Грузовые Автомобили

Святая мученица людмила чешская (†921). Град святой людмилы

Святая мученица ЛЮДМИЛА ЧЕШСКАЯ (†921)

Нигде нет такого количества женщин, носящих славное святое имя - Людмила, как у нас в России. Даже в Чехии, на родине великой святой, имя ее почти забыто.

Святая Людмила родилась в 860 году в семье сербского князя Славибора. Совсем молодой ее выдали замуж в далекий по тем временам край - в Чехию, за князя Боривоя из рода Пржемысловичей. Брак Людмилы и Боривоя положил начало процессу объединения племён на
территории нынешней Чехии. По свидетельству ряда документов молодая княгиня была образована, знала несколько языков, в том числе греческий и латынь.


В то время и она, и молодой князь были язычниками, однако вскоре они познакомились с великим просветителем - Мефодием. Видимо, этот создатель славянской письменности, переводчик греческого, арамейского, латинского и других языков произвел большое впечатление на княжескую чету, и в 882 году они в его присутствии приняли таинство крещения в Великой Моравии, в Велеградском храме. По возвращении в Чехию молодые супруги возвели первый на своей земле христианский храм в честь святого Климента в Левом Градце. Вместе приняв крещение, благочестивые супруги способствовали распространению Православия в Чешских землях: созидали в своем княжестве храмы, приглашали священников для совершения в них Богослужений. В период княжения Боривоя и Людмилы на Чешской земле был построен и второй христианский храм в честь Пречистой Богородицы.

У супругов было двое сыновей и четыре (по некоторым сведениям — одна) дочери, которых они воспитывали в страхе Божием. Князь Боривой умер рано, 36-ти лет, оставив вдовой молодую 29-летнюю княгиню. Старший сын княжеской четы, Спитигнев, также прожил недолго, и на престол вступил а младший сын Вратислав. Фактически же государством долгое время управляла его мать Людмила, которая осталась в народной памяти как мудрая правительница. Княгиня вела праведную жизнь, способствовала распространению христианства в Чехии, помогала больным и обездоленным.

Но язычество еще жило между жителями Чехии и особенно крепко сохранялось оно между соседними Полабскими славянами. К сожалению дела немецкого романизма не только не сближали местных славян с христианством, но напротив питали в них сильную вражду против него. Жена кн. Вратислава Драгомира была урожденная княжна Браниборо-Стодеранская. Латинские предания называют Драгомиру язычницей, но это представляется весьма сомнительным. Быть не могло, чтобы в таком глубоко христианском семействе, каково было семейство князя Боривоя, жена князя христианина была не крещенной. Но не подлежит сомнению, что она не была искренней христианкой, была горда и зла и по гордости дорожила всем славянским, в том числе и языческою жизнью. Ненависть к христианству, воспитанная в Полабских славянах жестокостями немецких миссионеров и властителей, являлась и в ней.

У них было двое сыновей — Вячеслав и Болеслав, которые совсем не походили один на другого: Вячеслав характером и делами напоминал своего доброго отца, покровительствовавшего христианской вере, в Болеславе отразились качества нечестивой Драгомиры. Воспитание Вячеслава, который по праву первенства должен был наследовать престол, князь Вратислав поручил своей благочестивой матери — святой Людмиле. Воспитанием же Болеслава занималась Драгомира.

Ненавидя свекровь, княгиня Драгомира при жизни мужа не дерзнула предпринять против нее ничего серьезного. Блаженная Людмила, невзирая на все козни невестки, соблюдала внука своего Вячеслава в законе христианском. Чувствуя приближение кончины, князь Вратислав хотел еще при жизни утвердить юного Вячеслава на прародительском престоле. Он созвал всех своих именитых князей, епископа и церковный клир в соборный храм Пречистой Богородицы и после Божественной литургии возвел отрока на ступени алтаря, где юного Вячеслава благословил епископ.

В 921 году князь Вратислав скончался, и власть перешла в руки несовершеннолетнего отрока Вячеслава (Вацлава или Венчеслава). Сеймом Чехии был издан указ, согласно которому регентшей страны назначалась Драгомира, мать Вацлава. Людмиле же, его бабушке, было поручено заниматься воспитанием и образованием внука.


