только самые ученейшие из брахманов, занимающихся изучением этого языка. В самих Ведах говорится о многих миллионах лет, в течение которых жизнь зарождалась и исчезала не только на планете Земля, но и на других планетах нашей и других Вселенных.

Существуют также Славяно-арийские или русские Веды , которые были записаны примерно 7000 лет назад. Русская Ведическая культура существовала задолго до православия, и описывается прежде всего в "Книге Велеса", "Источник жизни", "Саньтии Веды Перуна", "Харатьи Света" , а также таких произведениях, как "Слово о полку Игореве", "Повесть временных лет", "Боянов гимн" и другие.

Из-за того, что Веды на Руси были записаны ранее, то ряд ученых считает, что эти знания были переданы на территорию Индии славянскими ариями. Однако, ведические шастры в Индии более полные и объемные. Вдобавок ко всему существовало единое Ведическое государство, столица которого располагалась на территории современной Индии, что так же отражено в Ведах.

Не так давно начались работы по восстановлению этой культуры на территории России. Словосочетание понятия "ведическая культура" состоит из слов "Веды", "Культ" и "Ра". "Ра" означает Солнце, свет, сияние. Таким образом, Ведическая культура — это почитание, прославление Сияющей Мудрости , Света Истины Всевышнего, Абсолютной Истины, то есть Бога . Считается, что возрождение Ведической культуры на Руси будет способствовать возрождению России.

Таким образом, Веды и Ведическая культура — это единственная в мире культура, которая объединяет людей всех национальностей, возрастов и вероисповеданий . Изучение ее позволит людям достичь совершенства в своей жизни. И на сегодняшний день Центры Ведической культуры существуют во всех крупных городах России.

С недавних пор, в нашей повседневной жизни, все чаще и чаще можно услышать такие словосочетания, как ведическая культура, ведическая психология, ведическая астрология и другие термины, связанные с Ведами.
Так что же такое Веды ? Откуда они возникли, что содержат и почему вызывают интерес у современного общества?
Само слово «Веды» в переводе с санскрита означает «знание» . Это легко понять, потому что корень «вед» содержится во многих русских словах: ведать, проповедь, ведьма, ведущий, (в)ведение и др.
Во многих европейский языках так же присутствует видоизмененное слово veda , оно является корнем для слов, смысл которых так же близок к оригиналу – знать, видеть, понимать.
Язык Вед — санскрит является один из древнейших языков в мире и принадлежит к индоевропейской языковой группе.


Само слово «санскрит» переводится как «совершенный» и имеет очень сложную структуру. Не существовало единого способа записи текстов на санскрите. Связано это с тем, что когда Веды были записаны, мудрецы использовали уже свой местный алфавит.

Изначально существовала одна Веда , но впоследствии она была разделена на 4 Веды :
Ригведа – сборник религиозных гимнов.
Яджурведа – сборник мантр, предназначенных для исполнения религиозных жертвоприношений.
Самаведа – сборник гимнов и песнопений.
Ахтарваведа – сборник повествующий о социальной и культурной жизни ведического народа.
Считается, что впервые Веды , а так же Пураны , Веданта-Сутру , Бхагавата Пурану , эпос Махабхарата , записал великий святой мудрец Вьяса (Васудева) .
Вьяса получил это знание непосредственно от Господа т.к. Веды являются апаурушея (сотворенные Богом) и через Вьясу они обрели материальную форму.

Веды можно условно разделить на:
Самхиты – молитвы, жертвенные гимны, заклинания. К самхитам относят Ригведу, Самаведу, Аджурведу и Ахтарваведу.
Брахманы – это комментарии к Ведам, объясняющие и толкующие смысл Вед.
Араньяки – так же как и Брахманы являются комментариями к Ведам, но в них уделяется внимание тайным и опасным ритуалам, которые в основном практиковали мистики-отшельники.
Упанишады – философские трактаты раскрывающие понятия Брахмана, как вселенского духа; индивидуальной души; сверхдуши, как проявления духа Всевышнего; Верховного Бога в форме Бхагавана , т.е. концепция Бог — личность .

