Конвейеры и транспортеры

Троянская война миф краткое сообщение. Легенды троянской войны

Древние греки считали Троянскую войну самым значительным событием своей . Историки античности были уверены, что она происходила на рубеже ХIII- ХII веков до н.э.
Существовало множество мифов и легенд о том, как греки-ахинейцы начали войну против города Трои, который находился в северо-западной части полуострова Малая Азия.
Великий греческий Гомер описал события этого эпохального события в своей поэме "Илиада”. Долгое время все эти события, наряду с легендарной Троей считались мифом, пока Генрих Шлиман не откопал Трою. , персонажами которых выступали не только реальные герои, но и боги, получили свое материальное подтверждение.
Красивая легенда является причиной Троянской войны, которая стала своеобразным рубежом между закончившейся эпохой богов и героев, и начавшейся эпохой обыкновенных людей.
Причиной войны стало золотое яблоко раздора, которое богиня Эрида подбросила пирующим на свадьбе Пелея и Фетиды богиням Гере, Афине и Афродите. На яблоке было написано "Прекраснейшей” и богини заспорили, кому же оно должно принадлежать.
Судьей в этом споре стал Парис, младший сын троянского царя Приама. Явившимся к нему богиням, каждая из которых пыталась прельстить царевича своими дарами, он ответил, что для него самой прекраснейшей является Елена, дочь Зевса и Леды, жена спартанского царя Менелая. Афродита, являющаяся богиней любви, одобрила выбор Париса и решила помочь ему похитить Елену.
В отсутствии Менелая, Парис, явившись к нему в дом как гость, проявил вероломство и тайно увез его жену. Беглецы прихватили с собой не только рабов, но и сокровища царского дома. По одной версии, они уже через три дня укрылись за стенами Трои. По другой – богиня Гера решила отомстить Парису и наслала на море бурю, которая забросила корабль беглецов к финикийским берегам и уже оттуда они длительное время добирались в Трою.
Парис нарушил все законы гостеприимства и должен был ответить за свой проступок. Его отец Приам и старший брат Гектор понимали, что Парис своим поступком нанес жестокое оскорбление Менелаю и всем грекам и они не оставят поступок троянского царевича без последствий. Их месть будет ужасной, а пострадает из-за безрассудства влюбленного целый народ.
Менелай вместе с братом, могущественным царем Микен Агамемноном, собрали огромное войско. К ним присоединились знатные ахейские герои и цари вместе со своими дружинами: Одиссей, Ахилл, Диомед, Аякс, Филоктет и многие другие. Предводителем греки выбрали ахейского царя Агамемнона, который ради победы принес в жертву свою дочь Ифигению.
По легенде боги тоже принимали участие в троянской войне. Отвергнутые Парисом Гера и Афина выступали за ахейцев, Афродита с Аполлоном помогали троянцам.
Сначала греки, не смотря на нанесенное оскорбление, хотели решить все мирным путем и послали на переговоры испытанного дипломата Одиссея и оскорбленного супруга Менелая. Троянцы отказались от мирного решения, и началась долгая, изнуряющая война.
Греки не смогли взять Трою сразу и началась десятилетняя осада. Они расположились лагерем на берегу моря, разоряя близлежащие города и нападая на союзников троянцев.
В тоже время, в лагере ахейцев постоянно возникали стычки, которые приводили к неудачам в боевых действиях. Все устали за десять лет осады неприступной крепости и был момент, когда нападавшие решили вернуться на свои корабли чтобы отплыть на родину. Положение спас Одиссей, твердой рукой вернувший дезертиров.
Воспользовавшись распрями греков, троянцы под руководством Гектора, перешли в наступление, ворвались в лагерь ахейцев и собирались жечь вражеские корабли.
Положение спас друг Ахилла Патрокл, который одел доспехи легендарного героя и, вскочив на его колесницу, бросился помогать грекам. Он смог остановить натиск троянцев, но сам погиб. Разъяренный Ахилл вызывает на поединок Гектора и убивает его. Поражает он и предводительницу амазонок Пенфесилею, которые пришли на помощь троянцам. Но, вскоре и сам погибает от стрелы Париса, которую направляет бог Аполлон. Как и было предсказано, поражен он был в пятку, единственное уязвимое место на теле Ахилла.
Прибывший на помощь ахейцам герой Филоктет с острова Лемнос поражает Париса и троянцы остаются без предводителя, но стены крепости по-прежнему неприступны для ахейцев.
И только военная хитрость Одиссея, который предложит грекам создать видимость, что они отплывают на своих кораблях, оставив троянцам в дар огромную деревянную статую коня, помогла сокрушить оборону.
В коне находились отборные воины, которые ночью покинули свое убежище и открыли ворота

Гибель первого грека. Плавание было спокойным: все время дул попутный ветер, быстро рассекали морские волны корабли. Вот показались вдалеке берега Азии, где была расположена Троя. Но дошли слухи о походе до троянцев, и были они готовы встретить пришельцев с оружием в руках. Грозное войско выстроилось на берегу. Плотными рядами, плечом к плечу стояли троянцы, сомкнув щиты; блестели на солнце смертоносные острия их копий. Командовал войском Гектор, сын троянского царя Приама; пятьдесят сыновей и дочерей было у царя. Всех сыновей превосходил силой и мужеством благородный Гектор.

