Склады, логистика

Сохранить душевный мир. Мир в душе (в сердце)

Это нетрудно, надо только себя настроить, сказать себе, что с сегодняшнего дня я больше не буду обращать внимание на пустяки, не буду раздражаться, обижаться, сердиться на ближних, а все, что бы ни случилось, буду принимать с благодарностью и не буду роптать; начну считать, что посланное мне - по грехам моим. Если мы так себя не настроим, то вся жизнь пройдет впустую: какими мы были - с пороками и страстями - такими и останемся. Для того, чтобы в душе всегда были мир и покой, надо всецело предаться Богу, чтобы Господь жил в нас, а мы - в Нем. Когда мы будем жить не по своей воле, а по воле Божией, тогда все станет на свои места, душа умиротворится и успокоится.

🔷Как стяжать дух мирен?

Все знаем, как стяжать, но не все хотим потрудиться. Теорию знаем, а на практике - ну никак не получается!

Знаете, как настраивает себя смиренный человек? Он доволен и рад всему, что ему дает Господь. Местечко дали, где уберется только подстилочка - он и рад этому; там поспит и Бога поблагодарит. Однажды в Александрии в большой праздник съехалось в монастырь множество нищих, калек и убогих. Места, где можно переспать, многим не нашлось; прямо в коридоре устраивались. Один старец после молитвы в своей келье через полуоткрытую дверь слышит: "Господи, Господи, как Ты нас любишь! Как все прекрасно, как хорошо! Вот, у меня рогожа - я ее подстелил, ею же и накрылся. Сколько людей голодных сейчас, а мы сегодня даже поели, хоть и не досыта, но поели. Многие люди в холоде, в тюрьме, в камерах находятся, воздуха там нет. А здесь все прекрасно, все хорошо. Мы на свободе, а есть люди, которые белого света не видят. У них кандалы на руках и ногах и цепи. А здесь полная свобода. Господи, какая Твоя милость великая!" Так благодарил Господа больной нищий. Надо уметь благодарить Господа везде и всегда. Тогда и душа умиротворится.

Когда Юлиан - отступник - злейший враг христиан уничтожал веру православную, жил и служил в Каппадокии святитель Василий Великий. Там было 17 еретических храмов ариан, и только один православный. За очень короткое время святитель поработал так, что стало 17 православных и остался один еретический. Приехал представитель Юлиана - Модест, стал убеждать святого, чтобы он прекратил свою деятельность, перестал исповедовать веру Христову, чтобы перешел в арианство, пугал его смертью, ссылкой, лишением богатства. Святитель Василий Великий ответил на это так:

То богатство, которое ты думаешь у меня отнять, я давно передал через руки нищих, вдов и сирот в потусторонний мир. У меня ничего не осталось, кроме кожаных книг. Ты меня пугаешь ссылкой, но Бог на всяком месте. Где бы я ни был - везде Господь. Ты меня пугаешь смертью, а я к этому стремлюсь! Быстрее хочу разрешиться от тела и соединиться с Господом.

Вот как рассуждали святые люди.

Что делать, если потерял душевный мир, любовь? С каждым днем становлюсь все хуже и хуже. Хочется быть прежним, но душа умерла и никак не воскреснет.

Бывают у человека разные периоды. Поначалу, когда ребенок только учится ходить, его поддерживают родители. У него еще нет своей силы стоять: с помощью родительской он стоит на ножках и радуется. А когда родители его отпускают, позволяют самому свободно идти, он постоит немного и падает. Так и у нас. Господь Своею благодатию нас поддерживает; мы тогда себя чувствуем сильными, крепкими - все можем! Крепко стоим в вере и можем ходить. Но как только благодать отошла от нас - мы падаем и не в силах подняться, чтобы идти. Поэтому на себя надеяться никогда не надо. Надо всецело предаться в руки Божий. Почему у нас нет сил духовных? Потому, что надеемся на себя, на свои силы. А ведь если Господь нам не поможет, мы ничего сделать не сможем. Потому-то всегда надо уповать на помощь Божию, помнить, что Господь все управит, как лучше.

🔷 Есть желание уйти в иной мир. Как выйти из этого состояния?

Чтобы это желание было спасительно, надо подготовить свою душу, ведь с грязной душой попадешь только в ад. Надо еще здесь на земле потрудиться в поте лица, послужить Господу Богу. Надо постоянно духовно совершенствоваться... А пока то состояние, в каком мы сейчас находимся, не соответствует Царству Небесному. Не исправившись здесь, мы не исправимся и там, а в Царство Небесное ничто нечистое не входит. Какие мы есть, такими и там останемся... Если же мы с вами достигли такого совершенства, что у нас нет уже ни гнева, ни раздражения, ни обиды, ни ревности, находимся в любви к Богу и ближнему, то нам не от чего бежать из этого мира. Для нашей души уже пришло время покоя. Такая душа не стремится перейти в тот мир, она сознает свое несовершенство. Порой бывает, проживет человек долгую - 90-100 -летнюю жизнь. Уж и физических сил нет, а он все не умирает. Это оттого, что, может быть, есть грехи нераскаянные, душа не готова для рая, а Господь желает этой душе спасения. Потому-то и нет этой душе смерти. Так что не торопитесь из этого мира выходить.

🔷 Как избавиться от уныния?

Обычно, если у человека нет молитвы, у него постоянно уныние. Особенно у гордых, тех, кто любят осуждать ближнего, разбирать его по косточкам. Такому человеку говоришь, что этого делать нельзя, уныние замучает, но он не понимает. Ему хочется быть начальником, в каждую дырочку нос сунуть, все знать, всем доказать свою правоту. Такой человек ставит себя высоко. А когда встречает отпор, тогда происходят скандалы, обиды, - благодать Божия уходит, и человек впадает в уныние. Особенно часто в унынии тот, кто нераскаян в грехах - душа его не примирена с Богом. Почему у человека нет мира, покоя и радости? Потому, что нет покаяния. Многие скажут: "А я каюсь! " Каяться на словах, одним языком - это мало. Если ты покаялась, что осуждала, думала плохое, так не возвращайся к этому больше, подобно тому, как по словам апостола Петра "вымытая свинья снова идет валяться в грязи" (2 Петр. 2, 22).

Не возвращайся в эту грязь, и тогда душа всегда будет спокойна.

