Бизнес грузоперевозок

Сын исаака. Ночь в гефсиманском саду

Первые годы семейной жизни Исаака прошли еще при жизни его престарелого отца-патриарха. Он был единственным наследником всех обетований Авраама, но и он, подобно отцу своему, должен был подвергнуться испытанию в своей вере. Жена его Ревекка была бездетна в течение двадцати лет, но он не отчаивался и молился Господу. «И Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его». Перед самыми родами случилось нечто необычное, встревожившее Ревекку; но она успокоена была откровением, что у нее родятся два сына-близнеца, «и два различных народа произойдут из утробы ее», «один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему», т. е. что вопреки обычному порядку первородный не будет владеть правом первородства, с которым соединялись все великие обетования, данные потомству Авраама. Откровение это глубоко запало в душу Ревекки и послужило руководством для нее в последующей жизни. Ревекка действительно разрешилась двумя близнецами: «первый вышел красный весь, как кожа косматый, и нарекли ему имя Исав (косматый); потом вышел брат его, держась рукою своей за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков (т. е. держащийся за пяту)».

Сообразно с этим оказался и характер братьев-близнецов. Когда они выросли, «Исав стал человеком искусным в звероловстве, человеком полей, а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах». Как нередко бывает, родители относились с некоторым пристрастием к избранным любимцам, и замечательно, что спокойный, кроткий Исаак больше любил смелого, отважного зверолова, между тем как Ревекка особенно любила скромного и нежного Иакова. Последний, вероятно, скоро узнал от своей матери о бывшем ей откровении касательно будущей судьбы братьев и стал выжидать удобного случая для заявления своих прав на первородство. Случай скоро представился. Однажды Исав пришел с поля усталый и голодный и, увидев, что Иаков сварил кушанье из чечевицы (и теперь составляющей любимое кушанье в Сирии и Египте), он стал настойчиво просить у него дать ему поесть этого «красного». Голод его был так силен, что когда Иаков заметил ему, чтобы он продал ему за это кушанье свое первородство, то Исав даже не обратил внимания на предложение Иакова и в нетерпении заметил: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Исав знал, что с первородством он продавал все свои духовные преимущества и все права на обладание Землей обетованной. Но по своей дикой и грубой натуре он, видимо, не придавал никакого значения первым, а что касается последних, то быть может надеялся возвратить их себе при помощи благосклонности к себе отца и даже прямым насилием над кротким братом, и таким образом он из-за удовлетворения своего голода продал свое первородство за «красную» чечевицу, отчего и «дано ему прозвание: Эдом» (красный).

Между тем в стране наступил один из тех голодных годов, которые и прежде вынуждали патриархов выселяться для пропитания в соседние, более плодородные страны. Исаак решил последовать примеру своего отца-патриарха и хотел переселиться в Египет, но ему запрещено было, и он провел голодный год в пределах филистимского царя Авимелеха, где с ним и с Ревеккой повторилась та же история, которая была и с Авраамом. Именно, он выдавал Ревекку за свою сестру, но когда открылась правда, Авимелех (вероятно, сын Авраамова современника того же имени) оказал ему особенное покровительство и почтение.

Благодаря этому Исаак мог начать более оседлую жизнь и приступил к земледелию. «И сеял Исаак в земле той, и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь. И стал великим человек сей, и возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим. У него были стада мелкого и стада крупного скота и множество пахотных полей». Но филистимляне скоро стали завидовать его богатству, начали притеснять его, зарывали колодцы, вырытые Авраамом, и вообще заводили ссоры, вынудившие, наконец, Исаака выселиться отсюда в Вирсавию. Там в подкрепление ему явился Господь, подтвердивший ему Свое благословение и обетование, и Исаак устроил там жертвенник, и призвал имя Господне. Увидев правоту Исаака и раскаявшись в несправедливых притеснениях ему, царь филистимский Авимелех прибыл к нему с извинением, и между ними, на сделанном Исааком пиршестве, заключен был клятвенный союз, около того же самого колодца, около которого некогда заключали свой союз отцы их (Вирсавия).

Тихая семейная жизнь Исаака скоро была возмущена непослушанием его любимца, сына Исава, который без благословения родителей в сорокалетнем возрасте женился на двух хананеянках, вступив таким образом в родство с идолопоклонниками. «И они были в тягость Исааку и Ревекке». Но скоро предстояло ему еще более тяжкое семейное испытание. С приближением преклонных лет у него ослабело зрение, и он нашел благовременным совершить торжественное благословение для передачи связанных с ним обетований своему потомству. По установившемуся обычаю, право первородства он, конечно, намеревался передать Исаву, как старшему сыну, и сказал ему, чтобы он по этому случаю приготовил кушанье из собственной дичи. Исав, едва ли сообщил ему о продаже своего права первородства, а Иаков в свою очередь не смел открыто высказывать своих притязаний на это право.