Знали греки предсказание: погибнет тот, кто первым коснется ногой троянской земли. Столпились они у бортов кораблей, но не решались их покинуть. Тогда Одиссей взял свой щит, бросил его на берег и спрыгнул с корабля, но встал он двумя ногами на щит. Следом за ним бросился вперед юный герой Протесилай, жаждавший славных подвигов: не заметил он хитрости Одиссея; устремились на берег и другие греки.

Кровавая битва разгорелась на берегу, но не увидел ее Протесилай — поразил его своим тяжелым копьем Гектор, и отлетела в Аид тень первого героя, обагрившего своей кровью троянскую землю. А скольким еще воинам не суждено было вернуться домой из-под Трои!

Первый бой. Но сам бой был для греков удачным: бежали троянцы под защиту крепких городских стен, а греки вытащили на берег корабли и построили под стенами города военный лагерь. Защитили они его со стороны Трои высоким валом и глубоким рвом; на двух противоположных концах лагеря разбили свои шатры могучие Ахиллес и Аякс Теламонид, — на случай неожиданного нападения троянцев. В центре возвышался шатер Агамемнона, а рядом — площадь для народных собраний. Все огромное войско собиралось там для решения общих дел.

Кассандра и ее страшные предсказания. Так началась знаменитая Троянская война. Жестокие бои шли под стенами Трои; трижды пытались греки штурмом взять священный город — и всякий раз отражали троянцы их натиск. Пытались греки мирно уговорить троянцев вернуть прекрасную Елену, но отказались троянцы, несмотря на слова вещей Кассандры. Была Кассандра дочерью царя Приама и отличалась редкой красотой, такой, что полюбил ее сам Аполлон. Отвергла гордая девушка любовь бессмертного бога, и страшно наказал он Кассандру за это. Стала Кассандра предсказательницей: ясно видела она будущее, судьбы людей и героев, опасности, которые их подстерегают, но никто и никогда не верил ее предсказаниям, все считали ее сумасшедшей. Как только впервые увидела Кассандра Елену, поняла она, что не на радость привез брат в Трою красавицу-жену; с тех пор неустанно уговаривала она троянцев вернуть Елену мужу и тем положить конец губительной войне, но слышала в ответ лишь смех.

Хрисеида. Прошло в сражениях девять лет; наступил десятый год осады Трои. Много окрестных городов разорили за это время ахейцы, много захватили богатств и рабов. Во время одного из походов увели они в рабство Хрисеиду, дочь жреца Хриса. Досталась она Агамемнону. Когда Хрис пришел в ахейский лагерь, принеся богатый выкуп за дочь, с позором его прогнал оттуда возгордившийся своим величием царь. Взмолился тогда Хрис Аполлону: “О, сребролукий бог! Если угодил я тебе моим служением, отомсти жестокому Агамемнону!”

Аполлон насылает чуму. Услышал Аполлон жалобу Хриса и быстро помчался с Олимпа в греческий лагерь; грозно гремели в его колчане золотые стрелы, мрачнее ночи было лицо. И вот уже полетели смертоносные стрелы в ахейцев; невидимы они были, но вызывали страшную болезнь — чуму. Стали умирать греки один за другим, запылали погребальные костры по всему лагерю. Казалось, настал для греков час гибели.

Ссора Агамемнона и Ахиллеса. Девять дней свирепствовал мор, а на десятый день собрал Ахиллес греков на собрание, чтобы решить, как умилостивить богов. Открыли прорицатели, за что гневается стреловержец Аполлон, но не образумило это Агамемнона. Не хотел он отдавать Хрисеиду, даже если погибнет все войско. Когда же увидел царь, что все ахейцы настроены против него и придется уступить, страшный гнев охватил Агамемнона и обрушил царь его на Ахиллеса: “Ты затеваешь у нас все распри! — воскликнул он. — От тебя все зло! Хорошо, я верну Хрисеиду отцу, но чтобы ты не осмеливался равняться со мной и понял, сколь велика у меня власть, отниму я у тебя твою пленницу Брисеиду!”

Обида Ахиллеса. Все сделал Агамемнон так, как говорил на собрании. Принял он от Хриса богатый выкуп и вернул жрецу дочь; а Хрис принес жертвы Аполлону, и прекратился косивший греков мор. Но и своей угрозы Ахиллесу не забыл Агамемнон, отправил он к Ахиллесу посланцев, и забрали те у него Брисеиду. Опечаленный вышел на берег моря Ахиллес и громко стал взывать: “О, моя мать! Родила ты меня, обреченным на самую краткую жизнь среди ахейцев, но зачем же и славы лишает меня громовержец Зевс? Зачем он допускает, чтобы бесчестил меня Агамемнон?” Услышала Фетида жалобы сына, вышла к нему из пенящихся морских волн, и все рассказал ей Ахиллес о своей обиде. Поклялась Фетида: покается Агамемнон, да будет поздно.

Обещание Зевса. Дождалась она, когда Зевс остался один, припала к его ногам и умоляла отомстить за Ахиллеса. Знал Зевс, что не по душе будет его поступок Гере, помогавшей грекам, но не раз выручала его Фетида в самые трудные моменты. Пообещал громовержец, что выполнит просьбу.