Еще 5 тыс. лет тому назад Веды передавались из уст в уста, от духовного учителя, гуру к ученику, и разум людей того периода был настолько силен, что хватало одного раза услышать Веды , чтобы понять и запомнить их навсегда. Но одно из ведических предсказаний гласило, что с 3102 г. до н. э. начинается новая космическая эпоха Кали юга – век обмана, лицемерия, падения нравственности и деградации человечества. Это послужило причиной тому, чтобы Веды были записаны.
Самой известной Пураной , где предсказывались будующие события является «Бхавишья-пурана» . В ней описывается появление и становление основных мировых религий, в других Пуранах был предсказан приход Будды , и многие другие события.

В настоящий момент, под ведическим знанием понимается все то наследие ведической цивилизации, которое сохранилось до наших дней. Это знание о всех сферах жизни: о мироустройстве, космологии, астрологии, философии, религии, медицине, психологии, архитектуре, точных науках и многое другое.

Объем всех ведических писаний просто огромен. Только 18 основных Пуран содержат сотни тысяч стихов, а все ведические писания представляет собой более тысячи томов литературы.
На русский язык переведены лишь основные ведические произведения. Например, самая знаменитая и важная Пурана – Бхагавата Пурана была полностью переведена лишь недавно.

Сложность перевода ведических текстов в том, что слово на санскрите может иметь до 40 разных значений, а переводом могут заниматься только брахманы т. е. ученые, которые состоят в живой цепи ученической преемственности — парампаре .
Только недавно современная наука стала подтверждать ту информацию, которая существовала в Ведах тысячи лет. А именно: строение атома и атомной энергии, описание планет и их орбит, строение и размер Вселенной, зачатие и развитие плода и др.


Но основные знания Вед о душе, духовном мире, Боге материальными категориями проверить и подтвердить невозможно. Хотя это и есть основная цель Вед – привести живое существо к Богу и разорвать цикл рождения и смерти. Согласно ведическому знанию о реинкарнации , душа будет воплощаться в различные виды живых существ, согласно своей карме , снова и снова, до тех пор, пока не осознает свою истинную природу и не разовьет свои отношения с Богом . Хотя для тех, кто хочет получить богатство, мистические способности, долголетие Веды тоже дают ответы, как этого достичь. Выбор, к чему стремится, стоит за нами, но руководство к достижению высшей цели уже описано в Ведах .

), которые относятся к категории шрути (услышанное).

Основной частью Вед являются самхиты – сборники мантр, к которым примыкают брахманы, араньяки и упанишады — тексты, являющиеся комментариями к ведийским самхитам. Содержащиеся в Ведах мантры, повторяются как молитвы и используются в различных религиозных ритуалах.

На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны. Индуистская религиозная традиция считает Веды апаурушея — несотворенными человеком, вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через святых мудрецов. Сведения об авторстве указаны в анукрамани.

История происхождения

Веды считаются одними из самых древних священных писаний в мире. Сначала они передавались устно из поколения в поколение, и до того, как Веды были записаны, в течение многих веков существовала устная традиция их передачи.

В индуизме считается, что в начале каждого космического цикла, сразу после сотворения Вселенной, Брахма (Бог-Творец) получает ведийское знание. В конце космического цикла ведийское знание уходит в непроявленное состояние, а затем появляется вновь в следующем цикле творения. Великие риши (мудрецы) получают это знание и передают его в устной форме на протяжении миллионов лет.

Индуисты считают, что более 5000 лет назад, сохранившаяся часть ведийского знания была записана и разделена на четыре Веды великим мудрецом Вьясой (Ведавьясой), который также изложил основную его суть в форме афоризмов Веданта-сутры.

Каждую Веду Вьяса передал для упорядочения одному из своих учеников. Пайла упорядочил гимны Ригведы. Мантры, которые использовались в религиозных и общественных церемониях, были собраны Вайшампаяной в Яджурведе. Гимны Самаведы собрал Джаймини. Атхарваведа, представляющая собой собрание гимнов и чар, была упорядочена Сумантой.

