Агрохимия, удобрения

В мире насекомых конспект занятия в средней группе. Познание Итоговое занятие насекомые в средней группе

Подготовила: Хабибуллина М.Х.
Цель:
1. Задачи на развитие познавательных способностей:
· обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
· упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
· уточнить представления о пользе насекомых.
2. Задачи на развитие связной речи: формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;
· развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
3. Воспитательные задачи:
· воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
· не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материал к занятию: картинки из серии "Насекомые”, картинка о цикле размножения бабочки, игрушки (паук, жук, муравей), предупреждающие знаки о правилах поведения в природе.
Ход занятия
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, птицы!
Здравствуй, родная земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуйте, здравствуйте
Все, в ком добро живет!
Воспитатель: Дети, какое время года сейчас? (Весна)
Назовите весенние месяцы (март, апрель, май)
Сейчас месяц май – последний месяц весны. Давайте перечислим признаки весны, которые мы наблюдали в марте и апреле. (Растаял снег, текли ручейки, появилась трава, прилетели птицы, появились насекомые).
Правильно, ребята, на земле великое множество насекомых, мы их называем шестиногими малышами. Давайте будем всех насекомых обозначать так (овал с шестью ножками), они такие маленькие, что их трудно разглядеть. Да и заметить многих трудно: у них защитная окраска.
Загадки: Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья – у морошки,
Ножки – у блошки. (Кузнечик)
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит. (Комар)

Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке лежу

Букву «ж» все твержу

Зная твердо букву эту

Я жужжу зимой и летом. (Жук)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком. (Пчела)

Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это…(божья коровка).

Последняя загадка в виде схемы про муравья:

Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей

Он ползет уже с трудом,

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

В.: А где живут муравьи? (в муравейнике) Пчелы – в ульях, осы строят дома похожие на бумажные фонарики, а у бабочки нет дома, для нее дом каждая шелковая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего 2 недели и за такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Физкультминутка «Бабочка»

Стоял цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружит и вьется.

В.: Насекомые – удивительные существа, как вы думаете, где они были зимой? (спали) Верно, осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают. А вы знаете, что бабочки, мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка откладывает много яиц, часть из них склевывают птицы, часть – унесут муравьи, а какая-то часть уцелеет. Из них то и появятся гусеницы. Пройдет время и гусеница превратится в куколку. А из куколки появится бабочка.

Игра «Кто что делает?»

Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы)

Пищат? (комар)

Стрекочут? (кузнечики, сверчки)

Какой звук издает бабочка? (никакой)

Подвижная игра «Поймай майского жука».

Гимнастика для глаз

На полянку жук влетел

Зажужжал и запел – жжжжж

Вот он вправо полетел (дети смотрят вправо)

Вот он влево полетел (смотрят влево)

Жук, вот правая ладошка (правую руку вперед)

Жук, вот левая ладошка (левую руку вперед)

Жук наверх полетел

И на веточку присел

На носочки мы привстали

Но жука мы не достали

Хлопаем дружно: хлоп, хлоп, хлоп

Чтобы улететь он смог: жжжжж.

Воспитатель: Высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не навредите жучку (Дети подпрыгивают и пытаются поймать жука на веревке)

В.: Дети, как вы думаете, чем питаются насекомые?

Кто из них вреден человеку (те, которые портят растения, переносят болезни, кусают)

А кто полезен для человека? (уничтожают вредителей, собирают мед)

Вредные они или полезные, мы не должны их обижать и уничтожать. В природе все взаимосвязано. Представьте себе, что бы было, если бы не стало комаров, исчезли бы стрижи и ласточки, потому что они питаются комарами. Каждое насекомое занимает свое место в природе.

Показ запрещающих знаков: нельзя ловить бабочек, нельзя разорять муравейники, собирать цветы и т.д.

Иногда людей сравнивают с насекомыми: трудолюбивый как пчела, назойливый как муха, как вы думаете, про каких людей так говорят.

Молодцы, ребята, как много нового мы сегодня узнали.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Конспект занятия в средней группе по теме «Насекомые»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Расширять представления детей о жизни насекомых; уточнять представления о пользе насекомых.

Активизировать словарь детей (брюшко, усики).

Формировать умение называть характерные особенности внешнего вида.

