Энергетика и электротехника

Сицилийская божья матерь икона. Икона Пресвятой Богородицы Дивногорская (Сицилийская)

". Вместо привычных фотографий я предлагаю вам отправится в виртуальный тур. Оглядеться на месте, рассмотреть мельчайшие детали на все 360 градусов вокруг, затем перейти в следующее помещение, а потом еще в одно и так далее.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери, пожалуй, самая известная достопримечательность Воронежской области, а уж среди пещерных храмов она точно самая популярная. Несколько её фотографий снаружи я прошлой зимой. Туда водят экскурсии, там есть электричество и принадлежит она не РПЦ, а архитектурно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье». Впрочем, в дни памяти Дивногорской (Сицилийской) иконы Божьей матери (5 февраля и 14 июля) в ней всё же проводят службу. Но речь не об этом. Никто не будет отрицать исторической и архитектурной ценности этого места, а поэтому приглашаю всех желающих под кат, чтобы узнать немножко исторических подробностей, технических нюансов и, конечно же, осмотреть это величественное сооружение.


Пещерный храм Сицилийской иконы Божией Матери расположен на высоте около 30 метров над остановочной площадкой электропоездов «143 км» в Лискинском районе Воронежской области. В литературно-архивных источниках известен с 1831 г. – года обретения над входом в церковь Сицилийской иконы Божией Матери (об этом чуть ниже). Данный пещерный комплекс имеет два яруса. На первом храм с алтарем и галереей «крестного хода», а на втором, отделенным лестничным пролетом в 27 ступеней, несколько хозяйственных комнат. Архитектурной особенностью пещеры являются стасидии, свойственные старинным пещерным храмам и восходящие к традициям и обычаям афонских монахов. Это крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинной галлерее, длина которой составляет 95 метров. Современное архитектурное оформление пещер сложилось к середине 19 века, но существует гипотеза о том, что отдельные участки пещеры гораздо старше. Форма и устройство упомянутых стасидий говорит о том, что, скорее всего, здесь в древности существовал крупный православный монастырь. В похожих стасидиях других пещерных монастырей находили «сложенные кости человеческие… не обретено только черепов ». По древнему обычаю афонских монахов, «ровно через три года после смерти инока открывают его могилу; кости собирают в отдельное помещение, а черепы разбираются иноками к себе в келии или складываются особо ». Как бы то ни было, документальных подтверждений этому нет и летопись храма, как я уже сказал, ведётся только с 1831 года.

02 . Рисунок Е.Л. Маркова, конец XIXв.

В 1856 году пещеры Больших Див были поручены в ведение Дивногорского монастыря, о котором я расскажу в следующий раз. В Советское время его интерьеры были в значительной степени разрушены: утрачен центральный фасад, в галерее крестного хода имелись завалы, стены исписаны многочисленными надписями. Восстановление храма началось одновременно с его музеефикацией. Привлеченная директором М.И. Лыловой группа спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова в июне–августе 1987 г. провела обмеры столба-Дивы, установила опору для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом. С образованием музея-заповедника «Дивногорье», вначале как филиала Воронежского областного краеведческого музея, а с 1991 г. как самостоятельного учреждения, были начаты плановые работы по укреплению и реставрации храма, которые проводились горными инженерами из Эстонии (Институт горного дела им. А.А. Скочинского). Кстати, именно на базе памятников Дивногорья была разработана специальная методика реставрации пещерных меловых церквей, поскольку до этого на территории страны аналогичных работ не проводилось. Восстановленный храм в 1991 г. был освящен митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.

03 . Ниже привожу приблизительную план-схему пещеры (авт. В. Стёпкин). Красными точками я отметил места, где снимал панорамы для виртуального тура. Можно было бы встроить схему непосредственно в тур, но поскольку времени на съёмку было мало (спешили, кстати, в Дивногорский монастырь) и получилось снять только основные, на мой взгляд, участки пещерного комплекса, то я планирую когда-нибудь вернуться и доснять алтарную часть, галлерею, трапезную и так далее. Вот тогда-то, как только я расширю тур, чтобы зритель не заблудился, и внедрю план-схему, показывающую текущее положение просмотра.

Немного архитектурных особенностей. Шесть массивных прямоугольных пилонов и промежуточные квадратные опоры строенных арок делят храм на пять зон: наиболее крупная восточная часть главного нефа; его средний наименее значительный участок; притвор на главной оси; два боковых нефа. Клиросы вписываются в прямоугольное пространство храма, врезаясь в восточную пару пилонов. Алтарь напоминает алтари наземных церквей, объединяющие полукруглую апсиду с прямоугольными объемами жертвенника и дьяконника по сторонам. В связи с этим они ориентированы поперек главной оси храма. Примечательна и строго симметричная пирамидальная композиция из пяти ниш разной формы и высоты в алтарной апсиде. В прошлом алтарь был по традиции отделен от храма двухъярусным иконостасом.

Второй этаж имеет три небольших помещения – жилое, иногда рассматриваемое как «кухня» (в комнате имеется дымоход и окно), т.н. «трапезную» и прямоугольную камеру у самой лестницы. С второго этажа так же имеется собственный выход на поверхность.

