Конвейеры и транспортеры

Адаптер полноприводный для мотоблока мтз. Лучшие серийные мотоблоки мтз и возможное навесное оборудование

Мотоблоки значительно упростили сельскохозяйственный труд на поле многим фермерам. Благодаря им обрабатывать, вспахивать и осуществлять посадку стало проще и быстрее. Но конструкция мотоблока такова, что оператору приходится ходить за ним, что через некоторое время вызывает усталость и становиться затруднительно. Особенно упадок сил чувствуется после обработки больших площадей, так как вес мотоблока, зачастую, переваливает за 100 кг.

Для значительного облегчения работы на мотоблоке, и Беларусе в частности, были изобретены адаптеры, которые крепились к агрегату и позволяли сидя выполнять все работы. Особенностью адаптеров является то, что все навесное оборудование крепится уже на него, а не на мотоблок. Таким образом, при использовании адаптера, получается с удобным сидением и возможностью работать без устали продолжительное время.

Модели от производителя для МТЗ

Официальной модели завод-изготовитель не предоставил, но тем, кто желает модернизировать свой мотоблок стоит обратить внимание на других производителей.

Аналоги от сторонних производителей для МТЗ

Одним из популярных адаптеров является пахотный модуль Целина, который адаптирован под использование с мотоблоком Беларус. Адаптер сделан из качественных материалов и позволяет удобно устроиться на сидении и управлять мотоблоком. Благодаря дополнительным пневматическим колесам размером 4*10 конструкция будет устойчивой на любой почве.

Для придания универсальности модели и облегчения осуществления торможения на адаптере предусмотрен ленточный тормоз. Скорость, которую мотоблок МТЗ может развивать с подключенным адаптером может достигать до 10 км/ч. Но так как большая часть навесного оборудования не способно так разгоняться, то этого будет достаточно для выполнения сельскохозяйственных работ. Вес пахотного адаптера составляет 50 кг.

Отличной альтернативой, которая превратит мотоблок в минитрактор, является адаптер Хорсам ИС-2, выпускаемый ОАО «ГМЗ». Конструкция снабжена сидением и рулем, а движущая часть мотоблока крепится сзади. Использовать его целесообразно в садах, огородах и на приусадебных участках. Удобное сидение и руль, напоминающий мотоциклетный, обеспечивают комфорт и удобство во время полевых работ.

Все важные органы управления МТЗ вынесены на руль, позволяя оператору устроиться с комфортом. Оператор легко дотягивается до газа, тормоза и запуска двигателя, так как Хорсам адаптирован для подключения . Помимо этого, к нему можно подключать плуг, фрезы, окучники, картофелесажалку и копалку, любое снегоуборочное оборудование, косилку и многое другое.

Достоинствами Хорса являются:

  • Небольшие габариты, позволяющие маневрировать между преградами;
  • Удобство при управлении мотоблоком;
  • Вес около 70 кг;
  • Одинаковая ширина между колесами на передней и задней осях.

Самодельный вариант для МТЗ

Если есть желание сэкономить на покупке адаптера от производителя, то такую конструкцию вполне можно собрать самостоятельно. Ниже представлен чертеж и схема присоединения всех деталей, ориентируясь на которые можно изготовить сидение на мотоблок. Представленный чертеж демонстрирует, как собрать сидение с креплением позади мотоблока.

Для того, чтобы изготовить адаптер для МТЗ потребуется:

  • Подготовить стальной профиль длиной 180 см.
  • Приварить перпендикулярно еще один отрезок профиля длиной 50 см. Эта часть будет осью задней колеи и определять ее ширину. Поэтому длина в 50 см является условной. При желании ее можно сделать длиннее или короче.
  • К концам прикрепить стойки для колес. Обычно длины берется от 25 до 40 см.
  • Обязательно приварить к втулкам ребра жесткости. Их размеры зависят от вашей конструкции и ее исходных размеров.
  • Изготовить раму для подсоединения навески. Используя боковые направляющие, прикрепить их к стойкам колес.
  • На середину рамы прикрепить сиденье. Оно крепится выше рамы для того, чтобы оператор мог удобно расположить ноги. Выбирать сиденье можно любое, лишь бы оно вам нравилось и могло крепиться к раме.
  • При креплении сидения обратите внимание на то, где находится руль и какое до него остается расстояние. Рулевое управление должно быть в зоне досягаемости.

Видео обзор

Ниже представлен видео обзор адаптера для мотоблока МТЗ

Видео обзор посвящен сборке самодельного адаптера для МТЗ

Видео обзор, где демонстрируется использование переднего адаптера для МТЗ

Варианты использования переднего адаптера для МТЗ

Отзывы владельцев

Многие владельцы отмечают в своих отзывах, что использование мотоблока Беларус стало намного удобнее и эффективнее с использованием адаптера.

Николай:

Надоело ходить пешком за своим мотоблоком МТЗ 09Н и я решить прикупить адаптер. Работать стало легче, но есть несколько нюансов. На ровной поверхности движение идеальное, без подскоков, при условии использования фрезы и плуга. А вот с прицепом несколько сложнее, потому что если много наложить в прицеп, то мотоблок вздыбливается при наезде на неровность.

Константин:

Я решил сварить самодельный адаптер, потому что не увидел в чертежах и схемах ничего сложного. Тем более, что необходимые материалы и колеса с сиденьем у меня были. Все подогнал под свои размеры и получилось дешевле, чем покупной. Рулевое управление подогнал под свой рост и стало легче.