Допустим, подошел ближний и нас оскорбил. Ну, перетерпи его немощи. Ведь ты от этого не похудеешь и не постареешь. Конечно, плохо тому человеку, который долгое время себе цену набивал, высокое мнение о себе создавал, и вдруг его кто-то смирил! Обязательно он взбунтуется, будет недоволен, обидится. Что ж, таков путь человека гордого. Смиренный считает, что если что-то ему выговорили, значит, так надо...

Наш путь христианский - ни о ком плохое не говорить, никого не возмущать, всех терпеть, всем нести мир и покой. И постоянно пребывать в молитве. И на свой злой язык наложить епитимию, сказать ему: "Всю жизнь ты болтал - теперь хватит! Принимайся за дело - читай молитву. Не хочется? Заставлю! "

Если уныние только пришло, только началось - открывайте Евангелие и читайте до тех пор, пока бес не отойдет от вас. Допустим, алкоголику захотелось выпить - если он понимает, что бес напал, пусть открывает Евангелие, несколько глав прочитает - и бес сразу отойдет. И так любую страсть, которой человек страдает, можно победить. Начинаем Евангелие читать, призывать на помощь Господа - сразу бесы отходят. Как было с одним монахом. Он молился в келий и в это время бесы явно подошли к нему, схватили его за руки и потащили из келий. Он уперся руками в косяки двери и вскричал: "Господи, до чего бесы обнаглели - уже из келий насильным путем вытаскивают!" Бесы мигом исчезли, а монах снова обратился к Богу: "Господи, что же Ты не помогаешь? " А Господь и говорит ему: "А ты ко мне не обращаешься. Как только обратился, Я тебе сразу помог".

Многие не видят милости Божией. Бывали разные случаи. Человек один все роптал, что Матерь Божия, Господь не помогают ему ни в чем. Однажды явился к нему Ангел и сказал: "Вспомни, вот когда вы на лодке плыли с друзьями, лодка перевернулась - и твой друг утонул, а ты жив остался. Тебя тогда Матерь Божия спасла; Она слышала и внимала молитвам твоей матери. А теперь вспомни, когда вы ехали на бричке, и конь рванул в сторону - бричка перевернулась. Друг с тобой сидел; он был убит, а ты остался жив". И стал Ангел приводить столько случаев, которые были с этим человеком в его жизни. Сколько раз грозила ему смерть или неприятность, и все проносило мимо его... Просто мы слепы и думаем, что все это случайно, и поэтому неблагодарны Господу за спасение нас от бед.

Для того, чтобы жить с ближними в мире, согласии и любви надо научиться друг другу уступать. Если один возмутился, из него пошел "геенский огонь", то не надо бензин возражений и возмущений подливать, потому что пламя будет еще выше. Надо смириться, перетерпеть, и пламя кончит бушевать. Мне как-то одна послушница говорит: "У меня папа и мама - безбожники, даже некрещеные. Вот, я поеду сейчас домой; если они ругаться будут, как мне себя вести?" Я ей ответил: "Не ругайся. Если кто-то из них вспыхнет, начнет тебя ругать - ты их просто выслушай. Пусть они все-все выскажут тебе, что у них на душе, на сердце... Если же начнешь оправдываться - получится скандал". Выслушай все с радостью и прими за прошлые грехи со смирением.

О страхованиях и малодушии, воле Божьей в нашей жизни и несении жизненного Креста

«Всё устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу».
Патриарх Сербский Павел

«Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя».
Преподобный Дорофей Палестинский

«Люди и народы и племена земные, если хотите вы жить на своей земле мирно и без страха, вооружайтесь оружием, имя которому – любовь» .
Святитель Николай Сербский

О страхе перед грядущими испытаниями. Где есть настоящая Вера, там есть надежда на Господа и любовь к Нему, а от любви исчезает страх – Воля Божья в нашей жизни и несение жизненного Креста – Святые угодники Божьи о терпении скорбей, ропоте, причинах страха и боязливости

Когда приходят беды и испытания, без веры очень тяжело им противостоять, если не сказать – невозможно. Только вера дает то чувство неоставленности, надежды на лучшее, дает силы терпеть и благодарить за все. Человек верующий знает, что ничего без Воли Божьей, или без Его на то попущения, не происходит, и все, что попущено Им, благим и всесильным, и любящим нас, приведет, в конце концов, к добру, и, самое главное, ко спасению. А так как верующий человек ничего в земной жизни и не ищет, кроме спасения, — то беды и скорби являются для него как бы дополнительным стимулом, толчком для духовного роста. Они, как катализатор, ускоряют процесс его восхождения к Богу. Потому настоящий христианин не боится бед, не бежит от скорбей, он со смирением склоняет голову свою пред Великим и Могущественным, попустившим в нашей жизни случиться и не приятному: «Да будет воля Твоя святая, Господи, на все. Буди имя Господне благословенно!».

В исполнении Воли Божьей мы должны учиться у Самого Господа нашего Иисуса Христа. Вся жизнь Его земная – пример в этом для нас. Но даже у Него была минутная слабость. Помните, моление о Чаше в Гефсиманском саду? — Перед предательством и распятием, перед крестными муками и позорной, с точки зрения людей, смертью? Зная, что с Ним должно произойти, Он взмолился Отцу Небесному: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия», но тут же продолжил: «впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26, 39).

И такой час настает, рано или поздно, в большей или меньшей степени (от степени готовности самой души принять посылаемое Господом) у каждого христианина. И мы должны знать это и готовиться к этому. Знать, что Воскресения без Распятия нет, и готовиться жизнью по заповедям, а для этого нужно как можно чаще, достойно, причащаться, потому что только Причастие Святых Христовых Тайн дает те силы, то терпение, ту способность все переносить, и, при этом, за все Господа благодарить! Это не человеческие силы, это действие Благодати Божьей, а потому так важно стяжать навык жизни евангельской, смиренной, молитвенной, в которую мы естественным образом входим, когда соединяемся с Господом в Таинстве Причастия. Здесь имеет большое значение ревность наша о спасении, из которой зажигается и любовь к Господу, и презрение всего земного, и страх Божий, — когда боишься, больше всего на свете, согрешить, отпасть от Господа, и память смертная, и желание молиться, читать Святое Писание, Святых Отцов… И, — как плод всех этих деяний, которые помогают нам в приобретении Божьей Благодати, — смирение вместо гордости, послушание вместо своеволия, трудолюбие вместо лености, любовь ко всем вместо осуждения, злобы и высокомерия, терпение вместо ропота, надежда вместо уныния и отчаяния, мир и покой душевный вместо безпокойства и страхования … Эти все добродетели подаются Богом, и подаются за труды наши молитвенные и телесные, за старание наше и желание жить по Богу, как Он учит, не взирая ни на что!