Предположительно Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет. Он начался с составления Ригведы около XVI века до н.э. и завершился в V веке до н.э. Однако, так как Веды записывались на недолговечном материале (пальмовых листьях, древесной коре), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

На данный момент Веды - самое древнее философское учение, которое было привнесено в Индию Ариями. Веды - это очень сильное, могущественное, сверхлогичное и гуманистическое знание! В «неправильных» руках это знание может превратиться в страшный яд, в «правильных» руках - оно может стать спасением человечества. Долгое время эти знания находились под охраной жрецов-брахманов. Веды содержат в себе Великую Истину. Существует мнение, что веды это наследие древнейшей высокоразвитой цивилизации, которое дошло до наших дней.

Что же из себя представляют Веды? Почему это знание держалось в тайне? Откуда изначально появилось это знание, кто написал Веды? Как шла передача знания? Посмотрев видео, вы приблизитесь к пониманию того, что содержит в себе это таинственное и могущественное ведическое знание.

Основные тексты Вед

Веды включают в себя четыре самхиты (сборника мантр):

1. Ригведа (Веда гимнов) состоит из гимнов-мантр, предназначенных для повторения главными священниками.

Ригведа считается древнейшим сохранившимся индийским текстом, из которого остальные три Веды заимствовали часть материала. Ригведа состоит из 1 028 гимнов на ведийском санскрите и 10 600 текстов, которые разделены на десять книг, называемых мандалы. Гимны посвящены ригведийским богам, наиболее часто упоминаемые среди которых – Агни, Индра, Рудра, Варуна, Савитар и другие. Все мантры Ригведы были открыты 400-ам риши, 25 из которых были женщинами. Некоторые из этих риши соблюдали обет безбрачия, в то время как другие состояли в браке.

Ученые считают, что книги Ригведы составлялись поэтами из различных групп священников в течение пятисотлетнего периода. По мнению Макса Мюллера, Ригведа была составлена в период с XVIII по XII век до н.э. в районе Пенджаба. Другие исследователи указывают более поздние или более ранние даты, а некоторые полагают, что период составления Ригведы не был столь продолжительным и занял около одного столетия между 1450-1350 годами до н.э.

Существует большое лингвистическое и культурное сходство между Ригведой и ранней иранской Авестой. Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена и ассоциируется с Андроновской культурой. Самые древние колесницы, запряженные лошадьми, были обнаружены в Уральских горах и приблизительно датируются началом II тысячелетия до н.э.

2. Яджурведа (Веда жертвенных формул) содержит мантры, предназначенные для священников-помощников адхварью.

Яджурведа состоит из 1984 стихов, частично заимствованных и адаптированных из Ригведы и изложенных в прозе. Мантры Яджурведы имеют практическую цель - каждая мантра предназначена для использования во время определенной части ритуала жертвоприношения. Мантры этой Веды были составлены для всех ведийских обрядов, а не только для ритуала Сома, как в Самаведе.

Существует две основных редакции этой Веды - Шукла Яджурведа и Кришна Яджурведа. Происхождение и значение этих редакций точно неизвестны. В Шукла Яджурведе содержатся исключительно тексты и формулы, необходимые для совершения жертвоприношений, а их пояснение и философское толкование выделены в отдельный текст Шатапатха-брахману. Этим она сильно отличается от Кришна Яджурведы, в которой объяснения и толкования мантр интегрированы в основной текст и обычно следуют сразу же после каждой мантры.

3. Самаведа (Веда песнопений) содержит мантры, предназначенные для повторения священниками-песнопевцами удгатри.

Самаведа состоит из 1875 стихов, большинство из которых заимствовано из Ригведы. Ригведийские тексты изменены и адаптированы для воспевания, некоторые из них повторяются несколько раз.

Самаведа служила как сборник гимнов для священников-певчих, принимавших участие в литургии. Священников, которые воспевали гимны из Самаведы во время ведийских ритуалов, называли удгатри, словом, которое происходит от санскритского корня уд-гай («петь» или «воспевать»). В использовании гимнов в литургиях ключевую роль играл стиль воспевания. Каждый гимн должен был воспеваться согласно строго определенной мелодии — отсюда и название этой Веды (саман в переводе с санскрита — мелодия восхвалительной песни или гимна).