Ничего не ведая, крепко спал горделивый Агамемнон. Явился ему во сне мудрый старец Нестор, которого очень чтил Агамемнон, и сказал: “Пробудись от сна, повелитель мужей! Строй скорее свои войска, сегодня вы овладеете великой Троей; Гера уговорила всех богов отвернуться от Трои: носится гибель над этим городом”.

Агамемнон верит сну. Обрадовался Агамемнон знамению, не догадывался он, что обрушатся страшные бедствия на его войско. Принес жертву тучегонителю Зевсу и вывел в поле своих воинов. Застонала под топотом воинов и коней земля. Невидимая носилась среди них Афина Паллада, вдохновляя героев на бой и внушая им непоколебимое мужество. Грозно возвышались впереди воинов вожди. Ряд за рядом шли войска к стенам Трои.

Навстречу им из ворот Трои вышли дружины троянцев и их союзников, с громкими криками двинулись они навстречу приближавшимся в грозном молчании ахейцам. Не сразу начали войска бой, сначала сразились между собой Менелай и Парис. Наблюдали за их поединком войска, смотрели со стен троянские старцы, женщины и дети, даже сама Елена пришла туда, и, видя ее, так говорили друг другу старейшие троянцы: “Нет, невозможно осуждать ни греков, ни троянцев, что они ведут кровопролитную борьбу за такую прекрасную женщину! Воистину равна она красотой бессмертным богам!”

Битва. Подвиги Диомеда. Победил бы грек Менелай в поединке Париса, по обычаю закончилась бы война. Но не так решили бессмертные боги. Уже занес он копье, чтобы поразить поверженного на землю троянского царевича, но окутала Париса темным облаком Афродита и унесла в город.

Началась жестокая битва между троянцами и греками. Сами боги вели в бой противников: греков возглавляла Афина Паллада, троянцев — неукротимый Арес. Смешались победные крики и стоны умирающих. Плохо было грекам без Ахиллеса, поняла это Афина и дала несокрушимую силу славному герою Диомеду. Словно смерч, носился он по полю, сокрушая всех на своем пути. Сделала Афина так, что мог он воочию видеть даже бессмертных богов, и сказала: “Если заметишь на поле Афродиту, смело бросайся вперед и рази ее острым копьем. Но с другими богами в бой не вступай”. Многих троянцев сокрушил Диомед; сразился он и с Энеем, сыном Афродиты. Ранил его Диомед, но прикрыла Афродита сына плащом и хотела унести с поля битвы. Бросился на нее Диомед и ранил копьем руку. С громким плачем возвращалась богиня на Олимп, но насмешками встретили ее там Афина и Гера, а Зевс сказал: “Милая дочь! Не твое дело шумные битвы. Ведай ты браком и любовью, а битвы оставь другим богам!”

А на земле тем временем все ожесточеннее становилось сражение. Воодушевил бог Арес троянца Гектора на славные подвиги: гибли греки, сраженные рукой этого героя и бессмертного бога. Жалко стало Афине и Гере гибнущих ахейцев, попросили они у Зевса позволения укротить свирепого Ареса. Направилась Афина к Диомеду и сказала ему: “Не бойся теперь ни Ареса, ни других богов! Я сама буду твоей помощницей”. Села она на место возничего и погнала колесницу туда, где свирепствовал Арес; удесятерила она силы Диомеда, поразил он Ареса копьем. Страшно закричал раненый бог, будто десять тысяч воинов вскрикнули разом, окутанный черной тучей вознесся он на Олимп и не смог больше помогать троянцам. Снова стали греки теснить их; тогда отправился Гектор в Трою, чтобы дарами и жертвами умилостивить богиню Афину.

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА, ГЕРОИ ТРОЯНСКОЙ ВОЙНЫ

Под стенами Трои воевало много великих героев. Ниже перечисляются главные военачальники с обеих сторон.

Греки:
Ахиллес Фтийсхий царевич Величайший греческий воин; убит Парисом
Агамемнон Царь Аргоса Верховный вождь: брат Менелая
Аякс (1) Салаыинский царевич Величайший воин, уступающий по славе только Ахиллесу
Аякс (2) Локрийский царевич Ловкий бегун и искусный копьеметатель
Калхас Пророк из Мегары Главный прорицатель греков
Диомед Аргосский царевич Отказался драться с Главком, узнав о дружеских отношениях их семей
Менелай Царь Спарты Муж Елены, супружеская измена которой послужила поводом к началу Троянской войны
Нестор Царь Пилоса Старейшина и хороший рассказчик
Одиссей Царь Итаки Главный греческий стратег; по его совету был построек Троянский конь

Троянцы и их союзники:
Эней Троянский царевич Сын Афродиты, родоначальник римлян
Главк Ликийский царевич Военачальник ликийцев; убит Аяксом (1)
Гектор Троянский царевич Величайший троянский воин; убит Ахиллесом
Парис Троянский царевич Увез Елену, спровоцировав войну
Приам Царь Трои Отец Гектора и Париса
Сарпедон Царь Ликии Внук Зевса; убит Патроклом
335

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ (культура Греции)

Пустотелая гигантская модель лошади, построенная греками (по свидетельству некоторых источников — по совету Одиссея) на погибель троянцам. Коня поставили под стенами осажденной Трои, а греческие корабли инсценировали отплытие домой. Троянцы занесли сооружение в город, и под покровом темноты скрывавшиеся в чреве деревянной лошади греческие воины отворили соплеменникам ворота. Таким образом победа ахейцев и разрушение Трои были предрешены.

