Грузовые Автомобили

Туристическая поездка на урал маршрут. Спортивные походы по уралу и россии. Лыжный отдых на Урале

В этом походе по Северному Уралу мы вначале посетим печально известный перевал Дятлова, где в 1959 году при загадочных обстоятельствах погибла группа туристов. Причины их гибели до сих пор остаются темой бурных дискуссий. Далее, пройдя суровыми, но живописными уральскими хребтами по абсолютно диким местам, мы попадем на знаменитое плато Маньпупунёр - или "Пуп Земли". Здесь, в труднодоступном районе, находится самое настоящее чудо природы - гигантские каменные истуканы, о которых местное население манси сложило легенды. Древние каменные изваяния высотой с 15-этажный дом поражают воображение! Недаром Маньпупунёр считается одним из 7 чудес России. Множество тайн, загадок и встреч с красотами удивительной нетронутой природы ожидает нас в походе по Уральским горам на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр!

Именно в этом контексте происходит таинственный и трагический случай. Возможно, ни одна из них не достигла такой высокой цены, как приключение в негостеприимном регионе на севере Урала, Россия, на горных хребтах вблизи горы Оттортен. Существует только одно племя индейцев, населяющих регион, так называемый манси. Манси испытывают большой страх перед некоторыми из этих гор.

Также родное название, данное горам рядом с Ортотином, которое, как будет видно, сыграло центральную роль во всей трагедии, не менее мрачно: «Холат Сяхил» или «Гора мертвых». Группа из 9 студентов и авантюристов, которые планировали отправиться в горы.

День 1. Поезд на Ивдель

Наш поход на Урал начнется в Екатеринбурге. До Екатеринбурга помимо поезда можно добраться также лоукостером "Победа". Встреча группы с инструктором будет на жд вокзале. Далее на поезде № 337 едем до станции Ивдель-1 (дата: 22.07.2017, время отправки: 16:49 местного; 14:49 московского). Билеты должны быть куплены каждым участником заранее самостоятельно!

Команда отпраздновала свою последнюю встречу с друзьями, прежде чем отправиться на следующий день. Здесь мы видим, что ученики уже отдыхали в начале путешествия. Среди них были три опытных инженера, остальные были учениками. Они уже совершили другие экспедиции на место, все они были опытными, сильными, решительными. Быть частью этой группы было непросто. Нелегко было присоединиться к его команде. Он предъявлял высокие требования не только к силе и физической силе участников, но и к моральным качествам человека, таким как чувство товарищества, общение, терпение, доброта, способность расслабляться и наслаждаться красотой природы.


День 2. Ауспия

Ранним утром мы приедем в Ивдель, где пересядем на полноприводный транспорт и доберемся до брода через реку Ауспия. Трансфер занимает 7-8 часов. Перейдем реку и пойдем вверх по течению до "стоянки с ложкой". Здесь будет наша первая ночевка.


Он считался хорошо подготовленным туристом, с опытом длительных прогулок в разной степени сложности. С первых дней работы в институте она активно работает в своем спортивном клубе. У молодой леди был значительный туристический опыт. В равной степени с остальными она имела большой опыт в походах по Уралу и Алтаю в разной степени сложности. Во время одной из поездок молодая женщина была укусила гадюка, оставаясь временем между жизнью и смертью. Он с большим мужеством и достоинством сопротивлялся страданиям, которые он перенес.

За свою выдающуюся харизму Зинаида хорошо ладила с другими людьми вокруг нее. Друг Дятлова, он участвовал почти во всех предыдущих прогулках, реализованных Игором. Он, без сомнения, был опытным туристом. Очень спортивный, активный и упругий молодой человек влюбился в гонки на дальние дистанции. Он считался сыном французского коммуниста, репрессированного в годы Сталина и русского. Николай был любовником книг, дружелюбным человеком с замечательным чувством юмора. Он был авантюристом, полным энергии.


День 3. Перевал Дятлова

Сегодня нам предстоит подняться на перевал Дятлова - трагическое место гибели группы туристов из Уральского Политехнического института. Об этом событии рассказывает установленная здесь мемориальная доска. Далее - подъем на гору Холотчахль, откуда мы пойдем по хребту в направлении горы Отортен. Ночуем на берегу ледникового озера Лунтхусаптур ("Озеро одинокого гуся") возле истоков реки Лозьва.