Прицепы для МТЗ

Так характеристики мотоблока МТЗ позволяет переводить до 300-500 кг груза, то не использовать эту возможность просто нельзя. Очень удобно переводить не только собранный урожай, но и различные материалы, инструменты и другие грузы.

Родные от производителя

Для мотоблоков Беларус Сморгонский механический завод представляет свой фирменный прицеп ПМ-00.000. Внешне телега представляет собой классический вариант исполнения, который использует в качестве крепления к мотоблоку сцепку. Достоинством модели является то, что есть сиденье, выполненное в виде бака, в который можно складывать инструмент. Сиденье очень удобное и с него легко дотягиваться до руля мотоблока.

Прицеп ПМ может осуществлять перевозку до 300 кг, при том, что его масса равна 200 кг. Устойчивость достигается за счет установки пневматических колес с дорожным просветом 27 м. При изготовлении кузова использовалась прочная сталь. Объем кузова составляет 0,705 куб.м. К недостаткам можно отнести особенности конструкции, не предусматривающей самосвальный вариант выгрузки, так как кузов приварен к раме.

Сторонние аналоги для МТЗ

Аналогом является усовершенствованная модель МП-480, которая обладает рядом достоинств: возможностью перевозки грузов весом до 500 кг и откидным типом кузова. Усиленная конструкция предусматривает предупреждение перекидывания прицепа во время транспортировки груза. В комплекте с телегой поставляются дополнительные щиты, которыми можно увеличить высоту борта, использовав специальные крепления. Сиденье выполнено в виде удобного ящика, в котором можно хранить необходимые инструменты.



От разных производителей можно найти большой количество прицепов не только разных форм, но и грузоподъемности. Беларусмаш представляет модели ТМ-360 и 350, Акимовский металлургический завод – ТМ 500-700. Принцип построения конструкции одинаков, но различия в некоторых нюансах, например, наличия крыльев над колесами или возможность откидывать борт кузова.

Самодельный вариант для МТЗ

Также, как и многое другое оборудование, телегу можно изготовить своими руками. Причем самодельный вариант ни в чем не будет уступать фирменному. Важно только внимательно изучить схему, представленную ниже.

Техника изготовления прицепа:

  • Изготовить раму из квадратной трубы.
  • Самым лучшим вариантом является самосвальный кузов с откидными бортами, поэтому делать будем его. Кузов сварить из листов железа или алюминия, в зависимости от того, что есть под рукой.
  • Прикрепить раму к кузову, предусмотрев возможность самостоятельного откидывания кузова.
  • Установить сиденье спереди кузова. Оно необходимо для комфортного передвижения на мотоблоке. Необходимо рассчитать расстояние от руля до сиденья, чтобы было удобно осуществлять управление.

Видео обзор

В видео обзоре демонстрируется, как собрать самостоятельно прицеп для Беларуса

Обзор прицепа-самосвала для мотоблока МТЗ

Работа с мотоблоком на больших площадях весьма затруднительна за счет того, что приходится постоянно ходить за ним. Это изнурительно физически, плюс необходимо направлять его в нужном направлении. С весом конструкции около 150 кг, это тяжело.

Облегчить процесс поможет адаптер - конструкция, которая подсоединяется к мотоблоку, и позволяет производить управление мотоблоком сидя. А все навесное оборудование уже далее присоединяется к нему. То есть Вы, фактически, получаете «мини-трактор» с несколько меньшими возможностями.

От производителя

От официального сморгонского завода такие машины не представлены, но другие производители предлагают Вам свои адаптеры.

Аналоги

Есть несколько вариантов аналогов адаптеров для мотоблока МТЗ от других производителей.

Пахотный модуль Целина

Самые объемные и частые работы на Беларусе связаны с обработкой земли и ее окучиванием. Пахотный адаптер устанавливается на мотоблок МТЗ-09Н, и позволяет подсоединить к нему фрезу, борону, окучник и плуг. Это значительно облегчит все рабочие процессы и плюс к этому управлять им вы будете сидя.

Адаптер Целина ПМ-05

Особенность адаптера Целина ПМ-05:

  • Данный адаптер снабжен пневматическими колесами размером 4×10. Предусмотрен ленточный тормоз на задние колеса, что помогает сделать управление более универсальным.
  • Размер колеи составляет 62 см.
  • Максимальная рабочая скорость составляет 10 км/ч. Большинство навесного оборудования работает с меньшей скоростью, поэтому этой скорости достаточно.
  • Весит пахотный адаптер 50 кг.

Хорсам ИС-2

Этот адаптер производится ОАО «ГМЗ» и представляет собой мини прицеп с сиденьем и рулем. Он предназначен для работы на садовых, огородных и приусадебных участках в любом климатическом поясе.

При помощи этого адаптера мотоблок МТЗ превращается в полноценный «мини трактор». Рабочее место оператора сделано с максимальным комфортом и универсальностью, руль выполнен в стиле мотоциклов.

Важно! Стоит понимать, что это не автомобиль, и нельзя применять его на дорогах общего пользования

При этом на него вынесены все основные рычаги управления Беларусом: газ, тормоз, сцепление, переключение передач (в том числе и задней), включение и выключение двигателя. И все это расположено грамотно и в управлении хорсом не возникает никаких проблем.

Кроме пахотной модели он совместим с большим количеством работоспособного навесного оборудования, таким, как:

  • Плуг, культиватор, окучник, борона;
  • Картофелесажалка/выкапыватель;
  • Ковш, отвал, снегоуборочное оборудование
  • Всевозможные косилки и др.