Неизвестно, знала ли об этом и Ревекка, но только она, услышав о намерении Исаака, решила употребить хитрость, чтобы посредством ее доставить благословение на первородство своему любимцу Иакову. По ее совету он должен был надеть одежду своего брата, пропитанную запахом ароматических трав и кустов, среди которых приходилось проводить свою жизнь зверолову, и покрыть свое тело косматой шкурой, чтобы для осязания быть похожим на брата; сама же Ревекка обещала приготовить такое кушанье из домашних молодых животных, которое Исаак едва ли мог отличить от ожидаемого им кушанья из дичи Исава. Иаков колебался, боясь проклятия от отца в случае обнаружения обмана; но Ревекка убедила его, что она на себя примет даже проклятие. Иаков приступил к делу; но какой трепет испытывал он, когда старец отец, удивившись слишком скорому возвращению Исава и приготовлению кушанья, подозвал явившегося за благословением к себе для того, чтобы осязанием удостовериться в том, действительно ли это Исав. Старец ощупал косматый покров на руках Иакова и в недоумении заметил: «Голос, голос Иакова; а руки, руки Исава». Но запах охотничьей одежды окончательно рассеял сомнения престарелого патриарха; он поел кушанья, выпил вина, велел поцеловать себя и затем благословил Иакова – благословением первородства: «Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» Но замечательно, что в этом благословении есть лишь слабый намек на великое обетование Аврааму, именно, что в нем и его семени благословятся все народы земли. Исаак, воображая, что он благословляет Исава, очевидно, считал его не вполне достойным для унаследования всей полноты благословения, и таким образом Иаков и Ревекка не вполне достигли того, чего добивались.

Едва удалился мнимый Исав, получивший благословение первородства, как за получением его явился и действительный Исав. Если неблаговиден был поступок Иакова, то не менее подлежат порицанию и действия Исава, так как он не хотел сознаться, что давно уже продал право первородства своему брату Иакову. Когда Исаак узнал об этом обмане, он «вострепетал великим трепетом», но отказался уже отнимать данное благословение. «Я благословил его, он и будет благословен!» – сказал встревоженный патриарх. Исав поднял «громкий и весьма горький вопль» и просил Исаака, чтобы он благословил и его. «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня!» – с плачем упрашивал Исав, и Исаак благословил его и сказал: «Вот от тука земли будет тебе обитание твое, и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей». В этом благословении предсказана была вся дальнейшая судьба потомков Исава – эдомитян, которые долго находились в подчинении у потомков Иакова – иудеев, но впоследствии из них даже вышел царь, который подчинил себе последних (Ирод Великий, эдомитянин по происхождению).

Потеряв право первородства, Исав возненавидел брата своего Иакова и замыслил даже убить его, как только умрет отец. Ревекка узнала об этой опасности и, зная буйный и неукротимый нрав Исава, решила отправить Иакова на некоторое время в Месопотамию к родному брату своему Лавану в Харране, пока не утишится ярость Исава. Но чтобы не тревожить своего престарелого мужа, она не сказала ему о кровожадном намерении Исава, а выставила перед ним другую причину для временного ухода Иакова из дома, именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из ее родства, что несомненно было вместе с тем и истинным желанием ее сердца. «Я жизни не рада от дочерей хеттейских (жен Исава), – сказала она, – если Иаков возьмет жену из дочерей этой земли: то к чему мне и жить?» Исаак внял ее жалобе и отпустил Иакова к Лавану для отыскания себе жены, но вместе с тем уже сознательно повторил ему благословение, которое раньше дал по неведению, и при том усугубляя его всей полнотой данных Аврааму обетований. «Бог всемогущий, – сказал он, – да благословит тебя, да расплодит тебя, и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов; и да даст тебе благословение Авраама (отца моего), тебе и потомству твоему с тобой, чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!»

Таким образом Исаак прозрел от духовной слепоты и дал свое благословение достойнейшему, а Исав все более и более предавался чувственности и взял себе третью жену Махалафу, дочь Измаила, заключая родственный союз с тем, кого изгнал Авраам. Так духовная неспособность Исава к первородству обнаружилась во всей своей полноте.