«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29). Смиренным преданием себя в руки Божьи, доверием к Нему и Его словам, — для чего нужно обязательно внимательно читать Евангелие каждый день и стараться исполнять прочитанное в своей жизни, — мы получаем утешение и умиротворение. Получаем, наконец, то, что искали, может быть и не осознанно, всю свою жизнь – ощущение гармонии и счастья, полноты бытия и защищенности. Душа наша успокаивается, ей больше не грозит, так явно и неминуемо, гибель за прегрешения. — Отчего нет мира в душе у грешников, отчего так часты в мире, не знающем Бога, депрессии и самоубийства! — Появляется чувство уверенности в сегодняшнем дне и будущем, проходят страхи, исчезает боязнь смерти, человек в полном смысле перерождается, становится свободным и окрыленным. Это все есть, когда есть ревность о спасении, когда стараешься жить по Евангелию, и соединяешься, таким образом, с Богом.

Если же нет, если нас не покидает страх и малодушие, если мы упрямо ищем своего, нам не хочется брать крест свой, потому что мы боимся скорбей, отчего еще более приходим в уныние, — то расположение наше духовное не верное, произошел сбой в нашей христианской жизни, что-то мы делаем не так, — и это что-то нужно обязательно найти и устранить. Иначе, нам не быть с Господом. Самообман все равно разрушится, и горе нам, если это случится тогда, когда уже ничего исправить нельзя будет! Причиной же этого не верного духовного устроения, скорее всего, есть не побежденное самолюбие , которое трусливо не хочет следовать за Христом, которое боится трудностей и бежит от скорбей, которое не хочет самоотречения, ищет своего, вместо того, чтобы спокойно и со смирением предаться в святую Волю Божью.

Что здесь важно понять? Первое, что Воля Божья – она самая благая, самая лучшая для нас, причем, как в земной жизни, так и в будущем – в вечности . Ведь Он, любящий и всесильный, неужели Он хочет нам плохого? Неужели, Он, подавая нам испытания, не даст нам и помощи, и не сможет поддержать нас на нашем пути к Нему? Ему все возможно, Он – Бог, творящий чудеса, Творец Неба и земли, разрушающий наши не полезные замыслы и хотящий всем спасения! Доверия Богу – вот чего всем нам не хватает. Было бы доверие – была бы жизнь евангельская, праведная, благочестивая, перерождающая и делающая нас святыми! В этом сила христианства – не в букве, а в духе. То есть не вычитывание правила, а молитва, — горячая и искренняя, сердечная, просящая и умоляющая о помиловании себя, своих детей, близких, своей страны, своих врагов… Не внешнее исполнение обрядов, а чистосердечная исповедь, сокрушение о своих грехах, стыд за них и желание никогда больше их не повторять; стремление к Причастию, а для этого желание как можно лучше подготовиться к нему, и ясное понимание, что ничего более важного в этом мире нет – так неужели будем лениться и нерадеть, когда Господь дает нам возможность еще мирно жить, и в Храме молиться и причащаться? Как долго еще такая возможность будет? – Никто не знает, — времена и сроки в руках Господних, и нам не полезно о них знать…

Второе. Вера – это то, что делает нас не уязвимыми для врагов видимых и не видимых, потому что на духовном уровне соединяет с Господом! Это самое драгоценное сокровище, над приобретением которого стоит потрудиться, если его все еще нет у нас, или — порой есть, порой нет, что называется маловерием, которое происходит по наущению вражьему, и с которым нужно бороться. Как Господь говорит в Евангелии: «Маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф.14, 31). — Вера творит чудеса, не объяснимые нашим рациональным, земным разумом – ведь, сколько святых действительно и по воде ходили, и горы передвигали, и мертвых воскрешали?! Не своею силою они это делали, а Божьею, потому что смогли соединиться с Ним своим духом, стать как бы единым целым с Господом, — что может быть выше этого?

И наоборот, — не верим, не просим, и потому не получаем . И чудес, — настоящих, Божьих, а не обмана бесовского, — так мало сейчас у нас. Это ведь и о нас сказано: «И не совершил там многих чудес по неверию их» (Мф.13, 58). Но Господь милостив, и знает немощи наши, и силу вражью, и потому приходит на помощь человечеству, по молитвам Своих святых, которые у Него есть, и о большинстве из которых, мир ничего не знает. И чудесами укрепляет унывающий и малодушный дух наш, особенно когда начинаются скорби, когда враг усиленно ищет погибели нашей от малодушия и отчаяния, как происходит, когда люди вступают в полосу страданий без истинной веры. Отсюда и явления Богородицы на фронтах, и в Лавре, и явления духовным людям, способным принять их со смирением и без вреда для своей души, святых угодников Божьих – и Николая Чудотворца, и Царя Николая и других святых, о чем знают православные люди, но что сокрыто пока, до времени, от остальных людей, — по неверию их.
«Что вы так боязливы, маловерные?..» (Мф.8, 26) – страх от неверия и маловерия происходит. Истинная вера прогоняет страх, потому что соединяет через любовь с Господом . А кто с Господом, тому нечего бояться. Ни болезни, ни сама смерть не страшна тому, кто уповает единственно на Бога своего и Его ищет во всех жизненных обстоятельствах и устремлениях сердечных. А раз Бог вечный, то и смерти нет, как таковой, — тело умирает, но душа-то вечна, и после смерти устремляется туда, куда был задан ей вектор в земной жизни. Нет страха смерти у истинных христиан. – И, опять же, если он есть, значит что-то не так еще в нашем духовном устроении, нужно молить Господа, чтобы Он помог справиться со своим малодушием и боязливостью.

Третье. О Кресте жизненном , что еще хочется сказать, чтобы люди не боялись его, и не отходили, таким образом, от Господа в своей жизни? — Господь в Евангелии говорит всем нам: «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10, 38); «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16, 24).