Картофелесажалка КС-1 Картофелекопалка КМ-1 Окучник ОК-2
Плуга ПУ-00.000-01
Культиватор-борона КБ-00.000 Отвал Снегоубощик СМ-0,6 Косилка роторная КРМ-1

К преимуществам Хорса можно отнести:

  • Компактные размеры;
  • Удобное рулевое управление;
  • Небольшая масса (всего 70 кг);
  • Одинаковый размер колеи задних и передних колес (70 см).

Самодельный вариант

Адаптер не является сложной конструкцией, и при желании можно изготовить даже самодельный вариант типа Хорса. Но все же более часто встречаются обычные адаптеры, в виде сиденья, для подсоединения к мотоблоку сзади.

Устройство самодельного адаптера

  • Самодельный адаптер для Беларуса изготавливается при помощи стального профиля, длинной примерно 170-190 см.
  • Перпендикулярно ему приваривается еще один такой же профиль длиной 50-60 см. Этот профиль будет отвечать за размер колеи. Если Вам необходимо более узкая борозда, уменьшите ее, если большая, то наоборот увеличьте.
  • На концах перпендикулярной базы прикрепите колесные стойки. Их высота обычно находится в пределах от 25 до 40 см.
  • После этого к втулкам привариваются дополнительные ребра жесткости – раскосы. Выбирать их размеры следует исходя из угла наклона конструкции.
  • Следующим этапом является изготовление рамы для соединения с навесным оборудованием. Ее боковые направляющие присоединяются к стойкам колес болтами.
  • К середине колесной рамы, где соединялись два профиля, устанавливается сиденье. Его необходимо поставить чуть выше рамы, чтобы можно было удобно расположить ноги во время движения самодельного адаптера с мотоблоком МТЗ. Подойдет любое, которое есть под рукой, главное, чтобы было удобным.
  • Дальность установки сиденья необходимо выбирать исходя от того, где будет расположен руль.

Видео обзоры

Обзор адаптера Хорсам ИС-2

Обзор изготовления самодельного адаптера на мотоблок МТЗ

Отзывы

Вот несколько отзывов, которыми поделились на форумах опытные владельцы адаптеров:

MartinM:

«На ровном участке при езде с адаптером проблем вообще никаких не возникает, точно так же, как и при обработке почвы плугом или фрезами. Единственным нюансом возникло движение Беларуса с адаптером и прицепом. При большом весе груза в прицепе, и наезде на кочку, мотоблок встает на дыбы. Если увеличить скорость такой проблемы не наблюдается.»

Andrey-67:

«Если Вы спросите, какой адаптер лучше, купленный или готовый, то однозначного варианта нет. С одной стороны Хорс хорош тем, что все практически готово. Но с другой стороны это все готово необходимо подгонять под свой МТЗ и свои потребности. Да и цена на него не маленькая. Лучше изготовить самостоятельно. Да это дольше, но зато он будет ориентирован под Вас и всегда можно будет подкорректировать его работу»

Прицепы

Прицепы являются неотъемлемой частью любого Беларуса и позволяют перевозить грузы на расстояния.

От производителя

Сморгонский завод предлагает купить такое транспортное средство у них.

Прицеп ПМ-00.000 - это стандартный вид прицепа, который присоединяется к мотоблоку при помощи сцепки. На переднем борту установлено сиденье для удобного передвижения с грузом и управление рулем Беларуса.

Особенность прицепа ПМ-00.000

  • Максимальная грузоподъемность его составляет 300 кг. А сама масса прицепа - 200 кг.
  • Прицеп оборудован пневматическими колесами. Дорожный просвет составляет 27 см. А размер колеи – 120 см.
  • Кузов выполнен из высококачественной стали. Его общая площадь составляет 2,36 м 2 , или 0,705 м 3 в объеме.
  • Габаритные размеры прицепа: 308 см в длину, 151 см в ширину и 92 см в высоту.

У этой телеги есть небольшой недостаток. Его платформа приварена к раме. И выгружать груз приходится самостоятельно.

Если транспортировать сыпучие вещества (например, зерновые культуры) намного удобнее самосвальные варианты.

Аналоги

У других производителей есть более усовершенствованная модель - прицеп МП-480.

Ее грузоподъемность составляет 500 кг. Каркас дополнительно усиливается для придания прицепу более стабильных эксплуатационных свойств и недопущения опрокидывания во время работы.

Особенность прицепа МП-480

  • Обладает откидным бортом, благодаря которому можно с легкостью высыпать груз из прицепа.
  • Если высоты кузова не хватает, то можно дополнительно нарастить ее при помощи специальных щитов, которые идут в комплекте с телегой.
  • Под сидением расположен удобный ящик для перевозки различных инструментов, что позволяет всегда держать их под рукой и при необходимости провести ремонтные работы с телегой.

Есть большое количество прицепов на разный вкус и цвет, например: ТМ-360 и 350 производства Беларусмаш, ТМ 500-700 акимовского металлургического завода и т.д. Но их конструкции схожи между собой.

Прицеп ТМ-500
Прицеп ТМ-350
Прицеп ТМ-360

Единственное отличие - самосвальный он или нет. При выборе прицепа обязательно учитывайте этот момент.

Самодельный вариант

На самом деле нет ничего лучше, чем то, что изготовлено своими руками. А с прицепом и проблем никаких нет. И особых навыков иметь не нужно. Если есть под рукой шасси, металл, болгарка и сварочный аппарат, то можно изготовить прицеп самостоятельно.

