Легкая промышленность

Восемь вопросов о великом посте. Продукты, которые помогут выдержать пост

Христианский пост признают сегодня, и католики, и православные, и протестантские церкви. Но соблюдают его все по-разному. У одних, принято во время 40 дневного периода, который предшествует , есть один раз в день. У других принято голодать в пятницу на страстной неделе. Некоторые, в Великий пост воздерживаются от мяса, рыбы, яиц и молочных продуктов.

Многие верующие считают, что соблюдению поста положил начало Иисус. В Библии действительно записано о том, как он после постился 40 дней. Но он не учредил ритуал для подражания. Этот вывод можно сделать из того, что рассказывается о его первых последователях. В Библии нигде не говорится, что первые христиане соблюдали Великий пост. Впервые Великий пост стали соблюдать в IV веке н.э. – это уже спустя почти 4 века после Христа. И обычай соблюдать пост заимствован из язычества, как и многие другие.

Ну, а если Великий пост – это действительно подражание Иисусу, то почему его тогда соблюдают в дни, когда Иисус как полагают, воскрес, а не крестился? Перед своей смертью Иисус не постился. Даже наоборот, есть сообщения в Библии о том, что перед своей смертью Иисус с учениками принимали пищу. А в ночь перед смертью, Иисус ел с учениками пасхальный ужин.

А вот то, что Иисус постился после своего крещения, может быть для нас очень полезным. После крещения, Иисусу предстояло приступить к очень важному делу, служению Богу. Поэтому, Иисусу нужно было всё обстоятельно обдумать, помолиться Богу, попросить у него помощи и руководства. Поэтому, можно сделать вывод, что пост принесет пользу, если делается из правильных побуждений и в подходящем для этого случая.

Когда пост может принести пользу

Человек, который совершил грех, возможно какое-то время не захочет есть. И это может происходить не потому что он хочет произвести впечатление на других, а потому что его мучает совесть за совершенный проступок. И само воздержание от пищи, конечно не налаживает отношение между согрешившим и Богом. Однако искреннее раскаяние о том, что согрешил против Бога и против каких-то людей, может привести к тому, что человек будет горячо молиться Богу и все это подавит желание есть.

Нечто подобное пережил царь Давид. Он очень боялся потерять новорожденного ребенка, и поэтому все свои силы сосредоточил на молитвах к Богу, прося спасения для ребенка. Все свои чувства и силы Давид вкладывал в молитвы, поэтому он постился. Сегодня тоже могут быть такие тяжелые ситуации, когда человеку может показаться принятие пищи неподобающим.

В Библии также описываются случаи, когда служителям Бога нужно было принять важное решение, и поэтому они постились.

Поститься или не поститься это личное дело каждого. Никогда не следует в этом вопросе осуждать другого, или навязывать свою точку зрения. Не стоит отказываться от еды лишь для того чтобы казаться праведными перед людьми. Но и не надо придавать пище такое значение, что это мешало бы выполнять важные дела. Библия ясно показывает, что Бог не требует, чтобы мы постились, но и не запрещает нам это делать, если мы считаем это необходимым.

В монастырях относительно поста вопросов не возникает, но люди, живущие в миру, часто пребывают в недоумении: как поститься, когда коллеги или домашние не постятся, когда нужно работать полный рабочий день и немало времени добираться до работы, когда одолевают болезни и немощи, усталость и стрессы?

Оптинские старцы пост считали весьма важным и давали множество наставлений о посте и воздержании.

Почему мы постимся

Преподобный Амвросий писал о необходимости соблюдения постов:

«О необходимости соблюдения постов мы можем видеть и в Евангелии и, во-первых, из примера Самого Господа, постившегося 40 дней в пустыне, хотя Он был Бог и не имел нужды в этом. Во-вторых, на вопрос учеников Своих, почему не могли изгнать беса из человека, Господь отвечал: “По неверию вашему”, - а потом прибавил: - “Сей род не может выйти иначе, как только от молитвы и поста” (Мк. 9: 29).

Кроме того, есть в Евангелии указание и на то, что мы должны соблюдать пост в среду и пятницу. В среду Господь предан был на распятие, а в пятницу был распят».

