Вентиляция и кондиционирование

В и баженов краткая биография. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты

Архитектор Василий Иванович Баженов родился в 1737 году 1 марта в Калужской губернии (по другим данным - в 1738 в городе Москве). Выходец из семьи псаломщика, который был переведен в Первопрестольную после рождения сына.

С детских лет любил рисовать. Первыми его работами стали рисунки храмов и церквей, надгробий и различных зданий, которые он видел вокруг дома.

Отец будущего архитектора пожелал, чтобы сын стал продолжателем его дела и определил того в Страстной монастырь. Но талант и желание было не унять: Баженов в свои 15 лет сумел уговорить местного живописца, бывшего уже в весьма преклонном возрасте, взять к себе на обучение.

Баженов, хоть и учился живописи в монастырских стенах, все же был живописцем-самоучкой, сумевший овладеть и одной из самых сложных техник живописного искусства - офортом. Благодаря своему таланту, он в неполные восемнадцать лет стал живописцем 2-го класса.

Во время работ по восстановлении пострадавшего при пожаре дворца Головина, Василия Баженова приметил архитектор и пригласил в созданную им архитектурную школу на правах вольного слушателя. Этот статус помогал молодому человеку, не имеющего достаточного количество средств, присутствовать только на нужных ему занятиях, а остальное время подрабатывать. Дополнительные заработки помогал получать Василию и сам Ухтомский, рассмотревший талант своего ученика.

В 1755 году Василий Баженов поступает на учебу в Московский университет, где увлекся иностранными языками. Непосредственно в художественных классах, юноша занимался написанием картин, скульптурой, а также архитектурой.

По протекции И.И. Шувалова в 1757 году юношу определяют в Академию художеств города Санкт-Петербурга, где он был принят на курс к зодчему Савве Ивановичу Чевакинскому. Там он проявил в полной мере свои способности, и был приглашен учителем помощником на строительство Морского Собора.

За достигнутые успехи, в 1759 году, Академия художеств отправляет Баженова в Париж, поставив его на полный пансион. Там молодой человек изучал европейское зодчество и в 1760 году поступил в Парижскую Академию художеств, где учился у профессора Шарля Девальи - приверженца стиля классицизм.

В 1762 году Василий Иванович отправляется уже в Италию, где предметом его изучения становятся античные памятники.

В этот период архитектор Баженов был принят в члены Болонской, а также Флорентийской академий, а академия святого Луки в городе Риме вручила ему диплом академика и присвоила звание профессора.

Возвращение в Париж состоялось в 1764 году.

В Санкт-Петербург зодчий возвращается в 1765 году и получает звание академика в своей альма-матер. Он должен был получить и профессорскую должность, но поменявшееся в академии руководство ему в этом отказало. Не были исполнены и другие обязательства, после чего архитектор Василий Иванович Баженов уходит в отставку с академической службы.

Переезд в Москву состоялся в 1767 году, где мастер должен был приступить по указу Екатерины II к строительству . В период с 1767 по 1773 годы он создал грандиозный проект, предусматривающий реконструкцию всего ансамбля московского Кремля. Проект был в целом одобрен, и в 1773 году прошла церемония закладки первого камня.

В этом же году Баженов выполнил в дереве модель намеченного к строительству Большого Кремлевского дворца. На 120 санях она была отправлена в тогдашнюю столицу и выставлена к осмотру в Зимнем дворце. Что случилось, непонятно, но императрица проект здания не утвердила (в наши дни модель хранится в ).

Во время работы в Москве архитектор создал и увеселительный комплекс, который возвели на Ходынском поле для проведения торжеств по случаю годовщины подписания мирного договора между Российской империей и Турцией. На местности были построены исполненные в разных архитектурных стилях (русском, классическом, а также готическом) церкви, дворцы, средневековые крепости и замки.

Еще одним поручением Екатерины Второй было строительство ее резиденции в подмосковном поселении Черная Грязь (ныне - парк Царицыно). Комплекс возводился в псевдоготическом стиле и в него вошло порядка 17 строений, среди которых Большой дворец, Хлебный дом и Оперный дом. К сожалению, место не стало резиденцией русской царицы. Кроме этого, по ее поручению большую часть уже имевшихся построек просто сравняли с землей.

