Производственный процесс

Учение георгия кочеткова. Богословские изыскания священника георгия кочеткова

(1950) — глава модернистской секты, теоретик адогматизма, экуменист.

Окончил общеэкономический факультет Института народного хозяйства им. Плеханова (учился с 1968 г.). До 1980 г. работал в Центральном научно-исследовательском экономическом институте и в объединении «Росреставрация».

В 70-е гг. под влиянием протестантского сектантства и «православного» модернизма создает свою секту вместе с . Деятельность о.Г.К. приобрела вид «катехизации» групп новообращенных взрослых людей в Москве.

Среди повлиявших на него личностей о.Г.К. упоминает известного экумениста и модерниста советского времени . О.Г.К. также указывает на свое преемство от о. Тавриона (Батозского), о. Всеволода Шпиллера. О. В. Воробьев признавал, что о. В. Шпиллер благословил учреждение о. Г.К. и «агап», однако впоследствии о. В. Шпиллер говорил ему же: Это люди совсем другого духа, подальше от них . Во многом взгляды о.Г.К. сложились под влиянием сочинений известного модерниста , что в особенности заметно в учении об отсутствии в Церкви иерархии.

В 1983 г. рукоположен во диакона архиеп. Выборгским Кириллом. С 1988 г. служил диаконом в Христорождественском храме села Заозерье Московской области. В 1989 г. — священник. Был настоятелем Троицкого храма в г. Электроугли Московской области (1989-1990), где самовольно ввел русификацию богослужебных текстов и другие реформы в русле учения своей секты. С 1990 по 1994 гг. — настоятель собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

В 1997 г. за избиение в алтаре храма о. Михаила Дубовицкого о.Г.К. был запрещен в служении указом Патриарха Алексия II. Согласно указу: Священника Георгия Кочеткова, бывшего исполняющим обязанности настоятеля храма, ответственного за совершенное насилие и другие вышеуказанные деяния и согласно 9 правилу Двукратного Собора, 18 правилу Халкидонского Собора, 34 правилу Трульского собора и др., …оставить в состоянии запрещения в священнослужении до принесения им раскаяния . 12 марта 2000 г. прещения были сняты.

Богословская комиссия Свято-Тихоновского богословского института, посвященная деятельности о. Г.К., была образована по распоряжению Патриарха Алексия II 5 мая 2000 г. Председатель комиссии — прот. Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской Духовной академии, заведующий кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института. Проанализировав опубликованные богословские изыскания о. Г.К., комиссия пришла к следующим выводам:

1. В своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры. Свящ. Георгий Кочетков отступает не только от Святого Православия, но и от учения большинства других христианских конфессий, в которых Христос признается Сыном Божиим, воплотившимся от Пречистой Девы Марии и ставшим Человеком, тогда как у свящ. Георгия Кочеткова человек Иисус из Назарета становится Сыном Божиим по усыновлению. Непризнание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, «Единосущным Отцу», а Святого Духа Господом, Лицом Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной, также делает вероучение свящ. Георгия Кочеткова неправославным.

2. Святоотеческое наследие в книгах свящ. Георгия Кочеткова либо остается невостребованным, либо подвергается критике.

3. Вековые традиции Русской Православной Церкви, дух ее пастырского служения, сокровища литургической жизни, школа духовного возрастания, несомненно, чужды свящ. Георгию Кочеткову и его последователям. В его богословской системе, организации пастырского служения, литургической жизни его общин неизменно прослеживается влияние, с одной стороны, рационализма, с другой — ложного харизматизма, свойственных различным направлениям протестантизма.

С 2003 г. о.Г.К. служит в Новодевичьем монастыре г. Москвы. В богослужении обычно участвуют представители его секты. Сектанты также собираются в разных храмах Москвы и Подмосковья, где настоятели разрешают о.Г.К. совершить богослужение, часто — в Антиохийском подворье в Москве и в Алексеевской церкви на станции Фирсановка под Москвой.

В 1980-83 гг. учился в СПбДА. В 1990 г. заочно окончил МДА. С 1988 г. — ректор (тогда «Московская высшая православно-христианская школа»). Ректор , зав. кафедрой миссиологии, катехетики и гомилетики. Глава и руководитель Огласительного училища и Богословских курсов, открытых в 1993 г. Защитил докторскую диссертацию в «Таинственное введение в православную катехетику».

Глава («духовный попечитель») созданного им и его единомышленниками «Преображенского братства» (с начала 1970-х гг.), впоследствии «Преображенского содружества малых братств» (ПСМБ), которое включает в себя отделения секты о.Г.К. в разных городах России и зарубежья. В него входят несколько десятков сектантских общин («братств»), существующих параллельно Церковным приходам, в частности: Свято-Тихоновское (Воронеж); Свято-Павловское; Покровское; Крестовоздвиженское; во имя Новомучеников и исповедников Российских; Благовещенское; Боголюбское; Воскресенское; Свято-Алексеевское; Свято-Сергиевское; Свято-Екатерининское; Свято-Андреевское; Свято-Троицкое; Свято-Георгиевское; Христорождественское; Свято-Архангельское и Иоанно-Богословское (Архангельск).

В Тверской обл. действуют Боголюбское и Спасское братства. 25 февраля 2007 г. сектанты были отлучены от причастия Тверским епархиальным архиереем. В мае 2007 г. прещения были сняты.

В Архангельской епархии центром секты стал храм Сретения Господня (село Заостровье), который возглавляет о. Иоанн Привалов. В Финляндии старается привить сектантские нововведения о.Г.К.

ПСМБ проводит ежегодные «соборы», в частности, в 2004 г. на «соборе» присутствовали более 1000 человек из 32 городов (20 епархий РПЦ), 7 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Широко пользуется приемами «патологической речи». Самозванный переводчик Православного богослужения на русский язык. К 2009 г. вышло пять томов и из шеститомного издания «Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков».

Организатор и учредитель международной богословско-практической конференции «Велика жатва, а работников мало: миссия в Восточной Европе в православном контексте» (2007 г.). На ней выступили президент « » Христофор д’Алоизио и Филипп Симпсон, региональный директор Church Mission Society (Великобритания). Приветственное слово от председателя Миссионерского отдела РПЦ архиепископа Белгородского Иоанна зачитал .

Был главным редактором журнала «Православная община» (1991-2000 гг.). Под его руководством в 2007 г. вышел первый номер альманаха СФИ «Свет Христов просвещает всех». Сборник серии «Язык Церкви».