Конно-санное путешествие по уральским просторам

Уже в институте он заинтересовался туризмом и провел в общей сложности шесть длительных прогулок по различным категориям сложности, в том числе третий и самый высокий. Он участвовал во Второй мировой войне и получил четыре военных украшения. С багажом они выехали из Свердловска 23 января. Со многими рюкзаками и некоторым оборудованием, предоставленным самим университетом, всегда на пути к горе Оттортен, они путешествовали по различным местностям на борту поезда и автобуса до того места, где они отправились бы на лыжи.




День 4. Гора Отортен

Идем дальше по горному хребту посреди безбрежной уральской тайги. Подъем на гору Отортен 1234 м или Лунт-Хусап-Сяхыл, что в переводе с мансийского означает "Гора гусиного гнезда". Далее проходим еще две горы - Яныгхачехахль и Щебенки. На ночлег остановимся у истоков реки Сульпа.

Маршрут прогулки был разработан самим Дятловым. Из Свердловска группе следовало ехать поездом в маленький городок Серов, затем на поезде, в деревню Ивдель и, наконец, на автобусе в деревню Виджай. Параллельно с группой Дятлова, также прибыл до Серова и Ивделя, группы туристов под руководством Юрия Блинова. Здесь их маршруты расходились: группа Блинова продолжалась на запад к Молебному Каману и Горе Ишимрим, а группа Дятлова - к северо-западу, к горам Поясовый Камень и Гора Оттортен.

Дневники и камеры, найденные в его последнем лагере, позволили отслеживать последний маршрут группы за день до инцидента. В долине дикой природы они запаслись дополнительными продуктами и оборудованием, которые будут использоваться позже в обратном пути. На следующий день, 1 февраля, лыжники начали замедляться. По-видимому, они планировали пересечь участок и расположиться лагерем на другой стороне в течение следующей ночи, но из-за ухудшения погодных условий, с метелями и снижением видимости, группа в конечном итоге потеряла себя и двинулась на запад, поднявшись на вершину Холата Сыхля.



День 5. Большая Сосьва

Снова тропинка ведет нас по хребту, по пути пересекая криволесье из карликовой березы. Время от времени останавливаемся, чтобы полакомиться вкусными ягодами. Впереди уже видно плато Маньпупунёр. Немного спустимся с хребта, чтобы поставить палатки вблизи ручейков, которые служат истоком реки Большая Сосьва.

Когда они поняли это заблуждение, они решили остановиться и создать лагерь на склоне горы. Дятлов согласился, что он отправит телеграфное сообщение в свой спортивный клуб, как только группа вернется в Вижай. Было подсчитано, что это произойдет примерно 12 февраля, но даже с прохождением даты не было никакой реакции, поскольку задержки были обычными в экспедициях этого типа. 20 февраля, после того как родственники родственников потребовали спасательной операции, администраторы института отправили первые поисковые команды, состоящие из добровольцев и учителей.



День 6. Река Печора

Наконец спускаемся с Главного Уральского хребта. Во время похода по Уралу мы можем увидеть стада оленей и стоянки оленеводов. Ближайшие 2 ночи остановимся на берегу реки Печора.


Южный Урал: национальный парк «Таганай»

Палатка была сильно повреждена. Последовали следы следов, ведущие к краю леса, но после 500 метров следы были покрыты снегом. На краю леса, под большой старой сосной, исследователи обнаружили остатки огня вместе с первыми двумя телами - Кривонищенко и Дорошенко, босиком и одетые только в нижнее белье. Среди сосен и на поле исследователи обнаружили еще три трупа: Дятлов, Колмогорова и Слободин, которые умерли в позах, предлагая, что они пытались вернуться в лагерь. Последние четыре тела были найдены только 4 мая, покрытые почти четырьмя футами снега.


День 7. Поход на Маньпупунёр

Радиально (без рюкзаков) совершим выход на плато Маньпупунёр. На нем расположены удивительные столбы выветривания, расширяющиеся кверху, их еще называют "мансийскими болванами". Это скальные останцы, высота которых достигает 42 м. Легенда манси гласит, что это окаменелые враги, некогда посмевшие напасть на их народ. Неподалеку расположена также Южная группа Маньпупунёр. После фотосессии возвращаемся в наш лагерь на реке Печора.