Старец объяснял, почему мы воздерживаемся в пост от скоромной пищи:

«Пища же скоромная не есть скверна. Она не оскверняет, а утучняет тело человека. А святой апостол Павел говорит: “Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний обновляется со дня на день” (2 Кор. 4: 16). Внешним человеком он назвал тело, а внутренним душу».

Преподобный Варсонофий напоминал, что если мы угождаем плоти, то потребности ее растут неимоверно быстро и подавляют всякое духовное движение души:

«Справедлива пословица: “Чем больше ешь, тем больше хочется”. Если мы только утолим голод и жажду и займемся делом или станем молиться, нас еда не будет отрывать от нашего занятия. Это я сам на себе испытал.

Если же мы угождаем плоти, то ее потребности растут неимоверно быстро, так что подавляют всякое духовное движение души».

Не вредит ли пост здоровью?

Старец Амвросий наставлял:

«Разумеется, иное дело, если кто нарушает пост по болезни и немощи телесной. А здоровые от поста бывают здоровее и добрее и сверх того долговечнее бывают, хотя на вид и тощими кажутся. При посте и воздержании и плоть не так бунтует, и сон не так одолевает, и пустых мыслей в голову меньше лезет, и охотнее духовные книги читаются и более понимаются».

Преподобный Варсонофий также объяснял своим чадам, что пост не только не вредит здоровью, но, напротив, сохраняет его:

«А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мамашенька добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а, напротив, сохраняет его.

И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища - то есть, другими словами, прописывают пост. Теперь в Москве и других больших городах заводятся вегетарианские столовые, чтобы желудок отдохнул от мяса. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни».

Нужно ли поститься больным?

Бывают случаи таких телесных немощей, когда пост не вреден, а, наоборот, полезен. Старец Варсонофий приводил пример из своей пастырской практики, когда больная не соблюдала постов, боясь ухудшения здоровья и даже смерти. Но когда начала поститься по совету старца, не только не умерла, а полностью поправилась:

«Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

Начните поститься, и все пройдет.

Она отвечает:

А что если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

Не умрете, - отвечаю, - а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты и теперь совершенно здорова, как говорится - “кровь с молоком”».

Больному чаду, не желающему нарушать пост, старец Амвросий отвечал:

«Письмо ваше получил. Ежели совесть ваша не соглашается, чтобы употреблять вам в пост скоромное, хотя по болезни, то не должно презирать или насиловать совесть свою. Скоромная пища не может исцелить вас от болезни, и потому после вы будете смущаться, что поступили вопреки благим внушениям совести вашей. Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую вашим желудком.

Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила святой Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию и сообразно с настроением своего духа, чтобы смущением и двоедушием себя еще больше не расстроить».

Однако болезни и немощи у разных людей разные, и при одних можно ограничивать себя, а при других лучше не нарушать предписания врачей. Невкушение той или иной пищи не должно быть самоцелью. Пост предназначен для людей здоровых, для больных же постом является сама болезнь. От поста обычно освобождаются беременные женщины, больные люди, маленькие дети.

Так, в связи с наступающим постом старец Амвросий давал наставления хозяйке дома, обремененной многочисленными хлопотами с детьми и не имеющей крепкого здоровья:

«Наступающий пост старайтесь проводить рассудительно, соображаясь с телесными силами. Вам должно помнить, что вы хозяйка дома, окруженная детьми; к тому же и нездоровье привязывается к вам.

Все это показывает, что вам нужно более заботиться о душевных добродетелях; касательно же употребления пищи и других телесных подвигов, у вас должно стоять впереди всего благое рассуждение со смирением

Святой Лествичник приводит слова: “Не постихся, ни бдех, ни на земли возлегах; но смирихся, и спасе мя Господь”. Представьте со смирением немощь вашу Господу, и силен Он устроить все во благое».

Преподобный предостерегал:

«Немощь и болезненность телесная мудрена, и мудрено с ней справляться. Не без причины святой Исаак Сирин, первый из великих постников, написал: “Если понудим немощное тело паче силы его, то приходит смущение на смущение”.