Все эти перипетии, что с Кремлевским дворцом, что с Черной Грязью (Царицыно), сказались на здоровье талантливого зодчего и выбили его надолго из колеи.

Василий Иванович Баженов - русский архитектор, считающийся одним из основоположников классицизма в России.

Детство и юность. Учеба

Точные место и дата рождения Баженова до сих пор служат предметом дискуссий в ученой среде. Согласно первой теории Василий Иванович родился 1 марта 1737 года в селе , недалеко от города . По другим данным, датой его рождения следует считать 1 марта 1738 года, а местом - город . Несмотря на то, что точные сведения, вероятнее всего, узнать не удастся уже никогда, не ставятся под сомнения заслуги Баженова перед и подлинность богатого культурного наследия, оставленного им для потомков.

Баженов родился в семье псаломщика. Вне зависимости от того, где он появился на свет, первые годы своей жизни будущий великий архитектор провел в Москве - эти сведения не вызывают сомнений. С ранних лет мальчик увлекался рисованием, пытался лепить первые архитектурные творения из снега, срисовывал изображения храмов, церквей и известных зданий. Желание юного Баженова связать всю свою жизнь с искусством поначалу не встретило понимания у родителей. Так, Баженов-старший хотел, чтобы сын пошел по его собственным стопам, поэтому отдал мальчика в Страстной монастырь.

Тем не менее, вскоре стало понятно, что живопись для Василия Ивановича - не просто детская блажь. Вскоре он стал учиться у , хотя, как стало впоследствии известно, самые тяжелые техники он осваивал самостоятельно. Поэтому не будет преувеличением назвать Баженова живописцем-самоучкой. Впоследствии он стал живописцем второго класса, не достигнув и восемнадцатилетнего возраста. Тем не менее, Василию Ивановичу повезло с наставниками. У Баженова не было возможности брать платные уроки, поэтому Ухтомский, убежденный в таланте своего подопечного, взял его к себе вольным слушателем. Он также неоднократно помогал Баженову, предоставляя тому возможность подрабатывать и даже послал его принимать участие в разработке, установке и разрисовке Креста в Сретенском монастыре.

Первые работы Баженова относятся к 1753 году, когда Василий Иванович принял участие в восстановлении дворца Головина, здания, сильно пострадавшего в результате пожара. Там он расписывал печи под мрамор. Вскоре после этого Василий Иванович начал учиться в Московском университете, а потом был переведен в . Архитектурные навыки Баженова были на первых порах во многом заслугой известного в ту пору архитектора С. И. Чевакинского, под руководством которого Василий Иванович работал в северной столице. Чевакинский тоже оценил талант Баженова и взял его к себе в помощники на работы по возведению Никольского Морского Собора. В 1758 году его приняли в Академию художеств, где он занимался у А. Ф. Кокоринова. Учился Баженов блестяще и закончил Академию с золотой медалью. Подобные успехи давали выпускнику право продолжить обучение за границей, чем он вскоре и воспользовался, отправившись в Париж. К тому моменту Баженов уже отлично владел французским языком, любовь к которому началась со времен поступления в Московский университет.

В Париже он успешно выдержал экзамены в Академию Художеств и целых два года (1760-1762) учился и работал у профессора Шарля де Вайи, изучая французскую архитектуру и приобщаясь к совершенно новому для себя стилю - французскому классицизму. На этом заграничные путешествия Баженова не закончились: в 1762 году он отправился в Италию, где активно занимался изучением античности. После окончания стажировки он был выбран членом Болонской и Флорентийской академий. Академия святого Луки в Риме присвоила ему диплом академика и профессора. После этого он опять вернулся в Париж, где продолжил изучение европейских архитектурных стилей. В 1765 году Баженов вновь оказался в России. Впереди был большой творческий путь.

Перестройка Московского Кремля. Нереализованные проекты

По возвращении в Санкт-Петербург, Баженов почти сразу удостоился звания академика Академии художеств. Но в обещанной ему должности профессора Василию Ивановичу было отказано: к этому времени в Академии сменилось руководство, которое предложило ему получить степень профессора по академической программе, в которую входило создание комплекса увеселительных сооружений в Екатерингофе. Свою часть договора Баженов выполнил, а вот обещанной награды в виде желаемой должности, увы, так и не получил. Обиженный архитектор уволился с академической службы. Тогда он еще не знал, что перспективы, готовые открыться перед ним, были намного лучше несдержанных обещаний.