На первом ярусе в ходе реставрационных работ под музейные нужды было отведено два небольших помещения. Во-первых, северо-западный участок крестного хода был перекрыт глухими дверьми. Сейчас там расположена сейсмологическая установка. Во-вторых, в привходовой части было отгорожено помещение для установки распределительного электрического щита. И не зря. В 2011 году в пещерном храме приглашенными специалистами, профессионально занимающимися освещением пещер в Европе, была создана художественная дистанционно-управляемая система освещения. Сотрудникам международного проекта Cave Lighting было не впервой работать со сложным температурно-влажностным режимом. Ими был разработан и в апреле–мае 2011 г. воплощен проект художественного освещения всего мелового храма, включая фасад. Для внутреннего освещения был даже прописан световой сценарий, в соответствии с которым храм разделен на 7 зон, включение освещения которых работает не только автономно, но и дистанционно. То есть экскурсовод может делать световые акценты с помощью пульта управления. Одновременно был разработан сценарий музыкального сопровождения экскурсии. При участии наместника Дивногорского монастыря отца Максима (Лапыгина) было подобрано 5 саундтреков из репертуара хора Свято-Успенской Святогорской Лавры. Для этого также специалистами Cave Lighting была установлена влагозащищенная акустическая система. Экскурсовод с помощью пульта управления может выбирать то или иное духовное песнопение и регулировать громкость звучания.

Вот, собственно, и всё, что я хотел вам рассказать об истории и устройстве этого пещерного комплекса, прежде чем вы виртуально по нему прогуляетесь. Впрочем, я обещал еще вкратце рассказать об иконе, обретенной на стене Дивы. Дык вот, предание гласит, что Сицилийская икона была принесена в Россию из Сицилии старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что родом они были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Считается, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону. Они же, как уже все поняли, и основали Дивногорский монастырь. В ходе ликвидации монастыря в 1786 г. икона исчезла и о ней местное духовенство "вспомнило" только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города . Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась. Такие дела. В основании же Дивы нашли вход в пещеру, о которой я вам уже столько всего рассказал. С иконы же было сделано несколько списков. Один из которых дошел до наших дней и сейчас является единственным экспонатом храма. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Впрочем, увидите сами... И не забывайте открывать тур во весь экран (кнопочка внизу слева)!

Если вдруг тур у вас не отображается, попробуйте

Икона Матери Божией Дивногорская (Сицилийская)

Из книги П. Никольского «Дивногорский Успенский монастырь.

Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.

В 1830–1831 годы Россия претерпела тяжелую холерную эпидемию. Жители городка Коротояк были объяты страхом. В это время Екатерине Иларионовой (Коломенской) во сне явилась Божия Матерь и приказала взять из Дивногорского монастыря Ее икону: «Помолитесь перед нею, а если не возьмете, то все умрете». Утром женщина пришла в Коротоякский собор, где было уже много народа, собравшегося на молитву об избавлении от эпидемии. Коломенская рассказала о своем сновидении. Люди при этом вспомнили о неоднократных видениях света и лучей в ночное время в храме Дивногорского подворья. Поэтому рассказ Коломенской был встречен с доверием. Испросивши разрешение от пастырей, народ вместе с Коломенской отправился в Дивногорский монастырь за иконою (июль 1831 г.). Но иконы, виденной Коломенской во сне, в монастыре не оказалось. Несмотря на это, Коломенская продолжала просить разыскать икону и выдать ей оную. Настоятель иеромонах Афанасий, созвав всех находившихся в монастыре, стал расспрашивать о просимой иконе. Монастырский трудник Андрей, человек праведной жизни, еще из Коротояка (когда монастырь был там) нередко хаживавший в Дивногорье с его пещерами, сказал, что он видел на столпе в Больших Дивах древнюю икону. Коломенская пошла в Дивы и еще издали,завидев икону, призналась, что именно такой образ она видела во сне. Но снять икону без лестницы было невозможно, так как она была врезана высоко в столпе. Один из пришедших начал ползком взбираться на соседнюю крутизну, к которой примыкает столп, и с легкостью снял икону. Сновидица, а за нею и все пришедшие, видя икону, как бы чудесно сошедшую с горы, направились, неся чудотворный образ, сначала в монастырь, а потом в Коротояк на монастырское подворье.Поставление иконы в храме сопровождалось молебствием с акафистом Пресвятой Богородице, а затем всенощным бдением. На другой день после литургии и молебна с освящением воды с городской площади начался крестный ход с иконою Матери Божией Сицилийской. После этого болезнь стала отступать. Между тем горожане спешили брать икону в дома для совершения перед ней молитв Божией Матери. В скором времени болезнь совсем прекратилась. После этого жители Коротояка решили ежегодно брать эту икону к себе - в те дни, когда обнаружилось первое чудо исцеления и избавления города Коротояк от эпидемии. В 1847-1848 гг. Россию снова постигла холерная эпидемия. Коротояк не пострадал. Но соседний Острогожск был охвачен этим бедствием. Жители города прибегли к заступничеству Божией Матери и испросили Сицилийскую икону Заступницы у Дивногорского строителя иеромонаха Меркурия. 29 августа 1847 г. они внесли ее в первый раз в свой город. И опять болезнь стала ослабевать. Благодарные горожане в 1848 г. просили Воронежского архиепископа Игнатия позволить им ежегодно вносить в город икону для молебствий с 29 августа. Преосвященный Игнатий разрешил принимать икону в Острогожске только в течение трех дней (с 28 июня по 1 июля). Но жители Острогожска снова просили удовлетворить их прежнее ходатайство, «почитая это возможным тем более, что граждане соседственного города Коротояка с давнего времени пользуются правом ежегодно брать ее в свой город с 1 июля по 14 августа, а Дивногорский монастырь, состоя в дачах Острогожского уезда, в понятии общежития составляет нашу общую принадлежность» (П. Никольский «Дивногорский Успенский монастырь. Исторический очерк». Воронеж, 1904 г.). На этот раз они просили, чтобы чудотворная Сицилийская икона Божией Матери оставалась в Острогожске с 29 августа по 25 октября, так, чтобы каждый житель города мог, по усердию, помолиться перед иконою в собственном доме, да и уездные жители могли молиться здесь, чего при отдаленности от монастыря многие не могли сделать. Одним из следствий такого порядка дела было бы и увеличение средств для возобновления Дивногорской обители. Архиепископ Игнатий после этого ходатайства счел необходимым обратиться с представлением в Священный Синод. СвященныйСинод, согласно мнению преосвященного Игнатия 2 сентября 1850 г. определил дозволить гражданам г. Острогожска приносить в свой город Сицилийскую икону Божией Матери сроком на два месяца - с 29 августа по 29 октября, на что последовало Высочайшее соизволение Государя Императора Николая Павловича. С тех пор ежегодно в Острогожск к 29 августа стекаются окрестные жители. К этому дню собирается в монастырь множество богомольцев не только из окрестных селений, но и из отдаленных местностей. Утром этого дня, после литургии, чудотворная икона уносится из Дивногорского монастыря, в сопровождении нескольких иеромонахов и священников в ризах, диаконов с кадилами, с церковным пением, в предшествии фонаря со свечою. Икону сопровождают благочестивые богомольцы, большей частью направляющиеся из монастыря, частью подходящие на пути (более 20 верст) из Коротояка и близлежащих селений. Когда икона приближается к Острогожску, навстречу ей, за несколько верст от города, выходит городское духовенство, и икона торжественно вносится в городской собор, где отправляется молебствие, а затем на всенощном бдении читается акафист Пресвятой Богородице. На другой день и во все последующие горожане берут святой образ в свои дома. Только ночью она приносится в церковь (на подворье монастыря).