Ближайшие сподвижники о.Г.К. — , Д.С. Гасак, Д.М. Гзгзян, Г.Б. Гутнер, С.И. Зайденберг, М.И. Зельников, В.В. Коваль-Зайцев, Л.Ю. Мусина.

Деятельность о.Г.К. по разрушению Церкви поддержали: , . Его общину посетил в знак поддержки митр. Феодосий, глава Американской автокефальной церкви, и сослужил с о.Г.К. благословил издание еретических «катехизисов» о. Г. К.

О.Г.К. имеет широкие связи в Финляндии и рекомендовал кандидатуру на должность разъездного священника и подтвердил свое желание активно сотрудничать в будущем с иерархами и клириками Константинопольского Патриархата в Финляндии, в частности, с известным предателем Православия митр. Хельсинкским Амвросием (Яааскелайненом), один из подписавших Баламандское соглашение (унию) 1993 г.

Сектантскую деятельность о.Г.К. поддерживают: представитель Румынской Православной Церкви о. Василе Михок, (Американская автокефальная церковь), миссионер Албанской православной церкви Натан Хопп.

Цитаты

Когда я прочитал Коран, тогда я внутри, для себя, не для кого-то, а для себя сказал: «А мусульмане – они же христиане… Если они называют Иисуса Мессией, всем известна эта сура, а Мессия – это Христос, то почему они не христиане?» Я тогда еще не знал знаменитую цитату из святителя Филарета Московского: «Никакую церковь, верующую, что Иисус есть Христос, не дерзну назвать ложной». Для меня мусульмане – христиане: это как бы протестанты VII века.

О нем

Основные труды

Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви // Вестник РСХД. № 128 (под псевдонимом Н.Герасимов)

Священство православных и баптистов // Вестник РСХД. № 140 (под псевдонимом Богданов)

Приходские общины в Русской православной церкви и потребности современного общества в СССР // Православная община. № 1. 1991

Приход, община, братство, церковь // Православная община. № 3. 1992

Возможная система оглашения в Русской православной церкви на современном этапе // Православная община. № 3. 1991

Братство в Православии // Сборник материалов ежегодной встречи Преображенского братства. М., 1993

Таинственное введение в православную катехетику. Диссертация на степень maitre en theologie Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. М., 1998.

В начале было Слово. Катехизис для просвещаемых. М., 1999

Идите, научите все народы. Катехизис для катехизаторов. М., 1999

Миряне в Церкви. Материалы международной богословской конференции, Москва, август 1995 года. М., 1999

Живое предание. Материалы международной богословской конференции, Москва, октябрь 1997 года. М., 1999

Православное богослужение. Русифицированные тексты вечерни, утрени, Литургии св. Иоанна Златоуста. Вып. 1. Изд. 2-е, исправленное. М., 1999

Православное богослужение. Русифицированные тексты чинов Крещения и Миропомазания и подготовки к ним. Вып. 2. Изд. 2-е, исправленное. М., 1999

Православное богослужение. Русифицированные тексты Литургии Св. Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров, Литургии Св. апостола Иакова. Вып. 3. М., 1999

Материалы международной научно-богословской конференции. Москва,29 сент.– 1 окт. 2004 года. Издание Свято-Филаретовского ин-та, М., 2005

О полноте и пустоте в церкви и обществе // Материалы к конференции «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе». М.: Преображенское содружество малых православных братств, 2008

Мы верим в общение святых. Проповеди. М.: Братство во имя новомучеников и исповедников российских, 2008

Cовременное российское неообновленчество выдвинуло целый ряд сектантских лидеров, которые ничем не уступают древним еретикам, таким как Арий и Несторий. Один из них - лжепастырь Георгий Кочетков.

В 1997 году Патриарх Московский и вся Руси Алексий II определил ситуацию в секте Георгия Кочеткова следующим образом: Псевдомиссионерская деятельность в этом приходе ориентирована на привлечение духовно ищущих людей не ко Христу и в Церковь, а непременно в собственную приходскую общину. В этом приходе сложился совершенно нетерпимый в Церкви культ настоятеля, авторитет которого ставился выше авторитета священноначалия. Тем самым попирались сами основы канонического строя; в общине грубо пренебрегали богослужебными церковными традициями. Эта община противопоставляла себя другим приходам Русской Православной Церкви, являясь, по сути дела, сектантски ориентированным сообществом.
В том же 1997 году за побои, причиненные священнику Михаилу Дубовицкому в алтаре храма, указом Патриарха Алексия II Г. Кочетков был запрещен в служении. В указе сказано: Священника Георгия Кочеткова, бывшего исполняющим обязанности настоятеля храма, ответственного за совершенное насилие и другие вышеуказанные деяния и согласно 9-му правилу Двукратного Собора, 18-му правилу Халкидонского Собора, 34-му правилу Трулльского Собора и др., <…> оставить в состоянии запрещения в священнослужении до принесения им раскаяния.
Три года Г. Кочетков упорствовал во грехе и лишь весной 2000 года принес покаяние. 12 марта 2000 года прещения были сняты.
О том, что покаяние священника не было основано на искреннем сожалении о том, что он распространял лжеучения и сеял смущения и соблазны среди чад Православной Церкви, свидетельствуют его слова на новогоднем молебне в Свято-Филаретовской часовне в 2007 году: Нам приходилось с вами вспоминать многие даты, связанные с нашим движением. Это и двадцатилетие Свято-Филаретовского института, которое мы начали праздновать в конце этого года, и десятилетие достаточно тяжких гонений на наше движение, на наше братство, на наших братьев и сестер...
Неискренность покаяния открывается и в дальнейшей деятельности Г. Кочеткова, которую не мог оставить без внимания Патриарх Алексий.
Согласно распоряжению последнего, 5 мая 2000 года была образована Богословская комиссия Свято-Тихоновского богословского института, посвященная проблеме лжеучения священника Г. Кочеткова. Председателем комиссии стал известный священник прот. Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской Духовной академии, заведующий кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института. Проанализировав опубликованные изыскания Кочеткова на богословские темы, комиссия нашла, что:
1. В своем учении СВЯЩЕННИК ГЕОРГИЙ КОЧЕТКОВ ОТСТУПАЕТ ОТ ПРАВОСЛАВИЯ, ТАК КАК ЕГО ВЕРОУЧИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ДОГМАТИЧЕСКОМУ УЧЕНИЮ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ, УТВЕРЖДЕННОМУ ВСЕЛЕНСКИМИ СОБОРАМИ И ЗАКЛЮЧЕННОМУ В ФОРМУ, СМЫСЛ И СОДЕРЖАНИЕ НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКОГО СИМВОЛА ВЕРЫ. Свящ. Георгий Кочетков отступает не только от Святого Православия, но и от учения большинства других христианских конфессий, в которых Христос признается Сыном Божиим, воплотившимся от Пречистой Девы Марии и ставшим Человеком, тогда как у свящ. Георгия Кочеткова человек Иисус из Назарета становится Сыном Божиим по усыновлению. Непризнание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, «Единосущным Отцу», а Святого Духа Господом, Лицом Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной, также делает вероучение свящ. Георгия Кочеткова НЕПРАВОСЛАВНЫМ.
2. Святоотеческое наследие в книгах свящ. Георгия Кочеткова либо остается невостребованным, либо подвергается критике.
3. Вековые традиции Русской Православной Церкви, дух ее пастырского служения, сокровища литургической жизни, школа духовного возрастания, несомненно, чужды свящ. Георгию Кочеткову и его последователям. В его богословской системе, организации пастырского служения, литургической жизни его общин неизменно прослеживается влияние, с одной стороны, рационализма, с другой - ложного харизматизма, свойственных различным направлениям протестантизма.
Известный канонист епископ Далматско-Истринский Никодим (Милаш) в толковании на 1-е правило святителя Василия Великого пишет: Вообще, по каноническому учению Православной Церкви, кто не православный, тот - еретик.
Однако, несмотря на заключение Богословской комиссии, свящ. Г. Кочетков по-прежнему имеет священный сан и продолжает активную «просветительскую» деятельность, распространяя свои взгляды и тем самым соблазняя чад Русской Православной Церкви.