Устройство прицепа

  • Для начала необходимо сделать раму. Для рамы лучше всего использовать квадратную трубу.
  • После переходим к кузову. Во время сборки кузова необходимо предусмотреть возможность откидывания бортов, это значительно облегчает погрузочно-разгрузочные работы. А при желании можно даже сделать самосвальный вариант, чтобы и выгружать не нужно было.
  • Затем просто собрать это все воедино, и установить удобное сиденье впереди, поскольку без него езда на мотоблоке МТЗ с прицепом будет невозможна. Дальность сиденья необходимо рассчитать в зависимости от положения руля, чтобы управление было удобным.

Если Вас заинтересовал вопрос изготовления самодельной тележки для Беларуса, то можно посмотреть на форумах, там есть большое количество информации, которая касается чертежей, схем, размеров прицепов, объясняются нюансы сборки самосвальных и обычных телег и многое другое.

Видео обзор

Обзор работы самосвального прицепа на МТЗ-08МТ

Как можно превратить мотоблок в минитрактор и какие бывают прицепы для мотоблока? Существуют ли заводские устройства для расширения функционала? В этой статье мы расскажем о переделке двухколёсного пешеходного трактора в полностью самоходное четырёхколёсное ездовое устройство.

В предыдущих обзорах мы рассматривали оборудование, которое делает из простого мотоблока (МБ) производственный агрегат, выполняющий полезную работу. В этой статье мы расскажем про адаптеры (посадочно-рулевые устройства) и прицепное оборудование для МБ, с помощью которых можно будет получить примитивный минитрактор для работ по хозяйству.

Установка двух дополнительных колёс — мера, очень популярная среди фермеров. Сельское хозяйство отнимает много сил, а они у человека ограничены. Модернизация мотоблока даёт его хозяину ряд преимуществ.

Облегчение работы оператора. Не нужно больше водить МБ за ручки, тратя все силы на хождение позади него.

Реализация тягового потенциала. Осевое, стационарное и активаторное навесное оборудование раскрывает примерно половину мощности МБ. Его реальные способности проявляются именно в работе с прицепами и адаптерами.

Расширение функционала. Помимо сугубо транспортных качеств МБ приобретает возможность проявлять себя в новых видах деятельности. Например, осваивать больше посадочного материала и расходовать жидкости для опрыскивания сотнями литров.

Преимущество «своего хода». Не требуется перевозить его к отдалённому месту работы на отдельном транспорте.

Простота управления. МБ не нужно удерживать на весу и направлять всю массу в нужную сторону.

Все перечисленные качества становятся доступными при использовании прицепного оборудования. Оно делится на два основных вида — прицепы (телеги) и адаптеры. Мы рассмотрим их в порядке от простого к сложному.

Прицепы

Конструктивно аналогичны любому известному виду двухколёсных транспортных прицепов. Встречаются устройства с двумя парами колёс, но это скорее экспериментальные модели. Установка дополнительной пары не оправдывает себя — грузоподъёмность прицепа возрастает в 2-2,5 раза, но мощность двигателя остается ограниченной. На заводском прицепе всегда предусмотрено посадочное место для оператора, иногда целая скамья (короб) на полную ширину. Некоторые модели приспособлены для цистерн до 300 л или имеют систему креплений для них.

По функционалу различают бортовые и самосвальные устройства. При желании можно приобрести раму с колёсами отдельно в качестве базы для индивидуальной компоновки. На цену и удобство езды существенно влияет наличие пневматических колёс. Для удобства некоторые производители адаптируют оси под автомобильные колёса распространённых моделей: «Лада», «Таврия», «ИЖ». 90% прицепов снабжены тормозами. Самоходная сцепка может развивать скорость до 30 км/час, при этом расход топлива увеличивается в 1,5-1,7 раза по сравнению с пешеходным вариантом.

Особняком в этой категории стоят приводные прицепы. Они имеют оси с червячным редуктором и карданный вал, соединённый с валом отбора мощности мотоблока. Этот вид оборудования используется только на самых мощных МБ и даёт наибольшую эффективность ездовых свойств. Максимальная грузоподъёмность всего устройства — 350-750 кг при собственной массе от 90 до 200 кг.

Прицепы для мотоблока:

Модель Производитель Размер борта, мм Грузоподъёмность, кг Колёса Борт Цена, руб.
«БУЛАТ ПМБ-1» Украина 1100х1300 350 литые в комплекте борт 8000
«Мотор Сич АД-2В» Украина 1200х1300 350 литые в комплекте борт 9500
«БУЛАТ ПМБ-1У» Украина 1100х1400 450 пневмо не входят в комплект самосвал 9800
«БУЛАТ ПМБ-2У» Украина 1300х1700 550 пневмо не входят в комплект самосвал 11200
«Мотор Сич ТС-1» Украина 1200х1300 350 пневмо в комплекте самосвал 11500
«Мобил К ТПМ-350-1» Россия 1000х1300 350 литые в комплекте самосвал, оцинковка 15800
PRORAB TT-502 Китай 1100х1500 380 литые в комплекте самосвал 16000
«КАДВИ ПМ-04» Россия 1150х1200 500 литые/пневмо опционально борт 16400
Grillo G55-107 Италия-Россия 1250х1400 350 пневмо в комплекте борт 25000
«Кадви АМПК-500», полный привод Россия 1100х1100 500 литые в комплекте борт 32000
«Беларус МТЗ-750» Белоруссия 1200х1650 750 литые в комплекте борт 38000

Адаптеры для мотоблока (АМБ)

Адаптер — это двухколёсное прицепное устройство, позволяющее выполнять на четырёх колёсах полезную работу (помимо транспортировки), предусмотренную функционалом мотоблока. Поскольку он крепится на месте задней навески, в его задней части предусмотрена подвижная серьга или рамка, которая позволяет не только крепить орудия, но и регулировать их наклон прямо на ходу. Регулировочный механизм (привод серьги) может быть тяговым или рычажным.