«ТРУДЫ И ДНИ» (культура Греции)

Поэма Гесиода (VIII—VII вв. до н. э.). Поэма является своего рода земледельческим трактатом и изобилует мифологическими образами. Труд начинается с обращения автора к своему брату, где он рассуждает о преимуществах разумного землепашества, подтверждая свои умозаключения многочисленными мифологическими примерами.

ТРЮМ (культура германцев)

Великан, укравший молот бога Тора. В качестве выкупа за молот Трюм хотел получить руку великой богини Фрейи. Тор принял обличье богини и отправился в страну великанов, Етунхейм. Во время свадебной церемонии «невесте» положили на колени молот (обычай скандинавских крестьян), Тор схватил его, перебил всех присутствовавших великанов, включая виновника торжества, Трюма, и вернулся в обитель богов, Асгард.

ТУ (культура Океании)

Маорийский бог войны, сын богини земли Папа и бога неба Ранги. Согласно маорийской легенде о сотворении мира, Ту подвергся нападению со стороны собственного брата, бога стихий, Таухири. Однако никто из других братьев не пришел Ту на помощь, и он с ними разругался. В отместку Ту стал выслеживать и убивать рыб и животных во владениях Тангароа и Тане и пожирать потомков Хаумиа и Ронго — дикие растения. Ту обладал колдовским знанием, позволившим ему управлять потомством братьев: погодой, животными, растениями и другими материальными предметами.

ТЬЯПАРА (культура Австралии)

Человек, ставший луной, согласно мифологии народа тиви, проживавшего на островах Мелвилл и Батерст.

ТЮР (культура германцев)

Скандинавский бог, один из небожителей, асов. Судя по всему, Тюр является более поздней персонификацией германского бога Тиваза и выступает в роли бога битвы. Тюр оказался единственным из богов, кто осмелился связать чудовищного волка Фенрира.

ТЯНЬ (культура Китая)

«Небо», божественное воплощение небесных сфер. Тянь считалось верховным божеством вплоть до 1050—221 гг. до н. э. Позднее его место занял Нефритовый император, правитель небес.

ХУГАРИТ (культура Ближнего Востока)

Древний город на северо-востоке Сирии, процветавший в период приблизительно с 1500 по 1200 г. до н. э. Во время раскопок, проводившихся на земле Ханаанской, было обнаружено множество табличек, проливающих свет на религию и мифологию древнего Угарита.

Причина Троянской войны известна, кажется, даже школьнику, однако сказать пару слов об этом все-таки необходимо. И начать стоит со свадьбы Фетиды, морской богини и героя Пелея. На эту свадьбу позвали практически всех богов, за одним маленьким исключением: Эриду, богиню раздора, решили не приглашать. И, вполне естественно, она на такой поворот событий обиделась. Эрида славилась своими злыми шутками, и в этот раз она не отступила от своих привычек. На праздничный стол ею было подкинуто на котором было написано «Прекраснейшей».

На это звание претендовали три богини: Афина, Афродита и Гера. И на пиру разрешить их спор не удалось. Тогда Зевс повелел принять решение Парису, Троянскому царевичу, сыну Приама. Богини подошли к нему, когда он пас овец за городскими стенами и попросили помочь, при этом каждая из богинь пообещала Парису ту или иную награду за «правильный» выбор. Гера пообещала Парису власть над Азией, Афина - воинскую славу, а Афродита - любовь прекраснейшей женщины, Елены.

Вполне предсказуемо, что Парис выбрал прекраснейшей Афродиту. Елена была женой Менелая, царя Спарты. Парис приехал в Спарту и, пренебрегая законами гостеприимства, увез с собой Елену, вместе с рабами и сокровищами, хранившимися во дворце. Узнав об этом, Менелай обратился за помощью к брату, Микен. Вместе они собрали армию, к которой присоединились все цари и царевичи, которые в свое время сватались к Елене и клялись защищать ее и ее честь.

Так началась Троянская война. Взять город быстро захватчикам не удалось, так как он был очень хорошо защищен. Осада затянулась на долгих 9 лет, но наиболее подробно нам известны события последнего, 10 года. Изменения начинаются с того момента, как Агамемнон отбирает у Ахилла его пленницу, Брисеиду. Она была жрицей в храме Аполлона, и ее необходимо было вернуть, чтобы избежать гнева бога. Ахилл оскорбился и отказался учувствовать в дальнейших боевых действиях.

С этого момента военная удача отвернулась от греков. Никакие уговоры не помогали, Ахилл был твёрд в своем решении. Лишь поле того, как троянцы ворвались в лагерь и подожгли один из кораблей, Ахилл позволил своему другу, Патроклу, переодеться в свои доспехи и возглавить отряд своих воинов. Они отогнали троянцев, но их предводитель, старший сын Приама, Гектар, убил Патрокла.

Это событие привело Ахилла в бешенство, и он, примирившись с Агамемноном, отправился мстить обидчику. Он был настолько разъярён, что убив Гектора, привязал его труп к колеснице и провез несколько раз вокруг города. А вскоре после этого герой и сам нашел свою смерть.

