Пассажирский автотранспорт

Ту 154 всех ли нашли. Тела погибших в сочи сильно поломаны, будто без костей совсем

Семьи погибших оберегает кордон психологов

В столичном судебно-медицинском морге в Царицыно началась процедура опознания погибших при крушении Ту-154 над Черным морем. В идентификации жертв трагедии принимает участие в том числе и 111-й Центр судебно-криминалистической экспертизы Министерства обороны России.

Тарный проезд, дом 3 - адрес, который за последние годы, пронизанные трагедиями, журналисты выучили наизусть. На самом деле - это тупик. Дорога упирается в серое здание, судебно-медицинский морг №1. Сюда утром прибыл кортеж из машин с тонированными стеклами, который доставил тела и останки погибших в авиакатастрофе Ту - 154.

К 11 утра к моргу стали приезжать родственники погибших.

Женщина в черном, тяжело спускаясь со ступенек «Газели», прикладывает к лицу ватный тампон. В воздухе пахнет нашатырем.

Мама, его больше нет, это надо принять, - доносится обрывок разговора.

Оттягивая поход к моргу, женщина долго поправляет платок. Впереди - самое страшное, что может произойти - опознание погибшего сына.

Около морга стоят машины из Брянской, Тверской областей. В ансамбле имени Александрова было много талантливых артистов из глубинки.

Здание морга оцеплено тройным кордоном охраны. Каждой семье, чей близкий погиб в катастрофе, назначено время на опознание. Психологи в военной форме предлагают свою помощь на подступах к зданию.

На опознание приезжают по 7 - 8 человек.

Я уговаривал жену остаться дома, она ни в какую, говорит: «Хочу сама увидеть и убедиться, что это наш сын». Уверена, что ей сердце подскажет, - произносит грузный мужчина, опирающийся на костыль.

Родственники погибших рассказывают, что их попросили вспомнить и описать все татуировки, шрамы и следы от операций на теле близких.

У сына была крохотная татуировка на руке еще со времен службы в армии. Всего одна буква. Как думаете, это поможет опознать сына? Говорят, там найдены в основном фрагменты тел, - переживает чья-то мать.

Родственники погибших в авиакатастрофе научились отличать «своих» от «чужих». Те, кто идет к моргу с гвоздиками - «чужие». Им не придется опознавать близкого человека, он умер с именем и фамилией, и они идут его хоронить.

У лаборатории всех входящих встречает большая бригада психологов и врачей. К каждой семье погибшего прикрепляется несколько сотрудников, которые помогают им оформить необходимые документы и сопровождают их на процедуре опознания.

Нас предупредили, что пока лишь небольшая вероятность, что мы найдем своего папу, - говорит девушка, пытающаяся согреть озябшие руки. - Сегодня у нас будут брать образцы, чтобы потом провести работы по анализу ДНК.

Мужчина у окна поднимает до самых глаз шарф, намотанный на шею, будто старается отгородиться от мира...

Нашли конструкцию, по очертаниям напоминающую фюзеляж Ту-154, - громко говорит мужчина, закончив разговаривать по телефону. К нему тут же устремляются другие родственники погибших.

Ранее прошла информация, что в крупном фрагменте фюзеляжа могут находиться большинство тел погибших.

Говорят, что часть тел отнесло течением в Абхазию, - тихо роняет мужчина в каракулевой шапке, и, кажется не замечает, насколько крепко сжимает в руке кожаную папку, которая буквально трещит.

Я все время успокаивала себя, что во время катастрофы все произошло мгновенно. Что они не успели понять, что вот-вот погибнут. Страшно подумать о последних минутах их жизни...

Рядом со мной переговариваются две пожилые женщины:

Муж говорил, через три дня вернется. Просил к его приезду сварить холодец. А сегодня я эти рульки выбросила. Не смогу ничего из них варить.

Ее соседка шепчет, оглядывая коридор: «Вот оно - чистилище. Знал бы он, через что мне придется пройти».

«Оттуда» возвращаются уже другими. Идут медленно, с пустыми глазами, на подгибающихся ногах.

Где тут ближайшая церковь? - обращается женщина к психологу. - Хочу помолиться, поговорить с сыном...

Ей сразу несколько человек указывают на Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Один из военных тут же вызывается довести ее до церкви.

Специалисты прогнозируют, что процедура опознания продлится еще как минимум неделю. А чтобы провести полную генетическую экспертизу, потребуется месяц.