Святые отцы учат, что у каждого есть свой жизненный крест, и виден он из обстоятельств жизненных. Кто-то болен сам, у кого-то ребенок болезненный; у одной — муж алкоголик, а у другой – сын наркоман; кто-то рано лишился родителей, и стал сиротой, а кто-то рано овдовел и т.д. и т.п. Это Крест, который, хочешь — не хочешь, но нужно нести. И посылается он, как по нашим собственным грехам, так и по грехам рода, — по Божьей милости, чтобы скорбями временными и терпимыми избегнуть наказания вечного и нестерпимого. Ведь каждый грех несет с собой смерть. «Грех рождает смерть» — говорит Апостол Иаков (Иак.1, 15), и это не пустые слова, это истина, которую так пытаются скрыть сейчас от современных людей. И в Ветхом Завете читаем: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей. И в день посещения Моего Я посещу их за грех их» (Исх.32, 33-34). –
Не осознанный, и потому нераскаянный грех тянет за собой Божье посещение через скорби, болезни, страдания. Если грех народный – войны, землетрясения, эпидемии, засухи
… Это все не является злом в том понимании, как его обычно видят люди, но попущенным злом, чтобы искоренить истинное зло – грех, влекущий душу в вечную погибель, разъединяющую ее с Жизнью вечной, с Господом.

Поэтому и жизненные трудности, болезни, утраты нужно рассматривать с этой точки зрения – как узкую и скорбную дорогу, вслед за Сыном Божьим, ведущую нас, через терпение боли, унижения и несправедливости, к смирению и всепрощению, к любви ко всем людям, даже к гонящим и распинающим нас! Где
есть любовь к врагам и молитва за них, там открывается место для действия Божьей Благодати – Господь Сам заступается за тех, кто смиренно терпит и не воздает злом за зло
. Это путь Христа, путь святых и путь истинного христианина, вручающего всего себя в волю Божью, смело, без раздумий и колебаний, зная, что от Бога ничего плохого быть не может, и если Он попускает нам сейчас такие страдания, значит, именно это самый лучший путь нашего спасения! Ему виднее, что нам нужно, и что мы можем понести. Опять же, если мы не готовы к мученичеству, например, или к другим тяжким страданиям, то благой Господь нам их и не пошлет, — все по силам нашим, и по внутреннему расположению, по готовности нашей. Поэтому все наши страхи перед грядущими бедами и гонениями совершенно напрасны – Господь никому сверх его сил ничего не попускает . Будет готовность внутренняя, желание тайное пострадать за Христа, — Господь даст такой Крест, но и силы даст его терпеть! Вот о чем мы малодушно забываем, когда боимся, ропщем, унываем…
И еще один момент, — преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891) говорил: «Кто желает спастись, терпит скорби, и кто уклоняется от пути спасительного, тоже не избегает скорбей . Поэтому лучше терпеть скорби Бога ради, ради своего спасения и для очищения своих грехов, нежели страдать несмысленно, неизвестно для чего». И у святителя Иоанна Златоуста (347-407) читаем: «Если для Господа не хочешь терпеть скорби, то все же будешь терпеть скорбь, но по другим причинам, без всякой для себя пользы . Ибо завистник, корыстолюбец, привязавшийся к блуднице, тщеславный и преданный всякому другому пороку терпит многие печали и скорби… Итак, поскольку ведущий и ту, и другую жизнь необходимо должен скорбеть, то почему же не избрать жизни, которая вместе со скорбию доставляет безчисленные венцы?»

Свой Крест – он легкий, потому что по силам, и потому что, терпя и смиряясь пред волей Божьей, душа получает утешение . Если же терпения нет, если ропщем и хотим творить свою волю, то скорби переносятся тяжело, затягиваются и человек впадает в состояние депрессии, уныния и отчаяния. Ропотом мы как бы сами себя проклинаем, накликаем на себя все новые и новые бедствия. И это хорошо видно как в жизни каждого конкретного человека, так и в жизни страны, в целом. Всегда оставаясь недовольными, безконечно всех и вся критикуя, видя во всем только плохое, и не обращая внимания на истинные, духовные, причины всего происходящего, совершенно не заботясь об исправлении своей жизни, о покаянии в своих грехах, мы только туже затягиваем петли Божьего воздаяния вокруг самих себя и всей своей страны. А если учесть, что жизнь земная лишь подготовка к вечности, и что по смерти душа унаследует то место, которое заслужила своими добрыми или злыми делами (словами, мыслями), то становится понятным то благо, которое вытекает из правильного, духовного разумения всех попускаемых Богом скорбей, если переносить их терпеливо, с пользой для себя.
Как пишет святитель Иоанн Златоуст (347-407): «Если поймешь, что хочешь или не хочешь, но ты должен перенести то, что терпишь; и если станешь переносить с благодарением, то получишь весьма большую пользу, а если будешь сетовать, негодовать и роптать, то несчастия своего этим не убавишь и воздвигнешь еще большую бурю. Имея такие мысли, мы все, что бы ни случилось с нами по необходимости, будем принимать так, как бы происходило это по нашему желанию».

Преподобный авва Дорофей Палестинский (620): «Веруй, что все случающееся с нами, до самого малейшего, бывает по Промыслу Божью, и тогда ты без смущения будешь переносить все, находящее на тебя ».
«Прежде всего, брат мой, надобно сказать, что мы не знаем путей промысла Божия и потому должны предоставлять Ему устраивать все, касающееся до нас, а тем более должно поступать так теперь. Ибо если ты захочешь по человеческим мыслям судить о случающемся, вместо того, чтобы возлагать всю печаль свою на Бога, то такие помыслы лишь утрудят тебя.
Итак, когда восстанут на тебя противные помыслы и начнут утеснять тебя, ты должен взывать к Богу: «Господи! как Ты хочешь, и как Ты знаешь, устрой это дело»; ибо промысел Божий делает многое сверх нашего соображения и надежды. И иногда предполагаемое нами на опыте бывает иначе, и одним словом: во время искушения нужно иметь долготерпение и молиться, а не желать, как я сказал, и не полагать, что можно человеческими помыслами преодолеть помыслы бесовские…
Итак, сын мой, веруя, что это истинно, оставь всякий собственный помысл, хотя бы он был и разумный, и имей надежду на Бога, которая может сделать несравненно более того, что мы просим или о чем помышляем (см.: Еф.3, 20)».
«Душа человека, когда перестанет исполнять грехи на самом деле, сперва должна потрудиться в подвигах и многих скорбях, и так чрез скорби войти в святый покой, ибо многими скорбьми подобает нам внити во Царствие Божие (Деян.14, 22). Скорби привлекают душе милость Божию подобно тому, как ветры наносят благодатный дождь. Нерадение, безпечность и покой земной расслабляют и рассеивают душу, искушения же, напротив, скрепляют и соединяют с Богом, как говорит пророк: Господи, в скорби помянухом Тя (Ис.33, 2), посему-то, нам не должно ни смущаться, ни унывать в искушениях, а надобно терпеть и благодарить Бога в скорбях и всегда молиться Ему со смирением, чтобы Он сотворил милость с немощью нашей и покрыл нас от всякого искушения во славу Его».
«Но мы, спя, хотим спастись и потому изнемогаем в скорбях ; тогда как мы должны были бы благодарить Бога и считать себя блаженными, что сподобляемся немного поскорбеть здесь, дабы там обрести малый покой».

Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) сказал: «Горе сомневающемуся: дух лжи омрачит, стеснит и повергнет его в уныние и скорбь».
«Вся сила в сердце: легко на сердце – и всему человеку легко, хорошо; тяжело на сердце – и всему худо; но это облегчение вы можете найти только в вере и, значит, особенно в Церкви, как месте веры по преимуществу; здесь Бог касается очищающею благодатью Своею сердец ваших и дает вам носить Свое благое иго. Вот великий секрет, который узнать стоит всем…»
«Всякая скорбь и теснота происходят от маловерия, или от какой-либо страсти, кроющейся внутри, или от другой какой-либо нечистоты, зримой Всевидящим, и, значит, от того, что в сердце дьявол, а Христа нет в сердце. Христос — покой, свобода души и свет неизреченный».

Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891): «Три степени для спасения. Сказано у святителя Иоанна Златоустого: а) не грешить; б) согрешивши, каяться; в) кто плохо кается, тому терпеть находящие скорби».

«Всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отражает бедствие, а малодушие (недостаток терпения) есть матерь мучения, терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца. Человеку трудно найти такую силу в скорбях без Божественного дарования благодати, обретаемого неотступной молитвой и излиянием слез».

Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911): «Мы сами увеличиваем свои скорби, когда начнем роптать. Во всем нужно терпение и великодушие, как кораблю якорь, чтобы во время бури не разбился о камень».

«Ропот имеет причиной чувство собственного злополучия, а прогнать его можно славословием [Бога]. Ропот рождает ропот, а славословие рождает славословие. Если человек, встретившись с трудностями, не ропщет, но славит Бога, то диавол лопается от [злости] и идет к другому – к тому, кто ропщет, чтобы причинить ему еще большие неприятности. Ведь чем сильнее человек ропщет, тем сильнее он себя разрушает.
Иногда тангалашка окрадывает нас и учит не быть довольными ничем, тогда как все случающееся с нами можно встречать с духовной радостью и славословием и иметь благословение Божие…
В ропоте присутствует проклятье. То есть человек ропщущий все равно что проклинает себя , и потом к нему приходит гнев Божий…»

Святитель Николай Сербский (1880-1956) : «Отчего появляется страх? От отсутствия любви. В чем состоит любовь? Пусть апостол скажет за меня: …это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его (1 Ин.5, 3). Так говорит апостол любви, святой евангелист Иоанн. Как только попирается заповедь Божия, любовь как птица улетает из сердца преступника и ее место занимает страх. Страх неотделим от преступления, греха, беззакония.
…Где нарушается заповедь Божия, там рождается страх. А страх парализует и унижает человека.
Есть ли лекарство от страха, которое может исцелить человека и народ? Есть – у Всевышнего Врача. И Всевышний оставил нам рецепт этого лекарства в Ветхом и Новом Завете. Вот как написано в рецепте: Исполняйте постановления Мои и храните законы Мои и исполняйте их, и будете жить спокойно на земле (Лев.25, 18). Так устами пророка Всевышний сказал в Ветхом Завете. А в Новом Завете через апостола говорит: Совершенная любовь изгоняет страх… это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки (1 Ин.4, 18; 5, 3).
Люди и народы и племена земные, если хотите вы жить на своей земле мирно и без страха, вооружайтесь оружием, имя которому – любовь…»

В одном из писем он пишет, что является причиной страхования: «Тебя искушает бес. Один из многочисленных бесов, которые трудятся над погибелью человеческой . Пишешь, что, когда он нападает на тебя, тебе кажется, что весь мир ополчился на тебя, что кругом одни враги, что и Бог ненавидит тебя. Ты спрашивал знающих людей, тебе сказали, что это своего рода безумие. Правда, безумие, верно сказали. И Церковь тебе то же скажет, но Церковь больше скажет тебе, по собственному опыту и знанию. Она скажет тебе, от кого и почему наступает такое безумие. От беса, но по твоим грехам. Церковь и лекарство тебе выпишет – исповедь и покаяние в грехах, и бес отступит от тебя. По своей воле он никогда не отступился бы, но Господь изгонит его…
Господь всемогущ и многомилостив. Он может отогнать и отгонит от тебя беса страха, который так жестоко мучает тебя. Только признай силу и милость Божию . Затем исповедуйся в грехах, покайся и помолись усердно Всевышнему Богу. Скажи в молитве: «Господи, перед Которым трепещут бесы и всякая тварь, всемогущий и всемилостивый, прости меня, грешного, помилуй и спаси меня ради крестных мук Сына Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа!». И не сомневайся нисколько: Господь помилует тебя и отгонит от тебя это ничтожное страшилище».

Преподобный Исаак Сирин (550): «Такова воля Духа, чтобы возлюбленные Его пребывали в трудах. Не Дух Божий пребывает в тех, кои пребывают в покое . Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что живут они в скорбях; а мир гордится роскошью и покоем. Не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но паче восхотел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в нужде, в унижении, в оскорблениях, в утружденном теле, в печальных мыслях, чтоб исполнялось на них сказанное: в мире скорбни будете (Ин.16, 33). Господь знает, что живущим в покое невозможно пребывать в любви Его, и потому отказывает им в покое и услаждении оным…»

Преподобный Антоний Оптинский (1795-1865): «Конечно, легче было бы с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай; но туда со Креста дорожка проложена, ибо царствие Божие не одною или двумя, но многими скорбями достигается!»

Святитель Феофан Затворник (1815-1894): «Спасение наше на Кресте, а именно в крестных страданиях. Через напрасные скорби и страдания мы прививаемся ко Кресту Христову и из него приемлем силу крестную, очищающую, освящающую и благоволение Божие привлекающую».