Убить Ахилла было практически невозможно, дело в том, что мать сразу после рождения окунула его в источник, который сделал его неуязвимым. Но окуная, она придерживала его за пяточку. Аполлон подсказал Парису, что именно в пятку необходимо поразить Ахилла.

После его смерти греки начали делить его доспехи, претендовали на них два героя: Одиссей и Аякс. В итоге доспехи достались первому, и тогда Аякс убил себя. Таким образом, греческая армия лишилась сразу двух героев. Троянская война подошла к новому перелому. Чтобы снова качнуть чащу весов в свою сторону, греки позвали на помощь двух других героев: Филоктета и Неоптолема. Они убили двух оставшихся предводителей троянского войска, после чего последние перестали выходить сражаться в поле. Держать город в осаде можно было еще очень долго, и поэтому Одиссей, славившийся своей хитростью, предложил обмануть жителей Трои. Он предложил построить огромного коня из дерева и принести его в дар осаждаемому городу, а самим сделать вид, что уплывают. Греки сожгли палаточный лагерь, сели на свои корабли и отплыли за ближайший мыс.

Троянцы же решили втащить в город коня, не подозревая, что в его чреве спрятались лучшие войны греков. Жрец Лаокоон предостерегал жителей, предчувствуя беду, но его никто не послушал. В ворота конь не проходил и троянцы разобрали часть стены. Ночью войны выбрались из чрева коня, впустили в город вернувшихся греков. Они убили всех мужчин, а женщин и детей взяли в плен. Так закончился Троянская война.

Большую часть информации об этом событии мы узнали из поэмы «Илиада», авторство которой приписывается Гомеру. Впрочем, сейчас достоверно установлено, что, по сути, это греческий народный эпос, который рассказывали жителям городов местные певцы, аэды, а Гомер был либо самым известным из аэдов, либо просто собрал в разные отрывки в одно целое.

Долгое время Троянская война считалась мифом, красивой сказкой, но не более того. В частности причиной этого было то, что неизвестно было, что позволяло предположить, вообще не существовало.

Но затем археолог Генрих Шлиман нашел развалины Трои. Тогда стало понятно, что троянская война, история которой рассказана в «Илиаде», была на самом деле.


Эфиопы

Троя́нская война́ - легендарная война, сказания о которой были распространены в греческом народе ещё до сложения Гомеровского эпоса: автор первой рапсодии «Илиады » предполагает в своих слушателях подробное знакомство с циклом этих сказаний и рассчитывает на то, что Ахилл , Атрей , Одиссей , Аякс Великий , Аякс Малый , Гектор уже знакомы им.

Разрозненные части этого сказания принадлежат разным векам и авторам и представляют собою хаотическую смесь, в которой историческая правда незаметными нитями связана с мифом. С течением времени желание вызвать интерес у слушателей новизной сюжета побуждало поэтов вводить всё новых героев в излюбленные сказания: из героев «Илиады » и «Одиссеи » Эней , Сарпедон , Главк , Диомед , Одиссей и много второстепенных действующих лиц, согласно некоторым гипотезам, совершенно чужды древнейшей версии Троянского сказания. Введён был в сказания о битвах под Троей ещё ряд других героических личностей, таких, как амазонка Пентесилея , Мемнон , Телеф , Неоптолем и других.

Наиболее подробно сохранившееся изложение событий Троянской войны содержится в 2 поэмах - «Илиаде» и «Одиссее»: главным образом этим двум поэмам Троянские герои и события Троянской войны обязаны своей славой. Поводом к войне Гомер указывает квазиисторический факт похищения Елены .

Датировка [ | ]

Датировка Троянской войны является спорной, однако большинство исследователей относят её к рубежу XIII-XII вв. до н. э. Спорным остаётся вопрос о «народах моря » - стали ли они причиной Троянской войны или, наоборот, их движение было вызвано результатами Троянской войны.

Перед войной [ | ]

См. также Киприи

Суд Париса, Хуан де Хуанес

Согласно древнегреческому эпосу, на свадьбу героя Пелея и нереиды Фетиды , ещё не родившемуся сыну которой богиня правосудия Фемида предрекла, что он превзойдёт своего отца, явились все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды ; не получив приглашения, последняя подбросила среди пирующих золотое яблоко Гесперид с надписью: «Прекраснейшей», за это звание последовал спор между богинями Герой , Афиной Палладой и Афродитой . Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение какой-то из них, потому что самой прекрасной считал свою дочь Афродиту , но Гера приходилась ему царствующей супругой и сестрой, а Афина - дочерью. Тогда он отдал суд сыну царя Трои Приама - Парису , считавшемуся самым красивым мужчиной.

Парис отдал предпочтение богине любви, потому что та пообещала ему любовь прекраснейшей в мире женщины, супруги спартанского царя Менелая Елены . Парис отплыл в Спарту на корабле, построенном Фереклом . Менелай радушно принял гостя, но вынужден был отплыть на Крит, чтобы похоронить своего деда Катрея . Афродита влюбила Елену в Париса, и та отплыла с ним, взяв с собой сокровища Менелая и рабынь Эфру и Климену . По пути они посетили Сидон .