В 1762 году на российский престол взошла . В поле зрения императрицы находилось не только внутреннее укрепление страны, но и культурные аспекты. Так, Екатерина издала указ о возведении . Баженов, удостоенный личной аудиенции с императрицей, произвел на нее благоприятное впечатление, поэтому задача возвести дворец была возложена именно на него. Архитектор целых семь лет провел, тщательно планируя мельчайшие детали реконструкции ансамбля . Итоговый проект получил одобрение Екатерины: по плану Баженова ансамбль должен был представлять собой большой общественный комплекс, а главным фасадом выходить на линию Кремля. Первый камень был заложен в 1773 году, и в это же время Баженов создал и деревянную модель Большого Кремлевского дворца. После этого модель была отправлена в Северную столицу, но проект в итоге так и не был утвержден. Причин тому было множество. С одной стороны, чтобы воплотить в жизнь весь грандиозный замысел Баженова, требовались значительные средства. Турецкая угроза, нависшая в это время над Российской империей, не позволяла выделить солидную часть бюджета на «возвеличивание Москвы». Вдобавок разрушение Кремля в его первоначальном облике вызвало огромное недовольство в обществе. В итоге строительство в 1775 году было прекращено. Для Баженова это решение стало тяжелым ударом.

Тем не менее, нереализованное строительство Большого Кремлевского дворца было не последней возможностью проявить себя. Вскоре Екатерина поручила ему строительство резиденции в Царицыно. Баженов бросил все силы на реализацию идеи императрицы, но итоговый вариант государыню не устроил. Она заявила, что резиденция получилась слишком мрачной и повелела снести всю центральную часть. Это стало новым потрясением для Баженова, который суммарно почти двадцать лет потратил на разработку проектов, так и не ставших реальностью - Кремлевского дворца и резиденции в Царицыно. Все это не могло не сказаться на состоянии здоровья Баженова - неудачи выбили его из колеи и надолго лишили вдохновения.

Частные заказы. Конец пути

Лучшая работа Василия Ивановича, тем не менее, была еще впереди. Таким проектом стало возведение дома П. Е. Пашкова, который был внуком денщика самого . Дом был возведен прямо напротив Кремля и получился больше похожим на грандиозный дворец. Это строение до сих пор считается одной их лучших архитектурных построек Москвы. Сейчас в здании располагается Российская государственная библиотека.

Баженов сыграл немалую роль и в истории Санкт-Петербурга, в 1790 году разработал один из проектов Михайловского замка. Спустя два года он переехал в Петербург, где был принят на службу в Адмиралтейств-коллегию.

После смерти Екатерины в 1796 году на российском престоле оказался ее сын, . Император высоко чтил архитектурные заслуги Баженова и сразу же пожаловал ему чин действительного статского советника, а в 1799 году назначил вице-президентом Академии художеств. Василий Иванович не удостаивался таких почестей при матери Павла, Екатерине. Павел горячо одобрил проект строительства Михайловского замка, который был утвержден в первый же год его правления. К сожалению, пошатнувшееся здоровье уже не позволило Баженову лично руководить строительными работами, поэтому замком занимались архитекторы В. Ф. Бренна и Е. Т. Соколов, воплощавшие замок согласно первоначальному замыслу Баженова. До окончания строительства замка Василий Иванович тоже не дожил, скончавшись в 1799 году. В этом замке впоследствии будет убит сам император Павел I.

Заслуги Баженова перед Отечеством огромны. Он был первым русским архитектором, который создавал свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом. Под его руководством работали М. Ф. Казаков, Е. С. Назаров и многие другие выдающиеся архитекторы. Он возвел выдающиеся архитектурные сооружения в Петербурге и Москве.

Согласно оставленному им завещанию Баженов был похоронен в селе (ныне в Тульской области).


Имеет отношение к населенным пунктам:

Провел в Москве детские и юношеские годы, учился в городе у Д. В. Ухтомского, затем в Московском университете. Наиболее значимым творением Баженова в Москве является проект дома П. Е. Пашкова (1784-1786), расположенный по адресу: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1. По одной из версий, местом рождения архитектора является Москва.