Старец Паисий Святогорец (1924-1994): «Жизнь это не дом отдыха: она имеет радости, но имеет и скорби . Воскресению предшествует Распятие. Удары испытаний необходимы для спасения нашей души, ибо они ее очищают. Как и с одеждой: насколько больше мы ее трем, когда стираем, настолько чище она становится. Рыба кажется прекрасной, когда она живая плавает в море и даже когда она лежит на базаре – в чешуе и не выпотрошенная. Но в употребление она годится, только когда очистится – станет с виду безобразной и потом испечется. Так и человек: когда он сбросит с себя все мирское, то при кажущейся внешней потере жизни, мирской живости – чешуи, он выскребает из себя все ненужное, «пропекается» и тогда уже становится годным к употреблению».

Патриарх Сербский Павел (1914-2009) говорил, что «всё устраивается, если умеешь терпеть и доверяешь Богу ».

26.01.2015
Л. Очай

Величайшее дарование Божие, в котором мы больше всего нуждаемся и которое получаем весьма часто от Бога вследствие нашей молитвы, есть сердечный мир, как говорит Спаситель: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (). И радуйтесь и считайте себя богатыми, имеющими все, когда получили мир (1).

* * *

Мир и избыток жизни сердца после причащения есть величайший, неоценимый дар Господа Иисуса Христа, превосходящий все дары, относящиеся к телу и вместе взятые. Без душевного мира, при тесноте и мучении сердца, человек не может пользоваться никакими благами, ни вещественными, ни духовными, для него тогда не существует наслаждений, происходящих от чувства истины, добра и красоты, потому что подавлено и убито самое средоточие его жизни – сердце, или внутренний человек (6).

* * *

Мир есть целость, здравие души; потеря мира – потеря здравия душевного (6).

* * *

Все, что составляет меня, человека (душа), живет единственно Богом и только в соединении с Ним, а разлучившись с Ним, крайне бедствует. Но жизнь души моей составляет мир душевных моих сил, и этот мир исключительно происходит от Бога. Есть, правда, и мир плоти, но это обманчивый мир – предтеча духовной бури, о таком мире говорит Господь: «когда будут говорить (людям): «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (), но мир духовный, происходящий от Духа Божия, различается, как небо от земли, от того плотского мира. Он небесен, блаженнотворен. Мир вам, – говорил часто Господь ученикам Своим, преподавая им мир Свой, и апостолы преподавали верующим также мир Божий и желали им как первого блага мира Божия именно потому, что он составляет жизнь нашей души и свидетельствует о соединении нашей души с Богом. Отсутствие мира в душе, возмущение которым отличаются все страстные состояния души нашей, есть духовная и знак действия в сердцах наших врага нашего спасения (6).

* * *

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (). Не нарушай мира из-за тленного и преходящего, из-за своего греховного самолюбия. Возлюби мир больше всего, как Самого Господа. Да не будет ничто дороже мира и любви взаимной. Мир возлюбим, мир, мир! (6)


В наше время такие грехи, как гневливость и раздражительность, весьма распространены даже среди верующих. Не зря старец Алексий Зосимовской говорил одной супружеской паре: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы». Однако душевный мир необходимо отличать от мира духовного, то есть дара Божия. В одном из писем архиепископ Феофан (Быстров) написал: «Вы спрашиваете о мире душевном: приходит ли он совне или зависит от усилий самого человека и является своего рода искусством жить мирно? Нужно различать мир душевный и мир духовный, благодатный. Благодатный мир есть дар Святого Духа, а мир душевный зависит от нас самих...» Авва Дорофей учил оставлять всякое дело, если оно грозит потерей внутре ннего «устроения», то есть мира души.

Поговорить о душевном мире и его стяжании мы решили с иеромонахом Иосифом (Короле вым), настоятелем храма Покрова Прес вятой Богородицы на Высоком, подворья Св ято-Пафнутьева Боровского мо настыря.

- Отец Иосиф, насколько важно для православного человека стяжать душевный мир?

Господь заповедовал: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам», «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении, и Я упокою вас», «...Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». И апостол Павел говорит, что плоды Духа - это «любовь, радость, мир...» Этот мир человеку дается от Бога. Мешают стяжать этот мир страсти человеческие, которые мучают каждого. Не какие-то обстоятельства бывают причиной внутреннего неустройства души, хотя человек часто пытается бороться именно с ними. Душевный покой и сердечный мир можно найти только внутри себя, живя по заповедям Божиим.

Если рассмотрим слово смирение, то там тоже корень «мир». А смирение, как известно, - одна из главнейших добродетелей христианина. Господь призывает нас быть подражателями Ему, научившись от Него смирению Это главное качество христианина.

- «Ирини» - по-гречески «мир», благодатный духовный мир души, мир от Бога.

Да. «Ирини» - мирное, безмятежное, бесстрастное состояние духа. Есть и другое понятие «исихия» - «тишина».Слово «исихия» употребляется применительно к подвижникам, которые стремятся достичь внутренней тишины. В миру это не представляется возможным. В поисках исихии надо жить где-нибудь на Афоне в полнейшем уединении.

- В начале утреннего молитвенного правила есть замечательные слова о том, что перед тем, как начать молитву, нужно свои чувства привести в тишину.

Да, но не всегда это получается. Часто бывает, что только в процессе молитвы у человека наступает успокоение. Кто-то из святых отцов сказал: что длинные молитвенные правила нужны, чтобы мог человек отойти от суеты и успокоиться. Краткость тоже нужна, но одна из целей тех же долгих всенощных бдений и других пространных молитвословий - отрешиться от суеты и приобрести душевный мир.

- Можно ли такое внутреннее состояние тишины, образно говоря, «включать» в течение дня?

Нужно к этому стремиться. Сохранять спокойствие постоянно, при любых обстоятельствах - одна из основных задач христианина.

- Как, несмотря ни на что, сохранять внутренний мир?

Это приходит с опытом. Главная помеха здесь - страсти и, прежде всего, гнев. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Начало безгневия - молчание уст при возмущении сердца». То есть прежде всего необходимо сдерживать свои уста, когда что-то выводит из внутреннего равновесия. И когда мы раз за разом таким образом побеждаем себя, то приходит внутреннее успокоение. Стяжание внутреннего спокойствия начинается с внешнего, как и любая другая добродетель. Каждое сопротивление страсти ослабляет ее, и, наоборот, всякое потакание греху усиливает его действие. Это и есть духовная борьба. Постепенно такая внутренняя работа входит в привычку, а точнее, становится определенным состоянием души человека, несмотря на вражеские нападения через людей или обстоятельства.