Похищение Елены было ближайшим поводом к объявлению войны народу Париса. Решив отомстить обидчику, Менелай и его брат царь Микен Агамемнон (Атриды) объезжают греческих царей и склоняют их к участию в походе на троянцев. Это согласие было дано предводителями отдельных народов в силу клятвы, которой ранее связал их отец Елены, Тиндарей . Главнокомандующим экспедиции был признан Агамемнон ; после него привилегированное положение в войске занимали Менелай , Ахилл , два Аякса (сын Теламона и сын Оилея), Тевкр , Нестор , Одиссей , Диомед , Идоменей , Филоктет и Паламед .

Не все охотно приняли участие в войне. Одиссей пытался уклониться, притворившись безумным, но Паламед разоблачил его. Кинир не стал союзником греков. Пемандр и Тевтис не участвовали в походе. Фетида пытается укрыть своего сына у Ликомеда на Скиросе, но Одиссей находит его, и Ахилл охотно присоединяется к войску. Дочь Ликомеда Деидамия рождает Ахиллу сына Неоптолема .

Состоявшая из 100 000 воинов и 1186 кораблей армия собралась в Авлидской гавани (в Беотии , при проливе, отделяющем Евбею от материка Греции).

Здесь во время жертвоприношения из-под алтаря выползла змея, взобралась на дерево и, пожрав выводок из 8 воробьев и воробьиную самку, обратилась в камень. Один из состоявших при войске гадателей, Калхант , вывел отсюда, что предстоящая война будет продолжаться девять лет и окончится на десятый год взятием Трои .

Начало войны [ | ]

Агамемнон приказал войску садиться на корабли и достиг Азии. Греки высадились по ошибке в Мизии. Там произошла битва, в которой Ферсандр был убит Телефом, но сам Телеф был тяжело ранен Ахилесом , а его войско было разбито.

Затем, будучи отнесены бурей от берега Малой Азии, ахейцы вновь прибыли в Авлиду и оттуда уже вторично отплыли под Трою по принесении в жертву богине Артемиде дочери Агамемнона, Ифигении (последний эпизод Гомером не упоминается). Телеф, прибывший в Грецию, указал морской путь ахейцам и был исцелен Ахиллом.

Причалив на Тенедосе, греки захватывают остров. Ахилл убивает Тенеса . Когда греки приносят жертвы богам, Филоктета укусила змея. Его оставляют на пустынном острове.

Высадка в Троаде окончилась благополучно лишь после того, как Ахиллес убил царя троадского г. Колон, Кикна , пришедшего на помощь троянцам. Протесилай , первый из высадившихся на берег ахейцев, был убит Гектором .

Когда греческое войско расположилось лагерем на Троянской равнине, Одиссей и Менелай отправились в город для переговоров о выдаче Елены и примирении враждующих сторон. Несмотря на желание самой Елены и совет Антенора окончить дело примирением, троянцы отказали грекам в удовлетворении их требования. Число троянцев, которыми командует Гектор, меньше числа греков, и хотя на их стороне имеются сильные и многочисленные союзники (Эней , Главк и др.), но, боясь Ахиллеса, они не решаются дать решительное сражение.

С другой стороны, ахейцы не могут взять хорошо укрепленный и защищаемый город и ограничиваются тем, что опустошают окрестности и ради добычи провианта предпринимают, под начальством Ахиллеса, более или менее отдаленные походы на соседние города.

В битве сын Тидея Диомед, руководимый Афиной, совершает чудеса храбрости и ранит даже Афродиту и Ареса (5 рапс.). Менелай убивает Пилемена , но Сарпедон сражает царя Родоса Тлеполема .

Намереваясь вступить в единоборство с ликийцем Главком , Диомед узнает в нём старинного гостя и друга: взаимно обменявшись оружием, противники расходятся (6 рапс.).

День оканчивается нерешительным поединком вернувшегося в сражение Гектора с Аяксом Теламонидом. Во время заключённого обеими сторонами перемирия предаются земле убитые, и греки, по совету Нестора, окружают свой лагерь рвом и валом (7 рапс.).

Битва начинается снова, но Зевс запрещает богам Олимпа принимать в ней участие и предопределяет, что она должна окончиться поражением греков (8 рапс.).

На следующую ночь Агамемнон уже начинает помышлять о бегстве от стен Трои, но старый и мудрый царь Пилоса Нестор советует ему примириться с Ахиллом. Попытки отправленных с этой целью к Ахиллу послов не приводят ни к чему (9 рапс.).

Между тем Одиссей и Диомед выходят на разведку, захватывают в плен троянского шпиона Долона и убивают фракийского царя Реса , прибывшего на помощь к троянцам (10 рапс.).

На следующий день Агамемнон оттесняет троянцев к городским стенам, но сам он, Диомед, Одиссей и другие герои оставляют битву вследствие полученных ран; греки удаляются за стены лагеря (11 рапс.), на который троянцы производят нападение. Греки храбро сопротивляются, но Гектор разбивает ворота, и толпа троянцев беспрепятственно проникает в греческий стан (12 рапс.).