В 1858 г. жители слободы Алексеевка Бирюченского уезда обратились к Епархиальному начальству с прошением о дозволении принимать у себя святую икону с 20 ноября до 20 февраля - в память избавления слободы от бывших в 1858 году пожаров. Эти пожары прекратились после молитв пред чудотворною иконою (29 сентября 1858 г.), вследствие чего жители Алексеевки дали обет совершать пред иконою ежедневно молебствие. По ходатайству преосвященногоИосифа, Св. Синод 2/15 ноября 1860 г. разрешил износить икону на указанный срок в Алексеевку.По традиции провожали святую икону так же, как в Острогожск. В 1887 г. срок пребываниясвятой иконы в Алексеевке был сокращен на 2 месяца.

Между тем случаи чудесного заступничества Божией Матери прибегающих к Ней и молящихся пред Ее чудотворною Сицилийскою иконою продолжались. Но так как эти случаи передавались устно и потому могли забываться или искажаться, то Воронежская Духовная Консистория 28 марта 1862 года определила: «Хотя многие из поклонников, обращавшихся с верою и молитвой к Божией Матери, перед чудотворною Ее иконою, именуемою Сицилийскою, удостаивались получать исцеление от различных и тяжелых недугов своих, как это утверждают очевидцы, но таковые исцеления не вносились при монастыре своевременно в запись, а потому в настоящее время очень трудно привести их в известность». Поэтому по распоряжению преосвященного Иосифа Духовная Консистория вменила в обязанность настоятелю монастыря игумену Анфиму ввести при монастыре«запись - удостоверяемую братией монастырской о всех достоверных засвидетельствованных благодатных знамениях, какие могут совершаться при означенной иконе Божией Матери; и своевременно доносить о том Епархиальному Начальству». Конечно, и после этого распоряжения далеко не все чудесные знамения от святой иконы были засвидетельствованы и занесены в монастырские записи. Благочестивые люди весьма часто из чувства смирения скрывают в глубине души особые знамения к ним милости Божией. Поэтому многие чудеса так и остаются сокрытыми, другие открываются случайно спустя несколько лет после их совершения. Однако при всем том Дивногорская пустынь с утешением может поведать такие явления милости Божией к разным лицам, чудесность которых нельзя подвергнуть сомнению.

Чудо над крестьянкою слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Евдокией Ивановной Семерниной (описано ее духовником, протоиереем слободы Бутурлиновки, а потом г. Коротояка Пахомовым).