Давайте посмотрим подробно, потому что, как говорится, «дьявол скрывается в деталях». Один из самых важных элементов расследования, чтобы определить, что произошло, было каюта. 11 членов спасательной команды под руководством Бориса Слобцова были доставлены вертолетом на вершину горы Ототтен. 24 февраля они обыскали это место, убедившись, что группы Дятлова не было здесь, поскольку никаких признаков или следов пропавших туристов не было обнаружено. 26 февраля спасательной команде, наконец, повезло.

Ниже приводится фрагмент рассказа Бориса Слобцова. Наше путешествие с Шаравиным и Иваном охотником было на пути к долине реки Лозва и к горному хребту, из которого мы надеялись увидеть гору Оттортен через бинокль. По дороге Шаравин, увидев в бинокль восточном склоне горы, увидел что-то вроде упавшей палатки над снегом. Мы решили пойти туда, но без Ивана. Он сказал, что не чувствует себя хорошо и будет ждать нас на шаг. Когда мы приблизились к палатке, склоне стало круче, а ледяная корова стала толще, поэтому нам пришлось покинуть лыжи и проехать последние десятки метров без них, но с палками.



День 8-13. Возвращение в Ауспию

Обратная дорога к месту старта - броду через реку Ауспия - займет у нас 5 дней. Там, вечером 13-го дня (02.08.2015), нас уже будет ждать транспорт. В Ивдель вернемся к 22:30 по московскому времени. Садимся на поезд до Екатеринбурга.

Наконец, мы подошли к палатке; мы стоим в тишине и не знаем, что делать: наклон палатки разорван в центре, внутри есть снег и некоторые вещи, лыжи прямостоящие, а у входа ледяной топор застрял в снегу, людей не видно, ужасно, это ужас! Фотография выше была сделана в то время, когда палатка была найдена спасательной бригадой.

Это важно для устранения некоторых поднятых предположений. Эта палатка не была стандартной палаткой: она была сшита самими учениками из двух палаток, сделанных для четырех человек, поэтому размер ее составлял шесть на четыре фута. Слобцов, возглавлявший спасательную команду, сразу же узнал эту палатку, так как он лично участвовал в процессе шитья. Внешняя вершина палатки была разорвана в нескольких местах.


День 14. Возвращение домой

В Екатеринбург мы приедем в 08:00 по московскому времени, попрощаемся друг с другом и разъедемся по домам. Наш поход по Северному Уралу на перевал Дятлова и плато Маньпупунёр завершен. До новых встреч в горах!


Спасательный персонал тщательно осмотрел палатку внутри, через отверстие на крыше. Они исследовали ледяным топором пространство внутри палатки: там не было трупов. Это была первая хорошая новость, потому что это означало, что есть надежда. Вещи, которые были выше и внутри палатки, воспринимались беспорядочно. В толпе внутри палатки висела водонепроницаемая куртка, в кармане которой была коробка, изначально состоявшая из конфет. В этом были найдены документы Игоря Дятлова, билеты на поезд, деньги и групповые путевые документы.

Путешествия по Уралу

Это была бы вторая хорошая новость: если бы все ценности были на месте, и вокруг палатки не было следов, тогда группа не подвергалась нападениям, и в истории не было бы криминального контекста. В палатке Слобцов взял дневник группы, в котором все участники прогулки, соответственно, приняли к сведению события. Последний рекорд был 31 января, и, как выяснилось, в тот день группа совершила движение в долине Лозва, чтобы они могли подняться на гору Отортен без багажа и забрать груз на обратном пути. Согласно этой записи, 31 января все члены группы были живы и здоровы.

Стоимость участия в походе: 19 000 руб

Оплата стоимости похода - инструктору при встрече в Екатеринбурге.

В стоимость тура входит: трехразовое питание на маршруте, услуги инструктора, заброска из Ивделя в Ауспию и обратно, общественная медицинская аптечка, использование котлов и газового оборудования.

В стоимость тура не входит: билеты на поезд Екатеринбург-Ивдель-1-Екатеринбург, страховка, питание в поездах, рекреационные сборы.