После этого Исаак еще прожил сорок три года, но он уже ничем не заявлял о себе в истории. Да и вообще это был один из тех редких людей, вся жизнь которых есть безграничная кротость, воплощенное смирение и безмятежное довольство. Будучи патриархом немалочисленного рода, он, однако же, избегал всего, что могло сделать его положение особенно видным, и тем доказал, что смирением и кротостью можно так же угодить Богу, как и жизнью, исполненной великих подвигов и тяжелых испытаний. Беспрекословное повиновение отцу, даже до заклания самой жизни, нежная привязанность к матери, в потери которой он утешился лишь женитьбой на Ревекке; безусловная преданность и верность своей жене в тот век, когда обычно было многоженство; терпеливое перенесение домашних испытаний, причинявшихся ему со стороны жены и сыновей; малоподвижность самой жизни, в течение которой он никогда не удалялся более чем на сорок верст от места своей родины (Вирсавии) – все это вместе рисует перед нами образ патриарха, который велик был не внешними громкими подвигами, а тем внутренним духовным миром, который невидим для людей, но который тем ярче сияет перед Отцом Небесным, – той непреоборимой верой в Промысл Божий, которая всю жизнь его делала воплощением смирения, надежды и любви.

После описанных событий судьба дальнейшей истории патриархальной эпохи сосредоточивается в руках Иакова, к которому перешло все наследственное благословение и обетование рода Авраамова.

Яков борется с ангелом – Густав Доре, 1855 Яков (евр.: – Яаьаков), также известный как Израиль (Hebrew: – Йисраьель) – третий Библейский патриарх. Его отец – Исаак, а его дед – Авраам. Все потомки Иакова – евреи или израильтяне. Яков является второстепенным персонажем в некоторых событиях второй половины книги Бытия.


Иаков вместе с Исава, был рожден Исааком и Ревеккою после 20 лет брака, когда его отцу было 60 лет (Бытие 25:26), и Аврааму – 160. Он и его брат-двойник Исав заметно отличались по виду и поведению. Исав был краснокожим и ловок охотником, тогда как Иаков был хорошим человеком, который «жил в палатках», интерпретированных многими библейскими комментаторами как метка его склонности к науке и замкнутости.


В течение беременности Ревекки, дети дрались между собой в ее лоне (Бытие 25:22). Согласно Раши, каждый раз, когда Ревекка проходила мимо дом, в котором проходили занятия, Яков пытался выйти, а каждый раз, когда она проходила мимо языческий храм, пытался выйти Исав. Боясь, что она носит одного ребенка с шизофренией, Ребекка спросила Бога о своих сомнениях, и узнал, что она должна была породить двух детей, которые станут основателями двух совершенно разных народов, которые всегда будут находиться в соревновании, и в конце старший служить младшему. Не сказала своему мужу Исааку об этом пророчестве, но помнила о нем (посмотрите родительское благословение ниже).


Исав был первенцем. Его брат Яков родился сразу после этого, держа Исава за пятку. Его имя, Яаьаков (), происходит от еврейского корня «» – «пятая». Комментаторы объясняют, что Яков пытался забрать себе первородство Исава, претендуя на получение наследства Авраама.


Согласно тексту, Яков был любимым сыном своей матери, тогда как Исав был любимцем отца.


Покупка первородства

Течение их юности, двойняшки были воспитаны в одинаковой среде и учились одинаковым вещам от своего отца Исаака и деда Авраама. Однако, в Ветхом Завете записан случай, который демонстрирует различия, возникшие между братьями. Однажды Исав, вернувшись с поля, был очень голоден. Увидев свой шанс, хитрый Иаков предложил Исаву продать ему чечевичного суп, он варил, за первородство право, принадлежавшее Исаву как старшему брату. Исав, соглашаясь, сказал: «я умираю от голода – что это право первородства для меня?" Тот факт, что Исав продал его первородное права за суп, указывает на презрение, с которым он относился к традициям своих родителей. В словах Библии, «Исав пренебрег правом первородства». (Бытие 25:29-34)


Текст (Бытие 25:30) объясняет, что с тех пор, как он, говоря о супе, просил накормить его «поесть красного, красного этого», он получил имя «Эдом» (евр.:, красный). Считается, что имя «Эдом» дало национальное имя Едумлянам.


В еврейской традиции

Право первородства патриархов включало в себя не только традиционное Библейское право первородства, которое предоставляло первенство в семье (Бытие 49:3), двойную часть отцовского наследства (Второзаконие 21:17), и священническую службу в семействе (Числа 8:17 – 19), но также благословение Авраамово, которое обещает, что в его потомках благословятся все народы земли (Бытие 12:3). Однако Исав, зная, что Бог сказал, что потомки Авраама перед возвращением в их собственной земли будут находиться в неволе в течение 400 лет (имея в виду порабощения евреев в Египте) (Бытие 15:13-14), хотел исключить себя из избранного народа Бога.