«Через пять лет по замужестве сделалась я больна лихорадкою, не оставлявшею меня около 15 лет. Не помню, на каком году болезни, представилось мне сонной, будто бы кошка бросилась мне на лицо. Испугавшись, я проснулась и бросилась к ведру, стоявшему с водой в той комнате, где спала я. Но сколько ни пила я воды, а жажды утолить не могла; в то время была я беременна. С той поры я стала необычайно пить воду. Было то, что вода ртом и носом лилась у меня, но жажда не прекращалась. Лицо и все тело у меня опухло и сделалось блестящее, как склянка. Вся я отяжелела; есть мне почти ничего нельзя было. Все мне опротивело, даже слюны проглотить была не в состоянии, ибо она имела для меня запах нестерпимый. Не раз я приговорена была к смерти, много раз я напутствована Святыми Таинствами. К этой болезни присоединилась другая - боль зубов. По совету некоторых, я решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда его вырвали, рот у меня перекосило, левый глаз повредился, лицо изуродовалось, а боль усилилась до нестерпимости. Страдая безнадежно и частию уединенно, я в одно время вечером вспомнила, что покойная мать моя говорила мне: «Дочка, с тобой что ни случится, всегда прибегай к Царице Небесной, - она тебе во всем поможет; Она тебя от всякого несчастия избавит». Припомнивши наставление своей матери, я бережно спустилась с кровати и пала пред иконою Божией Матери, висевшею на стене той комнаты, где я лежала. Долго я со слезами молила Царицу Небесную избавить меня от мучащей болезни и, изнемогши, не помню, как опять влезла на кровать и крепко заснула. В эту ночь сонное мне было видение: будто - хожу я по каким-то высоким меловым горам, между каких-то больших столпов; будто вошла я в какую-то пещеру, где сколько я ни ходила, а выйти из оной не могла, пока какая-то черница не взялась меня вывесть из той пещеры, и указала мне дверь. Но лишь я только дверь отворила в половину, как на противоположной стене,представившейся мне комнаты, я увидела икону Божией Матери, Которая была вся в сиянии, вся изукрашена и вся в цветах. Изумленная и обрадованная, я не могла идти далее, а черница, стоя за спиной у меня и указывая на икону, сказала мне: «Проси Дивногорскую Владычицу!». И вдруг я очнулась. Видение сильно напечатлелось в моем воображении, и все виденное я твердо удержала в своей памяти, но какую Владычицу приказала мне просить черница, сего припомнить не могла. Сколько я ни спрашивала людей, чтобы узнать, где есть такая икона Божией Матери, которую я там видела во сне, - но никто мне указать оной не мог. Где я ни была с тем, чтобы встретить виденную мною во сне икону, но нигде оной не встречала. Однажды, идя в слободу Велико-архангельскую, где было освящение иконостаса, с целью, не увижу ли я в этой церкви явившейся мне во сне иконы Божией Матери, - я сошлась с Бутурлиновскою черницею и ей на пути рассказала и виденный мною сон и о тщетном мною искании явившейся мне во сне иконы Божией Матери. Эта черница, выслушав меня, сказала мне: «Иди ты в Дивногорский монастырь: там ты найдешь и виденную тобою во сне местность, и явившуюся тебе во сне Царицу Небесную. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала».

Приняв совет черницы, я к празднику Успения Пресвятыя Богородицы, с другими слободы нашей жителями, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Подходя к монастырю, я с удивлением примечала ту самую местность, которая в сонном видении мне представлялась; до подробности все я находила, что удержала память моя после сонного видения. А когда я подошла к иконе Царицы Небесной Божией Матери, стоявшей на столпе меловом, вся я затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была та самая, какую во сне я видела, и о которой столь долго я расспрашивала, и которую столь долго я искала. Пала я пред Царицею Небесной, обрадованная: в ней я видела избавление свое от многолетней нестерпимой моей болезни. Отслужили молебен Царице Небесной, после молебна я приложилась к иконе Божией Матери и в то же время почувствовала послабление от жестокой моей болезни: сильная боль головы унялась, шум и стреляние остановилось, глазом могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя. Облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной и о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала. Только одна, бывшая со мною на богомолье, слобожанка, взглянув на меня, когда мы сели подкрепиться пищею, сказала мне: «Тетка, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло вид прежний». «Да, - сказала я, - теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровою, прежней боли совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно, - буду молиться и надеюсь на милость Божию, Он Милосердый избавит меня от мучительной долговременной болезни». И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, позыв на воду прекратился, есть я стала все, - отвращения к пище никакого не имею. И,прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровою, по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Которая Сама, я как несомненно верю, благодатным Своим посещением в сонном моем видении, указала мне свою дивную помощь и то, где я могу найти сию помощь к избавлению себя от мучительной, долговременной моей болезни».Постоянное мое посещение болящей, как прихожанки, во время ее болезни, а также и по чудесном исцелении, короткое мое знание всего семейства - ручается за правдивый рассказ показанного», - так говорит в письме к Дивногорскому игумену протоиерей Пахомов. К сожалению, год исцеления не показан. Так как Пахомов служил в Бутурлиновке с 1840 до 1862 г., то на эти годы и следует относить рассказанную болезнь и исцеление.

Исцеление жены отставного урядника г. Екатеринодара Черноморской волости, Кубанского казачьего войска, Ейского военного округа, Копельской станицы, Феодосии (Кононовой) Коробки 60-ти лет.

Болезнь Кононовой была кровотечение, начавшееся в первых числах декабря 1862 г. Болезнь была так тяжела, что больная с трудом могла ходить по комнате. Помощь врачей оказалась бессильной. Муж ее Константин Никифорович Коробка в 1862 г. был в Дивногорском монастыре на поклонении Чудотворной Сицилийской иконе Божией Матери и посоветовал то же сделать своей жене. Болящая с радостью согласилась на это. «Коль скоро достигли мы до той горы, пишет ее муж, где обретена чудотворная икона, болезнь ее немедленно прекратилась, и мы, воздав Господу Богу благодарение, отслужив молебен Спасителю и Божией Матери с акафистом и водоосвящением, возвратились обратно в предлежащий нам путь благополучно». О сем благодатном врачевании«показуем мы, - пишет в своем заявлении К. Коробка, - по чистой совести и по долгу христианскому».

Исцеление пятилетней девочки Меланьи, дочери Анастасии Никитиной (Абросимовой), дворовой прислуги надворного советника. Николая Егоровича Жирова.

Больная малютка имела сильное расслабление в членах и совершенное онемение в языке, между тем глазами она смотрела на все осмысленно. Коротоякские врачи не обнадеживали мать. Один из них на вопрос матери, поможет ли лекарство, ответил: «Я - не Бог, будущего не знаю». Другой сказал, что, может быть, вылечит больную от расслабления в членах, но не ручается за то, чтобы она получила дар слова, что, судя по поражению языка, она может остаться навсегда немою. Тогда мать обратилась с мольбою к Божией Матери пред ее Сицилийской иконой: «Царица Небесная! Заступница и скорая Помощница всем скорбящим, избавь мое единственное детище от тяжкого недуга! Отдам тебе половину всех моих денег, заработанных трудами!» Через неделю больной стало легче, она сначала подняла правую руку, сделала потом небольшое движение левой, и проговорила первое слово: «Мама»! Вскоре после этого она стала ходить, свободно владеть всеми членами тела и говорить все, что доступно ее возрасту. Известие об этом событии, происшедшем 8 февраля 1864 г., сообщил настоятелю монастыря надворный советник Жиров.