Слобцов и Шаравин осторожно не изучали следы, и они не выкапывали вход в заснеженную палатку, потому что метель начиналась, и они спешили вернуться на свою стоянку до наступления темноты и сообщить своим товарищам об этом. Слобцов и Шаравин поспешили обратно на свои лыжи в свой лагерь. Они взяли коробку с бумагами, дневником, бутылкой с алкоголем и тремя камерами как «материальное доказательство».

Здесь мы видим спасательную команду, которая находила местонахождение студенческого лагеря. Площадь вокруг палатки и самого палатка была тщательно проверена. Было ясно, что туристы оставили ее в панике: в нескольких метрах от палатки были обнаружены шляпы, замороженные в снегу, тапочки разных пар - после лыжного спорта лыжники должны сменить одежду и обувь перед сном. В двадцати футах вниз по склону горы начались следы семи пар ног, некоторые из них оставили ноги практически босиком или обуты в чулках.

Дополнительные расходы:

  • Поезд Екатеринбург-Ивдель-Екатеринбург - уточняйте на сайте РЖД.


Особенности похода на Урал

  • Участникам необходимо самим предварительно купить билеты на поезд № 337 (Екатеринбург-Приобье).
  • Климат Северного Урала непредсказуем и суров. Летом достаточно тепло, однако погода может резко измениться, возможны затяжные осадки в виде дождя, града, снега. Наш поход на Маньпупунёр состоит из ежедневных длительных переходов, поэтому нужно тщательно подойти к подбору одежды и снаряжения. В целом подходит наш Список необходимого снаряжения для похода. Особое внимание следует уделить защите от влаги (хорошо иметь дополнительно к мембранной куртке плащ-пончо, основная обувь - ботинки). Рекомендуем иметь с собой репеллент и накомарник для защиты от укусов насекомых. Спальник берите потеплее (темп. комф. -4 С).

Это связано с тем, что снег, сжимаемый следами, сливается с блоками под тяжестью шага. Когда ветер бьет пушистым снегом, он удаляет слои снега, оставляя след, который когда-то был дырой, как небольшое плато. После нескольких десятков метров к ним добавились следы еще двух пар обуви. Было очевидно, что следы не следовали один за другим, но они были устроены подряд, то есть люди шли бы в линию, стараясь не упускать из виду друг друга. Следы были отчетливо видны, так как снег под ними был зажат, замерзая позже.

Тем не менее, снег вокруг следов был взорван сильным ветром на склонах. Далее, в 500 метрах от палатки, следы исчезли под маслом снега. Если бы это были сами молодые люди, которые затем заставили девяти опытных туристов совершить два саморазрушающих действия: разве они отрезали палатку и отступили на склоне горы, почти голые и босиком, при температуре 20 градусов ниже нуля? Мы знаем, что группа не была запутана плохим состоянием, которое постепенно ухудшалось. Поисковая команда нашла важные доказательства, чтобы сделать это.

Многокилометровая заброска на тяжелом грузовике, изнурительные переходы, опасные топи и стремнины бурных рек…Если вы готовы к преодолению препятствий, тяготам долгого пути, изменчивой погоде, для того, чтобы проникнуть, в спрятанные от праздных глаз обывателей, заповедные места, то поход на Урал — это ваше приключение. Если вы хотите, через 20 минут после выхода из поезда оказаться в сказочном парке, где самоцветы лежат под ногами, заблудиться почти невозможно, есть тропы, которые по плечу и детям и взрослым, то путешествие на Урал — это ваш активный отдых.

Этот удивительный регион, протяженностью 2,5 тыс. км, соединяет Северный Ледовитый океан и степи Казахстана. Он пустынный и густонаселенный, морозный и жаркий, азиатский и европейский – с удивительным многоголосьем природных ландшафтов, климатических зон, артефактов различных эпох.

Приполярный Урал: поход к высочайшим пикам

Приполярный Урал одно из самых интересных мест региона, которое начало осваиваться путешественниками еще в 30-х. Этот суровый край далеко не самый посещаемый из-за огромных расстояний, что дает ему потенциал на высокие категории сложности. Неласков здесь и климат.


Большинство туристических маршрутов по приполярному Уралу идут через станцию Инта. Отсюда частники на машинах Урал-вахтовка осуществляют заброску в горные районы, например к приюту «Желанный» (находится в 136 км от ж/д станции). Доехать до него по местному бездорожью можно за 8 часов.