Поэтому, чтобы бесполезно не смущаться, лучше снисходить немощи телесной, сколько потребно будет».

Старец Анатолий (Зерцалов) писал:

«Рыбку кушать, по немощи, можно. Только, пожалуйста, не злись да помыслов долго не держи».

Как быть, если постной пищей не наедаешься?

Некоторые люди жалуются, что не наедаются постной пищей. Но на самом деле это не так. Пресыщенное чрево требует все больше пищи, но она не идет на пользу. Преподобный Иосиф советовал:

«Пишете, что страшновато остаться без молока. Но силен Господь силу немощному естеству подать. Хорошо бы питаться окунями и ершами…»

Сам старец пищи употреблял очень мало. Удивляясь этому, однажды спросили у него, трудно ли ему было достигнуть такого воздержания или это уже от природы ему дано? Он отвечал такими словами:

«Если человек не будет понуждаться, то хотя бы он все снеди Египта поел и всю воду Нила выпил, его чрево все будет говорит: алчу!»

Преподобный Амвросий говаривал как всегда кратко, но метко:

«Объястливые уста - свиное корыто».

Как совместить пост и социальную жизнь (когда приглашают на юбилеи, банкеты и тому подобное)?

Здесь также потребно рассуждение. Бывают такие банкеты и праздники, где наше присутствие совершенно необязательно, и можно спокойно отказаться от этого празднества, не нарушая пост. Бывают застолья, где можно незаметно для окружающих поесть чего-нибудь постного, не превозносясь своим постом над другими.

В случаях нарушения поста «ради гостей» преподобный Иосиф учил:

«Если когда ради гостей нарушишь воздержание, то смущаться не надо, а укоряй себя за это и приноси покаяние».

Наставлял:

«Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй - воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом - осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

Ну покушайте, - уговаривают хозяева, - ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

Нет, я насчет этого строг, - заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост».

Пост в дороге

Существуют и другие ситуации, когда мы не можем в полной мере соблюдать пост, например во время путешествий. Когда мы путешествуем, мы живем в особых, не зависящих от нас условиях.

Хотя если путешествие недолгое и есть возможность покушать постной пищи, то следует воздержаться от скоромной.

Можно по этому поводу вспомнить наставления старца Варсонофия:

«Молодая девица, Софья Константиновна, приехавшая гостить к Нилусам в Оптину Пустынь, на исповеди пожаловалась старцу, что, живя в чужом доме, она лишена возможности соблюдать посты. “Ну а зачем же вы теперь в пути в постный день соблазнились колбасой?” - спросил ее старец. С.К. ужаснулась: как мог это узнать старец?»

Если пост кажется ненужным, излишним

Иногда люди отрицают значение поста, заявляют, что согласны со всеми заповедями, но вот соблюдать пост не хотят, не могут, считают ненужным, излишним. Старец Варсонофий по этому поводу говорил, что это вражьи помыслы: враг так настраивает, потому что ему ненавистен пост:

«Мы познаём силу поста и его значение хотя бы из того, что он как-то особенно ненавистен врагу. Приходят ко мне на совет и на исповедь - советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснется поста - не хочу, не могу и прочее. Враг так возбуждает: не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты…»

О воздержании и трех степенях сытости

Также нужно помнить, что и постной пищей можно пресыщаться до такой степени, что это будет чревоугодием. Для людей разного телосложения и имеющих различную физическую нагрузку количество еды тоже будет разным. Преподобный Никон напоминал:

«Для тела одного человека достаточно одного фунта хлеба, для тела другого человека надо четыре фунта хлеба: меньшим количеством хлеба он не насытится. Поэтому святой Иоанн Златоуст говорит, что постник не тот, кто потребляет малое количество пищи, а тот, кто употребляет пищи меньше того, что требуется для его организма. В этом-то и заключается воздержание».

О воздержании и трех степенях сытости преподобный Амвросий писал так:

«Пишешь о пище, что трудно тебе привыкать к тому, чтобы понемногу есть, так, чтобы после обеда еще быть голодной. Святые отцы установили касательно пищи три степени: воздержание - чтобы после принятия пищи быть несколько голодным, довольство - чтобы не быть ни сытым, ни голодным, и сытость - чтобы есть досыта, не без некоторого отягощения.