Святая воспитала внука Вацлава в христианской вере, обучила его немецкому языку, выполняла с ним перевод с латыни и греческого текстов Святого писания. Однако этим была недовольна Драгомира, которая пыталась вытеснить из сознания чешского народа христианские традиции. Она приблизила к себе людей худых и даже язычников, которых еще много оставалось в княжестве. Она стала отменять порядки, которые введены были Боривоем и Вратиславом для ослабления язычества, а по всей Чехии начали сооружаться идольские капища.

Святая Людмила открыто выразила свое недовольство невестке. В душе Драгомиры властолюбивые амбиции сплелись с языческим безумством, в результате чего Драгомира замыслила убить свою свекровь. Следуя слову Писания - удаляться от всякого зла, святая Людмила уехала из столицы в город Тетин, где стала вести свою жизнь в молитве, рукоделии и благотворении. Но мстительная Драгомира нашла ее и здесь.

Двое убийц были посланы ею на княжеский двор в Тетин. В ночь с 15 на 16 сентября , выломав двери дворца, они ворвались к Людмиле, когда она молилась в домашней молельне. «Так ли помните благодеяния мои?» - сказала добрая княгиня. Людмила, видя, что ее хотят удушить, просила поразить ее мечом, чтобы вместе с мучениками пролить кровь за Христа. Но убийцы, зная, что пролитие крови у христиан было непременным условием для признания мученичества, задушили княгиню. Предположительно, в качестве орудия убийства была использована вуаль княгини, которая впоследствии стала ее символом. Душа мученицы отправилась в вечные селения, а тело ее было погребено без церковного отпевания под городской стеной Тетина.

Но Господь прославил место погребения своей угодницы многими чудесами: каждую ночь над тем местом являлись горящие свечи. Один слепец прозрел, когда коснулся земли с могилы святой Людмилы. Услышав о таких чудесных знамениях, внук святой Людмилы Вячеслав совершил перенесение ее мощей в Прагу и положил их в базилике святого Георгия (чеш. Св. Йиржи) на Пражском граде, где они покоятся и по сей день. Позднее ее святую главу отделили от тела и сейчас она хранится в золотом шлеме вместе с другими великими чешскими реликвиями в Соборе Святого Вита в Градчанах - главном храме Чехии, построенным внуком Св. Людмилы - Вацлавом Святым (Вернее Св.Вацлав начал его строить, но скоро умер и был похоронен в одном из пределов храма).

Вячеслав, тяжело переживающий потерю бабушки, поддавшись на лукавые советы бояр, изгнал свою мать, Драгомиру, в город Будеч. Но вскоре князь, воспитанный святой Людмилой в христианских традициях, вспомнив заповедь о почитании родителей, раскаялся, понял, что не
вправе судить свою мать, призвал ее обратно в столицу и окружил почтительной заботой и любовью. Ожесточившееся сердце Драгомиры было тронуто добротой сына-христианина, она увидела новым духовным взором весь ужас совершенного ей преступления, и кающейся грешницей вернулась в Христову веру. «Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10, 12), поняв эту истину, Драгомира стала верной помощницей святого Вячеслава в делах государственных и в делах благочестия.

Святая Людмила, первая чешская святая и мученица, стала покровительницей своей родной земли (часто ее называют «matka české země»), также ее считают покровительницей бабушек, матерей и христианских воспитателей и учителей. Ее статуя установлена на Карловом мосту, среди скульптур самых почитаемых чешских святых. Почетное место занимает ее изображение и на постаменте памятника Святого Вацлава, установленного в самом центре Праги, на Вацлавской площади. Не случайно в конце 19 века, когда начался процесс за обретение Чехией национальной независимости, в Праге был построен огромный Собор Святой Людмилы, в сооружении и оформлении которого приняли участие практически все известные чешские деятели культуры.


Как святая княгиня Ольга обратила к вере своего внука князя Владимира, так и в Чехии, только веком раньше, святая Людмила воспитала в Христианской вере своего внука Вячеслава. Неслучайно память святых Людмилы и Вячеслава на Руси чтилась уже при равноапостольном князе Владимире и его сыновьях.


Сегодня католическая базилика св. Георгия в Праге , где находятся мощи св. Людмилы, стала музеем. Доступ к гробнице святой возможен только во время служб, которые совершаются крайне редко. Однако, если принести цветы для святой, то кованые двери капеллы (по-нашему - придела ) святой Людмилы открывают, и можно пройти и приложиться к раке, у которой теплится православная лампадка.