6 536 views

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII[…]

12 марта (1 марта по старому стилю) 1738 года в Москве родился Василий Иванович Баженов – знаменитый русский архитектор XVIII века, которому приписывается множество построенных в ту пору зданий, но, как выясняется в наши дни, не все эти постройки можно обоснованно считать работами Баженова.

Будущий архитектор родился в семье дьячка в одной из придворных кремлевских семей и с детства обнаружил талант к срисовыванию с натуры домов, церквей и кремлевских стен. Учился у архитектора Дмитрия Ухтомского, затем в Академии художеств, где проявил талант и стал помощником своего учителя Саввы Чевакинского при проектировании и постройке Никольского морского собора в Санкт-Петербурге. Его направили на обучение в Париж к профессору Шарлю Девайи, где Баженов стал масоном, но, скорее, из эстетических соображений, поскольку его восхищали пропорции масонской символики и архитектуры.

Вернувшись в Россию, участвовал в издании русских переводов трудов Витрувия и стал проводником французского вкуса в архитектуре, ярким проявлением котором стал построенный Баженовым (или приписываемый ему на протяжении двух столетий) Пашков дом, известный тем, что вначале сюда переехал из Санкт-Петербурга Румянцевский музей, а затем здание отошло Государственной библиотеке. Однако никаких документов, подтверждающих, что этот дом построил Баженов, не сохранилось, и указание авторства основывается на устной традиции.


Дом Пашкова. Гравюра Дюрфельда по рисунку Антинга

Зато известно, что Баженов попал в приятели светлейшего князя Григория Орлова, фаворита Екатерины II. Отдаляя Орлова от петербургского двора, но не желая отпускать его далеко, Императрица назначила своего фаворита генерал-фельдцейхмейстером по Артиллерийскому корпусу, генерал-директором по Инженерному корпусу и первоприсутствующим в Канцелярии артиллерии и фортификации. Фактически под управлением Орлова находились все крепостные сооружения и их гарнизоны, а квартировать ему полагалось в главной крепости – Московском Кремле.

Деятельный Орлов и мечтающий о грандиозном градостроительном проекте Баженов нашли общий язык. И в итоге загадочный архитектор более всего прославился своим проектом переустройства Боровицкого вала, то есть проектом новой застройки территории Московского Кремля. Баженов предложил разобрать Кремлевские стены и вместо них построить сплошной ряд зданий, которые образовали бы кольцо вокруг Соборной площади Кремля, а Боровицкий холм должен был превратиться в огромный народный форум, к которому стекались бы все улицы центра Москвы. Здания уже были заложены и освещены, а Кремлевскую стену начали разбирать, уничтожив участок, выходивший к Москва-реке, в том числе, начав разборку шести (по другим сведениям – четырех) башен. Но Государыне Екатерине пошли такие решительные жалобы, что Императрица сочла за благо остановить реализацию проекта, и позднее разобранные участки Кремлевской стены были восстановлены архитектором Матвеем Казаковым.

Но что прощалось Орлову, не простилось Баженову. Архитектору было поручено строительство ансамбля дворцов Царицына села, и здесь тоже началась стройка. Но в 1885-м Императрица приехала на 3 дня в Москву, посетила строительные работы, возмутилась тем, что ее дворец и великокняжеский дворец замышляются одинакового размера и повелела стройку прекратить, дворцы разобрать, а архитектора от ремесла отстранить.




Новый шанс выпал Баженову после смерти Екатерины, когда Павел I взялся принципиально возвышать всех, кто попал в немилость усопшей Императрицы. Новый правитель призвал Баженова и для начала назначил его вице-президентом Академии художеств, поручив ему подготовить собрание чертежей русских зданий для систематического исторического исследования русской архитектуры. Баженов с радостью и рвением взялся за эту работу, но неожиданно умер в августе 1799 года, не успев испытать того разочарования, которое выпало вскоре на долю других, призванных Павлом ко двору, после того, как Павел был убит в ночь государственного переворота на рубеже веков.

Споры о том, Баженов или не Баженов является автором проектов нескольких зданий, не утихают и поныне. В XVIII столетии при исполнении частных заказов российские архитекторы часто не указывали своего авторства, в отличие от приезжих итальянцев. В результате почти все псевдоготические постройки в Москве и Подмосковье, относящиеся к последней четверти XVIII века и не имеющие установленного авторства, приписываются по двухвековой традиции Василию Баженову или Матвею Казакову.