Обязательный атрибут АМБ — посадочное место для оператора. Штатные органы управления мотоблоком полностью ручные, что позволяет использовать их в сидячем положении. Дополнительное преимущество это даёт при разработке плотной почвы — вес оператора помогает заглублять плуг.

Человек всегда стремится к лучшему и этот факт не мог не отразиться на рабочих механизмах. Продолжительная работа в поле заставила задуматься об удобстве управления, и мотоблок снова подвергли модернизации на заводах. В результате свет увидели посадочно-рулевые модули (ПРМ). Они делятся на два типа:

  • адаптерный
  • рамный

Адаптерный ПРМ (АПРМ) представляет собой отдельный прицеп, расположенный на ведомой части сцепки, вместе с креслом оператора. Сцепление КПП мотоблока в основном подводится к педали. Обычно АПРМ оснащён рулевым колесом, тяги которого приведены в район колёс мотоблока, либо в узел сцепки.

Преимущество компоновки АПРМ:

  • баланс веса по осям;
  • быстрая сборка-разборка конструкции;
  • не требуется существенная переделка органов управления.

Недостатки:

  • подвижная сцепка — худшая устойчивость;
  • неудобная посадка оператор (тяжело при длительной работе).

Адаптерные посадочно-рулевые модули:

Модель Производитель Цена, руб.
«Булат 810» (сиденье с колесом) БУЛАТ, Украина 4500
Адаптер АПМ-100 (без сцепки) НЕВА, Россия 8000
Прицепной адаптер БУМ-2 БУЛАТ, Украина 8500
ПМ-05 Аврора, Россия 10000
Green Field CN-80 Green Field, Китай 10000
Прицепной адаптер БУМ-1 БУЛАТ, Украина 11000
GS 81-101-12 GS, Китай 12000
Адаптер АПМ-350 без кузова НЕВА, Россия 14500
Адаптер АПМ-350 с кузовом НЕВА, Россия 15850
Посадочно-рулевой модуль «Прогресс» Прогресс, Россия 34000

Рамный ПРМ (РПРМ) представляет собой полноценную прямоугольную раму, снабжённую необходимыми приспособлениями для управлением ходовой частью и КПП. Тяги руля подведены к передней ведомой паре колёс. Двигатель находится либо позади оператора, либо под ним.

Преимущество компоновки РПРМ:

  • устойчивость за счёт жёсткой рамы;
  • вся масса от МБ и оператора передаётся рабочему органу (плугу);
  • более удобная посадка и расположение органов управления.

Недостатки:

  • для возврата МБ в исходное состояние потребуется обратная переделка;
  • требует существенной адаптации органов управления.

В итоге некоторые производители мотоблоков предложили своим клиентам готовый заводской набор для переоборудования МБ в минитрактор. Он включает в себя следующие приспособления:

  1. Несущая рама.
  2. Защитные кожухи (для ремней).
  3. Крылья.
  4. Тормозной бачок и цилиндр.
  5. Рычаги блокировки полуоси.
  6. Барабан тормоза с опорным диском.
  7. Рулевая колонка.
  8. Задняя подъёмная рамка (серьга).
  9. Комплект для установки почвофрезы.

Набор стандартный и примерно одинаковый у всех производителей. При выборе обратите внимание на конструкцию оси — она должна предусматривать возможность установки автомобильных колёс.

Комплекты для переоборудования мотоблоков:

Ассортимент таких изделий растёт не по дням, а по часам. Востребованность их очевидна, поскольку даже самый дешёвый китайский минитрактор обойдётся минимум вдвое дороже, чем мощный (китайский) мотоблок, оборудованный адаптером. Таким образом, перед фермером открывается перспектива иметь в хозяйстве два маленьких трактора по цене одного. Выбор очевиден.

Мотоблок МТЗ — это серия техники, которая выпускалась минским тракторным заводом для выполнения сельскохозяйственных, строительных и коммунальных работ.

Устройство и технические характеристики моделей мотоблоков МТЗ

Данное устройство работает при любых температурных и погодных условиях. Также его можно модернизировать своими руками.

Технические характеристики мотоблоков МТЗ не уступают аналогичным моделям иностранного производства.

МТЗ-05

Технические показатели мотоблока МТЗ-05:


Данная техника предназначена для следующих видов работ:

  • вспашка грунта небольшой плотности;
  • боронование;
  • культивация;
  • междурядная обработка различных овощных культур (благодаря конструкции, в которой отсутствует рама, во время обработки растения не повреждаются);
  • транспортировка грузов, вес которых не превышает 500 кг.

В комплектацию входит инструкция по эксплуатации, в которой подробно расписаны все возможности этого технического средства и меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время выполнения работ.

МТЗ-06

Показатели техники МТЗ-06:

Мотор Карбюраторного типа с системой воздушного охлаждения
Мощность 5,5 лошадиных сил
Тип сцепления Фрикционный, многодисковый
Тип коробки передач Механический
Количество скоростей 4 передние передачи

2 задние передачи

Тип колес Пневматический
Ширина колеи, м До 0,7
0,7
Глубина обработки почвы, м 0,3
Вал отбора мощности Да
1000
Тип управления Рулевой
Радиус разворота, м 1
Объем бака для горючего, л 6
Максимальная рабочая скорость, км/ч 15
Тип дифференциала Шестеренчатый
Гарантия 1 год
Габариты техники, м 1,8*0,86*1,07
Масса, кг 135

Данная модель — это техника производства МТЗ с двигателем, работающим на дизельном топливе, и со встроенной системой охлаждения воздушного типа.