В Москве в храме Свт. Николая в Котельниках (Подворье Чешских Земель и Словакии) находится ковчежец с частицей мощей св. Людмилы. Ежегодно 29 сентября в день памяти святой здесь совершается торжественное богослужение и со всей Москвы и ее окрестностей собирается множество Людмил, чтобы почить память своей небесной покровительницы.



Тропарь, глас 4
Оставльша тьму идолослужения и с горячей любовию прияв свет православныя веры Христовы, явися ты, святая Людмило, яко звезда утренняя, и светом святости твоея истинный день Богопочитания в Честей земли начав.

Кондак, глас 4
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубице к небеси возлетела еси, Людмило, тем же моли присно за чтущия тя.

Молитва мученице Людмиле, княгине Чешской
О, святая угоднице Христова, мученице княгине Людмило, первоугоднице Чешския страны и стольнаго града Праги украшение, теплая о нас пред Богом молитвеннице! Се мы, многогрешнии, смиренно припадающе, молим тя: не попусти нам погибнути в тине грехов наших, но вознеси о нас моление ко Господу, да помилует нас и дарует нам покаяние. О, преблагая мати Людмило! Не забуди посещати чад твоих, аще бо и преставилася еси от нас в Небесныя обители, вкупе со внуком твоим, святым мучеником Вячеславом. Темже, святая прамати его, испроси и нам, грешным, Божие благословение на чада наша и на всех нас, да и мы, многогрешнии, возблагодарим Господа за подаяние Его благодати и купно с тобою да прославим Отца и Сына и Святаго Духа и твое великое заступление о нас во веки веков. А минь.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Здравствуйте, дорогие читатели. Храм Святой Людмилы в Праге строили и оформляли самые известные на конец XIX века скульпторы и художники Чехии. Поэтому можете себе представить, насколько выдающимся получился этот костел. Он действует до сих пор. Одно из знаменитейших зданий города.

Административный округ Прага 2. Исторический .

Храм Святой Людмилы (Kostel svaté Ludmily) – это образец неоготики, расположенный на площади Мира, район Винограды.

Строился он в 1888—1892 годах по проекту, подготовленному Йосефом Моцкером.

Построен приходской костел был в честь первой чешской святой – Людмилы.

Родилась Людмила в IХ веке в семье князей Пшованов. Приняв христианство после замужества, она вместе с супругом начала строить храмы и вести миссионерскую деятельность. По некоторым данным, Людмила была образована, владела иностранными языками.

После смерти мужа она раздала свое состояние нищим, а затем продолжила воспитание детей одна.

Когда на престол взошел ее младший сын, она во многом помогала ему.

После его кончины к власти пришел 18 летний внук Людмилы Вацлав.

Родная мать Вацлава не была христианкой и люто ненавидела Людмилу за христианское воспитание сына. Она устроила заговор, в результате которого Людмила была задушена своей вуалью во время молитвы.

Святая Людмила была канонизирована в XII столетии.

Костёл

Теперь вернемся к самому храму. Интересно, что на месте этого здания ранее располагались постройки совсем иного толка: там находились зверинец и цирк.

Помимо самого Йосефа Моцкера, строительством, а также декорированием костела занимались: Й.В. Мысльбек, Й. Чапек, А. Прохазка, Ф. Женишек. Руке Мысльбека принадлежат две известные скульптуры, украшающие фасад здания – статуя Святого Вацлава, Святой Людмилы.

Главный алтарь храма создал Антонин Турек.

В 1893 году костел был освящен пражским епископом.

На строительство этого сооружения была потрачена колоссальная сумма почти в 370 тысяч гульденов.

Причем только меньшую часть этих денег выделило правительство, остальная часть была собрана из взносов горожан и города Винограды.

Колокола

На башнях храма установлены четыре колокола с именами Вацлав, Прокоп, Войтех, Людмила.

В период Первой мировой колокола использовались для военных нужд, а у костела остался только один похоронный колокол. От частого использования он скоро треснул.

К 1925 году был организован сбор средств на изготовление пяти новых колоколов. В этот же год их освятили. Новые колокола посвящены тем же святым, что и их предшественники.

Сейчас в ареале храма периодически проходят концерты, ярмарки и благотворительные распродажи. Можно посетить здание и во время служб.

Особенности архитектуры и интерьера

Этот костел – неоготическая псевдобазилика с двумя башнями, каждая из которых имеет два колокола и завершается острыми шпилями.

Тимпан центрального портала украшает рельеф, изображающий Христа, благословляющего Святого Вацлава.