Начался шторм. Диванные эксперты в интернете утверждают, что после бури водолазам будет только проще работать - многие вещи вода сама вынесет на берег. Те профессионалы, которые сейчас обследуют затонувший ТУ-154, считают иначе. Ненастье, наоборот, спутает все карты. О том, как идут поиски разбившегося самолета «Комсомолке» рассказал начальник поисково-спасательного подразделения южного регионального поисково-спасательного отряда МЧС Вячеслав Иващенко.

- В каких условиях приходится работать?

Практически в идеальных. Самолет лежит на большом подводном поле. Глубина везде примерно одинаковая - около 25 метров. То есть, можно днем искать без специального освещения, хватает и естественных условий. Дно - это сплошной песчаник. Ила или грязи почти нет.

- И что удается найти?

Крупные детали самолета, мелкие, какие-то личные вещи. Если получается найти электронные приборы - телефоны, планшеты, - их тут же поднимают наверх. Дальше они отправляются на экспертизу. Вчера мы поднимали со дна авиационный двигатель весом в три тонны. Встречаются и фрагменты тел (по данным, на 18:40 28 декабря обнаружены останки 16 человек - Авт.)

Работа водолазов под водой на месте крушения Ту-154 .

- Целых тел нет?

Увы. Так бывает при сильном ударе об воду. Погибших буквально разрывает на части. Что-то похожее я видел при крушении Айрбаса армянских авиалиний 10 лет назад. Тоже около Адлера . Травмы аналогичные.

(Напомним, в СМИ появлялась информация, что тела погибших находят без одежды. Теперь понятно, почему. Кстати, данные, что пассажиры были в спасательных жилетах, тоже не подтвердились.)

- А как вы ищете фрагменты на дне?

С корабля на поверхности опускается якорь. Я привязываюсь к нему веревкой и начинаю медленно плыть по кругу. Дальше веревка удлиняется, и я плыву по большему кругу. Такими расходящимися траекториями обыскивается дно. Мелкие предметы обвязываются веревкой - их поднимают напарники в лодке на поверхности. Крупные детали самолета вытаскиваются при помощи крана. Я обозначаю координаты, на поверхности подплывает корабль или баржа с подъемником. Дальше находка обвязывается стропами и поднимается.

- А чего больше: личных вещей или деталей самолета?

90% - элементы фюзеляжа. Вещи пассажиров попадаются редко.

- Говорят, шторм вам поможет.

Нет. Буря перетрясет все на дне. Что-то может сместиться на уже проверенные участки. Кроме этого, сейчас под водой все хорошо видно. А после шторма поднимется муть, работать станет гораздо сложнее.

- Сложно психологически плыть под водой и находить останки?

Надо себя настроить правильно. Я сосредотачиваюсь на мысли, что надо сделать трудную, но важную работу. Вернуть родственникам их близких. Это могу сделать только я. Других не будет. Вот такая мотивация помогает.

- А есть какие-то приемы, чтобы расслабиться после работы, перезагрузиться?

Возвращаюсь к семье, играю с детьми, стараюсь просто не думать о том, что лежит на дне. Опять-таки напоминаю себе, что у меня не обычная профессия, где случается всякое.

Вячеслав Иващенко рассказал, что водолазы МЧС вкалывают целый день. Они выходят в море утром, когда начинает светать и возвращаются на берег только под вечер с заходом солнца. Но даже так каждый подводник успевает поработать не больше двух часов. Остальное время уходит на погружение-всплытие, подготовку оборудования и заправку баллонов кислородом.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Спасатели МЧС поднимают со дна Черного моря обломки Ту-154

СПРАВКА «КП»

В поисковой операции участвуют 45 кораблей, 15 глубоководных аппаратов, 192 водолаза, 12 самолетов и пять вертолетов. Для подъема крупных обломков в район крушения самолета прибыл самоходный кран.

Обнаружено около полутора тысяч фрагментов самолета. На данный момент удалось поднять на поверхность одну треть. Еще обнаружены 12 крупных обломков. Один из них - два на три метра, второй - около пяти метров в длину, третий - более 60 метров в длину.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Основная фаза поиска обломков разбившегося Ту-154 завершилась

«Активная фаза поисковой операции в акватории Черного моря завершена», - рассказал источник. Поисковая группа подняла со дна моря почти все фрагменты Ту-154. Группа кораблей, принимавшая участие в операции, покинула акваторию Черного моря

КСТАТИ

Спасатели с места крушения Ту-154: У погибших такие же травмы, как у жертв катастрофы 2006 года

Со дня катастрофы Ту-154 на месте его падения в Черном море не переставая работают спасатели. Они поднимают со дна тела погибших и обломки самолета, на борту которого в момент крушения находились 92 человека - члены экипажа, артисты ансамбля им. Александрова , журналисты и доктор Лиза.