На мотоблок можно установить дополнительное оборудование, например грунтозацеп, окучники, фрезы и т.д. Дополнительное оборудование присоединяется при помощи троса сцепления.

МТЗ-08

Технические показатели модели 08:

Двигатель GX240K1S1 Honda
Расстояние дорожного просвета, м 0,29
Радиус поворота, м 1
Колея, м До 0,7
Рабочая температура -20°…+30°С
Передачи переднего хода 4
Передачи заднего хода 2
Максимальная рабочая скорость движения, км/ч 11,6
Номинальная частота вращения маховика, об/мин 1200
Мощность двигателя 9 лошадиных сил
Муфта сцепления Многодисковая с ручным управлением, работающая на масле
Тип коробки передач Механический
Расход топлива, г/квт. ч 319
Максимальная масса перевозимого груза, кг 650
Колесная формула 2*2
Вал отбора мощности Да
Реверс Да
Размеры, м 1,78*0,85*1,07
Вес, кг 176

Для присоединения дополнительного оборудования в конструкции предусмотрена специальная сцепка.


На верхней крышке корпуса находится штанга рулевого типа, на ней расположены органы управления мотоблоком. Силовая передача мотоблока состоит из муфты сцепления, коробки передач, главной передачи, дифференциала и конечных передач.

МТЗ-09

Данная модель мотоблока имеет следующие характеристики:


Среди плюсов данной модели можно выделить:

  • Неприхотливость к топливу. Силовая установка работает на бензине АИ-92 и АИ-95.
  • Надежный корпус, выполненный из чугуна.
  • Предусмотрена возможность регулировки оборотов двигателя.
  • Нет тросов.
  • Низкий уровень шума во время выполнения работ.
  • Эргономичная рукоятка.
  • Широкий выбор дополнительного оборудования. Например, почвенная фреза, универсальный окучник, навесной отвал и т.д.
  • В цилиндре есть чугунная гильза, что дает возможность использовать агрегат в тяжелых условиях.

МТЗ-12

Технические показатели тяжелого мотоблока МТЗ-12:

Тип двигателя Четырехтактный, карбюраторный
Система охлаждения Воздушная
Мощность мотора 11 лошадиных сил
Количество передач вперед 4
Количество передач назад 2
Тип дифференциала Шестеренчатый, конический с 2 сателлитами с принудительной блокировкой
Сцепление Многодисковое
Управление Ручное
Максимальная скорость движения, км/ч 9,6
Колея, см До 70
Глубина обработки грунта, см 30
Максимальный вес прицепа, кг 650
Вал отбора мощности Да
Скорость валового вращения, об/мин 1000
Размер колес, см 15*33
Габариты, м 1,89*0,85*1,01
Масса, кг 148

Мотоблок оснащен пневматическими колесами и рукояткой, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона. Здесь установлена механическая коробка передач с постоянным зацеплением шестерен.


На МТЗ 12 можно установить множество дополнительного оборудования, вес которого не должен превышать 30 кг, например, это может быть, окучник, снегоочиститель, культиватор и т.д. Также предусмотрена возможность переделать технику в мини-трактор.

Ремонт и модернизация

Ремонт мотоблока МТЗ предусматривает: замену двигателя, регулировку сцепления, ремонт КПП, замену маслу, устранение утечек и т.д.

Все запчасти находятся в свободном доступе, что помогает сократить время, затраченное на ремонт техники.

Как сделать свет на мотоблоке МТЗ

Если у техники есть собственный генератор, то необходимо лишь установить фонарь. Для этого нужно подготовить:

  • электрическую дрель;
  • паяльник;
  • отвертку;
  • гаечный ключ;
  • кусачки;
  • термоусадочную трубку;
  • электрический кабель;
  • фару;
  • габаритные и поворотные фары.

Порядок действий:

  1. К корпусу прикрутить основание осветительных приборов.
  2. Фару вынести на отдельный кронштейн.
  3. На рулевую колонку установить кнопки включения фонаря, поворотных и габаритных огней. Зафиксировать их хомутами.
  4. Протянуть электрический кабель в гофрированную трубку, а саму трубку притянуть к рулевой колонке и раме так, чтобы не было провисаний.
  5. Присоединить провода к генератору и клеммам.
  6. Запустить двигатель и проверить работоспособность осветительной системы.
  7. Все скрутки и места соединения изолировать.


Для того чтобы освещение было постоянным даже при небольшой нагрузке, рекомендуется установить стабилизатор.

Какое масло заливать в двигатель мотоблока

Существует несколько вариантов масла, которое можно заливать в двигатель мотоблока:

  1. API CJ-4. Используется для агрегатов мощностью 10-12 лошадиных сил.
  2. API CH-4. Оно подходит для четырехтактных двигателей, работающих на дизеле.
  3. API CF-2. Данный вариант подходит для техники, которая эксплуатируется в тяжелых условиях. В составе есть присадки, которые защищают внутренние детали двигателя от быстрого износа.

Заливать масло в коробку нужно до обозначенной отметки, не проливая его.

Как утяжелить мотоблок

Чтобы самостоятельно утяжелить агрегат, необходимо подготовить:

  • 2 гири по 5 кг;
  • 2 блина по 10 кг;
  • 2 корзины сцепления, взятые от автомобиля или трактора;
  • кусок шестигранного полнотелого профиля;
  • 2 мотоблочные шплинты.