Исцеление Сильвестра Григорьевича Аксенова - 15 лет (из деревни Красный Рог, села Перестряш, Новосил. уезда Тульской губернии) - от простуды ног и живота, 25 июля 1863 г.

Исцеление от ломоты и расслабления всего тела жительницы г. Боброва Анны Алекс. Филимоновой. Чудо совершилось 2 мая 1868 года, во время перенесения иконы. Сожалея, что она не может пойти навстречу иконе, Филимонова почувствовала себя здоровою.

Исцеление Ивана Алексеева Меркулова из слободы Калач в Апреле 1897 года от водянки.

Чудесные знамения от иконы побудили многие местности Воронежской губернии последовать примеру городов Коротояка, Острогожска и слободы Алексеевки. В 1863 г. жители г. Боброва испросили разрешение иметь у себя Чудотворную икону с 5 мая по 5 июня (указ Воронежской Духовной Консистории 28 Марта 1863 г., № 2732). Но так как это разрешение было дано Епархиальной властью временно, то преосвященный Серафим в начале 1867 г. воспретил износить икону в Бобров. На новое ходатайство жителей г. Боброва, направленное в Святейший Синод, последовало в том же году разрешение Синода выносить икону в Бобров на срок с 1 мая по 1 июня.

В 1866 г. Воронежскую губернию снова постигла холерная эпидемия. И опять жители г. Острогожска получили знамение милости Божией после молитвы пред чудотворной Сицилийской иконой Божией Матери. В память этого события жители Острогожска, по благоговейному внушению местного духовенства, в 1867 г. дали обет устроить на собственные средства молитвенный дом во имя чудотворной иконы на пожертвованном в 1866 году штабс-капитаном Сергиевым месте. Так возникло в Острогожске подворье Дивногорского монастыря, после чего чудотворная икона в Острогожске стала помещаться не в соборном храме; а в молитвенном доме на подворье, начиная с 1871 г.

В 1872 г. испытали тяжелое бедствие жители Бобровских степей. С весны там не было ни одного дождя; даже редко выпадала роса. В середине весны, когда обычно природа сияет своим пышным расцветом, бобровские степи поражали жителей своим унылым видом. Земля, вспаханная под яровое и засеянная, была черна, как не сеянная. Озимые всходы поникли к земле и потемнели. Понурый скот уныло бродил на пару, питаясь скудною прошлогоднею травою. Положение жителей было самое тяжелое. Но вот жители обратились с молитвою к Господу и пожелали пронести по своим полям чудотворную Сицилийскую икону Божией Матери. Заслышав о приближении чудотворной иконы, они толпою вышли навстречу к ней вместе с духовенством. С горячею мольбою и слезами преклонили они свои колена пред Заступницей рода христианского. В начале молебствия на небе показалось небольшое черное пятно, обратившееся скоро в дождевое облако и охватившее весь горизонт. И прежде чем окончился молебен, туча разразилась проливным дождем. После того в течение двух недель, пока чудотворная икона оставалась в Бобровских степях, дожди не прекращались. Поля покрылись густою зеленью, так что невозможно было узнать, что это те же самые нивы, которые две недели тому назад были пусты и мертвы. Понятно, как сильна радость народа - для него наступила другая Пасха. Благодарные жители пожелали после этого ежегодно встречать у себя чудотворную икону с 1 по 11 июня. Это желание было письменно выражено арендаторами и землевладельцами имений Графа Орлова-Давыдова, госпожи Шлихутиной и казенных владений.

С тех пор слава чудотворной иконы распространилась во всей местности, обнимающей уезды - Коротоякский, Острогожский, Бобровский, Бирюченский, Нижнедевицкий.

Весьма многие слободы и села приглашали к себе монашествующих со святою иконою и служили пред нею молебны и в храмах, и в своих домах. Вот список этих селений: Новенькая, Дубовская, Репьевка, Мастюгино, Афанасьевское, Чесменская волость, Боршово, Подгорная, Истобенская волость, Оськинская волость, Платава, Голдаевка, Задонская, Россошь, Гончаровка, Гнилая, Колбинская волость, Россошки, Девица, Осадчева. Таким образом, чудотворная икона находилась вне монастыря почти в течение всего года. Такой порядок дела был ограничен указом СвятейшегоСинода от 7 марта 1901 г. С тех пор чудотворная икона износится из монастыря на следующие сроки. С 29 августа по 28 сентября - в г. Острогожск, с 29 сентября по 29 октября - в слободуАлексеевку, с 30 октября по 6 ноября - в слободу Новенькую и Дубовскую, с 7 по 15 ноября - в г. Бирюч, с 1 по 10 мая - в г. Бобров, с 11 по 18 мая в степи - именье гр. Орлова-Давыдова, с 11 июля по 1 августа в г. Коротояк, со 2 по 8 августа - в с. Репьевку, с 24 по 28 августа в слободу Лиски.

Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери - одна из самых почитаемых святынь Воронежского края.

На этой иконе Божья Матерь изображена восседающей на облаках, а Богомладенец находится у Нее на коленях. В правой руке Богородицы – белая лилия, которая символизирует чистоту и непорочность.