Также главный фасад украшают фигуры святых Кирилла и Мефодия, Прокопа и Войтеха.

К главному входу ведет массивная лестница.

Внутри костел не менее великолепен.

Витражи окон здесь расписаны знаменитыми художниками. На них изображены святые.

Кафедра создана резчиком Й. Зика. Ее украшают скульптуры работы А. Прохазка.

Стены главного нефа изобилуют фресками.

16-метровый алтарь украшен драгоценными камнями. Рядом с ним располагается фреска с эпизодами жизни Людмилы.

Также заслуживают отдельного внимания боковые алтари.

  • Левый посвящен Деве Марии и покровителям Чехии.
  • Правый – Кириллу и Мефодию, Людмиле Чешской, ее мужу.

Также в храме есть орган, состоящий из 3 тысяч труб.

Время работы

Посетить храм можно только во время служб.

Сайт: www.ludmilavinohrady.cz

Как добраться

  • На трамвае
    №№16, 22, 51, 59 до остановки Náměstí Míru.
  • На метро
    До станции Náměstí Míru.

Адрес: Náměstí Míru, Praha 2

Храм святой Людмилы на карте

Желаем вам разнообразных маршрутов. Спасибо, что читаете нас. До свидания!

Храм святой мученицы Людмилы княгини Чешской на Сибирской площади в Праге - отнюдь не туристическое место и попасть в него можно только во время службы. С момента своего освящения церковь считается главным храмом на территории Чешской республики.

Расписание богослужений доступно на храма, обновляется на месяц вперёд.

Архитектура

Снаружи о духовном назначении круглого сооружения напоминает лишь табличка и икона над входом. Площадь помещения нового храма составляет примерно 480 м2. Первый этап реконструкции здания, предполагающий обустройство интерьера, практически завершен. На втором этапе планируется строительство куполов и колокольни. Тем не менее, пока неясно как удастся совместить советскую архитектуру с традиционными православными куполами.

Просторное помещение храма оказалось удивительно удачно сориентированным на восток, поэтому для создания алтаря практически ничего не пришлось переделывать. Традиционный деревянный алтарь с резными элементами находится в дальней части зала, перед ним расположен престол. Центральное место на алтарном иконостасе занимают лики Иисуса, Пресвятой Богородицы и покровительницы храма св. Людмилы, остальные части заполнены библейскими сюжетами и изображением архангелов. На стенах расположен ряд икон с ликами св. Николая, Анны, Петра, Павла и других православных святых. Форму помещения подчеркивает огромная круглая люстра с кружевным узором и имитацией свечей, занимающая центр потолка.

История

Святая Людмила считается покровительницей Чехии. Вместе с мужем князем Борживоем она способствовала распространению православия среди чехов и была убита представителями язычников. В 2004 году в день празднования юбилея Георгиевского храма при российском посольстве, икона первой чешской святой с частицей мощей была передана для основания будущего храма.

Новый храм занимает помещение бывшего выставочного зала торгпредства, построенного в 1970-х годах и ныне переданного по приказу президента РФ в пользование русской церкви. В советские времена в помещении проходили выставки строительной и сельскохозяйственной техники, а в последнее время здесь можно было увидеть небольшую экспозицию ретро-автомобилей.

Храм святой Людмилы, ставший третьим православным храмом Московского патриархата в Чехии, был освящен в конце декабря 2012 года. Действующая церковь св. Георгия Победоносца в Праге и церковь св. Петра и Павла в , освященные в 1999 и 1897 году соответственно, также принадлежат Русской Православной Церкви.


До освящения нового православного храма на Сибирской площади посольским храмом считалась церковь Георгия Победоносца, расположенная во дворе российского посольства. Однако режимность территории посольства и небольшая площадь храма создавали для верующих некоторые неудобства. Именно поэтому для нового храма было выбрано большое помещение, которое сегодня вмещает до 1000 человек. Планируется, что в будущем при церкви будет открыта воскресная школа и духовный центр.

В пражском районе Винограды расположен храм святой Людмилы – доминирующая готическая постройка, которая хорошо видна из любой точки площади Мира и прилегающих улиц.

Действующий костел святой Людмилы принадлежит Католической Церкви. В нем проходят пышные богослужения, на которые собираются верующие со всего района.

Храм открыли в 1893 году после продолжительных работ, в которых были задействованы многие известные архитекторы и художники того времени. Главная покровительница костела – святая Людмила – очень почитается в Чехии. Она была княгиней, посвятила большое количество времени обучению простых людей, поддерживала многие церкви.