Порядок действий:

  1. От профиля отрезать 2 куска по 5 см каждый. Просверлить в них отверстия для шплинтов.
  2. Прикрепить отрезанный кусок к блинам от штанги.
  3. Вставить шестигранник в отверстие от грифа и приварить его.
  4. Прикрепить корзину сцепления к блину при помощи сварки.
  5. Присоединить к сцеплению гирю.
  6. Все покрасить и дать краске высохнуть.
  7. Проделать те же действия для второго колеса.


Такой метод позволяет сделать мотоблок тяжелее на 50 кг.

Можно добавить вес корпусу техники:

  1. Изготовить каркас или взять блин (25 кг) и приварить его к корпусу, а затем закрепить болтом.
  2. В каркасе нужно прорезать отверстие для слива масла.

Навесное оборудование

К мотоблокам можно присоединить широкий спектр навесного оборудования, например культиватор, тракторный адаптер, борон и т.д.

Адаптеры

Адаптер к мотоблоку МТЗ устанавливается для удобства водителя. Такое оборудование позволяет пользователю работать в положении сидя, а не стоя. Оно помогает увеличить скорость работы, например, если раньше скорость была 5 км/ч, то с адаптером она увеличится до 10 км/ч.

Прицепы

Данное дополнительное оборудование используется для транспортировки малогабаритных грузов.

Размеры прицепа для мотоблока должны быть следующими:

  • длина — 1,4 м;
  • ширина — 1 м.

Такое оборудование способно перевозить грузы массой до 350 кг.

Фреза

Почвофреза — это оборудование, предназначенное для эффективного культивирования плотных и тяжелых грунтов, удаления сорняков путем наматывания.


Типы фрез:

  • шестизубчатая;
  • семизубчатая;
  • внутренняя;
  • наружная;
  • разборная.

Плуг

Оборотный плуг необходим для вспахивания почвы. Он крепится к мотоблоку при помощи сцепки.

Регулировка плуга включает в себя:

  • регулировку заглубления;
  • регулировку угла наклона самого агрегата и полевой доски относительно носа лемеха.

Копалка

Применяется для легкой и быстрой уборки больших площадей посадок картофеля, моркови и других корнеплодов.

Схема картофелекопателя включает в себя такие детали, как:

  • сошка;
  • полевая планка;
  • наконечник-лапа культиватора;
  • зубья.

Чтобы сделать копалку самостоятельно, нужно:

  1. Вставить выходную ось копалки в левое боковое отверстие кожуха.
  2. Выполнить монтаж звездочки с подшипником, кольца для распорки и промежуточной распорной втулки.
  3. Вставить входную ось в отверстие кожуха справа.

Косилка

Роторная косилка необходима для скоса травы.

Плюсы данного дополнительного оборудования:

  • скошенная растительность укладывается в валки;
  • диски имеют простую конструкцию;
  • его легко ремонтировать.


Снегоуборщик

Используется для расчистки дорог и участков от снега в зимний период. Рекомендуемый режим работы — 4 км/ч.

Во время эксплуатации необходимо учитывать толщину снежного покрова.

В инструкции снегоуборщика прописано, на какую толщину заноса рассчитан ковш.

Что можно сделать своими руками

Самостоятельно можно сделать следующее дополнительное оборудование для мотоблока:

  1. Грабли для скоса травы. Широкую полосу листового железа нужно нарезать на отрезки по 10 см и приварить их к пластине в несколько рядов с интервалом 3-4 см. К этой же пластине приварить длинные тяги для крепления к раме мотоблока. Для плавности хода самодельные грабли можно дополнить роликами.
  2. Отвал для очистки территории от снега. Его делают из 2 сваренных вместе кусков швеллера. Снегоуборщик крепится к передней части корпуса при помощи болтов.
  3. Тележка и прицеп. Тележку можно сделать из уголка, швеллера и старых колес от автомобиля, а прицеп — из металлических профилей и досок.
  1. Его делают из металлического профиля, длиной от 160 до 180 см.
  2. Поперек профиля приваривают еще один профиль (50-60 см).
  3. К первому профилю приваривают раскосы (длина зависит от угла наклона относительно всей конструкции).
  4. К раме присоединяют рычаг управления при помощи сварочного аппарата.
  5. Сиденье прикрепляют на опору.


Специализированная техника – это неотъемлемая часть для работы на участке. Взрыхлить или вскопать участок, окучить грядки помогает мотоблок. Однако работа с ним отнимает достаточно много времени и сил. Для ускорения процесса работы на агрегате многие садоводы покупают или делают самодельный адаптер для мотоблока. Большинство покупает его в специализированных магазинах, но если хочется уникальный адаптер, который 100% подойдет к уже имеющемуся аппарату, нужно его сделать самому.

Создать самодельный адаптер для мотоблока своими руками не составит труда, здесь потребуется время, желание и небольшая денежная сумма.

Разновидности адаптеров для мотоблока

Внешне адаптер похож на двухколесный прицеп с сидением для водителя. При установке такого прицепа автоматизируются практически все выполняемые работы. Сам мотоблок становится практически мини-трактором. Кроме того, несколько моделей имеют специальный рычаг, который позволяет поднимать и опускать сиденье, делая работу еще комфортнее.

Адаптеры для мотоблоков могут быть нескольких видов. Чтобы сделать агрегат самому, нужно определиться, какой из видов будет удобнее и комфортнее для владельца. В зависимости от типа сцепления они бывают с рулевым управлением и подвижным сочленением. В зависимости от того, как расположена главная силовая установка, существует два вида: передние и задние адаптеры.

Адаптер с рулевым управлением

Этот вид находится на жестком сочленении с мотоблоком. Рулевое управление представлено отдельным узлом, при этом возможны варианты как с задними, так и с передними колесами. Мотоблок становится практически самоходной машиной, которая в управлении достаточно проста и легка, практически не отличается от мотоциклов или автомобилей.