По преданию, икона была создана или явлена в 1092 году на Сицилии и в XV веке привезена в Россию двумя греками-монахами Ксенофонтом и Иоасафом. С XVII века она находилась в . В 1830 и 1831 годах в Воронежском крае свирепствовала холера, которая уносила многие жизни. Крестьянке одного из местных сел во сне явилась Богородица и велела служить молебен перед Ее иконой из Дивногорского монастыря. После молебна эпидемия пошла на убыль, чудесным образом были излечены некоторые больные. В 1832 году святитель установил почитание иконы как чудотворной. Ежегодно ее проносили крестным ходом по населенным пунктам губернии, и по молитве перед ней исцелялись многие больные.

В 30-е годы ХХ столетия Дивногорский монастырь был разорен, однако икону сохранили местные жители. Она была возвращена в монастырь, как только он снова открылся в 1996 году.

Интересные факты об Иконе Божией Матери Дивногорской-Сицилийской

    Храм Дивногорского монастыря, посвященный Сицилийской иконе, целиком выдолблен в меловой горе и является одной из главных достопримечательностей Воронежского края

    В 1863 году крестьянка из Бобровского уезда Воронежской губернии, 15 лет страдавшая непрерывной лихорадкой, увидела во сне незнакомую местность с меловыми утесами и неизвестное изображение Пресвятой Богородицы и услышала голос, обещавший ей исцеление. Люди рассказали ей о Дивногорском монастыре и чудотворной иконе в нем. Придя в монастырь и помолившись перед иконой, больная мгновенно выздоровела

Название Дивногорье местность получила за меловые столбы-останцы, называемые местным населением «дивами». Дивногорье… Само слово обещает нам что-то необычное и чудесное. Если вы хотите надышаться манящими запахами степных трав, ощутить прохладу меловых сводов пещерных церквей, познакомиться с прошлым нашей страны – приезжайте в Дивногорье.

Дивногорье –это степное плато в Лискинском районе Воронежской области. С геологической точки зрения оно представляет собой меловые отложения - твёрдые пласты мела, покрытые тонким слоем почвы. Это свидетельство далёкого прошлого Земли: формировались материки, расступались океаны.

Здесь человек чувствует себя, как в церкви. Получает прилив сил и уходит окрыленным».

Это удивительно красивое место, чарующее своим неповторимым, уникальным для европейской части России ландшафтом. Здесь равнины, по которым протекают живописные реки Тихая Сосна и Дон, соседствуют меловыми с холмами и склонами. Здесь воочию можно увидеть физико-географическую границу – на вершине склона начинается Средне-русская возвышенность, а внизу простирается Окско-Донская низменность. На плато особый микроклимат: приподнятая поверхность быстро нагревается, и горячий воздух разгоняет тучи; погода здесь обычно сухая и жаркая. Здесь на склонах и плато произрастают цветы и травы нескольких видов степей, растут травы альпийских лугов и растения из Средиземноморья, а так же реликтовые растения. И здесь очень богатый животный мир; крупных млекопитающих здесь нет, но класс насекомых поражает учёных своим разнообразием; более 25 видов насекомых, обитающих в Дивногорье, занесены в Красную книгу. Весной равнина пестрит полевыми цветами: катран, горицвет, проломник; летом становится буро-зелёной. В середине прошлого века на плато высадили лесозащитную полосу из клёнов и ясеней. Из-за особенностей меловой почвы и небольшой влажности деревья до сих пор кажутся молодыми.

За одну только природу Дивногорское плато можно считать заповедным. Но эти места уникальны и с культурной точки зрения. Остатки хазарских селений IX века, пещерные храмы, древний монастырь и меловые Дивы составляют сегодня музей-заповедник «Дивногорье».

Визитной карточкой Дивногорья являются меловые столбы-останцы – Дивы, а так же несколько храмов, вырубленных в меловых скалах: храм Сицилийской иконы Божьей Матери и храм Иоанна Предтечи (есть и еще одна скальная церковь – в горе Шатрище, но она закрыта, и даже просто приблизиться к ней без навыков скалолазания и специального снаряжения невозможно). А также здесь находятся остатки Маяцкой крепости, построенной из белоснежных меловых блоков в середине IX-X веков, реконструированное поселение салтово-маяцкой культуры, древние курганные захоронения эпохи бронзы, Свято-Успенский монастырь.

Меловые останцы в виде столбов - это многометровые исполины, возвышающиеся в разных частях плато. Когда-то их было порядка двадцати, но сейчас осталось только шесть. Местные жители называют их Дивами.

На этом холме трижды бывал святой Сергий и трижды его благословил

Существует красивая легенда, будто бы в XII веке два греческих монаха Ксенофонт и Иоасаф, жившие в Италии, устав от нападок католиков, ушли на Русь. С собой они взяли икону Сицилийской Божьей матери. Монахи пришли в Дивногорье, увидели меловые столбы и в одном из них вырыли скит. Однако письменных свидетельств этого нет. Официально Дивногорский монастырь основан в 1653 году с целью защиты от набегов татар. Два главных сооружения монастыря - пещерные церкви в Больших и Малых Дивах. Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) - уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря, выдолбленный целиком внутри меловой горы.

Церковь представляет собой двухэтажную пещеру, выдолбленную в породе одного из меловых останцев. Именно там в 1831 году, согласно преданию, была найдена икона Сицилийской Божьей Матери, якобы принесённая когда-то Ксенофонтом и Иоасафом. Спустя некоторое время пещера перешла в ведение Дивногорского монастыря и стала храмом. Пещера представляет собой небольшой храм, выдолбленный в податливой меловой породе, с подземным ходом, окружающим этот храм, а также второй этаж с небольшими помещениями - горницами, в которых когда-то обитали монахи. Архитектурной особенностью пещеры являются стасидии, свойственные старинным пещерным храмам и восходящие к традициям и обычаям афонских монахов – крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинном коридоре, длина которого составляет 95 метров. Храмовый алтарь в прошлом был отделен двухъярусным иконостасом от самого храма.