Георгий Кочетков считается священником Русской Православной Церкви, но ведет весьма своеобразную духовную деятельность. С одной стороны, он внедряет в сознание верующих неправославные мысли, заимствованные им из протестантского (баптистского) представления о Церкви: об иерархии, о священстве, о таинствах. С другой стороны, эти свои чуждые представления он самочинно вводит в практику церковной жизни, порождая химеру: особую общность иерархически организованных людей, исповедующих себя православными (с принятием в известной степени традиционного благочестия), но несущих в себе отравленное еретическое сознание и ярко выраженные сектантские формы благочестия. Таким образом, о. Кочетков имеет облик ересиарха - теоретика и практика одновременно. Поэтому имеет смысл говорить не о ереси Кочеткова, а о ереси кочетковщины.

Свящ. Константин БУФЕЕВ
Источник: http://blagogon.ru

С 2002 года Преображенское содружество малых православных братств, создателем и духовным попечителем которого является Г. Кочетков (см.: здесь и здесь), начало издавать газету «Кифа», значительную часть публикаций в которой составляют материалы самого свящ. Г. Кочеткова.
Приведем некоторые, мягко говоря, неоднозначные цитаты из этого издания:

Вопрос: Почему в католический или лютеранский храм бывает легче зайти, чем в православный? Почему там больше уважают человека, чем у нас?
Свящ. Г. Кочетков: <…> Можно встретиться с разными православными, точно так же как и католиками, и протестантами - это уж как вам повезет. Везде есть свои СВЯТЫЕ, и везде есть недостойные люди, которые плохо реализуют свою веру (http://gazetakifa.ru/content/view/631/55).

Вопрос: Как правильно вести себя на могиле: крещеного, некрещеного, самоубийцы, иноверца? Как молиться и можно ли молиться?
Свящ. Г. Кочетков: …Церковь запрещает молитвы за тех или иных людей (например, за самоубийц) только в церковном собрании, ЧТОБЫ НЕ ПОДАВАТЬ ДУРНОЙ ПРИМЕР СЛАБЫМ ЛЮДЯМ, «малым сим»… (http://gazetakifa.ru/content/view/3609/).
Сознательному христианину сейчас почти нельзя верить в теорию безсмертия души. <…> Людьми не воспринимается, что современный христианин не может всерьез поддерживать, скажем, учение о безсмертии души человека. Это настолько вошло в плоть и кровь людей, как и в разные церковные и околоцерковные писания и предания, что кажется, что если этого безсмертия нет, то разрушаются самые основы веры (http://gazetakifa. ru/content/view/234).
Есть один-единственный прорыв в ХХ веке - прорыв к общинно-братской экклезиологии. Хотя и он все-таки пока еще до конца не увенчался успехом, не будем обольщаться. Это было единственное живое движение, экзистенциализм, который вдруг пошел изнутри христианства, когда внутри запахло жареным. Это было движением по возрождению церкви, по ее обновлению (Там же).

«Кифа»: По мнению отца Александра Виноградского, православие из всех христианских исповеданий ближе всего к иудаизму.
Свящ. Г. Кочетков: Это правда... (http://gazetakifa.ru/content/view/229).

«Кифа»: Отец Георгий, что Вы сами считаете самым интересным в своей поездке в Иерусалим в мае этого (2005. - Примеч. ред.) года?
Свящ. Г. Кочетков: Во-первых - то, что произошло в воскресенье на католическую Пятидесятницу на Сионской горе, когда Константин Сигов спросил меня о природе «благодатного огня» и о моем отношении к этому явлению и я, неожиданно для себя, ответил, что это - наказание Божие за отсутствие в жизни нашей церкви огня Пятидесятницы. В этот момент я действительно почувствовал себя совершенно причастным к тому, что произошло на Пятидесятницу тридцатого года со святыми апостолами (Там же).

Материалами подобного рода изобилует все издание Преображенского содружества малых православных братств.
И вот, случилось невероятное. Газета «Кифа» получила гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (№ 81 от 3 мая 2011 года) за подписью председателя Отдела В.Р. Легойды. (Не путать с Издательским Советом, который возглавляет митрополит Калужский и Боровский Климент. - Примеч. ред.)
Возникает вопрос: разве Русская Православная Церковь может одобрять богословскую систему, в которой «неизменно прослеживается влияние, с одной стороны, рационализма, с другой - ложного харизматизма, свойственных различным направлениям протестантизма» и основатель которой свящ. Георгий Кочетков отступает от Православного учения, как говорится в выводах Комиссии прот. Сергия Правдолюбова?

Сергей Иванов. Газета "Православный крест"

И другие реформы в русле учения своей секты. С по гг. - настоятель собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

В период настоятельства в соборе Сретенского монастыря и церкви Успения в Печатниках в Москве о. Георгий Кочетков был замечен в кощунствах. Так, по некоторым свидетельствам, после Литургии о. Георгий Кочетков благословлял потреблять Св. Дары мирянину Александру Копировскому.