Еще до его появления на свет, поскольку Авраам смеялся, не поверив в Божье обетование о рождении сына. Далее говорится, что смеялась и Сарра, также не поверившая обещанию Божьему, но имя И. при этом не упоминается (). После рождения И. Сарра сказала: «Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется» (). Т.о., это имя говорит о невероятном и чудесном рождении И.: когда он родился, Аврааму было 100 лет, а Сарре – 90 (; ). Согл. хронологии эпохи патриархов (⇒ Летосчисление), И. родился прим. в 1900 г. до Р.Х. вблизи Герара или Вирсавии (см. ; ). На восьмой день после рождения ребенка Авраам совершил над ним обряд обрезания. День, когда И. был отнят от груди (вероятно, в два или три года от роду), был ознаменован пиром. Сарра заметила, что Измаил, сын Агари, которому в то время было 16 лет, насмехается над И.. И она настояла на том, чтобы Авраам прогнал из дома Агарь и ее сына. Авраам подчинился, поскольку Бог в Своем откровении повелел Аврааму послушаться Сарру (ср. ). Бог, испытывая Авраама, потребовал от него принести сына в жертву всесожжения. По дороге на гору Мориа, где должно было состояться жертвоприношение, И. нес дрова, проявляя послушание и доверие (). Но в тот момент, когда Авраам занес нож над сыном, который связанным лежал на жертвеннике, ангел остановил руку отца, ибо Авраам выдержал испытание. Увидев овна, «запутавшегося в чаще», Авраам принес его в жертву всесожжения вместо И., который, т.о., стал прообразом смерти и воскресения Христа. Когда И. было 40 лет, он женился на ⇒ Ревекке , которую раб Авраама привез для него из Месопотамии. Она была дочерью Вафуила, сына Нахора и Милки, и сестрой Лавана (; ). К этому времени Сарра уже умерла (; ). Первая встреча И. с Ревеккой состоялась в поле. И. производит впечатление человека спокойного и менее деятельного, чем Авраам. В течение 20 лет его брак с Ревеккой оставался бездетным. Затем у 60-летнего И. родились сыновья-близнецы ⇒ Исав и ⇒ Иаков ( и след.). В то время Аврааму исполнилось 160 лет. Когда он умер, в возрасте 175 лет, И. и Измаил погребли отца в пещере Махпеле (). После смерти Авраама Бог благословил И., жившего при Беэр-лахай-рои («колодец Живого, Который меня видит», ). Когда начался голод, И. прибыл в Герар к филистим. царю Авимелеху ( и след.). Здесь он выдал свою жену за сестру, боясь, что жители Герара могут убить его за Ревекку, т.к. она была «прекрасна видом» (). Авимелех обнаружил обман после того, как «увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею» (). Это произошло до рождения Исава и Иакова. Ранее И. было явление Господа, обетовавшего ему многочисл. потомство (). Видимо, И. испросил у Господа благословения для жены, и Ревекка стала матерью (

(1 Пар. 1:32-33)

Авраам взял себе другую жену, которую звали Хеттура. Она родила ему Зимрана, Иокшана, Медана, Мадиана, Ишбака и Шуаха. Иокшан был отцом Шевы и Дедана; потомками Дедана были ашуриты, летушиты и леюмиты. Сыновья Мадиана: Ефа, Ефер, Енох, Авида и Елдага– все они потомки Хеттуры.

Авраам оставил все, что у него было, Исааку. Сыновьям наложниц он еще при жизни дал подарки и отослал их от своего сына Исаака на восток, в восточную землю.

Всего Авраам прожил сто семьдесят пять лет. Он испустил последний вздох и умер в глубокой старости, насытившись жизнью, и отошел к своим предкам. Его сыновья Исаак и Измаил похоронили его в пещере Махпела рядом с Мамре, на поле хетта Эфрона, сына Цохара, которое Авраам купил у хеттов. Там Авраам был погребен рядом со своей женой Саррой. После смерти Авраама Бог благословил его сына Исаака, который тогда жил возле Беэр-лахай-рои.

Потомки Измаила

(1 Пар. 1:28-31)

Вот родословие Измаила, сына Авраама, которого Саррина служанка, египтянка Агарь, родила Аврааму;

и вот имена сыновей Измаила, перечисленные в порядке их рождения: Невайот – первенец Измаила, Кедар, Адбеел, Мивсам, Мишма, Дума, Масса, Хадад, Тема, Иетур, Нафиш и Кедма. Это имена сыновей Измаила, имена двенадцати вождей родов по их поселениям и кочевьям.

Всего Измаил жил сто тридцать семь лет. Он испустил последний вздох и умер, и отошел к своим предкам. Его потомки поселились в области от Хавилы до Шура, возле границы Египта, на пути к Ашшуру. Они жили во вражде со всеми братьями.

Сыновья Исаака – Иаков и Исав

Вот рассказ об Исааке, сыне Авраама:

У Авраама родился Исаак. Исааку было сорок лет, когда он женился на Ревекке, дочери арамея Бетуила из Паддан-Арама и сестре арамея Лавана.