Развивающие задачи:

Развивать связную речь и логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Материалы:

Аудиозапись звуков природы; картинки с изображением насекомых. Цветные карандаши, листы бумаги с изображением части насекомого.

Ход занятия.

Дети, скажите, какое сейчас время года?

Уже конец весны. Очень тепло. В это время всё оживает, пробуждается от спячки.

Звучит аудиозапись звуков природы.

Дети, как вы думаете, что это за звуки?

Жужжат пчёлы, шмели, жуки, стрекочут кузнечики…

Как их назвать одним словом?

Насекомые.

Посмотрите, какие бывают насекомые (появляются картинки с изображением насекомых на экране).

Стихи о насекомых.

Жук качался на травинке,

Крылья гладкие на спинке.

Всех я знаю на лугу,

Познакомить вас могу!

Вот кузнечик поскакал,

Все росинки расплескал,

Виден в зарослях едва –

Он зелёный, как трава.

Вот две бабочки летят.

Рассказать они хотят,

Что вчера ещё в траве

Жили гусеницы две.

Вот трудяга муравей –

Всех сильней и здоровей!

Он строитель и затейник,

Строит в чаще муравейник.

Рядом с речкой – стрекоза:

Непоседа, егоза.

Как весёлый вертолёт,

Отправляется в полёт.

Добродушно спрятав жало,

На цветке пчела жужжала,

В шубку тёплую одета.

Ей не жарко, хоть и лето.

Как у божьей у коровки

Крылья – пёстрые обновки.

Гладкие, атласные,

Яркие, да красные.

Беседа об особенностях насекомых.

У всех насекомых 6 ног, есть голова, брюшко, на голове усики, у некоторых насекомых есть крылья (показывают на картинке части тела насекомых).

Пальчиковая игра «Бабочка»

Утром солнце засияет –

Бабочка с цветка взлетает.

Попорхает – утомится,

Отдохнёт – опять кружится.

Все мы очень любим бабочек, любуемся их красотой. Живут бабочки там, где тепло и есть для них пища. Питаются они цветочным нектаром, соками растений и фруктов. Названия некоторых из бабочек связаны с тем, чем питаются их гусеницы. Например, гусеницы Капустницы питаются капустными листьями, Крапивницы – крапивой. Разные виды бабочек отличаются и по цвету и по размеру.

Комары, как и другие насекомые издают жужжащие звуки. Жужжание комара – это взмахивание крылыщками несколько сотен раз в секунду

Подвижная игра «Раз, два, три, прилетели комары».

Выбираем двоих детей считалочкой которые будут «играющими ребятами».

Комар, комар, комаруха.

Кусай, кусай возле уха

Комар, комар не кусай

Беги быстрей удирай!

Они встают в оной части зала, а остальные игроки – «комары» бегают по залу врассыпную. «Играющие ребята» проговаривают слова:

Раз, два, три, прилетели комары.

Стали комары пищать,

Не дают нам поиграть.

Раз, два, три, надоели комары.

Надоели комары. Комара скорей лови!

С окончанием слов «играющие ребята» начинают бег с ловлей и увёртыванием. Выбывает из игры, тот кого запятнали.

Все знают муравьёв. Это очень трудолюбивые насекомые. Муравьи много трудятся для своей большой муравьиной семьи. Их дом – муравейник. Там тепло и еды хватает на всю зиму. Муравьи питаются другими насекомыми, соками растительных плодов. Известно много видов муравьёв, которые отличаются по цвету, размеру и месту обитания.

Пальчиковая игра «Жучок».

На спине жучок лежит

И жужжит, жужжит, жужжит:

«Помогите мне жуку,

Встать на лапки не могу!» -

Он кричит прохожим.

Мы ему поможем.

Жук усами шевелит –

Нам «спасибо» говорит.

Существует много видов жуков. Они живут почти во всех странах, отличаются друг от друга внешним видом, особенностями жизни. Жуки питаются растениями или другими насекомыми. Расскажите каких жуков вы видели, знаете?

Физкультминутка.

Поднимаем плечики.

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок.

Сели, травушку покушаем,

Тишину послушаем.

Тише, тише, высоко

Прыгай на носках легко.

Скрываясь в густой траве это насекомое даёт о себе знать своеобразным звуком. У кузнечика на крыльях есть особая жилка, которой он водит, как смычком и издаёт стрекочущие звуки. Кузнечики отлично прыгают. Питаются исключительно животной пищей.