Из этих трех степеней каждый может избирать любую, по своим силам и по своему устроению, - здоровый и больной».

Если нарушил пост по невнимательности

Случается, что человек съедает скоромную пищу в постный день по невнимательности, рассеянности, забывчивости. Как относиться к такой оплошности?

Преподобный Иосиф приводит пример человека, который съел в постный день скоромный пирожок, причем сначала ел, забыв о постном дне, а потом уже вспомнив, все равно доел, рассуждая, что и так согрешил:

«Во втором письме описали вы случай, бывший с вами в Петербурге: одну половину скоромного пирожка в среду скушали вы по забвению, а другую половину скушали, уже опомнившись. Первый грех извинителен, а другой не извинителен. Это похоже на то, как если бы кто по забвению бежал к пропасти, но среди дороги опомнился бы и все-таки продолжал бы бежать, презирая угрожающую ему опасность».

Если нарушил пост по недостатку силы воли

Иногда человек старается держать пост, но не выдерживает, по недостатку силы воли нарушает и впадает от этого в уныние. Таким преподобный Иосиф советовал:

«Когда не можешь воздерживаться, то хоть смиряться и укорять себя будем и не осуждать других».

Также старец Иосиф на сокрушения чада, что не смог поститься как следует, отвечал:

«Пишете, что плохо постились - ну, благодарите Господа и за то, как Он помог повоздержаться, да помните слово преподобного Иоанна Лествичника: “Не постихся, но смирихся, и спасе мя Господь!”»

О неумеренном, неблагоразумном посте

Преподобный Амвросий предостерегал от неблагоразумного поста, когда человек, никогда ранее не постившийся, возлагает на себя неумеренный пост, возможно и подстрекаемый бесом тщеславия:

«А то у нас тут был один пример неблагоразумного поста. Один помещик, проводивший жизнь в неге, захотел вдруг соблюсти суровый пост: велел себе во весь Великий пост толочь конопляное семя и ел его с квасом, и от такого крутого перехода от неги к посту так испортил свой желудок, что доктора в продолжении целого года не могли поправить его.

Впрочем, есть и святоотеческое слово, что мы должны быть не убийцами тела, а убийцами страстей».

Пост не цель, а средство


Отказ от скоромной пищи - внешняя сторона дела. И мы должны помнить, что соблюдаем посты не ради воздержания от пищи, а для того чтобы достичь высот на нашем духовном пути.

Преподобный Лев не одобрял тех, кто, оставив благоразумную умеренность, вдавался в чрезмерные телесные подвиги, надеясь спастись как будто ими одними:

«Не опровергаю воздержание, оно всегда имеет свои силы, но не в том его сущность и сила, чтобы пищи не кушать, но да изженет от сердца всякое памятозлобие и сему подобное. Вот истинный пост, какового от нас паче всего требует Господь».

Старец Варсонофий также напоминал:

«Конечно, пост, если не сопровождается молитвой и духовной работой, не имеет почти никакой цены. Пост не есть цель, а средство, пособие, облегчающее нам молитву и духовное совершенствование».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) писал:

«Не есть хлеба и не пить воды или чего иного - не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…»

А старец Никон метко и коротко замечал:

«“Истинный пост есть злых дел отчуждение” (так сказано в одной стихире великопостной)».

Искушения поста

Во время поста в нас часто просыпается раздражительность, гневливость. Пост же должен высвобождать наши духовные силы для добрых дел.

Преподобный Амвросий учил:

«Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобного».

Любой пост, если его держать правильно, приносит организму только пользу.

Однако до сих пор многие воспринимают пост как своего рода наказание, что в корне неверно.

Если знать, как правильно питаться в пост, то этот период пролетит для вас незаметно.

Кроме того, вы удивитесь, сколько интересных и разнообразных блюд можно приготовить в пост.

Пост для православных – что это?