Ещё раз греческие герои, особенно оба Аякса и царь Крита Идоменей, с помощью бога Посейдона, успешно оттесняют троянцев, причём Идоменей убивает Асия , Аякс Теламонид повергает Гектора ударом камня на землю; однако Гектор вскоре снова появляется на поле битвы, исполненный крепости и сил, которые по приказанию Зевса вселил в него Аполлон (13 рапс.). Троянец Деифоб убивает Аскалафа , а Гектор сражает Амфимаха , Полидамант же (14 рапс.) убивает Профоенора .

Посейдон вынужден предоставить греков их участи; они снова удаляются к кораблям, которые Аякс тщетно пытается защитить от приступа неприятелей (15 рапс.). Троянцы атакуют: Агенор убивает Клония , а Медонт сражен Энеем .

Когда передний корабль уже охвачен пламенем, Ахилл, уступая просьбам своего любимца Патрокла, снаряжает его в битву, предоставив в его распоряжение собственное оружие. Троянцы, полагая, что перед ними - сам Ахилл, бегут; Патрокл преследует их до городской стены и убивает при этом множество неприятелей, включая Пирехма и храброго Сарпедона , тело которого троянцы отбивают только после ожесточенной борьбы. Наконец Гектор при содействии стреловержца Аполлона убивает самого Патрокла (16 рапс.); оружие Ахилла достается победителю (17 рапс.). В борьбе за тело Патрокла Аякс Теламонид убивает Гиппофоя и Форкия , а Менелай поражает Евфорба . Ахеец Схедий гибнет от руки Гектора .

Ахилл, подавленный личным горем, раскаивается в своем гневе, примиряется с царем Агамемноном и на следующий день, вооружившись в новые блестящие доспехи, изготовленные для него богом огня Гефестом по просьбе Фетиды (18 рапс.), вступает в битву с троянцами. Многие из них гибнут, и в том числе Астеропей и главная надежда троянцев - Гектор (19-22 рапсодия).

Погребением Патрокла, празднованием устроенных в честь его похоронных игр, возвращением Приаму тела Гектора, погребением главного защитника Трои и установлением для этой последней цели 12-дневного перемирия заканчиваются события, составляющие содержание Илиады.

Заключительный этап войны [ | ]

Троянский конь, Джованни Доменико Тьеполо

Тотчас после смерти Гектора амазонки приходят на помощь к троянцам, вскоре в битве их царица Пенфесилея убивает Подарка , но сама погибает от руки Ахилла .

Затем на помощь троянцам приходит войско эфиопов. Их царь Мемнон - сын богини зари Эос храбро сражается и убивает друга Ахилла Антилоха . Мстя за него, Ахилл убивает Мемнона в поединке.

Между Ахиллом и Одиссеем возникает ссора, причём последний объявляет, что хитростью, а не доблестью можно взять Трою. Вскоре после этого Ахилл, при попытке пробиться в город через Скейские ворота, или, по другому сказанию, во время бракосочетания с Приамовой дочерью Поликсеной в храме Фимбрейского Аполлона, погибает от стрелы Париса, направленной олимпийским божеством. После похорон сына Фетида предлагает отдать его оружие в награду достойнейшему из греческих героев: избранным оказывается Одиссей ; его соперник, Аякс Теламонид, оскорбленный оказанным другому предпочтением, совершает самоубийство после истребления стада животных.

Эти утраты со стороны греков уравновешиваются невзгодами, которые затем постигают троянцев. Живший в греческом войске в качестве пленника Приамид Гелен объявляет, что Троя будет взята лишь в том случае, если будут привезены стрелы Геракла, которыми владел наследник Геракла Филоктет , и прибудет с о-ва Скироса молодой сын Ахилла. Особо снаряженные послы привозят с о-ва Лемноса Филоктета, с его луком и стрелами, и с о-ва Скироса - Неоптолема.

По разрушении Трои сыновья Атрея Агамемнон и Менелай, вопреки обычаю, вечером созывают опьяневших греков на собрание, на котором половина войска с Менелаем высказывается за немедленное отплытие на родину, другая же половина, с Агамемноном во главе, предпочитает остаться на время, чтобы умилостивить Афину, разгневанную святотатством Аякса Оилида, который во время взятия города изнасиловал Кассандру. Вследствие этого войско отплывает двумя партиями.

Аллегорическое библейское и философское толкование [ | ]

Помимо исторического объяснения сказаний о Троянской войне, были попытки толковать Гомера аллегорически: взятие Трои признавалось не событием из истории древней Греции, а придуманной поэтом аллегорией на иные исторические события. К этой категории Гомеровских критиков относятся голландец Герард Крузе , видевший в гомеровской «Одиссее» символическую картину странствований еврейского народа во времена патриархов, до смерти Моисея , а в «Илиаде» - картину позднейших судеб того же народа, а именно, борьбы за XVII и XVIII в. попытки объяснять сказания о Троянской войне в духе эвгемеризма : в Гомеровских героях видели олицетворения этических, физических, астрономических и даже алхимических начал .

С появлением «Prolegomena» Фр.-Авг. Вольфа в г. возникают новые приёмы в исследовании исторической основы эпоса, изучаются законы развития мифов, героических сказаний и народной поэзии, создаются основы исторической критики. Сюда относятся прежде всего труды филологов и мифологов Хейне, Кройзера, Макса Мюллера, К. О. Мюллера и др. (по воззрениям последнего, в мифах дается олицетворение природной, общественной, государственной и народной жизни; их содержание - древнейшая местная и племенная история Эллады, облеченная в форму личных событий и индивидуальных явлений).