Базилика, построенная в неоготическом стиле, украшена двумя 60-метровыми башнями, где расположены колокола. Храм производит двоякое впечатление: темный кирпич, узкие стрельчатые окна, массивность конструкции внушают страх перед величием Господа, а летящий силуэт церкви, словно устремленный вверх, дарит веру в чудеса. Церковь вытянута по вертикали, что, впрочем, является стандартным архитектурным приемом в готических и неоготических постройках.

На тимпане над входом можно увидеть изображения святой Людмилы и святого Вацлава.

Внутренние интерьеры отличаются торжественностью и роскошью. Интересны витражные окна, на которых изображены сцены из истории Чехии. Готические потолки украшены цветочным орнаментом, высокие тонкие колонны декорированы крестами, фрески, написанные яркими красками, кажутся напоенными светом и божественной энергией.

29 декабря 2012 года при Посольстве Российской Федерации в Праге был освящен новый храм в честь святой мученицы Людмилы, княгини Чешской. Чин малого освящения совершил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк. Перед освящением храма с архиепископом Марком побеседовала шеф-редактор “Пражского телеграфа” Наталья Судленкова.

– Для Чехии открытие нового храма Русской Православной Церкви – это крупное событие. Можно ли его назвать прецедентом с точки зрения всей зарубежной деятельности Русской Православной Церкви?

– За рубежом мы открываем храмы достаточно часто. Конечно, не всегда это наши храмы, нередко мы пользуемся гостеприимством других конфессий. Это характерно для тех стран, где сразу появилось большое количество православных. Например, у нас пятьдесят две общины в Италии, но из них подавляющее большинство своих храмов не имеет. Службы проходят в католических храмах, куда нас либо пускают по доброй воле просто на безвозмездных основаниях, либо платится какая-то небольшая аренда.

Есть храмы, которые мы строим за рубежом, но это, как правило, исключительное явление, либо мы приобретаем здания, где обустраиваются храмы. Создание храма святой Людмилы Чешской в Праге – это событие в своем роде уникальное. Здание храма – это светское помещение гражданского назначения, выставочный павильон, который использовался в сугубо светских целях. Распоряжением Президента РФ оно передано в пользование Русской Православной Церкви для создания храма, который, по сути, является посольским.

– Фактически, передача помещения, принадлежащего российскому государству, Русской Православной Церкви – это прецедент. Чем его можно объяснить? Почему этого не произошло ранее?

– Это решение руководства РФ говорит о многих положительных тенденциях. Государство Российское теперь уже понимает, что наиболее здоровые силы соотечественников, те, кто настроен на позитивную деятельность, объединяются вокруг храмов. Для них храм – это не только место богослужения, но и в целом центр общения и объединения русской диаспоры. Мы благодарны за это здание, хотя надо сказать, что оно находилось в плачевном состоянии, и пришлось сделать очень много капитальных вложений, люди жертвовали деньги на создание этого храма, и ремонт еще далеко не закончен.

Когда я зашел сегодня в храм, я не узнал помещение. Сейчас это уже действительно настоящий храм, причем удивительно, что здание оказалось ориентировано на восток, то есть, для создания алтаря не нужно было ничего капитально переделывать. Круг – это символ вечности, поэтому и сама форма этого строения уже располагает к тому, чтобы в этом помещении храм разместился безо всякого ущерба с точки зрения канонов.

– Тем не менее, нет ли внутреннего противоречия в том, что мирское по своей сути здание будет служить церковным целям, ведь храм – это не просто стены или правильное расположение алтаря, но и нечто гораздо большее?

– Я не вижу никакого противоречия. Если вспомнить историю христианства, то храмы создавались и в местах, которые служили местом языческих культов. Например, афинский Акрополь, да и многие другие храмы и в Греции, и в Риме были языческими, а затем были освящены, т.е. там, где приносились жертвы идолам, стало славиться имя Единого Бога. Не случайно говорится в Евангелии, что и солнце проходит не только места чистые, хорошие и благоприятные, но и места скверные, однако оно при этом не оскверняется. Все освящается и благословляется молитвой.

– Сколько верующих, по Вашим оценкам, сможет вместить новый храм?