Пост – это временное, добровольное ограничение или полный отказ от скоромной пищи, а также борьба со своими страстями. В это время нужно воздерживаться не только от скоромной пищи, но и от посещения увеселительных мероприятий и заведений подобного рода. Это наша благодарность Богу за его великую Жертву. Пост – это своеобразное лечение, которое призвано усмирить и облегчить тело, а также обезоружить страсти и обуздать желания. Сегодня все больше людей стараются держать пост, но, к сожалению, многие воспринимают его как диету, что в корне неверно. Держать пост – это гораздо больше, чем просто отказ от еды. Как писал Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы».

В посте, как и во всем другом, нужно знать меру. Не нужно бросаться из крайности в крайность. Прежде чем начать держать пост, посоветуйтесь с вашим духовником или священником. И конечно, пост не должен стать кратким путем попасть в больницу.

В Православии существует четыре многодневных поста:

Великий, Петров, Успенский и Рождественский пост.

Среда и пятница.

Однодневные посты:

Посты назначаются в преддверии какого-либо праздника либо в честь него.

Великий пост дает возможность каждому православному человеку подготовиться к празднику Пасхи. Христос молился в пустыне сорок дней, после чего был предан и принял мученическую смерть на кресте, тем самым избавив весь человеческий род от греха. Православные, соблюдая этот пост, как бы проходят весь этот путь вместе с Христом. Это один из самых строгих постов.

Когда на апостолов сошел Святой Дух, они разошлись проповедовать Евангелие по всему миру, постоянно находясь в трудах, молитве и посте. В честь этого события и был назначен Петров пост . Ведь каждый православный человек должен своей жизнью проповедовать православную веру.

Успенский пост посвящен Богородице. Он позволяет всем православным подготовиться к великому празднику Успения Пресвятой Богородицы, которая, готовясь к встрече со своим Сыном, много молилась и постилась. Этот пост по строгости равен Великому.

Рождественский пост – последний в году. Установлен он для того, чтобы каждый православный очистил свою душу постом, покаянием и молитвой. Мы должны встретить пришедшего в мир Спасителя с чистой душой и сердцем, чтобы показать свое желание следовать учению Христа.

Как правильно держать пост: правила, поведение, посещение церкви

Существует несколько основных правил, которых следует придерживаться, чтобы понять, как правильно держать пост.

1. Прежде чем начать держать пост, нужно понять, что воздержание от пищи – это инструмент, с помощью которого человек борется со своими грехами. От пищи нужно именно воздерживаться, а не изнурять себя и свое тело. Вы должны трезво оценить свои силы в зависимости от вашей подготовки к посту и состояния здоровья.

2. Пост требует постепенного вхождения и подготовки. Начните подготовку к нему с воздержания от скоромной пищи по средам и пятницам на протяжении года.

3. Для тех, кто желает поститься впервые, рекомендуется предварительно побеседовать со священником, рассказать ему о своем физическом и душевном состоянии и попросить благословение на соблюдение поста.

4. Желательно присутствовать на всех церковных службах, которые совершаются во время поста. Однако современному человеку достаточно трудно соблюдать это правило, особенно тем, кто постоянно работает. Но все же, старайтесь посещать вечернюю службу в субботу и, конечно, воскресные службы.

5. Во время Великого, а теперь и других постов, в церквях совершается таинство Соборования, которое не должен пропустить ни один православный человек, решив держать пост. Время проведения этого таинства нужно предварительно узнать, так как в разных храмах оно проводится в разное время. После обряда Соборования, при первой же возможности необходимо причаститься.

6. Простое воздержание от пищи без молитвы не принесет пользы для души. Более того, это может нанести вред, если человек, воздерживаясь от скоромной пищи, начинает возноситься над другими. Православный человек во время поста должен посвятить себя молитве, воздержанию от страстей и пороков, покаянию, совершению добрых дел, прощением обид, меньше смотреть телевизор и посещать увеселительные мероприятия.

7. В последнее время все чаще и чаще стало звучать такое утверждение, что якобы необязательно воздерживаться от скоромной пищи, главное, делать добрые дела и никого не обижать. Может, оно и верно, но невозможно смирить свой дух, не смерив, тело. Как уже говорилось выше, не стоит впадать из крайности в крайность. Воздержание и добрые дела во время поста должны быть неразлучны.