Мост через овраг. Архитектор Василий Баженов. Царицыно. Около 1776-1785.

Знаменитый русский художник-архитектор, теоретик архитектуры, академик (1765 г.) и вице-президент Санкт-Петербургской академии художеств (1799 г.), один из основоположников классицизма. Многое сделал для сохранения архитектурного облика Москвы как автор проектов реконструкции московского Кремля (1767 - 1775 гг.), подмосковной императорской усадьбы Царицыно (1775 - 1785 гг.), дома дворянина Пашкова (1784 - 1786 гг.), дома Юшкова на Мясницкой улице (конец 1780-х гг.), церкви в с. Быково под Москвой (1782 - 1789 гг.) и др. (род. в 1737 или 1738 г. - ум. в 1799 г.)

Баженов - несомненно, один из самых ярких русских архитекторов благодаря размаху его замыслов, свободе, силе и своеобразию творческой фантазии. Несмотря на то что ему удалось осуществить ничтожно малую часть своих грандиозных планов, он был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий.

Родился Василий Иванович в феврале (по другим сведениям - 1 марта) 1737 или 1738 г. в семье дьячка Ивана Баженова, служившего в церкви с. Дольское Малоярославского уезда Калужской губернии (о месте и дате появления на свет знаменитого архитектора еще спорят исследователи). Вскоре отца перевели псаломщиком в одну из московских церквей. Он отдал сына учиться на певчего в Страстной монастырь - по традиции ему следовало идти по стопам отца. Но маленький Вася хотел рисовать. «Я отважусь здесь упомянуть, что родился уже художником. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах, - рассказывал о себе сам Баженов. - Я всех святых из церкви переносил мыслями под переходы на стены и делал их своей композицией, за что меня и секли часто. Зимой из снега я делал палаты и статуи».

Лишь к 15 годам талантливый мальчишка был взят из милости в учение каким-то художником. Неожиданно они вдвоем оказались участниками государственной стройки - сгорели деревянные царские хоромы на окраине Москвы, и императрица Елизавета приказала восстановить их в кратчайшие сроки. Юный живописец раскрашивал печи под мрамор в еще пахнувшем деревом Головинском дворце. Здесь его способности заметил главный московский архитектор князь Д.В. Ухтомский. Он взял талантливого подростка вольным слушателем в свою архитектурную команду и стал поручать ему самостоятельную работу. Дмитрий Васильевич, зная, что Василий стеснен в средствах, давал ему возможность подработать. Он направлял юного ученика на стройки в качестве подмастерья для осмотра зданий, нуждающихся в ремонте, составления смет и т. п. С 1755 г. будущи й зодчий начал учиться в гимназии при Московском университете, а спустя год попечитель университета М.И. Шувалов потребовал прислать к себе в Санкт-Петербург тех, кто был назначен обучаться «художествам и архитектуре». На берегах Невы Василий учился в Академии наук у С.И. Чевакинского, а затем в недавно открытой Академии художеств у А.Ф. Кокоринова и Ж.Б. Валлен-Деламота. По окончании учебы в 1760 г. выпускник получил большую золотую медаль и был направлен с молодым живописцем Анатолием Лосенко в Париж для совершенствования мастерства в Академии искусств. Баженов покорил парижских экзаменаторов своей эрудицией и отличными знаниями. Он представил им модель Колоннады Лувра, изготовленную с ювелирной точностью, а также чертежи, рисунки и гравюры. Обучал россиянина блестящий архитектор Шарль де Вайи. Василий был одним из лучших, выделялся среди соучеников изобретательностью и яркой фантазией. Он вспоминал: «Мои товарищи, французы молодые, у меня крадывали мои прожекты и с жадностию их копировали». Получив диплом архитектора Парижской академии, в конце октября 1762 г. Баженов отправился в Италию для изучения памятников зодчества различных эпох и архитектурных стилей. Почти два года провел он в стране развалин античности и пышного барокко, где получил известность как блестящий архитектурный рисовальщик и проектант и был удостоен дипломов Флорентийской, Клементийской и Болонской академий. Вернувшись в Париж, молодой человек получил личное приглашение Людовика XV остаться во Франции архитектором двора, но отказался, решив вернуться в столицу России. Там ему как академику обещали должность профессора.