Адаптер с подвижным сочленением

При подвижном сочленении угол относительно вертикальной оси между адаптером и мотоблоком изменяется. Изготовить такой прицеп намного легче, но при совершении поворота будет требоваться больше усилий. Однако этот вид адаптера уступает в геометрии: радиус разворота, а также его угол значительно больше.

Передние и задние адаптеры

Само название определяет значение вида: передний – он находится впереди мотоблока, задний – сзади. Какой из них лучше невозможно определить, поскольку все зависит от индивидуальных предпочтений, а также целей использования мотоблока.

Для взрыхления и вскопки участка более удобным будет передний адаптер, поскольку здесь, в основном, нужна сила мотоблока, видеть участок необязательно. А вот для окучивания грядок и т.п., более комфортным станет задний адаптер, поскольку нужно внимательно смотреть за происходящей работой.

Рекомендуется создавать адаптер наиболее ближе к ведущей оси, поскольку вес водителя будет давать дополнительную массу на мотоблок, прижимая его еще плотнее к грунту. В таком случае колеса не будут пробуксовывать.

Купить навеску и прицепное к мотоблоку в интернет-магазинах

Как сделать адаптер к мотоблоку своими руками

Чтобы самому сконструировать прицеп для мотоблока, не требуется специальных знаний, умений – лишь чертежи и сварка. Материалы имеют невысокую стоимость и доступны для покупки в любых строительных магазинах.

Схема и элементы конструкции

Как уже было сказано, выше адаптер представляет собой прицеп, который располагается либо сзади мотоблока либо спереди. Схематично он выглядит следующим образом:

Чертеж мотоблока МТЗ-0,5 с самодельным навесным оборудованием

Адаптер для мотоблока предусматривает следующие основные элементы конструкции:

  1. Рама – может быть хребтовой или лестничной. Иногда можно встретить вариант, где рамы самого агрегата и прицепа объединены в единый элемент. Однако в этом случае необходимо создавать новый постамент для трансмиссии и двигателя.
  2. Подвеска – осевая, мостовая, поворотная, портальная. Обычно изготавливается без упругих элементов.
  3. Портал – используется только в заднем виде. В случае с передним им становится портал самого агрегата.
  4. Сцепное устройство – самый главный элемент адаптера, поскольку делает мотоблок устойчивым и обеспечивает надежность соединения. Если прицеп имеет рулевое управление, то сцепка будет жесткой, в случае с подвижным сочленением – создается крепеж на горизонтальном шарнире. Есть вариант создания с учетом двух степеней свободы: скручивание и поворот.
  5. Сидение – создается в зависимости от предпочтений владельца.
  6. Рулевое управление – применяется только с жесткой сцепкой. Создать его можно самому, либо приобрести в специализированном магазине.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы самостоятельно сделать прицеп, нужны следующие материалы и инструменты:

  • металлические уголки;
  • металлические листы для опоры ног;
  • квадратный металлопрофиль;
  • колеса (2 шт.);
  • аппарат для сварки;
  • другие инструменты (пила, шуруповерт и т.п.).

Чертежи и размеры

Пример простой схемы

Основой адаптера станет квадратный металлопрофиль. Обычно он берется длиной от 160 до 180 см. К нему прямо перпендикулярно прикрепляется профиль меньше – 50-60 см (в зависимости размеров нужной колеи).

К получившейся конструкции крепятся колесные стойки. Что касается стоек, то их размер составляет 25-40 см. Он определяется в зависимости от самого мотоблока. Затем привариваются раскосы, длина которых определяется от желаемого размера всей конструкции и прочих параметров.

Далее создается рама, боковые направляющие которой прикрепляются к стойкам колес с помощью болтов. К раме в дальнейшем крепится навесное оборудование, затем рычаг управления. Он имеет 3 колена размером 20, 35 и 55 см.

Для увеличения массы и усилия создается еще один рычаг размером побольше – 80 см.

Сборка адаптера для мотоблока

1 этап. Создание кинематической схемы.

С самого начала на этапе проектирования необходимо создать кинематическую схему, в которой следует предусмотреть обеспечение равновесия всей системы и предупреждение дополнительной перегрузки. В данном случае уместно использовать готовые варианты (как пример ниже) либо создать ее самому.

Схема простого адаптера

2 этап. Создание основных элементов.

При изготовлении конструкции рамы необходимо предусмотреть устройство вилки с втулкой. Она будет обеспечивать поворот прицепа в свободной форме. Сама рама создается из металлических уголков и труб, кузов – из стального листа. Для создания колесных стоек чертится схема либо берется готовая.

Часто для создания сцепного узла используют 15-сантиметровый штырь. Его вводят в отверстие дышла П-образного фаркопа мотоблока.

Этот вариант быстро выходит из строя, поскольку слишком быстро изнашивается за счет свободно вращающегося прицепа, который разбивает сцепляемые отверстия. Рекомендуется увеличивать длину П-образной сцепки для долгосрочного использования.

3 этап. Установка сидения.

Сиденье закрепляется на расстоянии 80 см от переднего края на раме балки адаптера и фиксируется болтами.

Часто на адаптер добавляют дополнительные элементы: регулировку сидений, дополнительные рычаги – здесь уже все зависит от фантазии создателя, а также целей и времени использования мотоблока.

Адаптер для мотоблока, сделанный своими руками, будет большим помощником для садовода. Он не только уменьшает время работы на мотоблоке, но и облегчает ее и делает более автоматизированной.

Подборка видео