организации

О. Георгий Кочетков является «духовным попечителем» Культурно-просветительского центра (КПЦ) «Преображение».

Член модернистского движения «Синдесмос ». Организатор и учредитель международной богословско-практической конференции «Велика жатва, а работников мало: миссия в Восточной Европе в православном контексте» (). На ней выступили президент «Синдесмос » Христофор д’Алоизио и Филипп Симпсон, региональный директор Church Mission Society (Великобритания). Приветственное слово от председателя Миссионерского отдела РПЦ архиепископа Белгородского Иоанна зачитал иерей Димитрий Карпенко.

патологическая речь →

экуменизм

Сектантскую деятельность о. Георгия Кочеткова поддерживают: представитель Румынской Православной Церкви о. Василе Михок, еп. Серафим (Сигрист) (Православная Церковь в Америке), миссионер Албанской Православной Церкви Натан Хопп.

события

  • Преображенский собор 1990 года (18 августа 1990)
  • Исторический путь Православия в России после 1917 года (конференция) (31 мая 1993)
  • Афанасьевские чтения 1993 года (4 октября 1993)
  • Консультация православных богословских школ, Халки, 1994 (13 августа 1994)
  • Приход в Православной церкви (конференция) (11 октября 1994)
  • Единство Церкви (конференция) (15 ноября 1994)
  • Преображенский собор 1995 года (1995)
  • Миряне в церкви (конференция) (августа 1995)
  • Миссия церкви и современное православное миссионерство (конференция) (9 октября 1996)
  • Богословие после Освенцима и ГУЛАГа и отношение к евреям и иудаизму в Православной Церкви большевистской России (конференция) (26 января 1997)
  • Живое предание (конференция) (15 октября 1997)
  • Язык Церкви (конференция) (22 сентября 1998)
  • Консультация православных богословских школ, СПб., 1999 (20 января 1999)
  • Предание Церкви и предание Школы (конференция) (22 сентября 1999)
  • Память и беспамятство в церкви и обществе. Итоги ХХ века (конференция) (18 сентября 2000)
  • Личность в Церкви и обществе (конференция) (17 сентября 2001)
  • Духовные движения в народе Божьем (конференция) (2 октября 2002)
  • Вера - Диалог - Общение. Проблемы диалога в церкви (конференция) (24 сентября 2003)
  • Вера - Диалог - Общение. Проблемы диалога церкви и общества (конференция) (29 сентября 2004)
  • О мирном и непримиримом противостоянии злу в церкви и обществе (конференция) (28 сентября 2005)
  • Христианская соборность и общественная солидарность (конференция) (16 августа 2007)
  • Образование в ХХI веке. Стратегии и приоритеты (конференция) (26 мая 2008)
  • Х Сретенский собор секты священника Кочеткова (12 февраля 2009)
  • Старшинство и иерархичность в церкви и обществе (конференция) (29 сентября 2010)
  • Традиция святоотеческой катехизации. Проблемы и критерии качества оглашения современных слушающих (конференция) (25 мая 2011)
  • Керигматическая проповедь о Христе для «слушающих» и «просвещаемых» (конференция) (16 мая 2016)
  • Преображенские встречи. Имеющие надежду (фестиваль) (20 августа 2016)
  • Евхаристическая экклезиология сегодня. Восприятие, воплощение, развитие (конференция) (10 мая 2017)
  • Время новой соборности (фестиваль) (19 августа 2017)
  • Православные братства в истории России (конференция) (1 февраля 2018)
  • Современная православная экклезиология. Природа церкви и ее границы (конференция) (28 мая 2018)
  • Преображенские встречи: жить вместе (фестиваль) (18 августа 2018)

цитаты

Когда я прочитал Коран, тогда я внутри, для себя, не для кого-то, а для себя сказал: «А мусульмане - они же христиане… Если они называют Иисуса Мессией, всем известна эта сура, а Мессия - это Христос, то почему они не христиане?» Я тогда еще не знал знаменитую цитату из святителя Филарета Московского: «Никакую церковь, верующую, что Иисус есть Христос, не дерзну назвать ложной». Для меня мусульмане - христиане: это как бы протестанты VII века.