Отнесение событий к истории других регионов [ | ]

По Рюккерту (1829 год), подвиги Пелопидов и Эакидов выдуманы с целью прославления их потомков, колонизовавших Эолиду; но хотя все герои сказания - мифические фигуры, однако Троя - исторический город, и Троянская война - исторический факт. Истинными героями Троянской войны были эолийские колонисты Лесбоса и Кимы, а также эмигранты из пелопоннесских ахейцев: они перенесли этот исторический факт на своих мифических предков и возвели его в панэллинское событие.

Та же мысль выражена в исследовании Фёлькера , по мнению которого, переселенцы прибыли в Малую Азию двумя передвижениями, причём фессалийские колонисты представлены Ахиллом, пелопоннесско-ахейские - Агамемноном и Менелаем, - и в сочинении Ушольдa «Geschichte des troianischen Krieges».

По E. Куртиусу, Троянская война изображает собою столкновение в Малой Азии фессалийских и ахейских переселенцев с туземцами, окончившееся, после долголетней борьбы, эллинизацией страны. В этой завоевательной борьбе греки вдохновлялись рассказами о геройских подвигах своих предков - Атридов и Ахилла, на которых и были перенесены события самой борьбы.

Теории Дункера, Вилламовица-Меллендорффа , Эдуарда Мейера, Пельманна, Кауера и др. примыкают, в общем, к этому воззрению, отличаясь друг от друга в частностях. В настоящее время в современной науке утвердилось мнение, согласно которому историческое ядро троянских сказаний составляет эолийская колонизация. Хотя Гомер ни одним словом не упоминает об эолийцах, но они, безымянные потомки Агамемнона и Ахилла, в действительности боролись за завоевание северо-западного берега Малой Азии, и в течение не 10 лет, а двух или трёх столетий.

Большинство филологов начала и середины XIX в. в вопросе об исторической основе Троянских сказаний старались ближе держаться данных эпоса и древней литературы и видели в Троянской войне большую морскую экспедицию, предпринятую, под начальством преимущественно пелопоннесских царей, из Греции в Малую Азию. Сюда относятся К. О. Мюллер 1184 года до н. э. (даты, к которой александрийские учёные приурочивали взятие Трои). Как в сказании о Нибелунгах исторические элементы нераздельно связаны с мифологическими представлениями, так и в сказании о Троянской войне совершенно разнородные элементы переплетены друг с другом. Многие герои введены в сказание о Троянской войне позднее, из других сказаний; некоторые лица (Аянт , Гектор) выдуманы поэтами. Сказание о похищении Елены имеет мифологическое происхождение; этот миф соединился с преданием о походе пелопоннесских государей, под начальством микенского царя, на Трою. Наконец, в качестве третьего элемента в повесть о Троянской войне вошло сказание об эолийском герое Ахилле, не имевшее прямого отношения к содержанию песен о Троянском походе. Таким образом, сказание собственно о Троянской войне, по Мейеру - не эолийского происхождения: эолийские элементы вошли в него позднее, когда оно уже сложилось, причём в сказании об Ахилле отразились воспоминания о борьбе, с которою эолийцы колонизовали северо-западный берег Малой Азии.

По Кауэру, Троянская война - ничто иное, как замаскированная борьба эолийцев-колонизаторов с жителями северо-западной части Малой Азии, причём предание о десятилетней осаде и умолчание Гомеровской Илиады о взятии Трои свидетельствуют о том, что в действительности колонизаторам долго не удавалось овладеть чуждою страною. Вследствие важного значения эолийской культуры (в Эолии возникли первые религиозные представления, здесь находилась гора Олимп, Эолии принадлежат музы, Кентавры, Фетида, Пелей, Ахилл), в Эолии могли зародиться начала эпоса, и колонизаторы принесли с собою в Малую Азию уже готовый эпический материал. Что касается тех элементов сказания, которые принято считать ионийскими (Агамемнона, ахейцев, аргивян, Нестора - все признают пелопоннесцами и ионийцами), то, по Кауэру, эти элементы - также эолийского происхождении: ахейцы - не что иное, как фессалийское племя, говорившее по-эолийски, аргивяне - жители Фессалийского, а не Пелопоннесского Аргоса, Агамемнон - не пелопоннесский, а фессалийский царь, позднее перенесённый в Пелопоннес (в Микены) ионийскими певцами, которые восприняли у эолийцев сокровищницу их народных сказаний. Возможность фессалийского происхождения Агамемнона подтверждается данными эпоса: так, движение греческого войска начинается из Авлиды; «конеобильным Аргосом» мог называться с полным правом только фессалийский Аргос; упоминаемая вместе с Аргосом Эллада находилась рядом с Фтиотидой в Фессалии. Нестор - также фессалийский герой: принадлежность его к эолийскому племени доказывается тем, что отец его Нелей был сыном Энипея (река Фессалии) и братом иолкского царя Пелия, и форма отчества самого Нестора - Νηλήϊος - принадлежит эолийскому диалекту. Упомянутая колонизация северо-западного берега Малой Азии эолийцами, по Кауэру, закончилась в течение последних трёх столетий второго тысячелетия до н. э.