– Храм святой Людмилы Чешской станет самым большим православным храмом Праги, и это логично, потому что русская община в Праге весьма и весьма значительна. Здесь могут размещаться на праздничных богослужениях более тысячи человек. Сюда переместилась община, которая ранее посещала храм Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Чешской Республике, но там было не очень удобно, потому что на территории посольства действует пропускной режим, да и храм сам маленький. Там с трудом помещалось 100 человек, а на Пасху, к примеру, приходит на богослужение до полутора тысяч верующих. Мы ждали открытия нового храма восемь лет.

Кроме того, этот храм мы сможем активно использовать и для прихожан Православной Церкви Чешских Земель и Словакии, для местных жителей, пражан. Здесь можно проводить праздничные богослужения с участием чешского духовенства и верующих Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

– Не противоречит ли создание нового храма Русской Православной Церкви на территории Православной Церкви Чешских земель и Словакии неписаным правилам взаимоотношений сестринских Церквей, в рамках которых не принято открывать храмы одной Церкви на канонической территории другой?

– У нас есть традиция открытия подворий – в Москве есть подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии, а в Карловых Варах есть подворье Русской Православной Церкви. Подворья могут создаваться исключительно на взаимной основе. Храм святой Людмилы Чешской имеет статус посольского храма, он не вполне попадает под общие юрисдикционные канонические рамки, в каком-то смысле он и территориально, и канонически является экстерриториальным. Мы провели необходимые переговоры с Православной Церковью Чешских земель и Словакии, и сама идея обустройства храма была положительно воспринята чешским духовенством. Создание храма послужит делу христианской миссии, и пользу получат обе Церкви – и Русская Православная Церковь, и Православная Церковь Чешских земель и Словакии.

– Во многих европейских странах наблюдается тенденция к падению интереса жителей этих государств к религии. Вплоть до того, что общины и муниципалитеты продают храмы, либо сдают их в аренду для проведения акций или концертов. В то же время в Православии очевидна противоположная тенденция – открытие новых храмов. С чем это связано?

– Во-первых, с большим притоком людей за границу. Но я бы не сказал, что у нас все гладко, у нас тоже есть приходы, где снизилась численность в общинах.

Например, у нас есть приход в Иране, там сейчас мало прихожан, снижается численность прихожан и в африканских странах, например, в Марокко. В Канаде в сельских местностях, где раньше было много людей, которые жили на фермах и посещали храмы, теперь богослужения совершаются по очереди в разных храмах, поскольку многие люди покидают фермы и уезжают в города.

В целом процессы глобализации и урбанизации оказывают свое влияние и на православные храмы, но, слава Богу, что все-таки в России и в других странах русского мира, и за рубежом у нас пока нет такой проблемы как необходимость использовать православные храмы не по назначению и, слава Богу, мы их не продаем.

– Можно ли говорить о том, что у католицизма и Православия есть общие внешние угрозы, перед лицом которых эти конфессии могли бы объединиться?

– Конечно, такие угрозы есть. Во-первых, я бы назвал такой угрозой христианофобию. Мы видим в некоторых случаях, что христиан преследуют по разным причинам, причем эта агрессия идет, как стороны представителей других религий, так и со стороны воинствующего секуляризма. Но, с другой стороны, это в целом проблема отхода от христианских ценностей, что мы видим в разных странах на самых разных примерах.

Несколько лет назад представители Евросоюза отказались упоминать о христианстве в преамбуле европейской Конституции, в разных традиционно христианских странах, например, во Франции, обсуждается вопрос о разрешении браков для однополых пар. В Дании недавно был принят закон, согласно которому в храмах государственной лютеранской церкви должны венчать однополые браки. Фактически речь идет о прямом давлении светской системы на церковь, грубом вмешательстве в жизнь людей и попрании христианских ценностей.

– Насколько серьезна угроза со стороны квазихристианских конфессий, например, неопротестантов и разного рода сектантских организаций?

– Это тоже проблема, которая мешает и угрожает христианскому миру. И, к сожалению, есть более общая проблема: люди сейчас привыкли к суррогатам. Посмотрите – много ли людей пьет чистую природную воду? Многие предпочитает “Пепси-колу” или “Фанту” и т.д. Люди теряют вкус здоровой пищи и правильных напитков, то же самое происходит и в отношении веры. Многие люди пользуются суррогатами, потому что в наш век так получается: кто активней, тот и успевает перехватить инициативу, и, к сожалению, люди нередко обольщаются на какие-то ложные посулы. Но очень часто люди уходят туда, потом возвращаются, понимая, что там ничего, кроме пустоты, нет.

Наталья СУДЛЕНКОВА