От «Желанного», где добывают горный кварц, идут тропы к высочайшим вершинам Уральских гор – Народной (1894), Карпинского (1878), Манараге (1820). Вокруг них расположено множество маршрутов с удивительными горными пейзажами, хребтами и перевалами, бурными реками с множеством протоков. Смельчаки пробуют себя в восхождении на эти пики, а также на большое количество менее высоких гор и хребтов — Саблю, Защиту, Неприступный.

Несмотря на то, что перевалы и вершины имеют категории не выше 2А, совокупность препятствий и длина маршрута определяют его 5 категорию сложности.

Ведь чтобы осмотреть эту северную беспощадную красоту, нужно не менее, чем 3 недели. В течение этого времени походники проходят пешком или на лыжах более, чем 300 км.

Дожди, туманы, разбитые дороги, болотистые топи, широкие разливы рек, где даже в брод – по середину бедра, а то и по пояс, — серьезные летние испытания даже для хорошо подготовленных туристов. Зимой здесь пройти легче, если конечно, лыжники готовы к тропежке, которая на некоторых участках их похода на Урал достигает 80 см, трескучим морозам (до – 45 градусов) и порывистым ветрам.

Наиболее благоприятный период для летнего треккинга – вторая половина июля – первая половина августа. Но даже в разгар лета, часта смена погоды: температура воздуха может колебаться от 0 до +20 градусов, моросящий дождь сменяться ливнем, градом и даже метелью. Часто встречаются снежники и ледники. Летом выпадает до 1000 мм осадков, снижающих проходимость туристских троп.

Проходят, как правило, в марте и апреле. В это период также заметны существенные перепады температур – от 0 до — 45.

На территории национального парка «Югыд Ва», где находятся эти природные достопримечательности, путешественники могут переждать непогоду в приютах, балках, избах, которые иногда встречаются на пути. Стоимость ночевки – 200-250 руб. с человека, хотя совсем недавно, эти сооружения были бесплатными убежищами для туристов, совершающих походы по Уралу.


Выход с маршрута, как правило, осуществляется через Аранецкий перевал и деревню Аранец, откуда пешком или на лодке (договорившись с местными жителями) можно добраться до деревни Концебор. Здесь 2-3 раза в неделю ходит общественный транспорт (автобус) до города Печора или можно поймать попутку. Время в пути около 2,5 часов.

Есть и еще одна «точка входа» на туристический маршрут по приполярному Уралу – г. Вуктыл, популярная у туристов-водников.

Имейте в виду! Несмотря на то, что на официальном сайте парка «Югыд Ва» туристов призывают оформлять специальное разрешение и оплачивать каждый день пребывания на его территории, такой оброк неоднократно признавался незаконным судом и прокуратурой. Последнее решение Вуктыльского городского суда Республики Коми вступило в законную силу 6 августа 2012 г. и опубликовано 24.10.2012 г. в газете «Сияние севера».

Деятельность национального парка «Югыд Ва» с каждым годом все активнее коммерциализируется. И сегодня его дирекция предлагает услуги по организации заброски авто-, водным и воздушным транспортом (вертолетом), издает и распространяет печатную и сувенирную продукцию, взимает плату за пользование приютов и др. Офисы НП расположены в городах Инта, Печора, Вуктыл.

Полезные статьи:

Путешествие по северному Уралу: через перевал Дятлова к Болванам манси


Поход на северный Урал интересен не только тем, кого привлекают труднодоступные места вдали от цивилизации, отсутствие поблизости городов и поселков, в общем, дичь и глушь.

Здесь находится легендарный перевал, где в 1959 г., при невыясненных и загадочных обстоятельствах, трагически погибла туристская группа Дятлова. Сегодня его называют перевалом Дятлова. А изюминка здешних мест – таинственное плато Маньпупунер с его величественными Болванами манси, высота которых от 30 до 42 метров.

В этом районе также проложено много туристических маршрутов по Северному Уралу. Добираются сюда как из Европы, так и из Азии. Ведь Урал это граница континентов.