8. Пост – время примирения. Старайтесь наладить отношения со своими друзьями и близкими, если до этого вы находились в конфликте.

9. Кроме воздержания в пище, каждый христианин должен сконцентрировать свои силы на добрых делах. По своим силам помогать всем нуждающимся. Это может быть не только материальная жертва, но и ваш труд и забота о тех, кто в ней нуждается.

10. Каждый человек знает о своих слабостях. Пост – это как раз то время, когда вы можете начать борьбу с ними. К примеру, попробовать побороть вредные привычки. Конечно, это сделать невозможно без молитвы. Каждую свободную минуту посвятите молитве и чтению Евангелия.

Как правильно питаться в пост: когда и что можно есть?

Существует несколько видов поста:

строгий пост – отказ от любой еды и напитков, кроме простой питьевой воды;

сухоядение – употребление растительной пищи в натуральном виде, не подвергая ее готовке;

вкушение вареной пищи — разрешается употреблять растительную пищу, предварительно ее приготовив, но, не заправляя маслом;

вкушение вареной пищи с елеем — разрешено готовить растительную пищу с добавлением постного масла;

вкушение рыбы – допускается не только приготовленная растительная пища, но и рыба, морепродукты.

Церковь четко определяет, каких правил питания нужно придерживаться по тем или иным дням. Рассмотрим их подробно для каждого многодневного поста:

1. Великий пост .

Первая и Страстная седмицы поста – самый строгий пост, разрешено только сыроядение без масла или полный отказ от еды.

Понедельник, среда и пятница – сырые овощи.

Вторник и четверг – блюда без елея. Вареные блюда из овощей, бобовых, грибов и круп.

Суббота и воскресенье – разрешено добавление елея. Сваренные или приготовленные на пару блюда.

Благовещение Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье – разрешена рыбная икра и вареные блюда с маслом.

Страстная пятница – полный отказ от еды до выноса плащаницы.

2. Петров пост .

На протяжении всего поста, за исключением понедельника, среды и пятницы можно кушать рыбные блюда.

Понедельник – приготовление без елея. Горячие блюда.

Среда и пятница – сыроядение.

В остальные дни можете готовить блюда с добавлением масла. Грибные, овощные, рыбные блюда и каши.

Рождество Иоанна Предтечи — разрешены рыбные блюда.

3. Успенский пост . Продолжительность поста всего две недели, но по строгости равен Великому.

Понедельник, среда и пятница – сыроядение.

Вторник и четверг – приготовление без масла. Вареные блюда из круп, бобовых овощей и грибов.

Суббота и воскресенье – приготовление вареных блюд с маслом.

Преображение Господне – допускаются рыбные блюда.

4. Рождественский пост . До 19 декабря правила приема пищи такие же, как и правила в Петров пост.

В дни праздников святителя Николая и Введения во храм Пресвятой Богородицы – разрешены рыбные блюда.

Рыба запрещена в последнюю неделю поста.

В среду и пятницу православные постятся, вспоминая предательство Иуды и мученическую смерть Христа.

Конечно, все эти правила соблюдать очень сложно, особенно тем, кто впервые решился держать пост. Поэтому перед каждым постом необходимо пообщаться со священником и взять у него благословение.

Продукты, которые нельзя употреблять в любые постные дни:

— любое мясо и субпродукты;

— животный жир, маргарин и сливочное масло;

— кисломолочные и молочные продукты;

— майонез;

— рыбу и морепродукты (кроме определенных дней, когда это разрешено).

Продукты, которые разрешается употреблять в пост:

— фрукты и овощи;

— зелень;

растительное масло;

— крупы и хлопья из злаков;

— пряности и специи;

— бобовые;

— соевое мясо.

Как видим, во время поста достаточно большой выбор продуктов, из которых можете приготовить много вкусных и полезных постных блюд.

Как правильно поститься в Великий пост: кому можно допустить послабления

Существуют определенные категории людей, которым разрешены некоторые послабления в соблюдении поста, либо вовсе не рекомендуют поститься. К таким категориям можно отнести:

1. Дети до 7-ми летнего возраста. В этом возрасте организм активно формируется, поэтому не исключайте из рациона ребенка рыбу и мясо. Можете заменить часть этих продуктов растительными белками: гречиха, бобовые, орехи и грибы.