4. Атхарваведа (Веда заклинаний) представляет собой сборник мантр-заклинаний.

Атхарваведа состоит из 760 гимнов, пятая часть из которых является общей с Ригведой. Большинство текстов - метрические, и только некоторые разделы написаны в прозе. По мнению большинства ученых, Атхарваведа была составлена около X века до н.э., хотя некоторые ее части датируются ригведийским периодом, а некоторые - даже древнее Ригведы.

В Атхарваведе содержатся не только гимны, но и всесторонние знания, посвященные помимо религиозных аспектов жизни также и таким вещам, как науки земледелия, управления государством и даже вооружения. Одно из современных названий Атхарваведы – Атхарва-Ангираса, по имени святых мудрецов и великих магов этой линии.

Лингвистически, мантры этой Веды относятся к самым древним образцам ведийского санскрита. В отличие от остальных трех Вед, мантры Атхарваведы не имеют прямого отношения к торжественным жертвоприношениям. Ее первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определенных целей в жизни. Во второй части содержатся философские гимны. В третьей части Атхарваведы в основном содержатся мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон.

Дополнительные тексты

Веды состоят из основных текстов (Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа), которые называются самхиты. К каждой самхите примыкают три сборника комментариев: брахманы (гимны и мантры, которые используются для проведения индуистских ритуалов), араньяки (заповеди для лесных отшельников) и упанишады (философские тексты). Они раскрывают философские аспекты ритуальной традиции и вместе с мантрами самхиты используются в священных ритуалах. В отличие от основных текстов эта часть Вед, как правило, изложена в прозе.

Самхиты и брахманы относят к категории карма-канды (обрядового раздела), тогда как араньяки и упанишады принадлежат к категории джнана-канды (раздела о знании). В то время как самхиты и брахманы сосредоточены на ритуальных практиках, основной темой араньяк и упанишад является духовное самоосознание и философия. В них, в частности, обсуждается природа Брахмана, атман и реинкарнация. Араньяки и упанишады являются основой веданты.

Предлагаем дополнительно посмотреть лекцию Ильи Журавлева, в которой он знакомит слушателей с древнейшей философией, описанной в Ведах, Упанишадах, Пуранах, Тантрах и других древнейших источниках по йоге. Описание чакр, мудр, йоговских практик (асаны, пранаямы, медитация) в древних текстах. Отличие древних и современных практик.

Упанишады - древнеиндийские трактаты религиозно-философской тематики. Являются продолжением Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути («услышанных свыше, богооткровенных»). В них в основном обсуждается духовная философия, медитация, вопросы Бога, души, кармы, перевоплощения, развития сознания, освобождения от страданий. Эти написанные на санскрите произведения характерны глубиной и поэтичностью изложения, и отражают мистический опыт йогов древности. На лекции Ильи Журавлева рассматриваются основные сюжеты, идеи и термины, основные практики, описанные в этих древнейших трактатах по йоге.

Другие послеведийские тексты, такие как «Махабхарата», «Рамаяна» и Пураны не относятся к ведическими писаниям, хотя в некоторых направлениях индуизма позиционируются как пятая Веда.

Также существует категория текстов, называемых термином «упаведа» («второстепенное знание»). Этот термин используется в традиционной литературе для обозначения ряда специфических текстов, которые не имеют отношения к Ведам, а просто представляют собой интересный предмет для изучения. Сюда входят:

- «медицина», примыкает к «Атхарваведе».
Дханурведа - «боевые искусства», примыкает к «Яджурведе».
Гандхарваведа - «музыка и священные танцы», примыкает к «Самаведе».
Астра-шастра - «военная наука», примыкает к «Атхарваведе».

В других источниках, к упаведам причисляются также:

Стхапатья-веда - архитектура.
Шилпа-шастры - искусство и ремесла.