Летом самая удобная (но отнюдь не бюджетная – ок. 18 тыс. руб. за лодку на 6 человек) заброска по реке Печоре, обычно так доставляют организованные группы. Этот маршрут предлагает дирекция Печоро-Илычского заповедника, на территории которого находится плато. Он рассчитан на 6 дней, начинается от Троицко-Печерска, откуда участников за отдельные деньги довозят до причала (60 км). Это путешествие по северному Уралу включает в себя, кроме 200 км. водного пути, еще и 66 км. пешего хода до и от Маньпупунера. Его большую часть занимает достаточно утомительная дорога.

Тот, кто хочет совершить полноценный пеший или лыжный поход на северный Урал, выбирает путь, который лежит от ж/д станции Ивдель, куда ходит поезд Москва-Приобье.


От Ивделя налажена заброска до реки Ауспия. Дальше идут на лыжах или пешком вверх по реке до перевала Дятлова, который находится на хребте Поясовый камень. На перевале — памятные таблички, напоминающие о трагических событиях 59-го года.

Отсюда можно спуститься к истоку великой реки Печоры, которая в этих местах совсем еще ручей, петляющий в таежном лесу, и сделать радиалку на плато Маньпупуньер.

Если возвращаться тем же путем – это будет самый короткий поход к этим сакральным местам. Но и он займет 10 дней из-за больших расстояний – порядка 200 км. И маршруты здесь можно проложить на любой вкус и почти любой категории сложности от 2 до 5.


Имейте в виду! Еще до начала вашего путешествия по Уралу необходимо оформить пропуск в Печоро-Илычский заповедник. Делать это надо заранее, послав заявку по факсу или электронной почте в дирекцию минимум за две недели до похода. Стоимость 1 дня пребывания на его территории летом 2012 г. составляла 650 руб. Оплатить пропуск можно, перечислив деньги на счет заповедника.

Хотя, многие туристы предпочитают альтернативный вариант – оплату штрафа 1000 руб. на месте. Ведь количество пропусков ограничено, а в даты нахождения в заповеднике, указанные в заявке, можно элементарно «не попасть», например, из-за плохой погоды.

Южный Урал: национальный парк «Таганай»

Таганай – горные хребты и национальный парк рядом со Златоустом, который по сравнению с дикими просторами приполярного и северного Урала, кажется камерным. Тем не менее, его площадь – 568 кв. км, позволяет освоить интересные туристические маршруты по Уралу.

Центральный вход в парк Таганай расположен, буквально, в 10 минутах езды на автобусе или получасе ходьбы от ж/д вокзала, в поселке Пушкинский.

Зайти на его территорию можно также из Миасса, Магнитки или Карабаша. Если есть GPS-навигатор или вы хорошо читаете карту, то по Таганаю можно ходить и без проводников. Зимой это делать гораздо легче, чем летом. Нет болот. Ручьи и озера замерзли. Много наезженных буранных дорог.

Таганай это несколько горных хребтов из которых самый высокий – Большой Таганай и его доминанта, самая высокая точка парка – Круглица (1112). Сильный ветер создает здесь удивительные формы из снега.


Причудливые скальные останцы в Долине сказок, Откликной гребень, вертикальные стены которого многократным эхом отражают каждое сказанное слово, метеостанция на вершине хребта Дальний Таганай (1114), от которой открывается небывалый обзор – эти и другие живописные пейзажи можно увидеть, перемещаясь пешком или на лыжах.

В НП «Таганай» много категорийных маршрутов 1Б-3А для опытных туристов, которые могут поставить палатки на специально отведенных для этого местах, снабженных дровами.


Для любителей «прогулочного» отдыха, семей с детьми, проложено 60 км маркированных троп и 6 обустроенных приютов, расположенных друг от друга на расстоянии от 7 до 24 км. Так что походы по южному Уралу можно совершать с небывалыми удобствами.

Ночевка в домиках платная, от 400 руб. с человека в день в зависимости от сезона и степени комфорта (хоть он и весьма условный). Также деньги взимаются за постановку своей палатки, пользование обустроенными тропами и пикниковыми площадками с мангалами и др. В общем, степень коммерциализация немаленькая, хотя вход на территорию и нахождение в нацпарке «Таганай» бесплатное.


Исхоженность троп, большое количество гостей зимой и летом, могут отпугнуть любителей глухих углов и безлюдных окраин. А вот для тех, кто, пока, не готов к сложным автономным дистанциям на сотни километров или в чьей команде есть маленькие туристы, это прекрасный вариант — путешествие по южному Уралу с минимумом риска и нагрузки.