2 мая 1765 г. он вернулся в Петербург прямо к большому торжеству в честь нового устава Академии художеств. Но альма-матер обидела своего бывшего студента, так как сменившемуся здесь начальству он был не нужен. Его официально произвели в академики, но давно обещанной профессорской должности, а значит, и оклада, не назначили - то ли из-за происков коллег, испугавшихся талантливого конкурента, то ли потому, что «россиянину перед иностранными мастерами преимущества не дано». К тому же зодчему устроили испытание, от которого другие академики были избавлены, - предложили создать для подтверждения высокого звания небольшой проект. Он выполнил его с блеском и размахом, далеко превзойдя заданную скромную программу. Императрица Екатерина поручила Баженову разработать вариант Института благородных девиц при Смольном монастыре. К сожалению, величественная и изящная композиция, поразившая многих органичным сочетанием многообразных форм и архитектурной изобретательностью, осталась на бумаге. А вот заказ цесаревича Павла по возведению на Каменном острове дворца в стиле классицизма воплотился в жизнь. Фаворит царицы, граф Орлов, как командующи й артиллерией и фортификацией испросил у Екатерины II неожиданный для зодчего чин капитана артиллерии и пригласил его на службу в свое ведомство главным архитектором. В этой должности Василий Иванович построил в Санкт-Петербурге здание арсенала на Литейной улице (теперь здание судебных учреждений). В начале 1767 г. зодчий возвратился в родную Москву. Вскоре он женился на Аграфене Красухиной, дочери рано умершего каширского дворянина.

Тем временем Екатерина II решила перестроить московский Кремль, который пребывал в крайнем запустении и ветхости. Баженов дерзнул предложить свой вариант, где Кремль должен был превратиться в общественный центр города с овальной площадью, к которой сходились бы основные радиальные магистрали Москвы. На линии кремлевских стен должен был располагаться дворец с мощным цоколем и торжественной колоннадой на фасаде. К лету 1768 г. Василий Иванович закончил работу над эскизами и приступил к созданию большой модели Кремлевского дворца. Ее размеры были таковы, что во внутренних дворах могли разгуливать несколько человек. Однако весной 1771 г. работу пришлось остановить из-за эпидемии чумы. Жесткие, но малодейственные меры властей вызвали недовольство горожан. Вспыхнул бунт, Баженов боялся за судьбу своей драгоценной, уменьшенной в 50 раз копии, выстроенной из сухого дерева. Но мятеж в два дня подавили, и модель уцелела (она хранится в московском Музее архитектуры). На следующее лето началось рытье котлована под дворцовый фундамент, который заложили год спустя в торжественной обстановке. Шли годы, а выше фундамента стройка не поднималась из-за недостатка средств и изменения политической ситуации в России. В 1775 г. строительные работы были прерваны по распоряжению императрицы.

Огорченный Баженов переключился на возведение за городом, на Ходынском поле, деревянных павильонов неклассической архитектуры для празднования победы над турками. Нарядные необычные постройки условно-восточной архитектуры понравились Екатерине II, и она в 1776 г. поручила зодчему разработку плана строительства своей подмосковной резиденции в Царицыно.

Десять лет жизни архитектор отдал этой стройке. Весной он перебирался туда из Москвы с семьей и жил там до поздней осени. В отличие от кремлевского строительства, Василий Иванович сам нанимал рабочих, распоряжался финансами, покупал материалы. При возведении Царицына не придерживался какого-то определенного стиля: стрельчатые окна западно-европейской готики он свободно сочетал с узорчатой кирпичной кладкой русских зданий XVII ст., использовал в белокаменной резьбе государственную символику. Таким образом, зодчий ввел приемы неоготики, объединив их с мотивами национального («нарышкинского») барокко. Баженов построил Малый дворец, Оперный дом, Кавалерский корпус, Хлебные ворота, Управительский дом, начал возведение Главного дворца. Стройка разрасталась, а деньги поступали из столицы в недостаточном количестве. Пошли долги, судебные тяжбы, главный строитель впадал в отчаяние. В сыром Царицыне заболел и умер его младший сын. Около 1779 г. архитектор стал членом религиозной масонской ложи. Новые друзья помогали преодолевать Василию Ивановичу душевную смуту и отчаяние.