- Как спокойствие-равнодушие отличить от «православного» спокойствия?

Богоугодное спокойствие основывается на смирении. У аввы Дорофея есть пример, когда у одного монаха спросили, как ему удается сохранять спокойствие, а он ответил: «Что мне на этих псов обижаться?..» Если человек - христианин, то он никого не осуждает, ни о ком плохо не думает, считая себя недостойным рабом Божиим. И на основании этого воспринимает все события спокойно, как посланные от Господа. Он благодарит Бога за все жизненные обстоятельства, даже за скорби. И мир в его душе сохраняется.

Всегда необходимо помнить: Господь ведет нас ко спасению разными путями, и часто человек должен пройти через скорби и страдания для очищения своей души.

- В народе говорят: «Что Бог ни делает - все к лучшему», и в Слове Божием написано: «любящим Бога... все содействует ко благу».

Через искушения и скорби человек должен обрести мир душевный.

- После исповеди вы говорите прихожанам, чтобы они шли домой в спокойствии и старались сохранять это состояние?

Конечно. Об этом же говорю и в процессе исповеди. Например, часто супруги пытаются воспитывать друг друга, выплескивая при этом свои гнев и раздражение. Но главное для семейных отношений - хранить мир. Здесь мы уже говорим не о внутреннем мире, а о мире в семье. Нужно уметь уступать в житейских мелочах. Более духовному супругу лучше смириться, и его вторая половина начнет исправляться, глядя на христианское поведение другого. В этом смысле смирение, душевный мир - важнее всех семейных обстоятельств. Все Господь потом устроит во благо. Нередко из-за пустяшной мелочи начинается ссора, а лучше уступить и сохранить мир.

Если же кто-то борется за правду, хочет добиться справедливости, то и это необходимо делать, сохраняя внутренний мир. Будет неправильным отстаивать правду с чувством раздражения, неприязни, злобы, вражды. Это уже от лукавого. Когда даже правое дело делается без душевного мира, оно не приносит пользы человеку, а только вред.

- Как вы считаете, почему в миру очень много раздражительных людей?

Всему виной человеческая гордость: кто-то, например, считает себя лучше другого, потому раздражается и не может успокоиться. Не принимает все как волю Божию. Раздражительность - это отсутствие смирения. Смиренный же человек все спокойно воспринимает.

- Сложно ли священнику исповедовать людей?

Если у батюшки есть контакт с исповедующимся, если он видит, что у человека наступило облегчение после таинства, то это приносит радость и удовлетворение священнослужителю. Так чаще всего и бывает. К нам в монастырь приходят люди со своими скорбями и проблемами, тем не менее, мы пониманимаем друг друга. Когда человек чувствует, что священник его понимает, то обоим становится легко: и священнику, и исповедующемуся, и после духовной беседы человек уходит со спокойной душой и хорошими чувствами.

- Наверное, батюшка больше устает, если исповедь не складывается?

Бывают разные люди. Если они наши прихожане, те, кто на причастие приходит каждую неделю, - это одно. А с теми, кто приходит на исповедь первый раз или приезжает издалека, - сложнее. У нас много прихожан-паломников, и с Божьей помощью стараемся помогать им решать их проблемы.

- Некоторые светские люди под душевным спокойствием понимают довольство собой. Это же неправильно?

Конечно. Никогда нельзя быть довольным собой. Это противоположно смирению: гордыня, духовное самолюбование приводят к состоянию прелести и падения.

- Одна девушка начала воцерковляться, а семья была против. Она обратилась к батюшке, а он ей сказал, что главное в семье - мир, и лучше пока не ходить в храм, а священник и прихожане будут за нее молиться.

Компромиссы нужны, конечно. Но каждая ситуация индивидуальна. А если говорить в общем: в воскресный день надо, несмотря ни на что, идти в храм. Но я согласен, что не должно быть конфликтов и скандалов в семье. Бывает, человеку явно мешают идти к Богу. В какой-то ситуации, возможно, нужно и потерпеть «гонения» от родственников. Родители той девушки постепенно успокоятся, в какой-то степени через них действует лукавый. Нельзя потакать этому, отказываясь от спасительной веры Христовой.

- А если человек расстроен, получил неприятное известие. Как ему успокоиться?

Нужно помнить, что все посылается от Бога, и благодарить Его за все. Есть даже акафист «Слава Богу за все». Надо стараться спокойно относиться к разным обстоятельствам жизни. Но некоторые из них мы не можем воспринимать спокойно, поскольку мы живые люди. Потерю родственников или другие скорбные обстоятельства человеку свойственно воспринимать эмоционально. Но в отличие от неверующих, мы не должны впадать в панику, доходить до отчаяния и заставлять страдать других. В молитве и уповании на Бога мы черпаем силы.

- Как тем, кто живет в миру, отойти от суеты?

С утра хорошо читать молитву оптинских старцев, где есть такие слова: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день...» Надо помнить о том, что все происходит по Промыслу Божию. Как сказано в той же молитве оптинских старцев: «Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой...». Если человек это понимает, то все воспринимает правильно. Если, допустим, на работе, человек ведет себя спокойно, то и другие вокруг него будут успокаиваться. Как преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся...»

- Кстати, как правильно понимать «дух мирен»?

Это духовный мир, который ничем не возмущается, ничем не раздражается. Это не душевное состояние, а духовное. Оно достигается именно борьбой со страстями, годами непрестанной внутренней работы над собой. Когда человек благодушно терпит оскорбления, не помнит зла и правильно воспринимает неприятности в жизни, то постепенно доходит до состояния, когда со спокойствием и благодарностью относится ко всему, что с ним происходит.

- Следовательно, существует прямая зависимость между духовностью и спокойствием. Чем человек духовнее, тем должен быть спокойнее.

Да. От природы по темпераменту все люди разные. Кому-то это бывает тяжелее, кому-то легче.

- Святой Ефрем Сирин писал, что сам поначалу был весьма раздражительным...

Тем не менее, все мы должны стремиться к приобретению душевного мира. А страсти у каждого свои, и с ними нужно бороться.

- Способствует ли обретению спокойствия физическая нагрузка, например, занятия спортом?