Наш фотокорреспондент Владимир Веленгурин своими глазами наблюдает за тем, как работают водолазы и как продвигается поисковая операция

27/12/2016

Сотрудник береговой службы, работающей на месте крушения Ту-154, рассказал о ходе поисковой операции.


«С егодня-завтра - час Х, когда море либо отдаст погибших, либо заберет себе. Именно поэтому, сегодня увеличили количество катеров на море, прислали подкрепление. Видите, сегодня все море в катера», - рассказал «Московскому Комсомольцу» сотрудник береговой охраны. «Изначально водолазов было человек тридцать. Сейчас их количество увеличилось втрое. Парням непросто приходится. Температура воды - не больше 5-6 градусов, никакие костюмы не спасают от холода. Сегодня на катера загрузили спецоборудование, при помощи которого ребята смогут спуститься на глубину до 300 метров. Это уже тяжелые работы. Я третий день наблюдаю за их трудом. Вот представьте себе, ушли они в море, через час-другой вернулись, замерзшие, продрогшие до костей. Быстро переоделись, просушились, отогрелись и снова обратно. Всем, кто находится на суше, никогда не понять тех, кто в море».

Всего, по последнем данным было найдено 12 тел погибших. И несколько фрагментов самолета.

«Многие люди ошибочно думают, что штиль на руку поисковикам, - говорит мой собеседник. - Напротив, все ждут шторма, который облегчит работу ребят. Дело в том, что шторм поднимет со дна и принесет к берегу то, что по каким-то причинам не видно, невозможно достать. В понедельник мы ждали шторма, как манну небесную. Не случилось. Надеемся на сегодня», - заключает поисковик.

Главная часть корпуса самолета до сих пор не найдена - внутри может находиться множество тел погибших

В Сочи продолжаются поисковые работы после крушения Ту-154. Пошли уже третьи сутки, как спасатели и водолазы выходят в море. С 7 утра все уже на ногах.

Морской порт Хоста. База МЧС по-прежнему в жестком оцеплении. Во вторник было принято решение – полностью оцепить всю прибрежную зону Сочи. Если в понедельник еще можно было пройтись по морской гальке вдоль кромки моря, то сегодня вход на пляж запрещен везде.

У морского причала Хоста с минувшей ночи до сих пор не потухла свеча рядом с фотографией девушки в траурной рамке. Виктория Сатарова. Ей было 20 лет. Всю свою короткую жизнь она посвятила народным танцам. В ансамбле Александрова погибшая прослужила чуть больше трех месяцев. Рядом с ее фотографией кто-то поставил статуэтку балерины. Чуть подальше – отсканированная фотография в прозрачном файле двух молодых людей – парня и девушки в форме...

Спасатели внимательно следят за погодой. Передали, что на море надвигается шторм, так что вещи погибших, останки может вынести на берег в любой момент. Поэтому решено было заблокировать все подъезды к пляжам, – поясняет усиление режима сотрудник береговой службы. – Никого не пускать к воде.

Ветер на море усиливается с каждым часом. Спасательных катеров заметно прибавилось по сравнению с предыдущими днями. В небе замечен военный вертолет.

После даже небольшого волнения на море сегодня с утра обнаружили пять фрагментов Ту-154. Многие люди ошибочно думают, что штиль на руку поисковикам, - говорит мой собеседник. - Напротив, все ждут шторма, который облегчит работу ребят. Дело в том, что шторм поднимет со дна и принесет к берегу то, что по каким-то причинам не видно, невозможно достать. В понедельник мы ждали шторма, как манну небесную. Не случилось. Надеемся на сегодня.

- А если шторм разнесет по морю останки?

Исключено. Шторм может прибить все только к берегу.

За прошедшие сутки, как говорили, обнаружено всего 12 тел. Это говорит о том, что остальные тела могут и не достать?

Сегодня-завтра – час Х, когда море либо отдаст погибших, либо заберет себе. Именно поэтому, сегодня увеличили количество катеров на море, прислали подкрепление. Видите, сегодня все море в катерах.

- Я слышала, что водолазам тоже прислали подкрепление...