Напротив храма - родник, вода в котором считается святой. Сейчас пещерная церковь входит в состав Дивногорского музея. По лестнице можно подняться на вершину 180-метровой горы, откуда открывается вид на окружающие степные просторы и долину реки Тихая Сосна. Находясь на вершине горы, можно расслышать эхо, издаваемое ногами при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты (в том числе сам храм). Меловые отложения на поверхности горы покрыты мелкими бурыми частицами - меловыми водорослями, которые набухают после дождя и становятся зелёными.

Ещё одна пещерная церковь Дивногорского монастыря (Малые Дивы) носит имя Иоанна Предтечи. Она меньше по размеру, но внутри довольно похожа на церковь в Больших Дивах. Церковь расположена на территории Свято-Успенского Дивногорского монастыря. Высеченный в меловом столбе на высоте более 85 метров над уровнем Дона, храм представляет собой скалу, облицованную меловыми блоками. Алтарь несколько возвышен над храмом, в котором клиросы и ступени высечены из камня, также как и престол с горним местом. В том же меловом грунте, в алтаре, высечен большой крест. Архитектурный стиль пещерной церкви сложился в середине 19 века.

С правой стороны со входа в церковь высечена ещё одна пещера внутри горы длиною в 49 метров и шириною более 3 метров, начало которой было также положено Ксенофонтом и Иоасафом, которые здесь жили и после смерти похоронены у входа в пещеру. Слева от входа уходит ещё одна пещера, проведенная до монастырских строений. В 1997 году церковь передана монастырю. К юго-востоку от пещерной церкви в меловом столбе в 1690 году вырублена колокольня. До настоящего времени сохранились арки звона и в основании небольшая келья с коробовым сводом. По различным свидетельствам в пещере был глубокий подземный ход, ведущий к Дону.

Вообще пещер на территории Дивногорья гораздо больше. Жившие здесь на протяжении веков монахи рыли сложные подземные ходы, чтобы можно было укрыться в смутные времена.

Самые дешевые билеты из Новосибирска в Воронеж и обратно

Дата вылета Дата возвращения Пересадки Авиакомпания Найти билет

1 пересадка

2 пересадки

1640 год – считается датой основания монастыря. Его основателями считаются иеромонахи Киево-Печерской лавры Ксенофонт и Иоасаф, которые вырубили в меловом склоне горы пещеру, ставшую одновременно кельей и церковью. Постепенно здесь возник монастырь, неоднократно подвергавшийся нападениям татаров, и в результате военных действий разрушенный в 1670 году. Через 20 лет обитель была вновь восстановлена, а в 1758 году в монастыре сооружена деревянная церковь в честь Владимирской иконы Божьей матери, где хранилась чудотворная икона Сицилийской Богоматери. В 1786 году монастырь был закрыт, но спустя несколько лет вновь возрождён. В 1828 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь усилиями насельников Коротоякского Успенского монастыря. В середине века копание пещер возобновилось.

В 1880 году в честь Успения Богородицы построена церковь, в которую была перенесена главная святыня обители – Сицилийская икона Божьей матери. В 1903 году было отмечено 250-летие обители, но после революции в 1924 году монастырь был закрыт. Богослужения возобновились в 1991 году, в 1997 – монастырь передан Воронежской епархии. С этого момента ведутся активные восстановительные работы. При монастыре действует экскурсионно-паломнический центр.Меловые пещеры монастырянасчитывают сотни метров подземных ходов в несколько ярусов, соединённых между собой подземными лестницами и переходами. В этих подземных ходах погребены многие иноки и насельники монастыря.

В те далёкие времена Дивногорье населяли аланские племена. Этот полукочевой народ основал здесь несколько поселений, возделывал пойменные земли вблизи плато, занимался гончарным делом.

Политически эта земля принадлежала Хазарскому каганату. Хазарии требовались надёжные форпосты, которые бы защищали её от притеснений славян. Одним из таких и стало Маяцкое городище. Поселения донских аланов обнесли белокаменной крепостью с шестиметровыми валами, у стен вырыли глубокий ров. Крепость выполняла оборонительную и фискальную функции (туда местные жители приносили дань для Хазарского каганата). Кроме того, там останавливались торговые караваны, чтобы отдохнуть и сменить коней. В Х веке крепость стала подвергаться набегам печенегов. Одновременно с этим ослабло Хазарское государство. Донские аланы вместе с хазарскими наместниками покинули городище. В настоящее время Маяцкое городище включает в себя остатки белокаменной крепости и поселений, а также могильника и гончарских мастерских. Здесь можно увидеть найденные во время раскопок артефакты: посуду, украшения, оружие и т. д. Но нагляднее всего быт донских аланов демонстрирует археологический парк, находящийся неподалёку от городища. Это реконструкция деревни IX–X веков. Полуземлянки, глинобитные хижины, похожие на юрты, предметы быта, все что говорит о том, как жили люди в те далекие времена.

В хуторе Дивногорье находится касса, экскурсионное бюро и магазин сувениров. Здесь можно оплатить экскурсию. Зайти в магазин лучше не до, а после экскурсии – тогда будет понятнее что это за предметы и что же вы на самом деле хотите купить. Здесь есть и реконструированные глиняные изделия (например, кружки необычной формы – такие же кружки были найдены на городище и позже увидите их реконструкцию в гончарной мастерской), и различные глиняные таблички с руническим письмом, символами и рисунками, которые были обнаружены на стенах Маяцкой крепости, и различные амулеты – аланские, болгарские, славянские, и реконструированные игрушки и орудия быта, и еще много других довольно интересных изделий. Напротив экскурсионного бюро находится «Чудо-сарайчик». Здесь можно увидеть предметы, рассказывающие об истории Дивногорья, примерить доспехи, пострелять из лука.