Летом 1785 г. императрица наконец посетила почти готовую усадьбу, знакомую ей лишь по чертежам. Нарядные домики показались ей мрачными и маленькими - на бумаге все выглядело внушительнее. Екатерина II прервала строительство, недовольная обилием масонской символики в декоре, а также близостью зодчего к опальному журналисту и издателю Николаю Новикову, который принял его когда-то в масонский орден. Баженов был давно знаком с наследником престола Павлом Петровичем и, приезжая в Петербург, передавал ему напечатанные в Москве масонские книги. Подозрительная императрица обвинила масонов в том, что они хотят «уловить наследника в свою секту, подчинить себе». Царицыно она приказала перестроить. Одни здания усадьбы сломали, на их месте стали строить новый дворец, другие так и остались без внутренней отделки. Попавшего в немилость архитектора уволили, работы у владычицы России ему не нашлось.

После этого фиаско зодчий перешел к исполнению частных заказов, и его градостроительные замыслы отчасти осуществились в 1780-х гг. в других московских постройках: замке-дворце Пашкова на вершине Ваганьковского холма напротив Боровицкой башни Кремля (ныне известного как старое здание Российской государственной библиотеки); доме Юшкова на Мясницкой улице; неоготически-барочной Владимирской церкви в имении Быково под Москвой, которую отличали монументальность, изящество и рафинированные детали фасада.

В 1792 г. Баженову пришлось перебраться в Санкт-Петербург, на скромный пост зодчего при Адмиралтействе. Он строил для флота казармы в Кронштадте, сахарный завод, лесные сараи и прочие примитивные здания. Проект Баженова по реконструкции после пожара галерной гавани на Васильевском острове в Петербурге чиновники не приняли - он был хоть и красивым, но дорогим, а казенные деньги следовало экономить.

В 1796 г. умерла Екатерина II, и давний покровитель зодчего царевич Павел стал императором. Василий Иванович тут же получил от него чин действительного статского советника и деревню Глазово с крепостными - тысячу душ. Вновь приближенный ко двору Баженов в 1797 г. создал для нового правителя России проект Михайловского (Инженерного) замка в Санкт-Петербурге с каналами и подъемными мостами.

В начале 1799 г. Павел I назначил его вице-президентом Академии художеств - на должность, которую ввели специально для Баженова. 60-летний зодчий горел желанием обновить одряхлевшее учебное заведение, улучшить воспитание молодых художников, отыскать новые таланты. Но времени для этого у него, как оказалось, уже не было. Летом 1799 г. Василия Ивановича разбил паралич. В одну из белых ночей он попросил детей - Ольгу, Надежду, Веру, Владимира, Всеволода и Константина - собраться у его постели, чтобы держать прощальную речь. 2(13) августа 1799 г. знаменитый архитектор скончался. Похоронили его в имении Глазово.

Наследие Баженова И.Э. Грабарь охарактеризовал так: «Подобно всем большим мастерам, он на протяжении своей деятельности переживал в личном творчестве эволюцию, отвечавшую эволюции эпохи. Начав строить в духе раннего классицизма, отмеченного еще чертами барокко, он к концу жизни, совпадавшему с рубежом обоих столетий, переключается на более строгие формы». После В.И. Баженова осталось большое количество планов, проектов, целый ряд художественно-теоретических текстов, в частности «Слово на заложение Кремлевского дворца» и др. Василий Иванович составил полный перевод всех десяти книг архитектуры итальянца Витрувия со своими комментариями (вышли в свет в 1790 - 1797 гг.).