Исаак молил Господа за жену, потому что она была бесплодна. Господь ответил на его молитву, и его жена Ревекка забеременела. Дети стали толкать друг друга в ее утробе, и она сказала:

– За что мне это?

И она пошла спросить Господа. Господь сказал ей:

– Два племени в чреве твоем,

два народа произойдут из тебя и разделятся;

один будет сильнее другого,

и старший будет служить младшему.

Когда пришло ей время родить, во чреве ее действительно оказались мальчики-близнецы. Первый родился красный, и все его тело было покрыто волосами как ворсистой одеждой; поэтому его назвали Исав. Потом появился его брат, держась рукой за пятку Исава; поэтому он был назван Иаков. Исааку было шестьдесят лет, когда Ревекка родила их.

Исав продает свое первородство

Мальчики выросли: Исав был искусный охотник, человек полей, а Иаков был человек тихий, живущий среди шатров. Исаак, которому была по вкусу дичь, больше любил Исава, но Ревекка больше любила Иакова.

Однажды, когда Иаков готовил похлебку, Исав вернулся с поля очень голодный. Он сказал Иакову:

– Скорее, дай мне поесть немного того красного, что ты готовишь! Я умираю от голода! (Вот почему ему также дали имя Эдом).

Иаков ответил:

– Сперва продай мне твое первородство.

– Я умираю от голода, – сказал Исав. – Какая мне польза в первородстве?

Иаков сказал:

– Сначала поклянись.

Он поклялся, и так продал свое первородство Иакову.

Тогда Иаков дал Исаву хлеба и чечевичной похлебки. Он поел, попил, встал и ушел.

Так Исав пренебрег своим первородством.

a) 25:10: Или: «у сыновей Хета».

b) 25:18: Или: «жили к востоку от братьев».

c) 25:20: То есть из северо-западной Месопотамии.

d) 25:22: Смысл этого места в еврейском тексте неясен.

e) 25:25: Здесь это имя соотносится с Сеиром, землей, где позже жили потомки Исава; по звучанию «Сеир» напоминает еврейское слово «волосатый».

f) 25:26: Здесь это имя наделяется значением «он держится за пятку» (образное выражение, означавшее «он обманывает»).

g) 25:30: По звучанию это имя напоминает еврейское слово «красный».

h) 25:31: Первородство – особое положение старшего (первородного) сына в доме, дававшее право на первенство среди братьев и особые привилегии при получении наследства (см. Втор. 21:15-17). Кроме того, первенец принадлежал Самому Богу (см. Чис. 3:13).

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ИСААК И ДЕТИ, ДАРОВАННЫЕ ЕМУ БОГОМ.

Сейчас мы увидим выполнение божьих обещаний относительно «великого размножения» потомства Авраама. После смерти Сарры и перед браком с Хеттурой патриарх занялся устройством дел своего любимого сына. Это глубоко важное для благочестивого исследования и для религиозно-нравственного воспитания событие описано в главе 24 книги Бытие.

Нахор. брат Авраама, женился на племяннице своей Милке (Бытие глава 11, стих 29).

Этому господину Нахору не нравилось скитание по пустыне, как его брату, и он поселился в плодородной Месопотамии. Там Милка родила ему восемь сыновей. Но так как этих восьми мальчуганов ему было недостаточно, он взял себе наложницу по имени Реума, которая принесла ему ещё четырех сыновей (Бытие глава 22, стихи 20-24).

Дети эти, в свою очередь, расплодились. Один из них - Вафуил родил Лавана и Ревекку. Этой последней и предстояло в будущем стать, по милости божьей, госпожой Исаак.

В одно прекрасное утро старый Авраам призвал к себе старейшего из слух своих, который был в то же время главным управляющим всем его имуществом. Книга Бытие только раз называет его по имени - Елиезером, а в дальнейшем именует просто «рабом».

Вот что сказал Авраам «рабу»:

«положи руку твою под стегно мое и клянись мне господом, богом неба и богом земли, что ты не возьмешь сыну моему (Исааку) жены из дочерей хананеев, среди которых я живу, но пойдешь в землю мою, на родину мою (и к племени моему), и возьмешь (оттуда) жену сыну моему Исааку» (Бытие глава 24, стихи 2-4).

Комментаторы-скептики немало развлекались этим обрядом присяги. Дело в том, что древнееврейский текст этой части Библии говорит прямо: «возьми в руку свою мои половые органы». Ученые-этнографы объясняют это тем, что мужские половые органы были в большом уважении не только вследствие обряда обрезания, связывавшего их с богом, но ещё и потому, что они, как источник размножения рода человеческого и залог благословения божьего, являлись признаком силы, мощи. Сколь бы странным ни показался такой обряд присяги, нужно перед ним почтительно преклоняться, ибо никак нельзя сомневаться, что все это было продиктовано «святым духом».