Изначально водолазов было человек тридцать. Сейчас их количество увеличилось втрое. Парням непросто приходится. Температура воды - не больше 5-6 градусов, никакие костюмы не спасают от холода. Сегодня на катера загрузили спецоборудование, при помощи которого ребята смогут спуститься на глубину до 300 метров. Это уже тяжелые работы. Я третий день наблюдаю за их трудом. Вот представьте себе, ушли они в море, через час-другой вернулись, замерзшие, продрогшие до костей. Быстро переоделись, просушились, отогрелись и снова обратно. Всем, кто находится на суше, никогда не понять тех, кто в море.

- Сейчас поисковые работы ведутся на небольшой глубине?

Пока все детали самолета находили на глубине 60-70 метров. Это не критичная глубина для Черного моря, там еще все видно. Вот когда полностью «просканируют» дно на этой глубине, пойдут искать дальше. Главная задача – найти основной корпус самолета, где, возможно заблокировано большинство погибших.

- Местонахождение основной части самолета так и не обнаружили?

Пока не обнаружили. Видимо, как раз основная часть лайнера лежит на большой глубине, и ее не видно. Спасатели возлагают большие надежды на сегодняшний вторник.

- Но ведь эта основная часть корпуса могла не сохраниться и тоже развалиться?

Говорят, что вряд ли. Поэтому и думают, что большинство тел предположительно могут быть «закованы» там.

- Во вторник спасатели обнаружили черный ящик - вы подтверждаете эту информацию?

Видите, вертолет летит? Воздушную технику посылают как раз за такими вещами.

- Что входит в работу береговых служб?

Не пропустить ни одного человека на пляж. Поймите нас правильно, в связи с этой ситуацией активизировались бомжи. Такие люди приходят сюда ранним утром внимательно смотрят, не принесло ли море что-нибудь. Когда я дежурил в первый день, на берег к моим ногам вынесло человеческие останки, зарядку от мобильного телефона, косметичку, ботинки и спортивную сумку. Кто-то из коллег видел украшения. Мы не должны допустить того, чтобы посторонние подобрали даже мелочь с разбившегося борта. Работа спасателей – сразу все завернуть в черные мешки и отправить на базу МЧС, оттуда уже вещи идут на экспертизу. В первые дни было найдено больше всего вещей. Потом уже по мелочи.

- Сколько приблизительно времени потребуется на поисковые работы?

Неделю дали на то, чтобы достать со дна все, что возможно. Должны уложиться. В противном случае, поиски продолжатся.

- То есть и на Новый год спасатели будут работать?

Если понадобится, конечно, будут. Этот вопрос уже обсуждался. Причем по распоряжению главы города салют в Сочи решено было отменить. Ведь обычно здесь новогодний салют устраивали прямо над морем. Сейчас такие фейерверки будут выглядеть кощунственно.

- К вам поступает информация практически из первых уст. Какие версии случившегося выдвигают сами спасатели?

Они предпочитают дождаться официального расследования. Насколько я слышал, следователи сами в тупике. Возможно, расшифровка бортового самописца принесет важную информацию. А то, что сейчас находятся – ерунда. Парни, которые по ночам дежурят в море, утверждают, что разглядеть в деталях, как падал самолет, нереально было с берега. Все-таки расстояние приличное. А ночи в Сочи сами знаете какие темные. Даже звезд нет.


- Водолазы что-то комментируют, рассказывают о своей работе?

Водолазы практически ни с кем не общаются. Выходят к вечеру из моря, мрачнее тучи. Считают дурной приметой вести пустые разговоры.


- На причале появились фотографии погибших. Наверное, их родственники оставили?

Близкие погибших приходят сюда. Только стараются не обращать на себя внимания. Кто-то приезжал на один день, прощался с родными таким образом. Некоторые решили остаться до окончания поисковых работ. Так и говорили: «Дома невозможно ждать». А вон, видите, девушка стоит, - кивает в сторону. - Она сюда с понедельника ходит. Почти каждый час поднимается на причал, постоит минут пять, посмотрит на море и уходит.

Молодая девушка вся в черном. На голове – плотный капюшон полностью закрывает лицо. В руках теребит платок. Подносит к лицу. Вздрагивает. Красные от слез глаза. Смотрит вдаль. Что-то шепчет. Будто просит небо и море вернуть ей того, кого они отняли.

Читайте предыдущие репортажи нашего спецкора из Сочи:

Ирина БОБРОВА, Сочи