Да. В городских условиях сейчас нет иного способа дать телу достаточную физическую нагрузку, кроме как с помощью физкультуры. А вообще святые отцы всегда советовали трудиться. В молитве человеку тяжело успокоиться, а в труде он находит успокоение от помыслов и суеты. Это одно из средств. Молитва и труд приводят к состоянию внутреннего успокоения. Молиться бывает тяжело, особенно в состоянии, когда человек раздражен, а труд успокаивает.

Если навязчивые мысли не дают человеку покоя, как с ними бороться?

Они бывают разных видов. У святых отцов об этом можно почитать. Есть хульные помыслы, в которых подробно не исповедуются, а есть навязчивые. Все люди разные. Например, у женщин часто бывает очень развита мнительность, тяжело им бывает от этого уйти. Святые учат: если хульные помыслы приходят, то говори: «Не мое это, не принимаю». Это состояние не от Бога, поскольку дурные мысли человеку всевает враг рода человеческого. Греха в этом нет.

От многих невоцерковленных людей приходилось слышать: «Когда заходим в храм поставить свечку, все успокаивает, умиротворяет».

Этому способствует атмосфера храма - Царства Божия на земле. В любом храме это чувствуется. Заходя туда, человек попадает в другой мир. Дом Божий, даже среди суетной Москвы и любого большого города, как островок умиротворения. Когда люди туда заходят хотя бы поставить свечу, то, по-мирски говоря, они «заряжаются» благодатью. Мы это объясняем духовно: побыв в храме даже несколько минут, люди получают от Бога благодать, выходят уже другими. От сердечного настроя человека тоже многое зависит. Он может прийти в храм просто формально, тогда благодать не коснется его: Бог зрит на наши сердца. Если человек готов принять благодать, милость Божию - он принимает. Чаще всего в монастыре мы видим хороших людей. Благоговейные к нам люди приходят, потому и получают просимое от Бога, и изменяются к лучшему.

Еще успокаивает, когда думаешь о другом человеке только хорошее, видишь в нем только положительные черты.

Да, особенно, если это касается наших близких или сослуживцев. Конечно, видеть в людях необходимо только хорошее, понимая при этом: у каждого свои недостатки.

Тем более, что Бог дает силу быть любящим и добрым.

Да. В каждом человеке мы стараемся видеть образ Божий, его хорошие качества и не замечать ничего плохого. А если видим что-то негативное, то относимся к этому как к немощи человеческой, как к болезни. Например, видим, что в миру молодежь грех творит, но у нас нет плохого чувства. Есть чувство жалости, сострадания. Жалко поколение, которое пропадает. Мы любим грешника, но ненавидим грех.

А если творить Иисусову молитву, это тоже способствует спокойствию?

Да. Некоторые святые отцы говорят, что заниматься умным деланием тяжело, сложно и даже опасно - можно в прелесть впасть. Но есть опыт святых отцов, которые советуют, как правильно это делать. Известно, что оптинские старцы благословляли своих уже воцерковленных духовных чад заниматься Иисусовой молитвой. Очень большую силу она имеет. Помогает, прежде всего, успокаивать свои страсти, находить душевный мир во всех обстоятельствах. Она краткая, поэтому ей удобно молиться в течение дня. Человеку легче сосредоточиться на словах краткой молитвы, чем длинной. В миру, конечно, сложно этим заниматься, но все равно к этому призывают все, про это много книг написано, «Добротолюбие для мирян», например.

Читал о том, что помогает обрести душевный мир богомыслие. Что это такое?

Это чтение Священного Писания, духовной литературы и размышление о Божественном. Если какое-то слово Священного Писания касается сердца человека, то святые советуют остановиться и поразмышлять над ним.

И вообще чтение Священного Писания и духовной литературы успокаивает. Конечно, иной раз тяжело бывает человеку приступить к душеполезному чтению, но все равно надо понудить себя к этому. Надо потрудиться. Чтение очень помогает.

Православный психотерапевт Д.А. Авдеев советует для успокоения научиться переключать внимание: «Переключение - простой и эффективный прием. Все знают, как успокаивает прогулка по лесной тропинке (послушать пение птиц, полюбоваться цветами) или занятие рукоделием. Одному доставляет радость работа на даче, другому - встреча с другом. Умение отдыхать с пользой для души - премудрость, которая стоит того, чтобы ею овладеть. Уединение и безмолвие совершенно необходимы. Каждому из нас нужно на время уединяться (хотя бы на полчаса), безмолвствовать, привести в порядок мысли, помолиться в тишине, отключиться от повседневных забот, побыть наедине с Богом и самим собой».

Конечно, нужно уметь отвлекаться. Бывает, поговорил с кем-то человек, поспорил, и начинает внутри себя переживать заново ситуацию: почему я это не сказал, так не сделал и т.д. Чаще всего это ни к чему хорошему не приводит. И вообще житейские споры не приводят ни к смирению, ни к добру. Когда беседуют два смиренных человека, готовых друг друга услышать, истина может и родиться. Но это редкий случай. А когда они не слышат друг друга, истина не родится. Мы это часто видим. Просто общаюсь с супругами, иногда мирю их.

А чаще обращаются женщины или мужчины по поводу разногласий в семье?

Когда один священник венчал пару и ведет ее, то бывает по-разному. Хорошо, когда к одному священнику ходят муж и жена. Если жена одна ходит - это сложнее. В таком случае просто говорю ей, чтобы смирялась, терпела. Когда один человек начинает исправляться, то и другой исправится. Но надо прийти к этому состоянию смирения.

А обращаются ли к вам, допустим, свекровь с невесткой по случаю разногласий?

Отец Андрей Ткачев говорит, что современные родители нарушают заповедь Божию: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей». А родители вмешиваются в отношения детей-супругов. Даже часто разрушение браков происходит из-за этого.

В таких случаях говорим, что если есть возможность - нужно жить отдельно от взрослых детей. А нет такой возможности - с любовью терпеть, молчать. Раз Господь такой крест послал, то надо его нести. Значит, такой период жизни, надо потерпеть... Раньше наши родители, бабушки, дедушки жили в одном доме и по двадцать человек - нормально, дружно жили.

А что вы еще хотели бы сказать по нашей теме?

Без мира душевного никакая добродетель не принесет пользы, никакое дело не совершится во благо. Мир в душе должен быть в любой ситуации. Это особенно необходимо в современном обществе, где кипят страсти и суета.

Беседовал

Андрей Сигутин