Всякий раз, когда в современных изданиях Библии встречается слово «стегно», его нужно понимать иносказательно. Так, например, читая о том, что один из вождей вышел из «стегна» или колена Иуды, мы констатируем здесь намеренное искажение текста, ибо дети рождаются не от «стегна». А кроме того, как мы неоднократно наблюдали, «божественный голубь» никогда не стесняется называть вещи их настоящими, хотя бы и самыми крепкими именами.

«И положил раб руку свою под стегно (буквально: „взял в свои руки половые части“) Авраама, господина своего, и клялся ему в сем» (Бытие глава 24, стих 9).

После этого, взяв десять верблюдов, он отправился в Месопотамию. Не близко!

Когда Елиезер очутился уже недалеко от города, в котором рассчитывал найти родственников своего господина, он был изнурен усталостью и жаждой. К счастью, он повстречал хорошенькую брюнетку, которая направлялась к колодцу за городскими воротами. Эта любезная молодая особа пришла на помощь Елиезеру и напоила его и его верблюдов. Здесь наступила наша очередь умиляться промыслом божиим: брюнеточка эта и была Ревекка, дочь Вафуила, внучка Авраама. Подарив ей золотую серьгу и два браслета, Елиезер осведомился, с кем он «имеет честь» говорить. То-то была картина! Ревекка увела его домой и познакомила с отцом и братьями.

Управляющий Авраама объяснил им, что он совершил свое длинное путешествие с целью найти в Месопотамии супругу для Исаака. Конечно, Вафуил и Лаван воскликнули: - Перст божий виден здесь! Пусть Ревекка поскорей отправится с тобой и станет женой сына твоего хозяина. Елиезер, обрадованный быстрым и легким своим успехом, забросал Ревекку золотыми кольцами и пышными одеждами; он сделал также подарки её братьям и матери. Мать девушки хотела было отсрочить отъезд дней на десять, но Ревекка заявила, что ей некогда и что она желает как можно скорее быть у своего незнакомого жениха. Трудно, конечно, допустить, что у Елиезера была с собой фотографическая карточка молодого Исаака. Тем не менее Ревекка молниеносно влюбилась в него по уши. Со своей стороны Исаак, хотя и не знал, что за жену приведет ему Елиезер, да и вообще не знал, приведет ли он ему жену, был влюблен, влюблен безумно: он проводил все свои дни и ночи на большой дороге в ожидании каравана. Можно себе представить его радость, когда в одно прекрасное утро Елиезер возвратился, и не с пустыми руками. Управляющий отдал полный отчет в своих действиях, а молодые люди бросились в объятия друг другу.

«И ввел её Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил её; и утешился Исаак в печали по (Сарре) матери своей» (Бытие глава 24, стих 67).

В первое время все усердие и все усилия святого Исаака пропадали даром: ему никак не удавалось сделаться отцом так быстро, как бы он хотел. Этого было довольно для того, чтобы книга Бытие обвинила Ревекку в бесплодии. Всегда здесь женщины виноваты!

«И молился Исаак господу о (Ревекке) жене своей, потому что она была неплодна; и господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (Бытие глава 25, стих 21).

Между нами говоря, бог, по-видимому, просто ломался, ибо обещал же ведь он Аврааму неисчислимое потомство? И не само ли провидение избрало Ревекку в жены сыну Авраамову? Тогда не мог же бог, не нарушив слова своего, дать Исааку бесплодную жену. Ясно, что если он «заключил чрево» и этой несчастной, то, очевидно, только для того, чтобы впоследствии иметь удовольствие повозиться над раскрытием его, предварительно заставив немного помучиться и наследника своего возлюбленного альфонса - Авраама.

Но дело все-таки обошлось не без осложнений:

«Сыновья в утробе её стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить господа» (Бытие глава 25, стих 22).

«Священный» автор забыл указать, куда именно отправилась Ревекка беседовать с господом. «Святая святых», отделение храма, подобное алтарю христианских церквей, ещё не была изобретена. До сих пор бывало так, что бог появлялся там, где хотел и когда хотел. Земных отделений его небесной конторы на земле не было. Тем не менее Ревекка сумела вопросить бога, и он не преминул разъяснить:

«два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Бытие глава 25, стих 23).

Наконец наступили роды. Ревекка, конечно, испытала боли в наказание за обжорство Евы.

«И вот близнецы в утробе её. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились» (Бытие глава 25, стихи 24-26).