Пальчиковая игра «Пчёлки»

Ай – яй – яй, ой – ой – ой –

В улье пчёлок целый рой!

Стали пчёлы вылетать –

Раз, два, три, четыре, пять.

«Ж – ж – ж», - жужжат над головой.

Побежим скорей домой!

Вы знаете откуда берётся мёд? Его делают пчёлы. Они живут в домиках, которые называют ульями и постоянно работают. У пчелы яркий наряд – жёлтая шубка с чёрными полосками. Почему люди берегут пчёл и разводят их?

Физкультминутка «Стрекоза»

Летит стрекоза,

Как горошины глаза.

Вниз – вверх, взад – вперёд

Как прозрачный самолёт.

Влево –вправо, назад – вперёд.

Стрекоза – грозный хищник в мире насекомых. Это самое быстролетающее насекомое. Обитает она у воды. А питается мелкими насекомыми, например комарами.

Пальчиковая игра «Божья коровка»

По цветку ползёт букашка.

На ней красная рубашка.

Маленькая крошка,

На спине горошки.

Этот маленький, симпатичный жучок самый настоящий хищник. Они поедают полчища вредных для растений тлей, тем самым помогая людям в садах и огородах.

Игра «Кого не стало?»

На доске перед детьми картинки всех насекомых. Сначала дети внимательно смотрят на картинки. Затем закрывают глаза. А в это время одну картинку воспитатель убирает. Дети открывают глаза и угадывают, кого не стало.

Насекомые – это часть природы. Если они исчезнут с нашей планеты, то погибнут растения, животные, птицы. Все они не могут существовать друг без друга. Их нужно беречь и охранять, но ни в коем случае не убивать.

Посмотрите, перед вами лежат рисунки. Что с ними не так? Что забыл дорисовать художник? Исправьте ошибки. (Дети дорисовывают не достающие части насекомых и раскрашивают их).

Вид проекта:

краткосрочный, групповой, исследовательский.

Возраст:

для детей 4-5 лет.

Продолжительность проекта:

Участники проекта:

дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели.

Образовательная область:

экологическое воспитание.

Актуальность проблемы:

Дети, во время прогулки часто видят насекомых. Реакция ребят непредсказуема, одни наблюдают, другие сразу берут руками, а кто- то и топнет ногой. Беседуя с детьми, появляется сама проблема: « Приносят ли насекомые пользу или вред?» , «Нужны ли насекомые?»

Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде;

развить творческие способности и поисковую деятельность.

Цель проекта:

формирование представлений о жизни насекомых.

Задачи проекта:

  • формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
  • узнать о их пользе или вреде;
  • воспитывать бережное отношение к живому;
  • развивать эмоциональную отзывчивость;
  • формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Предполагаемый результат:

  • дети будут знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка, жук, пчела, кузнечик);
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • находить сходства и различия;
  • владеть обобщающим понятием «насекомые»;
  • составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
  • Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
  • разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
  • прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»;
  • Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
  • просмотр мультфильмов:
  • «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
  • Продукт проектной деятельности:

    рассказ о каком-либо насекомом,

    дидактические игры,

    фотографии,

    коллективная аппликация «На полянке»,

    поделки из природного материала,

    выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».

    План реализации проекта:

    1 неделя: « Знакомство с бабочкой»:

    Понедельник:
    1) Художественное слово, загадки о бабочке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий, журналов.
    Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых.

    Среда:
    3) Беседа с детьми о бабочке.
    Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки, о пользе или вреде.

    Четверг:
    4) А) Изобразительная деятельность «Бабочки».
    Цель: Формировать предпосылки умения раскрашивать рисунок бабочки, пользуясь ранее приобретенными навыками рисования. (лимонница, капустница, наполеон).

    Б) Украшение бабочками групповой комнаты.
    Цель: вызвать желание украсить группу для всех.

    5) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница».
    Цель: развивать точность движения руки, мелкую моторику, воображение.
    6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
    Цель: развивать умение действовать по сигналу, соблюдать правила игры.

    2 неделя: «Знакомство с муравьем».

    Понедельник:
    1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье.

    Вторник:
    2) Логоритмические упражнения: «Друзья помогли».

    Цель: развитие чувства ритма.

    От друзей муравьишка отстал.

    Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
    Ножку тонкую он поломал.
    Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
    Травкой быстро ее обмотал,
    В муравейник скорей побежал.
    Ну, а солнце за лес уж зашло.
    Ох-ох-ох-ох!
    Стало сразу так страшно, темно.
    Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
    Хорошо, что друзья помогли,
    Муравьишку домой принесли.
    Мо-лод-цы!

    (Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
    Ритмично сгибают и разгибают ноги.
    Бегут на месте.
    Делают ритмичную пружинку.
    Ритмично закрывают глаза ладонями.
    Ритмично хлопают в ладоши.)

    Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом».
    - Жу-жу-жу, - жужжит пчела:
    - Я лечу издалека.
    - Зу-зу-зу, - комар пищит.
    - Уф-уф-уф, - как паровоз
    Шмель пыхтит, пыльцу повез.
    Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
    Я любого разбужу».
    (Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
    Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами, хлопают в ладоши.

    Среда:
    Поиск муравейника.
    Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников.
    3)НОД «Из жизни муравьев».
    Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей.

    Четверг :

    4)Экскурсия по территории детского сада (или в лес). Наблюдение за муравейником.
    Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания.
    5)Опыт «Выделение муравьиной кислоты».
    Цель: развитие познавательной активности.

    Пятница:
    6) Изодеятельность: «Кто помог муравьишке добраться домой»
    Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

    3 неделя: «Знакомство с божьей коровкой».

    Понедельник:

    1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке.
    Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке.

    Вторник:
    2) Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
    Цель: познакомить детей с видами божьих коровок, о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь.

    3) Аппликация «Божья коровка».
    Цель: Закреплять умения вырезать круглые и овальные формы, умение их аккуратно наклеивать.

    Четверг:
    4)Игра «Соедини точки и увидишь, что получится».
    Цель: развитие мелкой моторики.

    Пятница:
    5) Прослушивание песен о божьей коровке.
    Цель: развитие музыкального слуха.

    6) Раскрашивание раскрасок «Насекомые».

    Цель: Развивать творческие способности.

    Итоговое мероприятие:

    1) Викторина «Что мы знаем о насекомых».
    Цель: закрепление знаний детей о насекомых.

    2) Презентация.


    Смирнова Ольга Владимировна

    «Внимание! Опасные насекомые!»

    Старшая группа

    Воспитатели: Голушко О.С.

    Яценко Д.А

    П.Персиановский

    Цель: Дать детям представление о разнообразных опасных и полезных насекомых.

    Задачи:

    • Формировать представление о разных насекомых, об их необходимости для человека.
    • Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых,

    С которыми они встречаются в природе. Дать знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

    • Формировать представление о том, что свою жизнь надо беречь и не подвергать опасности.
    • Развивать интерес к познанию окружающей природы, соблюдая осторожность, осмотрительность.

    Словарная работа: Пополнять и активизировать словарь детей: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

    Материал к занятию: предметные картинки разнообразных насекомых и среды их обитания. Кукла, игрушки насекомых.

    Предварительная работа:

    • Беседы о насекомых.
    • Знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук») , К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
    • Подвижные игры.
    • Рассматривание иллюстраций насекомых.

    Методы и приемы:

    • Беседа с детьми, вопросы к детям.
    • Рассказ воспитателя, загадывание загадок.
    • Рассматривание иллюстраций.
    • Игры.

    Ход занятия:

    Воспитатель. Где бы мы ни находились - в лесу, на лугу, около реки, - мы всегда встречаемся с насекомыми.

    Когда в душистом сквозняке

    Присядешь летом в сосняке,

    Внимательно вглядись вокруг

    Ты многое заметишь, друг.

    Личинку тащит муравей,

    Спешит куда-то меж корней

    Большой сосны. На толстый сук

    Уселся золотистый жук.

    Порхает легкий мотылек,

    Пьет хоботком душистый сок.

    И собирает мед пчела.

    Все заняты, у всех дела.

    Мой друг, внимательно вглядись,

    Волшебную увидишь жизнь.

    Детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

    Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

    Чем все насекомые похожи друг на друга, что у них есть общего?

    Воспитатель обобщает ответы детей:

    Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса - это все насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трех частей - головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

    Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара …….)

    Как вы определили, что это оса? (У осы………… ).

    Как вы узнали муравья? (У муравья…..).

    Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметит можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

    Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

    Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.).

    Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней черные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка .

    Подошла к травинке и начала ест небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

    Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

    А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц

    Не найдешь у нас пилы,

    Не рубили мы стволы,

    Не стучали топором,

    А под елью вырос дом.

    Про какой дом говорится в загадке? (Муравейник.)

    Да, это муравейник, и живут в нем муравьи, они друзья человека, так как спасают лес, уничтожая множество вредных насекомых. Но если его тронешь то, защищаясь, он больно обжигает, выделяя при этом муравьиную кислоту. В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно.

    Показ картинки с изображением пчелы:

    Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов. Чтобы потом у нас был вкусный, очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете, почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

    Показ картинок с изображением различных бабочек:

    Посмотрите на крылья бабочек. Они всегда покрыты мелкими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет, если взять бабочку в руки, то вы увидите пыльцу, которая останется на пальцах.

    У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

    А где дом у бабочки?

    У муравья дом - …(муравейник )

    У пчелы - …(улей)

    Дидактическая игра «Кто где живёт?»

    Дети делятся на две группы. Одни держат картинки с изображением среды обитания насекомых, другие - с изображением насекомых. По сигналу « В дома!» каждое насекомое должно «залететь» в свой «дом».

    Динамическая пауза «Гусеница»

    (координация речи с движением)

    Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)

    У людей зовётся «кокон».

    Свив на ветке этот дом, (вращают руками)

    Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)

    Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)

    Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)

    Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)

    Просыпайся, соня - сонюшка! (потягиваются)

    Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)

    Гусенице не до сна. (грозят пальцем)

    Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

    Гусеница - это злостный вредитель. У неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок им удается спасаться от гибели. Пройдет время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг…полетит.

    У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса - хищное насекомое. Она выкармливает своих личинок белковой пищей - мухами, пчелами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами. Не редко нам приходится отгонять этих навязчивых насекомых от варенья, компотов, фруктов, а также дынь, арбузов и ягод.

    Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка ).

    Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми .)

    Назовите полезных насекомых.(бабочка, пчела, муравей .)

    Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы .)

    Назовите вредных насекомых.(Муха -разносит микробы, гусеница - ест листья растений, кома р, клещ-опасное насекомое для человека .)

    Показ картинки клеща

    Опасное насекомое - клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни. Клещи — это мелкие паукообразные. Они очень малы по своим размерам и их обычно бывает трудно заметить до тех пор, пока они не насосутся крови. Но тогда бывает уже поздно. Попадая на тело человека, клещ не сразу впивается в его кожу, а долго ползает, отыскивая наиболее нежные места (где тонкая кожа). Чаще всего он впивается в области паха, подмышками, на шее, в области ключиц, на животе и спине. Укус его совершенно нечувствителен, т. к. в слюне клеща содержится обезболивающее вещество.

    Но мы можем защитить себя от укусов клещей (рассказ воспитателя-памятка)

    В отличие от комаров, которые, насосавшись крови, сразу же улетают, клещи присасываются на три-четыре дня. От выпитой крови клещи сильно раздуваются, увеличиваясь в размерах в три-четыре раза, и только потом отпадают.

    Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

    Вы увидели этих насекомых, определили их внешние отличия. А теперь внимательно послушайте загадки. О ком они?

    Летит, пищит,

    Ножки длинные тащит,

    Случай не упустит:

    Сядет и укусит.

    Целый день летает,

    Всем надоедает.

    Ночь настанет-

    Тогда перестанет.

    Модница крылатая,

    Платье полосатое.

    Ростом хоть и кроха,

    Укусит-будет плохо.

    Не птица, а с крыльями.

    Над цветами летает,

    Медок собирает.

    Я работаю в артели у корней лохматой ели.

    По буграм тащу бревно - больше плотника оно.

    (Муравей.)

    У нее четыре крыла,

    Тело тонкое, словно стрела.

    И большие, большие глаза,

    Называют ее…

    (стрекоза).

    Она ярка, красива,

    Изящна, легкокрыла.

    Сама похожа на цветок

    И любит пить цветочный сок.

    (Бабочка).

    Всех жучков она милей,

    Спинка алая на ней.

    А на ней кружочки

    Черненькие точки.

    (Божья коровка).

    Рассказ о правилах поведения при встрече с насекомыми.

    Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать, поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

    Открытые части тела надо смазывать средствами, отпугивающими насекомых.

    Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

    Если увидели осиное гнездо, понаблюдайте за его обитателями издалека, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

    Если около вас летит пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место.

    Если при укусе осталось жало пчелы, то его надо удалить, а ужаленное место протереть содовым раствором.

    Встретив на пути муравья, не трогайте его, понаблюдайте, что он тащит по дорожке к муравейнику, каковы размер, окраска этого муравья. Наблюдая за муравьями, можно понять, какие удивительные существа эти маленькие муравьишки. Не будешь им мешать, они тебя не укусят.

    От комаров надо защищаться, используя мази, отпугивающие насекомых. Наибольшее количество комаров летает вечером, после захода солнца, или утром, после его восхода. Днём комары сидят в густой растительности, дуплах деревьев, трещинках и других убежищах. Но в лесу комары нападают в течении всего дня.

    Чтобы избавиться от мух, нельзя оставлять гниющие продукты и нечистоты, которые пригодны для развития личинок мух. Надо соблюдать правила поддержания чистоты дома и на улице.

    Опасное насекомое - клещ: он впивается под кожу, и человек может заболеть.

    Обязательно осматривайте своё тело, вернувшись с прогулки по лесу или лугу.

    Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, но не берите в руки: вы можете навредить насекомому и сами пострадать от его укусов.

    Итог занятия.

    Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

    Где живут насекомые?

    Чем отличаются насекомые от птиц?

    Что случится, если не будет насекомых?

    Как защищаться от насекомых?

    (Ответы детей .)

    - В природе все взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасное для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы с вами будем изучать детскую энциклопедию живых обитателей растительного и животного мира.

    Воспитатель Николаенко О.В.

    Вид проекта : познавательно — исследовательский
    Продолжительность проекта: краткосрочный, с 16.05-20.05.2015 г.
    Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
    Актуальность: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен.

    Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

    Образовательная область: экологическое воспитание.
    Цель проекта.

    Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «В мире насекомых».

    Задачи проекта.

    Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности.

    Предполагаемый результат:

    1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.

    2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д.

    3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.

    4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.

    5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.

    6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

    7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых.

    8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

    9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

    Продукт проектной деятельности

    Конкурс рисунков любимого насекомого с рассказом о нем, коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ, игра-драматизация «Муха Цокотуха».

    Предварительная работа:
    . подбор энциклопедий, журналов о насекомых
    . оформление НОД,схем развития
    . подбор художественного слова
    . подбор дидактических игр(лото, пазлы)
    . подбор дисков со звуками насекомых

    План реализации проекта:

    Планирование

    Познакомить детей с насекомыми: пчелой, бабочкой, муравьём, комаром, божьей коровкой, стрекозой, кузнечиком, жуками.

    НОД 1.Познание (ФЦКМ) Тема: Насекомые Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

    2. Коммуникация Тема: Описание насекомых Цель: Учить рассказывать о насекомых, передавать характерные черты их строения.

    Художественная литература: Стихи, загадки, сказки Павлова «Находка», знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок - пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», К. Чуковский «Муха-Цокотуха», разучивание стихов о насекомых.

    Художественное творчество:

    1. Рисование нетрадиционными методами. Монотипия «Бабочка».

    Цель: знакомство с новыми методами художественной выразительности.

    2. «Бабочки на цветах»

    Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон

    3. «Кто помог муравьишке добраться домой»

    Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

    4. Аппликация «Божья коровка»

    Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе.

    Рассматривание иллюстраций, журналов и энциклопедий о насекомых. Дидактические игры: «Кто что умеет делать», «На полянке», «Отгадай насекомое», «Божьи коровки». «Найди ошибку художника». «Соедини точки и узнай, кто получится», «Собери цветок».

    Цель: Закреплять умение классифицировать и называть насекомых. Расширять и активизировать глагольный словарь.

    Беседы: « Что дети знают о насекомых?», «Таинственный мир насекомых».

    Развлечения:

    Игра-драматизация по сказке «Муха Цокотуха».

    Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь.

    Подвижные игры:

    1. «Медведь и пчелы»
    Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.
    2) Хоровод насекомых
    Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы)
    3) «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
    Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры.
    4) Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница»
    Цель: развивать точность движения руки, воображение.

    5. «Поймай комара»

    Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость.

    6. Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

    Цель: развивать умение бегать в разных направлениях.