генеалогия

сочинения

  • Кочетков Г. С. Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви // Вестник РХД . 1979. № 128. С. 41-96 (под псевдонимом Н. Герасимов)
  • Кочетков Г. С. Священство православных и баптистов // Вестник РХД . 1983. № 140. С. 29-60 (под псевдонимом С. Т. Богданов)
  • Кочетков Г. С. Первая седмица Великого поста 1981 года в Ленинградских Духовных школах // Журнал Московской Патриархии . 1981. № 6. С. 26–27
  • Кочетков Г. С. Крещение Руси и развитие русской миссии // Вестник РХД . 1989. № 156. С. 5-44 (под инициалом А.)
  • Кочетков Г. С. Приходские общины в Русской православной церкви и потребности современного общества в СССР // Православная община. № 1. 1991
  • Кочетков Г. С. "Покаяния двери отверзи ми…". Проповедь // Московский церковный вестник. 1992. № 5 (71), апрель. С. 4–5
  • Кочетков Г. С. Приход, община, братство, церковь // Православная община. № 3. 1992
  • Кочетков Г. С. Возможная система оглашения в Русской православной церкви на современном этапе // Православная община. № 3. 1991
  • Кочетков Г. С. Рекомендации по организации учебного процесса в православной воскресной школе // Православная община. № 5, 1992
  • Кочетков Г. С. Братство в Православии // Сборник материалов ежегодной встречи Преображенского братства. М., 1993
  • Кочетков Г. С. Беседы по христианской этике. Выпуск 1: Что такое этика (по совести, человеческому опыту и Библии). Десять заповедей (1995)
  • Кочетков Г. С. Беседы по христианской этике. Выпуск 2. Нравственное доказательство бытия Божия по И. Канту и М. Булгакову. Магия, ведовство, колдовство, вампиризм (1995)
  • Кочетков Г. С. Возможная система оглашения в Русской Православной Церкви в современных условиях (1997)
  • Кочетков, Георгий о. Таинственное введение в православную катехетику. Пастырско-богословские принципы и рекомендации совершающим крещение и мvропомазание и подготовку к ним. - М.: , 1998. - 244 с. - 3 000 экз. - ISBN 5-89100-008-3.
  • Кочетков Г. С. Беседы по христианской этике. Вып.3.: Добро, зло, грех, закон. Нужно ли нам покаяние (1999)
  • Кочетков Г. С. Беседы по христианской этике. Выпуск 4: Прощать ли врага. Грешно ли стремиться к наслаждению. Этическое отношение к эстетике (1999)
  • Кочетков Г. С. Беседы по христианской этике. Выпуск 5: Что такое справедливость. Несвятая "святая ложь". Усилие и насилие. (1999)
  • Кочетков Г. С. В начале было Слово. Катехизис для просвещаемых. М., 1999 2-е изд. 2007
  • Кочетков Г. С. Идите, научите все народы. Катехизис для катехизаторов. М., 1999
  • Кочетков Г. С. Миряне в Церкви. Материалы международной богословской конференции, Москва, август 1995 года. М., 1999
  • Кочетков Г. С. Живое предание. Материалы международной богословской конференции, Москва, октябрь 1997 года. М., 1999
  • Кочетков Г. С. Православное богослужение. Русифицированные тексты вечерни, утрени, Литургии св. Иоанна Златоуста. Вып. 1. Изд. 2-е, исправленное. М., 1999
  • Кочетков Г. С. Православное богослужение. Русифицированные тексты чинов Крещения и Миропомазания и подготовки к ним. Вып. 2. Изд. 2-е, исправленное. М., 1999
  • Кочетков Г. С. Православное богослужение. Русифицированные тексты Литургии Св. Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров, Литургии Св. апостола Иакова. Вып. 3. М., 1999
  • Кочетков Г. С. Братья и сестры, христиане! Проповеди. Выпуск 7 (2003)
  • Кочетков Г. С. Перед исповедью и причастием: в помощь нововоцерковленным (2003)
  • Кочетков Г. С. Проповеди. Вып. 1 (2003)
  • Кочетков Г. С. Проповеди. Вып. 2 (2003)
  • Кочетков Г. С. Проповеди. Выпуск 3 (2003)
  • Кочетков Г. С. Проповеди. Выпуск 4 (2003)
  • Кочетков Г. С. Человек похож на яблоко из райского сада. Семь интервью газете «ДиаНовости» (2003)
  • Кочетков Г. С. Братья и сестры, христиане! Проповеди. Выпуск 5 (2004)
  • Кочетков Г. С. Церковь и мир. Сборник статей (2004)
  • Кочетков Г. С. Мы еще не пришли к тому, что должно быть на этой земле по воле Божьей. Памяти жертв советских репрессий: сборник проповедей (2006)
  • Кочетков Г. С. Проблемы проповеди Евангелия и контекст современной церковной жизни в России (2006)
  • Кочетков Г. С. О полноте и пустоте в церкви и обществе // Материалы к конференции «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе». М.: Преображенское содружество малых православных братств, 2008
  • Кочетков Г. С. Мы верим в общение святых. Проповеди. М.: Братство во имя новомучеников и исповедников российских, 2008
  • Кочетков Г. С. Мы все стремились к общине (2008)
  • Кочетков Г. С. Путь Креста. Проповеди 1997-2007 (2008)
  • Кочетков Г. С. Бог и человек: вопросы нашей жизни и смерти (2009)
  • , // Богослов.ру. 07.02.2013.
  • Назаров И. В., Филиппенко Н. Г. Воцерковление интеллигенции: уроки общины священника Георгия Кочеткова // Информационно-консультационный центр Св. Иринея Лионского. 2013.
  • Никон Уфимский и Стерлитамакский, митр. Послание о соблазнительной деятельности кочетковских активистов // Благодатный огонь. 16.05.2013.
  • Обращение группы духовенства к Святейшему Патриарху Алексию II по поводу инцидента в московском храме Успения в Печатниках: избиения о. Михаила Дубовицкого 29 июня 1997 года // Благодатный огонь. 01.07.1997.
  • Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 года. - М., 1998. Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам храмов г. Москвы на Епархиальном собрании 16 декабря 1997 года. М., 1998
  • Филарет (Вахромеев) , митр. Доклад Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Председателя Синодальной Богословской комиссии // Православие.Ru . 2004.
  • Школа церковной смуты. Плоды обновленческой «катехизации». - М.: Одигитрия, 1997.

(1950) — глава модернистской секты, теоретик адогматизма, экуменист.

Окончил общеэкономический факультет Института народного хозяйства им. Плеханова (учился с 1968 г.). До 1980 г. работал в Центральном научно-исследовательском экономическом институте и в объединении «Росреставрация».

В 70-е гг. под влиянием протестантского сектантства и «православного» модернизма создает свою секту вместе с . Деятельность о.Г.К. приобрела вид «катехизации» групп новообращенных взрослых людей в Москве.

Среди повлиявших на него личностей о.Г.К. упоминает известного экумениста и модерниста советского времени о. Виталия Борового . О.Г.К. также указывает на свое преемство от о. Тавриона (Батозского), о. Всеволода Шпиллера. О. В. Воробьев признавал, что о. В. Шпиллер благословил учреждение о. Г.К. и «агап», однако впоследствии о. В. Шпиллер говорил ему же: Это люди совсем другого духа, подальше от них . Во многом взгляды о.Г.К. сложились под влиянием сочинений известного модерниста о. Н. Афанасьева , что в особенности заметно в учении об отсутствии в Церкви иерархии.

В 1983 г. рукоположен во диакона архиеп. Выборгским Кириллом. С 1988 г. служил диаконом в Христорождественском храме села Заозерье Московской области. В 1989 г. — священник. Был настоятелем Троицкого храма в г. Электроугли Московской области (1989-1990), где самовольно ввел русификацию богослужебных текстов и другие реформы в русле учения своей секты. С 1990 по 1994 гг. — настоятель собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери.

В 1997 г. за избиение в алтаре храма о. Михаила Дубовицкого о.Г.К. был запрещен в служении указом Патриарха Алексия II. Согласно указу: Священника Георгия Кочеткова, бывшего исполняющим обязанности настоятеля храма, ответственного за совершенное насилие и другие вышеуказанные деяния и согласно 9 правилу Двукратного Собора, 18 правилу Халкидонского Собора, 34 правилу Трульского собора и др., …оставить в состоянии запрещения в священнослужении до принесения им раскаяния . 12 марта 2000 г. прещения были сняты.