2. Беременные и кормящие. Женщинам в период беременности и вскармливания грудью разрешается употреблять в пищу яйца, молочные продукты и рыбу.

3. Люди, перенесшие тяжелые заболевания. Для восстановления сил, таким людям необходимы аминокислоты и жиры.

4. Люди, страдающие хроническими заболеваниями.

5. Путешествующие и люди, которые тяжело работают физически.

Если вы поститесь впервые, можете дать себе небольшие послабления, посоветовавшись перед этим со священником.

Если не сдержал пост: какое наказание себе назначить?

Этот вопрос мучает тех, кто пытался держать пост, но в какой-то момент срывался. На самом деле, наказание за это вам может назначить только ваш священник. Он может назначить вам прочтение Покаянного Канона на протяжении нескольких дней либо определенную работу, к примеру, по уходу за престарелыми или больными людьми. То есть какими-то своими добрыми делами искупить этот грех.

На самом деле, соблюдение поста – это очень индивидуально. Даже если вы откажетесь, к примеру, только от мяса, это уже хорошо. Ведь у одного человека хватает силы воли держать сразу строгий пост, а другому это будет не по силам, и он начнет роптать. Сегодня вы откажитесь от мяса, а на следующий пост вы уже и от молока откажитесь. Если вам так легче, можете постепенно отказываться от скоромной пищи.

Календарь постов на 2016 год

Каждая среда и пятница, кроме Сплошных седмиц.

Теперь вы знаете, как правильно поститься. Начните ваш подвиг с соблюдения поста по средам и пятницам. Сегодня на просторах интернета можно найти массу интересных рецептов для постных дней. И помните, что простое воздержание от еды, не ограничивая себя ни в чем другом – это не пост, а диета! Приятного вам поста!

Отвечает священник Александр Пикалёв

1. Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

Слово пост в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего и пришло) имеет двоякое значение. Пост это не только особое время воздержание, предписанное Церковью, но и то место где стоит военный караул. Такая омонимичность слова пост не случайна. По своей сути, пост это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров.

Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего что обветшало, обновить, перестроить, крышу перекрыть. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.

2. Почему этот пост называют Великим?

Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

Во-первых, строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Конечно, не каждый свободно владеет церковнославянским и может в нем ориентироваться, но о необходимые сведения о строгости поста можно прочитать в любом церковном календаре.

Во-вторых, строгость поста, для каждого, в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав это устав монашеский, т.е. это правила жизни тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу и борьбе со страстями. Монахи – это те люди, для которых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожалению, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Поэтому полнота, как физического, так и духовного подвига дается многими трудами и не сразу. Помните как у Высоцкого: «а я так долго шел до пьедестала, что вмятины в помосте протоптал». Еще , основатель монашества в 4 веке говорил, что самая главная добродетель это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего воздержание от греха. Прежде чем отказаться от сосиски, надо отказаться от каннибализма, т.е. престать есть друг друга и тогда уже помышлять о церковном посте. Каждый знает, что злой человек во много крат злее, если он еще и голоден.

6. Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или, постоянная молитва?

В общем, я уже на этот вопрос ответил. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

7. Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост?

Исповедоваться ТОЛЬКО в Великий Пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста.

Исповедь и Причастие только Великим Постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Ну это все равно что есть только тогда когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология. Причащаться и исповедоваться христианин должен стремиться как можно чаще и никогда не пренебрегать и не откладывать участие в Таинстве. Образно сравнивает Литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений это оскорбление хозяину и устроителю торжества. Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы. Все остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно.

Прежде всего, ясно понимать, что пост это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета.

Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.

Пет.3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; [будьте] всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Но эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост:
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно ().

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

Интервью газете Слово

Валентина Кирикова

Обязательно ли строго соблюдать правила поста?

— Скажите, пожалуйста, какова для нас норма поста? Говорят, что в пост надо отказываться от того, что любишь...