Пещерная церковь в Больших Дивах (Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери) — уникальный православный храм Свято-Успенского Дивногорского монастыря в Лискинском районе Воронежской области России, выдолбленный целиком внутри меловой горы. Храм является одной из самых популярных достопримечательностей Воронежской области.

История пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери своими корнями уходит вглубь веков. Строительство церкви по преданию было начато греческими иноками Ксенофонтом и Иоасафом, но точной даты строительства назвать нельзя. Известна церковь стала лишь с 1831 года, когда на столбе, в котором она высечена была обретена икона чудотворной Сицилийской иконы Божией матери. В 1856 году храм передали в ведение Дивногорского Успенского монастыря. Один раз в год на Успение сюда крестных ходом приходила монастырская братия для совершения богослужения. К концу XIX века вход в пещерный храм был торжественно оформлен - с крестом над высоким меловым столпом и киотом в барочном обрамлении, уцелевшем до наших дней. На старинном рисунке, изображавшем этот вход, угадывается пролом, а в нем икона с парным изображением святых. В более позднем источнике упоминается деревянная колокольня у входа в пещеры. Осмотревший его в конце XIX в. путешественник Марков отмечает, что он был расписан «иконами прямо по сырцу скалы» .


Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в документах середины 1880-х годов отмечал: «Чудотворная икона называется по месту своего пребывания Дивногорскою, а по месту происхождения Сицилийскою. По преданию, эта икона была принесена в Россию из о. Сицилии. Первые поселенцы Дивногорской обители были иеромонахи Ксенофонт и Иоасаф. Кто они были по своему происхождению и где подвизались - неизвестно» .
Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам. Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере, где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи, и первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На Сицилийской иконе Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке - расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, восседающего на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит лилию, а правой - благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками. Над главой Богоматери - Святой Дух в виде голубя.
Дмитрий (Самбикин) продолжает: «Икона Сицилийской Божией Матери написана на доске, величину 1½ аршина, а в ширину 1 аршин, покрыта серебрянною позлащ. ризою. Не сохранилось сведений, где первоначально находилась эта святая икона. С половины 18 века, как гласит общее предание, она стояла в меловом столпе (в двух верстах от монастыря), где находятся "дивные столпы". Здесь в меловом столпе устроена небольшая церковь, ныне упраздненная. (Эта церковь, вероятно, была посвящена св. Николаю). Сколько запомнило предание и, при существовании прежняго монастыря и по упразднении его (в 1788 году) к месту, где находилась св. икона, постоянно стекался народ; но с начала нынешнего столетия, по какому-то непонятному охлаждению окрестных жителей, само существование сей иконы пришло в забвение» .


Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7-8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе, и приказала взять икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов.

14 августа 1903 года этот храм был освящен в честь Сицилийской иконы Божией Матери. Пещеры в Больших Дивах продолжали действовать до 1930-х годов. В годы Советской власти, когда повсеместно велась борьба с религией, монахов разогнали, а храм подвергли разграблению. Долгие годы, все находилось в запустении. Многие оставили свои автографы на податливых стенах мелового храма, что безусловно изуродовало его интерьер. Пережила церковь Великую Отечественную войну и оккупацию. После альпинисты облюбовали диву для тренировок. Это не могло не сказаться отрицательно на состоянии мелового останца.


Акт вандализма совершенный молодыми людьми в 1980-х гг. разрушил центральный фасад, поэтому, к 1988 г. - времени создания музея-заповедника - состояние храма было удручающим.

С организацией музея-заповедника «Дивногорье» как филиала Воронежского областного краеведческого музея, начались восстановительно-укрепительные работы, которые были закончены в середине 1990-х годах. 28 августа на Успение Божией Матери, спустя долгие годы, храм заново освятил митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий, и с тех пор по большим церковным праздникам здесь проходят службы.


В настоящее время пещерная церковь Сицилийской иконы Божьей Матери в "Больших Дивах" является памятником архитектурного наследия федерального значения (код памятника 3610035006). Постановлением администрации Воронежской области от 14.08.95 г. N 850 является объектом исторического и культурного наследия областного значения.

14 июля 2009 года архимандрит Андрей (Тарасов), секретарь Воронежской и Борисоглебской епархии, совершил освящение чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Сицилийская. До этого дня эта великая святыня Воронежской земли находилась на реставрации.

Вход в пещеру находится в основании мелового останца, расположенного на правом высоком склоне долины реки Тихая Сосна, в непосредственной близости от северной окраины хутора Дивногорье.

По деревянной лестнице можно поднятся на вершину 200-метровой горы, откуда открывается прекрасный вид на окружающие степные просторы и долину реки Тихая Сосна.

Поскольку церковь расположена в меловой толще внутри горы, температура внутри довольно стабильна на протяжении года, а летом даже в большую жару в помещениях прохладно, а зимой, когда в окружающей степи дуют ветры и приходят снежные бураны, относительно тепло (температура воздуха держится на уровне 12-15 градусов C).

Прогуливаясь на вершине горы можно расслышать эхо, издаваемое ногами при ходьбе по меловой горе, внутри которой имеются пустоты (в том числе сам храм).

Также, если присмотреться, меловые отложения на поверхности горы покрыты мелкими бурыми частицами — меловыми водорослями, которые набухают после дождя и становятся зелёными, на горе и в её окрестностях обитает редкая птица — дрофа.