Богословская комиссия Свято-Тихоновского богословского института, посвященная деятельности о. Г.К., была образована по распоряжению Патриарха Алексия II 5 мая 2000 г. Председатель комиссии — прот. Сергий Правдолюбов, магистр богословия, профессор Московской Духовной академии, заведующий кафедрой литургического богословия Православного Свято-Тихоновского богословского института. Проанализировав опубликованные богословские изыскания о. Г.К., комиссия пришла к следующим выводам:

1. В своем учении священник Георгий Кочетков отступает от Православия, так как его вероучительная система не соответствует догматическому учению Православной Церкви, утвержденному Вселенскими Соборами и заключенному в форму, смысл и содержание Никео-Цареградского Символа веры. Свящ. Георгий Кочетков отступает не только от Святого Православия, но и от учения большинства других христианских конфессий, в которых Христос признается Сыном Божиим, воплотившимся от Пречистой Девы Марии и ставшим Человеком, тогда как у свящ. Георгия Кочеткова человек Иисус из Назарета становится Сыном Божиим по усыновлению. Непризнание Господа нашего Иисуса Христа Сыном Божиим, «Единосущным Отцу», а Святого Духа Господом, Лицом Святой Троицы, Единосущной и Нераздельной, также делает вероучение свящ. Георгия Кочеткова неправославным.

2. Святоотеческое наследие в книгах свящ. Георгия Кочеткова либо остается невостребованным, либо подвергается критике.

3. Вековые традиции Русской Православной Церкви, дух ее пастырского служения, сокровища литургической жизни, школа духовного возрастания, несомненно, чужды свящ. Георгию Кочеткову и его последователям. В его богословской системе, организации пастырского служения, литургической жизни его общин неизменно прослеживается влияние, с одной стороны, рационализма, с другой — ложного харизматизма, свойственных различным направлениям протестантизма.

С 2003 г. о.Г.К. служит в Новодевичьем монастыре г. Москвы. В богослужении обычно участвуют представители его секты. Сектанты также собираются в разных храмах Москвы и Подмосковья, где настоятели разрешают о.Г.К. совершить богослужение, часто — в Антиохийском подворье в Москве и в Алексеевской церкви на станции Фирсановка под Москвой.

В 1980-83 гг. учился в СПбДА. В 1990 г. заочно окончил МДА. С 1988 г. — ректор (тогда «Московская высшая православно-христианская школа»). Ректор СФИ , зав. кафедрой миссиологии, катехетики и гомилетики. Глава и руководитель Огласительного училища и Богословских курсов, открытых в 1993 г. Защитил докторскую диссертацию в «Таинственное введение в православную катехетику».

Глава («духовный попечитель») созданного им и его единомышленниками «Преображенского братства» (с начала 1970-х гг.), впоследствии «Преображенского содружества малых братств» (ПСМБ), которое включает в себя отделения секты о.Г.К. в разных городах России и зарубежья. В него входят несколько десятков сектантских общин («братств»), существующих параллельно Церковным приходам, в частности: Свято-Тихоновское (Воронеж); Свято-Павловское; Покровское; Крестовоздвиженское; во имя Новомучеников и исповедников Российских; Благовещенское; Боголюбское; Воскресенское; Свято-Алексеевское; Свято-Сергиевское; Свято-Екатерининское; Свято-Андреевское; Свято-Троицкое; Свято-Георгиевское; Христорождественское; Свято-Архангельское и Иоанно-Богословское (Архангельск).

В Тверской обл. действуют Боголюбское и Спасское братства. 25 февраля 2007 г. сектанты были отлучены от причастия Тверским епархиальным архиереем. В мае 2007 г. прещения были сняты.

В Архангельской епархии центром секты стал храм Сретения Господня (село Заостровье), который возглавляет о. Иоанн Привалов. В Финляндии о.В. Максимовский старается привить сектантские нововведения о.Г.К.

ПСМБ проводит ежегодные «соборы», в частности, в 2004 г. на «соборе» присутствовали более 1000 человек из 32 городов (20 епархий РПЦ), 7 стран ближнего и дальнего зарубежья.

Широко пользуется приемами «патологической речи». Самозванный переводчик Православного богослужения на русский язык. К 2009 г. вышло пять томов и из шеститомного издания «Православное богослужение в переводе с греческого и церковнославянского языков».

Организатор и учредитель международной богословско-практической конференции «Велика жатва, а работников мало: миссия в Восточной Европе в православном контексте» (2007 г.). На ней выступили президент «Синдесмос » Христофор д’Алоизио и Филипп Симпсон, региональный директор Church Mission Society (Великобритания). Приветственное слово от председателя Миссионерского отдела РПЦ архиепископа Белгородского Иоанна зачитал .

Был главным редактором журнала «Православная община» (1991-2000 гг.). Под его руководством в 2007 г. вышел первый номер альманаха СФИ «Свет Христов просвещает всех». Сборник серии «Язык Церкви».

Ближайшие сподвижники о.Г.К. — , о. В. Максимовский , Д.С. Гасак, Д.М. Гзгзян, Г.Б. Гутнер, С.И. Зайденберг, М.И. Зельников, В.В. Коваль-Зайцев, Л.Ю. Мусина.

Деятельность о.Г.К. по разрушению Церкви поддержали: митр. Антоний Сурожский , о. Виталий Боровой , Оливье Клеман , Н.А. Струве . Его общину посетил в знак поддержки митр. Феодосий, глава Американской автокефальной церкви, и сослужил с о.Г.К. Архиеп. Михаил (Мудьюгин) благословил издание еретических «катехизисов» о. Г. К.

О.Г.К. имеет широкие связи в Финляндии и рекомендовал кандидатуру В. Максимовского на должность разъездного священника и подтвердил свое желание активно сотрудничать в будущем с иерархами и клириками Константинопольского Патриархата в Финляндии, в частности, с известным предателем Православия митр. Хельсинкским Амвросием (Яааскелайненом), один из подписавших Баламандское соглашение (унию) 1993 г.

Сектантскую деятельность о.Г.К. поддерживают: представитель Румынской Православной Церкви о. Василе Михок, еп. Серафим (Сигрист) (Американская автокефальная церковь), миссионер Албанской православной церкви Натан Хопп.

Цитаты:

Когда я прочитал Коран, тогда я внутри, для себя, не для кого-то, а для себя сказал: «А мусульмане – они же христиане… Если они называют Иисуса Мессией, всем известна эта сура, а Мессия – это Христос, то почему они не христиане?» Я тогда еще не знал знаменитую цитату из святителя Филарета Московского: «Никакую церковь, верующую, что Иисус есть Христос, не дерзну назвать ложной». Для меня мусульмане – христиане: это как бы протестанты VII века.