— Есть церковный устав. Церковный устав очень строгий, неоправданно строгий, я бы сказал. Если заняться историей этого вопроса, то мы видим, что с течением времени правила поста в Церкви все более устрожаются и устрожаются. Сначала пост был только Великий и затем — среда и пятница каждой недели. Это так называемый канонический пост, он сложился в Церкви сразу. Причем Великий пост был разной величины и разной строгости, но всегда перед Пасхой постились. Минимум постились неделю, а сейчас пришли к сорока дням плюс Страстная седмица.

Мера поста была тоже разной. Начиная с того, что по субботам и воскресениям пост отменялся и кончая тем, что у нас есть сейчас, т. е. строгость поста соблюдается, рыба не естся. Среда и пятница приравнивались к великопостным дням. В среду потому, что мы вспоминаем предательство Иуды, и это воспоминание подвигает нас к такому сосредоточению, чтобы с нами этого не случилось. А в пятницу — потому что вспоминаем крестные страдания Христа.

Что касается Петровского поста, то он был епитимийный, т. е. те, кто не могли поститься в Великую Четыредесятницу, восполняли это пощением в Петровский пост. Успенского и Рождественского постов не было в первую тысячу лет бытия Церкви. Они были такие поместные что ли, т. е. перед Рождеством было предпразднество неделю, а перед Успением, по-моему, ничего не было.

Константинопольский собор, кажется, 1147 года, еще об этом упоминает об постановлении о правилах поста , что есть обязательный для всех и Великий пост, и среда и пятница каждой седмицы. А что касается Апостольского, Божией Матери и Рождественского постов, то есть предпразднество недельное, здесь мы постимся. Остальные — по силам.


Но дальше сил у христиан становилось все больше и больше. И поэтому правил поста становилось все больше и они делались строже. Если брать, к примеру, устав Студийский, то мы видим, что по нему в субботу и воскресение Великого поста разрешалось вкушать рыбу. У нас сейчас такого нет. Если мы берем даже дониконовские уставы, то мы видим, например, что во вторники и четверги, субботы и воскресенья Петровского и Рождественского постов разрешалось вкушать рыбу независимо от богослужебного знака. А у нас еще более строгие правила поста . И поэтому, конечно, они в такой практической жизни христиан православных остаются по большей части в Типиконе. И люди приходят на исповедь, массово каются, что они не могут держать пост.

Что касается меры поста, то ее каждый должен определять со своим духовником индивидуально. Но здесь есть такая грань: есть разорение поста, т. е. нарушение церковных уставов, а есть послабление поста. Вот разорение правил поста , конечно, допускать нельзя. Потому что мы постимся прежде всего из-за послушания Церкви. И наш пост — это главное такое внешнее выражение, как внешнее выражение Богопочитания в молитве — это крестное знамение, поклоны и лобызание икон, так и внешняя принадлежность наша к Церкви православной — это соблюдение ее уставов.

Да, устав сложился так, что можно анализировать исторически, что был менее строгий и более строгий, можно быть недовольным по этому поводу. Но правила поста сложились такие, какие они есть, и мы постимся «за послушание» Церкви. И разорять эти правила поста нельзя, но можно их, я думаю, послаблять, опять же индивидуально. Если человек не может поститься строго по уставу, пусть послабляет, но как бы с благословения духовника.

Что касается отказа от того, что любишь. Да, это действительно так. Пост, помимо того, что это послушание к Церкви, это и некое аскетическое упражнение. Вот, например, когда меня спрашивают, как поститься, я говорю: «Не смотрите телевизор». Вот вам будет пост и, кстати, очень тяжелый для многих. Попробуйте его не смотреть в Рождественский пост! С едой поступайте по совести, как вам позволяет ваше здоровье, лучше, конечно, поститься. Вот вам задание на пост: «Телевизор не смотрите и Новый завет прочитайте».

Игумен Петр (Мещеринов)


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Смирение - добродетель, возвышающая дух и приближающая наш ум к Богу. Это качество можно противопоставить гордыне. Такому человеку кажется, что всего, что у него есть хорошего в жизни, он достиг сам. На первой стадии смирения человек начинает понимать, кто на самом деле дает ему в этой жизни блага.