Очень редко случается, чтобы ребенок, рождаясь, держался бы рукой за пятку другого. Так редко, что это пока единственный известный доселе случай. Но если такие вещи никогда и нигде больше не происходили, то не надо заключать отсюда, что они и не могли происходить тогда. Но эти причуды господа бога ничто по сравнению с чудесами, с которыми мы ещё встретимся в дальнейшем.

Исава объявили старшим. Известно, что в некоторых сложных юридических вопросах вопрос о первородстве разрешался в пользу того из близнецов, который появился на свет вторым. В пользу этого решения приводят довод: зачатый первым должен, естественно, занять более отдаленное место в материнской утробе. Следовательно, надо было признать Иакова старшим. Но эти дети так дрались в утробе матери, что, вероятно, не раз меняли свои места! Никому в голову не пришло разрешить вопрос о первородстве жребием. Нашли, что гораздо проще признать первым того, кто первым увидел свет. Впрочем, Иаков вскоре отбил первородство у Исава.

«Дети выросли, и стал Исав человеком, искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал. От сего дано ему прозвание: Едом.

Но Иаков сказал (Исаву): продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал (ему): поклянись мне теперь же. Он поклялся ему, и продал (Исав) первородство своё Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство» (Бытие глава 25, стихи 27-34).

Мы не остановимся на странности подобного рода спора в эпоху, когда не было права первородства: лишь гораздо позже «бог приказал», чтобы старший сын получал двойную долю наследства. Но необходимо отметить, до какой степени мерзко поведение Иакова: согласно «священному» тексту, Исав умирал от голода и Иаков просто-напросто злоупотреблял тяжелым состоянием своего брата. Этому нет никаких оправданий. Впрочем, самое имя Иаков значит «тот, который запнул». Он, по-видимому, вполне заслужил свое имя, ибо, как мы видим, он действительно запнул Исава. Он не довольствовался тем, что так дорого продал свою чечевицу: как разбойник, вымогающий выкуп у своей жертвы, он вымогает у своего родного брата клятву в отречении от своих прав; он разоряет его за миску похлебки. Но это ещё не единственное зло, которое он ему причинит.

И вот этот торг, в результате которого так цинично обманут голодный, эта сделка, ничтожная сама по себе, это отречение, которое аннулировал бы любой суд, как полученное путем вымогательства, было утверждено господом богом, богом справедливости, покровителем слабых, мстителем за угнетенных. Он признал Иакова законным собственником пресловутых прав первородства, он утвердил разорение Исава.

Некоторое время спустя Исаак проявил себя достойным сыном Авраама - продолжателем «благочестивых традиций» избранного богом «праведника».

В стране вспыхнул голод, и Исаак отправился в Герар, где, как это ни странно, продолжал царствовать тот же Авимелех, которого Библия вдруг называет почему-то царем филистимским. Бог, очевидно, мог бы дать Исааку и его семье хлеба, но он предпочел дать ему только видение, во время которого угостил его речью, наподобие тех, какими неоднократно угощал Авраама: «умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные». Старая, одним словом, песня! «Исаак поселился в Гераре».

И когда жители спросили его о Ревекке, он ответил: «это сестра моя».

«Но когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею. И призвал Авимелех Исаака и сказал: вот, это жена твоя; как же ты сказал: она сестра моя?

Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради её.

Но Авимелех сказал (ему): что это ты сделал с нами? едва один из народа (моего) не совокупился с женою твоею, и ты ввел бы нас в грех. И дал Авимелех повеление всему народу, сказав: кто прикоснется к сему человеку и жене его, тот предан будет смерти» (Бытие глава 26, стихи 8-11).

Мы видим, что Авимелех не забыл чуда с «заключенными» чревами, хотя со времени приключения с Саррой прошло около восьмидесяти лет. Но довольно странно, что Библия, отмечая поклонение филистимлян своим богам, а не богу Авраама и Исаака, утверждает, однако, что их царь-язычник признает иудейского бога и божественность его заветов. Что за путаница?

«И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его господь» (Бытие глава 26, стих 12).

Уже само по себе довольно сильно сказано, что Исаак мог сеять в стране, в которой не владел ни пядью земли. Но если вспомнить ещё, что земля герарская - пустыня, в которой нет ничего, кроме песков и камней, то «чудо» представляется ещё большим: урожай «сам сто» на песке! Самые плодородные земли мира редко дают даже тридцатикратный урожай. Исааку положительно везло! Библия говорит, что он быстро разбогател. При таких урожаях не мудрено!

Филистимляне позавидовали «святому праотцу» и забили камнями все колодцы, некогда вырытые Авраамом. Возникли ссоры, и Авимелех попросил его удалиться.