протоиерей Александр Шаргунов. «Нет ничего среднего между истиной и ложью» (cв. Марк Эфесский), или к какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

Основные труды:

Вхождение в Церковь и исповедание Церкви в церкви // Вестник РСХД. № 128 (под псевдонимом Н.Герасимов)

Священство православных и баптистов // Вестник РСХД. № 140 (под псевдонимом Богданов)

Приходские общины в Русской православной церкви и потребности современного общества в СССР // Православная община. № 1. 1991

Приход, община, братство, церковь // Православная община. № 3. 1992

Возможная система оглашения в Русской православной церкви на современном этапе // Православная община. № 3. 1991

Братство в Православии // Сборник материалов ежегодной встречи Преображенского братства. М., 1993

Таинственное введение в православную катехетику. Диссертация на степень maitre en theologie Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже. М., 1998.

В начале было Слово. Катехизис для просвещаемых. М., 1999

Идите, научите все народы. Катехизис для катехизаторов. М., 1999

Миряне в Церкви. Материалы международной богословской конференции, Москва, август 1995 года. М., 1999

Живое предание. Материалы международной богословской конференции, Москва, октябрь 1997 года. М., 1999

Православное богослужение. Русифицированные тексты вечерни, утрени, Литургии св. Иоанна Златоуста. Вып. 1. Изд. 2-е, исправленное. М., 1999

Православное богослужение. Русифицированные тексты чинов Крещения и Миропомазания и подготовки к ним. Вып. 2. Изд. 2-е, исправленное. М., 1999

Православное богослужение. Русифицированные тексты Литургии Св. Василия Великого, Литургия Преждеосвященных Даров, Литургии Св. апостола Иакова. Вып. 3. М., 1999

Материалы международной научно-богословской конференции. Москва,29 сент.– 1 окт. 2004 года. Издание Свято-Филаретовского ин-та, М., 2005

О полноте и пустоте в церкви и обществе // Материалы к конференции «Духовное противостояние пустоте в церкви и обществе». М.: Преображенское содружество малых православных братств, 2008

Мы верим в общение святых. Проповеди. М.: Братство во имя новомучеников и исповедников российских, 2008

Работал в Центральном научно-исследовательском экономическом институте и в объединении «Росреставрация».

Во время обучения в Академии продолжал миссионерскую и катехизическую деятельность, за что осенью по инициативе уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР был отчислен с последнего курса.

Работал в Москве и. о. главного бухгалтера Центральной экспериментальной студии при Союзе художников СССР и служил чтецом в Знаменском храме в Аксиньине в Москве.

Община была перемещена в храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках у Сретенских ворот.

Религиозно-просветительская деятельность

Основные усилия Содружества малых братств направлены на возрождение православных церковных служений в полноте, которая была утеряна в результате исторических искажений.

Инициативы и служения членов Содружества малых братств осуществляются в строгом соответствии с православными канонами и решениями Соборов Русской Православной Церкви.

Среди главных направлений деятельности Содружества:

Возрождение систематической катехизации готовящихся к крещению и ранее крещенных, но желающих восполнения веры;

Возрождение евхаристической жизни членов церкви, создание условий для полноценного участия в верующих богослужениях и таинствах церкви

Возрождение общинно-братского устройства церковной жизни

Создание современной системы духовного образования

Создание условий для широкого внутрицерковного и церковно-общественного диалогов путем организации ежегодных представительных международных конференций по актуальным вопросам церковной жизни.

Принципиальной является установка на единство Русской Православной Церкви, недопущение действий, которые могли бы привести к церковному расколу или провоцировали его.

С.С. Аверинцев о свящ. Георгии Кочеткове

«Вообще говоря, человек типа о. Георгия - человек воли и действия прежде всего, без остатка и без оглядки сосредоточивающий все свои усилия на нескольких проблемах момента, на таких, которые вообще-то всем вокруг заметны, которые обсуждаются в разговорах умных людей, а для него - суть не темы разговоров, а немедленные задачи. Человек такой напряженной горячности, неизбежно однодум - для многих нелегок. На о. Георгия сердились и сердятся самые различные люди, отнюдь не только такие, чей голос слышен ныне. О.Георгий неприемлем и для интеллигентского желания уединить и обособить себя в анонимном переживании литургии, и для устремления к тотальному осовремениванию языка богослужения (…). Критика, таким образом, слева, условно говоря, тоже существует. Ну что же, может быть, и вправду наличие таких деятелей для церкви - трудно и небезопасно. Но все дело в том, что их отсутствие гораздо опаснее! А людей действия совсем немного, в России их почти нет, и которые есть - уходят известно в какие дела. Для церкви сегодня не может быть принципа более гибельного, более безнадежного, чем известная советская максима „всякая инициатива наказуема“. О. Георгий - человек волевого типа. Но для меня нет утверждения более странного, чем слова г-на Дворкина насчет „гуруизма“. Весь опыт моих разговоров с о. Георгием - разговоров, которые отнюдь не похожи на заседания „общества взаимного ублажения“ - убеждают меня в противоположном. Мне десятки раз приходилось заявлять мои замечания на его переводческие опыты по его просьбе и просить его о его замечаниях на мои переводческие опыты. И расхождения по множеству конкретных частностей никогда не создавали психологических проблем: с обеих сторон была готовность слушать и быть выслушанным, вовсе не торопясь соглашаться».