Валентина Скляренко

Из книги «100 знаменитых москвичей», 2006

Г., в должности вице-президента Академии художеств. Баженов имел природный талант к искусству, который обнаружил еще в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Б. внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу. Из школы Ухтомского Б. перешел в Акад. худож. Здесь он оказался знающим архитектуру настолько, что учитель этого искусства, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека помощнивом своим при постройке Николаевского морского собора. В сент. г. Б. был отправлен для окончательного развития таланта в Париж . Поступив в ученики к профессору Дювалю, Б. занялся деланьем моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже, напр., сделал он, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме - модель храма св. Петра. Изучение архитектуры на моделях привело Баженова к изучению труда римского архитектора Витрувия . По возвращении в Россию , живя в Москве, Б. составил полный перевод всех 10-ти книг архитектуры Витрувия, напечатанный в 1790-1797 гг. в Петербурге, в типографии И. А. Х. Основательно знакомый со своим искусством теоретически, Б. был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал при самом возвращении своем в отечество, к торжеству «инаугурации» здания Академии художеств (29 июня г.). Ему принадлежала декорация главного фасада здания с Невы. Проект здания нынешнего дворца в екатерингофском парке , с оранжереями , зверинцем, каруселями и прочими затеями роскоши того времени, сочинен был Б. по академической программе, на степень профессора. Выполнение признано было советом Академии вполне достойным, но автор проекта оставлен в звании академика, которое получено им три года раньше, в бытность за границей. Эта несправедливость заставила Б. взять увольнение от академической службы, и князь Г. Г. Орлов определил его в свое артиллерийское ведомство главным архитектором, с чином капитана. В этой должности Б. построил в Петербурге здание арсенала на Литейной ул. (теперь здание судебных учреждений), и в Москве, в Кремле, здание арсенала и сената по Знаменке , дом Пашкова (теперь Московский румянцевский музей), а в окрестностях столицы - дворец в Царицыне и Петровский дворец, строенный Казаковым, - его помощником. В Кремле, вместо стен, служащих оградой святынь и дворцов, Баженов проектировал сплошной ряд зданий, которым была сделана торжественная закладка, по воле Екатерины II, на самом деле, однако, и не думавшей осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Турецкой войны нужно было дать пищу для толков о затрате десятка миллионов на грандиозный дворец, и художнику дана тема , которая на модели была им разработана с большим талантом. Эффект получился надлежащий, но сооружение отложено и потом оставлено совсем. Такая же судьба постигла а Царицынский дворец Б. Екатерина, летом года, приехала на три дня в древнюю столицу, посетила работы по сооружению дворца в Царицыне и, найдя его мрачным, повелела прекратить постройку. Баженов не получил другого назначения, и, оставшись без всяких средств к существованию, открыл художественное заведение и занялся частными постройками. Перемена в его служебной карьере и немилость Екатерины объясняется его сношениями с кружком Новикова, который поручил ему доложить наследнику цесаревичу o выборе его московскими масонами в верховные мастера. В этих сношениях с цесаревичем Екатерина подозревала политические цели, и гнев ее на Б. обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в г. он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенес свою деятельность в Петербург . Б. строил на Каменном острове дворец и церковь наследнику и проектировал разные специальные постройки для флота в Кронштадте. По вступлении на престол, Павел I назначил его вице-президентом Академии худ. и поручил ему составить проект Михайловского замка, приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его жизнь.

В статье воспроизведен материал из Большого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона .

В. И. Баженов. Проект перестройки Московского Кремля. 1767-75. План. Исторический музей. Москва.

Баженов, Василий Иванович ( -99), архитектор переходного стиля от барокко к классицизму . Баженов один из наиболее талантливых русских зодчих. Главные работы Б.: незаконченный дворец в Царицыне (под Москвой), дом Пашкова, впоследствии Румянцевский музей , ныне Ленинская библиотека (предположит.), проект (невыполненный) грандиозного Кремлевского дворца.

Литература : Грабарь И., История русского искусства, т. III, M. (б. г.).

В статье воспроизведен текст из Малой советской энциклопедии .

В. И. Баженов. Деревянная модель Кремлёвского дворца в Москве (фрагмент). 1773. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.

Баженов Василий Иванович , русский архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка. Учился: в Москве у Д. В. Ухтомского (1753-55) и в Московском университете (1755); в Петербурге - у С. И. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758-60) у А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота ; как пенсионер петербургской АХ - в Школе изящных искусств в Париже (1760-62) у Ш. де Вайи. В 1762-64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ.

Баженов первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в её связи с окружением, как объёмную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767-75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель - в Научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева в Москве) на линию кремлёвских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних этажей должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля.

В. И. Баженов. «Хлебные ворота» в Царицыне (Москва). Между 1779 и 1787.