Исаак ушел, поселился в долине и снова отрыл колодцы своего отца. Новые споры, новое появление бога, ободряющее Исаака; новый мирный договор с Авимелехом; большое пиршество. Читатель понимает, что мы избавляем его от нудных, хотя и «священных», конечно, подробностей. Что касается Исава, то, будучи сорока лет, он «взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра хеттеянина, и Васемафу, дочь Елона хеттеянина» (Бытие глава 26, стихи 34-35).

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА ВОСЬМАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ЛОТ. Бог, который только что хотел сам все видеть, не пошел со своими спутниками: из дальнейшего изложения явствует, что он вернулся к себе «домой».«И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы

Из книги Ночь в Гефсиманском саду автора Павловский Алексей

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. СВЯТОЙ ПРАОТЕЦ ИАКОВ И НЕЧИСТИВЫЙ БРАТ ЕГО ИСАВ. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

ИСААК И ЕГО ДЕТИ Старый Авраам был очень доволен счастливой женитьбой сына. Была у него и другая радость: он узнал, что первенец его, Измаил, не только жив, но что многочисленные потомки его широко расположились между Евфратом и Черным морем. Правда, придерживались они

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Глава 8 Святой праотец Лот Бог, который только что хотел сам все видеть, не пошел со своими спутниками: из дальнейшего изложения явствует, что он вернулся к себе «домой». «И пришли те два ангела в Содом вечером, когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел и встал, чтобы

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Глава 10 Святой праотец Исаак и дети, дарованные ему богом Сейчас мы увидим выполнение божьих обещаний относительно «великого размножения» потомства Авраама.После смерти Сарры и перед браком с Хеттурой патриарх занялся устройством дел своего любимого сына. Это глубоко

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 11 Святой праотец Иаков и нечестивый брат его Исав «Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исаава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; возьми теперь орудия

Из книги Толковая Библия. Том 12 автора Лопухин Александр

О СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ, О БОГОМ ИЗБРАННОМ НАРОДЕ И О СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ) Палестина лежит на стыке трёх частей света - Европы, Азии и Африки. На западе она омывается Средиземным морем. Путешественнику, который отправится от побережья на восток, одна за другой

Из книги Добротолюбие. Том II автора Коринфский Святитель Макарий

Глава девятая Святой праотец Иаков и кувыркание ангелов (Бытие, XXVIII) Начал свой жизненный путь библейский Иаков вымогательством и обманом. Но обман даже ближнего своего далеко не считался, по-видимому, преступлением. Хотя Исаак знает, что Иаков обманом и хитростью вынудил

Из книги Цветочки Святого Франциска автора

Глава двенадцатая Священная история о том, как святой праотец Иаков воровал баранов у Лавана (Бытие, XXX–XXXI) Народив дюжину детей, Иаков сказал будто бы тестю Лавану: «Отдай жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду». Тестюшка, обманувший в свое время Иакова,

Из книги Жития Святых Славных и Всехвальных Апостолов автора Филимонова Л. В.

19. Бог же сказал (Аврааму): именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным (в том, что Я буду Богом ему и) потомству его после него "и ты наречешь ему имя: Исаак..." Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него

Из книги автора

27. Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. 28. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова "Исаак любил Исава... Ревекка любила Иакова..." Что кроткий,

Из книги автора

Глава I. Приветствие (1-2). Благословение Бога за многие благодеяния, дарованные нам во Христе (3-14). Величие христианской надежды, которую верующие имеют во Христе (15-23) 1-2 Приветствие, с каким здесь Ап. Павел обращается к читателям, походит на те приветствия, с какими он

Из книги автора

Святой Исаак Сирианин Святой Исаак Сирианин. Краткое сведение о нем Св. Исаак отечеством имел Ниневию. О родителях его ничего не известно. В цветущей юности, удалившись от мира и от всего мирского, вместе с братом своим поступил он в монастырь Святого Матфия и там принял

Из книги автора

Святой Исаак Сирианин. Краткое сведение о нем Св. Исаак отечеством имел Ниневию. О родителях его ничего не известно. В цветущей юности, удалившись от мира и от всего мирского, вместе с братом своим поступил он в монастырь Святого Матфия и там принял образ и чин монашеского

Из книги автора

Глава V Как праведный брат Бернард Ассизский был послан Святым Франциском в Болонью, и как он основал там монастырь Святой Франциск и его спутники, призванные Богом нести Крест Христов в сердцах своих, свершать труды Крестные всеми жизнями своими, проповедовать его

Из книги автора

Святой апостол Алфей и дети его, мученики Аверкий и Елена Святой апостол Алфей был отцом апостолов евангелиста Матфея и Иакова Алфеева и почил в мире. Из других детей его известны Аверкий и Елена, которые окончили свою жизнь мученически. Святой Аверкий был привязан нагим