Мнение священника Константина Буфеева о свящ. Георгии Кочеткове

  • «Человек произошел от обезьяны - и потому все люди братья».
Однако почитателям известного философа (а таковых большинство среди неообновленцев) не следует без юмора, со всей серьезностью писать эти слова как девиз на своем щите веры в «христианский эволюционизм». Отцы и братья, да это же шутка! Однако эта шутка оборачивается порой у обновленцев весьма мрачной и мерзкой стороной. В своем «Катехизисе для катехизаторов» священник Георгий Кочетков приводит библейский текст:
  • «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотью» (Быт. 2, 21).
Нам представляется, что этот библейский стих - один из самых целомудренных и безупречных с точки зрения возможности выискивания в нем скабрезностей или игривых трактовок. Никаких непристойных намеков или поводов для нахождения срамного смысла в этом стихе, кажется, не содержится вовсе. В самом деле, сказано, что Бог навел на Адама сон, взял одно из ребр и закрыл то место плотию. Однако вот как помрачительно умудряется прокомментировать этот текст священник Г. Кочетков:
  • «В образе „крепкого сна“, взятия (то есть поднятия) „одного из ребер“ Адама и утаивающего конечного „закрытия его плотию“ можно видеть любовное соитие Адама с женской особью, в чем-то себе подобной („человекообразной“), призванной стать при этом человеком - „женой“. В любом случае нельзя не признать, что это - символ телесной близости тех, кто становится „одной плотью“»33.
Поистине ничего подобного не писал не только никто из Святых Отцов , но и просто из благомыслящих людей. Священник Кочетков хочет видеть в данном библейском стихе ни много ни мало как «любовное соитие Адама с женской особью» - человекообразной обезьяной!!! Большей мерзости себе трудно представить. Тот, кто сотворен по образу и подобию Божию, кто не совершил еще пока первородного греха, то есть пребывает в состоянии совершенного боговедения и беспрепятственного богообщения, согласно о. Кочеткову, причастен к гнуснейшему греху, именуемому скотоложством. И в этом о. Кочетков не видит осквернения образа Божия в Адаме. В этом он видит начало человеческого рода. За это деяние Бог, по Кочеткову, не истребил Свое создание, не навел потоп, не попалил огнем - но напротив, благословил, сказав: «Плодитесь и размножайтесь!»
  • Так извратить Слово Божие, так исказить текст Библии можно только с дьявольского наущения. Ведь у дьявола нет иной цели, как затмить и исказить образ Божий, подменить его чем-то лживым и вымышленным. И вот, вопреки ясному тексту Библии и единодушному пониманию его всеми Святыми Отцами, священник Кочетков род человеческий производит не от «единыя крове» (Деян. 17, 16) Адама, а еще (Господи, помилуй!) вдобавок от человекообразной обезьяны, названной им «женой».
Рассуждения о праматери нашей Еве у отца Г. Кочеткова, мягко говоря, не слишком почтительны. Но мысль еретика на этом не останавливается, а развивается еще одним «острым» вопросом: «Но не стала ли она лишь нежизнеспособным получеловеком-полуживотным?»34. Ставить такие патологические вопросы просто стыдно, отвечать на них нет необходимости. Когда о. Кочетков пишет про Еву как про личность, «сотворенную в любви Богом», в его мысли сквозит непристойный подтекст, который может стать темой для исследования психопатологов: «Господь Бог „привел“ (выделено Кочетковым. - Авт.) жену к Адаму, чтобы сравнить с ним, и Адам, как прежде животных, назвал ее»35. Повествование Библии целомудренно и строго. Трактовка о. Кочеткова развратна и похабна. Здесь содержится явная хула на Бога, на праотца Адама и праматерь Еву. Одним махом человеческое богоподобие подменяется скотоподобием, божественный иконный лик детей адамовых - полуобезьяньей мордой. Дьявол должен быть доволен. Но Православная Церковь такой, с позволения сказать, «катехизис» свящ. Кочеткова должна отринуть и анафематствовать. Все рассуждения о «гермафродитах » и «андрогинах », почерпнутые о. Кочетковым из книг Н. Бердяева , равно как упоминания об «Адаме Кадмоне», взятые из учения каббалистов , которыми испещрены страницы кочетковского «Катехизиса», кажутся после этого просто невинными шалостями. Практически полное отсутствие ссылок на Святых Отцов и постоянные цитаты из прот. А. Меня довершают облик антицерковной книги. В «Катехизисе» Кочеткова модернистские идеи Меня получили достойное развитие и завершение.
33. Свящ. Георгий Кочетков. «Идите, научите все народы»: Катехизис для катехизаторов . М.: Изд. Свято-Филаретовской московской высшей православной школы, . С. 97-98. 34. Там же. С. 98. 35. Там же. 36. Там же. С. 104.

Архиеп. Михаил Мудьюгин о катехизисе свящ. Георгия Кочеткова*

Русская богословская литература в настоящее время может быть названа сравнительно бедной, и это суждение следует признать особенно справедливым касательно того вида богословской литературы, которая непосредственно относится к изъяснению Священного Писания и Священного Предания и преподанию церковного учения тем, кто готовится войти в Церковь. Поэтому книги, в которых делаются попытки, с одной стороны, современного объективно-научного, а с другой, - традиционно-церковного подхода к целостному преподанию основ православного вероучения, имеют в настоящее время особую ценность. Именно попыткой создания такого рода произведения следует признать данный труд. Все эти попытки предполагают и как бы делают необходимой работу в направлении выявления, изучения и преподания евангельской истины в условиях уже нашей современности, ибо все то, что было написано в этой сфере ранее, несмотря на все богатство содержания, носит печать своего времени, отстоящего от нас, по меньшей мере, почти на целое столетие. Современный подход современного человека к вечно актуальному, вечно живому содержанию слова Божьего представляется человеку, не только его знающему, но и любящему его, живущему этим словом, необходимым. Необходимо и преподнесение священного текста как в условиях храмовых, так и в домашних условиях. Очень ценно, что данная книга заведомо предназначается для сравнительно ограниченного круга уже богословски образованных людей, которые будут осуществлять катехизацию широкого круга нашего российского народа. Это оправдывает стремление автора оснастить текст ценным указательным исагогическим, герменевтическим и экзегетическим материалом, состоящим из соответствующих ссылок на Священное писание, многих древних и новых авторов, тех, кто трудился в этой области в течение веков. Особенно ценным являются и ссылки на отцов Церкви, которые в свое время внесли колоссальный вклад в дело изучения, изъяснения и распространения слова Божия. Можно только радоваться и благодарить Бога за то, что в наше время, которое нам представляется насыщенным плодами периода безверия и наступления на веру со стороны враждебных вере кругов, находятся люди, берущие на себя гигантский труд освоения и преподнесения слова Божия людям, которые будут распространять это слово дальше, разъясняя его многим и многим, в том числе верующим христианам, ибо они также нуждаются в этом. Я призываю Божье благословение на создателей этой книги и желаю ее дальнейшего печатания и широкого распространения для того, чтобы как можно больше желающих стать членами Церкви и тех, кто уже является ими, могли усваивать все то, что автор хочет донести до сознания, до чувств, до духовной сущности всех и каждого.

Архиепископ Михаил (Мудьюгин), профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор богословия

* Источник: Сайт СФИ

Примечания

Ссылки

  • Кочетков Георгий Серафимович на сайте Русское Православие
  • Проф.-свящ. Георгий Кочетков на сайте СФИ
  • Портал Беседка - блог представителей Преображенского братства
  • Кто такие кочетковцы? на православном форума Андрея Кураева
  • Заключение Комиссии по богословским изысканиям свщ. Георгия Кочеткова. Москва, 15 ноября 2000
  • Объяснительная записка на заключение состоявшей из сотрудников ПСТБИ комиссии под председательством прот. Сергия Правдолюбова